Учёт договоров строительного подряда — практика применения
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утв. приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н, применяется с 2009 года.
Кто должен применять ПБУ 2/2008?
Применяют ПБУ 2/2008 только подрядчики по договорам, связанным со строительством, восстановлением (ремонт, модернизация, реконструкция) или ликвидацией объектов недвижимости (зданий, сооружений, судов).
Субъекты малого предпринимательства могут не применять указанное ПБУ, если сделают соответствующую запись об этом в бухгалтерской учетной политике.
ПБУ 2/2008 применяется в отношении договоров, отвечающих следующим признакам:
1) по виду договора:
- договор строительного подряда;
- договор на оказание услуг (подряда) в области архитектуры, проектирования, инженерных изысканий и т.п.;
2) по срокам договора:
- долгосрочный договор (более 1 года);
- сроки начала и окончания договора приходятся на разные годы.
Учетная единица для бухгалтерского учета
1) один договор на комплекс объектов разделяется по объектам — каждый объект считается договором (для бухгалтерского учета) при одновременном выполнении следующих условий:
а) техническая документация имеется на каждый объект
б) доходы и расходы достоверно определяются по каждому объекту
2) два и более договоров (с одним или несколькими заказчиками) объединяются в один договор (для бухгалтерского учета) при одновременном выполнении условий:
а) имеется один проект (с нормой прибыли по проекту в целом)
б) договоры исполняются одновременно или последовательно
3) дополнительный объект строительства (дополнительные работы) выделяется в отдельный договор при выполнении одного из условий:
а) существенное отличие по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам
б) (или) цена определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
Доходы по договору
Доходы по договору строительного подряда отражаются в составе доходов от обычных видов деятельности в соответствии с ПБУ 9/99 (субсчет 90-1). При этом выручка от реализации по каждому договору (Дебет 62 Кредит 90-1) признается с учетом так называемых «корректировок». К корректировкам относятся отклонения по договору, претензии и поощрительные платежи.
Порядок определения выручки от реализации можно представить в виде формулы:
ВД = ЦД + О + П + ПП, где
ВД – выручка от реализации по договору; ЦД — цена по договору; О – отклонения; П — претензии; ПП — поощрительные платежи.
Отклонения – это согласованные сторонами изменения стоимости работ, которые могут возникать в результате:
а) замены материалов (на более дешевые или дорогие);
б) выполнения дополнительных работ, не предусмотренных в технической документации;
в) выполнения более сложных работ, чем предусмотрено технической документацией;
г) исключение (невыполнение) части работ, ранее включенных в объем работ по договору.
Претензии – это требования, которые подрядчик предъявляет заказчику или иным лицам, указанным в договоре:
а) о возмещении затрат, которые подрядчик понес из-за действия (бездействия) заказчика или третьих лиц;
б) о возмещении разумных расходов, которые подрядчик понес из-за дефектов в технической документации;
в) о возмещении затрат, которые подрядчик понес в результате невыполнения заказчиком функций, предусмотренных договором (обеспечение точек подключения, энергоснабжения строительной площадки, титульными временными зданиями и сооружениями и др.).
Поощрительные платежи – это суммы, которые выплачиваются подрядчику дополнительно сверх сметы при выполнении определенных условий, указанных в договоре (например, за сокращение сроков строительства и т.д.).
Обратите внимание! Корректировки включаются в выручку при условии, что они предусмотрены договором.
Претензии и поощрительные платежи отражаются при одновременном выполнении двух условий:
- существует уверенность, что суммы будут признаны заказчиком;
- их сумма может быть достоверно определена.
Если на отчетную дату есть сомнения в поступлении отклонений, претензий и поощрительных платежей, которые раньше были включены в выручку от реализации, то они признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Выручка, признанная в прошлых отчетных периодах, не корректируется!
Расходы по договору
Признаются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 (балансовые счета 20, 25, 26).
Состав расходов по договору определяется следующей формулой:
РД = ПР + КР + П, где
РД – расходы по договору, ПР – прямые расходы по договору, КР – косвенные расходы по договору, П – прочие расходы по договору.
Прямые расходы по договору – расходы, которые непосредственно связаны с исполнением договора (отражаются на балансовом счете 20 «Основное производство»).
Обратите вним ание! В состав прямых расходов по договору включают предвиденные расходы.
Предвиденные расходы – это ожидаемые неизбежные расходы. Их включают в состав прямых расходов в порядке, закрепленном в бухгалтерской учетной политике:
- по мере их возникновения;
- (или) в виде резервов на покрытие предвиденных расходов.
Обратите внимание! Предвиденные расходы признаются прямыми расходами при условии, что их возмещение заказчиком прямо предусмотрено договором, а именно:
- виды предвиденных расходов, которые заказчик готов возместить;
- порядок и условия возмещения;
- точная сумма, подлежащая возмещению.
ПБУ 2/2008 называет следующие виды предвиденных расходов:
- устранение недоделок в проектах или строительно-монтажных работах (например, недоделки в СМР могут быть оставлены предыдущими подрядчиками или субподрядчиками);
- разборка оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты;
- расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание построенного объекта (резервирование таких расходов должно быть предусмотрено сметой в виде процента к сметной стоимости СМР, либо включено в договорную цену).
Косвенные расходы по договору – часть общих расходов организации на исполнение строительных договоров, приходящаяся на конкретный договор (отражаются на балансовом счете 25 «Общепроизводственные расходы» и распределяются в конце месяца по исполняемым договорам: Дебет 20 Кредит 25). Порядок распределения косвенных расходов устанавливается в бухгалтерской учетной политике. ПБУ 2/2008 предлагает один из вариантов такого распределения — с использованием сметных норм и расценок. Другие варианты: пропорционально прямым затратам, либо заработной плате основных рабочих, либо материальным затратам по каждому договору в общей сумме соответствующих затрат по всем договорам, исполняемым в календарном месяце.
Прочие расходы по договору – те общехозяйственные расходы, которые по условиям договора возмещаются заказчиком (отражаются на балансовом счете 26 и списываются в дебет счета 20 только по статьям и в размерах, предусмотренных конкретным договором). К прочим расходам относят отдельные расходы на управление строительной организацией, на проведение НИОКР и др.
Обратите внимание! Возмещение заказчиком прочих расходов должно быть специально предусмотрено в договоре.
Изложенный в ПБУ 2/2008 порядок списания прочих расходов по договору (Дебет 20 Кредит 26) не препятствует строительной организации установить в бухгалтерской учетной политике способ включения общехозяйственных расходов по окончании каждого месяца полностью в себестоимость продаж (Дебет 90-2 Кредит 26). В ПБУ 2/2008 речь идет только о конкретных видах расходов, которые возмещает заказчик по конкретному договору и, следовательно, эти расходы непосредственно связаны с получением доходов по такому договору.
В отдельную группу выделяются расходы, понесенные до подписания договора (разработка ТЭО, подготовка договора страхования рисков строительных работ и т.п.). Такие расходы отражаются в составе расходов будущих периодов (по дебету балансового счета 97) и списываются в следующем порядке:
- в расходы по договору (Дт 20 Кт 97) – если договор подписан в том же отчетном периоде, в котором понесены расходы;
- в состав прочих расходов (Дт 91-2 Кт 97) – если договор в отчетном периоде не подписан.
Обратите внимание! «Прочие расходы по договору» – термин, введенный ПБУ 2/2008. С точки зрения ПБУ 10/99 это – расходы по обычным видам деятельности, которые отражаются на балансовом счете 26.
В общем случае «Прочие расходы» — это расходы, которые не связаны с обычными видами деятельности. Они отражаются на субсчете 91-2.
Доходы, полученные при исполнении не строительных договоров
К таким доходам относятся:
- доходы от сдачи в аренду строительных машин и механизмов, оборудования, опалубки, строительных бытовок и т.п.;
- доходы от реализации излишних строительных материалов, деталей и конструкций;
- иные подобные доходы.
В бухгалтерской учетной политике организация должна выбрать способ отражения таких доходов:
- учитывать как прочие доходы на субсчете 91-1 (Дебет 62, 76 Кредит 91-1);
- (или) уменьшать на сумму полученных доходов прямые расходы по договору (Дебет 62, 76 Кредит 20).
Определение финансового результата по договору
Финансовый результат по договору (прибыль или убыток) определяется путем соотнесения выручки по договору и соответствующих этой выручке расходов. Для этого выручка и расходы признаются в бухгалтерском учете способом «по мере готовности», а именно: исходя из степени завершенности работ по договору на отчетную дату.
Способ определения степени завершенности работ по договору устанавливается в бухгалтерской учетной политике. ПБУ 2/2008 предлагает на выбор 2 способа:
- по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору;
- по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору, при этом за основу для определения доли можно взять как натуральные, так и стоимостные показатели. Следовательно, в учетной политике следует не только выбрать способ определения степени завершенности работ, но и прописать алгоритм применения выбранного способа.
Крайне важно: финансовый результат отчетного периода определяется с учетом выручки и расходов по договору, признанных в предыдущие отчетные периоды по данному договору.
Пример применение способов определения степени завершенности работ в стоимостном выражении.
Ожидаемая выручка по договору – 3 200 000 руб.
Выполнено на отчетную дату – 2 000 000 руб., в том числе:
- в предыдущих отчетных периодах (признана выручка) – 1 200 000 руб.,
- в текущем отчетном периоде – 800 000 руб.
Фактические расходы на отчетную дату – 1 500 000 руб., в том числе:
- в предыдущих отчетных периодах – 950 000 руб.,
- в текущем отчетном периоде – 550 000 руб.
Расходы по смете, всего – 2 700 000, в том числе:
- по выполненным работам – 1 700 000 руб.,
- по оставшимся работам – 1 000 000 руб.
Порядок определения степени завершенности работ для разных вариантов представлен в таблице 1, алгоритм расчета финансового результата – в таблице 2.
Строительство: учет выручки по работам с длительным циклом
Руководство многих организаций задается вопросом: как правильно учитывать выручку по работам с длительным циклом производства либо работам, переходящим на следующий календарный год, как это повлияет на финансовый результат и показатели отчетности и что для этого нужно? Несмотря на наличие ответов в законодательстве как по РСБУ, так и в системе МСФО, вопрос не теряет своей актуальности из-за сложности следования букве закона. В данной статье попробуем разобраться в тонкостях и правилах учета и отражения в отчетности указанной выручки.
Подрядчик должен признавать выручку в регистрах бухгалтерского учета при выполнении работ с длительным циклом производства по мере готовности этих работ (п. 13 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 04.05.99 № 32н, Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н).
Субъекты малого предпринимательства вправе не применять ПБУ 2/2008 (п. 2.1).
К сведению
Коммерческая организация может быть признана субъектом малого предпринимательства при соблюдении следующих условий (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):
— не менее 75% уставного капитала должно принадлежать физическим лицам — гражданам РФ либо юридическим лицам, также признаваемым субъектами малого предпринимательства;
— среднесписочная численность организации за прошедший год не может превышать 100 человек;
— выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за прошедший год не может превышать 800 млн руб. (предельный показатель выручки установлен постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702).
Если в течение двух лет подряд численность или сумма выручки превысят установленные значения, то на третий год организация потеряет статус субъекта малого предпринимательства.
Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору (п. 3 ПБУ 2/2008). Это значит, что на каждый договор целесообразно открыть отдельный регистр аналитического учета на балансовом счете 20 «Основное производство».
Определяем объекты учета
Итак, сначала необходимо определить объекты учета исходя из норм ПБУ 2/2008 и др. (доходы и расходы).
В случае когда одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, для целей бухгалтерского учета строительство каждого объекта должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении одновременно следующих условий (п. 4 ПБУ 2/2008):
а) на строительство каждого объекта имеется техническая документация;
б) по каждому объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы.
Два и более договора, заключенные организацией с одним или несколькими заказчиками, должны рассматриваться для целей бухгалтерского учета как один договор при соблюдении одновременно следующих условий (п. 5 ПБУ 2/2008):
а) в силу взаимосвязи отдельные договоры фактически относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам;
б) договоры исполняются одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим).
В случае когда при исполнении договора в техническую документацию вносится дополнительный объект строительства (дополнительные работы), для целей бухгалтерского учета строительство дополнительного объекта (выполнение дополнительных работ) должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (п. 6 ПБУ 2/2008):
а) дополнительный объект (дополнительные работы) по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором;
б) цена строительства дополнительного объекта (дополнительных работ) определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
Кроме того, доход (выручка) от реализации строительно-монтажных работ (СМР) признается в регистрах бухгалтерского учета подрядчика при единовременном выполнении следующих условий: строительная организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из условий конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; сумма выручки может быть определена; имеется уверенность в том, что заказчик расплатится за выполненные для него работы; результат работ передан заказчику; расходы по выполнению работ могут быть определены (п. 12 ПБУ 9/99).
Если хотя бы одно из условий не выполняется, то полученные денежные средства подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета как предварительная оплата (аванс).
Стоимость работ по условиям договора может быть скорректирована (увеличена либо уменьшена) при условии уверенности в том, что суммы отклонений, претензий и поощрительных платежей будут признаны заказчиком и сумма их может быть достоверно определена, и корректируется в случаях и на условиях договора (дополнительных соглашений к нему), например, в связи с (п. 8, 9 ПБУ 2/2008):
— использованием более качественных и дорогостоящих строительных материалов и конструкций по сравнению с предусмотренными в договоре;
— выполнением работ, более сложных по сравнению с предусмотренными в технической документации, либо работ, не предусмотренных сметой;
— предъявляемыми подрядчиком к заказчику претензиями о возмещении затрат, не учтенных в смете, которые он вынужден был понести в связи с действиями (бездействием) заказчика;
— предъявляемыми претензиями о возмещении разумных расходов, понесенных в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации, предоставленной заказчиком или проектной организацией (например, в связи с обнаружением в ходе строительства подпочвенных вод);
— предъявляемыми претензиями в связи с задержкой или остановкой работы из-за неоказания заказчиком подрядчику содействия, предусмотренного условиями договора (по передаче ему в пользование необходимых для выполнения работ зданий и сооружений, обеспечению временной подводки сетей энергоснабжения, водопровода);
— выплачиваемыми подрядчику дополнительно сверх сметы по условиям договора суммами (поощрительными платежами), например, за сокращение сроков строительства.
Соответственно, при невыполнении части работ, предусмотренных технической документацией, доход подлежит уменьшению.
Общий порядок учета расходов по договору
Бухгалтерский учет
Выделяются следующие расходы на исполнение договора (себестоимость СМР) (п. 11 ПБУ 2/2008):
— расходы, непосредственно связанные с исполнением конкретного договора (прямые расходы);
— часть общих расходов организации, связанная с выполнением СМР, приходящаяся на конкретный договор (косвенные расходы);
— расходы, не относящиеся к выполнению СМР, но возмещаемые заказчиком по условиям договора (прочие расходы по договору).
Прямыми расходами на выполнение СМР следует признать те затраты, связь которых с данным конкретным договором является непосредственной и может быть подтверждена первичными учетными документами. Например: стоимость материалов, используемых при производстве строительных работ, на конкретный договор (заказ) списывается на основании актов, материальных отчетов и других первичных документов. Заработная плата строительных рабочих, непосредственно осуществляющих СМР, с начисленными страховыми взносами, на конкретный договор (заказ) относится на основании табелей, нарядов и других первичных документов по начислению зарплаты. СМР, принятые от субподрядчиков, на конкретный договор (заказ) относятся в соответствии с оформленными актами приема-передачи работ; аналогично учитываются плата за аренду строительной техники, если она привлечена для выполнения работ на конкретном объекте; другие расходы, непосредственно связанные с выполнением СМР по конкретному договору (объекту, заказу).
В состав прямых расходов также подлежат включению, кроме фактически понесенных, ожидаемые неизбежные затраты (предвиденные расходы).
Предвиденными расходами, например, признаются работы по устранению выявленных дефектов и недоделок. Они могут включаться в расходы по договору (в себестоимость СМР):
— по мере их возникновения;
— путем создания резервов на покрытие предвиденных расходов (например, резервы на гарантийный ремонт и обслуживание) (п. 12 ПБУ 2/2008).
Выбранный способ отражения предвиденных расходов необходимо закрепить в учетной политике.
В соответствии с налоговым законодательством расходы на формирование аналогичного резерва признаются расходами в целях налогообложения прибыли (ст. 267 НК РФ).
Косвенные расходы — затраты строительной организации, также связанные с выполнением СМР и включаемые в себестоимость работ по исполнению договора (заказа, объекта) на основании разработанных организацией методик (п. 13 ПБУ 2/2008). К косвенным расходам, например, можно отнести: суммы начисленных страховых взносов в отношении работников, занятых на разных договорах (объектах); затраты по содержанию собственного грузового автотранспорта и строительной техники; прочие расходы, также связанные с производством СМР, но относящиеся более чем к одному конкретному договору в отчетном периоде.
Способ распределения косвенных расходов между строительными договорами общей суммы косвенных расходов также должен быть закреплен в учетной политике (например, пропорционально выручке по каждому из договоров, пропорционально прямым расходам и т. п.).
В бухгалтерском учете расходы по договору признаются в том отчетном периоде, в котором они понесены (п. 16 ПБУ 2/2008).
Налоговый учет
В налоговом учете расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318—320 НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ). В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода, не предусмотрена поэтапная сдача работ, расходы распределяются организацией самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с подразделением на прямые, косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ).
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
— материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе выполнения работ, а также суммы страховых взносов; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве работ.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации работ, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ (п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).
Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).
Определяем степень завершенности работ
Итак, ПБУ 2/2008 определяет выручку и расходы по договору способом «по мере готовности», если финансовый результат (прибыль или убыток) исполнения договора на отчетную дату может быть достоверно определен.
Суть способа «по мере готовности» заключается в том, что выручка и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ на отчетную дату и признаются в отчете о прибылях и убытках в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы, независимо от того, должны или не должны они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором) (п. 17 ПБУ 2/2008).
Если достоверное определение финансового результата исполнения договора в какой-то отчетный период невозможно, но существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается в отчете о прибылях и убытках в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению.
Организация по своему усмотрению может определять степень завершенности работ по договору на отчетную дату.
В регистрах бухгалтерского учета такую выручку следует отражать как новый вид актива — «не предъявленная к оплате начисленная выручка» (п. 26 ПБУ 2/2008), который в бухгалтерском балансе может быть отражен по строке 1260 «Прочие оборотные активы» или по строке 1230 «Дебиторская задолженность» (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (Приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 № 07-04-18/01)). Например, для подрядчика затраты, связанные со строительством объекта, уже не являются его собственным имуществом, а все возведенное на строительной площадке является собственностью заказчика, даже если он еще документально не принял результат работ и не оформил в установленном порядке право собственности на возводимый объект. Подрядчик же после того, как он произвел затраты по строительству объекта, утратил право распоряжаться, пользоваться и владеть имуществом, использованным при строительстве, имея лишь риск случайной гибели или случайного повреждения строящегося объекта до момента подписания акта приема-передачи. Отражение же данного актива по другим статьям бухгалтерского баланса (например, «запасы») не совсем корректно.
Непредъявленная выручка в учете
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 20 ПБУ 2/2008 существуют следующие способы определения размера непредъявленной выручки и относящихся к ней расходов:
1) исходя из доли фактически выполненных на отчетную дату строительно-монтажных работ в общем объеме работ по данному договору. Например, путем экспертной оценки объема выполненных работ или путем подсчета доли, которую составляет объем выполненных работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона, погонных метрах кабеля и т.п.) в общем объеме работ по договору;
2) исходя из доли понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору. Например, путем подсчета доли понесенных расходов в натуральном и стоимостном измерителе в расчетной величине общих расходов по договору в том же измерителе.
Доля фактически выполненных СМР
Как правило, данные о доле фактически выполненных СМР берутся из актов о приемке выполненных работ по форме № КС-2 (утв. постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100, письмо Росстата от 31.05.2005 № 01-02-9/381), предъявленных заказчику. Если акты по форме № КС-2 ежемесячно заказчику не предоставляются, подготавливаются внутренние акты производственными (сметными) службами организации на основании журнала учета выполненных работ по форме № КС-6а, в котором должны отражаться нарастающим итогом с начала строительства и до его окончания объемы выполненных работ в натуральном и стоимостном выражении. Журнал учета выполненных работ ведет исполнитель работ по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.
Стоит отметить, что выручка может быть определена по актам о приемке выполненных работ по форме № КС-2 только в случае, когда работы по ним заказчику сдаются (результат работ передается) в целом по договору или поэтапно, если в договоре определены этапы с указанием объемов работ, их стоимости и сроков исполнения (ст. 753 ГК РФ).
Ежемесячное же подписание форм № КС-2, КС-3 необходимо для определения текущей стоимости именно фактически выполненных, но не сданных за месяц работ, так как заказчику не происходит переход рисков случайной гибели или повреждения результатов работ (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», письма Минфина России от 07.11.2011 № 03-07-11/299, от 14.10.2010 № 03-07-10/13, ФНС России от 25.01.2011 № КЕ-4-3/860@, решение суда с «обратным знаком» — постановление ФАС Поволжского округа от 24.10.2013 по делу № А65-24092/2012).
Это означает, что в соответствии с подп. «г» п. 12 ПБУ 9/99 по актам по форме № КС-2, не применяя ПБУ 2/2008, признать в учете выручку нельзя.
Напомним, что этап строительства — строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капстроительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капстроительства (постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» — с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 17 декабря 2015 г.).
Обратите внимание!
Применять вычеты по НДС по счетам-фактурам, полученным от подрядчиков, заказчикам рискованно, хотя и есть все шансы отстоять позицию в суде, так как результат работ еще не принят, этап строительных работ не завершен, а платежи по договору до подписания окончательного акта передачи результата работ следует считать авансовыми и не признавать расходом (п. 7 ПБУ 2/2008, п. 3, 12 ПБУ 9/99) (постановления ФАС Московского округа от 19.04.2012 по делу № А40-77285/11-107-332, Поволжского округа от 09.02.2012 по делу № А57-4110/2011, письма Минфина России от 31.05.2012 № 03-07-10/12, от 17.02.2011 № 03-07-08/44, ФНС России от 25.01.2011 № КЕ-4-3/860@).
Для подтверждения сдачи работ заказчику могут использоваться:
— акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11) (письмо Госстроя России от 05.11.2001 № ЛБ-6062/9), который применяется для приемки законченного строительством объекта при его полной готовности согласно утвержденному проекту, договору подряда;
— акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14), который является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачислению его в состав основных средств.
Акты подписываются представителями генерального подрядчика и заказчика.
Доля понесенных расходов на отчетную дату
При выборе второго варианта планируемый доход, как правило, известен, а размер предполагаемых расходов определяется расчетным путем, при этом можно фактически сложившиеся затраты за месяц разделить на расчетную норму рентабельности и получить требуемую выручку.
Фактически произведенные затраты по данному договору при начислении выручки, не подлежащей предъявлению заказчику, должны быть списаны на уменьшение финансового результата (п. 17 ПБУ 2/2008).
Не упустите!
Понесенные на отчетную дату расходы подсчитываются только по выполненным работам (п. 21 ПБУ 2/2008). Не признаются расходами:
— материалы, переданные для выполнения работ на строительную площадку, но еще не использованные при выполнении СМР;
— арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам;
— авансовые платежи субподрядчикам и т.п.
Налоговый учет
Для целей налогообложения доход от реализации СМР должен быть отражен на дату документального подтверждения передачи результата выполненных строительно-монтажных работ заказчику с переходом к нему риска (п. 1 ст. 39 НК РФ).
При производстве работ с длительным технологическим циклом (переходящим на следующий год), если условиями договора не предусмотрена поэтапная сдача работ, организация самостоятельно должна начислить доход для целей налогообложения на конец года «в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам» (п. 2 ст. 271 НК РФ, письмо Минфина России от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218.).
Под производством с длительным технологическим циклом следует понимать производство, не предусматривающее поэтапную сдачу услуг, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления производства (письмо Минфина России от 14.11.2012 № 03-03-06/1/586).
Доходы по договорам с длительным производственным циклом, не предусматривающим поэтапной сдачи услуг, распределяются либо равномерно в течение срока действия договора, либо пропорционально доле фактических расходов отчетного (налогового) периода в общей сумме расходов по договору (письма Минфина России от 07.06.2013 № 03-03-06/1/21186, от 13.03.2013 № 03-03-06/1/7506).
Распределение доходов равномерно в течение срока действия договора на оказание услуг с длительным технологическим циклом возможно только при равномерном осуществлении расходов, связанных с оказанием услуг (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2009 по делу № А42-4798/2007 (Определением ВАС РФ от 21.07.2009 № ВАС-9004/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).
Это означает, что если условиями договора, переходящего на следующий год, не предусмотрена поэтапная передача результата работ, по состоянию на 31 декабря доход от реализации СМР должен увеличить налогооблагаемую прибыль подрядчика.
Если же в договоре выделены этапы, такой обязанности не возникает, даже если начало работ по этапу приходится на один год, а окончание — на следующий.
В связи с этим применение в регистрах бухгалтерского учета метода определения выручки «по мере готовности» при выделении в договоре этапов работ приведет к тому, что возникнут начисление дохода в бухгалтерском учете и отсутствие дохода для целей налогообложения прибыли.
В этой ситуации появляется налогооблагаемая временная разница, приводящая к начислению отложенного налогового обязательства (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
При начислении выручки в регистрах бухгалтерского учета подрядчик относит на уменьшение финансового результата затраты, связанные с производством этих строительно-монтажных работ (п. 17 ПБУ 2/2008), однако для целей налогообложения прибыли данные затраты не могут быть признаны расходами, так как нет начисления дохода по выполненным СМР (кроме косвенных расходов). Следовательно, и в данном случае возникает временная, но уже вычитаемая разница, приводящая к начислению отложенного налогового актива (п. 13 ПБУ 18/02).
Начисление условного дохода, не признаваемого реализацией СМР для целей налогообложения, не влечет за собой начисления налога на добавленную стоимость.
В учете НДС с условного дохода можно начислить и отразить по кредиту счета 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» на отдельном субсчете.
Бухгалтерские записи
Таким образом, при применении метода определения финансового результата «по мере готовности» ежемесячное отражение в регистрах учета доходов и расходов от выполнения СМР следует отражать записями:
Дебет 46, 76, субсчет «Не предъявленная заказчику выручка» Кредит 90.1
— отражена сумма дохода отчетного периода по выполненным строительно-монтажным работам;
Дебет 90.3 Кредит 76, субсчет «Отложенный НДС»
— отражена сумма «отложенного» налога на добавленную стоимость по начисленному доходу;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
— отражено начисление отложенного налогового обязательства по сумме дохода, отраженного в регистрах бухгалтерского учета;
Дебет 90.2 Кредит 20
— отражена величина расходов на производство работ, результат которых еще не передан заказчику;
Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— отражена величина отложенного налогового актива по сумме расхода, отраженного в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 25 ПБУ 2/2008 определение выручки, расходов и финансового результата по договору в каждом отчетном периоде производится с учетом выручки, расходов, признанных в предыдущие отчетные периоды по указанному договору.
При передаче результата работ (построенного объекта или его этапа) заказчику в соответствии с условиями договора реализация СМР подлежит отражению и для целей налогообложения.
Начисленная ранее в регистрах бухгалтерского учета не предъявленная заказчику выручка списывается на увеличение дебиторской задолженности заказчика (п. 26 ПБУ 2/2008).
Передача результата работ заказчику (реализация СМР) подлежит отражению записями:
Дебет 62 Кредит 46, 76, субсчет «Не предъявленная заказчику выручка»
— списана на увеличение дебиторской задолженности заказчика ранее начисленная выручка, ему не предъявленная;
Дебет 77 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— списано начисленное ранее отложенное налоговое обязательство по доходам, отраженным только в регистрах бухгалтерского учета;
Дебет 76, субсчет «Отложенный НДС» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— отражена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая получению от заказчика;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
— списан начисленный ранее отложенный налоговый актив по расходам, отраженным только в регистрах бухгалтерского учета.
Практические ситуации
Ситуация 1: в договоре выделены этапы
ПАО «Альфа» заключило договор на выполнение строительно-монтажных работ для ООО «Бета». По условиям договора подрядчик должен приступить к выполнению работ в декаб-ре 2015 г., передать результат работ заказчику по первому этапу — в январе 2016 г., по второму — в августе. Передача результата работ по этапам оформляется подписанием прие-мо-передаточного акта.
ПАО «Альфа» приняло решение ежемесячно отражать выручку, не подлежащую предъявлению заказчику, исходя из доли понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору.
Фактические прямые затраты за декабрь составили 7 000 000 руб., что было отражено записями:
Дебет 20 Кредит 10, 70, 69, 60, др.
Планируемая рентабельность по данному договору составляет 15%.
Следовательно, сумма выручки, не подлежащей предъявлению заказчику, в декабре составит 8 050 000 руб. (7 000 000 руб. х 1,15), а с учетом «отложенного» НДС — 9 499 000 руб. (8 050 000 руб. х х 1,18).
По окончании декабря должны быть сделаны записи:
Дебет 46, 76, субсчет «Не предъявленная заказчику выручка» Кредит 90.1
— 9 499 000 руб. — отражена сумма дохода отчетного периода по выполненным строительно-монтажным работам;
Дебет 90.3 Кредит 76, субсчет «Отложенный НДС»
— 1 449 000 руб. – отражена сумма «отложенного» налога на добавленную стоимость по начисленному доходу;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
— 1 610 000 руб. — отражено начисление отложенного налогового обязательства по сумме дохода, отраженного в регистрах бухгалтерского учета (8 050 000 руб. х 20%);
Дебет 90.2 Кредит 20
— 7 000 000 руб. — отражена величина расходов на производство работ, результат которых еще не передан заказчику (себестоимость СМР);
Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 1 400 000 руб. — отражена величина отложенного налогового актива по сумме расхода, отраженного в регистрах бухгалтерского учета (7 000 000 руб. х 20%).
Финансовый результат будет отражен записями:
Дебет 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99
— 1 050 000 руб. — отражена сумма прибыли по выполненным СМР (9 499 000 руб. – 1 449 000 руб. – 7 000 000 руб.);
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 210 000 руб. — отражена сумма условного расхода по налогу на прибыль (1 050 000 руб. х 20%);
Дебет 99 Кредит 84
— 840 000 руб. (1 050 000 руб. – 210 000 руб.).
Фрагменты бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах приведены в табл. 1 и 2 соответственно.
Применяем ПБУ 2/2008 на практике
Л.В. Терехова, директор по аудиту ЗАО «Финаудит», к. э. н.
М.А. Курапова, ведущий аудитор ЗАО «Финаудит»
Начиная с отчетности за 2009 год порядок отражения хозяйственных операций по длительным контрактам существенно изменился. Теперь организации должны отражать доходы и расходы, а также формировать финансовый результат каждый отчетный период. При этом новый порядок признания доходов и расходов зависит от того, насколько достоверно может быть определен финансовый результат по договору.
Признание выручки
Если финансовый результат может быть определен достоверно, то доходы и расходы рассчитываются в зависимости от степени завершенности работ (п. 17 ПБУ 2/2008).
Положение утверждено приказом Минфина России от 24 сентября 2008 г. № 116н.
В противном случае выручка признается по другим правилам. Так, если существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается в отчете о прибылях и убытках в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению. Если же есть вероятность, что расходы не будут возмещены заказчиком, то они учитываются как расходы по обычным видам деятельности без признания выручки.
Порядок, описанный в ПБУ 2/2008, иллюстрирует принцип соотнесения доходов с расходами, которые компания осуществляет для получения дохода.
На практике нередко встречаются ситуации, когда на первоначальных этапах реализации проекта прибыль является завышенной. В конце же реализации проекта собирается полная сумма расходов и формируется убыток. Новый подход имеет цель формировать финансовый результат исходя из общей рентабельности проекта, с учетом всех возможных дополнительных затрат, и тем самым распределять финансовый результат по отчетным периодам по возможности равномерно. Причем порядок учета по договорам строительного подряда предусматривает признание в учете выручки и расходов не по данным первичных документов, как это было ранее, а на основе расчетных оценок.
Отметим: одним из ключевых вопросов становится определение «меры готовности». ПБУ 2/2008 предлагает на выбор один из двух возможных вариантов — либо по доле выполненных в общем объеме работ, либо по доле понесенных в общем плановом объеме расходов.
Выбор того или иного способа определения степени завершенности работ должен производиться обоснованно и исходить из принципа достоверности отдельно формируемых показателей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Выбранный способ обязательно закрепляется в учетной политике организации и применяется для учета хозяйственных операций по всем договорам строительного подряда.
Виды договоров
В сложившейся строительной практике выделяются два типа договоров в зависимости от порядка формирования цены.
Договор с твердой (фиксированной) ценой — это договор, в соответствии с которым подрядчик соглашается на фиксированную цену контракта или на фиксированную ставку по каждой единице выполняемых работ.
Договор «затраты плюс» — это договор на строительство, в соответствии с которым подрядчику возмещаются допустимые или по-иному определяемые затраты плюс процент от этих затрат или фиксированное вознаграждение.
Чаще всего встречается смешанный вариант. Он предусматривает как возмещение заказчиком всех расходов, понесенных строительной организацией в связи с выполнением предусмотренных договором работ, а также уплату процента от этих расходов, так и наличие согласованной максимальной цены подлежащей выполнению работы.
Алгоритм признания доходов и расходов и финансового результата
Предлагаемый ниже алгоритм (см. схему в приложении на стр. 51) сформирован на основе требований ПБУ 2/2008 и представляет собой последовательность действий по расчету, отражению в учете и отчетности показателей в части строительных договоров. Разрабатывая данный алгоритм, за основу взяты требования ПБУ 2/2008. В ситуациях, не регламентируемых указанным положением, авторы обращались к международным стандартам и проецировали практику применения МСФО на российский учет.
Шаг 1. Оценка достоверности финансового результата договора. На этом этапе необходимо оценить договор на предмет возможности достоверного определения финансового результата.
Если финансовый результат может быть надежно оценен, то переходим к оценке прибыльности договора.
Если достоверное определение финансового результата исполнения договора в какой-то отчетный период невозможно, выручка по договору признается в следующем порядке (п. 23 ПБУ 2/2008).
Когда существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается равной сумме понесенных расходов за данный отчетный период.
Как правило, такая ситуация возникает на начальном этапе исполнения договора, когда невозможно с точностью определить финансовый результат в целом по контракту. Другими словами, до тех пор, пока не сформируется надежная база для определения показателей исполнения контракта (сметной стоимости, сметных расходов и т. д.), прибыль по контракту не признается.
На практике строительные компании, применяющие МСФО, обычно определяют в своей учетной политике порог степени завершенности работ, после которого компания начинает признавать прибыль по строительным договорам. Например, компания не признает прибыль по договорам строительного подряда, пока степень завершенности работ не достигнет 20 процентов. В ПБУ 2/2008 данный порядок не закреплен. Однако, учитывая международную практику, можно воспользоваться указан- ным порядком. При этом порог степени завершенности, после которого компания начинает признавать прибыль, должен быть обоснован, закреплен в учетной политике компании и применен ко всем строительным договорам.
После этого момента степень достоверности финансового результата может быть надежно оценена и, соответственно, далее переходим к шагу 2.
Когда вероятность возмещения расходов заказчиком отсутствует, то выручка не признается, а расходы следует учесть в составе текущих расходов отчетного периода.
Оформление процедуры: необходимые данные по договору формируются в рамках соответствующей службы организации (ПТО или, например, управление проектом).
Руководитель проекта оформляет подтверждение возможности достоверного определения финансового результата по каждому договору, исходя из вышеуказанных необходимых и достаточных условий. Это подтверждение следует предоставлять в бухгалтерию на дату формирования финансовой отчетности.
Шаг 2. Оценка прибыльности договора. На этом этапе производится сопоставление общей суммы доходов по договору (с учетом всех сумм, выплачиваемых по договору) с общей суммой расходов (прямых, косвенных и прочих — п. 7-16 ПБУ 2/2008). Этот подход предполагает в качестве одного из исходных моментов своевременное выявление возможных убытков.
Отметим, что в ПБУ 2/2008 определено только, что ожидаемый убыток признается в соответствующем отчетном периоде (п. 24). Международный стандарт более детально прописывает данную ситуацию (параграф 37 IAS 11).
В частности, ожидаемый убыток признается в отчетности компании как расход немедленно и независимо от:
— того, начались ли работы по договору на строительство или нет;
— стадии выполнения работ по договору на строительство;
— величины прибыли, ожидаемой к получению от других договоров, которые не отражаются как единый договор на строительство.
В случае если общая оценка показывает прибыльность контракта, то переходим к шагу 3.
Оформление процедуры: расчет предоставляется в бухгалтерию организации в порядке, аналогичном шагу 1.
Шаг 3. Определение степени завершенности работ по договору на отчетную дату. Согласно способу определения степени завершенности работ, закрепленному в учетной политике, компания определяет процент завершенности объекта строительства на отчетную дату. Далее переходим к шагу 4.
Оформление процедуры: на данном этапе документальное оформление процедуры зависит от организации учета в компании. Он может производиться либо бухгалтерией, либо соответствующей службой в порядке, аналогичном шагу 1.
Шаг 4. Расчет сумм доходов и расходов с момента начала выполнения работ. На этом этапе определяются расчетным способом суммы доходов и расходов по договору строительного подряда с момента начала выполнения работ до отчетной даты (нарастающим итогом).
Если в учетной политике компании закреплен момент, начиная с которого компания признает прибыль по строительным договорам, то процент завершенности на отчетную дату сравнивается с порогом, определенным в учетной политике, и в зависимости от этого доходы признаются равными расходам или с учетом прибыли. В противном случае независимо от величины процента завершенности работ доходы признаются с учетом прибыли.
Для расчета сумм доходов и расходов нарастающим итогом полученный процент завершенности умножается на общую величину доходов по договору (цена договора) и общую величину расходов по договору (сметные расходы) соответственно. Далее переходим к следующему шагу.
Шаг 5. Расчет сумм доходов и расходов по данному договору за текущий отчетный период. Определяется сумма доходов и расходов и, соответственно, финансовый результат за текущий отчетный период, то есть суммы выручки и расходов, признаваемые в отчете о прибылях и убытках. Для этого из расчетных сумм доходов и расходов нарастающим итогом (см. шаг 4) вычитаем суммы выручки и расходов, признанных в отчете о прибылях и убытках за предыдущие отчетные периоды.
Шаг 6. Определение сумм дебиторской или кредиторской задолженности по данному договору на отчетную дату. Согласно пункту 29 ПБУ 2/2008, разница между величиной, не предъявленной к оплате начисленной выручки, которая признана в отчете о прибылях и убытках за предыдущие и/или текущие отчетные периоды, и величиной начисленной выручки по предъявленным к оплате промежуточным счетам отражается развернуто в бухгалтерском балансе организации:
— в качестве актива — не предъявленная к оплате начисленная выручка (если разница положительная);
— в качестве обязательства — задолженность перед заказчиками (если разница отрицательная).
На данном этапе рассчитываются соответствующие показатели.
ПРИМЕР
Компания занимается строительством трубопроводов.
Предположим, на 31 декабря 2009 года у нее остался незавершенным один договор, работы по которому начаты в марте 2009 года. В отношении договора имеются следующие данные:
Что подразумевается под выручкой предприятия
Выручка является ключевым понятием в бизнесе. Это показатель деятельности любого предприятия. Для его определения требуется произвести ряд расчетов. Многие путают выручку с прибылью. Однако это разные понятия.
Понятие выручки простыми словами
Выручка – это доход от деятельности компании, совокупность полученных средств за исполнение услуг или продажу товаров. Высчитывается за заданный период времени. Раньше выручка считалась разновидностью прибыли. Однако сейчас данный вопрос оспаривается множеством специалистов.
ВАЖНО! От размера выручки зависит деятельность компании. Именно получение средств является итогом деятельности предприятия. Если этих средств очень мало, организация считается убыточной.
Для чего нужен расчет выручки?
Подобный показатель является важнейшим понятием в деятельности компании. Расчет его проводится для следующих целей:
- Анализ спроса на предоставляемые услуги и продаваемые товары. На основании результатов анализа предприниматель может составить стратегический план производства, определить план закупок.
- На основании размера выручки можно получить представление об экономической успешности компании.
- Это ключевой показатель деятельности компании. Если выручка отсутствует, это является верным сигналом о необходимости внесения перемен в работу.
- На основании выручки корректируется стоимость продаваемых продуктов, определяется тираж, на который точно будет спрос.
Размер выручки нужно знать, прежде всего, руководителю компании. Но данная информация может запрашиваться и деловыми партнерами, и кредиторами, и инвесторами.
Функции выручки
Главная функция выручки – компенсация расходов, средств, которые были затрачены на закупку товаров или на их производство. Финансовые средства, полученные от деятельности предприятия, поступают на счета. Своевременные переводы обеспечивают:
- стабильность деятельности компании;
- непрерывность оборота товаров.
Обычно выручка тратится на следующие цели:
- оплата услуг поставщиков;
- приобретение продукции или материалов для ее производства;
- выплата зарплаты сотрудникам;
- оплата налоговых сборов;
- расширение предприятия.
То есть, средства обычно вкладываются в развитие бизнеса и поддержание его жизнеспособности.
Поступление выручки с задержками ведет к негативным эффектам:
- убытки предприятия;
- уменьшение показателей прибыли;
- выплаты штрафов, начисленных за срыв сроков по кредитным выплатам;
- нарушение договорных обязательств перед деловыми партнерами;
- невозможность оплатить все счета.
Руководитель организации должен обеспечить бесперебойное получение выручки. Без регулярного и своевременного поступления средств бизнес не может существовать.
Что может входить в состав выручки?
В состав рассматриваемого показателя входят:
- закупочная стоимость, по которой приобретена продукция;
- добавленная стоимость, которая появилась при реализации товара.
То есть, выручка учитывает полную цену проданной продукции.
Источниками выручки является:
- Основная деятельность предприятия (к примеру, продажа товаров и предоставление услуг).
- Инвестиции (работа с ценными бумагами, продажа акций).
- Иная финансовая деятельность (к примеру, получение средств от компании, в которую ранее были направлены инвестиции предприятия).
Перечень источников зависит от конкретной компании и ее рода деятельности.
Пример расчета
Магазин продает стиральные машины по стоимости 5 000 рублей. За месяц было реализовано 100 стиральных машин. Стоимость бытовой техники умножается на количество единиц проданного товара. То есть, выручка магазина составит 500 000 рублей в месяц.
Размер выручки необходимо указать в бухгалтерском учете. Прописывается данный показатель в строфе 2110 «Выручка».
ВАЖНО! Выручка облагается налогом, а потому из этого значения необходимо вычесть налоговые отчисления.
Чем выручка отличается от прибыли?
Выручка представляет собой совокупность средств, полученных от деятельности. Расходы предприятия данное значение не учитывает. Прибыль – это разница между выручкой и расходами. Под расходами понимаются затраты на обеспечение деятельности предприятия. Рассмотрим все отличия:
- Исчисление. Размер выручки может быть нулевым или положительным. Прибыль может принимать негативные значения.
- Состав. Для получения сведений о выручке достаточно знать все доходы предприятия от его деятельности. Для вычисления прибыли необходимо знать не только о размере доходов, но и о сумме расходов.
- Реальное выражение. Выручка может быть потенциальной. К примеру, предприятие предоставляет клиентам возможность оформить рассрочку. Средств на счету компании может не быть, но есть гарантия их появления. Прибыль «виртуальной» быть не может. Она рассчитывается на основании фактических значений.
- Выражение. Выручка – определение, которое можно истолковывать в единственном значении. Прибыль же может подразделяться на две формы: валовая и чистая. Чистая прибыль обозначает размер дохода, полученный после уплаты всех налоговых сборов.
Прибыль и выручка значительно отличаются между собой по ключевому ряду признаков.
Пример
Компания занимается продажей телефонов по 1 000 рублей. В месяц удается продать 500 телефонов. Выручка составляет 500 000 рублей. Та же компания тратит на свою деятельность определенные средства. Они уходят на оплату аренды помещения. В месяц арендные отчисления составляют 50 000 рублей. Также компании приходится выплачивать зарплату своим сотрудникам. В совокупности, заработная плата будет составлять 100 000 рублей.
Требуется, во-первых, сложить все расходы. Они составят 150 000 рублей. Из выручки вычитаются все расходы. Прибыль составит 350 000 рублей.
Может ли выручка принимать отрицательные значения?
Выручка может быть или нулевой, или положительной. Если все доходы предприятия отсутствуют, значение будет нулевой. Это свидетельствует о том, что компания не занимается никакой деятельностью. Связана данная особенность с тем, что из выручки ничего не вычитается. Если она отсутствует полностью, значит в компанию не поступает вообще никаких средств.
К СВЕДЕНИЮ! А вот прибыль может быть отрицательной. К примеру, компания продала товар на сумму 10 000 рублей, а стоимость аренды офиса составляет 20 000 рублей. В данном случае организация уйдет в минус на 10 000 рублей.
Выручка – важное понятие при ведении бизнеса. Позволяет определить все доходы предприятия. Дает представление о спросе на продукцию или услуги, стабильности работы. На основании ее устанавливаются цены на товар, определяется их тираж. Отличается от прибыли тем, что из рассматриваемого показателя ничего не вычитается. Обычно средства из полученной выручки идут на нужды бизнеса и обеспечение его бесперебойной работы.