Формы и методы организации труда руководителя предпринимательской структуры
— Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.
Элементы организации труда руководителя:
— организацию труда в коллективе (разделение труда, регламентация труда по содержанию, регламентация труда по времени), выбор систем и методов работы;
— специфические проблемы организации личного труда (планирование и распределение рабочего времени, управление потоком посетителей, индивидуальный рабочий стиль, рациональное ведение корреспонденции и т. д.);
— организацию использования средств вычислительной и оргтехники;
— мероприятия по охране труда, обеспечивающие безопасные условия, как для самого исполнителя, так и для окружающих его людей;
— мероприятия по укреплению дисциплины труда и устранению потерь рабочего времени;
— создание материальной и моральной заинтересованности в улучшении как индивидуальных, так и коллективных результатов труда;
-повышение квалификации и культурно-технического уровня работающих;
— регламентирование труда и отдыха;
— производственную эстетику, устройство, оснащение рабочих мест и правильное их обслуживание.
3 основных стиля руководства:
— директивный стиль (авторитарный) – высокая централизация, руководитель требует полной информации обо всем, минимум личной ответственности у подчиненных; все через приказы;
— коллегиальный стиль (демократический) – распределение ответственности и полномочий м/у руководителем и подчиненными; совещания, мнение коллектива;
— нейтральный стиль (попустительский) – руководитель устраняется от активного участия в управлении, попадает под влияние коллектива, снимает с себя ответственность.
1.Формы и методы слияния, поглощения и выделения бизнеса в предпринимательстве
Реорганизация юридического лица в соответствии со ст. 57 ГК РФ осуществляется в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Слиянием организации признается возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций с прекращением деятельности последних. При слиянии организаций все права и обязанности каждой из них переходят к вновь возникшей организации в соответствии с передаточным актом. Организации, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются его порядок и условия. Вновь образованная путем слияния организация должна в установленном порядке пройти государственную регистрацию и стать на учет в налоговом органе по месту нахождения новой организации.
Присоединением (поглощением) организации признается прекращение деятельности одной или нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации в соответствии с передаточным актом. Присоединяемая организация и организация, к которой осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяются порядок и условия присоединения.
Разделением организации признается прекращение деятельности организации с передачей всех ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям. При разделении организации все ее права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым организациям в соответствии с разделительным балансом. Вновь созданные организации обязаны в установленном порядке осуществить государственную регистрацию и стать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения.
Выделением организации признается создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения деятельности последней. При выделении из состава организации одной или нескольких организаций к каждой из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованной в форме выделения организации в соответствии с разделительным балансом.
По характеру интеграции сделки можно разделить на:
-Горизонтальное слияние (аналогично поглощение и т.д.) фирмы. Соединение двух компаний, предлагающих одну и ту же продукцию. Преимущества видны невооруженным глазом: повышаются возможности для развития, идёт на убыль конкуренция и т. д.
-Вертикальное слияние фирмы —соединение некоторого количества компаний, одна из которых — это поставщик сырья для другой. Тогда стремительно снижается себестоимость продукции, и наблюдается стремительное увеличение прибыли.
-Родовые (параллельные) слияния — объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотоплёнку.
-Конгломератные (круговые) слияния — объединение компаний, не связанных между собой какими-либо производственными или сбытовыми отношениями, то есть слияние такого типа — слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом.
По географическому признаку сделки можно разделить на:
По национальной принадлежности можно выделить:
-внутренние сделки (то есть происходящие в рамках одного государства)
-экспортные (передача прав контроля иностранными участниками рынка)
-импортные (приобретение прав контроля над компанией за рубежом)
-смешанные (при участии в сделке транснациональных корпораций или компаний с активами в нескольких различных государствах).
Виды управленческой деятельности руководителя
Сущность управленческой деятельности руководителя проявляется, прежде всего, в основных, относительно самостоятельных видах деятельности, которые могут различаться по следующим признакам: по функциям управления, содержанию, направленности, по степени затраты умственного труда и др. В социальной практике по функциям управления выделяют планирующую, организаторскую, руководящую, контролирующую, регулирующую, координирующую и другие виды управленческой деятельности. По содержанию (задачам) управления различают деятельность руководителя и органов управления по управлению персоналом социальной организации, поддержанием нормального функционирования социальной организации, решением задач социальной защиты и социального обслуживания клиентов социальных служб, по организации всестороннего обеспечения действий и др.
По направленности на объект или субъект управления различают управленческую деятельность по управлению подчиненными социальными структурами и по упорядочению работы внутри социальной службы (внутренняя работа).
Управленческая деятельность руководителя по сравнению с другими видами деятельности имеет свои существенные особенности. Прежде всего, это преимущественно умственный труд. По степени затраты умственного труда управленческая деятельность может проявляться как логико-мыслительная или как операторная деятельность. Логико-мыслительная деятельность, основу которой составляет умственный труд, носит черты эвристической или административной деятельности. Эвристическая деятельность, являющаяся творческой составляющей умственной деятельности, по своему функциональному назначению характеризуется как деятельность по исследованию, анализу и разработке различных вопросов. По содержанию она связана с выполнением аналитических и конструктивных операций и направлена на разработку и принятие решений. Административная деятельность, являющаяся практической составляющей умственной деятельности, с функциональной точки зрения проявляется при непосредственном управлении деятельностью и поведением людей. По содержанию она достаточно разнообразна и включает выполнение различных организационноадминистративных операций (координационных, распорядительных, контрольных). Этот вид управленческой деятельности призван обеспечить координацию деятельности отдельных должностных лиц и различных отделов (отделений), служб и т. п.
Основу операторной деятельности составляют механические действия по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного (предопределенного) характера. По содержанию это информационно-техническая работа, включающая документационные операции (оформление документов, их копирование, размножение, хранение, обработку корреспонденции и т. п.), счетные и учетные операции, ввод данных в ЭВМ, вычислительные и формально-логические операции.
Несмотря на, казалось бы, полную противоположность логикомыслительной и операторной деятельности, они не являются взаимоисключающими. Операторная деятельность немыслима без предварительного определения ее целей, задач и способов осуществления, а логико-мыслительная деятельность предполагает необходимость подтверждения ее правильности результатами операторной деятельности.
Следует подчеркнуть, что рассмотренные виды управленческой деятельности при всей своей самостоятельности в процессе управления проявляются комплексно, хотя их соотношение не всегда одинаково и зависит от выполняемой функции. Так, при реализации организаторской функции, содержанием которой являются создание самой организации и формирование ее структуры, а также создание системы управления и обеспечение ее функционирования необходимой информацией, управленческая деятельность носит преимущественно административный и, в меньшей мере, эвристический и операторный характер. Процесс планирования, в ходе которого руководитель на основе анализа состояния самой организации и ее перспектив формирует цели и основные задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию и тактику действий и принимает соответствующее решение, на основе которого разрабатываются необходимые планы и программы реализации, в большей мере носит характер эвристической деятельности, и в меньшей — административной и операторной. При выполнении функции руководства, являющейся наиболее действенной функцией управления и наиболее зависимой от изменения условий при выполнении задач, отражающей процесс непосредственного управляющего воздействия на подчиненных, в том числе и мотивацию их действий, управленческая деятельность чаще носит административный и операторный и реже — эвристический характер.
Нет нужды пояснять, насколько разноплановы виды управленческой деятельности руководителя, что такая разноплановость требует разделения деятельности и создания различных групп управленческого персонала, специализирующихся на выполнении конкретных функций. Участие должностных лиц органов управления в том или ином виде управленческой деятельности определяется его ролью в процессе управления. По характеру участия в процессе управления все участники управленческой деятельности подразделяются на три группы: руководители, специалисты и технические исполнители. Такое условное деление объясняется тем, что управленческая деятельность заключается в осуществлении не только непосредственного руководства управляемым объектом (организацией, учреждением, отделом, структурным подразделением), но и в разработке необходимых управленческих решений, подготовке необходимой информации.
Руководителями в системе социального управления являются руководители всех степеней, начальники отделов (отделений) и служб. Они определяют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы подчиненных им звеньев и специалистов, обеспечивают слаженную и эффективную работу соответствующих коллективов. По своему характеру их деятельность носит черты эвристической и административной.
Специалистами в системе управления являются служащие управлений, отделов (отделений) и служб, инженеры, экономисты и др. Они заняты разработкой и внедрением технологических процессов, новых или усовершенствованных приемов, способов действий социальных организаций, форм и методов организации подготовки персонала, труда и управления, нормативов выполнения задач, обеспечением деятельности необходимой документацией и материалами, а также разного рода обслуживанием и т. п. Их деятельность по характеру умственных нагрузок — это эвристическая деятельность с некоторыми элементами операторной.
Техническими исполнителями в системе управления являются операторы, техники, программисты, машинистки и др. Они выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов, а именно сбор, фиксацию, передачу и первичную обработку информации, множительные работы, оформление документов и т. п. Их деятельность, в основном, является операторной. В условиях компьютеризации процессы переработки и использования информации, подготовка необходимых для работы документов требуют специального высшего или среднего образования, поэтому в некоторых случаях стирается грань между специалистами и техническими исполнителями.
Кроме упомянутого выше разделения управленческой деятельности по видам, различают ее технологическое разделение, позволяющее выделить типичные работы, для которых целесообразно разрабатывать процедуры их выполнения и квалификационное разделение управленческой деятельности в зависимости от должности, квалификации и сложности деятельности должностных лиц, занятых в управлении.
Перечень должностей руководителей, специалистов и служащих определен «Квалификационным справочником». В нем же изложены должностные обязанности по различным должностям, относящимся к названным группам. В последующих изданиях «Квалификационного справочника» в самом его названии указаны должностные группы управленческого персонала: руководители, специалисты, служащие. В организациях и социальных службах перечень должностей руководителей, специалистов и служащих определен Правительством Российской Федерации.
Таким образом, основным содержанием деятельности руководителя является управление людьми. Необходимым условием социального управления является власть. Существуют принципиальные различия между следующими формами власти: традиционной, компетентной, эталонной, харизматической, а также базирующейся на мотивации и основанной на принуждении. Наиболее стабильно и эффективно управление, основанное на компетентной власти. Все формы власти опираются на веру, убежденность людей в праве руководителя управлять (в соответствии с традицией, законом, его особыми знаниями, качествами или возможностями).
Целью деятельности руководителя является обеспечение максимально эффективной совместной деятельности людей (максимального синергетического эффекта). Управление пронизывает все сферы человеческой жизни и деятельности, и профессия руководителя является по отношению к ним универсальной. Фигура руководителя имеет особую значимость для судеб коллектива, организации в целом, каждого отдельного подчиненного ему работника. Профессия руководителя ориентирована на взаимодействие «человек — человек», это профессия преимущественно умственного труда, преобразующая социальную действительность, требующая квалифицированного труда, высокой активности и ответственности человека. На высших уровнях управления требуется абсолютная профессиональная пригодность. Руководитель может управлять группами людей, профессия которых имеет различные цели, связана с разными объектами, средствами, условиями и характером труда, степенью квалификации. Основными видами профессиональной деятельности руководителя организации являются: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная. Объектами профессиональной деятельности руководителя организации являются социальные организации — государственные, общественные, частные. Роль организатора — ключевая в деятельности руководителя. Частными, хотя и важными для деятельности руководителя, являются роли администратора, психолога, педагога, специалиста, представителя организации и иные. Акцент на одну или несколько из своих ролей руководителя делает в зависимости от своего образования, индивидуального профессионального опыта работы в соответствующей сфере, от продолжительности работы в конкретной должности, от уровня управления.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формами управленческой деятельности называют способы проявления ее внутреннего содержания, систему внутренне взаимосвязанных между собой способов реализации управленческих функций, конкретное внешнее выражение управленческих решений как компонентов управленческой деятельности.
Формы управленческих действий различаются по содержанию и своему характеру. К ним относят:
- • технические действия — разработка и реализация различных технических регламентов, нормативов и правил;
- • организационно-технические действия — учет появления на работе, учет движения товарных и материальных ценностей, документации, отправление и прием корреспонденции и т.п.;
- • административные мероприятия — совещания, заседания комиссий, слушания и т.д. — это официальные формы управленческой деятельности;
- • экономические мероприятия — разработка и реализация нормативов по использованию материальных ресурсов;
- • социальные мероприятия — выработка и реализация нормативов и регламентов социального взаимодействия в организации (минимальный размер заработной платы и пенсии, максимальный и минимальный уровни административных штрафов и т.д.);
- • организационно-общественные мероприятия — презентации, круглые столы, конференции, брифинги и т.д. — это неформальные формы управленческой деятельности;
- • рассмотрение протеста прокурора или частного определения и представления судебно-следственного органа о служебном нарушении в работе административного органа или его должностного лица — это специфическая форма управленческой деятельности;
- • заключение административного договора — это также форма управленческой деятельности.
Формами управленческой деятельности являются внешние проявления практической деятельности административных структур по созданию и реализации функций, целей управления и созданию условий для обеспечения своей жизнедеятельности. Обычно к формам управленческой деятельности относят:
- • установление правовых норм;
- • практическое применение правовых норм;
- • осуществление организационных мероприятий;
- • осуществление материально-технических действий.
Таким образом, можно выделить две формы управленческой деятельности:
- 1) правовая — действия и решения юридического характера, имеющие управленческий смысл;
- 2) организационная — коллективные или индивидуальные оперативно-организационные и материально-технические действия.
В чем назначение правовых форм управленческой деятельности? Правовые формы управленческой практики применяются в основном для подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Они предназначены для обеспечения и усиления правового характера принимаемых административных мер, чтобы каждая из них опиралась на законодательство и в своем содержании обеспечивала обязанности и права сотрудников.
Организационные формы управленческой практики можно представить как способы совместного поиска лучшего варианта решения управленческой задачи. Здесь на равных предлагаются различные идеи, подходы и точки зрения, при этом используются обсуждения, компромиссы, взвешиваются альтернативы.
Какие задачи позволяют решать организационные формы управленческой деятельности? С помощью организационных форм можно:
- • проводить мозговую атаку на сложную управленческую проблему и обеспечивать ее решение на основе компромисса;
- • согласовывать возможные управленческие решения и действия.
В практике управления применяются разные организационные элементы: оперативки, совещания, заседания, конференции, сессии и т.д.
Правовые и организационные формы управленческой деятельности применяются в сочетании друг с другом с учетом слабых и сильных сторон каждой формы исходя из конкретной ситуации и проблемы и оценки результатов практического влияния на процесс управления.
Существуют ли универсальные формы управленческой деятельности? Не существует управленческих форм, применимых к любым ситуациям, поскольку каждой форме свойственен только свой потенциал разрешения определенной управленческой задачи. Чтобы его реализовать, нужно обладать опытом, знаниями и хорошей интуицией.
Управленческая деятельность всегда осуществляется определенными методами, которые предполагают следующие приемы и способы:
- • оценку и анализ сложившихся конкретных управленческих ситуаций;
- • применение организационных и правовых форм;
- • влияние на поведение и сознание персонала в процессах управления.
Метод управления — это совокупность способов и приемов влияния на сотрудника для достижения цели организации. Управленческая деятельность осуществляется посредством методов управления.
В чем заключается особенность методов управленческой деятельности? Особенностью управленческих методов является официальная, по поручению руководства, их применимость в процессе управления. Они должны соответствовать ряду требований:
- • быть способными обеспечить реализацию управляющих действий;
- • быть гибкими и разнообразными для применения в управлении. Какая существует классификация методов управленческой деятельности? Распространенным подходом является деление методов на две группы:
- • методы, обеспечивающие реализацию функций и достижение целей управления;
- • методы, обеспечивающие функционирование административного органа управления.
Методы функционирования органов управления включают в себя приемы и способы действий субъектов, которые связаны с подготовкой и выполнением управленческих решений, а также осуществлением организационной и правовой управленческой деятельности.
Что является главной проблемой управления? Основной управленческой проблемой является обоснованность, обусловленность и эффективность организационных структур, функций управления, стадий, методов и форм управленческой деятельности. Методы функционирования управленческих органов подчинены решению именно этой проблемы.
Какие приемы и способы используются для подготовки управленческого решения? Можно выделить следующие приемы и способы действий:
- • анализ сложившейся на местах в управляемых объектах конкретной управленческой ситуации;
- • теоретическое понимание сущности управленческой проблемы;
- • ознакомление с опытом разрешения похожей управленческой проблемы;
- • подготовка информационных справок и докладных;
- • изучение статистических данных;
- • обоснование альтернативных вариантов решения проблемы в условиях ограниченности или изменения ресурсов и др.
Эти приемы и способы направлены на то, чтобы приблизить управленческое решение к управленческим потребностям в нем.
Кроме того, управленческая деятельность применяет методы, заимствованные из научного познания:
- • метод математического программирования;
- • вероятностно-статистический метод;
- • метод функционального и системного анализа;
- • метод теории стратегической игры;
- • метод статистической теории принятия управленческого решения;
- • метод экономико-статистического моделирования;
- • прогнозный метод;
- • социальное экспериментирование;
- • графический метод;
- • метод теории массового обслуживания и др.
Инструментарий научной методологии весьма обширен и постоянно развивается. Без освоения научной методологии управлению, особенно государственному, не справиться со своими проблемами.
Поскольку управленческий процесс представляет собой взаимодействие работников, важную роль в нем играют способы и приемы стимулирования, активизирующие и направляющие деятельность сотрудника со стороны администрации и отдельных руководителей.
Методы обеспечения реализации функций и целей управления в зависимости от аспектов влияния на мотивацию поведения работников и по содержанию подразделяются:
- • на организационно-административные;
- • социально-политические;
- • морально-этические;
- • экономические.
Административные методы содержат в себе приемы и способы оказания влияния на поведение работников соответствующими управленческими компонентами организации. Данные методы опираются на ответственность, дисциплину и власть. Они оказывают прямое влияние на объект управления:
- • посредством приказов;
- • распоряжений;
- • оперативных указаний, передаваемых устно или письменно;
- • контроля за выполнением указаний;
- • системы административных ресурсов и т.д.
Административные методы направлены на обеспечение трудовой дисциплины и организационной четкости. Их применение регламентируется правовыми актами социального регулирования, а также хозяйственного и трудового законодательства.
Социально-политические методы связаны с трудовыми, бытовыми, досуговыми условиями людей, привлечением их в процесс властных отношений, развитием политической и общественной активности. Эти методы оказывают влияние на формирование социально-политических интересов людей, их положение в обществе и возможности самореализации.
Морально-этические методы связаны с обращением к достоинству и совести работника. Они используют ряд мер:
- • воспитание, разъяснение, популяризация содержания и целей управления;
- • моральное взыскание и поощрение;
- • учет особенностей психологии и ценностных ориентаций сотрудника и др.
В чем заключается смысл применения морально-этических методов? Морально-этические методы направлены на то, чтобы сформировать у работников духовные ценности, нравственные позиции, убеждения и психологические установки по отношению к управленческому процессу в организации.
Экономические методы управленческой деятельности — это способы достижения экономических целей управления на основе применения условий экономических законов. Экономическое мотивирование является методом управления, опирающимся на экономические интересы сотрудников. Система экономического мотивирования представляет собой совокупность мероприятий, направленных на то, чтобы усилить заинтересованность трудового коллектива и каждого работника в достижении высокой прибыли. Возможности приобретения и увеличения собственности, действующие в организации материальные стимулы, характер и уровень заработной платы всегда привлекают внимание, и, используя их, администрация может добиться высокой эффективности в реализации целей и функций управления.
Для того чтобы качественно функционировал управленческий процесс, важно не противопоставлять методы управленческой деятельности, а применять их избирательно и комплексно исходя из характера сложившейся ситуации и уровня поведения работников.
Руководитель и особенности его работы. Функции руководителей
Руководитель — это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке дожны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике проблемы.
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности роль творческого подхода увеличивается.
Работа руководителя интересна. В крупной организации ему приходится выполнять в течение рабочего дня самую разнообразную деятельность (до 200 видов). Он часто бывает в других городах и странах, общается с самыми разными людьми подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами и т. п. И к каждому из них необходимо подобрать свой «ключик».
Эта работа предоставляет широкие возможности для развития личности, она престижна, приносит уважение окружающих (чем руководитель выше рангом, тем значительнее он выглядит в глазах подчиненных и в своих собственных). Наконец, она просто увлекательна.
Считается, что современный руководитель в системе управления выполняет следующие основные функции:
— стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации и руководстве процессом планирования. В обычных условиях она считается главной;
— экспертно-инновационную, тесно связанную с предыдущей. Руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для необходимых организационных преобразований, консультирует подчиненных;
— административную, объединяющую целый ряд подфункций. К ним относятся контрольная (оценка результатов деятельности, проведение необходимой корректировки), организационная (распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование), направляющая (координация непосредственной работы людей), кадровая (подбор, ориентация, обучение, развитие персонала), стимулирующая (убеждение исполнителей, поощрение за успешную работу, наказание за провинности);
— коммуникационную. Она сводится к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому представительству;
— социальную, обусловленную увеличением роли человека в достижении цели организации. Реализуя ее, руководитель создает в ней благоприятный морально-психологический климат, поддерживает традиции и нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту.
Во всех организациях, кроме самых маленьких, можно выделить три уровня руководителей (они отличаются друг от друга набором и удельным весом основных функций, диапазоном и формой контактов, объемом прав и обязанностей):
1. Руководители высшего звена (высшие руководители). К ним относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров. Их работа отличается масштабностью и требует большого опыта.
Высшие руководители определяют миссию организации, цели и политику, основные стандарты деятельности, структуру и систему управления, представительствуют на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.
Решаемые ими задачи чрезвычайно сложны, разноплановы. Они требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора. В одном лице такие задатки практически не совмещаются.
В крупной организации первый руководитель единолично уже не может принимать все решения. Поэтому он переходит к управлению процессом выработки решений в составе команды, где является уже не боссом, а первым среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.
Первый руководитель занимает свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), является его доверенным лицом и несет перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации.
В обязанности первого руководителя входит организация работы фирмы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами, распоряжение имуществом и средствами без специальной доверенности, заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках, решение кадровых вопросов, стимулирование подчиненных руководителей.
2. Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию) назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями. Они несут ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений.
Через подчиненных руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, контролируют их выполнение, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. Им предоставлено право решать некоторые кадровые вопросы, поощрять или наказывать своих подчиненных.
Работа руководителей среднего звена в большей степени зависит от особенностей подразделения, чем от общефирменных задач. Они готовят информацию для решений, принимаемых наверху, и передают эти решения низовым руководителям (начальникам цехов, участков, групп, бригадирам).
3. Руководители низового звена управляют в основном технологическими процессами и исполнителями (рабочими и другими неуправленческими работниками) и несут полную ответственность за их действия. Они решают небольшие по масштабам и часто сменяющие друг друга задачи, распределяют задания, составляют графики работы, организуют и координируют труд исполнителей, обеспечивают условия выполнения ими качественно и в срок производственных заданий, контролируют рациональность использования оборудования, материальных и иных ресурсов, производственную дисциплину, технику безопасности, содействуют рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.
Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них взыскания.
Типы руководителей
Руководителей можно рассматривать с различных позиций. Прежде всего, речь идет о том, на что направлена их деятельность и каким образом они достигают поставленных целей. Направленность здесь может быть двоякой — на развитее производства или на формирование сплоченного коллектива, заботу о людях. Считается, что каждому руководителю в той или иной степени присущи элементы каждого типа направленности.
Английские ученые Р. Блейк и Дж. Моутои предложили матрицу, содержащую 81 вариант возможных сочетаний этих типов в эикзе» мости от степени их выраженности (рисунок 1). Она представляет собой поле размером 9 х 9 клеток, помещенное между осями абсцисс и ординат. На них откладывается соответствующая направленность руководителя и степень ее проявления.
Пять вариантов сочетаний (минимальной, средней или максимальной степени выраженности той и другой направленности) авторы рассматривают как ключевые. Соответственно они выделяют пять основных типов руководителей.
Ориентация на создание и
1.9 | 9.9 |
5.5 | |
1.1 | 9.1 |
9
1
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
![]() |
Ориентации на производство
Рисунок 1 – «Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутона
1.1 – Объединенное управление (минимум внимания людям и производству)
1.9 – Управление в духе загородного клуба (максимум внимания людям – минимум проблемам производства)
5.5 – Организационное управление (равное внимание людям и производству)
9.1 – Власть – подчинение (минимум внимания людям – максимум производству)
9.9 – Групповое управление (максимум внимания людям и производству)
Первый тип: руководитель, сочетающий заботу о производстве с безразличием к людям (на решетке он занимает позицию 9.1). Обычно такой человек является профессионалом, который знает, как достичь поставленной цели, и добивается ее любой ценой. Он принимает единоличные решения, требует слепого послушания, не признает чужих точек зрения, навязывает подчиненным свою волю. Подобные руководители эффективны лишь при работе в критических ситуациях
Второй тип являет собой руководитель, максимально заботящийся о людях и минимально — о производстве (1.9). Он создает все условия для удовлетворения потребностей работников, помогает им, охотно поощряет, стремится быть «на дружеской ноге» со всеми, предоставляет возможность высказываться и реализовывать свои идеи. В то же время он нетребователен, безразличен к реальным результатам. Не зря его действия называют управлением в духе загородного дома (где все расслабляются и за чашкой кофе в комфортных условиях пытаются между делом решать проблемы).
Третьим типом является ни на что не ориентированный руководитель (1.1). Он просто хочет выжить и подольше сохранить свое место. Поэтому выполняет лишь минимум своих обязанностей, не стремится к активным действиям, уклоняется от принятия самостоятельных решений, ожидая, что все разрешится само собой. Все поступающие сверху указания он переадресует исполнителям, оставаясь в стороне. Такой руководитель является балластом для фирмы, поэтому его чаще всего увольняют или отправляют на пенсию.
Четвертый тип руководителя по классификации Р. Блейка и Дж. Моутон — промежуточный (5.5). Он решает проблемы на основе компромисса, стремится к стабильности, избежанию крайностей, к тому, чтобы точно выполнить поручение, произвести хорошее впечатление на окружающих, но не выделяться. Поэтому он в равной мере пытается заботиться о людях и о производстве. Такой руководитель не командует, а направляет работу подчиненных путем постановки задач, инструктирования, убеждения, делегирования полномочий или стремится принимать устраивающие всех решения.
Менеджер пятого типа осуществляет синтез приоритетов (9.9). Он привлекает стратегически мыслящих работников, желающих внести вклад в достижение целей организации с учетом их личных интересов, помогает раскрыть способности, концентрирует внимание на проблемах, сам находится в процессе постоянного поиска, стремится к согласию и взаимопониманию в коллективе.
По своей ориентированности на определенный характер действий руководители делятся на пассивных и активных.
Основная цель пассивных руководителей (руководителей исполнительского типа) состоит в сохранении любой ценой своих позиций в организации.
Западные специалисты в области управления выделяют несколько их разновидностей:
1) Специалисты погружены с головой в работу и решение технических проблем. Для них характерен высокий профессионализм, уважение к подчиненным, стремление к совершенству, дисциплине и порядку. Но они не уделяют достаточного внимания самому руководству и, более того, склонны к подчинению.
2) К ним близки интеграторы, которые любят спокойную жизнь, ценят хороший морально-психологический климат, а поэтому заботятся лишь о порядке, сглаживании противоречий и ради этого готовы идти на поводу у других.
3) Мастера пытаются сохранить свое положение путем действия по схеме, жесткого контроля за исполнителями, требования от них безраздельного подчинения, пресечения критики в свой адрес, отказа от любого риска, от всего того, что может поколебать их положение и вскрыть некомпетентность.
4) Люди компании создают впечатление бурной деятельности и занятости проблемами организации, стараясь убедить окружающих в своей незаменимости. На самом деле они лишь «скользят по поверхности», дают советы общего плана, не вмешиваясь в реальные процессы.
Пассивные руководители, ставящие на первое место в своей деятельности собственные интересы, безразличны к нуждам организации в целом и каждого ее члена в отдельности, ориентированы на себя.
Активные руководители (руководители инициативного типа) стремятся к росту своего влияния. Это им необходимо как для получения еще большей власти, так и ради совершенствования организации и достижения общего блага. Они применяют нетрадиционные методы, рискуют, стремятся к изменениям, быстро реагирует на окружение. Два типа активных руководителей также ориентированы на себя.
Первый тип — борцы с джунглями. Эти люди стремятся к безраздельной власти, делят мир на сообщников и врагов, уничтожают конкурентов и воюют против всех, используя в этой войне своих подчиненных. В зависимости от применяемых методов делятся на две разновидности: львов, действующих в открытую, и лис, в основном занимающихся интригами.
Второй тип ориентированных на себя активных руководителей — игроки. Для них основной интерес представляет не столько сама должность, сколько процесс ее достижения. Они не боятся конкуренции, бросают вызов окружающим, объединяют и вовлекают в борьбу за свои интересы нужных людей, совершают внешне эффектные поступки, раздают обещания. Игроки довольствуются сиюминутными победами любой ценой. Они не умеют справиться с реальными делами и в большей степени разрушают, чем создают.
К третьему, ориентированному на организацию, типу активных руководителей относятся так называемые открытые, стремящиеся к власти ради преобразований в интересах общего блага. Обычно это зрелые профессионалы, имеющие собственное видение будущего, понимающие нужды людей и фирмы. Они используют власть в интересах других. Как правило, эти руководители имеют заранее разработанный план действий и умеют его реализовывать вопреки всем препятствиям.
Руководство и лидерство
Вспомнив детство, каждый может назвать кого-то, кто предводительствовал во дворе или в классе, за кем ребята ходили, что называется, табуном, беспрекословно подчиняясь любым требованиям. Такие «коноводы» на языке управления называются лидерами.
Лидер — лицо, ведущее за собой остальных, которые выступают по отношению к нему как последователи, а не подчиненные.
Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а увлекает, ведет за собой остальных. Те же выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Менеджеры-администраторы выполняют предписанные сверху функции. Они, прежде всего, определяют, как, какими способами нужно достигать поставленные, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами. Сами занимают при этом пассивную позицию.
В противоположность этому лидеры выполняют функции, ожидаемые коллективом, и самостоятельно определяют его цели. Они вдохновляют своих последователей, разделяющих их взгляды. Администраторам люди подчиняться обязаны; за лидерами же следуют, потому что им доверяют.
Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Лидер не утверждается приказом, а выдвигается психологически, признается окружающими. Причина состоит в том, что он единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей или показать выход из безвыходных ситуаций.
Специалисты выделяют два типа лидеров:
— инструментальный — в деловых отношениях;
— экспрессивный — в межличностных (обычно это наиболее уважаемый человек, «аксакал»).
Это, как правило, разные люди, но в любом случае больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке.
Человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему. Но иногда такое видение исходит из ничем не подкрепленных благих пожеланий. Поэтому лидер может — осознанно или неосознанно — завести своих последователей в глубокий тупик. Чаще всего подобное, правда, встречается в политике.
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер обычно выступает в роли эксперта по любым вопросам, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. Но в обоих случаях он интегратор людей, инициатор и организатор их активных действий, образец, с которым те сверяют свои мысли и поступки.
Лидер является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы действия каждого из его членов не противоречили общим, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может вступить в конфликт с администрацией, санкционируя только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива. Бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давлениe на лидера вызывает лишь еще большее сплочение группы и его противостояние администрации. Поэтому в конфликтной ситуации с ним стараются договориться, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.
Если границы формального и неформального коллектива совпадают и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности, лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом. Он до определенной степени сможет пренебрегать интересами последнего ради организаций, и люди, доверяя ему, на это согласятся. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов коллектива, ибо злоупотреблять его доверием опасно.
Специалисты в области менеджмента до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же делает людей лидерами. Сначала предполагалось, что во всем виновата занимаемая ими руководящая должность, официальное положение в организации. Практика, однако, опровергает этот взгляд. Каждый на своем опыте может убедиться, что даже очень больших начальников подчиненные могут ни во что не ставить.
Затем появилась теория «великих людей», утверждавшая, что лидерами становятся благодаря особым свойствам личности, таким, например, как уровень знаний и интеллекта, впечатляющая внешность, здравый смысл, высокая степень уверенности в себе, честность. Однако это не может объяснить, например, почему стал лидером Сталин, явно не отвечавший подавляющему большинству перечисленных требований.
Продолжающиеся поиски привели к формированию поведенческой теории лидерства. В соответствии с ней главную роль в деле становления лидера играют не личные качества человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал вывод о существовании некоего оптимального стиля поведения лидера, с помощью которого можно решить все проблемы.
Конечно, личные качества и стиль поведения руководства являются важными моментами успеха, но более поздние исследования убедительно показали, что проявиться они могут лишь в определенной ситуации под воздействием формирующих ее факторов.
Так что, видимо, правильнее всего было бы предположить, что в той или иной степени правы все перечисленные концепции.
Понятие власти и ее основы
Руководитель может успешно управлять исполнителями только в том случае, если они будут подчиняться его власти. В данном вопросе, мы как раз и узнаем, что такое власть и какие разновидности ее существуют, на чем основывается власть в организации, насколько она прочна в современных условиях.
Буквально на каждом шагу мы сталкиваемся с проявлением власти одних людей над другими. Таких примеров сколько угодно: дети подчиняются родителям, ученики — учителям, солдаты — офицерам, работники фирм, предприятий, учреждений — их владельцам или руководителям и т.д.
Власть — способность подчинять других людей своей воле, оказывая на них влияние, которое изменяет их поведение в нужную сторону, побуждает более эффективно работать.
По направленности власть может быть не только позитивной, созидающей, но и порождающей разрушительные действия. Так, руководитель, придерживающийся старых взглядов и боящийся нововведений, которые могут поколебать его позиции, часто употребляет всю свою власть, чтобы воспрепятствовать новшествам, даже если они выгодны организации.
Такая практика характеризуется как злоупотребление властью. Она проявляется в манипулировании людьми путем давления на подчиненных, «выкручивания рук», организации интриг и т.п. Опасность подобных действий тем больше, чем выше концентрация власти в одних руках.
В то же время нужно иметь в виду, что никогда не существовало и не может существовать реальной абсолютной власти. Ведь все мы на деле зависим от других людей и от обстоятельств (степенью такой зависимости и определяется в конечном итоге объем власти). Невозможность управлять одновременно всем напрямую является основной причиной трудностей руководителя.
Успех руководителя, например, определяется не только его личными достоинствами, а во многом и тем, как будут работать подчиненные. Без добросовестного исполнения ими своих обязанностей, повседневной помощи и поддержки он не значит ровным счетом ничего. Капризные дети часто властвуют над своими родителями, заставляя их исполнять все желания, хотя формально власть в семье им не принадлежит.
Умение балансировать властью предполагает знание ее источников, политической структуры коллектива (т. е. соотношения интересов отдельных людей и их групп), взаимосвязей между сотрудниками, социальных ролей, которые они играют, а также понимания стратегии и тактики, с помощью которых приобретается и удерживается власть.
Власть бывает формальной и реальной.
Формальная — обусловлена должностными полномочиями субъекта и измеряется числом лиц, которые официально обязаны выполнять его требования, или размером ресурсов, которыми он имеет право самостоятельно распоряжаться.
То есть формальная власть — это власть должности. Она обусловлена официальным местом ее обладателя в структуре управления организацией. Ее масштаб измеряется совокупностью служебных полномочий.
Например, руководитель крупной фирмы, где работают сотни тысяч человек, имеющий право подписывать миллиардные контракты, обладает несравненно большей формальной властью, чем его коллега из маленькой организации. В то же время это еще не значит, что все сотрудники будут такому руководителю безоговорочно подчиняться, а контракты — при прочих равных условиях — неукоснительно выполняться.
Реальная — обусловлена фактическим положением лица в организации и измеряется количеством людей, которые готовы ему добровольно подчиняться, а также ресурсами, которыми он может распоряжаться на деле.
Реальная власть — это власть не только должности, но и авторитета. Она обусловлена местом человека как в официальной, так и в неофициальной системе отношений. Причем последние выступают как бы ограничителем официальных прав, когда на бумаге руководитель вроде бы может что-то сделать, а на практике — нет. Реальная власть измеряется степенью готовности других к добровольному подчинению, независимости человека от окружающих, и не всегда связана с должностью.
Готовность подчиняться (восприятие власти) во многом определяется пониманием смысла распоряжений, возможностью сотрудников выполнить то, что от них требуют, заинтересованностью в этом, соответствием характера власти индивидуальным установкам работников.
Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет стремление к ее монополизации. Это является положительным моментом, ибо чем больше власти сосредоточено в руках отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.
Власть должна опираться на прочную основу, иначе она в конце концов разрушится, а с ней и вся система управления. Это поняли давно. Не зря, например, Библия запрещает верующим выступать против начальства, какое бы плохое оно ни было. Этим оберегаются не столько конкретные лица, часто вполне заслуживающие нападки на себя, сколько незыблемость устоев сообщества людей (в нашем случае — фирмы). Нелишне напомнить, что распад СССР произошел непосредственно именно в результате ослабления власти центра.
На что же опирается власть (основы власти):
1. Исторически первой ее основой было принуждение или его потенциальная возможность. Здесь подчинение возникало в результате страха, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находится власть могло повлечь неблагоприятные последствия. Это могло быть физическое насилие (его испытывали, например, рабы и крепостные крестьяне) и основанное на законе наказание за невыполнение требований должностного лица. Находясь под воздействием страха, люди сознательно или бессознательно позволяют властвовать над собой.
Власть, основанная на страхе перед законным принуждением или его возможностью, называется административной; она существует как в государственных, так и негосударственных организациях.
Административная власть предполагает слепое подчинение руководителю, чему способствуют деперсонификация отношений, отчуждение человека от результатов его деятельности, узкая специализация работников, потеря ими связи с конечными результатами труда, официальное дистанцирование должностей, особенно в военизированных учреждениях, ношение униформы, знаков отличия и т.д.
Законное принуждение основывается на официальных санкциях. Для рядовых исполнителей они носят в основном материальный характер (штрафы, лишение премий и т.п.); для руководителей большее значение имеют моральные, ставящие под угрозу их статус, авторитет.
Но на практике, особенно в современных условиях, власть, основанная на санкциях, оказывает малоэффективной, что обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, страх заставляет подчиняться только в границах зоны контроля, где человека можно поймать на «неуставном» поведении. Во-вторых, и это самое главное, страх не создает заинтересованности в результатах работы, не предлагает действенных стимулов к труду, к творчеству. Это было доказано на практике еще во времена рабовладения. В-третьих, такая власть в современную эпоху просто непопулярна.
Считается, что сегодня власть должности обеспечивает руководителю лишь около 70% необходимого влияния; остальное дают знания и деловые качества.
2. Другой основой власти является собственность на ресурсы в широком смысле слова, которыми одно лицо располагает, а другое — нет, но в них нуждается.
Прежде всего, речь идет о материальных, в том числе денежных, ресурсах, необходимых для удовлетворения тех или иных потребностей. Для того чтобы их получить, нуждающееся в ресурсах лицо позволяет обладателю их властвовать над собой. Однако материальные ресурсы могут количественно и качественно не совпадать с имеющимися потребностями, поэтому власть, основанная на обладании ими, является ограниченной.
Другой специфической формой ресурсов, позволяющей осуществлять власть, является связь с влиятельными лицами, в руках которых требуемые блага находятся. Огромной реальной властью в свете этого обладают помощники и секретари крупных руководителей, к мнению которых последние чаще всего прислушиваются вследствие личного доверия.
В современных условиях ресурсом, позволяющим осуществлять власть над другими, становится информация, за обладание которой в организации может идти яростная борьба, а сама она в целях защиты утаиваться или искажаться. В этом случае лица, обладающие истинной и полной информацией, могут диктовать свою волю другим. Легко себе представить позицию обладателя шпаргалок на экзамене, когда все остальные пришли неподготовленными.
Близка к предыдущей власть, основанная на знаниях и умении. Лица, обладающие ими, способны указать окружающим пути решения тех или иных проблем, достижения поставленных целей и т. п. Здесь владение информацией носит уже активный характер, предполагает возможность не только сообщить кому-то те или иные сведения, но и дать рекомендации по их применению с наибольшей пользой.
Но у такого рода власти имеются и серьезные недостатки. Сегодня знания быстро стареют и требуют постоянного обновления, что далеко не всегда удается своевременно осуществить. Сложность окружающего мира не исключает возможности того, что они окажутся необъективными и с их помощью нельзя будет достичь требуемых результатов, что, разумеется, не способствует укреплению власти.
3. Третьей основой власти является добровольное подчинение одних лиц другим. У такого подчинения может быть три причины: традиция, личная харизма и убежденность.
Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение. Ориентация на должность независимо от личности того, кто ее занимает, придает такой власти дополнительную прочность, поскольку недостатки, присущие конкретному человеку, здесь игнорируются.
Наиболее ярким примером власти, основанной на традиции, является монархическая. Монарх может быть великим и слабоумным, тираном и добряком вес это не имеет значения, ибо ему подчиняются, поскольку он — монарх, причем, в отличие от административной власти, не из-за боязни возможного наказания.
Личная харизма — это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека или самого его в целом. Ради возможности получить одобрение, быть похожим на него, находиться с ним рядом и т. п. слабохарактерные, лишенные своего «Я» люди готовы безоговорочно выполнять все его требования. Примером является власть какой-нибудь рок-звезды над своими поклонниками. Но такая власть непрочна, поскольку основывается в первую очередь на эмоциях, которые, как известно, весьма переменчивы.
Убежденность в необходимости подчиняться и выполнять требования соответствующего лица считается наиболее прочной основой власти. Она делает ненужными внешний контроль и стимулирование, поскольку подчиненный понимает, что поступать так, как предписывает руководитель или требуют обстоятельства, наиболее разумно и целесообразно. Как свидетельствует история, ради своих убеждений люди зачастую готовы добровольно жертвовать многим, вплоть до собственной жизни. Достаточно вспомнить героев Великой Отечественной — Николая Гастелло, Зою Космодемьянскую, Виктора Талалихина и многих других.
В то же время убежденность обычно очень медленно формируется и зависит от многих обстоятельств, в частности, от особенностей организации, морально-психологического климата в ней, степени взаимного доверия подчиненных и руководителей, их культурного и образовательного уровня, общности их целей.
По мере того как способности исполнителя сближаются со способностями руководителя, возникает такая основа власти, как их сотрудничество в деле совместного решения стоящих задач и активное участие в этом процессе подчиненных. Человек, начинающий сотрудничать с другими, фактически берет на себя обязательство сообразовывать свое поведение в соответствии с существующими нормами. Он сам решает проблемы и делает это с энтузиазмом.
Прочна ли власть сегодня?
Прочность власти в современных организациях в целом имеет тенденцию к ослаблению. Обусловлено это следующими основными причинами.
1) значительно сократился разрыв между руководителями и подчиненными в уровне образования и квалификации. Если прежде преобладание первых во всех случаях было неоспоримым, то сегодня подчиненные зачастую превосходят руководителей во многих отношениях. За руководителем остается лишь формальное преимущество в занимаемой должности, организаторские способности или личный авторитет.
2) вместо прежних универсальных работников, заменить которых можно было в любой момент, основу организации стали составлять узкие специалисты, обладающие высокой, подчас уникальной квалификацией. Их уход по тем или иным причинам может обернуться катастрофой. Понятно, что безоговорочно властвовать над такими людьми, особенно прежними преимущественно административными методами, просто невозможно.
3) переход к профессиональному комплектованию вооруженных сил, появление возможности альтернативной службы, снижение роли церкви и религиозных обрядов в жизни западного общества и многолетнее забвение их в России привели к ослаблению традиций послушания, формировавшейся прежде у большей части (особенно мужского) населения.
4) мобильность работников, их широкие внешние связи, легкость доступа к информации и т. п. значительно облегчают для хороших специалистов поиск нового места приложения своих способностей. Это делает их менее зависимым от администрации.
В итоге власть руководителей над подчиненными существенно ослабляется, меняет формы проявления, становится более гибкой. В ряде случаев руководители делятся этой властью с подчиненными (делегирование полномочий, коллективное принятие решений).
5. Стили руководства
На практике власть реализуется в процессе руководства, т.е. деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением. В данном вопросе мы рассмотрим основные стили руководства людьми, а также взгляды современных западных специалистов на эту проблему.
Стиль руководства — совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.
Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами.
В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство — это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения.
Сегодня в одной и той же фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства, что получило в западном менеджменте название «метод двух шляп».
Выделяют следующие стили руководства:
1. Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальн
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.