Excel: как сравнить 2 таблицы и подставить данные из одной в другую автоматически
Вопрос от пользователя
Здравствуйте!
У меня есть одна задачка, и уже третий день ломаю голову — не знаю, как ее выполнить. Есть 2 таблицы (примерно 500-600 строк в каждой), нужно взять столбец с названием товара из одной таблицы и сравнить его с названием товара из другой, и, если товары совпадут — скопировать и подставить значение из таблицы 2 в таблицу 1. Запутанно объяснил, но думаю, по фотке задачу поймете ( прим. : фотка вырезана цензурой, все-таки личная информация) .
Заранее благодарю. Андрей, Москва.
Доброго дня всем!
То, что вы описали — относится к довольно популярным задачам, которые относительно просто и быстро решать с помощью Excel. Достаточно загнать в программу две ваши таблицы, и воспользоваться функцией ВПР . О ее работе ниже.
Пример работы с функцией ВПР
В качестве примера я взял две небольших таблички, представлены они на скриншоте ниже. В первой таблице (столбцы A, B — товар и цена) нет данных по столбцу B; во второй — заполнены оба столбца (товар и цена). Теперь нужно проверить первые столбцы в обоих таблицах и автоматически, при найденном совпадении, скопировать цену в первую табличку. Вроде, задачка простая.
Две таблицы в Excel — сравниваем первые столбцы
Как это сделать.
Ставим указатель мышки в ячейку B2 — то бишь в первую ячейки столбца, где у нас нет значения и пишем формулу:
=ВПР( A2 ; $E$1:$F$7 ; 2 ; ЛОЖЬ )
где:
A2 — значение из первого столбца первой таблицы (то, что мы будем искать в первом столбце второй таблицы);
$E$1:$F$7 — полностью выделенная вторая таблица (в которой хотим что-то найти и скопировать). Обратите внимание на значок "$" — он необходим, чтобы при копировании формулы не менялись ячейки выделенной второй таблицы;
2 — номер столбца, из которого буем копировать значение (обратите внимание, что у нас выделенная вторая таблица имеет всего 2 столбца. Если бы у нее было 3 столбца — то значение можно было бы копировать из 2-го или 3-го столбца);
ЛОЖЬ — ищем точное совпадение (иначе будет подставлено первое похожее, что явно нам не подходит).
Какая должна быть формула
Собственно, можете готовую формулу подогнать под свои нужды, слегка изменив ее. Результат работы формулы представлен на картинке ниже: цена была найдена во второй таблице и подставлена в авто-режиме. Все работает!
Значение было найдено и подставлено автоматически
Чтобы цена была проставлена и для других наименований товара — просто растяните (скопируйте) формулу на другие ячейки. Пример ниже.
Растягиваем формулу (копируем формулу в другие ячейки)
После чего, как видите, первые столбцы у таблиц будут сравнены: из строк, где значения ячеек совпали — будут скопированы и подставлены нужные данные. В общем-то, понятно, что таблицы могут быть гораздо больше!
Значения из одной таблицы подставлены в другую
Примечание : должен сказать, что функция ВПР достаточно требовательна к ресурсам компьютера. В некоторых случаях, при чрезмерно большом документе, чтобы сравнить таблицы может понадобиться довольно длительное время. В этих случаях, стоит рассмотреть либо другие формулы, либо совсем иные решения (каждый случай индивидуален).
Ну а у меня на этом пока всё, удачи!
Как в офисе.
Как работает функция ВПР?
ВПР(искомое_значение,таблица,номер_столбца,[интервальный_просмотр]) Важно! Программа не умеет думать как человек, она четко сопоставляет факты. Если для нас название «Труба1» и «Труба 1» это одно и то же, то для Excel это разные вещи, т.к. в первом случае нет пробела перед 1, а во втором случае есть.
Теперь разжуем что к чему:
- ВПР — название функции
- Искомое значение — по этому значению мы будем подтягивать необходимые данные. Искомое значение, как правило, бывает код товара, который идентичный в любой базе данных. Если наименование номенклатуры может различаться, то код товара всегда одинаков, поэтому лучше всего использовать его. Для выделения диапазона данных не нужно мучатся, и выделять точное количество строк. Выделите весь столбец, нажав на номер или букву столбца.
- Таблица — это диапазон от столбца Искомого значения до подтягиваемых данных со страницы подтягиваемых данных, т.е. с другой страницы или книги. Так же выделяем столбцы. Важно! Искомое значение всегда должно быть справа от подтягиваемых данных.
- Номер столбца — порядковый номер столбца от искомого значения до подтягиваемых данных. Когда Вы выделяете диапазон, обратите внимание, Excel подсказывает Вам какой номер последнего выделенного столбца рядом с курсором мыши.
- Интервальный просмотр, что это такое знать вовсе не обязательно, просто ставьте всегда 0
Теперь рассмотрим эту функцию на примере:
Открываем книгу Excel
Давайте сделаем произвольную таблицу с тремя столбцами код товара, номенклатура, сумма период 1
При создании таблицы можно воспользоваться протягиванием. Данные вносим любые.
Теперь копируем нашу таблицу на другую страницу и меняем столбцы номенклатура (порядок наименований) и сумма период 2. Вот так, например:
Теперь возвращаемся на Лист1 и добавляем столбец Сумма период 2, прописываем формулу в столбце сумма период 2. Ставим курсор на первый товар и пишем =ВПР(, теперь выделяем мышкой столбец «код товара» это есть искомое значение и ставим точку с запятой(;) формула приобретает следующий вид =ВПР(А:А;
Дальше переходим на страницу или книгу с нужными для подтягивания данными и выделяем мышкой диапазон от искомого значения(код товара) до подтягиваемых данных (сумма период 2). Смотрим подсказку — номер столбца (ну или считаем самостоятельно) в нашем конкретном случае это третий столбец. Ставим точку с запятой (;) и пишем 3. Получаем следующий вид формулы:
Проставляем 0 и закрываем скобку =ВПР(А:А;Лист2!А:С;3;0). Протягиваем по всем наименованиям и получаем результат 🙂 Для быстрого протягивания можно воспользоваться комбинациями клавиш:
Ставим курсор на первый столбец, нажимаем Ctrl+стрелочка вниз, оказываемся в низу таблицы. Теперь Ctrl+стрелочка вправо, отпускаем Ctrl и еще один раз вправо. Мы должны оказаться в столбце, где прописана наша формула внизу таблицы. Теперь нажимаем Shift+ Ctrl+стрелочка вверх, таким образом, выделяем диапазон до написанной формулы и нажимаем Ctrl+D. Готово.
Важно! Если вы хотите переслать или скопировать в другую книгу полученный результат, Вам нужно избавиться от формулы. Если этого не сделать в новой книге расчеты могут слететь, т.к. путь для расчетов пишется на Вашем локальном компьютере. Для избавления от формулы нужно скопировать столбец или диапазон таблицы и вставить через специальную вставку как значения.
БОНУС — КНОПКА ВСТАВКИ ЗНАЧЕНИЯ.
Для удобства и ускорения работы, кнопку специальной вставки как значение можно вывести на панель Excel. Как это работает? Выделяем полностью столбец или диапазон мышкой нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+C (комбинация копирования), далее нажимаем кнопку специальной вставки, которую мы сейчас выведем в панель Excel. И все ГОТОВО!
Итак, выводим кнопку:
Идем в Файл/Параметры Excel/Панель быстрого доступа/
Выбираем нужную кнопку и добавляем в панел быстрого доступа. Нажимаем Ок и готово
Наша кнопка появилась в левом верхнем углу. Туда же можно добавить кнопку «очистить все». Данная кнопка удаляет и значения и форматы, это кнопка тоже нам понадобиться для создания программы.