Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Относительно самостоятельной составной частью организационного капитала является потребительский капитал — это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с потребителями. [2]
Для производственного капитала ( например, машины) или потребительского капитала ( например, дома), который находится в пользовании, характерным является то, что доход от него должен в нормальных условиях превышать издержки его содержания, тогда как его премия за ликвидность, вероятно, ничтожна. Для фонда ликвидных благ, или избыточно накопленного производственного или потребительского капитала, характерно то, что он вызывает издержки содержания, выраженные в нем самом, не принося никакого дохода, компенсирующего их. В этом случае премия за ликвидность обычно так же ничтожна, коль скоро фонды превышают некоторый умеренный уровень, хотя при особых обстоятельствах она может оказаться значительной. Для денег характерно, что сами по себе они не приносят никакого дохода, издержки содержания для них ничтожны, а их премия за ликвидность значительна. В действительности у разных товаров могут быть разные размеры премии за ликвидность, а деньги могут требовать ощутимых издержек содержания, например, на надежное хранение. Однако существенная разница между деньгами и всеми другими активами ( или большинством их) состоит как раз в том, что для денег их премия за ликвидность намного превышает издержки содержания, тогда как издержки содержания других активов намного превышают их премию за ликвидность. Для иллюстрации предположим, что доход от домов равен ql, a издержки содержания и премия за ликвидность ничтожны; что для пшеницы издержки содержания равны с2, а доход и премия за ликвидность также ничтожны; далее, что для денег премия за ликвидность равна 13, а доход и издержки содержания ничтожны. Это означает, что ql — это норма процента для жилья — с2 — это норма процента для пшеницы, а 13 — норма процента для денег. [3]
Для производственного капитала ( например, машины) или потребительского капитала ( например, дома), который находится в пользовании, характерным является то, что доход от него должен в нормальных условиях превышать издержки его содержания, тогда как его премия за ликвидность, вероятно, ничтожна. Для фонда ликвидных благ, или избыточно накопленного производственного или потребительского капитала, характерно то, что он вызывает издержки содержания, выраженные в нем самом, не принося никакого дохода, компенсирующего их. В этом случае премия за ликвидность обычно так же ничтожна, коль скоро фонды превышают некоторый умеренный уровень, хотя при особых обстоятельствах она может оказаться значительной. Для денег характерно, что сами по себе они не приносят никакого дохода, издержки содержания для них ничтожны, а их премия за ликвидность значительна. В действительности у разных товаров могут быть разные размеры премии за ликвидность, а деньги могут требовать ощутимых издержек содержания, например, на надежное хранение. Однако существенная разница между деньгами и всеми другими активами ( или большинством их) состоит как раз в том, что для денег их премия за ликвидность намного превышает издержки содержания, тогда как издержки содержания других активов намного превышают их премию за ликвидность. Для иллюстрации предположим, что доход от домов равен ql, а издержки содержания и премия за ликвидность ничтожны; что для пшеницы издержки содержания равны с2, а доход и премия за ликвидность также ничтожны; далее, что для денег премия за ликвидность равна 13, а доход и издержки содержания ничтожны. Это означает, что ql — это норма процента для жилья — с2 — это норма процента для пшеницы, а 13 — норма процента для денег. [4]
Для фонда ликвидных благ, или избыточно накопленного производственного или потребительского капитала , характерно то, что он вызывает издержки содержания, выраженные в нем самом, не принося никакого дохода, компенсирующего их. В этом, случае премия за ликвидность обычно так же ничтожна, коль скоро фонды превышают некоторый умеренный уровень, хотя при особых обстоятельствах она может оказаться значительной. Для денег характерно, что сами по себе они не приносят никакого дохода, издержки содержания для них ничтожны, а их премия за ликвидность значительна. В действительности у разных товаров могут быть разные размеры премии за ликвидность, а деньги могут требовать ощутимых издержек содержания, например, на надежное хранение. Однако существенная разница между деньгами и всеми другими активами ( или большинством их) состоит как раз в том, что для денег их премия за ликвидность намного превышает издержки содержания, тогда как издержки содержания других активов намного превышают их премию за ликвидность. Для иллюстрации предположим, что доход от домов равен QI, а издержки содержания и премия за ликвидность ничтожны; что для пшеницы издержки содержания равны с2, а доход и премия за ликвидность также ничтожны; далее, что для денег премия за ликвидность равна / 3, а доход и издержки содержания ничтожны. Это означает, что qi — это норма процента для жилья, — с2 — это норма процента для пшеницы, а / з — норма процента для денег. [5]
Подобный подход становится в настоящее время обычным, когда речь идет о физическом потребительском капитале : мы считаем, что полезность извлекается не из покупки автомобиля, но из потока услуг, заключенных в том запасе, которым мы овладели, сделав покупку. [6]
Стюарт, 1997), Вместе с тем интеллектуальный капитал структурно состоит из человеческого капитала, структурного капитала, потребительского капитала . [7]
Но он может их понизить, увеличив за их счет С и С2, которые в будущем дадут ему возможность достигнуть первоначального уровня С3 и С4 и даже превзойти его. Поэтому субъект лишь временно понижает запас своего потребительского капитала . Поскольку он при этом не дисконтирует свои полезности, последние воздадут ему в будущем приростом потребительского капитала его сегодняшнее снижение. [8]
Для производственного капитала ( например, машины) или потребительского капитала ( например, дома), который находится в пользовании, характерным является то, что доход от него должен в нормальных условиях превышать издержки его содержания, тогда как его премия за ликвидность, вероятно, ничтожна. Для фонда ликвидных благ, или избыточно накопленного производственного или потребительского капитала , характерно то, что он вызывает издержки содержания, выраженные в нем самом, не принося никакого дохода, компенсирующего их. В этом случае премия за ликвидность обычно так же ничтожна, коль скоро фонды превышают некоторый умеренный уровень, хотя при особых обстоятельствах она может оказаться значительной. Для денег характерно, что сами по себе они не приносят никакого дохода, издержки содержания для них ничтожны, а их премия за ликвидность значительна. В действительности у разных товаров могут быть разные размеры премии за ликвидность, а деньги могут требовать ощутимых издержек содержания, например, на надежное хранение. Однако существенная разница между деньгами и всеми другими активами ( или большинством их) состоит как раз в том, что для денег их премия за ликвидность намного превышает издержки содержания, тогда как издержки содержания других активов намного превышают их премию за ликвидность. Для иллюстрации предположим, что доход от домов равен ql, a издержки содержания и премия за ликвидность ничтожны; что для пшеницы издержки содержания равны с2, а доход и премия за ликвидность также ничтожны; далее, что для денег премия за ликвидность равна 13, а доход и издержки содержания ничтожны. Это означает, что ql — это норма процента для жилья — с2 — это норма процента для пшеницы, а 13 — норма процента для денег. [9]
Для производственного капитала ( например, машины) или потребительского капитала ( например, дома), который находится в пользовании, характерным является то, что доход от него должен в нормальных условиях превышать издержки его содержания, тогда как его премия за ликвидность, вероятно, ничтожна. Для фонда ликвидных благ, или избыточно накопленного производственного или потребительского капитала , характерно то, что он вызывает издержки содержания, выраженные в нем самом, не принося никакого дохода, компенсирующего их. В этом случае премия за ликвидность обычно так же ничтожна, коль скоро фонды превышают некоторый умеренный уровень, хотя при особых обстоятельствах она может оказаться значительной. Для денег характерно, что сами по себе они не приносят никакого дохода, издержки содержания для них ничтожны, а их премия за ликвидность значительна. В действительности у разных товаров могут быть разные размеры премии за ликвидность, а деньги могут требовать ощутимых издержек содержания, например, на надежное хранение. Однако существенная разница между деньгами и всеми другими активами ( или большинством их) состоит как раз в том, что для денег их премия за ликвидность намного превышает издержки содержания, тогда как издержки содержания других активов намного превышают их премию за ликвидность. Для иллюстрации предположим, что доход от домов равен ql, а издержки содержания и премия за ликвидность ничтожны; что для пшеницы издержки содержания равны с2, а доход и премия за ликвидность также ничтожны; далее, что для денег премия за ликвидность равна 13, а доход и издержки содержания ничтожны. Это означает, что ql — это норма процента для жилья — с2 — это норма процента для пшеницы, а 13 — норма процента для денег. [10]
Компании и организации не владеют безраздельно интеллектуальным капиталом. Они владеют им совместно с наемными работниками, если речь идет о человеческом капитале, и совместно с потребителями и другими контрагентами, если речь идет о потребительском капитале . [11]
Некоторые аналитики считают марку главным и самым долговечным активом компании, срок жизни которого значительно превышает время существования и производимых товаров, и самих организаций. Но сила и влиятельность марки заключаются в лояльности к ней покупателей. Следовательно, в основе марочного капитала лежит потребительский капитал . Из этого следует, что маркетинг должен быть направлен на увеличение периода лояльности покупателей марке, когда управление торговой маркой становится важнейшим маркетинговым инструментом. [12]
Некоторые аналитики полагают, что отпущенный маркам срок жизни значительно превышает жизненный цикл товаров и предприятий компании, и относятся к торговым маркам как к основным фирменным активам. Следовательно, главный актив, лежащий в основе марочного капитала, — потребительский капитал . [13]
Так, я принимаю, что поток полезности, создаваемой субъектом в некоторый момент времени, зависит исключительно от запасов капитала типа 3 и 4 в тот же момент. То, что обычно рассматривают как потребление, мы будем рассматривать либо как восстановление человеческого потребительского капитала , либо как его увеличение. Поэтому затраты на посещение кино следует считать затратами на поддержание или умножение капитала в форме запаса памяти об увиденном в кино. Этот запас может очень быстро истощаться, и в таком случае для его воспроизводства некоторым субъектам понадобится ходить в кино раз в неделю, чтобы поддерживать запас на постоянном уровне, однако полезность, извлекаемая из этого запаса, не считается сосредоточенной в том моменте времени, когда покупается билет в кино, и даже не в том промежутке, когда идет его просмотр. Нет, эта полезность извлекается с постоянной скоростью до тех пор, пока поддерживается приобретенный запас капитала. [14]
Но он может их понизить, увеличив за их счет С и С2, которые в будущем дадут ему возможность достигнуть первоначального уровня С3 и С4 и даже превзойти его. Поэтому субъект лишь временно понижает запас своего потребительского капитала. Поскольку он при этом не дисконтирует свои полезности, последние воздадут ему в будущем приростом потребительского капитала его сегодняшнее снижение. [15]
Интеллектуальный капитал организации: понятие, структура, формы, виды, ресурсы, оценка, управление, развитие
Современные исследователи в контексте изучения различных экономических и социально-политических процессов уделяют внимание такому ресурсу, как интеллектуальный капитал. Он рассматривается как один из ключевых элементов хозяйственного развития государства и общества, обеспечения успешного роста частного бизнеса. Что представляет собой данный ресурс и каким образом он формируется? Как может быть осуществлено его внедрение в те или иные экономические процессы?
В чем заключается сущность интеллектуального капитала?
Под интеллектуальным капиталом принято понимать прежде всего совокупность знаний — технических, гуманитарных, естественнонаучных, которые можно впоследствии задействовать с определенной пользой. Например, запустив бизнес, в котором будут использоваться передовые технологии и управленческие решения на основе соответствующих знаний. Или, как вариант, решив значимую социальную задачу.
Стоит отличать рассматриваемое понятие от иных терминов, похожих по звучанию и смыслу с термином «интеллектуальный капитал». Интеллектуальной собственности, например, — одному из схожих понятий — недостает сразу нескольких признаков для отождествления с капиталом. Во-первых, она является не знанием, а его продуктом, а во-вторых, является юридической категорией, в то время как рассматриваемое понятие — скорее социальной.
Термин, о котором идет речь, к тому же существенно более емкий по смыслу. Он может применяться в целях описания процессов и отношений в бизнесе, экономике, социуме, политике. Есть, таким образом, довольно много вариантов практического применения такого ресурса, как интеллектуальный капитал. С экономической точки зрения он может рассматриваться как некий актив, способный приносить прибыль, например в виде лицензионных отчислений от использования запатентованного изделия или же как конкурентная технология, которая по факту внедрения в производство значительно увеличивает его эффективность.
Интеллектуальный капитал может рассматриваться в контексте разных социальных масштабов — в рамках небольшой группы (например, представленной персоналом малого предприятия или студенческим коллективом), региона, нации, межгосударственного объединения. Но чаще всего термин, о котором идет речь, изучается применительно к производственным процессам в рамках бизнеса, на уровне отдельно взятого предприятия. То есть в экономическом контексте. Рассмотрим, каким образом на практике может задействоваться интеллектуальный капитал организации, ведущей деятельность в коммерческой сфере.
Использование интеллектуального капитала в бизнесе
В сфере предпринимательства термин, о котором идет речь, чаще всего рассматривается как совокупность знаний, опыта, мотивации и квалификации персонала компании, а также технологий, которые ей принадлежат и могут быть задействованы в целях повышения эффективности производственных процессов.
Интеллектуальный капитал в бизнесе — один из ключевых факторов производства. Так же как и денежные средства, формирующие «классическую» капитализацию фирмы, он появляется в результате инвестирования, имеет свойство обесцениваться с течением времени, подобно тому как финансы подвергаются воздействию инфляции.
Вместе с тем весьма проблематична объективная оценка интеллектуального капитала в контексте его объемов, показателей величины. Теоретически возможно оценить то, какую прибыль принесет фирме внедрение новой технологии, исходя из предполагаемого спроса, емкости рынков, внешних факторов. Но есть большое количество аспектов использования интеллектуального капитала, не поддающихся измерению. Например, то, каков объем соответствующего ресурса, который юридически принадлежит фирме, является ее собственностью и реальным коммерческим активом.
Так, структура интеллектуального капитала, как мы отметили выше, может быть представлена знаниями и квалификацией персонала. Но люди, работающие в компании, могут уволиться и взять соответствующий объем капитала с собой. Каким он будет, подсчитать крайне сложно.
Структура ресурса
Рассмотрим, в какой структуре может быть представлен интеллектуальный капитал. В исследовательской среде сформировался подход, в соответствии с которым ресурс, о котором идет речь, состоит из следующих основных элементов: человеческого, организационного, а также потребительского капитала. Изучим, в чем заключается специфика каждого из них.
Человеческий капитал
Под человеческим капиталом понимаются знания, креативный и интеллектуальный потенциал, ценности, навыки, личные качества человека, работающего в компании, которые могут быть впоследствии конвертированы в прибыль. Отмеченные компоненты человеческого капитала могут появляться у сотрудника как вследствие его индивидуального развития и способностей, так и в результате целенаправленных действий компании-работодателя, направленных на то, чтобы соответствующие качества у человека появились.
Как считают многие исследователи, человеческий интеллектуальный капитал растет в объеме не только по причине развития личности сотрудника, но также и в силу его активного взаимодействия с другими людьми, коллегами, руководством компании. Рассматриваемый компонент — в числе тех, которые принадлежат не компании, а конкретному человеку. Он может переноситься сотрудником из одной фирмы в другую в процессе смены работы.
Однако работодатели человека, обладающего высоким интеллектуальным капиталом, могут задействовать данный ресурс по-разному. Одни фирмы смогут сделать это эффективно и извлечь из этого большое конкурентное преимущество. Другие, к примеру их конкуренты, пригласив на работу того же человека, не окажутся способными конвертировать его знания и навыки в прибыль.
Поэтому эффективное управление интеллектуальным капиталом — важнейшее условие его успешной коммерциализации. В свою очередь, ресурсы, позволяющие его осуществлять, также правомерно отнести к интеллектуальному капиталу в контексте методов управления персоналом фирмы. В одной компании они могут быть более эффективными, вследствие чего знания и навыки сотрудников с высокой вероятностью будут конвертированы в прибыль более масштабную, чем если бы работники осуществляли деятельность в другой организации.
Методы управления персоналом чаще всего классифицируются как часть организационного капитала фирмы. Изучим его специфику подробнее.
Организационный капитал
Итак, интеллектуальный капитал организации включает организационный элемент. Он представлен технологиями, способами управления персоналом, корпоративной культурой, программными и аппаратными ресурсами, патентами, различными видами интеллектуальной собственности.
Организационный капитал формируется как следствие эффективного использования человеческого. Причем в самых разных аспектах. Так, разработка какой-либо технологии может быть осуществлена фирмой самостоятельно. В этом случае предполагается задействование знаний и навыков работников. Чем более эффективно это будет сделано, тем более конкурентной, возможно, будет разрабатываемая технология.
То или иное техническое решение может быть и куплено фирмой. В этом случае задействование интеллектуального капитала может выражаться в знаниях и навыках сотрудников, ответственных за соответствующую покупку, которые позволяют провести переговоры с продавцами так, чтобы технология была приобретена дешевле или сопровождалась полезными дополнительными сервисами.
Собственно, организационный капитал важен с точки зрения обеспечения максимально эффективного взаимодействия сотрудников внутри компании. Важнейшая его составляющая — корпоративная культура фирмы. Если она выстроена в систему, появляется значимый ресурс, позволяющий менеджменту осуществлять развитие интеллектуального капитала в целом и его отдельных элементов. Корпоративная культура — совокупность норм поведения сотрудников и их взаимодействия между собой, которые передаются от одних специалистов к другим в исходном виде или же улучшенном с точки зрения применимости в различных внутрикорпоративных отношениях.
Потребительский капитал
Структура интеллектуального капитала в контексте производственной деятельности коммерческих фирм также представлена потребительским компонентом. Он включает совокупность норм и каналов взаимодействия компании с клиентами — покупателями, пользователями услуг. От объема соответствующего капитала зависит удовлетворенность клиентов во взаимодействии с фирмой, в приобретении ее товаров и сервисов.
Основные компоненты потребительского капитала:
- Степень известности бренда, под которым фирма присутствует на рынке.
- Уровень сервиса, который компания показывает при взаимодействии с клиентами.
- Технологичность каналов взаимодействия с клиентом, уровень их доступности для потребителя.
Прибыль фирмы напрямую определяется объемами отмеченных компонентов потребительского капитала. Чем более известен бренд, чем выше уровень сервиса в компании, чем технологичнее ее каналы взаимодействия с покупателями, тем более высокими могут быть цены на ее продукцию, тем более интенсивным будет спрос на нее. Если конкурирующая фирма продает те же товары или услуги, но интеллектуальный ее капитал в контексте ресурсов взаимодействия с потребителями окажется ниже, то она будет менее успешной на рынке.
Критерии эффективности применения интеллектуального капитала
Итак, мы рассмотрели понятие интеллектуального капитала, его структуру. Полезно будет изучить ряд практических нюансов его использования, то, каким образом он может применяться в реальном бизнесе.
Исследователи выделяют следующие основные критерии эффективности задействования ресурса, о котором идет речь:
— сочетаемость с производственными процессами фирмы (капитал, оптимальный для производственной сферы, может быть совершенно бесполезным в сегментах услуг);
— наличие в структуре управления компанией механизмов, с помощью которых может быть произведена адекватная оценка интеллектуального капитала (главное для менеджмента — понять, насколько перспективны с точки зрения запуска в производство те или иные технологии, насколько актуальны знания и навыки сотрудников, не требуют ли они дополнения в ходе повышения квалификации или переобучения);
— конкурентность ключевых элементов интеллектуального капитала (быть может, другие крупные игроки бизнеса уже внедрили определенные решения и технологии, и в целях их опережения организации нужно ускоренно разрабатывать новые).
Рассмотрим теперь значимость интеллектуального капитала в более масштабном контексте — с точки зрения выполнения им экономических функций.
Экономические функции интеллектуального капитала
Выше мы отметили, что данный ресурс может задействоваться на разных уровнях. То, как функционирует интеллектуальный капитал компании, мы изучили. Какова же его роль в более масштабных процессах, в частности на уровне экономики государства?
В данном случае справедливо говорить о значимости интеллектуального капитала нации. Он может выражаться, как и в случае с более локальными социальными процессами, на уровне отдельных коммерческих предприятий, в обладании гражданами государства знаний и навыков, в наличии у предприятий страны конкурентных технологий, в возможностях эффективного управления соответствующими ресурсами — в данном случае посредством различных социальных институтов.
Ресурсы интеллектуального капитала нации также могут развиваться в силу того, что этого будет желать конкретный гражданин или же по той причине, что усилия, нацеленные на их рост, будет прикладывать государство в лице определенных институтов. В науке разворачиваются активные дискуссии на предмет того, какой из двух отмеченных факторов более значимый.
Есть версия, что интеллектуальный капитал нации зависит в первую очередь от желания и готовности самих граждан его развивать. Если люди не будут уделять данному аспекту значительного внимания, любые усилия государства могут быть бесполезны. Но есть и противоположная точка зрения. Она предполагает, что развитие интеллектуального капитала требует доступа человека к определенным ресурсам, без которых решить поставленные задачи ему будет крайне сложно.
Речь идет прежде всего об образовании. Человек может сколько угодно желать получать уникальные знания и навыки, но если у него не будет возможности осваивать их системно, в специализированных учреждениях, в процессе взаимодействия с компетентными людьми, то любые его усилия могут оказаться неэффективными.
Интеллектуальный капитал — это ресурс, который должен быть, как мы отметили выше, конкурентен, применим в тех или иных производственных условиях. В масштабах национальной экономики его характеризует аналогичное свойство. То есть у человека, желающего развиваться, должен быть доступ к передовым ресурсам, позволяющим получать необходимый интеллектуальный капитал. Поэтому государству недостаточно учредить эффективные образовательные институты, равно как и обеспечить актуальность преподаваемых знаний в них.
Экспорт и импорт интеллектуального капитала
В некоторых случаях те или иные формы интеллектуального капитала применительно к масштабам небольшого предприятия или экономики страны в целом могут экспортироваться и импортироваться. Изучим данный аспект подробнее.
Решение задач на уровне предприятия или экономики государства может предполагать потребность в интеллектуальном капитале значительно больших объемов, чем тот, что имеется в наличии. В этом случае возникает необходимость в импорте соответствующего ресурса. Интеллектуальный капитал закупается у внешних игроков — других фирм за рубежом. Его цена может определяться разными факторами. Если это технология, оцениваются перспективы ее внедрения в производство и последующего извлечения прибыли. Если предполагается импорт капитала в виде знаний и навыков, в расчет берется прежде всего желание их носителей переходить из одной фирмы в другую или выезжать за пределы своей страны, а также текущий уровень зарплат для специалистов того же профиля.
Когда интеллектуальный капитал предприятия импортируется, важно грамотно внедрить соответствующий ресурс. Может оказаться так, что в распоряжении компании будут необходимые объемы капитала в самом конкурентоспособном его выражении, но она не сумеет задействовать его на практике.
В свою очередь, возможна ситуация, при которой те или иные виды интеллектуального капитала будут экспортироваться — в контексте правоотношений между отдельными хозяйствующими субъектами или же в ходе межгосударственного партнерства. Данная процедура опять же предполагает адекватную оценку его цены (это имеет особое значение для экспортера), изучение условий, при которых возможна передача интеллектуального капитала, а также готовность импортирующей стороны эффективно внедрить полученные ресурсы в производство.
Резюме
Итак, мы изучили, что представляет собой интеллектуальный капитал. Основные его элементы, значимость для экономики государства мы также разобрали. Данный ресурс может быть представлен весьма широким спектром компонентов, исходя из их отнесения к человеческому, организационному или же потребительскому капиталам. Есть, безусловно, и иные критерии его классификации, но рассмотренную нами схему можно отнести к числу наиболее распространенных в среде российских исследователей.
Ресурс, о котором идет речь, может задействоваться в самых разных правоотношениях. Но наиболее часто он востребован в целях описания различных бизнес-процессов. Дело в том, что интеллектуальный капитал наряду с денежными средствами, которые применяются в целях классической «капитализации» бизнеса, является одним из ключевых конкурентных факторов производства. Его объемы предопределяют то, насколько технологичным будет тот или иной процесс на предприятии.
Примечательно, что для того чтобы представленный в той или иной разновидности интеллектуальный капитал организации был успешно освоен, может потребоваться наличие иных ресурсов соответствующей категории. Так, для того чтобы фирма смогла эффективно задействовать человеческий капитал, ей потребуются значительные объемы организационного. В свою очередь, только при наличии достаточного количества потребительского капитала величина предыдущих разновидностей рассматриваемого ресурса будет иметь значение.
Интеллектуальный капитал может импортироваться и экспортироваться. Данный процесс можно наблюдать как на уровне правоотношений между локальными хозяйствующими субъектами (в этом случае понятия экспорта и импорта рассматриваются в более широкой трактовке), так и в ходе межгосударственного партнерства. Для взаимодействующих на том или ином уровне сторон важно определить оптимальную стоимость обмениваемого капитала, обеспечить эффективное его внедрение в различные экономические процессы.
В ряде случаев только при самом интенсивном обмене соответствующим ресурсом может успешно развиваться экономика. Интеллектуальный капитал нации — важнейшая ее ценность. Поэтому государство и сами граждане должны быть заинтересованы в том, чтобы его развивать, увеличивать по возможности его объемы. При этом действия властей и жителей страны в одинаковой степени важны. Первые создают необходимые условия для того, чтобы вторые смогли воспользоваться возможностями для своего профессионального развития, получения необходимых знаний и навыков, формирующих интеллектуальный капитал. Общество также должно быть готово к выполнению важнейшей роли — главного носителя национального интеллектуального капитала.
Уточнение структуры интеллектуального капитала на основе анализа дефиниций "отношенческий капитал" и "потребительский капитал" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Наталья Сергеевна
Интеллектуальный капитал и его структура представляют собой новое направление в исследованиях в области экономики и менеджмента, которыми занимаются ученые разных стран мира. На данный момент существует проблема единства терминологической базы проводимых исследований, что усложняет взаимодействие между исследователями, снижает возможности использования имеющихся данных и замедляет процесс развития этой области знаний, что указывает на актуальность темы исследования. Цель иссле¬дования сравнение состава отношенческого и потребительского капитала , на основании которого уточняется структура интеллектуального капитала . Для исследования использована база научной электронной библиотеки elibrary.ru и электронная база Google Scholar. Рассмотрено содержание понятий « клиентский капитал » и « потребительский капитал » и выполнено их сравнение, на основании чего сделан вывод, что эти понятия тождественны. Обоснованно предложено использование термина « клиентский капитал » и отказ от использования термина « потребительский капитал ». Рассмотрено содержание понятий « отношенческий капитал » и « клиентский капитал », на основе чего предложено использование термина « клиентский капитал » как составляющее отношенческого капитала . Выделены три части отношенческого капитала : клиентский, стейкхолдерский и общий, оказывающий влияние на всех субъектов, с которыми у компании возникает взаи¬модействие. В состав клиентского капитала предлагается включить отношения с клиентами и их лояльность, заключенные с клиентами договоры, историю взаимодействия, каналы сбыта продукции или услуг компании, стратегию сбыта, сбытовую и сервисную по¬литику. В состав стейкхолдерского капитала включаются отношения со стейкхолдерами и их лояльность, заключенные с поставщиками договоры и соглашения, история взаи¬модействия, технологии по формированию отношений компании с общественностью, сотрудничество и партнерство. К общему отношенческому капиталу предлагается отнести бренд, имидж, деловую репутацию, рекламу, систему коммуникации с внешней средой и инвестиции в поддержание клиентского капитала . На основании выполненного анализа содержания представленных дефиниций уточнена структура интеллектуального капитала .
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеева Наталья Сергеевна
Clarification of the structure of intellectual capital based on the analysis of definitions of relational capital and consumer capital
Intellectual capital and its structure represent a new direction in research in the field of Economics and management, which are engaged in scientists around the world. At the moment there is a problem with the unity of the terminological base of the research. This complicates the interaction between researchers, reduces the use of available data and slows down the development of this area of knowledge. These aspects indicate the relevance of the presented work. The aim of this work is to compare the composition of relational and consumer capital . The comparison will clarify the structure of intellectual capital . The base of scientific electronic library was used elibrary.ru and Google Scholar's electronic database for research. The paper considers the content of the concepts of customer and consumer capital . The author compares these concepts and concludes that the concepts of customer and consumer capital are identical. It justifies the proposed use of the term " customer capital " and the rejection of the use of the term consumer capital . The author considers the content of the concepts of relational and customer capital . It is revealed that the customer capital is part of the relational capital . The use of the term customer capital as a component of the relational capital is proposed. There are three parts of the relational capital : customer, stakeholder and general, which has an impact on all subjects with which the company has interactions. The structure of intellectual capital is specified on the basis of the analysis of the content of the presented definitions.
Текст научной работы на тему «Уточнение структуры интеллектуального капитала на основе анализа дефиниций "отношенческий капитал" и "потребительский капитал"»
DOI: 10.18721/JE.12409 УДК 330.142
УТОЧНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДЕФИНИЦИЙ «ОТНОШЕНЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» И «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ»
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Интеллектуальный капитал и его структура представляют собой новое направление в исследованиях в области экономики и менеджмента, которыми занимаются ученые разных стран мира. На данный момент существует проблема единства терминологической базы проводимых исследований, что усложняет взаимодействие между исследователями, снижает возможности использования имеющихся данных и замедляет процесс развития этой области знаний, что указывает на актуальность темы исследования. Цель исследования — сравнение состава отношенческого и потребительского капитала, на основании которого уточняется структура интеллектуального капитала. Для исследования использована база научной электронной библиотеки elibrary.ru и электронная база Google Scholar. Рассмотрено содержание понятий «клиентский капитал» и «потребительский капитал» и выполнено их сравнение, на основании чего сделан вывод, что эти понятия тождественны. Обоснованно предложено использование термина «клиентский капитал» и отказ от использования термина «потребительский капитал». Рассмотрено содержание понятий «отношенческий капитал» и «клиентский капитал», на основе чего предложено использование термина «клиентский капитал» как составляющее отношенческого капитала. Выделены три части отношенческого капитала: клиентский, стейкхолдерский и общий, оказывающий влияние на всех субъектов, с которыми у компании возникает взаимодействие. В состав клиентского капитала предлагается включить отношения с клиентами и их лояльность, заключенные с клиентами договоры, историю взаимодействия, каналы сбыта продукции или услуг компании, стратегию сбыта, сбытовую и сервисную политику. В состав стейкхолдерского капитала включаются отношения со стейкхолдерами и их лояльность, заключенные с поставщиками договоры и соглашения, история взаимодействия, технологии по формированию отношений компании с общественностью, сотрудничество и партнерство. К общему отношенческому капиталу предлагается отнести бренд, имидж, деловую репутацию, рекламу, систему коммуникации с внешней средой и инвестиции в поддержание клиентского капитала. На основании выполненного анализа содержания представленных дефиниций уточнена структура интеллектуального капитала.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, отношенческий капитал, потребительский капитал, клиентский капитал, структура, элементы, определение
Ссылка при цитировании: Алексеева Н.С. Уточнение структуры интеллектуального капитала на основе анализа дефиниций «отношенческий капитал» и «потребительский капитал» // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 4. С. 106-114. DOI: 10.18721/JE.12409
CLARIFICATION OF THE STRUCTURE OF INTELLECTUAL CAPITAL BASED ON THE ANALYSIS OF DEFINITIONS OF RELATIONAL CAPITAL AND CONSUMER CAPITAL
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation
Intellectual capital and its structure represent a new direction in research in the field of Economics and management, which are engaged in scientists around the world. At the moment there is a problem with the unity of the terminological base of the research. This complicates the interaction between researchers, reduces the use of available data and slows down the development of this area of knowledge. These aspects indicate the relevance of the presented work. The aim of this work is to compare the composition of relational and consumer capital. The comparison will clarify the structure of intellectual capital. The base of scientific electronic library was used elibrary.ru and Google Scholar's electronic database for research. The paper considers the content of the concepts of customer and consumer capital. The author compares these concepts and concludes that the concepts of customer and consumer capital are identical. It justifies the proposed use of the term "customer capital" and the rejection of the use of the term consumer capital. The author considers the content of the concepts of relational and customer capital. It is revealed that the customer capital is part of the relational capital. The use of the term customer capital as a component of the relational capital is proposed. There are three parts of the relational capital: customer, stakeholder and general, which has an impact on all subjects with which the company has interactions. The structure of intellectual capital is specified on the basis of the analysis of the content of the presented definitions.
Keywords: intellectual capital, relational capital, consumer capital, customer capital, structure, elements, definition
Citation: N.S. Alekseeva, Clarification of the structure of intellectual capital based on the analysis of definitions of relational capital and consumer capital, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 12 (4) (2019) 106-114. DOI: 10.18721/JE.12409
Введение. На современном этапе развития не только российской, но и мировой экономики, при усложнении характера хозяйственных связей, в условиях ужесточения конкурентной борьбы происходит развитие экономики знания, характеризующейся вкладом в стоимость предприятия не только материальных, но и нематериальных активов, к которым, в частности, может быть отнесен интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал — это новая дефиниция в словаре экономистов и менеджеров, исследованием которой занимаются ученые разных стран мира. На данный момент нет общего сложившего мнения о понятии «интеллектуальный капитал», о чем свидетельствуют труды отечественных и зарубежных ученых Алешкиной О.В. и Тимирбаевой О.О. [1], Кобзе-вой Е.В. и Дьяковой Н.С. [2], ЬеПзшепкоуа О.,
Lapina I. [3], а также проведенное нами ранее исследование [4] ; уточнения требует также и структура интеллектуального капитала, что обусловливает актуальность представленного исследования.
Интеллектуальный капитал может рассматриваться как источник финансирования деятельности компании, обеспечивающий ей инновационное развитие или как созданные людьми ресурсы, которые могут использоваться для новых товаров и услуг. В любом случае интеллектуальный капитал в процессе своего использования приносит компаниям конкурентные преимущества, обеспечивает увеличение экономической эффективности в форме роста выручки, сокращения расходов и длительности операционных процессов, увеличения рыночной стоимости компании, таким образом, делая компа-
нию привлекательной для инвесторов. Интеллектуальный капитал, имеющийся у компании, способен поставить ее на инновационные рельсы, преодолеть отставание, вывести на конкурентные позиции и в последующем генерировать свое приращение. Также интеллектуальный капитал может быть конвертирован в стоимость товаров, услуг или всей компании. Поэтому актуальным является вопрос об эффективном использовании и приращении интеллектуального капитала. Исследование и уточнение структуры интеллектуального капитала является одним из этапов на пути к эффективному управлению интеллектуальным капитала.
Целью данного исследования является сравнение состава отношенческого и потребительского капитала, на основании которого уточняется структура интеллектуального капитала. Для достижения поставленной цели приводятся определения отношенческого, потребительского и клиентского капитала, поэлементно сравниваются составы потребительского и клиентского капитала, а также клиентского и отношенческого капиталов.
Методика исследования. Для исследования использована база научной электронной библиотеки elibrary.ru. Поиск проводился по запросам «структура интеллектуального капитала» и «состав интеллектуального капитала». Тематика поиска была ограничена областью «Экономика. Экономические науки», период публикаций выбран с 2014 г., уточнена также необходимость получения доступа к полным текстам публикаций. Осуществлялась также работа со списками использованных источников выбранных публикаций, что расширило горизонт исследования публикаций до периода 1998-2017 гг. Так как база РИНЦ не дает доступа к полным текстам англоязычных источников, для поиска иностранных источников использовалась база Google Scholar. Поиск проводился по запросу «интеллектуальный капитал», использовались только ссылки, содержащие полнотекстовые документы.
Результаты исследования. В российской практике исследований можно встретить несколько типов капитала, в рамках которых рас-
сматриваются взаимоотношениями с клиентами и другими субъектами. К ним можно отнести: отношенческий капитал [5—7], клиентский [8— 10], потребительский [11, 12], отношенческий (клиентский) [13], клиентский (потребительский) [14], рыночный (потребительский) [15], внешний (потребительский) [16], клиентский (внешний) [17] и др. При этом с учетом двойных названий можно сказать, что наиболее популярными дефинициями здесь являются отношенче-ский, потребительский и клиентский капитал. Иностранные источники содержат термин «customer capital» [5, 10, 18], который может быть переведен на русский язык либо как клиентский, либо как потребительский капитал. Рассмотрим содержание понятий «клиентский капитал» и потребительский капитал» для их сравнения (табл. 1).
На основании проведенного сравнения элементов клиентского и потребительского капитала можно сказать, что термины практически аналогичны. Оба они включают в себя историю взаимоотношения с клиентами и наличие информации о клиентах, отношения с различными субъектами рынка, каналы по которым осуществляется сбыт продукции или услуг, удовлетворённость клиентом работой с компанией, а также любую информацию, которая может быть использована для получения, удержания и создания лояльности клиента. В связи с этим большую роль в составе и клиентского и потребительского капитала играют средства индивидуализации продукции, услуг и самой компании в любых их формах, в том числе в виде бренда.
Стоит отметить, что в состав клиентского капитала также включаются соглашения, контракты, партнерства, что вытекает из наличия отношений с субъектами рынка. В составе потребительского капитала соглашений, контрактов, партнерств не выявлено. Это может объясняться небольшой выборкой определений понятия «потребительский капитал», содержащей всего шесть терминов. Ситуация объясняется частотой использования этого понятия. Данные термины получены при анализе полученной нами выборки из 230 видов капитала, включаемых в состав интеллектуального капитала (см. рис. 1).
Сравнение элементов клиентского и потребительского капитала Comparison of elements of customer capital and consumer capital
Клиентский капитал Потребительский капитал
История взаимоотношений с клиентами Инвестиции в поддержание клиентского капитала Отношения с субъектами рынка Отношениями с клиентами Каналы сбыта Лояльность клиентов Бренд, средства индивидуализации Информация о клиентах Связи с клиентами, связи с потребителями Деловая репутация Стратегия сбыта, технологии по формированию отношений компании с общественностью, технологии фирмы по привлечению и закреплению клиентов, гарантийный сервис, послегарантийный сервис, предпродажный сервис, сбытовая политика, сервисная политика Рыночная информация, используемая для захвата и удержания клиентов История взаимоотношений с клиентами Инвестиции в отношения с клиентами Отношения с акционерами Отношения с другими организациями Отношения с поставщиками Отношения с стратегическими партнерами Отношения с потребителями, взаимоотношения с клиентами Каналы продаж Удовлетворенность клиента Бренд, торговая марка Информация о клиентах Связи с клиентами Репутация Рыночная ориентация (ориентация на клиента, ориентация на конкурентов, межфункциональная координация, долгосрочная ориентация) Рыночная информация, используемая для захвата клиентов
Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «клиентский капитал» и «потребительский капитал» тождественны, а с учетом того, что термин «клиентский капитал» встречается чаще, предлагаем его использование взамен реже употребляемого термина «потребительский капитал».
Перейдем к сравнению терминов «отношен-ческий капитал» и «клиентский капитал», для чего обратимся к определениям, данным этим терминам отечественными и зарубежными исследователями.
Отношенческий капитал — это хорошее отношение стейкхолдеров к компании [19]. Отно-шенческий капитал — это «определенная структура отношений, любого рода связи фирмы с внешней средой, включая сотрудничество, возникающие между фирмами» [20]. Отношенческий капитал — это «все ресурсы, связанные с внешней
структурой фирмы и включающие отношения с потребителями, поставщиками, бизнес-партнерами, образовательными учреждениями и другими общественными институтами» [21].
Э. Пэйн определил клиентский капитал как «добавочную ценность, которую получает компания в результате предложения клиентам выгодных условий сотрудничества и формирования на этой основе долгосрочных взаимоотношений с ними» [22]. По мнению А.С. Зизина, клиентский капитал — это «важный нематериальный актив компании, способный при его эффективном использовании приносить добавленную стоимость, повышать капитализацию предприятия, обеспечивать хозяйствующему субъекту устойчивое конкурентное преимущество на рынке» [23].
Для уточнения понятий рассмотрим элементный состав представленных понятий (см. табл. 2).
Отношенческий (клиентский) капитал; 1
Клиентский (потребительский) капитал; 2
Клиентский (внешний) капитал; 1
Потребительский капитал; 6
Рыночный (потребительский) капитал; 1
Человеческий капитал; 61
Рис. 1. Виды капитала в составе интеллектуального капитала Fig. 1. Types of capital as part of intellectual capital
Клиентский и отношенческий капитал включают в свой состав бренд и имидж компании, каналы сбыта продукции и услуг, отношения с клиентами и их лояльность, информацию о клиентах, а также имеющиеся соглашения, контракты и договоры. Однако представленное в табл. 2 сравнение показывает, что понятие отношенческий капитал» шире понятия «клиентский капитал», так как более подробно рассматривает взаимоотношения с другими субъектами рынка, помимо покупателей и заказчиков.
На данный момент клиентский капитал рассматривается либо как взаимоотношения со всеми субъектами рынка [10, 14, 18, 24], либо только с клиентами [5, 8, 25—28], при этом в последнем случае взаимоотношения с другими субъектами рынка не рассматриваются ни в каких других частях интеллектуального капитала.
Устоявшиеся отношения с поставщика способны принести компании снижение затрат на материалы и экономию на их логистике и хранении, что увеличивает стоимость компании. Положительный имидж в глазах кредиторов и инвесторов — привлечь заемный капитал на более выгодных услови-
ях, что также оказывает положительное влияние на финансово-экономические показатели фирмы. Другими словами, рассмотрение интеллектуального капитала без того положительного влияния, которое он привносит в деятельность сложившихся отношений со стейкхолдерами, приведет к занижению его вклада в капитализацию компании.
Таким образом, на основании проведенного анализа предлагается в составе интеллектуального капитала учитывать отношенческий капитал, как понятие имеющее более широкий смысл и лучше отражающее суть входящих в него элементов. Клиентский капитал может быть при необходимости использован как составляющий компонент отно-шенческого капитала. Однако здесь возникает проблема — бренд, имидж, репутация, реклама компании оказывают влияние не только на потребителей продукции, но и на стейкхолдеров. В этой связи можно выделить три части отношенческого капитала: клиентский, стейкхолдеркий и общий, последний оказывает влияние на всех субъектов, с которыми у компании возникают взаимодействия. Таким образом, структура интеллектуального капитала может выглядеть следующим образом (см. рис. 2).
Сравнение состава отношенческого и клиентского капитала
Comparison of the composition of relational capital and customer capital
Клиентский капитал Отношенческий капитал
История взаимоотношений с клиентами Информация о клиентах Рыночная информация, используемая для захвата удержания клиентов Связи с клиентами, связи с потребителями Отношениями с клиентами Лояльность клиентов Клиенты Знание клиента Клиентская база Ресурсы, связанные с отношениями с клиентами Отношения с клиентами Лояльность клиентов
Отношения с субъектами рынка Инвесторы, заинтересованные стороны, конкуренты, партнеры, поставщики, сообщество. Знание поставщика. Знания, заложенные в отношения, установленные с внешней средой. Ресурсы, связанные с отношениями с партнерами и поставщиками. Отношения с владельцами, инвесторами, поставщиками, стекхолдерами, регулирующими органами, СМИ, посредниками, партнерами, кредиторами, местным правительством, национальным правительством, группами влияния, другими субъектами, заинтересованными сторонами. Взаимоотношения с внутренними и внешними заинтересованными сторонами (поставщиками и др. субъектами рынка)
Инвестиции в поддержание клиентского капитала Каналы сбыта Бренд, средства индивидуализации Деловая репутация, имидж Клиентский капитал Каналы дистрибьюции Бренды Имидж, репутация
Стратегия сбыта. Технологии по формированию отношений компании с общественностью, технологии фирмы по привлечению и закреплению клиентов. Гарантийный сервис, послегарантийный сервис, предпродажный сервис. Сбытовая политика, сервисная политика Привлечение и удержание клиентов, стандарты качества
Контракты, соглашения Сотрудничество и партнерство Системы коммуникации с внешней средой Реклама Соглашения, договоры Сотрудничество и взаимодействие Общественные связи Маркетинг, распространение информации
Рис. 2. Предлагаемая структура интеллектуального капитала Fig. 2. Proposed structure of intellectual capital
Клиентский капитал помимо отношения с клиентами учитывающий их лояльность учитывает также заключенные с клиентами договоры, историю взаимодействия, каналы сбыта продукции или услуг компании, стратегию сбыта, сбытовую и сервисную политику. Стейкхолдерский капитал помимо отношения со стейкхолдерами учитывающий и их лояльность учитывает также заключенные с поставщиками договоры и соглашения, историю взаимодействия, технологии по формированию отношений компании с общественностью, сотрудничество и партнерство. Общий от-ношенческий капитал помимо бренда, имиджа, деловой репутации и рекламы состоит из системы коммуникаций с внешней средой и инвестиций в поддержание клиентского капитала.
Выводы. Таким образом, выполнено поэлементное сравнение потребительского, клиентского и отношенческого капитала, на основании которого предлагается отказаться от использования термина «потребительский капитал», а клиентский капитал рассматривать как часть отношен-ческого капитала. Вследствие этого интеллектуальный капитал предлагается представить как
сумму человеческого, структурного и отношенче-ского капитала, последний из которых разделить на общий отношенческий, клиентский и стейк-холдерский капитал.
Направлениями дальнейших исследований могут стать:
— уточнение состава и понятия человеческого и структурного капитала;
— развитие методологии качественной и количественной оценки интеллектуального капитала и его составляющих;
— выявление, уточнение и детализация факторов, влияющих на эффективность управления интеллектуальным капиталом;
— выявление и детализация взаимосвязи интеллектуального капитала с другими видами капитала компании;
— оценка влияния интеллектуального капитала на стоимость бизнеса и его отдельных частей через показатели, которые будут отражать состояние его отдельных элементов.
Каждое из представленных направлений является актуальным на современном этапе развития экономики и менеджмента не только в России, но и в мире.
[1] Алешкина О.В., Тимирбаева О.О. Интеллектуальный капитал: определение и его особенности // Вектор экономики. 2018. № 2 (20). С. 30.
[2] Кобзева Е.В., Дьякова Н.С. Проблемные аспекты терминологии интеллектуального капитала предприятия // Экономика строительства
и городского хозяйства. 2017. Т. 13, № 1. С. 61-67.
[3] Lentjusenkova O., Lapina I. The transformation of the organization's intellectual capital: from resource to capital // Journal of Intellectual Capital. 2016. Vol. 17, is. 4. P. 610-631.
[4] Алексеева Н.С. Анализ понятия и сущности интеллектуального капитала в экономике // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 3. С. 74-87. DOI: 10.18721/JE.12306
[5] Bontis N., Keow W.C.C., Richardson S. Intellectual capital and business performance in Malaysian industry // Journal of Intellectual Capital. 2000. Vol. 1, no. 1. P. 85-100.
[6] Montequin V.R., Fernandez F.O., CabalV.A., Gutierrez N.R. An integrated framework for intellectual capital measurement and knowledge management implementation in small and medium-sized enterprises // Journal of Information Science. 2006. No. 32. P. 525-538.
[7] Волков Д.Л., Гаранина Т.А. Нематериальные активы: проблемы состава и оценивания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2007. № 1. С. 84-107.
[8] Новиков А.В., Новикова И.Я. Интеллектуальный капитал: структура, источники и приоритеты в формировании стоимости компании // Сибирская финансовая школа. 2012. № 2. С. 117-124.
[9] Ricardis. Reporting intellectual capital to augment research, development andinnovation in SMEs. Brussels: European Communities — DG for Research. 2006.
[10] Baharum M.R., Pitt M. Determining a conceptual framework for green FM intellectual capital. Journal of Facilities Management. 2009. Vol. 7, no. 4. P. 267-282.
[11] Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
[12] Bollen L., Vergauwen Ph., Schnieders St. Linking intellectual capital and intellectual property to company performance // Management Decision. 2005. Vol. 43, no. 9. P. 1161-1185.
[13] Sharabati A.A.A., Naji Jawad S., Bontis N. Intellectual capital and business performance in the pharmaceutical sector of Jordan // Management Decision. 2010. Vol. 48, no. 1. P. 105-131.
[14] Комаров С.В., Мухаметшин А.Н. Понятие, структура и взаимодействие элементов интеллектуального капитала // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7, № 3. С. 93-100.
[15] Перерва О.Л. Интеллектуальный капитал: состав, структура, оценка // Контроллинг. 2015. № 58. С. 3-7.
[16] Akpinar A.T., Akdemir A. Intellectual capital // Third European Conference, 1999. P. 332-340.
[17] Allee V. The value evolution: addressing larger implications of an intellectual capital and intangibles perspective // Journal of Intellectual Capital. 2000. Vol. 1, no. 1. P. 17-32.
[18] Bontis N. Intellectual Capital: An Exploratory Study that Develops Measures and Models // Management Decision. 1998. Vol. 36, no. 2. P. 63-76.
[19] Sudibyo A.A., Basuki B. Intellectual capital disclosure determinants and its effects on the market capitalization: evidence from Indonesian listed companies // SHS Web of Conferences. 2017. No. 34.
[20] Быкова А.А., Морковкина Е.В. Отношенческий капитал как фактор повышения стоимости компании // Корпоративные финансы. 2013. № 4(28). С. 23-45.
[21] Lervik E. Relational capital: A study on its importance, quantification and its impact on business sectors and markets. 2006. URL: http://esst.eu/wp-content/upl oads/Thesis_Lervik.pdf (дата обращения: 14.05.2019).
[22] Пэйн Э. Руководство по CRM: Путь к совершенствованию менеджмента клиентов. Минск: Гревцов Паблишер, 2007. 384 с.
[23] Зизин А.С. Эволюция научных взглядов на понятие «клиентский капитал» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 318-326.
[24] Пронина И.В. Интеллектуальный капитал: сущность, структура, функции. URL:https://cyberlen inka.ru/article/n/intellektualnyy-kapital-suschnost-struktu ra-funktsii (дата обращения: 14.05.2019).
[25] Байбурина Э.Р., Ивашковская И.В. Роль интеллектуального капитала в создании стоимости крупных российских компаний // Вестник Финансовой академии. 2007. № 4(44). С. 53-62.
[26] Brennan N. Reporting Intellectual Capital in Annual Reports: Evidence from Ireland. Accounting // Auditing and Accountability Journal. 2001. Vol. 14, no. 4. P. 423-436.
[27] Катаргина НА Формирование интеллектуального капитала как фактора развития человеческих ресурсов // Электронный научный журнал. 2015. № 1(1). С. 448-452.
[28] Дудин М.Н., Лясников Н.В., Макашова Н.А. Концептуальные основы гудвилла как нематериального актива предпринимательской структуры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8-1. С. 131-137.
АЛЕКСЕЕВА Наталья Сергеевна. E-mail: natasha-alexeeva@yandex.ru
Статья поступила в редакцию: 14.05.2019
[1] O.V. Aleshkina, O.O. Timirbayeva, Intellectual capital: definition and its features, Vector of economy, 2 (20) (2018) 30.
[2] Ye.V. Kobzeva, N.S. Dyakova, Problematic aspects of the terminology of intellectual capital of the enterprise, Economy of construction and municipal economy, 13 (1) (2017) 61-67.
[3] O. Lentjusenkova, I. Lapina, The transformation of the organization's intellectual capital: from resource to capital, Journal of Intellectual Capital, 17 (4) (2016) 610-631.
[4] N.S. Alekseeva, Analysis of definition and essence of intellectual capital in economy, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 12 (3) (2019) 74-87. DOI: 10.18721/JE.12306
[5] N. Bontis, W.C.C. Keow, S. Richardson, Intellectual capital and business performance in Malaysian industry, Journal of Intellectual Capital, 1 (1) (2000) 85-100.
[6] V.R. Montequin, F.O. Fernandez, V.A. Cabal, N.R. Gutierrez, An integrated framework for intellectual capital measurement and knowledge management implementation in small and medium-sized enterprises, Journal of Information Science, 32 (2006) 525-538.
[7] D.L. Volkov, T.A. Garanina, Intangible assets: problems of composition and evaluation, Bulletin of St. Petersburg University. Management Series, 1 (2007) 84-107.
[8] A.V. Novikov, I.Ya. Novikova, Intellectual capital: structure, sources and priorities in the formation of the company's value. Siberian financial school, 2 (2012) 117-124.
[9] Ricardis, Reporting intellectual capital to augment research, development andinnovation in SMEs. Brussels: European Communities — DG for Research. 2006.
[10] M.R. Baharum, M. Pitt, Determining a conceptual framework for green FM intellectual capital, Journal of Facilities Management, 7 (4) (2009) 267-282.
[11] A.L Gaponenko., T.M. Orlova, Knowledge Management. Moscow, Eksmo, 2008.
[12] L. Bollen, Ph. Vergauwen, St. Schnieders, Linking intellectual capital and intellectual property to company performance, Management Decision, 43 (9) (2005) 1161-1185.
[13] AAA. Sharabati, S. Naji Jawad, N. Bontis, Intellectual capital and business performance in the pharmaceutical sector of Jordan, Management Decision, 48 (1) (2010) 105-131.
[14] S.V. Komarov, A.N. Mukhametshin, Concept, structure and interaction of intellectual capital elements, Bulletin of South Ural state University. Series: Economics and management, 7 (3) (2013) 93-100.
[15] O.L. Pererva, Intellectual capital: composition, structure, evaluation, Controlling, 58 (2015) 3—7.
[16] A.T. Akpinar, A. Akdemir, Intellectual capital, Third European Conference, (1999) 332—340.
[17] V. Allee, The value evolution: addressing larger implications of an intellectual capital and intangibles perspective, Journal of Intellectual Capital, 1 (1) (2000) 17—32.
[18] N. Bontis, Intellectual Capital: An Exploratory Study that Develops Measures and Models, Management Decision, 36 (2) (1998) 63-76.
[19] A.A. Sudibyo, B. Basuki, Intellectual capital disclosure determinants and its effects on the market capitalization: evidence from Indonesian listed companies, SHS Web of Conferences, 34 (2017).
[20] A.A. Bykova, E.V. Morkovkina, Relational capital as a factor of increasing the cost of the company, Corporate Finance, 4 (28) (2013) 23-45.
[21] E. Lervik, Relational capital: A study on its importance, quantification and its impact on business sectors and markets. 2006. URL: http://esst.eu/wp-content/uploads/Thesis_Lervik.pdf (дата обращения: 14.05.2019).
[22] E. Payne, Guide to CRM: the Way to improve customer management. Minsk, Grevtsov Publisher, 2007.
[23] A.S. Zizin, Evolution of scientific views on the concept of «client capital», Modern problems of science and education, 1 (2013) 318-326.
[24] I.V. Pronina, Intellectual capital: essence, structure, functions. URL: https://cyberleninka.ru/artic le/n/intellektualny-kapital-suschnost-struktura-funktsii (accessed May 14, 2019).
[25] E.R. Baiburina, I.V. Ivashkovskaya, The role of intellectual capital in creating the value of large Russian companies, Bulletin of the Financial Academy, 4 (44) (2007) 53-62.
[26] N. Brennan, Reporting Intellectual Capital in Annual Reports: Evidence from Ireland. Accounting, Auditing and Accountability Journal, 14 (4) (2001) 423-436.
Человеческий, организационный, клиентский капиталы компании.
Человеческий капитал – это знания, творческий и интеллектуальный потенциал, личные качества, моральные ценности, умения и навыки, лидерство, культура труда, которые используются для получения дохода организацией либо индивидом. Причем это не простая совокупность знаний и качеств каждого конкретного сотрудника: в коллективной работе проявляется синергический эффект, многократно увеличивающий эффективность индивидуальных решений. Человеческий капитал принципиально не может являться собственностью организации, так как является неотъемлемой частью личностей сотрудников. Организация может лишь стремиться к извлечению максимально возможной выгоды из работы каждого сотрудника, пока он работает на нее. Для достижения этой цели крайне важны такие стороны управления, как эффективное лидерство, мотивация сотрудников, управление изменениями и так далее.
Организационный капитал включает технологии, процедуры, системы управления, культуру, техническое и программное обеспечение, патенты, организационные формы и структуры. Иными словами, это способность организации отвечать требованиям рынка, и то, как она использует свой человеческий капитал. Организационный капитал большей частью находится в собственности организации и может быть объектом купли-продажи. Желая оставаться успешной, организация нуждается в регулярном пересмотре своего организационного капитала. Это подразумевает как масштабную исследовательскую деятельность, так и постоянное развитие корпоративной культуры, которая также является частью интеллектуального капитала. Корпоративная культура имеет своей основой некий свод понятий, известный и ясный всем сотрудникам: это ценности, миссия, видение, нормы поведения и коммуникации, символы, способы ведения дел и так далее. Наличие всего этого создает общий вектор движения организации в будущее в соответствии с ее системой целей, создает уникальное лицо организации. Именно такой облик организации определяет и облик ее типичных клиентов и партнеров, ту нишу, которую она занимает на рынке.
Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями. Потребительский капитал обеспечивает потребителям, клиентам возможность продуктивного, удовлетворяющего их потребности общения и взаимодействия с персоналом организации. Потребительский капитал часто понимается как «капитал отношений». В этом смысле он включает в себя контракты и соглашения, репутацию, бренд, товарные знаки, каналы распределения продукции и портфель заказов, отношения с клиентами. Так, деловая репутация организации, складывающаяся из ее этических норм и норм поведения, социальной ответственности, представляет собой рыночную категорию. Если организация пользуется доверием, она может продавать продукты по более высоким ценам, увеличивать объемы продаж, пользоваться высокой лояльностью клиентов и сотрудников, привлекать для трудоустройства лучших специалистов. Символом деловой репутации часто выступают товарные знаки и бренды. Маркетинговая стратегия – также часть потребительского капитала организации: выбор целевых рынков, создание отличительных преимуществ, стимулирование лояльности потребителей, базы данных о клиентах и их анализ, call-центры для потребителей.
Следует понимать, что такое разделение интеллектуального капитала на виды достаточно условно, так как в реальности они не обособлены, а существуют совместно, порождая эффект синергии. Существуют и иные модели структуры интеллектуального капитала, например, разделение его на внешнюю структуру (соответствует потребительскому капиталу), внутреннюю структуру (организационный капитал) и индивидуальные компетенции (человеческий капитал). Также можно условно разделить интеллектуальный капитал на собственно интеллектуальный – к нему относятся знания, информация, технологии и т. п. – и эмоциональный, то есть эмоции, ценности, символы, культура, репутация, философия компании и так далее.
Какими бы ни были условно выделенные виды интеллектуального капитала, они так или иначе существуют в тесном единстве, а значит, и инвестиции должны вкладываться в развитие интеллектуального капитала в целом, во все его разновидности. Развитие лишь одной из сторон интеллектуального капитала в ущерб другим не только не принесет организации больших преимуществ, но может даже нанести ущерб.
Коэффициент Тобина.
Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:
P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций)
С — восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Если оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли.
Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.
Коэффициент Тобина (q) отражает несколько факторов, таких как:
·«Настроение» рынка, выраженное, к примеру, мнением аналитиков, относительно перспективности компании или различными спекуляциями, в виде громких слухов.
·Интеллектуальный капитал компании.
Поскольку (q) Тобина отражает влияние нескольких факторов, он может показывать только приближённое значение стоимости интеллектуального капитала. Сейчас множество компаний пытаются разработать пути измерения стоимости интеллектуальных активов.
На практике используется следующая формула, не являющаяся прямым эквивалентом q Тобина:
q = (рыночная стоимость активов + рыночная стоимость обязательств)/(балансовая стоимость активов + балансовая стоимость обязательств).
Так же коэффициент Тобина позволяет определять стоимость рынка в целом. Исчисляется:
q = (Стоимость всего фондового рынка)/ (Совокупный собственный капитал компаний)