Что делает менеджер по персоналу
Перейти к содержимому

Что делает менеджер по персоналу

Что нужно знать про менеджера по персоналу

Как театр начинается с вешалки, так устройство на работу начинается с отдела кадров компании или рекрутингового агентства. Ключевой сотрудник в них — менеджер по персоналу или HR-менеджер (сокращенное от английского human resources — человеческие ресурсы).

Что это за должность?

Основная задача менеджера по персоналу — поиск и подбор сотрудников для предприятия. Однако, кроме поиска и подбора сотрудников, он также отвечает за оформление и быструю адаптацию новичка в коллективе, за моральный климат и многое другое.

Раньше таких сотрудников называли инспекторами по кадрам (или кадровиками), но по сравнению с обязанностями кадровика (который в основном занимался кадровым делопроизводством и следил за соблюдением трудового законодательства), обязанности HR-менеджера выходят далеко за эти рамки.

Более того, профессия HR-менеджера разделяется еще на ряд специализаций, а именно:

  • рекрутинг-менеджер (непосредственно занимается поиском персонала);
  • тренинг-менеджер (организует различные тренинги и семинары, курсы направленные на повышение квалификации и эффективности работы сотрудников);
  • менеджер по делопроизводству (составляет договора, ведет личные дела сотрудников и т.д.).

Как правило, в мелких организациях всем этим занимается один или несколько человек, в крупных — целый отдел, в котором все эти специализации разделены между конкретными сотрудниками.

Обычно количество менеджеров по персоналу определяется по количеству сотрудников организации. Так, если в компании работает около 100-150 человек, достаточно одного менеджера. В крупных фирмах количество HR-менеджеров может достигать 10 и более человек.

Должностные обязанности

К прямым должностным обязанностям менеджера по персоналу относят:

— мониторинг рынка труда на предмет составления текущей картины с трудовыми ресурсами и уровнем зарплаты, доведение полученных сведений до руководства;

— на основании мониторинга формирование кадровой политики организации;

— непосредственный поиск и наем сотрудников;

— забота о полной комплектации штата организации;

— формирование кадрового резерва;

— формирование и поддержание корпоративной культуры;

— курирование новых сотрудников с целью их скорейшей адаптации в коллективе;

— разработка системы мотивации, которая включает в себя в основном нематериальные факторы (материальными, как правило, занимается руководство);

— забота о повышении квалификации сотрудников (организация тренингов, семинаров, курсов и т.д.)

Помимо этого, HR-менеджер должен быть неплохим психологом, чувствовать насколько новый сотрудник впишется в коллектив, есть ли у него перспективы развития именно в этой компании и т.д.

Как видно из вышеперечисленного, задач, стоящих перед специалистом по кадрам, действительно много, они сложны и разнообразны. Поэтому очень важно, чтобы человек, который решил посвятить себя этой работе обладал рядом необходимых качеств.

Кто лучше всего подойдет

HR-менеджер должен обладать следующими качествами:

  • стрессоустойчивостью, поскольку данная работа предполагает общение с людьми, причем не всегда позитивное: людей приходится увольнять, им приходится отказывать в найме на работу, штрафовать и т.д.;
  • коммуникабельностью — опять-таки предполагается частое общение с людьми;
  • беспристрастностью, поскольку зачастую требуется оценивать людей не по их личностным, а профессиональным качествам;
  • доброжелательностью, тактом и т.п.

Иными словами, хорошего менеджера по персоналу отличает умение эффективно взаимодействовать с этим самым персоналом. Также данная профессия предполагает хорошие навыки самоорганизации и творческий подход.

Карьерные перспективы

Поскольку HR-менеджер — одна из ключевых, отвечающих за качество сотрудников фигур, профессия это весьма востребована на рынке труда. Хорошего специалиста ждет неплохая зарплата и перспективы карьерного роста до начальника отдела кадров, а, в некоторых случаях, вплоть до члена совета управления компанией со всеми вытекающими из этого финансовыми и иными бонусами.

Работа хорошего менеджера по персоналу сродни искусству, особенно в области хедхантинга («охоты за головами»). Такие специалисты — «охотники за головами», как правило, являются сотрудниками рекрутинговых агентств и ценятся на вес золота.

Однако для того, чтобы сделать карьеру в сфере HR, надо быть действительно высококлассным специалистом, что само по себе предполагает постоянное самосовершенствование и развитие.

Собственный HR-менеджер или аутсорсинг

Одни предприятия имеют свои кадровые или рекрутинговые отделы (такой рекрутинг называется внутренним), другие предпочитают пользоваться услугами сторонних рекрутинговых агентств (внешний рекрутинг).

Зачастую второй вариант предпочтительнее и экономически целесообразнее. Особенно, когда компании требуется «штучный» специалист. Тут, как правило, не обойтись без услуг хедхантера.

Обращайтесь к специалистам

Если у вас остались вопросы или вы столкнулись с проблемой подбора персонала, обращайтесь к специалистам компании «РосКо». Они будут рады не только проконсультировать вас по теме, но и помогут найти квалифицированных сотрудников для вашего бизнеса.

Менеджер по персоналу (HR-менеджер)

Как привлечь действительно ценные кадры? Воспользуйтесь услугами профессиональных менеджеров по персоналу. Это люди, которые не только знают, какими качествами, знаниями и навыками должен обладать специалист, но и умеют его найти.

Кто такой менеджер по персоналу

Во времена Советского Союза подбором кадров и всеми сопутствующими вопросами занимались «кадровики». Но если раньше человек, занимавший это место, больше писал должностные инструкции, заполнял табель и выдавал пропуска, то в современном мире обязанности специалиста, который занимается кадрами, несколько шире.

Менеджер по персоналу (или HR-специалист) – это человек, который:

  1. Умеет держать себя в руках, быстро совладает со своими эмоциями, такими как страх, ярость, злость, никогда не впадает в отчаяние, не хлопает дверью. Он может мягко, но без уступок настоять на своем. Всегда трезво оценивает ситуацию.
  2. Умеет решать конфликты так, чтобы каждый из оппонентов остался доволен и направил всю свою энергию в продуктивное русло. Если сотрудники будут уверены, что им не пришлось поступиться своими принципами и убеждениями, их ни к чему не принуждают, а все решения принимают сами, то будут работать эффективнее.
  3. Понимает, как и с кем нужно разговаривать. Одни сотрудники ждут сочувствия и поддержки, другие – привыкли объясняться только сухими фактами, с третьими – нужно поговорить «о жизни». HR-специалист должен и умеет подстраиваться под всех и каждого.
  4. Всегда на позитиве. У него отличное чувство юмора и неугасаемый запас оптимизма. Эти качества располагают к себе сотрудников, вселяют в них уверенность, что любые сложности и препятствия будут преодолены быстро и легко.
  5. Всегда открыт для общения, но при этом беспристрастный. HR-специалист никогда не ходит с отстраненным или неприступным видом. Это не лучший друг, но хороший товарищ, который всегда поможет делом или советом, честно разрешит любой конфликт.

Конечно, так бывает в идеале. Далеко не все менеджеры по персоналу обладают перечисленными выше качествами. С другой стороны, не все HR-специалисты способны найти действительно подходящих сотрудников, разве что им повезет.

Хороший менеджер отдела HR – всегда лидер, уверенный в себе, который всесторонне развит. Он должен постоянно повышать квалификацию, учиться общаться с сотрудниками, слушать и слышать их, определять их мотивы и стремления. Он всегда внимателен и рассудителен.

Еще один важный момент – правильное планирование рабочего времени. Хороший HR-специалист знает, что такое тайм-менеджмент и умело его использует.

Только сочетая все вышеперечисленное, можно максимально раскрыть свой потенциал и добиться успеха в кадровом деле.

Чем занимается менеджер

Что же конкретно делают HR-специалисты? Разумеется, обязанности менеджера по персоналу фиксируются в договоре с работником и в должностной инструкции. На каждом предприятии они могут отличаться. В целом, менеджер по персоналу нужен для выполнения следующих задач:

  • анализ рынка труда, отслеживание уровня средней заработной платы по стране и отдельным регионам; как среди сотрудников предприятия, так и на стороне;
  • организация собеседований;
  • тестирование персонала для определения их навыков и профессиональных качеств;
  • консультирование по вопросам управления персоналом;
  • проведение тренингов, семинаров и других обучающих мероприятий;
  • создание мотивационных схем для работников;
  • помощь при адаптации новых сотрудников;
  • координация обучения кадров; ;
  • работа с документацией (трудовые договоры, личные дела и прочее); .

Но есть еще так называемые «негласные правила», которым следует компетентный кадровик: формировать коллектив, организовывать благоприятный психологический климат в нем, проводить аттестацию. Хорошо, если менеджер пользуется уважением среди сотрудников, а вышестоящее руководство признает его заслуги.

Что должен знать и уметь менеджер

В зависимости от специфики деятельности организации и ее масштаба в компании может работать один менеджер по персоналу или целый департамент. В первом случае на сотруднике лежит множество забот и обязанностей, но выполнять все свои задачи максимально эффективно не всегда представляется возможным. Если же организация достаточно крупная, чтобы содержать в своем штате департамент по управлению персоналом, в котором могут работать десяти сотрудников, каждый из них работает по своей специализации.

Итак, в организации могут работать:

    – набирают в штат сотрудников;
  • тренинг-менеджеры – организовывают и проводят различные мероприятия, которые способствуют повышению мотивации, эффективности и продуктивности работы каждого из сотрудников и коллектива в целом;
  • специалисты по делопроизводству – работают с документами (принимают/увольняют работников, ведут личные дела, табели и прочее).

Особенности и задачи рекрутера

Это наиболее востребованная специализация менеджера по персоналу. В зависимости от организации работы компании пользуются услугами внутреннего HR-отдела или различных агентств по найму персонала. В любом случае, данные специалисты отвечают за набор сотрудников в штат и закрытие конкретных должностей. Если рассматривать конкретные действия, которые выполняют рекрутеры в организациях, вот основные из них:

    и требований к соискателям; ; на вакансию, просмотр резюме;
  • прием и рассмотрение заявок от соискателей;
  • оценка соответствия качеств и навыков кандидатов должности, на которую они претендуют;
  • проведение собеседований.

А вот решение, брать кандидата на работу или нет, может принимать или рекрутер, или непосредственный руководитель будущего сотрудника.

Если предприятие обращается за помощью в агентства по найму персонала, круг обязанностей рекрутера несколько другой. В этом случае HR-специалист помогает составить текст вакансии, мониторит размещенные резюме, отбирает подходящих кандидатов и организовывает встречи работодателя с ними. При необходимости рекрутер может принимать участие в переговорах или дать работодателю советы по подбору персонала.

Выбирая в свою компанию рекрутера, обязательно оцените следующие его качества:

  • знание психологии;
  • интуиция;
  • обучаемость;
  • стрессоустойчивость.

Работать с людьми достаточно сложно, а при их поиске и подборе нужно еще уметь видеть людей «насквозь». Одновременно в этой профессии важна беспристрастность. Рекрутер не должен ставить свое личное отношение выше профессиональных качеств. Но здесь могут быть и исключения.

В одной строительной компании Москвы освободилась должность главного бухгалтера. HR-специалист разместил объявление. Из всех откликнувшихся кандидатов только 2 резюме отвечали требованиям к вакансии. Первый из кандидатов – Наталья – более 7 лет работала главным бухгалтером в другой московской строительной компании. Второе резюме отправила Ольга, она работала всего 2 года на данной должности во Владивостоке, но в связи с переездом в столицу была вынуждена сменить место работы. Логичнее было нанять на должность Наталью. Но HR-менеджер компании ранее работал на том же предприятии, где трудилась первая из кандидатов. Сотрудники часто конфликтовали из-за скверного характера главбуха. Обстановка в коллективе была постоянно напряжена, что негативно отражалось на работе всей команды. В итоге на должность утвердили Ольгу. Она быстро влилась в коллектив и показала себя приветливым, грамотным и ответственным специалистом.

Кто такой тренинг-менеджер

На крупных и среднего размера предприятиях вместе с рекрутером нанимают и тренинг-менеджера. Его задача – работа с людьми, которые трудятся в организации. В частности, специалист занимается:

  • обучением персонала;
  • развитием и поддержанием корпоративного духа;
  • мотивацией работников;
  • анализом взаимоотношений в коллективе;
  • организацией совместных мероприятий.

Деятельность тренинг-менеджера направлена на то, чтобы улучшить эффективность работы каждого отдельного специалиста и организации в целом. Он вправе и должен проводить психологическое тестирование сотрудников, предоставлять работодателю рекомендации по улучшению эффективности работы.

Хороший тренинг-менеджер должен:

  • обладать знаниями по психологии;
  • отличаться стратегическим и аналитическим мышлением;
  • быть коммуникабельным;
  • знать современные методы обучения персонала;
  • обладать навыками проведения тренингов и семинаров;
  • уметь выступать на публике.

Менеджер по делопроизводству

Если рекрутер занимается подбором персонала, то есть больше работает с людьми, то менеджер по делопроизводству выполняет преимущественно бумажную работу:

  • составляет договоры, справки и прочее;
  • ведет личные дела сотрудников;
  • оформляет различные выплаты;
  • координирует процессы приема на работу и увольнения.

Часто в небольших организациях менеджер по делопроизводству совмещает также обязанности офис-менеджера, секретаря. Важно, чтобы данный специалист отлично разбирался в документообороте, делопроизводстве, знал ТК и основные законы относительно трудовых взаимоотношений, умел работать в специализированных программах, таких как «1С: Зарплата, кадры», был грамотным.

Имея в своей компании компетентных менеджеров, которые будут заниматься поиском и обучением кадров, вы быстро укомплектуете свой штат лучшими специалистами. А найти их можно на нашем сервисе JCat.

HR-менеджер: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2022 году. Обзор профессии.

Обучение

Кто такой HR-менеджер?

HR-менеджер — это специалист, который планирует, координирует и направляет административные функции организации. HR-менеджеры следят за набором, интервьюированием и наймом новых сотрудников; консультируются с высшим руководством по вопросам стратегического планирования; служат связующим звеном между руководством организации и ее сотрудниками.

Что делают HR-менеджеры и чем занимаются?

Обязанности на примере одной из вакансий:

  • Поиск, подбор лучшего персонала;
  • Консультирование потенциальных соискателей по условиям работы;
  • Проведение собеседований;
  • Размещение требуемых вакансий на рабочих сайтах;
  • Проведение мероприятий по адаптации персонала;
  • Ведение учета персонала;
  • Формирование ежедневной отчетности.
  • Укомплектование предприятия работниками необходимых профессий и квалификации в установленные сроки
  • Адаптация персонала
  • Участие в разработке системы оплаты и мотивации труда, системы KPI, их реализация
  • Подготовка отчетности по персоналу.

Что должен знать и уметь HR-менеджер?

Требования к HR-менеджерам:

  • Рекрутинг
  • Обучение, развитие и мотивация персонала
  • Оценка эффективности сотрудников
  • Адаптация персонала
  • Проведение интервью
  • Аналитика и исследование заработной платы
  • Организация и проведение культурных мероприятий
  • Продвижение HR-бренда с помощью SMM.

Востребованность и зарплаты HR-менеджера

На сайте поиска работы в данный момент открыта 14 781 вакансия, с каждым месяцем спрос на HR-менеджеров растет.

Количество вакансий с указанной зарплатой HR-менеджера по всей России:

  • от 35 000 руб. – 9 378
  • от 70 000 руб. – 3 534
  • от 100 000 руб. – 1 560
  • от 135 000 руб. – 508
  • от 165 000 руб. – 308

Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:

  • от 55 000 руб. – 1 578
  • от 90 000 руб. – 820
  • от 120 000 руб. – 355
  • от 155 000 руб. – 125
  • от 185 000 руб. – 91

Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:

  • от 40 000 руб. – 886
  • от 65 000 руб. – 545
  • от 90 000 руб. – 219
  • от 115 000 руб. – 108
  • от 140 000 руб. – 54

Как стать HR-менеджером и где учиться?

Варианты обучения для HR-менеджера с нуля:

  • Самостоятельное обучение – всевозможные видео на YouTube, книги, форумы, самоучители и т.д. Плюсы – дешево или очень недорого. Минусы – нет системности, самостоятельное обучение может оказаться неэффективным, полученные навыки могут оказаться невостребованными у работодателя;
  • Классическое оффлайн-образование в ВУЗах, колледжах и университетах. Диплом является преимуществом при устройстве на работу, при этом обучение обычно длится не менее четырех лет, часто дают устаревшие неактуальные знания;
  • Онлайн-обучение. Пройти курс можно на одной из образовательных платформ. Такие курсы рассчитаны на людей без особой подготовки, поэтому подойдут большинству людей. Обычно упор в онлайн-обучении делается на практику – это позволяет быстро пополнить портфолио и устроиться на работу сразу после обучения.

Ниже сделали обзор 15+ лучших онлайн-курсов.

15+ лучших курсов для обучения HR-менеджера: подробный обзор

1 место. Курс «HR-менеджер с нуля» — Skillbox

  • Длительность 4 месяца
  • Онлайн в удобное время
  • Обучение на практике
  • Доступ к курсу навсегда.

Кому подойдёт этот курс:

  • Новичкам
    Курс ориентирован на начинающих, вы легко освоите HR-менеджмент с нуля. Научитесь писать продающие вакансии, разберётесь в корпоративной культуре и HR-брендинге. Погрузитесь в профессию, получите базовые знания и станете востребованным специалистом.
  • Junior HR
    Научитесь нескольким техникам интервью. Разберётесь в инструментах поиска сотрудников, освоите способы подбора кандидатов. Сможете быстрее и закрывать вакансии, находить лучших кандидатов и больше зарабатывать.
  • Сотрудникам отдела кадров
    Изучите инструменты коммуникации с сотрудниками: чат-боты, рассылки, мессенджеры. Научитесь организовывать корпоративное обучение и измерять его эффективность. Освоите новую профессию и сможете решать сложные задачи на стыке интересов сотрудника и работодателя.

Чему вы научитесь:

  1. Искать и подбирать кандидатов
    Научитесь подбирать и мотивировать кандидатов принять предложение о работе. Поймёте, как написать продающую вакансию и узнаете техники интервью.
  2. Разбираться в трудовом кодексе
    Изучите основы трудового законодательства и минимизируете риски при работе с персоналом.
  3. Ориентироваться в сфере HR
    Узнаете специфику работы всех направлений HR. Сможете спланировать свое развитие в профессии.
  4. Создавать HR-бренд
    Узнаете, как сделать компанию привлекательной для бывших, текущих и потенциальных сотрудников.
  5. Организовывать систему обучения
    Выучите основы методологии и педагогического дизайна. Научитесь создавать программы обучения.
  6. Применять digital-инструменты в работе с персоналом
    Узнаете, как настроить под себя рабочие сайты, например интерфейс HH.ru. Научитесь хранить HR-информацию и упростите её обработку.

Содержание курса

Вас ждёт насыщенная программа, состоящая из онлайн-лекций и практических заданий.
14 тематических модулей, 39 онлайн-уроков

  1. Введение
    Разберёте структуру курса и темы модулей. Узнаете, как пройдёт сдача дипломной работы.
  2. Функциональные направления HR-профессий
    Рассмотрите типовую структуру HR-отдела, его цели и задачи. Узнаете о зонах ответственности каждого сотрудника отдела персонала. Поймёте, как разделяются функции среди разных HR-департаментов. Узнаете разницу между in-house и агентствами. Построите несколько вариантов развития своей карьеры.
  3. Для чего бизнесу HR. Части 1 и 2
    Узнаете основные задачи HR и основные типы потребностей бизнеса. Поймёте разницу между сервисными и партнёрскими ролями HR-отдела. Научитесь выявлять потребности заказчика и применять правило «5 почему».
  4. Тренды и digital-инструменты в HR
    Освоите инструменты автоматизации HR-процессов. Узнаете, что такое ATS-, LMS- и HR-Core системы, поймёте их задачи и преимущества. Разберётесь в digital-трендах обучения.
  5. Рекрутмент. Части 1-3
    Узнаете о цикле подбора персонала, освоите инструменты поиска кандидатов и основные техники проведения интервью. Научитесь писать объявления о вакансиях для разных источников (сайта по поиску работы, социальных сетей и других) и учитывать юридические риски при подборе персонала. Поймёте особенности масс-подбора и graduate-рекрутмента. Сможете использовать метрики для подбора и адаптации персонала, а также для оценки эффективности своей работы.
  6. Бонус-модуль: Рекрутмент в IT
    Узнаете, где искать айтишников, что им написать при первом контакте, какими техническими знаниями нужно обладать для рекрутинга в IT.
  7. Change-менеджмент
    Познакомитесь с проектами трансформации компании: поймёте каких сотрудников нанимать, увольнять или переобучать, когда в бизнесе перестраиваются процессы. Разберёте роли HR-специалистов во время трансформации.
  8. HR-аналитика
    Познакомитесь с инструментами HR-аналитики и поймёте, для чего они используются. Получите ссылки на основные ресурсы о HR-аналитике. Научитесь выбирать инструменты HR-аналитики для решения конкретной задачи и анализировать данные с помощью Excel.
  9. Адаптация
    Поймёте, как адаптировать сотрудников. Научитесь составлять план адаптации и оценивать её эффективность с помощью метрик. Поймёте, что такое WelcomeBook и WelcomePack.
  10. HR-Admin
    Выучите основы трудового законодательства. Узнаете о разнице между трудовым, срочным трудовым и гражданско-правовым договорами. Научитесь выбирать подходящие формы взаимодействия с сотрудниками в зависимости от задач. Поймёте, что ответить кандидату, если он требует письменный отказ в приеме на работу. Разберётесь в последствиях увольнения сотрудника незадолго до его выхода на пенсию.
  11. Обучение и развитие персонала
    Поймёте, как обучение сотрудников связано с задачами компании. Узнаете различия современных форматов учебного контента, научитесь составлять обучающие программы. Познакомитесь с основными СДО и LMS системами и поймёте, как выбрать подходящую.
  12. Оценка и развитие персонала
    Освоите инструменты оценки навыков и развития персонала. Научитесь определять качество инструментов, которые уже внедрены в компанию.
  13. Корпоративная культура
    Узнаете, что такое корпоративная культура и поймёте, есть ли она в вашей компании. Научитесь формировать ценности компании и оценивать их влияние на принятие решений. Разберётесь, как менять корпоративную культуру.
  14. Внутренние коммуникации, HR-брендинг
    Освоите инструменты внутренних коммуникаций и научитесь оценивать бренд работодателя по открытым источникам. Научитесь создавать контент для внутренних коммуникаций.
  15. Финансы для HR
    Выучите основы бюджетирования для HR, узнаете об основных статьях затрат на персонал. Сможете проводить аудит расходов команды и делать выводы на основе аудита.
  16. Дипломный проект. Стратегия HR-развития компании
    Выявите слабые и сильные стороны найма, проведёте аудит системы управления персоналом. Разработаете стратегию HR-развития компании. Представите результаты проекта в итоговой презентации.

Диплом Skillbox
Подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.

2 место. Курс «Факультет управления персоналом» — GeekBrains

Программа обучения:

Профессиональное мастерство (HR Excellence)

  1. Найм и подбор
  • Общее понимание функции привлечения талантов
  • Планирование и оценка потребности
  • Привлечение. Основы бренда работодателя
  • Отбор. Модель компетенций
  • D&I
  • Управление процессом
  • Digital-компоненты подбора.
  1. Администрирование и отношения с сотрудниками
  • Основные кадровые операции и базовый документооборот: прием сотрудников, переводы, увольнения, дисциплинарные взыскания. Часть 1
  • Основные кадровые операции и базовый документооборот: прием сотрудников, переводы, увольнения, дисциплинарные взыскания. Часть 2
  • Обзор локальных нормативных актов (ЛНА): ПВТР, Положение об оплате труда и премировании, Положение о персональных данных
  • Графики, режим и учет рабочего времени
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Автоматизация и Сервисы самообслуживания для сотрудников
  • Тренды и инновации
  1. Адаптация
  • Адаптация vs испытательный срок
  • Мероприятия и инструменты адаптации
  • Buddy, или Персональный гид по организации
  • Матрица адаптации
  • Планирование, распределение ролей и оценка эффективности адаптации
  1. Управление результатом
  • Системы управления по целям: MBO, KPI, BSC
  • Дерево целей и связь со стратегией компании
  • Постановка целей. Принцип SMART
  • Обратная связь и определение областей для развития
  • Планирование преемственности и формирование кадрового резерва
  1. Обучение и развитие
  • Эволюция развития функции: от T&D к Обучению длиною в жизнь
  • Формы, методы и инструменты обучения взрослых
  • Корпоративная модель компетенций
  • Теория поколений и новые инструменты развития: как обучать Y и Z
  • Корпоративный университет: институт внутренних тренеров
  • Планирование обучения и развития в организации
  • Бюджетирование и оценка эффективности обучающих и развивающих программ
  • Внутренний заказчик: основные принципы эффективного взаимодействия
  • Маркетинг функции обучения и развития
  1. Совокупное вознаграждение
  • Стратегия вознаграждения. Совокупное вознаграждение
  • Оргдизайн и управление численностью
  • Грейдинг
  • Фиксированное вознаграждение
  • Переменное вознаграждение — всё что нужно знать
  • Бенчмаркинг
  • Нематериальная мотивация и программы признания
  • Льготы и бенефиты
  • HR Бюджет – просто о сложном
  • HR Бюджет – просто о сложном. Практикум
  • Современные тенденции в области оплаты труда и ловушки систем мотивации
  • Программы управления благополучием (well-being)
  1. Внутренние коммуникации и культура
  • Внутренние коммуникации – что это, зачем и кто этим занимается
  • Целевые аудитория, инструменты и каналы коммуникаций. Проекты и эффективность
  • Организационное здоровье: вовлеченность и удовлетворенность. Опросы и планирование мероприятий по улучшению
  • КСО, корпоративное гражданство и программы благополучия (well-being, ЗОЖ, финансовая грамотность)
  • Интранет и корпоративные СМИ
  • Антикризисные коммуникации
  • Новая глобальная реальность: коммуникации и вовлечение в условиях удаленной работы
  • От взаимодействия внутри к построению бренда снаружи. HR-бренд и ценностное предложение работодателя. Внутренняя идеология и внешнее позиционирование
  1. Итоги четверти
    Студенты разберутся во всех функциональных направлениях профессионального мастерства (HR Excellence), умение пользоваться инструментами всех основных функциональных направлений HR.

Компетенции успеха (Success profile)

  1. Стратегическое видение и понимание бизнеса
  • Стратегия от первого лица: говорит СЕО
  • Стратегия управления персоналом, поддерживающая бизнес-цели компании. Часть 1
  • Стратегия управления персоналом, поддерживающая бизнес-цели компании. Часть 2
  • Основные финансовые показатели компании
  • Управление стейкхолдерами и корпоративными отношениями
  1. Управление проектами
  • Жизненный цикл проекта
  • Основной инструментарий проектного менеджера
  • Продуктовое мышление. Объект и создание ценности
  • Организация тендерной работы в HR
  1. Лидерство и командная работа
  • Менеджмент и лидерство. Определение и различия
  • Интегральная модель лидерства. Принятие управленческих решений
  • Командный менеджмент. Этапы формирования команды
  • Инструменты оценки лидерского потенциала
  1. Управление изменениями
  • VUCA мир и его основные вызовы
  • McKinsey 7-S: модель управления изменениями
  • Культура изменений и инноваций: проблемы и бенефиты
  • Психология изменений: управление стрессом и страхом
  1. Эмоциональный интеллект и эмпатия
  • Зачем HR-у EQ? Тренды рынка; Новая модель компетенций; Модель EQ
  • IQ vs EQ. Как оценить и можно ли развивать? Учимся замечать эмоции
  • Эмпатия; Диагностика эмоций; Управление собственными реакциями
  • Эмоциональная компетентность; Эмоциональное влияние; Доверие в профессиональных отношениях
  1. Аналитика и принятие обоснованных решений
  • Библиотека и алгоритмы расчета ключевых HR метрик (численность, стоимость и текучесть персонала, абсентеизм, etc.)
  • Интерпретация HR метрик. Бенчмаркинг и основные источники данных (AXES Monitor, Saratoga, EY и другие)
  • Визуализация и коммуникация: архитектура дашбордов
  1. Итоги четверти
    Студенты получают стратегическое видение и понимание бизнеса, развивают лидерские навыки и учатся работать в команде. Изучают аналитику для принятия решений и осваивают инструменты для управления проектами и изменениями.

Управление карьерой (Career planning)

  1. Управление карьерой (Career Management)
  • Моделирование карьерного пути и приобретение необходимого опыта
  • Резюме: создание и продвижение
  • Интервью и другие инструменты отбора
  • Самооценка и саморазвитие
  • Репутация и персональный бренд
  1. Итоги четверти
    Моделирование карьерного пути и приобретение необходимого опыта, создание и продвижение резюме, репутация и персональный бренд.

Предметы с индивидуальным выбором даты старта

  1. Маркетинг в HR. Факультатив от makelove school
  • Обзор брендинга
  • Смета на брендинг
  • Диджитал и медиапланирование. Часть 1
  • Диджитал и медиапланирование. Часть 2
  • Стратегия
  • Креативная концепция. Часть 1
  • Креативная концепция. Часть 2
  • HR-ивенты.

Вы получите диплом о профессиональной переподготовке и электронный сертификат, которые можно добавить в портфолио и показать работодателю.

HR-менеджер — обязанности, требования и компетенции.

Обновлено 1.09.2022 Знакомьтесь, НR менеджер (менеджер по персоналу) — «human research manager». HR-менеджер — профессия нового тысячелетия. Однако нельзя сказать, что эта профессия является совсем новой, в каждом отделе кадров имеются специалисты по кадрам, но новое имя добавило ряд новых знаний, требований и обязанностей.

hr менеджер или менеджер по персоналу. Требования и компетенции.

Жизнь идет, времена меняются, а вместе с ними люди и их профессии. С течением времени у общества появляются новые требования и это, несомненно, влечет определенные изменения. Совсем недавно работники отдела кадров (специалист по кадрам, инспектор отдела кадров и т.п.) занимались только кадровым делопроизводством, сейчас же появились HR-менеджеры.

Но в современных экономических условиях работа с персоналом несколько изменились, и стала включать в себя не только кадровое делопроизводство, но и обучение, оценку, аттестацию, мотивацию персонала, создание корпоративной культуры и бренда работодателя.

HR-менеджер vs специалист по кадрам

HR-менеджер

Знакомьтесь, НR-менеджер (менеджер по персоналу) — «human research manager».

HR-менеджер — профессия нового тысячелетия. Однако нельзя сказать, что эта профессия является совсем новой, в каждом отделе кадров имеются специалисты по кадрам, но новое имя добавило ряд новых знаний, требований и обязанностей.

Различия между кадровиком и НR-менеджером достаточно существенные. Специалисты отдела кадров осуществляют «координацию человеческих ресурсов предприятия», в то время как менеджер по персоналу решает задачи построения комплексной системы управления персоналом.

Основной задачей HR-менеджера является разработка конкретной кадровой программы с подробным описанием плана действий по поиску, подготовке и организации деятельности персонала, создание корпоративной культуры. К числу задач, стоящих перед этим специалистом, можно отнести также следующие: организация четкой и слаженной работы трудового коллектива предприятия; обучение и тренинги персонала компании; выявление мотивации работников предприятия при индивидуальном подходе к каждому сотруднику; защита трудовых ресурсов предприятия от текучести кадров.

В чем же состоят обязанности современного менеджера по персоналу (hr-менеджера)?

Давайте попробуем разобраться с сегодняшней сутью этой профессии. В его функции прежде всего входит деятельность по общению с людьми, то есть подбор кандидатов на вакантную должность, создание системы поощрения и наказания работников, а также поддержание и даже разработка корпоративного стиля компании. Именно от этих людей в основном зависит атмосфера в коллективе.

Поэтому в компетенцию менеджера по персоналу так же входит обязанность формулировать и доносить до сотрудников цели и миссию предприятия, проводить мероприятия, которые бы способствовали укреплению внутреннего духа организации, а также открывать перед каждым работником его перспективы на должности, которую он занимает.

Требования к HR-менеджеру.

К основным требованиям к менеджеру по персоналу можно отнести высшее образование, оно может быть юридическим, экономическим, психологическим, педагогическим, торговым – по большому счету любым, но обязательно глубоким и системным.

Особое внимание здесь уделяется моральным качествам. Профессионал в данной отрасли должен быть организованным, проницательным, коммуникабельным и практичным.

Менеджеру по подбору персонала должно быть хорошо общаться с людьми, а людям с ним. Важно, что бы в общение не было тягости, потому что разговаривать по роду занятий придется немало.

Нужно уметь выслушать сотрудников, оценить особенности их поведения, уметь прогнозировать профессиональную успешность, иногда даже помочь дельным советом. Но в это же время такой специалист должен быть хорошим управляющим.

От менеджера по персоналу также требуется авторитетность и жесткость, для того, чтобы суметь справиться с поставленными задачами.

Должностные обязанности менеджера по персоналу.

Сегодня к каждому, кто так или иначе по своей должности связан с профессией менеджера по персоналу, выдвигаются следующие требования и обязанности:

  • Наблюдение за рынком труда, владение информацией о сложившейся ситуации с кадрами, средней заработной плате на рынке и информирование об этом руководство.
  • Производить набор, отбор и оценку соискателей. Проведение собеседований с кандидатами.
  • Искать новые источники и методы по поиску профессиональных кадров.
  • Умение составлять профессиограмму на каждое отдельное вакантное место, то есть хорошо знать какими личностными и профессиональными качествами должен обладать претендент на ту или иную должность.
  • Планирование потребностей в персонале на ближайшее время и в перспективе, создание резерва сотрудников, а также оперативный поиск нужных специалистов.
  • Знание трудового законодательства, основ делового общения, работы с документами и грамотной как устной, так и письменной речи.
  • Составление и оформление трудовых договоров, контрактов и соглашений, формирование и учет личных дел сотрудников.
  • Разрабатывает программы по развитию персонала, планированию деловой карьеры, обучению и повышению квалификации кадров, а также в оценке эффективности обучения.
  • Организация программ стажировки, обучения, повышения квалификации, аттестации работников, разработка, организация и проведение тренинговых, социальных программ.
  • Принимает участие в работе по адаптации вновь принятых работников к производственной деятельности.
  • Мотивация сотрудников компании, нахождение индивидуального подхода к ним.
  • Осуществление контроля за соблюдением правил внутреннего распорядка предприятия, принятие участия в разрешении трудовых конфликтов и споров.
  • Кроме того, владение творческим мышлением, аналитическим умом, долговременной и оперативной памятью, а также устойчивым вниманием и наблюдательностью.

В целом же можно сказать, что работа менеджера по подбору персонала — это хитрое сочетание рутинных и творческих задач, не каждому под силу с ними справится.

На сегодняшний день высококвалифицированных менеджеров по персоналу немного, поскольку постоянного обеспечения рынка готовыми специалистами данной сферы не производиться должным образом. Министерство образования РФ с 2000 года утвердило специальность «Управление персоналом», но качество менеджеров со специальным вузовским образованием по данному направлению оставляет желать лучшего.

В настоящее время спрос удовлетворяется, в основном, за счет переквалификации других специалистов внутри самой компании, чаще всего кадровиков. Главным способом же получения знаний и профессиональных умений в такой ситуации становится самообразование, метод проб и ошибок. Однако, если вы чувствуете в себе силы – смело идите в менеджеры по персоналу.

Внедрение профстандарта

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профстандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Указание на необходимость предполагает обязательность профессиональных стандартов без каких-либо ограничений.

Статья 57 Трудового кодекса РФ устанавливает, что если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Трудовой кодекс дает определение квалификации работника, под которой понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. То есть, если по должности предусмотрено наличие квалификационных ограничений, то применение профессиональных стандартов является обязательным для всех работодателей независимо от организационно правовой формы организации.

Для чего нужны профстандарты?

Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, содержащего описание следующих норм:

  • трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью;
  • требования к его опыту и знаниям.

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании, вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Для чего нужны профстандарты: распределение обязанностей

В первую очередь, профстандарт для кадровиков 2016 года разграничивает сферы деятельности сотрудников HR-служб. Теперь круг обязанностей каждого специалиста четко регламентирован. Исходя из содержания новых документов:

  • специалисты по делопроизводству занимаются подготовкой первичных, учетных, плановых и организационно-кадровых документов (приказов, распоряжений), а также их регистрацией и сдачей на архивное хранение;
  • сотрудники, занимающиеся подбором персонала, собирают и систематизируют информацию о текущей потребности компании в кадрах, отбирают новых работников, взаимодействуют с государственными структурами и частными лицами, курирующими вопросы занятости населения;
  • менеджеры по персоналу оценивают квалификацию работников, организовывают и проводят их аттестацию;
  • специалисты по развитию подбирают курсы повышения квалификации, иные мероприятия, способствующие карьерному росту работников;
  • менеджеры по нормированию и оплате труда курируют вопросы корректировки системы заработной платы и поощрений, разработки принципов нематериальной мотивации;
  • менеджеры по социальной политике занимаются разработкой и внедрением соответствующих соцпрограмм, следят за правильностью их проведения;
  • работники, в чью компетенцию входит решение вопросов миграции кадров, занимаются переводом сотрудников из одного структурного подразделения компании в другое, а также трудоустройством лиц, не имеющих гражданства РФ;
  • руководители организуют бесперебойную деятельность вверенного им подразделения, контролируют правильность оформления документов и их соответствие нормам действующего законодательства, а также подготавливают внутреннюю управленческую отчетность.

Об утверждении профстандартов для менеджеров по персоналу.

В сфере управления персоналом в настоящее время действуют следующие профессиональные стандарты:

1. «Специалист по управлению персоналом» Утвержден приказом от 9 марта 2022 г. N 109н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «СПЕЦИАЛИСТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ». Данный документ содержит квалификационные требования к руководителям подразделений по управлению кадрами, сотрудникам кадровых служб и специалистам по кадрам и профориентации.

2. «Специалист по подбору персонала (рекрутер)» утвержден приказом Минтруда РФ от 09.10.2015 № 717н. Этот стандарт содержит требования к рекрутерам, HR-менеджерам, в чьи обязанности входит исключительно поиск работников и их первичная адаптация на рабочем месте.

3. Консультант в области управления персоналом утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2022 № 197н.

Профессиональный стандарт состоит из 4 разделов:

  1. Общие положения.
  2. Описание трудовых функций, входящих в профстандарт.
  3. Характеристика общих трудовых функций (содержит перечень: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания).
  4. Информация об организациях, разработавших профстандарт.

Необходимые знания и умения

Это те знания и умения, которые необходимо знать и уметь делать менеджеру по персоналу для выполнения своих должностных обязанностей.

В профстандарте специалиста по управлению персоналом знания и умения приводятся по каждой трудовой функции в рамках обобщенной.

Так для выполнения первой обобщенной трудовой функции: документационное обеспечение работы с персоналом (по всем трем трудовым функциям) требуется знание:

  • трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • законодательства РФ о персональных данных;
  • основ архивного законодательства и нормативных правовых актов РФ, в части ведения документации по персоналу;
  • основ документооборота и документационного обеспечения;
  • структуры организации;
  • локальные нормативные акты организации;
  • технологий, методов и методик проведения анализа и систематизации документов и информации;
  • нормы этики и делового общения.
  • базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними.

А далее имеются отличия, в зависимости от выполняемых трудовых функций.

С перечнем всех трудовых функций, знаний и умений, для их выполнения, вы можете ознакомиться в профстандартах, скачав их выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *