Организация работы регистратуры поликлиники
Первое знакомство посетителей с поликлиникой начинается в регистратуре. Она является основным ее структурным подразделением по организации приема больных в поликлинике и на дому.
В задачи регистратуры входит:
— организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;
— обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;
— проведение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники.
Рациональная организация приема призвана сократить время ожидания больных на прием к врачам. Управление сложным потоком больных в поликлинике обеспечивается внедрением прогрессивных форм организации труда врачебного и среднего медицинского персонала, а также путем совершенствования существующих форм работы регистратуры с учетом установленных норм нагрузок.
Работа регистратуры должна строиться по централизованной системе и исходить из участково-территориального принципа обслуживания населения и бригадного метода работы врачей поликлиники. Работой регистратуры руководит заведующий, назначаемый на эту должность приказом главного врача поликлиники.
Медицинскому регистратору отводится большая роль в деле правильной организации приема больных. Он первый встречает больного, беседует с ним, в необходимых случаях помогает больному разобраться в организации приема. Медицинский регистратор должен разбираться в вопросах сортировки больных по медицинским показаниям, что дает возможность правильно решать вопросы регулирования потока больных.
Важнейшим элементом работы регистратуры является запись посетителей на прием к врачу, регистрация вызовов на дом, направление обратившихся в поликлинику на флюорографическое обследование и профилактические осмотры. От организации работы регистратуры зависит в значительной степени ритмичность работы всех подразделений поликлиники, обеспечение наиболее оптимального распределения потоков посетителей, уменьшение затрат времени больных на посещение поликлиники.
В настоящее время предусмотрено три метода организации записи посетителей на прием к врачу: талонная система, самозапись, комбинированный метод. При талонной системе записи поток первично обратившихся больных проходит через участковых регистраторов. Посетители предварительно получают талоны с указанием порядкового номера очереди, фамилии врача, номера кабинета и времени явки на прием. При самозаписи на прием к врачу посетители сами в специальные листы вписывают свои паспортные данные с указанием удобного для них времени приема. Для этого в холле поликлиники оборудуются столики с папками листов самозаписи на 5 дней вперед.
Дежурный регистратор дает необходимые устные справки, в отдельных случаях помогает посетителям записаться на прием к врачу. Заполненные листы самозаписи в конце дня должны быть переданы работникам картохранилища, которые по ним подбирают медицинские карты амбулаторных больных.
Перед приемом медицинская сестра кабинета берет из картохранилища подобранные медицинские карты и лист самозаписи. По окончании приема медицинская сестра кабинета возвращает карты в регистратуру, а лист самозаписи — в кабинет медицинской статистики. При необходимости срочного приема больного регистратор направляет его к соответствующему специалисту или в кабинет доврачебного приема. Одновременно он заказывает в картохранилище нужную карту, которая сразу же доставляется в кабинет врача.
Как показал опыт работы ряда поликлиник, система самозаписи позволила значительно сократить затраты времени посетителей на запись к врачу, которая составляет в среднем 1 мин., а на получение справок пациенты затрачивают в основное не более 2,5 минут.
При комбинированном методе в лист самозаписи записываются только первичные больные. За 15-20 мин до начала приема врача больной получает в регистратуре заранее заготовленный талон и идет к кабинету врача, где будет принят в соответствии с указанным в талоне временем. При такой системе регистратор всегда знает, сколько человек не явилось на прием к врачу, и имеет право по истечении определенного времени выдать талоны другим больным, желающим попасть на прием к врачу в это время.
Повторным больным врач выдает специальную «фишку» с указанием даты и времени приема, которая подлежит обмену в регистратуре на талон формы №025-4/у. При посещении больных на дому, если врач определил необходимость повторного осмотра в поликлинике, он сразу же выдает больному талон формы №025-4/у с указанием даты, времени приема и номера очереди.
Внедрение комбинированного метода записи позволяет решить следующие задачи:
— разделить поток первичных и повторных больных;
— точно учитывать и контролировать нагрузку врача;
— использовать талоны неявившихся больных для выдачи больным, нуждающимся в приеме врача в день обращения;
— уменьшить время ожидания больными приема врача.
Очень важно наладить прием вызовов врачей на дом. Вызов врача для оказания медицинской помощи на дому производится очно и по телефону. Принимаемые от населения вызовы регистратор заносит в книгу записей вызовов врача на дом, в которой помимо паспортных данных, указывают основные жалобы больного или просьбу о вызове того или иного специалиста. Эти книги ведутся по каждому терапевтическому участку, а также для врачей «узких» специальностей отдельно. В ряде поликлиник существует «самозапись» вызовов врача на дом.
Вызывающи врача на дом заполняет специальный бланк, в котором указывает фамилию, имя, отчество, адрес больного, основные жалобы, температуру и опускает бланк в ящик вызовов. Поступившие заявки медицинский регистратор вносит в книгу. В ряде поликлиник функционируют автоматизированные информационные системы типа «Регистратура», где все вызовы врачей на дом оператор-регистратор заносит в персональный компьютер, а затем на принтере делается распечатка всех вызовов на дом по каждому врачу. При этом практикуется система присвоения каждому жителю, прикрепленному к поликлинике, персонального индивидуального номера-кода (ПИН-код), которой вносится в память компьютера.
За каждым регистратором закрепляется 9-10 определенных врачебных участков, что составляет, как правило, одно терапевтическое отделение. Это позволяет регистратору лучше знать соответствующий раздел картотеки, что повышает не только эффективность его труда, но также и ответственность за свой участок работы.
При отсутствии самозаписи или при комбинированном методе большое значение в правильной организации работы регистратуры имеют рациональное устройство и организация рабочего места участкового регистратора. Над рабочим местом каждого участкового регистратора должны быть помещены надписи с указанием номера терапевтического отделения и перечислением названия улиц и номеров домов, которые обслуживаются регистратором, а также с указанием фамилий участковых врачей отделений (бригады) и работающих вместе с ним и хирургов, невропатологов, отоларингологов и окулистов. В некоторых поликлиниках подробное описание работы врачей всех специальностей помещается отдельно в вестибюле поликлиники.
Если на территории, обслуживаемой поликлиникой, имеются небольшие промышленные предприятия, прикрепленные к ней для обслуживания, то в регистратуре организуют специальные рабочие места для регистратора, в ведении которого находятся цеховые участки этих промышленных предприятий.
Быстрое обслуживание больных, обратившихся в регистратуру, зависит от рационального размещения в ней амбулаторных карт. Более всего отвечает этим требованиям система расстановки амбулаторных карт в стеллажах по участкам, а внутри них — по улицам, домам и квартирам. Во многом облегчает работу медицинского регистратора система маркировки амбулаторных карт, когда каждый терапевтический участок имеет свою цветовую маркировку.
Хорошо зарекомендовала себя номерная система хранения медицинских карт, при которой поиск одной карты сокращается до нескольких секунд. Для этого каждому участку определяется количество номеров соответственно числу лиц, проживающих на данной территории (как резерв следует добавить приблизительно 100 номеров из расчета возможного роста населения).
В поликлинике целесообразно организовать более подробную «немую справку»: расписание работы врачей всех специальностей с указанием часов приема на все дни недели, номеров кабинетов врачебных участков с входящими в них улицами и домами и распределение их между бригадами. Четкая информация должна быть и о правилах вызова врачей на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам с учетом системы самозаписи.
В регистратуре должны быть табло, позволяющие пациентам получить исчерпывающие сведения о режиме работы всех подразделений поликлиники: время И место приема населения главным врачом и его заместителями; адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказывающих экстренную специализированную помощь населению в воскресные дни, поэтажный указатель врачебных кабинетов; номера телефонов вызова врачей на дом и вызова дежурных врачей в дневное и вечернее время, часы и объем работа кабинетов доврачебного приема, правила подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализов крови и т.д.).
Для использования медицинской и общей документации в практической и научной работе в поликлинике должен быть создан медицинский архив. В медицинском архиве производятся прием, учет, классификация, хранение и выдача документальных материалов как персоналу поликлиники, так и больным в случае изменения их места жительства или запросов различных организаций. В архиве хранятся вся документация о работе поликлиники, в том числе приказы по поликлинике, годовые отчеты, личные дела уволенных, а также вся медицинская документация (в основном медицинские карты амбулаторных больных).
Медицинские карты амбулаторных больных поступают в архив из регистратуры в том случае, если больной в течение 3 лет не обращался в поликлинику. Кроме того, в действующий архив можно передавать «утолщенные» и принявшие небрежный вид медицинские карты, после того как взамен их будут заведены новые с выкопировкой из старых карт уточненных диагнозов и краткого эпикриза.
Значительное место в работе регистратуры занимает оформление медицинских документов: справок, направлений и др. Регистраторам предоставлено право задерживать неправильно выданные и неверно оформленные документы и передавать их для выяснения администрации. Вместе с тем, они несут ответственность за документы, наряду с лицами, выдавшими документ.
Особого внимания требует оформление листков нетрудоспособности (больничных листов). Бланки листков нетрудоспособности, выданные врачам с указанием номеров, регистрируются в «Книге регистрации листков нетрудоспособности ».
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РЕГИСТРАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Регистратура является структурным подразделением поликлиники и врачебной амбулатории, обеспечивающим формирование и распределение потоков пациентов, своевременную запись и регистрацию больных на прием к врачу, в том числе с применением информационных технологий.
2. Непосредственное руководство работой регистратуры осуществляет старшая медицинская сестра поликлиники, главный врач врачебной амбулатории, назначаемые на должность и освобождаемые от должности руководителем медицинской организации.
3. Основными задачами регистратуры медицинской организации являются:
3.1. Организация беспрепятственной и безотлагательной предварительной записи больных на прием к врачу, в том числе в автоматизированном режиме, в кабинет медицинской профилактики, кабинет доврачебной помощи (как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону).
3.2. Организация и осуществление регистрации вызовов врачей на дом по месту жительства (пребывания) больного.
3.3. Обеспечение регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи.
3.4. Систематизированное хранение медицинской документации пациентов, обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей.
3.5. Информирование населения в доступной форме:- о времени приема врачей всех специальностей, режиме работы лабораторий, кабинетов, дневного стационара и иных подразделений медицинской организации, в том числе субботу и воскресенье, с указанием часов приема, расположения и номеров кабинетов помещений;- о правилах вызова врача на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам, о времени и месте приема населения руководителем медицинской организации и его заместителями; адресах ближайших аптек, ближайшего центра здоровья, в зоне ответственности которого находится данная медицинская организация;- о правилах и порядке предоставления платных медицинских услуг;- о правилах работы в системе Единой электронной регистратуры.
3.6. Направление в установленном порядке граждан, обратившихся в поликлинику, на профилактические обследования и осмотры.
3.7. Ведение первичной медицинской документации (заполнение паспортной части медицинских карт амбулаторных больных, талона амбулаторного пациента (п.п.1-11), журналов и т.д.).
4. В составе регистратуры медицинской организации рекомендуется предусматривать стол самозаписи, рабочие места для приема и регистрации вызовов врача на дом, помещение для хранения и подбора медицинской документации, помещение для оформления медицинских документов.
Порядок работы регистратуры
1. Прием плановых больных в поликлинике и амбулаторно-поликлинических подразделениях (врачебная амбулатория) осуществляется при предоставлении пациентом страхового медицинского полиса и документа, подтверждающего личность.
2. В первоочередном порядке обслуживаются следующие категории граждан (при наличии подтверждающих документов):
— лица, награжденные знаком «Почетный донор России»;
— инвалиды войны;
— участники Великой Отечественной войны;
— ветераны боевых действий;
— военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
-лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
— члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
1. Направление пациентов на прием к врачу осуществляется по талонной системе (предварительной записи, в том числе электронной).
2. При талонной системе поток первично обратившихся больных проходит через регистраторов. Пациенты получают талоны с указанием порядкового номера очереди, фамилии врача, номера кабинета и времени явки на прием.
3. В случае предварительной записи на прием к врачу регистраторы вписывают данные пациентов (Ф.И.О., адрес) в специальные листы с указанием удобного для пациентов времени приема. В соответствии с заполненными листами, в конце каждого дня работники регистратуры подбирают медицинские карты амбулаторных больных для приема к врачам на следующий день. Перед приемом регистратор относит в кабинет подобранные медицинские карты и листы предварительной записи на прием, по окончании приема медицинская сестра кабинета возвращает амбулаторные карты в регистратуру. Пациент, предварительно записавшийся на приём к врачу, обращается непосредственно в кабинет врача к установленному времени, минуя регистратуру.
4. В случае предварительной записи на прием к врачу по телефону, сведения о пациенте (Ф.И.О., адрес), времени и дате приема вносятся в журнал регистратором, осуществляющим запись на прием по телефону. Работники регистратуры оформляют талон амбулаторного пациента, подбирают медицинские карты амбулаторных больных и перед приемом уносят в кабинет. Пациент, предварительно записавшийся на приём к врачу по телефону, обращается непосредственно в кабинет врача к установленному времени, минуя регистратуру.
5. В поликлинике предусматривается возможность развития информационных технологий для организации предварительной записи на прием к врачам по сети Интернет и через информационный киоск. Предварительная запись осуществляется в соответствии с Единым республиканским регламентом организации записи на прием к врачу.
6. При необходимости экстренного приема больного, регистратор направляет пациента в кабинет доврачебного приема, к врачу-терапевту участковому или соответствующему специалисту во внеочередном порядке. Одновременно он оформляет талон амбулаторного пациента, подбирает амбулаторную карту больного, которая в первоочередном порядке доставляется в доврачебный кабинет или кабинет врача.
7. В доврачебный кабинет направляются пациенты с повышенной температурой тела, с подозрением на повышенное артериальное давление, для выписки направлений на анализы и в других случаях в пределах компетенции фельдшера или медицинской сестры.
8. Первичные пациенты направляются к врачам-специалистам после консультации врача-терапевта участкового. Пациенты, состоящие на диспансерном учете или имеющие направление на повторный прием (краткую выписку из амбулаторной карты), направляются непосредственно к врачу-специалисту.
9. При направлении пациента фельдшером или акушеркой ФАПа в поликлинику центральной районной больницы или врачебную амбулаторию запись по телефону регистратуры поликлиники или врачебной амбулатории осуществляется фельдшером, акушеркой или медицинской сестрой ФАПа с последующим сообщением пациенту фамилии врача, номера кабинета, даты и времени явки на прием.
12. Вызов врача-терапевта участкового на дом производится очно и по телефону ежедневно с 7ч. 30мин. до 16.00 час. Длительность ожидания обслуживания вызова на дому должна составлять не более 10 час.
12.1. Вызовы на дом, поступающие от населения, заносятся регистратором в «Журнал вызовов врача на дом» (Приложение 2), в котором помимо паспортных данных (Ф.И.О., адрес), указывается причина вызова врача.
12.2. Поступившие вызовы регистратор обязан своевременно (в течение 2-х часов) передавать врачу, обслуживающему соответствующий участок, или врачу-специалисту.
12.3. Показаниями для вызова врача-терапевта участкового или фельдшера кабинета неотложной помощи на дом являются:
— острые и внезапные ухудшения в состоянии здоровья (высокая температура, боли в сердце и нарушения сердечного ритма, возникшие повторно, подъём артериального давления, иные состояния и заболевания, не требующие оказания экстренной медицинской помощи);
— инфекционное заболевание или подозрение на инфекционное заболевание;
— наличие показаний для соблюдения домашнего режима, рекомендованного лечащим врачом при установленном заболевании (вызов врача на дом после выписки из стационара, по рекомендации консультанта или в иных случаях);- тяжелые хронические заболевания или невозможность передвижения пациента.
12.4. Показаниями для активного выхода врача-терапевта участкового на дом являются:
— патронаж хронических, диспансерных больных по инициативе врача (фельдшера, медицинской сестры);
— организация профилактических мероприятий.
13. Обслуживание пациентов на дому врачом-терапевтом участковым, врачами-специалистами может производиться совместно с медицинской сестрой.Медицинская сестра, сопровождающая врача на вызове, производит выписку рецептов, выполнение назначаемых врачом манипуляций (термометрия, измерение артериального давления, инъекции, перевязки и др.), объясняет пациентам способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям.
13.1. Плановое посещение на дому врачами-специалистами производится при наличии показаний, по назначению врача-терапевта участкового, другого врача-специалиста в срок до 10 дней от момента назначения.
13.2. При посещении больных на дому и необходимости повторного осмотра в поликлинике врач-терапевт участковый или врач-специалист, обслуживающий вызов, передаёт информацию о необходимости повторного приема в регистратуру. Сотрудник регистратуры откладывает больному талон и сообщает медицинской сестре кабинета о времени и дате приёма врачом. Медицинская сестра информирует пациента о времени и дате приёма.
13.3. В случае невозможности обслуживания вызова в установленные сроки, врач обязан проинформировать об заместителя главного врача поликлинической работе по медицинской части или по медицинской части или с указанием причины.
14. Оказание медицинской помощи пациенту в поликлинических условиях и на дому включает:
— сбор анамнеза;- осмотр пациента;
— постановку предварительного и окончательного диагноза;
— составление плана амбулаторного обследования и лечения;
— необходимое диагностическое обследование;
— оформление медицинской документации в соответствии с установленными требованиями.
15. Медицинская карта амбулаторного больного должна содержать («Медицинская карта амбулаторного больного» форма 025/у-04, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 г. № 255
«О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»):
— паспортную часть;- информированное согласие на медицинское вмешательство;
— информированное согласие пациента на обработку персональных данных;
— лист уточненных диагнозов;
— лист профилактических осмотров;
— записи амбулаторных посещений, патронажей;
— лечебные назначения;
— результаты дополнительных обследований и консультаций;- эпикризы;
— выписки из истории болезни (копии) (в случае стационарного лечения);
-медицинская карта амбулаторного больного, имеющего право на получение набора социальных услуг должна быть промаркирована литерой «Л».
В медицинской карте амбулаторного больного соответствующим образом должны быть оформлены:
— данные о прививках;
— сведения о выдаче листка нетрудоспособности;
— заключения ВК, МСЭ;
— данные о направлении на госпитализацию;
— данные о направлении на санаторно-курортное лечение;
— данные о выписке льготных рецептов;- сведения о выдаче справок и выписок из амбулаторной карты и др.
Все записи лечащего врача заверяются его подписью.
16. Медицинские карты амбулаторных больных хранятся в регистратуре поликлиники или врачебной амбулатории. Работники регистратуры несут ответственность за сохранность медицинских карт амбулаторных больных, прикрепленных к лечебно-профилактическому учреждению.
17. Амбулаторные карты систематизируются в стеллажах по участкам, а внутри них — по улицам, домам и квартирам.
18. При выдаче медицинских карт амбулаторных больных на руки пациентам (с учетом соблюдения требований федерального законодательства по защите персональных данных; при наличии заявления на имя главного врача и письменного согласия пациента на передачу его персональных данных) или передаче в другие лечебно-профилактические учреждения, данный факт фиксируется в «Журнале регистрации выдачи «Медицинской карты амбулаторного больного» (форма 025/у-04) в другие лечебно-профилактические учреждения и на руки пациентам (Приложение 2).
19. В регистратуре располагается информация с указанием времени и места приема населения главным врачом и его заместителями, поэтажный указатель врачебных кабинетов; номера телефонов вызова врачей на дом, часы работы кабинета доврачебного приема и кабинета неотложной помощи (при их наличии).20.Для хранения медицинской и общей документации в поликлинике создается медицинский архив. В медицинском архиве производятся прием, учет, классификация, хранение и выдача документальных материалов как персоналу поликлиники, так и больным (в случае изменения их места жительства или по запросам различных организаций в установленном законодательством порядке). Медицинские карты амбулаторных больных поступают в архив из регистратуры в том случае, если больной в течение 5 лет не обращался в поликлинику и хранятся в течение 25 лет.
Что делают в регистратуре поликлиники
1. Настоящие Рекомендации определяют примерный порядок организации работы регистратуры в учреждениях здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.
2. Регистратура является структурным подразделением, обеспечивающим формирование и распределение потоков пациентов, своевременную запись и регистрацию пациентов на прием к врачу, в том числе с применением информационных технологий.
3. Регистратура должна располагаться на первом этаже амбулаторно-поликлинического подразделения, на площадях, рассчитанных в соответствии с плановым количеством посетителей.
4. В составе регистратуры рекомендуется предусматривать стол справок, рабочее место администратора регистратуры, электронный терминал для самозаписи, рабочие места для приема и регистрации вызовов врача на дом, помещение для хранения и подбора медицинской документации, помещение для оформления медицинских документов, помещение под медицинский архив.
5. Непосредственное руководство работой регистратуры медицинской организации осуществляет заведующий регистратурой (в случае если штатными нормативами не предусмотрено введение в штатное расписание должности заведующего регистратурой, данные функции возлагаются на одного из заместителей руководителя медицинской организации, главную медицинскую сестру, заведующих отделениями поликлиники), назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации.
6. Руководство работой регистраторов осуществляет старший медицинский регистратор (в случае если штатными нормативами не предусмотрено введение в штатное расписание должности старшего медицинского регистратора, данные функции возлагаются на одного из медицинских регистраторов), назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации.
7. Для своевременного распределения потоков пациентов, предотвращения конфликтных ситуаций, оперативного предоставления необходимой информации пациентам, обратившимся в регистратуру, следует возложить на одного из медицинских регистраторов функции администратора регистратуры.
8. Временной период работы регистратуры с момента начала работы непосредственно в регистратуре и до момента начала работы процедурного кабинета, лечебно-диагностических отделений, до начала приема врачей предусмотрен для подготовки рабочей документации и рабочего места медицинского регистратора.
9. Старший медицинский регистратор осуществляет контроль за своевременным ответом медицинских регистраторов на устные обращения граждан, в том числе по телефону, за содержанием и актуальностью предоставленной информации, за соблюдением принципов этики и деонтологии.
10. Работа регистратуры должна быть организована с учетом формирования условий для максимального удобства пациентов.
11. Информационные стенды, расписания приема врачей в холле регистратуры должны быть оформлены в понятной и доступной для пациентов форме, в визуально доступном месте и обновляться ежедневно. На информационных стендах должна размещаться информация о возможности записи на прием к врачу дистанционно по единому бесплатному номеру телефона, а также с помощью интернет-услуги; информация о наличии свободных талонов к специалистам, о проводимых мероприятиях, о порядке получения услуг, о правах пациентов.
12. Необходимо предусмотреть размещение в холле регистратуры информационно-методических материалов по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Информация должна обновляться не реже одного раза в два года, при необходимости чаще.
13. В холле регистратуры, на высоте, оптимальной для просмотра посетителей, с учетом площади помещения, должна быть размещена цифровая видеотехника, предназначенная для демонстрации видеоматериалов профилактической направленности. Ответственный специалист, назначенный приказом руководителя медицинской организации, обеспечивает ежедневную трансляцию видеоматериалов профилактической направленности в течение всего времени работы регистратуры.
14. В регистратуре должно функционировать максимальное количество окон для приема граждан.
15. Окно регистратуры по приему граждан является непосредственным местом работы медицинского регистратора.
16. Отдельно необходимо предусмотреть окна для оформления листка нетрудоспособности, приема и регистрации вызовов врача на дом (в том числе по неотложным обращениям), стола справок.
17. Каждый медицинский регистратор должен быть обеспечен рабочим стационарным многоканальным телефоном с внутренней автоматической телефонной станцией, персональным компьютером с выходом в сеть медицинской организации, именным бейджем с указанием Ф.И.О. и должности, принтером.
18. Медицинский регистратор должен иметь соответствующий внешний вид: опрятные медицинский халат (медицинская форма) и медицинскую обувь, именной бейдж, опрятный маникюр, макияж, прическу.
19. Основными задачами регистратуры медицинской организации являются:
— организация беспрепятственной и безотлагательной предварительной записи больных на прием к врачу, в кабинет медицинской профилактики, в кабинет доврачебной помощи (как при их непосредственном обращении в поликлинику, через электронные терминалы, по телефону, так и через медицинскую информационную систему "Единая электронная регистратура");
— распределение потоков пациентов, требующих оказания плановой или неотложной медицинской помощи, для обеспечения регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки на врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;
— обеспечение взаимодействия с кабинетом доврачебной помощи, смотровым кабинетом, кабинетом медицинской профилактики;
— организация и осуществление регистрации вызовов врачей на дом по месту жительства (пребывания) больного;
— систематизированное хранение, учет и оформление медицинской документации пациентов, обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей;
— консультирование пациентов о порядке получения первичной медико-санитарной помощи в медицинских организациях.
20. Для осуществления своих задач регистратура выполняет следующие функции:
— информирование населения о порядке прикрепления к медицинской организации и выборе врача;
— информирование населения о времени приема врачей всех специальностей, режиме работы лабораторий, кабинетов, центра здоровья, дневного стационара, школ пациентов и иных подразделений медицинской организации, в том числе в субботу и воскресенье, с указанием часов приема, расположения и номеров кабинетов;
— информирование населения о правилах вызова врача на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам, в том числе с использованием удаленного доступа, о времени и месте приема граждан руководителем медицинской организации и его заместителями, адресах ближайших аптек, ближайшего центра здоровья, в зоне которого находится данная медицинская организация;
— ведение электронного расписания и записи на прием к специалистам в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, контроль за работой электронной регистратуры;
— организация оформления листа информированного согласия на обработку персональных данных, предоставления полиса обязательного медицинского страхования и документа, удостоверяющего личность пациента, для дальнейшего копирования и внесения в первичную медицинскую документацию пациента (с согласия пациента);
— запись на прием к врачам медицинской организации и регистрация вызовов врачей по месту жительства (пребывания) больного, своевременная передача врачам информации о зарегистрированных вызовах;
— направление в установленном порядке обратившихся в поликлинику граждан на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию населения;
— помощь пациенту при направлении в другие подразделения и/или в другие медицинские организации для осуществления первичной записи;
— информирование пациента об отмене приема врача и перезапись на свободное время или к специалисту этого же профиля;
— информирование пациентов о правилах подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализам крови, желудочного сока и т.д.);
— подбор медицинских карт амбулаторных больных, записавшихся на прием или вызвавших врача на дом;
— доставка медицинской документации пациентов в кабинеты врачей;
— оформление листков (справок) временной нетрудоспособности, подтверждение соответствующими печатями выданных больным справок, направлений, рецептов и выписок из медицинской документации, строгий учет и регистрация в специальных журналах листков (справок) временной нетрудоспособности и рецептурных бланков;
— сортировка и раскладка по участкам результатов выполненных лабораторных, инструментальных и иных обследований.
Рекомендации по организации рабочего процесса администратора регистратуры
Обязанности администратора регистратуры:
1. Работать в соответствии с Положением о регистратуре, графиком работы и Правилами внутреннего распорядка, утвержденными приказом руководителя медицинской организации.
2. Обеспечивать работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей медицинской организации, созданию комфортных условий.
3. Обеспечивать прием (встречу) посетителей в фойе медицинской организации.
4. Четко и доступно отвечать на вопросы посетителей о порядке работы медицинской организации, времени и месте приема врачей всех специальностей, видах оказываемой медицинской помощи, порядке прикрепления на медицинское обслуживание, проводимых специальных акциях, программах и предоставлять необходимую информацию в пределах своей компетенции.
5. Информировать посетителей о доступных способах дистанционной записи на прием к врачу.
6. Разъяснять посетителям необходимость заполнения медицинской документации, информированного согласия на обработку персональных данных, анкет.
7. Объяснять посетителям маршруты движения внутри медицинской организации.
8. Сопровождать посетителей в случае необходимости в требуемое подразделение или к ответственному работнику медицинской организации.
9. Иметь на своем рабочем месте расписание врачей всех специальностей, телефоны и адреса основных служб здравоохранения области и Российской Федерации, телефоны и адреса медицинских организаций, оказывающих экстренную помощь в вечернее, ночное время, в выходные и праздничные дни, телефоны и адреса аварийных служб, а также другую необходимую информацию.
10. Осуществлять контроль за состоянием информационных стендов, своевременным обновлением информации о режиме работы медицинской организации, медицинского персонала, введении дополнительных услуг.
11. Вносить предложения по созданию в фойе медицинской организации благоприятного микроклимата (комфортное освещение, вентиляция, чистота и порядок).
12. При задержке начала приема специалистов уточнить у персонала о причинах задержки, времени ожидания, передать пациентам полученную информацию в вежливой, доступной форме.
13. Применять меры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций среди посетителей.
14. Информировать пациентов о порядке и об инстанциях подачи обращений с жалобами на организацию работы медицинской организации. Принимать претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием. Обращения посетителей с жалобами на организацию работы медицинской организации своевременно предоставлять компетентным специалистам учреждения для рассмотрения по существу. Контролировать наличие анкет с опросом о качестве предоставленных услуг.
15. Соблюдать принципы этики и деонтологии.
16. Вести разговоры с посетителями в любой ситуации вежливо, корректно, с должным терпением и уважением к посетителю.
17. В момент обращения посетителя соблюдать правила встречи: поприветствовать, назвать свое имя и отчество, уточнить цель посещения медицинской организации, помочь освоиться в окружающей обстановке.
18. Соблюдать правила общения: вести разговоры с сотрудниками медицинской организации, только связанные с выполнением своих обязанностей и производственной деятельностью, не обсуждать посетителей или сотрудников медицинской организации, не обсуждать и не использовать информацию, полученную при выполнении должностных обязанностей.
19. Предоставлять отчет старшему медицинскому регистратору по окончании рабочей смены (количество обратившихся, тематика задаваемых вопросов, наличие конфликтных ситуаций и т.д.).
20. Принимать участие в мероприятиях, организуемых администрацией медицинской организации.
Рекомендации по размещению наглядной информации в регистратуре
1. Информация, необходимая для организации медицинской помощи пациентам, обратившимся в поликлинику, должна размещаться в холле регистратуры медицинской организации.
2. Для размещения информации можно использовать стенды, электронное табло, справочный терминал (электронное устройство индивидуального информирования пациента).
3. Оборудуются указатели маршрута движения к кабинетам и отделениям.
4. Информация должна быть ориентирована на пациента и доступна для его внимания:
— используем понятный заголовок;
— описываем четкий алгоритм действий: указываем четкую последовательность действий, определенные шаги по пунктам, используем побудительные глаголы – возьмите, сделайте и т.д. – главное объяснить весь порядок действий для типичных ситуаций (например, объявление по диспансеризации);
— избегаем избыточной информации;
— цитируем законы правильно;
— используем комментированный пересказ.
5. Блок визуальной информации содержит:
— поэтажный указатель кабинетов и структурных подразделений (названия и номера);
— порядок обращения за медицинской помощью;
— порядок приема граждан в данной медицинской организации;
— права на льготы при получении медицинской помощи;
— правила вызова врача на дом, номера телефонов вызова врача на дом;
— порядок предварительной записи на прием к врачам;
— расписание приема врачей и работы лечебно-диагностических подразделений (указываются Ф.И.О. врача полностью, специальность, номер кабинета, часы и дни приема);
— адреса медицинских организаций, оказывающих экстренную специализированную помощь населению в выходные дни;
— часы и объем работы кабинета доврачебного приема, смотрового кабинета;
— правила подготовки к исследованиям (анализы крови, рентгенография, рентгеноскопия и т.д.);
— порядок обращения к дежурному администратору (указываются Ф.И.О. полностью, должность, номер кабинета и номер телефона);
— сведения об администрации медицинской организации (указываются Ф.И.О. главного врача и его заместителей, номера кабинетов и номера телефонов);
— адреса, телефоны страховых медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования;
— информация о вышестоящих инстанциях в системе здравоохранения (Ф.И.О. руководителей, номера телефонов, адреса (места расположения);
— адреса (места расположения) ближайшего и дежурного аптечного учреждения, пункта отпуска лекарственных средств, в том числе по льготным и бесплатным рецептам.
Рекомендации по организации хранения и выдачи амбулаторных карт в регистратуре
1. Порядок хранения и движения медицинских карт амбулаторного больного целесообразно регламентировать приказом главного врача медицинской организации.
2. Система хранения первичной медицинской документации должна исключать нарушение конфиденциальности и возможность незаконного доступа к ней.
3. Медицинская карта амбулаторного больного является документом медицинской организации и содержит информацию, которая составляет врачебную тайну.
4. Медицинская карта амбулаторного больного хранится в регистратуре: по участкам и в пределах участков по улицам, домам, квартирам и алфавиту (при отсутствии участков в соответствии с системой хранения медицинских карт амбулаторного больного, принятой в конкретной медицинской организации). Хранение медицинских карт амбулаторного больного в регистратуре осуществляется на специальных стеллажах, обеспечивающих удобный и быстрый поиск карт. Карты граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, маркируются литерой "Л".
5. Пациент или его законный представитель (при наличии установленных законом документов, подтверждающих его законное представительство), имеют право через лечащего врача знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента.
6. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.
7. В регистратуре поликлиники при первичном обращении на пациента заводится медицинская карта амбулаторного больного, в которую вносятся следующие сведения:
— фамилия, имя, отчество (полностью);
— дата рождения (число, месяц, год);
— адрес по данным регистрации на основании документов, удостоверяющих личность (паспорт, свидетельство о регистрации и другие);
— серия и номер полиса обязательного медицинского страхования, наименование страховой организации, выдавшей полис;
— код льготы, период ее действия.
8. После завершения приема все медицинские карты амбулаторного больного сдаются в регистратуру.
9. Накануне, перед днем приема, медицинские регистраторы осуществляют поиск амбулаторных карт пациентов, назначенных на прием к врачам поликлиники на следующий день. По контактным телефонам уточняют, придут ли пациенты на прием, оформляют и раскладывают амбулаторные карты пациентов по ячейкам врачей, осуществляющих прием.
10. При назначении повторного визита пациентов медицинские карты амбулаторного больного раскладываются в ячейку врача (в соответствующий день недели согласно дате повторного приема).
11. При назначении консультации врача-специалиста поликлиники с приема медицинская карта амбулаторного больного передается с сопроводительным листком непосредственно в кабинет врача-консультанта.
12. При назначении рентгенологического исследования, УЗИ-исследования, эндоскопического исследования и т.д. медицинскую карту амбулаторного больного необходимо передавать по запросу в день исследования в кабинет исследования с последующим возвратом в этот же день.
13. Во всех случаях изъятия амбулаторных карт пациентов (на проверку, экспертизу, подготовку ответов на запросы и т.д.) из регистратуры медицинский регистратор оставляет запись в журнале с отметкой об изъятых картах, времени их изъятия, цели изъятия, времени возврата и местонахождении их вне регистратуры.
14. Хранение амбулаторной карты вне медицинского учреждения, в котором она была оформлена, недопустимо.
Примерный алгоритм действий медицинского регистратора при общении с пациентом
1. При обращении пациентов в регистратуру лично или по телефону медицинский регистратор уточняет Ф.И.О. пациента.
2. При ведении дальнейшего диалога обращаться к пациенту следует по имени-отчеству, вежливо, доброжелательно, спокойно. При ведении диалога можно использовать обращения "Будьте добры" или "Будьте любезны".
3. При общении с пациентом недопустимы панибратские обращения: "Лапушка", "Дорогуша", "Котик" и т.д., а также обезличено-вульгарные: "мужчина", "женщина", "больной". Речь должна быть литературно правильной, без слов-паразитов и бытовых выражений.
4. Персонал не обсуждает при пациентах посторонние проблемы, личные дела, других сотрудников, других пациентов.
5. Если у вас деловой и актуальный разговор, следует извиниться перед пациентом и постараться завершить беседу персональную или по телефону максимально быстро.
6. Все разговоры в регистратуре ведутся не громко.
7. При общении с пациентами в регистратуре необходимо использовать темп речи медленный, ритм речи размеренный. Выговаривать необходимо все звуки, окончания слов, полные названия отделений, процедур, обследований, специальностей. Следует помнить, что медицинские аббревиатуры и сокращения, а также медицинский сленг понятны только специалистам.
8. Если с первого раза вы не сумели понятно ответить на заданный вопрос – это не повод для раздражения на непонимание пациента, его уточнения и повторы. Следует все объяснить и повторить необходимое количество раз спокойно и медленно. Можно предложить пациенту записать информацию.
9. При сообщении информации пациенту, обратившемуся в регистратуру, все цифры в вашем ответе надо произносить четко и размеренно: дату, время, номер кабинета, номер телефона и т.д.
10. Во время работы по телефону в справочном режиме при поиске нужной информации не молчите, прокомментируйте свои действия:
— минуточку, подождите, пожалуйста;
— будьте добры подождать, я сейчас найду необходимую информацию;
— я сейчас уточню;
— я сейчас узнаю для вас;
— минуточку, подождите, пожалуйста, я сейчас занимаюсь вашим вопросом;
— я могу предложить вам следующее;
— если вы оставите свой номер телефона, я уточню информацию и обязательно перезвоню вам.
11. Недопустимы пререкания, споры. В ваших ответах должны чувствоваться доброжелательность, заинтересованность, вежливость.
Регистратура, задачи, организация работы.
Регистратура – одно из подразделений, от которого зависит эффективность работы всех подразделений и, прежде всего, врачей.
— предварительная и неотложная запись больных на прием к врачам;
— регулирование потоков больных;
— оформление и сохранение медицинской документации;
— своевременная доставка в кабинет врача необходимой медицинской документации.
Штатные нормативы работников регистратуры: один регистратор на 10 врачей, ведущих амбулаторный прием.
Отделение профилактики, задачи, структура, организация работы.
— задачи: проведение профилактических медицинских осмотров с целью раннего выявления больных и лиц с высоким риском развития заболевания; организация, учет и контроль за проведением диспансеризации; участие в разработке мероприятий первичной и вторичной профилактики; пропаганда гигиенических знаний.
— структура (кабинеты, функционирующие в отделении): кабинет заведующего отделением, должность врача устанавливается при обслуживании 30 тысяч и более взрослого населения; кабинет доврачебного приема; смотровой женский кабинет; диагностический кабинет; кабинет организации и контроля за диспансеризацией и ведения централизованной картотеки лиц, состоящих на диспансерном учете; кабинет пропаганды здорового образа жизни и гигиенического воспитания; кабинет профилактических осмотров декретированных контингентов.
— организация работы: проведение комплекса мероприятий, направленных на достижение задач диспансеризации, первичной и вторичной профилактики. Диспансеризация включает: активное выявление контингентов, нуждающихся в диспансерном наблюдении, взятие их на учет; полное комплексное обследование нуждающихся; активное лечение; динамическое наблюдение за состоянием здоровья; раннее выявление факторов риска развития заболевания и начальных признаков заболевания; оздоровление лиц группы риска; снижение заболеваемости с ВУТ и инвалидности; повышение продуктивности труда и др. Все эти мероприятия направлены на сохранение здоровья здоровых людей. Диспансерному наблюдению подлежат как здоровые (I группа), так и лица с факторами риска, больные (II группа). Отбор лиц проводится как по медицинским показаниям (лица с факторами риска, больные хроническими заболеваниями, часто болеющие и др.), так и по социальным (работающие во вредных условиях труда, работники пищевых, коммунальных и детских учреждений, учителя и др.). Диспансеризация проводится по определенным этапам: выявление и формирование контингентов, учет, комплексное обследование, диспансерное наблюдение. На эффективность диспансеризации влияют: использование всех необходимых методов профилактики, диагностики и лечения; координация деятельности врачей, выполнение пациентами рекомендаций врачей и др. Отбор больных для диспансерного наблюдения проводится при обращаемости в ЛПУ, массовых и индивидуальных осмотрах, обследовании инфекционных больных и контактных с ними лиц. Профилактические осмотры делятся на индивидуальные и массовые, периодические и целевые. Массовые осмотры проводятся среди организованных групп, формы их различны как по частоте, так и по составу врачей. После осмотров проводится анализ результатов, назначаются рекомендации по оздоровлению. По результатам осмотров в зависимости от состояния здоровья осмотренные лица делятся на группы: здоровые, практически здоровые, больные в стадии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации.
Организационные основы работы врачей.
— Принцип работы — участково-территориальный. Его сущность заключается в распределении населения на участки размером 1700-2000 жителей в возрасте 15 лет и старше. Участок обслуживает 1 врач-терапевт и медицинская сестра. Другие специалисты выделяются из расчета норм обеспеченности (см. пункт 5 данной методической разработки).
— Системы работы врачей: циклическая (чередование работы в поликлинике 1,5-2 года, а затем 3-4 месяца в стационаре) и двух звеньевая (ежедневная работа в поликлинике и в стационаре). Эта система применима для консультативных поликлиник и некоторых больниц (сельская участковая больница, ЦРБ, ОКБ), а также для клиник НИИ.
— Организация труда врачей и условия, облегчающие труд, улучшающие медицинское обслуживание. График работы – скользящий (разные часы работы и приема по дням недели, 3 часа прием в поликлинике (5 больных в час) и 3 часа обслуживание на дому (2 больных в час), 0,5 часа на заполнение учетно-отчетной документации, подготовку различных справок, материалов и т.д.). Условия, облегчающие труд и улучшающие медицинское обслуживание: работа с медицинской сестрой, обеспечение врачей готовыми бланками рецептов, направлений и др.; организация кабинетов доврачебного приема, проведение мероприятий, обеспечивающих нагрузку в пределах установленных нормативов, преемственность в наблюдении за больными в поликлинике и стационаре и др.
Содержание работы участковых врачей.
В структуре кадрового состава врачей они составляют порядка 45%. Разделами их работы являются:
— лечебная работа: оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в поликлинике и на дому; оказание экстренной медицинской помощи больным независимо от их места жительства; своевременная госпитализация или организация стационара на дому; консультация больных в необходимых случаях у врачей других специальностей; использование в своей работе современных методов профилактики, диагностики и лечения больных; экспертиза временной нетрудоспособности больных; совершенствование своих специальных знаний, умений и навыков; посещение больных своего участка в стационаре; ведение учетно-отчетной документации и др.
— профилактическая работа: изучение заболеваемости и смертности населения своего участка; проведение комплекса профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и инвалидности; проведение профилактических осмотров; диспансеризация отдельных групп населения; формирование отдельных групп населения (здоровых и больных) для диспансерного учета, оценка эффективности диспансеризации, критерием которой являются уровень заболеваемости и смертности лиц, состоящих на диспансерном учете; уровень и динамика заболеваемости с ВУТ; первичный выход на инвалидность; частота рецидивов; переход из одной группы здоровья в другую; удельный вес снятых с диспансерного наблюдения по выздоровлению и др.
— противоэпидемическая работа в поликлинике координируется кабинетом инфекционных заболеваний (КИЗ). Она включает: обеспечение своевременного выявления инфекционных заболеваний и организацию их лечения; оказание консультативной помощи больным с целью уточнения диагноза, решения вопроса о месте лечения, назначения лекарственных средств, определения комплекса профилактических мероприятий; оказание консультативной помощи врачам по диагностике и лечению инфекционных заболеваний; организацию профилактических прививок; повышение квалификации медицинского персонала по вопросам инфекционной патологии; анализ динамики инфекционной заболеваемости; разработку комплекса профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний; организацию и проведение медицинского наблюдения за реконвалесцентами; учет больных, бактерио — и поразитоносителей; организация и анализ эффективности профилактических прививок; проведение гигиенического обучения и воспитания населения, пропаганда здорового образа жизни и др.
— ведение медицинской документации: медицинская карта амбулаторного больного; талон амбулаторного пациента; статистический талон; экстренное извещение об инфекционном заболевании; контрольная карта диспансерного наблюдения; листок нетрудоспособности; извещение о неэпидемическом заболевании; справка о временной нетрудоспособности; дневник врача; врачебное свидетельство о смерти и др. См. приложения. 21. Семейный врач, задачи, место работы, штатные нормативы, принципы и модели работы.
— особенности работы врачей на принципах семейной медицины:
а)задачи семейного врача в принципе такие же, как и участкового терапевта, вместе с тем, имеются и определенные отличия, суть которых обусловлена тем, что семейный врач начинает и заканчивает лечение основной массы населения (пациентов) и только в исключительных случаях обращается к консультантам или направляет больного в стационар.
б)место работы – амбулатория семейной медицины, в структуре которой имеются: кабинет семейного врача, регистратура, кабинеты врачей, кабинет для осмотра больного, манипуляционный кабинет, кабинет физиотерапии, лаборатория, отделение дневного стационара (кабинет врача, палаты для больных, процедурный кабинет, комната для приема пищи, кабинет психологической разгрузки и отдыха больного).
в)штатные должности работников семейной медицины: средняя численность населения на одного врача 1500-1900 в городах и 1100-2100 в селах.
г)принцип работы – наблюдение за достаточно стабильным контингентом населения, обеспечение населения бесплатной, доступной, непрерывной, постоянной ПМСП.
д)модели работы семейного врача: индивидуальная практика в самостоятельном учреждении; групповая практика в семейных амбулаториях; объединение нескольких групповых практик в центрах здоровья; индивидуальная или групповая практика в действующих поликлиниках.
10. Содержание работы узких специалистов (хирургов, офтальмологов, оториноларингологов, дерматовенерологов и др.) в принципе такое же, как и у участковых терапевтов, по своему профилю и у них больше консультативной работы.
11. Заведующий отделением, критерии его назначения, содержание работы.
Должность заведующего отделением (терапевтическим, хирургическим и др.) вводится в штаты расписания при наличии 8-9 лечащих врачей. В поликлинике, как правило, всех врачей делят на два профиля – терапевтический и хирургический, с учетом этого вводятся заведующие терапевтическим и хирургическим отделениями. Заведующий отделением осуществляет руководство деятельностью отделения и несет ответственность за работу всего персонала, отвечает за объем и качество лечебно-диагностического процесса. Он обеспечивает:
— оказание квалифицированной лечебно-диагностической помощи больным в поликлинике и на дому;
— составление оптимальных графиков работы всего персонала отделения;
— участвует в экспертизе временной утраты трудоспособности и контролирует ее качество;
— внедряет в практику современные методы профилактики, диагностики, лечения больных и организации работы;
— следит за своевременным выявлением и лечением инфекционных больных;
— отвечает за своевременную госпитализацию плановых больных;
— контролирует полноту и качество ведения учетно-отчетной документации;
— составляет планы и отчеты;
— организует повышение квалификации медицинского персонала отделения и др.
12. Отделение восстановительного лечения (реабилитации), определение, задачи, структура, виды реабилитации, методы лечения, эффективность его работы.
— определение: реабилитация – предупреждение инвалидности при лечении заболеваний и помощь больному в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.
— задачи: восстановление здоровья больного (пострадавшего) до возможного оптимума в физическом, духовном, профессиональном и социальном отношениях.
— структура: кабинет заведующего отделением, кабинеты физиотерапевтический, лечебно-физкультурный, кабинет массажа, иглотерапии, механотерапии, трудотерапии, бассейн.
— виды реабилитации: социальная реабилитация – адаптация к самообслуживанию и условиям жизни в обществе, помощь в выборе новой профессии; профессиональная реабилитация – лечебно-трудовая и психологическая экспертиза, профессиональное обучение, трудоустройство; медицинская реабилитация – восстановительное лечение.
— эффективность реабилитации зависит от: своевременного начала, комплексного подхода, преемственности и последовательности в лечении, индивидуального подхода и др.