Монтаж оборудования приямка лифта
Монтаж оборудования приямка выполняется после установки направляющих кабины и противовеса, которые являются для него измерительной базой, а в ряде случаев, оборудование крепится непосредственно на направляющие. В приямке устанавливаются буфера для кабины и противовеса, натяжное устройство каната ограничителя скорости и, сблокированные на щитке, выключатель, звонок, штепсельная розетка телефонной связи и переключатель. Для скоростных лифтов с высотой подъема более 45 м в приямке также устанавливается натяжное устройство уравновешивающих канатов.
Пружинные буфера под кабину для пассажирских лифтов могут устанавливаться на направляющие при монтаже последних или на специальных бетонных тумбах. Пружинный буфер под противовес устанавливается на полу приямка. Если пружинные буфера под кабину закреплены на направляющих, то они надеваются на нижние их отрезки перед установкой последних.
Для грузовых и некоторых типов пассажирских лифтов пружинные буфера под кабину устанавливаются на бетонных тумбах, в которые заделывается анкерный крюк стойки. Стойка буфера противовеса фиксируется заливкой чистого пола. Кроме того, стойки пружин могут привариваться к закладным деталям, если они предусмотрены.
Перед бетонированием тумб и заливкой чистого пола или приваркой стоек к закладным деталям они должны быть выставлены в проектное положение. Для этой операции используются специальные кондукторы (рис. 13.27). В стакан вводится стойка буфера, прижимается фланцем к его нижнему торцу и зажимается проходящим сбоку через стенку стакана болтом. Кондуктор с зажатыми в нем стойками на зажимах крепится к направляющим. При этом проверяется его горизонтальность и проектный размер установки стоек буферов по высоте. В таком положении стойки остаются зафиксированными при бетонировании тумб и заливке чистого пола. Кондукторы снимаются после твердения бетона или после приварки стоек к закладным деталям.
Гидравлические буфера при монтаже скоростных лифтов устанавливаются на специальную раму и монтируются в блоке с ней монтажной лебедкой. Рама выставляется по направляющим с помощью струны и отвесов к центрам буферов и проверяется на горизонтальность. Отклонение буферов от вертикали не должно превышать соотношения 1/1000. После установки буферов следует проверить в них уровень масла и при необходимости долить через воронку с сеткой. Марка масла указывается в заводской инструкции. После монтажа масляные буфера закрываются чехлом.
Натяжное устройство каната ограничителя скорости закрепляют на проектной высоте на одной из направляющих кабины с помощью зажимов. Под его
груз устанавливают подставку таким образом, чтобы рычаг кронштейна оставался в горизонтальном положении. После запасовки каната ограничителя скорости подставка убирается. Натяжное устройство компенсирующих канатов чаще всего устанавливается на отрезках направляющих, закрепленных на раме масляных буферов (рис. 13.28). При монтаже оборудования приямка под его корпус ставится подставка таким образом, чтобы натяжное устройство было в верхнем положении.
Щиток с электроаппаратурой приямка закрепляется зажимами на направляющей, свободной от натяжного устройства.
Рис. 13.27. Монтаж стоек буферов а — под кабину; б — под противовес; 1 — направляющая кабины; 2 — стойка буфера кабины; 3 -кондуктор; 4 — направляющая противовеса; 5 — стойка буфера противовеса; 6 — кондуктор
Рис. 13.28. Установка натяжного устройства уравновешивающих канатов 1 — кронштейн; 2 — балка рамы масляных буферов; 3 — прижим; 4 — отрезок направляющей; 5 — натяжное устройство; б — монтажная подставка
Какое оборудование может размещаться в приямке лифта
Рис. 2.1. Расположение оборудования в машинном помещении:
1 — вводное устройство; 2 — шкаф управления; 3 — трансформатор; 4 — ограничитель скорости; 5 — лебедка
Рис. 2.2. Кинематические схемы лифтов с верхним (а) и нижним (б) расположением машинного помещения:
1 — кабина; 2 — лебедка; 3 — тяговый (подъемный) канат; 4 — противовес;
5 — подвесной кабель; 6 — отклоняющий блок
Машинное и блочное помещения должны иметь сплошное ограждение со всех сторон на всю высоту, а также верхнее перекрытие и пол. Двери должны быть сплошными, обитыми металлическим листом, открываться наружу и запираться на замок.
Пол машинного и блочного помещения должен иметь не скользкое покрытие, не образующее пыли. Температура воздуха должна быть в пределах 5 . 25 °С. Помещения должны быть сухими и иметь электрическое освещение.
В машинном помещении не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением систем вентиляции и отопления этих помещений.
Не допускается использовать помещения для прохода на крышу или в другие помещения. Подходы к машинным и блочным помещениям должны быть освещены и свободны.
У грузового малого лифта помещение для установки лебедки и блоков допускается размещать под потолком верхнего обслуживаемого лифтом этажа. В этом случае станция управления и трансформаторы должны располагаться около шахты в запираемом шкафу.
Для уменьшения стоимости лифта и упрощения его обслуживания лифтостроительные фирмы ведут работы по совершенствованию основных функциональных узлов и применяют новые компоновочные решения. Так, например, у выжимного лифта фирмы «КОНЕ» отсутствует машинное помещение. Специально разработанная лебедка размещается в шахте, и ее обслуживание осуществляется с крыши кабины лифта. Станция управления устанавливается в стене ограждения шахты, рядом с дверью шахты верхней этажной площадки. Такая конструкция лифта уменьшает капитальные затраты и снижает трудоемкость производства, монтажа и технического обслуживания.
Блочное помещение всегда расположено над шахтой. В нем размещается следующее оборудование:
■ отводные блоки и контршкивы;
■ ограничитель скорости;
■ выключатель цепи управления лифтом для отключения лифта при проведении работ в блочном помещении;
■ выключатель освещения блочного помещения.
Оборудование машинного помещения
Вводное устройство (рис. 2.3) — это электротехническое устройство, предназначенное для подачи и снятия напряжения питающих линий на вводе в лифт. Каждый лифт получает питание от отдельного силового ввода здания (напряжение 380 В).
Рис. 2.3. Общий вид вводного устройства:
1 — крышка; 2 — траверса; 3 — изолирующее основание (плата); 4 — кожух;5 — клеммное соединение; 6 — входной провод; 7 — нож; 8 — контактная стойка; 9 — рукоятка; 10 — шарнирные стойки; 11 — заземляющий провод;12 — проходные конденсаторы; 13 — заземляющая шина; 14 — выходной провод
Рис. 2.4. Безредукторная лебедка с дисковым электродвигателем переменного тока EcoDisk:
2 — направляющие кабины; 2, 8 — прижимные планки крепления лебедки; 3 — клеммная коробка; 4 — тахогенератор системы управления работой двигателя; 5 — растормаживающий электромагнит; 6 — дисковый ротор с канатоведущим и тормозным шкивами; 7 — тяговые канаты; 9 — корпус лебедки
Рис. 2.5. Лебедка с канатоведущим шкивом:
1 — редуктор; 2 — канатоведущий шкив; 3 — колпак; 4 — штурвал; 5 — рама;6 — подрамник; 7 — упругий амортизатор; 8 — чашка; 9 — муфта; 10 — клеммная коробка; 11 — электродвигатель переменного тока; 12 — колодочный тормоз
Рис. 2.6. Профили канавок канатоведущего шкива: а — полукруглый; б — полукруглый с подрезом; е — клиновой; г -с подрезом
Рис. 2.7. Установка трансформаторов
Рис. 2.8. Схема взаимодействия ограничителя скорости с ловителями:
1 — канат ограничителя скорости; 2 — опорная рама; 3 — концевой выключатель; 4 — рычаг; 5 — отводка ролика; 6,7 — упоры
Ограничитель скорости движения кабины должен приводить в действие механизм ловителей, если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 15 % и составит не более чем 0,8 м/с для ловителей резкого торможения и 1,5 м/с для ловителей плавного торможения и ловителей резкого торможения с амортизирующим элементом при номинальных скоростях движения кабины не более 1 м/с.
Ограничитель скорости противовеса должен срабатывать, если скорость движения противовеса вниз превышает номинальную не менее чем на 15 % и не более чем на величину, превышающую на 10 % верхний предел скорости для срабатывания ограничителя скорости кабины. Ограничитель скорости может быть установлен в машинном или блочном помещении, на кабине, на противовесе, в шахте.
Ограничитель скорости представляет собой механизм центробежного типа. На оси, закрепленной в корпусе, вращается механизм, состоящий из шкива с двумя клиновыми канавками и двух грузов, соединенных между собой пружиной.
Внутри корпуса имеются подвижные и неподвижные упоры, в которые упирается груз при увеличении скорости вращения шкива. В этот момент происходит остановка механизма и, как следствие, остановка каната ограничителя скорости, связанного с рычагом включения механизма ловителей. Поворот рычага приводит к включению ловителей.
Концевой выключатель — что электрическое устройство контроля перехода кабиной крайних этажных площадок, которое служит для размыкания цепи управления лифтом, если кабина проходит свои крайние рабочие положения, но не больше чем на 150 мм.
Концевой выключатель на лифтах с автоматическим приводом дверей устанавливают на раме ограничителя скорости, а на лифтах с распашными дверями — в шахте выше верхнего этажного переключателя и ниже нижнего.
Шахта лифта — это пространство, в котором перемещается кабина, противовес и (или) уравновешивающие устройства кабины. Она должна быть отделена от примыкающих к ней площадок и лестниц, на которых могут находиться люди или оборудование, стенами, перекрытием и полом или расстоянием, достаточным для обеспечения безопасности.
Шахта может быть полностью или частично огражденной (рис. 2.9), а также приставной (рис. 2.10)
Рис 2.9. Общий вид наружной установки лифтов в частично ограждённой шахте
Рис. 2.10. Приставная шахта лифта: 1 — приямок; 2 — средняя секция шахты; 3 — верхняя секция шахты; 4 — секция машинного помещения;5 — несущая рама; 6 — опорная балка
В шахте может размещаться следующее оборудование лифта:
■ кабина;
■ противовес;
■ направляющие кабины и противовеса;
■ этажные переключатели иди датчики;
■ двери шахты;
■ электропроводка;
■ подвесной кабель;
■ канаты кабины и противовеса;
■ канат ограничителя скорости;
■ приборы освещения;
■ уравновешивающие элементы (цепи, канаты или резиновые тросовые ленты).
Часть шахты, расположенная ниже уровня края нижней этажной площадки, называется приямком. В нем размещается следующее оборудование: буферные устройства или упоры кабины и противовеса, натяжное устройство каната ограничителя скорости, выключатель приямка и др. (рис. 2.11).
Рис. 2.11. Оборудование приямка (общий вид):
1 — буферное устройство кабины; 2 — буферное устройство противовеса;
3 — натяжное устройство каната ограничителя скорости
Рис. 2.12. Гидравлический буфер:
а — с изменяющейся площадью кольцевого отверстия: 1 гайка; 2 — втулка; 3, 20 — амортизаторы; 4 — шток; 5 — корпус; 6 — фасонная шайба; 7 — контактное устройство; 8 — цепь (канатик); 9 — резервуар; 10, 16 — кольца; 11 — втулка гидроцилиндра; 12 — фасонная гайка; 13 — пружина; 14 — чехол; 15 — плунжер; 17 — пружинное кольцо; 18 — торцевая шайба; 19 — кронштейн; 21 — линейка; 22 — сливная пробка; 6 — с изменяющимся числом калиброванных отверстий: 1 — плунжер; 2 — сжатый азот; 3 — щуп; 4 — крышка; 5 — резервуар; 6 — масло; 7 — калиброванное отверстие; 8 — корпус (цилиндр); 9 шток; 10 — контактное устройство; 11 — линейка
Рис. 2.13. Натяжное устройство каната ограничителя скорости:
1 — буфер; 2 — направляющая кабины; 3 — концевой выключатель; 4 — блок; 5 — рычаг; 6 — груз
Рис. 2.14. Противовес:
1 — вертикальный стояк; 2 — направляющий башмак; 3 — верхняя балка; 4 — пружинная подвеска; 5 упор; 6 — груз; 7 — стяжка; 8 — нижняя балка; 9 — пластина
Рис. 2.15. Сечения направляющих:
а — е — неспециальные прокатные профили; ж — трубчатый профиль; з — профиль с металлической облицовкой; и — специальный тавровый прокат
Приямок. Шахта лифта. Часть 3
3.12.1 В нижней части шахты лифта должен находиться приямок.
Приямок должен быть защищен от попадания в него грунтовых и сточных вод. При возможности попадания в приямок атмосферных осадков он должен быть оборудован дренажным устройством.
После установки креплений направляющих, буферов, разнообразных решеток и т.д., не должна быть нарушена гидроизоляция приямка.
3.12.2 Приямок глубиной более 2500 мм должен быть оборудован дверью для доступа в приямок.
Эта дверь должна соответствовать требованиям п. 5.1.3.
3.12.3 Приямок глубиной более 0,9 м от уровня порога дверного проема для входа в приямок должен быть оборудован стационарным устройством из негорючего материала (лестница, скобы и т.д.), расположенным в пределах досягаемости из дверного проема. Устройство должно быть оборудовано поручнем, верхний край которого должен находиться на высоте не менее 1,1 м над уровнем порога проема для доступа в приямок.Допускается не оборудовать устройство поручнем, если его верхняя ступень (скоба) находиться на высоте не менее 1,1 м над уровнем порога проема для доступа в приямок
3.12.4 При нахождении кабины на полностью сжатых буферах, одновременно должны выполняться следующие условия:
а) в приямке должно быть предусмотрено свободное пространство, достаточное для размещения «прямоугольного блока» с размерами не менее 0,5 м 0,6 м 1,0 м, лежащего на одной из своих граней;
б) зазор между дном приямка и самыми нижними частями кабины должен быть не менее 0,5м. Зазор может быть уменьшен до 0,1м в пределах измеренного по горизонтали расстояния 0,2м между:
1) фартуком или деталями вертикально-раздвижной двери и примыкающей стеной (стенами) шахты;
2) самыми нижними частями кабины и направляющими;
3.12.5 Для обеспечения безопасного входа в приямок в шахте лифта должно быть установлено электрическое устройство безопасности, соответствующее требованиям п.6.4.31.
Расположение электрического устройства безопасности должно обеспечивать его доступность при открытии двери для входа в приямок и с пола приямка. В зависимости от глубины приямка должно устанавливаться одно или два устройства:
а) если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него не более 1550 мм, то приямок должен быть оборудован одним электрическим устройством безопасности:
расстояние от пола приямка до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не более 2,0 м;
расстояние над уровнем порога двери для входа в приямок до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не менее 0,45 м;
горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не более 0,75 м:
б) если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него более 1550 мм, то приямок должен быть оборудован двумя электрическими устройствами безопасности:
расстояние над уровнем порога двери для входа в приямок до управляющего элемента верхнего электрического устройства безопасности должно быть не менее 1,0 м;
горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента верхнего электрического устройства безопасности должно быть не более 0,75 м:
расстояние от пола приямка до управляющего элемента нижнего электрического устройства безопасности должно быть не более 1,2 м.
3.13 В шахте допускается размещение механического и электрического оборудования лифта при условии выполнения требований п.4.4.
3.14 При нахождении лебедки в машинном помещении в шахте лифта допускается расположение канатоведущего шкива при условии возможности его проверок, испытаний и обслуживания из машинного помещения;
3.15 В шахте лифта не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением систем пожарной и охранной сигнализации, диспетчерского контроля и систем, предназначенных для отопления и вентиляции шахты. При этом любые устройства управления и регулировки отопительной аппаратуры должны размещаться вне шахты лифта. Запрещается прокладка в шахте газопроводов, парового отопления и водяного отопления высокого давления
3.16 Освещение шахты лифта должно отвечать требованиям п.6.6.6. Включение освещения шахты должно производится из шахты и/или машинного помещения. Установленный в шахте выключатель освещения должен быть доступен при открывании двери шахты: горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента выключателя должно быть не более 0,75 м:
3.17 Если существует риск, что работающие в шахте люди могут попасть в «ловушку», выход из которой невозможен ни через кабину, ни через шахту, то в местах, где подобный риск существует, должно быть установлено устройство сигнализации.
3.18 В приямке лифта должна быть установлена электрическая розетка, отвечающая требованиям п.6.6.5.
Рабочие зазоры, указанные на рис.3 должны обеспечиваться на всем протяжении срока службы лифта.
Рис.3 Зазоры между кабиной и стеной
3.19.1 Горизонтальное расстояние между внутренней поверхностью шахты лифта и порогом кабины, обрамлением дверного проема шахты и ближней створкой раздвижных дверей кабины должно быть не более 0,15 м.
Указанное расстояние:
а) может быть увеличено до 0,2 м на участке шахты, высота которого, не превышает 0,5 м;
б) может быть увеличено до 0,2 м по всей высоте подъема грузового лифта, оборудованного вертикально-раздвижными дверями;
в) не ограничивается для кабин, оборудованных дверьми с механическим замком, который отпирается только в зоне отпирания дверей. Работа лифта должна автоматически зависеть от запирания соответствующей двери кабины, за исключением случаев, рассмотренных в п. 5.1.13.1. Такое запирание должно контролироваться электрическим устройством безопасности, отвечающим требованиям п. 6.4.15.
3.19.2 Горизонтальное расстояние между порогом кабины и порогом дверей шахты лифта должно быть не более 35 мм.
3.19.3 Горизонтальное расстояние между дверью кабины и дверьми шахты лифта должно быть не более 0,12 м.
3.19.4 При сочетании распашной двери шахты и складчатой двери кабины, в любой из зазоров между этими дверьми не должен проходить шар (цилиндр) диаметром 0,15 м (Рис.4)
3.19.5 Кабина, вместе с относящимися к ней деталями, должна находиться на расстоянии не менее 50 мм от противовеса или уравновешивающего устройства кабины и связанных с ним деталей.
ГОСТ Р 53780-2010. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. стр. 6
5.3.3.3 Двери для доступа в машинное и блочное помещения вместе с замками должны выдерживать в запертом положении нагрузку 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см и приложенную к дверной панели под прямым углом в любой ее точке и с любой стороны с упругой деформацией, не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация не допускается.