Как работает ип
Перейти к содержимому

Как работает ип

Стыдные вопросы начинающих ИП

Даша Черепанова

Должен ли ИП выдавать зарплату самому себе и делать запись в трудовую книжку?

Индивидуальный предприниматель — это обычный человек, который сообщил государству, что занимается бизнесом. У вас нет трудовых отношений с самим собой, поэтому не нужно оформлять договор, делать запись в трудовую и выдавать зарплату.

Как тратить деньги ИП? Могу ли я тратить деньги со счёта ИП на личные нужды?

Все заработанные деньги тратьте на своё усмотрение — например, можете вложить их в развитие бизнеса или отправиться в отпуск. Без разницы, снимаете вы наличные или платите картой, привязанной к счёту ИП.

Отчитываться о потраченных деньгах не нужно. Если вы на УСН «Доходы минус расходы» не учитывайте личные траты при расчёте налога.

Как узнать свою систему налогообложения?

При регистрации ИП вас автоматически ставят на общую систему налогообложения — ОСНО. На ней сложный учёт и много налогов: НДС, НДФЛ и на имущество. Поэтому многие ИП сразу после регистрации бизнеса подают заявление о переходе на УСН, ЕНВД или патент, где нужно платить только один налог. Если вы не подавали заявление, то ваша система налогообложения — ОСНО.

Если сомневаетесь, позвоните в свою налоговую и уточните.

Может ли ИП заключать сделки с ООО, в котором он же учредитель?

Может, но есть нюансы. Если один и тот же человек учредил ИП и ООО, то это — взаимозависимые лица. Для налоговой это значит, что они могут заключить притворную сделку, занизить или завысить цену для того, чтобы сэкономить на налоге или вывести деньги из ООО.

Поэтому налоговая будет внимательнее относиться к таким договорам: может проверить документы, чтобы убедиться, что сделка действительно была, или сравнить цену со среднерыночной. Если докажет, что условия сделки привели к недоплате налога, то доначислит его.

Обязательно ли у ИП должен быть расчётный счёт?

Нет, но с ним проще вести бизнес. Вот несколько причин:

— Многие фирмы не работают с наличными и платят только безналом на счёт.

— Покупатели привыкли платить картой и не берут с собой наличные. Чтобы принимать оплату картой в магазине или на сайте, нужен счёт.

— Платить поставщикам и государству тоже удобно со счёта. Вы подключаете интернет-банк и перечисляете деньги, не выходя из офиса.

— Для расчётов наличными есть ограничение — максимум 100 тысяч рублей по одному договору. Поэтому в крупных сделках без счёта не обойтись.

Можно использовать личный счёт для бизнеса?

Это не запрещено налоговой, но нарушает банковские правила. Пока суммы сделок небольшие, банк может не обращать внимания. Но если на личный счёт будут регулярно поступать крупные платежи от бизнеса, счёт заблокируют.

А для налоговой важно, чтобы вы учитывали все доходы независимо от того, каким способом получили их от клиента.

11 видеоуроков для уверенного старта бизнеса

Как оформлять документы, если контрагент в другом городе?

Все документы, кроме счёта, подписывают обе стороны сделки. Без подписи документ недействителен — считается, что между вами и контрагентом не было никаких договорённостей.

Многие работают с клиентами и поставщиками из других городов. Ехать туда, чтобы подписать договор или акт — бессмысленная трата времени и денег. Есть другие варианты.

Заказным письмом. Отправьте два подписанных экземпляра партнёру. Обратно получите один с его подписью. Так у каждого из вас будет документ с двумя подписями.

Через сервис для электронного документооборота. Купите электронную подпись и отправляйте документы через интернет. Это дешевле и быстрее, чем отправка бумажных писем.

Некоторые просто обмениваются документами по электронной почте. Мы не рекомендуем так делать — в случае споров будет сложно доказать суду, что документы отправили именно вы.

Работаю без НДС, но контрагент указал его в платёжке. Теперь придётся платить НДС?

НДС — это налог на добавленную стоимость, которую предприниматели на ОСНО платят с продаж. ИП на УСН, ЕНВД и патенте освобождены от НДС — они не указывают его в документах и не перечисляют в налоговую.

Иногда контрагенты ошибаются в назначении платежа и пишут, что сумма включает НДС. Это не повод платить этот налог, потому что вы не выставляли покупателю счёт-фактуру. Но налоговая может задать вопрос, почему вы получили сумму с НДС, но не перечислили его. Поэтому лучше перестраховаться.

Попросите у покупателя письмо, в котором он признает, что допустил ошибку в назначении платежа. Например: «Прошу считать назначение платежа в платёжном поручении № 100 от 01.04.2021 «Без НДС»».

Если налоговая спросит, почему вы не заплатили НДС, покажите ей письмо покупателя. Ещё можно приложить к нему копии документов по сделке — договора, счёта, акта или накладной — где сказано, что вы работаете без НДС.

На остальные вопросы

Мы постарались ответить в Курсе молодого ИП. За 11 видеоуроков разберёмся во всём, что важно знать начинающим предпринимателям. Региструйтесь на Степике — и начинайте в любое время!

Статья актуальна на 25.05.2022

Продолжайте читать

Самозанятым: какой товар продавать можно, а какой нет?

Открыл ИП и не пользовался им. Как узнать про долги и что делать дальше?

Как учредителю вывести прибыль из ООО: дивиденды

Рассылка для бизнеса

Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур

Что делать после открытия ИП

В предыдущих статьях из цикла про ИП мы разобрались, как выбрать коды ОКВЭД, налоговый режим, банк и отправить заявление на регистрацию.

В этой статье — что делать сразу после открытия: начать вести учет, подключить онлайн-кассу, предупредить надзорные органы и принять первые деньги.

Сразу после регистрации

Вам на почту пришло письмо от налоговой, что теперь вы ИП, — в нем будет выписка из ЕГРИП с вашими реквизитами. ИП есть, счет открыли, как будто можно выставлять счета клиентам и работать. Но перед этим рекомендуем сделать еще несколько важных шагов.

Собрать данные ИП в одну папку. Сохраните выписку из ЕГРИП, которую прислала налоговая, и соберите реквизиты ИП в одном документе. Они понадобятся, чтобы отправлять их партнерам для составления договоров. Чтобы каждый раз не искать и не перебивать их заново, лучше сделать папку, где они всегда будут под рукой, например на Google Диске.

В реквизитах укажите основные данные ИП: ФИО, адрес, ИНН и ОГРНИП, полную информацию о счете в банке и контакты.

Начать вести учет. У ИП на УСН без сотрудников учет простой. Все, что надо делать, — вести книгу учета доходов и расходов (КУДиР) и раз в год сдавать декларацию. КУДиР — документ, где собраны все операции бизнеса: от кого сколько денег пришло и на что вы их потратили.

Книгу можно вести самостоятельно, а можно подключить онлайн-бухгалтерию. Онлайн-бухгалтерия — это программа, которая ведет учет операций и считает все безналичные поступления. Если налоговая попросит прислать КУДиР, вы сможете выгрузить книгу из онлайн-бухгалтерии. Платежи в бюджет программа рассчитывает сама — вам надо только подтверждать уплату налогов каждый квартал и раз в год отправлять декларацию.

Если у вас есть сотрудники или вы на более сложной системе налогообложения, то лучше нанять бухгалтера или подключить бухгалтерское обслуживание на аутсорсе, чтобы вашим учетом занимался эксперт.

Проверить, нужна ли онлайн-касса. Если вы принимаете оплату от физлиц, вам нужна онлайн-касса. Она пробивает чеки клиентам и отправляет их в налоговую. Есть два вида онлайн-касс: обычные, такие небольшие гаджеты, которые печатают чеки, и облачные — это когда вы берете в аренду онлайн-кассу, которая установлена в большом дата-центре.

Оба варианта будут пробивать чеки, отправлять их в налоговую и клиентам по телефону или на почту, но только онлайн-касса, которая физически находится у вас, будет еще и печатать бумажные версии чека.

Для ИП без сотрудников до 1 июля 2021 года действует отсрочка. Но льгота почти закончилась, поэтому теперь онлайн-касса будет нужна всем, кто принимает деньги от физлиц.

Исключение действует только для ИП на НПД — при этих же условиях предприниматель может работать без кассы всегда.

Гаджет с печатными чеками необходим, если вы работаете в офлайне — сразу пробиваете покупки и отдаете покупателю бумажный чек. Для интернет-магазинов подойдет облачная касса: она будет автоматически отправлять покупателю чек на электронную почту после оплаты.

Онлайн-кассу удобно интегрировать с эквайрингом — тогда после оплаты картой она будет автоматически пробивать чек, ничего отдельно нажимать не нужно.

Подключить и настроить онлайн-кассу просто — с этим обычно помогают компании, которые их продают. Стоимость онлайн-кассы для офлайна варьируется от 8000 до 20 000 ₽ в зависимости от функций. Например, есть кассы с большим сенсорным дисплеем, а есть с обычными кнопками. Облачная касса — это, по сути, аренда автоматической кассы в дата-центре, поэтому продается как сервис — стоит от 1700 ₽ в месяц.

Предупредить надзорные органы. Если работаете с клиентами офлайн — например, если у вас магазин, кафе или салон красоты, — надо уведомить Роспотребнадзор о начале работы. Так власти узнают о вашем бизнесе и будут следить за деятельностью.

Подача заявления подтверждает факт, что вы открыты и соблюдаете все требования Роспотребнадзора. Поэтому, если вы еще ведете ремонт, пока сообщать не надо.

Отправьте уведомление после того, как откроетесь, но перед тем, как примете деньги от первого покупателя. Если не подать заявление, Роспотребнадзор может выписать штраф — от 3000 до 5000 ₽.

Расчетный счет в Тинькофф

Обслуживание — от 0 ₽. До 500 000 ₽ на сервисы партнеров. Бесплатная онлайн-бухгалтерия

Как принимать деньги от клиентов

Есть три способа, как клиент может оплатить ваш товар или услугу:

  • по выставленному счету;
  • картой;
  • наличными.

Любую оплату от физлица необходимо пробивать через онлайн-кассу и выдавать покупателю чек — в руки или отправлять на почту или телефон.

Теперь про каждый способ подробнее.

По счету — при расчете с ИП и юрлицами. В личном кабинете банка вы можете в пару кликов сформировать и отправить счет. Обычно по счету оплачивают другие компании или ИП — они делают перевод со своего расчетного счета на ваш.

Можно выставить счет и для физлица — тогда он отправит перевод через свой мобильный банк. Но для покупателя это неудобно, надо перебивать много цифр вручную. По безналу клиентам привычнее расплачиваться картой.

Платеж на счет от физлица вы должны пробить через онлайн-кассу вручную.

Через эквайринг — при оплате картой. Чтобы принимать оплату картами, надо подключить эквайринг. Это услуга банка. Есть торговый эквайринг — такие терминалы для оплаты, которые мы каждый день встречаем в магазинах. Он нужен, если есть офлайн-точка или курьеры.

А есть интернет-эквайринг — это прием денег по карте в интернете. Можно встроить форму оплаты на сайт или отправлять клиенту ссылку: он перейдет по ней, введет данные карты и оплата поступит вам на расчетный счет.

Любой эквайринг можно интегрировать с онлайн-кассой — тогда после оплаты касса сама автоматически пробьет чек, ничего отдельно нажимать не нужно. Если это онлайн-касса, подсоединенная к терминалу, — печатный чек надо будет отдать покупателю. Если это интернет-эквайринг — касса сама отправит чек ему на e-mail или телефон.

Наличными — от физлиц. Здесь проще: принимаете деньги и складывайте их в кассу или сейф. Потом эти деньги можно положить на расчетный счет — если есть бизнес-карта, деньги на расчетный счет можно зачислить через банкомат.

Если вы принимаете наличные от покупателей, этот платеж надо тоже пробить через онлайн-кассу вручную и отдать им чек.

Чек-лист после открытия ИП

  1. Собрать данные об ИП в одну папку.
  2. Начать вести учет.
  3. Проверить, нужна ли онлайн-касса, и подключить ее, если да.
  4. Предупредить надзорные органы.
  5. Подключить эквайринг для приема оплаты картами, если работаете с покупателями.

Расчетный счет в ТинькоффПредложение Тинькофф

Инструкция для начинающего ИП на упрощенке 6 %

Вместе с гордым званием «предприниматель», у вас появились новые обязанности в части уплаты налогов, сдачи отчетности и соблюдения прочих требований законодательства. Как не запутаться в законодательстве и не ошибиться? Эта инструкция, я надеюсь, поможет не растеряться и самоорганизоваться «юному» предпринимателю на начальном этапе. Рассмотрим ситуацию, когда:

  1. ИП трудится самостоятельно без привлечения работников;
  2. Оплата за услуги ИП поступает на счет ИП (ИП не принимает наличные денежные средства и ему не требуется применять ККТ);
  3. Обороты ИП далеки от предельного размера, превышение которого лишает ИП права применять УСН.

Если по итогам отчетного (налогового) периода «упрощенец» превысит лимит доходов 150 млн. руб., он лишится права применять УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

1. Какие налоги платит ИП

На самом деле УСН (налоговая база — доходы) представляется одной из самых простых систем налогообложения. От ИП требуется минимум усилий по ведению учета и расчета налогов.

ИП, выбравший УСН (налоговая база — доходы), уплачивает УСН по ставке 6% (субъект РФ может ее снизить для некоторых видов деятельности). При этом ИП освобождается от уплаты НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности, НДС и налога на имущество (за исключением объектов недвижимости, которые облагаются налогом на имущество в особом порядке, исходя из их кадастровой стоимости). ИП не ведет бухгалтерский учет.

Для того, чтобы рассчитать облагаемую сумму доходов, ИП обязаны вести учет доходов в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (ст. 346.24 НК РФ). Форма такой Книги утверждена Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н. Книга представляет собой реестр документов, на основании которых определяется сумма доходов. Также в книге фиксируется оплата страховых взносов, уменьшающая сумму налога. Основной источник данных для заполнения Книги нашего юного предпринимателя — это выписка по расчетному счету за соответствующий период.

КБК по УСН «доходы» 6% — 18210501011011000110.

Шаблон для заполнения платежного поручения можно сформировать с помощью сервиса на сайте nalog.ru: https://service.nalog.ru/payment/payment.html. Плательщику нужно выбрать вид платежа и сервис предложит КБК.

Кроме того, ИП должен уплачивать за себя суммы страховых взносов в ПФ РФ и ФФОМС РФ:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:

— в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

— в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта (26 545 * 8 = 212 360 руб.);

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Фиксированным платежом признается вся сумма: 26 545 + 1% от суммы превышения 300 000 + 5 840.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются ИП не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Сумму, которую следует заплатить до конца года, можно уплатить сразу всю или перечислять их частями. Например, раз в квартал в сумме, относящейся к текущему кварталу.

Сумма доходов (для того, чтобы рассчитать величину — 1% от суммы превышения 300 000 руб.) определяется по данным декларации — строка 113 раздела 2.1.1 декларации по УСН (налоговая база — доходы).

Если наш ИП зарегистрировался не с начала года, то ему нужно заплатить страховые взносы в меньшем размере, а именно — пропорционально дням с даты регистрации ИП до конца года.

Например, ИП зарегистрировался 20 февраля. Следовательно, период с даты регистрации до конца года составляет 10 месяцев и 9 дней. Сумма страхового взноса по сроку до 31 декабря составит:

Сумма за 10 месяцев = (26545 5840) *10/12 = 26 987,50 руб.

Сумма за 9 дней февраля = ((26545 5840)/12) * 9/28 = 867,46 руб.

Итого = 27 854,96 руб.

КБК фиксированного взноса на ОПС — 182 102 02140 06 1110 160.

КБК фиксированного взноса на ОМС — 182 102 02103 08 1013 160.

2. Как определить сумму доходов, которые включаются в налоговую базу

Для целей исчисления «упрощенного» налога доходы считаются полученными на дату, когда вы фактически получили деньги (например, на банковский счет). Такой метод признания доходов называется кассовым. Это означает, что суммы полученной предоплаты ИП включает в сумму облагаемых доходов. Если договор расторгается и нужно возвратить полученный аванс, то сумма возврата отражается в Книге учета доходов и расходов со знаком «-» в том периоде, когда произведен возврат.

Однако, по мнению Минфина РФ, если аванс (предоплата по договору) возвращается покупателю (заказчику) в налоговом периоде, в котором у «упрощенца» не было доходов, то налоговую базу на сумму аванса уменьшить невозможно (Письма Минфина России от 30.07.2012 N 03-11-11/224, от 06.07.2012 N 03-11-11/204). Т.е. по итогам года сумма доходов не может оказаться

Хорошая новость! Не все зачисления денежных средств подлежат отражению в книге учета доходов и включению в расчет налога. Не включаются в облагаемые доходы, в частности, следующие зачисления:

  1. Средства, полученные по договорам кредита или займа, а также средства, полученные в счет погашения таких заимствований;
  2. Доходы, облагаемые по другим налоговым ставкам (дивиденды, купоны по облигациям и т.п.);
  3. Доходы, облагаемые в рамках других систем налогообложения (НДФЛ, ЕНВД, патент и т.п.);
  4. Поступления, которые по своей сути не являются доходами: денежные средства, полученные при возврате бракованного товара, денежные средства, ошибочно перечисленные контрагентом или ошибочно зачисленные банком на расчетный счет налогоплательщика, и т.п.

Пример отражения доходов в книге:

Дата и номер первичного документа

Доходы, учитываемые
при исчислении налоговой базы

Расходы, учитываемые
при исчислении налоговой базы

Предоплата по договору от 20.03.2018 № 1

Предоплата по договору от 25.03.2018 № 2

Предоплата по договору от 26.03.2018 № 3

Итого за I квартал

Дата и номер первичного документа

Доходы, учитываемые
при исчислении налоговой базы

Расходы, учитываемые
при исчислении налоговой базы

Предоплата по договору от 09.04.2018 № 4

Возврат предоплаты в связи с расторжением договора от 20.03.2018 № 1

Итого за II квартал

Итого за полугодие

3. Когда следует уплачивать налог

Налог по итогам года подлежит уплате предпринимателем в бюджет — не позднее 30 апреля следующего года (для организаций установлен иной срок).

В течение года ИП должен платить авансовые платежи — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Период

Срок

30 апреля следующего года

Если последний день срока уплаты налога (авансового платежа) приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, перечислить налог (авансовый платеж) нужно не позднее чем в ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

4. Как рассчитать сумму платежа

Авансовые платежи рассчитываются на основании доходов, полученных за соответствующий отчетный период нарастающим итогом.

Авансовый платеж = налоговая база за отчетный период нарастающим итогом * 6%.

Далее сумма уплаты определяется следующим образом:

Сумма платежа по итогам отчетного периода = Авансовый платеж по итогам отчетного периода — уплаченные страховые взносы за отчетный период — авансовые платежи, уплаченные в текущем году ранее.

Сумма налога по итогам года рассчитывается следующим образом:

Налог к доплате (возврату) = Налоговая база за год * 6% — уплаченные страховые взносы за налоговый период — авансовые платежи, уплаченные в текущем году ранее.

Пример

ИП применяет УСН с объектом налогообложения «доходы» с общей ставкой налога при данном объекте в размере 6%. Нанятых работников не имеет. За истекший год (налоговый период) ИП получил доход в размере 720 000 руб.

Отчетный (налоговый) период

Доход за отчетный (налоговый) период (нарастающим итогом), руб.

В указанном налоговом периоде ИП уплатил страховые взносы за себя в размере:

— 4 000 руб. — в I квартале;

— 12 000 руб. — в течение полугодия;

— 20 000 руб. — в течение 9 месяцев;

— 28 000 руб. — в течение года.

Примечание: суммы страховых взносов в примере указаны абстрактно!

Решение

По итогам 1 квартала авансовый платеж составит:

72 000 руб. x 6% = 4 320 руб.

Эта сумма уменьшается на страховые взносы, уплаченные в I квартале.

4 320 — 4 000= 320 руб.

Сумма к уплате налога по УСН по итогам 1 квартала по сроку 25.04. составит 320 руб.

2. По итогам полугодия авансовый платеж составит:

288 000 *6% = 17 280 руб.

Эта сумма уменьшается на страховые взносы, уплаченные в течение полугодия:

17 280 — 12 000 = 5 280 руб.

Платеж по сроку 25.07. составит 5 280-320=4960 руб.

3. По итогам 9 месяцев авансовый платеж составит:

504 000×6% = 30 240 руб.

Эта сумма уменьшается на страховые взносы, уплаченные в течение 9 месяцев:

30 240 — 20 000 = 10 240 руб.

Платеж за 9 месяцев по сроку 25.10. составит 10 240 — 320 — 4960 = 4 960 руб.

4. Расчет налога по итогам года:

720 000 руб. x 6% = 43 200 руб.

Эта сумма уменьшается на страховые взносы, уплаченные в течение года:

43 200 — 28 000 = 15 200 руб.

Данный результат уменьшается на авансовые платежи, уплаченные по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев:

15 200 — 320 — 4960 — 4960 = 4960 руб.

Таким образом, по итогам года (по сроку 30.04. следующего года) налог к уплате составит 4 960 руб.

Если в первом квартале 2019 года ИП доплатит в бюджет сумму страховых взносов за 2018 год, которая рассчитывается как 1% от суммы доходов, превышающей 300 000 руб., то такая уплата взносов будет уменьшать сумму УСН за 1 квартал 2019 года.

5. Нюансы расчета и признания «вычетов» в виде страховых взносов, уплаченных за себя

1) Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, уплатившие страховые взносы, исчисленные как 1 % от суммы дохода, превысившего по итогам расчетного периода (календарного года) 300 тыс. рублей, вправе учесть указанные суммы уплаченных страховых взносов при исчислении налога в том налоговом периоде (квартале), в котором произведена их уплата. Письмо ФНС России от 31.10.2014 N ГД-4-3/22601@.

В случае если сумма страховых взносов больше, чем сумма налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением УСН, то налог (авансовый платеж по налогу) в данном случае не уплачивается. Перенос на следующий налоговый период части суммы фиксированного платежа, не учтенной при расчете (уменьшении) суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, из-за недостаточности суммы исчисленного налога не предусмотрен. Это означает, что если, например, платеж по УСН составил 10 000 руб., а уплачено страховых взносов на 13 000 руб., то УСН платить не нужно, но разница в 3 000 руб. никак не компенсируется.

2) Согласно пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ сумма налога (авансового платежа) при УСН за налоговый (отчетный) период может быть уменьшена на сумму страховых взносов, которые уплачены в пределах исчисленных сумм. Но речь идет не об исчислении в данном периоде. Т.е. взносы могут быть исчислены и за прошлые периоды, но уплаченны в текущем. Исходя из этого на суммы уплаченных в налоговом (отчетном) периоде страховых взносов, превышающие исчисленные, «упрощенец» с объектом «доходы» не вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа) за соответствующий период.

Излишне уплаченную сумму страховых взносов можно учесть в уменьшение налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором налоговым органом было принято решение о зачете переплаты по страховым взносам в счет предстоящих платежей (Письмо Минфина РФ от 20.02.2015 N 03-11-11/8413).

6. Какую отчетность должен сдавать ИП и куда

1) ИП сдает в срок до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, декларацию в налоговый орган по месту своей регистрации. Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@.

За несдачу вовремя декларации налоговый орган вправе:

— наложить штраф в размере 5 % не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей;

— приостановить операции по счету налогоплательщика.

В целях подтверждения сумм, указываемых в декларациях, ИП ведет учет доходов в книге учета доходов и расходов. Данную книгу налоговый орган может запросить по требованию в ходе камеральной и налоговой проверки.

2) Плательщики, не производящие выплат физическим лицам, освобождены от обязанности представлять расчет по страховым взносам.

3) ИП обязаны представлять статистическую отчетность в органы статистики. Все формы статотчетности можно найти на официальном сайте Росстата www.gks.ru в разделе «Формы федерального статистического наблюдения»; там размещен в том числе «Альбом форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Федеральной службы государственной статистики, на 2017 год». В том же разделе опубликован Перечень форм федерального статистического наблюдения на 2017 год.

Кроме того, в целях оперативного информирования хозяйствующих субъектов о представлении ими форм статистической отчетности на интернет-портале Росстата по адресу statreg.gks.ru размещена информационно-поисковая система. Попасть в нее можно с главной страницы сайта через раздел «Информация для респондентов»/»Перечень респондентов, в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения». После указания кода по ОКПО, или ИНН, или ОГРН и ввода защитного кода будет составлен перечень форм, подлежащих представлению организацией.

При отсутствии организации в перечне, опубликованном на statreg.gks.ru, штрафные санкции по ст. 13.19 КоАП РФ не применяются, за исключением случаев, когда респондент был проинформирован (в том числе в письменной форме) о проведении в отношении его федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для представления.

Подтверждением отсутствия респондента в перечне могут быть скриншоты при условии, что они содержат определенные данные: дату и время получения информации с сайта в Интернете, данные о лице, которое произвело его выведение на экран и дальнейшую распечатку, данные о программном обеспечении и использованной компьютерной технике, наименование сайта, принадлежность заявителю. В этой ситуации скриншоты могут служить оправдательным документом.

4) Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год организации (индивидуальные предприниматели, привлекавшие в указанный период наемных работников) представляют не позднее 20 января текущего года. Таким образом, до тех пор, пока ИП не привлек к работе наемных работников, отчет о среднесписочной численности сдавать не нужно.

Выгодно ли становиться индивидуальным предпринимателем

Чтобы заняться бизнесом по закону, нужно выбрать организационно-правовую форму.

Два самых распространенных варианта: стать индивидуальным предпринимателем или зарегистрировать компанию. Еще можно стать самозанятым, но у этого статуса много ограничений: например, нельзя заработать больше 2,4 млн рублей в год, перепродавать товары и нанимать сотрудников. Поэтому в материале рассматривать его не будем.

Расскажу, почему статус ИП во многом проще и выгоднее для начинающего бизнесмена, чем ООО.

Как поставить цель и не бросить ее

У ИП есть право не вести бухгалтерский учет

Предприниматели ведут только налоговый учет — книгу доходов и расходов. На режиме УСН «Доходы» можно не заполнять раздел о расходах, а если купить патент, то нужно вести только книгу доходов. Если налоговая придет с проверкой и книги не будет, ИП оштрафуют на 10 000 Р , а если книг не будет за два года и более, то на 30 000 Р .

Для ООО все сложнее: им нужно вести бухучет, то есть делать проводки по дебету и кредиту под каждую хозяйственную операцию.

Еще нужно по итогам года формировать баланс и отчет о финансовых результатах и сдавать их в налоговую. ИП всего этого делать не нужно.

ИП может работать на патенте и не сдавать отчетность

Для ИП есть специальный режим налогообложения — патентная система: она позволяет не сдавать налоговую декларацию, а вместо этого платить процент от потенциального дохода. Реальный доход ИП не влияет на размер налога и зачастую из-за этого патент выгоден.

Стоимость патентов отличается в зависимости от вида деятельности и от региона, где ее будут вести: проверить стоимость можно на сайте налоговой. Предприниматели могут купить несколько патентов под разные виды бизнеса или регионы. Главное, чтобы годовой доход не превысил лимит в 60 млн рублей.

ООО не могут применять патентную систему.

Предпринимателю проще использовать свои деньги

ИП может сразу использовать для личных нужд все деньги, которые пришли к нему на расчетный счет или в кассу. Банки даже выпускают специальные карты, которыми предприниматель может пользоваться в магазинах — не нужно снимать наличные или переводить деньги на счет физического лица.

Деньги на расчетном счете ООО — это деньги компании. Прежде чем тратить эти средства, их нужно превратить в личные. Например, распределить дивиденды себе как учредителю, это делают не чаще раза в квартал. Или можно устроить себя на работу в компанию и платить себе зарплату. В обоих случаях придется заплатить НДФЛ, а во втором — еще и страховые взносы.

У ИП упрощенная кассовая дисциплина

Чтобы предпринимателю принять наличные за товары, работы или услуги, достаточно выбить обычный кассовый чек. Если же наличные деньги поступают по другим основаниям, их вообще можно никак не оформлять. То же и с наличными расходами: ИП просто берет и платит, не оформляя документ под это.

При поступлении наличных в ООО нужно оформить приходно-кассовый ордер, а при выдаче — расходно-кассовый ордер. А потом внести записи об этом в кассовую книгу. Если компания не относится к субъектам малого предпринимательства и работает с наличными, то должна установить кассовый лимит и соблюдать его. Если в конце рабочего дня сумма денег в кассе его превысила, то излишек надо сдать в банк. За несоблюдение кассовой дисциплины компанию могут оштрафовать на сумму от 40 000 до 50 000 Р .

ИП освобождены от кассовых операций, с которыми сталкиваются организации. Поэтому им проще работать с деньгами.

ИП может работать без сотрудников

Можно зарегистрировать ИП и сразу начать работать: предприниматель сам себе руководитель и сотрудник, никого нанимать не нужно, если в этом нет необходимости.

С ООО все не так просто. Компании нужен генеральный директор, он представляет ее интересы и ведет деятельность от лица компании. Им может стать учредитель, или нужно привлечь кого-то со стороны. Обычно генеральному директору нужно установить зарплату, пусть и минимально возможную, платить с нее НДФЛ, делать отчисления на обязательное медицинское, пенсионное, социальное страхование и взносы за травматизм. Трудоустройство нужно грамотно оформить плюс сдавать за работника отчетность.

Предпринимателю проще зарегистрировать бизнес

Чтобы зарегистрировать ИП, достаточно подать заявление, паспорт и ИНН в налоговую. Еще желательно открыть расчетный счет, но это необязательно. Можно даже не выходить из дома и все сделать онлайн.

Зарегистрировать ООО сложнее: нужно придумать фирменное наименование, найти юридический адрес, разработать устав, внести минимум 10 000 Р уставного капитала, назначить генерального директора. Все это утверждается решением единственного участника ООО, если учредитель один. Если учредителей несколько, нужно проводить общее собрание и оформлять протокол. Документы нужно заверять у нотариуса.

Закрыть ИП проще, чем ООО

Если бизнес не пошел, индивидуальному предпринимателю проще его закрыть. Для этого нужно уволить сотрудников, если они есть, сдать отчетность, уплатить налоги и взносы, а потом подать в налоговую заявление о прекращении деятельности.

Закрытие ООО по закону корректно называть ликвидацией. Нужно оформить решение о ликвидации, создать ликвидационную комиссию или назначить ликвидатора, уведомить о решении налоговую, опубликовать сообщение в «Вестнике государственной регистрации», уведомить кредиторов, уволить сотрудников, рассказать об этом службе занятости.

Также нужно закрыть расчетный счет, отдать долги, подать в налоговую инспекцию пакет документов на закрытие, промежуточный и ликвидационный баланс, сдать документы в архив и уничтожить печать, если у компании она была. Это долгий и затратный процесс.

Размер штрафов для ИП меньше, чем для ООО

Обычно индивидуальные предприниматели платят штраф как должностные лица, то есть меньше, чем организации. Например, за нарушение законодательства о рекламе ИП заплатит от 4000 до 20 000 Р , а организация — от 100 000 до 500 000 Р .

Есть исключения: в некоторых случаях ИП штрафуют на такую же сумму, что и ООО. Как правило, об этом пишут в примечаниях к статье. Например, за несоблюдение таможенной процедуры ИП и ООО заплатят от 100 000 до 500 000 Р .

Новых ИП могут освободить от налогов

Некоторые ИП на УСН или патенте могут два года после регистрации не платить налог с доходов. Такую льготу называют налоговыми каникулами.

Право на каникулы обычно дают в зависимости от вида деятельности предпринимателя и места, где он зарегистрирован. Правила льготных каникул принимают власти в регионах.

Например, в Саратовской области действуют налоговые каникулы для ИП на УСН, которые занимаются производством деревянной мебели или дошкольным образованием. В других регионах такой льготы может не быть.

Проверить, попадаете ли вы под критерии, можно на сайте ФНС: выбираете свой регион, подбираете подходящий режим налогообложения и читаете про него подробнее. В перечне документов обычно есть законы, которые устанавливают нулевую ставку для вновь зарегистрированных ИП. Также информацию о налоговых каникулах можно получить в региональной налоговой инспекции.

Для ООО налоговых каникул нет.

У ИП есть трудовые льготы

Предприниматели могут не платить выходные пособия при сокращении штата или прекращении деятельности. Исключение — если они сами внесли в трудовой договор с работником такую обязанность.

ООО же должно заплатить работнику минимум один среднемесячный заработок, а если во второй месяц после увольнения экс-сотрудник не найдет работу — еще один. По решению центра занятости населения могут заплатить и за третий месяц без работы.

Если у ИП происходят организационные или технологические изменения, из-за которых нужно скорректировать трудовой договор, например уменьшить зарплату, он может уведомить об этом работника за две недели.

ООО тоже может менять трудовой договор с сотрудником в одностороннем порядке, только предупреждать об изменениях нужно минимум за два месяца.

Еще предприниматели могут предусмотреть в трудовом договоре дополнительные основания для увольнения работника. Например, можно указать, что договор расторгается, если сотрудник не будет работать с клиентом по заданным сценариям или не сдаст отчет вовремя. В дополнительных основаниях не должно быть дискриминации: например, нельзя прописать обязанность быть аполитичным или не менять цвет волос.

Компания может уволить сотрудника только по основаниям, указанным в трудовом кодексе и других федеральных законах. Ничего дополнительного в трудовой договор добавлять нельзя.

Предприниматель не ведет корпоративный документооборот

ИП может просто зарегистрировать статус в налоговой и начать работать.

ООО же должно разработать устав или использовать типовой, например с помощью сервиса ФНС, зарегистрировать и хранить его.

Сохранять нужно и другие документы: например, договор об учреждении и решение единственного участника, если компания создавалась одним человеком. Если это требование не соблюдать, то ООО могут оштрафовать на сумму от 200 000 до 300 000 Р .

Компания должна проводить общее собрание как минимум для утверждения годового бухгалтерского отчета раз в год. Даже если в компании только один участник, утверждать решения все равно нужно. За игнорирование этого требования компанию могут оштрафовать на сумму от 500 000 до 700 000 Р .

Загрузка

Юрген, вы так говорите, как будто к ООО всё вышеперечисленное не относится, а статья всё-таки про выбор между ИП и ООО.

Кроме того:
1. Регистрация ИП — 800 ₽
2. Взносы вы платите не при регистрации, а как минимум за квартал.
3. Работать на патенте никто не заставляет, а оплачивать его можно двумя частями спокойно.
4. На онлайн-кассу можно оформить рассрочку.

Ну серьезно? За товары и помещение вы тоже вынуждены платить, даже ничего не заработав ¯\_(ツ)_/¯

Не забываем, что ИП рискуют всем своим имуществом

Yi

Anton, Открою вам секрет. Владельцы ООО тоже рискуют своим имуществом. Есть такое страшное слово — "субсидиарка". Если вы владелец ООО и обанкротились, то ваши кредиторы просто подают иск в суд о привлечении вас к субсидиарной ответственности по долгам вашего ООО. И это будет ВАША ответственность доказать в суде, что вы все сделали правильно и не виноваты в банкротстве, что вы учли риски, оценили рынок, проверили контрагентов итд итп. А если не докажете — будете платить по долгам ООО из своего кармана. Причем в некоторых случаях вероятность вашего проигрыша в суде приближается к 100% (задолженность по налогам, отдельные виды расчетов с работниками итп). Субсидиарка — прямо таки хит последнего сезона. Сейчас к ней уже привлекаются 30% владельцев ООО, и эта цифра растет. Только вдумайтесь: Каждый третий владелец ООО платит по долгам своим личным имуществом. И в любом случае уйти от субсидиарки вы сможете только если выиграете суд, а можете не сомневаться, кредиторы сделают все возможное, чтобы вы этот суд не выиграли. Так что с ООО не все так однозначно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *