Какие бывают уровни воздействия информационной безопасности
Перейти к содержимому

Какие бывают уровни воздействия информационной безопасности

Практика. Создание системы защиты персональных данных

Вне зависимости от того, принадлежит ли компания к большому, малому или среднему бизнесу, состоявшаяся это организация или пока еще стартап — вопрос защиты персональных данных актуален для всех. Эта статья посвящена особенностям и средствам такой защиты, а также рекомендациям, которые помогут упростить эту работу и сделать ее более эффективной.

Кто обеспечивает защиту данных?

Сфера защиты данных юридически регулируется информационным правом (одной из подотраслей административного права), нормы которого прописаны в нескольких законодательных актах. Один из основных — Федеральный закон № от 27.07.2006 «О персональных данных», цель которого заявлена как «общее обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных», таких как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Реализация мер по защите персональных данных — это зона ответственности оператора, т. е. субъекта, осуществляющего сбор и обработку данных в информационной системе. Как правило, таким субъектом выступает компания, владеющая базами данных своих сотрудников и клиентов либо сторонняя организация, уполномоченная компанией-владельцем.

При невыполнении мер защиты оператор несет законодательно установленную ответственность. Наблюдением и проверками компаний в данном случае занимается Роскомнадзор. В случае если требования законодательства нарушены, оператор несет административную ответственность и обязан заплатить штраф. С 2019 года его размер повысился до сотен тысяч (для юридических лиц — миллионов) рублей — в соответствии с недавними поправками, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Общая сумма штрафов, выписанных по итогам проверок, составила более пяти миллионов за предыдущий год.

Что защищать и от чего?

Начнем с вопроса терминологии. Персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к физическому лицу, который в законе прописан как субъект персональных данных. Наиболее распространенные разновидности такой информации:

точное место жительства;

адрес электронной почты.

Фамилия, имя и отчество сами по себе тоже могут являться персональными данными. Попадание этой информации к любым третьим лицам должно быть исключено.

Кроме того, необходимо понимать, что оператор имеет право на обработку данных лишь в некоторых случаях:

если им получено согласие на обработку (необязательно письменное);

планируется заключение договора с субъектом (даже в случае оферты на веб-сайте);

обрабатываются персональные данные своих сотрудников;

в особых случаях, когда обработка нужна для защиты жизни, здоровья и прочих важных интересов человека.

Если компания-оператор не смогла доказать ни одно из перечисленных оснований обработки, на нее также налагается штраф и сбор данных считается незаконным.

Самый важный пункт здесь — само согласие на обработку. Простейший способ, которым пользуются большинство компаний — реализованная тем или иным образом форма быстрого выражения согласия. Обычно это знакомая многим «галочка» под сопровождающим ее текстом о собственно согласии.

Еще один параметр, который нужно учитывать — не стоит обрабатывать персональную информацию, не имеющую непосредственного отношения к предмету договора (скажем, для классического договора купли-продажи не имеют значения профессия, уровень образования или воинская обязанность покупателя). Излишний интерес может быть истолкован надзорными органами как нарушение.

Поскольку время от времени Роскомнадзор проводит внеплановые проверки (чаще всего, если есть жалобы конкретного лица — бывшего сотрудника, конкурирующей компании или клиента, считающего, что его права нарушены), во избежание претензий компании-оператору нужно удостовериться, что:

Политика в отношении персональных данных задокументирована и находится в публичном доступе.

Форма сбора персональных содержит разъясняющую информацию о том для чего они собираются (когда ввод персональных данных необходим для заключения договора, его текст также обязательно должен быть опубликован).

Уже собранные специальные данные человека, включая биометрические (те сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых может быть установлена его личность) не могут быть переданы заграничным компаниям.

Запросы и требования субъектов персональных данных (в том числе об уточнении, удалении, блокировании) всегда удовлетворяются.

Чаще всего проверки Роскомнадзора выявляет нарушения из этого списка. Другая распространенная претензия — недостаточный внутренний контроль за осуществлением обработки и слабая осведомленность сотрудников, которые за нее отвечают о правилах и требованиях ее проведения.

Когда обработка происходит с использованием информационных систем (а значит, и электронных устройств), появляются новые потенциальные угрозы, которые нужно свести к минимуму, а лучше и вовсе исключить. Рассмотрим их.

Угрозой информации считают возможное влияние или воздействие на автоматизированную систему обработки изнутри или извне, которое влечет за собой любые негативные последствия для субъектов этой информации. Обычно информационные системы становятся особо уязвимыми, когда:

программное обеспечение компании несовершенно, давно не обновлялось и содержит уязвимости;

некоторые процессы системы (в частности, защитные) функционируют не в полную силу;

усложнены условия эксплуатации и хранения информации.

Угрозы принято делить на несколько групп (в основе классификации лежит природа угрозы):

Объективная. Она напрямую зависит от того, насколько грамотно подобрано оборудование для хранения и обработки, работает ли должным образом защитное ПО.

неисправность технических средств,

слабые антивирусы, отсутствие шлюзов безопасности,

невозможность зрительного контроля за серверами и доступом к ним.

Предусмотреть все возможные сбои и неполадки невозможно, но важно знать где и почему они могут потенциально произойти — и подстраховаться.

Случайная. Эта группа включает в себя непредвиденные обстоятельства, различные ЧП и системные сбои. В данном случае важно быть готовыми оперативно их устранить (любые неисправности технических средств на всевозможных уровнях системы, в том числе тех, которые отвечают за контроль доступа, устаревание и износ отдельных микросхем, носителей данных, линейных соединений, неисправность в работе антивирусных, сервисных и прикладных программ).

Субъективная. Как правило, под такими угрозами понимают неправильные действия сотрудников, осуществляющих техническую обработку, хранение и защиту информации. Они могут ошибаться в соблюдении правил безопасности и допускать утечки при загрузке программного обеспечения или в момент активного использования системы, при различных манипуляциях с базами данных, при включении и выключении аппаратуры. Также к этой группе относятся неправомерные действия бывших сотрудников, у которых остался несанкционированный доступ к данным.

Специалисты компании-оператора должны учитывать все типы угроз. Во внимание следует принять критерии, которые помогут понять, какова реальная возможность угрозы того или иного типа (а также вероятность поломки или успешного обхода защитных алгоритмов):

Доступность. Этот критерий демонстрирует, насколько просто злоумышленник может получить доступ к нужной ему информации или к инфраструктуре организации, где хранятся эти данные.

Фатальность. Эта характеристика предполагает оценку степени глубины влияния угрозы на общее функционирование системы и способность специального персонала компании справиться с последствиями от влияния этого фактора.

Количество. Это параметр, подразумевающий собой определение количества потенциально уязвимых деталей системы хранения и обработки данных.

Точный расчет вероятности воздействия той или иной угрозы производится математически — это могут сделать аналитические эксперты компании. Такой самоанализ позволяет объективно оценить риски и предпринять дополнительные меры защиты: закупить более совершенное оборудование, провести дополнительное обучение работников, перераспределить права доступа и т. д.

Существует несколько других, более подробных классификаций внутренних и внешних угроз, которые будут полезны для систематизации всех факторов. Рассмотрим и их.

угроза, вызванная небрежностью сотрудников, работающих с информационной системой;

угроза, инициируемая субъектами извне с целью получения личной выгоды.

искусственная угроза, созданная при участии человека;

природная, неподконтрольная человеку (чаще всего — стихийные бедствия).

Непосредственная причина угрозы:

человек, разглашающий строго конфиденциальные сведения;

природный фактор (вне зависимости от масштаба);

специализированное вредоносное программное обеспечение, нарушающее работу системы;

удаление данных случайным путем из-за отказа техники.

Момент воздействия угрозы на информационные ресурсы:

в момент обработки информации (обычно это происходит из-за рассылок вирусных утилит);

при получении системой новой информации;

независимо от степени активности работы системы (например, при направленном взломе шифров или криптозащиты).

Существуют и другие классификации, учитывающие среди параметров возможность доступа работников к самой системе или ее элементам, способ доступа к основным частям системы и конкретные способы размещения информации.

Значительную часть всех угроз эксперты связывают с объективными внешними факторами и информационным вторжением со стороны конкурентов, злоумышленников и бывших сотрудников. Особую опасность представляют те из них, кто знаком с правилами функционирования конкретной системы, обладает знаниями на уровне разработчика программ и имеет сведения о том или ином уязвимом месте в системе.

Построение системы защиты персональных данных

Классификация уровней защиты

Информационная безопасность подразумевает четыре уровня защиты от угроз:

Первый уровень. Наиболее высокий, предполагает полную защиту специальных персональных данных (национальная и расовая принадлежность, отношение к религии, состояние здоровья и личная жизнь).

Второй уровень. Предполагает защиту биометрических данных (в том числе фотографии, отпечатки пальцев).

Третий уровень. Представляет собой защиту общедоступных данных, то есть тех, к которым полный и неограниченный доступ предоставлен самим человеком.

Четвертый уровень. Это сборная группа, в которую включают все данные, не упомянутые в предыдущих трех пунктах.

Таким образом, все данные, собранные в информационной базе компании, могут быть четко распределены по уровням защиты.

Обеспечение защиты

Защита информации по уровням в каждом случае состоит из цепочки мер.

Четвертый уровень. Означает исключение из помещения, где находится информационное оборудование, посторонних лиц, обеспечение сохранности носителей данных, утверждение четкого списка работников, которые имеют допуск к обработке данных, а также использование специальных средств защиты информации.

Третий уровень. Подразумевает выполнение всех требований, предусмотренных для предыдущего уровня, и назначение ответственного за информационную безопасность должностного лица.

Второй уровень. Помимо выполнения требований предыдущего уровня, включает в себя ограничение доступа к электронному журналу безопасности.

Первый уровень. Кроме всех требований, которым необходимо следовать на втором уровне, включает обеспечение автоматической регистрации в электронном журнале безопасности полномочий сотрудников, имеющих доступ к данным, в случае изменения этих полномочий, а также возложение ответственности за информационную безопасность на специально созданное подразделение.

Должное выполнение прописанных в законодательстве мер защиты персональных данных в соответствии с уровнями обеспечивает максимальную эффективность общей стратегии защиты информации, принятой в компании-операторе.

Средства защиты информации

Подробный список технических и организационных мер по обеспечению безопасности также определен юридически. К ним относятся процедура идентификации и аутентификации субъектов и объектов доступа, цепочка управления доступом, ограничение программной среды, надежная защита машинных носителей информации, антивирусная защита, предотвращение и обнаружение вторжений, аналитика степени защищенности среды наряду с обеспечением доступности данных и выявлением событий, которые потенциально приведут к сбоям в работе системы. Кроме того, закон обязывает в случае технической невозможности реализации каких-либо мер разрабатывать другие, компенсирующие меры по нейтрализации угроз.

Технические средства защиты также имеют отдельную классификацию и должны выбираться в зависимости от требуемого уровня защиты. Средства определены официальным документом, составленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (орган исполнительной власти, занимающийся защитой информации). Документ доступен на официальном ресурсе службы. Каждый из классов имеет минимальный набор требований по защите.

Криптографические средства защиты информации

Одним из наиболее действенных способов защиты персональных данных является использование средств криптографии. Если упростить, то речь идет о шифровании текста с помощью цифрового кода.

К криптографическим средствам относятся аппаратные, программные и комбинированные устройства и комплексы, способные реализовывать алгоритмы криптографического преобразования информации.

Они предназначены одновременно для защиты информации при передаче по каналам связи и защиты ее от неразрешенного доступа при обработке и хранении. Логика проста: злоумышленник, который не знает кода, не сможет воспользоваться данными, даже если получит к ним доступ, поскольку не прочтет их. Для него они остануться бессмысленным набором как будто случайных цифр.

Регламент использования криптографических средств определяется Федеральной службой безопасности и документирован в соответствующем приказе.

Рекомендации по защите персональных данных

Как видим, поддержание системы информационной безопасности силами отдельной компании представляется довольно трудоемкой задачей. Далеко не каждый бизнес или государственная компания могут позволить себе штат профильных специалистов. Во многих случаях проще отдать эту задачу на аутсорс, нанять сторонних специалистов, которые помогут подобрать и установить подходящее оборудование, проконсультирую персонал, окажут поддержку с написанием политики конфиденциальности и внутренних регламентов по обращению с засекреченной информацией.

Такое сотрудничество всегда требует большой вовлеченности со стороны руководящего звена компании и всех ее сотрудников. Невнимательность и недостаточно серьезное отношение к соблюдению мер защиты могут закончиться кражей данных, крупными штрафами, судебными разбирательствами и репутационными потерями.

Регулярно проводите оценку эффективности выбранных мер защиты, оперативно вносите коррективы, следите за изменениями в законодательстве. Предупредить угрозу в разы проще (и дешевле), чем бороться с ее последствиями.

Защита конфиденциальной информации (сведений конфиденциального характера)

Гончаров Андрей Михайлович

Защита конфиденциальной информации

Для любой организации, независимо от вида деятельности, одной из важнейших сфер бизнес интереса является защита конфиденциальной информации.

Для создания эффективной системы защиты информации, компании необходимо определить степень важности различных типов данных, знать, где они хранятся, каким образом и кем обрабатываются и как уничтожаются в конце жизненного цикла. Без этого будет сложно предотвратить утечку конфиденциальных данных и обосновать финансовые расходы на защиту информации.

Нормативной основой для понятия «конфиденциальности» информации являются:

  • Статья 23, 24 Конституции РФ;
  • Статья 727 Гражданского кодекса РФ;
  • Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;
  • ГОСТ Р 50922-2006 «Защита информации. Основные термины и определения».

Категории информации по степени конфиденциальности

Информация, используемая в предпринимательской и иной деятельности весьма разнообразна. Вся она представляет различную ценность для организации и ее разглашение может привести к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Боязнь лишиться таких активов заставляет компании создавать иные формы системы защиты, в том числе и организационную, а главное – правовую.

В связи, с чем информация разделяется на три группы:

  • Первая – несекретная (или открытая), которая предназначена для использования как внутри Организации, так и вне нее.
  • Вторая – для служебного пользования (ДСП), которая предназначена только для использования внутри Организации. Она подразделяется, в свою очередь, на две подкатегории:
    • Доступная для всех сотрудников Организации;
    • Доступная для определенных категорий сотрудников Организации, но данная информация может быть передана в полном объеме другому сотруднику для исполнения трудовых обязанностей.

    Информация второй и третьей категории является конфиденциальной.

    Примерный перечень конфиденциальной информации:

    1. Информация, составляющая коммерческую тайну – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам;
    2. Банковская тайна – сведения об операциях, о счетах и вкладах организаций – клиентов банков и корреспондентов;
    3. Иные виды тайн: адвокатская тайна, нотариальная тайна, тайна переписки и т.д.;
    4. Информация, имеющая интеллектуальную ценность для предпринимателя – техническая, технологическая: методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т.п. и деловая: стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п.

    Уровни защиты информации

    Для принятия правильных мер, следует точно определить уровень защиты информации.

    Можно выделить три уровня системы защиты конфиденциальной информации:

    Уровни защиты информации

      • Правовой уровень защиты информации основывается на нормах информационного права и предполагает юридическое закрепление взаимоотношений фирмы и государства по поводу правомерности использования системы защиты информации;
      • Организационный защиты информации содержит меры управленческого, ограничительного и технологического характера, определяющие основы и содержание системы защиты, побуждающие персонал соблюдать правила защиты конфиденциальной информации фирмы;
      • Технический, который состоит из:
        • Инженерно-технический элемент системы защиты информации
        • Программно-аппаратный элемент системы защиты информации
        • Криптографический элемент системы защиты информации

        Важным моментом также являются не только установление самого перечня конфиденциальной информации, но и порядка ее защиты, а также порядка её использования.

        Очень важно отразить в Политике информационной безопасности организации перечень конфиденциальной информации.

        В соответствии со ст. 10 Закона N 98-ФЗ меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

        • определение перечня данных, составляющих коммерческую тайну;
        • ограничение доступа к таким сведениям путем установления порядка обращения с ними и контроля за соблюдением этого порядка;
        • организацию учета лиц, получивших доступ к конфиденциальной информации, или лиц, которым она была предоставлена;
        • регулирование отношений по использованию данных, составляющих коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
        • нанесение на материальные носители и документы, содержащие конфиденциальную информацию грифа “Коммерческая тайна” с указанием владельца такой информации.

        В целях охраны конфиденциальности информации руководитель Организации обязан:

        • ознакомить под расписку работника, которому доступ к таким сведениям необходим для выполнения трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;
        • ознакомить сотрудника под расписку с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
        • создать работнику необходимые условия для соблюдения установленного режима

        Методы обеспечения защиты конфиденциальных документов

        Обеспечение защиты конфиденциальных документов достигается следующими основными методами:

        1. Определение состава информации, которую целесообразно отнести к категории конфиденциальной;
        2. Определение круга сотрудников, которые должны иметь доступ к той или иной конфиденциальной информации, и оформление с ними соответствующих взаимоотношений;
        3. Организация эффективной системы делопроизводства с конфиденциальными документами.

        В соответствии с ГОСТ Р 50922-2006 можно выделить следующие (обобщенные) организационные и технические меры защиты конфиденциальной информации:

        Меры защиты конфиденциальной информации

        1. защита конфиденциальной информации от утечки – защита информации, направленная на предотвращение неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения и несанкционированного доступа к ней, а также на исключение получения защищаемой информации нарушителем;
        2. защита конфиденциальной информации от несанкционированного воздействия – защита информации, направленная на предотвращение несанкционированного доступа и воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и правил на изменение информации, приводящих к разрушению, уничтожению, искажению, сбою в работе, незаконному перехвату и копированию, блокированию доступа к защищаемой информации;
        3. защита информации от непреднамеренного воздействия – защита информации, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных нецеленаправленных на изменение информации событий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к защищаемой информации;
        4. защита информации от разглашения – защита информации, направленная на предотвращение несанкционированного доведения защищаемой информации до заинтересованных субъектов, не имеющих права доступа к этой информации;
        5. защита информации от несанкционированного доступа – защита информации, направленная на предотвращение получения защищаемой информации заинтересованными субъектами с нарушением установленных нормативными и правовыми документами или обладателями информации прав или правил разграничения доступа к защищаемой информации;
        6. защита информации от преднамеренного воздействия – защита информации, направленная на предотвращение преднамеренного воздействия, в том числе электромагнитного или воздействия другой физической природы, осуществляемого в террористических или криминальных целях.

        В завершении стоит отметить важность и определяющую значимость эффективно выстроенной системы защиты конфиденциальной информации по причине высокой ценности такой информации.
        Такая система должна быть продуманной, прозрачной и комплексной.

        Система защиты конфиденциальной информации не должна иметь пробелов как в обеспечении ИБ элементов информационной инфраструктуры Организации, так и в её реализации на документарном уровне. Все уровни и элементы системы защиты конфиденциальной информации должны быть взаимосвязаны, оптимально выстроены и контролируемы.

        От эффективности этой системы зависит жизнеспособность организации т.к. информация, в условиях современности – самый ценный ресурс.

        Методика оценки рисков информационной безопасности

        Методика оценки рисков информационной безопасности

        Что делать после того, как проведена идентификация информационных ресурсов и активов, определены их уязвимости, составлен перечень угроз? Необходимо оценить риски информационной безопасности от реализации угроз. Это нужно для того, чтобы адекватно выбрать меры и средства защиты информации.

        На практике применяются количественный и качественный подходы к оценке рисков ИБ. В чем их разница?

        Количественный метод

        Количественная оценка рисков применяется в ситуациях, когда исследуемые угрозы и связанные с ними риски можно сопоставить с конечными количественными значениями, выраженными в деньгах, процентах, времени, человекоресурсах и проч. Метод позволяет получить конкретные значения объектов оценки риска при реализации угроз информационной безопасности.

        При количественном подходе всем элементам оценки рисков присваивают конкретные и реальные количественные значения. Алгоритм получения данных значений должен быть нагляден и понятен. Объектом оценки может являться ценность актива в денежном выражении, вероятность реализации угрозы, ущерб от реализации угрозы, стоимость защитных мер и прочее.

        Как провести количественную оценку рисков?

        1. Определить ценность информационных активов в денежном выражении.

        2. Оценить в количественном выражении потенциальный ущерб от реализации каждой угрозы в отношении каждого информационного актива.

        Следует получить ответы на вопросы «Какую часть от стоимости актива составит ущерб от реализации каждой угрозы?», «Какова стоимость ущерба в денежном выражении от единичного инцидента при реализации данной угрозы к данному активу?».

        3. Определить вероятность реализации каждой из угроз ИБ.

        Для этого можно использовать статистические данные, опросы сотрудников и заинтересованных лиц. В процессе определения вероятности рассчитать частоту возникновения инцидентов, связанных с реализацией рассматриваемой угрозы ИБ за контрольный период (например, за один год).

        4. Определить общий потенциальный ущерб от каждой угрозы в отношении каждого актива за контрольный период (за один год).

        Значение рассчитывается путем умножения разового ущерба от реализации угрозы на частоту реализации угрозы.

        5. Провести анализ полученных данных по ущербу для каждой угрозы.

        По каждой угрозе необходимо принять решение: принять риск, снизить риск либо перенести риск.

        Принять риск — значит осознать его, смириться с его возможностью и продолжить действовать как прежде. Применимо для угроз с малым ущербом и малой вероятностью возникновения.

        Снизить риск — значит ввести дополнительные меры и средства защиты, провести обучение персонала и т д. То есть провести намеренную работу по снижению риска. При этом необходимо произвести количественную оценку эффективности дополнительных мер и средств защиты. Все затраты, которые несет организация, начиная от закупки средств защиты до ввода в эксплуатацию (включая установку, настройку, обучение, сопровождение и проч.), не должны превышать размера ущерба от реализации угрозы.

        Перенести риск — значит переложить последствия от реализации риска на третье лицо, например с помощью страхования.

        В результате количественной оценки рисков должны быть определены:

        • ценность активов в денежном выражении;
        • полный список всех угроз ИБ с ущербом от разового инцидента по каждой угрозе;
        • частота реализации каждой угрозы;
        • потенциальный ущерб от каждой угрозы;
        • рекомендуемые меры безопасности, контрмеры и действия по каждой угрозе.

        Количественный анализ рисков информационной безопасности (пример)

        Рассмотрим методику на примере веб-сервера организации, который используется для продажи определенного товара. Количественный разовый ущерб от выхода сервера из строя можно оценить как произведение среднего чека покупки на среднее число обращений за определенный временной интервал, равное времени простоя сервера. Допустим, стоимость разового ущерба от прямого выхода сервера из строя составит 100 тысяч рублей.

        Теперь следует оценить экспертным путем, как часто может возникать такая ситуация (с учетом интенсивности эксплуатации, качества электропитания и т д.). Например, с учетом мнения экспертов и статистической информации, мы понимаем, что сервер может выходить из строя до 2 раз в год.

        Умножаем две эти величины, получаем, что среднегодовой ущерб от реализации угрозы прямого выхода сервера из строя составляет 200 тысяч рублей в год.

        Эти расчеты можно использовать при обосновании выбора защитных мер. Например, внедрение системы бесперебойного питания и системы резервного копирования общей стоимостью 100 тысяч рублей в год позволит минимизировать риск выхода сервера из строя и будет вполне эффективным решением.

        Качественный метод

        К сожалению, не всегда удается получить конкретное выражение объекта оценки из-за большой неопределенности. Как точно оценить ущерб репутации компании при появлении информации о произошедшем у нее инциденте ИБ? В таком случае применяется качественный метод.

        При качественном подходе не используются количественные или денежные выражения для объекта оценки. Вместо этого объекту оценки присваивается показатель, проранжированный по трехбалльной (низкий, средний, высокий), пятибалльной или десятибалльной шкале (0… 10). Для сбора данных при качественной оценке рисков применяются опросы целевых групп, интервьюирование, анкетирование, личные встречи.

        Анализ рисков информационной безопасности качественным методом должен проводиться с привлечением сотрудников, имеющих опыт и компетенции в той области, в которой рассматриваются угрозы.

        Как провести качественную оценку рисков:

        1. Определить ценность информационных активов.

        Ценность актива можно определить по уровню критичности (последствиям) при нарушении характеристик безопасности (конфиденциальность, целостность, доступность) информационного актива.

        2. Определить вероятность реализации угрозы по отношению к информационному активу.

        Для оценки вероятности реализации угрозы может использоваться трехуровневая качественная шкала (низкая, средняя, высокая).

        3. Определить уровень возможности успешной реализации угрозы с учетом текущего состояния ИБ, внедренных мер и средств защиты.

        Для оценки уровня возможности реализации угрозы также может использоваться трехуровневая качественная шкала (низкая, средняя, высокая). Значение возможности реализации угрозы показывает, насколько выполнимо успешное осуществление угрозы.

        4. Сделать вывод об уровне риска на основании ценности информационного актива, вероятности реализации угрозы, возможности реализации угрозы.

        Для определения уровня риска можно использовать пятибалльную или десятибалльную шкалу. При определении уровня риска можно использовать эталонные таблицы, дающие понимание, какие комбинации показателей (ценность, вероятность, возможность) к какому уровню риска приводят.

        5. Провести анализ полученных данных по каждой угрозе и полученному для нее уровню риска.

        Часто группа анализа рисков оперирует понятием «приемлемый уровень риска». Это уровень риска, который компания готова принять (если угроза обладает уровнем риска меньшим или равным приемлемому, то она не считается актуальной). Глобальная задача при качественной оценке — снизить риски до приемлемого уровня.

        6. Разработать меры безопасности, контрмеры и действия по каждой актуальной угрозе для снижения уровня риска.

        Какой метод выбрать?

        Целью обоих методов является понимание реальных рисков ИБ компании, определение перечня актуальных угроз, а также выбор эффективных контрмер и средств защиты. Каждый метод оценки рисков имеет свои преимущества и недостатки.

        Количественный метод дает наглядное представление в деньгах по объектам оценки (ущербу, затратам), однако он более трудоемок и в некоторых случаях неприменим.

        Качественный метод позволяет выполнить оценку рисков быстрее, однако оценки и результаты носят более субъективный характер и не дают наглядного понимания ущерба, затрат и выгод от внедрения СЗИ.

        Выбор метода следует делать исходя из специфики конкретной компании и задач, поставленных перед специалистом.

        Разработайте политику безопасности, проверьте защищенность сети, определите угрозы

        Станислав Шиляев, руководитель проектов по информационной безопасности компании «СКБ Контур»

        Не пропустите новые публикации

        Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

        Анализ международных документов по управлению рисками информационной безопасности. Часть 1

        Друзья, в предыдущей публикации мы рассмотрели нормативные документы по защите информации в российской кредитно-финансовой сфере, некоторые из которых ссылаются на методологии оценки и управления рисками ИБ. Вообще, если говорить с позиции бизнеса, управление информационной безопасностью является дочерним процессом более широкого процесса управления рисками: если компания после анализа и оценки всех своих бизнес-рисков делает вывод об актуальности рисков ИБ, то в игру вступает уже непосредственно защита информации как способ минимизации некоторых рисков. Управление рисками позволяет эффективно и рационально выстраивать процессы ИБ и распределять ресурсы для защиты активов компании, а оценка рисков позволяет применять целесообразные меры по их минимизации: для защиты от существенных и актуальных угроз логично будет применять более дорогостоящие решения, чем для противодействия незначительным или труднореализуемым угрозам.

        Кроме этого, выстроенный процесс управления рисками ИБ позволит разработать и в случае необходимости применить чёткие планы обеспечения непрерывности деятельности и восстановления работоспособности (Business Continuity & Disaster Recovery): глубокая проработка различных рисков поможет заранее учесть, например, внезапно возникшую потребность в удаленном доступе для большого количества сотрудников, как это может произойти в случае эпидемий или коллапса транспортной системы. Итак, в этой публикации — анализ международных документов по управлению рисками информационной безопасности. Приятного чтения!

        image

        Общая концепция управления рисками ИБ

        Под риском информационной безопасности, или киберриском, понимают потенциальную возможность использования уязвимостей активов конкретной угрозой для причинения ущерба организации. Под величиной риска условно понимают произведение вероятности негативного события и размера ущерба. В свою очередь под вероятностью события понимается произведение вероятности угрозы и опасности уязвимости, выраженные в качественной или количественной форме. Условно мы можем выразить это логической формулой:
        ВеличинаРиска=ВероятностьСобытия*РазмерУщерба, где
        ВероятностьСобытия=ВероятностьУгрозы*ВеличинаУязвимости

        Существуют также условные классификации рисков: по источнику риска (например, атаки хакеров или инсайдеров, финансовые ошибки, воздействие государственных регуляторов, юридические претензии контрагентов, негативное информационное воздействие конкурентов); по цели (информационные активы, физические активы, репутация, бизнес-процессы); по продолжительности влияния (операционные, тактические, стратегические).

        Цели анализа рисков ИБ таковы:

        1. Идентифицировать активы и оценить их ценность.
        2. Идентифицировать угрозы активам и уязвимости в системе защиты.
        3. Просчитать вероятность реализации угроз и их влияние на бизнес (англ. business impact).
        4. Соблюсти баланс между стоимостью возможных негативных последствий и стоимостью мер защиты, дать рекомендации руководству компании по обработке выявленных рисков.

        Ущерб от реализации атаки может быть прямым или непрямым.

        Прямой ущерб — это непосредственные очевидные и легко прогнозируемые потери компании, такие как утеря прав интеллектуальной собственности, разглашение секретов производства, снижение стоимости активов или их частичное или полное разрушение, судебные издержки и выплата штрафов и компенсаций и т.д.

        Непрямой ущерб может означать качественные или косвенные потери.
        Качественными потерями могут являться приостановка или снижение эффективности деятельности компании, потеря клиентов, снижение качества производимых товаров или оказываемых услуг. Косвенные потери — это, например, недополученная прибыль, потеря деловой репутации, дополнительно понесенные расходы. Кроме этого, в зарубежной литературе встречаются также такие понятия, как тотальный риск (англ. total risk), который присутствует, если вообще никаких мер защиты не внедряется, а также остаточный риск (англ. residual risk), который присутствует, если угрозы реализовались, несмотря на внедренные меры защиты.

        Анализ рисков может быть как количественным, так и качественным.

        Рассмотрим один из способов количественного анализа рисков. Основными показателями будем считать следующие величины:

        ALE — annual loss expectancy, ожидаемые годовые потери, т.е. «стоимость» всех инцидентов за год.
        SLE — single loss expectancy, ожидаемые разовые потери, т.е. «стоимость» одного инцидента.
        EF — exposure factor, фактор открытости перед угрозой, т.е. какой процент актива разрушит угроза при её успешной реализации.
        ARO — annualized rate of occurrence, среднее количество инцидентов в год в соответствии со статистическими данными.

        Значение SLE вычисляется как произведение расчётной стоимости актива и значения EF, т.е. SLE=AssetValue*EF. При этом в стоимость актива следует включать и штрафные санкции за его недостаточную защиту.

        Значение ALE вычисляется как произведение SLE и ARO, т.е. ALE=SLE*ARO. Значение ALE поможет проранжировать риски — риск с высоким ALE будет самым критичным. Далее рассчитанное значение ALE можно будет использовать для определения максимальной стоимости реализуемых мер защиты, поскольку, согласно общепринятому подходу, стоимость защитных мер не должна превышать стоимость актива или величину прогнозируемого ущерба, а расчетные целесообразные затраты на атаку для злоумышленника должны быть меньше, чем ожидаемая им прибыль от реализации этой атаки. Ценность мер защиты также можно определить, вычтя из расчётного значения ALE до внедрения мер защиты значение расчётного значения ALE после внедрения мер защиты, а также вычтя ежегодные затраты на реализацию этих мер. Условно записать это выражение можно следующим образом:

        (Ценность мер защиты для компании) = (ALE до внедрения мер защиты) — (ALE после внедрения мер защиты) — (Ежегодные затраты на реализацию мер защиты)

        Примерами качественного анализа рисков могут быть, например, метод Дельфи, в котором проводится анонимный опрос экспертов в несколько итераций до достижения консенсуса, а также мозговой штурм и прочие примеры оценки т.н. «экспертным методом».

        Далее приведем краткий и неисчерпывающий список различных методологий риск-менеджмента, а самые популярные из них мы рассмотрим дальше уже подробно.

        1. Фреймворк «NIST Risk Management Framework» на базе американских правительственных документов NIST (National Institute of Standards and Technology, Национального института стандартов и технологий США) включает в себя набор взаимосвязанных т.н. «специальных публикаций» (англ. Special Publication (SP), будем для простоты восприятия называть их стандартами):

        1.1. Стандарт NIST SP 800-39 «Managing Information Security Risk» ( «Управление рисками информационной безопасности») предлагает трехуровневый подход к управлению рисками: организация, бизнес-процессы, информационные системы. Данный стандарт описывает методологию процесса управления рисками: определение, оценка, реагирование и мониторинг рисков.
        1.2. Стандарт NIST SP 800-37 «Risk Management Framework for Information Systems and Organizations» ( «Фреймворк управления рисками для информационных систем и организаций») предлагает для обеспечения безопасности и конфиденциальности использовать подход управления жизненным циклом систем.
        1.3. Стандарт NIST SP 800-30 «Guide for Conducting Risk Assessments» ( «Руководство по проведению оценки рисков») сфокусирован на ИТ, ИБ и операционных рисках. Он описывает подход к процессам подготовки и проведения оценки рисков, коммуницирования результатов оценки, а также дальнейшей поддержки процесса оценки.
        1.4. Стандарт NIST SP 800-137 «Information Security Continuous Monitoring» ( «Непрерывный мониторинг информационной безопасности») описывает подход к процессу мониторинга информационных систем и ИТ-сред в целях контроля примененных мер обработки рисков ИБ и необходимости их пересмотра.

        2. Стандарты Международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization):

        2.1. Стандарт ISO/IEC 27005:2018 «Information technology — Security techniques — Information security risk management» («Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности») входит в серию стандартов ISO 27000 и является логически взаимосвязанным с другими стандартами по ИБ из этой серии. Данный стандарт отличается фокусом на ИБ при рассмотрении процессов управления рисками.
        2.2. Стандарт ISO/IEC 27102:2019 «Information security management — Guidelines for cyber-insurance» («Управление информационной безопасностью. Руководство по киберстрахованию») предлагает подходы к оценке необходимости приобретения киберстраховки как меры обработки рисков, а также к оценке и взаимодействию со страховщиком.
        2.3. Серия стандартов ISO/IEC 31000:2018 описывает подход к риск-менеджменту без привязки к ИТ/ИБ. В этой серии стоит отметить стандарт ISO/IEC 31010:2019 «Risk management — Risk assessment techniques» — на данный стандарт в его отечественном варианте ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» ссылается 607-П ЦБ РФ «О требованиях к порядку обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы, показателям бесперебойности функционирования платежной системы и методикам анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков».

        3. Методология FRAP (Facilitated Risk Analysis Process) является относительно упрощенным способом оценки рисков, с фокусом только на самых критичных активах. Качественный анализ проводится с помощью экспертной оценки.

        4. Методология OCTAVE (Operationally Critical Threat, Asset, and Vulnerability Evaluation) сфокусирована на самостоятельной работе членов бизнес-подразделений. Она используется для масштабной оценки всех информационных систем и бизнес-процессов компании.

        5. Стандарт AS/NZS 4360 является австралийским и новозеландским стандартом с фокусом не только на ИТ-системах, но и на бизнес-здоровье компании, т.е. предлагает более глобальный подход к управлению рисками. Отметим, что данный стандарт в настоящий момент заменен на стандарт AS/NZS ISO 31000-2009.

        6. Методология FMEA (Failure Modes and Effect Analysis) предлагает проведение оценки системы с точки зрения её слабых мест для поиска ненадежных элементов.

        7. Методология CRAMM (Central Computing and Telecommunications Agency Risk Analysis and Management Method) предлагает использование автоматизированных средств для управления рисками.

        8. Методология FAIR (Factor Analysis of Information Risk) — проприетарный фреймворк для проведения количественного анализа рисков, предлагающий модель построения системы управления рисками на основе экономически эффективного подхода, принятия информированных решений, сравнения мер управления рисками, финансовых показателей и точных риск-моделей.

        9. Концепция COSO ERM (Enterprise Risk Management) описывает пути интеграции риск-менеджмента со стратегией и финансовой эффективностью деятельности компании и акцентирует внимание на важность их взаимосвязи. В документе описаны такие компоненты управления рисками, как стратегия и постановка целей, экономическая эффективность деятельности компании, анализ и пересмотр рисков, корпоративное управление и культура, а также информация, коммуникация и отчетность.

        NIST Risk Management Framework

        Первым набором документов будет фреймворк управления рисками (Risk Management Framework) американского национального института стандартов и технологий (NIST). Данный институт выпускает документы по ИБ в рамках серии стандартов FIPS (Federal Information Processing Standards, Федеральные стандарты обработки информации) и рекомендаций SP (Special Publications, Специальные публикации) 800 Series. Данная серия публикаций отличается логической взаимосвязанностью, детальностью, единой терминологической базой. Среди документов, касающихся управления рисками ИБ, следует отметить публикации NIST SP 800-39, 800-37, 800-30, 800-137 и 800-53/53a.

        Создание данного набора документов было следствием принятия Федерального закона США об управлении информационной безопасностью (FISMA, Federal Information Security Management Act, 2002 г.) и Федерального закона США о модернизации информационной безопасности (FISMA, Federal Information Security Modernization Act, 2014 г.). Несмотря на декларируемую «привязку» стандартов и публикаций NIST к законодательству США и обязательность их исполнения для американских государственных органов, эти документы вполне можно рассматривать и как подходящие для любой компании, стремящейся улучшить управление ИБ, вне зависимости от юрисдикции и формы собственности.

        NIST SP 800-39

        Итак, документ NIST SP 800-39 «Managing Information Security Risk: Organization, Mission, and Information System View» («Управление риском информационной безопасности: Уровень организации, миссии, информационной системы») предлагает вендоро-независимый, структурированный, но гибкий подход к управлению рисками ИБ в контексте операционной деятельности компании, активов, физических лиц и контрагентов. При этом риск-менеджмент должен быть целостным процессом, затрагивающим всю организацию, в которой практикуется риск-ориентированное принятие решений на всех уровнях. Управление риском определяется в данном документе как всеобъемлющий процесс, включающий в себя этапы определения (frame), оценки (assess), обработки (respond) и мониторинга (monitor) рисков. Рассмотрим эти этапы подробнее.

        1. На этапе определения рисков организации следует выявить:

        • предположения о рисках, т.е. идентифицировать актуальные угрозы, уязвимости, последствия, вероятность возникновения рисков;
        • ограничения рисков, т.е. возможности осуществления оценки, реагирования и мониторинга;
        • риск-толерантность, т.е. терпимость к рискам — приемлемые типы и уровни рисков, а также допустимый уровень неопределенности в вопросах управления рисками;
        • приоритеты и возможные компромиссы, т.е. нужно приоритизировать бизнес-процессы, изучить компромиссы, на которые может пойти организация при обработке рисков, а также временные ограничения и факторы неопределенности, сопровождающие этот процесс.
        • угрозы ИБ, т.е. конкретные действия, лиц или сущности, которые могут являться угрозами для самой организации или могут быть направлены на другие организации;
        • внутренние и внешние уязвимости, включая организационные уязвимости в бизнес-процессах управления компанией, архитектуре ИТ-систем и т.д.;
        • ущерб организации с учетом возможностей эксплуатации уязвимостей угрозами;
        • вероятность возникновения ущерба.

        Для обеспечения процесса оценки рисков организация предварительно определяет:

        • инструменты, техники и методологии, используемые для оценки риска;
        • допущения относительно оценки рисков;
        • ограничения, которые могут повлиять на оценки рисков;
        • роли и ответственность;
        • способы сбора, обработки и передачи информации об оценке рисков в пределах организации;
        • способы проведения оценки рисков в организации;
        • частоту проведения оценки рисков;
        • способы получения информации об угрозах (источники и методы).
        • разработку возможных планов реагирования на риск;
        • оценку возможных планов реагирования на риск;
        • определение планов реагирования на риск, допустимых с точки зрения риск-толерантности организации;
        • реализацию принятых планов реагирования на риск.

        4. На этапе мониторинга рисков решаются следующие задачи:

        • проверка реализации принятых планов реагирования на риск и выполнения нормативных требований ИБ;
        • определение текущей эффективности мер реагирования на риски;
        • определение значимых для риск-менеджмента изменений в ИТ-системах и средах, включая ландшафт угроз, уязвимости, бизнес-функции и процессы, архитектуру ИТ-инфраструктуры, взаимоотношения с поставщиками, риск-толерантность организации и т.д.

        Управление рисками ведется на уровнях организации, бизнес-процессов и информационных систем, при этом следует обеспечивать взаимосвязь и обмен информацией между данными уровнями в целях непрерывного повышения эффективности осуществляемых действий и коммуникации рисков всем стейкхолдерам. На верхнем уровне (уровне организации) осуществляется принятие решений по определению рисков, что напрямую влияет на процессы, ведущиеся на нижележащих уровнях (бизнес-процессов и информационных систем), а также на финансирование этих процессов.

        На уровне организации осуществляются выработка и внедрение функций управления, согласующихся с бизнес-целями организации и с нормативными требованиями: создание функции риск-менеджмента, назначение ответственных, внедрение стратегии управления рисками и определение риск-толерантности, разработка и реализация инвестиционных стратегий в ИТ и ИБ.

        На уровне бизнес-процессов осуществляются определение и создание риск-ориентированных бизнес-процессов и организационной архитектуры, которая должна быть основана на сегментации, резервировании ресурсов и отсутствии единых точек отказа. Кроме того, на данном уровне осуществляется разработка архитектуры ИБ, которая обеспечит эффективное выполнение требований ИБ и внедрение всех необходимых мер и средств защиты.

        На уровне информационных систем следует обеспечить выполнение решений, принятых на более высоких уровнях, а именно обеспечить управление рисками ИБ на всех этапах жизненного цикла систем: инициализации, разработки или приобретения, внедрения, использования и вывода из эксплуатации. В документе подчеркивается важность стойкости (resilience) ИТ-систем, которая является показателем жизнеспособности бизнес-функций компании.

        Отметим, что в приложении «H» к рассматриваемому в документу приводится описание каждого из способов обработки рисков, перечисленных в этапе реагирования на риск. Так, указано, что в организации должна существовать как общая стратегия выбора конкретного способа обработки риска в той или иной ситуации, так и отдельные стратегии для каждого из способов обработки рисков. Указаны основные принципы выбора того или иного подхода к обработке рисков:

        • принятие (acceptance) риска не должно противоречить выбранной стратегии риск-толерантности организации и её возможности нести ответственность за возможные последствия принятого риска;
        • избегание (avoidance) риска является зачастую самым надежным способом обработки рисков, однако может идти вразрез с желанием компании широко применять ИТ-системы и технологии, поэтому рекомендованным подходом является целесообразный и всесторонне взвешенный выбор конкретных технологий и ИТ-сервисов;
        • разделение (share) и передача (transfer) рисков — это соответственно частичное или полное разделение ответственности за последствия реализованного риска с внутренним или внешним партнером в соответствии с принятой стратегией, конечная цель которой — успешность бизнес-процессов и миссии организации;
        • минимизация (или смягчение) (mitigation) рисков подразумевает применение стратегии минимизации рисков ИБ на всех трех уровнях организации и непосредственное задействование систем ИБ для смягчения возможных последствий реализации рисков. Организации следует выстраивать бизнес-процессы в соответствии с принципами защиты информации, архитектурные решения должны поддерживать возможность эффективной минимизации рисков, минимизация рисков в конкретных системах должна быть реализована с применением средств и систем защиты информации, а политики, процессы и средства ИБ должны быть достаточно универсальными и гибкими для применения их в динамичной и разнородной среде организации, с учетом непрерывно меняющегося ландшафта угроз ИБ.

        NIST SP 800-37

        Теперь перейдем к документу NIST SP 800-37 «Risk Management Framework for Information Systems and Organizations: A System Life Cycle Approach for Security and Privacy» («Фреймворк управления рисками для информационных систем и организаций: жизненный цикл систем для обеспечения безопасности и конфиденциальности»).

        Актуальный документ имеет ревизию №2 и был обновлен в декабре 2018 с тем, чтобы учесть современный ландшафт угроз и акцентировать внимание на важности управления рисками на уровне руководителей компаний, подчеркнуть связь между фреймворком управления рисками (Risk Management Framework, RMF) и фреймворком кибербезопасности (Cybersecurity Framework, CSF), указать на важность интеграции процессов управления конфиденциальностью (англ. privacy) и управления рисками цепочек поставок (англ. supply chain risk management, SCRM), а также логически увязать список предлагаемых мер защиты (контролей, англ. controls) с документом NIST SP 800-53. Кроме этого, выполнение положений NIST SP 800-37 можно использовать при необходимости провести взаимную оценку процедур риск-менеджмента компаний в случаях, когда этим компаниям требуется обмениваться данными или ресурсами. По аналогии с NIST SP 800-39, рассматривается управление рисками на уровнях организации, миссии, информационных систем.

        В NIST SP 800-37 указано, что Risk Management Framework в целом указывает на важность разработки и внедрения возможностей по обеспечению безопасности и конфиденциальности в ИТ-системах на протяжении всего жизненного цикла (англ. system development life cycle, SDLC), непрерывной поддержки ситуационной осведомленности о состоянии защиты ИТ-систем с применением процессов непрерывного мониторинга (continuous monitoring, CM) и предоставления информации руководству для принятия взвешенных риск-ориентированных решений. В RMF выделены следующие типы рисков: программный риск, риск несоответствия законодательству, финансовый риск, юридический риск, бизнес-риск, политический риск, риск безопасности и конфиденциальности (включая риск цепочки поставок), проектный риск, репутационный риск, риск безопасности жизнедеятельности, риск стратегического планирования.

        Кроме этого, Risk Management Framework:

        • предоставляет повторяемый процесс для риск-ориентированной защиты информации и информационных систем;
        • подчеркивает важность подготовительных мероприятий для управления безопасностью и конфиденциальностью;
        • обеспечивает категоризацию информации и информационных систем, а также выбора, внедрения, оценки и мониторинга средств защиты;
        • предлагает использовать средства автоматизации для управления рисками и мерами защиты в режиме, близком к реальному времени, а также актуальные временные метрики для предоставления информации руководству для принятия решений;
        • связывает процессы риск-менеджмента на различных уровнях и указывает на важность выбора ответственных за приятие защитных мер.
        1. подготовка, т.е. определение целей и их приоритизация с точки зрения организации и ИТ-систем;
        2. категоризация систем и информации на основе анализа возможного негативного влияния в результате потери информации (кроме негативного влияния, NIST SP 800-30 также указывает еще 3 фактора риска, учитываемых при проведении оценки риска: угрозы, уязвимости, вероятность события);
        3. выбор базового набора мер защиты и их уточнение (адаптация) для снижения риска до приемлемого уровня на основе оценки риска;
        4. внедрение мер защиты и описание того, как именно применяются меры защиты;
        5. оценка внедренных мер защиты для определения корректности их применения, работоспособности и продуцирования ими результатов, удовлетворяющих требованиям безопасности и конфиденциальности;
        6. авторизация систем или мер защиты на основе заключения о приемлемости рисков;
        7. непрерывный мониторинг систем и примененных мер защиты для оценки эффективности примененных мер, документирования изменений, проведения оценки рисков и анализа негативного влияния, создания отчетности по состоянию безопасности и конфиденциальности.

        Перечислим далее задачи для каждого из этапов применения RMF.

        Задачи этапа «Подготовка» на уровне организации включают в себя:

        • определение ролей для управления рисками;
        • создание стратегии управления рисками, с учетом риск-толерантности организации;
        • проведение оценки рисков;
        • выбор целевых значений мер защиты и/или профилей из документа Cybersecurity Framework;
        • определение для ИТ-систем общих мер защиты, которые могут быть унаследованы с более высоких уровней (например, с уровня организации или бизнес-процессов)
        • приоритизацию ИТ-систем;
        • разработку и внедрение стратегии непрерывного мониторинга эффективности мер защиты.
        • определение бизнес-функций и процессов, которые поддерживает каждая ИТ-система;
        • идентификацию лиц (стейкхолдеров), заинтересованных в создании, внедрении, оценке, функционировании, поддержке, выводе из эксплуатации систем;
        • определение активов, требующих защиты;
        • определение границы авторизации для системы;
        • выявление типов информации, обрабатываемых/передаваемых/хранимых в системе;
        • идентификацию и анализ жизненного цикла всех типов информации, обрабатываемых/передаваемых/хранимых в системе;
        • проведение оценки рисков на уровне ИТ-систем и обновление списка результатов оценки;
        • определение требований по безопасности и конфиденциальности для систем и сред функционирования;
        • определение местоположения систем в общей архитектуре компании;
        • распределение точек применения требований по безопасности и конфиденциальности для систем и сред функционирования;
        • формальную регистрацию ИТ-систем в соответствующих департаментах и документах.
        • документирование характеристик системы;
        • категоризацию системы и документирование результатов категоризации по требованиям безопасности;
        • пересмотр и согласование результатов и решений по категоризации по требованиям безопасности.
        • выбор мер защиты для системы и среды её функционирования;
        • уточнение (адаптация) выбранных мер защиты для системы и среды её функционирования;
        • распределение точек применения мер обеспечения безопасности и конфиденциальности к системе и среде её функционирования;
        • документирование запланированных мер обеспечения безопасности и конфиденциальности системы и среды её функционирования в соответствующих планах;
        • создание и внедрение стратегии мониторинга эффективности применяемых мер защиты, которая логически связана с общей организационной стратегией мониторинга и дополняет ее;
        • пересмотр и согласование планов обеспечения безопасности и конфиденциальности системы и среды её функционирования.
        1. внедрение мер защиты в соответствии с планами обеспечения безопасности и конфиденциальности;
        2. документирование изменений в запланированные меры защиты постфактум, на основании реального результата внедрения.
        • выбор оценщика или команды по оценке, соответствующих типу проводимой оценки;
        • разработку, пересмотр и согласование планов по оценке внедренных мер защиты;
        • проведение оценки мер защиты в соответствии с процедурами оценки, описанными в планах оценки;
        • подготовку отчетов по оценке, содержащих найденные недочеты и рекомендации по их устранению;
        • выполнение корректирующих действий с мерами защиты и переоценку откорректированных мер;
        • подготовку плана действий на основании найденных недочетов и рекомендации из отчетов по оценке.
        • сбор авторизационного пакета документов и отправку его ответственному лицу на авторизацию;
        • анализ и определение риска использования системы или применения мер защиты;
        • определение и внедрение предпочтительного плана действий при реагировании на выявленный риск;
        • определение приемлемости риска использования системы или применения мер защиты;
        • сообщение о результатах авторизации и о любом недостатке мер защиты, представляющем значительный риск для безопасности или конфиденциальности.
        • мониторинг информационной системы и среды её функционирования на наличие изменений, которые влияют на состояние безопасности и конфиденциальности системы;
        • оценку мер защиты в соответствии со стратегией непрерывного мониторинга;
        • реагирование на риск на основе результатов непрерывного мониторинга, оценок риска, плана действий;
        • обновление планов, отчетов по оценке, планов действий на основании результатов непрерывного мониторинга;
        • сообщение о состоянии безопасности и конфиденциальности системы соответствующему должностному лицу в соответствии со стратегией непрерывного мониторинга;
        • пересмотр состояния безопасности и конфиденциальности системы для определения приемлемости риска;
        • разработку стратегии вывода системы из эксплуатации и выполнение соответствующих действий при окончании срока её службы.

        NIST SP 800-30

        Специальная публикация NIST SP 800-30 «Guide for Conducting Risk Assessments» («Руководство по проведению оценок риска») посвящена процедуре проведения оценки риска, которая является фундаментальным компонентом процесса управления риском в организации в соответствии с NIST SP 800-39, наряду с определением, обработкой и мониторингом рисков. Процедуры оценки рисков используются для идентификации, оценки и приоритизации рисков, порождаемых использованием информационных систем, для операционной деятельности организации, её активов и работников. Целями оценки рисков являются информирование лиц, принимающих решения, и поддержка процесса реагирования на риск путем идентификации:

        • актуальных угроз как самой организации, так и опосредованно другим организациям;
        • внутренних и внешних уязвимостей;
        • потенциального ущерба организации с учетом возможностей эксплуатации уязвимостей угрозами;
        • вероятности возникновения этого ущерба.

        Процесс оценки рисков включает в себя:

        • подготовку к оценке рисков;
        • проведение оценки рисков;
        • коммуницирование результатов оценки и передачу информации внутри организации;
        • поддержание достигнутых результатов.
        • описание процесса оценки риска;
        • модель рисков, описывающая оцениваемые факторы риска и взаимосвязи между ними;
        • способ оценки рисков (например, качественный или количественный), описывающий значения, которые могут принимать факторы риска, и то, как комбинации этих факторов могут быть обработаны;
        • способ анализа (например, угрозо-центричный, ориентированный на активы или уязвимости), описывающий, как идентифицируются и анализируются комбинации факторов риска.
        • угрозы;
        • уязвимости;
        • негативное влияние;
        • вероятность;
        • предварительные условия.

        Угроза — это любое обстоятельство или событие, имеющее потенциал негативного влияния на бизнес-процессы или активы, сотрудников, другие организации путем осуществления несанкционированного доступа, разрушения, разглашения или модификации информации и/или отказа в обслуживании. События угроз порождаются источниками угроз. Источником угроз может быть намеренное действие, направленное на эксплуатацию уязвимости, или ненамеренное действие, в результате которого уязвимость была проэксплуатирована случайно. В целом, типы источников угроз включают в себя:

        • враждебные кибератаки или физические атаки;
        • человеческие ошибки;
        • структурные ошибки в активах, подконтрольных организации;
        • природные или техногенные аварии или катастрофы.

        Рассматриваемый документ также говорит о таком понятии, как «смещение угрозы» (англ. threat shifting), под которым понимается изменение атакующими своих TTPs в зависимости от мер защиты, предпринятых компанией и выявленных атакующими. Смещение угрозы может быть осуществлено во временном домене (например, попытки атаковать в другое время или растянуть атаку во времени), в целевом домене (например, выбор менее защищенной цели), ресурсном домене (например, использование атакующими дополнительных ресурсов для взлома цели), домене планирования или метода атаки (например, использование другого хакерского инструментария или попытки атаковать иными методами). Кроме этого, подчеркивается, что атакующие зачастую предпочитают путь наименьшего сопротивления для достижения своих целей, т.е. выбирают самое слабое звено в цепи защиты.

        Уязвимость — это слабость в информационной системе, процедурах обеспечения безопасности, внутренних способах защиты или в особенностях конкретной реализации/внедрения той или иной технологии или системы. Уязвимость характеризуется своей опасностью в контексте расчётной важности её исправления; при этом опасность может быть определена в зависимости от ожидаемого негативного эффекта от эксплуатации этой уязвимости. Большинство уязвимостей в информационных системах организации возникают или из-за не примененных (случайно или нарочно) мер ИБ, или примененных неверно. Важно также помнить и об эволюции угроз и самих защищаемых систем — и в тех, и в других со временем происходят изменения, которые следует учитывать при проведении переоценки рисков. Кроме уязвимостей технического характера в ИТ-системах, следует учитывать и ошибки в управлении организацией и в архитектуре систем.

        Предварительное условие (англ. predisposing condition) в контексте оценки рисков — это условие, существующее в бизнес-процессе, архитектуре или ИТ-системе, влияющее (снижающее или увеличивающее) на вероятность причинения ущерба угрозой. Логическими синонимами будут термины «подверженность» (англ. susceptibility) или «открытость» (англ. exposure) риску, означающие, что уязвимость может быть проэксплуатирована угрозой для нанесения ущерба. Например, SQL-сервер потенциально подвержен уязвимости SQL-инъекции. Кроме технических предварительных условий, следует учитывать и организационные: так, местоположение офиса в низине увеличивает риск подтопления, а отсутствие коммуникации между сотрудниками при разработке ИТ-системы увеличивает риск её взлома в дальнейшем.

        Вероятность возникновения (англ. likelihood of occurrence) угрозы — фактор риска, рассчитываемый на основе анализа вероятности того, что определенная уязвимость (или группа уязвимостей) может быть проэксплуатирована определенной угрозой, с учетом вероятности того, что угроза в итоге причинит реальный ущерб. Для намеренных угроз оценка вероятности возникновения обычно оценивается на основании намерений, возможностей и целей злоумышленника. Для ненамеренных угроз оценка вероятности возникновения, как правило, зависит от эмпирических и исторических данных. При этом вероятность возникновения оценивается на определенную временную перспективу — например, на следующий год или на отчетный период. В случае, если угроза практически стопроцентно будет инициирована или реализована в течение определенного временного периода, при оценке рисков следует учесть ожидаемую частоту её реализации. При оценке вероятности возникновения угрозы следует учитывать состояние управления и бизнес-процессов организации, предварительные условия, наличие и эффективность имеющихся мер защиты. Вероятность негативного влияния означает возможность того, что при реализации угрозы будет нанесен какой-либо ущерб, вне зависимости от его величины. При определении общей вероятности возникновения событий угроз можно использовать следующие три этапа:

        1. Оценка вероятности того, что событие угрозы будет кем-либо инициировано (в случае намеренной угрозы) или случится само (в случае ненамеренной).
        2. Оценка вероятности того, что возникшая угроза приведет к ущербу или нанесет вред организации, активам, сотрудникам.
        3. Общая вероятность рассчитывается как комбинация первых двух полученных оценок.

        Уровень негативного влияния (англ. impact) события угрозы — это величина ущерба, который ожидается от несанкционированного разглашения, доступа, изменения, утери информации или недоступности информационных систем. Организации явным образом определяют:

        1. Процесс, используемый для определения негативного влияния.
        2. Предположения, используемые для определения негативного влияния.
        3. Источники и методы получения информации о негативном влиянии.
        4. Логическое обоснование, использованное для определения негативного влияния.

        При оценке рисков важным фактором является степень неточности (англ. uncertainty), которая возникает из-за следующих, в общем-то, естественных ограничений, таких как невозможность с точностью спрогнозировать будущие события; недостаточные имеющиеся сведения об угрозах; неизвестные уязвимости; нераспознанные взаимозависимости.

        С учетом вышесказанного, модель риска можно описать как следующую логическую структуру:

        источник угрозы (с определенными характеристиками) с определенной долей вероятности инициирует событие угрозы, которое эксплуатирует уязвимость (имеющую определенную долю опасности, с учетом предварительных условий и успешного обхода защитных мер), вследствие чего создается негативное влияние (с определенной величиной риска как функции от размера ущерба и вероятности возникновения ущерба), которое порождает риск.

        Документ дает также рекомендации по использованию процесса агрегирования рисков (англ. risk aggregation) в целях объединения нескольких разобщенных или низкоуровневых рисков в один более общий: например, риски отдельных ИТ-систем могут быть агрегированы в общий риск для всей поддерживаемой ими бизнес-системы. При таком объединении следует учитывать то, что некоторые риски могут реализовываться одновременно или чаще, чем это прогнозировалось. Также следует учитывать взаимосвязи между разобщенными рисками и либо объединять их, либо, наоборот, разъединять.

        В NIST SP 800-30 также описаны основные способы оценки рисков: количественный (англ. quantitative), качественный (англ. qualitative) и полуколичественный (англ. semi-quantitative).

        Количественный анализ оперирует конкретными цифрами (стоимостью, временем простоя, затратами и т.д.) и лучше всего подходит для проведения анализа выгод и затрат (англ. Cost–benefit analysis), однако является достаточно ресурсоёмким.

        Качественный анализ применяет описательные характеристики (например, высокий, средний, низкий), что может привести к некорректным выводам ввиду малого количества возможных оценок и субъективности их выставления.

        Полуколичественный способ является промежуточным вариантом, предлагающим использовать больший диапазон возможных оценок (например, по шкале от 1 до 10) для более точной оценки и анализа результатов сравнения. Применение конкретного способа оценки рисков зависит как от сферы деятельности организации (например, в банковской сфере может применяться более строгий количественный анализ), так и от стадии жизненного цикла системы (например, на начальных этапах цикла может проводиться только качественная оценка рисков, а на более зрелых — уже количественная).

        Наконец, в документе также описаны три основных способа анализа факторов рисков: угрозо-центричный (англ. threat-oriented), ориентированный на активы (англ. asset/impact-oriented) или уязвимости (англ. vulnerability-oriented).

        Угрозо-центричный способ сфокусирован на создании сценариев угроз и начинается с определения источников угроз и событий угроз; далее, уязвимости идентифицируются в контексте угроз, а негативное влияние связывается с намерениями злоумышленника.

        Способ, ориентированный на активы, подразумевает выявление событий угроз и источников угроз, способных оказать негативное влияние на активы; во главу угла ставится потенциальный ущерб активам.

        Применение способа, ориентированного на уязвимости, начинается с анализа набора предварительных условий и недостатков/слабостей, которые могут быть проэксплуатированы; далее определяются возможные события угроз и последствия эксплуатации ими найденных уязвимостей. Документ содержит рекомендации по комбинированию описанных способов анализа для получения более объективной картины угроз при оценке рисков.

        Итак, как мы уже указали выше, по NIST SP 800-30 процесс оценки рисков разбивается на 4 шага:

        • подготовка к оценке рисков;
        • проведение оценки рисков;
        • коммуницирование результатов оценки и передача информации внутри организации;
        • поддержание достигнутых результатов.

        1. Подготовка к оценке рисков.

        В рамках подготовки к оценке рисков выполняются следующие задачи:

        1.1. Идентификация цели оценки рисков: какая информация ожидается в результате оценки, какие решения будут продиктованы результатом оценки.
        1.2. Идентификация области (англ. scope) оценки рисков в контексте применимости к конкретной организации, временного промежутка, сведений об архитектуре и используемых технологиях
        1.3. Идентификация специфичных предположений и ограничений, с учетом которых проводится оценка рисков. В рамках этой задачи определяются предположения и ограничения в таких элементах, как источники угроз, события угроз, уязвимости, предварительные условия, вероятность возникновения, негативное влияние, риск-толерантность и уровень неточности, а также выбранный способ анализа.
        1.4. Идентификация источников предварительной информации, источников угроз и уязвимостей, а также информации о негативном влиянии, которая будет использоваться в оценке рисков. В этом процессе источники информации могут быть как внутренними (такими, как отчеты по инцидентам и аудитам, журналы безопасности и результаты мониторинга), так и внешними (например, отчеты CERTов, результаты исследований и прочая релевантная общедоступная информация).
        1.5. Идентификация модели рисков, способа оценки рисков и подхода к анализу, которые будут использоваться в оценке рисков.

        2. Проведение оценки рисков.

        В рамках оценки рисков выполняются следующие задачи:

        2.1. Идентификация и характеризация актуальных источников угроз, включая возможности, намерения и цели намеренных угроз, а также возможные эффекты от ненамеренных угроз.
        2.2. Идентификация потенциальных событий угроз, релевантности этих событий, а также источников угроз, которые могут инициировать события угроз.
        2.3. Идентификация уязвимостей и предварительных условий, которые влияют на вероятность того, что актуальные события угроз приведут к негативному влиянию. Ее целью является определение того, насколько рассматриваемые бизнес-процессы и информационные системы уязвимы перед идентифицированными ранее источниками угроз и насколько идентифицированные события угроз действительно могут быть инициированы этими источниками угроз.
        2.4. Определение вероятности того, что актуальные события угроз приведут к негативному влиянию, с учетом характеристик источников угроз, уязвимостей и предварительных условий, а также подверженности организации этим угрозам, принимая во внимание внедренные меры защиты.
        2.5. Определение негативного влияния, порожденного источниками угроз, с учетом характеристик источников угроз, уязвимостей и предварительных условий, а также подверженности организации этим угрозам, принимая во внимание внедренные меры защиты.
        2.6. Определение риска от реализации актуальных событий угроз, принимая во внимание уровень негативного влияния от этих событий и вероятность наступления этих событий. В Приложении «I» к данному стандарту приведена таблица I-2 для расчета уровня риска в зависимости от уровней вероятности и негативного влияния.

        3. Коммуницирование результатов оценки рисков и передача информации.

        В рамках коммуницирования результатов оценки рисков и передачи информации выполняются следующие задачи:

        3.1. Коммуницирование результатов оценки рисков лицам, принимающим решения, для реагирования на риски.
        3.2. Передача заинтересованным лицам информации, касающейся рисков, выявленных в результате оценки.

        4. Поддержание достигнутых результатов.

        В рамках поддержания достигнутых результатов выполняются следующие задачи:

        4.1. Проведение непрерывного мониторинга факторов риска, которые влияют на риски в операционной деятельности организации, на её активы, сотрудников, другие организации. Данной задаче посвящен стандарт NIST SP 800-137, который мы рассмотрим далее.
        4.2. Актуализация оценки рисков с использованием результатов процесса непрерывного мониторинга факторов риска.

        Как видим, документ NIST SP 800-30 предлагает достаточно детальный подход к моделированию угроз и расчету рисков. Ценными являются также приложения к данному стандарту, содержащие примеры расчетов по каждой из подзадач оценки рисков, а также перечни возможных источников угроз, событий угроз, уязвимостей и предварительных условий.

        NIST SP 800-137

        Перейдем теперь к обзору документа NIST SP 800-137 «Information Security Continuous Monitoring for Federal information Systems and Organizations» («Непрерывный мониторинг информационной безопасности для федеральных информационных систем и организаций»).

        Задачей построения стратегии непрерывного мониторинга информационной безопасности является оценка эффективности мер защиты и статуса безопасности систем с целью реагирования на постоянно меняющиеся вызовы и задачи в сфере информационной безопасности. Система непрерывного мониторинга ИБ помогает предоставлять ситуационную осведомленность о состоянии безопасности информационных систем компании на основании информации, собранной из различных ресурсов (таких как активы, процессы, технологии, сотрудники), а также об имеющихся возможностях по реагированию на изменения ситуации. Данная система является одной из тактик в общей стратегии управления рисками.

        Как и прочие документы серии SP, в данной публикации приведен рекомендуемый процессный подход к выстраиванию системы мониторинга ИБ, состоящий из:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *