Какие основные проблемы решает бухгалтер при анализе хозяйственной операции
Перейти к содержимому

Какие основные проблемы решает бухгалтер при анализе хозяйственной операции

9.6. проблемы, решаемые специалистом бухгалтерского дела при анализе хозяйственных операций

В практической работе бухгалтер постоянно решает три вопроса:

■ Когда произошла хозяйственная операция (проблема идентификации)?

■ Каково стоимостное выражение хозяйственной операции (проблема оценки)?

Каким образом должны быть классифицированы хозяйственные операции (проблема классификации)?

Указанные проблемы лежат в основе почти всех ключевых вопросов современного бухгалтерского учета. При их решении придерживаются общепринятых принципов бухгалтерского учета и используют подход, способствующий пониманию основных бухгалтерских идей. Однако необходимо помнить, что существуют разные точки зрения на решение этих проблем.

Проблема идентификации заключается в том, что необходимо определить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция. Например, организация заказывает, получает и оплачивает компьютер. Спрашивается, какое из нижеперечисленных действий должно быть зарегистрировано в качестве торговой операции:

сотрудник организации направляет в отдел снабжения заявку на покупку компьютера;

отдел снабжения направляет заказ на покупку поставщику;

поставщик отгружает компьютер;

организация получает компьютер;

организация получает счет от поставщика;

организация оплачивает счет.

От ответа на этот вопрос зависит величина финансового результата за отчетный период.

Традиционно бухгалтерия придерживается правила, согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована на момент перехода права собственности от продавца к покупателю и возникновения обязательства оплатить. Таким образом, в зависимости от особенностей договора поставки моментом совершения хозяйственной операции считаются действия 3 или 4. Этого положения будем придерживаться и мы.

Вместе с тем во многих небольших организациях хозяйственная операция регистрируется при получении счета (действие 5) или его оплате (действие 6), поскольку именно эти действия означают передачу права собственности на вещь1.

Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована хозяйственная операция, называется точкой идентификации.

Еще сложнее вопрос с учетом увеличения стоимости.

Возьмем в качестве примера рекламное агентство, разрабатывающее для клиента программу рекламных мероприятий. Сотрудники могут работать над проектом по несколько часов в

день на протяжении недели. Спрашивается, когда должно быть зарегистрировано увеличение стоимости: по мере разработки проекта или после завершения работы ?

Обычно регистрация осуществляется в момент завершения проекта, когда клиенту выставляется счет. Однако при больших сроках разработки может быть достигнута договоренность с клиентом о том, что счета выставляются по мере завершения ключевых этапов.

Проблема оценки — самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно общепринятым бухгалтерским принципам все активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы от-ражаются по первоначальной стоимости, часто называемой фактической себестоимостью.

Стоимость — это цена хозяйственной операции в точке ее идентификации. Поэтому цель бухгалтерского учета состоит не в нахождении «стоимости», которая может меняться после совершения хозяйственной операции, а в определении стоимости на момент совершения хозяйственной операции. Такая практика называется принципом стоимости. В этом случае бухгалтер зарегистрирует новую хозяйственную операцию с новой ценой и будут выявлены прибыль или убыток.

Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене. Она объективна, поскольку может быть подтверждена свидетельствами, возникающими во время осуществления хозяйственной операции (купчая, другие первичные документы).

Проблема классификации — это запись хозяйственных операций в системе счетов. Выбор счетов влияет на финансовые результаты организации. Например, то, каким образом будет классифицировано приобретение мелкого инструмента — как расходы на ремонт или как покупка оборудования (средств), — отразится на величине прибыли.

Сама классификация зависит не только от правильного анализа сущности каждой хозяйственной операции и ее воздействия на результаты работы организации в целом, но также и от логической конструкции системы (плана) счетов.

Теория и практика зарубежных стран считают необходимым отражать в активе или ценности, находящиеся в собственности организации (действие 3 или 4), или права требования на ценности (действие 5 или 6). Юридически оба решения равноценны.

Изучение бухгалтерского дела позволяет приобрести знания и умения в принятии важных для предприятия управленческих решений.

В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития организаций усиливается роль и значение бухгалтерского учета. Вместо простого учетного органа бухгалтерия становится одним из важнейших подразделений, определяющих финансовую стратегию фирмы и влияющих на развитие ее хозяйственной деятельности факторов.

Важным направлением улучшения работы любой бухгалтерии является совершенствование организации и ведения делопроизводства в этом подразделении.

В целом бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы организации, предсказуемость ее финансового результата.

Учетная политика фирмы, грамотный анализ финансово-хозяйственной деятельности, взаимодействие с налоговыми служ-бами это принципиальные, ключевые моменты в работе любой негосударственной структуры, обладающей полной самостоятельностью и выживающей в условиях острой конкурентной борьбы.

Калькулирование полной и производственной себестоимости

Традиционным для отечественного учета является калькулирование полной себестоимости, включающей все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

Как отмечалось ранее, эти затраты делятся на две большие группы — прямые и косвенные.

К прямым затратам относят:

прямые материальные затраты;

прямые затраты на оплату труда;

Называются они прямыми потому, что могут быть прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приемы.

Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг. Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек (вспомогательные материалы учитываются в составе косвенных расходов).

В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

Ш затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг; В иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов. Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные

аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных

Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

На предприятиях текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам, по среднепокупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др. Отклонения фактической стоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.

При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на

их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их .приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.

Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т.е. по себестоимости каждой’ единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых’ или последних по времени приобретений.

Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее.

Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной оплате труда, используются данные табелей учета отработанного времени.

В условиях сдельной формы труда могут применяться различные системы учета выработки рабочих-сдельщиков, в част324

ности система пооперационного учета выработки. Она предусматривает приемку, подсчет и фиксирование информации о

выработке рабочего (или бригады рабочих) в первичных документах контролером ОТК или мастером после выполнения каждой операции.

В условиях мелкосерийного и индивидуального производства основным первичным документом по учету выработки является наряд на сдельную работу. В нем отражают задание, его выполнение, разряд работы, отработанное время, расценку и сумму заработка по каждой операции.

В серийном производстве первичными документами для учета выработки рабочих являются маршрутные листы или карты. В них фиксируют запуск в производство и обработку партии заготовок в соответствии с установленным технологическим процессом. Контроль за сохранностью и точностью обработки деталей осуществляется в процессе приемки работ ОТК после выполнения каждой операции. При передаче партии деталей из цеха в цех вместе с ними передается и маршрутный лист. При дроблении партии деталей выписываются новые маршрутные листы.

Маршрутные листы могут применяться и как самостоятельные документы, и в сочетании с рапортами или отрывными талонами.

В массовых и крупносерийных производствах для определения выработки каждого рабочего за смену или за расчетный период производится пооперационная перепись остатков необработанных деталей или несобранных изделий на конец смены или расчетного периода. Выработка рабочих определяется как остаток деталей или заготовок на начало смены, увеличенный на количество деталей, переданных на рабочее место за смену, минус остаток необработанных или несобранных деталей (заготовок) на конец смены. Рассчитанная таким образом выработка каждого рабочего оформляется рапортами или ведомостями учета выработки.

После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего-сдельщика.

Одновременно по установленным нормативам производят расчеты по единому социальному налогу.

Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции (работ, услуг)

К косвенным относятся общепроизводственные расходы, ко-торые не удается быстро и экономично отнести на конкретный носитель затрат.

Однако и общехозяйственные расходы также следует признать косвенными, так как они участвуют в калькулировании полной себестоимости продукции и также не могут быть отнесены на изделие прямым путем. Поэтому ниже речь пойдет об учете и участии в калькулировании себестоимости продукции общепроизводственных расходов. В литературе их часто называют накладными расходами.

Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях — участках, цехах, производствах, переделах. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат связаны непосредственно с производством. Объединение названных видов расходов в единую группу под названием «Общепроизводственные расходы» связано с тем, что они имеют ряд общих характеристик:

■ носят комплексный характер (в составе расходов отражаются все экономические элементы затрат);

не могут быть отнесены прямо на изделия, если их выпускается более одного;

■ контролируются бюджетно-сметным методом.

Общепроизводственные расходы можно отнести к условнопеременным, так как они объединяют расходы энергоресурсов, необходимых для приведения в движение производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств; расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами (стоимость смазочных и обтирочных материалов, оплата труда наладчиков, ремонтных и других вспомогательных рабочих). Размеры этих расходов во многом зависят от объема производства, чего нельзя сказать о второй группе накладных расходов — общехозяйственных.

Общепроизводственные расходы состоят из:

расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;

общецеховых расходов на управление. Общим для обеих групп является то, что они:

состоят из комплексных статей;

возникают в производственных подразделениях;

планируются и учитываются по местам их возникновения;

контролируются бюджетно-сметным методом;

распределяются косвенным путем между видами готовой продукции и незавершенным производством. В то же время каждая из рассматриваемых групп состоит из расходов разного экономического содержания. Различия должны определять выбор и обоснование баз распределения затрат и

источников их возмещения. И с этих позиций усиливается знание классификации производственных накладных расходов, принятой внутри предприятия.

Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:

выбор объекта, на который относятся затраты, носителя общепроизводственных затрат (например, продукция, услуга, контракт, цех);

выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты;

выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом (носителем затрат).

Методы распределения выбираются произвольно, по решению бухгалтера-аналитика. В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения. Выбор базы распределения чрезвычайно важный вопрос, так как, меняя ее, бухгалтер-аналитик меняет и значение себестоимости продукции (работ, услуг). База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного времени, поскольку она представляет элемент учетной политики организации. Однако, когда ее несоответствие становится очевидным, она подлежит пересмотру.

На практике для распределения производственных накладных расходов между носителями затрат применяются следующие базы:

1. Время работы производственных рабочих (человеко-часы) —

широко применяется по двум причинам: отражает затраты прямого труда; информация о затраченных человеко-часах на производство конкретной продукции обычно содержится в нарядах

и в рабочих картах.

Коэффициент распределения определяется путем деления общей суммы производственных накладных расходов на общее число затраченных человеко-часов.

Заработная плата производственных рабочих. Использование этого показателя желательно в тех случаях, когда заработная плата занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах, чем расходы на содержание оборудования.

Прямые затраты. Косвенные производственные расходы Распределяются пропорционально стоимости потребленных на продукт основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих.

Стоимость основных материалов. В этом случае применяются ставки распределения накладных расходов в процентах от стоимости использованных основных материалов.

Объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении. Этот метод применим лишь при условии, что подразделением производится один вид продукции. При использовании этого показателя в качестве базы распределения на продукцию с разной трудоемкостью будут приходиться равные накладные расходы.

Распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам.

Важнейшим принципом выбора способа распределения накладных расходов является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции. Это влияет на достоверность определения себестоимости продукции и в конечном счете на прибыль организации. Вместе с тем выбранный способ должен соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, более обоснованным принципам учета и калькулирования и быть нетрудоемким и простым для понимания. При выборе базы распределения следует руководствоваться экономическим смыслом и особенностями производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26.

Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп — по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.

Типовой номенклатурой предусмотрено выделение следующих статей общехозяйственных расходов промышленных предприятий:

Расходы на управление предприятием.

Заработная плата аппарата управления.

Командировки и перемещения. Я

Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны.

5. Прочие расходы.

Содержание прочего общезаводского персонала.

Амортизация основных средств.

Содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения.

Производство испытаний, опытов, исследований, изобретательство и техническое усовершенствование.

Оргнабор рабочей силы.

Прочие общехозяйственные расходы.

9. Налоги, сборы, отчисления.

Потери от простоев.

Недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе.

Расходы на управление, как никакие другие составляющие издержек производства и обращения, подвергаются нормированию и лимитированию со стороны государства. Для таких расходов, как затраты на командировки, представительские расходы, расходы на содержание служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей законодательно установлены специальные нормы, нормативы и лимиты.

В конце отчетного периода счет 26 «Общехозяйственные расходы» закрывается:

Д-т сч. 20 «Основное производство» — в части подразделений основного производства

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» — в части подразделений вспомогательного производства

К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время труда или заработная плата основных производственных рабочих, время работы станков, не имеют тесной зависимости с размером общехозяйственных расходов. В силу своей сущности последние напрямую не связаны с объемом производства его падением или ростом, их размер скорее зависит от продолжительности отчетного периода. Поэтому распределение общехозяйственных расходов при калькулировании полной себестоимости продукции носит весьма условный характер.

Калькулирование производственной себестоимости

В соответствии с Международными стандартами бухгалтерской отчетности в себестоимость продукции должны быть вклю

чены лишь производственные затраты. Управленческие и сбытовые издержки в калькулировании производственной себестоимости участвовать не могут. Приказ Минфина РФ от 27.03.1996 г. № 31 (в редакции приказа Минфина РФ от 23.01.2001 г. № 7н) «О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организаций и указаниях по их заполнению в 1996 г.» [6] представил всем организациям право отражать в бухгалтерском учете производственную себестоимость.

Этим документом всем организациям, независимо от вида их деятельности, разрешено с 1 января 1995 г. списание общехозяйственных расходов непосредственно на себестоимость реализованной продукции, т.е. в дебет счета 90 «Реализация продукции (работ, услуг)». Такой порядок учета позволяет организациям сформировать не полную, а производственную себестоимость продукции и знаменует собой очередной шаг российской методологии бухгалтерского учета в направлении к международным бухгалтерским нормам.

В отечественном учете впервые разрешение о возможности применения такой бухгалтерской записи появилось еще в письме Минфина СССР от 02.07.1991 г. № 40 «О рекомендациях по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях». [8] Обоснование данного варианта было дано и в первой редакции Инструкции нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утвержден приказом Минфина СССР от 01.11.1991 г. № 56) [9] в пояснениях к счету 26.

До 1995 г. общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных могли списываться в дебет счета 46, если это было предусмотрено принятым предприятием порядком учета затрат на производство. С 1 января 1995 г. такой порядок списания общехозяйственных расходов ограничивался. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий в пояснениях к счету 26 было записано: «Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» в порядке, регулируемом соответствующими нормативными актами» (в редакции приказа Минфина России от 28.12.1994 г. № 173], введенной в действие с 1 января 1995 г.). Такие нормативные акты имелись:

■ для строительных организаций (письмо Минфина РФ от 30.12.1993 г. № 161 «О типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ»[11>);

■ научных организаций (утверждены 15.06.1994 г. № ОР-22-2-46 Министерством науки и технической политики РФ «Типовые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции» На сегодняшний день п. 20 Указаний Минфина РФ № 31 для организаций любых видов деятельности в учетной политике разрешено принятие порядка списания общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90. Этот шаг сделан в направлении дальнейшей гармонизации отечественного учета с международными бухгалтерскими стандартами. Независимо от выбранных предприятием методов калькулирования в соответствии с международными стандартами бухучета общехозяйственные расходы никогда не участвуют в калькулировании и в оценке запасов, а общей суммой относятся на финансовые результаты предприятия.

В случае использования этого приема предприятия обязаны записать о нем в своей учетной политике.

Списание общехозяйственных расходов на себестоимость реализованной продукции, минуя процесс калькулирования, имеет ряд преимуществ:

Снижение трудоемкости учета, его упрощение. Точное определение себестоимости продукции в рыночных условиях не является самоцелью, тем более что не существует систем, позволяющих составить точную калькуляцию. Поэтому принципом исчисления себестоимости изделия должна быть не полнота включения затрат, а способ их отнесения на то или иное изделие. Необходимо подчеркнуть и то обстоятельство, что общехозяйственные затраты не связаны с производством данного конкретного изделия, а являются следствием содержания и обслуживания всего предприятия. Поэтому тезис о том, что эти расходы в обязательном порядке должны включаться в расчет себестоимости изделия, можно подвергнуть критике.

Совокупная прибыль будет одной и той же при использовании разных систем калькулирования, следовательно, размер налога на прибыль при любом подходе к калькулированию должен совпадать. Различия появляются в величине прибыли, относимой на каждый учетный период.

Данный способ списания расходов позволяет избежать капитализации постоянных накладных расходов в товарных запасах на складе, в неликвидных запасах в период, когда спрос на продукцию уменьшается. Калькулирование полной себестоимости на предприятиях, имеющих запасы готовой продукции на складе, приводит к капитализации части общехозяйствен331

ных расходов. Увеличение товарных запасов ведет к увеличению налога на имущество предприятия. Следовательно, калькулирование производственной себестоимости приведет к уменьшению налога на имущество. По крайней мере, доля общехозяйственных расходов, приходящаяся на нереализованную продукцию, не будет попадать под налогообложение.

Основные типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете

Хозяйственная операция в бухгалтерском учете — это…

Хозяйственная операция в бухгалтерском учете — это фиксирование фактов хозяйственной жизни предприятия. Отражение хозяйственных операций оказывает постоянное влияние на баланс активов и пассивов предприятия. Но ни одна хозяйственная операция не может нарушить его. Все фиксации деятельности происходят на основании первичных документов, заполненных в установленном порядке. Они и подтверждают факт совершенных операций.

Хозяйственные операции являются частью хозяйственного учета. Что собой представляет хозяйственный учет, читайте в статье «Хозяйственный учет — это. ».

Документирование хозяйственных операций и ведение бухучета

Важным элементом бухгалтерского учета является документирование. Его применяет каждое предприятие для наблюдения за своей хозяйственной деятельностью и первичного контроля. Документирование состоит из упорядоченного сбора первичных документов. Это является начальным этапом учета.

Первичный документ составляется в момент совершения той или иной хозяйственной операции. Существуют формы документов, которые утверждаются только законодательно, но основная масса — такие, которые может утвердить само предприятие. Каждый такой документ имеет юридическую силу и устанавливает ответственных за выполнение той или иной хозяйственной операции. Недопустимо принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются несуществующие, мнимые сделки (ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Первичные учетные документы должны составляться непосредственно при совершении факта хозяйственной жизни. А если это невозможно — сразу после его окончания (п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Налоговые органы уделяют внимание их наличию, содержанию и форме в ходе налоговых проверок.
На практике нередко случается, что проверяющие обнаруживают недостатки в оформлении первичных учетных документов.
Подробнее об ошибках в первичных документах и санкциях за их отсутствие читайте в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Только наличие правильно оформленных первичных документов поможет предприятию отстаивать свои интересы в суде или гарантировать сохранность своего имущества. Правильное документирование хозяйственных операций можно использовать для объективного анализа результатов работы предприятия как его собственниками, так и налоговыми органами.

Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета

После того как первичные документы собраны и проверены, они фиксируются на счетах бухгалтерского учета в хронологическом порядке. Каждое событие финансово-хозяйственной деятельности имеет двойственный характер. Суть этой двойственности сводится к тому, что при записи одного события используется 2 счета бухучета, которые указывают на состав, место размещения имущества и источники его образования.

Как правильно отражать хозяйственные операции с использованием двойных записей, читайте в статье «Понятие и сущность двойной записи в бухгалтерском учете».

Связь этих счетов называется корреспонденцией, а сами счета корреспондирующими.

Отражение операций с использованием корреспонденции счетов называют бухгалтерской проводкой.

Подробнее о том, какие бывают проводки, читайте в статье «Основные проводки по бухучету — примеры».

Также рекомендуем справочник «16 700 БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВОДОК С КОММЕНТАРИЯМИ», который вы найдете в КонсультантПлюс, если получите бесплатный пробный доступ к системе.

Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете — примеры

Хозяйственные операции разделяют на 4 типа. Все они оказывают влияние на баланс, при этом равенство баланса не нарушается.

Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете — примеры

На расчетный счет ООО «Звезда» были перечислены денежные средства в размере 5 000 рублей в счет оплаты за полученный товар.

Проводка: Дт 51 Кт 62 — 5 000.

В результате такой операции валюта баланса осталась неизменной, изменения произошли только в статьях актива баланса. Статья «Расчетный счет» увеличилась на 5 000 рублей, а статья «Расчеты с покупателями и заказчиками» уменьшилась на эту же сумму.

ООО «Звезда» в конце отчетного периода получило прибыль. Участники общества решили рассчитать и начислить дивиденды в размере 10 000 руб.

Проводка: Дт 84 Кт 75 — 10 000.

В результате валюта баланса опять остается неизменной, а вот статьи пассива баланса изменились. Статья «Расчеты с учредителями» увеличилась, статья «Нераспределенная прибыль» уменьшилась на 10 000 руб.

На склад ООО «Звезда» поступили товары от поставщика ООО «Розмарин» на сумму 3 000 руб.

Проводка: Дт 41 Кт 60 — 3 000.

Результатом будет увеличение валюты баланса, т. к. в данном случае изменения произошли в обеих частях баланса (в активе и пассиве). Статья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и статья актива «Товары» были увеличены на 3 000 руб.

После того как товар был поставлен на склад, ООО «Звезда» произвела перевод денежных средств на расчетный счет ООО «Розмарин» в сумме 3 000 руб.

Проводка: Дт 60 Кт 51 — 3 000.

В результате валюта баланса снова изменилась, только в сторону уменьшения. Изменения произошли и в активе, и в пассиве баланса. Статья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и статья актива «Расчетный счет» уменьшились на 3 000 руб.

Итоги

Важно помнить, что каждая совершенная хозяйственная операция должна пройти путь от подтверждения ее первичным документом до отнесения к одному из 4 типов операций и получить свое отражение на счетах бухучета. Ни одна из операций при правильном ее оформлении не может нарушить равенство баланса.

Анализ хозяйственных операций.

Факты хозяйственной жизни – основной объект бухгалтерского наблюдения. Хозяйственные процессы следует рассматривать как совокупность составляющих их элементов – фактов хозяйственной жизни. В результате совершения отдельных фактов хозяйственной жизни финансовое положение хозяйствующего субъекта остается неизменным, но основная масса хозяйственных фактов оказывает влияние на финансовое положение организации. Такие факты хозяйственной жизни именуются хозяйственными операциями.

Хозяйственная операция характеризует отдельные хозяйственные факты, вызывающие изменения в составе, размещении имущества и источниках его образования.

В процессе осуществления уставной деятельности в организации постоянно происходят экономические события, рассматриваемые как хозяйственные операции. Они оказывают постоянное влияние на валюту баланса.

Возникающие в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции не нарушают равенства итогов актива и пассива баланса, в то время как суммы статей, а также валюта баланса, могут меняться. При этом хозяйствен­ные операции могут затрагивать только имущество предприятия (актив баланса) или только источники его образования (пассив), или одновременно и имущество, и источники его формирования (и актив, и пассив баланса). При этом изменения могут быть как в сторону увеличения, так и уменьшения. Валюта баланса так­же изменяется. Существует четыре типа изменений относительно валюты баланса.

Операции первого типаизменяют состав имущества, т.е. затра­гивают только актив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:

+А — А

Операции второго типаизменяют источники формирования имущества предприятия, т. е. затрагивают только пассив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется.

+П – П

Операции третьего типаизменяют одновременно величину иму­щества и источники его формирования, при этом изменения про­исходят в сторону увеличения. Причем валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину.

+А + П

Операции четвертого типаизменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Причем валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину.

-А – П

Анализ хозяйственных операций.

Хозяйственные операции относятся к основным объектам бухгалтерского дела, и не случайно многие зарубежные и отечественные ученые считают их главным объектом бухгалтерского наблюдения и учета. На уровне хозяйственных операций осуществляется их фиксация и отражение информации о хозяйственных процессах в первичных документах и их регистрация в учете.

Поэтому каждую ситуацию необходимо анализировать с точки зрения нормативно-правового регулирования, отражения в бухгалтерском и налоговом учете, влияния на конечный финансовый результат. Различают три основных вида хозяйственных процессов:

— процесс обеспечения;

— процесс производства;

— процесс продажи.

Процессы воспроизводства в нормально функционирующем экономическом субъекте носят непрерывный характер. В процессе производства потребляются средства труда и предметы труда, а поэтому непрерывность процесса воспроизводства зависит от постоянного возобновления этих производственных ресурсов, что в свою очередь связано с непрерывным и четким осуществлением процесса материально-технического снабжения (заготовления).

Вопросы измерения хозяйственных операций и анализа ситуаций требуют альтернативных решений. Специалист по бухгалтерскому делу (главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-аудитор) обязан предотвращать нормативно-правовые нарушения и потерю ожидаемой прибыли, предложить порядок исправления обнаруженных ошибок.

В практической работе бухгалтер всегда отвечает на три вопроса:

— когда произошла хозяйственная операция?

— каково стоимостное выражение хозяйственной операции?

— каким образом должна быть классифицирована хозяйственная операция?

Следовательно, при анализе хозяйственных операций перед бухгалтером стоят три задачи, решение которых позволяет квалифицированно сформировать бухгалтерскую информационную систему:

— идентификация хозяйственных операций по времени;

— оценка хозяйственных операций;

— классификация хозяйственных операций в номенклатуре плана счетов, выбранного для хозяйствующего субъекта.

Проблема идентификации заключается в том, что необходимо определить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция. Традиционно бухгалтеры придерживаются правила, согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована на момент перехода права собственности от продавца к покупателю и возникновения обязательства оплатить. Вместе с тем в небольших организациях хозяйственная операция регистрируется при получении счета или его оплате, поскольку именно эти действия означают передачу права собственности на предмет.

Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована хозяйственная операция, называется точкой идентификации. Обычно регистрация осуществляется в момент завершения проекта, когда клиенту выставляется счет. Однако при больших сроках разработки с клиентом может быть достигнута договоренность о том, что счета выставляются по мере завершения ключевых этапов.

Проблема оценки – самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно общепринятым бухгалтерским принципам все активы отражаются по первоначальной стоимости, часто называемой фактической себестоимостью.

Стоимость – это цена хозяйственной операции в точке ее идентификации. Поэтому цель бухгалтерского учета состоит не в нахождении «стоимости», которая может меняться после совершения хозяйственной операции, а в определении стоимости на момент совершения хозяйственной операции. Такая практика называется принципом стоимости. В этом случае бухгалтер зарегистрирует новую хозяйственную операцию с новой ценой и будут выявлены прибыль или убыток.

Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене. Она объективна, поскольку может быть подтверждена свидетельствами во время осуществления операции (первичные документы).

Классификация хозяйственных операций – это их запись в системе счетов. Для квалификации каждой хозяйственной операции необходимо распознать ее экономические и юридические характеристики:

Экономической характеристики хозяйственные операции подразделяются на действия и события. Действия относятся к активным проявлениям роли субъекта и выполняются под его целенаправленным воздействием. События возникают в результате случайных явлений без участия руководителей (хищения, потери от пожара и т. д.).

По отношению к хозяйственной единице хозяйственные операции делятся на внутренние (описают действия или события, протекающие в границах хозяйствующей единицы) и внешние – отражают связи, не ограничивающиеся контурами предприятия, затрагивающие совокупности других хозяйственных образований или физических лиц. По уровню обобщенности хозяйственных операций различают индивидуальные и агрегированные хозяйственные операции. Индивидуальные описываются показателем, характеризующим только объект учета. Агрегированные хозяйственные операции объединяют несколько индивидуальных связанных общностью объектов учета (суммарный расход материалов за период).

В зависимости от длительности совершения хозяйственные операции классифицируются на моментальные, длительные и абсолютные. Моментальные происходят в течение одного отчетного периода или цикла и чаще всего носят разовый характер (выдача зарплаты). Длительные – хозяйственные операции, осуществляющиеся в течение нескольких учетных периодов, например, распределение стоимости долгосрочных активов по периодам полезного функционирования. Абсолютные хозяйственные операции наступают вследствие истечения сроков исковой давности.

С юридической точки зрения хозяйственные операции подразделяются на правомерные и неправомерные. Для правомерных характерны сделки, поступки и административные акты.

Сделки осуществляются на основе договоров, соглашений. В отличие от сделок поступки не являются результатом целенаправленной деятельности субъекта управления (принятие к учету излишков ТМЦ, обнаруженных при инвентаризации). Административные акты – это следствие применения нормативно-регламентирующих и законодательных документов (начисление налогов).

Неправомерные – это те хозяйственные операции, которые имели место в результате нарушений действующего законодательства, моральных и этических норм. Сама классификация зависит не только от правильного анализа сущности каждой хозяйственной операции и ее воздействия на результаты работы организации в целом, но и от логической конструкции системы (рабочего плана счетов), применяемых в организации.

Имущество и обязательства – объекты бухгалтерского учета.

Имущество организации по составу и функциональной роли (характеру использования) подразделяется на 2 основные группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

Под внеоборотными понимаются активы организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам, доходным вложениям в материальные ценности и другим активам, включая расходы, связанные с их строительством (незавершенное строительство) и приобретением.

Основными отличительными особенностями основных средств является то, что они эксплуатируются длительное время, не меняя своей натурально-вещественной формы, постепенно изнашиваются и частями переносят свою стоимость на произведенный продукт.

По назначению основные средства подразделяются:

— на производственные основные фонды, непосредственно принимающие участие в процессе производства продукции (производственные здания, сооружения, рабочие машины, транспорт и т. д.);

— на непроизводственные основные фонды, не принимающие прямого участия в производстве, но активно влияющие на процесс производства продукции (здания, дворцы и дома культуры, общежития, бани, столовые, прачечные и т. д.).

Нематериальные активы представляют собой права, вытекающие из авторских и иных договоров на произведения науки: торговые марки, торговые знаки; программы ЭВМ; базы данных; патенты на изобретение; промышленные образцы, лицензии и т. д. Здесь же учитывается деловая репутация фирмы и организационные расходы, связанные с образованием юридического лица. Нематериальные активы не имеют материально-вещественной формы, используются в хозяйственной деятельности длительное время и приносят доход.

Вложения во внеоборотные активы – обобщающее понятие, характеризующее вложения организации в долгосрочные (внеоборотные) активы – основные средства, материальные ценности, нематериальные активы и т. п. Другими словами – это совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с новым строительством, приобретением новых объектов основных средств, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, буровые и т. д.).

Финансовые вложения – это стоимость имеющихся в распоряжении предприятия ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Капитальные вложения и финансовые вложения представляют собой инвестиции предприятия.

Оборотные активы участвуют в процессе производства один раз, меняют свою натурально-вещественную форму и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. В оборотные средства включают следующие группы: производственные запасы, предметы обращения, средства обращения, финансовые активы предприятия и отвлеченные средства.

Производственные запасы – это предметы труда, на которые направлено действие человека в процессе создания продукта труда. К этой группе относят сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, животных на выращивании и откорме, расходы будущих периодов и т. д.

Предметы обращения – временно свободные денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах. Самостоятельную группу оборотных активов составляют финансовые активы предприятия, в которую входят: акции, облигации, сберегательные сертификаты и прочие денежные средства предприятия.

Отвлеченные средства возможны в случае получения предприятием прибыли как финансового результата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи из прибыли в бюджет или прибыль, использованная на образование фондов экономического стимулирования и специального назначения. Таким образом, это средства, которые изъяты из оборота на длительный срок или безвозвратно.

Средства в расчетах – различные виды дебиторской задолженности различных организаций, юридических и физических лиц перед предприятием (например, покупателей и заказчиков за поставленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет суммы и т. д.). Все виды хозяйственных активов предприятия составляют актив баланса.

Кроме хозяйственных средств объектами учета являются источники их формирования. Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы:

— источники собственных средств (обязательства перед собственниками);

— источники заемных средств (обязательства перед третьими лицами).

Собственные источники имущества (обязательства перед собственниками) образуют материальную базу организации в денежном выражении. Источники собственных средств включают в себя:

уставный капитал – капитал, сформированный коммерческими организациями, образованными в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Уставный капитал общества с ограниченной общественностью составляется из стоимости вкладов его участников, а уставный капитал акционерного общества – из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Уставный капитал определяет размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом.

Добавочный капитал – часть капитала организации, не связанного с вкладами участников и приростом капитала за счет прибыли, накопленной за все время деятельности организации. Сумма дооценки основных средств, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Резервный капитал – часть собственного капитала организации, представляющая собой часть прибыли, полученной по результатам деятельности за отчетный период, зарезервированной для покрытия возможных убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций (т.е. нераспределенная часть прибыли).

Нераспределенная прибыль – представляет собой конечный финансовый результат (сумма превышения доходов предприятия над расходами, полученных с начала года до конца отчетного периода) коммерческой и других видов деятельности предприятия. Прибыль используется на накопление и потребление (финансирование капитальных вложений, выплату дивидендов и т.п.); часть прибыли изымается государством в виде налогов и других платежей.

Целевое финансирование – это средства, полученные от других юридических лиц на выполнение определенных работ или поступившие из бюджета на проведение конкретных мероприятий. Данные средства не подлежат возврату, но должны быть использованы на те цели, на которые были получены.

Фонды накопления – фонды, образуемые за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, например, фонд накопления, который предназначен для расширения производства.

Амортизация – сумма износа, создаваемая за счет внутренних резервов путем ежемесячного погашения (распределения) первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов и переносимая на издержки производства (обращения) по нормам (выбранному способу начисления амортизации), определяемым организацией, исходя из установленного срока полезного использования.

Прочие доходы и резервы. Доходы будущих периодов – доходы полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

Резервы – виды пассивов, характеризующих будущие расходы. Выделяют следующие резервы:

оценочные – создаваемые за счет прибыли организации для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета (например, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, резервы по сомнительным долгам);

регулирующие – образуемые в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу (например, суммы, зарезервированные на:

предстоящую оплату отпусков работникам организации;

производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

ремонт основных средств и др.).

по условным обязательствам – формируемые в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации, в отношении величины которых либо срока исполнения которых существует неопределенность (например, резервы по расходам на гарантийное обслуживание, по санкциям за невыполнение условий договоров).

Источники заемных средств – это средства, предоставляемые предприятию другими организациями и предприятиями или работниками, во временное пользование. Заемный капитал с учетом сроков привлечения рассматривается как долгосрочный и краткосрочный капитал. К заемным средствам относятся:

— кредиты банка – суммы полученных банковских ссуд (краткосрочные – на выплату заработной платы работникам, оплату оборотных средств; долгосрочные – финансирование вложений во внеоборотные активы, приобретение основных средств и т. д.);

кредиторская задолженность – вид обязательств, характеризующих:

1). Сумму долгов, причитающихся к уплате организацией в пользу других юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;

2). Счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку. Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности – задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы. Кредиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное погашение кредиторской задолженности – важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности кредиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты в составе внереализационных доходов.

займы – это суммы, полученные в долг от юридических и физических лиц, как на территории страны, так и за рубежом, по наиболее выгодной процентной ставке.

Проблемы, решаемые специалистами бухгалтерского дела при анализе хозяйственных операций

Проблема идентификациизаключается в том, что необходимо определить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция. (Например, организация заказывает, получает и оплачивает компьютер. Спрашивается, какое из ниже перечисленных действий должно быть зарегистрировано в качестве торговой операции:

1. сотрудник организации направляет в отдел снабжения заявку на покупку компьютера;

2. отдел снабжения направляет заказ на покупку поставщику;

3. поставщик отгружает компьютер;

4. организация получает компьютер;

5. организация получает счет от поставщика;

6. организация оплачивает счет.)

От ответа на этот вопрос зависит величина финансового результата за отчетный период.

Традиционно бухгалтерия придерживается правила,согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована на момент перехода права собственности от продавца к покупателю и возникновения обязательства оплатить. Поэтому, в зависимости от особенностей договора поставки моментом совершения хозяйственной операции можно считать отгрузку или получение МЦ.

Однако в некоторых организациях хозяйственная операция регистрируется при получении счета или его оплате, поскольку именно эти действия означают передачу права собственности на вещь.

Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована хозяйственная операция, называется точкой идентификации.

Также сложным является вопрос, когда необходимо отразить увеличения стоимости, если работа над проектом происходит длительное время.

Обычно регистрация осуществляется в момент завершения проекта, когда клиенту выставляется счет. Однако при больших сроках разработки может быть достигнута договоренность с клиентом о том, что счета выставляются по мере завершения ключевых этапов.

Проблема оценки— самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно общепринятым бухгалтерским принципам все активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы отражаются по первоначальной стоимости, часто называемой фактической себестоимостью.

Стоимость это цена хозяйственной операции в точке ее идентификации. Поэтому цель бухгалтерского учета состоит не в нахождении «стоимости», которая может меняться после совершения хозяйственной операции, а в определении стоимости на момент совершения хозяйственной операции. Такая практика называется принципом стоимости. В этом случае бухгалтер зарегистрирует новую хозяйственную операцию с новой ценой и будут выявлены прибыль или убыток.

Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене. Она объективна, поскольку может быть подтверждена свидетельствами, возникающими во время осуществления хозяйственной операции (купчая, другие первичные документы).

Проблема классификации— это запись хозяйственных операций в системе счетов. Выбор счетов влияет на финансовые результаты организации. Например, то, каким образом будет классифицировано приобретение мелкого инструмента — как расходы на ремонт или как покупка оборудования (средств) — отразится на величине прибыли.

Сама классификация зависит не только от правильного анализа сущности каждой хозяйственной операции и ее воздействия на результаты работы организации в целом, но также и от логической конструкции системы (плана) счетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *