Как узнать оборот ип
Перейти к содержимому

Как узнать оборот ип

Как узнать доход ИП и его оборот — примеры расчета

Правильное определение дохода важно для предпринимателя вне зависимости от того, какую он использует систему налогообложения. От этого показателя зависят многие расчёты, в том числе по заработной плате, обязательным страховым взносам. Особенно это важно при использовании некоторых специальных режимов. Нужно заранее понять, как узнать доход ИП разными способами.

Что такое доход ИП

Не только основной вид деятельности приносит предприятиям и предпринимателям деньги. Доход формируется за счёт всех поступлений, уменьшенных на материальные затраты, из которых исключают заработную плату.

Доходы и расходы в декларации

К затратам, относящимся к себестоимости, относят:

  • амортизацию;
  • сырьё и материалы, топливо и электроэнергия. Найти их в графе расходов просто;
  • социальные отчисления для внебюджетных фондов;
  • оплата труда.

Доход включает в себя прибыль и расходы на оплату труда. Если у бизнеса нет материальных затрат, значит, он равен выручке от реализации продукции. Как узнать оборот, ИП разберётся без проблем.

Доход от предпринимательской деятельности — это выручка или прибыль

Пример. За месяц магазин получил 60 тыс. руб. за счёт реализации продукции. Распространённая ошибка — когда всё число считают прибылью ИП. Чтобы определить прибыль, нужно из дохода вычесть основные статьи расходов.

О доходах на основе патента

Вот лишь некоторые из допустимых статей, которые вычитаются:

  • проценты по кредиту за торговое оборудование;
  • транспортные услуги и связь, канцтовары, РКО;
  • заработная плата у сотрудников;
  • налоги;
  • аренда торговых помещений;
  • закупочная стоимость товаров. Они важны для тех, кого интересует, как рассчитать доходы ИП.

Обратите внимание! Доход — это средства, которые получил предприниматель, которые он может потратить в дальнейшем по своему усмотрению. Прибыль — остаток денег за вычетом расходов. Можно провести анализ деятельности предприятия, чтобы определить и доход, и прибыль, спрогнозировать их на будущее.

Как правильно его рассчитать

Декларация за налоговый период — главный документ, где отображена фактическая информация относительно реально полученного дохода. Это официальное заявление в адрес государства о результатах предпринимательской деятельности у того или иного субъекта. Декларацию подписывает предприниматель, чтобы подтвердить полноту представленных сведений.

При ЕНВД

В данном случае реальный доход может отличаться от предполагаемого или вменённого. Чтобы подтвердить его при таких обстоятельствах, используют два основных документа:

  • патент;
  • книгу учёта расхода и дохода от предпринимательской деятельности, это обязательное условие.

В случае с книгой к документу предъявляются следующие требования:

  • шнуровка;
  • нумерация;
  • заверение печатью;
  • в некоторых случаях требуется штамп налоговой инспекции, иначе информацию не будут считать верной относительно выручки или прибыли.

К сведению! Налоговая инспекция ставит свой штамп только в том случае, если ей передать хотя бы один экземпляр учётной книги. Если применяется система ЕНВД, альтернативы указанным выше решениям нет, даже в том случае, когда между реальными и вменёнными доходами существует значительная разница.

На ОСНО

Здесь учитывают полученную выручку ИП за минусом НДС, выставленного покупателям. Картина ещё проще, если участник сделки освобождён от уплаты НДС. В этом случае доход и выручка — это одинаковые цифры, вычислить которые не составит труда.

Размер годового дохода обычно берут из четвертого раздела книги учёта для любых хозяйственных операций. В декларации 3НДФЛ для фиксации соответствующих сведений используют строку с номером 030. В составе годовой отчётности сведения тоже отображают, их используют, когда нужно определить и алименты.

Обратите внимание! Отдельного рассмотрения заслуживает расчёт дополнительного страхового взноса для ПФР. Тогда профессиональные вычеты или принимаемые расходы способствуют уменьшению общего уровня доходов.

Если предприниматель работает на УСН, то он получает доход:

  • внереализационный;
  • реализационный за год.

Определение итоговых цифр предполагает применение так называемого кассового метода. Считаться всё будет просто.

Годовой доход — это цифра из графы 4 КУДиР. 113 или 213 — строки декларации, где подобная информация отображается в обязательном порядке. Рассчитывать их нужно заранее.

Патентную систему относят к упрощённым вариантам для уплаты налогов, взаимодействия с контролирующими органами. Главные субъекты для этого варианта налогообложения — представители малого, сверхмалого бизнеса. Но есть некоторые особенности, о которых нужно узнать заранее:

  • патент рассчитывают, исходя из утверждённых сумм по потенциально возможному доходу;
  • действуют ограничения на размеры фактической выручки, количество наёмного труда;
  • взносы выплачивают отдельно. Свыше контролирующие органы дают рекомендацию о том, как решать задачу.

Важно! Потенциально возможным доходом называют в данном случае расчётную сумму, утверждённую региональными властями с целью налогообложения. Это гипотетическая прибыль, по отношению к которой действуют налоги, установленные государством.

Есть два варианта, по которому этот показатель рассчитывают в случае с патентами.

  • когда у ИП нет наёмных рабочих, объект налогообложения только один. Тогда достаточно посмотреть информацию в Личном кабинете на сайте ФНС;
  • другое дело, когда есть наёмный труд или несколько объектов для налогообложения. Тогда проверять всё сложнее.

К сведению! В зависимости от количества наёмных работников местные власти могут увеличить сумму рассчитываемого дохода. В этом случае стандартная ставка 6 % умножается на расчётное количество единиц, попадающих под действие схемы. Узнавать особенности формулы лучше заранее.

Региональные законы либо коэффициенты-дефляторы — самые важные показатели, когда речь идёт об изменении дохода, их нужно проверить обязательно. Главное, вовремя сверяться с нужными сведениями и проводить проверку. Тогда посчитать всё просто.

Можно ли где-то посмотреть доход ИП

Есть несколько официальных документов, где подтверждается основной доход предпринимателей:

  • налоговая декларация;
  • справка о доходах.

Обратите внимание! В большинстве случаев подтверждение информации — право и обязанность налоговой службы. Ведь именно в территориальные отделения этого органа подаются все документы, подтверждающие подобные сведения.

Для посторонних доступны следующие источники информации:

  • товарные чеки;
  • накладные;
  • договоры;
  • банковские выписки и счета.

Но это только доказательство того, что налогоплательщик совершил ту или иную операцию, получил выручку.

Обратите внимание! Обычно запросы делают с участием представителей службы судебных приставов.

Они, в свою очередь, могут потребовать провести дополнительную проверку по доходам предпринимателя. Он представляет все официальные документы, где содержится соответствующая информация.

Особенности при раздельном учёте

Законодательство чётко не устанавливает порядок раздельного учёта. Это касается и ситуаций, когда ИП совмещает сразу несколько систем. Стоит самостоятельно закрепить порядок тех или иных действий, а затем зафиксировать его во внутренних документах. Главное, опираться на общие нормы, связанные с бухучётом.

Все статьи делятся на несколько групп. У доходов основных групп две по применяемым системам. Расходы делят на три группы — отдельно по каждой системе, и те, что попадают одновременно под обе. Дополнительные субсчета станут незаменимыми помощниками при раздельном учёте.

Анализ по параметрам

Учёт доходов для распределения расходов

Если совмещаются разные режимы, появляются такие обязательства:

  • ведение раздельного учёта по каждому из спецрежимов. Если есть статьи, которые невозможно однозначно отнести к одному из них, деньги распределяют пропорционально;
  • ведение бухучёта;
  • книга учёта доходов и расходов. Особенно требование важно для тех, кто использует упрощёнку.

Нужно опираться на Налоговый кодекс, в частности, его ст. 249, 250 и 251. В расчёт пропорции включают и доходы, которые называются внереализационными. Не учитываются только траты, которые не увеличивают налоговую базу по соответствующим видам начислений.

По мере оплаты определяют доходы от деятельности на ЕНВД. Бухгалтер при расчёте должен исключить любые операции, оставшиеся ещё неоплаченными.

Разрешают уменьшить сумму ЕНВД, начисленную на квартал:

  • на сумму взносов по страхованию, которые уплачены фактически;
  • по договорам личного добровольного страхования у сотрудников. Они заключаются на случай временной потери трудоспособности, определять точные выплаты нужно индивидуально;
  • выплаченные больничные пособия за счёт средств организации. Идентификационный номер указывают отдельно.

Важно! Общая сумма вычета не может превышать 50 % от суммы налога, который уже был уплачен.

Доходы и расходы распределяются пропорционально, чтобы было легче рассчитать сами взносы и налоги, требующие перечисления в бюджет.

Налоги на имущество

Налоги при ЕНВД уплачиваются с объектов недвижимости, для которых база — кадастровая стоимость. Расчёты, перечисления проводятся в целом по организации. Но раздельный учёт может понадобиться, чтобы правильно зафиксировать всю информацию.

Главное, правильно определить общую сумму налога на имущество. Нужно учитывать, в каком режиме используется само имущество. Интернет-программы типа онлайн-калькулятора в этом здорово помогают.

При разных системах налогообложения доход предпринимателя считается по-разному, и это нужно учесть. Главное, правильно оформлять документы, где фиксируются траты и уровень текущей прибыли. Часто случается так, что декларация — единственный подходящий вариант для решения вопроса. По-другому ни налоговая, ни другие участники рынка получить информацию не могут.

Справка о доходах ИП

Как ИП получить справку о доходах

Для получения кредита в банке, постановки на учёт в центр занятости, назначения различных пособий и в некоторых других случаях гражданин должен подтвердить свой доход. Если он трудится в компании, то может взять в бухгалтерии справку. А вот индивидуальному предпринимателю с этим немного сложнее. Давайте разберёмся, как оформляется справка о доходах ИП, и когда она нужна. А также подробно рассмотрим, какими документами она заменяется.

О форме справки

Для работающих граждан существует специальная справка о доходах и суммах налога физлица, которую оформляет бухгалтер. Но ИП выписать себе такую справку по утверждённой форме не может. Хорошо, если предприниматель параллельно работает по найму – ему поможет работодатель. Но где взять справку о доходах ИП, если он занимается только бизнесом? Вопрос решается несложно: предприниматель может выписать её сам.

Справку нужно оформить на фирменном бланке предпринимателя. Если же его нет, в шапке следует перечислить основную информацию об ИП. Это ИНН, ОГРНИП, адрес, контактный телефон, email.

Текст такой справки может быть произвольным, однако надо указать определённые сведения, а именно:

  • наименование документа и дата его подписания;
  • фамилия, имя, отчество предпринимателя;
  • величина дохода предпринимателя – во избежание ошибок её лучше написать цифрами и прописью;
  • должность и ФИО лиц, которые подписывают справку. Это обычно сам предприниматель, но при наличии бухгалтера можно вписать ещё и его.

Доходы подтверждаются за тот период, за который справка требуется в месте предъявления. Его следует включить в название документа. То есть он может называться, например, «Справка о доходах ИП за 2022 год». Содержание документа и его форма могут быть свободными. Главное, чтобы из текста явно была понятна сумма дохода и период.

Правильным решением будет сделать справку о доходах тогда, когда она нужна. Это особенно актуально, если нужно подтвердить доход с начала текущего года.

Как ИП подтвердить свои доходы

На самом деле, справку о доходах индивидуальному предпринимателю приходится выписывать не так часто, поскольку в большинстве случаев их можно подтвердить иначе. Как именно – это зависит от того, какую налоговую систему применяет предприниматель.

ИП на ОСНО

Предприниматель на основной налоговой системе уплачивает налог на доходы физлиц и отчитывается по декларации 3-НДФЛ. Эта форма служит подтверждением доходов ИП за предыдущий полный год.

Однако иногда нужно подтвердить доход с начала года. В этом случае поможет Книга учёта доходов и расходов (КУДиР), с которой нужно сделать копию. Удобно вести её на компьютере, а затем распечатать и подписать.

ИП на УСН

Как ИП на упрощённой налоговой системе подтверждает свой доход? Для этого подойдёт декларация по налогу при УСН, которую он представляет в ИФНС раз в год. По аналогии с ИП на ОСНО, чтобы показать доход за год, который ещё не кончился, нужно предъявить копию КУДиР.

ИП на ПСН

Покупка патента освобождает предпринимателя от всякой отчётности. Но учёт дохода он вести обязан, ведь если он превысит установленный порог, работать на патенте будет нельзя.

Учёт ведётся в Книге учёта доходов ИП на патентной системе. Копия прошлогодней книги является подтверждением дохода за прошедший год. Если же нужно подтвердить доход внутри года, делается копия текущей КУД.

ИП на НПД

Налог на профессиональный доход (НПД) – новый режим, применять который могут самозанятые лица и предприниматели без сотрудников (если они подходят под ряд условий, в частности, не нанимают работников и не торгуют).

Как ИП на этом режиме подтвердить свой доход? Всё очень просто. Все плательщики НПД регистрируются в системе «Мой налог», через которую они сообщают сведения о бизнесе в ИФНС и получают оттуда сообщения. Приложение есть для мобильных устройств и для ПК. В нём можно запросить справку о доходах, которая будет предоставлена в виде электронного документа.

Справка для соцзащиты

Такая справка требуется для назначения отдельных пособий, например, как опекуну или малоимущей семье. Сделать справку о доходах в этом случае предприниматель также может сам. Её нужно оформить за 3 предыдущих полных месяца, то есть месяц оформления исключается.

Справка о доходах для ИП самому себе для органа социальной защиты может иметь некоторые особенности оформления. В частности, территориальные отделения иногда требуют указать доход помесячно в виде таблицы, а также рассчитать среднемесячный доход. В остальном справка оформляется также, как и для других мест представления.

Подведём итоги

Мы разобрались, как индивидуальному предпринимателю самому сделать справку о своих доходах и подтвердить их иными документами.

Справка, подтверждающая доходы ИП, которую он выдаёт себе самостоятельно, оформляется в произвольной форме. Ведь утверждённого бланка этого документа не существует. Она может понадобиться, например, в органы социальной защиты. Но в большинстве случаев подтверждать доход ИП надо налоговыми декларациями и учётными регистрами. Этого требуют, например, банки, если предприниматель хочет взять кредит. Какой именно документ нужно предъявить, зависит от налоговой системы и периода, за который нужно подтвердить доход.

В заключение добавим, что получить справку о доходах ИП иногда можно в ИФНС. Это не общепринятая практика, но отдельные налоговые инспекции идут навстречу предпринимателям и выдают такие справки на основании имеющихся у них данных.

Как получить выписку из банка

Выписка банка — это реестр операций по счету за определенное время. В данном случае имеется в виду любой счет: как расчетный, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, так и личный банковский счет, оформленный на физическое лицо.

Безналичные расчеты, а также расчеты с помощью банковских карт получили большое распространение не только среди организаций, но и у частных лиц. Наличным деньгам население всё больше предпочитает карты, особенно в условиях пандемии коронавируса. Мелкий бизнес в лице самозанятых перемещается в интернет и массово получает оплату за свои услуги на карты. Поэтому важно иметь возможность получать сводную информацию по приходу и расходу, осуществленным по банковскому счету. Именно эту функцию и несет на себе выписка из банка.

О работе самозанятых с юридическими лицами узнайте из статьи.

Как выглядит выписка из банка, и как информация в ней структурирована, рассмотрим ниже.

Как выглядит банковская выписка

Вид банковской выписки по счету может различаться в зависимости от банка и порядка ее формирования. Однако в любом случае выписка банка содержит следующую информацию:

  • наименование банка и Ф.И.О. (наименование) владельца счета;
  • номер счета;
  • период, за который сформирована выписка из банка;
  • сумма на начало и конец периода;
  • общий оборот за период отдельно в части прихода и выбытия денежных средств;
  • каждая операция прихода и расхода с указанием даты, суммы и назначения платежа.

Приведем образец банковской выписки по операциям на счете физлица c 01.12.2020 по 15.12.2020:

Для юридических лиц выписка банка по расчетному счету играет более важную роль, чем для физических лиц. О правилах работы юрлиц с выпиской с банковского счета поговорим ниже, а пока расскажем, как получить выписку из банка.

Как получить выписку из банка

Так как банковская выписка — это документ банка, то и выдавать ее обязан именно он. Способы получения выписки не различаются для юридических и физических лиц.

Так как большинство граждан сейчас пользуется мобильным или интернет-банком, то самый простой способ увидеть операции по счету — заказать выписку через приложение либо в интернет-банке.

Интерфейс приложений банков разный, поэтому и путь получения выписки тоже различается. Как правило, необходимо выбрать карту, выписка по которой интересна к получению, и нажать иконку «Выписка». Иногда она скрывается в блоке «Информация». Далее необходимо выбрать период, за который вы хотите получить выписку. Это может быть и 1 день, и целый год. Обычно выписка готовится пару минут, но могут быть исключения.

Если выписку найти не удалось, то обратитесь в техподдержку банка или задайте вопрос в онлайн-помощнике.

Аналогичным образом получают выписку в интернет-банке.

Также выписку можно получить:

  • При посещении банка у операциониста — необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. Юрлицо получает выписку только через единоличный исполнительный орган или лицо, уполномоченное на это и имеющее соответствующую доверенность.
  • Через банкомат — необходимо иметь карту, которая относится к счету.

У многих банков есть услуга — получение выписки за месяц на электронную почту. Выписка формируется и отправляется владельцу счета автоматически на указанный заранее электронный адрес.

Особенности работы с выписками для юридических лиц

Как вести бухгалтерский учет на специальных банковских счетах, читайте в Корреспонденции счетов «КонсультантПлюс». Еще больше полезной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Банковская выписка по расчетному счету — важный документ для бухгалтера. Она не относится к первичным документам, таковыми являются платежные поручения. Тем не менее выписка сводит воедино все поступившие за период первичные документы по банку.

Как заполнить платежное поручение, читайте в статье.

Что значит — обработать выписку банка, какие действия должен произвести при этом бухгалтер?

Работник финансовой службы проверяет выписку банка и приложенные к ней платежные документы с соответствующей хоздеятельности периодичностью, то есть по мере осуществления операций по расчетному счету. При большом количестве платежей это делается ежедневно. Для ИП и мелкого бизнеса это можно делать реже, главное — не пропустить важные поступления денежных средств. Затем бухгалтер разносит платежи в учетную программу. После этого в программе отражены актуальные сведения о возникших или погашенных задолженностях. На основании выписки и приложений к ней формируются данные налогового и бухгалтерского учета.

Об операциях по расчетному счету в бухучете мы писали в статье.

Существуют программы, которые имеют функционал, позволяющий загружать выписки непосредственно из банка сразу в программу. И наоборот, платежки, созданные в учетной программе, могут загружаться напрямую в банк.

С обзором бухгалтерских программ для УСН вы можете познакомиться здесь.

Надо ли распечатывать выписки?

Частый вопрос: при наличии интернет-банка следует ли распечатывать выписки и хранить бумажные варианты? Однозначного ответа не существует. Но с учетом тенденции развития электронного документооборота хранение выписок банка на бумаге при условии работы в интернет-банке не представляется рациональным и необходимым действием. Тем более что банк обязан хранить информацию не менее 5 лет.

С другой стороны, если есть производственные потребности банковские выписки можно распечатывать.

Приведем образец выписки банка по расчетному счету организации. Как видим, особых различий по сравнению с выпиской по личному счету нет.

Выписка из банка по счету физлица и по расчетному счету юрлица различаются более подробным описанием назначения платежа и плательщика.

Скачайте бланк выписки банка в word в начале статьи.

Итоги

Банковская выписка дает представление о приходе и расходе денежных средств по счету за определенный промежуток времени. Если речь идет о бухгалтерии предприятия, то на основании выписок и приложений к ним — платежных документов — бухгалтер ведет налоговый и бухгалтерский учет.

Как проверить контрагента: пошаговая инструкция

Марина Крицкая

Исследование API Контур.Фокуса показывает, что 70 % компаний мониторят клиентские базы несистемно или поверхностно. И лишь оставшиеся 30 % готовы проверять контрагентов основательно, на каждом этапе жизненного цикла. Так они пытаются предотвратить коммерческие, налоговые и репутационные риски.

Компании, которые тщательно анализируют партнеров, чаще всего работают в таких сферах, как финансы, IT, логистика и транспорт, бизнес-услуги, FMCG.

Есть целый набор данных по партнерам, которые проверяют чаще всего. В основном это информация о регистрации, владельцах, сдаче отчетности. Менее 1 % компаний интересуются сообщениями, которые появляются об их контрагентах в СМИ, исполнительными производствами, сведениями о лицензиях и товарных знаках.

Как бы не хотелось бизнесу избежать монотонного анализа информации по партнерам, но она остается важной частью их деятельности. По данным совместного опроса Промсвязьбанка, «Опоры России» и Magram Market Research, около 27 % бизнесменов столкнулись с недобросовестным поведением контрагентов в 2020 году. В основном это задержка оплаты по договорам, поставка некачественной продукции, а иногда и переманивание клиентов.

Способы проверки контрагентов

Оценить риски сотрудничества с будущим партнером или изучить деловую репутацию уже существующих контрагентов можно двумя способами:

  • вручную, с помощью различных бесплатных инструментов;
  • автоматически, с помощью сервиса, который агрегирует все данные по бизнесу — достаточно лишь ввести ИНН, название, адрес или имя контрагента.

Выбор способа мониторинга зависит прежде всего от количества контрагентов, с которыми вы работаете.

При ручной проверке придется самостоятельно собирать большой объем информации. Нужно не только запрашивать документы у самих партнеров, но и пользоваться открытыми источниками, сервисами различных ведомств.

В целом ручной способ проверки контрагентов включает несколько этапов.

Шаг 1. Сбор данных о контрагенте

Убедитесь, что компания зарегистрирована и ведет деятельность. Это можно сделать разными способами.

Проверка ИНН контрагента

Удостоверьтесь в том, что ИНН — не случайный набор цифр, а реальный цифровой код, который принадлежит компании, с которой вы планируете заключить сделку.

Распознать ошибку в ИНН можно в любой программе для подготовки сведений о доходах физических лиц, введя номер в поле «ИНН работодателя». Если номер нереальный, появится сообщение об ошибке.

Одновременно установить подлинность ИНН и принадлежность его той или иной компании можно с помощью сервиса ФНС. Сведения в сервисе актуализируются ежедневно.

Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

Свежая выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП подтверждает, что контрагент на момент ее получения не снят с учета. Кроме того, по выписке можно проверить реквизиты, указанные контрагентами в договорах и иных документах.

Выписку можно запросить непосредственно у потенциального партнера или с помощью сервиса ФНС. В документе представлена информация о месте нахождения и адресе, регистрации; лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица; учете в налоговом органе; основном и дополнительных видах деятельности; лицензиях; филиалах и представительствах др.

Получайте уведомления о любых изменениях в данных ЕГРИП/ЕГРЮЛ на электронную почту

Запрос копии свидетельства о госрегистрации (или лист записи в ЕГРЮЛ)

Свидетельство о госрегистрации подтверждает, что контрагент существует как юрлицо и учтен как налогоплательщик. С 1 января 2017 года при регистрации юрлиц и ИП вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи нужного реестра — ЕРГЮЛ или ЕГРИП. Таким образом, лист записи — это документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Необязательно запрашивать копию свидетельства или листа записи непосредственно у контрагента. Можно получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде через сервис ФНС.

Проверка адреса регистрации на массовость

Массовый адрес — один из признаков фирм-однодневок. В Письме от 14.11.2017 № 03-12-13/75024 Минфин предупредил, что при наличии подтвержденной информации о недостоверности поданных сведений об адресе юрлица регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Согласно документу, факты включения информации об адресе массовой регистрации — это основание для проверки достоверности данных в ЕГРЮЛ. Таким образом, регистрируя компании на массовый адрес, юрлицо или ИП рискует получить отказ в регистрации.

Но ужесточение контроля массовых адресов касается не только новых бизнесов, но и уже действующих компаний: налоговая отправляет письма тем, кому необходимо предоставить в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе. Проигнорировать уведомление налоговиков не удастся: если адрес не подтверждается, представленные документы не соответствуют достоверности, в ЕГРЮЛ вносят запись о неверных сведениях об адресе, что может повлечь исключение организации из реестра. Заключать договоры с контрагентами, зарегистрированными по массовым адресам, тем более опасно.

Проверить «массовость» адреса можно с помощью сервиса «Прозрачный бизнес». Он сверяет вводимый пользователем адрес со списком массовых адресов и показывает, какие компании зарегистрированы по тому же адресу, что и контрагент. В ряде случаев такое «соседство», даже если речь не идет о массовой регистрации, может оказаться существенным.

Сбор дополнительной аналитики

Необходимо убедиться в добросовестности контрагента и собрать доказательства того, что была осуществлена необходимая проверка. В случае налоговых проверок и судебных разбирательств это поможет подтвердить, что выбор контрагента осуществлялся с должной осмотрительностью.

В Письме от 23.03.2017 N ЕД-5-9/547@ ФНС указала признаки отсутствия должной осмотрительности. Плохо, если у компании нет:

  • личных контактов руководства в компании-контрагенте при обсуждении условий поставок и при подписании договоров;
  • документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • сведений о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных, торговых площадей;
  • информации о способе получения сведений о контрагенте (реклама, рекомендации партнеров, официальный сайт и т.п.);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • информации о наличии у контрагента необходимой лицензии (если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности), свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • информации о других участниках рынка аналогичных товаров, работ, услуг, в том числе тех, кто предлагает более низкие цены.

Шаг 2. Проверка реальной деятельности контрагента

На этом этапе следует удостовериться в том, что контрагент исправно сдает отчетность, а далее — удостовериться в реальности бизнеса, оценить масштабы и динамику деятельности.

Анализ бухгалтерской отчетности

Один из способов оценки состояния контрагента — баланс на последнюю отчетную дату. Его можно запросить непосредственно у контрагента или получить через официальные источники. Например, на ресурсе БФО можно скачать отчет с подписью ФНС.

Баланс позволяет сделать сразу несколько важных выводов о компании:

  • Он подтверждает, что компания сдает отчетность.
  • Позволяет установить, ведет ли контрагент хозяйственную деятельность.
  • Показывает, какими средствами располагает компания. Если стоимость активов практически нулевая, долговые обязательства существенные, а уставный капитал 10 000 руб., стоит задуматься, предоставлять ли партнеру товарный кредит. Заметно низкие по сравнению с суммой предполагаемой сделки обороты компании могут свидетельствовать и о том, что скрывается часть доходов. В этом случае от сделки лучше отказаться.

На основе данных бухгалтерской отчетности легко составить финанализ, который покажет динамику деятельности компании и позволит оценить ее финансовую устойчивость.

В бухгалтерском балансе и отчете о ​финансовых результатах отражаются такие ключевые показатели, как основные средства, заемные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, чистая прибыль, выручка и т.д.

Выявление задолженностей по уплате налогов

Сведения о юрлицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, можно также получить на сайте ФНС.

Сервис ФНС выдает свежую информацию о юрлицах, не представляющих налоговую отчетность более года или имеющих задолженность, которую будет взыскивать судебный пристав-исполнитель.

Проверка сведений об обеспечительных мерах

Вовремя полученные сведения об имуществе под обременением, наложенным налоговыми органами, позволяют исключить случаи неправомерных сделок с таким имуществом.

С помощью сервиса «Реестр обеспечительных мер» можно получить данные:

  • о наложении ареста на имущество,
  • о запрете на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа,
  • об отмене/прекращении действия таких решений,
  • об имуществе, находящемся в залоге у налогового органа.
Проверка фактического местонахождения контрагента

Важно проверить фактическое место нахождения контрагента наряду с другими данными.

Такую информацию можно получить, выехав по юридическому или фактическому адресу предполагаемого партнера. Это позволит не только уточнить, где в действительности расположен офис контрагента, но и взглянуть на помещение, производственные или торговые площади, поговорить с сотрудниками и соседями по офисному зданию.

Такой визит будет особенно продуктивным, если нанести его инкогнито, под видом покупателя или потенциального партнера.

Осмотрите здания и местность по указанному юрлицу через карты Яндекса и Google

Оценка посильности условий договора для контрагента

Необходимо располагать очевидными доказательствами того, что контрагент имеет реальную возможность выполнить условия договора. Во внимание принимается, прежде всего, время, затрачиваемое на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Шаг 3. Оценка деловой репутации контрагента

Деловая репутация — широкое понятие, которое включает оценку деятельности контрагента с точки зрения его поведения на рынке, стиля взаимодействия с партнерами.

Проверка арбитражных дел

Посмотрите, в каких спорах участвовала организация. Если поставщик ранее фигурировал в незаконных схемах ухода от налогов, это может рассматриваться судом как косвенное доказательство вины налогоплательщика. Если это иски, связанные с нарушением компанией своих обязательств, и таких споров у потенциального контрагента много, то тоже есть повод задуматься о целесообразности сотрудничества.

Арбитраж позволяет установить, какими суммами оперирует компания. Это особенно важно, если у налогоплательщика нет никаких других данных о финансовом состоянии потенциального партнера.

Также можно проверить споры контрагента на «типичность». Если организация постоянно участвует в однотипных спорах, не исключено, что в заключаемых ею договорах есть ловушки, рассчитанные на клиентов, плохо ориентирующихся в тонкостях гражданского законодательства. Чтобы судить об этом наверняка, потребуется экспертиза опытного юриста.

Проверить контрагента на арбитражные дела можно в картотеке арбитражных дел. Ресурс дает информацию о судебных тяжбах и их содержании. Для получения информации придется указать участника дела (название, ИНН или ОГРН). В результате поиска система выдает список дел, в которых фигурирует контрагент, с процессуальными документами по каждому из них и данными об актуальной стадии судебного разбирательства.

Получите развернутую статистику по всем арбитражным делам контрагента

Мониторинг госконтрактов

Неоднократное заключение госконтрактов и своевременное исполнение обязательств может свидетельствовать о надежности компании. Однако чтобы делать окончательные выводы, нужно знать ситуацию в регионе.

Получить доступ к данным о госконтрактах можно на официальном сайте госзакупок.

Анализ упоминаний в прессе

Этот способ проверки контрагента предполагает мониторинг информации о компании в СМИ и интернете. Бывает, что о компании вообще нет упоминаний — и это тоже должно насторожить.

Шаг 4. Сбор информации о руководстве

Очень важно, чтобы за руководителем, подписывающим документы, не стояла сомнительная история в виде фирм-однодневок, дисквалификации. Проверить вручную полномочия человека, отсутствия его фамилии в «черных списках», достаточно просто.

Проверка руководителя на массовость и аффилированность

Как и массовость адреса регистрации, массовость руководителя может свидетельствовать о том, что потенциальный контрагент — однодневка.

Сведения о физлицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юрлиц, содержатся в сервисе «Прозрачный бизнес». Если таких юрлиц много, и часть из них уже прекратила свою деятельность — это серьезный повод задуматься о целесообразности сотрудничества.

Проверка «черного списка» на сайте ФНС

На самом деле речь идет о реестре дисквалифицированных лиц. Дисквалификация — это административное наказание, лишение физлица определенных прав, в частности, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юрлица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом.

Основанием для дисквалификации может послужить преднамеренное или фиктивное банкротство, сокрытие имущества или имущественных обязательств, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов и пр.

Проверить потенциального партнера можно в реестре дисквалифицированных лиц по наименованию юрлица и ОГРН.

Подтверждение полномочий лица, подписывающего документы

Минфин рекомендует при проверке контрагентов получать документальное подтверждение полномочий руководителя (его представителя). Если документы подписывает представитель компании, от контрагента нужно получить доверенность или иной документ, уполномочивающий человека подписывать документы от лица компании.

Также Минфин рекомендует налогоплательщикам запрашивать у руководителя компании-контрагента документы, удостоверяющие личность. Это подтвердит, что документы подписывает именно тот человек, который имеет на это полномочия. Кроме того, возможны случаи, когда контрагент зарегистрирован на утерянный или украденный паспорт. Выяснить это можно на сайте МВД.

Шаг 5. Сбор информации о сделке

У налоговиков могут возникнуть вопросы к сделке с сомнительным контрагентом. В Письме ФНС РФ от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ приводится перечень вопросов, которые налоговики могут задать об обстоятельствах и деталях подписания договора в случае проверки.

Подтверждение личных контактов при заключении сделки

Отсутствие личных контактов при заключении сделки может свидетельствовать о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность. Доказать обратное помогут собранные данные об обстоятельствах заключения договора с контрагентом: кто участвовал в переговорах, кто отпускал товар и пр.

Проверка документов по сделке

Эта процедура позволяет избежать не только претензий налоговых органов, но и возможных судебных споров.

На этапе заключения сделки рекомендуется:

  • проверить адрес, указанный в документах контрагента, в частности, в счетах;
  • удостовериться, что документы поставщика не содержат логических противоречий и соответствуют НК РФ и другим законам;
  • сопоставить подписи сотрудников на документах, чтобы исключить ситуацию, когда разные подписи ставятся от имени одного лица (такие документы лучше исключить, чтобы ИФНС не завила об их фиктивности).

Автоматическая проверка контрагентов

Проверка контрагентов вручную, в различных сервисах и реестрах, отнимает много времени. Если вы взаимодействуете с большим количеством контрагентов, то автоматическая проверка сильно облегчит задачу.

Сервис Фокус выдает важную информацию о контрагенте из 29 официальных источников в одном окне. Найти компанию или ИП можно по ИНН, адресу, названию или фамилии руководителя.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *