Как просчитать риски при открытии бизнеса
Перейти к содержимому

Как просчитать риски при открытии бизнеса

Риски в бизнес-планировании

Риски в бизнес-планировании

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Так как я занимаюсь «инвестиционным проектированием» или «бизнес-планированием», меня, в последнее время, просят «просчитать риски» по тому или иному бизнес-проекту. В связи с чем, я говорю своим уважаемым клиентам, что дело это, достаточно неблагодарное, чтобы они по этому поводу особо и «не заморачивались»….

После кратких объяснений моей позиции по данному вопросу, некоторые меня понимают. Некоторые, наоборот впадают в «когнитивный диссонанс» из которого их, в первые минуты, сложно вернуть в обыденную, повседневную реальность.

Итак, немного о рисках… Литературы по этой проблематике, не то, чтобы нет, есть. Но вся эта литература — «вода водой». Прочесть там, что-то стоящее и более-менее вменяемое, вряд ли получится. По мне так лучшее, что я читал – это Сергей Кошечкин «Концепция риска инвестиционного проекта». Да, есть ещё одна неплохая и, несмотря на 2001 год издания интересная книга «Риск-анализ инвестиционного проекта» издательства ЮНИТИ (под редакцией М. В. Грачевой), правда, местами и она грешит опечатками, которые простого читателя могут ввести в заблуждение…

Тем не менее, риски каким-то образам пытаются «классифицировать», «систематизировать» и т.д. Ну, чтобы придать вид, что с одной стороны, риски, все-таки имеют место быть, а с другой стороны, что мы, не жалея живота своего боролись с ними, боремся и будем бороться. Несмотря ни на что!

Вот, один из вариантов, как расписывают риски, вернее «их возникновение»:

  • Недостаток информации.
  • Наличие элементов случайности (непредсказуемость).
  • Сознательное противодействие со стороны внутренней и внешней среды проекта (конкурентов, сотрудников, властей, подрядчиков и т.д.).

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Подробнее

  • Идентификация (определение) факторов рисков.
  • Оценка и анализ факторов рисков (количественный и качественный).
  • Планирование мероприятий по уменьшению рисков и ликвидации последствий от событий, которые могут наступить в результате реализации рисков.
  • Мониторинг (контроль) действий по управлению рисками.
  • Выбор методов управления рисками и последовательности их применения.
  • Накопление и обработка ретроспективной информации о рисковых ситуациях и последствиях проявления рисков, выработка рекомендаций для учета полученного опыта в будущем.
  • Проверка по типовым рискам
  • Проведение SWOT-анализа проекта
  • Анализ неопределенностей и предположений по плану проекта
  • Риск превышения сметной стоимости проекта
  • Риск задержки сдачи объекта
  • Риск низкого качества работ
  • Технологические
  • Управленческие
  • Обеспечение сырьем и энергией
  • Транспортный риск
  • Кредитный риск
  • Риск изменения процентной ставки
  • Валютный риск
  • Риск перевода за рубеж выручки
  • Риск конвертации валюты
  • Риск финансирования и рефинансирования
  • Риск финансирования и рефинансирования работ по закрытию проекта
  • Риски возникновения гражданской ответственности (экологические и другие)
  • Страновые
  • Административные
  • Юридические
  • Форс-мажорные
  • Неразвитость гражданского и корпоративного законодательства
  • Слабое страхование
  • Стандарты отчетности разглашения информации
  • Риски, связанные с рынком ценных бумаг
  • Система руководства и корпоративного управления

Суверенный (страновой) риск. Представляет собой риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от исполнения своих внешних долговых обязательств. Основными причинами риска обычно называют возможные войны, катастрофы, общемировой экономический спад, неэффективность государственной политики в области макроэкономики и др.

Политический риск. Иногда рассматривается как синоним странового риска, однако чаще используется при характеристике финансовых отношений между экономическими агентами и правительствами стран, имеющих принципиально различное политическое устройство или нестабильную политическую ситуацию, когда не исключена возможность революции, гражданской войны, национализации частного капитала и т. п.

Производственный риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т. е. структурой активов, в которые собственники решили вложить свой капитал.

Финансовый риск, обусловленный структурой источников средств. В данном случае речь идет не о рисковости выбора вложения капитала в те или иные активы, а о рисковости политики в отношении целесообразности привлечения тех или иных источников финансирования деятельности фирмы. Суть финансового риска и его значимость, таким образом, определяются структурой долгосрочных источников финансирования — чем выше доля заемного капитала, тем выше уровень финансового риска.

Риск снижения покупательной способности денежной единицы. Этот вид риска присущ предпринимательской деятельности в целом, а смысл его заключается в том, что инфляция может приводить к снижению деловой активности, прибыли, рентабельности и т. д.

Процентный риск, представляющий собой риск потерь в результате изменения процентных ставок. Этот вид риска приходится учитывать как инвесторам, так и хозяйствующим субъектам.

Систематический, или рыночный, риск. Представляет собой риск (характерный для всех ценных бумаг), который не может быть элиминирован с помощью диверсификации.

Специфический, или несистематический, риск. Имеет узкую трактовку и закреплен за операциями с финансовыми активами. Специфическим называется риск ценной бумаги, который не связан с изменениями в рыночном портфеле, и потому может быть элиминирован путем комбинирования данной бумаги с другими ценными бумагами в хорошо диверсифицированном портфеле.

Проектный риск, напрямую связанный с бизнес-планированием. Любое предприятие вынуждено в той или иной степени заниматься инвестиционной деятельностью.

Валютный риск. Любой субъект, владеющий финансовым активом или обязательством, выраженными в иностранной валюте, сталкивается с валютным риском, под которым понимается вероятность потерь в результате изменения валютного (обменного) курса.

Актуарный риск, покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии. Актуарными называются расчеты в страховании, понимаемом как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями и несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий.

Ага, я уже вижу владельца бильярдной или торговца-лоточника смотрящего в даль… При этом, он естественно думает об актуарном риске… Как он там, этот риск… «догоняет его бизнес», или, пока обошлось?

Я предлагаю, рассмотреть ситуацию по-другому. Представьте себе следующий бизнес – производство бордюров.

Всем известно, что данный вид бизнеса – это любимое занятие родственников глав администраций, любовниц (любовников) родственников глав администраций, близких друзей любовниц (любовников) родственников глав администраций и т.д. И пока «ГЛАВА», прочно занимает свое место, бизнес будет «пахнуть и процветать», «процветать и пахнуть»! Он, практически не подвержен никакому риску! Тендеры будут все выиграны, несмотря ни на какие происки «со стороны». И, на хрена париться, рассматривая какие-то «внешние и внутренние риски»? НА ФИГА?

Родственники глав администраций, любовницы (любовники) родственников глав администраций, близкие друзья любовниц (любовников) родственников глав администраций успешны всегда! Всегда, несмотря на возраст, образование, гендерную принадлежность к тому, иному или промежуточному полу.

Другое дело, если главу «ушли», тогда мир начинает зеркально меняться… Тендеры уже не выигрываются, более того, на «ранних стадиях» бывших «победителей» отсеивают уже на стадии «приёма документов» для участия в этих самых тендерах… Глядишь, и, рукопожатие «невидимой руки рынка» как-то всё ослабевает и ослабевает, ослабевает и ослабевает…. А бюджетные денежные потоки, маленькими ручьями потекли уже совсем по другим протокам.. Ну, понятно, да?

Соответственно, возникает вопрос, помогут ли 10-15 перечисленных выше рисков, вернее «анализ этих рисков» решить или предугадать «по-серьезному» ту или иную негативную ситуацию в будущем? Ага, уже смешно! Ну, разве, что на «бытовом уровне».

Ну, а если серьезно, то ни в одном учебнике не упоминается такой риск, который называется «черный лебедь джан», а зря! Вверху, правда, он «замаскирован», как причина: «Наличие элементов случайности (непредсказуемость)». А, если копнуть глубже, то каждый день и час у нас непредсказуемостью этой перенасыщен!

Насим Талеб, небезызвестный автор книг: «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости», «Антихрупкость» и «Одураченные случайностью» очень подробно описал этот риск… Очень рекомендую ознакомиться!

Какое можно подвести резюме? Ровно такое, что:

Открытие и ведение бизнеса — дело изначально рисковое, но… когда и кого это останавливало?

При организации любого бизнеса, как в нашей стране, так и за её пределами, стоит отдавать себе отчет в том, что риски от условного «первого риска» до «условно последнего риска» стремительно приближаются к цифре 100%, но не равны ей.

При открытии любого бизнеса, при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта, никогда не забывайте о «черном лебеде»… Думайте о нем, постарайтесь заглянуть ему в глаза…и подмигнуть .

Проводим анализ рисков бизнеса

Предпринимательская деятельность всегда была сопряжена с рисками. Ни один проект в бизнесе не реализуется в полном соответствии с изначальным планом. Особенно если речь идет о крупных предприятиях. Для того чтобы максимально обезопасить себя от провалов и недочетов, необходимо провести анализ рисков бизнеса.

Виды рисков в бизнесе

Под бизнес-риском понимают событие или обстоятельство, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность организации в целом и на отдельные аспекты ее функционирования. Проще говоря – это негативное событие, которое может произойти с предприятием. Есть различные виды рисков в зависимости от критерия классификации.

Внутренние и внешние

По источнику возникновения риски делят на внутренние и внешние. Внутренние связаны с ошибками самого руководства или персонала. Это может быть:

  • некорректное построение процессов на предприятии;
  • низкая квалификация сотрудников;
  • провальная налоговая оптимизация;
  • неоправданно крупные вложения в тот или иной сектор;
  • отсутствие должного мониторинга, контроля, аудита;
  • осуществление управления без учета актуальных изменений;
  • негибкость в принятии решений.

Всё перечисленное несет в себе для компании потенциальные проблемы, которых можно избежать, если скорректировать работу.

К внешним рискам относится:

  • опасная экономическая или политическая ситуация, сложившаяся в регионе, стране или мире;
  • инфляция и валютные скачки;
  • срочное изменение экономических регуляторов, например ключевой ставки Центрального банка, налоговых ставок, пошлин и т. д.;
  • внезапные нововведения в законодательство (гражданское, трудовое, налоговое);
  • стихийные бедствия и другие природно-климатические факторы.

Определенные и неопределенные

По уровню осведомленности руководства или ответственных лиц различают:

  • риски определенности – это нежелательные пути развития событий, о которых имеется достаточное количество информации. В качестве источников могут выступать отчетность бухгалтерии, договоры;
  • риски неполной определенности – варианты, при которых есть существенные пробелы в данных;
  • риски полной неопределенности – ситуации, когда данные о возможном течении нежелательных событий и способах борьбы с ними отсутствуют вовсе. Однако с ними также работают с помощью аналитических инструментов, вычислений, которые могут дать вероятный прогноз.

Итог вычислений может быть сформирован в виде следующих значений:

  • абсолютных – численное выражение ущерба, который возможен при реализации риска. Например, сумма, на которую уменьшился доход организации или стоимость товара;
  • относительных – переменные показатели, обычно выражающиеся в виде процентов. Например, уменьшение оборотов по сравнению с прошлогодними или с запланированными;
  • усредненных – величины, представляющие собой коэффициенты, которые получаются после исследования отдельных показателей.

Систематические и несистематические

По критерию предсказуемости риски бизнеса делят на систематические и несистематические. Первые несут угрозу всему рынку или некоторым его сферам. Предсказать их наступление и оценить последствия могут лишь эксперты соответствующих областей, но далеко не всегда. Сюда относят политические, природные, юридические и экономические риски. Несистематические возникают в отдельных организациях, их реально предсказать своими силами. Это могут быть производственные, финансовые и рыночные риски.

Провести между ними четкую грань трудно. Всё зависит от конкретной ситуации. Так, производственный несистематический риск в виде невыполнения плана продаж, казалось бы, возникший из-за отсутствия должного контроля над подчиненными и решаемый простыми дисциплинарными методами, может после более глубоко анализа оказаться следствием введения нового закона, который существенно замедлил работу производства.

Страховые и нестраховые

По критерию не только предсказуемости, но и возможности последующей компенсации, то есть защиты, риски можно разделить на страховые и нестраховые. Сама эта классификация предполагает, что предварительно будет проведен анализ и принято решение по поводу страхования самого бизнеса, его объектов или сделок. Страховые риски в виде пожаров, ограблений, порчи имущества бывает трудно спрогнозировать и просчитать, но зато можно договориться о денежной компенсации в случае их наступления.

Риски на каждом этапе

Угрозы могут быть классифицированы в зависимости от этапа, который проходит бизнес в целом. Например, на первоначальном этапе существую риски:

  • ошибиться при разработке схемы будущей деятельности;
  • недооценить уровень конкуренции в выбранной сфере;
  • не учесть необходимость дополнительных инвестиций;
  • переоценить собственные возможности и ресурсы;
  • не учесть экономическую обстановку на рынке;
  • ошибиться при подборе рабочего персонала.

Поэтапная классификация рисков существует и в рамках отдельных проектов. Например, при работе над мобильным приложением могут быть риски, связанные с этапами:

  • фиксации требований;
  • составления плана;
  • создания дизайна;
  • осуществления разработки;
  • предварительной оценки;
  • тестирования;
  • внесения правок;
  • приемки.

Так, может получиться, что на стадии дизайна заказчики не утвердили предложенный вариант и по окончании этапа разработки выяснилось, что внешний вид приложения они представляли себе иначе. Значит, придется потратить время и усилия для внесения изменений как в дизайн, так и в код.

Кратковременные и постоянные

По временному фактору риски делятся на кратковременные и постоянные. Риск может сопутствовать всей деятельности предприятия от начала до конца, а может являться особенностью только одного этапа или даже конкретного действия одного человека.

Прямые и косвенные

Риски при их наступлении могут наносить прямой ущерб в виде материальных потерь или утраты других ресурсов, таких как силы и время – это прямые риски. Но иногда потери не являются очевидными или сказываются на отдельном аспекте работы спустя некоторое время – это косвенные риски. Иногда к последним можно отнести репутационные риски, при которых имиджу компании вредит, например, некорректное ведение социальных сетей или даже вызвавший раздражение потенциальных клиентов конкретный рекламный пост. Еще выделяют зависимости – риски, которые влекут за собой другие. Это связи между двумя или несколькими задачами в проекте. Например, один из сотрудников может заболеть и уйти на больничный. Как таковое его отсутствие не критично, однако если на него был возложен определенный функционал в рамках проекта и руководство не позаботилось о том, чтобы подготовить ему замену заранее, процесс адаптации остальных участников может затянуться и повлечь издержки.

Высокие, средние, низкие

Риски классифицируют и по степени возможного урона, который может быть нанесен в результате того или иного события. У каждой компании границы между одними и другими будут разные. Для одной убыток в миллион рублей – это катастрофа, от которой придется долго оправляться, для другой – лишь небольшое снижение дневной прибыли.

В результате сравнения рисков по степени опасности в деятельности компании можно выделить несколько так называемых рисковых зон:

  • Безрисковая. Анализируемая деятельность не содержит потенциальных угроз или вероятность их возникновения крайне мала.
  • Зона с допустимым значением риска. Существуют прогнозы, которые указывают на вероятные проблемы, но даже если они сбудутся, потери будут значительно меньше ожидаемой прибыли.
  • Зона критических значений. Вероятные потери выше прогнозируемой прибыли, можно потерять значительное количество ресурсов.
  • Зона катастрофического риска. Предполагается урон, который перекроет все активы компании и повлечет неминуемое банкротство.

Стратегические, тактические, оперативные

Классифицируются риски и в зависимости от уровня управления компании. Оперативные риски допускаются при осуществлении мелких задач, составляющих большой проект, хорошо видны в текущем моменте и обычно не таят в себе большой опасности. Это, например, ошибки, которые можно допустить при производстве конкретного товара или оказания услуги. Тактические риски – это возможные ошибки при составлении и выполнении более крупных задач, на которых завязаны цели проекта. Например, трудности с логистикой. Стратегические риски – дефекты на самом базовом уровне. Они должны быть предусмотрены и поставлены на контроль, когда речь идет о проекте или даже о бизнесе в целом. Реализация таких рисков грозит поставить под удар всю деятельность компании.

На примере этой классификации особенно хорошо видна практическая ценность деления рисков на виды. Если ошибиться в ней, при наступлении нежелательной ситуации можно пойти по неверному направлению и начать реанимировать текущие задачи, мелкие элементы, тогда как проблема будет таиться в построении бизнеса или проекта в целом. Остальные классификации не менее важны, и правильное их составление в отношении рисков организации позволит увидеть общую картину и предпринять правильные действия для того, чтобы обезопасить бизнес. Чем больше будет выделено видов рисков, тем проще будет их прогнозировать.

Этапы анализа рисков

Классификация конкретных рисков предприятия, по сути, составляет основу их анализа. Происходит систематизация полученных параметров. Благодаря ей перед руководителем предстает полноценная картина угроз для бизнеса, возможных в ближайшем или отдаленном будущем. Риски оцениваются, определяется вероятность негативных последствий в процессе работы, осуществляется определение степени возможности их появления. Деятельность по проведению анализа рисков бизнеса можно разделить на следующие этапы:

  1. Выявляются источники и параметры возникновения рисков, определяются стадии и виды работ, на которых угроза нежелательного развития событий наиболее велика.
  2. Составляется перечень всех видов угроз, которые могут проявиться при осуществлении задуманных задач.
  3. Определяется целесообразность всего проекта с позиции возможных негативных событий и обстоятельств, отдельно вычисляется степень возможного наступления каждого риска.
  4. Производится расчет значений рисков, которые допустимы для деятельности организации. Необходимо грамотно определить степень возможного урона, при превышении которого последуют отрицательные последствия для бизнеса.
  5. Выявляются действия, которые необходимо осуществить для снижения или полной ликвидации рисков.

Главные ошибки анализа рисков

Проводить анализ рисков бизнеса непросто. От руководителя или специалиста, который будет этим заниматься, требуется понимание большого количества факторов и их закономерностей. Вот ошибки, которые чаще всего возникают при исследовании рисков:

  • Дисбаланс между сложностью работы, направленной на выявление и изучение риска, и уровнем опасности последнего. Такая ошибка может привести к некорректному распределению людских ресурсов в исследовании. В результате на анализ несущественных угроз уйдет большое количество сил, времени и средств.
  • Большое внимание к прошлым и настоящим рискам без тщательного рассмотрения будущих угроз. Подобная оценка будет соответствовать реальному положению вещей лишь отчасти.
  • Неправильное определение риска. Это может произойти из-за некомпетентности персонала или большой сложности работы.
  • Заминки в процессе принятия решений, касающихся минимизации и ликвидации рисков. Некоторые угрозы требуют оперативного реагирования и незамедлительного принятия необходимых мер. Без учета этого фактора проработка нежелательных сценариев будет некачественной.
  • Неверно подобранные способы проработки рисков и расстановки их по значимости. Эту ошибку легко допустить в сложном проекте, в котором существует несколько направлений деятельности.
  • Отсутствие опыта в ликвидации угроз. Для того чтобы предотвращать риски, нужно уметь работать с сотрудниками, проверять их профессиональную пригодность или привлекать специалистов со стороны, которые обладают необходимым опытом.
  • Некачественная работа с оформлением отчетов и другой документации при оценке рисков. Из-за нее искажается восприятие данных. Как следствие возможны неверные решения руководства.

Пошаговый анализ рисков

Рассмотрим инструкцию по анализу рисков.

Первый шаг: выявление опасностей для всей организации

Необходимо определить риски в контексте целей и задач, которые стоят перед компанией. Уже на их основе можно рассматривать угрозы, которые могут проявиться в конкретных ситуациях.

Здесь полезно будет опросить экспертов, узнать мнение конкурентов и представителей смежных направлений бизнеса. Они могут обнаружить угрозы, которые связаны с рынком, целевой аудиторией, правовыми нормами. Например, при работе над финансовым проектом неплохо получить консультацию юриста, имеющего опыт в банковском деле, чтобы оставаться в рамках действующих нормативно-правовых актов или тех, которые возможно будут приняты в ближайшем будущем.

Лучше обговорить особенности проекта со всей командой. Опытные сотрудники, основываясь на целях и используемых ресурсах, подскажут, что может случиться. Если подразумевается внедрение новых технологий, следует принять во внимание время на их изучение и трудности при освоении.

Второй шаг: разработка каталога рисков предприятия

Здесь также неплохо будет задействовать экспертов и обратиться к команде. Можно вспомнить старые проблемы, с которыми уже приходилось иметь дело при работе над аналогичными проектами.

Чтобы каталог рисков получился полноценным, учтите классификации, которые наиболее актуальны для сферы деятельности компании и текущего проекта. Зафиксируйте информацию обо всех угрозах, свойственных организации. Разбейте риски на внутренние и внешние, стратегические, тактические и оперативные, высокие и низкие, кратковременные и постоянные и т. д.

Третий шаг: распределение рисков по работникам

Для каждой угрозы стоит назначить отдельного специалиста в компании. Он должен контролировать оценку конкретного риска, заниматься подсчетом вероятных убытков и создавать меры для минимизации и устранения нежелательных последствий. Следует заблаговременно четко определить зону ответственности этого специалиста. Если риск сложносоставной, то для работы с ним лучше назначить несколько экспертов.

Четвертый шаг: разработка методов управления рисками

Специалисты, назначенные ответственными за анализ рисков, должны уметь определять и разрабатывать способы их контроля. Им нужно выработать конкретные меры, направленные на уменьшение опасности, позаботиться о создании запасных вариантов. Для этого необходимо:

  • согласовать порядок действий для того, чтобы риск не произошел;
  • четко понять, что предпринимать, если риск превратится в проблему.

Есть несколько стратегий по управлению рисками:

  • Принятие – сразу осознать, что риск превратился в проблему и запланировать ее решение.
  • Уклонение – предпринять действия для того, чтобы риск не превратился в проблему.
  • Снижение влияния – спланировать мероприятия, которые призваны уменьшить вероятность возникновения риска и степень его влияния.
  • Передача – передать задачу и сопутствующие ей риски другим исполнителям.

Вряд ли получится проработать абсолютно все риски. Нужно сосредоточить свои силы на самых важных.

Пятый шаг: оценка рисков и их последствий

Лучше всего, если результаты оценки будут сделаны в виде понятных расчетов для того, чтобы руководитель мог взвесить все за и против. Каждый риск оценивается по тем классификациям, которые выбраны в качестве приоритетных.

Шестой шаг: обновление каталога рисков

Анализ не должен быть разовой акцией. Лучше всего проводить эту работу с определенной периодичностью: хотя бы раз в год. При каждом следующем изучении добавляйте в каталог новые риски, таким образом собирая опыт исследования угроз. В дальнейшем появится навык оценивать их системно. Опасности со временем могут меняться, трансформируясь и создавая другие последствия. Когда организация меняет методы работы, начинает вкладывать средства в другие проекты, сотрудничает с новыми партнерами, необходимо осуществлять промежуточный анализ. В результате подобной работы каталог рисков будет регулярно пополняться.

Итак, мы проводим анализ рисков бизнеса не только для минимизации возможных потерь, но и для оптимизации деятельности компании в целом. После проведения классификации угроз, составления подробного каталога, проработки различных вариантов решения проблем, организация неизбежно выйдет на новый уровень безопасности и эффективности.

Как провести анализ рисков бизнеса?

шахматы

Каждый бизнес встречается с рисками, которые иногда приводят к серьезным потерям. Все предусмотреть нельзя, но большинство угроз реально спрогнозировать и подготовить способы решения. Мы узнали у предпринимателей, как анализ рисков помогает остаться на плаву.

Содержание статьи

Что такое анализ рисков бизнеса

Если говорить просто, то это план действий для кризисных моментов. Риски прописывают на этапе запуска в бизнес-плане или инвестиционном проекте. На основе анализа рассчитывают финансовую модель, потому что угрозы влияют на окупаемость.

Риски учитывают и в работающем бизнесе. Например, предприниматель открыл ларек с шаурмой в марте 2020 года, а уже в апреле произошел локдаун. Кухню не подготовили к работе на доставку, посетителей принимать нельзя, и бизнес встал. По идее даже такую ситуацию нужно предвидеть, чтобы избежать проблем.

Аналитик компании 3DAnalytics Денис Загребиль считает, что в пандемию обострились регуляторные риски:

В риск-анализе прописывают 4 основных параметра:

  • Вероятность. Возникновение пандемии спрогнозировать маловероятно, а вот штрафы контролирующих органов в общепите случаются не так уж и редко.
  • Степень воздействия. Здесь прогнозируют потери бизнеса от возникновения рисков. МЧС может оштрафовать, а Роспотребнадзор закрыть точку до устранения недоработок. Нужно посчитать, сколько денег теряет компания в этом случае.
  • Ответственный. Этот человек предотвращает риски или минимизирует последствия.
  • Бюджет. Риски — это всегда затраты, и лучше продумать заранее, как компенсировать потери.

Какие риски бывают в бизнесе

У каждого бизнеса свой круг рисков, поэтому лучше открывать дело в сфере, в которой разбираетесь. Так проще определить круг потенциальных угроз. Но обычно выделяют 6 типов рисков.

Внутренние

Эти угрозы появляются от действий руководства или сотрудников. Например, компания дала таргетированную рекламу в соцсетях. Клиенты начали задавать вопросы в личных сообщениях, а менеджер односложно отвечает, не выводит на диалог, не задает вопросы. В итоге реклама привела потенциальных покупателей, но по вине сотрудника продажи не состоялись.

Производственные

На производстве происходит брак из-за человеческого фактора или некачественного сырья. Или завод встал из-за аварии на подстанции, а оборудование вышло из строя.

Финансовые

Это все, что связано с деньгами. Например, компания отправила продукты в розничные магазины, а те не расплатились в срок. Или предприниматель потратил деньги поставщиков на покупку машины, а у него не осталось средств, чтобы расплатиться по обязательствам.

Страховые

Есть случаи, которые можно заранее предусмотреть и застраховать: пожар или воровство оборудования. Бизнес несет затраты на страховку, но если риски произойдут, то предприниматели получат компенсацию.

Коммерческие

Эти угрозы влияют на реализацию товаров или услуг. Например, магазин одежды столкнулся с тем, что клиенты предпочитают покупать в интернете. Или веб-студия не находит клиентов, потому что конкуренты делают сайты дешевле.

Внешние

На эти условия предприниматель не может повлиять: изменения в законодательстве, пандемия или нововведения в налоговой системе. На последнем стоит остановиться чуть подробнее. В 2021 году предприниматели столкнулись с тем, что государство отменило режим ЕНВД, а взамен предложило измененный патент. Но, как правило, патент в регионах обходится дороже, чем «вмененка». И это несмотря на то что власти разрешили уменьшать стоимость на сумму страховых взносов.

В ФНС стали строже следить за предпринимателями и обоснованностью сделок. С 2021 года налоговики изменили алгоритмы проверки 6-НДФЛ, чтобы видеть предпринимателей, которые платят меньше средней зарплаты по отрасли. То есть если сотрудники получают небольшую официальную зарплату, то ФНС может прислать требование с просьбой указать причины.

Основатель «Школы Профессионального Владельца бизнеса» Оксана Дажун считает, что предприниматели должны обращать пристальное внимание на налоговые риски:

  • Сформулировать проблему — то, что может быть эффективно.
  • Сформулировать риск — то, что может случиться, если ничего не делать.
  • Сформулировать цель — до какого состояния мы хотим и можем снизить риск.
  • Сформулировать мероприятия по управлению рисками — что мы будем делать.
  • Назначить ответственного за каждый риск.
  • Установить конечные и контрольные сроки воздействия на риск.
  • Коллегиально установить вероятность наступления риска по 10-балльной шкале.
  • Коллегиально установить глубину последствий риска по 10-балльной шкале.
  • Определить степень риска и категорию реагирования.
  • Внести мероприятия в общий стратегический план мероприятий, индивидуальные СМАРТ-задачи»

Денис Загребиль считает, что риски у каждого бизнеса разные, но некоторые встречаются чаще:

Как оценивать риски в бизнесе?

Для этого нужно погрузиться в бизнес-процессы и понять слабые места. Учебники по бизнесу выделяют 5 основных методов проведения риск-анализа.

Качественная оценка

Это таблица, где риски распределяют по степени возникновения:

  • Высокий;
  • Средний;
  • Низкий.

После этого прописывают, как компания реагирует на каждый из рисков. Например, предприниматели заранее знали про отмену ЕНВД. Соответственно, за год до этого продумывали действия для бизнеса: выбор системы налогообложения, сокращение издержек, смена торговых точек.

Руководитель компании «Понимай Франчайзинг» Олег Шатилов проводит качественную оценку перед каждым запуском франшизы:

Метод аналогий

Это сравнение рисков на базе реализованных проектов такой же тематики. Пилорама запускает производство пеллетов, а коммерческий директор работал на таком заводе в прошлом. Он расскажет, с какими рисками столкнется пилорама и как их избежать. Для этого метода пригодятся сторонние эксперты, которые запускали такие проекты и знают подводные камни.

Коммерческий директор предприятия «Люкшудьинский леспромхоз» Александр Труфанов считает, что общение с конкурентами помогает понять будущие проблемы:

Контрольные списки источников рисков

Когда компания развивается, она накапливает опыт ошибок и проблем. Руководители заранее знают, с чем столкнутся на определенных этапах масштабирования. Например, пиццерия продает франшизу в разные города, и контрольный список поможет заранее понять опасности. Составляйте чек-лист проблем, который пополняется с каждым новым проектом.

Метод рейтинговых оценок

Это способ, когда ставят рискам оценки по пятибалльной или десятибалльной системе. Если государство собирается ужесточить наказание в области налогов, то риску ставят оценку 5. Значит, в ближайшее время придется вместе с бухгалтером оптимизировать налоги и учет, чтобы не привлекать внимание ФНС. Если у производства 3 постоянных поставщика и 2 в запасе, то угроза остановки не грозит. Этому риску ставят оценку 1 и не принимают срочных решений.

Метод экспертных оценок

Для этого метода привлекают сторонних экспертов: аналитиков, юристов, технологов. Выбор зависит от направления бизнеса. Каждый эксперт делает анализ рисков бизнеса по своей деятельности и определяет влияние на развитие проекта.

Если говорить про малый бизнес, то не всегда предприниматели проводят риск-анализ по методикам. Часто это происходит по наитию и на основе опыта. Денис Загребиль считает, что этот подход не совсем верен:

А эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин считает, что с риск-анализом справится руководитель и сотрудники:

Как запустить процесс анализа бизнес-рисков

Определить риски для бизнеса не так сложно. Не стоит бояться научных названий и думать, что без специалистов не обойтись. Конечно, в некоторых случаях нужны эксперты, но основную работу проводят руководители и сотрудники компании.

  • Определите внутренние риски. У бизнеса есть цели и задачи. Выясните, что мешает выполнению плана на каждом этапе.
  • Сделайте базу рисков компании. Пропишите информацию про все риски, которые угрожают развитию. Распределите их по уровню опасности.
  • Назначьте ответственных. Руководитель не сможет контролировать все опасности. Поэтому делегируйте задачи сотрудникам, они на своем участке будут следить, чтобы риски не нанесли урон бизнесу.
  • Решите, как управлять рисками. Ответственные должны знать, на что обращать внимание при работе с рисками: как уменьшить опасность и что делать при возникновении.
  • Обновляйте базу рисков. Бизнес постоянно развивается и появляются новые опасности. Поэтому регулярно обновляйте базу данных, чтобы была полная картина опасностей и способов решений.

Пример таблицы для контроля бизнес-рисков

Оксана Дажун считает, что эффективный анализ рисков бизнеса прежде всего зависит от руководителя:

Анализ рисков бизнеса помогает предпринимателям подготовиться к возникновению проблем. Если подходить к этому системно, то у бизнеса появится защита от неожиданных потерь.

Бизнес-риски

Кто не рискует, тот не зарабатывает

Ни для кого не секрет: чтобы открыть свой бизнес, нужно через многое пройти. Под «многим» подразумеваются не только реализация собственного желания, планирование и вложение денег. В первую очередь предприниматель, будь он новичком или закоренелым бизнесменом, должен помнить о тех рисках, которые ожидают его на пути к прибыли. Понятно, что, когда открываешь свое дело, сомнений не избежать. Но одни с этими сомнениями справляются, а другие только больше в них вязнут. Какие же существуют бизнес-риски и как их избежать?

Риск организации бизнеса

Главным риском для каждого предпринимателя является сомнение, что бизнес не принесет прибыли. И исход сомнения зависит от того, как человек психологически настроен на успех своего дела. Излишняя пессимистичность еще никого не спасала, но и с крайним оптимизмом далеко не уедешь. Нужно помнить, что на любой бизнес, каким бы простым в реализации он ни казался, нельзя смотреть сквозь розовые очки.

Открывая бизнес, предприниматель должен держать в голове основные параметры:

  • четкую идею и план ее реализации;
  • уровень конкуренции и свои возможности, дабы суметь справиться с конкурентами.

К тому же к этим пунктам всегда добавляется реакция общества и рынка на появление новичка. Конечно, каждый бизнес и подход к нему индивидуальны. Но предприниматель в любом случае должен иметь объективное представление о реальности, чтобы в любой момент суметь грамотно отразить удар.

Стандартный предпринимательский риск

Сам по себе предпринимательский риск подразумевает под собой риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством и реализацией продукции, товаров и услуг, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, а также с осуществлением научно-технических проектов. Считается, что он даже необходим — по причине того, что все познается методом проб и ошибок. Примеров предпринимательского риска множество: предприниматель закупил товар, а он не продается; выполнил какие-либо строительные работы, а постройка сгорела; предлагает какие-либо услуги, а они оказываются невостребованными.

Финансовый риск

Без финансового риска не обходится ни один бизнес. Причем преследует он каждого бизнесмена на протяжении всего развития и становления дела. Финансовая поддержка бизнеса важна на каждом этапе, от первоначальных вложений (куда входят кредиты и инвестиции) до постоянной организации продаж, оценки финансового состояния.

Из финансовых рисков вытекают первоначальные сомнения по поводу будущего той или иной компании. Бизнесмен постоянно находится в замкнутом круге, где невозможно предугадать, что ждет тебя за поворотом, от колебания курса валют и повышения налогов до желания покупателей и поведения конкурентов.

Риск мировых факторов

Этот риск актуален всегда. Если на других фронтах может устанавливаться какая-либо стабильность, то развитие ситуаций, затрагивающих все сферы жизнедеятельности стран мира, предсказать невозможно. Здесь тоже существует свой замкнутый круг. Все внутренние проблемы вытекают из проблем внешних — проблем глобального масштаба. На развитие бизнеса не могут не влиять следующие факторы:

  • изменение климата;
  • волатильность цен на энергию и топливо;
  • обеспеченность водой и цены на воду;
  • доступность ресурсов;
  • рост численности населения.

Здесь необходимо отметить, что все риски, так или иначе связанные с бизнесом, будь они постоянными или уходящими (приходящими), зависят от глобальных факторов устойчивого развития. Следовательно, влекут за собой и все остальные риски, включая моральную неустойчивость того или иного предпринимателя, страх перед постоянными мировыми изменениями.

Риск личности бизнесмена

Большинство проблем возникает именно из-за того, что сам бизнесмен не рассчитал свои возможности. Основная проблема — время. У начинающего бизнесмена практически все время уходит на свое дело. Многие проекты так и не находят своей реализации именно потому, что бизнесмен либо растрачивает себя еще на какую-либо работу и пытается погнаться за двумя зайцами, либо потому, что выбирает между бизнесом и семьей второе. В остальных случаях причиной того, что не получилось, становится потеря интереса. Здесь важно научиться планировать свое время, что тоже колоссальная работа, поэтому нужно уметь мыслить рационально и вырабатывать критическую оценку.

Необходима четкая организация в управлении бизнесом, временем, отношениями с клиентами, в этом поможет постоянное стремление к саморазвитию.

Развитие бизнеса всегда требует от предпринимателя много сил и энергии, желания и особенной способности уметь правильно распланировать как свое время, так и то время, которое должно быть затрачено на бизнес. Бизнесмен — это почти синоптик. Но объективный синоптик, всегда готовый к внезапному торнадо. Торнадо — это и есть те самые риски, которым может и должен подвергаться каждый бизнес. И нельзя выделить что-то одно, чему бы предприниматель уделил большее внимание. Здесь все потери и приобретения равны. Важнее не волноваться, не бежать за двумя, а то и более зайцами, не пытаться схватиться за каждую соломинку и отрегулировать ее в одно касание, а делать свою работу и быть подготовленным, держать в постоянном тонусе свои мысли, из которых вытекают правильные действия.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *