В чем основная цель регистрации происшествий без последствий
Перейти к содержимому

В чем основная цель регистрации происшествий без последствий

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Расследование и учет несчастных случаев на производстве

Из этой статьи вы узнаете все о расследовании и учете несчастных случаев на производстве: основы классификации происшествий, кого включать в комиссию, как долго она работает, какую документацию оформлять, какими нормативными документами руководствоваться. А также причины несчастных случаев на производстве и порядок расследования профессиональных заболеваний.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Несчастные случаи: определения, классификация, причины

1. Основные определения

ФЗ №125 от 24.06.1998 г. называет несчастным случаем на производстве событие, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного и:

— утрате работоспособности (частично либо полностью, временно либо постоянно);
— возникновению необходимости выполнять работу по другой профессии или специальности (временно либо постоянно);
либо к смерти.

Травмы, связанные с производством, это травмы произошедшие:

— при выполнении пострадавшим производственного задания на предприятии, в организации либо за пределами ее территории;
— во время пребывания в транспорте организации-страхователя (например, по дороге на работу, домой).

В этом Законе речь идет только о застрахованных в Фонде работниках. Однако установленный ТК РФ порядок расследования несчастных случаев на производстве распространяется на всех лиц, работающих по распоряжениям либо приказам работодателей, независимо от наличия страхования.

Как определить, кто виноват в несчастном случае?

Прежде всего, комиссия по расследованию несчастных случаев устанавливает лиц, которые допустили нарушение государственных требований по охране труда. А вот следственные органы, и в конечном итоге, суд определяет лиц, виновных в тех или иных правонарушениях. Смотрите видео с ответом на этот вопрос:

2. Как классифицировать несчастные случаи (НС)?

Несчастные случаи могут быть связанные и не связанные с производством

2.1 Несчастные случаи связываются с производством. Это НС, произошедшие:

— при выполнении выданных работодателями распоряжений в рабочее или нерабочее время;
— в момент обслуживания (очистки, смазки, другого ухода) средств производства, соблюдения установленных в организации правил внутреннего распорядка;
— в ходе перевозки работников транспортом, который принадлежит работодателю либо используется в его интересах (существует договоренность с владельцем этого транспорта);
— в командировке, при работе вахтовым методом, на судне и при других подобных обстоятельствах;
— в ходе работ, призванных предотвратить аварии, несчастные случаи, катастрофы на объектах работодателя либо смягчить их последствия;

2.2 Несчастные случаи не связываются с производством.

Это травмирование либо смерть, которые наступили исключительно из-за алкогольного опьянения либо токсического отравления и в ходе противозаконных действий. В эту категорию входят самоубийства, а также смерти, которые спровоцированы обострениями общих заболеваний.

НС, которые не относятся к этим категориям (произошли в нерабочее время, когда работники не выполняли работ в интересах работодателей), классифицируются как бытовые.

В случае травмирования застрахованного в Фонде работника НС является страховым. Первые 2 дня нетрудоспособности по этим НС оплачивает предприятие, остальные – Фонд.

Что делать специалисту по охране труда, если работник своевременно не сообщил о производственной травме?

Работник своевременно не сообщил о несчастном случае, а спустя некоторое время в организацию поступает больничный лист, с указанием в нем «Производственная травма». Согласно ТК РФ работодатель обязан провести расследование несчастного случая. В этом случае работник должен написать заявление в комиссию по расследованию несчастных случаев, либо на имя работодателя. В заявлении должно быть указана характер травмы, дата и время кода она была получена и тот факт, что работник не указал этот случай своевременно. На основании заявления формируется комиссия. Согласно Трудового Кодекса расследование НС проводится в течении 1 месяца с момента поступления заявления.

3. Причины несчастных случаев на производстве

ТК РФ выделяет основные причины несчастных случаев на производстве:

— падение при передвижении, с высоты;
— утрата целостности зданий, конструкций, которая сопровождается падением, разлетом частей, кусков;
— противоправные действия окружающих;
— влияние экстремальных температур (обморожения, ожоги);
— асфиксия (попадание в дыхательные пути сыпучих материалов, воды, их сдавление);
— контакт с биологическими объектами;
— действие тока;
— влияние излучений и др.

Расследование несчастных случаев на производстве кратко: численность и состав комиссии, сроки, распределение обязанностей

Численность и состав комиссии

Расследует НС комиссия, состоящая как минимум из 3 человек, которые прошли соответствующее обучение по охране труда руководителей и специалистов.

Расследует легкие НС (одиночные и групповые) комиссия, состоящая из представителей:

— службы ОТ предприятия (как вариант – привлеченный на договорных основаниях сторонний специалист);
— работодателя (председатель);
— профсоюза или другого объединения работников.

Обстоятельства и причины одиночных и групповых тяжелых и смертельных НС расследует комиссия, в состав которой в дополнение к этим 3 лицам включены:

— госинспектор труда;
— сотрудник органов самоуправления федерального или местного значения (председатель);
— представитель территориального профсоюзного объединения;
— сотрудник Фонда.

В комиссию нельзя включать ответственных за ОТ на этом участке лиц и непосредственных руководителей работ.

Сроки расследования несчастных случаев на производстве

Порядок расследования несчастных случаев на производстве выделяет для работы комиссии:

— при НС с легким исходом – 3 дня;
— при НС с тяжелыми последствиями, смертельным исходом – 15 дней;
— при сокрытых НС, а также тех, о которых работодателя уведомили не вовремя либо когда последствия проявились спустя какое-то время, – 1 месяц.

Если нужно получить экспертные, медицинские заключения, информацию от органов дознания и т. д., сроки расследования несчастных случаев на производстве увеличиваются. Это решение принимает председатель комиссии, расследование продляется не более, чем на 15 дней, если имеется решение суда – на больший срок (не более 15 дней).

Порядок расследования

Основные моменты порядка расследования несчастных случаев на производстве устанавливает ст. 229.2 ТК РФ.

Организуют расследование и учет несчастных случаев на производстве работодатели. Они:

— утверждают состав комиссии приказом или распоряжением;
— уведомляют указанные в ТК РФ организации о НС, а затем – о его последствиях;
— предоставляют помещения, материалы, транспортные средства, связь, защитную одежду, проч.;
— организовывают доставку членов комиссии на объекты, фото- и видеосъемку, составление карт, чертежей и др.;
— уведомляют родственников или близких людей пострадавших о тяжелых и смертельных НС.

— изучает обстоятельства травмирования и документирует их;
— опрашивает очевидцев, свидетелей;
— затребует и изучает заключения экспертов, медиков, другую документацию;
— если нужно, продлевает срок расследования несчастного случая на производстве;
— изучает документацию по ОТ: материалы обучения, копии удостоверений, документы о выдаче спецодежды, спецобуви, защитных средств и др.
— выявляет причины несчастного случая на производстве;
— определяет нарушенные требования ОТ;
— разрабатывает мероприятия, которые помогут устранить эти нарушения;
— выявляет нарушителей;
— связывает НС с производством (либо не связывает);
— совместно с профсоюзом определяет % вины пострадавших, которые будут получать выплаты из Фонда;
— называет организацию, которой следует взять НС на учет;
— оформляет материалы расследования, организовывает их передачу на хранение работодателю.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве: оформление документов

По итогам расследования составляются:

— акт Н-1: 1 экземпляр – для пострадавшего, 2 – для работодателя, 3 – для Фонда. Для незастрахованных в Фонде пострадавших третий экземпляр делать не нужно. Количество актов для групповых НС определяется по принципу: количество актов Н-1 = количеству пострадавших. Работодатель хранит акты минимум 45 лет;
— материалы расследования. Это: приказы об организации работы комиссии, протоколы осмотра мест происшествий, опроса пострадавших, фотографии, видео, экспертные заключения, выписки и т. д.

Расследование несчастных случаев на производстве кратко: что делать специалисту по ОТ (руководителю организации)?

Получив информацию о травме, специалист по ОТ должен:

— убедиться, что пострадавший получил первую помощь, транспортирован в больницу;
— убедиться, что место НС сохранено в первоначальном виде (если это возможно). В противном случае должны быть сделаны фотографии, эскиз либо проведена видеосъемка;
— убедиться, что информация о происшедшем передана в соответствующие организации, либо организовать ее передачу;
— подготовить проект приказа о назначении комиссии для расследования НС;
— организовать предоставление затребованных материалов по ОТ;
— проконтролировать реализацию рекомендованных комиссией мероприятий;
— убедиться, что в нужные организации передано сообщение о последствиях НС.

Порядок расследования профессиональных заболеваний

Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.

Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.

1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.

2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.

— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию;
— выявляет причины наступления ПЗ;
— устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.;
— разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ;
— формирует акт в 5 экз.

4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.

Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.

В этой статье собраны основные моменты расследования несчастных случаев на производстве: кратко перечислены действия комиссий по расследованию НС и ПЗ, специалистов по ОТ предприятия, работодателя, освещены главные понятия по НС и ПЗ, приведены ссылки на основную нормативную документацию.

В чем основная цель регистрации происшествий без последствий

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

от 24 января 2018 г. N 29

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА

ПО БЕЗОПАСНОСТИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ

ТЕХНОГЕННЫХ СОБЫТИЙ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности приказываю:

Утвердить прилагаемое руководство по безопасности «Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса».

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 24 января 2018 г. N 29

ПО БЕЗОПАСНОСТИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ

ТЕХНОГЕННЫХ СОБЫТИЙ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

1. Руководство по безопасности «Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса» (далее — Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478; 2015, N 1, ст. 67; N 29, 4359; 2016, N 23, ст. 3294; N 27, ст. 4216; 2017, N 9, ст. 1282; N 11, ст. 1540) и Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. N 480 (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2011 г., регистрационный N 22520).

2. В Руководстве применяются сокращения, а также термины и определения, приведенные в приложениях N 1 и 2 к настоящему Руководству.

3. Настоящее Руководство содержит рекомендации по классификации техногенных событий промышленной безопасности на ОПО НГК (далее — техногенные события в области промышленной безопасности).

4. Под техногенными событиями в области промышленной безопасности в настоящем Руководстве понимаются аварии, инциденты, предпосылки к инцидентам и нарушения в системе управления промышленной безопасностью/производственном контроле и (или) опасные отклонения технологических параметров.

5. Настоящее Руководство рекомендуется применять при расследовании и учете аварий и инцидентов; оценке эффективности СУПБ и ПК; определении уровня безопасности ОПО НГК; анализе опасностей и оценке риска аварий; разработке документов эксплуатирующих организаций по учету аварий, по расследованию и учету инцидентов, учету и предупреждению нарушений требований промышленной безопасности; разработке ПМЛА, деклараций промышленной безопасности, обоснования безопасности ОПО НГК; разработке мероприятий по обеспечению дистанционного контроля на ОПО НГК.

6. Техногенные события в области промышленной безопасности рекомендуется классифицировать исходя из технологических особенностей ОПО НГК, признаков реализации опасности аварий, тяжести последствий на четыре уровня опасности:

1-ый уровень — авария;

2-ой уровень — инцидент;

3-ий уровень — предпосылка к инциденту (далее — предпосылка);

4-ый уровень — нарушения в СУПБ/ПК и (или) отклонения технологических параметров выше регламентированных, но без превышения предельно допустимых значений, в том числе регистрируемые дистанционным контролем на ОПО НГК.

7. Классификацию техногенных событий по уровням опасности рекомендуется осуществлять посредством идентификации признаков опасности техногенного события с сопоставлением возможных последствий события, указанных в приложении N 3 к настоящему Руководству.

8. Пороговые количества выбросов ОВ на ОПО НГК (кроме ОВ, транспортируемых по линейной части магистральных газопроводов, нефте- и нефтепродуктопроводов, промысловых трубопроводов, продуктопроводов и сетям газораспределения/газопотребления) представлены в таблице N 1 приложения N 4 к настоящему Руководству.

9. В таблице N 2 приложения N 4 к настоящему Руководству представлены пороговые количества выбросов ОВ, транспортируемых по линейной части магистральных газопроводов, нефте- и нефтепродуктопроводов, промысловых трубопроводов, продуктопроводов и сетей газораспределения/газопотребления, без нарушения условий жизнедеятельности, устанавливаемых в соответствии с Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 г. N 795, с изменениями на 14 июля 2016 г. (зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2012 г., регистрационный N 23433).

10. Массу выброса ОВ при техногенном событии рекомендуется определять с использованием моделей, соответствующих специфике объекта и изложенных в следующих руководствах по безопасности для ОПО НГК:

руководство по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности», утвержденное приказом Ростехнадзора от 29 июня 2016 г. N 272;

руководство по безопасности «Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов», утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 июня 2016 г. N 228;

руководство по безопасности «Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ», утвержденное приказом Ростехнадзора от 20 апреля 2015 г. N 158;

руководство по безопасности «Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах», утвержденное приказом Ростехнадзора от 20 апреля 2015 г. N 160;

руководство по безопасности «Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазодобычи», утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 августа 2015 г. N 317;

руководство по безопасности «Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах морского нефтегазового комплекса», утвержденное приказом Ростехнадзора от 16 сентября 2015 г. N 364;

руководство по безопасности «Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных газов», утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 сентября 2015 г. N 365;

руководство по безопасности «Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных жидкостей», утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 сентября 2015 г. N 366.

11. Показатели, характеризующие техногенные события 4-го уровня, рекомендуется определять внутренними документами организации, эксплуатирующей ОПО НГК. При этом могут быть использованы показатели из числа указанных в приложении N 5 к настоящему Руководству, дополненные иными показателями, наиболее репрезентативно характеризующими работу СУПБ/ПК или организационно-технические меры безопасности на ОПО НГК.

12. Описание примеров техногенных событий на ОПО НГК с учетом их технологической специфики приведены в приложениях N 6 — 10 к настоящему Руководству. Данные примеры будут соответствовать указанному уровню события при наличии последствий, указанных в приложении N 3 к настоящему Руководству.

13. Организация, эксплуатирующая ОПО, на котором произошло техногенное событие 1-го или 2-го уровня, информирует о событии и проводит другие мероприятия в соответствии с Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. N 480 (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2011 г., регистрационный N 22520).

14. В случае если событие 1-го или 2-го уровня, произошедшее на объектах магистрального трубопроводного транспорта, связанное с несанкционированной врезкой, классифицировано правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние, то данное событие может быть отнесено к событию уровнем ниже.

15. Порядок учета и анализа событий 3-го и 4-го уровней рекомендуется определять локальными документами организации, эксплуатирующей ОПО НГК.

16. Результаты анализа причин возникновения техногенных событий 1-го — 4-го уровня рекомендуется использовать при оценке и принятии на ОПО НГК превентивных мер предупреждения аварий, инцидентов при ежегодном анализе функционирования СУПБ и подготовке отчетов по СУПБ и ПК, реализации системы дистанционного контроля на ОПО НГК.

к Руководству по безопасности

по классификации техногенных

событий в области промышленной

безопасности на опасных

от 24 января 2018 г. N 29

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

ГПА — газоперекачивающий агрегат;

КС — компрессорная станция;

МГ — магистральный газопровод;

МН — магистральный нефтепровод;

МНПП — магистральный нефтепродуктопровод;

НП — территории городов и других населенных пунктов;

НГК — нефтегазовый комплекс;

НС — несчастный случай на ОПО НГК;

ОВ — опасное вещество;

ОПО — опасный производственный объект;

ПДК — предельно допустимая концентрация;

ПК — производственный контроль;

ПТ — промысловый трубопровод;

ПМЛА — план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий;

СУПБ — система управления промышленной безопасностью;

ШФЛУ — широкая фракция легких углеводородов.

к Руководству по безопасности

по классификации техногенных

событий в области промышленной

безопасности на опасных

от 24 января 2018 г. N 29

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Взрыв — неконтролируемый быстропротекающий процесс выделения энергии, связанный с физическим, химическим или физико-химическим изменением состояния вещества, приводящий к резкому динамическому повышению давления или возникновению ударной волны, сопровождающийся образованием сжатых газов, способных привести к разрушительным последствиям;

Выброс опасных веществ (выброс) — не предусмотренный технологическим регламентом и (или) проектной документацией выход в окружающую среду ОВ, обращающихся на ОПО НГК;

Загорание на ОПО НГК (загорание) — случай неконтролируемого горения ОВ, выброшенного в количествах меньше пороговых значений, установленных для инцидентов (указаны в таблицах N 1, 2 приложения N 4 к настоящему Руководству), не причинивший материального ущерба, вреда жизни и здоровью человека, жизненно важным интересам личности и общества;

Критические значения параметров — значения параметров технологического процесса, при которых возможно разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс ОВ;

Контролируемый выброс опасных веществ — выброс ОВ на ОПО НГК, ограниченный и локализованный системами противоаварийной защиты и (или) иными системами и средствами предупреждения и локализации аварии, предусмотренными технологическим регламентом и (или) проектной документацией, при условии, что количество ОВ ниже пороговых значений, установленных для аварий (указаны в таблицах N 1, 2 приложения N 4 к настоящему Руководству);

Линейный объект — линейная часть магистральных газопроводов, нефте- и нефтепродуктопроводов, промысловых трубопроводов, продуктопроводов и сетей газораспределения/газопотребления;

Небезопасное место — точка сброса давления в атмосферу или точка выброса из разрушающего устройства (например, факела или скруббера), которая представляет потенциальную возможность образования топливно-воздушной смеси в приземном слое или на сооружениях для высотных работ, присутствия токсичных или коррозионно-активных материалов в приземном слое или на сооружениях для высотных работ или возгорания выпускаемых потоков в месте выброса;

Негативные последствия (негативные последствия аварий и связанных с ними угроз) — вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу физических лиц, включая нарушение условий жизнедеятельности, вред, причиненный имуществу юридических лиц, вред окружающей среде;

Неконтролируемый выброс опасных веществ — выброс ОВ на ОПО НГК при отсутствии ограничения и локализации системами противоаварийной защиты и/или иными системами и средствами предупреждения и локализации аварии, предусмотренными технологическим регламентом и (или) проектной документацией, либо выброс при недостаточной ограничивающей способности таких систем и средств в количестве большем пороговых значений, установленных для инцидентов, указанных в таблицах N 1, 2 приложения N 4 к настоящему Руководству;

Несчастный случай (НС) на ОПО НГК — случай причинения травмы или иного повреждения здоровья пострадавшего, происшедший вследствие аварии или инцидента на ОПО НГК; в зависимости от характера и обстоятельств происшествия, тяжести полученных пострадавшими телесных повреждений различают НС:

Легкий — НС, в результате которого пострадавшим были получены повреждения здоровья, отнесенные по квалифицирующим признакам, установленным Минздравсоцразвития России <*>, к категории легких;

Тяжелый — НС, в результате которого пострадавшим были получены повреждения здоровья, отнесенные по квалифицирующим признакам, установленным Минздравсоцразвития России <*>, к категории тяжелых;

<*> Согласно схеме определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2005 г. N 160.

Со смертельным исходом — НС, в результате которого пострадавший получил повреждения здоровья, приведшие к смерти;

Групповой — НС, при которых два человека и более получили повреждения здоровья;

Опасное значение параметра — значение параметра, вышедшее за предел регламентированного и приближающееся к предельно допустимому значению;

Опасные отклонения технологических параметров — отклонения технологических параметров в область опасных значений;

Опасные производственные объекты нефтегазового комплекса (ОПО НГК) — опасные производственные объекты нефтегазодобывающей промышленности, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, нефтепродуктообеспечения, магистральных газопроводов и подземного хранения газа, магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, газораспределения и газопотребления;

Отказ технического устройства ОПО НГК — временная утрата техническим устройством, применяемым на ОПО НГК, работоспособного состояния, приведшая к одному или нескольким из следующих событий:

к выбросу ОВ без взрыва, пожара и (или) загрязнения водных объектов в количестве меньшем пороговых значений, установленных для аварий, (указаны в таблицах N 1, 2 приложения N 4 к настоящему Руководству);

к немедленной остановке технологического процесса сроком более 24 часов, но не более 72 часов для проведения ремонтных работ на технологическом оборудовании или технологических сооружениях ОПО НГК;

Отклонение от установленного режима технологического процесса ОПО НГК — превышение предельно допустимых значений технологических параметров, установленных технологическим регламентом и (или) проектной документацией, приведшее к одному или нескольким из следующих событий:

к выбросу ОВ в количестве меньшем пороговых значений, установленных для аварий (указаны в таблицах N 1, 2 приложения N 4 к настоящему Руководству);

к немедленной остановке технологического процесса сроком более 24 часов, но не более 72 часов для проведения ремонтных работ на технологическом оборудовании или технологических сооружениях ОПО НГК;

Предельно допустимое значение параметра — докритическое значение параметра технологического процесса, отличающееся от критического значения параметра на величину, равную сумме ошибки его экспериментального или расчетного определения и погрешности средств его измерения, контроля, регулирования;

Предпосылка к инциденту — отклонение от параметров режима работы ОПО НГК или отдельных его элементов, которое может приводить к инциденту;

Предупредительное значение параметра — значение параметра на границе регламентированного значения параметра технологического процесса;

Повреждение технического устройства ОПО НГК — утрата техническим устройством, применяемым на ОПО, исправного состояния, приведшая к одному или нескольким из следующих событий:

к выбросу ОВ в количестве меньшем пороговых значений, установленных для аварий (указаны в таблицах N 1, 2 приложения N 4 к настоящему Руководству);

к немедленной остановке технологического процесса сроком более 24 часов, но не более 72 часов для проведения ремонтных работ на технологическом оборудовании или технологических сооружениях ОПО НГК;

Пожар на ОПО НГК (пожар) — неконтролируемое горение ОВ или любое возгорание при разрушении сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО НГК, независимо от наличия пламени, включая задымление, обугливание, дымообразование, опаливание, коксование, карбонизацию или их очевидные признаки, причинившее материальный ущерб, вред жизни и здоровью человека, жизненно важным интересам личности и общества;

Разгерметизация — нарушение герметичности сооружения, технического устройства и оборудования, в котором обращаются опасные вещества;

Разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на ОПО НГК — полная или близкая к ней утрата эксплуатационного состояния сооружения или технического устройства, приведшая к немедленной (нештатной, незапланированной или аварийной) остановке технологического процесса сроком более чем 72 часа и требующая проведения ремонта по приведению (восстановлению) сооружений или технических устройств в соответствие с нормативно-технической документацией;

Регламентированные значения параметров — совокупность допустимых значений параметров технологического процесса;

Техногенное событие в области промышленной безопасности (техногенное событие, событие) <*> — авария, инцидент, предпосылка к инциденту, событие 4-го уровня (нарушения в СУПБ/ПК или опасные отклонения технологических параметров).

<*> Техногенные события промышленной безопасности непосредственно связаны с нарушениями требований промышленной безопасности и (или) с причинами их возникновения.

Устройство сброса давления — устройство, предназначенное для открытия и сброса давления (например, предохранительный клапан, устройство тепловой разгрузки, разрывной диск, предохранительный клапан с деформируемой шпилькой, мембранное предохранительное устройство, клапаны сброса давления/вакуума и т.п.);

Устройство утилизации/локализации сброса — факел, скруббер, печь сжигания отходов, закалочный барабан или прочие подобные устройства, применяемые на ОПО НГК для смягчения последствий выброса ОВ через устройство сброса давления;

Утечка опасных веществ (утечка) — выход в окружающую среду ОВ на ОПО НГК без взрыва, пожара, загорания и загрязнения водных объектов в количестве меньшем пороговых значений, установленных для инцидентов, (указаны в таблицах N 1, 2 приложения N 4 к настоящему Руководству).

В чем основная цель регистрации происшествий без последствий

Ст. 10 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

1. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

2. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Что такое «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО» и чем отличается от других планов — ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН ?

Почти всем организациям, у кого есть ОПО, приходилось сталкиваться с такими понятиями, как ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН («планы»).

Сейчас, в связи с изменениями Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» нормативная база сильно меняется и к перечисленным выше «планам» (ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН) добавился новый — «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий».

Попробуем разобраться в этой терминологии, так как легко запутаться во всех «планах», к тому же существуют также планы развития горных работ и планы мероприятий по доведению ОПО до нормативных требований промышленной безопасности.

Для начала расшифруем:

ПМЛА — план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

ПЛА — план локализации и ликвидации аварий (встречается также план ликвидации аварий)

ПЛАРН — план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

ПЛАС — план локализации и ликвидации аварийных ситуаций

Чтобы дальше не запутываться в этих терминах, сразу сделаем вывод, что сейчас для владельцев ОПО в основном необходимо разработать и иметь два документа — это ПМЛА и ПЛА (контролирует Ростехнадзор), и для некоторых ПЛАРН (контролирует МЧС).

Основная разница между этими двумя документами в том, что ПЛА разрабатывается для каждого ОПО, а ПМЛПА, как бы учитывая все ПЛА, разрабатывается в целом для организации.

Далее рассмотрим для каких ОПО нужны эти планы. Будем рассматривать ситуацию с учетом новых правил, разработанных Ростехнадзором, зпрегистрированных Минюстом, но еще не вступивших в силу.

Таблица «планов» на ОПО:

ПЛА — план локализации и ликвидации аварий (замена ПЛАС)

Для каких ОПО

Нормативная база (документ)

Термин в документе

взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты

план ликвидации (локализации) аварийных ситуаций

сеть газораспределения и сеть газопотребления (в том числе сеть газопотребления ТЭС, ГТУ и ПГУ)

сеть газораспределения и сеть газопотребления

план локализации и ликвидации аварийных ситуаций

план локализации потенциальных аварий

магистральные трубопроводы (ОПО МТ)

на объектах, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы

план ликвидации аварий (см.пункт 1319. скорее всего опечатка, имелось в виду ПМЛА)

план локализации и ликвидации последствий аварии

взрывопожароопасные объекты хранения, переработки и использования растительного сырья

план ликвидации аварий и защиты персонала

ОПО по хранению, переработке и использованию сырья в агропромышленном комплексе

нефтегазодобывающие производства: бурения, добычи, обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата

на организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие добычу угля подземным способом

Правила безопасности в угольных шахтах

план ликвидации аварий

для организаций, добывающих уголь подземным способом, организаций, ведущих горные работы в подземных условиях

для организаций, добывающих уголь подземным способом

Приказ Ростехнадзора от 06.11.2012 N 638 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по проведению плановой практической проверки аварийных вентиляционных режимов, предусмотренных планом ликвидации аварий»

для угольных шахт, шахтостроительных организаций

Приказ Ростехнадзора от 01.12.2011 N 681 «Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах»

при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов

Постановление Госгортехнадзора РФ от 04.06.2003 N 47 «Об утверждении Единых правил безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов» ПБ 03-571-03

при ведении работ в подземных условиях

Приказ Ростехнадзора от 24.05.2007 N 364 «Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций о порядке составления планов ликвидации аварий при ведении работ в подземных условиях» РД-15-11-2007

ОПО производств хлора и хлорсодержащих сред, транспортирование, перевозка хлора хлорсодержащих сред

автозаправочные станции (АЗС)

план ликвидации аварий

ПМЛА — план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *