Если сотрудник отработал 11 месяцев сколько дней отпуска ему положено
Перейти к содержимому

Если сотрудник отработал 11 месяцев сколько дней отпуска ему положено

Компенсация за неиспользованный отпуск

Каждый сотрудник имеет право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска. Однако если работник не успел воспользоваться им по причине увольнения, ему положена денежная компенсация.

Расчет компенсации за неиспользованный отпуск зависит от причины увольнения, количества отработанных дней и взятых официальных отгулов. В данной статье мы рассмотрим общие правила и примеры компенсации отпуска при увольнении.

В каких случаях положена компенсация и от чего зависит ее размер

По Трудовому кодексу РФ оплачиваемый отпуск длительностью 28 дней полагается за один рабочий год (ст. 115 ТК РФ).

Воспользоваться отпуском можно после 6 месяцев непрерывной работы у одного работодателя. По общему правилу количество дней отпуска складывается из 2,33 календарных дня за каждый отработанный в году месяц: 2,33 * 12 = 27,96.

Значение месяца в трудовом законодательстве принято за 29,3 дня (среднемесячное число календарных дней). Исходя из этих данных и строится расчет компенсации за неиспользованный отпуск:

Сумма компенсации за неиспользованный отпуск = Среднедневной заработок х Количество неиспользованных дней отпуска

Однако сумма компенсации зависит также от двух важных факторов:

  1. причины увольнения (инициатива сотрудника или инициатива работодателя),
  2. отпускного стажа (то есть количества отработанных дней, влияющих на компенсацию).

Компенсация при увольнении по собственному желанию

  • Если сотрудник проработал больше 6 месяцев, но меньше года

Пример 1. Сотрудник проработал в компании ровно 7 месяцев при зарплате в 20 000 руб./мес. Затем нашел новую работу и уволился по собственному желанию. За 7 месяцев сотрудник заработал 140 000 руб. Как рассчитать денежную компенсацию за отпуск?

Первое: определяем, сколько дней отпуска положено сотруднику:

2,33 дня * 7 мес. = 16,31 день

Второе: определяем сумму компенсации. Для этого надо сначала рассчитать среднедневной заработок:

общую сумму полученной зарплаты делим на количество отработанных месяцев и на среднемесячное число календарных дней: 140 000 руб. / 7 мес. / 29,3 дня = 682,6 руб.

Таким образом, определяем сумму компенсации:

682,6 руб. * 16,31 день = 11 133 руб. 2 коп.

  • Если сотрудник проработал 11 месяцев

Пример 2. Допустим, что сотрудник на тех же условиях проработал не 7 месяцев, а 11 месяцев, после чего уволился. Как в этом случае рассчитать компенсацию за отпуск?

11 месяцев — это фактически отработанный год, поэтому в этом случае сотруднику положена компенсация за все 28 дней:

682,6 руб. * 28 дней = 19 112 руб. 8 коп.

  • Если сотрудник проработал в компании менее полугода

Несмотря на то, что сотрудник не получил право на оплачиваемый отпуск, он тем не менее имеет право на его компенсацию (ст. 122 Трудового кодекса РФ). При этом компенсация выплачивается, как и в предыдущих примерах, по пропорциональному принципу: среднедневная ЗП * количество неиспользованных дней отпуска. Однако если стаж работы в данной компании не превысил 15 дней, никакой компенсации не полагается.

Компенсация при увольнении, если она не связана с инициативой работника

  • Если сотрудник проработал больше полугода

Сотрудник имеет право получить полную компенсацию за все 28 дней отпуска, если проработал в организации более полугода, а потом был уволен по одной из следующих причин:

  • ликвидация организации (отдельных ее частей) или реорганизация;
  • сокращение штата (работ) или временная приостановка работ;
  • поступление на действительную военную службу;
  • выяснившаяся непригодность к работе.

Вернемся к нашему примеру 1 (сотрудник, проработавший 7 месяцев). При увольнении по собственному желанию его компенсация за отпуск составила 11 133 руб. 2 коп. Однако если бы он был уволен по одной из причин, указанных выше, его компенсация составила бы:

682,6 руб. * 28 дней = 19 112 руб. 8 коп.

  • Если сотрудник проработал менее полугода, но более 15 дней

В этом случае работник имеет право получения пропорциональной компенсации, то есть по формуле: среднедневная ЗП * количество неиспользованных дней отпуска.

Уточняющие моменты
  • В российском трудовом законодательстве существует понятие «удлиненный отпуск» в 42 или 56 календарных дней. Он присваивается таким категориям сотрудников, как педагоги.
  • Выплата компенсации сотруднику должна производиться в момент увольнения или не позднее дня после предъявления уволенным требования о расчете.
  • В стаж непрерывной работы засчитывается как время фактической работы, так и время сохранения места работы — время нахождения на больничном, нерабочие праздничные и выходные дни.
  • В стаж непрерывной работы не засчитываются прогулы без уважительной причины и отгулы в счет отпуска, поэтому данные дни не включаются в расчет при компенсации отпуска.

Павел Тимохин, руководитель бухгалтерской службы «Фингуру»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как рассчитать компенсацию при увольнении работника, если отработано 11 месяцев – правила и примеры расчета

За год работы при увольнении работник получает компенсационную выплату за годовую продолжительность отпуска, если, конечно, он не не использовал данный вид отдыха. Сколько отпускных дней положено, если отработано 11 полных или неполных месяцев, как рассчитать компенсацию при увольнении работника в этом случае?

В статье рассмотрены примеры расчета с учетом разъяснений Минтруда, которые помогут разобраться в различных ситуациях.

Сколько дней отпуска положено сотруднику?

Годовая минимальная продолжительность ежегодного отпуска – это 28 календарных дней. Столько дней полагается за полный рабочий год, который начинает считаться с даты устройства на работу по день увольнения.

Срок может увеличиться для отдельных категорий сотрудников. Например, несовершеннолетние, трудящиеся во вредных условиях, в северных условиях или при ненормированном рабочем дне вправе рассчитывать на более продолжительность время отдыха.

Продолжительность отпуска для конкретного сотрудника прописывается в трудовом договоре.

Если на момент увольнения работник работал полный рабочий год, то ему будет назначена компенсация за все 28 неиспользованных дней отпуска.

Если же отработано 11 месяцев и 15 или более дней, то также полагается компенсационная выплата за 28 дней, так как в 12-том месяце отработана половина или более дней, такой период приравнивается к полному месячному.

Далее разберемся, как считать компенсацию, если на дату увольнения сотрудник трудился 11 месяцев и менее 15 дней, 11 месяцев ровно или чуть меньше.

В п.28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР №160 от 20.04.1930, которые действуют до сих пор, сказано о том, что работник, который выполнял рабочие обязанности не менее 11 месяцев в организации, получает компенсацию за полный год работы.

Во всех прочих случаях расчет ведется пропорционально отработанному времени.

По мнению Верховного суда РФ (Решение от 1 декабря 2004 г. № ГКПИ04-1294 и Определение от 15 февраля 2005 г. № КАС05-14), современное трудовое законодательство не регулирует вопрос выплаты компенсации сотрудникам, которые отработали 11 месяцев, положения указанных Правил не противоречат ТК РФ, при это в трудовых законах не содержится запрета применять данные правила, а потому их можно законно использовать в указанной ситуации.

Министерство Труда РФ в своем письме № 1519-6-1 от 18.12.2012 пояснило, что ст.127 ТК РФ, в котором прописана необходимость выплаты компенсации при увольнении, никак не регулирует случай, когда работником отработано не менее 11 месяцев. Так как никаких иных правил кодексом не установлено, в соответствии со ст.423 ТК РФ, можно применять порядок, заложенный в Правилах об отпусках, то есть предоставлять полный отпуск за 11 полностью отработанных месяцев.

Вывод: если на дату увольнения отработано ровно 11 месяцев или более, компенсация начисляется как за полный рабочий год.

Месяцы считаются рабочие – с даты устройства на работу.

Важно, что 11 месяцев должны полностью состоять из того времени, которое включается в стаж, дающий право на отпуск.

Согласно ст.121 ТК РФ, не включаются в стаж:

  • отсутствие на работе по неуважительным причинам;
  • отстранение от работы по ст.76 ТК РФ;
  • декрет по уходу за ребенком;
  • отпуск за свой счет свыше 14 календарных дней за год.

Все остальное время учитывается в отпускном стаже.

Если человек трудился 10.5 месяцев

Как быть, если сотрудник, например, работал 10 мес. и 10 или 25 дней?

В указанных Правилах полная годовая продолжительность отпуска компенсируется при увольнении только в случае, если отработано не менее 11 полных месяцев. Если трудовой период меньше, то считать нужно пропорционально фактическому периода трудовой деятельности.

Полный месяц – этот тот, в котором отработано половина или более дней (15 или более).

Для случая, когда сотрудник трудился до увольнения 10 мес. и 25 дней расчет следующий:

  1. 25 дней округляются до полного месяца.
  2. Период работы для — 11 полных месяцев.
  3. Если годовая продолжительность 28 календарных дней, то за 11 полных мес. полагается минимум 28 календарных дней отпуска (или более, если это предусмотрено для сотрудника).

Для случая, когда человек работал до увольнения 10 месяцев и 10 дней расчет следующий:

  1. 10 дней – это меньше половины, поэтому эти дни не учитываются.
  2. Периоды работы – 10 полных месяцев.
  3. Расчет проводится, исходя из общих правил, пропорционально отработанному времени. Дни отпуска для компенсации = (28/12мес.) * 10 мес. = 23,33 дн.

Таким образом, если период работы составляет 10.5 мес., то они округляются до полных 11-ти, за которые предоставляется 28 отпускных дней. Это подтверждается Письмом Минтруда РФ №14-1/В-1074 от 28.10.2016.

Если время работы составляет 1 год и 11 полных месяцев

В этом случае применяется общее правило о расчете компенсации за дни отпуска, количество которых пропорционально выработанному времени (отпускному стажу).

Если на дату расторжения трудового договора сотрудник отпускной стаж составляет 1 г. и 11 мес., при этом в отпуск человек не ходил, то ему полагается выплата за количество дней = 28 + 28/12*11 = 53,63 дня.

Как рассчитать компенсацию при увольнении?

Расчет в случае, когда на день прекращения трудовых отношений отработано не менее 11 месяцев, ведется по следующим правилам:

  1. Считается время работы, которое включается в отпускной стаж.
  2. Если стаж составляет 11 полных мес., то суммарная продолжительность отпуска = 28 кал.дн., если при этом работник не отдыхал, то за все 28 дней нужно выплатить компенсацию.
  3. Определяется расчетный период – с дату устройства по день, предшествующий месяцу увольнения.
  4. Считается суммарный начисленный заработок за это время без учета отпускных, пособий, командировочных выплат, больничных, материальной помощи.
  5. Считается отработанное время по следующим правилам: в каждом полном месяце 29,3 дня; в каждом неполностью отработанном дни считаются как частное фактически выработанных кал.дней и календарного числа дней, умноженного на 29.3
  6. Определяется средний дневной заработок по правилам Положения №922 = Суммарный заработок / Отраб. время в календарных днях.
  7. Рассчитывается компенсация = Средний дневной заработок * Годовую продолжительность отпуска.

Примеры расчета

Ниже на примерах даны пояснения, как считать компенсацию в случаях, когда человек трудился 11, чуть больше или чуть меньше месяцев.

Если отработано ровно 11 месяцев

Калькулятор для расчетаИсходные данные:

Сотрудник Семенов принят на работу 01 июня 2019 года, увольняется 30 апреля 2020.

Суммарный доход за период с 01.06.219 по 30.04.2020 = 220 000 руб.

Все все работы Семенов выходил на трудовое место.

Требуется рассчитать компенсацию неиспользованного отпуска при расторжении трудового договора.

Расчет:

  1. Отработано ровно 11 мес., значит, компенсацию нужно выплатить за 28 кал.дней.
  2. Расчетный период с 01.06.2019 по 30.04.2020. Апрель 2020 года также включается, так как увольнение проводится последним днем месяца.
  3. Средний дневной заработок = 220 000 / 29,3 * 11 = 682,59 руб.
  4. Компенсация = 682,59 * 28 = 19 112,63 руб.
Если 10 мес. и 15 дней

Исходные данные:

Сотрудник Петров трудоустроен в компанию с 01 августа 2019, а увольняется 15 июня 2020.

Месячная зарплата состоит из оклада = 20 000 руб.

В апреле 2020 был больничный 10 дней, зарплата за апрель составила 13 000 руб.

Расчет:

  1. Сотрудник трудился 10 мес. и 15 дн., которые округляются до 11 полных мес., за этот период работнику нужно предоставить годовую длительность отпуска = 28 кал.дн.
  2. Расчетный период – с 01.08.219 по 31.05.2020.
  3. Среднедневной заработок = (20 000 * 9мес. + 13 000) / (29,3 * 9мес. + 29,3 * 20/30) = 681,42 руб.
  4. Компенсация = 681,42 * 28 = 19 079,90 руб.
Если 10 мес. и 14 дней

Калькулятор для расчетаИсходные данные:

Сотрудница Семенова принята на работу с 01 сентября 2019, а уволена 14 июля 2020.

Месячная зарплата составляет 25 000 руб.

Расчет:

  1. Время работы — 10 мес. и 14 дн., что округляется до 10 полных мес., которые дают право на 28/12мес. * 10 мес. = 23,33 дней отпуска.
  2. Расчетный период – с 01.09.2019 по 30.06.2020.
  3. Среднедневной заработок = (25 000 * 10) / 29,3 * 10 = 853,24 руб.
  4. Компенсация = 853,24 * 23,33 = 19 906,14.

Выводы

Если сотрудник проработал 11 полных месяцев в организации, то при уходе имеет право получить компенсацию за годовую продолжительность отпуска (минимум 28 календарных дней).

Данное правило введено давно, однако до сих не потеряло свою актуальность, так как не противоречит ТК РФ. Этот вывод в том числе подтверждают официальные документы Верховного суда РФ и Минтруда РФ.

Как выплачивается при увольнении компенсация за неиспользованный отпуск работникам, не отработавшим полный рабочий год?

При увольнении работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени. При этом работнику, проработавшему 11 месяцев, полагается компенсация за полный рабочий год.

Если работник отработал менее 11 месяцев, дни отпуска, за которые должна быть выплачена компенсация, рассчитываются пропорционально отработанным месяцам по формуле:

(количество дней отпуска)/12 месяцев x количество месяцев работы в данной организации.

Излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие более половины месяца, округляются до полного месяца.

Округление количества календарных дней отпуска законодательством не предусмотрено. Если в организации принято решение об округлении, например, до целых дней, такое округление нужно делать не по правилам арифметики, а в пользу работника. Например, отпуск продолжительностью 6,99 календарного дня округляется до 7 дней, а не до 6 дней.

Правовое обоснование:

Согласно ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Отпуск, подлежащий замене денежной компенсацией при увольнении работника, рассчитывается исходя из того, что полный отпуск полагается работнику, отработавшему полный рабочий год.

Рабочий год составляет 12 полных месяцев и в отличие от календарного года исчисляется не с 1 января, а со дня поступления работника на работу к конкретному работодателю.

В соответствии с п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках (утв. НКТ СССР 30.04.1930 № 169) (далее – Правила) увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:

а) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ;

б) поступления на действительную военную службу;

д) выяснившейся непригодности к работе.

Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.

Согласно п. 35 Правил при исчислении сроков работы, дающих право на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

Согласно ст. 423 ТК РФ Правила применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Верховный Суд Российской Федерации своим Решением от 01.12.2004 № ГКПИ04-1294 и Определением от 15.02.2005 № КАС05-14 подтвердил правомерность применения п. 28, 29, указав, что федеральный закон не регулирует вопрос о механизме расчета компенсации за неиспользованный отпуск работникам, проработавшим до увольнения не менее 11 месяцев, а положения, которые бы запрещали регулировать этот вопрос таким образом, в федеральном законе не содержатся.

Пример порядка расчета компенсации за неиспользованный отпуск:

Работник трудится в организации с 25 января 2013 г. 16 апреля 2013 г. он уволился. Период отработан без исключаемых периодов. За какое количество дней работнику положена компенсация?

Сначала определим количество полных месяцев в отработанном периоде. Оно равно двум: с 25 января по 24 февраля и с 25 февраля по 24 марта 2010 г. Затем подсчитаем остаток календарных дней. С 25 марта по 16 апреля — 23 календарных дня. Так как 23 дня составляют более половины месяца, принимаем этот период за полный месяц. Компенсацию нужно будет выплатить за 3 месяца (2 мес. + 1 мес.). Количество дней отпуска, за которые полагается компенсация, равно 6,99 календарного дня (28 календ. дн. : 12 мес. x 3 мес.). Предположим, в коллективном договоре имеется условие об округлении, компенсация будет выплачена за 7 календарных дней.

Задать вопрос дежурному инспектору

Здесь вы можете задать общие вопросы. Если у вас конкретная проблема, и вы хотите обратиться в инспекцию за ее решением, нажмите сюда

  • Главная
  • Трудовой навигатор
  • Новости
  • Памятки
  • Вопросы и ответы
  • Обсуждения
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Статистика
  • О проекте
  • Сообщить о проблеме
  • Электронный инспектор
  • Требования трудового законодательства
  • Досудебное обжалование
  • Банк документов
  • Банк предприятий и организаций
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Карта сайта
  • Предприятие информирует
  • Главная
  • Трудовой навигатор
  • Новости
  • Памятки
  • Вопросы и ответы
  • Обсуждения
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Статистика
  • О проекте
  • Сообщить о проблеме
  • Электронный инспектор
  • Требования трудового законодательства
  • Досудебное обжалование
  • Банк документов
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Карта сайта
  • Предприятие информирует

Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

«Довольный Гражданин»

  • vkontakte
  • telegram
  • Одноклассники

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

РосТруд

  • Главная
  • Электронный инспектор
  • Трудовой навигатор
  • Сообщить о проблеме
  • Предприятие информирует
  • Памятки
  • Дежурный инспектор
  • Обсуждения
  • Банк документов
  • Досудебное обжалование
  • Банк предприятий и организаций
  • Требования трудового законодательства
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Новости
  • Статистика
  • О проекте
  • Официальный сайт Роструда
  • Работа в России
  • Минтруд России
  • Госуслуги
  • Роспотребнадзор
  • Карта сайта

Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обращения, обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («никнейм»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

  • никнейм (в случае, если он не был указан ранее). Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
  • адрес проживания заявителя (опционально);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
  • номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (https://rostrud.gov.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
  • электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы;
  • фотография (по желанию Пользователя).

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

  • регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
  • данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
  • сведения о своей должности и периоде работы;
  • сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

  • описание ситуации;
  • фотоматериалы.

Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и не размещаются в публичном доступе, за исключением тех категорий проблем, для которых в автоматических шаблонах обращений в явном виде указано, что материалы подлежат публикации в открытом доступе.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и Пользовательским соглашением, а также дает согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2008 № 152-Ф3 «О персональных данных» и Политикой обработки персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пре-модерация обращений, вопросов и тем обсуждений. Данные виды сообщений публикуются сразу после прохождения процедуры модерации, при условии, что они не нарушают настоящие Правила. Если данные виды сообщений нарушают настоящие Правила, они не допускаются к публикации, и модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. На Портале применяется пост-модерация комментариев. Данный вид сообщений публикуется сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.10. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

  • игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
  • отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
  • экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);
  • коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
  • недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
  • не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
  • не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
  • не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации);
  • не проходят модерацию сообщения, которые содержат персональные данные, в том числе третьих лиц.

4.11. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению/вопросу в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.4. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.5. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.6. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.5 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.7. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.5 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Цели обработки персональных данных, а также иные вопросы, регламентирующие порядок их обработки, определены в Политике обработки персональных данных.

4.3. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.4. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы (Федеральную службу по труду и занятости и Государственные инспекции труда), если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.5. Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

4.6. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.

4.7. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.8. Пользователь предоставляет согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, отдельно от иных согласий на обработку персональных данных.

4.9. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.5 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (далее – Согласие)

Настоящим, я, также именуемый «Субъект персональных данных»/ «Пользователь», свободно, своей волей и в своем интересе, даю в целях исполнения требований ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», свое согласие Федеральной службе по труду и занятости (ИНН 7710538364, адрес местонахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16), далее именуемой «Оператор», на обработку персональных данных, разрешенных мной, как Субъектом персональных данных для распространения, а именно:

1. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), информация, внесённая в поле «Описание ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.

Если я указываю в данном поле свои персональные данные, я даю свое согласие на их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

2. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на Портале я указал(-а) в пункте «информация о заявителе» никнейм, который станет публичным.

Если я не указал(-а) никнейм, я даю свое согласие на размещение моих персональных данных – имени и фамилии, в публичном доступе и их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

3. Срок действия настоящего Согласия соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.

4. Оператором не осуществляется передача (кроме предоставления доступа) персональных данных неограниченному кругу лиц в рамках данного Согласия.

Обработка персональных данных в рамках настоящего соглашения осуществляется Оператором в целях реализации функциональных возможностей Портала.

5.1. Обработка персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена Оператором в любое время по требованию Субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

Данное требование может быть направлено на электронную почту Оператора info@onlineinspector.ru.

Прекращение обработки персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, влечет за собой удаление из публичного доступа тех обращений Пользователя, в которых эти данные были указаны.

Политика обработки персональных данных

1. Общие положения

1.1. Настоящая Политика в области обработки и защиты персональных данных (далее – Политика) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система):

  • разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – 152-ФЗ), в целях обеспечения реализации требований законодательства РФ в области обработки персональных данных субъектов персональных данных;
  • раскрывает основные категории персональных данных, обрабатываемых на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), Федеральной службой по труду и занятости (далее – Оператор), цели, категории и принципы обработки Оператором персональных данных, права субъектов персональных данных, а также перечень мер, применяемых Оператором в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.

1.2. Основные понятия

Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

Информационная система персональных данных – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Cookie — это небольшие файлы данных (обычно содержащие буквы и цифры), которые веб-сайты могут оставлять на компьютере или мобильном устройстве при посещении того или иного сайта или страницы. Файл cookie помогает веб-сайту узнать устройство при следующем посещении. Эту задачу могут также выполнять веб-маяки или другие подобные файлы.

1.3. Права субъектов персональных данных

1.3.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об обработке его персональных данных Оператором.

1.3.2. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения, обрабатываемых Оператором персональных данных субъекта персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

1.3.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:

  • обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
  • обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
  • обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
  • доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;
  • обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

1.3.4. Для реализации своих прав и защиты законных интересов субъект персональных данных имеет право обратиться к Оператору. Оператор рассматривает любые обращения и жалобы со стороны субъектов персональных данных, тщательно расследует факты нарушений и принимает все необходимые меры для их немедленного устранения, наказания виновных лиц и урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в досудебном порядке.

1.3.5. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора путём обращения в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных.

1.3.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. Цели обработки персональных данных:

  • использование функционала Системы и Портала;
  • направление заявлений, составленных с использованием Системы в государственные органы в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости и Государственных инспекций труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проведение социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества Системы, доступ к которым осуществляется через Портал;
  • исполнение иных полномочий, возложенных на Оператора.

3. Правовые основания обработки персональных данных

3.1 Политика Оператора в области обработки персональных данных определяется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами Оператора:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Положение о системе электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», Пользовательское соглашение, Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (утверждены Приказом Роструда № 246 от 30 июня 2016 г.).

4. Обрабатываемые категории персональных данных и источники их поступления

4.1. Оператором обрабатываются следующие категории персональных данных:

4.1.1. Персональные данные пользователей портала, а именно:

  • фотография;
  • фамилия, имя и отчество;
  • телефон;
  • дата рождения;
  • город;
  • электронная почта;
  • адрес проживания;
  • иные данные, указанные Пользователем в соответствующих разделах Портала (в случае, если они относятся к персональным данным);

Оператор применяет технологии cookie, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie»).

4.2. Источники получения персональных данных.

Персональные данные предоставляются лично Пользователем при совершении действий по регистрации в качестве Пользователя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф и при формировании сообщений (обращений, обсуждений, комментариев, вопросов и использования любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой) на Портале.

5. Порядок и условия обработки персональных данных

5.1. Оператор в своей деятельности обеспечивает соблюдение принципов обработки персональных данных, указанных в статье 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

5.2. Обработка персональных данных осуществляется Оператором с использованием средств автоматизации.

5.3. Обработка персональных данных субъектов персональных данных, указанных в п. 4.1 настоящей Политики, осуществляется с согласия указанных лиц в рамках целей, определенных пунктом 2.1 настоящей Политики.

5.4. Оператор не осуществляет трансграничную передачу персональных данных.

5.5. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора поручения обработки персональных данных. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные 152-ФЗ.

5.6. В случае, если Оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, несет ответственность перед Оператором.

6. Сроки обработки (хранения) персональных данных

6.1. Началом срока обработки персональных данных считается момент их получения Оператором.

6.2. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем того требуют цели их обработки.

6.3. Сроки обработки и хранения персональных данных субъектов персональных данных соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.

7. Уточнение, блокирование и уничтожение персональных данных

7.1. Целью уточнения персональных данных, в том числе обновления и изменения, является обеспечение достоверности, полноты и актуальности персональных данных, обрабатываемых Оператором.

7.2. Уточнение персональных данных осуществляется Оператором по собственной инициативе, по требованию субъекта персональных данных или его представителя, по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случаях, когда установлено, что персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными.

7.3. Целью блокирования персональных данных является временное прекращение обработки персональных данных до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для блокирования персональных данных.

7.4. Блокирование персональных данных осуществляется Оператором по требованию субъекта персональных данных или его представителя, а также по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними.

7.5. Уничтожение персональных данных осуществляется Оператором:

  • по достижении цели обработки персональных данных;
  • в случае утраты необходимости в достижении целей обработки персональных данных;
  • в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных;
  • по требованию субъекта персональных данных или уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления фактов совершения неправомерных действий с персональными данными, когда устранить соответствующие нарушения не представляется возможным.

7.6. При уничтожении материальных носителей персональных данных составляется акт об уничтожении носителей, содержащих персональные данные.

8. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработки

8.1. Оператор при обработке персональных данных принимает все необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

8.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • назначением ответственных лиц за организацию обработки персональных данных;
  • назначает лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных;
  • осуществлением внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, внутренним распорядительным документам Оператора;
  • ознакомлением работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, внутренних распорядительных документов Оператора в отношении обработки персональных данных, и (или) обучением указанных работников;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных.

9. Использование метрических программ

9.1. На Портале может использоваться программное средство сбора метрических данных — «Яндекс.Метрика» (далее – Метрическая программа) — для сбора сведений об использовании сайта, таких как частота посещения сайта пользователями, посещенные страницы и сайты, на которых были пользователи до перехода на данный сайт. Метрическая программа собирает только IP-адреса, назначенные коммуникационному устройству пользователя в день посещения данного сайта, но не имя или другие идентификационные сведения.

9.2. Метрическая программа размещает постоянный cookie-файл в клиентском веб-браузере для идентификации посетителя сайта в качестве уникального пользователя при следующем посещении данного сайта. Этот cookie-файл не может использоваться никем, кроме Метрической программы. Сведения, собранные с помощью cookie-файла, будут передаваться для хранения на серверы Яндекс.

9.3. Условия использования сервиса «Яндекс. Метрика» запрещают передавать идентификационную информацию на серверы Яндекс.

9.4. Сведения, полученные через Метрическую программу, используются только для совершенствования услуг на данном сайте. Сведения, полученные через Метрическую программу, не объединяются и не коррелируются с персональными сведениями посетителей сайта.

9.5. Возможности разработчиков Метрической программы по использованию и передаче третьим лицам сведений, собранных посредством Метрической программы о посещениях пользователей данного сайта, ограничиваются Политикой конфиденциальности Яндекс.

9.6. Пользователь может запретить Метрической программе «узнавать пользователя» при повторных посещениях данного сайта, отключив cookie-файлы Метрической программы в своем браузере или использовать специальные программные средства блокировки действия Метрических программ.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящая Политика является внутренним документом Оператора.

10.2. Настоящая Политика подлежит изменению, дополнению в случае появления новых законодательных актов и специальных нормативных документов по обработке и защите персональных данных, но не чаще одного раза в три года.

10.3. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных Оператора.

10.4. Ответственность должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным, за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Оператора.

Расчет числа дней неиспользованного отпуска при увольнении

Увольняющемуся сотруднику полагается денежная компенсация неиспользованного отпуска. Причем компенсация выплачивается за отпуска, накопленные за весь период работы у конкретного работодателя. Для ее определения важно знать число дней отпуска, на которые работник получил право к моменту увольнения, и его средний заработок.

Павел Сутулин,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска 1 . Размер данной компенсации определятся путем умножения числа дней отпуска, не использованного работником к моменту увольнения, на средний дневной заработок работника. В свою очередь, число дней неиспользованного отпуска представляет собой разницу между количеством дней отпуска, на которые работник получил право к моменту увольнения, и количеством дней отпуска, использованных работником.

Определение числа дней отпуска, заработанных к моменту увольнения

Отметим, что Трудовой кодекс не устанавливает порядка определения числа дней отпуска, заработанных работником к моменту увольнения. Однако для этих целей необходимо использовать положения Правил об очередных и дополнительных отпусках 2 в части, не противоречащей Трудовому кодексу 3 . Так, при увольнении работника, проработавшего у данного работодателя не менее 11 месяцев и не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается полная компенсация. Причем в отдельных ситуациях, даже если работник трудился у работодателя менее указанного срока, ему также может быть положена компенсация полного отпуска 4 . В остальных же случаях полагается компенсация, пропорциональная количеству месяцев отпускного стажа в неполном рабочем году 5 .

Пропорция в данном случае должна выглядеть следующим образом:

где
Мо — количество месяцев, отработанных работником;
12 — количество месяцев в году;
Ку — количество дней отпуска, на которые работник получил право к моменту увольнения;
Ко — количество дней ежегодного оплачиваемого отпуска работника.

Таким образом, количество дней отпуска, заработанных работником, определяется по следующей формуле:

Данная формула при расчете числа дней неиспользованного отпуска применяется и судами 6 .

Продолжительность отпуска работника составляет 28 дней. Работник увольняется по собственному желанию, отработав в текущем рабочем году 8 месяцев. Число причитающихся ему дней отпуска составит 28 дн. x 8 мес. : 12 мес. = 18,67 дня.

Вместе с тем существует и несколько иной подход к порядку определения числа дней отпуска, на которые работник получил право к моменту увольнения. Данная позиция основывается на разъяснениях Роструда 7 , в соответствии с которыми каждый отработанный работником месяц дает ему право на 2,33 (28 дн. : 12 мес.) дня отпуска (при продолжительности отпуска в 28 дней). В свою очередь, итоговое значение числа дней отпуска, заработанных работником, определяется путем умножения данного значения на число месяцев отпускного стажа.

Тем самым, по сути, Роструд предлагает разбить приведенную выше формулу на два отдельных арифметических действия:

  1. разделить число дней отпуска на 12;
  2. умножить полученное значение на число месяцев, отработанных работником.

Однако такой подход представляется автору противоречащим здравому смыслу и приводящим к заведомо искаженным результатам подсчета. Дело в том, что значение, получающееся в результате деления 28 на 12, представляет собой бесконечную десятичную дробь 2,(3), а число 2,33 получается в результате округления. Следовательно, использование этого промежуточного приблизительного значения негативно сказывается и на точности всех последующих расчетов, причем в сторону уменьшения количества заработанных работником дней, то есть ухудшения его положения.

Применение данного порядка расчета приводит к возникновению очевидно абсурдных ситуаций.

Продолжительность отпуска работника составляет 28 дней. Работник увольняется по собственному желанию, отработав в текущем рабочем году 6 месяцев. Представляется очевидным, что, отработав ровно половину рабочего года, работник имеет право ровно на половину своего отпуска, то есть на 14 дней. Однако, если применять методику расчета Роструда, получается несколько иное значение:

2,33 дн. x 6 мес. = 13,98 дней.

Таким образом, по мнению автора, работодателю не следует пользоваться данным порядком расчета.

В то же время применение методики Роструда находит отражение в судебной практике 8 .
Однако, даже если работодатель сочтет для себя приемлемым использование указанного подхода к исчислению количества заработанных работником дней отпуска, обратите внимание, что нельзя всем без исключения сотрудникам определять число положенных дней отпуска из расчета 2,33 календарного дня отпуска за каждый месяц стажа. 2,33 дня отпуска за месяц стажа положены только тем работникам, у которых продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Если полный отпуск больше 28 дней, то и количество дней отпуска за месяц стажа будет больше 2,33. Например, педагогу, отпуск которого составляет 56 календарных дней, за месяц отпускного стажа причитается 4,67 календарного дня отпуска (56 дн. : 12 мес.).

Также следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрена возможность округления получившегося числа дней отпуска. В письме Минздравсоцразвития России 9 отмечено, что округлить количество дней заработанного отпуска, в том числе до целых чисел, можно, но не по правилам арифметики, а в пользу работника. Вместе с тем такой подход справедлив только для тех случаев, когда округление является желанием работодателя и производится, например, в целях облегчения дальнейших расчетов. Если же округление является объективной необходимостью, то работодатель, очевидно, вынужден его произвести независимо от того факта, что законодательством порядок такого действия не урегулирован. По мнению автора, в этом случае можно использовать общепринятые арифметические принципы округления.

Продолжительность отпуска работника составляет 28 дней. Работник увольняется, имея 1 месяц отпускного стажа. Число дней заработанного им отпуска в этом случае будет представлять собой результат деления 28 на 12, то есть 2,(3). Однако периодическая дробь не может быть использована работодателем в дальнейших расчетах, в связи с чем он вынужден прибегнуть к округлению полученного значения. При этом в соответствии со сложившейся практикой округление производится до сотых долей. То есть результат составит 2,33 дня. Если же работодатель захочет округлить полученное значение до десятых или до целого числа, то в этом случае он будет вынужден округлять в большую сторону, то есть до 2,4 и до 3 соответственно.

В то же время позиция Минздравсоцразвития России лишний раз доказывает неправомерность порядка расчета числа дней отпуска, предложенного Рострудом. Поскольку использование значения 2,33 как промежуточного для дальнейших расчетов не вызвано необходимостью, округлять число 2,(3) в этом случае пришлось бы в большую сторону, то есть до 2,34.

Определение числа месяцев отпускного стажа работника

Отдельно необходимо упомянуть об особенностях определения числа месяцев отпускного стажа работника. При исчислении сроков работы, дающих право на отпуск, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки свыше половины месяца округляются до полного месяца 10 . При этом не уточняется, что следует понимать под половиной месяца. Тем не менее из примеров, приведенных в Правилах, можно сделать вывод, что за полмесяца при подсчете стажа всегда принимается 15 дней независимо от числа календарных дней в месяце, на который они приходятся 11 .

Следует также обратить внимание, что в данном пункте речь идет о рабочих, а не календарных месяцах и, соответственно, округлению подлежат именно те излишки, которые остались после определения числа полных рабочих месяцев.

Работник был принят на работу 14.04, а уволен 16.05.2014. В данном случае его стаж, дающий право на отпуск, составляет 1 месяц и 3 дня. Излишек, составляющий менее половины месяца, в дальнейших расчетах не учитывается. Таким образом, отпускной стаж работника составляет 1 месяц.

Как уже упоминалось выше, пункт 28 Правил устанавливает ряд случаев, когда работник имеет право на полный отпуск за не полностью отработанный рабочий год.

Так, увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у работодателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающий право на отпуск, получают компенсацию за полный отпуск.

Эта правовая норма подлежит применению, поскольку Трудовому кодексу она не противоречит. Ведь ежегодный оплачиваемый отпуск включается в отпускной стаж и предоставляется по общему правилу в течение того рабочего года, за который он положен. Иными словами, 11 месяцев стажа, дающего право на отпуск, всегда достаточно, чтобы вместе с полным отпуском получился полный рабочий год.

Роструд подтверждает этот вывод 12 .

Право работников на компенсацию за полный отпуск при стаже не менее 11 месяцев признают и суды 13 .

Поскольку в пункте 28 Правил не сказано, что право на полную компенсацию дают 11 месяцев отпускного стажа только в первом рабочем году, это положение применяется к любому рабочему году, в котором увольняется работник. Судебной практики, которая опровергала бы такой вывод, не обнаружено.

Возникает вопрос, имеют ли работники право на полный отпуск, если их стаж равен 11 месяцам только в результате округления. Например, работник в текущем рабочем году отработал 10 месяцев и 18 дней. На основании пункта 35 Правил излишек в 18 дней округляется до полного месяца, отпускной стаж получается равным 11 месяцам. Тем не менее автор считает, что фактически сотрудник проработал менее 11 месяцев и права на полный отпуск на основании пункта 28 Правил не имеет. Ему положена компенсация за 11/12 от полного отпуска.
Очевидно, что полная компенсация полагается тому работнику, который еще не пользовался отпуском за соответствующий рабочий год. Следовательно, 11 месяцев стажа, дающие право на полный отпуск, не должны включать время нахождения в самом отпуске, о праве на который идет речь.

Работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Очередной рабочий год сотрудника начался 01.04.2013. С 08.11.2013 по 21.11.2013 (14 календарных дней) он использовал часть оплачиваемого отпуска за этот рабочий год. Дата увольнения — 14.03.2014. Периодов, не включаемых в отпускной стаж, не было.
Отпускной стаж без времени нахождения в отпуске составляет ровно 11 месяцев. Поэтому работник приобрел право на полный отпуск. Поскольку 14 дней из них уже использованы, компенсацию следует выплатить за оставшиеся 14 календарных дней.

Полную компенсацию за неиспользованный отпуск получают также работники, проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие ликвидации предприятия или учреждения или отдельных его частей, сокращения штатов или работ, поступления на военную службу и др. 14
По вопросу применения этого правила судебная практика неоднозначна.
Нередко суды, рассматривая дела, где основанием увольнения были перечисленные в абзаце третьем пункта 28 Правил причины, признавали за работниками, проработавшими от 5,5 до 11 месяцев, право на полную компенсацию 15 .
Однако есть судебные акты с противоположной точкой зрения: правило абзаца третьего пункта 28 Правил о полной компенсации не должно применяться, поскольку противоречит Трудовому кодексу, в котором закреплен принцип пропорционального расчета компенсации за неиспользованный отпуск 16 .

Среди тех, кто считает абзац третий пункта 28 Правил действующим, также нет единства по всем вопросам, связанным с его применением. Так, специалисты Роструда указывают, что порядок выплаты полной и пропорциональной компенсации при стаже до 11 месяцев касается только работников, проработавших в организации менее года, компенсация за второй рабочий год выплачивается пропорционально отработанному времени 17 . Подобной позиции придерживаются и некоторые суды 18 .

Однако автор не согласен с мнением чиновников и судей и считает, что правила о полной компенсации должны применяться ко всем работникам, увольняемым по основаниям, указанным в абзаце третьем пункта 28 Правил, независимо от того, как давно они трудятся у данного работодателя, если в текущем рабочем году их стаж составляет более 5,5 месяцев. Аргументы в пользу этой точки зрения таковы. В пункте 28 Правил исчерпывающим образом перечислены случаи выплаты не только полной, но и пропорциональной компенсации. Положений, согласно которым работникам, отработавшим более года, всегда выплачивается пропорциональная компенсация за неиспользованный отпуск, Правила не содержат. В них вообще нет отдельного правового регулирования вопросов выплаты компенсации за неиспользованный отпуск работникам, работающим не первый год у работодателя. Поэтому выбор между полной и пропорциональной компенсацией не должен зависеть от того, в каком по счету рабочем году увольняется работник. Иное толкование нарушает закрепленный в Трудовом кодексе принцип равенства прав и возможностей работников 19 , поскольку при одинаковом стаже в текущем рабочем году позволяет компенсировать разное количество дней отпуска за этот год. Подобные выводы можно встретить и в судебной практике 20 .

С учетом вышесказанного количество дней отпуска, на которое будет иметь право при увольнении работник при продолжительности его отпуска в 28 календарных дней, в зависимости от отпускного стажа и основания увольнения равняется следующим значениям (см. таблицу ниже). Также по данному вопросу смотрите материалы информационного блока «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры», представленного в системе ГАРАНТ.

Количество дней отпуска, на которое работник имеет право при увольнении в зависимости от отпускного стажа (при продолжительности отпуска в 28 календарных дней).

Количество месяцев отпускного стажа Основание увольнения Количество дней отпуска, на которое работник имеет право при увольнении
1 любое 2.33
2 любое 4.67
3 любое 7
4 любое 9.33
5 любое 11.67
6 по причинам, перечисленным в абз. 3 пункта 28 Правил 28
прочие 14
7 по причинам, перечисленным в абз. 3 пункта 28 Правил 28
прочие 16.33
8 по причинам, перечисленным в абз. 3 пункта 28 Правил 28
прочие 18.67
9 по причинам, перечисленным в абз. 3 пункта 28 Правил 28
прочие 21
10 по причинам, перечисленным в абз. 3 пункта 28 Правил 28
прочие 23.33
11 Значение получено в результате округления в большую сторону по причинам, перечисленным в абз. 3 пункта 28 Правил 28
прочие 25,67
Значение получено в результате округления в меньшую сторону любое 28
12 любое 28

2 утв. Народным Комиссариатом Труда СССР 30.04.1930 № 169 (далее — Правила).

4 абз. 3 п. 28 Правил.

6 определения Санкт-Петербургского городского суда от 13.02.2014 № 33-2064/14, Ярославского областного суда от 22.10.2013 № 33-6282/2013, Московского областного суда от 23.08.2012 № 33-13622.

8 определения Тульского областного суда от 07.04.2011 № 33-871, Саратовского областного суда от 01.08.2013 № 33-4041, Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.04.2011 № 33-5172/2011, СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 02.10.2012 № 33-6964.

11 примеры к п. 1, подп. «в» п. 3, п. 4, п. 14 Правил.

12 письмо Ростуда от 18.12.2012 № 1519-6-1.

13 определение Кировского областного суда от 30.07.2013 № 33-2594/2013; решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского от 24.08.2010 № 2-872/2010.

14 абз. 3 п. 28 Правил.

16 определения Вологодского областного суда от 03.09.2010 № 33-3653, Иркутского областного суда от 21.01.2010 № 33-215/2010.

18 определения Верховного суда Республики Коми от 20.08.2012 № 33-3537/2012, Мурманского областного суда от 29.08.2012 № 33-2239.

20 определения Хабаровского краевого суда от 06.07.2012 № 33-4304, Свердловского областного суда от 10.07.2012 № 33-7881/2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *