Как вывести деньги с заблокированного расчетного счета
Расчетный счет может заблокировать Росфинмониторинг, департамент банковского надзора Центробанка или комплаенс-служба конкретного банка, опираясь на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Предпринимателю, который столкнулся с блокировкой счетов, доступно ограниченное количество способов получить деньги: он может перевести их в другой банк, получить деньги на выплаты физическим лицам или по исполнительному листу. Каждый из этих способов сопровождается определенными рисками, финансовыми и временными затратами.
Алексей Ильин, руководитель департамента по работе с финансовыми институтами юридической группы «АТЛАНТ»
Участились случаи блокировки расчетных счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей банками со ссылкой на Федеральный закон №115-ФЗ. Формальных оснований для блокировки счета достаточно, в основном это проведение рискованных операций, таких как:
- входящие и исходящие платежи с разными ставками НДС либо исходящие платежи без НДС;
- осуществление платежей, не имеющих явный экономический смысл;
- отсутствие текущих расходов по расчетному счету (коммунальные платежи, аренда, общехозяйственные расходы и т.д.);
- снятие денежных средств в наличной форме;
- низкая налоговая нагрузка (доля уплаченных налогов от общего оборота по счету) и т.д.
Вне зависимости от того, заблокирован счет у юридического лица или индивидуального предпринимателя, можно воспользоваться определенным набором решений данной проблемы. Блокировка счета и расторжение договора банковского обслуживания необязательно подразумевает внесение предпринимателя или компании в список «неблагонадежных».
Если банк предложил расторгнуть договор после проведения анализа счета, достаточно перевести деньги в другой банк на счет. Если же поступило указание от службы мониторинга, можно воспользоваться следующими способами:
- Перевод средств на счет в другой банк
Риск — направление письма из банка о блокировке счета по 115-ФЗ с платежом.
Возможный результат — блокировка счета.
Затраты — процент банка за перевод средств, заблокированных по 115-ФЗ, который начинается от 20% в зависимости от банка.
Защита — возможность оспорить в судебном порядке завышенный процент.
- Вывод средств под видом выплат физическим лицам (заработной платы или иных выплат)
Затраты — от 13% НДФЛ без учета внебюджетных фондов.
Даже при банкротстве фирмы и невыплате налога НДФЛ должен оплатить в бюджет получатель дохода (физическое лицо).
Риск — при выплате крупной суммы возможно возбуждение уголовного дела по ст. 198 УК РФ.
- Получение денежных средств по исполнительному листу
Затраты — госпошлина в суд.
Недостатки — длительный период рассмотрения спора (даже по мировому соглашению).
- Через исполнительную надпись нотариуса (путем заверения нотариусом договора займа между юридическим и физическим лицом)
При несоблюдении условий договора (возврата средств физическому лицу) нотариус делает соответствующую надпись на договоре.
Документ имеет силу исполнительного листа и его можно направить в банк, минуя суд.
Временной промежуток — оформление займа на срок от 3-х дней, при отсутствии возврата оформление претензии, по истечении 14 дней делается надпись. Направление документов в банк и получение средств по истечении 7 дней на счет физического лица.
Затраты — тарифы нотариуса (процент зависит от суммы средств, примерно 3-5%).
Риски — блокировка счета физического лица до 45 суток (если банк усомнился в данной операции).
Только систематический анализ входящих и исходящих платежей, обязательное осуществление хозяйственных расходов по счету, контроль за долей уплаченных налогов по данному счету (налоговая нагрузка), исключение или минимизация платежей на фирмы, осуществляющие деятельность в высокорисковых отраслях экономики (по мнению ЦБ) и соответствие платежей кодам ОКВЭД помогут избежать конфликта с банком и блокировки счета.
Светлана Кулагина, генеральный директор компании «Сагач и партнеры»
Если ваш расчетный счет заблокировали, придерживайтесь следующему алгоритму действий:
1. Срочно свяжитесь со своим менеджером в банке и по его требованию предоставьте полный пакет документов для подтверждения экономической целесообразности платежа.
2. Даже если банк отказал в обслуживании, он не имеет право конфисковать деньги клиента и отказаться их возвращать. Можно перечислить деньги на свой счет в другом банке или вернуть деньги поставщику. Можно заблаговременно открыть депозитный счет в другом банке. При этом перевод денежных средств с блокированного счета на счет в другом банке согласовывается индивидуально.
Деньги переводятся на счет в другом банке, но они придут от первого банка с пометкой «в связи с блокировкой счета по такой-то причине» либо «перевод денежных средств при закрытии счета», а это является стоп-фактором в некоторых банках. Другой банк может тоже заблокировать расчетный счет, запрашивать документы, разбираться в ситуации.
Высока вероятность, что банк не одобрит данный перевод на депозит и потребует комиссию за перевод от 7% до 20%. Вывод без комиссии будет возможен только при предоставлении всех документов по запросам.
3. С заблокированного счета возможно произвести списание денежных средств в бесспорном порядке по исполнительному листу (например, предоставив исполнительный лист по задолженности по заработной плате). Деньги списываются в течение 3-х рабочих дней. Однако данный способ уже успел себя «очернить» и поэтому отслеживается и проверяется финансовым мониторингом.
4. Не закрывайте расчетный счет в банке по его требованию, так как закрытие по 115-ФЗ не позволит вам открыть счет в другом банке.
5. Обратитесь с письменным запросом в банк, который отказал вам в обслуживании, и в те банки, которые отказали в открытии счета. Вам эта информация нужна, во-первых, чтобы устранить причины, если это возможно, а во-вторых, чтобы жаловаться в надзорные органы и отстаивать свои права в суде.
6. Обратитесь в Банк России с жалобой на действия конкретного банка, который не открывает счет и неправомерно применил нормы действующего законодательства. 30 марта 2018 года вступил в силу новый порядок ЦБ РФ 29-МР, согласно которому в случае отказа в операции и блокировке счета у предпринимателя еще остается возможность обжалования — он вправе обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ.
Срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения. Но она будет детально разбираться в деле: запрашивать у банков мотивированное обоснование о причинах отказа клиенту, которое банк должен подготовить в течение 3-х дней.
Если межведомственная комиссия сочтет причины отказа незаконными, банк обязан открыть счет или провести операцию, которую посчитал сомнительной в течение 3-х дней после получения ответа из комиссии, и оснований для внесения компании в черный список не будет.
Нельзя верить тем, кто обещает платно удалить компанию из всех «черных списков».
Во-первых, удалить из черного списка может только кадровый сотрудник управления ЦБ, который непосредственно работает с этими списками. Во-вторых, список ЦБ рассылается во все банки, то есть информация в банках обновится только после новой рассылки ЦБ.
Растерявшемуся предпринимателю могут предложить за деньги открыть счет компании, находящейся в стоп-листе. Необходимо понимать, что за деньги открыть счет вам могут, но работать по нему не дадут. На первой же операции комплаенс-служба вас «заблокирует», и решать впоследствии этот вопрос будете именно вы.
7. Можно заблаговременно внедрить у себя на предприятии свою службу комплаенс-контроля либо передать эту функцию на аутсорсинг, например, в консалтинговую компанию. Это позволит предупредить нарушения законодательства и защитить интересы бизнеса через соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке в области финансов.
Чтобы не попасть в черный список и снизить риск блокировки счета:
- Следуйте требованиям методичек ЦБ 18-МР и 19-МР в части налоговой нагрузки.
- Проверяйте нового контрагента до подписания договоров. Не сотрудничайте с недобросовестными контрагентами, это может плохо сказаться на вашей репутации. Для работы с контрагентами удобно иметь собственные «рыбы» договоров, где уже есть все необходимые пункты.
Проверьте своего контрагента в один клик
- Принимайте платежи по своим ОКВЭД. Если вы расширили сферу услуг, внесите изменения в свои регистрационные данные ИП или юрлица и отправьте новые документы в свой банк. Например, Финмониторинг может заинтересоваться доходами фирмы, которая открывалась, чтобы продавать оптом электротовары, но вдруг получила платеж за услуги по рекламной деятельности.
- По факту отгрузки товара или оказания услуги обязательно оформляйте первичные документы: товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи, счета-фактуры и прочие документы, которые подтвердят факт исполнения условий договора. Подробно указывайте назначение платежей и требуйте того же от своих партнеров.
Финмониторинг обязательно обратит внимание, если в описании платежа стоит что-то неконкретное, без указаний номеров документов, например, просто «Консультационные услуги за апрель».
- Платите налоги и взносы со своего основного счета. Если у вас счета в разных банках, платите с них по очереди или, например, авансовые платежи в бюджет — с одного счета, а страховые взносы — с другого. Это нужно, чтобы вас не посчитали фирмой-однодневкой, которая провела деньги через свой счет и исчезла.
- Держите в порядке все документы: договора, счета-фактуры и т.п. Если банк запросил у вас документы по сделке, срочно предоставляйте информацию по запросу банка.
Отправляйте отчетность во все контролирующие органы
Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»
При блокировке счета банки руководствуются Федеральным законом № 115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то есть лицо, чей счет был заблокирован, подозревается в «отмывании» денег и пособничестве терроризму.
При каком-либо подозрении в сомнительных операциях должна блокироваться именно операция, а не весь счет, но банки страхуются от негодования ЦБ из-за их неосмотрительности и потому блокируют целые счета.
Я бы посоветовал предпринимателям завести несколько счетов, чтобы блокировка одного из них не парализовала всю работу, а также контролировать назначения платежей и чистоту операций на суммы свыше 600 000 руб., ведь именно они находятся под бдительным вниманием банков. Нужно обязательно проверять контрагентов, так как подозрения, павшие на них, могут негативно сказаться и на вашей деятельности.
Не забывайте, что в период блокировки вашего счета банк может безвозмездно пользоваться вашими средствами и извлекать из этого прибыль, поэтому налаживайте отношения с банком, постарайтесь выстроить диалог и понять, в чем камень преткновения.
Параллельно с этим обращайтесь в межведомственную комиссию ЦБ для выхода из черного списка Финмониторинга, в который вы автоматически попадаете при блокировке счета. Последней инстанцией будет обращение в суд, если договориться с банком все-таки не удалось. В этом случае уже банку придется доказывать суду, что блокировка вашего счета была небезосновательной, однако потраченные на суд средства вам при любом исходе никто не возместит.
Илья Гатикоев, арбитр, налоговый консультант
Банк вправе приостановить операцию клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств, не более чем на пять рабочих дней. Если в течение этого срока банк не получит из Росфинмониторинга постановление о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок, банк должен провести данную операцию.
Защитить себя от блокирования денежных средств банком на 100% сейчас невозможно. Лучше не участвовать в финансовых операциях с сомнительными контрагентами и не игнорировать требования банка о предоставлении документов, подтверждающих легальность происхождения денежных средств, так как в этом случае велик риск отказа в проведении операции.
Разрешить ситуацию с массовыми ограничениями прав потребителей финансовых услуг возможно исключительно путем подробной регламентации действий банков, однако ни Росфинмониторинг, ни ЦБ РФ в настоящее время не заинтересованы в проявлении правотворческой инициативы, так как, по их мнению, массовость жалоб физических лиц из-за блокировки счетов сильно преувеличена потребителями.
Пассивность контролирующих структур, когда дело касается прав потребителей, приводит и к такой насущной проблеме, как возврат невостребованных денежных средств со специальных счетов в банках.
Если клиент в течение 60 дней с даты расторжения договора банковского счета не явится за получением остатка денежных средств, банк обязан зачислить денежные средства на специальный счет в Банке России. При этом после закрытия банковского счета клиента только банк имеет возможность обратиться в ЦБ РФ с заявлением о возврате остатка денежных средств со специального счета.
В настоящее время, как и в случае с противодействием легализации доходов, отсутствует огромный пласт подзаконных актов, которые бы устанавливали порядок возврата таких средств со счета, в связи с чем у людей возникают вопросы: кто может обязать банк открыть такой специальный счет в ЦБ РФ; каков порядок возврата средств из ЦБ РФ в обслуживающий банк; каков механизм возврата средств со счета в банке клиенту; каковы сроки исполнения требования клиента и т.д.
Алгоритм действий по возврату денег со специального счета ЦБ РФ по общему правилу в настоящее время может выглядеть так:
- От имени клиента подается заявление в обслуживающий банк с требованием возврата невостребованных денежных средств.
- Как правило, банки отказывают в таких требованиях или вовсе их игнорируют на том основании, что обязанность по возврату невостребованных денежных средств прямо законом не установлена, процедура его не регламентирована.
- В связи с этим после истечения срока на удовлетворение претензии нужно будет обратиться в суд с иском к банку о возврате незаконно удерживаемых денежных средств.
Андрей Илларионов, старший юрист «АВТ Консалтинг»
Организация имеет право обжаловать решение о принятии обеспечительных мер, тогда оно может быть отменено вышестоящим налоговым органом или по решению суда. Самым логичным действием является обращение организации в арбитражный суд с требованием признать решение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по расчетному счету недействительным. Однако с учетом того, что арбитражный процесс занимает много времени, кроме заявления о признании недействительным решения налогового органа налогоплательщику целесообразно подать и заявление в суд о приостановлении действия решения о блокировке расчетных счетов.
Для того чтобы начать арбитражный процесс, налогоплательщику необходимо пройти процедуру обжалования в вышестоящем налоговом органе. Только после рассмотрения его жалобы, на что согласно НК РФ отводится срок в один месяц, налогоплательщик будет вправе обратиться в арбитражный суд. К сожалению, здесь есть определенный пробел в законодательстве, так как целый месяц налогоплательщик не сможет пользоваться своим расчетным счетом.
К заявлению необходимо приложить документы, доказывающие позицию организации, то есть подтверждающие задолженность перед контрагентами, долги по зарплате. За рассмотрение обеспечительных мер нужно заплатить госпошлину в размере 3 000 руб. Если суд по какой-либо формальной причине откажет организации в принятии обеспечительных мер, следует исправить указанные судом недостатки в заявлении и обратиться в суд еще раз. В АПК РФ не ограничено количество обращений в случаях принятия обеспечительных мер.
Дмитрий Милюков, глава корпоративного отдела юридической компании ООО «Холдсвей»
При обнаружении блокировки своего расчетного счета необходимо в первую очередь узнать причины и основания блокировки.
1. Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счете
Аресту подлежит определенная сумма, а не все денежные средства на банковском счету, поэтому владелец счета может свободно распоряжаться денежными средствами, кроме той суммы, на которую наложен арест.
Наложить арест на денежные средства на банковских счетах могут суды общей юрисдикции, арбитражные суды, судебный пристав-исполнитель.
В нашей практике как-то судебный пристав-исполнитель нарушил права нашего клиента, заблокировав на двух счетах в одном банке одну и ту же сумму. Поскольку судебное разбирательство касалось только недвижимости, постановлений о наложении ареста на счета не было. Но судебный пристав-исполнитель отправил в банк запрос о наложении ареста денежных средств на всех банковских счетах нашего клиента на сумму около 30 млн руб. Тем самым банк заблокировал 60 млн руб. на счетах, и, поскольку таких денег на счетах не было в наличии, это отображалось в мобильном банке как задолженность.
Мы подали заявление приставу о незаконности его действий, и денежные средства на счетах были разблокированы на следующий же день.
2. Приостановление операций по счету, а также переводов электронных денежных средств
Инспекция Федеральной налоговой службы может приостановить выполнение операций по банковскому счету, если вы не предоставили налоговую декларацию в установленный срок или не уплатили страховые взносы, пени, штрафы.
Для снятия ареста и отмены приостановления операций по счету в некоторых случаях владельцу счета достаточно выполнить требования государственных органов, например, предоставить документы или погасить заложенность. В иных случаях, например, при наложении ареста в качестве обеспечительной меры или в случае незаконных, по мнению лица, требований государственных органов, владелец счета вправе оспорить такой арест или приостановление операций по счету в судебном порядке.
3. Приостановление конкретной операции согласно № 115-ФЗ РФ
В рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», банк вправе приостановить операцию на пять рабочих дней, сообщив об этом Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, которая может продлить срок приостановления операции до 30 дней.
Если банк определяет, что предстоящая операция связана с сомнительной сделкой, то он имеет право запросить у владельца счета все связанные с данной операцией документы и дополнительную информацию.
Если после предоставления документов и пояснений банк по-прежнему отказывается выполнить операцию, владелец счета может оспорить такой отказ, обратившись в межведомственную комиссию при Центробанке.
Общий срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления, документов и сведений, подтверждающих его позицию, не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения заявителя. Более детально о процедуре рассмотрения заявления, требованиях к заявлению можно прочесть в Указании Банка России от 30.03.2018 № 4760-У.
Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и банку, для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.
Если решение межведомственной комиссии оказалось не в пользу владельца счета, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Не прошел платеж контрагенту: причины и меры предосторожности
Такое может случиться с каждым. Расскажу, из-за чего и что предпринимать.
1. Банк заподозрил хищение денег с вашего счета.
В таких случаях банк имеет право приостановить операцию на два дня. Тут просто нужно подтвердить операцию.
А для того, чтобы побыстрее узнать о проблемах, следите за статусом платежа в клиент-банке и позаботьтесь, чтобы в договоре с банком были разные способы оповещения: по телефону, смс, электронной почте и т.д.
И не откладывайте платежи на последний момент, чтобы всегда было время в запасе на случай таких неприятностей.
2. Банк подозревает, что платеж направлен на отмыв денег и финансирование терроризма.
Эта ситуация сложнее, и пока вы разбираетесь с банком, нужно предупредить поставщика о задержке и попросить не применять санкции.
Объясните ситуацию, расскажите, что предпринимаете, держите его в курсе. Можно выдать гарантийное письмо.
3. Деньги закинули на старые реквизиты.
Тут надо посмотреть, что написано в договоре. Если по его условиям деньги нужно перечислять на реквизиты, указанные в договоре, а поставщик вовремя не предупредил об изменениях — вы свои обязательства исполнили.
Если старый счет рабочий, вы можете требовать от поставщика признать обязанность исполненной.
Если деньги ушли на уже закрытый счет, они провисят какое-то время в невыясненных платежах и вернутся на ваш счет. Засада в том, что не всегда это происходит быстро, в проблемном банке деньги могут зависнуть.
Нужно написать заявление в банк с требованием вернуть деньги. При этом, если деньги ушли не туда по вине поставщика, нужно написать письмо-претензию, что вы заплатили, а просрочка произошла по его вине, пени не начисляться не должны, а вы уже предприняли действия для возврата денег (приложите письмо в банк).
Если же вина ваша, выгоднее не дожидаться возврата денег с банка, а заплатить поставщику еще раз, пока не набежали пени.
4. У банка отозвали лицензию. Самый проблемный вариант, потому что возвращать деньги придется уже в рамках процедуры банкротства, и шансы будут невелики.
Кому придется разбираться с зависшими деньгами, зависит от условия договора с поставщиком. Если в договоре прописано, что обязанность по оплате считается исполненной, когда деньги поступили на корсчет банка поставщика, вы свою обязанность исполнили, и с банком нужно разбираться поставщику.
А вот если на момент платежа поставщик уже не был клиентом банка, то кредитором банка будете вы.
Как видите, многое зависит от договоров, поэтому не относись к ним легкомысленно. Плюс как только появляются подозрения, что у банка проблемы, принимайте меры, выводите деньги.
Как не попасть под 115-ФЗ. Под прицелом каждый
Допустим, вы руководитель или финансист какого-то крупного предприятия. Ладно, не крупного, а среднего. Или даже мелкого. Хорошо, нет никакого предприятия, вы просто индивидуальный предприниматель. Или самозанятый гражданин. А может быть, вы просто физлицо? Кем бы вы ни были, наверняка вы имеете счет в банке. На этот счет иногда приходят деньги. А иногда уходят. Бывает такое? Ну вот! Можете смело считать себя потенциальным объектом ФЗ-115.
Содержание статьи
Любой держатель банковского счета рискует заинтересовать госорганы, ответственные за исполнение Федерального закона №115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Закон, ставший в последние пять лет настоящим кошмаром предпринимателей, был принят еще 20 лет назад. Никто толком и не знал о его существовании, но в 2016 резко изменилась практика применения ФЗ-115, действие которого касается очень многих сфер деятельности — от обналички до использования налоговых схем.
Любой банк, в котором вы обслуживаетесь, может счесть какую-нибудь операцию по счету сомнительной. Тогда он вправе заблокировать операцию вплоть до момента, когда рассмотрит ваши объяснения и сочтет их убедительными.
Нередко заблокированным оказывается, помимо самой операции, еще и доступ к банку-онлайн, а то и полностью счет. А это уже очень серьезная проблема. После блокировки счета невозможно открыть новый в другом банке. Да и новое юридическое лицо зарегистрировать не получится.
Что вызовет у банков подозрение
- Неактивный счет. Банки считают, что правильный предприниматель обязательно должен пользоваться счетом хотя бы раз в три месяца. Большие перерывы в работе вызывают интерес контролирующих органов.
- Отсутствие налоговых платежей. Счет, который не используется для оплаты налогов или налоговые отчисления с которого выглядят подозрительно маленькими, привлекает внимание банка.
- Десятитысячный уставной капитал. Стандартные 10 тысяч рублей в графе «уставной капитал» — сигнальная ракета для банка. Маловато будет.
- Искусственно заниженный НДФЛ. На эти цифры банковские служащие обращают особое внимание.
- Совмещаемые должности. Допустим, директор и бухгалтер — одно и то же лицо. А если оно еще и учредитель — совсем плохо.
- Случай, когда предприятие зарегистрировано по тому же адресу, что и множество других. Ну и что, что это офисный центр. Все равно государственная машина обратит на это внимание.
- Всплеск финансовой активности. Особенно если накануне поменялся учредитель или название организации.
- Операции транзита. Одна и та же сумма утром пришла, вечером ушла, и так каждое второе число каждого месяца. Добро пожаловать с объяснениями.
Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг
Росфинмониторинг (Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ) был создан в ноябре 2001 года. Через два месяца после принятия 115 ФЗ. Это не совпадение. Одна из основных задач Росфинмониторинга, главного подразделения финансовой разведки страны — реализация 115-го закона.
Эта структура имеет полномочия на запрос практически любой информации по движению денежных средств на счетах предпринимателей и организаций.
В 2021 году введены новые правила, по которым банки отчитываются перед Росфинмониторингом.
Отныне обязательному контролю подлежат:
- Любые операции со счетом юрлица, по которым снимается или зачисляется наличка. Причем неважно, какой деятельностью это лицо занимается;
- Операции иностранных структур без образования юрлица. Но только на протяжении 90 дней с момента регистрации. Если же три месяца никаких операций не совершалось, под контроль попадает первое перечисление, которое будет проведено;
- Выплаты причитающихся вознаграждений физическим лицам, которым повезло выиграть в лотерею;
- Операции с жилыми и нежилыми помещениями, которые не влекут смену собственника. Этот пункт будет работать при фигурирующих суммах, превышающих 3 миллиона рублей;
- Любые платежи по лизинговым договорам, превышающие 600 тысяч;
- Почтовые переводы. Здесь установлена контрольная планка в 100 тысяч рублей;
- Возврат предоплаты за связь, при условии непригодившегося остатка в размере 100 тысяч.
Еще одно нововведение. С 2021 года структуры, работающие с денежными средствами или другим имуществом своих клиентов, не обязаны отчитываться по всем без исключениям операциям, фигурирующим в ФЗ-115. Росфинмониторинг интересуют только платежи, относящиеся к виду деятельности вышеназванных организаций.
Какие операции с наличными под особым контролем у банков
Есть конкретные признаки неблагонадежности клиента, которые у банка могут вызвать подозрение в нарушении ФЗ-115:
- со счета часто снимается нал,
- больше трети недельного оборота выводится наличными,
- с момента регистрации юрлица прошло менее 24 месяцев,
- вывод наличных приурочен к началу или концу банковского дня,
- контрагенты, со счетов которых поступают средства, считаются банкирами неблагонадежными,
- поступления и суммы вывода в наличку оказываются немного меньше, чем 600000 рублей.
Начинающие предприниматели и физлица — в зоне риска
Крестина Горбачева работает в Сбербанке менеджером по работе с ключевыми клиентами. Она утверждает, что больше других должны опасаться санкций, предусмотренных за нарушение ФЗ-115, начинающие предприниматели.
«Они даже не подозревают о действии 115-ФЗ и по незнанию совершают те действия, которые ведут к блокировке счета. Снимают со счета много наличных, быстро и часто переводят деньги на карты физических лиц. Для предпринимателя это может быть экономически оправдано и справедливо, а для банка такие действия — сигнал для проверки.
Кроме того, 115-ФЗ призван, в числе прочего, бороться с фирмами-однодневками. Поэтому службы безопасности банков пристально следят именно за новыми, недавно созданными компаниями и держат на контроле их действия»
Согласен с Крестиной и Евгений Жариков, финансовый консультант фирмы «БЛСЕ-Керамика»:
Какую информацию нужно предоставлять банку
Банк может заинтересоваться практически любой информацией о вашей фирме. Вплоть до справки о деловой репутации из другого банка, в котором вы обслуживаетесь. В списке запрашиваемых документов наверняка будут платежные поручения об уплате налогов, договоры купли-продажи со всеми сопутствующими документами (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, допсоглашения и т.д.), штатное расписание с документами об уплате НДФЛ, информационная записка с подробным обоснованием экономической целесообразности проводимых по счету операций. На самом деле, что угодно может оказаться в этом списке.
Татьяна Секерина, индивидуальный предприниматель в концертно-развлекательной сфере, поделилась своим опытом:
«Как это обычно бывает, карту заблокировали в выходной. В субботу. Никаких уведомлений не приходило, просто столкнулась с тем, что моя карта физлица не работает. Позвонила в Сбербанк спросить, что у меня с картой. И вот тогда узнала о блокировке ипэшного счета и карты, а заодно и о существовании 115-ФЗ. Банк сказал, что я должна «подтвердить движение денег». У них были вопросы не по конкретному переводу, а по всем операциям больше определенной суммы за последнее время. К счастью, я всегда храню договоры, акты, чеки. Хотя по закону ИП не обязан сохранять первичную документацию. Налоговая этим не интересуется.
Я никуда не ходила, бумагу не носила. Все документы прикрепляла в электронном виде в личном кабинете. Написала подробное объяснение по каждой сумме. По карте физлица, разумеется, сложно что-то подтвердить документами, поэтому я сопровождала комментариями «Вернула долг», «Перевела деньги на покупку шубы для мамы». В результате через несколько дней все разблокировали. Но это была довольно неприятная неделя. Во-первых, само название закона про терроризм звучит жутковато. Во-вторых, неизвестность. Ты же не знаешь, что будет дальше. Никто ничего не комментирует. Может, завтра разблокируют, а может будешь сидеть в подвале на табуретке и лампой будут в лицо светить, вопросы задавать. Зато теперь я знаю, для каких случаев храню отчетные документы и всем знакомым тоже советую ничего не выбрасывать, чтобы не попасть под 115-ФЗ»
Как не попасть под 115-ФЗ. 9 правил
- У организации есть история. Фирма должна периодически продавать, покупать, производить что-нибудь. Какие-то следы жизнедеятельности бизнеса должны быть заметны.
- В штате есть несколько работников. Да, есть бизнесы, не предполагающие нескольких сотрудников, но наличие штата банком считается атрибутом функционирующего не на бумаге, а по факту бизнеса.
- У организации помимо налогов есть расходы на оплату арендуемых площадей, телефона, интернета, тепла-электричества, скрепок и степлеров в конце концов!
- Часто бывает, что фирма имеет счета сразу в нескольких банках. В таком случае хорошо бы платить по статьям, перечисленным в предыдущем пункте со всех счетов. Это ведь не очень сложно, зато сразу всем банкам будет видно, что организация работает.
- Немного наличных денег нужно иногда снимать. Ведь в реальной жизни без расходов наличными средствами бизнес обойтись не может. А значит нужно показать, что ваша структура действительно живая. Только не переусердствуйте! Пусть вывод нала не превышает тридцати процентов.
- Пусть счет будет активным. Хорошо, когда совершается много операций. И важно, чтобы контрагентов тоже было много. Хотя бы несколько. Уж точно не один.
- Нужно помнить о своих ОКВЭД. Не соответствующие заявленным видам деятельности операции возбуждают контролирующие органы. Важно своевременно уведомлять банк о каждом изменении в ЕГРЮЛ.
- Не оставляйте без ответов вопросы банкиров. Причем, делать это надо быстро. Утром вопрос — вечером ответ. Сегодня запрос — завтра письмо. Банк должен видеть, что вы не прячетесь. — обязательная процедура. Вы можете идеально выполнять восемь предыдущих правил, но один подозрительный контрагент способен поставит под удар вашу организацию.
Как поступает банк, если считает операцию подозрительной
Закон позволяет банку выполнить следующие действия:
- Потребовать предоставления документов о конкретных операциях.
- Запросить информацию о происхождении денег. Поинтересоваться личностями партнеров по бизнесу, контрагентами.
- Произвольно установить срок предоставления документов. Этот срок законодательно не оговорен, так что каждый банк устанавливает его на свой вкус.
- Прислать своих сотрудников на предприятие, в офис, другое место ведения вашего бизнеса.
- Вызвать клиента для устного разъяснения.
- Повысить степень риска клиента. Это довольно неприятная штука, не блокирующая, но усложняющая работу со счетом.
У разных банков могут быть разные алгоритмы действий и разные списки запрашиваемых документов. Здесь мы говорим о том, что может сделать банк, а не о том, что он точно сделает.
Что делать, если банк заблокировал счет
Быстрый и квалифицированный отчет банку часто может спасти ситуацию.
Евгений Жариков ответил так:
Из этой истории становится понятно, что оперируют антиотмывочным законом не бездушные машины, а живые люди, которым действительно может хватить для снятия подозрений внятного объяснения, подкрепленного документами.
Выигрывает тот, кто не надеется, что проблема растает сама каким-то чудесным образом. Чуда не произойдет. И даже если у вас нет возможности ответить банку качественно и квалифицированно, ответьте хоть как-то. Пусть они видят, что вы заинтересованы в решении проблемы и пытаетесь что-то сделать.
ЦБ РФ выпустил Методические рекомендации 18-МР 19МР. Это достаточно внятный текст, который содержит критерии, позволяющие отнести контрагента к подозрительным по 115-ФЗ. Если получили претензию, открывайте рекомендации и пишите ответ по перечисленным критериям. Делайте это скрупулезно, не упуская ни одного пункта. Пусть даже вам кажется, что этот критерий точно не про вас, не поленитесь, опровергните и его. Подшейте к ответу совершенно все документы, которые удастся отыскать.
И никогда не выбрасывайте чеки или платежные поручения. Всегда будьте готовы к ответу на запрос из банка. Пусть лучше эти папочки с чеками вам не пригодятся никогда, чем возникнет ситуация, когда вам нечего будет ответить. Хороший бухгалтер всегда немного параноик.
Сергей Степашин, индивидуальный предприниматель, занимающийся грузоперевозками:
«Многие ИП работают с одним контрагентом. Для того, собственно, и создавались. Ничего противозаконного в этом нет, но 115-ФЗ расценивает это как яркий признак преступной деятельности. Я был очень лакомым клиентом для банка: приличные обороты, депозит у них держал. Никогда никаких проблем. Вдруг блокировка. Как обычно в таких случаях, узнал случайно, объяснений никаких. Менеджер, который меня вел, тоже в шоке, но ничего не может поделать — не в его власти. Стали выяснять. Единственная претензия — почему работаешь с одним контрагентом?
Что я делал? Тут же открыл счет в другом банке. Клиентам сообщил о новых реквизитах, туда и пошли транзакции. Параллельно начал отбиваться в старом банке. Отбился. С трудом, долго, но удалось. Разумеется, в новом банке сразу интересуются, не связано ли открытие счета у них с ограничениями по обслуживанию? Нет, не связано! Выдержал паузу в два месяца и перевел деньги со старого счета на новый.
Что я могу посоветовать? Выбирайте правильный банк. Виртуальные банки (а особенно самый известный, который до недавнего времени за перевод от него 30% брал) — абсолютное зло. Когда у них нет ни офиса, ни менеджера, тобой занимается машина, ты не можешь ничего доказать и объяснить, просто потому что некому. Банков-гигантов тоже нужно избегать. Они инертны, на решение самой мелкой проблемы уходит уйма времени, а время в нашем случае — деньги. Совершенно конкретные, а не фигуральные»
Как это работает. Внутренняя банковская кухня
Есть при банках служба, которая называется малопонятным и сложнопроизносимым словом комплаенс. Их уставная задача — следить за тем, чтобы не нарушалось действующее законодательство. Это не машина, а живые люди, прошедшие обучение в Центробанке. Комплаенс призваны защитить свой банк от возможных претензий к нему со стороны ЦБ.
Как только вы попали под прицел комплаенс, тут же блокируется ваш счет. Да, это не очень корректно называть блокировкой. По закону заблокировать счет можно исключительно в случае доказанной экстремистской деятельности.
Ну а дальше вы будете собирать документы, оправдываться, вас будут изучать, подозревать. И тут возможны два варианта, по которым будут развиваться события.
Предположим, вы смогли в конце концов сформировать пакет документов, объясняющий ваши действия. Отлично, расходимся по местам и продолжаем работать.
Но бывает и так, что отбиться не получается. Банк парализует ваш счет, всячески дает понять, что удачного выхода из ситуации не светит. И вот в тот момент, когда вы решаете, что пришло время из этого банка бежать, выясняется, что на сайте банка в открытой оферте прописан пунктик, который почему-то раньше не привлекал вашего внимания. А там черным по белому указано, что если счет закрыт по вине клиента, банку причитается до четверти вашего остатка на счете. Бывают вегетарианские банки, которые берут 15%. Но чаще — 20.
Тут ваши отношения с этой кредитной организацией и подходят к финалу. Что дальше? Дальше новые отношения с новым банком. И вы туда приходите с огромной табличкой на груди, на которой написано «Не прошел проверку по 115-ФЗ». Как думаете, попробует новый банк присмотреться к вам повнимательнее? Наверняка попробует.
Кто, помимо банка, может «сдать» вас Росфинмониторингу
Банк не единственная структура, которая обязана информировать контролирующие органы о подозрительной финансовой деятельности фирм и предпринимателей.
Бухгалтеры, нотариусы, адвокаты, юристы, аудиторы — все они не просто могут, а обязаны сообщать в Росфинмониторинг о ставших им известными сделках, возможно попадающих под Федеральный закон №115.
Любопытно, что закон требует от вышеперечисленных категорий не просто уведомить Росфинмониторинг, а сделать это без предупреждения. В противном случае они сами станут мишенью.
Эта норма была в законе давно. Но в 2018 году Росфинмониторинг настойчиво напомнил бухгалтерам, нотариусам и юристам об их обязанности. А чуть позже вышли поправки к закону, в которых, наряду с ними, упоминались уже и аудиторы. Раньше требование касалось их не в полной мере. До 4 мая 2018 аудиторы должны были сообщить о вскрытых нарушениях руководству фирмы, и только потом, через три месяца, если меры по устранению нестыковок не были приняты, доложить о них Росфинмониторингу.
В 2018-м после публикации новых норм поведения, соцсети наполнились сообщениями от бухгалтеров и других упомянутых категорий, которые торжественно обещали своим клиентам никому ничего не сообщать. Но давайте трезво смотреть на вещи. За недоносительство предусмотрены серьезные штрафы, и вряд ли многие захотят идти на риск.
Важное о 115-ФЗ в 2021 году
Федеральный закон №115 хоть и увидел свет 20 лет назад, но всегда остается актуальным. Чуть ли не каждый год к нему принимаются «омолаживающие» поправки.
Налоговики и Центробанк давно стараются взять под контроль наличку, которая ходит в бизнесе. Но до последнего времени все усилия были тщетны. При возникших подозрениях начиналась долгая и не всегда результативная переписка между ведомствами — запросы, ответы, новые запросы. За это время грамотный обнальщик успевал прокрутить деньги и закрыть фирму.
В 2021 году государство пошло по простому и эффективному пути — по сути, упразднило для банков налоговую тайну, а для налоговиков — банковскую. Теперь взаимообмен интересующей информацией между ЦБ и ФНС происходит без лишних сложностей — моментально. Даже запрос писать не нужно.
Клиент перевел средства на закрытый расчетный счет
Клиент (физическое лицо) сделал перевод (оплата физического товара) на закрытый полгода назад расчетный счет через банк (т.е. пошел с распечатанным счетом в банк и сделал перевод).
Как исправить данную ситуацию? Что нужно сделать отправителю по пунктам, чтобы вернуть либо перенаправить средства на нужный расчетный счет?
Ответ:
Т.к. деньги не были зачислены на счет продавца, то в данной ситуации клиенту (физ. лицу) следует обратиться в банк с документами подтверждающими оплату счета. Где потребуется написать письмо о возврате ошибочно перечисленных денег. В данном письме следует указать дату перевода и сумму денег.
Исходя из этого клиент должен вернуть свои деньги назад. Более подробнее о процедуре и сроке возврата можно уточнить непосредственно, поскольку данный процесс регулируется внутренним положением банка.