Лекция 5. Стандартизация
1. Стандартизация. Цели стандартизации. Принципы стандартизации.
2. Документы в области стандартизации.
3. Международные организации по стандартизации.
4. Органы и службы стандартизации РФ.
5. Виды национальных стандартов РФ: Категории стандартов.
6. Методы стандартизации: упорядочение объектом, параметрическая стандартизация, унификация продукции, агрегатирование
Оглавление
1. Стандартизация. Цели стандартизации. Принципы стандартизации
Определение понятия «Стандартизация» дано Законом РФ «О техническом регулировании», который вступил в действие с 1 июля 2003 г.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Основные понятия закона, касающиеся стандартизации:
стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией;
национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты принимаются в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Стандартизация осуществляется в целях:
- повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обеспечения научно-технического прогресса;
- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
- рационального использования ресурсов;
- технической и информационной совместимости;
- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
- взаимозаменяемости продукции.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
- добровольного применения стандартов;
- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
2. Документы в области стандартизации
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
- национальные стандарты;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Национальный орган по стандартизации:
- утверждает национальные стандарты;
- принимает программу разработки национальных стандартов;
- организует экспертизу проектов национальных стандартов;
- обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
- осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
- создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
- организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
- участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
- утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
3. Международные организации по стандартизации
Головной международной организацией в области стандартизации является ИСО. Комитетами – членами ИСО являются национальные организации по стандартизации, которые изъявили согласие выполнять требования Устава и правил процедуры ИСО.
Высшим руководящим органом ИСО является Генеральная ассамблея, которая состоит из представителей всех национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов), и которая созывается не реже одного раза в три года.
В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство организацией осуществляет Совет, который рассматривает и принимает решения по всем вопросам деятельности ИСО и собирается на заседания не реже одного раза в год.
Совету ИСО подчиняются 7 комитетов:
- СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации;
- ПЛАКО – техническое бюро, которое подготавливает предложения по планированию работы ИСО, а также по организации и координации технических сторон работы;
- КАСКО – комитет по оценке соответствия, который изучает вопросы организации сертификации продукции на соответствие стандартам;
- ИНФКО – комитет по научно-технической информации;
- ДЕВКО – комитет по оказанию помощи развивающимся странам;
- КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей;
- РЕМКО – комитет по стандартным образцам (эталонам).
Вся работа ИСО по разработке и согласованию проектов международных стандартов осуществляется рабочими органами ИСО, техническими комитетами, подкомитетами и рабочими группами.
Порядок разработки международных стандартов, функции органон ИСО и их секретариатов определены «Директивами по технической работе ИСО», утвержденными Советом ИСО.
4. Органы и службы стандартизации РФ
Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации и области строительства организует Государственный комитет по жилищной и строительной политике (Госстрой России).
Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.
К российским службам стандартизации относятся научно исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации:
ВНИИстандарт – головной институт в области Государственной cm темы стандартизации;
ВНИИС – головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг);
ВНИИНМАШ – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования, машиностроения и приборостроения;
ВНИИКИ – головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.
Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Они при необходимости создают подразделения (службы) стандартизации и (или) назначают головные организации по стандартизации. Субъекты хозяйственной деятельности также организуют и проводят работы по стандартизации. Их подразделения (службы) стандартизации выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии.
5. Виды национальных стандартов РФ
Виды национальных стандартов РФ:
- основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности; общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, процессов и услуг, а также обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья, имущества, и другие общественные требования;
- стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (общие технические условия — ОТУ) или к конкретной продукции (технические условия — ТУ);
- стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах изготовления, хранения, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции;
- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) принимается Госстандартом России или Госстроем России. К объектам ГОСТ Р относятся продукция, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.
Стандарт отрасли (ОСТ) разрабатывается и применяется государственными органами в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.
Здесь под отраслью понимается совокупность хозяйствующих субъектов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.
Стандарт предприятия (СТП) – стандарт, утвержденный предприятием. Объектами стандартизации СТП являются составляющие организации и управления производством, направленные на повышение его эффективности; продукция, производимая этим предприятием; методы расчета; технологические нормы и требования; типовые процессы изготовления; оснастка; инструмент и т.п.
Стандарт научно-технического, инженерного общества (СТО). Его объектами являются, как правило, новые оригинальные виды продукции и услуг, технология, новые принципы управления производством, методы испытаний и т.п. СТО также, как СТП, не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.
Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Такие стандарты носят добровольный, рекомендательный характер.
Стандарт научно-технического, инженерного общества (СТО). Его объектами являются, как правило, новые оригинальные виды продукции и услуг, технология, новые принципы управления производством, методы испытаний и т.п. СТО также, как СТП, не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.
Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Такие стандарты носят добровольный, рекомендательный характер.
Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.
В перечень нормативных документов включен технический регламент, который содержит в себе требования, нормы и правила технического характера, подлежащие обязательному исполнению.
К нормативным документам относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).
Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации – официальный документ, в котором представлены систематизированные своды наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации (ОКП – общероссийский классификатор продукции; ОКПО – общероссийский классификатор предприятий, организаций).
Правила по стандартизации (ПР) – нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России. ПР разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Если ПР прошли регистрацию в Минюсте России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.
Норма – нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры и качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.
Рекомендации (Р) – нормативный документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, правила, методы выполнения работ.
ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями, подведомственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ.
6. Методы стандартизации
Под методом стандартизации понимается прием или совокупность приемов, которые обеспечивают достижение поставленных целей.
Можно выделить следующие методы, применяемые в стандартизации:
- упорядочение объектов;
- параметрическая стандартизация;
- унификация;
- агрегатирование;
- комплексная стандартизация;
- опережающая стандартизация.
5.6.1 Упорядочение объектом
Систематизация и отбор объектов стандартизации, симплификация, типизация и оптимизация объектов стандартизации составляют содержание метода упорядочения.
а) Систематизация объектов стандартизации заключается в научно- обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Например, OКП-Общероссийский классификатор продукции. Он представляет собой систематизированный свод кодов и наименований продукции и состоит из классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (A-OKП) частей. Классификационная часть представляет собой свод кодов и наименований классификационных группировок (класс-подкласс группа подгруппа вид), систематизирующих продукцию по определенным признакам. Ассортиментная часть – свод кодов и наименований, идентифицирующих конкретные типы, марки и т.п.
б) Отбор объектов стандартизации – деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего применения в производстве.
в) Симплификация заключается в ограничении номенклатуры применяемых в производстве изделий, основных и вспомогательных материалов до такого количества, которое является достаточным для удовлетворения существующей потребности.
г) Типизация объектов стандартизации – деятельность, направленная на разработку и установление типовых объектов, конструктивных, технологических, организационных и экономических решений. Суть типизации состоит в распространении единого признака на всю совокупность объектов одного назначения. Признаками типизации могут быть конструктивные решения, порядок действий, производственные условия и т.п.
д) Оптимизация объектов стандартизации заключается в определении оптимальных (главных) параметров, а также значений всех других показателей, обеспечивающих заданный уровень качества.
5.6.2 Параметрическая стандартизация
а) Выбор и обоснование параметрических рядов стандартизуемых объектов — это выбор и установление целесообразных численных значений параметров, подчиняющихся строго определенной математической закономерности. Параметры изделий делятся на основные и главные, причем главные выделяются из числа основных. Основные параметры определяют характерные конструктивно-технологические и эксплуатационные свойства изделий и процессов. В качестве главных принимают такие основные параметры, которые отличаются стабильностью при технических усовершенствованиях, не зависят от применяемых материалов и технологии изготовления и наиболее полно характеризуют конструктивно-технологические и эксплуатационные свойства изделий и процессов. Параметрические ряды машин, приборов и других объектов стандартизации рекомендуется строить на базе предпочтительных чисел.
б) Система предпочтительных чисел является основанием для выбора величин и градаций параметров всех видов продукции, что позволяет наилучшим образом согласовать и увязать между собой изделия, полуфабрикаты, материалы, транспортные средства, технологическое, контрольно-измерительное и другое оборудование. Ряды предпочтительных чисел включают целые степени десяти и имеют знаменатели геометрической прогрессии, равные ; ; ; ;
Установлено четыре основных десятичных ряда предпочтительных чисел:
Каждый член ряда получают путем умножения предыдущего члена на знаменатель прогрессии . В некоторых технически обоснованных случаях допускается использование дополнительного ряда .
Номер предпочтительных чисел ) на количество чисел в десятичном интервале, в котором числа ряда увеличивает на количество чисел в десятичном интервале, в котором числа ряда увеличивается в 10 раз.
В ряды предпочтительных чисел входит округленное значение числа π (3,15), что обеспечивает согласование параметров и размеров, связанных не только линейными, но и степенными зависимостями (длины окружностей, площади кругов, объемы и т.д.).
в) Выбор номенклатуры главных и основных параметров изделий. При выборе главных и основных параметров исходят из следующих положений: главные параметры должны наиболее полно выражать технические и эксплуатационные свойства изделия; быть максимально стабильными во времени, т.е. сохраняться неизменными при модификации и совершенствовании стандартизуемых изделий, а также не зависеть от технологии изготовления, используемых материалов, принятых методов расчета; номенклатура главных параметров машин одного функционального назначения должна быть, по возможности, унифицированной; номенклатура главных параметров должна быть оптимальной, чтобы не ограничивать возможность совершенствования конструкции и технологии изготовления; в случае выбора для построения параметрического ряда нескольких главных параметров все они должны быть функционально независимы; величины главных параметров рядов должны соответствовать предпочтительным числам.
Большинство основных параметров, в отличие от главных, зависят от конструкции и технологии изготовления стандартизуемого изделия.
г) Выбор диапазона параметрического ряда, который производится после выбора целесообразной для стандартизации номенклатуры главных и основных параметров изделий. Под параметрическим рядом понимают совокупность числовых значений параметров, построенных в определенном диапазоне на основе принятой градации. Интервалом параметрического ряда называется любая ограниченная последовательность членов ряда, диапазоном — интервал, ограниченный крайними значениями членов ряда.
д) Выбор градации параметрического ряда, под которой понимается математическая закономерность, определяющая характер интервалов между членами ряда в определенном диапазоне. В зависимости от характера интервалов различают градацию с одинаковым интервалом во всем диапазоне и градацию с различным интервалом.
Выбор оптимальной градации параметрического ряда сводится к отысканию такого ряда предпочтительных чисел, который в наибольшей степени отвечает поставленным требованиям.
5.6.3 Унификация продукции
Общие положения методики унификации
Унификация – это деятельность, направленная на рациональное сокращение числа типов объектов конструкторской документации (деталей, узлов, комплектов, комплексов, агрегатов) одного функционального назначения с тем, чтобы из них на основе базовой модели или самостоятельно, путем различных сочетаний, можно было собирать требуемые машины с добавлением некоторого ограниченного количества специальных (оригинальных) узлов и деталей. Все детали машин можно условно разделить на две категории:
- детали, применяемые в машинах независимо от функционального назначения и особенностей конструкции последних;
- детали и сборочные единицы, предопределяющие назначение и особенности конструкции машин.
Необходимость в короткие сроки изготовлять в больших количествах самые разнообразные машины потребовала появления новых методов конструирования машин и изменения системы освоения их производства. В технологии машиностроения появилось новое направление, основанное на преемственности конструктивных и технологических решений, что позволяет использовать их в различных изделиях аналогичного или самостоятельного назначения. Это направление явилось предпосылкой для перехода на безостановочную переналадку производства на новые объекты с максимальным использованием уже проверенных технологических решений, имеющегося оборудования и оснастки. Для этого потребовалось разработать принципиально новое технологическое оборудование, обладающее приспособляемостью, обратимостью, гибкостью.
Унификация осуществляется по следующим направлениям:
- модификационная унификация, т.е. унификация между базовой моделью и конструктивными модификациями, выполняемыми на основе этой базовой модели;
- внутритиповая (размерно-конструктивная) унификация, т.е. унификация между однотипными изделиями, имеющими различные параметры;
- межтиповая унификация, т.е. унификация сборочных единиц и деталей изделий, отличающихся конструкцией, но имеющих сходные величины основных параметров;
- общая унификация, т.е. унификация сходных по назначению деталей и сборочных единиц изделий, не имеющих конструктивного подобия и отличающихся размерами основных параметров.
Унификация должна проводиться с учетом перспектив развития конструкции машин, их агрегатов, сборочных единиц и деталей, если ее целесообразность экономически обоснована, и должна завершаться стандартизацией унифицированных изделий.
Базой унификации наряду с классификацией является система предпочтительных чисел, которая позволяет установить оптимальные значения размеров и параметров стандартизуемых объектов, а также разработать комплекс государственных стандартов на основные нормы, обеспечивающие взаимозаменяемость унифицированных деталей и сборочных единиц.
Показатели уровня унификации:
Практика унификации машин, их деталей и узлов
Унификация машин, их деталей и сборочных единиц проводится на базе существующего или возможного подобия изделий, предназначенных для выполнения аналогичных по технологии и условиям работы операций или процессов.
Межотраслевая унификация элементов машин
Объединение машин по однородности выполняемых ими процессов является следствием общности физической сущности этих процессов, которые сводятся к воздействию рабочих органов машины на внешнюю среду. Технологические процессы выполнения трудоемких работ в различных отраслях хозяйства могут быть сведены к ограниченному числу операций. Это в свою очередь позволяет все разнообразные конструкции машин для выполнения этих операций скомпоновать из сравнительно небольшого числа типов сборочных единиц и агрегатов.
Общность технологических процессов позволяет после унификации основных сборочных единиц создавать самые разнообразные машины для разных отраслей народного хозяйства.
5.6.4 Агрегатирование
Агрегатирование — это метод конструирования машин и оборудования путем применения ограниченного числа унифицированных и стандартных деталей и сборочных единиц, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью. Агрегатирование позволяет скомпоновать новую машину из уже спроектированных и освоенных производством сборочных единиц и агрегатов, что приводит к значительному росту мощности предприятий без лишних затрат, без увеличения производственных площадей. Большое значение имеет рациональное членение оборудования, что позволяет создавать из минимального числа типоразмеров узлов максимальное число компоновок оборудования. Результатом этой работы должны быть параметрические стандарты и технические задания на проектирование сборочных единиц. Таким образом, базой агрегатирования является стандартизация, а ее внедрение требует разработки параметрических стандартов и стандартов на показатели качества различных типов сборочных единиц и агрегатов машин.
5.6.5 Комплексная стандартизация
Комплексная стандартизация (КС) — это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту КС в целом и его основным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной проблемы. Сущность КС сводится к систематизации, оптимизации и увязке всех взаимодействующих факторов, обеспечивающих экономически оптимальный уровень качества.
5.6.6 Опережающая стандартизация
Опережающая стандартизация (ОС) – это стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее планируемое время. В зависимости от реальных условий в стандартах устанавливают показатели, нормы, характеристики рабочего процесса в виде ступеней качества, имеющего дифференцированные сроки введения. Главным условием при разработке опережающих, в частности так называемых ступенчатых стандартов, является установление в них таких параметров и значений показателей качества, которые были бы оптимальными в планируемом интервале времени. Основными объектами опережающей стандартизации являются стабильные технически и экономически эффективные модифицируемые изделия при стабильной потребности в них. Опережение может относиться как к изделию в целом, так и к наиболее важным параметрам и показателям его качества, методам и средствам производства, испытаний и контроля. Опережающие стандарты могут базироваться на уже освоенных в других отраслях или в других странах образцах. При разработке комплексных и опережающих стандартов необходимо решать задачу установления количественных связей и степени влияния качественных показателей материала, заготовок, покупных и кооперируемых изделий, технологических и других факторов на показатели качества готового изделия основного производства. Эту задачу рекомендуется решать в два этапа:
— установление количественной связи, степени влияния и увязка показателей качества отдельных агрегатов, узлов, деталей, материала, покупных и кооперируемых изделий, входящих в конечное изделие, с требуемыми показателями качества этого изделия в целом;
— установление и увязка тех же параметров средств изготовления, измерения и других факторов (в том числе технологических) с требуемыми показателями качества агрегатов, узлов и деталей, входящих в конечное изделие.
На первом этапе строится иерархическая схема готового изделия, по которой увязывают показатели качества элементов первого уровня с заданными показателями качества конечного изделия, затем по таким же параметрам элементы второго уровня увязывают с установленными показателями качества первого уровня и т.д. Аналогично ведут решение и на втором этапе, но его иерархическая схема содержит свои элементы. Для решения этих задач применяются математическое моделирование и ЭВМ, что позволяет более точно устанавливать вид связей и влияние большого числа факторов на нормируемые параметры качества конечно го изделия, т.е. находить оптимальное решение.
В связи с многоотраслевым характером проблемы качества — в нашей стране за последние годы созданы крупные комплексные многоотраслевые системы стандартов, облегчающие кооперацию предприятий и влияющие на повышение качества и экономичность производства изделий. Такой комплексной системой стандартов является Единая система технологической подготовки производства к серийному выпуску машин (ЕСТПП). Эта система обеспечивает: единый для всех предприятий и организаций системный подход к выбору и применению методов и средств технологической подготовки производства (ТПП), соответствующих достижениям науки, техники и производства; освоение производства и выпуска изделий высшей категории качества в минимальные сроки при минимальных трудовых и материальных затратах на ТПП на всех стадиях создания изделий, включая опытные образцы (партии) и изделия единичного производства; организацию производства высокой степени гибкости, допускающей возможность непрерывного его совершенствования и быструю переналадку на выпуск новых изделий и др.
ЕСТПП основана на широком применении типовых технологических процессов и типовой оснастки, Государственных стандартов, отраслевых стандартов и стандартов предприятий, Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД), Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации и др.
Основные термины и определения в области стандартизации и управления качеством
Терминология в области стандартизации и управления качеством регламентирована и утверждена Госстандартом России. Ниже приведены основные термины и определения согласно ГОСТ.
Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
- Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- Единства измерений;
- Экономии всех видов ресурсов;
- Безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- Обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Объект стандартизации – продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.
Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов.
Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).
Стандарт отрасли – стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции.
Стандарт предприятия – стандарт, утвержденный предприятием.
Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве.
Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.
Комплекс стандартов – совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.
Международная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.
Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Совместимость – пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований.
Взаимозаменяемость – пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
Унификация – выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
Применение стандарта – использование стандарта его пользователями с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения и сферой действия.
Устанавливаемые при стандартизации номы оформляются виде нормативно-технической документации по стандартизации – стандартов и технических условий.
Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на предметы (продукцию, сырье, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера труда, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством и др.
Технические условия (ТУ) – нормативно- технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.
Государственная система стандартизации (ГСС) – система, объединяющая и упорядочивающая работы по стандартизации в масштабе всей страны, на всех уровнях производства и управления на основе комплекса государственных стандартов. Она включает в себя стандарты, содержащие совокупность взаимосвязанных правил и положений, определяющих основные понятия, цели и задачи стандартизации; организацию и методику планирования и проведения работ по стандартизации; порядок разработки, внедрения работ по стандартизации; порядок разработки, внедрения и обращения стандартов и других нормативно-технических документов по стандартизации; порядок внесения в них изменений; контроль за внедрением и соблюдением стандартов; правила построения, изложения, оформления и содержания стандартов и др.
Стандартизация
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик (обязательных для выполнения и рекомендуемых) , обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области деятельности посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований и норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации.
Объект стандартизации – продукция, процесс или услуга, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих.
Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение – область стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы изготовления машин, металлические материалы, типы двигателей и т. д.
В соответствии с руководством 2 ИСО/МЭК рекомендуются следующие виды нормативных документов, принятые в Государственной системе стандартизации Российской Федерации: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты) .
Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В стандарте устанавливают для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила и характеристики, касающиеся содержания различных видов деятельности или их результатов.
Стандарты разрабатывают на основе достижений науки, техники и передового опыта; они содержат показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции (и экономичности ее производства), а также уровня ее взаимозаменяемости.
Документ технических условий устанавливает технические требования к продукции, процессу или услуге.
Свод правил обычно разрабатывают для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций и изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер. Свод правил может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта.
Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимается регламент органом власти, а не органом по стандартизации. Разновидность регламентов – технический регламент – содержит технические требования к объекту стандартизации.
Нормативные документы по стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О стандартизации». К таким нормативным документам относятся: государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) ; применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений.
До недавнего времени действуют еще и стандарты бывшего СССР, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.
Кроме стандартов нормативными документами являются также ПР – правила по стандартизации, Р – рекомендации по стандартизации и ТУ – технические условия.
Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт Российской Федерации, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов – Госстрой Российской Федерации.
В государственных стандартах содержатся обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации и рекомендательные.
К обязательным требованиям относятся: безопасность продукта, услуги или процесса, для здоровья человека, окружающей среды и имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки.
Особо актуальны требования безопасности, поскольку безопасность товара – основной аспект сертификации соответствия.
К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ, безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и др.) .
Отраслевые стандарты разрабатывают применительно к продукции определенной отрасли. Требования отраслевых стандартов не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли.
Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства) , которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.
Объектами отраслевой стандартизации служат: продукция, процессы и услуги, характерные для отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции и изделия отраслевого применения (техническое устройство, инструмент и пр.) ; правила метрологического обеспечения в отрасли.
Стандарты предприятий разрабатывает и принимает само предприятие. Объектами стандартизации в этом случае служат составляющие организации и управления производством. Стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием.
Федеральный закон «О стандартизации» рекомендует использовать стандартизацию на предприятии для освоения им государственных, международных и региональных стандартов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфабрикатам и прочим составляющим, закупаемым у других организаций.
Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.) – нормативные документы, разрабатываемые на принципиально новые виды продукции, процессы или услуги, передовые методы испытаний, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством.
Для субъектов хозяйственной деятельности стандарты общественных объединений служат важным источником информации о первых достижениях и на добровольной основе могут быть использованы при разработке стандартов предприятий.
Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, общества или каких-либо организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и т. д.
Технические условия (ТУ) разрабатывает предприятие (или другой субъект хозяйственной деятельности) в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.
Объектами ТУ могут быть: продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями; произведения художественных промыслов и т. п.
В России, как и в мировой практике, действует несколько видов стандартов, которые различаются спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги) ; стандарты на работы (процессы) ; стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) .
Основополагающие стандарты регламентируют организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для различных сфер науки, техники и производства.
Примером основополагающих стандартов могут служить ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 – нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России.
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к конкретным видам работ, таким, как разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка, ремонт и утилизация.
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) рекомендуют применять методики контроля, обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции. Главный критерий объективности метода контроля (испытания, измерения, анализа) – воспроизводимость и сопоставимость результатов.
Наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации является унификация.
Унификация – это рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения. Проводят ее в два этапа:
- анализ конструкции изделий и их применяемости;
- приведение близких по конструкции и размерам изделий, их составных деталей и частей к единой оптимальной типовой конструкции.
Таким образом, устанавливают минимально необходимое, но достаточное число типов, видов и типоразмеров изделий, характеризуемых высокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью. Если результаты унификации не оформляют стандартом, то ее можно осуществлять до стандартизации. Если разрабатывают стандарт, который будет применяться в нескольких отраслях промышленности, то допускается большее число типоразмеров.
Дальнейшее их сокращение достигается путем составления отраслевых или внутризаводских ограничительных перечней типоразмеров изделий, их составных частей и деталей.
Комитет ИСО/СТАКО рекомендует следующее определение термина «унификация»: это форма стандартизации, заключающаяся в объединении в одном документе двух и более документов (технических условий) с таким расчетом, чтобы регламентируемые этим документом изделия можно было взаимозаменять при употреблении.
Примечание: ИСО – Международная организация по стандартизации (International Standart Organization – сокращенно ISO) .
Основой унификации являются систематизация и классификация.
Систематизация предметов, явлений или понятий преследует цель расположить их в определенном порядке и последовательности, образующей четкую систему, удобную для пользования. При этом учитывают взаимосвязь объектов систематизации.
Наиболее простая форма систематизации – алфавитная система расположения объектов. Такую систему используют, например, в энциклопедических и политических справочниках, в библиографии и т. п. Применяют также порядковую нумерацию систематизируемых объектов или расположение их в хронологической последовательности.
Например, ГОСТы регистрируются Государственным комитетом стандартов по порядку номеров. После номера в каждом стандарте указывают год принятия (например, ГОСТ 16095-70 «Резьба метрическая для диаметров от 1 до 600 мм. Допуски») . Для систематизации параметров и размеров машин, их частей и деталей рекомендуются ряды предпочтительных чисел.
Широкое распространение получила такая разновидность систематизации, как классификация.
Классификация преследует цель расположить предметы, явления или понятия по классам, подклассам и разрядам в зависимости от их общих признаков. Чаще всего классификацию проводят по десятичной системе. На ее основе создан Общесоюзный классификатор продукции.
Универсальная десятичная классификация (УДК) принята в качестве международной системы рубрикации индексами технической и гуманитарной литературы. Например: УДК 62 – техника; УДК 621 – общее машиностроение и электроника; УДК 621.3 – электротехника; УДК 622 – горное дело; УДК 621.3.622 – электротехника в горном деле и т. п.
Симплификация – форма стандартизации, заключающаяся в уменьшении количества типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного, чтобы удовлетворить существующие в данное время потребности. Такое определение дано СТАКО.
При симплификации обычно исключают разновидности изделий, их составных частей и деталей, которые не являются необходимыми (или же, наоборот, оставляют только те разновидности, которые считаются необходимыми) . В объекты симплификации не вносят каких-либо технических усовершенствований.
Типизация конструкций изделий – разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, их составных частей и деталей. При типизации не только анализируют уже существующие типы и типоразмеры изделий, их составные части и детали, но и разрабатывают новые, перспективные, учитывающие достижения науки и техники и развитие промышленности. Часто результатом такой работы является установление соответствующих рядов изделий, их составных частей и деталей.
Типизация технологических процессов – разработка технологического процесса для производства однотипных деталей или сборки однотипных составных частей или изделий той или иной классификационной группы. Типизации технологических процессов должны предшествовать работа по классификации деталей, составных частей и изделий и установление типовых представителей, имеющих наибольшее число признаков, характерных для деталей, составных частей и изделий данной классификационной группы.
В нашей стране типизация технологических процессов широко распространена.
Агрегатирование предусматривает: расширение областей применения машин быстрой заменой отдельных их органов (механизмов, деталей) , увеличением номенклатуры выпускаемых машин модификацией их основных типов и созданием различных исполнений; возможность комплектования некоторых машин (механизмов, оборудования) разного функционального назначения из унифицированных взаимозаменяемых агрегатов и деталей; создание приспособлений путем использования общих деталей и т. д.
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . № 184- ФЗ «О техническом регулировании» , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно — исследовательский институт стандартизации ( ФГУП ВНИИстандарт )
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г . № 159- ст
4 В настоящем стандарте реализована статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г . № 184- ФЗ «О техническом регулировании»
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.12-99
Настоящий стандарт дополняет общие термины в области стандартизации , которые установлены действующим в Российской Федерации в качестве национального стандарта межгосударственным стандартом ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации . Термины и определения» , с целью реализации отдельных положений Федерального закона «О техническом регулировании» .
В настоящем стандарте для каждого понятия установлен один стандартизованный термин .
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина . При этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму .
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает , что в нее включены два или более терминов , имеющих общие терминоэлементы . В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи .
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом , их краткие формы , представленные аббревиатурой , — светлым .
При применении настоящего стандарта приведенные определения терминов можно при необходимости изменять , вводя в них произвольные признаки , раскрывая значения используемых терминов и / или указывая объекты , относящиеся к определенному понятию . Эти изменения не должны нарушать объем и содержание понятий , определенных в настоящем стандарте .
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском ( код языка — en ) и французском ( код языка — fr ) языках .
Термины и определения общетехнических понятий , которые необходимы для понимания текста основной части настоящего стандарта , приведены в приложении А .
После основной части настоящего стандарта приведен алфавитный указатель терминов на русском языке , а также алфавитные указатели иноязычных эквивалентов терминов на английском и французском языках .
В приложении А термины и определения , повторяющие положения статьи 2 Федерального закона «О техническом регулировании» , заключены в рамки .
ГОСТ Р 1.12-2004
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
Термины и определения
Standardization in the Russian Federation. Terms and definitions
Дата введения — 2005 — 07 — 01
1 Область применения
1.1 . Настоящий стандарт устанавливает основные термины , применяемые при проведении работ по стандартизации в Российской Федерации на национальном уровне и при ссылках на национальные стандарты в других нормативных документах , а также определения этих терминов .
Термины , установленные настоящим стандартом , также могут быть применены при проведении работ по стандартизации на уровне организаций , в том числе коммерческих , общественных , научных организаций , саморегулируемых организаций и объединений юридических лиц .
1.2 . Термины , установленные настоящим стандартом , рекомендуется использовать в правовой , нормативной , технической и организационно — распорядительной документации , научной , учебной и справочной литературе .
1.3 . Если в другом действующем в Российской Федерации стандарте применены термины , отличные от терминов , которые установлены настоящим стандартом для тех же понятий , то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении ( пересмотре или изменении ) этого действующего стандарта . В обоснованных случаях необходимость устранения указанных противоречий может служить основанием для разработки внеочередного изменения другого действующего стандарта .
2 Термины и определения
2.1 российская национальная стандартизация : Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования , направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции , работ или услуг .
1 . Главным образом эта деятельность проявляется в процессах разработки , опубликования и применения стандартов .
2. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются : повышение степени соответствия продукции , процессов и услуг их функциональному назначению ; устранение барьеров в торговле ; содействие научно — техническому сотрудничеству ; обеспечение единства измерений и достижение иных целей стандартизации , в том числе : повышение уровня безопасности ; содействие соблюдению требований технических регламентов ; обеспечение научно — технического прогресса ; повышение конкурентоспособности продукции , работ и услуг ; рациональное использование ресурсов ; обеспечение технической и информационной совместимости , взаимозаменяемости , унификации , защиты продукции , сопоставимости результатов исследований ( испытаний ) и измерений , технических и экономико — статистических данных ; обеспечение взаимопонимания , обороноспособности и мобилизационной готовности .
en Russian national standardization
fr narmalization nationale russe
2.2 национальный орган Российской Федерации по стандартизации : Орган или организация , уполномоченная Правительством Российской Федерации исполнять соответствующие функции .
Примечание — На момент утверждения настоящего стандарта функции национального органа по стандартизации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии .
en national standards body of the Russian Federation
fr organisme national de normalisation de la F é d é ration de Russie
2.3 уполномоченная научная организация по стандартизации : Научная организация любой организационной формы собственности , основным предметом деятельности которой является проведение работ или оказание услуг в области стандартизации и которая уполномочена на выполнение полностью или частично одной или более функций национального органа Российской Федерации по стандартизации .
en authorized scientific organization for standardization
fr organisation de normalisation scientifique autoris é e
2.4 национальный стандарт ( Российской Федерации ) : Утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации стандарт , в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции , правила осуществления и характеристики процессов производства , эксплуатации , хранения , перевозки , реализации и утилизации , выполнения работ или оказания услуг .
1 . Стандарт также может содержать требования к терминологии , символике , упаковке , маркировке или этикеткам и правилам их нанесения .
2. В статье 2 Федерального закона «О техническом регулировании» данный термин используется без дополнительного признака «Российской Федерации» . Этот признак введен для конкретизации более общего применяемого в международной практике термина «национальный стандарт» применительно к Российской Федерации .
en national standard of the Russian Federation
fr norme nationale de la F é d é ration de Russie
2.5 общероссийский классификатор ( технико — экономической и социальной информации ) : Разработанный и принятый в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» нормативный документ , устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и / или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации .
en all-Russian classifier of technical, economic and social information
fr classificateur d ’ information economique, technique et sociale de Russie
2.6 стандарт организации : Стандарт , утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации , а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции , выполнения работ , оказания услуг , а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований ( испытаний ), измерений и разработок .
1 . В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О техническом регулировании» к организациям , имеющим право утверждать стандарты соответствующего уровня , в частности , относятся коммерческие , общественные , научные организации , саморегулируемые организации , объединения юридических лиц .
2 . В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О техническом регулировании» к целям стандартизации относятся :
— повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан , имущества физических или юридических лиц , государственного или муниципального имущества , экологической безопасности , безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов ;
— повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ;
— обеспечение научно — технического прогресса ;
— повышение конкурентоспособности продукции , работ и услуг ;
— рациональное использование ресурсов ;
— обеспечение технической и информационной совместимости ;
— обеспечение сопоставимости результатов исследований ( испытаний ) и измерений , технических и экономико — статистических данных ;
— обеспечение взаимозаменяемости продукции .
en company standard
fr norme d ’ entreprise
2.7 правила [ нормы ] стандартизации : Нормативный документ , устанавливающий обязательные для применения организационно — методические положения , которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации .
en rules [norms] of standardization
fr r è gles [normes] de la normalisation
2.8 рекомендации по стандартизации : Документ , содержащий советы организационно — методического характера , которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения , которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте .
en standards recommendations
fr recommandations dans le domaine de la normalisation
2.9 программа разработки национальных стандартов : Документ национального органа Российской Федерации по стандартизации , устанавливающий плановые задания на темы в области стандартизации .
en national standards programme
fr programme de normalisation nationale
2.10 уведомление о разработке национального стандарта :
Представление в национальный орган Российской Федерации по стандартизации информации о начале публичного обсуждения проекта национального стандарта и публикация этой информации в информационной системе общего пользования в электронно — цифровой форме и в печатном издании с целью широкого обсуждения данного проекта для учета мнения всех заинтересованных сторон .
en notification on development of a national standard
fr notification d ’é laboration d ’ une norme nationale
2.11 уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта : Представление информации в национальный орган Российской Федерации по стандартизации о прекращении публичного обсуждения проекта национального стандарта и публикация этой информации в информационной системе общего пользования в электронно — цифровой форме и в печатном издании .
en notification of termination of the public discussion on a national draft standard
fr notification de cl ô ture de la discussion du projet de norme nationale
2.12 экспертиза проекта стандарта : Рассмотрение проекта стандарта с целью оценки его способности содействовать соблюдению требований технического регламента и / или обеспечить иные интересы национальной экономики , оценки научно — технического уровня стандарта , определения его соответствия законодательству Российской Федерации , метрологическим требованиям , правилам и нормам , проверки стандарта на патентную чистоту и правильности употребления научно — технических терминов и других языковых и знаковых средств , а также с целью подготовки соответствующего экспертного заключения .
Примечание — Экспертиза проекта стандарта может быть разделена на отдельные виды экспертиз : научно — техническую , правовую , метрологическую , патентную и терминологическую .
en expert examination of the draft standard
fr op é rations des experts sur un projet de norme
2.13 оценка научно — технического уровня стандарта : Определение полноты требований стандарта или его проекта и степени их соответствия мировому уровню развития науки и техники , в том числе сравнение этих требований с требованиями аналогичного международного стандарта , региональных стандартов и национальных стандартов экономически развитых стран .
en estimation of the scientific and technical level of standard
fr estimation du niveau scientifique et technique de norme
2.14 утверждение национального стандарта : Решение национального органа Российской Федерации по стандартизации об утверждении проекта в качестве национального стандарта и введении его в действие в Российской Федерации .
en approval of a national standard
fr homologation d ’ une norme nationale
2.15 уведомление об утвержденном национальном стандарте : Информация об утверждении и введении в действие национального стандарта , которую публикует национальный орган Российской Федерации по стандартизации в своем официальном информационном издании и размещает в информационной системе общего пользования — на официальном сайте данного органа в сети Интернет .
en notification of an approved national standard
fr notification d ’ homologation d ’ une norme nationale
2.16 информация об изменении национального стандарта :
Информация об утверждении и введении в действие изменения национального стандарта и текст этого изменения , которые публикует национальный орган Российской Федерации по стандартизации в своем официальном информационном издании и размещает в информационной системе общего пользования — на официальном сайте данного органа в сети Интернет .
en information on amendment to a national standard
fr information d ’ amendement d ’ une norme
2.17 официальное опубликование ( национального стандарта ) : Печатное издание национального стандарта или размещение его текста в информационной системе общего пользования — на официальном сайте данного органа в сети Интернет от имени национального органа Российской Федерации по стандартизации в пределах его компетенции .
en official publication of a national standard
fr publication officielle d ’ une norme nationale
2.18 распространение национального стандарта : Комплекс мероприятий по своевременному обеспечению национальным стандартом заинтересованных в нем пользователей .
en distribution of a national standard
fr diffusion d ’ une norme
2.19 перечень организаций по обеспечению национальными стандартами : Утвержденный в установленном порядке список организаций , осуществляющих производство и / или поставку продукции , оказание услуг и проведение работ для государственных нужд с использованием национальных стандартов .
en list of organization provided with national standards
fr liste des organisations assur é par les normes nationales
2.20 знак соответствия национальным стандартам : Защищенный и зарегистрированный в установленном в Российской Федерации порядке знак , выданный и применяемый в соответствии с ГОСТ Р 1.9 , информирующий , что обеспечивается необходимая уверенность в том , что должным образом идентифицированная продукция соответствует всем положениям ( требованиям ) конкретного национального стандарта ( национальных стандартов ) на данную продукцию .
en mark of conformity to national standards
fr marque de conformit é à la norme nationale
2.21 ссылка на стандарт ( в нормативном документе ) : Ссылка на стандарт вместо детального изложения его требований в другом нормативном документе .
Примечание — Ссылки могут быть датированными , недатированными или общими , при этом либо обязательными , либо индикативными .
en reference to standard (in normative document)
fr r é f é rence à la norme (dans un document normatif)
2.22 датированная ссылка ( на стандарт ) : Ссылка на стандарт в другом нормативном документе , осуществленная таким образом , что пересмотр ссылочного стандарта вызывает необходимость внесения изменения в этот документ .
en dated reference (to standard)
fr dat é e ( à une norme)
2.23 недатированная ссылка ( на стандарт ) : Ссылка на стандарт в другом нормативном документе , осуществленная таким образом , что пересмотр ссылочного стандарта не приводит к необходимости внесения изменения в этот документ .
en undated reference (to standard)
fr r é f é rence non dat é e ( à une norme)
2.24 общая ссылка ( на стандарт ) : Ссылка на стандарты в другом нормативном документе , которая обозначает все стандарты , введенные в действие национальным органом Российской Федерации по стандартизации и / или действующие в определенной области , и не содержит обозначений конкретных стандартов .
en general reference (to standard)
fr r é f é rence g éné rate ( à une norme)
2.25 обязательная ссылка ( на стандарт ) : Ссылка на стандарт , указывающая , что единственным способом достижения соответствия определенным требованиям другого нормативного документа является соблюдение ссылочного стандарта .
en exclusive reference (to standard)
fr r é f é rence exclusive ( à une norme)
2.26 индикативная ссылка ( на стандарт ) : Ссылка на стандарт , указывающая , что одним из путей достижения соответствия определенным требованиям другого нормативного документа является соблюдение ссылочного стандарта .
en indicative reference (to standard)
fr r é f é rence indicative ( à une norme)
2.27 ссылочный стандарт : Стандарт , на который дана ссылка в другом нормативном документе .
en reference standard
fr norme de r é f é rence
2.28 интеллектуальная собственность на стандарт : Совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в области стандартизации , а также на иные приравненные им объекты .
en intellectual property
fr propri é t é intellectuelle
Алфавитный указатель терминов на русском языке *
* Краткие формы терминов выделены светлым шрифтом .
знак соответствия национальным стандартам 2.20
информация об изменении национального стандарта 2.16
классификатор общероссийский 2.5
классификатор технико — экономической и социальной
информации общероссийский 2.5
опубликование национального стандарта официальное 2.17
опубликование официальное 2.17
орган Российской Федерации по стандартизации национальный 2.2
организация по стандартизации уполномоченная научная 2.3
оценка научно — технического уровня стандарта 2.13
перечень организаций по обеспечению национальными стандартами 2.19
правила [ нормы ] стандартизации 2.7
программа разработки национальных стандартов 2.9
распространение национального стандарта 2.18
рекомендации по стандартизации 2.8
собственность на стандарт интеллектуальная 2.28
ссылка на стандарт 2.21
ссылка на стандарт в нормативном документе 2.21
ссылка датированная 2.22
ссылка датированная на стандарт 2.22
ссылка индикативная 2.26
ссылка индикативная на стандарт 2.26
ссылка недатированная 2.23
ссылка недатированная на стандарт 2.23
ссылка обязательная 2.25
ссылка обязательная на стандарт 2.25
ссылка общая 2.24
ссылка общая на стандарт 2.24
стандартизация национальная российская 2.1
стандарт национальный 2.4
стандарт национальный Российской Федерации 2.4
стандарт организации 2.6
стандарт ссылочный 2.27
уведомление о завершении публичного обсуждения проекта
национального стандарта 2.11
уведомление о разработке национального стандарта 2.10
уведомление об утвержденном национальном стандарте 2.15
утверждение национального стандарта 2.14
экспертиза проекта стандарта 2.12
Алфавитный указатель эквивалентов терминов на английском языке
all-Russian classifier of technical, economic and social information 2.5
approval of a national standard 2.14
authorized scientific organization for standardization 2.3
company standard 2.6
dated reference (to standard) 2.22
distribution of a national standard 2.18
estimation of the scientific and technical level of standard 2.13
exclusive reference (to standard) 2.25
expert examination of the draft standard 2.12
general reference (to standard) 2.24
indicative reference (to standard) 2.26
information on amendment to a national standard 2.16
intellectual property 2.28
list of organization provided with national standards 2.19
mark of conformity to national standards 2.20
national standard of the Russian Federation 2.4
national standards body of the Russian Federation 2.2
national standards programme 2.9
notification of an approved national standard 2.15
notification of termination of the public discussion on a national draft standard 2.11
notification on development of a national standard 2.10
official publication of a national standard 2.17
reference standard 2.27
reference to standard (in a normative document) 2.21
rules [norms] of standardization 2.7
Russian national standardization 2.1
standards recommendations 2.8
undated reference (to standard) 2.23
Алфавитный указатель эквивалентов терминов на французском языке
classificateur d ’ information é conomique, technique et sociale de Russie 2.5
diffusion d ’ une norme 2.18
estimation du niveau scientifique et technique de norme 2.13
homologation d ’ une norme nationale 2.14
information d ’ amendement d ’ une norme 2.16
liste des organisations assur é es par des normes nationales 2.19
marque de conformit é aux normes nationales 2.20
narmalisation nationale russe 2.1
norme d ’ entreprise 2.6
norme nationale de la F é d é ration de Russie 2.4
norme de r é f é rence 2.27
notification d ’ homologation d ’ une norme nationale 2.15
notification d ’ elaboration d ’ une norme nationale 2.10
notification de cl ô ture de la discussion du projet de norme nationale 2.11
op é rations des experts sur un projet de norme 2.12
organisation de normalisation scientifique autoris é e 2.3
organisme national de normalisation de la F é d é ration de Russie 2.2
programme de normalisation nationale 2.9
propri é t é intellectuelle 2.28
publication officielle d ’ une norme nationale 2.17
recommandations dans le domaine de la normalisation 2.8
r é f é rence à une norme (dans un document normatif) 2.21
r é f é rence dat é e (a une norme) 2.22
r é f é rence exclusive ( à une norme) 2.25
r é f é rence g é n é rale ( à une norme) 2.24
r é f é rence indicative ( à une norme) 2.26
r é f é rence non dat é e ( à une norme) 2.23
r è gles [normes] de la normalisation 2.7
Приложение А
Термины и определения общетехнических понятий, которые необходимы для понимания текста основной части настоящего стандарта
А .1 продукция : Результат деятельности , представленный в материально — вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях . [ Федеральный закон «О техническом регулировании» , статья 2]
А .2 уровень развития науки и техники : Достигнутый к данному моменту времени уровень технических возможностей применительно к продукции , процессам и услугам , являющийся результатом обобщенных достижений науки , техники и практического опыта .
en state of the art
fr é tat de la technique
А . 3 совместимость : Пригодность продукции , процессов или услуг к совместному , не вызывающему нежелательных взаимодействий , использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований .
А .4 унификация : Установление оптимального числа размеров или видов продукции , процессов или услуг , необходимых для удовлетворения основных потребностей .
1 . Унификация обычно связана с сокращением многообразия .
2. В национальной практике России , как правило , используется термин «унификация» , понимаемый как «приведение к единообразию технических характеристик изделий , документации и средств общения ( терминов , обозначений и др .) » .
en variety control
fr gestion de la diversit é
А .5 безопасность ( продукции , процессов производства , эксплуатации , хранения , перевозки , реализации и утилизации ): Состояние , при котором отсутствует недопустимый риск , связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан , имуществу физических или юридических лиц , государственному или муниципальному имуществу , окружающей среде , жизни или здоровью животных и растений . [ Федеральный закон «О техническом регулировании» , статья 2]
Примечани е — В области стандартизации безопасность продукции , процессов и услуг обычно рассматривается с целью достижения оптимального баланса ряда факторов , включая такие нетехнические факторы , как поведение человека , позволяющее свести устранимый риск , связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью людей и сохранности имущества , до приемлемого уровня .
А .6 риск : Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан , имуществу физических или юридических лиц , государственному или муниципальному имуществу , окружающей среде , жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда . [ Федеральный закон «О техническом регулировании» , статья 2]
А .7 охрана окружающей среды : Защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции , процессов и услуг .
en protection of the environment
fr protection de l ’ environnement
А .8 защита продукции : Предохранение продукции от воздействия климатических и других неблагоприятных условий при ее использовании , транспортировании или хранении .
en product protection
fr protection d ’ un produit
А .9 идентификация продукции : Установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам . [ Федеральный закон «О техническом регулировании» , статья 2]
en product identification
fr identification du produit
А .10 оценка уровня причинения ущерба или вреда вследствие невыполнения требований технических регламентов : учет и анализ всех случаев причинения ущерба имуществу физических или юридических лиц , государственному или муниципальному имуществу , вреда для жизни или здоровья граждан , животных и растений , вреда окружающей среде вследствие нарушения требований технических регламентов с учетом тяжести этого ущерба и вреда .
en damage evaluation
fr é valuation du dommage
* Данный термин и его определение ( а при наличии также примечание ) приведены в формулировке , которая использована в русской версии трехъязычного издания Руководства ИСО / МЭК 2:1996, а в скобках приведен номер соответствующей терминологической статьи .
Ключевые слова : термины и определения , стандартизация , органы по стандартизации , нормативный документ , стандарт , виды стандартов , структура , положение , разработка , утверждение , применение , обновление , отмена , национальная система стандартизации Российской Федерации , гармонизация , ссылка на стандарт
1 Область применения . 2
2 Термины и определения . 2
Приложение А. Термины и определения общетехнических понятий, которые необходимы для понимания текста основной части настоящего стандарта . 7