Как рассчитать долю доходов от реализации сельхозпродукции в общем объеме реализации
У компаний, которые планируют перейти на уплату ЕСХН, доходы от реализации сельхозпродукции должны составлять не менее 70 % в общем объеме доходов от реализации. Дадим алгоритм расчета и подскажем, на что обратить внимание.
У компаний, которые планируют перейти на уплату ЕСХН, в общем объеме доходов от реализации не менее 70 % должна составлять сумма следующих доходов:
- от реализации произведенной сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки сырья собственного производства);
- от оказания сельхозтоваропроизводителям услуг, указанных в п. 2 ст. 346.2 НК РФ.
Чтобы рассчитать долю таких доходов, нужно руководствоваться следующим алгоритмом.
Шаг 1. Установите, какие ваши доходы учитываются в составе 70 %
Для этого сверьтесь с:
- Перечнем видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 № 458;
- Перечнем продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 № 458.
- Пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, где перечислены подходящие под условие услуги.
Шаг 2. Определите ваш общий доход от реализации
Сделать это нужно по правилам статей 248, 249 НК РФ (п. 5 ст. 346.2 НК РФ), включив в расчет доходы от реализации за вычетом НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Важно
В доходы от реализации не входят внереализационные доходы компании, а также доходы, которые не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль (п. 5 ст. 346.2 НК РФ). Кроме того, не следует брать в расчет доходы от реализации имущественных прав (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Правомерность такой позиции подтверждается Минфином России (письмо от 13.09.2011 № 03-11-06/1/13).
Шаг 3. Рассчитайте долю сельскохозяйственных доходов в общем объеме доходов от реализации
Порядок расчета доли будет отличаться в зависимости от того, занимается компания промышленной переработкой или реализует продукцию первичной переработки.
Если фирма не перерабатывает произведенную сельхозпродукцию, то формула для расчета будет выглядеть так (п. 2 ст. 346.2 НК РФ):
Если хотя бы часть произведенной продукции проходит переработку, формула будет такой (п. 2.2 ст. 346.2 НК РФ):
Если компания осуществляет промышленную переработку всей сельхозпродукции первичной переработки, то формула будет выглядеть так (п. 2.2 ст. 346.2 НК РФ):
Долю расходов на первичную переработку сырья в общей сумме расходов нужно рассчитать по формуле (п. 2.2 ст. 346.2 НК РФ):
Как посчитать долю прибыли по обособленным подразделениям в 2021 году
Юридическим лицам на общем режиме с обособками приходится разбивать прибыль по долям между головной компанией и подразделениями и перечислять налог в бюджет несколькими платежами. Расскажем, как правильно посчитать доли прибыли обособленных подразделений.
Порядок расчета долей прибыли по обособленным подразделениям
Долю прибыли обособленного подразделения (ОП) в общем объеме прибыли компании считают по формуле:
Доля прибыли ОП = (Удельный вес среднесписочной численности персонала ОП удельный вес остаточной стоимости основных средств ОП) / 2.
Разберем, как посчитать каждый показатель.
Удельный вес ССЧ персонала ОП = (ССЧ персонала ОП за отчетный или налоговый период / ССЧ по всей организации за отчетный или налоговый период) * 100 %.
Для наглядности расчеты будем проводить на примере:
У организации два обособленных подразделения. Общая среднесписочная численность персонала — 100 человек. Из них 40 чел. приходится на головной офис, 35 чел. — на ОП № 1, и еще 25 чел. — на ОП № 2.
Рассчитаем удельный вес среднесписочной численности персонала организации:
- головной офис: (40 чел. / 100 чел.) * 100 % = 40 %;
- ОП № 1: (35 чел. / 100 чел.) * 100 % = 35 %;
- ОП № 2: (25 чел. / 100 чел.) * 100 % = 25 %.
Теперь определим удельный вес остаточной стоимости ОС . Его считают по формуле:
Удельный вес остаточной стоимости основных средств ОП = (Средняя остаточная стоимость основных средств ОП / Средняя остаточная стоимость ОС по организации в целом) * 100 %.
Дополним условие примера:
Остаточная стоимость основных средств в организации — 10 млн. руб. Из них ОС на 5 млн. руб. числится за головным офисом, на 3 млн. руб. — за ОП № 1, на 2 млн. руб. — за ОП № 2.
Посчитаем удельный вес остаточной стоимости ОС по организации:
- головной офис: (5 млн. руб. / 10 млн. руб.) * 100 % = 50 %;
- ОП № 1: (3 млн. руб. / 10 млн. руб.) * 100 % = 30 %;
- ОП № 2: (2 млн. руб./ 10 млн. руб.) * 100 % = 20 %.
Теперь можно рассчитать доли прибыли по головному офису и подразделениям организации.
Дополним условие примера:
Налоговая база по налогу на прибыль за отчетный период в целом по организации составила 1,2 млн. руб.
Рассчитаем доли прибыли:
- головной офис: (40 % 50 %) / 2 = 45 %;
- ОП № 1: (35 % 30 %) / 2 = 32,5 %;
- ОП № 2: (25 % 20 %) / 2 = 22,5 %.
Распределим налоговую базу:
- головной офис: 1,2 млн. руб. * 45 % = 540 тыс. руб.;
- ОП № 1: 1,2 млн. руб.* 32,5 % = 390 тыс. руб.;
- ОП № 2: 1,2 млн. руб.* 22,5 % = 270 тыс. руб.
Вебинар «Бухгалтерская отчетность за 2020 год. Изменения. Актуальные вопросы». Разбираем изменения в бухучете в 2021 году, обновление форм и порядка представления бухгалтерской отчетности.
Региональный налог по ОП
На основе результатов расчета, обособленное подразделение может посчитать сумму налога к уплате в региональный бюджет:
Налог к уплате = Доля прибыли по ОП в рублях * Региональная налоговая ставка.
Полученную сумму ОП перечисляет в бюджет по месту своего нахождения. Авансовые платежи по налогу исчисляют и уплачивают в том же порядке.
Напоминаем, что регионы могут устанавливать пониженные ставки по налогу на прибыль .
Особенности распределения прибыли между ОП
Иногда несколько ОП одной компании расположены в одном субъекте РФ. Тогда организация может назначить одно из подразделений ответственным. Это ОП и будет уплачивать налог за все остальные подразделения из своего региона одним платежным поручением.
Только о своем решении нужно обязательно сообщить в налоговую инспекцию.
Сделать это можно двумя способами:
- Подать уведомление с признаком «1» в ИФНС по месту нахождения ответственного ОП. Бланк можно найти в письме ФНС от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@.
- Подать такое же уведомление, но с признаком «2» по месту нахождения других ОП этого региона.
Чтобы перейти на новый порядок уплаты налога с 1 января следующего налогового периода, нужно уведомить инспекцию до 31 декабря текущего года.
Сумму регионального налога на прибыль по группе ОП считают так:
Налог к уплате = Доля прибыли по группе ОП из одного региона * Региональная ставка налога
Чтобы рассчитать долю прибыли по группе ОП , нужно:
- просуммировать показатели ССЧ и остаточной стоимости ОС по группе ОП из одного региона;
- рассчитать удельный вес показателей в %;
- определить долю прибыли группы ОП в %;
- рассчитать размер доли в рублях.
Возможна другая ситуация: когда само головное предприятие и некоторые из его ОП находятся в одном регионе. Тогда уплачивать налог за эти ОП будет сама организация. И она же подает уведомление в инспекцию по месту своего нахождения.
Как считать доли прибыли при сезонном характере работ
Если у организации сезонная деятельность, то рассчитать удельный вес среднесписочной численности проблематично. Ведь в одном месяце у организации может быть, например, 100 работников, а в другом только 3.
В таком случае нужно определять доли по удельному весу расходов на оплату труда. Это решение нужно согласовать с налоговой службой и закрепить в учетной политике.
6 способов посчитать проценты от суммы с калькулятором и без
Так вы найдёте числовой эквивалент 1%. Дальше всё зависит от вашей цели. Чтобы посчитать проценты от суммы, умножьте их на размер 1%. Чтобы перевести число в проценты, разделите его на размер 1%.
Пример 1
Вы заходите в супермаркет и видите акцию на кофе. Его обычная цена — 458 рублей, сейчас действует скидка 7%. Но у вас есть карта магазина, и по ней пачка обойдётся в 417 рублей.
Чтобы понять, какой вариант выгоднее, надо перевести 7% в рубли.
Разделите 458 на 100. Для этого нужно просто сместить запятую, отделяющую целую часть числа от дробной, на две позиции влево. 1% равен 4,58 рубля.
Умножьте 4,58 на 7, и вы получите 32,06 рубля.
Теперь остаётся отнять от обычной цены 32,06 рубля. По акции кофе обойдётся в 425,94 рубля. Значит, выгоднее купить его по карте.
Пример 2
Вы видите, что игра в Steam стоит 1 000 рублей, хотя раньше продавалась за 1 500 рублей. Вам интересно, сколько процентов составила скидка.
Разделите 1 500 на 100. Сместив запятую на две позиции влево, вы получите 15. Это 1% от старой цены.
Теперь новую цену разделите на размер 1%. 1 000 / 15 = 66,6666%.
100% – 66,6666% = 33,3333%.Такую скидку предоставил магазин.
2. Как посчитать проценты, разделив число на 10
Этот способ похож на предыдущий, но считать с его помощью гораздо быстрее. Но только если речь идёт о процентах, кратных пяти.
Сначала вы находите размер 10%, а потом делите или умножаете его, чтобы получить нужное количество процентов.
Пример
Допустим, вы кладёте на депозит 530 тысяч рублей на 12 месяцев. Процентная ставка составляет 5%, капитализации не предусмотрено. Вы хотите узнать, сколько денег заберёте через год.
В первую очередь надо вычислить 10% от суммы. Разделите её на 10, передвинув запятую влево на один знак. Вы получите 53 тысячи.
Чтобы узнать, сколько составляют 5%, разделите результат на 2. Это 26,5 тысячи.
Если бы в примере речь шла о 30%, нужно было бы умножить 53 на 3. Для расчёта 25% пришлось бы умножить 53 на 2 и прибавить 26,5.
В любом случае такими крупными числами оперировать довольно просто.
3. Как посчитать проценты, составив пропорцию
Составлять пропорции — одно из наиболее полезных умений, которому вас научили в школе. С его помощью можно посчитать любые проценты. Выглядит пропорция так:
сумма, составляющая 100% : 100% = часть суммы : доля в процентном соотношении.
Или можно записать её так: a : b = c : d.
Обычно пропорция читается как «а относится к b так же, как с относится к d». Произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов. Чтобы узнать неизвестное число из этого равенства, нужно решить простейшее уравнение.
Пример 1
Для примера вычислений используем рецепт быстрого брауни. Вы хотите его приготовить и купили подходящую плитку шоколада массой 90 г, но не удержались и откусили кусочек-другой. Теперь у вас только 70 г шоколада, и вам нужно узнать, сколько масла положить вместо 200 г.
Сначала вычисляем процентную долю оставшегося шоколада.
90 г : 100% = 70 г : Х, где Х — масса оставшегося шоколада.
Х = 70 × 100 / 90 = 77,7%.
Теперь составляем пропорцию, чтобы выяснить, сколько масла нам нужно:
200 г : 100% = Х : 77,7%, где Х — нужное количество масла.
Х = 77,7 × 200 / 100 = 155,4.
Следовательно, в тесто нужно положить примерно 155 г масла.
Пример 2
Пропорция подойдёт и для расчёта выгодности скидок. Например, вы видите блузку за 1 499 рублей со скидкой 13%.
Сначала узнайте, сколько стоит блузка в процентах. Для этого отнимите 13 от 100 и получите 87%.
Составьте пропорцию: 1 499 : 100 = Х : 87.
Х = 87 × 1 499 / 100.
Заплатите 1 304,13 рубля и носите блузку с удовольствием.
4. Как посчитать проценты с помощью соотношений
В некоторых случаях можно воспользоваться простыми дробями. Например, 10% — это 1/10 числа. И чтобы узнать, сколько это будет в цифрах, достаточно разделить целое на 10.
- 20% — 1/5, то есть нужно делить число на 5;
- 25% — 1/4;
- 50% — 1/2;
- 12,5% — 1/8;
- 75% — это 3/4. Значит, придётся разделить число на 4 и умножить на 3.
Пример
Вы нашли брюки за 2 400 рублей со скидкой 25%, но у вас в кошельке только 2 000 рублей. Чтобы узнать, хватит ли денег на обновку, проведите серию несложных вычислений:
100% — 25% = 75% — стоимость брюк в процентах от первоначальной цены после применения скидки.
2 400 / 4 × 3 = 1 800. Именно столько рублей стоят брюки.
5. Как посчитать проценты с помощью калькулятора
Если без калькулятора вам жизнь не мила, все вычисления можно делать с его помощью. А можно поступить ещё проще.
- Чтобы посчитать проценты от суммы, введите число, равное 100%, знак умножения, затем нужный процент и знак %. Для примера с кофе вычисления будут выглядеть так: 458 × 7%.
- Чтобы узнать сумму за вычетом процентов, введите число, равное 100%, минус, размер процентной доли и знак %: 458 – 7%.
- Аналогично можно складывать, как в примере с депозитом: 530 000 + 5%.
6. Как посчитать проценты с помощью онлайн-сервисов
Не все проценты можно посчитать в уме и даже на калькуляторе. Если речь идёт о доходности вклада, переплатах по ипотеке или налогах, требуются сложные формулы. Они учтены в некоторых онлайн-сервисах.
Planetcalc
На сайте собраны разные калькуляторы, которые высчитывают не только проценты. Здесь есть сервисы для кредиторов, инвесторов, предпринимателей и всех тех, кто не любит считать в уме.
Калькулятор — справочный портал
Ещё один сервис с калькуляторами на любой вкус.
Allcalc
Каталог онлайн-калькуляторов, 60 из которых предназначены для подсчёта финансов. Можно вычислить налоги и пени, размер субсидии на ЖКУ и многое другое.
Учитываем взаимосвязь доходов и расходов при планировании бизнес-процессов
Цель любой коммерческой организации — получить доход. Выполнение работ, услуг, производство продукции, продажа товаров связаны с затратами: покупка материалов, их доставка, выплата заработной платы сотрудникам, аренда, уплата налогов, расходы на рекламу и предпродажную подготовку и т. д. Чем меньше затраты, тем выше прибыль, так как прибыль от продаж — это как раз разница между доходом от продаж и расходами организации.
Когда доходы и расходы растут пропорционально, то можно сказать, что финансовое состояние компании стабильно. Доходы растут, а затраты сокращаются — это идеальная ситуация, которая на практике встречается редко. А если расходы растут быстрее, чем доходы, это неблагоприятная ситуация. Может привести даже к банкротству.
Финансовое состояние компании, в том числе рентабельность, определяется по данным бухгалтерского учета. Поэтому сначала рассмотрим, что включается в доходы и расходы для целей бухгалтерского учета.
Доходы и расходы организации в бухгалтерском учете подразделяются на:
- доходы и расходы от обычных видов деятельности (основной деятельности);
- прочие доходы и расходы.
Доходы и расходы организации от основной деятельности
Доходами организации в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (в ред. от 06.04.2015; далее — ПБУ 9/99) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Не относятся к доходам следующие виды поступлений:
- полученные по договорам комиссии, подлежащие перечислению принципалу;
- авансы, полученные в счет предстоящих поставок продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- суммы полученных задатков и залогов;
- суммы, полученные в счет погашения кредита (займа), предоставленного ранее заемщику.
Расходами организации в соответствии с ПБУ 10/99 — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой-организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Не признаются расходами:
- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи;
- перечисления по договорам комиссии, агентским и иным аналогичными договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;
- предварительные оплаты поставщикам и подрядчикам за материально-производственные запасы, ОС, НМА, работы, услуги;
- перечисления в счет задатков и гарантий по договорам поставок;
- погашение кредитов и займов, полученных организацией.
Расходы по обычным видам деятельности для анализа финансовых результатов можно сгруппировать на переменные и постоянные.
К переменным относятся материальные затраты, затраты на оплату труда производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, амортизация производственных фондов, прочие затраты, непосредственно связанные с производством. Переменные расходы прямо пропорциональны объему выпускаемой продукции.
Постоянные расходы делятся на управленческие и коммерческие. Управленческие расходы косвенно связаны с производственным процессом и включают затраты на содержание административного персонала производственного предприятия, командировочные и представительские расходы, затраты на связь, интернет, аренду офисов и т. п.
Коммерческие расходы связаны с предпродажной подготовкой, рекламой, продвижением товара.
Постоянные расходы не зависят от объема производства.
Переменные расходы формируют неполную себестоимость продукции. Выручка за минусом переменных расходов образует валовую (маржинальную) прибыль.
Показатель валовой прибыли не зависит от изменений объема выпускаемой продукции (другими словами, доля валовой прибыли на единицу и на весь объем реализованного продукта будет одинаковой).
Переменные и постоянные расходы образуют полную себестоимость продукции. товаров, работ, услуг.
Выручка за минусом полной себестоимости — это операционная прибыль.
Взаимосвязь доходов, расходов и прибыли представлена на рис. 1.
Прочие доходы и расходы
Прочие доходы и расходы не связаны с основной деятельностью компании.
К прочим доходам относятся:
- доходы, полученные не от основной деятельности, например, от сдачи имущества в аренду, за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
- доходы от продажи основных средств и нематериальных активов, иных материальных ценностей;
- проценты, полученные организацией за предоставленные кредиты и займы, а также проценты банка, начисленные им за пользование денежными средствами, находящимися на счете организации в этом банке;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (присужденные или признанные);
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения (принимаются к учету по рыночной стоимости на дату принятия актива к бухгалтерскому учету).
Прочими расходами являются:
- расходы, не связанные с основной деятельностью организации, например, от сдачи имущества в аренду;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, НМА, ТМЦ;
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков по выставленным претензиям или по решению суда.
Показатели эффективности компании
Эффективность хозяйственной деятельности можно проследить по показателям рентабельности продаж и затрат, а также удельного веса затрат в выручке.
Рентабельность определяется как отношение прибыли к определенному показателю (выручке, затратам, активам и т. п.). Например, рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли к выручке, рентабельность затрат — как отношение прибыли к затратам на производство готовой продукции, приобретение товаров, выполнение работ, услуг.
В расчете рентабельности может использоваться маржинальная, операционная или чистая прибыль.
Формулы для расчета показателей эффективности финансовой деятельности компании:
- маржинальная прибыль (Пмарж):
- операционная прибыль (Попер):
где ВР — выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг:
ВР = Объем продаж (кол-во в шт., кг, м и т. д. ) × Цена продажи единицы продукции (товаров, работ, услуг);
Зпер — переменные затраты:
Зпер = Объем продаж × Переменные затраты на ед/;
Зпост — все постоянные затраты предприятия за определенный период времени;
- рентабельность продаж по операционной прибыли (РПопер):
где ПРопер — операционная прибыль;
- рентабельность затрат по основной деятельности (РЗосн):
Долю затрат в выручке определяют следующим образом:
Кз = Зпер + Зпост / ВР × 100,
где Кз — коэффициент, показывающий удельный вес затрат в выручке.
Рентабельность затрат от основной деятельности
Рентабельность затрат от основной деятельности — важный показатель для анализа финансовых результатов компании. Он показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль расходов, и отражает эффективность финансовой деятельности компании.
Пример 1
Компания выполняет строительно-монтажные работы по договору подряда.
В себестоимость работ входят переменные и постоянные затраты. Показатели финансовой деятельности компании за 3 года представлены в табл. 1.
Проследим динамику соотношений себестоимости, доходов, прибыли и рентабельности затрат за три года деятельности строительной компании.
Самая высокая рентабельность затрат от основной деятельности — в 2017 г.: на 1 руб. расходов пришлось 0,32 руб. прибыли.
В 2016 г. рентабельность по сравнению с 2015 г. упала на 9,9 %, а в 2017 г. снова выросла: по сравнению с 2016 г. — на 22,61 %., а по сравнению с 2015 — на 12,62 %.
Высокая рентабельность затрат в 2017 г. обеспечена прибылью в сумме 650 000 руб. (самой большой по сравнению с 2015 и 2016 гг.).
Прибыль получена в результате снижения себестоимости выполненных работ, сокращения управленческих расходов и экономии на материалах, а также повышения сметной стоимости выполняемых работ.
В 2016 г. прибыль снизилась по сравнению с 2015 г. на 180 000 руб. из-за снижения объемов продаж и роста цен на основные строительные материалы. В 2017 г. прибыль увеличилась по сравнению с 2016 г. на 500 000 руб.
Динамика финансовых показателей за 3 года представлена на рис. 2.
Рентабельность продаж
Рентабельность продаж зависит от продажных цен, объема реализации и доли затрат в общем объеме проданной продукции. Показывает, какую часть выручки организации составляет прибыль.
Прибыль, в свою очередь, зависит от того, насколько выручка от продаж покрывает произведенные затраты. Иными словами, чем выручка больше, а затрат — меньше, тем выше прибыль, следовательно, эффективнее хозяйственная деятельность.
Выручка может увеличиваться за счет наращивания объема продаж или повышения цены на продукцию, товары, работы, услуги. Сократить затраты можно благодаря эффективному использованию ТМЦ (соблюдение норм расходов, сокращение отходов и брака), оптимизации расходов на содержание административного персонала и т. п.
Пример 2
Производственная компания выпускает три вида продукции.
Значения показателей финансовой деятельности — в табл. 2.
Проанализируем рентабельность продаж.
Их представленных в табл. 2 данных следует, что самыми рентабельными по продажам являются товары А и С — маржинальная рентабельность продаж составила 41 % (обеспечена низкими переменными затратами).
Далее идет товар В, маржинальная рентабельность продаж которого равна 39,10 %.
Общая рентабельность продаж по маржинальной прибыли — 40,27 %, по операционной прибыли — 6,04 %. Такая разница между рентабельностью по маржинальной и операционной прибыли объясняется высокой долей постоянных расходов на содержание персонала, рекламу.
Общая доля затрат в выручке — 94 %. Это много, поэтому компания не получила большой прибыли от продаж. Операционная прибыль составила 410 000 руб. При доходе от продаж в 8 млн руб. такую прибыль можно назвать скромной, но она покрыла все затраты компании.
Рентабельность продаж по видам продукции представлена на рис. 3.
Точка безубыточности
Компания может не получать прибыли, но и не нести убытков. Такую «золотую середину» отображает точка безубыточности (критическая точка).
Критическая точка показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка. Равенство доходов и расходов в этом случае можно записать следующим уравнением:
Объем продаж × Цена реализации единицы продукции (работ, услуг) = Объем продаж × Зпер./ед. + Зпост.
Минимальный (критический) объем реализации может быть рассчитан с помощью маржинальной прибыли — как объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным затратам:
Находим критическую точку объема продаж, т. е. определяем, сколько единиц продукции нужно продать, чтобы не получить убытка:
Критическая точка (в ед. продаж) = Зпост / Пмарж = Зпост / (Цена за ед. – Зпер./ед.).
Такой расчет можно производить на весь ассортимент и для отдельных видов продукции.
Пример 3
Производственная компания выпускает пластмассовые изделия. Количественный учет объема продаж ведется в штуках.
По плану выпуск изделий — 15 000 шт., продажная цена за 1 шт. — 400 руб.
Определим, сколько пластмассовых изделий нужно продать, чтобы доход от продажи покрыл все расходы, т. е. определим точку безубыточности.
План производства и продаж представлен в табл. 3.
Критическая точка = 876 000 руб. / (400 руб. – 208 руб.) = 5104 шт.
Вывод
Компании нужно произвести 5104 пластмассовых изделия, чтобы покрыть все затраты. Если объем продаж будет ниже, компания получит убыток.
Используя взаимосвязь постоянных расходов и маржинальной прибыли на единицу продукции, можно выяснить, возмещаются ли постоянные затраты и получить информацию о величине маржинальной прибыли для каждого вида продукции.
Изменяя величину постоянных затрат или цену продаж, можно спланировать минимальный объем выпуска продукции.
Пример 4
Воспользуемся исходными данными примера 3.
Руководство компании решило сократить общехозяйственные расходы на 10 % и увеличить цену продаж на 5 %.
Тогда постоянные затраты будут равны:
980 000 руб. – 10 % = 882 000 руб.,
а цена продаж за 1 шт.:
400 руб. + 5 % = 420 руб.
Определим минимальный объем продаж (критическую) точку в этом случае.
Скорректированный план производства и продаж представлен в табл. 4.
Критическая точка объема продаж:
882 000 руб. / (420 руб. – 208 руб.) = 4160 шт.
До оптимизации критический объем продаж составлял 5104 шт. А теперь компании нужно произвести всего 4160 шт. изделий, чтобы не быть в убытке.
Вывод
При такой оптимизации затрат и роста продажной цены:
- планируемая прибыль увеличится на 398 000 руб. (2 298 000 руб. – 1 900 000 руб.), темп прироста составит 17,32 % ( 2 298 000 руб. – 1 900 000 руб.) / 2 298 000 руб. × 100 %);
- объем продаж в точке безубыточности снизился на 944 шт. (5104 шт. – 4160 шт.), или на 18,5 % ((5104 шт. – 4160 шт.) / 5104 шт. × 100 %).
Анализ соотношений доходов и расходов в производственных планах позволяет рассчитать нужную величину прибыли. В этом случае используется следующее соотношение:
ВР = Зпер + Зпост + Прибыль (целевая величина).
Объем реализации в количественном отношении (натуральных единицах — кг, м, шт. и т. п.), который будет обеспечивать получение целевой величины прибыли, можно вычислить по формуле:
Vпродаж, ед. = Зпост + Прибыль (целевая) / (Цена 1 ед. – Зпер./ед.).
Если в формулу поставить значение маржинальной прибыли, то формула будет иметь вид:
Vпродаж, ед. = (Зпост + Прибыль (целевая)) / Пмарж/ед.
Пример 5
Компания установила размер плановой прибыли от продаж — 100 000 руб.
Продажная цена 1 изделия — 400 руб.
Постоянные затраты за период — 980 000 руб., а переменные затраты на единицу изделия — 208 руб.
Рассчитаем, сколько изделий необходимо продать, чтобы получить запланированную прибыль:
1. Находим маржинальную прибыль на 1 изделие:
400 руб. – 208 руб. = 192 руб.
2. Определяем необходимый объем продаж в штуках
(980 000 руб. + 100 000 руб.) / 192 руб. = 5625 шт.
Вывод
Чтобы получить прибыль в 100 000 руб., компания должна реализовать 5625 изделий.
Пример 6
Данные для расчета:
доход от реализации — 6 000 000 руб.;
цена 1 изделия — 400 руб.;
переменные затраты на 1 шт. — 208 руб.;
постоянные затраты за период — 980 000 руб.;
маржинальная прибыль на единицу — 192 руб. (400 руб. – 208 руб.).
Рассчитаем соотношение валовой прибыли к выручке и определим прибыль от продаж:
1. Находим процентное соотношение маржинальной прибыли на единицу изделия и его продажной цены:
192 руб. / 400 руб. × 100 % = 48 %.
2. Определяем совокупную валовую прибыль:
6 000 000 руб. × 48 % = 2 880 000 руб.
3. Определяем прибыль от продаж — вычитаем из совокупной валовой прибыли сумму постоянных расходов и получаем операционную прибыль компании:
2 880 000 руб. – 980 000 руб. = 1 900 000 руб.
Вывод
Взаимосвязь доходов и расходов надо отслеживать не только для анализа фактического результата финансовой деятельности компании. Она нужна при составлении бизнес планов. Например в плане продаж определяются цена и объемы продаж, желаемая прибыль компании. При определении цены учитываются не только конъюнктура рынка и покупательский спрос, но и предстоящие расходы на выпуск и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг.