Безвозмездная помощь от учредителя как оформить
Перейти к содержимому

Безвозмездная помощь от учредителя как оформить

Как завести деньги в ООО без налогов

Ситуация, часто встречающаяся в жизни: работаем через ООО, деньги есть у «физика», например, учредителя, но необходимо завести их на счет фирмы. Чтобы сделать это без налоговых последствий, нужен соответствующий правовой соус.

Первый способ. Даем деньги через договор займа. Это удобный способ, особенно в начале жизни организации, ведь потом у нас будет возможность воспользоваться этим каналом и вывести деньги себе обратно без НДФЛ. По крайней мере, все мы на эту возможность надеемся!

Если решаем непосредственную задачу наделения фирмы деньгами, то заем может быть и беспроцентным. Многие пугаются беспроцентности, помня о материальной выгоде по аналогии с физлицами. Но для ООО в получении беспроцентного займа ничего налогового страшного нет. Главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» порядок определения материальной выгоды при получении беспроцентного займа не установлен. А это базисная глава в определении всей этой налоговой эзотерики, всяких фантомных объектов налогообложения, примером которых является материальная выгода. Та же упрощенка ссылается на налог на прибыль. Поэтому когда юридическое лицо получает беспроцентный заем, никаких паразитных налогов не возникает вне зависимости системы налогообложения и вне зависимости от того, кто его представляет.

Разъяснений по этому поводу много. В качестве примера — письмо Минфина России от 19.01.2018 N 03-03-06/1/2773. Исключения есть, но это контролируемые сделки с иностранными лицами или резидентами офшорных зон.

Второй способ. Безвозмездная помощь учредителя. Если доля физического лица — участника ООО более 50 процентов, то любое имущество, включая и деньги, которое он передает такому ООО, не подлежит налогообложению (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Один нюанс: если фирма получила не деньги, а другое имущество, то в течение одного года нельзя его передавать третьим лицам, иначе норма об освобождении от налогов не сработает.

Зачем использовать это способ, когда есть заем? Например, нужна хорошая бухгалтерская отчетность без лишней кредиторки или убытков. Передача займа кредиторку только увеличит и от убытков не спасет. Напротив, безвозмездная помощь — это необлагаемый доход, который увеличит прибыль организации.

Если ранее учредителем с долей более 50 процентов был предоставлен заем, то прощение такого займа также освобождено от налогообложения. Поэтому данный способ часто используют не столько для первоначальной передачи денег, сколько для последующего прощения учредителем долгов по ранее предоставленным займам. Цель – увеличение чистых активов.

Можно еще, конечно, увеличить уставной капитал, но это действие требует государственной регистрации.

Пример проводок для безвозмездной финансовой помощи от учредителя

Законодательство разрешает безвозмездную передачу активов от одного юридического лица другому. Частный случай такой передачи – предоставление средств непосредственно учредителем. Так можно действовать далеко не во всех случаях.

Рассмотрим, какие ситуации правомерны для передачи финансов учредителем без ожидания каких-либо ответных шагов или обязательств, какой смысл этой операции, как правильно это оформить и провести по бухгалтерии.

Вопрос: Как отразить в учете организации безвозмездное получение сырья, переданного с целью финансовой помощи организации физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем и учредителем организации?
Посмотреть ответ

Зачем учредителю дарить компании имущество или деньги

Безвозмездная передача – это не «подарок» в общепринятом смысле слова. Средства предоставляются без расчета на какие-либо действия в ответ, однако, такая операция должным образом оформляется и в большинстве случаев облагается налогом.

Если речь идет об ООО, то имущество каждого учредителя не является собственностью всего юридического лица. Нельзя требовать от участников непременного вклада в компанию тех или иных средств. Тем не менее, и запретить такую операцию нельзя. Если фирме нужна финансовая помощь или необходимо иное пополнение активов, собственник может это совершить. Чаще всего этого требуют следующие ситуации:

  • возможность банкротства, которое можно предотвратить;
  • убытки, которые необходимо срочно покрыть;
  • острая необходимость в дополнительных оборотных средствах.

Решить эти проблемы можно по-разному: сделать взносы в уставной капитал, взять заем либо оказать организации безвозмездную помощь.

К СВЕДЕНИЮ! Такой способ выбирают предприниматели, которые не хотят связываться с банковским кредитованием с его обязательными процентами.

Особенности учредительской безвозмездной помощи

ВАЖНО! Образец соглашения о предоставлении финансовой помощи от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Когда участник принимает решение помочь своей фирме финансово или имущественным вкладом, он должен решить, собирается ли он когда-либо потребовать активы обратно. Если да, то такая передача средств будет называться возвратной, а такая передача средств – займом.

Он может быть сделан под очень низкий процент или вовсе без него. В любом случае, эти моменты нужно оговорить в договоре при оформлении ссуды.

Если же речь идет именно о безвозмездной помощи, то возврата средств не предполагается. При такой форме финансовой поддержки важно учитывать такие факторы:

  • передаваемые средства никак не влияют на размер уставного капитала;
  • данные финансы не увеличивают и не уменьшают долю ни одного участника юрлица;
  • организация получает деньги без дополнительных условий.

Оформление безвозмездной помощи

Решение об оказании денежной помощи на безвозмездной основе требует договорного оформления.

ВАЖНАЯ ИНОФРМАЦИЯ! Налоговый Кодекс РФ не облагает переданные средства налогом на прибыль, если оказавший помощь участник юридического лица владеет половиной и более уставного капитала организации. В других случаях эта сумма станет частью внереализационных доходов и подлежит налогу на прибыль.

Необходимым документом является учредительское решение об оказании безвозмездной помощи фирме, где нужно четко указать цели, на которые планируется направить полученные финансы.

Проводки по бухучету

С точки зрения бухучета, деньги учредителя, переданные в организацию безвозмездно, считаются «прочими доходами» (в соответствии с абзацем 10 п. 7 ПБУ 9/99). Их нужно признавать на дату их поступления на счет, от этого зависит способ отражения их в учете.

    Деньги для любых целей можно зачислять в течение всего отчетного периода. Проводка должна быть сформулирована так: дебет 51(51), кредит 91-1, «Безвозмездное получение средств от участника ООО (акционера, учредителя)».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Счет 98-2 «Безвозмездные поступления денежных средств» здесь не подходит, он предназначен для регистрации передачи материальных активов, а не денежных средств.

ПРИМЕР. Учредитель ООО «Кантата» Л. В. Контрабасов владеет 50% уставного капитала фирмы. В феврале 2017 года он перечислил компании финансовую помощь на пополнение оборотных средств, которая составила 300 000 руб. Расчетный счет «Кантаты» был пополнен 16 февраля 2017 года. В бухучете на эту дату должна содержаться следующая запись: «Дебет 50(51), кредит 91-1 – 300 000 руб. – получена денежная помощь от учредителя Л. Контрабасова». При этом налогом на прибыль эта помощь обложена не будет.

  • датой оформления протокола собрания участников (или решения единственного учредителя) нужно провести дебет 75, субсчет «Средства учредителей, направленные на покрытие убытка», кредит 84 – принято решение погасить убыток за счет акционера (учредителя);
  • датой поступления финансов на счет проводится дебет 50(51), кредит 75, субсчет «Средства учредителей, направленные на покрытие убытка» – получены финансы от учредителя на покрытие убытков по итогам отчетного года.

ПРИМЕР. ЗАО «Стальпрокат» применяет общую систему налогообложения. По финансовым итогам 2016 года за ним значится убыток в сумме 600 000 руб. Учредителями ЗАО «Стальпрокат» являются Р. И. Проскуров (доля в уставном капитале 51%), Н. С. Пробирченко (доля в уставном капитале 28%) и Л. Д. Самойлова (доля составляет 21%). В феврале 2017 года, 21 числа, до того, как была сформирована годовая отчетность за 2017 год, учредители приняли решение покрыть убыток за счет безвозмездного внесения средств. 25 февраля 2017 года на счет ЗАО «Стальпрокат» были внесены денежные средства от учредителей в таких пропорциях: Р. И. Проскуров внес 300 000 руб., а Н. С. Пробирченко и Л. Д. Самойлова – по 150 000 руб. За 21 февраля в бухучете записано:

  • дебет 75, субсчет «средства Р. Проскурова, направленные на покрытие убытка», кредит 84 – 300 000 руб. – принято решение о покрытии части убытка Р. Проскуровым;
  • дебет 75, субсчет «средства Н. Пробирченко, направленные на покрытие убытка», кредит 84 – 300 000 руб. – принято решение о покрытии части убытка Н. Пробирченко;
  • дебет 75, субсчет «средства Л. Самойловой, направленные на покрытие убытка», кредит 84 – 300 000 руб. – принято решение о покрытии части убытка Л. Самойловой.

Записи за 25 февраля:

  • дебет 51, кредит 75 субсчет «Средства Р. Проскурова, направленные на погашение убытка» – 300 000 руб. – поступили средства от Р. Проскурова на покрытие убытка;
  • дебет 51, кредит 75 субсчет «Средства Н. Пробирченко, направленные на погашение убытка» – 300 000 руб. – поступили средства от Н. Пробирченко на покрытие убытка;
  • дебет 51, кредит 75 субсчет «Средства Л. Самойловой, направленные на погашение убытка» – 300 000 руб. – поступили средства от Л. Самойловой на покрытие убытка.

Дохода от средств, направленных на погашение убытка, у ЗАО не возникло. В состав доходов, подлежащих налогообложению, будут включены средства, полученные от Н. Пробирченко и Л. Самойловой, поскольку их доля меньше половины уставного капитала. Результатом стало возникновение постоянного налогового обязательства, которое отражается в бухучете следующим образом: дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Обязательства по налогу на прибыль». По этой проводке отражается постоянное налоговое обязательство с суммы, выплаченной Н. Пробирченко и Л. Самойловой.

Как учредителям финансово помочь своему ООО

Создали с товарищем ООО на упрощенке с объектом «Доходы», налог 6%. Наши доли в компании — по 50% у каждого. На старте нам потребуется вносить собственные средства для раскрутки бизнеса. Вопрос: как это лучше делать?

С учетом разделения долей материальная помощь и использование дополнительного имущества — варианты невыгодные, на них мы теряем 6%.

Думали оформлять внесение средств как займы от учредителей компании. Но недавно вступили в силу поправки в законодательство по ККТ, которые якобы обязывают применять кассу при возврате займа. У нас B2B и только безналичные расчеты. Неужели нам нужно разбираться в онлайн-кассах лишь для того, чтобы отдавать себе же займы?

Посоветуйте: может быть, есть какие-то другие способы внесения средств учредителями на счет ООО?

Никита, когда у каждого участника доли по 50% в уставном капитале ООО, то я вижу лишь два безналоговых и сравнительно простых способа оказать финансовую помощь своей компании:

  1. предоставить ей беспроцентный заем;
  2. внести вклад в имущество ООО — без увеличения уставного капитала.

Ни в том, ни в другом случае применять ККТ не нужно.

Есть и третий способ: увеличить уставный капитал ООО за счет вкладов участников. Он тоже безналоговый, но не очень-то простой.

Расскажу подробнее о каждом из этих способов. Я буду исходить из того, что учредители ООО — граждане РФ.

Беспроцентный рублевый заем от физлица — участника ООО

Это, пожалуй, самый простой, а потому самый распространенный способ пополнить оборотные средства фирмы.

Сразу скажу — и при общем режиме налогообложения, и при УСН займы у компании-заемщика никак не учитываются для налоговых целей: ни в доходах при получении займов, ни в расходах при их возврате.

Для участников-заимодателей беспроцентный рублевый заем тоже не влечет никаких налоговых последствий. Возвращенная им сумма займа — это не их доход.

Когда участник выдает заем на нужды фирмы, применять ККТ не требуется. Минфин это подтвердил. Возврат займа участнику тоже под ККТ не подпадает. Ведь в нашем случае заем выдавался на цели, не связанные с оплатой товаров, работ, услуг. А значит, такая операция не относится к расчетам, при которых нужен кассовый аппарат.

Алгоритм действий для этого способа таков.

Шаг 1. Составьте письменный договор денежного займа между участником — или участниками — и ООО. В нем обязательно пропишите, что заем беспроцентный. Если в договоре это не будет указано, заем по умолчанию считается взятым под проценты. И тогда ООО должно будет ежемесячно выплачивать участнику проценты исходя из ключевой ставки ЦБ РФ вплоть до дня возврата всей суммы займа.

Кстати, в договоре можно установить любой срок возврата займа. Если же срок не будет указан, заем нужно будет вернуть в течение 30 дней со дня, когда участник-заимодатель предъявит требование о возврате.

Совет. Если очевидно, что на начальном этапе ООО периодически будет брать взаймы у участников — одного или обоих, — лучше не плодить много договоров, а составить всего один. И в нем указать общую сумму займа, которую может предоставить участник. Получение конкретных сумм будет подтверждаться приходными кассовыми ордерами или выписками банка.

Вот примерный фрагмент такого договора:

  1. Заимодатель обязуется предоставить Заемщику в срок до 30.06.2020 беспроцентный денежный заем в общей сумме 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, а Заемщик обязуется возвратить Заимодателю полученную сумму займа в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим договором.
  2. Заимодатель предоставляет сумму займа несколькими платежами путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Заемщика. Сумма каждого платежа определяется письменной заявкой Заемщика.
  3. Заемщик обязуется вернуть сумму займа до 30.06.2020 путем безналичного перечисления денежных средств по реквизитам Заимодателя, указанным в пункте 5 настоящего договора.

Учтите, что когда заем предоставляет физлицо, договор займа считается заключенным не с момента его подписания, а только с момента передачи суммы займа заемщику.

Финансовая помощь от учредителя — безвозмездное поступление денег и основных средств в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0

Финансовый кризис и кассовые разрывы могут настигнуть абсолютно любую компанию. В такой ситуации часто на помощь приходят собственники бизнеса, то есть его учредители. Они имеют право оказать как возмездную помощь, о чем мы писали ранее в статье, так и безвозмездную поддержку в виде финансов и имущества. Поступающие от учредителя денежные средства могут расходоваться на выплату заработной платы, налогов, страховых взносов или идти на погашение по кредитов, займов или задолженности перед контрагентами. Рассмотрим отражение безвозмездной помощи от учредителя на примере программного продукта 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 с учётом того, что учредитель владеет большей частью компании и имущество, получаемое от него, не планируется передавать третьим лицам.

Обычно для оформления взаимоотношений с учредителем по безвозмездному поступлению заключается соглашение, в котором указывается размер помощи и её цели.

Согласно Инструкции по применению плана счетов для отражения денежных средств и иного имущества, поступающих от учредителя безвозмездно, используют счёт 98.02.

Такие поступления для организации являются прочими внереализационными доходами как по бухгалтерскому, так и по налоговому учёту.

При этом есть исключение: если вклад в уставный капитал учредителя, который безвозмездно передаёт имущество или денежные средства, составляет более 50%, то такая помощь не облагается налогом на прибыль.

Что касается передаваемого имущества, оно так же не будет являться доходом по налоговому учёту, если в течение года со дня получения имущества оно не передаётся третьим лицам. Об этом сказано в пункте 1 статьи 251 НК РФ.

Безвозмездная финансовая помощь учредителя

Поступление денежных средств оформляется «Приходным кассовым ордером» или «Поступлением на расчётный счёт» в зависимости от способа перечисления.

Перейдём в раздел «Банк и касса», выберем пункт «Банковские выписки» и нажмём на кнопку «Поступление».

В открывшемся документе укажем вид операции «Прочие расчеты с контрагентами», выберем из списка контрагентов учредителя, укажем сумму и введём новый договор. Счёт учёта исправим на 98.02 и проведём документ.

Если денежные средства были внесены в кассу, то следует перейти в раздел «Банк и касса», выбрать пункт «Кассовые документы» и нажать на кнопку «Поступление».

Вид операции будет «Прочий приход», а плательщик указывается в строке «Принято от».

Для отражения данного поступления в доходах организации необходимо перейти в раздел «Операции» и выбрать пункт «Операции, введённые вручную».

Далее нужно нажать на кнопку «Создать» и выбрать из выпадающего списка пункт «Операция».

Добавьте строку и укажите проводку Дт 98.02 Кт 91.01 на сумму финансового поступления.

Также по кредиту необходимо выбрать соответствующую аналитику: в справочнике прочих доходов и расходов следует создать новую строку с видом статьи «Безвозмездное получение имущества, работ, услуг, имущественных прав» и снятым флагом «Принимается к налоговому учёту».

Под статьей дохода нужно выбрать пункт «Контрагент» и выбрать учредителя из списка. Обратите внимание, что сумма по кредиту в налоговом учёте должна быть занесена, как постоянная разница между бухгалтерским и налоговым учётом.

Если бы учредитель, оказывающий помощь, владел частью менее 50%, то сумма по кредиту была бы отражена в графе НУ, а не ПР.

Безвозмездное получение основного средства от учредителя

Для отражения поступления основного средства в виде безвозмездной помощи необходимо ввести документ «Операция, введённая вручную» в разделе «Операции». В нём указать проводку Дт 08.04.1 Кт 98.02 на сумму приходуемого оборудования.

Затем для его ввода в эксплуатацию нужно ввести документ «Принятие к учёту ОС» в разделе «ОС и НМА».

В графе «Способ поступления» необходимо указать «Безвозмездное поступление», а в графе «Оборудование» выбрать принимаемое основное средство. Остальные графы заполняются как в стандартном принятии к учёту ОС.

На вкладке «Основные средства» следует ввести новое ОС, в котором заполнить группу учёта ОС, код по ОКОФ и амортизационную группу.

На вкладке «Бухгалтерский учёт» следует указать срок полезного использования в месяцах и счёт учёта затрат для начисления амортизации.

На вкладке «Налоговый учёт» следует указать срок полезного использования по налоговому учёту и специальный коэффициент, равный единице, если нет повышающего или понижающего коэффициента.

Вкладку «Амортизационная премия» заполнять не следует, так как согласно пункта 9 статьи 258 НК РФ по безвозмездно полученным основным средствам её нельзя применять.
После проведения документа необходимо проверить проводки, нажав на кнопку .

Амортизация будет начисляться автоматически, начиная с месяца, следующим за месяцем ввода в эксплуатацию, обработкой «Закрытие месяца» в разделе «Операции».

Последним этапом следует отразить сумму начисленной амортизации в составе прочих доходов. Для этого введём уже знакомый нам документ «Операция, введённая вручную». Такой документ нужно будет вводить каждый месяц после начисления амортизации.

Если бы учредитель, оказывающий помощь, владел частью менее 50%, то сумма по кредиту была бы отражена в графе НУ, а не ПР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *