Как выставить счет на аванс по госконтракту
Перейти к содержимому

Как выставить счет на аванс по госконтракту

Авансирование по госконтрактам в 2020 году

В данной консультации рассмотрены особенности установления казенными учреждениями в 2020 году размера авансовых платежей по контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также порядок отражения в бюджетном учете операций по перечислению, зачету и возврату аванса.

Размеры авансовых платежей

В 2020 году казенные учреждения, являющиеся получателями средств федерального бюджета, вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг авансовые платежи (предоплату) в размерах, установленных п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496.

Казенные учреждения, финансируемые из бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета, при определении размера авансов руководствуются нормативными актами соответствующего уровня (постановлениями правительства субъекта РФ, законами субъекта РФ, распорядительными документами муниципалитетов).

Обратите внимание: авансовые платежи не могут быть более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до казенных учреждений в установленном порядке на определенные цели.

Как сказано в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 630, с 11.05.2020 и до 31.12.2020 включительно приостановлено действие абз. 2 пп. «а» и пп. «б» п. 18 Положения № 1496 в части права получателей средств федерального бюджета устанавливать в договорах (госконтрактах) предоплату не более 30% суммы договора (госконтракта).

Одновременно с этим названным постановлением внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которым утверждено право указанных участников бюджетного процесса устанавливать в заключаемых ими в 2020 году договорах (госконтрактах) авансы в размере, не превышающем 50% суммы договора (госконтракта), если больший размер аванса не установлен федеральными законами, указами Президента РФ или другим нормативным правовым актом Правительства РФ (введен новый п. 5(1)).

Кроме того, авансовый платеж не более 50% можно предусмотреть и в договорах (государственных (муниципальных) контрактах) на строительство, реконструкцию или капремонт региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета, если больший размер аванса не установлен нормативными правовыми актами Правительства РФ (новый п. 5(2) Постановления Правительства РФ № 1803).

С учетом указанных новшеств в зависимости от предмета договора (контракта) могут быть установлены следующие размеры авансов.

Размер аванса

Условия договора (контакта)

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ, а также региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета

До 50%* с правом последующего авансирования до 70%

Выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при условии последующего авансирования по госконтракту после подтверждения факта выполненной работы в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином

Выполнение НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции.
Обратите внимание: до проведения закупки необходимо получить подтверждение от Минпромторга о соответствии госконтакта целям импортозамещения технологической продукции и прописать в проекте контракта условие о казначейском сопровождении авансовых платежей (исключение – контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению)

Поставка товаров, выполнение работ (за исключением НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции), оказание услуг с условием о казначейском сопровождении авансовых платежей по госконтракту и по договорам, заключенным для исполнения такого контракта

1. Оказание услуг связи.
2. Подписка на печатные издания и их приобретение.
3. Обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки.
4. Участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях.
5. Проведение государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий.
6. Приобретение авиа– и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом.
7. Оказание гостиничных услуг по месту командирования.
8. Осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом.
9. Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение.
10. Проведение мероприятий по тушению пожаров.
11. Аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки).
12. ОСАГО владельцев транспортных средств.
13. Страхование ответственности владельца опасного объекта.
14. Лечение граждан РФ за границей (если заказчик – Минздрав)

*В 2019 году предоплата по соответствующим договорам (госконтрактам) составляла до 30%.

Также обращаем ваше внимание на то, что до конца 2020 года приостановлено действие п. 20 Положения № 1496, которым устанавливался запрет на осуществление авансовых платежей при заключении договоров (госконтрактов) о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р (абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ № 630).

К сведению: в этом перечне поименованы товары и услуги массового потребления, такие как белье и одежда, канцтовары, моющие и стиральные средства, осветительные устройства, портативные компьютеры, различная аппаратура для телефонной, телеграфной, видео связи, телевизоры, автомобили, услуги обычному (текущему) техническому обслуживанию и ремонту транспорта, а также по ремонту компьютеров, периферийного и коммуникационного оборудования, мебели и др.

И еще одно новшество, которое действует в 2020 году: согласно ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ установленный договором (госконтрактом) размер аванса может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Учет операций по авансовым платежам

Суммы денежных средств, перечисленные казенным учреждением в виде авансов в счет оплаты товаров, работ, услуг, учитываются на счете 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (п. 204 Инструкции № 157н, п. 79 Инструкции № 162н).

Операции по указанному счету отражаются в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071). Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов по соответствующим суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205, 206 Инструкции № 157н).

Приведем основные корреспонденции счетов, которыми оформляются операции по перечислению, зачету и возвратуранее произведенныхавансовых платежей (п. 49, 80, 104, 111 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Перечисление авансовых платежей

Перечислен аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг):

– со счета, открытого в ОФК

– со счета, открытого в кредитной организации в рублях

– со счета, открытого в кредитной организации в иностранной валюте*

Зачет авансовых платежей

Зачтеныобязательства по полученным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) в счет перечисленной ранее предварительной оплаты

Возврат ранее произведенных авансовых платежей

Возвращены авансовые платежи, произведенные в текущем финансовом году (восстановлены расходы текущего года):

– на счет, открытый в ОФК

– на счет, открытый в кредитной организации в рублях

– на счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте*

– в кассу учреждения

Возвращены авансовые платежи, произведенные в прошлые финансовые годы:

– на счет, открытый в ОФК

– в кассу учреждения

– напрямую в доход бюджета:

а) отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета

б) отражение в учете казенного учреждения (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

1 304 04 136
1 303 05 83х

1 303 05 73х
1 206 хх 66х

Перечислены в доход бюджета авансовые платежи, произведенные в прошлые финансовые годы:
– со счета, открытого в ОФК:

а) отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета

б) отражение в учете казенного учреждения (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

1 304 04 136
1 303 05 83х

1 303 05 73х
1 304 05 ххх

– из кассы учреждения:

а) отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета

1 210 03 56х
1 304 05 ххх
1 210 02 136

1 201 34 610
1 210 03 66х
1 304 05 ххх

б) отражение в учете казенного учреждения (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

1 210 03 56х
1 304 05 ххх
1 304 04 136
1 303 05 83х

1 201 34 610
1 210 03 66х
1 303 05 73х
1 304 05 ххх

*Дебиторская задолженность по выданным в иностранной валюте авансам одновременно отражается в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату авансовых выплат (п. 203 Инструкции № 157н).

**Возвращенная сумма аванса в иностранной валюте подлежит переоценке по курсу ЦБ РФ на дату возврата. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года, полученный от переоценки активов (п. 203 Инструкции № 157н).

Рассмотрим, как применяются указанные бухгалтерские записи на практике.

Пример 1.

Казенное учреждение заключило с коммерческой организацией договор на оказание транспортных услуг на сумму 80 000 руб. Организации-перевозчику перечислен аванс в размере 50% суммы договора. Оказание услуг по транспортировке груза подтверждено соответствующими документами.

В соответствии с положениями порядков № 85н, 209н расходы по оплате транспортных услуг относятся на код вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

В бюджетном учете формируются следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс перевозчику (80 000 руб. х 50%)

1 206 22 564

1 304 05 222

40 000

Отражены расходы в размере стоимости оказанных транспортных услуг

1 401 20 222

1 302 22 734

80 000

Зачтен ранее перечисленный аванс

1 302 22 834

1 206 22 664

40 000

Произведен окончательный расчет с перевозчиком (80 000 – 40 000) руб.

1 302 22 834

1 304 05 222

40 000

Пример 2.

В декабре прошлого года казенное учреждение перечислило поставщику аванс по контракту на поставку спецодежды в сумме 12 000 руб. В феврале текущего года в связи с невозможностью исполнения поставщиком контракта сумма ранее перечисленного аванса возвращена на лицевой счет учреждения и в последующем перечислена в доход бюджета. Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету доходов. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет закреплены за вышестоящим органом государственной власти.

В силу порядков № 85н, 209н расходы на приобретение спецодежды относятся на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по статье 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ.

Доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ.

В бюджетном учете будут составлены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете казенного учреждения в декабре

Перечислен аванс по контракту поставщику материальных запасов

1 206 34 564

1 304 05 345

12 000

Отражено заключение показателей по итогам финансового года на сумму аванса, перечисленного поставщику

1 304 05 345

1 401 30 000

12 000

В учете казенного учреждения в феврале

Отражен возврат поставщиком суммы ранее перечисленного учреждением аванса

1 304 05 345

1 206 34 664

12 000

Отражена задолженность поперечислению в доход бюджетасуммы возврата дебиторской задолженности прошлого года (на основании извещения (ф. 0504805))

1 304 04 136

1 303 05 731

12 000

Отражено перечисление в доход бюджета возвращенного аванса

1 303 05 831

1 304 05 345

12 000

В учете органа государственной власти в феврале

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме возврата дебиторской задолженности прошлого года (на основании извещения (ф. 0504805))

1 303 05 831

1 304 04 136

12 000

Отражено поступление в доход бюджета возвращенного аванса

1 210 02 136

1 303 05 731

12 000

В заключение выделим главное:

в 2020 году казенные учреждения вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (госконтрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства в размере, не превышающем 50% суммы договора (госконтракта). Ранее по таким договорам устанавливалось ограничение до 30%. Также в зависимости от предмета договора (контракта) авансы могут быть установлены в иных размерах, предусмотренных п. 18 Положения № 1496;

до конца 2020 года допускается осуществлять авансирование по договорам (госконтрактам) о поставке товаров, об оказании услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 21-р;

учет расчетов по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (госконтрактов) авансам ведется на счете 1 206 00 000.

Авансирование контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ предусмотрена возможность авансирования контракта. То есть при желании заказчик может авансом (частично или полностью) оплатить исполнителю поставку товара, выполнение работ или оказание услуги. В статье мы расскажем, как регулируется авансирование, какие у него плюсы и минусы, в каких случаях возможны ограничения по предоплате, а также рассмотрим другие важные вопросы.

Как авансирование по 44-ФЗ регулируется законодательством

Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом самостоятельно.

Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.

В соответствии с ст. 487, 711, 781 ГК РФ, предоплата выплачивается в полном размере или частями. Размер аванса может составлять от 50 до 100 процентов от НМЦК. При выплате полного аванса заказчик совершает 100% предоплаты по 44-ФЗ до того, как поставщик начнёт исполнять соглашения по контракту. Если предоплата частичная, исполнитель получает от заказчика первый платёж перед выполнением контрактных обязательств, а последний — после того, как успешно выполнит все условия контракта по 44-ФЗ (поставка товара, выполнение работ, оказание услуги).

Авансирование по 44-ФЗ

Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджета. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен разместить информацию об авансировании в извещении о закупке (ч. 12 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).

Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.

Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте. Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам. Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.

На что следует обратить внимание

Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму аванса — использовать минимальные и максимальные интервалы при определении суммы не нужно.

Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.

Если по контракту подрядчик должен выполнить работ поэтапно, в договоре нужно указать сумму аванса в виде процента от общей стоимости работ (товаров) для каждого этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Сформулировать условия авансирования можно в свободной форме. Пример формулировки по полной предоплате:

Пример формулировки по частичной предоплате:

Преимущества и отрицательные стороны

Предоплата — неоспоримый плюс для исполнителей. Для некоторых из них наличие аванса может стать определяющим фактором при поиске закупок, поскольку предоплата нередко становится стартовым капиталом, который используется поставщиком в целях исполнения контракта. Кроме того, аванс позволяет исполнителю без траты личных средств подготовиться к работам, найти субподрядчика организовать поставку необходимых материалов и тому подобное. В поисках субподряда поможет Астрал.Поставщик. Также сервис позволит найти выгодные предложения (в том числе по такому критерию, как авансирование), собрать и проанализировать информацию о заказчике.

Однако при этом существует высокий риск неисполнения контракта. Так, получив предоплату в полном размере, недобросовестный подрядчик может не выполнить контрактные обязательства. Поскольку работы или товар оплачены полностью, исполнитель может нарушить условия контракта, уйдя таким образом от ответственности. Для нарушителей законодательством предусмотрены различные меры: пени, штрафы, включение в реестр недобросовестных поставщиков и др.

Ограничения при определении размера предоплаты

Предел начисления предоплаты для отдельных категорий товаров установлен в Постановлении Правительства РФ №1496 от 9 декабря 2017 года. Постановлением Правительства РФ № 1289 от 26 августа 2020 года в пункты 18, 26.4 и 26.8 были внесены поправки, в соответствии с которыми для некоторых групп был увеличен размер предоплаты, а также прописаны условия её предоставления. Изменения начали действовать с начала 2021 года.

Так для работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту некоторых объектов авансирование увеличили до 90%, но с условием, что предоплата сопровождается Казначейством.

Новые размеры предоплаты по 44-ФЗ в 2021 году:

Федеральные заказчики
Связь, подписка, обучение и лечение, экспертиза проектной документации, грузовые перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, гостиничные услуги и т.д. До 100%
В любой закупке с казначейским сопровождением аванса. До 90%
НИОКР для импортозамещения технической продукции. Требуется казначейское сопровождение и подтверждение Минпромторга о том, что контракт соответствует целям импортозамещения. До 80%
До конца 2021 года — станки, ручной инструмент и др. Обязательный аванс не менее 80%
До конца 2021 года — на любые товары и работы, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт. До 50%
Региональные и муниципальные заказчики
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт государственной и муниципальной собственности, если получена субсидия на софинансирование из федерального или регионального бюджета. Обязательный аванс не менее 50%

Изменения по предоплате

С 1 июля 2020 года вступили в силу поправки в закон о контрактной системе, внесённые Федеральным законом 124-ФЗ от 24 апреля 2020 года, который упростил процедуру госзакупок для предприятий и изменил порядок их проведения. Если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением, ОИК рассчитывается исходя из начальной максимальной цены контракта (НМЦК). При этом НМЦК уменьшается на сумму аванса.

По новым правилам в торгах для субъектов малого и среднего бизнеса цена контракта в случае авансирования уменьшается на сумму предварительной выплаты (п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).

Кроме того, нововведения позволили изменять существенное условие об авансировании работ. В своём письме от 19.05.2020 г. № 09-04-05/41434 Минфин разъяснил, в каких случаях это разрешено.

Для изменения условий авансирования необходимо, чтобы одновременно соблюдались следующие условия:

  • новая сумма аванса не должна превышать максимальный предел, который установлен законодательством для данного вида работ;
  • условие об авансировании прописано в тексте контракта;
  • изменения условий авансирования происходит по инициативе исполнителя, корректировки согласованы с заказчиком.

Когда предоплата невозможна

Существуют группы товаров, в отношение которых нельзя применять авансирование. Их перечень приведён в Распоряжении Правительства РФ № 21-р от 16 января 2018 года. В него входят товары по 22 позициям ОКПД2, например, некоторые виды транспорта, одежды, компьютеров и др.

Кроме того, Распоряжение Правительства № 21-р содержит перечень услуг, в отношение которых запрещается применять авансирование. В него вошли услуги по ремонту некоторых видов техники и оборудования, а также предметов мебели и домашнего быта.

Авансирование по 223-ФЗ

В Федеральном законе № 223-ФЗ отсутствуют нормы, непосредственно касающиеся авансирования. В связи с этим в качестве нормативной базы заказчикам следует использоваться положения Гражданского кодекса РФ.

Как правило, порядок авансирования излагается заказчиком в Положении о закупках, а также в проекте договора с поставщиком. При проведении торгов по 223-ФЗ заказчиков нередко оценивают исходя из размера предоплаты.

Как и в случае с закупками по 44-ФЗ, размер аванса непосредственно влияет на ОИК. Если поставщик получает авансовый платёж от заказчика, обеспечение исполнения контракта соответствует предоплате и не может быть меньше, чем аванс.

Ограничения по размеру предоплаты законодательством не предусмотрены, однако минимальная сумма аванса должна составлять не менее 30 % от НМЦК (ч. 17 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352).

Банковская гарантия на возврат предоплаты по 223-ФЗ

Выплачивая аванс, заказчик рискует тем, что при нарушении условий контракта может потерять свои деньги. Чтобы обеспечить исполнение контрактных обязательств или вернуть предоплату в случае их неисполнения, заказчик может потребовать от исполнителей банковские гарантии возврата аванса.

В этой ситуации исполнитель (поставщик) должен оформить гарантию в банке. При этом он должен выбрать банк из тех, что были предложены заказчиком в закупочной документации. Если в контракте отсутствуют указания на конкретный банк, он может выбрать любое учреждение, отвечающее требованиям организаторов тендера.

В случае нарушения контрактных условий банк вернёт заказчику полную или частичную сумму аванса из своих средств. Исполнитель, в свою очередь, должен будет вернуть эту сумму банку.

Согласно ч. 4 ст. 368 ГК РФ, в гарантии должны быть указаны:

  • наименования сторон соглашения и поручителя;
  • условие предварительной выплаты;
  • продолжительность действия;
  • сумма аванса;
  • обязательства исполнителя, за которые поручается банк;
  • дата оформления;
  • условия, при которых аванс может быть возвращён.

Напомним, что для документов потребуется квалифицированная электронная подпись. КЭП необходима практически на всех этапах торгов: от регистрации и размещения заявок до оформления закупочной документации и заключения контракта.

Максимальный размер аванса по 223-ФЗ

Поскольку для проведения закупок по 223-ФЗ не предусмотрено чётких правил, заказчик определяет условия и порядок проведения тендера, в том числе условия авансирования контракта.

В закупочной документации заказчик может зафиксировать условие, в соответствии с которым оплата поставки товаров или выполнения работы будет произведена единовременно в полном объёме в момент, когда поставщиком будет выполнен часть контрактных обязательств.

Согласно Федеральному закону № 223-ФЗ, заказчик самостоятельно устанавливает размер предварительной оплаты и прописывает его в закупочном положении. Таким образом, максимальный предел суммы аванса в большинстве случаев никак не ограничен — если заказчик указал, что допускается авансирование в размере 100 % от оплаты, он вправе установить такой размер для закупки. Однако есть исключения.

Ограничения на авансирование по госконтрактам

Нормативная база по ограничениям авансирования контрактов по 223-ФЗ для казённых, бюджетных и автономных учреждений предусматривает следующие положения:

  • ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ;
  • ч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ;
  • пункт 18, 19 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496.

Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ № 1496, после 1 декабря запрещено заключать контракты с запланированным авансированием или оплатой работ (услуг), срок исполнения которых превышает один месяц.

Если по контракту подрядчик должен исполнить свою часть обязанностей в несколько этапов, то после перечисления предварительного платежа могут быть оплачены только те работы, которые были выполнены фактически (пп. «а» п. 18 Постановления Правительства РФ № 1496). Это условие действует, если стоимость выполненных работ превышает сумму аванса.

Авансирование по 223-ФЗ может быть на сумму не менее 30% от стоимости контракта. Процент стоимости будет зависеть от объекта закупки. Для различных видов и условий госконтрактов предусмотрены определённые значения, которые приведены в таблице ниже.

  • о предоставлении услуг связи;
  • о подписке на печатные СМИ и их приобретении (для санкционирования в ОФК необходимо представить счёт или счёт-фактуру);
  • об обучении на курсах повышения квалификации;
  • о прохождении профессиональной переподготовки;
  • об участии в методических, научно-практических, прочих разновидностях конференций;
  • о проведении госэкспертизы проектной документации, а именно определении того, насколько верно была рассчитана смета для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях, зафиксированных ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ, и результатов инженерных изысканий;
  • о покупке авиа- и ж/д билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
  • об оказании гостиничных услуг по месту командирования;
  • о грузовых перевозках при помощи авиации или по железным дорогам;
  • о приобретении путёвок на санаторно-курортное лечение;
  • о тушении пожаров;
  • об аренде банковской ячейки;
  • об обязательном страховании гражданской ответственности собственников транспортных средств;
  • об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, произошедшей на данном объекте;
  • о лечении граждан РФ за пределами государства, при условии, что договоры заключаются Минздравом РФ с иностранными организациями.

В некоторых случаях региональные и муниципальные учреждения могут выплачивать в качестве аванса полную стоимость контракта.

Подведём итоги. Условия об авансирования контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ применяются на усмотрение заказчика и регламентируются в основном Гражданским Кодексом РФ. При этом выплачивать аванс можно как полностью, так и частично. Для предоплаты по некоторым видам товаров, работ или услуг есть ограничения. Для нарушителей условий контракта, которые получили аванс, законодательством предусмотрены меры ответственности, но заказчик для снижения рисков может потребовать от исполнителя банковские гарантии.

Правила, действовавшие для авансирования контрактов по 44-ФЗ, изменились с 2021 года, поэтому заказчикам и исполнителям необходимо учитывать это при заключении договоров.

Правила выставления счета-фактуры на аванс в 2022 — 2023 годах

В чем специфика такого документа, как счет-фактура на аванс, и чем он отличается от других типов счетов-фактур, в частности, привычных многим плательщикам «отгрузочных»?

При детальном рассмотрении положений ст. 169 НК РФ, которая вводит счета-фактуры как юридическую категорию, можно зафиксировать, что законодатель выделяет 3 типа счетов-фактур.

  1. Документ, который выставляется при фактической реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо передаче прав от одного субъекта к другому. Требования к его содержанию указаны в п. 5 ст. 169 НК РФ. Неофициально подобные счета-фактуры именуются «отгрузочными».
  2. Счет-фактура, который поставщик должен выставлять покупателю по факту получения предоплаты за товар, работу. Требования к его структуре содержатся в п. 5.1 ст. 169 НК РФ. Счета-фактуры данного типа как раз и есть авансовые.
  3. Корректировочный счет-фактура — был введен в НК РФ как правовая категория закона от 19.07.2011 № 245. Задействуется, если поставщик снизил цену либо объем товара — с целью уточнения соответствующих данных.

Интересно, что в положениях, которые содержатся в п. 1 ст. 169 НК РФ, корректировочный счет-фактура однозначно выделен в самостоятельную категорию. Классификация же счетов-фактур на отгрузочные и авансовые осуществлена в НК РФ несколько завуалированно, однако фактически она присутствует.

Таким образом, законодатель предусматривает следующую классификацию счетов-фактур:

  • обычный счет-фактура;
  • документ, оформляемый продавцом по факту перечисления клиентом предоплаты за товар;
  • корректировочный счет-фактура.

Рассмотрим подробнее, в каких целях может быть использован авансовый счет-фактура.

Предназначение счетов-фактур на аванс

Счет-фактура — это источник, который служит юридическим основанием для принятия компанией — приобретателем товара (работы, услуги) суммы НДС, входящего в структуру отпускной цены, к вычету, предусмотренному законодательством. Законодатель в п. 3 ст. 168 НК РФ прямо предписывает продавцу направить данный документ покупателю по факту получения предоплаты за поставленный товар (работу или услугу), равно как и при фактическом выполнении поставщиком своих обязательств.

Имея на руках авансовый счет-фактуру, организация-покупатель может, как если бы у нее имелся отгрузочный документ, воспользоваться правом на вычет НДС (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Таким образом, авансовый и отгрузочный документы обладают одинаковой юридической значимостью. Законодатель установил форму, по которой они должны обязательно составляться — ее структура приведена в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Внимание! С 01.07.2021 применяется обновленный бланк счета-фактуры (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534). Это вызвано тем, что с июля 2021 года система прослеживаемости товаров действует не как эксперимент. Подробнее о вносимых в счет-фактуру изменениях читайте здесь.

Скачать обновленную форму счета-фактуры вы можете, кликнув по картинке ниже:

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

В свою очередь для корректировочного счета-фактуры также установлена особая форма — в приложении 2 к постановлению № 1137.

Скачать обновленную форму корректировочного счета-фактуры вы можете, кликнув по картинке ниже:

Можно выделить 2 основных критерия разграничения авансовых и отгрузочных счетов-фактур:

  • момент составления (авансовый документ составляется по факту получения предоплаты продавцом, отгрузочный — по факту продажи товара либо выполнения работы);
  • полнота заполнения (сведения в некоторые из пунктов авансового счета-фактуры по объективным причинам не всегда могут быть внесены — и это учитывает законодатель).

Изучим специфику обоих указанных критериев подробнее.

Когда выписывается счет-фактура на аванс и как ведется его учет

Как мы отметили выше, законодатель предписывает поставщику сформировать счет-фактуру для покупателя по факту реализации товара, выполнения работ, оказания услуг либо после получения предоплаты за соответствующие обязательства.

Из этого правила есть исключения. В соответствии с абз.3–5 п. 1 ст. 154 НК РФ, п.17 Правил ведения книги продаж счета-фактуры на аванс не составляются, если:

  • период изготовления товаров более 6 месяцев;
  • товары (работы, услуги) в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются по ставке 0%;
  • товары, работы, услуги не облагаются НДС или освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ;
  • налогоплательщик получил освобождение по ст. 145, 145.1 НК РФ.

Выставить счет-фактуру на аванс нужно не позднее 5 календарных дней с даты получения предоплаты. Так требует п. 3 ст. 168 НК РФ. Если последний день срока выходной, праздничный или нерабочий, составить счет-фактуру можно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Например, на аванс, полученный 30.06.2021, счет-фактуру можно выставить как 30 июня, так и в любой день с 1 по 5 июля. 5-дневный срок истекает 4 июля, но это воскресенье. Поэтому крайний день — 05.07.2021.

ВНИМАНИЕ! Если покупатель одним платежным поручением в рамках одного договора перечисляет частично задолженность по предыдущей поставке и частично аванс, то авансовый счет-фактура выставляется только на авансовую часть платежа.
Например, ООО «Смайлик» приобрело у ООО «Лето» товары на сумму 50 тыс. руб. 13.10.2022. А 15.10.2022 ООО «Лето» оплатило 1 платежным поручением 300 тыс. руб., из которых 50 тыс. руб. — долг, а 250 тыс. руб. — аванс за последующую поставку. ООО «Смайлик» составит 1 авансовый счет-фактуру на 250 тыс. руб. (300 тыс. руб — 50 тыс. руб. долг).

Счет-фактура любого типа должен быть оформлен в 2 экземплярах — первый вручается покупателю, второй остается у фирмы и подлежит регистрации в книге продаж (п. 2 приложения 5 к постановлению № 1137).

О том, как именно продавец регистрирует авансовые счета-фактуры, подробно рассказано в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

О некоторых нюансах ведения книги продаж читайте в этой статье .

Можно отметить, что законодатель обязывает продавцов предоставлять покупателям счета-фактуры, но не предусматривает механизмов ответственности за невыполнение соответствующего предписания. Однако затребовать с недобросовестного контрагента счет-фактуру покупатель вправе через суд.

Особенности заполнения образца счета-фактуры на аванс

Счет-фактура на аванс должен содержать (исходя из требований п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

  • дату составления документа, порядковый номер (их нужно включать в строку 1);
  • сведения о продавце и клиенте — названия фирм, их адреса, ИНН, КПП (в строках 2, 2а, 2б, 6, 6а, 6б);
  • данные о платежном документе, подтверждающем перечисление аванса — номер и дату (фиксируются в строке 5);
  • реквизиты документа, по которым составлен счет-фактура (строка 5а);
  • название валюты расчетов, а также ее код — в соответствии с ОКВ (строка 7);
  • название товара/работы, за что перечислен аванс — так, как оно звучит в договоре между организациями (в графе 1);
  • ставку НДС, установленную в отношении конкретного вида товара — причем обозначаться она должна как расчетная — 10/110 или 20/120, а не 10 и 20% (в графе 7);
  • величину исчисленного НДС — в рублях и копейках без округления (в графе 8);
  • величину полученной предоплаты, также в рублях и копейках (в графе 9).

Образец заполненного счета-фактуры на аванс вы можете скачать в КонсультантПлюс, бесплатно получив пробный демо-доступ к справочно-правовой системе. А в этом готовом решении вы найдете пошаговую инструкцию по заполнению авансового счета-фактуры.

Предписание указывать суммы НДС и предоплаты в рублях и копейках не округляя приведено в п. 3 Правил заполнения счетов-фактур, письме Минфина РФ от 22.04.2014 № 03-07-07/18585. Эта норма касается и отгрузочных счетов-фактур.

Сведений для остальных граф авансового счета-фактуры, по всей вероятности, у поставщика на момент составления документа не будет. Собственно, указание таковых и не требуется, если следовать положениям, содержащимся в п. 5.1. ст. 169 НК РФ. В свою очередь, при заполнении отгрузочного счета-фактуры они вполне могут иметься в наличии — как информация о грузоотправителе и грузополучателе, фиксируемая в 3-й и 4-й строках. Их обязательно нужно указывать в соответствующем документе так же, как и другие сведения, требуемые в соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ.

Итак, принципиальные отличия авансового счета-фактуры от отгрузочного заключаются:

  • в менее строгих требованиях законодателя к заполнению (что объяснимо тем, что некоторых сведений, предусмотренных структурой формы, которая утверждена постановлением № 1137, у налогоплательщика может не быть в наличии);
  • необходимости указания в документе ставки НДС как расчетной — в формате 20/120 или 10/110.

В то же время оба типа счета-фактуры имеют одинаковую юридическую силу в части реализации покупателем товара права на вычет НДС.

Заполнение авансового счета-фактуры: нюансы

Есть ряд нюансов, на которые полезно обратить внимание при формировании счета-фактуры по указанной схеме.

Минфин РФ в письме № 03-07-11/427, изданном 16.10.2012, высказывает мнение, что вносить порядковые номера авансовых счетов-фактур следует в единый перечень с теми, что устанавливаются для отгрузочных счетов-фактур. Это вполне логично, исходя из той точки зрения, что указанные разновидности счетов-фактур предназначены для осуществления одних и тех же юридических действий в части реализации покупателем права на вычет по НДС.

О нумерации счетов-фактур не по порядку читайте здесь.

В ряде случаев предоплата от покупателя поступает еще до того момента, как станут известны наименования товаров, работ, услуг, подлежащих включению в графу 1 счета-фактуры авансового типа. В письме Минфина № 03-07-09/22, изданном 26.07.2011, содержится мнение, что в подобных случаях в счете-фактуре следует отражать обобщенное название продукции (например, «кондитерские изделия»).

В случае если аванс получен за товары, которые реализуются по ставкам 10 и 20%, в авансовом счете-фактуре нужно выделить группы товаров и по каждой группе проставить соответствующую ставку налога – 20/120 или 10/110 (п. 1 письма Минфина № 03-07-15/39 от 06.03.2009).

Какие проблемы будут у продавца и у покупателя, если этого не сделать, мы рассказали здесь.

Можно отметить, что сотрудники организации, ответственные за документооборот, для удобства хранения и использования авансовых счетов-фактур вправе указывать дополнительную информацию в дополнительных строках и графах, не изменяющих форму счет-фактуру (п. 9 Правил заполнения счета-фактуры, письма Минфина РФ от 08.04.2016 № 03-07-09/20121, от 26.02.2016 № 03-07-09/10933, от 24.11.2015 № 03-07-09/68169, от 08.04.2016 № 03-07-09/20121).

Авансовый счет-фактуру должны подписать руководитель фирмы и главный бухгалтер (либо сотрудники, которые их заменяют). Если бизнесом владеет ИП, то подписывать документ должен он сам или уполномоченное им лицо, но в любом случае в счете-фактуре нужно указать реквизиты свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя. Те же правила установлены для отгрузочных и корректировочных счетов-фактур.

Итоги

При поступлении предоплаты поставщик должен выставить авансовый счет-фактуру по форме, используемой для отгрузочных счетов-фактур. Этот документ служит для начисления налога у продавца и принятия НДС к вычету у покупателя. Особенностью оформления авансового счета-фактуры в том, что в нем указывается расчетная ставка налога, и могут отсутствовать некоторые показатели, присущие счету-фактуре на отгрузку. Повышенное внимание требуется при оформлении счетов-фактур при получении авансов за товары, работы, услуги, облагаемые по разным ставкам налога.

Как выставить счет на аванс по госконтракту

Расскажем, когда в закупках по 44-ФЗ можно рассчитывать на предоплату и как искать такие закупки, на что обратить внимание при поэтапной и единовременной оплате.

Когда можно рассчитывать на аванс?

Авансирование по 44-ФЗ — право, а не обязанность заказчика. Платить аванс или нет, он решает сам, руководствуясь желанием сделать закупку привлекательнее для участников и законодательными ограничениями, которые прописаны в отдельных нормативных правовых актах.

Если заказчик решает выплатить аванс, он вносит это условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ), определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие этой информации — нарушение закона. Поставщиками нужно учесть, что в закупках с авансом размер обеспечения контракта повышается до суммы аванса.

Аванса не будет

Согласно распоряжению правительства № 21-р от 16.01.2018 на аванс можно не рассчитывать в закупках 26 видов товаров и услуг, среди которых:

  • бумаги, бумажных и пластмассовых канцелярских принадлежностей,
  • портативных компьютеров,
  • легковых автомобилей,
  • на ремонт компьютерной офисной техники и периферии и др.

Аванс будет не больше 30%

  • В любых закупках по решению заказчика, если другое не предусмотрено законом.
  • Для договоров по строительству, капитальному ремонту, если сумма контракта не > 600 миллионов рублей.

Возможен аванс от 30% до 80%

На аванс выше 30%, но не больше суммы доведенных лимитов, можно рассчитывать в закупках на проведение исследовательских работ и научных изысканий, которые направлены на замещение импортной продукции. При этом аванс обязательно перечисляется на счета казначейства. Мы писали о том, что такое казначейское сопровождение.

Возможен аванс до 100%

Есть закрытый перечень услуг, которые заказчик может полностью оплатить заранее:

  • печатные издания или подписка на них,
  • услуги связи,
  • курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка,
  • экспертиза проектной или финансовой документации,
  • проведение методических, научно-практических, научных конференций.

Правда, формулировка «до 100%» позволяет заказчику самому решать, какой процент аванса устанавливать.

Как искать закупки с авансом?

Пока нет хорошего способа искать закупки с авансированием. Причина в том, что поле про аванс — необязательное поле в извещениях о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики заполняют его по своему усмотрению: указывают процент или сумму аванса, а чаще всего просто не заполняют. Есть два косвенных способа искать закупки с авансом:

  • Подбирать закупки с авансом с помощью фильтров по НМЦ и способу отбора.
  • Добавлять к каждому ключевому слову «аванс» в поиске.

Расчет поэтапно

В закупке может быть предусмотрена оплата поставок или работ по частям. В этом случае заказчик должен указать в контракте период исполнения каждого этапа, размер платежа по нему и дату окончательного выполнения обязательств и расчета по контракту.

44-ФЗ требует оформлять исполнение каждого этапа с помощью документов, которые подтверждают факт выполнения работ. Согласно ч.7 ст. 94 44-ФЗ такими документами могут быть:

  • накладные,
  • счета-фактуры,
  • акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг,
  • документы экспертизы (при необходимости) и др.

После того как подписан документ, который подтверждает поставку товара или исполнение работ в рамках этапа, заказчик перечисляет поставщику оплату за часть исполненных обязательств и отчитывается об оплате в ЕИС.

Как только поставщик исполнил этап контракта, у него появляется возможность уменьшить сумму обеспечения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ). Например, если в рамках этапа объем выполненных обязательств составил 15%, то и сумма гарантии будет меньше на 15%.

Если обеспечение было переведено на счет заказчика, возможнs два варианта развития событий. Как правило, это зависит от того, как бухгалтерия заказчика проводит такие операции:

  1. Поставщик перечисляет уменьшенную сумму обеспечения, а ранее перечисленные деньги получает назад.
  2. Заказчик по заявлению поставщика возвращает разницу

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то теоретически поставщик может получить новую банковскую гарантию на уменьшенную сумму. При этом старая аннулируется, а банк возвращает остаток комиссии за ее выдачу. Но на практике это возможно только на индивидуальных условиях банка, например, если поставщик получал гарантию на большую сумму.

Если после выполнения этапа меняются условия контракта, то заказчик и исполнитель подписывают дополнительное соглашение об этом.

Расчет после выполнения контракта

Процесс исполнения госконтракта включает в себя:

  • Собственно выполнение поставщиков условий контракта по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Приемку заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  • Оплату.

Полный расчет производят только после того, как поставщик выполнит свои обязательства. В контракте указывают, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания устанавливают срок перечисления денег поставщику.

Бывает, что заказчик не успевает выбрать весь товар до окончания действия договора. Мы писали о том, что делать в этой ситуации.

Сроки оплаты

Определяя срок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования из ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34:

  • не больше 30 дней с даты подписания документов о приемке,
  • не больше 15 рабочих дней при расчетах с СМП или СОНО.

Изменять сроки оплаты по контракту 44-ФЗ перед подписанием контракта или дополнительным соглашением после подписания нельзя. Возможно только уменьшить установленный законом период.

Если в контракте нет порядка и сроков расчета, это нарушение (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Правда, недавно Арбитражный суд АС Восточно-Сибирского округа признал правомерным условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности, если не оплатил вовремя контракт, если ему самому не перечислили денег из бюджета (дело № А33-771/2017 от 07.02.2018).

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *