Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Комплектные электроприводы находят все более широкое применение во многих отраслях промышленности — станкостроительной, бумагоделательной, металлургической, машиностроительной и др. Распространение КЭП объясняется более низкой трудоемкостью при его разработке и изготовлении, сокращением времени на электромонтажные и наладочные работы, удобством в эксплуатации. [1]
Комплектные электроприводы станков с ЧПУ. [2]
Комплектные электроприводы включают в себя системы с силовыми кулачковыми контроллерами и магнитными контроллерами с цепями управления на переменном ( контакторы КТ 6000) и постоянном ( контакторы КТПВ 600 и КТП 6000) токе. Такое построение рядов электроприводов позволяет в каждом конкретном случае осуществить выбор наиболее приемлемой системы с учетом условий эксплуатации, предъявляемых требований по автоматизации управления, масс, габаритов и стоимости. Ряды электроприводов включают в себя все типы крановых двигателей с фазным ротором серии MTF и МТН для диапазона мощностей от 1 2 до 200 кВт и строятся отдельно для механизмов подъема и передвижения крановых устройств. [3]
Комплектные электроприводы серии КТЭУ обладают широким спектром функциональных возможностей. Они выпускаются в одно — й многодвигательном вариантах реверсивного и нереверсивного исполнения как с динамическим торможением, так и без него. Электроприводы мощностью до 2000 кВт обеспечивают регулирование скорости, положения, ЭДС, мощности и натяжения, а мощностью до 12 000 кВт — только регулирование скорости и мощности. На основе этих КЭП могут быть реализованы электроприводы и со специальными характеристиками. [4]
Комплектные электроприводы серий ЭКТ и КТЭ мощностью соответственно до 2000 и 1000 кВт имеют примерно те же функциональные возможности, что и серия КТЭУ, и отличаются набором и исполнением отдельных блоков. [5]
Технические данные комплектных электроприводов с магнитными контроллерами будут рассчитаны по мере их освоения промышленностью. [7]
Все комплектные электроприводы , характеристики которых приведены в данном разделе, позволяют осуществить управление ими сигналом 10 В постоянного тока. [8]
В комплектных электроприводах используются встроенные та-хогенераторы, размещенные на одном валу с двигателем, при этом кроме указанных серий тахогенераторов используются машины типа СЛ. [9]
В современных комплектных электроприводах реализуется функция технического диагностирования на стадиях настройки и рабочего функционирования. [10]
В состав комплектного электропривода постоянного тока ( рис. 2.5) в общем случае входят управляемые выпрямители, обеспечивающие регулирование напряжений якоря и тока обмотки возбуждения. В таком варианте обеспечивается двухзонное управление скоростью электродвигателя. [11]
Завод Мосгорсовнархоза выпускает комплектные электроприводы ПМУ с двигателями постоянного тока, получающими питание от магнитных усилителей с выходом на постоянном токе. [12]
Щиты управления каждого комплектного электропривода устанавливают в непосредственной близости от соответствую — щих тиристорных щитов. [14]
В шкафах электрооборудования находятся комплектные электроприводы , комплектные устройства питания и управления нагревательными колодцами. В зависимости от требуемой производительности комплекса применяют возвратно-поступательные или кольцевые ( эллиптические) системы слиткоподачи. Схемотехнический план нагревательных пролетов с пятью колодцами для двух систем слиткоподачи приведен на рис. 5.21, а, б, где 7 — манипулятор ( стал-киватель); 2 — приемный рольганг; 3 — слитковоз; 4 — пост оператора; 5 — нагревательные колодцы; 6 — рельсовый путь; 7 — источник электропитания слитковоза; / 0 — общая длина подъездных путей слитковоза; / ] — расстояние до приемного конца рольганга; / 2 — интервал между колодцами; / 3 — расстояние до конечной части пути; / 4 0 5 / 0; / 5 — расстояние до источника питания; / 6 — расстояние между путями. [15]
Расчет и выбор комплектных электроприводов и их компонентов
Широкий спектр продукции, представленной на современном рынке регулируемых электроприводов, в сочетании с высокопроизводительными компьютерными средствами автоматизации обеспечивает возможность решения прикладных задач автоматизации любого уровня сложности. Актуальной задачей, возникающей сегодня перед проектировщиком систем автоматизации типовых производственных механизмов и технологических комплексов, является расчет и выбор компонентов комплектных электроприводов машин и комплексов по следующим критериям, определяющим технические и экономические показатели создаваемых систем:
Обеспечение требуемых технических характеристик системы; соответствие международным стандартам и положениям; экономичность принимаемых технических решений; надежность и универсальность;
Устойчивость к внешним факторам, действующим со стороны нагрузки, питающей сети, окружающей среды;
Оптимизация по критериям энерго — и ресурсосбережения; простота в обслуживании и ремонтопригодность.
Тщательная проработка технических решений при первоначальном расчете и выборе комплектного электропривода, как правило, помогает предотвратить появление проблем при пуско-наладке и дальнейшей эксплуатации электропривода, а также снизить уровень затрат на внедрение системы.
Приведем общие положения, на которые необходимо обращать особое внимание при выборе электропривода переменного тока на базе асинхронного двигателя.
• Выбор номинальной мощности преобразователя частоты по номинальной мощности двигателя не является достаточным. При выборе стандартных приводов в общем случае необходимо осуществлять проверку соответствия номинального тока двигателя номинальному выходному току преобразователя, т. е. соблюдение условия /дв < /пр. Выбор мощности привода, предназначенного для механизма с постоянным моментом нагрузки, требует предварительного анализа нагрузочной диаграммы этого механизма в целях проверки способности преобразователя выдерживать ожидаемые перегрузки.
• Учет требуемого рабочего диапазона регулирования скорости двигателя. Работа в области частот выше номинальной (50 Гц), как правило, возможна только при пониженном моменте двигателя, т. е. при Мт < Мт ном = (9550Рдв. ном)/ядв. ном (где Мдв. ном — номинальный момент двигателя, Н м; Ршном — номинальная мощность двигателя, кВт; «дв. ноч — номинальная частота вращения ротора двигателя, об/мин). Необходимо также учитывать, что максимальная частота вращения ротора определяется параметрами механической части двигателя. При работе двигателя в области низких частот с моментом, близким к номинальному, необходимо учитывать параметры системы охлаждения двигателя. Во избежание перегрева, а следовательно, потерь мощности двигателя в этом режиме требуется использовать принудительную вентиляцию.
• Возможность работы привода в тормозном режиме с отдачей энергии торможения через модуль инвертора на звено постоянного тока. При проектировании приводов подъемно-транспортных машин, устройств размотки материала и прочих механизмов с большим моментом инерции, режим работы которых подразумевает быструю остановку или резкое снижение скорости, необходимо предусматривать тормозные модули (тормозные резисторы) либо модули рекуперации энергии торможения в питающую сеть.
• Учет длины силового кабеля для подключения двигателя. При превышении допустимой длины кабеля требуется предусматривать специализированный фильтр на выходе преобразователя частоты и учитывать дополнительные потери мощности в фильтре и питающем кабеле.
Для надежного функционирования электропривода необходимо обеспечить соответствие параметров питающей сети техническим характеристикам преобразователя.
Допустимые отклонения номинальных параметров питающей сети. Преобразователи частоты, серийно выпускаемые фирмами — производителями приводной техники, предназначены для эксплуатации в сетях с ограниченными значениями напряжения питания и частоты. Так, например, преобразователи частоты Simovert VC фирмы Siemens могут эксплуатироваться в сетях с следующими рабочими диапазонами трехфазного переменного напряжения: от 200 В -15 % до 230 В +15 %; от 380 В -15 % до 480 В +10 %; от 500 В -15 % до 600 В +10 %; от 660 В -15 % до 690 В +15 %.
Номинальная частота питающего напряжения для данных преобразователей должна лежать в пределах (50/60 Гц) ±6 %.
В некоторых случаях указанные пределы могут быть превышены. Например, питающее напряжение может резко возрасти на конечных участках длинных магистральных линий в вечерние часы и выходные дни, когда отключаются мощные потребители. При питании электроприемников от локальных источников электроэнергии (например, дизель-генераторов) возможно значительное снижение питающего напряжения. При проектировании электропривода необходимо проводить оценку возможных отклонений параметров питающей сети от номинальных.
Искажения в питающей сети. В большинстве случаев частота и напряжение питающей сети находятся в пределах нормы, однако периодически в сети возникают возмущения, которые могут привести к возникновению неисправностей или выходу из строя преобразователя. Для предотвращения таких ситуаций необходимо обращать внимание на следующие факторы: наличие обору
дования для коррекции коэффициента мощности сети (так как, например, переключение ступеней конденсаторной установки может вызвать большие броски напряжения, которые часто являются причиной выхода из строя преобразователей частоты); наличие мощного сварочного оборудования, особенно контактных и высокочастотных сварочных аппаратов; наличие других приводов, полупроводниковых преобразователей электротермических систем и т. д. Современные преобразователи частоты способны выдерживать довольно интенсивные возмущения в питающей сети, например броски напряжения до 4 кВ. Однако перечисленное оборудование может вызвать более мощные искажения. При невозможности устранения исходных причин искажений в питающей сети необходимо, как минимум, предусмотреть установку входных сетевых дросселей в цепи питания преобразователей, а также ограничителей перенапряжений на базе варисторов. Необходимо наличие защиты преобразователя от коротких замыканий в сети и устройства грозозащиты.
Сети с изолированной нейтралью. Некоторые промышленные установки предназначены для работы в условиях повышенных требований к электробезопасности. Как правило, питание таких установок осуществляется от сетей с изолированной нейтралью. Использование преобразователей частоты в таких сетях возможно только при отсутствии входных помехоподавляющих фильтров. При наличии в преобразователе встроенного фильтра подавления электромагнитных помех необходимо удалить конденсаторы фильтра, связанные с корпусом преобразователя. Для предотвращения нежелательных отключений преобразователя от замыкания выходной фазы на землю рекомендуется использовать устройство защитного отключения (УЗО).
Ограничения режимов со стороны двигателя. В стандартном исполнении асинхронный двигатель охлаждается с помощью крыльчатки, вращающейся со скоростью вращения его вала. Этот способ охлаждения эффективен при работе двигателя с номинальным моментом при номинальной скорости (зона 1 на рис. 3.8).
При работе в продолжительном режиме на пониженной скорости (зона 3) максимальный момент двигателя ограничен значением, равным 75 % номинального момента при нулевой частоте. Допустимый момент увеличивается до уровня номинального при увеличении частоты вращения до 50 % от номинального значения. При работе двигателя в данной зоне требуется применение вентилятора независимого обдува. Работа двигателя с увеличенным моментом (зона 2) обычно не продолжительна, так как ограничена перегрузочной способностью преобразователя (обычно 150 % номинального тока преобразователя в течение 60 с) и не приводит к перегреву двигателя.
Рис. 3.8. Режимы работы системы ПЧ—АД под нагрузкой:
/ — зона работы с номинальным моментом при номинальной скорости; 2 — зона работы с увеличенным моментом двигателя; 3 — зона продолжительной работы на пониженной скорости
Рис. 3.9. Механические характеристики различных Mt нагрузок:
1 — с постоянным моментом, не зависящим от частоты; 2 — с переменным моментом, зависящим от частоты; 3 — с нелинейной зависимостью момента от частоты
Работа стандартных асинхронных двигате — ^^^^
Лей в диапазоне частоты выше номинальной, %
Как правило, ограничена двойной номинальной частотой вращения двухполюсного двигателя (6000 об/мин) вследствие наличия ограничений со стороны подшипников. Однако в данном режиме происходит снижение потока магнитного возбуждения (так как выходное напряжение преобразователя ограничено значением входного напряжения), что влечет за собой уменьшение максимального момента двигателя пропорционально повышению частоты вращения выше номинального значения. Если обмотки стандартного асинхронного двигателя с параметрами Л/А 380/220 В соединить треугольником (номинальное напряжение двигателя £/д„ ном = 220 В) и питать его через преобразователь частоты с номинальным входным напряжением 400 В, номинальный момент можно обеспечить на частоте п< = — 1,73идвном.
Тип нагрузки механизма. Выбор системы преобразователь частоты—двигатель определяется требованиями, предъявляемыми к диапазону регулирования скорости, и характеристикой нагрузки приводного механизма. Соотношение между частотой вращения п двигателя и моментом нагрузки Мп различно для разных классов машин и механизмов (рис. 3.9). Большинство из них могут рассматриваться как нагрузки с постоянным, не зависящим от частоты вращения моментом (прямая 1). Типичным примером таких механизмов являются конвейеры, компрессоры и т. д.
Некоторые механизмы следует рассматривать как нагрузки с переменным моментом, зависящим от частоты вращения (кривая 2). Типичным примером таких нагрузок служат центробежные насосы и вентиляторы. Момент нагрузки этих механизмов пропорционален квадрату частоты вращения, а потребляемая мощность соответственно пропорциональна частоте вращения в третьей степени. Данный факт означает, что снижение частоты вращения двигателя приводит к значительному снижению мощности, потребляемой механизмом, и соответственно обеспечивает экономию электроэнергии, что является основной причиной применения регулируемых электроприводов вентиляторов и насосов.
Некоторые механизмы имеют нелинейные зависимости момента нагрузки от частоты вращения (кривая 3). Выбор двигателя для таких механизмов требует предварительного анализа их механических характеристик, так как необходимо обеспечить достаточный запас по моменту двигателя для реализации всех требуемых режимов работы механизма. Отдельного рассмотрения требует режим пуска привода, т. е. выбранный двигатель должен обеспечивать достаточный пусковой момент и момент, требуемый для ускорения механизма (см. подразд. 3.2.3).
Применение комплектного электропривода
Электрический привод — это электромеханическая система для приведения в движение исполнительных механизмов рабочих машин и управления этим движением в целях осуществления технологического процесса. Современный электропривод — это совокупность множества электромашин, аппаратов и систем управления ими. Он является основным потребителем электрической энергии (до 60 %) и главным источником механической энергии в промышленности. Функциональная схема привода представлена на рисунке 6.1[12].
Рисунок 6.1 — Функциональная схема привода
§ регулятор (Р) предназначен для управления процессами, протекающими в электроприводе;
§ электрический преобразователь (ЭП) предназначен для преобразования электрической энергии сети в регулируемое напряжение постоянного или переменного тока;
§ электромеханический преобразователь (ЭМП) — двигатель, предназначен для преобразования электрической энергии в механическую;
§ механический преобразователь (МП) может изменять скорость вращения двигателя, а также характер движения (с поступательного на вращательное или с вращательного на поступательное);
§ упр — управляющее воздействие;
§ ИО — исполнительный орган.
§ Силовая часть или электропривод с разомкнутой системой регулирования.
§ Система управления электропривода.
Электрический привод классифицируется следующим образом:
По количеству и связи исполнительных, рабочих органов:
§ индивидуальный, в котором рабочий исполнительный орган приводится одним самостоятельным двигателем, приводом;
§ групповой, в котором один двигатель приводит в действие исполнительные органы РМ или несколько органов одной РМ;
§ взаимосвязанный, в котором два или несколько ЭМП или ЭП электрически или механически связаны между собой с целью поддержания заданного соотношения или равенства скоростей, или нагрузок, или положения исполнительных органов РМ;
§ многодвигательный, в котором взаимосвязанные ЭП, ЭМП обеспечивают работу сложного механизма или работу на общий вал;
§ электрический вал, взаимосвязанный ЭП, в котором для постоянства скоростей РМ, не имеющих механических связей, используется электрическая связь двух или нескольких ЭМП.
По типу управления и задаче управления:
§ автоматизированный ЭП, управляемый путём автоматического регулирования параметров и величин;
§ программно-управляемый ЭП, функционирующий через посредство специализированной управляющей вычислительной машины в соответствии с заданной программой;
§ следящий ЭП, автоматически отрабатывающий перемещение исполнительного органа РМ с заданной точностью в соответствии с произвольно меняющимся сигналом управления;
§ позиционный ЭП, автоматически регулирующий положение исполнительного органа РМ;
§ адаптивный ЭП, автоматически избирающий структуру или параметры устройства управления с целью установления оптимального режима работы.
По характеру движения:
§ ЭП с вращательным движением;
§ линейный ЭП с линейными двигателями;
§ дискретный ЭП с ЭМП, подвижные части которого в установившемся режиме находятся в состоянии дискретного движения.
По наличию и характеру передаточного устройства:
§ редукторный ЭП с редуктором или мультипликатором;
§ электрогидравлический с передаточным гидравлическим устройством;
§ магнитогидродинамический ЭП с преобразованием электрической энергии в энергию движения токопроводящей жидкости.
По степени важности выполняемых операций.
§ главный ЭП, обеспечивающий главное движение или главную операцию (в многодвигательных ЭП) ;
Для некоторых механизмов, работающих в повторно-кратковременном режиме (краны, лифты), большую часть рабочего цикла двигатель работает на естественной характеристике и только относительно небольшое время работает на искусственной характеристике, обычно на пониженной частоте вращения. В этом случае потери электроэнергии на искусственной характеристике сравнительно невелики, так как мало время работы на ней. Поэтому здесь можно применять простые и дешёвые способы регулирования, даже если они вызывают повышенные потери мощности в обмотках. Поэтому, благодаря простоте реализации метода регулирования скорости путём изменения сопротивления в цепи ротора, такие электроприводы нашли наиболее широкое применение в крановых системах, и сейчас составляют основную часть находящихся в эксплуатации и выпускаемых промышленностью электроприводов. В то же время растет число электроприводов с плавным регулированием скорости, в первую очередь к ним относятся электроприводы по системам «тиристорный преобразователь — двигатель постоянного тока» (ТП-Д) и «преобразователь частоты — асинхронный двигатель» (ПЧ-АД).
Основными типами электродвигателей, которые используются для привода производственных механизмов с регулируемой скоростью движения рабочего органа, являются двигатели постоянного тока и асинхронные с короткозамкнутым или фазным ротором. Наиболее просто требуемые искусственные характеристики получаются у двигателей постоянного тока, поэтому до недавнего времени они преимущественно и находили применение для регулируемых электроприводов. С другой стороны, асинхронные двигатели, уступая двигателям постоянного тока по возможностям регулирования частоты вращения, по сравнению с последними проще в изготовлении и эксплуатации и имеют относительно меньшие массу, размеры и стоимость. Именно эти отличительные свойства асинхронных двигателей определили их главенствующее использование в промышленном нерегулируемом электроприводе. В настоящее время двигатели постоянного тока вытесняются короткозамкнутыми асинхронными двигателями с преобразователями частоты, а также синхронными двигателями с постоянными магнитами на роторе и шаговыми. Число выпускаемых двигателей постоянного тока составляет лишь 4-5 % числа двигателей переменного тока и неуклонно снижается[11].
Комплектный электрический привод постоянного тока
Наибольшее распространение получил КЭП постоянного тока. Он характеризуется широкой номенклатурой, и в его состав входят:
— ДПТ с тахогенератором;
— тиристорные преобразователи для питания обмотки возбуждения и якоря;
— силовой трансформатор или реактор;
— коммутационная и защитная аппаратура;
— устройство динамического торможения;
— схема управления ЭП;
— блоки питания обмотки возбуждения тахогенератора и электромагнитного тормоза;
— комплект аппаратов, приборов и устройств для управления и контроля состояния ЭП.
Электротехнической промышленностью выпускаются несколько серий КЭП постоянного тока. Например, комплектные электроприводы серии КТЭУ, обладающие широким спектром функциональных возможностей. Они выпускаются в одно- и многодвигательном вариантах реверсивного и нереверсивного исполнения как с динамическим торможением, так и без него. КТЭУ мощностью до 2000 кВт обеспечивают регулирование скорости, положения, ЭДС, мощности и натяжения; а КТЭУ мощностью до 12000 кВт – только регулирование скорости и мощности. На основе этих КЭП могут быть реализованы ЭП и со специальными характеристиками.
Функциональная схема КЭП серии КТЭУ приведена на рис3.1.
Рис.3.1. Функциональная схема комплектного электропривода типа КТЭУ
В силовую часть КЭП входят два комплекта управляемых выпрямителей UZ1 и UZ2 реверсивного тиристорного преобразователя ТП, обеспечивающего работу двигателя. Подключаются ЭП к сети переменного тока напряжением 380В автоматическим выключателем QF1 через реактор LF (первый вариант) или трансформатор (второй вариант). Автоматический выключатель QF2 осуществляет коммутацию и защиту силовых цепей выпрямленного тока. Для дистанционного включения цепи якоря по сигналам схемы управления предусмотрен контактор КМ.
Для динамического торможения двигателя используется резистор RV, который подключается к якорю М с помощью контактора KV.
Обмотка возбуждения двигателя LM питается от неуправляемого выпрямителя VD, подключенного к трансформатору Т1. Включение и защита цепи возбуждения осуществляется автоматом QF3. Для КТЭУ на номинальные токи якоря свыше 320А обмотка возбуждения питается от управляемого выпрямителя.
Для формирования требуемых статических характеристик в схеме КЭП предусмотрены обратные связи по скорости, току и напряжению. Обратная связь по скорости реализуется с помощью тахогенератора BR, имеющего обмотку возбуждения LBR. Коэффициент усиления обратной связи может регулироваться за счёт изменения (с помощью блока питания ABR) тока возбуждения тахогенератора.
Сигналы, пропорциональные току двигателя, снимаются с трансформатора тока ТА (переменный ток) и шунта RS1 (выпрямленный ток). Сигнал обратной связи по напряжению снимается с потенциометра RP1.
Сигналы обратных связей по координатам ЭП и технологическим параметрам рабочей машины поступают на вход системы управления (СУ) вместе с сигналами задания с пульта управления (ПУ). На основании этих входных сигналов СУ вырабатывает управляющий сигнал Uу, подаваемый на СИФУ тиристоров преобразователей UZ1 и UZ2, а также осуществляет управление электрическими аппаратами, входящими в состав схемы коммутации, защиты и сигнализации (СКЗС).
СКЗС является блоком, который обеспечивает коммутацию электрических цепей ЭП и выполнение функций защиты и сигнализации. Получая информацию от различных датчиков и аппаратов защиты, СКЗС выдаёт на пульт ПУ двухуровневые логические сигналы о положении коммутационных аппаратов, величине скорости ЭП и т.д. СКЗС управляет также работой блока питания электромагнитного тормоза YB.
Для получения информации о токах якоря и возбуждения ЭД в схеме используются соответственно амперметры РА1 и РА2, подключенные к шунтам RS1 и RS2. Для контроля подаваемого на якорь напряжения служит вольтметр PU.
Комплектные электроприводы серии ЭКТ и КТЭ имеют примерно такие же возможности, что и КТЭУ. Для привода станков и роботов разработана группа КЭП серии ЭТУ 3601, ЭТ3, ЭТ6, ЭТРП, ЭПУ1, ЭПУ2, ПРП, ЭШИР-1.В этих КЭП применяются высокомоментные двигатели типов ПБСТ, ПГТ, ПБВ, ДК1, обеспечивающие высокие динамические показатели работы.
Схемы управления большинства станочных КЭП построены по принципам подчиненного регулирования координат с регуляторами тока и скорости.
Комплектный электропривод переменного тока
Номенклатура КЭП переменного тока значительно уже постоянного. В качестве примера можно назвать КЭП серий ЭКТ и ЭКТ2 мощность от 19 до 66 кВ·А, привод серии «Размер 2М» применяют в станках с ЧПУ.