Как зарегистрировать ассоциацию пошаговая инструкция
Перейти к содержимому

Как зарегистрировать ассоциацию пошаговая инструкция

Как зарегистрировать ассоциацию в 2022 году

Если два лица и более хотят вести совместный бизнес, они открывают ООО или АО. Если же несколько физлиц, предпринимателей или компаний хотят объединить свои усилия для достижения общих целей, которые не носят коммерческого характера, — им нужно регистрировать ассоциацию (союз).

Основные характеристики ассоциации

Ассоциация (союз) — одна из организационно-правовых форм некоммерческих компаний. Она объединяет несколько юрлиц и/или граждан на условиях членства (корпоративная фирма).

Членство в компании может быть не только добровольным, но и принудительным (в силу закона). В качестве примера ассоциации с добровольным членством можно привести творческие объединения художников, союзы писателей. Юрлицом с обязательным членством являются различные СРО: оценщиков, аудиторов, арбитражных управляющих, строителей и т. д.

Членство в рассматриваемой форме НКО является равным. В такой организации у участников нет прав на имущество и прибыль, а, значит, нет и долей. Поэтому нет привилегированных, мажоритарных членов. Каждый участник ассоциации обладает одинаковыми правами и обязанностями. Все голоса на общем собрании имеют равный вес.

Ассоциация создается с некоммерческими целями. Например, чтобы установить правила в каком-то виде деятельности, обменяться опытом, представлять и защищать общие интересы, координировать предпринимательскую деятельность и др.

Существует ассоциация за счет имущественных взносов своих участников. Хотя она может зарабатывать и осуществлением предпринимательской деятельности, если это не противоречит целям, ради которых создавалась организация.

Зачем создавать ассоциацию

Ассоциации создаются либо в силу закона, либо в силу добровольного объединения физлиц и организаций.

НКО с обязательным участием нужны, чтобы переложить часть контрольных функций государства на плечи самих предпринимателей. Считается, что в некоторых областях деятельности представители направления лучше справятся с этой задачей.

Например, СРО строителей разрабатывают правила, касающиеся качества проведения работ, и следят за соответствием строительных компаний установленным требованиям. Если фирма, участник СРО, оказывает некачественные услуги, страдает репутация всех строительных компаний. Более того, обязанность компенсации ущерба от действий такой фирмы ложится не на государство, а на СРО.

Если один из участников строительной ассоциации делает плохо, «страдают» все строители. За счет этого и работает механизм саморегулирования: предприниматели сами заинтересованы, чтобы в их СРО попадали только достойные представители направления. А без участия в СРО строительством заниматься нельзя.

По такому же принципу в форме ассоциации регистрируются адвокатские образования (бюро, коллегии), нотариальные палаты.

Что касается ассоциаций с добровольным участием, такие НКО создают, чтобы объединить усилия в решении социальных, профессиональных или иных социально-важных задач, поделиться опытом, объединить ресурсы, реализовать совместные проекты и др.

Например, «Ассоциация развития восточного танца Бурятия» объединяет физлиц с целью популяризации восточного танца и продвижения услуг его участников. «Российский топливный союз» объединяет участников нефтяного рынка с целью выработки принципов сотрудничества на топливном рынке, представления мнения участников рынка в процедурах законотворчества и в рамках иной коммуникации с властями, участия в ценообразовании на нефтяное сырье через выражение позиции.

Что еще нужно знать об ассоциации

Основной источник заработка НКО — пожертвования и взносы участников. Также ассоциация может заниматься предпринимательской деятельностью и получать поддержку от государства в виде субсидий и грантов.

Если союз занимается коммерческой деятельностью, он должен вести раздельный бухучет по двум направлениям: открыть разные счета и проводить по ним операции отдельно по некоммерческому направлению, отдельно по предпринимательскому.

Для получения финансовой поддержки от государства ассоциация должна получить статус социально-ориентированной НКО (СОНКО). Гранты и субсидии являются строго целевыми средствами. Это значит, что:

их можно тратить только на то, на что просили (на мероприятие, на инструменты, оборудование для достижения цели организации);

нужно будет отчитаться за использование каждой «копейки» бюджетных средств.

Справка. СОНКО — это компании, которые решают социальные проблемы. Например, помогают с трудоустройством и регистрацией иностранцев, продвигают экологические инициативы, поддерживают безработных и др. Для получения статуса СОНКО ассоциация должна обратиться в профильное министерство для получения заключения, а затем подать в Минюст заявление о включении в реестр СОНКО.

Регистрация ассоциации

Ассоциации (союзы) создаются по общим правилам регистрации НКО.

Как и все юридические лица, ассоциация считается созданной, когда внесена запись в ЕГРЮЛ.

Запись в ЕГРЮЛ вносит ФНС. Но при этом все взаимодействие по поводу регистрации союза происходит с территориальным подразделением Минюста.

Предлагаем рассмотреть весь процесс регистрации ассоциации поэтапно.

Видео о регистрации Ассоциации

Этап 1. Выбор цели и подбор ОКВЭД

На первом этапе учредители ассоциации должны определиться с целями и направлениями деятельности ассоциации.

Цель не должна противоречить законам РФ и подрывать безопасность государства, угрожать обществу и людям.

Цель должна быть достаточно конкретной.

У ассоциации может быть несколько связанных между собой целей. Но возлагать на одну организацию цели из разных сфер деятельности не стоит. Скорее всего, в таком случае Минюст предложит учредителям создать две самостоятельные компании.

Если планируется деятельность ассоциации в конкретном регионе, то обычно на это указывают в ее названии. Однако, отмечая региональную принадлежность НКО, учредители ограничивают возможность получения грантов и субсидий из бюджетов других регионов.

Направления деятельности нужно соотнести с кодами справочника ОКВЭД. Они указываются в заявлении на регистрацию, при подаче налоговых деклараций, при постановке на учет во внебюджетные фонды и органы статистики.

Этап 2. Формирование учредительных документов и принятие решения о создании

Далее учредители должны оформить учредительные документы ассоциации.

Устав — базовый документ любого юрлица, в котором содержится информация о названии, местонахождении, видах и целях деятельности НКО, органах юрлица, его имуществе, правах и обязанностях членов, основах функционирования.

Учредительный договор — соглашение, заключаемое между членами организации, которое регулирует порядок создания ассоциации (кто выполняет регистрационные действия, как формируется имущество и т. п.).

Также необходимо принять решение о создании ассоциации на общем собрании. Протокол собрания членов:

выражает волю учредителей на создание ассоциации;

утверждает учредительные документы компании;

утверждает порядок формирования имущества организации;

формирует органы будущей НКО.

Этап 3. Выбор юр. адреса

У ассоциации должен быть единоличный исполнительный орган, который действует от ее имени без доверенности. Он может называться директором, руководителем, президентом, председателем и др. Именно через это лицо осуществляется любая юридически значимая коммуникация с НКО. А место, по которому можно связаться с директором, называется адресом регистрации юрлица или юридическим адресом.

Если у НКО нет юр. адреса, органы регистрации откажут во внесении записи об ассоциации в реестр юрлиц ЕГРЮЛ. Более того, органы также откажут в регистрации, если юридический адрес компании является недостоверным:

по которому располагается публичный объект;

по которому располагается объект незавершенного строительства;

используется в качестве юр. адреса без разрешения владельца помещения.

Этап 4. Сбор документов

Следующий этап — сбор и оформление документов для регистрации компании. Учредители ассоциации должны подготовить:

заявление уст. формы (Р11001);

учредительные документы в 3 экземплярах;

решение собрания членов ассоциации о создании НКО в 2 экземплярах;

документ, подтверждающий наличии юр. адреса (регистратор обычно запрашивает для подтверждения достоверности юридического адреса).

Справка. На этапе сбора документов ассоциации еще не существует. Это значит, что она не может выступать участником сделок и, к примеру, заключить договор аренды помещения. Проблему подтверждения юр. адреса в этой ситуации разрешила практика. Участники гражданского оборота выработали форму гарантийного письма — документ, подтверждающий намерение сторон заключить договор аренды в будущем.

Этап 5. Регистрация

Когда документы готовы, нужно заплатить пошлину в размере 4 000 руб. и подать документацию в Минюст одним из удобных способов:

посетить орган лично;

воспользоваться услугами представителя по нотариальной доверенности (например, регистрацию ассоциации таким способом можно делегировать юристу);

направить почтой России;

подать документы через Госуслуги (нужна ЭЦП).

В течение 14 дней Минюст рассмотрит заявление и, если с ним все в порядке, передаст на регистрацию в регистрирующую ИФНС. Далее ФНС в течение 5 рабочих дней проверит документы и внесет запись в ЕГРЮЛ. И еще 4 рабочих дня потребуется Минюсту, чтобы получить ответ от налогового органа и передать заявителю заверенные учредительные документы и лист записи из реестра юрлиц.

После внесения записи в ЕГРЮЛ ассоциация считается созданной.

В регистрации ассоциации могут отказать

Процедура регистрации ассоциации может закончиться не только положительным решением о внесении записи в ЕГРЮЛ, но и отказом органа.

Причин для отказа в услуге много:

проблемы с юридическим адресом;

некорректные формулировки в уставе;

ложные данные в документах;

наличие ошибок, помарок и опечаток;

неправильно заполненное заявление;

проблемы с наименованием;

несформированные органы управления и др.

Важно! Чтобы не получить отказ в регистрации ассоциации и создать некоммерческую организацию в кратчайшие сроки, воспользуйтесь опытом и знаниями экспертов «Консалт-групп». Наши юристы более 10 лет оказывают услуги в корпоративной сфере, досконально знают все требования регистрирующих органов. При сотрудничестве с компанией «Консалт-групп» вероятность отказа практически сводится к нулю.

Как зарегистрировать ассоциацию (союз) — подробная пошаговая инструкция — 2021

Вся информация в данной пошаговой инструкции основана на моем личном опыте создания ассоциаций и союзов в России для своих клиентов.

Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для регистрации ассоциации либо союза в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам.

Для удобства ниже указал краткое содержание. Вы можете сразу перейти в нужный раздел.

Что такое ассоциация (союз) простыми словами

Легальное определение ассоциации (союза) содержится в статье 123.8 Гражданского кодекса РФ.

«Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей».

Если простыми словами, ассоциация (союз) представляет собой юридическое лицо (одну из форм некоммерческих организаций), созданное для объединения граждан и организаций для решения какой-либо общей для них проблемы, совместного отстаивания общих интересов, координации деятельности либо обмена опытом.

Для чего создают и чем занимаются ассоциации (союзы)

Как правило, ассоциация (союз) является объединением представителей какой-либо профессиональной области. Например, «Ассоциация организаций свадебной отрасли», «Союз художников Урала» или «Ассоциация производителей протеинов». Но, это не обязательно.

По сути, ассоциацию (союз) могут создать любые лица для достижения любой цели, если она общественно-полезна и имеет некоммерческий характер (т.е. напрямую не связана с извлечением прибыли). Необходимо лишь пройти процедуру государственной регистрации.

Это напрямую следует из юридического определения ассоциации (союза):

«… для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей» (статья 123.8 Гражданского кодекса РФ).

Так, как-то раз в своей практике столкнулся с регистрацией «Союза суррогатных матерей». Союз создавался для помощи суррогатным матерям, распространения информации о суррогатном материнстве, содействия решению проблем в этой области.

Суррогатное материнство сложно назвать видом профессиональной деятельности. Скорее это социальная роль, которую избрало для себя часть женщин. Тем не менее, Минюст РФ разрешил нам регистрироваться в этой области.

Часто потребность в объединении либо во вступлении в ассоциацию (союз) диктуется законом. Это актуально в тех сферах общественной жизни, где законодательство обязывает лиц быть членами каких-либо аккредитованных саморегулируемых организаций (СРО) в качестве условия для допуска к выполнению особо сложных, опасных или ответственных работ.

  • СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • СРО в области архитектурно-строительного проектирования;
  • СРО в области инженерных изысканий;
  • СРО арбитражных управляющих;
  • СРО оценщиков;
  • СРО аудиторов;
  • СРО управляющих компаний;
  • СРО коллекторов;
  • СРО в сфере кадастровой деятельности.

Без членства в одном из таких профильных СРО индивидуальные предприниматели и юридические лица просто не смогут законно вести профессиональную деятельность в соответствующий отрасли, например, выполнять кадастровые работы.

Подобные саморегулируемые организации как раз и создаются на базе такой организационно-правовой формы юридических лиц, как «ассоциация (союз)».

«В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения» (абзац 2 пункт 1 статья 123.8 Гражданского кодекса РФ).

Плюсы и минусы ассоциаций (союзов)

Ассоциации (союзы) имеют множество преимуществ:

1. Поскольку ассоциация (союз) является некоммерческой организаций, она может наравне с другими формами НКО (АНО, учреждением, общественной организацией, фондом и др.) пользоваться мерами государственной поддержки: получать гранты на реализацию общественно значимых проектов, пожертвования, получать в аренду или безвозмездное пользование без торгов государственное (муниципальное) имущество.

В том числе, ассоциация (союз) может претендовать на получение «Президентских грантов» (если она соответствует всем необходимым критериям, и её проект победит в конкурсе).

2. Ассоциация (союз) является единственной корпоративной некоммерческой организацией, учредителями и членами которых могут являться как физические, так и любые юридические лица, в том числе коммерческие.

Это выгодно отличает ассоциации (союзы) от общественных организаций, в которых членами могут быть только физические лица либо иные общественные объединения.

3. В ассоциациях (союзах) может быть относительно простая и привычная для предпринимателей система органов управления: высшим органом управления всегда выступает общее собрание членов, которое назначает руководителя ассоциации (союза) и ревизора. При желании можно создать дополнительно коллегиальный исполнительный органа (правление), а также комитеты и советы по направлениям деятельности. Система управления очень похожа на применяемую в ООО.

4. Для создания ассоциации (союза) достаточно всего 2-х лиц. Кроме того, состав членов ассоциации и союза легко менять: принять новых членов и исключать тех, кто не участвует в деятельности, не платит членские взносы, препятствует уставной деятельности. Учет членов ведёт сама организация, а не государственный орган.

5. Деятельность ассоциаций и союзов территориально не ограничена. Можно работать даже за рубежом, если только сами учредители не зафиксируют в уставе ограничения по территории деятельности. Это еще одно весомое преимущество ассоциаций (союзов) перед общественными объединениями, деятельность которых, как правило, юридически ограничена регионом регистрации.

6. Ассоциация (союз) обладает легальным правом собирать взносы со своих членов в качестве основного источника финансирования своей деятельности. Взносы могут быть вступительными, членскими, целевыми, а также других видов. При этом, взносы не отменяют других способов пополнения средств.

7. Несмотря на то, что ассоциация (союз) является некоммерческой организаций, она имеет право оказывать платные услуги (например, консультационные услуги, соответствующие целям и области деятельности ассоциации), а также проводить публичные мероприятия, сдавать в аренду принадлежащее ей имущество, использовать другие способы пополнения средств.

Т.е. по сути, ассоциации (союзы) могут вести коммерческую деятельность, хоть и в усеченном виде при соблюдении множества условий.

На практике деятельность многих ассоциаций строится как раз на организации различных профессиональных форумов, семинаров и круглых столов. Это позволяет привлечь внимание общественности к её деятельности и служит рекламой для пополнения своих рядов.

Для этой цели ассоциации привлекают экспертов в своей области, разрабатывают стандарты деятельности, правила профессиональной этики, издают отраслевые журналы, проводят исследования.

8. Ассоциации (союзы) могут оказывать образовательные услуги, в том числе на платной основе. Поскольку ассоциации и союзы, как правило, являются профессиональными объединениями в какой-либо отрасли, в их структуре часто создают соответствующее их профилю образовательные подразделения либо центры повышения квалификации.

Например, Отдел обучения и сертификации при Уральской палате надвижимости (УПН) (с точки зрения организационно-правовой формы она является ассоциацией), в котором учатся и повышают квалификацию специалисты в сфере недвижимости.

Минусы ассоциации (союза):

1. Ассоциация (союз), как правило, является жестко специализированной организацией. Нельзя создать ассоциацию (союз), которая смогла бы вести деятельность сразу во множестве областей. Все виды деятельности ассоциации (союза) необходимо подробно расписывать в уставе. Если чего-то не будет хватать либо фокус деятельности измениться – придется вносить изменения.

Вся деятельность организации должна строиться вокруг заявленных уставных целей. Всё, что за рамками характера деятельности и целей – запрещено. Правда, это свойственно всем НКО, а не только ассоциациям и союзам.

2. Ассоциации и союзы относительно редко регистрируются. Практика по многим спорным вопросам подготовки регистрационных документов не устоялась. Особенно много проблем возникает с проработкой устава и с подбором подходящего наименования. Из-за этого их создание превращается в головную боль для многих юристов, кто ранее ни с чем подобным не сталкивался.

При регистрации ассоциации и союза в порядке вещей получить отказ Минюста при первой подаче документов. Нередко требования к документам сильно различаются в зависимости от региона регистрации.

3. Законодательство требует прописывать в уставе ассоциаций и союзов положения о субсидиарной (дополнительной) ответственности своих членов. Правда, размер данной ответственности можно определять на свое усмотрение. Как правило, его ограничивают размером вступительного взноса либо твердой денежной суммой.

Отличие ассоциации от союза

«Ассоциации» и «Союзы», как отдельные разновидности юридических лиц, ничем не отличаются друг от друга. Законодательство использует данные термины как синонимы, т.е. они определяют одну и ту же организационно-правовую форму юридических лиц. Так что, можете выбрать тот вид, который больше нравится на слух при выборе наименования организации.

В интернете ходят слухи, что «Союз» представляет собой объединение субъектов какой-либо отрасли по территории (Союз художников Урала), а «Ассоциация» является объединением по критерию области профессиональной деятельности (Ассоциация организаций свадебной индустрии).

Это спорное деление. Если подобное когда то и было, то теперь все перемешалось. Т.к. законодательство не устанавливает никаких специальных требований к субъектному составу и территории деятельности отдельно для ассоциаций и союзов. Таким образом, отличаются они только наименованием.

Отличие ассоциации от некоммерческого партнерства

До недавнего времени законодательство предусматривало такую разновидность некоммерческих организаций, как «некоммерческое партнерство». Данная форма НКО по своему юридическому статусу была очень похожа на ассоциацию (союз).

Но в 2015 году организационно-правовую форму некоммерческих партнерств упразднили, а созданные до этого времени организации прировняли по юридическому статусу к ассоциациям (союзам).

В подпункте 3 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ появилось следующее указание:

«… ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты».

Таким образом, все сохранившиеся на текущий момент некоммерческие партнерства юридически считаются ассоциациями (их разновидностью).

Отличие ассоциации от общественной организации

Общественные организации – родственники ассоциаций (союзов). И тот и другой вид юридических лиц относится к корпоративным некоммерческим организациям (т.е. основанным на членстве).

Общественные организации и ассоциации – порождения двух разных концепций кооперации лиц в некоммерческой сфере: социалистической и капиталистической.

Общественная организация – по большей части советское изобретение. Распространения они получили в государствах бывшего советского блока. Для них свойственен масштаб деятельности, централизованность, многоуровневость управления, создание большого количества отделений на местах. Нередко общественные организации и движения местного значения объединяются в региональные, а те в свою очередь в одну «всероссийскую» организацию, для управления которой организации первичных уровней направляют своих делегатов.

Классическими разновидностями общественных организаций являются политические партии и профсоюзы. Однако общественные организации могут создаваться в областях, далеких от политики и защиты прав работников. Объединиться в общественную организацию можно под совершенно любой некоммерческой целью, если она не противоречит правопорядку и безопасности государства.

Для этого даже не обязательно регистрировать юридическое лицо. Собрали соратников, провели учредительное собрание, утвердили название и устав – вот вам и общественная организация. При желании её можно зарегистрировать: после этого организация сможет открыть счет в банке, владеть имуществом, собирать членские взносы, т.е. вести деятельность как любое юридическое лицо.

Ассоциация же, как форма юридических лиц, пришла к нам с запада, где их создают и используют примерно с теми же целями, как у нас общественные организации. Однако они, как правило, обладают большей самостоятельностью, меньшей централизацией, и им не свойственна многоуровневая система управления. Хотя и это возможно – ничего не запрещает ассоциации стать членом другой ассоциации.

В западных капиталистических государствах не получили большого распространения массивные некоммерческие объединения по примеру наших всероссийских общественных организаций, открывающих повсюду свои отделения и монополизирующих всю общественную деятельность в какой-либо области. Но зато у них больше разнообразных НКО, они независимы друг от друга и активно конкурируют за внимание общества и пожертвования.

Примеры: Национальная стрелковая ассоциация США, Американская ассоциация избирательного права женщин.

В Российской правовой системе ассоциации и союзы в последние несколько лет также получили большое распространение, во многом благодаря тому, что они лишены многих недостатков общественных организаций и при этом могут вести примерно ту же деятельность.

Так, для открытия ассоциации (союза) достаточно двух учредителей (а не трех, как в общественной организации), и ими могут быть как физические, так и юридические лица (в общественной организации — только физические лица и другие общественные объединения).

У ассоциаций нет ограничений по территории деятельности, а у общественных организаций есть. Чтобы общественной организации вести деятельность в другом регионе, нужно открыть там свое отделение.

В ассоциации (союзе) можно не создавать постоянно действующий коллегиальный орган. Таким образом, в ассоциации нужно предусмотреть минимум 3 органа управления (в общественной организации – 4).

Из минусов ассоциации: они больше специализированы на объединении по профессиональному признаку (Союз русских писателей, Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций). Общественные организации в этом плане универсальнее — входить в их состав могут даже несовершеннолетние. Кроме того, ассоциации малоприменимы в области спорта — статус спортивной федерации по российскому законодательству может получить только общественная организация.

Сколько нужно учредителей для регистрации ассоциации (союза)

Для создания ассоциации (союза) достаточно минимум двух учредителей. Можно больше.

Учредителями ассоциации (союза) могут быть как физические, так и юридические лица, при этом любых организационно-правовых форм. После регистрации ассоциации (союза) её учредители автоматически становятся её членами и формируют собой высший орган управления организации.

Все учредители и члены ассоциации (союза) равны в правах. Закон не допускает привилегированного членства, например для учредителей ассоциации. Это означает, что вновь принятые в ассоциацию либо союз члены будут иметь такой же объем прав и обязанностей, как и их первоначальные члены (учредители).

Иностранные физические и юридические лица также могут выступить учредителями ассоциаций (союзов), а также быть их членами.

Как принимать и исключать членов из ассоциации (союза)

Ассоциации (союзы) самостоятельно ведут учет своих членов. Данные об учредителях и членах ассоциации (союза) в ЕГРЮЛ не заносятся. Таким образом, информация о том, сколько в ассоциации (союзе) действительных членов и кто они такие, является закрытой для посторонних лиц. Исключением является ситуация, когда сама ассоциация раскрывает эти денные, например, на своем сайте. Но делать это не обязательно.

Как вступить в ассоциацию (союз).

Чтобы стать членом ассоциации (союза) необходимо подготовить и направить её уполномоченному органу заявление о вступлении. Поданное заявление от претендента на вступление подлежит утверждению органом управления ассоциации (союза), уполномоченным принимать решение о принятии новых членов. Как правило, таким органом назначается общее собрание членов либо правление организации. Если в ассоциации (союзе) предусмотрен вступительный взнос, претендент на вступление должен его оплатить.

С момента принятия решения о приёме в ассоциацию (союз) и уплаты вступительного взноса претендент на вступление юридически приобретает статус члена ассоциации (союза). После этого останется только выполнить формальности, связанные с оформлением членства: подготовить и выдать документ о членстве, внести информацию о новом члене в журнал.

Это общий порядок, который по желанию можно изменить, поскольку законодательство не устанавливает каких-то обязательных процедур.

Как выйти из ассоциации (союза).

Любой член ассоциации (кроме единственного оставшегося) может по своему желанию выйти из ассоциации (союза), направив соответствующее заявление её уполномоченному органу. Выход происходит в момент получения данным органом ассоциации (союза) такого заявления.

Исключение членов из состава ассоциации (союза).

В уставе ассоциации (союза) можно предусмотреть ситуации принудительного исключения действующих членов, которые, например, не платят членские взносы, не посещают заседания общего собрания, допускают иные нарушения. Рассматривает вопрос о принудительном исключении из ассоциации (союза), как правило, тот же орган управления, который принимает решения о принятии новых членов.

Какие в ассоциации (союзе) должны быть органы управления

Поскольку ассоциация (союз) – корпоративная некоммерческая организация, её высший орган управления — общее собрание членов — формируется автоматически из действующих членов.

Общее собрание членов (а на этапе создания ассоциации – её учредители) избирает:

  • руководителя ассоциации (союза), т.е. её единоличный исполнительный орган (Президента, Директора, Председателя) и
  • ревизора (ревизионную комиссию) – контролирующий орган.

В ассоциации (союзе) также могут быть предусмотрены иные органы, информация о которых должна содержаться в уставе организации. Например, правление в качестве коллегиального исполнительного органа, наблюдательные советы, комитеты и комиссии (комиссия по этике).

Все органы управления, как правило, формируются из членов ассоциации (союза).

Как финансировать деятельность ассоциации (союза). Вступительные и членские взносы

Основным источником финансирования деятельности ассоциации (союза), как правило, является членские взносы, которые могут подразделяться на:

  • единовременные (вступительный взнос, целевые взносы, дополнительные имущественные взносы)
  • и регулярные (ежемесячные, ежеквартальные либо ежегодные).

Помимо членских взносов, ассоциации и союзы имеют право:

  • оказывать платные услуги, в том числе проводить платные публичные мероприятия (об этом ниже)
  • получать пожертвования либо целевые взносы от любых иных лиц на ведение своей уставной деятельности (сюда же можно отнести получение грантов)
  • получать платежи за сдачу своего имущества в аренду (помещений, оборудования, транспортных средств)
  • получать доходы по акциям, облигациям, а также дивиденды за участие в коммерческих организациях

Может ли ассоциация (союз) заниматься предпринимательской деятельностью

Хотя ассоциация (союз) официально и входит в группу некоммерческих организаций, фактически она может оказывать платные услуги и осуществлять иную приносящую доход деятельность. Например, оказывать консультационные и образовательные услуги, издавать журналы и книги по своему профилю, проводить выставки, семинары и прочие мероприятия.

Правда, с ограничениями.

Вся приносящая доход деятельность должна осуществляться в рамках той сферы деятельности, в которой работает ассоциация (союз).

Полученный доход нельзя распределять между членами ассоциации (союза). Но можно потратить на обеспечение и развитие её деятельности. Например, на выплату заработной платы персоналу ассоциации (союза), в том числе её руководителю и бухгалтеру, на оплату услуг иных лиц, а также на приобретение либо аренду имущества.

Нужен ли в ассоциации (союзе) уставный капитал

Уставный капитал в ассоциациях (союзах) не формируется, как и во всех иных некоммерческих организациях.

Однако пункт Пункт 5 статьи 50 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующее требование:

«Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2 Гражданского кодекса РФ)».

Как известно, минимальный размер уставного капитала ООО составляет 10 000 рублей.

С учетом того, что большинство ассоциаций (союзов) создается, в том числе для оказания платных услуг, отразить в документах формирование этого имущества все таки стоит. Т.е. по сути в ассоциации (союзе) формируется аналог уставного капитала.

Регистрировать ассоциацию (союз) самостоятельно или нанять юриста

При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда, в случае с регистрацией ассоциации (если делать это в первый раз) на это точно уйдет много сил и времени.

К сожалению, скачать из интернета шаблоны документов и быстро их заполнить не получится. Все документы на открытие ассоциации либо союза нужно составлять очень вдумчиво, осмысленно и под конкретную ситуацию. Иначе их придется переделывать снова и снова после очередного отказа Минюста.

Даже у профессионалов регистрации ассоциаций и союзов проходят не всегда с первого раза. К замечаниям и отказам нужно быть морально готовым. Документы не будут проверять разве, что под микроскопом, при этом на 3 раза:

  1. Сначала документы проверит штатный эксперт отдела регистрации НКО при Минюсте
  2. Если у него не возникнет замечаний, что бывает редко, документы перепроверит еще раз его руководитель (начальник отдела регистрации НКО)
  3. Если и у руководителя не будет замечаний, документы отправят в налоговую, где их еще раз проверят.

Специалистам Минюста может не понравится что угодно в представленных документах. И не всегда обоснование замечаний будет адекватным с точки зрения действующего законодательства.

Учредители даже не догадываются до какого порой формализма доходят такие проверки.

Из моей практики (1). Специалист Минюста г. Санкт-Петербурга в 2020 г. попросил отозвать документы на переделку по ассоциации из-за того, что в протоколе её наименование было подчеркнуто, а в уставе – то же самое наименование – не подчеркнуто. В Минюсте это восприняли как несовпадение данных о наименовании ассоциации в представленных документах. Не считая этого случая, я ни разу не встречал, чтобы «подчеркнутость» наименования юридического лица в каких-либо документах имела бы хоть какое-то значение.

Из моей практики (2). Другой случай при регистрации союза в Минюсте Ленинградской области: специалисту не понравилось, что устав союза был представлен в электронном виде не в виде скана с бумажного распечатанного документа, а в виде скана, сформированного через виртуальный принтер напрямую с текстового электронного документа. По содержанию – это абсолютно одинаковые документы. Но минюсту потребовался «скан» буквально (т.е. чтобы сначала распечатали и потом отсканировали все листочки) со всеми кривыми строчками, размытостью текста и иными графическими дефектами, возникающими при сканировании. К счастью, в минюстах других регионов не встречал такого абсурда.

Я уже не говорю про опечатки, пропущенные знаки препинания, ошибки в нумерации пунктов, премудрости написания целей и предмета деятельности в уставе, да и просто юридические ошибки. Все это потенциальные основания для отказа в регистрации ассоциации (союза).

Еще хуже то, что специалисты Минюста могут совершенно по-разному понимать одни и те же положения законодательства. Либо додумывать требования к документам там, где имеют место пробелы в правовом регулировании.

В итоге в порядке вещей – получить разные замечания по одним и тем же пунктам документов, в зависимости от того, к кому из экспертов Минюста они попадут на проверку. Нередко их требования вообще противоречат друг другу.

С профессионалом Вы однозначно быстрее зарегистрируете ассоциацию (союз), при этом без расходов на пошлины и нотариуса, поскольку юристы, как правило, отправляют документы на регистрацию в Минюст электронно по ЭЦП (пошлина не уплачивается при электронной подаче, а ЭЦП заменяет нотариальное заверение подписи в заявлении).

Процедура регистрации ассоциации (союза) – это совсем не то же самое, что открытие ООО в налоговой. Чтобы грамотно составить документы и оперативно зарегистрировать ассоциацию или союз, нужно не только знать законодательство о юридических лицах и НКО – нужно думать как работник Минюста, проверяющий документы.

Потому, даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к проработке документов, особенно устава. Они должны быть идеально проработаны с точки зрения законодательства.

Помните: ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО.

Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для регистрации ассоциации (союза) в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам.

Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию ассоциации (союза) вы можете почитать в моих статьях:

Теперь перейдем непосредственно к созданию ассоциации (союза).

Регистрация ассоциации (союза) — ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Шаг 1: Как определить цель и предмет деятельности ассоциации (союза)

Предположим, Вы твердо определились создать ассоциацию либо союз. С чего следует начать?

С ключевого и самого ответственного этапа регистрации — определения того, чем ассоциация (союз) будет заниматься. Это фундамент всей дальнейшей регистрации. На этом этапе я рекомендую максимально подробно проработать следующие вопросы:

1) В какой сфере ассоциация либо союз будет вести деятельность и кого объединять.

На юридическом языке это называется определение «характера деятельности» ассоциации (союза). Характер деятельности должен быть обязательно раскрыт в полном наименовании ассоциации (об этом ниже).

2) Чем ассоциация (союз) будет заниматься и какие мероприятия проводить в рамках сформулированного характера деятельности. На этом этапе идет непосредственно проработка раздела о целях и предмете деятельности ассоциации (союза) для устава – самый сложный этап подготовки документов.

Следует иметь ввиду, что ассоциация (союз) может вести только ту деятельность, которая прямо указана в её уставе. Потому цели и виды деятельности нужно расписывать максимально подробно и конкретно.

Чтобы сформулировать цель создания ассоциации (союза) как минимум необходимо указать чьи интересы и в какой сфере она будет представлять и защищать.

Пример цели создания ассоциация:

«Представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов членов Ассоциации в области строительной экспертизы»

Пример цели создания союза:

«Представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов членов Союза в области изобразительного искусства»

Чтобы сформулировать предмет деятельности ассоциации (союза) следует максимально подробно расписать все виды деятельности и мероприятия, которые она будет осуществлять.

Отдельным списком нужно расписать приносящие доход виды деятельности, если организация будет в последующем оказывать какие-либо платные услуги.

Характер деятельности (указанный в наименовании ассоциации либо союза), цели создания, виды деятельности необходимо сформулировать так, чтобы они соотносились друг с другом: виды деятельности логически не должны выходить за рамки целей создания ассоциации, а цели создания, в свою очередь, должны полностью охватываться сформулированным в наименовании «характером деятельности».

Более подробно о том, как сформулировать цели и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации описал в этой статье.

Шаг 2: Как придумать название ассоциации (союза)

Когда с характером деятельности, целями и предметом деятельности ассоциации (союза) будет определенность, можно переходить к следующему этапу – подбору уникального названия, которое будет отличать ассоциацию (союз) от конкурентов.

Наименования могут быть нескольких видов.

  • полное наименование ассоциации (союза) на русском языке – должно быть обязательно
  • сокращенное наименование ассоциации (союза) на русском языке – используется по желанию
  • полное наименование ассоциации (союза) на иностранном языке – используется по желанию
  • сокращенное наименование ассоциации (союза) на иностранном языке – используется по желанию

Во всех ассоциациях и союзах без исключения должно быть полное наименование на русском языке.

Полное наименование обязательно должно включать в себя слова «Ассоциация» либо «Союз» (смотря что вы регистрируете), а также раскрывать «характер деятельности» организации, т.е. содержать короткое описание, в какой сфере ассоциация либо союз ведут деятельность.

С формулировкой характера деятельности нужно быть аккуратнее, т.к. оно логически «связывает» ассоциацию (союз) по целям и видам деятельности. Потому желательно формулировать его широко. Но при этом так, чтобы оно не вводила никого в заблуждение относительно деятельности организации.

Например, если назвать ассоциацию:

Национальная ассоциация организаций товароведческой экспертизы

— быть учредителями и членами такой организации смогут только юридические лица, занимающиеся товароведческой экспертизой. Если учредителями выступят физические лица, скорее всего будет отказ в регистрации.

Если назвать организацию:

Ассоциация практикующих психологов

– её учредителями и членами смогут быть только физические лица, но не организации.

Также в полное наименование можно добавить какое-либо закавыченное уникальное обозначение, чтобы выделить ассоциацию (союз) среди конкурентов.

Примеры наименований:

  • Ассоциация субъектов строительной экспертизы «Синергия»
  • Национальная ассоциация производителей мебели
  • Международная ассоциация свадебной индустрии

Законодательство предъявляет еще много разных требований к полному наименованию ассоциации (союза).

Например, нельзя использовать слово «Россия» и производные от него (РФ, российский, русский и тд.).

Если используются иностранные слова в русской транскрипции, следом должен быть их перевод на русский язык.

Имена граждан и названия других организаций можно использовать, приложив к пакету документов согласия их правообладателей.

Есть и другие особенности. Более подробно про требования к наименованию некоммерческих организаций и распространенные ошибки можно посмотреть в этой статье.

Обращаю внимание: полное и сокращенное наименование организации предусмотрено законодательством прежде всего для использования в юридической документации. В других областях можно использовать и иные средства индивидуализации, в том числе товарные знаки, логотипы, эмблемы. Текст в них не обязательно должен совпадать с официальным наименованием. Потому нет смысла расстраиваться, если понравившееся название уже занято либо его нельзя использовать. Просто укажите другое наименование с учетом всех юридических требований и используйте его только в официальной документации. А в рекламе, на вывесках, табличках и при проведении мероприятий – т.е. при взаимодействии со своей аудиторией – используйте другие обозначения, само с собой, с соблюдением авторских прав, ничего ни у кого не копируя.

Шаг 3: Как подобрать юридический адрес для создания ассоциации (союза)

При подборе юридического адреса ассоциации (союза) применяются те же правила, что и для ООО либо другого юридического лица. Я заметил только одну особенность — адрес при регистрации ассоциации (союза) не проверяют так же жестко, как при создании коммерческой организации. На заявленный в регистрационных документах адрес с проверкой налоговые инспекторы, как правило, не выезжают. Но, могут быть исключения.

Зарегистрировать ассоциацию либо союз можно:

  • в офисе;
  • в производственном помещении;
  • либо в жилом помещении (квартире, жилом доме), но при условии, что там прописан по месту жительства кто-нибудь из учредителей или директор ассоциации (союза), либо один из них является собственником данного помещения.

Помещение, используемое для юридического адреса, может быть в собственности учредителей или директора ассоциации (союза) либо может использоваться с письменного разрешения собственника. Такое письменное разрешение следует приложить к документам на регистрацию вместе с копией какого-либо правоустанавливающего документа (выпиской ЕГРН, свидетельством). Эти документы не являются обязательными по закону, но они серьёзно упростят проверку правомерности использования адреса налоговым инспектором.

Шаг 4: Как подобрать коды ОКВЭД для регистрации ассоциации (союза)

При создании ассоциации (союза) необходимо обязательно указать в форме заявления (р11001) коды видов деятельности (коды ОКВЭД), взятые из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2).

Из всех кодов ОКВЭД один должен быть определен, как основной. Все остальные являются дополнительными. Это общие требования для регистрации всех юридических лиц.

При регистрации ассоциации либо союза основным кодом ОКВЭД, как правило, ставят:

94.12 Деятельность профессиональных членских организаций

Этот код включает:

  • деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены на конкретной отрасли знаний или отрасли профессиональной практической деятельности или технической области, например ассоциации медиков, юристов, бухгалтеров, технических работников, архитекторов и т.д.;
  • деятельность ассоциаций специалистов, занятых в научной, образовательной или культурной сфере, например ассоциации писателей, живописцев, исполнителей различных видов искусств, журналистов и т.д.;
  • деятельность по распространению информации, установлению критериев оценки практической деятельности и контролю за их соблюдением, представительство в государственных учреждениях и связи с общественностью
  • деятельность научных обществ.

В качестве дополнительных кодов ОКВЭД по ассоциации (союзу), чаще всего указывают:

82.30 Деятельность по организации конференций и выставок

70.21 Деятельность в сфере связей с общественностью

73.20 Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения

58.11.1 Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде

63.99.1 Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг

Это те виды деятельности, которые больше всего свойственны ассоциации (союзу). Однако в зависимости от ситуации коды ОКВЭД могут различаться. Во всех случаях они подбираются индивидуально под конкретные цели создания.

Что еще нужно учитывать при подборе кодов ОКВЭД.

1) Нужно помнить, что коды ОКВЭД – это коды ЭКОНОМИЧЕСКОЙ деятельности, при этом типовой. В свою очередь ассоциации и союзы регистрируется, прежде всего, для осуществления некоммерческой деятельности, вариаций которой может быть бесконечное количество.

Поскольку у нас нет отдельного классификатора некоммерческой деятельности, а в заявлении указывать что-то нужно, приходится работать с тем, что есть. Потому совершенно нормально, что Вы не сможете отыскать в классификаторе кодов ОКВЭД тот либо иной вид деятельности.

Не нужно перечислять коды ОКВЭД в уставе. Предмет деятельности и коды ОКВЭД – это разные вещи! Они могут (и должны) различаться. Главное, чтобы они были подобраны в единой канве и не противоречили друг другу.

2) Не гонитесь за количеством кодов ОКВЭД. Подавляющая часть кодов из классификатора вообще не совместима с правовым статусом ассоциации (союза). Если вы нечаянно укажите один из них — получите отказ в регистрации.

Например, не рекомендую указывать коды, связанные с торговлей, строительством и промышленным производством. По моему опыту, Минюст их не пропускает.

3) Если берете коды из раздела об образовании (группа 85) или медицины (группа 86), или из иного лицензируемого направления деятельности, будьте готовы учесть требования этой отрасли законодательства к создаваемой ассоциации (союзу) и соответствующим образом проработать документы для регистрации.

Особенно это относится к образовательной деятельности. Закон об образовании предъявляет массу требований к уставу образовательной организации, ее наименованию, органам управления, видам деятельности. Если в уставе будет упомянуты образовательные услуги, либо в заявлении на регистрацию ассоциация будут указаны коды ОКВЭД из группы 85 (например, код 85.42 — Образование профессиональное дополнительное), Минюст автоматически будет расценивать ассоциацию (союз) в качестве образовательной организации либо организации, осуществляющей обучение, и применит к ней требования законодательства об образовании.

Таким образом, хорошо подумайте, какие коды ОКВЭД использовать, какой указать в качестве основного. Дополнительные коды стоит указывать, только, если организация действительно будете заниматься этими видами деятельности, и они будет раскрыты в уставе (в разделе о целях создания и предмете деятельности ассоциация).

Шаг 5: Какие документы необходимы для регистрации ассоциации (союза)

Чтобы зарегистрировать ассоциацию либо союз в Минюсте потребуется подготовить следующие документы:

  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001).
  • Протокол о создании ассоциации либо союза. В протоколе должны быть зафиксированы решения учредителей ассоциации (союза) по вопросам о её создании, утверждении устава, адреса, формирования органов управления. В зависимости от ситуации должны быть раскрыты и иные вопросы.
  • Устав ассоциация либо союза. В нем обязательно должна быть раскрыта информация о целях и предмете деятельности организации, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из неё, сведения о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после её ликвидации, о порядке ознакомления членов с документами ассоциации (союза) и её уставной деятельностью, а также еще ряд вопросов.

О типичных ошибках при подготовке уставе некоммерческой организации вы можете почитать в этой статье.

Также в зависимости от обстоятельств в перечень документов на регистрацию ассоциации (союза) необходимо включить:

  • документы для подтверждения правомерности использования юридического адреса ассоциации или союза (копия свидетельства о собственности на недвижимое имущество, выписка ЕГРН, гарантийное письмо, согласие собственника)
  • квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию ассоциации (союза) — 4000 руб. (оплачивать пошлину нужно только, если подаете документы на регистрацию в бумажном виде. При электронной подаче по ЭЦП пошлина не платится вообще в соответствии с пп. 32 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ для стимулирования электронного документооборота)
  • согласие на использование имени физического лица либо наименования юридического лица в официальном наименовании ассоциации (союза)
  • паспортные данные учредителей ассоциации / союза — физических лиц (если они не содержатся в протоколе либо заявлении по форме р11001)
  • расписка о сдаче документов на регистрацию (её формирует либо Минюст, либо заявитель до подачи документов на регистрацию. Этот момент нужно уточнять в том Минюсте, куда будете подавать документы)
  • протоколы либо решения уполномоченных органов управления юридических лиц — учредителей ассоциации (союза), из которых следуют, что соответствующие юридические лица приняли решение об учреждении ассоциации либо союза (Минюст запрашивает эти решения не всегда. Согласно законодательству они не являются обязательными)
  • копии документов, удостоверяющих личность, с нотариально заверенным переводом на русский язык, если учредители — иностранцы
  • Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при желании можно подать со всеми документами либо уже после открытия ассоциации в течение 30 дней).

В зависимости от обстоятельств могут потребоваться и иные документы.

Если Вы собираетесь подавать документы в Минюст в бумажном виде, все перечисленные документы, кроме устава, должны быть представлены в 2-х экземплярах, а устав — в 3-х экземплярах.

Двухсторонняя печать запрещена.

Все многостраничные документы следует прошить и заверить на сшивке. Хотя, по моему опыту, не во всех Минюстах это является обязательным.

Касательно необходимости сшивки документов, подаваемых на регистрацию НКО, своё мнение изложил в этой статье.

Шаг 6: Как подать документы на регистрацию ассоциации (союза) в Минюст

Подготовленный пакет документов на регистрацию ассоциации (союза) необходимо направить в территориальное подразделение Министерства юстиции по региону, в котором будет расположен юридический адрес организации.

На текущий момент возможны 3 способа направления документов на регистрацию:

  1. Сдать их в бумажном виде лично учредителем в Минюсте (на текущий момент возможно не во всех регионах из-за введенных карантинных мер)
  2. Направить бумажные документы в Минюст почтой, предварительно заверив подписи учредителей в заявлении по форме р11001 у нотариуса
  3. Направить документы в Минюст в электронном виде с использованием ЭЦП одного из учредителей через портал Госуслуг (в некоторых регионах требуются ЭЦП всех учредителей).

Третий способ, на мой взгляд, самый выгодный и удобный. Хоть и звучит угрожающе для тех, кто никогда не сталкивался с ЭЦП и электронными документами. С июня 2020 г. я регистрирую практически все ассоциации и союзы, а также иные некоммерческие организации только таким образом. При этом мне совершенно не важно, в каком регионе идет регистрация и где территориально находятся учредители. Они могут проживать даже в разных субъектах. Документы можно отправить в минюст с любого компьютера. Необходимость в личных встречах также отсутствует. Все можно сделать дистанционно.

Преимущества электронной подачи документов на регистрацию ассоциации (союза)

  • Экономия на государственной пошлине (4000 руб.). Ранее уже обращал внимание, что пошлина при электронной подаче документов не платится в соответствии с пп. 32 п. 3 статья 333.35 Налогового кодекса РФ. Это сделано специально, чтобы стимулировать общество к использованию электронного документооборота и оптимизировать работу гос. органов.
  • Экономия на нотариальных расходах. При электронной подаче документов не нужно нотариально заверять подписи учредителей в заявлении на регистрацию ассоциации (союза). Также не нужно тратиться на изготовление нотариальных доверенностей чтобы сдать / получить документы в Минюсте – при наличии ЭЦП в этом просто нет смысла.
  • Экономия времени на поездки в Минюст и на почту, на сдачу / получение документов. Отправить документы можно прямо с компьютера. Учредительные документы с ЭЦП от налоговой придут на электронную почту автоматически, и они будут иметь юридическую силу бумажных оригиналов. Банки и нотариусы охотно с ними работают. Бумажные документы можно забрать по желанию, либо попросить Минюст отправить их почтой.
  • Не нужно прошивать все многостраничные документы, а это, напомню, как минимум: 3 устава, 2 заявления, 2 протокола. Одна ошибка — и все перешивать заново. Лично я уже только по этому не хочу связываться с «бумажными» документами.

Единственный сомнительный минус электронной подачи — нужно делать усиленную квалифицированную электронную подпись на учредителя (иногда на всех учредителей). Однако стоит ЭЦП совсем не дорого (расценки в удостоверяющих центрах начинаются от 500 руб.) и получить её очень легко – точно быстрее и проще, чем мучиться с бумажными документами.

Шаг 7: Документы по ассоциации (союзу) в Минюсте. Что дальше?

Общий срок регистрации ассоциации и союза, как правило, составляет 1 месяц. Это, если у Минюста и ФНС к документам не возникнет ни одного замечания, что, к сожалению, бывает не всегда.

После сдачи документов в Минюст, они в течение 14 рабочих дней будут находится на правовой экспертизе. Это самая ответственная стадия регистрации ассоциации (союза), на которой забраковываются большинство документов, особенно составленных новичками.

Чтобы защитить себя от отказа, рекомендую контролировать их рассмотрение. Периодически звонить в Минюст и интересоваться у специалистов есть ли замечания по документам. Зачастую специалисты идут на встречу и позволяют исправить ошибки прямо во время их рассмотрения, а не переподавать пакет заново.

Если правовая экспертиза представленных на регистрацию документов пройдет благополучно, Минюст самостоятельно отправит их налоговую, где их тоже внимательно проверят. Если и у налоговой не возникнет замечаний: учредители не дисквалифицированы, указанная в заявлении информация корректна, адрес не массовый — сведения об ассоциации (союзе) будут внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С этого момента ассоциация (союза) официально приобретает статус юридического лица.

Однако ехать в Минюст за готовыми документами рано. Налоговая отправит данные о регистрации ассоциации (союза) обратно в Минюст. Получить полный комплект учредительных документов можно будет через 3 — 4 дня в Минюсте (там же, куда вы их подавали).

Если регистрационные документы были направлены в Минюст электронно, учредительные документы по открытой ассоциации (союзу) придут в электронном виде на указанную в заявлении (р11001) электронную почту заявителя.

Что важно сделать после открытия ассоциации (союза)

Изготовление печати

Печать ассоциации и союзу потребуется для сдачи отчетности, заверения внутренних документов, открытия расчетного счета в банке. На данный момент к печатям юридических лиц не предъявляются особых требований, кроме следующих:

печать должна быть круглой, на печати должен присутствовать ОГРН (желательно еще и ИНН), а также официальное полное наименование ассоциации (союза) на русском языке (точно в таком же виде, как в уставе) и указание населенного пункта, где ассоциация (союза) зарегистрирована.

Регистрировать печати нигде не нужно. Можно сделать одну или несколько, с логотипом или без, на Ваше усмотрение.

Выбор системы налогообложения

По умолчанию после регистрации ассоциация (союз) будет находиться на общей системе налогообложения, которая предусматривает уплату НДС, что, как правило, совсем не выгодно и не удобно из-за большого количества отчетности.

Вы вправе перевести ассоциацию (союз) на упрощенную систему налогообложения (УСН): доходы – 6% либо доходы минус расходы – 15%, направив соответствующее уведомление в ФНС по месту налогового учета в течение 30 дней с момента создания организации (дата постановки на налоговый учет).

Иных специальных режимов налогообложения, кроме УСН, для ассоциации (союзов) не предусмотрено.

Открытие расчетного счета

Тут всё также, как по ООО или ИП. Для открытия счета ассоциации (союза) помимо документов, которые вы получите в Минюсте, вам потребуется подготовить приказ о вступлении в должность руководителя организации (в некоторых банках еще и приказ на главного бухгалтера).

Как оформить список членов ассоциации (союза)

К порядку ведения списка членов ассоциации и союза законодательство не предъявляет особых требований, полностью отдавая эту задачу на откуп руководству организации.

Как правило, для этой цели в ассоциации (союзе) заводят журнал, в котором фиксируют: ФИО / наименование члена, когда было подано заявление о вступлении в ассоциацию (союз), когда было принято решение о принятии, было ли подана заявление на выход из ассоциации (союза), было ли принято решение уполномоченным органом об исключении данного члена.

Список членов можно вести также электронно. При желании его можно публиковать на сайте ассоциации (союза).

Подготовка локальных актов ассоциации (союза)

Как правило, после регистрации ассоциации (союза) её высший орган управления утверждает следующие внутренние нормативные документы:

  • Положение о членах ассоциации (союза)
  • Положение о членских взносах в ассоциации (союзе)
  • Положения об органах управления ассоциации (союза): общем собрании членов, правлении и тд.

Надеюсь теперь у вас есть общее представление как создать ассоциацию или союз в России, что для этого нужно и как оформить регистрационные документы.

Если у вас остались вопросы или вы ищете специалиста по регистрации ассоциации либо союза — я к вашим услугам! Список зарегистрированных с моей помощью некоммерческих организаций можно посмотреть в этом разделе. Не забудьте сохранить страницу в закладках или в социальных сетях, чтобы не потерять, а также подписаться на обновления блога.

Особенности регистрации ассоциаций, ведение отчетности и бухучета

Содержание Содержание

  • Пошаговая инструкция регистрации
  • Перечень обязательных документов
  • Необходимые действия после регистрации
  • Возможные причины отказа в регистрации ассоциации
  • Способы регистрации ассоциаций
  • Особенности ассоциации (союза)
  • Особенности налогообложения, учета и отчетности
  • Налог на прибыль в ассоциациях
  • Особенности расчета и оплаты НДС
  • Топ 5 вопросов, которые задают чаще всего

Ассоциация выступает одной из форм добровольного объединения предприятий и организаций. В статье расскажем, как происходит регистрация ассоциации, каковы причины возможного отказа, особенности ведения учета, отчетности, налогообложения.

Пошаговая инструкция регистрации

Ассоциации создаются для того, чтобы координировать деятельность по представлению и защите совместных имущественных выгод. Происходит централизация управленческих и производственных функций, но самостоятельность и независимость входящих в ассоциацию субъектов сохраняется. Процесс регистрации состоит из нескольких этапов (шагов), суть и содержание которых описаны в таблице.

  • взносов вступительных, членских, добровольных;
  • пожертвований;
  • доходов, которые приносят мероприятия, организованные ассоциацией;
  • доходов от предпринимательской деятельности, при условии, что она выполняет намеченные при создании ассоциации цели

Совет – работает между собраниями. Возглавляет его председатель.

Документы подаются в течение трех месяцев с того дня, когда было принято решение о создании ассоциации.

Перечень обязательных документов

В органы Министерства юстиции представляются такие документы:

  1. Заявление по установленной форме в двух экземплярах. Его необходимо обязательно заверить в нотариальной конторе. Подать заявление вправе один из учредителей ассоциации.
  2. Оригинал устава (три экземпляра). Заявителю нужно поставить подпись на каждой страничке устава, (на титульном листе – нет). Читайте также статью: → «Учет уставного капитала организации. Учет расчетов с учредителями. Счет 80, 75».
  3. Протокол общего собрания учредителей (два образца).
  4. Подробный перечень руководителей и информация о них.
  5. Документы, подтверждающие юридический адрес ассоциации.

Они могут состоять из:

  • гарантийного письма, представленного собственником недвижимости;
  • копии свидетельства о том, что у ассоциации есть право собственности;
  • договора на аренду помещения, расположенного по указанному адресу.

Квитанцию об уплате государственной пошлины следует обязательно подать вместе с остальными документами.

Необходимые действия после регистрации

После успешной регистрации и получения соответствующего свидетельства, необходимо проделать еще ряд действий, без которых работа ассоциации будет заблокирована. Они представлены в таблице:

  1. Устав.
  2. Свидетельство ОГРН и ИНН.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ.
  4. Уведомление из Росстата.
  5. Приказ о назначении исполнительного директора.
  6. Документы, удостоверяющие юридический адрес

Налоговую инспекцию, ПФР, ФСС необходимо уведомить в течение недели после открытия ассоциацией расчетного счета.

Возможные причины отказа в регистрации ассоциации

В регистрации ассоциации могут отказать. Причины таковы:

  1. При подготовке документов допущены ошибки в заполнении и оформлении. Деньги, уплаченные как госпошлина, не возвращаются.
  2. Осложнения с указанным юридическим адресом. Достоверность информации о заявленном юридическом адресе проверяется всегда. Если собственник недвижимости не подтвердил наличие договорных отношений с ассоциацией, то отказ в регистрации неминуем. В данном случае он поступает от налоговиков. Откажут и тогда, когда по каким-либо причинам пообщаться с собственником не удалось.
  3. Отказ банка открыть счет. Подобная проблема возникает у объединения, когда ее фактическое местонахождение указано неверно. Читайте также статью: → «Как открыть расчетный счет в банке?».

Отказ возможен и при заявлении массового адреса, за которым уже зарегистрирована не одна организация. Банк может:

  • потребовать дополнительные документы, подтверждающие местонахождение ассоциации: договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на него.
  • проверить местонахождение ассоциации, совершив выезд по указанному адресу.

Если устав ассоциации составлен с нарушениями законодательных требований, в лучшем случае документ будет отправлен на доработку, в худшем – поступит отказ в регистрации.

Проблемы могут возникнуть и после успешной регистрации:

  1. Последует отказ в использовании УСНО, когда о таких намерениях заявлено не своевременно.
  2. Ассоциации придется уплатить штраф, если она опоздает с уведомлением в соответствующие фонды и налоговые органы об активации своего расчетного счета.

Способы регистрации ассоциаций

Регистрацию ассоциации можно провести:

  1. Силами участников.
  2. С помощью специальных организаций.

В первом случае плюс один – сэкономленные средства. Нужно будет уплатить только госпошлину и услуги нотариуса. Минус в том, что значительная вероятность отказа, поскольку процесс непростой и требования к документам серьезные. Придется начинать все сначала, в том числе, заново оплачивать госпошлину. Поэтому экономия средств – всего лишь относительная.

Чтобы получить позитивный результат с первого раза, необходимо правильно заполнить все документы и ничего не упустить из необходимого перечня. Это под силу только тем, кто профессионально занимается подобного вида работой.

Поручить процесс регистрации специальной организации означает:

  • избавиться от всех проблем с оформлением документов;
  • через месяц (возможно и раньше) получить необходимые свидетельства. Это означает, что ассоциация успешно прошла регистрацию.

В услугу по регистрации входит изготовление печати, постановка на учет в фондах и статистическом органе, открытие счета в банке. Минус только один – обойдется подобная услуга в несколько десятков тысяч рублей (18000-45000 рублей).

Особенности ассоциации (союза)

Ассоциацию вправе зарегистрировать организации как коммерческие, так и некоммерческие. Их должно быть минимум две. Но участники одного объединения – только коммерческие, либо только некоммерческие предприятия.

  • Срок деятельности организации неограничен, при условии, он не указан в учредительных документах отдельным пунктом.
  • Действующая ассоциация может создать и зарегистрировать свой собственный знак.
  • Кроме обязательных документов могут приниматься и иные. Примером является декларация, в содержании которой четко формулируются задачи и цели, поставленные при создании ассоциации.
  • Ассоциация не наделена правом заниматься предпринимательством. Чтобы его проводить, необходимо учредить хозяйственное общество. Второй вариант – участвовать в его работе.

Особенности налогообложения, учета и отчетности

Ассоциации являются субъектом права, поэтому наряду с остальными отвечают за то, чтобы:

  • в полной мере и своевременно платить налоги;
  • предоставлять правдивую финансовую информацию в налоговые органы.

Особенность ассоциаций состоит в том, что объектом контроля является полнота и правильное использование средств целевого финансирования. Именно они выступают источником, обеспечивающим работу объединений.

Пример №1. В ассоциацию поступили наличные в счет целевого финансирования. Их сумма составила 150 тыс. рублей. Бухгалтер должен отразить операцию такими проводками:

Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
76 86 150000
50 76 150000

Ассоциации ведут раздельный учет использования средств целевого назначения. Составляется финансовый план, в котором определяются статьи доходов и расходов. Все стороны бухгалтерского и налогового учета отражаются в приказе об учетной политике.

Нормы НК обязывают ассоциации вести раздельный учет полученных средств и расходов, если они произведены по разным видам деятельности.

Налог на прибыль в ассоциациях

Налогом на прибыль не облагаются:

  • взносы: вступительные, членские, целевые;
  • вносимые пожертвования;
  • имущество, если оно завещано;
  • суммы, поступившие из госбюджета, выделенные на благотворительность;
  • деньги и любое имущество, полученное для осуществления благотворительной деятельности.

Сумма целевых средств, направленная на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью, в состав доходов не включается. Однако когда подобные поступления используются не по назначению, они входят в сумму, облагаемую налогом на прибыль. В данном случае целевые средства превращаются во внереализационные доходы.

Особенности расчета и оплаты НДС

Ассоциации не освобождаются от НДС. Поэтому, если даже налогом облагать нечего, они должны предъявлять декларацию один раз в квартал. Целевые средства объектом налогообложения не являются.

Пример №2. Частное лицо сделало добровольное пожертвование в сумме 150 000 рублей. Человек передал деньги для того, чтобы помочь людям, получившим серьезные повреждения во время стихийного бедствия.

Организация закупила медицинские препараты и распределила их между пострадавшими. Расходы, которые осуществила ассоциация, считаются целевыми и не облагаются налогом. В бухгалтерском учете операции будут проведены так:

Корреспонденция счетов Сумма, тыс. руб. Содержание операции
Дебет Кредит
51 86 150 Поступило добровольное пожертвование
60 51 150 Оплата закупленных медицинских препаратов
41 60 150 Учтены купленные товары
76 41 150 Материальные ценности отправлены пострадавшим
86 76 150 000 Расходы признаны целевыми

Ассоциации целесообразно перейти на УСНО. У них отсутствует уставный капитал, поэтому такое понятие, как «доля участия», влияющее на выбор системы учета, объединений не касается. Читайте также статью: → «Какие налоги заменяет УСН в 2022?».

Топ 5 вопросов, которые задают чаще всего

Вопрос №1. Ограничивается ли количество участников ассоциации?

Нет, подобного ограничения не предусмотрено.

Вопрос №2. Ассоциация и союз: в чем отличие?

В ГК различия не описаны, и эти два названия применены в виде синонимов. Но практический опыт показывает, что признаками ассоциации выступает организационное, профессиональное или отраслевое единство. Союзы создаются по иным критериям, например, территориальной принадлежности.

Вопрос №3. Вправе ассоциации получать пожертвования?

Да. Такой вид финансирования обычно прописывается в Уставе, если ассоциация создана для того, чтобы осуществлять общеполезную деятельность. Когда объединение образовано для оказания помощи своим членам – пожертвования исключаются.

Вопрос №4. Согласно налоговому законодательству, инвестиционные фонды не могут пользоваться УСНО. Применим ли подобный критерий к ассоциациям, которые осуществляют социальные инвестиции?

Такие ассоциации могут использовать УСНО. Они – не инвестиционные фонды. Последние содержат это словосочетание (инвестиционный фонд) в своем названии и занимаются исключительно инвестированием, которое приносит им реальный доход. Социальные инвестиции также приносят доход, но измеряется он не рублями.

Вопрос №5. Может ли ассоциация перейти на УСНО с наступлением нового года?

Она вправе это сделать, если только ее доходы составили за девять месяцев текущего года не более чем 45 млн. рублей. Регистрация ассоциации – процедура непростая. И хотя она прописана в законодательстве, без определенных знаний и опыта не обойтись.

Регистрация автономной некоммерческой организации: пошаговая инструкция

АНО представляет собой унитарную НКО, которая в своей структуре не подразумевает членства. Источником формирования активов АНО являются денежные средства, имущество, которые вносят граждане либо компании.

Когда необходимо создавать АНО?

Необходимость в создании такой некоммерческой структуры возникает, когда предоставляются услуги в медицинской, научной, образовательной, культурной и иных сферах деятельности.

Учредить АНО могут как физические, так и юридические лица (п. 1 ст. 10 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О НКО»). АНО не запрещено иметь только одного учредителя (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

Как и другие НКО, АНО может заниматься предпринимательской деятельностью для достижения ею уставных целей.

При желании учредители АНО могут преобразовать ее в фонд (п. 7 ст. 123.24 ГК РФ).

Как правило, в форме АНО создаются медицинские, образовательные, языковые, спортивные, культурные центры. Например, АНО «Медицинский Центр 21 век», АНО дошкольного образования «Английский в движении», АНО «Бюро судебных экспертиз».

Как зарегистрировать АНО?

Для АНО действует специальный порядок регистрации, который заключается в подаче документов не в налоговую инспекцию, а в территориальное подразделение Минюста РФ.

Для того чтобы зарегистрировать АНО нужно выполнить следующие шаги:

1 шаг. Необходимо выбрать название АНО.

В отличие от коммерческих компаний, к наименованию АНО предъявляются определенные требования.

Название АНО должно указывать на характер осуществляемой ею деятельности. Например, АНО «Центр социальной помощи населению».

Если же АНО захочет в своем названии использовать слово и словосочетания «Россия», «Российская Федерация», то ей необходимо получить специальное разрешение, без которого такую НКО не зарегистрируют.

2 шаг. Прежде всего, нужно подготовить устав НКО.

Устав — это самый главный документ для АНО, который «под микроскопом» рассматривается Минюстом РФ. Ошибки в его содержании, чаще всего, становятся причиной отказа в государственной регистрации АНО.

«Наполнение» устава АНО должно соответствовать требованиям, установленным в п.2 ст.123.24 ГК РФ.

В уставе АНО должно быть указано:

  • название, которое включает слова «автономная некоммерческая организация»;

В одном из споров, учредитель АНО обратился в суд, поскольку Минюст отказался регистрировать АНО с названием АНО «Пермский арборетум».

Причина отказа в регистрации заключалась в самом названии АНО, слово «арборетум» не содержится ни в одном словаре из списка.

При анализе названия пользуются словарями. Список составляют 4 словаря: орфографический словарь русского языка, грамматический словарь русского языка, словарь ударений русского языка, большой фразеологический словарь русского языка.

Учредитель АНО с таким странным названием прошел все судебные инстанции, но ему было отказано в удовлетворении его требований (Апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 05.03.2020 № АПЛ20-2).

  • местонахождение;
  • предмет и цели деятельности АНО;

Например, целью социально направленной АНО является обслуживание граждан, которые признаны нуждающимися в постоянном уходе.

Исходя из этого, предметом деятельности АНО является безвозмездное предоставление услуг — помощь в разрешении социально-бытовых проблем, медицинская и психологическая помощь в уходе за престарелыми гражданами.

  • компетенции и порядок формирования органов управления АНО;

Учредители управляют деятельностью в АНО в порядке, который прописан в уставе.

АНО не имеет членства, а поэтому создается высший коллегиальный орган управления.

В уставе этот пункт может быть прописан так:

Высшим органом управления АНО является общее собрание его учредителей.

Общее собрание учредителей определяет выбор наиболее приоритетных направлений в деятельности АНО, утверждает годовую отчетность, избирает наблюдательный совет и ревизора.

  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;

Изменения и дополнения в устав относятся к компетенции высшего органа управления АНО, подлежат государственной регистрации.

  • информация об источниках формирования имущества, а также денежных средств;

Например, источниками формирования социально направленной АНО могут быть субсидии, которые выделяются из местного бюджета, добровольные взносы и пожертвования.

  • иные положения.

Например, в уставе приводится информация о прекращении деятельности АНО, о возможном преобразовании АНО в фонд.

В случае ликвидации АНО, в уставе указывается порядок использования имущества, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.

3 шаг. Решение о создании АНО, утверждение устава.

Устав утверждается АНО на общем собрании.

Если в АНО — единственный учредитель, то оформляется протокол.

4 шаг. Подача пакета документов в Минюст РФ на регистрацию.

Перечень документов, который представляется на регистрацию следующий:

  • три экземпляра устава;
  • два экземпляра решения о создании АНО либо протокола, если в АНО единственный учредитель;
  • два экземпляра сведений об учредителях;
  • один экземпляр данных о местонахождении учредителей;
  • оригинал и один экземпляр копии квитанции об уплате госпошлины.

Вместе с документами подается заявление о регистрации АНО.

Заявление подается по форме № Р11001, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

За регистрационные действия уплачивается госпошлина. Она составляет 4,0 тыс. рублей (ст. 333.33 НК РФ). Срок регистрации АНО, как правило, не превышает одного месяца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *