Подотчетные лица — это.
Подотчетными лицами являются работники, которым разрешено получать денежные средства организации — через кассу и (или) безналичным путем — для оплаты каких-либо расходов, непосредственно связанных с деятельностью работодателя. При этом подотчетным лицом является штатный сотрудник компании или человек, работающий по гражданско-правовому договору (п. 5 указания Банка России «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У).
ВНИМАНИЕ! С 30.11.2020 распорядительный документ можно составить на несколько выдач наличных денег одному или нескольким работникам. В этом случае нужно указать фамилию, сумму и срок, на который выдают деньги, по каждому работнику.
Какие еще поправки были внесены в учет кассовых операций? Оформите пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс и переходите в статью с подробным описанием нововведений.
Подотчетник получает денежные средства по расходному кассовому ордеру. О расходовании этих средств затем он должен отчитаться, оформив соответствующий авансовый отчет и приложив к нему имеющиеся оправдательные документы. На основании представленного отчета бухгалтерия принимает указанные расходы к учету, а также производит полный расчет с подотчетным лицом по выданной сумме в случае перерасхода.
В каком порядке бухгалтеру принять авансовый отчет у работника, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Подробнее о том, кто имеет право получать денежные средства в подотчет, узнайте из материала «Можно ли выдавать в подотчет не сотруднику».
Сколько может быть в организации подотчетников?
В законодательстве конкретно не указывается, сколько подотчетных работников может быть в организации, а потому руководитель самостоятельно принимает решение по данному вопросу. Как правило, в компаниях выбирают несколько подотчетных лиц, которые непосредственно связаны с покупкой товарно-материальных ценностей, а также работников, которые ввиду своих должностных обязанностей могут быть направлены в командировку.
Конкретный перечень сотрудников, которым разрешено получать деньги в подотчет, составляется на основе целесообразности их включения в данный список. При этом руководителем организации издается соответствующий приказ.
Образец списка для работы с подотчетными лицами
Для формирования перечня сотрудников, которым разрешается получать и расходовать подотчетные денежные средства, руководитель обязан издать приказ, к которому прикладывается соответствующий список сотрудников. В нем указываются Ф. И. О. и должности работников, а также цели, на которые они могут получать денежные средства.
ВАЖНО! С 01.01.2022 года вступил в силу ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает перечень реквизитов первичных документов, их форматы в электронном виде и порядок работы с ними. Положение о том, что документы следует хранить только на территории РФ, вступает в силу с 01.01.2024 года. Подробнее об этом мы писали в статье.
Данный список не имеет законодательно утвержденной формы, а потому разрабатывается каждой организацией самостоятельно. Он может иметь вид приложения к положению о подотчетных расчетах предприятия или же непосредственно включаться в приказ. Образец списка подотчетных сотрудников можно скачать на нашем сайте.
Скачать образец
Итоги
Подотчетные лица — это, согласно банковскому законодательству, не только работники, оформленные по трудовому договору, но и лица, с которыми у фирмы имеются гражданско-правовые отношения. Работники предприятия в обязательном порядке должны отчитаться по выданным средствам путем составления авансового отчета с приложением к нему оправдательных документов. Все подотчетные лица без исключения обязаны вернуть денежные средства, которые не были полностью истрачены.
Учет расчетов с подотчетными лицами
Сотрудники компании получают под отчет денежные средства для покупки товаров, оплаты оказанных услуг и выполненных работ. Как организовать расчеты с подотчетными лицами, каким образом учитывать такие расчеты в бухгалтерском учете, изложим далее в нашей статье.
Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
Подотчетные лица — кто они?
Подотчетные лица — это работники, которым выданы денежные средства для оплаты товаров, работ и услуг в интересах компании (пп. 6.3 п. 6 указания «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами. » № 3210-У).
Подотчетными лицами могут быть любые сотрудники компании, в том числе:
- генеральный директор;
- работники-иностранцы, не являющиеся валютными резидентами РФ, поскольку при передаче под отчет не происходит использование денежных средств в качестве средства платежа;
- работники, имеющие задолженность по ранее полученной под отчет сумме, поскольку требование полного погашения задолженности отсутствует в указании № 3210-У.
Выдать подотчетные денежные средства физлицу, не являющемуся работником компании, по общему правилу нельзя. Исключение составляют физические лица, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор, например, подрядчики, исполнители (письмо Банка России от 02.10.2014 № 29-Р-Р-6/7859).
Расчеты с подотчетными лицами
Расчеты с подотчетным лицом происходят в следующем порядке.
1. Оформляют заявление или приказ на выдачу денег. Как правильно составить эти документы, мы расскажем ниже.
2. Выдают деньги. Это могут быть наличные средства из кассы предприятия или безналичные, перечисляемые на карту сотрудника или корпоративную карту. При перечислении подотчета на карту в приказе или заявлении о выдаче денег надо указать ее реквизиты, а в назначении платежа платежного поручения — что средства перечислены под отчет. Например, «аванс на командировочные расходы», «под отчет на хозяйственные нужды». Код вида дохода не указывают. Наличные в под отчет выдают по расходному кассовому ордеру (п. 6.3 указания № 3210-У, письмо ЦБ от 10.07.2020 № 45-1-2-ОЭ/10700).
3. Утверждают авансовый отчет. В нем подотчетное лицо должно заполнить графы 1–6 оборотной стороны, в которых следует указать:
- в графе 1 — номера документов (расходов) по порядку;
- в графах 2–4 — даты, номера и наименования документов, подтверждающих расход (квитанции, транспортные документы, чеки ККТ, товарные чеки и др.), либо наименование расхода (например, суточные);
- в графах 5–6 — суммы расходов, указанные в представленных первичных документах, в рублях или иностранной валюте.
Подотчетник должен подписать авансовый отчет на оборотной стороне и привести расшифровку подписи. А также пронумеровать подтверждающие документы в том порядке, в котором они записаны в графах 1–6 оборотной стороны авансового отчета, и приложить их к отчету.
После получения отчета бухгалтер должен проверить:
- целевое расходование денежных средств;
- наличие указанных в отчете оправдательных документов, подтверждающих расходы;
- правильность оформления оправдательных документов;
- правильность подсчета указанных в отчете сумм.
При отсутствии бухгалтера (главного бухгалтера) авансовые отчеты проверяет руководитель (пп. 6.3 п. 6 указания № 3210-У).
После проверки авансового отчета бухгалтер заполняет свою часть отчета: на оборотной стороне по строкам, заполненным подотчетным лицом, в графах 7–9 проставляет суммы расходов, принятые к учету, и номера счетов (субсчетов), которые дебетуются на эти суммы.
На лицевой стороне проставляют:
- номер авансового отчета (указывают при принятии отчета у подотчетного лица одновременно с заполнением расписки);
- остаток или перерасход предыдущего аванса;
- сумму полученного подотчетным лицом аванса. Деньги, выданные из кассы и перечисленные на платежную карту, необходимо прописать в разных строках;
- сумму израсходованных подотчетным лицом средств, равную сумме, которая указана по строке «Итого» в графах 7 и 8 авансового отчета;
- сумму остатка или перерасхода подотчетных средств (с учетом остатка (перерасхода) по предыдущему авансу);
- бухгалтерские записи. Номера дебета счетов (субсчетов) должны соответствовать номерам счетов (субсчетов), которые указаны в графе 9 оборотной стороны авансового отчета;
- в строке «Приложение _____ документов на _____ листах» — количество документов и листов, на которых оформлены эти документы;
- сумму отчета к утверждению (прописью и цифрами).
Заполненный и проверенный отчет подписывает бухгалтер или главный бухгалтер (при их отсутствии — руководитель). Авансовый отчет утверждает руководитель (пп. 6.3 п. 6 указания № 3210-У). Срок утверждения авансового отчета законодательно не регламентирован.
Его устанавливает генеральный директор компании. Такой срок закрепляют внутренними документами (например, отдельным приказом, положением о выдаче денег под отчет или инструкцией (приказом) по порядку расчетов с подотчетными лицами).
Дату утверждения авансового отчета, а также утверждаемую сумму руководитель указывает в шапке отчета и заверяет подписью.
4. Проводят окончательный расчет с подотчетным лицом. Если из утвержденного авансового отчета следует, что работник потратил больше, чем получил в качестве аванса, то компания должна возместить ему перерасход по авансовому отчету.
Окончательный расчет по авансовому отчету, по которому образовался перерасход, нужно провести после утверждения отчета в срок, установленный руководителем (пп. 6.3 п. 6 указания № 3210-У). Такой срок закрепляют внутренними документами.
Расчет наличными деньгами оформляют расходным кассовым ордером (п. 6 указания № 3210-У). В строке «Основание» нужно прописать:
«Перерасход по авансовому отчету от ________ № ____.
На основании РКО вносится запись в кассовую книгу (пп. 4.6 п. 4 указания № 3210-У).
Возместить подотчетнику сумму перерасхода по авансовому отчету можно и в безналичном порядке, перечислив деньги на его карту. В платежном поручении в строке «Назначение платежа» нужно указать «Возмещение перерасхода по авансовому отчету от ________ № ____».
Факт возмещения перерасхода отражается в авансовом отчете. В нем проставляют сумму выплаты, номер и дату РКО (платежного поручения). Такую запись может заверить как кассир, выдавший наличные деньги, так и бухгалтер, ответственный за оформление авансового отчета.
Если из утвержденного авансового отчета следует, что у сотрудника остался неизрасходованный остаток подотчетной суммы, то его необходимо вернуть.
Остаток можно внести в кассу компании наличными. В этом случае операцию оформляют приходным кассовым ордером и записью в кассовой книге в общеустановленном порядке. Подотчетному лицу нужно выдать квитанцию к приходному кассовому ордеру в подтверждение получения от него денег (пп. 5.1 п. 5 указания № 3210-У).
Если же остаток подотчетной суммы возвращается с банковской карты подотчетного лица на расчетный счет компании, то рекомендуем подотчетнику указать назначение платежа — «Возврат подотчетной суммы». Факт возврата остатка фиксируется в авансовом отчете. В нем проставляются сумма возвращенного остатка, а также реквизиты перевода (приходного кассового ордера).
Положение о расчетах с подотчетными лицами
Обязанность разрабатывать положение о расчетах с подотчетными лицами законодательно не закреплена. Однако его наличие позволяет установить общие правила о выдаче и расходованию подотчетных сумм. Положение — это локальный нормативный акт, поэтому его нужно утвердить приказом руководителя.
В положение целесообразно включить:
- срок подачи заявления на выдачу подотчетных сумм;
- срок рассмотрения заявления руководителем (иным уполномоченным должностным лицом);
- предельные сроки, на которые выдаются денежные средства. Можно установить различные сроки в зависимости от целей расходования средств (на хознужды, закупку материалов и так далее);
- срок для проверки авансового отчета бухгалтерией (пп. 6.3 п. 6 указания № 3210-У);
- срок для утверждения авансового отчета руководителем (пп. 6.3 п. 6 указания № 3210-У);
- срок для окончательного расчета (пп. 6.3 п. 6 указания № 3210-У);
- срок для отчета по суммам, выдаваемым в безналичной форме (за исключением средств на командировочные расходы, отчет по которым надо представлять в течение трех рабочих дней срок (п. 26 положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749);
- другие сведения и правила, которые организация сочтет полезными (например, перечень документов, подтверждающих те или иные расходы).
В качестве приложений к положению можно утвердить формы используемых документов (например, форму заявления о выдаче денег под отчет).
Заявление на выдачу средств под отчет
Для получения денег под отчет сотрудник может написать заявление. В нем необходимо прописать:
- требуемую сумму;
- для чего нужны деньги, например, на покупку канцтоваров, командировочные расходы и так далее;
- срок, на который выдаются средства, если он не установлен внутренним документом организации или распоряжением руководителя;
- дату составления.
Если подотчетные средства перечисляются на банковскую карту подотчетного лица, то в заявлении должны быть приведены реквизиты карты (письмо Минфина от 25.08.2014 № 03-11-11/42288).
Заявление подписывает работник. А руководитель проставляет свою визу, например: «Выдать».
Приказ о выдаче подотчетных сумм
Можно не требовать от работника заявление на выдачу средств под отчет, а оформлять (пп. 6.3 п. 6 указания № 3210-У):
- отдельный приказ руководителя на каждую выдачу наличных денег под отчет каждому работнику;
- один общий приказ на несколько выдач. Причем один документ может быть составлен на нескольких подотчетников.
Приказ (иной распорядительный документ) составляют в произвольной форме. В нем указывают:
- фамилию, имя и отчество лица (лиц), которому выдаются деньги под отчет;
- выдаваемую сумму;
- срок, на который выдаются деньги;
- на что нужно израсходовать деньги;
- реквизиты банковской карты подотчетного лица, если производится безналичный расчет.
Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
Расчеты с подотчетными лицами отражают на счете 71:
- записи по дебету — выдача денежных средств под отчет и возмещение перерасхода по авансовому отчету;
- записи по кредиту — расходование подотчетной суммы и возврат остатка неиспользованных средств.
При выдаче денежных средств работнику под отчет у компании не возникает расхода, поскольку не происходит уменьшение экономических выгод в смысле п. 2 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Выданные средства учитывают как дебиторскую задолженность работника по подотчетным суммам (п. 16 ПБУ 10/99).
Дебиторскую задолженность подотчетного лица списывают на основании первичного документа — авансового отчета.
Его составляют на основе кассовых и товарных чеков, билетов и других документов, которые подтверждают расходы подотчетника. В них содержится информация о понесенных расходах. Эти документы и являются оправдательными, на основании которых составлен первичный документ.
Если же оправдательные документы содержат все обязательные реквизиты первичного учетного документа, установленные ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, то их можно использовать в качестве первичных документов.
Проводки при выдаче средств под отчет
Выданные подотчетному лицу наличные денежные средства отражаются следующей бухгалтерской записью.
Операция
Дебет
Кредит
Отражена выдача денежных средств под отчет из кассы
Если у подотчетного лица остались денежные средства, то в случае их возврата, используют следующую проводку.
Операция
Дебет
Кредит
Возвращен в кассу неизрасходованный остаток подотчетной суммы
Если подотчетнику не хватило полученных средств и он израсходовал свои, то при возмещении трат используют такую бухгалтерскую запись.
Операция
Дебет
Кредит
Выплачен перерасход по авансовому отчету из кассы
Проводки при учете расходов по авансовому расчету
При учете расходов используют следующие поводки.
Операция
Дебет
Кредит
Признаны расходом суточные за время нахождения в командировке (расходы на такси в месте командировки, затраты на услуги почты и др.)
Отражена оплата подотчетным лицом материалов
Отражена оплата поставщику через подотчетное лицо
Оприходованы товары (иные ценности)
Проводки при перечислении подотчетных средств на карту
Если расчеты с подотчетным лицом проводятся с использованием банковской карты, то проводки будут следующими.
Операция
Дебет
Кредит
Отражено перечисление денежных средств под отчет на банковскую карту работника
Неизрасходованный остаток подотчетной суммы перечислен с банковской карты подотчетного лица на расчетный счет организации
Перерасход по авансовому отчету перечислен на банковскую карту подотчетного лица
Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами
Инвентаризацию расчетов с подотчетными лицами проводят ежегодно в рамках годовой инвентаризации.
Существуют и другие случаи, когда инвентаризация расчетов обязательна, например, при реорганизации организации (ч. 3 ст. 11 закона № 402-ФЗ, п. 27 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н).
Дополнительно можно провести инвентаризацию расчетов с подотчетными лицами в любое время. Конкретные сроки проведения проверки определяет руководитель.
При инвентаризации расчетов с подотчетными лицами нужно проверить по каждому из них (п. 3.47 методических указаний по инвентаризации, утвержденных приказом Минфина от 13.06.1995 № 49):
- суммы выданных авансов согласно приказам руководителя или заявлениям работников;
- даты их выдачи и целевое назначение;
- отчеты по выданным авансам и наличие к ним первичных документов, подтверждающих расходование полученных сумм;
- соответствие авансовых отчетов целевому назначению полученных денежных средств.
Также нужно проверить соблюдение подотчетным лицом сроков предоставления авансовых отчетов и возврата неизрасходованных сумм. Если на дату проведения инвентаризации за работником числится задолженность по подотчетным суммам, необходимо убедиться, что срок их возврата не истек.
Результаты проведенной инвентаризации оформляют актом инвентаризации (п. 2.5 методических указаний). Можно использовать унифицированную форму № ИНВ-17 либо разработать форму акта самостоятельно.
В акт заносят выявленные по каждому работнику суммы дебиторской и кредиторской задолженности, а также суммы задолженности с истекшими сроками исковой давности и другие долги, нереальные для взыскания (п. 2.6 методических указаний).
Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передают в бухгалтерию, второй — остается в комиссии.
При применении унифицированной формы № ИНВ-17 предварительно нужно составить справку, содержащую информацию о дате и основании возникновения задолженности.
Применяемые формы документов необходимо утвердить в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Подотчётные лица
Специалисты сервиса «Моё дело» возьмут эту обязанность на себя, чтобы вы могли заняться более важными делами.
- наличными деньгами из кассы организации;
- перечислением на банковскую карту заявителя;
- перечислением на корпоративную карту организации.
- разрешённым целям расходования подотчётных сумм;
- максимально допустимой сумме выдачи;
- порядку получения денежных средств;
- срокам и порядку предоставления авансовых отчётов;
- документальному подтверждению расходов;
- возврату неиспользованной суммы;
- компенсации собственных средств потраченных подотчётным лицом;
- проверке и утверждению авансовых отчётов;
Сформируйте в 3 клика ваш персональный налоговый календарь. Система сама напомнит о предстоящих датах сдачи.
- выданные работнику авансом;
- суммы перерасхода, которые работник оплатил собственными деньгами.
- суммы, по которым работник уже отчитался;
- возвращённые работником денежные средства.
- Дт 71 — Кт 50 — выдали деньги работнику под отчёт из кассы ;
- Дт 71 — Кт 51 — перечислили деньги с расчётного счёта;
- Дт 20 — Кт 71 — отразили расходы по основному производству;
- Дт 20 — Кт 71 — отразили административно-управленческие расходы;
- Дт 44 — Кт 71 — отразили коммерческие (представительские) расходы;
- Дт 10 — Кт 71 — отразили покупку материалов;
- Дт 60 — Кт 71 — закрыли задолженность перед поставщиком;
- Дт 71 — Кт 50 — компенсировали работнику перерасход подотчётной суммы;
- Дт 50 — Кт 71 — работник вернул часть неиспользованной суммы.
Операция | Дт | Кт | Сумма, рублей |
---|---|---|---|
Перечисление командировочных | 71 | 51 | 35000 |
Отразили коммерческие расходы | 44 | 71 | 32570 |
Вернул в кассу остаток суммы | 50 | 71 | 2430 |
Внесли сумму на расчётный счёт | 51 | 50 | 2430 |
- работники с заключенными трудовыми договорами и физические лица-исполнители по договорам ГПХ могут получать подотчётные суммы;
- деньги должны выдаваться на конкретные цели;
- основные документы для выдачи сумм — заявление с визой руководителя и приказ о выделении подотчётной суммы;
- денежные средства можно выдавать из кассы организации или перечислять на банковскую карту заявителя или корпоративные карты организации;
- до истечения установленного приказом организации срока, работник должен предоставить авансовый отчёт с приложением документов, подтверждающих факт оплаты расходов;
- допускается получать новые подотчётные суммы без отчёта по старым;
- желательно выпустить локальный документ организации — инструкцию по работе с подотчётными лицами;
- операции по подотчётным суммам учитываются на счёте 71. Он корреспондирует со счетами затрат, кассы, расчётного и валютного счетов.
И получите бесплатную круглосуточную экспертную поддержку по всем вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.
Часто задаваемые вопросы
Если кассовый чек содержит всю необходимую информацию о продавце (ИНН, наименование) и о товаре (наименование, количество, сумма), необходимости в товарном чеке нет.
Расход по упрощённой системе налогообложения принимается к учёту в день его фактической оплаты. Так как день списания денег с расчётного счёта пришёлся на январь 2022 года, соответственно и расходы учитываются в этом же месяце.
Кто такие подотчётные лица?
Понятие «выдача денег под отчет» означает расходы на хозяйственные цели фирмы, за которые необходимо отчитаться. Несмотря на то что порядок учета такого рода расходов в организации хорошо известен и отработан на практике, ошибки возникают достаточно часто. Дальше мы поговорим о том, кто может являться подотчетным лицом, каков порядок расчетов с «подотчетниками» и как отражаются в бухгалтерском учете выданные им суммы.
Кто может брать деньги под отчет
Подотчетные лица – это работники, которым фирма имеет право выдавать денежные средства. Подотчетное лицо имеет право расходовать полученные суммы строго в целях, связанных с работой фирмы или индивидуального предпринимателя (п. 6.3 Указания 3210-У от 11/03/14 ЦБ РФ).
Согласно п. 5 Указания, работниками фирмы, ИП могут быть признаны лица, заключившие с работодателем:
- трудовой договор;
- договор ГПХ (гражданско-правовой).
Вопрос о выдаче денег сотруднику, работающему по договору ГПХ, рассматривается и в письме ЦБ РФ №29-Р-Р-6/7859 от 02/10/14 г. Из документа можно сделать вывод о законности такой выдачи.
Может ли руководитель рассчитывать на получение сумм под отчет? Вопрос требует внимательного рассмотрения. Директор, занимающий главную руководящую должность в фирме, может получать подотчетные суммы, если сотрудничает с фирмой по договору. Чаще всего это трудовой договор, и директор, генеральный директор являются точно такими же сотрудниками, как и остальные принятые в штат. Противоречий с действующим законодательством здесь не возникает.
Индивидуальный предприниматель не может получать деньги под отчет, поскольку у него не заключен один из видов договора (ГПХ или трудовой) с самим собой. Деньги из кассы он, однако, брать может. В расходном документе следует указать, на какие цели будет израсходована данная сумма, с указанием реквизитов документов, подтверждающих цели. Такая ссылка на целевое использование средств необходима по следующей причине. В Указании 3073-У ЦБ РФ от 07/10/13 «Об осуществлении наличных расчетов» в п. 2 говорится: ИП вправе тратить наличную выручку за проданные товары (работы, услуги) только в определенных направлениях, например в качестве оплаты за товары (работы, услуги), на выдачу заработной платы сотрудникам, под отчет им и т.п. Вместе с тем, согласно Указанию 3210-У (п. 4.1, 4.6), кассовые документы у ИП могут вообще отсутствовать. Такой порядок целесообразно соблюдать, если у предпринимателя нет наемных работников.
Вопрос: Как отразить в учете организации приобретение через подотчетное лицо почтовых марок для оплаты почтовых отправлений налоговых деклараций организации?
Марки приобретены в октябре на сумму 800 руб. В этом же месяце все марки израсходованы.
Посмотреть ответ
Руководящее лицо — учредитель компании — брать деньги под отчет может только в случае заключения с юрлицом одного из договоров: гражданско-правового либо трудового. В ином случае, даже будучи собственником компании, быть подотчетным лицом он не имеет права.
На заметку! Подотчетное лицо может не входить в перечень материально ответственных лиц, утвержденный Постановлением №85 Минтруда от 31/12/02 г.
Как ведутся расчеты с подотчетными лицами
Общий порядок выдачи денежных средств под отчет следующий:
- Деньги выдаются на основании распоряжения руководителя или заявления подотчетного лица, в котором руководитель проставляет сумму и срок выдачи средств.
- Оформляется РКО на выдачу средств «подотчётнику».
- После того как средства истрачены, их целевое использование работник подтверждает соответствующими документами.
- На основании их составляется авансовый отчет и сдается в бухгалтерию.
Чтобы выдача денег была законной, оформлять два документа необязательно, достаточно распоряжения руководителя. На нем должна быть указана сумма и срок, на который выдаются деньги. Каждая выдача средств подтверждается новым распоряжением (по тексту Письма №29-1-1-0Э/20642 ЦБ от 06/09/17 г.). Распоряжения должны быть пронумерованы.
Подотчетное лицо может получить новую авансовую сумму, даже если имеет задолженность перед работодателем.
После окончания срока, на который выданы деньги, подотчетное лицо обязано отчитаться по суммам в течение 3-х дней. Если работник был в командировке, отсчет ведется со дня возвращения. Такие правила содержатся в Указании 3210-У, касающемся наличных денег, однако во избежание споров при проверках целесообразно выдерживать этот срок и при перечислении авансовых сумм на карту подотчетного лица.
Действующее законодательство не запрещает перечисление «подотчетнику» средств на карту, без выдачи наличных из кассы. Такую возможность целесообразно прописать в ЛНА, колдоговоре. При перечислении необходимо указать, что средства относятся к подотчетным, иначе такой платеж может быть расценен контролирующими органами как доход работника с соответствующими доначислениями налогов и взносов.
Такая же ситуация возникнет, если у подотчетного лица образовалась задолженность перед работодателем, которую решено было не взыскивать. Она фактически является доходом работника.
Бывают ситуации, когда сотруднику другой фирмы приходится выдавать средства на закупку материалов, сырья, например, по договору подряда, заключенному фирмой с организацией, где он работает. Такие средства не являются подотчетными, а оформляются как выдача из кассы согласно договору подряда. В расходном кассовом ордере указываются реквизиты этого договора. Такое правило действует, несмотря на то что договор подряда имеет гражданско-правовую природу.
Как учитываются подотчетные суммы
В бухгалтерском учете выдача и возврат подотчетных сумм оформляются стандартными проводками:
- Дт 71 Кт 50 (51, 52) – выданы деньги из кассы «подотчётнику», перечислены со счета работодателя. Такая проводка применяется и в случае, если работник потратил собственные средства в производственных целях.
- Дт 20 (26, 10, 44 и др.) Кт 71 – списываются подотчетные суммы в соответствии с целевым использованием.
- Дт 50 Кт 71 – возврат подотчетных сумм, не использованных подотчетным лицом. Если работник в установленные сроки не предоставляет отчет об использовании средств и не возвращает деньги работодателю, можно вычесть долг из заработной платы. Вместе с тем Роструд настаивает, что такая операция возможна только с согласия самого работника (письмо №3044-6-0 от 09/08/07 г.).
- Дт 70 Кт 71. После утверждения авансового отчета руководством суммы могут быть включены в затраты.
Аналитический учет подотчетных сумм организуется по каждому подотчетному лицу. Для контроля выдачи средств и в качестве внутреннего нормативного документа для бухгалтерии в организации, ИП должен быть издан приказ, содержащий список подотчетных лиц.
Целесообразно также утвердить отдельный ЛНА, касающийся выдачи подотчетных сумм и их возврата, например, «Положение о расчетах с подотчетными лицами». В него вносятся все нюансы расчетов, актуальные для данного работодателя.