На какие части делится доход потребителя
Перейти к содержимому

На какие части делится доход потребителя

Потребительский бюджет

Структура доходов и расходов за определенный период времени для домохозяйства в денежной форме.

Другое определение: стоимостной показатель объема и структуры доходов и расходов за определенный период времени для домохозяйства; интегральный социальный норматив потребления населением товаров и услуг, характеризующий сложившийся уровень жизни различных социальных групп.

Потребительские бюджеты могут быть определены в расчете на одного человека и на семью различного состава.

Потребительские бюджеты по-раз­но­му рас­счи­ты­ва­ют­ся для кон­крет­ной се­мьи и се­мьи, до­хо­ды и рас­хо­ды ко­то­рой яв­ля­ют­ся средними ре­зуль­та­та­ми по стра­не. В пер­вом слу­чае потребительский бюджет обыч­но со­став­ля­ет­ся в ви­де табли­цы со­от­не­се­ния под­счи­тан­ных рас­хо­дов и до­хо­дов за оп­ре­де­лён­ный пе­ри­од. Во вто­ром – при­ме­ня­ет­ся потребительская корзина , стоимость которой и выступает в качестве потребительского бюджета.

Для со­став­ле­ния потребительского бюджета про­во­дят­ся спец. об­сле­до­ва­ния до­хо­дов и рас­хо­дов. Например, в Рос­сии вы­бо­роч­ное об­сле­до­ва­ние бюд­же­тов до­мо­хо­зяйств яв­ля­ет­ся ме­то­дом гос. ста­ти­стического на­блю­де­ния за уров­нем жиз­ни на­се­ле­ния и про­во­дит­ся ор­га­на­ми госста­ти­сти­ки в со­от­вет­ст­вии с Фе­де­раль­ной про­грам­мой ста­ти­стических ра­бот, еже­год­но ут­вер­ждае­мой Гос­ком­ста­том по со­гла­со­ва­нию с Пра­ви­тель­ст­вом РФ. По ме­то­до­ло­гии Гос­ком­ста­та РФ при рас­чё­те до­хо­дов до­маш­них хо­зяйств учи­ты­ва­ют­ся все ис­точ­ни­ки, по­лу­чен­ные семь­ёй как в де­неж­ной фор­ме ( оп­ла­та тру­да , со­ци­аль­ные транс­фер­ты, до­хо­ды от соб­ст­вен­но­сти и пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти и др.), так и в ви­де на­ту­раль­ных по­сту­п­лений (про­дук­тов и то­ва­ров, до­та­ций и льгот, по­ощ­ре­ний то­ва­ра­ми от пред­при­ятий и пр.). Оцен­ка стои­мо­сти на­ту­раль­ных по­сту­п­ле­ний про­из­во­дит­ся в де­неж­ном эк­ви­ва­лен­те.

По­тре­би­тель­ские до­хо­ды тра­тят­ся на по­треб­ле­ние (рас­хо­ды) и сбе­ре­же­ния (часть до­хо­да по­тре­би­те­ля, ко­то­рая не за­тра­чи­ва­ет­ся на по­куп­ку то­ва­ров и ус­луг, ис­поль­зу­ет­ся на по­куп­ку цен­ных бу­маг, об­ли­га­ций, а так­же вкла­дов в банк). Расхо­да­ми потребительского бюджета счи­та­ет­ся сум­ма фак­тических за­трат, про­из­ве­дён­ных в те­че­ние учёт­но­го пе­рио­да, вклю­чаю­щая по­тре­би­тель­ские рас­хо­ды и рас­хо­ды, не свя­зан­ные с по­треб­ле­ни­ем.

По­тре­би­тель­ские рас­хо­ды вклю­ча­ют:

  • пи­та­ние
  • оде­ж­ду, бе­льё, обувь
  • пред­ме­ты са­ни­та­рии, ги­гие­ны, ле­кар­ст­ва
  • ме­бель, по­су­ду, то­ва­ры дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния
  • жи­лье и ком­му­наль­ные ус­лу­ги
  • куль­тур­но-про­све­ти­тель­ные ме­ро­прия­тия и от­дых
  • бы­то­вые ус­лу­ги
  • транс­порт
  • связь и т. п.

Рас­хо­ды, не свя­зан­ные с по­треб­ле­ни­ем, вклю­ча­ют обя­зательные пла­те­жи и различные взно­сы (на­ло­ги и сбо­ры, пла­те­жи по стра­хо­ва­нию, взно­сы в об­щественные ор­га­ни­за­ции, де­неж­ные пе­ре­во­ды, по­дар­ки и пр.).

Потребительские бюджеты от­ли­ча­ют­ся раз­ной сте­пе­нью удо­в­ле­тво­ре­ния ма­те­ри­аль­ных и не­ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей, по этой ха­рак­те­ри­сти­ке они под­раз­де­ля­ют­ся на бюд­жет прожиточного минимума , ми­нимальный потребительский бюджет и потребительский бюджет вы­со­ко­го дос­тат­ка.

Бюд­жет ПМ оп­ре­де­ля­ет­ся из об­ще­ст­вен­но при­знан­ных на ис­сле­дуе­мом эта­пе со­ста­ва и раз­ме­ров по­треб­ле­ния и рас­счи­ты­ва­ет­ся на ис­поль­зо­ва­ние толь­ко в ог­ра­ни­чен­ные сро­ки – пе­ри­од кри­зис­но­го су­ще­ст­во­ва­ния эко­но­ми­ки.

Потребительский бюджет вы­со­ко­го дос­тат­ка рас­счи­тан на рас­ши­рен­ное вос­про­из­вод­ст­во и дос­та­точ­ное удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей че­ло­ве­ка.

При­ме­ня­ет­ся так­же ра­цио­наль­ный потребительский бюджет, когда рас­хо­ды бе­рут­ся ис­хо­дя из на­уч­но обос­но­ван­ных пред­став­ле­ний о по­треб­ле­нии тех или иных то­ва­ров и ра­цио­наль­ных норм их по­треб­ле­ния. Такой бюджет позволяет оп­ре­де­лить от­кло­не­ние ре­аль­но­го по­треб­ле­ния от на­уч­но обос­но­ван­но­го, по­это­му он обыч­но ис­поль­зу­ет­ся при со­став­ле­нии со­ци­аль­но-эко­но­мических. про­грамм и про­гно­зов.

Потребитель. Доходы и расходы потребителя.

Потребитель – это, по сути, любой гражданин, который заказывает, приобретает или использует любые виды товаров и услуг исключительно для личных (семейных, домашних и прочих) нужд. Джон Кеннеди как-то сказал: «Потребители – это все мы». Таким образом, потребитель – это не какая-то конкретная категория граждан, это все люди, рассматриваемые с точки зрения одной из социальных ролей – роли потребителя (например, покупатель в магазине).

Вся экономическая теория основана на том принципе, что любая экономическая деятельность (промышленность, индустрия развлечений и услуг) работает на конечного потребителя. То есть рядовой потребитель конечное звено в цепочке деньги-товар-деньги.

Виды потребителей.

Всех потребителей согласно их роли можно разделить на следующие виды:

  1. Конечные пользователи – непосредственные пользователи продукции.
  2. Агенты влияния – потребители, считающие, что приобретение какого-то конкретного товара принесет им выгоду, таким образом имеют более корытную мотивацию, чем конечные пользователи.
  3. Рекомендатели – воздействующие на первые два вида, при их принятии решений.
  4. Держатели бюджета – контролирующие само приобретение продукции.
  5. Тот, кто принимает решение – обычно держатель бюджета или тот, кто стоит выше.
  6. Саботажник – скептик, который противится приобретению нового товара, но скорее всего – рано или поздно приобретет его.

Например, ребенок, покупающий мороженое – конечный пользователь, а родители – держатель бюджета. Одноклассник ребенка, который уже съел половину своего мороженого – это рекомендатель, а его брат, который из целей привлечения внимания к себе или из природной вредности отказался от мороженого – саботажник. Позже саботажник все-таки захочет мороженое и заставит всех вернуться в магазин, когда увидит, что все наелись, и всем понравилось, а он один остался в стороне. Ну, чтобы завершить примеры: тот, кто принимает решение – бабушка, предложившая купить детям по мороженому; агент влияния – продавец мороженого, совершивший оптовую закупку с целью заработать, правда неизвестно, получится ли ему продать всю партию.

Основной вид деятельности человека как потребителя приобретение и потребление товара, а также зарабатывание средств на приобретение.

Доходы и расходы потребителей.

Доходы потребителя – это материальные блага, которые человек получает различными способами.

Основные виды доходов следующие:

    (составляет около 70% всех доходов всех потребителей).
  1. Доходы от собственности (дивиденды, рента или проценты – около 10% всех доходов).
  2. Доходы от предпринимательской деятельности (обычно торговля, оказание услуг или производство чего-либо – также около 10%).
  3. Социальное обеспечение (помощь государства в виде пенсий, пособий, субсидий и т.д. – все те же 10%).

Как видим, больше двух третей всех видов доходов – это зарплата.

Валовый личный доход – это сумма всех видов доходов, а реальный доход – это то, что останется после уплаты налогов и издержек.

Основные виды расходов:

  1. Продукты питания.
  2. Оплата и содержание жилья.
  3. Товары длительного пользования (мебель, одежда, автомобиль и т.д.).
  4. Расходы на транспорт (здесь и бензин, и проездной на метро).
  5. Оплата услуг (обучение, медицина, культура).

Расходы потребителя определяются его доходами: чем выше доходы, тем выше и расходы.

Права потребителя охраняются государством, и прописаны в гражданских кодексах, законах и других нормативно-правовых актах.

Прибыль в бизнесе: какие виды бывают и как рассчитать

Предприниматель работает для извлечения прибыли. Но при финансовом учете важно рассчитывать несколько видов прибыли, чтобы понимать, насколько эффективно действует бизнес. Рассказываем, как это все посчитать и почему от этого бизнесу будет лучше.

Что такое прибыль

Прибыль — это разница между тем, что заработал бизнес и всеми издержками. При этом считаются доходы и расходы по всем видам деятельности. По сути, это самое главное в бизнесе. Ради прибыли предприниматели и начинают свое дело.

Давайте разберем на примере. Киоск продает шаурму. Каждый день продажа еды и напитков приносит примерно 15 тысяч рублей. За 31 день в кассе заведения оказалось 465 000 рублей. Но у киоска есть расходы на продукты, аренду, зарплату работников, коммунальные платежи и налоги. Например, на это уходит 370 тысяч рублей. Значит прибыль заведения 95 тысяч рублей в месяц.

Чем прибыль отличается от выручки

Предприниматели в малом и среднем бизнесе довольно часто путают выручку и прибыль.

Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак считает, что это связано с тем, что у предпринимателей не всегда есть соответствующие знания:

Выручка — это заработанные деньги компании за выполненные обязательства. И тут нужно сделать акцент именно на выполнении обязательств.

Смотрите, предприниматель продает древесину для деревообрабатывающих предприятий. Заказчики покупают товар по предоплате, но пока не было отгрузки товара, деньги не принадлежат продавцу. Они могут лежать на расчетном счете, но станут выручкой для учета в момент, когда покупатели получат древесину и отразят это в документации.

В этот момент деньги станут принадлежать компании. Но станут ли они прибылью? Нет. Потому что у компании есть и другие обязательства: зарплаты, ЖКХ, налоги, затраты на заготовку дерева. Эти расходы вычитаются из выручки, и получается прибыль.

То есть выручка появляется, когда компания выполнит обязательства перед контрагентами, а прибыль — это выручка за минусом собственных расходов.

Каждому предпринимателю нужно обязательно разделять эти термины. Слишком много случаев, когда поступает выручка, и собственники пускают ее на свои расходы, а потом не остается денег для закрытия обязательств.

Старший преподаватель экономического факультета РУДН Елена Егорычева уверена, что разобраться в этих понятиях способен каждый предприниматель:

Бухгалтерская и экономическая прибыль

Эти показатели смотрят для определения финансового состояния бизнеса на определенном этапе. Например, когда инвесторы или покупатели хотят оценить выгодность бизнеса.

Бухгалтерская прибыль – это доходы минус расходы по всем видам деятельности.

Экономическая прибыль – это доходы минус расходы, но в расходы включают и все неявные издержки.

Давайте разберемся чуть подробнее. В показатели бухгалтерской прибыли включают все явные затраты: зарплаты, коммунальные расходы, затраты на оборудование и материалы, банковские и налоговые платежи.

А при расчете экономической прибыли вычитают и неявные расходы. Например, деревообрабатывающий цех принадлежит предпринимателю, но его можно сдавать и в аренду. А это значит, что есть неявные денежные потери, то есть возможная недополученная прибыль от аренды.

Этот вид прибыли рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективна основная деятельность. Поэтому экономическую прибыль также можно рассчитать по формуле:

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – внутренние(неявные) затраты.

Если показатели экономической прибыли выше, то предпринимательской деятельностью заниматься не выгодно.

Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец считает, что бухгалтерская прибыль нужна для целей учета:

Маржинальная прибыль

Этот вид прибыли помогает предпринимателям понять, как развивается бизнес от месяца к месяцу. Маржинальность считают по формуле:

Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы.

В переменные расходы включают зарплаты менеджеров по продажам или закупку сырья. То есть показатели, которые регулярно меняются. Например, продали больше товаров, и менеджеры получили больше денег в качестве зарплаты. Или компания по обжарке кофе в мае закупала сырье по одной цене, а в августе стоимость изменилась из-за кризиса в Бразилии. Расходы поменялись, а следом меняется маржинальная прибыль.

Лучше регулярно смотреть, как меняется этот вид прибыли. Например, в мае кофейная компания продала продуктов на 700 тысяч рублей, а переменные расходы были 400 тысяч. Если в августе выручка осталась в районе 700 тысяч, а переменные расходы увеличились до 600 тысяч, то это повод пересмотреть бизнес-процессы. Возможно, стоит увеличить цены на товары.

С помощью маржинальной прибыли рассчитывают рентабельность бизнеса по формуле:

Рентабельность = Маржинальная прибыль : на Выручку.

Давайте снова вернемся к кофейной компании. В мае маржинальная прибыль составила 300 тысяч рублей. Разделим это число на 700 000 и получим рентабельность 0,43 или 43%.
В августе маржинальная прибыль составила 100 000 рублей. Разделим на 700 000 и получим 0.14 или 14%, то есть видим падение рентабельности.

Полезно следить за показателями рентабельности каждый месяц. Если значения падают, то лучше принять меры для изменения ситуации. Например, сократить издержки. В блоге ПланФакта есть полезная статья, которая поможет грамотно это сделать.

Пример того, как это отражается в ПланФакте в отчете с маржинальной прибылью:

отчет о прибылях и убытках

Валовая прибыль

С помощью валовой прибыли определяют целесообразность продажи или производства отдельных товаров или услуг. Для этого используют формулу:

Валовая прибыль = Выручка от продажи – Себестоимость.

Главное, что в этом случае считают прямые затраты, связанные с этим товаром. Например, себестоимость шаурмы 80 рублей, а клиентам продают за 180 рублей. Валовая прибыль равна 100 рублей.

Этот показатель помогает предпринимателям рассматривать бизнес по отдельным направлениям. В перспективе станет понятно, какие направления выгодно развивать, а от каких проще отказаться.

Операционная прибыль

Этот показатель используют, чтоб понять, насколько компания успешно ведет дела по основной деятельности. Для расчета применяют формулу:

Операционная прибыль = Выручка – Расходы по основной деятельности.

Расходы по основной деятельности = Прямые + Косвенные(Переменные) + Постоянные.

Кроме этого, используют и другую формулу:

Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы.

Например, у деревообрабатывающего цеха маржинальная прибыль 4 000 000 рублей. а расходы 3 600 000 рублей. Значит, операционная прибыль составляет 400 тысяч рублей. Если в течении полугода или года показатели падают, то бизнес теряет рентабельность.

Пример отчета о прибыли из сервиса ПланФакт:

отчет о прибылях и убытках2

Чистая прибыль

Это главный финансовый показатель компании. Расчет выглядит так:

Чистая прибыль = (Выручка компании + Прочие доходы) – (Расходы по основной деятельности + Прочие расходы + Амортизация + Проценты по кредитам + Налог на прибыль(доходы)).

Обратите внимание, что нужно вычесть все затраты: постоянные, переменные, налоги и амортизацию. Итоговый результат показывает, насколько успешен бизнес в целом.

Например, показатели ларька с шаурмой за месяц выглядят так:

  • Выручка — 465 000
  • Постоянные расходы — 100 000
  • Переменные расходы — 150 000
  • Налоги — 50 000
  • Кредитные платежи — 20 000
  • Амортизация — 5000

Чистая прибыль = 465 000 – (100 000 + 150 000 + 50 000 + 20 000 + 5000) = 140 000 рублей.

Эти деньги можно потратить на свои нужды или инвестировать в развитие бизнеса.

Зачем считать разные виды прибыли и как ее анализировать

Все это делается для управленческих решений. Подсчет прибыли показывает, как на самом деле работает бизнес. Ведь иногда кажется, что компания зарабатывает достаточно денег, но их не хватает на масштабирование, развитие и запуск новых направлений.

Борис Зак уверен, что без таких расчетов не понять, насколько хорошо развивается бизнес:

Расчеты прибыли помогают понять рентабельность бизнеса. Для этого нужно анализировать цифры несколькими методами.

Горизонтальный анализ (по времени)

Для этого прибыль сравнивают с определенными периодами. Например, март, апрель, май 2020 года с аналогичным периодом 2021 года. Цифры помогут понять, развивается бизнес или нет. В 2020 году на это время пришлась первая волна Covid-19, и многие заведения общепита были закрыты. И если анализ показывает, что у киоска с шаурмой в 2021 году показатели прибыли больше, значит бизнес развивается, не стоит на месте.

При этом анализе можно вовремя заметить падение выручки и принять решения, чтобы улучшить показатели или хотя бы подтянуть к показателям прошлого периода.

Вертикальный анализ (структурный)

Этот подход анализирует структуру выручки, сколько уходит на налоги, косвенные затраты, себестоимость, постоянные расходы и кредитные платежи. Например, чистая прибыль деревообрабатывающей компании в апреле 2021 года была 4 миллиона рублей или 12% от выручки.

В мае чистая прибыль стала 5 миллионов, но чистая прибыль составила 7% от выручки. Значит придется разбираться, почему просела прибыль. Возможно, поставщики увеличили цены из-за того, что в лесах распутица, и трудно вывозить древесину. Тогда в следующем периоде чистая прибыль должна подрасти. Но может компания продала больше материалов с низкой валовой прибылью, и следует пересмотреть бизнес-процессы.

Конкурентный анализ

Показатели бизнеса полезно сравнивать с показателями конкурентов. Для этого обычно используют результаты операционной прибыли. Как узнать цифры конкурентов? Некоторые предприниматели используют инсайдерскую информацию. Например, сотрудник конкурента не подписывал договор о неразглашении информации, а после увольнения рассказал о показателях на новой работе.

Есть финансовые консультанты, которые помогают с бизнес-планами и финансовыми моделями. Если у них десятки клиентов, то они знают показатели по направлениям бизнеса. Раскрывать значения конкурентов они не станут, но подскажут к каким цифрам необходимо стремиться.

Если нет возможности получить данные этими способами, то используйте статистику Росстата. Они ежегодно считают средние показатели по отраслям. Эти цифры помогут сориентироваться в показателям и понять, как себя чувствует компания в сравнении с другими участниками рынка.

Артем Туровец считает, что показатели прибыли показывают эффективность руководителя:

На самом деле неумение считать прибыль может привести к плачевным результатам. Есть реальный случай, когда предприниматель решил открыть производство древесных пеллет на базе леспромхоза. Он арендовал цех и оборудование, а потом получил тендер на поставку продукции в детский оздоровительный лагерь. К сожалению, собственник не умел правильно считать деньги и банально перепутал выручку и прибыль. Платежи от тендера он потратил на покупку автомобиля и недвижимость. Когда пришло время платить по обязательствам, то у компании не было денег на зарплату и покупку сырья. История печально закончилась тем, что за предпринимателем ходят судебные приставы и пытаются взыскать долги.

Должен ли предприниматель самостоятельно во всем этом разбираться

Здесь нет однозначного ответа, но лучше, чтобы предприниматель понимал, как складываются финансовые показатели бизнеса. Хотя бы для того, чтобы в будущем его не могли обманывать сотрудники или сторонние специалисты. Борис Зак уверен, что на начальных этапах лучше во все вникать самостоятельно:

Эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин думает, что опытные предприниматели разбираются в этих показателях, но на определенных этапах понадобятся эксперты:

Елена Егорычева уверена, что в крупном бизнесе у предпринимателей другие задачи, и за финансовые показатели отвечают отдельные специалисты:

Получается, что для развития бизнеса нужно вовремя принимать управленческие решения. Это поможет сделать расчет разных видов прибыли. Если бизнес небольшой, то это реально сделать самостоятельно. Когда показатели вырастут, то лучше нанять отдельных специалистов.

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Потребительский спрос зависит не только от желаний по­требителей, но и от их финансовых возможностей.

Как известно из экономической теории, деньги — это абсо­лютно ликвидное средство обмена, в этом смысле деньги явля­ются всеобщим эквивалентом. Это безусловное для экономи­ческой теории утверждение с точки зрения человеческого по­ведения имеет более сложный смысл. Для людей с разными взглядами, жизненными ценностями и установками деньги могут иметь разный смысл, и поэтому можно говорить об их не только объективной, но и субъективной ценности. Различия в психологии отношения к деньгам проявляются как в сфере за­рабатывания денег, так и в сфере их расходования.

Человек обменивает имеющиеся у него деньги не на товары вообще, а на товары или услуги, необходимые именно ему.

При всем своеобразии способов расходования денег у каж­дого человека есть бюджетные ограничения количество де­нег, которое он может потратить за определенное время. Эти ограничения связаны с уровнем доходов.

Однако, как вы знаете, распределение доходов крайне не­равномерно.

Следует учесть, что большинство людей расходуют зарабо­танные или полученные в виде социальных пособий (пенсий, стипендий, пособия по безработице) деньги не только на себя, но и на свою семью. Поэтому обычно говорят не столько об индивидуальном доходе, а об уровне доходов семьи.

При этом следует учесть, что потребитель реально распоря­жается не всем своим доходом (его обычно называют совокуп­ный доход), а только его частью, которая образуется после вы­платы налогов, ее называют располагаемым доходом.

Все потребители по-разному распределяют свой распола­гаемый доход, однако в статистическом плане поведение по­требителей подчиняется некой общей закономерности. Расхо­ды на еду, жилье и одежду — это первоочередные расходы большинства потребителей. Можно сказать, что это обязатель­ные расходы. Если их вычесть, то остается свободная часть. Ее называют дискретный доход.

Дискретный доход — это часть дохода, предназначенная для расходования на членов семьи и домашнее хозяйство и составляющая сум­му, которая остается после обязательных расходов на поддержание удовлетворительного уровня жизни.

Важным фактором, влияющим на динамику потребитель­ского поведения, выступает изменение уровня доходов. В за­висимости от уровня дохода меняется и стиль потребления.

В 50-е годы XIX в. немецкий ученый Эрнест Энгель опуб­ликовал данные своих статистических исследований, в кото­рых он показал взаимосвязь между доходами и расходами, т.е. то, как изменение доходов человека влияет на приобретение им различных товаров.

Энгель установил, что при росте доходов доля расходов на питание снижается, доля расходов на жилье и одежду варьиру­ется мало, а доля расходов на удовлетворение прочих потреб­ностей растет.

Какой бы высокий ни был реальный доход потребителя, каждый испытывает на себе сдерживающее влияние бюджета. Именно поэтому потребитель постоянно должен идти на ком­промисс, выбирая между различными продуктами, стремясь добиться приобретения наиболее удовлетворительного набора товаров.

«Принимая решения, типичный покупатель оказывается в таком же положении, что и золотоискатель, пополняющий свои запасы перед очередным возвращением на прииски и вы­нужденный из-за условий местности ограничивать свой багаж тем, что может перевезти на спине одного осла. Если он возь­мет с собой много чего-то одного, например сушеной фасоли, то ему неизбежно придется взять меньше чего-то другого, ска­жем, бекона. Его задача заключается в том, чтобы найти такую комбинацию продуктов, которая с учетом пределов, ограничи­вающих всю совокупность, наилучшим образом отвечала бы его нуждам и вкусам».

При формировании потребительской корзины (набора то­варов и услуг), удовлетворяющей потребностям данного кон­кретного человека, его поведение подчинено двум наиболее общим эффектам: эффекту дохода и эффекту замещения.

Эффект доходапоказывает, как изменяется доход потреби­теля и его потребительское поведение при изменении цены на товары. Например, цена на огурцы снизилась в два раза, т.е. за те же деньги можно купить в два раза больше огурцов. Значит ли это, что покупатель так и сделает? Вероятно, нет. Скорее всего он будет покупать их примерно в том же количестве. Но если его потребление огурцов останется постоянным, то зна­чит, он сможет израсходовать больше денег на другие товары. Фактически это значит, что он стал богаче.

Эффект замещенияпоказывает, что снижение цены на не­кий товар при неизменности цены на другие товары делает его более доступным. Человек может увеличить потребление поде­шевевших огурцов, так как другие овощи не подешевели и, та­ким образом, стали относительно более дорогими.

Как правило, эти эффекты действуют взаимосвязанно, и в зависимости от специфики товара и особенностей психологии конкретных потребителей может проявляться более сильное действие одного из них.

Итак, мы видим, что реальные доходы человека непосред­ственно связаны с уровнем цен: чем ниже цены, тем реальные доходы выше, и наоборот (естественно, при неизменности раз­мера денежных доходов).

Как же изменение доходов и цены на конкретный товар влия­ет на потребительский спрос?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *