Не является публичной офертой что это значит
Перейти к содержимому

Не является публичной офертой что это значит

Про оферту простыми словами

Оферта — мегаполезная вещь для предпринимателей. С её помощью заключают договоры без бумаги и подписей. Это удобно, особенно когда клиентов много, а товар или услуга для всех одинаковые. А ещё это абсолютно законно. С офертой есть свои риски, но они не страшны, если хорошо изучить вопрос.

Содержание
  • Что такое оферта
  • Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой
  • Публичная и непубличная оферта
  • Когда нужно писать «предложение не является публичной офертой»
  • Как изменить и отменить оферту

Что такое оферта

Оферта — это предложение заключить договор. Оферта может выглядеть по-разному, вот примеры:

  • Документ в подвале интернет-магазина с разделами о заказе, доставке и оплате смартфонов.
  • Инструкция на сайте, как активировать бухгалтерскую программу.
  • Плакат в барбершопе с перечнем услуг и цен.
  • Фото одежды в инстаграме с размерами и ценниками.
  • Письмо клиенту по электронной почте с предложением маркетинговых услуг со скидкой.
  • Правила посещения спортзала на стойке, где продают абонементы.
  • Надпись на меловом штендере перед кофейней «Кофе за 100 ₽ с 7 до 9».

Главное — в оферте надо проговорить существенные условия договора. То есть не должно возникать вопросов, что и по какой цене предлагают.

Оферта превращается в договор в момент её акцепта.

Акцепт — это согласие на договор. Что считается акцептом, обычно пишут в самой оферте. Иногда это уже написано в законе. Акцептом может быть любое действие клиента, но чаще всего им считают оплату.

Оферта + акцепт = договор. Бумаги, подписи и печати не нужны. Если совсем грубо, оферта и акцепт приравниваются к привычному бумажному договору. После акцепта обе стороны обязаны исполнить договорённость, а менять что-то на ходу уже нельзя. Если дойдёт до спора, будут действовать правила из закона для конкретного вида договора. Вот примеры акцепта:

  • Покупатель перевёл электронный платёж за смартфон → заключили договор купли-продажи.
  • Пользователь скачал программу → заключили лицензионный договор.
  • Мужчина записался на стрижку бороды → заключили договор на услуги.
  • Женщина написала в директ: «Готова купить эту кофту» → заключили договор купли-продажи.
  • Клиент написал в ответ, что готов сотрудничать → заключили договор на услуги.
  • Молодой человек купил годовой абонемент в зал → заключили договор на услуги.
  • Девушка протянула сторублёвую купюру со словами «мне кофе» → заключили договор купли-продажи.

Акцепт должен быть безоговорочным. Если клиент пишет, что хочет анализ рынка, но со скидкой, а ещё сео для сайта, это не акцепт и договор не состоялся. Можно расслабиться: дальше переписка ни к чему не обязывает. Однако клиент может согласиться, но уточнить реквизиты или исправить опечатки. Такие мелочи не влияют на акцепт. Тут считается, что договор заключили.

Молчание и полное бездействие — не акцепт. Наоборот: если клиент не отвечает или не переводит деньги, договор не заключили.

Ещё отозваться на оферту можно через конклюдентные действия. Клиент не пишет чёрным по белому «да, погнали», а сразу исполняет договор на предложенных условиях. То есть показывает своим поведением, что согласен. Например, присылает материал для анализа. Или встаёт в очередь за кофе.

Если предприниматель продает товар или услугу через сайт любому посетителю, оферту лучше выложить в общий доступ в виде отдельного документа. Так всем будут понятны правила заказа, доставки и возврата. Что не менее важно, чёткие правила защитят в спорах с клиентами и при проверках Роспотребнадзора.

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно.

Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой

Есть два случая, когда понадобится бумажный договор с подписями. А с ним и переговоры по условиям. Вот эти случаи:

Клиент получает нетиповую услугу. К примеру, фитнес-клуб работает по оферте на посещение зала. Посетители приезжают, платят по ценнику и занимаются с тренерами по типовой программе. Но если тренер за повышенную плату выезжает домой к клиенту после травмы, условия из оферты не подойдут. Для защиты от споров лучше составить договор с индивидуальными условиями: время занятий, программа реабилитации, порядок отмены визита.

По закону договор нужно составить в виде одного документа. Чаще всего предприниматели сталкиваются с двумя из них: это аренда и продажа недвижимости. Ещё по оферте нельзя заключать корпоративный договор между участниками ООО.

Публичная и непубличная оферта

Оферты бывают двух видов. Это зависит от цели предпринимателя: заключить договор со всеми желающими или с конкретным лицом.

Публичная оферта — это предложение заключить договор с любым, кто отзовётся. Выкладка товара, рассылка на электронной почте, описание услуг на сайте — это всё публичная оферта. Если предприниматель торгует в розницу, держит общепит или оказывает бытовые услуги, его предложения считаются публичной офертой.

Особенность публичной оферты в том, что клиенту нельзя отказать. Предприниматель обязан продать смартфон, налить кофе и подстричь любого потребителя. За дискриминацию по здоровью и возрасту можно даже получить штраф до 500 000 ₽ по ст. 14.8 КоАП РФ.

А вот написать в публичной оферте про скидку для определённых клиентов — законно. Например, для студентов, многодетных или владельцев скидочных карт.

Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Отозваться может только адресат. Сообщение в личку клиента с предложением маркетингового анализа за 3 000 ₽ — непубличная оферта. С остальными предприниматель не обязан сотрудничать за эти деньги, потому что не предлагал и не обещал.

Когда нужно писать «предложение не является публичной офертой»

Такую фразу пишут, чтобы разграничить публичную оферту и рекламу. Но это хождение по тонкому льду.

Публичная оферта предлагает купить конкретный товар или услугу по ценнику. Её цель — продать здесь и сейчас любому, кто отзовётся. Отказывать желающим нельзя.

Реклама привлекает внимание к товару. Продавец хочет, чтобы товар захотели купить как можно больше людей. Реклама становится публичной офертой, если в ней есть точное описание товара и цена. Без конкретики реклама остаётся просто рекламой и не связывает продавца договором.

Фраза «предложение не является публичной офертой» не отменяет обязанность продать товар любому, если в рекламе товар описан конкретно. Примерно так сказали судьи в деле № 33-16812/2018. Использовать эту фразу можно разве что для перестраховки.

Чтобы реклама не стала публичной офертой, она должна выглядеть примерно так. Продавец говорит: «Смотрите, какой у меня товар. Если интересно, расскажу, на каких условиях продаю».

Пример, когда реклама не оферта

Мужчина увидел в инстаграме автосалона предложение обменять старый автомобиль на новый без доплат. Но когда приехал в автосалон, менеджеры отказали в обмене. (Из судебного решения мы сами толком не поняли, почему ��) Тогда мужчина отправил почтой письмо на имя директора салона. Мол, вы опубликовали публичную оферту, я акцептовал, сделайте мне обмен. Ему снова отказали, и за новым автомобилем без доплат он пошёл в суд.

Суд не признал рекламу публичной офертой. В тексте поста в инстаграме не указаны модель и номер нового автомобиля. Значит, конкретных условий обмена нет, и это не публичная оферта. Мужчина проиграл.

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как изменить и отменить оферту

Отменить или изменить оферту можно до акцепта. Если не успели, клиент вправе требовать предложенное. Вот примеры отмены и изменения без рисков:

  • Интернет-магазин отменил бесплатную доставку до оплаты покупателем смартфона.
  • С сервера удалили бухгалтерскую программу до скачивания.
  • В барбершопе повысили цены на стрижку, пока к мастеру не было записи.
  • В инстаграме удалили фотографию кофты до сообщения покупательницы в директ.
  • Клиенту прислали письмо об окончании акции до его ответа.
  • В спортзале отменили утренние тренировки для будущих покупателей абонементов.
  • Бариста убрал меловой штендер, после того как налил кофе всем из очереди.

После акцепта договор разрывают по общим правилам: если такую возможность оговаривали, клиент не заплатил или случился форс-мажор. Подробно про это мы писали в наших статьях.

Статья актуальна на 27.01.2022

Продолжайте читать

Договор безвозмездного пользования: как бесплатно отдают машины, помещения и оборудование + шаблон

Клиент отказался от услуги: когда нужно вернуть предоплату, а когда нет

Как правильно разорвать договор аренды помещения

Рассылка для бизнеса

Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур

Оферта: что это и зачем она нужна

Павел Мищенко

Когда покупатель оформляет заказ в интернет-магазине, он соглашается на условия покупки, которые предлагает магазин. Юристы называют это «акцептовать оферту».

Кроме интернет-магазинов, оферту используют другие бизнесы: например, онлайн-школы и транспортные компании. Рассказываем, что такое оферта и как ее оформить, чтобы не возникло проблем с покупателями и законом.

Что такое оферта

Оферта — это предложение заключить договор на конкретных условиях. Условия прописаны в самой оферте и менять их нельзя, можно принять или не принять.

✓ На сайте интернет-магазина продается книга за 500 ₽ — это оферта.

✓ Бумажный ценник в книжном — это тоже оферта.

✘ Блогер написал, что размещает у себя в канале рекламные посты, но не указал ни цену, ни правила размещения — это не оферта, потому что непонятно, что будут включать эти рекламные посты. С каждым рекламодателем блогеру нужно будет подписывать договор.

Оферта имеет силу, если в ней прописаны существенные условия для заключения договора. Существенные условия зависят от предмета договора: например, если речь о договоре на выполнение работ, цена — не существенное условие, ее не обязательно указывать, а срок нужно указать, это существенное условие.

Как принять оферту

Чтобы принять оферту и начать сотрудничество, не нужно подписывать договор. Как правило, достаточно выполнить действие, которое подтверждает, что клиент согласен с условиями оферты — например, оплатить заказ или зарегистрироваться на сайте. Такое действие называется акцепт.

Что считать акцептом в каждом конкретном случае, написано в самой оферте.

Акцепт должен быть внятным и однозначным. Для клиентов-физлиц иногда достаточно поставить галочку или оставить контактные данные.

Озон: оферта На сайте Ozon оферту назвали «Условиями продажи». Принять условия продажи = нажать кнопку оплаты

Для работы с бизнесом это не подойдет. Допустим, представитель заказчика нажал галочку «Согласен с условиями». Поставщик выполнил свою часть договора и ждет оплаты. Заказчик может отказать, и у него будет веский аргумент: договор не подписывали, а у человека, который акцептовал оферту нажатием галочки, не было на это полномочий.

Бизнес должен акцептовать оферту от имени компании, а не сотрудника. Однозначным акцептом в этой ситуации может стать скан письменного согласия с печатью и подписью директора или оплата с расчетного счета компании.

Акцептование оферты при внесении авансового платежа Чтобы не возникало разногласий и недопонимания с клиентами, Mindbox считает, что клиент акцептовал оферту, когда внес авансовый платеж

Варианты акцепта для физлиц и бизнеса

Подтвердите кодом из СМС

Чем оферта полезна бизнесу

Оферта упрощает жизнь бизнесу, облачным сервисам и интернет-магазинам, а для последних стала обязательной. Она помогает сэкономить время на заключении договора, защищает и покупателей, и сам бизнес и помогает избежать проблем с законом.

Помогает сэкономить время. Не нужно согласовывать условия с каждым новым клиентом и тратить время на подписание и пересылку бумажных копий договора. Как только клиент акцептовал оферту, можно приступать к работе.

Можно использовать и оферту, и бумажный договор. Оферту предлагать по умолчанию, а бумажный договор — самым несговорчивым клиентам.

Защитить покупателей. В оферте публикуются все важные условия покупки. Например, из оферты клиент может узнать, кто отвечает за доставку товара: продавец или транспортная компания, как только заказ покинет склад продавца.

Соблюсти закон и защитить бизнес от штрафов. С 1 января 2021 года все интернет-магазины обязаны публиковать оферту. Покупатель должен ее видеть при оформлении заказа.

Оферту должны публиковать все интернет-магазины, даже те, что работают через соцсети, а сайта у них нет.

Если интернет-торговец не публикует оферту, ему грозит штраф до 40 000 ₽.

Защитить бизнес от несправедливых претензий покупателей. Бывает, что услуга или товар не оправдывает ожиданий клиента не по вине поставщика. Например, компания подключила SIP-телефонию, но использует бесплатное приложение, поэтому качество связи хромает, а некоторым клиентам вообще не удается дозвониться. Чтобы претензий от таких контрагентов было меньше, оператор телефонии пишет в оферте, что не отвечает за качество связи, если клиент сам настраивал сервис.

Манго Телеком: условия оферты Оператор «Манго Телеком» не может нести ответственность за качество связи, если клиент установил некачественное оборудование или интернет у него работает с перебоями. Это прописано в оферте

Ускорили цикл работы над заказами

Виды оферты

Оферты бывают для всех или для одного адресата — публичная или непубличная.

Публичная оферта не имеет конкретного адресата. Это предложение для всех, кто согласен работать на условиях, которые описаны в оферте. Например, меню ресторана — это публичная оферта.

Непубличную, или простую, оферту направляют конкретному человеку или компании. Например, краснодеревщик написал письмо руководителю интернет-магазина мебели и предложил купить книжный шкаф собственного производства за 250 000 ₽.

Счет-оферта. Если в документ непубличной оферты включить счет на оплату, получится счет-оферта, ее используют в сделках на небольшие суммы. Это документ, который может заменить счет и договор. В счете-оферте указывают название товара, работы или услуги, количество и стоимость, реквизиты сторон и условия сотрудничества. Чтобы заключить договор, нужно подписать счет-оферту и оплатить.

Счет-оферта: образец Счет-оферта — это счет на оплату и предложение заключить договор в одном документе

В теории права есть несколько разновидностей непубличной оферты: твердая, свободная и безотзывная. Но в гражданском кодексе и на практике используются только публичная и непубличная оферта, поэтому мы не будем углубляться в теорию.

Когда оферта подойдет

Публичная оферта подходит для продажи товаров и услуг, когда условия для всех одинаковые.

Интернет-магазин. Как говорили выше, у интернет-магазинов оферта должна быть обязательно — это требование закона. А еще это быстрый способ оформлять сделки с покупателями и защита от потребительского экстремизма. В оферте нужно прописать условия покупки товара и его использования.

Условия оферты в интернет-магазине издательства МИФ Оферта в интернет-магазине МИФ: без регистрации купить книгу не получится

Онлайн-обучение. Для онлайн-школ без образовательной лицензии — это предложение ко всем желающим купить конкретный курс на указанных условиях.

Акцепт оферты Skillbox — регистрация на сайте и оплата Фрагмент оферты платформы онлайн-обучения Skillbox. Акцепт оферты — регистрация на сайте и оплата

B2B-продажи. Оферту иногда используют при работе с бизнесом. Например, это удобно для транспортных компаний и облачных сервисов — email-платформ и CRM.

Оферта СДЭК для юрлиц и ИП По такой оферте СДЭК работает с юрлицами и ИП

Еще оферта используется в облигациях и в госзакупках малого объема. В рамках этой статьи мы не будем разбирать эти понятия.

Когда оферта не подойдет

Кажется, что оферта — универсальный инструмент, которым всегда можно заменить договор, подписанный сторонами. Но это не так.

Оферта не заменит договор в таких случаях:

  1. При работе с клиентами, которые учитывают и подтверждают расходы. Скорее всего, для отчетности им понадобится договор и акт выполненных работ, подписанные сторонами.
  2. Если контрагента не устраивают общие условия и он хочет внести коррективы. Если бизнес заинтересован в этом сотрудничестве, нужно вести переговоры и заключать индивидуальный договор.
  3. Когда речь о сделке на крупную сумму. В бизнесе есть определенный порог доверия: если сумма контракта высока для контрагента и риски велики, он захочет получить договор с подписями.

Когда нужно написать «не является публичной офертой»

«Не является публичной офертой» обычно пишут на рекламе. Реклама — это не оферта, не предложение купить, а приглашение к переговорам. Цель рекламы — привлечь внимание к товару. Например, когда размещают на плакате неузнаваемый ноунейм-смартфон и пишут «Цена от 5000 ₽», — это реклама.

Когда покупатель приходит в магазин, он видит, что есть смартфоны с ценником 5000 ₽, а есть — по 150 000 ₽. Это уже оферта.

Чтобы покупатели не думали, что все смартфоны в этом магазине стоят 5000 ₽, на плакате есть примечание «предложение не является публичной офертой». Но оно не спасет, если продавец использовал в рекламе фото Айфона последней модели: придется продавать Айфон за 5000 ₽.

 Информация на сайте не является публичной офертой В розничных магазинах и на сайте «Велодрайв» цены могут отличаться. Например, на сайте цена ниже, но клиент не сможет купить за ту же цену велосипед в офлайн-магазине: там на велосипедах свои ценники, а интернет-витрина не является публичной офертой

Что включить в публичную оферту

Оферта — документ, который содержит существенные условия сделки. У каждого бизнеса свои условия и потенциально спорные моменты, которые могут вызвать разногласия с клиентами. Мы собрали основные пункты, которые стоит продумать в оферте: информация о продавце, о предмете соглашения, условия акцепта, условия доставки товара или оказания услуги, ответственность сторон.

Информация о продавце. В оферте нужно указывать реквизиты организации и ее название с организационно-правовой формой — ООО или ИП. Если сделать не так, оферта не будет иметь силы.

Ограничения для покупателей. Если товар или услуга для определенного типа клиента, это тоже нужно прописать в оферте. Например, курьерская служба Pony Express работает по оферте с юрлицами, вот как она написала об этом:

Настоящий договор является официальным предложением (публичной офертой) акционерного общества «ФРЕЙТ ЛИНК» (далее — «Исполнитель») для юридического лица (далее — «Заказчик»), которое принимает настоящее предложение на указанных ниже условиях.

Нельзя ограничивать клиентов по социальному статусу, полу, вероисповеданию и другим критериям, которые могут расценить как дискриминацию.

Информация о товаре или услуге. Перечислите категории товаров или виды услуг, которые оказываете, и какие характеристики пишете. Например, точные размеры посудомоечной машины — неоспоримая характеристика, ее нужно написать. А если написать про материал «приятный на ощупь», это может вызвать разногласия: у людей разные представления о том, что приятно.

В оферте стоит предупредить, что цвет товара может отличаться от изображенного на фотографиях. Такой дисклеймер снимет большинство возражений клиентов, которые могут возникнуть: товары действительно редко по цвету соответствуют фото.

Условия акцепта оферты. Чтобы клиенты понимали, что нужно сделать для заключения договора, напишите об этом в оферте. Это может быть оплата, передача посылки, нажатие галочки возле фразы «Принимаю условия публичной оферты».Нельзя делать акцептом неподходящие действия. Например, факт прочтения оферты не может быть ее акцептом.

Обязанности и ответственность сторон. Бывают ситуации, когда качество поставляемой услуги зависит не только от исполнителя, но и от внешних факторов. Например, стабильность интернета зависит не только от провайдера, но и от роутера клиента. Провайдер не может отвечать за качество связи, которую дает неподходящий роутер. Если провайдер в оферте укажет список сертифицированных роутеров, претензии клиентов, использующих роутеры не из списка, будут несостоятельными.

В оферте о продаже товара нужны условия доставки и возврата.

Условия доставки. Если магазин отправляет заказы Почтой России, пропишите, кто несет ответственность за заказ после передачи перевозчику. Например, магазин авторской керамики отправил заказчику вазу, по дороге ваза разбилась. Магазину не придется компенсировать потери клиента из своего бюджета, если прописать в оферте, что с момента передачи почте за целостность заказа отвечает она.

Условия возврата товара. Когда клиент возвращает товар надлежащего качества, он имеет право получить обратно всю сумму за товар. У магазина есть законная возможность сократить сумму возврата: прописать в оферте, что при возврате из стоимости товара вычитаются расходы на интернет-эквайринг.

Если оферта на оказание услуг, обязательно укажите:

  1. В какой момент услуги считаются оказанными. Например, когда заказчик подписал акт.
  2. Требуется ли подписывать акт. Например, в оферте на услугу доступа к чат-боту акт не нужен.
  3. В какой срок можно предъявлять претензии по качеству. Например, в течение 15 дней после подписания акта.
  4. Какие претензии не считаются недостатками. Например, онлайн-школа не может гарантировать трудоустройство всем ученикам.

Если эти моменты не прописать в оферте, заказчик может позже начать требовать деньги за неоказание или некачественное оказание услуги.

Где разместить оферту

Оферту нужно опубликовать так, чтобы клиенты видели ее при оформлении заказа. Если покупатель не видит оферту, он не может ее акцептовать. И ссылаться на такой документ в случае разногласий не получится.

Если у компании есть сайт, ссылку на оферту размещают на одном из этапов процесса покупки: например, на шаге, где нужно заполнить контактные данные, или на шаге с выбором способа доставки.

Defile: ссылка на оферту при регистрации В интернет-магазине Defile ссылка на публичную оферту стоит на первом шаге процесса оформления покупки

Дополнительно ссылку на оферту можно найти в подвале сайта.

Оферта на сайте St. Friday В интернет-магазине St. Friday публичную оферту можно найти в подвале сайта

Если сайта нет и продажи только через соцсети, можно оформить оферту в гугл-доке и дать ссылку в описании профиля. Если бизнес работает через ВКонтакте, ссылку на оферту можно прикрепить в описании сообщества — главное, чтобы клиенты легко могли найти документ.

Как отменить или изменить оферту

Отменить оферту или изменить ее условия можно до акцепта и только для всех сразу. Изменения не подействуют лишь для тех, кто уже акцептовал условия в предыдущей версии, но еще не получил товар или услугу.

Если в продуктовом магазине случилась переоценка, но у творога забыли поменять ценник, придется продать творог по старой цене, даже если в прайс-листе он уже в два раза дороже. Отказать покупателю, которому так повезло, тоже нельзя.

Онлайн-школа или сервис по подписке тоже могут менять условия оферты, но лучше предупреждать об изменениях заранее, хотя бы за пять дней. Условия — это сроки доступа и формат обучения. А вот цену для тех, кто уже учится или оплатил курс, менять нельзя.

Например, онлайн-школа объявила, что через неделю стоимость доступа к лекциям будет выше. Если клиент оплатил годовую подписку или подписал оферту с фиксированной стоимостью, для него стоимость останется прежней, даже если он платит ее помесячно.

Отменить акцептованную оферту нельзя, придется расторгать договор. Правила расторжения договора тоже нужно прописать в оферте.

Какие бывают ошибки при подготовке оферты

Самая распространенная, но формальная ошибка — назвать оферту «Договор-оферта» или «Договор оферты». Оферта — это предложение заключить договор. Получается «Договор-предложение заключить договор». Это неграмотно, но на силу оферты не влияет.

Существуют ошибки, которые могут стоить бизнесу денег.

Смешать лицензию и услуги. Это важно для онлайн-курсов, школ и других компаний, которые предоставляют образовательные услуги или работают по подписке. В оферте нельзя использовать оба термина, потому что лицензионный договор и договор услуг — это принципиально разные документы. И порядок расторжения у каждого свой.

Например, если онлайн-школа работает по договору оказания услуг, клиент может отказаться от него в любой момент и потребовать свои деньги обратно. Подробно писали об этом в статье «Клиент хочет вернуть деньги за онлайн-курс. Можно ли возместить не всю сумму?»

Скопировать чужую оферту. Если скопировать текст чужой оферты и невнимательно заменить текст или вообще его не менять, может получиться бесполезный документ. Например, останется не то юридическое наименование или недействующие условия сотрудничества. Такая оферта не защитит бизнес в случае разногласий с клиентами, ведь ее условия не совпадают с действительностью.

Указать на сайте и в оферте разную информацию. Обычно клиенты ищут информацию о доставке в разделе сайта, который так и называется — «Доставка». Если в оферте написано, что доставка до семи дней, а в разделе «Доставка» — до четырех, может возникнуть спор с клиентом. Если дойдет до суда, неизвестно, какую информацию суд признает актуальной.

Включать условия, которые противоречат законодательству. Нельзя менять условия уже акцептованной оферты. Если в оферте написано, что цена оплаченного, но еще не доставленного товара может измениться курса доллара, это ничего не значит — продавцы не имеют права так делать.

Прием онлайн-платежей с Тинькофф КассойПредложение Тинькофф

Не является публичной офертой — что это значит?

Реклама, как известно, двигатель торговли, а также двигатель покупателя к продавцу. Вы услышали по радио или ТВ заманчивое предложение, а в конце фразу: «Предложение не является публичной офертой». Не придавая последнему значения («мало ли, может, это для налоговой сноска»), вы приходите, а продавец предлагает вам товар по условиям, которые отличаются от тех, на которые вы рассчитывали. Почему так происходит, разбираемся в статье.

Вы как потребитель в предпринимательском отношении являетесь слабым звеном (в сравнении с бизнесменом, который является профессиональным участником рынка, знает его правила и нормы закона).

Поэтому законодатель стремится вас защитить от хитрости и произвола тех, кто стремится заработать на отношениях с вами деньги. Законодательство о защите прав потребителей включает в себя не только одноименный закон, но и положения Гражданского кодекса и других федеральных законов.

А как только вы сталкиваетесь с нарушением ваших прав и решаете обратиться в суд, поле ваших правовых знаний должно охватить также и процессуальное законодательство.

Если все это кажется вам нереальным (а часто именно так и происходит), у вас есть выход: обратиться за помощью опытного юриста, специализирующегося на защите прав потребителей.

Что такое публичная оферта?

Прежде чем начать говорить, чем является публичная оферта и каково ее значение для потребителя, давайте разберемся, что значит оферта обычная.

Если в отношения вступают два предпринимателя (профессиональные участники рынка), то сначала кто-то (оферент) предлагает сделку на определенных условиях, а вторая сторона ее либо акцептует (тогда называется акцептатом), либо отклоняет, либо стороны обговаривают условия.

Такие правила работают, например, в сфере поставок — торговле предпринимателей с предпринимателями. И раз уж мы упомянули условия, то предложение не будет офертой, пока в него не внесут существенные условия сделки. Это те ключевые условия, без которых договор нельзя будет подписать.

Для разных видов сделок законодатель определил разные существенные условия. Например, уже упомянутый нами договор поставки не будет считаться заключенным, пока стороны не определят сам товар и его количество.

В описанных выше отношениях предложение может поступить конкретному предпринимателю (ИП или организации). В потребительских отношениях продавец (а также исполнитель услуг, работ, но мы будем говорить обобщенно) всегда имеет дело с неограниченным кругом лиц, реже с ограниченным (например, магазин может устанавливать акции для инвалидов). Неограниченный круг лиц означает, что любой, кто захочет приобрести товар или получить услугу, может требовать этого от предпринимателя.

Акцепт в таких случаях — это ваши конклюдентные действия, то есть такие, которые ясно дают продавцу понять, что вы согласились на его предложение и хотите приобрести товар. Что касается существенных условий, то для договора розничной купли-продажи это наименование товара, его количество и цена за конкретное количество.

Также публичным предложением будет считаться размещение образцов товара в витринах, на прилавках, даже если там не будет указана цена. Исключение: продавец ясным и однозначным образом уведомил покупателей о том, что не собирается продавать выставленные экземпляры.

Соотношение рекламы и публичной оферты

Рассматриваемое понятие можно спутать с рекламой. Статья 437 ГК в первом пункте содержит информацию о том, что такое реклама: это приглашение делать предложения.

То есть вы придете за разрекламированным товаром, узнаете его цену (и она вас устроит), после чего предложите продавцу заключить с вами договор розничной купли-продажи, то есть в этом случае выступите в качестве оферента.

Но это до тех пор, пока в рекламе не будут освещены название товара и его цена за конкретное количество. Как гласит пункт 1 статьи 494 ГК, наличие существенных условий превращают рекламу в публичную оферту. Поэтому, чтобы избавить ее от этого статуса, в ролике или на рекламном листе должна быть указана фраза, которую мы рассматриваем.

Каково значение выражения «не является публичной офертой»?

Все понимают, что такое реклама — это попытка привлечь как можно больше покупателей. И вот только когда покупатель привлечен, можно делать саму оферту на условиях, которые определил продавец.

Поэтому вы должны понимать, что слыша в рекламе фразу «не является публичной офертой», вам не следует рассчитывать на то, что товар или услугу предоставят по той цене и в том виде, которые освещены в рекламе.

Рекламное объявление может и не содержать ссылки на отсутствие у рекламы статуса такой оферты. Если же в этом случае рекламодатель отказывается предоставить вам товар или услугу на тех условиях, что представлены в рекламе, он нарушает закон.

Тогда следует обращаться в Роспотребнадзор, прокуратуру или суд общей юрисдикции — несмотря на то, что фактических потерь не было, вы можете требовать принудить нарушителя передать вам товар или оказать услугу на разрекламированных условиях, а также возместить причиненный вам моральный вред.

Выражение «не является публичной офертой» направлено на предостережение потребителя. Значение этой фразы для потребителя заключается в том, что обозначенные в рекламе условия могут не соответствовать действительности.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Что такое оферта

Оферта — это предложение конкретных условий сотрудничества.

Предложение руки и сердца — это оферта определенному человеку создать семью с общим имуществом. Предложение товара на витрине — это публичная оферта купить этот товар в этом магазине на конкретных условиях. Договор на образовательные услуги в автошколе — это тоже предложение, можно согласиться с ним (акцептовать) или отказаться.

Оферты классифицируют по количеству адресатов.

Простая, или непубличная, направляется только одному человеку или компании. Например, студент хочет снять квартиру. Собственник пишет ему в мессенджере: «Квартира будет стоить 40 тысяч в месяц, заезжать можно с 15 марта».

Публичная — предложение для всех сразу.

Все, что лежит на полках в магазине, — публичное предложение купить товары любому, кто пройдет мимо. Именно поэтому на кассе обязаны пробить товар по цене, которая указана на витрине: покупателю предложили товар именно по такой цене и он имеет право заплатить ровно столько, сколько указано на ценнике.

Если на кассе покупатель начинает возмущаться, что товар стоил дешевле, и кассир предлагает не покупать товар, — это незаконно. Ценник — публичное предложение, от которого магазин не может отказаться. Например, если интернет-магазин обычно продает книгу за 600 рублей, а из-за случайного сбоя на странице была указана цена 100 рублей, покупатель имеет право забрать книгу именно за 100 рублей.

«Не является публичной офертой» — что это значит

Сама по себе фраза не значит ничего. Эта фраза не отменит для ее автора обязанности продать товар по рекламируемой цене, как и не обяжет автора рекламы продавать что-то, если в рекламе нет всех условий. Так говорят суды.

Публичная оферта будет предложением заключить договор, если в ней указаны все условия этого договора. Для каждого договора они разные. Например, реклама «Каждое утро бургеры по 99 рублей» — публичное предложение, потому что сеть быстрого питания готова продавать большое количество одинаковых бургеров. Но реклама «Продаем гаражи за миллион рублей» публичным предложением не является — для договора купли-продажи недвижимости обязательно указание конкретного объекта.

Отличия от договора

Оферта — это предложение договориться, а договор — уже результат переговоров.

Оферта отражает позицию одного человека или одной компании и до ее принятия кем-то не создает никаких забот. Разве что надо быть готовым выполнить ее условия. Договор — это уже соглашение двух или нескольких сторон о взаимных правах и обязанностях: каждая сторона должна будет что-то сделать.

Договор оферты — что это

На сайтах можно встретить конструкции «договор оферты» и «договор-оферта». Они ошибочные по существу, потому что смешивают разные понятия. Оферта — буквально дверь в договор, поэтому, скорее всего, перед вами просто предложение и вы вправе принять его условия или отказаться.

Как создать оферту и можно ли ее заключить

Чтобы создать оферту, нужно предложить кому-то конкретные условия будущего договора. Гражданский кодекс РФ не говорит, что такое предложение обязательно должно быть письменным. Например, уличный мастер по ремонту обуви может на словах предложить замену набойки за 300 рублей — это устная оферта. Но если будущие отношения сторон подразумевают письменный договор, то и предложение заключить его должно быть письменным.

Из-за путаницы в терминах возникают странные вопросы, например «Как заключить оферту?». Заключают договоры, а оферту создает один человек.

Как заполнить

Письменная оферта — это краткий или полноценный договор. Какой бы длины ни был документ, в нем должно быть четко указано, что вы предлагаете покупателю или клиенту и что хотите получить взамен. Например, «месяц английского за 4000 рублей» — это реклама образовательных услуг, а «английский с носителем языка, 8 групповых занятий в месяц за 4000 рублей» — уже публичная оферта на оказание образовательных услуг.

Что такое акцепт

Акцепт — это абсолютное согласие на полученное предложение.

Если абсолютного согласия нет, потребитель может поискать более подходящий вариант или начать переговоры. «Я готов сдать вам эту комнату за 10 тысяч рублей в месяц» — это оферта. «Хорошо, держите деньги» — это акцепт. «Давайте я буду платить вам 7 тысяч, а еще давать уроки игры на скрипке раз в неделю?» — это встречное предложение и начало переговоров.

Акцептовать оферту можно подписью под договором или своими действиями. Например, договоры на медицинские процедуры — типовые, а их акцепт — это подпись. Момент передачи денег за покупки в магазине — тоже акцепт в виде конклюдентных действий (в знак согласия с предложенными условиями покупки).

Как отказаться и можно ли расторгнуть

Все, кроме монополистов, свободны в заключении договора. Поэтому тот, кому поступило предложение, вправе отказаться от него: не выходить замуж или не покупать вещь. Для автора предложения ситуация сложнее: отказаться от оферты он может только сразу.

Если оферта публичная — товар лежит на полках, кредит предлагается с баннера, — продавец может изменить условия только для всех сразу: заменить ценники, снять баннер или убрать товар на склад.

Когда товар лежит на полке, любой человек может его купить в любых количествах, отказать ему нельзя и изменить цену прямо на кассе тоже. Если покупатель уже несет вещь на кассу, он купит ее по той цене, которую увидел. Если покупатель стоял у полки и на его глазах цена выросла в два раза, будет действовать новая цена.

Так и с договором: «Держите наш стандартный договор, мы обучаем на таких условиях, почитайте дома и подпишите, если согласны». На следующий день цена может вырасти для всех новых студентов, но не для того, кому уже сделали определенное предложение.

Особая категория — коммунальщики. Цены на газ и электричество устанавливаются на государственном уровне. То есть монополисты не могут сами изменить условия оферты — поднять цены или перестать продавать энергоресурсы.

С непубличной офертой ситуация похожая. Отозвать ее можно до или в то же время, как она получена адресатом. Например, отказаться от предложения можно так: «Я сдам вам эту квартиру. Хотя нет, не сдам, сам жить буду».

Если оферта не отозвана вовремя, расторгать в будущем придется уже договор. «Расторгнуть» саму оферту нельзя.

Образец оферты на оказание услуг

Счет-оферта

Если оферта — это предложение договориться, то счет — предложение заплатить за вещи или услуги.

Счет-оферта — это продолжение ценников или прайс-листа. Стороны могут обойтись без подписания отдельного договора, подразумевая существование единого публичного договора для всех покупателей. Например, в строительном магазине покупателю не обязательно ходить вокруг стеллажей с гвоздями и шурупами — он просит посчитать ему стоимость 10 кг гвоздей и 5 стамесок, а магазин выставляет покупателю счет-оферту. Если покупателя устраивают цены, он оплачивает счет и забирает подготовленный товар.

Загрузка

Ну теперь точно заставлю продавцов пробивать мне колбасу по цене с ценника.

Роман Якушкин

Вау, 5 из 5, спасибо за проделанную работу)

Галина Назарова

Договором-офертой могут регулироваться и трудовые отношения. Чем такой договор отличается от трудового для работника и работодателя?

Николай Мезенцев

Тимур Назаренко

А если цена указана на сайте и написано что-то типа "Оплата предложения на сайте означает принятие оферты", например речь о каких-нибудь услугах, типа игры в квест или вызова мастера. То может ли покупатель после оплаты отказаться от покупки и потребовать деньги обратно? Или это как оплатить товар на кассе и забыть его там? Потом попробуй, докажи, что ты его не забрал.

Тимур, Возврат денег за товар или услуги регулируется законом о защите прав потребителя, а принятие оферты это согласие с предложенными условиями. Грубо говоря, если вы сегодня оплатили товар в интернет магазине с доставкой через неделю, а завтра цена упала в 2 раза, то вы на момент доставки, не можете требовать, чтобы вам снизили цену. В обратную сторону это тоже верно, если цена, наоборот выросла, то вас это не колышет, вы оплачиваете по той цене, по которой покупали. Работа по оферте для сайтов нужна продавцу для уменьшения бумагооборота и упрощения бухучёта, это избавляет от необходимости подписания договоров/актов с клиентом. В противном случае интернет-магазину пришлось бы ежедневно распечатывать и подписывать договор с каждым клиентом и отправлять каждому на подпись, а покупателям соответственно сначала надо было бы дождаться и подписать договор, а затем ждать пока тот вернётся к продавцу. А так перечисляя деньги на счёт продавца вы подтверждаете согласие на получение товаров/услуг по условиям указанным на сайте, а продавец высылает вместе с товаром вам чек о получении денег, тем самым подтверждая выполнение своих обязательств, и соответственно если вы не заявляете о каких-либо претензиях, услуга считается оказанной, а товар соответствующим вашим пожеланиям. В итоге все довольны, вам не надо совершать лишних телодвижений и ждать, продавцу есть чем отчитаться перед налоговой. Ну а споры по поводу факта и качества оказанных услуг, это уже совсем другая плоскость, внимательнее читайте описание и условия указанные на сайте.

Александр, есть 14 дней на обмен/возврат товара. И, если ценник упал в разы, человек может просто вернуть товар и снова этот товар купить (кроме списка категорий, которых нельзя вернуть)

Виктор Чеботарёв

Применительно к облигациям, что такое срок оферты?

А если я купила курс по пошиву одежды, а в договоре оферты оговаривается условие, что я не могу передавать этот курс третьим лицам, разве он теперь не является теперь моей собственностью и я не могу распорядится им как мне хочется? Конечно речь не идёт о перепродаже, могу ли я его подарить?

Я согласилась с офертой , которую подписала на ZEN.YANDEX Я попросила, чтобы мне выслали скан этого документа. Они отказались, сказав, что у них нет оригинала. (. ) Они вправе мне отказать? И какой закон регулирует оферту?

Oleg Zonov

а как быть, когда ты выбираешь товар через агрегаторов, переходишь по ссылке в магазин, видишь заявленную цену, начинаешь оформлять заказ и уже там не оказывается выбора купить товар по указанной цене без либо курьерской доставки, либо платной доставки до пункта выдачи? ты потратил своё время, вместо этого магазина ты мог перейти в другой с более низкою эффективною ценою точно такого же товара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *