Спецоснастка что к ней относится
Перейти к содержимому

Спецоснастка что к ней относится

Учет спецодежды: списание специальной одежды из эксплуатации в 2021-2022 с помощью 1С — проводки

Бобков Олег

Учет спецодежды — это набор специализированных бухгалтерских мероприятий по надзору за каждой вещью, выдаваемой работникам какого-либо предприятия или учреждения. Подобные объекты на производстве, как правило, относятся к классу материально-производственных запасов (активов, задействуемых в виде, например, сырья при выпуске различных изделий). В современном российском законодательстве присутствует целый перечень рекомендаций по тому, как вести грамотную инспекцию подобных контрольных единиц. Однако разобраться в правительственных постановлениях бывает совсем непросто. Чтобы лучше понять, как работать с такой категорией МПЗ, специалист может познакомиться, например, с представленным материалом.

униформа

Списание спецодежды из эксплуатации в бухгалтерском и налоговом учете: изменения 2021-2022 года

В соответствии с положениями ст. 212 Трудового кодекса России, специальная одежда — это вещевой и обувной комплект, используемый мастерами различных предприятий/компаний для снижения воздействия вредных условий труда и защиты от загрязнений. Обязанность бренда приобретать такие наборы для своего коллектива установлена в текущем законе. Основным документом, рассказывающим о том, как правильно взаимодействовать с подобными объектами в плане бухгалтерии, был перечень Методических указаний, утв. Приказом Минфина № 135. В январе данное правительственное постановление было упразднено, а вместо него был введен стандарт, описанный в ФСБУ 06/2020.

Таким образом, списание спецодежды в бухучете и налоговом учете — это, в какой-то мере, новая практика, разобраться с которой успели далеко не все профильные специалисты. Профессионал, еще не познакомившийся с предложенными государством унификатами, но желающий продолжить работу на прежнем уровне качества, может обратиться за помощью, например, к соответствующему ПО. Программное обеспечение, разработанное, отлаженное и выпущенное «Клеверенс», уже включает в себя все образцы, шаблоны, блоки и модули, касающиеся, скажем, инвентаризации специальной одежды в рамках учреждения.

условия при списании

ФСБУ 5/2019 спецодежда

Как уже говорилось ранее, в 2021 году на смену Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина № 135, пришел стандарт, описанный в ФСБУ 06/2020. Документ под центральным названием «Запасы» вступит в полную в юридическую силу 01.01.2022. Изменений в соответствующем разделе законодательства по-настоящему много, однако главные из них касаются исключительно правил отражения комплектов спецоснастки со сроком использования менее 12 месяцев в бухучете. Теперь, например:

  • в момент вычисления базовой стоимости вещей не берутся в расчет скидки и индивидуальное премирование;
  • при формировании первоначальной цены каждого объекта учитываются будущие траты на ликвидацию товаров (а также финансовые потери на восстановление состояния окружающей среды, если такая строка расходов актуальна);
  • если запасы оплачиваются в согласии с договором о рассрочке (ее срок должен превышать показатель в 365 рабочих дней), их расходование реализуется по тарифу, который бренд закрыл бы сразу;
  • на конец каждого отчетного периода абсолютно все профильные организации обязан проводить систематическую оценку активов соответствующего класса, с дальнейшим созданием резерва.

Изменения в учете спецодежды с 2021 года касаются самых разных аспектов, казалось бы, простых и хорошо знакомых операций. Теперь большая часть процедур выполняется по современным регламентам, каждый из которых подробно описан в ФСБУ 06/2020. Разобраться со всеми нововведениями эксперты должны до января 2022: именно с этого месяца стандарт получает свою окончательную юридическую и правоприменительную силу. Несмотря на объем, все модернизации носят простой, понятный и логичный характер.

нормы списания

Готовые решения для всех направлений

Склады

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Магазины

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Маркировка

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

E-commerce

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Учреждения

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Производство

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

RFID

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

ЕГАИС

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Сертификация

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Инвентаризация

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Учет и списание инвентаря и спецодежды в 2021-2022 году по проводкам

Первое, что должен сделать каждый практикующий бухгалтер, — это познакомиться с сопроводительной документацией, а затем продумать и проработать политику взаимодействия с каждым видом материально-производственных запасов в целом. Вся работа реализуется по такому примерному пошаговому образцу:

  1. Задействуя нормативы ФСБУ 06/2020, устанавливаем временные рамки полезного использования комплектных наборов специальной одежды и обуви. На этом этапе главная задача заключается в том, чтобы сделать выбор, будет ли на предприятии относиться такой класс объектов к МПЗ или нет.
  2. Создаем инструкции, отвечающие на вопрос об использовании вещей, срок службы которых превышает показатель в 12 месяцев.
  3. Решаем, существенен ли финансовый эквивалент материально-производственных запасов для пользователей разрабатываемой отчетности или нет.
  4. Исходя из принципов рациональности, определяем тип работы СО: надзор за каждым комплектом по отдельности или взятие во внимание совокупности всех средств ИЗ.

Как уже говорилось ранее, новые правила списания по спецодежде свыше 12 месяцев в 2021-2022 году — это далеко не единственные изменения, предложенные надзорными органами в обозреваемой области. Однако, начав изучение современных, модернизированных постановлений именно с предложенного перечня, специалист без труда проработает все, в том числе самые сложные для понимания нюансы.

Как учитывать специальную одежду

Проще всего объяснить правила надзора и инвентаризации данного класса МПЗ на примере, в рамках которого обозреваемый объект относится к категории запасов. Итак, порядок действий будет следующим:

  1. Дебет 10.10 и Кредит 60 — поступление.
  2. Д 20 (25, 44 и так далее) и К 10.10 — передача в эксплуатацию.
  3. Д МЦ.02 — стоимость адресованных вещей принята за балансом.

Далее схемы действия разделяются (в момент, когда комплект пришел в негодность или уволился сотрудник, которому он, собственно, и предназначался). Подробно данный раздел товарно-учетных операций прописан в п. 7.4 ПБУ 1/2008.

Изменения в учете спецодежды с 2021-2022 по назначению использования приведены исключительно в нормативах ФСБУ 06/2020, прежние правоприменительные бланки новых выкладок и правил попросту не включают. Чтобы не запутаться при сопоставлении современных стандартов и прошлых выкладок, бухгалтер может использовать, например, специализированное программное обеспечение. Мобильный модуль «Склад-15» (или «Магазин-15»), например, уже включает в себя все необходимые поправки, в том числе и в рассматриваемой области. Продукция нашего бренда «Клеверенс» успешно применяется в рамках структур огромного количества учреждений.

как учитывать специальную одежду

Расходы на спецодежду в налоговом учете в 2021-2022 году

Все предложенные государством изменения по поводу контроля специализированной одежды рабочих и мастеров преимущественно касаются отрасли бухгалтерии. В регламентах взимания госпошлин новых унифицированных документов представлено не было: представители различных корпораций по-прежнему могут учитывать данную категорию МПЗ в составе амортизируемого имущества (или в графе «Материальные расходы», если стоимость вещей не превышает показателя в 100 000 руб. за единицу).

Единственная трансформация соответствующего раздела законодательства касается инвентаризации обозреваемых объектов, не указанных в ч. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Этот правоприменительный регламент рассказывает об обращении с наборами, приобретенными для реализации санитарно-эпидемиологических требований, внедренных в связи с пандемией, вызванной вирусом COVID-19. Вещевые комплекты, закупленные компаниями ввиду названных причин, сегодня должны зачисляться на баланс прочих расходов. Именно такой стандарт прописан в Постановлении Правительства № 7 (п. 1 ст. 264).

Новое по списанию спецодежды в налоговом учете в 2021-2022 году: программа«1С: Бухгалтерия 8»

Как уже говорилось ранее, самая простая и удобная методика, позволяющая не только разобраться со всеми предложенными государством поправками, но и продолжить работу на качественном уровне, заключается в необходимости задействования специализированного ПО. Тем более что в 2021 году в интернете представлен целый ассортимент различных цифровых модулей, предназначенных исключительно для работы в коммерческом секторе (автоматизация бизнес-процессов, бухучет и так далее).

Среди всех мобильных продуктов подобного характера выделяется несколько основных предложений, пользоваться которыми предпочитают эксперты по всей Российской Федерации. К числу таковых, несомненно, относится софт «1С: Бухгалтерия 8». Платформа отличным образом отвечает на вопрос о том, как учитывать спецодежду в бухгалтерском учете и каким документом списать данный объект класса МПЗ. Чтобы подробнее разобраться со всеми аспектами будущей работы, специалист может познакомиться с такими регламентами:

  • соответствующие разделы Налогового кодекса;
  • Приказ Министерства финансов № 135Н;
  • справка о нормах выдачи бесплатных средств защиты сотрудникам;
  • ст. 221 и ст. 209 ТК РФ;
  • Постановление Минтруда № 997Н;
  • КоАП (естественно, в рамках сопутствующих информационных блоков).

программа 1с

Рассказать о правилах использования обозреваемого программного обеспечения в формате одного материала попросту невозможно. К тому же все нужные выкладки и так уже представлены в необходимом объеме, скажем, на официальном сайте бренда 1С.

Учет спецодежды и спецобуви в 2021-2022 году: изменения, проводки и условия списания

В соответствии с текущим (новым) законодательством Российской Федерации, процесс снятия запасов с баланса какой-либо организации должен быть реализован со взятием во внимание набора некоторых условий. Просмотреть каждый нюанс можно, скажем, на конкретном примере.

Корпорация ОАО «СтройТовары», занимающаяся реализацией строительных материалов и профильного инструментария, в октябре 2021 года закупила для одного из своих сотрудников перечень некоторых вещей:

  • протекционный спецкостюм;
  • специализированный головной убор;
  • сизые защитные перчатки;
  • противотуманные очки.

Обратите внимание: проводки по списанию и учету выдачи спецодежды в 1С вносятся именно в таком порядке, конечно, с особым вниманием к самому программному обеспечению.

По нормам закона, представленным в ПБУ 6/01, специальная одежда, срок службы которой превышает показатель в один календарный год, фиксируется в бухгалтерском учете в виде основного средства. Таким образом, на этот актив начинает начисляться амортизация с последующим снятием баланса в ежемесячном порядке. Однако такая методология может применяться исключительно для материально-производственных запасов со стоимостью до 100 000 рублей. Более дорогие объекты регистрируются по несколько иным стандартам (они, кстати, также прописаны в ФСБУ 5/2019).

пришедшая в негодность рабочая одежда

Порядок списания спецодежды, пришедшей в негодность раньше срока

Как и в предыдущем разделе, объяснение того, как нужно правильно снимать с баланса специальную одежду, испортившуюся до наступления положенного времени, будет строиться на примере. Итак, корпорация «СтройТовары» адресовала своему сотруднику протекционный комплект, защитный головной убор, 12 пар перчаток и очки. Общая методология изъятия вещей со списка активов построена на модели ежемесячных линейных транзакциях, за исключением нарукавников (они удаляются за один раз, по полному ценовому эквиваленту).

Списание спецодежды в бухгалтерском и налоговом учете (по нормам бухучета) — это набор мероприятий, который будет зависеть от множества различных ситуаций. К числу таковых относятся:

  • порча костюма не по вине сотрудника (без возможности реставрации);
  • утеря специальной шапки из-за халатного отношения работника;
  • безвозвратная порча перчаток;
  • продажа защитного комплекта по причине завершения рабочего периода.

Как и во многих других ситуациях, для подробного рассмотрения каждого представленного условия, можно смотреть в ФСБУ 5/2019. Перечень законодательных стандартов отличным образом останавливается на вопросах о том, как правильно снимать с баланса тот или иной объект, относящийся к классу материально-производственных запасов.

изменения в законодательстве

Списание ПБУ спецодежды за счет прибыли в бухгалтерском и налоговом учете

В соответствии с п. 14 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 290Н от 01.06.2009 года, лимит изъятия рабочих вещей с регистрации прописывается исключительно в отраслевых актах и типовых нормах (по бланкам № 997Н). Благодаря такому регламенту, каждый работодатель может утвердить список собственных, уникальных стандартов, повышающих обеспеченность специалистов нужными им объектами МПЗ. Однако формирование подобных правил в обязательном порядке осуществляется только после специализированной оценки условий труда. Именно такое постановление объясняется в п. 6 Межотраслевых правил, действующих на территории России.

На вопрос о том, как списать и учитывать спецодежду с МЦ-02 в 1С (или любом другом профильном программном обеспечении, проще ответить посредством перечисления выклад из официальной прикладной документации к каждому отдельному софту. Стоит сказать, что проще всего работать на постоянной основе именно с цифровой продукцией российской компании «Клеверенс». Наш бренд занимается созданием мобильных платформ для автоматизации различных бизнес-процессов. Приложения формата «Склад-15» и «Магазин-15», например, уже успешно интегрированы в структуры самых различных коммерческих брендов и учреждений.

Учет спецоснастки для строительной организации

В состав специальной оснастки входят специальные инструменты, специальные приспособления и специальное оборудование.

Методические аспекты учета специальной оснастки

Отражение в бухгалтерском учете поступления, наличия и движения специальной оснастки производится в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

К счету 10 «Материалы», открываются субсчета:

10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»;

При этом в соответствии с п. 9 Методических указаний организация может организовать учет специальной оснастки в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Выбранный способ учета спецоснастки Организация должна закрепить в своей Учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Виды спецоснастки в строительстве

В состав специального инструмента и специальных приспособлений входят: инструменты, штампы, пресс-формы, изложницы, прокатные валки, модельная оснастка, стапели, кокили, опоки, плазово-шаблонная спецоснастка, другие виды специальных инструментов и специальных приспособлений.

Не учитываются как специальный инструмент (специальные приспособления) технические средства, предназначенные для производства типовых видов продукции, работ или услуг (п. п. 2 — 4 Методических указаний по учету специнструмента).

Учитывается как специальное оборудование:

  • специальное технологическое оборудование (химическое, металлообрабатывающее, кузнечно-прессовое, термическое, сварочное, другие виды специального технологического оборудования), применяемое для выполнения нестандартных операций;
  • контрольно-испытательные аппаратура и оборудование (стенды, пульты, макеты готовых изделий, испытательные установки), предназначенные для регулировок, испытаний конкретных изделий и сдачи их заказчику (покупателю);
  • реакторное оборудование;
  • дезавакционное оборудование;
  • другие виды специального оборудования.

Иными словами специальное оборудование, это многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций.

Таким образом, основной, квалифицирующий признак специальных инструментов, оборудования и приспособлений (специальная оснастки) состоит в том, что данная вещь должна обладать уникальными свойствами. Оборудование или инструмент можно считать специальными, только если они не используются при строительстве других типов объектов.

Поэтому спецоснасткой дрель, перфоратор или отбойный молоток не являются (так как могут использоваться для различных операций). Например, дрелью можно сверлить отверстия в металле и дереве, причем различного диаметра. Аналогичные рассуждения можно привести в отношении перфоратора и отбойного молотка.

Строительные леса также нельзя отнести к спецоснанстке так как, строительные леса используются для размещения рабочих, инструмента и материалов при выполнении типовых строительных и ремонтных работ на высоте.

В то же время, если предприятие приобрело уникальное сверло или бур, они могут быть признаны специальной оснасткой.

К спецоснастке также можно отнести опалубку для уникальных, неповторяемых конструкций по следующим основаниям:

  • Комплекты опалубок такого вида не предназначены для производства типовых монолитных конструкций.
  • Опалубка является специальным приспособлением, имеющим индивидуальные (уникальные) свойства и предназначенным для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг).

При этом организациям предоставлено право самостоятельного определения конкретного перечня средств труда, учитываемых в составе специальной оснастки, исходя из особенностей технологического процесса (п. 8 Методических указаний по учету специнструмента).

Учет специальной оснастки в составе оборотных активов

Обязанности учитывать ее в составе ОС не установлено, это лишь право компании (п. 9 Методических указаний № 135н.).

Поэтому Организация вправе дорогую спецоснастку (например, стоимостью 350 тыс. руб.) и длительного использования (свыше 12 месяцев) учитывать в составе материалов.

Итак, как и другие МПЗ, предназначенные для использования в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг), специальная оснастка учитывается на счете 10 «Материалы».

В момент поступления и до передачи в производство или эксплуатацию специальная оснастка отражается на отдельном субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

Если спецоснастка состоит из отдельных элементов, имеющих разные сроки использования, то можно воспользоваться п. 43 Методических указаний N 135н, который допускает использование упрощенного метода учета спецоснастки по укрупненным комплектам.

В качестве учетной единицы принимается комплект спецоснастки в целом, ему присваивается один номенклатурный номер.

Первоначальная стоимость (фактическая себестоимость) комплекта равна сумме расходов, связанных с приобретением и (или) изготовлением каждого его наименования (составной части). При этом организацией устанавливается единый для всего комплекта срок полезного действия исходя из ожидаемого периода выпуска данного вида продукции (работ, услуг), а все расходы по техническому обслуживанию, ремонту и замене отдельных частей комплекта включаются в состав расходов по обычным видам деятельности, то есть в состав фактической себестоимости продукции (работ, услуг).

В момент передачи специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) стоимость данных активов не переносится в полном объеме на затраты на производство (как это делается в отношении МПЗ, используемых при производстве, в управленческих нуждах).

Специальная оснастка и специальная одежда так и продолжают учитываться в составе оборотных активов на счете 10 «Материалы», но только уже на другом субсчете — субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» — в сумме фактических затрат, связанных с приобретением (изготовлением), то есть по фактической себестоимости.

Документальное оформление поступления специальных активов

Документально факт отпуска специальных активов в производство (эксплуатацию) может быть оформлен путем заполнения требования-накладной (форма N М-11).

Способы списания стоимости специальной оснастки на затраты

  • способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
  • линейный способ.

Следовательно, стоимость объектов специальной оснастки, входящих в другую группу, может списываться другим способом (пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг)).

Кроме этого стоимость специальной оснастки, предназначенной для индивидуальных заказов, разрешается полностью погашать в момент ее передачи в производство (эксплуатацию) (п. 25 Методических указаний).

В части индивидуальных заказов единовременное списание спецоснастки сочетается со способом оценки МПЗ по стоимости каждой единицы, когда запасы не могут обычным образом заменять друг друга, что вполне может иметь место в части специнструмента (приспособлений). Что касается массового производства, то оно характеризуется большим объемом выпуска изделий, когда на многих рабочих местах выполняется одна операция. В этом случае спецоснастка отчасти утрачивает свою специфичность (индивидуальность) по отношению к производственному процессу, поэтому ее стоимость и списывается единовременно, как это принято с обычным инструментом.

Стоимость объектов специальной оснастки списывается на расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток).

При этом производится бухгалтерская запись по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 10, субсчет 10-11 (п. 27 Методических указаний, Инструкция по применению Плана счетов).

Пропорциональный способ

В этом случае часть стоимости актива, подлежащая перенесению на затраты, определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости объекта специальной оснастки к предполагаемому объему выпуска продукции (работ, услуг) за весь ожидаемый срок полезного использования указанного объекта.

Линейный способ

Если в каком-либо отчетном периоде использование специального актива временно приостанавливается, списание его стоимости линейным способом на затраты не прекращается.

Срок полезного использования специальной оснастки предприятие устанавливает самостоятельно исходя из того, что под таким сроком следует понимать период, в течение которого использование объекта будет приносить экономические выгоды (доход), то есть объект будет использоваться по назначению.

В строительных компаниях, как правило, используется линейный способ списания стоимости специальной оснастки.

Момент списания стоимости специальной оснастки

В связи с этим, руководствуясь п. п. 5, 7 ПБУ 1/2008, строительная организация вправе самостоятельно определить момент начала и окончания погашения стоимости специальной оснастки и закрепить его в Учетной политике.

Как правило, строительные организации погашение стоимости специальной оснастки начинают с месяца передачи специальной оснастки в эксплуатацию.

Учет специальной оснастки в составе основных средств

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

На практике строительные организации используют линейный способ начисления амортизации.

Амортизационные отчисления при линейном способе начисления амортизации производятся исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и срока его полезного использования, установленного организацией при принятии данного объекта к бухгалтерскому учету. Амортизация начисляется ежемесячно. Это следует из абз. 2 п. 18, абз. 2, 5 п. 19, п. 20 ПБУ 6/01.

Начисление амортизационных отчислений по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).

Амортизационные отчисления по объекту ОС, используемому в производственной деятельности, признаются расходами по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это следует из п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Налог на прибыль

  • предметы специальной оснастки стоимостью более 100 000 руб. и сроком полезного использования свыше 12 месяцев признаются амортизируемым имуществом;
  • предметы специальной оснастки со сроком полезного использования менее 12 месяцев либо стоимостью не более 100 000 руб. — в составе материальных расходов. В этом случае затраты на приобретение предметов специальной оснастки, не являющихся амортизируемым имуществом, включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию.

Такой порядок должен быть определен в учетной политике для целей налогообложения (что следует из ст. 313 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

Так например в Учетной политике следует закрепить:

Для целей налогового учета стоимость имущества стоимостью менее 100 000 руб., не признаваемого амортизируемым, списывается в состав расходов в течение срока полезного использования, установленного для целей бухгалтерского учета, ежемесячно в размере расходов, признанных в бухгалтерском учете.

Для целей бухгалтерского учета специальное оборудование учитывается по правилам, установленным Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Начисление амортизации по объектам ОС в бухгалтерском и налоговом учете производится линейным способом.

Поясним вышесказанное на примерах.

Пример

Строительная организация приобрела и передала в эксплуатацию специальный инструмент (уникальное сверло) со сроком полезного использования 30 месяцев.

По данным бухгалтерского и налогового учета расходы по приобретению специального инструмента составили 35 400 руб. (в том числе НДС 5 400 руб.). Специнструмент передан в эксплуатацию в месяце приобретения.

В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета специальный инструмент принимается к учету в составе оборотных активов, погашение стоимости специнструмента осуществляется линейным способом, начиная с месяца передачи в эксплуатацию.

Срок полезного использования, установленный организацией для приобретенного специнструмента, составляет 30 месяцев.

Для целей налогового учета стоимость имущества, не признаваемого амортизируемым, списывается в состав расходов в течение срока полезного использования, установленного для целей бухгалтерского учета, ежемесячно в размере расходов, признанных в бухгалтерском учете.

Для учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

На основании данных примера Организация ежемесячно списывает в расходы, формирующие бухгалтерскую и налоговую прибыль, стоимость специального инструмента в сумме, равной 1000 руб. ((35 400 руб. — 5400 руб.) / 30 мес.).

В учете строительной компании операцию, связанную с приобретением и передачей в эксплуатацию специального инструмента, срок полезного использования которого превышает 12 месяцев, а расходы на приобретение составляют менее 100 000 руб. следует отразить следующим образом:

Учет спецоснастки в 1С:Бухгалтерии 3.0

  • 6.png
  • 5.png
  • 4.png
  • 3.png
  • 2.png
  • 1.png

Каждая компания в отдельности обязана прописывать, что именно для них является спецоснасткой, в учётной документации она может проходить или как материал, или как основное средство (это зависит от цены спецоснастки в эксплуатации).

Замечание: в 2021 году будет изменён порядок учёта спецоснастки, он будет вестись по стандарту ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Учёт спецоснастки

Далее разберем пример. Поставим на учёт спецоснастку как материал, работая в программе 1С Бухгалтерия, версия 8.3. Для этого необходимо воспользоваться следующими бухгалтерскими счетами:

  • счет 10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
  • счет 10.11.2 «Специальная оснастка в эксплуатации».

Замечание: стоит не забывать, что когда проводится занесение спецоснастки в справочник «Номенклатура», обязательно указать название группы «Спецоснастка».

Оформление происходит при помощи документов по поступлениям, после чего спецоснастку нужно передать в использование (но для специальной оснастки в эксплуатации, как и для другого оборудования, существуют ещё функции «возвращена» и «списано»). Вся документация по данным операциям располагается по пути «Склад → Спецодежда и инвентарь».

Рис. 1 Раздел Спецодежда и инвентарь в программе 1С:Бухгалтерия, версия 8.3

Чтобы отдать специальную оснастку в эксплуатацию, нужно воспользоваться документом внутри программы 1С:Бухгалтерия, версия 8.3 «Передача материалов в эксплуатацию». Далее обязательно заполнить вкладки внутри документа (в графе «Назначение использования» заполняется согласно со способом по оплате стоимости спецоснастки).

После создания вышеуказанного документа в строке «Назначение использования» нужно создать позицию внутри справочника со следующими реквизитами: номенклатура (будет указана автоматически), наименование (может быть любое), погашение стоимости спецоснастки при эксплуатации, а также счет, на который идут расходы (в примере счёт учета 20.01).

Рис. 2 Реквизиты строки назначения использования

Также для погашения стоимости спецоснастки в строке «Назначение использования» можно сделать ещё одну позицию и внутри полей указать способ погашения стоимости – «Линейный» на один год.

Рис. 3 Способ погашения стоимости – линейный

Стоимость будет выплачиваться каждый месяц, согласно регламентной обработке «Закрытие месяца».

Рис. 4 Погашение стоимости спецоснастки по регламентной обработке Закрытие месяца

Ещё один способ получения оплаты – это избрать способ по погашению стоимости «Пропорционально объёму работ», после этого обязательно написать весь объём для конкретной специальной оснастки в эксплуатации. Далее раз в месяц необходимо будет заносить объёмы выработки. Согласно обработке «Закрытие месяца» будет происходить погашение стоимости спецоснастки.

В случае возврата спецоснастки, если срок эксплуатации спецоснастки истёк, воспользовавшись документом «Возврат материалов из эксплуатации», вписываем нужную специальную оснастку в графе «Партия».

Рис. 5 Возврат спецоснастки из эксплуатации

А в случае, когда необходимо провести списание спецоснастки – воспользуемся документом «Списание материалов из эксплуатации», а во вкладке «Партия» добавим документы, по которым спецоснастка стала эксплуатироваться. Дабы избрать вид списания, переходим во вкладку «Списание расходов».

Особенности учета спецоснастки в бухгалтерском учете

Специальная оснастка показывается в учетных данных по правилам, зафиксированным в Приказе от 26.12.2002 г. №135н (приказ подготовлен Минфином). В документе содержатся методические рекомендации по осуществлению оперативного учета, своевременному отражению поступления спецоснастки и правильному проведению ее выбытия. В правовом акте раскрыто понятие специальной оснастки, приведен перечень активов, относящихся к этой группе. Норматив регулирует деятельность только юридических лиц.

Вопрос: Как отразить в учете затраты на изготовление силами вспомогательного производства специальной оснастки и ее передачу в эксплуатацию, если срок ее использования составляет 36 месяцев?
Затраты на изготовление спецоснастки (стоимость использованных материалов (без учета НДС), заработная плата работников, начисленные на нее страховые взносы и т.д.) по данным бухгалтерского учета составляют 90 000 руб., что равно сумме прямых затрат на изготовление спецоснастки по данным налогового учета. Спецоснастка передана в эксплуатацию в месяце изготовления. В бухгалтерском учете амортизация начисляется линейным способом.
В налоговом учете в соответствии с учетной политикой стоимость спецоснастки, не признаваемой амортизируемым имуществом, учитывается равномерно в течение срока полезного использования, установленного для целей бухгалтерского учета, начиная с месяца, следующего за месяцем передачи спецоснастки в эксплуатацию. Доходы и расходы учитываются методом начисления.
Посмотреть ответ

Что такое спецоснастка

Специальная оснастка предполагает наличие разных категорий объектов:

  1. Инструменты с приспособлениями специального назначения.
  2. Специальный тип оборудования.
  3. Спецодежда.

Вопрос: Как отразить в учете затраты на приобретение специальной оснастки и ее передачу в эксплуатацию?
Спецоснастка приобретена за 240 000 руб. (в том числе НДС 40 000 руб.) и передана в эксплуатацию в месяце приобретения. Срок полезного использования спецоснастки, относящейся ко второй амортизационной группе, в бухгалтерском и налоговом учете установлен равным 25 месяцам.
Начисление амортизации производится линейным способом (методом).
В налоговом учете применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

В первом случае речь идет о технических активах, которые наделены уникальным набором характеристик. Их предназначение заключается в обеспечении возможности для производства конкретных изделий или оказания определенных видов услуг. В категорию спецприспособлений и инструментов причисляют формы для прессования и штампы, изложницы, варианты модельной оснастки и стапели. К ним относятся валки прокатные и кокили.

ВНИМАНИЕ! Не могут быть учтены вместе со спецприспособлениями активы, которые используются для изготовления шаблонных изделий (типовых разновидностей продукции).

Оборудование отличается от инструментов и приспособлений возможностью использовать их в качестве средств труда на многократной основе и тем, что этот тип спецоснастки нужен для реализации нестандартных операций в технологическом цикле. В группе спецоборудования отражается перемещение технологических активов для работы с химическими элементами, объектов, применяемых для металлообработки, термической обработки, сварки и кузнечно-прессовый тип оборудования. К спецоборудованию относят и аппаратуру для реализации контрольных мероприятий и испытаний, стенды и макеты будущих готовых изделий, пульты управления. Отдельными видами этого типа спецоснастки являются реакторные и дезавакционные виды оборудования.

Спецодежда необходима для обеспечения безопасности персонала в рабочем процессе. Она представлена набором защитных средств индивидуального пользования. В комплект могут входить:

  • детали одежды (куртки с халатами, тулупы или полушубки, брюки, рукавичные изделия);
  • обувь со специальным защитным покрытием или повышенными прочностными свойствами;
  • предохранительные приспособления в виде очков, шлемов, респираторов и противогазов.

Учетная политика предприятия должна содержать сведения о перечне объектов, которые будут показываться в учете в составе спецоснастки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Главным отличительным признаком спецоснастки является наличие уникальных характеристик, которые обеспечивают возможность осуществления нетиповых операций и производства нестандартной продукции.

Как правильно вести бухгалтерский учет спецоснастки

Методические рекомендации указывают на принадлежность спецоснастки к оборотным средствам. Допускается вариант отражения таких активов в составе основных фондов. Каждое предприятие самостоятельно принимает решение, какие объекты будут отражаться как дорогостоящие основные средства, а какие в качестве оборотных.

СПРАВОЧНО! Если показывать активы вместе с другими основными средствами, то учет надо организовывать по правилам ПБУ 6/01. Если приспособления будут учитываться как составляющая оборотных активов, то главными регламентирующими документами будут Приказ №135н и ПБУ 5/01.

Предприятия при покупке специальной оснастки приходует новые активы по их фактической стоимости. В зависимости от отведенного оборудованию срока службы компания выбирает методику учета и способ списания объекта. Если период эксплуатации превышает годовой интервал, то предприятие при отнесении активов к основным или оборотным средствам ориентируется на стоимостную оценку. Амортизируемое имущество в бухучете – это объекты со стоимостью от 40 тысяч рублей, в налоговом учете – от 100 тысяч рублей.

Пути поступления спецоснастки:

  • при реализации договора на куплю-продажу активов;
  • через внесение доли учредителя в уставный капитал специмуществом;
  • через операцию по безвозмездной передаче;
  • по соглашениям товарообмена;
  • при изготовлении своими силами на собственных технологических линиях.

ДЛЯ СПРАВКИ! Получение спецактива путем самостоятельного производства должно сопровождаться оформлением Акта о выполненных работах. Бланк акта можно использовать стандартизированной формы, который приведен в приложении Приказа №135н, или заполнять разработанный на предприятии образец.

При непродолжительном периоде службы спецактивы учитываются в составе МПЗ на выделенном для них субсчете. Ведение аналитического учета является обязательным элементом. Это необходимо для разделения объектов, находящихся в местах хранения, и активов, которые были переданы в производственные подразделения для использования по назначению.

Основанием для постановки на балансовый учет является правильно оформленная первичная документация. Для этих целей разрешено применять бланки товарных накладных, шаблоны накладных на отпуск материальных ценностей. Передача активов в производственные цеха осуществляется с обязательным оформлением лимитно-заборных карт и накладных.

Списание спецоснастки может происходить по одной из схем:

  1. Пропорционально количеству продукции, которая была изготовлена на предприятии (или объему выполненных работ).
  2. Способом линейного списания.
  3. Однократно в полной сумме (это осуществляется в момент, когда приспособление переводится со склада в производственный отдел и начинает эксплуатироваться). Такой вариант актуален для всех случаев, если спецоснастка приходовалась как МПЗ и используется по своему прямому предназначению.

Метод списания стоимости посредством ежемесячных амортизационных отчислений подходит для всех видов активов, которые могут быть признаны и учтены в качестве основного средства.

Основанием для списания спецоснастки может быть одно из событий:

  • продажа третьим лицам;
  • списание в производственные подразделения для повседневного использования по прямому назначению;
  • передача на сторону на безвозмездной основе;
  • при потерях специального оборудования или приспособлений в результате стихийного бедствия и других форс-мажорных обстоятельств;
  • при совершении таким специмуществом взноса в уставный капитал других юридических лиц.

Счет, типовые проводки

Спецоснастка, причисляемая к МПЗ, должна учитываться на 10 счете. Для отнесения ее стоимости в дебет этого активного счета необходимо иметь подтверждение прав собственности на конкретный актив.

ВАЖНО! Для спецобъекта надо точно определить фактическую стоимость и завести отдельный субсчет 10.10. Этот субсчет используется для оприходования в места, отведенные для хранения получаемого специального оборудования и приспособлений.

Получение новых активов отражается дебетовыми оборотами, выбытие в производство или по другим причинам записывается в кредитовое движение. Типовые проводки при изготовлении спецактива своими силами на базе вспомогательного цеха:

  • понесенные материальные затраты учитываются в Д23 и К10;
  • начисленный заработок задействованным в процессе рабочим накапливается в расходах при помощи проводки Д23 – К70 с одновременным отражением взносов на страхование по Д23 и К69;
  • на стоимость будущего изделия отнесены амортизационные отчисления оборудования и других основных средств, которые использовались при производстве актива Д23 – К02;
  • Д10.10 – К23 этой корреспонденцией вся сформированная себестоимость показывается как стоимость спецоснастки, которая признана готовым изделием и принята к учету.

Чтобы произвести по данным учета передачу спецоснастки в производственный цех, необходимо завести еще один субсчет 10.11. На нем будут аккумулироваться стоимостные оценки спецактивов, находящихся в эксплуатации. Факт передачи подтверждается проводкой между Д10.11 и К10.10. При единоразовом списании стоимости объекта на затраты сумма снимается с К10.11 и зачисляется в дебет затратного счета. Если списывается остаточная стоимость актива, то в корреспонденции будет участвовать Д91.2. При приобретении у сторонних организаций спецоснастка приходуется записью Д10.10 – К60 с одновременным выделением НДС Д19 – К60. Дополнительно можно вводить в рабочий план счетов субсчет по 10 счету для спецодежды. При признании спецактива основным средством его учет ведется не на 10, а на 01 счете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *