Характеристика с места работы для чего нужна
Перейти к содержимому

Характеристика с места работы для чего нужна

Характеристика с места работы: зачем нужна и как писать

В инструментарии современного кадровика характеристика на сотрудника выглядит примерно так же, как деревянные счеты на фоне инженерного калькулятора. Инструмент вроде бы рабочий, но пользоваться им не очень удобно и эффективно. Тем не менее иногда возникают ситуации, когда даже столь формальный документ может быть необходим. Портал Rabota.ru выяснил, для чего нужна производственная характеристика и как ее правильно составить.

Позабыта, позаброшена

Неудивительно, что на смену характеристикам с места работы пришли рекомендации и рекомендательные письма. От характеристики они выгодно отличаются, прежде всего, довольно свободным стилем изложения: автор такого письма (как правило, руководитель, но, возможно, и HR-специалист) излагает лишь те качества и умения сотрудника, о которых он действительно хочет рассказать. При этом необязательно указывать образование работника, дату его рождения и прочие формальности.

Еще большей популярностью пользуются устные рекомендации, когда рекрутер в телефонной или личной беседе может выяснить у предыдущего работодателя все интересующие его моменты.

Анастасия Селиванчик, руководитель департамента «Промышленность и производство» рекрутингового агентства Penny Lane Personnel:

«На мой взгляд, характеристика с места работы — это остаток кадровой политики советских времен. В моей практике при трудоустройстве в промышленные компании ни разу не встречались характеристики с места работы. В целом могу утверждать, что сегодня рекрутеры весьма эффективно и активно используют в своей работе рекомендации, и все чаще именно они играют решающую роль при принятии на работу топ-менеджмента. Преимущества рекомендаций заключаются в том, что в них кандидат раскрывается не только с профессиональной стороны, но также дается его полноценная личностная оценка. Ведь прекрасный специалист может искать новую работу исключительно из-за того, что он не чувствует себя психологически комфортно, а на новом месте, в подходящей ему корпоративной культуре, соискатель реализует себя в полной мере, уверенно шагая вверх по карьерной лестнице».

Как составить характеристику

Для написания этого документа не существует определенного бланка, однако есть общепринятый образец характеристики и ряд требований относительно ее содержимого и структуры текста. Форма составления характеристики с места работы выглядит следующим образом:

Анкетная часть. В ней указывается ФИО сотрудника, год его рождения, образование (указывается название учебных заведений, а также годы окончания и полученная специальность), ученые звания и степени.

Данные о трудовой деятельности. Необходимо указать, с какого года и в какой должности сотрудник начал трудиться в данной организации. Допускается указание предыдущего места работы, а также стажа. Если за время работы сотрудник переводился в другие отделы или на другие должности, то необходимо их перечислить. Также в этой части характеристики следует отметить основные достижения работника (как личные, так и коллективные), рассказать о значимых результатах труда. Кроме того, нужно указать сведения о повышении квалификации, получении дополнительного образования и т. п., если таковые есть.

Данные о деловых и личных качествах. Необходимо рассказать об уровне профессионализма, основных деловых навыках работника, общем уровне его эрудиции, стремлении к самообразованию. Если сотрудник трудился на линейной позиции, также следует уточнить, имеются ли у него навыки руководящей работы, способен ли он принимать быстрые решения в сложных условиях, готов ли брать на себя ответственность. Говоря о личных качествах работника, в первую очередь стоит обратить внимание на его взаимоотношения с коллегами и руководством: пользуется ли он авторитетом среди других сотрудников, склонен ли к конфликтам и т. п. Кроме того, можно указать общий уровень культуры специалиста и перечислить его основные психологические качества. К тому же, в этой части следует отметить имеющиеся у сотрудника поощрения, взыскания, награды и благодарности.

Заключительная часть. Здесь следует указать, для чего и куда предоставляется характеристика.

При составлении характеристики следует помнить, что этот документ заверяется подписью руководителя организации и печатью и имеет юридическую силу. Поэтому составивший характеристику сотрудник несет полную ответственность за все указанные сведения. Это особенно важно, если требуется характеристика в суд с места работы, где данный документ обязательно входит в состав доказательной базы.

Характеристики

Характеристика — это документ, в котором перечисляют личностные и профессиональные качества работника (учащегося, студента или практиканта) для предоставления в различные органы, ведомства и структурные подразделения учреждения, где тот работает или учится. Назначение — дать объективное представление о личностных и профессиональных качествах человека.

Куда требуется и для чего

Документ часто требуется работнику (либо студенту, практиканту) для предоставления в органы власти или для трудоустройства на новую должность, а также некоторые ведомства могут самостоятельно запросить характеристику на гражданина. Как правило, она нужна, когда в отношении лица требуется принять какое-либо решение. Отказать в ее предоставлении наниматель не может.

Итак, куда может потребоваться характеристика:

  • В банк для получения кредита.
  • В суд, органы опеки.
  • В учебное заведение.
  • На новое место работы. За характеристикой в этом случае вправе обратиться даже бывший работник организации.
  • В новое структурное подразделение для перевода работника.
  • В ГИБДД.
  • В МИД.
  • В военкомат.
  • В случае награждения премией или государственной наградой.

Это неполный список мест, куда могут запросить характеристику.

К сведению! Согласно ст. 62 ТК РФ характеристику работодатель должен предоставить в течение 3 дней с момента письменного запроса.

Виды характеристик

В зависимости от места требования харатеристики дифференцируются по видам:

  • Внешние. Документ предоставляется в какое-либо ведомство, вне организации, где трудится или обучается лицо, например, в ГИБДД, для прохождения медико-социальной экспертизы и т.д.
  • Внутренние. Составляется по запросу руководства для принятия решения о переводе сотрудника на вышестоящую должность или в другое структурное подразделение.
  • Аттестационные. Такие документы формируются для отправки аттестационной комиссии во время проведения мероприятий по аттестации персонала.

К сведению! От вида и места требования характеристики будет зависеть ее содержание.

Кто пишет характеристику

Лучше всего знает работника его непосредственный руководитель, именно он может описать все его профессиональные и личностные качества объективно. Помочь руководителю написать характеристику может кадровый работник. Он проинструктирует его и предоставит образцы формулировок и структуры документа.

На практике, конечно, характеристики пишут сотрудники отдела кадров. Но они должны подходить к делу со всей ответственностью, поскольку сведения в документе могут повлиять, например, на решение суда или руководителя компании.

Что касается студентов, то характеристику пишет работник деканата после общения с куратором студента или преподавателями.

Структура и содержание

Законодательно закрепленного бланка для характеристики не существует. Ее составляют в свободной форме. Писать нужно без орфографических, грамматических и иных ошибок, опечаток. О работнике сообщают в третьем лице, применяют глаголы в форме настоящего и прошедшего времени (поступил, устроился, работает, достиг и т.д.).

Итак, разберем по пунктам текст характеристики:

  1. Шапка. В ней нужно указать полное наименование организации или учебного заведения, иные его реквизиты, место и дату составления характеристики, название документа и ФИО работника (студента, практиканта), на которого составляют характеристику.
  2. Сведения о работнике. Здесь указывают ФИО сотрудника, дату его рождения, информацию о воинской службе, семейное положение, образование, были ли у работника какие-либо награды. Если речь идет о студенте или практиканте, то указывают, когда поступил в вуз или на производство и т.д., дополнительное образование.
  3. Данные о работе. В этой части нужно указать информацию о трудовом стаже работника, принятии его на должность в организацию (поступление в учебное заведение), перемещения в ее пределах, какими трудовыми навыками обладает, имели ли место трудовые достижения и какие (для студентов и практикантов указывают достижения в учебе, на практике). При прохождении сотрудником обучения или повышения квалификации сведения об этом нужно также указать. Если на работника налагались какие-либо дисциплинарные взыскания, то это тоже надо отметить, как и различные заслуги, например, поощрения, благодарности.
  4. Информация о личных и профессиональных качествах. Содержание этого раздела зависит от того, кем числится работник. Для руководящей должности целесообразно отметить организаторские качества, готовность к принятию сложных решение, наличие ответственности за штат подчиненных, требовательность и т.р. Для исполнителей отмечают инициативность, готовность выполнять поручения и т.д. Здесь же нужно указать, как складываются отношения у работника с остальным трудовым коллективом. Также важно учесть при составлении данного раздела место требования характеристики.
  5. Иные сведения. Если работник ведет общественную деятельность в организации или какую-либо другую мне места работы, например, работник имеет достижения в спорте, науке и т.д., то эти данные нужно указать в этом пункте.
  6. В конце обязательно надо отметить, куда выдана характеристика. Если это какое-то ведомство, то написать наименование полностью. Чаще пишут, что характеристика выдана для предъявления по месту требования.

Важные моменты! Если характеристику составляют для будущего нанимателя, то надо делать упор на деловые и профессиональные качества, для различных ведомств — на личностные. Если документ составляют для принятия решения о переводе на другую должность, то необходимо уделить внимание описанию особенностей труда работника. Например, можно указать, какой объем работы сотрудник выполняет за смену, как адаптирован к условиям труда, любые сведения о сотруднике как специалисте.

Характеристика должна быть объективной. Читающий должен получить правильное представление о работнике, студенте, аспиранте и т.д.

Нужно избегать эмоций при описании качеств работника, недостоверных данных, оскорблений, обнародования какой-то личной информации о сотруднике.

Недостатки работника тоже нужно указать в характеристике, поскольку наличие только положительных качеств может насторожить.

Оформление и передача работнику

Характеристику оформляют на бумаге формата А4. Если документ нужно предоставить в органы власти или другие ведомства, то используют официальный бланк учреждения или компании с реквизитами. Характеристика в этом случае обязательно должна быть подписана руководителем хозяйствующего субъекта.

В том случае, когда документ формируют для внутренних целей организации, ее подписывают начальник отдела кадров и непосредственный руководитель сотрудника.

Характеристику после составления и подписания передают работнику под расписку, если «заказчиком» документа был он. Аналогичным образом поступают, если характеристику запросил адвокат. Сведения о выдачи подобного рода бумаг лучше фиксировать в специальном журнале учета.

В ведомство отправляют характеристику по почте или курьером. Информацию об этом также указывают в журнале учета выданных документов.

Образец характеристики с места работы

Характеристика с места работы требуется для объективной оценки деловых и личностных качеств работника. Ее запрашивают для награждения или взыскания, для исследования личности в суде и пр. Рассказываем, что писать в характеристике и как ее оформить.

В каких случаях необходима

Обычно специалистов отдела кадров просят составить характеристику:

  • сами сотрудники;
  • государственные органы;
  • руководители организации.

В первом и втором случаях необходима нейтральная или положительная характеристика на сотрудника для предъявления ее в какие-то инстанции за пределами той организации, в которой работает человек. Например, в органы опеки и попечительства, учебное заведение, в котором он обучается без отрыва от производства, по новому месту работы или в суд. Т. е. оценка качеств работника требуется внешнему заказчику.

В третьем случае готовятся некие внутриорганизационные процедуры, связанные с оценкой сотрудника, и документ используют внутри учреждения. Его заказчик внутренний.

Кто готовит документ

Осознавая, для чего нужна и что такое характеристика, не всегда специалист кадровой службы способен ее составить, поскольку он не всегда знает о деловых качествах каждого работника на предприятии. В таком случае готовит такой документ непосредственный начальник сотрудника, а представитель кадровой службы лишь оказывает ему помощь в написании и оформлении бумаги.

Если за бумагой обращается работник, подготовить и выдать ее следует в течение трех рабочих дней (ст. 62 ТК РФ). Это правило распространяется и на бывшего сотрудника, вне зависимости от того, как давно он уволился (см., например, Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу № 33-28750). Если заказчик внешний, то сроки обычно обговаривают дополнительно.

Примеры характеристик

В зависимости от целей создания содержание документа меняется, но общие правила составления остаются неизменными. Рассмотрим наиболее распространенные на практике варианты оформления бумаги.

Положительная и отрицательная оценка

Для начала приведем пример характеристики на работника с места работы, где положительно описывают профессиональные качества и сильные стороны человека. Это наиболее частый вариант, который приходится оформлять отделу кадров.

Клубтэкаев Карл Карпович — специалист высокого профиля, который трудится в ООО «Clubtk.ru» 15 лет. Его общий стаж работы составляет 22 года. За время своей работы в ООО «Clubtk.ru» он зарекомендовал себя как ответственный, квалифицированный сотрудник. Карл Карпович грамотно, быстро и эффективно решает поставленные перед ним задачи. Порученные ему проекты монтажа электрических систем выполнены качественно и в короткие сроки. Основными положительными качествами Карла Карповича являются его ответственность и упорство при достижении цели. Нельзя не отметить и его умение грамотно объяснить поставленную задачу другим специалистам. Клубтэкаев Карл Карпович дважды удостоен благодарности от руководства ООО «Clubtk.ru».

Другой пример — с отрицательным описанием профессиональных и личных качеств сотрудника:

Клубтэкаев Карл Карпович проработал в ООО «Clubtk.ru» слесарем 1 год и 3 месяца. За это время он не проявил высокого профессионализма. Несмотря на некоторые положительные качества, Карл Карпович характеризуется как малодисциплинированный работник. Отсутствие дисциплины проявлялось в несоблюдении сроков выполнения работ, регулярных опозданиях. Карл Карпович дважды подвергался дисциплинарным взысканиям.

Для поощрения

Следующий образец подойдет тем, кто готовит документ для поощрения сотрудника. Если оно инициировано руководством организации, требования к процедуре определяются локальными нормативными актами компании — правилами внутреннего трудового распорядка, положением о поощрении и т. п. Если специальной формы в этих ЛНА не предусмотрено, воспользуйтесь следующим шаблоном:

Характеристика с места работы

Для выбора верных слов подумайте, какие качества в компании считаются наиболее ценными, и, исходя из этого, давайте определение работнику. Пример, представленный выше, делает акцент на исполнительских качествах. Дополнительно укажите (на выбор или несколько сразу):

  • преданность делу, лояльность компании и ее руководителям;
  • способность принимать на себя решения, проявлять инициативу;
  • ответственное отношение к качеству и срокам выполнения работ;
  • умение выстраивать отношения с клиентами;
  • иные особо ценные в вашей компании навыки, умения или качества.

Помимо поощрения на уровне работодателя, есть еще награждение государственными наградами Российской Федерации. В этом случае к документам с места работы предъявляются серьезные требования (подробно об этом — в Указе президента РФ № 1099 от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», письме администрации президента РФ № АК-3560 от 04.04.2012). Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями и предложенным образцом, чтобы корректно оформить документы о награждении.

Вот пример характеристики для награждения почетной грамотой министерства:

образец характеристики с работы для награждения грамотой

Для взыскания

Работник совершил проступок, и встает вопрос о взыскании: выговоре или увольнении. Возможно, проводится служебное расследование. Какую меру наказания выбрать? Для ответа на этот вопрос тщательно исследуются все обстоятельства и материалы происшествия. Если во внимание примут положительные качества:

  • ответственность за выполняемую работу;
  • отсутствие вредных привычек;
  • соблюдение трудовой дисциплины и т. д., —

то наказание для работника, совершившего проступок, возможно, смягчат.

При повышении

В крупной организации, обладающей разветвленной иерархической структурой, или в государственных и муниципальных органах многие внутренние процедуры строго формализованы. Например, существует резерв управленческих кадров. Комплект документов на каждого участника такого резерва обязательно включает характеристики. В них акцент делается на качествах работника, необходимых для кандидата на руководящую должность: компетентность, волевые и организаторские способности, интеллект и авторитет.

При аттестации

Трудовым кодексом не регулируется процедура проведения аттестации персонала в организации. Но если такая процедура планируется, необходимо составить и утвердить приказом положение об аттестации, в котором необходимо прописать перечень документов, предоставляемых аттестационной комиссии, в том числе характеристику на аттестуемого работника.

  • сведения об образовании, повышении квалификации, должности, стаже работы;
  • оценку результатов работы и выполнения значимых проектов;
  • информацию о наличии или отсутствии взысканий или поощрений.

Для суда

В ходе судебных слушаний к материалам дела часто приобщаются характеристики на ответчика (обвиняемого): их вправе запрашивать любой участник судебного процесса, в том числе и работник, против которого возбуждено дело. Взять за основу в этом случае рекомендуем пример нейтральной характеристики на работника, поскольку выданный работодателем документ становится своего рода свидетельским показанием, и он должен быть максимально точным и правдивым. Кстати, такое объективное описание качеств сотрудников уже не раз становилось обстоятельством, смягчающим административную ответственность (см., например, решение Давлекановского районного суда от 23.08.2010 по делу № 12-93/2010).

  • составляют на бланке организации;
  • включает анкетные данные сотрудника (Ф.И.О., год рождения, семейный статус, стаж работы, должность, образование и т. п.);
  • содержит детальное описание деловых и личных качеств;
  • завершают фразой, объясняющей цель составления (чаще всего «для предоставления в суд» или «для предъявления по месту требования»);
  • подписывает руководитель предприятия;
  • заверяют печатью (при наличии).

Если работник не согласен с характеристикой

Содержание такого типа документа работодатель не обязан согласовывать с сотрудником, за исключением случая проведения аттестации, когда он обязан ознакомить с ней аттестуемого заранее. Если тот выражает недовольство ею и результатами аттестации, он вправе обратиться в апелляционную комиссию или суд.

Что такое характеристика на работника, какая она бывает и зачем нужна?

Руководители всех рангов и работники отдела кадров в своей трудовой деятельности рано или поздно сталкиваются с необходимостью составить характеристику на работника предприятия.
Образец характеристики на работника на сегодняшний день легко можно найти в интернете, но если вы сомневаетесь в народном творчестве или хотите точно знать все нюансы, давайте попробуем разобраться, что должен отражать такой документ, в каком порядке он составляется и с чего необходимо начинать.

Характеристика на работника – что это такое?

alt=»Что это такое характеристика на работника» width=»200″ height=»150″ /> alt=»Что это такое характеристика на работника» width=»200″ height=»150″ />

Характеристика на работника составляется по требованию, описывает квалификацию работника и его личностные качества, трудовую биографию. Характеристика бывает необходима при переводе на другое место работы, повышении, аттестации, решении наградить работника и во многих других случаях.

Лучше, если характеристику будет составлять непосредственный начальник работника – потому что, работая бок о бок, он лучше знает сильные и слабые стороны своего подчиненного, его квалификацию и свойства, но на практике чаще всего характеристика на работника предприятия составляется сотрудниками отдела кадров. Конечно, документы из личного дела работника помогут при составлении характеристики, но картина может быть не полной, поэтому лучше, если в составлении характеристики все же будет принимать участие непосредственный начальник работника.

Бланк характеристики

Форма характеристики на работника произвольная, поскольку каких-то утвержденных стандартов и требований нет. Тем не менее, составляется характеристика на официальных бланках предприятия (листы формата А4) и заверяется печатью предприятия (круглой) и подписью руководителя предприятия. Прежде чем составлять характеристику необходимо точно знать, для чего она будет нужна – для аттестации, для вышестоящего руководства и так далее – поскольку это влияет на информацию, которая должна быть в ней отражена.

Текст характеристики

Характеристика сотрудника с места работы, как правило, должна содержать следующие пункты:

  • наименование документа;
  • исходящий номер документа;
  • фамилию, имя и отчество работника;
  • год рождения работника;
  • наименование предприятия;
  • должность работника и его трудовой стаж;
  • сведения о трудовых навыках работника и его профессиональных качествах, работоспособности. По желанию можно перечислить обязанности работника;
  • сведения об отношениях в коллективе;
  • сведения о дополнительном образовании и повышении квалификации;
  • сведения о поощрении и взыскании;
  • личностные качества работника;
  • цель характеристики;
  • подпись непосредственного руководителя (или работника отдела кадров – того, кто составил характеристику) и руководителя предприятия;
  • дата составления документа;
  • печать предприятия.

Текст характеристики на работника должен быть официальным, как в любом другом документе: строгие факты, минимум воды. Характеристика пишется от третьего лица – «работник поступил, окончил, повысил квалификацию».

Необходимо помнить, что главная цель любой характеристики – дать оценку работнику, поэтому краткая характеристика работника должна содержать все необходимые для оценки сведения (достижения, разработки, проведенные мероприятия, дисциплинарные проступки), а не обтекаемые личностные формулировки (плохой, ленивый, хороший и так далее).

Виды характеристик

Две главные группы, на которые можно разделить характеристики:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Внешняя характеристика оформляется для предоставления ее работником вне стен предприятия: в милицию, ВУЗ, банк и так далее. Такие характеристики обычно составляются по письменным запросам сторонних организаций.

Внутренняя характеристика на работника оформляется для использования внутри предприятия. Обычно такая характеристика формируется, если возникает вопрос о повышении, наложении взыскания или предоставлении поощрения, аттестации, о переводе на какую-то ответственную должность. В документах предприятия должны быть отражены случаи, которые требуют составления характеристики на работника.

Кроме этого характеристики могут быть следующими:

  • производственная характеристика;
  • служебная характеристика;
  • психологическая характеристика.

Также характеристика может быть составлена для предоставления:

  • аттестационной комиссии;
  • милиции;
  • органам опеки;
  • кредитной организации.

Производственная характеристика на работника

Как правило, такая характеристика составляется для предоставления в больницу или профилакторий. Также производственная характеристика может понадобиться при прохождении медико-социальной экспертизы, врачебно-трудовой комиссии или профосмотра.

Помимо анкетных данных документ должен содержать полные сведения о стаже работника, его должности, условиях его труда и характере выполняемой работы. Также нужно перечислить объемы работы (за смену или за рабочий день) и эффективность труда работника.

Служебная характеристика на работника

p>Самый распространенный вид характеристик, который составляется по запросу вышестоящего начальства, при принятии решения о переводе, представления к награде или при наложении взыскания, и так далее.

В этом документе должен быть отражен весь послужной список работника, стаж, квалификация и все сведения, имеющие отношение к работнику как к специалисту.

Психологическая характеристика работника

Составляется с целью профессионального исследования личности работника. Как правило, большое внимание уделяется личностным качествам характеризуемого работника, поскольку оценка его психологии позволяет создать более комфортные условия труда и, соответственно, добиться от работника более эффективного результата исполнения рабочих обязанностей.

Характеристика на работника для аттестации

При проведении аттестации на каждого работника составляется характеристика, которая передается аттестационной комиссии. Такой документ должен содержать сведения о профессиональных качествах и навыках работника (включая практические трудовые достижения), о личностных качествах, об общем культурном уровне сотрудника.

Такая характеристика может содержать рекомендации по повышению профессионального уровня работника. Выводы о соответствии занимаемой должности вправе делать только аттестационная комиссия.

Характеристика на работника в милицию

Такой тип характеристики составляется по письменному запросу органов правопорядка, в указанный в запросе срок. Обязательно заверяется печатью предприятия. Поскольку характеристика содержит персональные данные работника, которые будут переданы третьим лицам, у работника необходимо взять письменное разрешение на разглашение этих данных.

В остальном характеристика составляется по стандартной схеме, очень лаконично, желательно при этом подчеркивать положительные качества работника. В конце характеристики необходимо указать «Характеристика выдана для предоставления в (название отделения милиции, по чьему запросу составлена характеристика)».

Характеристика на работника в опеку

Иногда органы опеки требуют предоставление характеристики с места работы. Порядок составления такого документа такой же, как и при составлении обычной служебной характеристики. Крайне желательно подчеркнуть положительные стороны работника, причем не только профессиональные, но и личностные. В тексте характеристики необходимо обязательно указать «Характеристика выдана по месту требования».

Характеристика на бывшего сотрудника

Часто случается, что на предприятие с просьбой составить характеристику обращается уже бывший сотрудник, которому документ может понадобиться при устройстве на новое место работы (например, претендующий на должность судьи должен предоставить служебные характеристики за последние пять лет стажа). При получении такого запроса от бывшего сотрудника необходимо уточнить для каких целей ему понадобилась характеристика, потому что хотя работодатель и не обязан выдавать бывшему работнику какие-либо документы, в некоторых случаях законодательство обязывает руководителя предприятия пойти навстречу (например, в указанном выше примере с претендентом на должность судьи).

Характеристика составляется по стандартной схеме, с письменного разрешения работника, заверяется печатью предприятия и подписью руководителя.

Как вы смогли убедиться, оформление характеристики на работникане такое уж сложное дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *