АО ГК «ЕКС» — элитный подрядчик Москвы и МО, о котором не известно ничего
Рассказываем о компании, получающей контракты на миллиарды по программам «Чистая вода» в Подмосковье и «Моя улица» в столице
Группа компаний «ЕКС» за последние годы вошла в число «королей госзаказов» Москвы и Подмосковья, получив контракты на миллиарды рублей: по строительству водопроводов, благоустройству столичных улиц и парков и реконструкции павильонов на ВДНХ. При этом о реальных владельцах ГК «ЕКС» не известно ничего.
Заказов поток
За пять месяцев 2018 года акционерное общество ГК «ЕКС» стало победителем в 74 конкурсах (из 98 в которых участвовало) на госзакупках. Это обеспечило компанию заказами на 5,8 миллиарда рублей. Крупнейшими партнерами стали «Мосводоканал» (1,9 миллиарда рублей) и ГКУ Москвы по капитальному ремонту «УКРиС», через которое идет финансирование программы «Моя улица» (1,4 миллиарда рублей).
В минувшем году оборот у ГК «ЕКС» был еще выше, благодаря участию в областной программе «Чистая вода», контрактам на благоустройство московских парков в Строгинской пойме, Братееве, усадьбе Михалково и масштабному строительству на территории ВДНХ. Всего набралось заказов на 19,3 миллиарда рублей.
Такой успех выглядит удивительно на фоне того, что до 2016 года компания госзакупками практически не интересовалась, получая лишь единичные заказы.
Больше загадочности ГК «ЕКС» добавляет тот факт, что о владельцах компании (даже номинальных) не известно ничего. Элитный подрядчик Москвы и области не раскрывает свой список акционеров. «Шторм» решил проследить историю восхождения ГК «ЕКС» и ее связи, чтобы выяснить, кто является конечным получателем денег.
Групповая порука
Акционерное общество «ЕКС» не зря называет себя группой компаний (хотя на официальном сайте это понятие никак не раскрывается). С подрядчиком «Моей улицы» и «Чистой воды» связан целый сонм фирм.
Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.
Источник: © СПАРК-Интерфакс
Мозговой центр группы расположен на севере столицы — в трехэтажном светло-зеленом особняке на 4-й улице 8 Марта. Тут находится главный офис ГК «ЕКС» (раньше и юридический адрес был здесь, но в конце 2017 года общество сменило регистрацию на Ярославль).
Здесь же прописана компания «Энергокапитал», владелец которой Игорь Назаренко — это генеральный директор ООО «ЕКС» из Нижнего Новгорода.
Существует еще и третий «ЕКС» — в Твери. Это фирма когда-то владела нижегородским «ЕКС». А с москвичами-ярославцами она связана через их генерального директора Алексея Власова и компанию «Ситиэндмолз».
Всего в схеме задействовано более десятка различных организаций. Самые активные из них — это три «ЕКС» и финансовая группа «Эверест».
Деньги в котел
Компании, собранные вокруг ГК «ЕКС», объединяет не только зеленый особняк на улице 8 Марта, но и то, с какими государственными заказчиками они работают. Помимо столичных и областных чиновников это общества, имеющие в своем названии слово «Газпром» (такие как «Газпром инвестгазификация», «Газпром газораспределение» и другие), либо дочерние предприятия газового гиганта.
Первым на поле госзакупок себя опробовал тверской «ЕКС». В 2015 году компания получила контракт на поставку мазута для мурманской ТЭЦ (конечные владельцы — «Газпром» и финская Fortum) на 945 миллионов.
Мурманская ТЭЦ Фото: © tgc1.ru
Спустя год «ЕСК» вошла в качестве подрядчика в еще более серьезный проект — строительство котельной в Тихвине Ленинградской области. К ее сооружению в городе пытались подступиться несколько раз с начала десятилетия, но все заканчивалось или ничем, или похищенными деньгами и уголовными делами.
Все изменилось в 2015 году, когда область заключила концессионное соглашение с «Газпромом» на строительство котельной. Партнеры обозначили сумму, которую готовы были потратить — более двух миллиардов рублей. В мае 2015 года подрядчиком работ выбрали «ЕКС». Компания согласилась построить объект за 2,2 миллиарда рублей.
Уже в феврале 2016 года новенькую котельную сдали заказчику. Вот только запустить ее не получалось до августа 2017 года. Как сообщал портал 47news, виной всему были недоработки при проектировании и строительстве.
«Предположительно из-за ошибок в проектировании, были построены слишком маленькие баки подпитки. Это те емкости, в которых находится вода, используемая при аварийной остановке системы либо из-за потерь в сетях. Проще говоря, если котельная из-за аварии остановится, ее запуск должен укладываться в нормативный срок. При сегодняшних двух емкостях по 50 кубометров — это невозможно», – отмечали в своем материале журналисты издания.
Также там напомнили, что в соседнем Кировском районе Ленобласти на строительство котельной планировали потратить несопоставимо меньше денег — 650 миллионов рублей.
Записи о долгах
С деньгами, полученными тверской «ЕКС» за строительство котельной в Тихвине, начали происходить странные вещи.
Субподрядчики, трудившиеся на объекте («Максистрой», «Интер-строй», «СК Илионстрой»), один за другим начали подавать иски к «ЕКС»: претензии были практически идентичны: работы выполнены и приняты, но оплата по ним не проведена.
Всего набралось три десятка исков. Правда, не на два миллиарда рублей, а всего на 600 миллионов.
Арбитражные судьи выносили по этим искам решения тоже, словно под копирку: «ЕКС» должна расплатиться с субподрядчиками, никакие встречные претензии не принимаются. К 2018 году право требования на большую часть долгов по стройке перешло к компании «Инвестконсалт», связанной со строительной фирмой «СтройИнжинирингГрупп» Владимира Кнауса.
После истории со строительством котельной в Тихвине и судебными долгами перед подрядчикам тверская «ЕКС» постепенно начала сворачивать свою деятельность (компания так еще и не отчиталась о финансовых результатах за 2017 год и, согласно «СПАРК-Интерфакс», имеет высокий индекс риска).
Но в 2016-м «ЕКС» успела получить несколько серьезных контрактов: с ВДНХ — на 323 миллиона рублей (снос павильона №19 «Таджикистан», реконструкция павильона №47 «Свиноводство» и другие), и с МОЭК — на 998 миллионов рублей.
Работы по ремонту павильона № 47 "Свиноводство", 2016 г. Фото: © aoeks.ru
Причем в документы по одному из контрактов с МОЭК (на 540 миллионов рублей) внесены реквизиты не тверской «ЕКС», а московско-ярославской.
Нижегородцы и «Эверест»
После того как тверская компания в 2017 году перестала участвовать в конкурсах на госзакупки, на авансцену вместе с москвичами-ярославцами (которым доставалась львиная доля заказов в группе) вышли нижегородский «ЕКС» и АО «Финансовая группа «Эверест».
Последняя компания примечательна тем, что она — единственная в группе, где владелец не прячется за номиналами и реестрами акционеров. 99% акций в «Эвересте» принадлежат Сергею Сергеевичу Филю.
В московском регионе мы обнаружили двух человек с таким именем, которые по роду своей деятельности могли бы иметь отношение к группе «ЕКС». Первый Сергей Сергеевич Филь, 1980 года рождения, — бывший замглавы компании «Газпром энергохолдинг». Он умер в ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге вследствие травмы головы.
Второй – Сергей Сергеевич Филь, 1981 года рождения, по информации источников «Шторма», экс-сотрудник компании «Москапстрой», участвующей в программе реновации столицы.
В пресс-службе компании «Газпром энергохолдинг» журналистам «Шторма» пояснили, что их погибший заместитель генерального директора никакого отношения к компании «Эверест» не имеет.
«Это точно другой человек», – заявила сотрудница.
В 2018 году АО «Финансовая группа «Эверест» получило госконтрактов на 460 миллионов рублей. Самый необычный из всех с «Мосводоканалом» (49,5 миллиона рублей) — на «оказание услуг по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации».
Правда, за этой формулировкой крылась банальная уборка снега, который мог неожиданно выпасть на объектах «Мосводоканала» зимой-весной 2018 года и создать тем самым чрезвычайную ситуацию. Столь грамотно сформулированное обоснование позволило «Мосводоканалу» обойти процедуру закупки и заключить контракт с единственным поставщиком — ФГ «Эверест».
Новая котельная в г.Тихвин Фото: © vk.com/Газпром теплоэнерго в Ленобласти; Фото: © Кольцова Игоря Валериевича
Расценки на работы спецтехники по данному соглашению оказались на 60-70% выше, чем те, что удалось нам найти в открытом доступе. Человеческий труд «Мосводоканал» тоже согласился оплатить в достойном размере: от 894 рублей за час работ.
Нижегородская «ЕКС» показала похожие финансовые результаты в последние два года. В 2017-м компания получила госконтракты — на 700 миллионов рублей, в 2018-м — на 300 миллионов.
Владельцы
Отправных точек для поиска возможных владельцев группы «ЕКС» оказалось не так много. Реестр московско-ярославской компании закрыт, хозяин нижегородской фирмы Игорь Назаренко унаследовал ее от тверской «ЕКС», та в свою очередь записана на офшор из Белиза — Lombardi Corporation, а кто владелец «Эвереста» — неизвестно.
Потенциальной зацепкой в этой ситуации стал кипрский офшор White Wings Holdings Limited, на который в 2013 году была записана самая старая «ЕКС» — тверская.
У него, в свою очередь, было несколько владельцев — компаний с Кипра, которые периодически сменяли друг друга. Но интереснее другое. Согласно полученным «Штормом» выпискам из реестра юридических лиц Кипра, в 2013-2014 годах всю переписку White Wings Holdings Limited обрабатывала компания Kinanis LLC.
Согласно расследованию сайта «Муниципальный сканер», Kinanis LLC обслуживала интересы семьи Ротенбергов в офшорных юрисдикциях.
Еще один офшор связан с членами совета директоров АО ГК «ЕКС» — Сергеем и Еленой Петриковыми (им принадлежит завод «Дорогобужкотломаш» в Смоленской области — постоянный партнер группы «ЕКС»).
В «Панамском архиве» (Panama Papers) упоминается офшор с Британских Виргинских островов Braemore Commercial Corp, который принадлежит семье Петриковых: Сергею, Елене и их детям — Олегу, Ольге и Алексею.
Старшее поколение Петриковых теснее всего связано с градообразующим предприятием их родного города Дорогобуж — уже упомянутым заводом «Дорогобужкотломаш». Кроме этого, Елена Петрикова является владелицей гоночной трассы — ООО «СТК «Смоленское кольцо».
Ее сын — Олег Петриков, генеральный директор СТК «Смоленское кольцо» и руководитель российской серии кольцевых гонок, генеральный спонсор которой — компания SMP Racing, принадлежащая Борису Ротенбергу.
Олег Петриков — бывший гонщик. Наряду с организацией бизнеса он с 2015 года начал строить политическую карьеру. Сначала планировал выдвинуться на пост губернатора Смоленской области, но в итоге не осуществил эту идею — и в 2016 году баллотировался в Думу от партии «Родина», которая не набрала достаточного числа голосов.
Алексей Петриков занимался в подмосковных Химках теплосетями — руководил одним из муниципальных предприятий. О нем известно гораздо меньше, чем о брате. Об их сестре Ольге мы не нашли упоминаний.
Уровень «ЕКС»
Чтобы было понятно, насколько высоко компании группы «ЕКС» котируются среди московских и областных чиновников, расскажем еще одну историю.
В 2017 году РБК писало расследование о расходах на программу «Моя улица». В пятерку крупнейших подрядчиков тогда вошло малоизвестное общество «ТехИнжПром». Журналисты РБК выяснили, что оно может быть связано с миллиардером Геннадием Тимченко.
В 2018 году АО ГК «ЕКС» оставило «ТехИнжПром» позади в борьбе за контракт на выполнение работ по благоустройству территории парка имени Святослава Федорова на 900 миллионов рублей. Получив этот заказ, группа компаний «ЕКС» стала крупнейшим подрядчиком (на июнь 2018 года) ГКУ Москвы по капитальному ремонту «УКРиС».
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:
Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)
Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»
Экспресс-доставка данных от РЖД. Монополия подключает сотрудников к отечественному мессенджеру еXpress
РЖД переводят своих работников на новый корпоративный мессенджер. На смартфоны железнодорожников установят отечественную программу под названием еXpress. С её помощью они смогут не только общаться внутри холдинга и участвовать во внутрикорпоративных конференциях, но и связываться с компаньонами и клиентами монополии без риска утечки данных.
На сегодняшний день мессенджер установили более чем 8 тысячам работников РЖД. В начале апреля им разослали инструкции для установки еXpress и правила работы с ним. Услуги отечественной разработки практически ничем не отличаются от классических мессенджеров: переписка, отправка файлов любых форматов, аудио- и видеозвонки.
«Это очередной мессенджер, в данном случае российский. Не знаю, разрабатывался он оригинально для РЖД, или он выбран монополией по какой-то причине. К примеру, есть другой отечественный проект «Серафим». Это тоже российская разработка, которую позиционировали как программу для секретной корпоративной переписки. Могли бы и его выбрать. Тем не менее остановились на еXpress, — рассказал vgudok.com управляющий партнёр Агентства «Социальные сети» Денис Терехов, протестировавший мессенджер. — Если РЖД оригинально разработали мессенджер для таких задач, то это странно. Как если бы журналисту, для того чтобы написать заметку, пришлось бы программировать новый Word, а не пользоваться уже существующим.
Но большие компании, такие как РЖД, очень часто действуют вне этой логики и исключительно из соображений безопасности.
Я их прекрасно понимаю, когда в компании сотни тысяч сотрудников, огромные обороты, то безопасность важнее других трат. Поэтому они могут себе позволить разрабатывать оригинальные мессенджеры. Но я не знаю, это сделано по заказу РЖД, или они просто выбрали платформу, потому что она им понравилась».
Существенное преимущество, особенно для корпоративных пользователей в крупных компаниях, это возможность, используя мессенджер еXpress, с помощью смартфона проводить видеоконференции и подключения к корпоративному серверу. Этого нет в других аналогичных программах, таких популярных как WhatsApp, Zoom или Telegram. Это позволяет ему обеспечивать дополнительную секретность в переписке и обмениваться данными. Стремление таких консервативных организаций, как РЖД, становиться продвинутыми, можно только приветствовать, уверен наш собеседник.
Компания-разработчик мессенджера сама устанавливает список сотрудников в телефоне. Они отражаются у каждого, кто подключён к корпоративной программе. Основное отличие еXpress заключается в том, что переписка во внутрикорпоративном сегменте контролируется и остаётся на серверах, которые расположены в Главном вычислительном центре. Личную телефонную книжку сторонних, не корпоративных контактов, каждый формирует сам. Если сотрудник РЖД общается с тем, кто не внесён в корпоративный список, то данные проходят уже через общественные серверы.
«В нынешнее время, когда все разговаривают по Zoom и особо не отдают себе отчёт, что этот мессенджер может быть самым незащищенным, не так важно, насколько всё стало безопасно. Главное — удобство коммуникации. Пару месяцев назад никто не знал, что скоро все будут сидеть по домам. Сейчас последнее, о чём думают люди, это об информационной безопасности. Все больше озадачены безопасностью собственного здоровья. Мы готовы жертвовать своим privacy, чтобы хоть как-то общаться с внешним миром. Так много личных данных уже отправили разным властям для разных пропусков, что беспокоиться, что ещё один мессенджер узнает твоё имя или телефон, просто смешно», — считает эксперт.
Разработанный в России мессенджер еXpress был включён в реестр отечественного программного обеспечения ещё 19 сентября 2019 года. Его может скачать с сайта любой пользователь, но касается это только общественной части программы. Корпоративная регулируется протоколами компаний — пользователей программы.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем новом разделе ГОРОД
Екс мос что это
Инструкции по установке мессенджера и правила работы с ним сотрудникам компании отправили 10 апреля. В новом мессенджере есть те же сервисы, как и в других подобных программах: переписка, отправка файлов любых форматов, аудио- и видеозвонки, видеоконференции.
На сегодняшний день еXpress установили порядка 8 тысяч железнодорожников, пишет издание.
Мессенджер еXpress — российская разработка, 19 сентября 2019 года он включен Минкомсвязью в реестр отечественного программного обеспечения.
Мессенджер может скачать с сайта любой пользователь, однако у него есть открытая для всех общественная часть и корпоративная, куда доступ посторонним лицам регулируется протоколами компании, пояснила газете «Гудок» (корпоративная газета РЖД) начальник маркетингового отдела компании «Анлимитед Технолоджи» (разработчика eXpress) Анна Лямина.
Компания сама устанавливает телефонную книжку сотрудников, которые отображаются у каждого участника корпоративного сегмента. Основное отличие еXpress заключается в том, что переписка во внутрикорпоративном сегменте контролируется и остается на серверах, которые расположены в Главном вычислительном центре.
Личную телефонную книжку сторонних, не корпоративных контактов, каждый формирует сам. Если сотрудник РЖД общается с тем, кто не внесен в корпоративный список, то данные проходят уже через общественные серверы.
EКС: российская система раннего предупреждения о ракетном нападении космического базирования.The Space Review. Часть 1
В мае прошлого года Россия запустила четвертый из своих спутников раннего обнаружения запусков ракет нового поколения под названием «Тундра». Летая по высокоэллиптическим орбитам, они постоянно отслеживают регионы, из которых потенциально могут быть нанесены ракетные удары по территории России. Спутники «Тундра» являются частью Единой Космической Системы (EKС), в которую также войдут несколько спутников на геостационарной орбите (ГСО). Сообщается, что после четвертого запуска спутника «Тундра» ЕКС достигла минимальной базовой конфигурации. В этой статье делается попытка пролить новый свет на технические особенности и возможности системы с использованием различных открытых источников.
Предшественники ЕКС
Советский Союз начал работу над спутниками раннего предупреждения в начале 1960-х годов, но первоначальные планы относительно низкоорбитальных спутников были отложены в пользу группировки спутников на высокоэллиптических орбитах (ВЭО, разновидность HОО — низкой околоземной орбиты), первый запуск которых был осуществлен до 1972 года. Спутники (названные УС-KС) летали по орбитам, аналогичным тем, которые использовались спутниками связи СССР «Молния». Но эти орбиты сконфигурированы таким образом, чтобы они могли наблюдать за районами размещения межконтинентальных баллистических ракет в континентальной части Соединенных Штатов. Поскольку датчики советской эпохи не могли видеть ракетные шлейфы на фоне освещенной Земли, спутники УС-KС наблюдали районы размещения межконтинентальных баллистических ракет под скользящим углом со своих апогеев над северной частью Атлантического океана, что позволяло им обнаруживать ракеты на фоне космоса, как только они поднимались над горизонтом.
Спутники первого и второго поколения продолжала запускаться до начала прошлого десятилетия, в значительной степени полагаясь на запас, оставшийся с советских времен.
Одним из недостатков такой геометрии обзора было то, что спутники можно было ослепить светом заходящего Солнца. Это вызвало по крайней мере одну ложную тревогу о ракетном нападении в сентябре 1983 года. К счастью, это событие было признано ложным дежурным на советской наземной станции управления. Когда инцидент был раскрыт после окончания холодной войны, дежурный (Станислав Петров) получил несколько международных наград за свою роль в предотвращении ядерной катастрофы. Тем не менее, сигнал тревоги вполне мог быть отозван на более высоком уровне в цепочке командования при отсутствии подтверждающих данных с наземных радаров раннего предупреждения.
Второе поколение спутников раннего предупреждения (УС-KMO), представленное в 1991 году, было разработано для обеспечения глобального покрытия с геостационарной орбиты (ГЕО). Оснащенные модернизированными датчиками, они могли видеть запуски ракет на фоне Земли, в том числе баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок. Однако многие спутники рано вышли из строя, и поступали сообщения о том, что их датчики работают ниже ожиданий.
Генеральным подрядчиком разработки первых двух поколений космических систем раннего предупреждения был ЦНИИ «Комета» (переименованный в «Корпорацию Комета» в 2012 году), который выполнял ту же роль в отношении советских спутников для разведки океана и противоспутниковых проектов. Фактическая интеграция спутников была в руках НПО Лавочкина, которое также построило все планетарные и лунные зонды в СССР. Полезными нагрузками служили инфракрасные сканирующие датчики Государственного оптического института им. Вавилова (ГОИ) и инфракрасные телекамеры (так называемые «датчики взгляда») Научно-исследовательского института телевидения (НИИТ). Датчики сканировали пространство с широким полем обзора для обнаружения пусков ракет, а более чувствительные узконаправленные датчики выделяли цели и определяли их траектории. [1]
Рождение ЕКС
Спутники первого и второго поколения продолжала запускаться до начала прошлого десятилетия, в основном полагаясь на запас, оставшийся с советских времен. Экономический кризис, охвативший Россию в 1990-е годы, не позволил стране начать какие-либо новые спутниковые проекты раннего предупреждения до начала века. В 1999 году было объявлено о планах создания новой группировки спутников раннего предупреждения, известной как Единая Космическая Система (EKС), которая будет состоять из спутников на орбитах НОО и ГЕО. «Комета» снова была назначена генеральным подрядчиком, получив контракт на ЕКС от Министерства обороны 15 марта 2002 года. Несколько компаний, похоже, боролись за роль производителя спутников, в том числе НПО Лавочкина и Центр Хруничева. Однако 18 марта 2004 года выбор «Кометы» пал на РКК «Энергия».
Система EKС также известна под военным индексом 14K032 и недавно также упоминалась некоторыми официальными лицами как система «Купол». Это названия всей системы, включающей не только спутники НОО и ГЕО, но также наземный сегмент управления, ракеты-носители и инфраструктуру космодромов. Спутники на HОО называются «Тундра» и имеют военный индекс 14Ф142. Названия или индексы спутников на ГЕО пока не указаны.
Достаточно хорошее представление о конструкции спутников «Тундра» можно получить из ряда источников, некоторые из которых труднее найти, чем другие. «Комета» даже опубликовала одну фотографию и как минимум три чертежа спутника, и хотя они не были конкретно идентифицированы как относящиеся к «Тундре», проект явно имеет несколько более низкий уровень классификации, чем многие другие российские военно-космические проекты (то же самое, кстати, относится к американским спутники раннего предупреждения).
Единственный общедоступный снимок спутника «Тундра», опубликованный в статье «Комета» в 2017 году. Источник
Спутники «Тундра» выводятся на орбиты типа «Молния» ракета-носителями «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» с космодрома Плесецк на северо-западе России. Спутники построены на базе служебного модуля (или «автобуса»), который в публикациях РКК «Энергия» называется «Универсальная Космическая Платформа» (УКП) или «Виктория», производная от модуля, используемого на спутниках связи «Ямал». Это трехосная стабилизированная платформа, которая может быть адаптирована для полетов на солнечно-синхронных, высокоэллиптических и геостационарных орбитах, что, возможно, стало решающим фактором при выборе РКК «Энергия» в качестве производителя спутников. В отличие от советских спутников, в платформе УКП не используется герметичный отсек для обеспечения контролируемой среды для работы бортовой электроники. Сухая масса «автобуса» УКП колеблется от 950 до 1200 килограмм. Масса полезной нагрузки спутников на ВЭО HОО составляет от 500 до 1000 кг, а для спутников на ГЕО — от 250 до 300 кг. Расчетный срок службы составляет не менее 7,5 лет для спутников HОО и до 12,5 лет для спутников ГЕО. Вероятно, это связано с тем, что спутники на ВЭО регулярно проходят через радиационные пояса Ван Аллена [3].
В отличие от своих советских предшественников, спутники «Тундра» должны обладать достаточной вычислительной мощностью, чтобы выполнять большую часть обработки данных на борту, что позволит операторам на земле оперативно давать рекомендации руководству страны.
Мало что известно о конкретных изменениях, внесенных в служебный модуль спутников «Тундра». Он может иметь индекс 14С022, который появляется в некоторой документации, относящейся к EKС, и связан с «комбинированным двигателем» (термин, обычно используемый для системы жидкостного ракетного двигателя), звездными трекерами и гироскопами [4].
Гораздо больше информации доступно о модуле полезной нагрузки «Тундра» (известном под русской аббревиатурой МЦА). Два разобранных изображения модуля показывают общую компоновку его систем.
Изображение модуля полезной нагрузки «Тундры» в разобранном виде. Источник
Еще один разобранный вид модуля полезной нагрузки «Тундра». «Комета» в 2019 году.
Спутник состоит из двух модулей, обозначенных «A» (нижняя часть) и «B» (верхняя часть). Конструкционный каркас, сотовые панели и радиаторы предоставлены НПО им. Лавочкина [5]. В верхней части установлены по крайней мере две (а возможно, четыре) группы электрических двигателей. Известно, что это ионные двигатели на эффекте Холла СПД-100 (в русской терминологии называемые «стационарными плазменными двигателями») ОКБ «Факел», которые летают на многих российских и зарубежных спутниках. При весе 3,5 килограмма каждый из двигателей имеет тягу 83 мН и удельный импульс 1600 секунд [6]. Они, вероятно, помогают противостоять некоторым возмущениям, которым подвержены орбиты типа «Молния» из-за неравномерности притяжения Земли и гравитационных эффектов Луны и Солнца.
К секции полезной нагрузки прикрепляются ряд антенн, используемых для различных функций. Одна из них — комплект спутниковых навигационных антенн (АСН) производства Ярославского радиозавода, который должен помочь точно определять параметры орбиты спутников [7]. Также видны управляемые и фазированные антенные решетки бортовой системы радиосвязи (БРТК) и антенны с низким и большим усилением бортовой системы управления и передачи данных (БСУиПД). Эти системы, вероятно, используются для обработки данных, собранных полезной нагрузкой, и отправки их на Землю.
В отличие от своих советских предшественников, спутники «Тундра» должны обладать достаточной вычислительной мощностью, чтобы выполнять большую часть обработки данных на борту, что позволит операторам на земле оперативно давать рекомендации руководству страны о необходимости активировать системы противоракетной обороны или совершить ответный удар. Спутники также могут быть интегрированы в сеть связи, необходимую для обеспечения быстрого реагирования на ракетную атаку. Согласно некоторым источникам, полное название EKС на самом деле — «Единая космическая система обнаружения и управления боевыми действиями» (EKСOиБУ), потому что она объединяет функции обнаружения ракет, выполняемые спутниками раннего предупреждения, и некоторые из функций стратегической связи более ранней модели спутников связи «Молния». Ключевым игроком в разработке этих систем является НПО «Импульс», компании, основным направлением деятельности которой является поставка автоматизированных боевых систем управления для Ракетных войск стратегического назначения. 1 августа 2007 года НПО «Импульс» подписало контракт с компанией «Комета» на EKС, и в соответствующей документации есть ссылки на бортовые системы под названиями 15E1827, 14Р735 и 15Н1953, которые включают как минимум один специализированный компьютер. Некоторая часть работы, похоже, связана с защитой информации, передаваемой по нисходящей и/или восходящей линии связи [8].
Сама полезная нагрузка называется бортовым оборудованием обнаружения (БОО) и занимает обе секции модуля полезной нагрузки с солнцезащитным козырьком, установленным на верхней части, чтобы предотвратить попадание рассеянного света в телескоп. Официально ничего не было раскрыто о характере полезной нагрузки, но в одном документе, относящемся к EKС, упоминается система под названием «Иртыш-Э» с тем, что буквально называют «широкоугольным каналом» и «узкоугольным каналом» [9]. Это почти наверняка модифицированная версия двухканального «Иртышского инфракрасного телескопа», задуманного в институте НИИТ в конце 1980-х годов и аналогичного спутникам US-KMO второго поколения. На «Иртыше» были установлены криогенно охлаждаемые видеокамеры (видиконы) ЦНИИ «Электрон», которые были более чувствительны, чем неохлаждаемые видиконы на спутниках первого поколения.
Телескоп советского времени «Иртыш». Источник
Несмотря на быстрое развитие легких твердотельных датчиков получения изображения (особенно ПЗС), ясно, что планы разработки на «Иртыш» не были отменены даже на рубеже веков. В статье НИИТ, опубликованной в 2015 году, говорится, что его разработка затянулась на 30 лет, и это верный признак того, что в то время она все еще находилась в стадии разработки [10]. Кроме того, «Комета» и ЦНИИ «Электрон» подписали контракт на поставку видиконов для ЕКС 2 июля 2001 г., то есть еще до официального старта проекта. Видиконы имеют обозначение ЛИ489E и производятся совместными усилиями двух компаний, известных как «Катер-3Е». [11] ЛИ489E описан в одной статье ЦНИИ «Электрон» как основанный на так называемых полупроводниках A3B5 и способный работать на длинах волн до 3 микрон. [12] У него был предшественник под названием ЛИ489, который можно отнести к советской спутниковой программе раннего предупреждения 1980-х годов, основанной на докторской диссертации по инфракрасным видиконам, опубликованной в 2001 году [13]. Короче говоря, имеется достаточно свидетельств того, что «Иртыш-Э» и ЛИ489Е являются модернизированными версиями одноименного оборудования, разработанного в начале 1980-х годов, с добавленной буквой «Е», чтобы указать, что оно было адаптировано для системы EKС.
Есть веские основания полагать, что геостационарные спутники ЕКС будут оснащены новой полезной нагрузкой.
Так почему же русские решили придерживаться этой, казалось бы, устаревшей технологии? В вышеупомянутой докторской диссертации утверждается, что криогенно охлаждаемые инфракрасные видиконы по-прежнему обладают лучшими характеристиками, чем твердотельные датчики, дешевле в производстве и могут лучше противостоять излучению, и в качестве примера можно привести видикон ЛИ489. С другой стороны, в статье «Комета», опубликованной в 2016 году, говорилось, что дальнейшая разработка инфракрасных видиконов для «космических систем обнаружения» была прекращена, потому что они не отвечают сегодняшним требованиям к «надежности, массе и размеру», а также из-за их недостаточной чувствительности и небольшого количества используемых пикселей [14].
Два «канала» «Иртыш-Э» должны позволить телескопу работать как в широкоугольном, так и в узкоугольном режимах. Необходимые для этого оптические приборы предоставлены дочерним предприятием «Кометы» — Научно-исследовательским институтом оптического и электронного приборостроения (НИИ ОЭП). Фотографии этих инструментов до недавнего времени были доступны на сайте «Кометы».
Узкоугольная (слева) и широкоугольная оптические системы фотооборудования «Иртыш-Э». Источник: сайт «Комета».
Полезная нагрузка оснащена криогенной системой охлаждения, разработанной Конструкторским бюро точного машиностроения Нудельмана (КБ «Точмаш»), также известным своим участием в нескольких противоспутниковых проектах. В пресс-релизе, появившемся на сайте компании в октябре 2017 года, отмечалось, что система успешно прошла испытания на втором спутнике «Тундра» [15]. В общедоступных годовых отчетах КБ «Точмаш» система именуется СГО-РФ. В патенте, поданном КБ «Точмаш» в 2016 году, описана космическая система охлаждения, которая почти наверняка предназначена для «Тундры». Она имеет два, так называемых, криогенных холодильника Стирлинга с замкнутым циклом, которые используют охлаждающий агент (аргон) для поддержки необходимой температуры. Два криокулера используются по очереди и активируются только тогда, когда телекамера не работает, так что любые вызываемые ими вибрации не мешают наблюдению. Каждый из них имеет расчетный срок службы 10 000 часов и должен гарантировать, что полезная нагрузка останется в рабочем состоянии в течение от семи до десяти лет [16]. Система охлаждения не видна в известной компоновочной схеме спутника, но должна быть установлена в нижней части модуля полезной нагрузки.
Схематическое изображение криогенной системы охлаждения «Тундра» из патента 2016 года. Два криохладителя Стирлинга находятся в позиции 2 и 10, криостат (содержащий аргон) — в позиции 1, а детекторы изображения — в позиции 5. Источник
Вторичная полезная нагрузка для спутника «Тундра» называется «Балка» и производится Научно-промышленной корпорацией «Системы точного измерения» (НПК СПП). Статья в корпоративном информационном бюллетене НПК СПП описывает его успешные испытания на первом спутнике «Тундра», но не раскрывает его цель [17]. Как можно определить из другого источника, от 1 июля 2000 г. (опять же, перед официальным запуском EKС) «Комета» заключила контракт на приобретение «Балки» (также именуемой «Продукт 16») с НПК СПП, и у прибора есть фотодетекторы под названием A -181A и A-181B, разработанные НПП «Пульсар» [18].
Те же детекторы также входят в состав полезных нагрузок НПК СПП на российских навигационных спутниках ГЛОНАСС, которые называются БАЛ-М (для Глонасс-М), БАЛ-К (для Глонасс-К) и БАЛ-К2 (для Глонасс-К2). Их основная цель — следить за соблюдением договоров о запрещении ядерных испытаний путем поиска признаков ядерных взрывов. Они выполняют ту же роль, что и система Nuclear Detection System установленная на американских спутниках GPS/Navstar, и спутниках раннего предупреждения Defense Support Program (DSP). Россия явно пошла по тому же пути, установив такие датчики как на своих спутниках навигации, так и на спутниках раннего предупреждения. Согласно одной статье, опубликованной НПК СПП, другая цель полезной нагрузки — наблюдение гамма-всплесков, космического и галактического излучения, корпускулярного излучения Солнца, молний, вулканической активности и «техногенных катастроф» [19].
Общее название системы обнаружения ядерных взрывов на базе ГЛОНАСС, которая также имеет наземный сегмент для приема информации, «Лира-М». Название системы на основе EKС может быть «Альтаир» [20]. В одном документе, опубликованном в 2013 году, говорилось, что эти две системы будут интегрированы с наземными системами обнаружения ядерных взрывов Ракетных войск стратегического назначения. Полезная нагрузка EKС должна включать в себя детектор гамма-излучения и два оптических детектора, работающих на разных длинах волн. Спутник будет использовать более эффективные каналы связи и будет более продвинутым, чем система на базе ГЛОНАСС, позволяя одному спутнику определять координаты ядерного взрыва с высокой точностью. В документе упоминались как спутники HОО, так и спутники ГСО, предполагая, что полезные нагрузки для обнаружения ядерного оружия будут нести оба спутника [21].