Какие средства массовой информации проверяет роскомнадзор
Перейти к содержимому

Какие средства массовой информации проверяет роскомнадзор

Как проводится проверка Роскомнадзора

Роскомнадзор проверяет соблюдение законов в области СМИ и информационных технологий. На основании ФЗ №293 проверка этим органом проводится раз в три года. Чаще осуществлять проверки без достаточных на то оснований запрещено. Эти временные промежутки позволят предпринимателю понять, когда примерно будет проводиться мониторинг. К проверке следует подготовиться.

Полномочия Роскомнадзора

У Роскомнадзора имеется целый ряд полномочий, установленных нормативными актами:

  1. Осуществление контроля за соблюдением законов в области СМИ и массовых коммуникаций.
  2. Надзор над предоставлением услуг в области связи.
  3. Аккредитация компаний, которые осуществляют экспертизу информационных продуктов.
  4. Ведение информационной системы, реестров операторов связи.
  5. Регистрация СМИ.
  6. Защита информации, являющейся государственной тайной.

Роскомнадзор осуществляет комплексную проверку всех направлений, связанных с информационными технологиями.

Разновидности проверок

Роскомнадзор осуществляет следующие формы проверок:

  • Плановая. О таких проверках руководитель предупреждается заблаговременно. За трое суток до проведения мероприятия компании отправляется уведомление, в котором указана дата проверки. Кроме того, план контрольных мероприятий расположен на сайте Роскомнадзора. На сайте руководитель может проверить, входит ли он в перечень ЮЛ, подлежащих проверке.
  • Внеплановая. Назначается в том случае, если в отношении компании поступили жалобы. Жалобы эти могут быть связаны, к примеру, с постоянными телефонными звонками. О внеплановом контрольном мероприятии фирма предупреждается за сутки.
  • Документарная. Роскомнадзор отправляет запрос в фирму с перечнем документов, которые нужно направить на проверку. Руководитель при получении такого запроса должен отправить в государственный орган копии бумаг.
  • Выездная. Проверка осуществляется на месте. То есть инспекторы сами приезжают в фирмы.

Даже в том случае, если проверка будет плановой, у руководителя остается очень мало времени на подготовку. По этой причине нужно готовится заблаговременно.

Что именно будут проверять

Государственный орган осуществляет надзор над операторами персональных данных. Также Роскомнадзору подконтрольны компании, которые выполняют сбор и обработку информации о лицах: посетителях, работниках, клиентах. Проще говоря, под надзор попадают все субъекты, в штате которых работают люди.

СПРАВКА! Персональные данные – это информация, нужная для исполнения служебных обязанностей. К примеру, это могут быть паспортные данные, сведения об образовании, семейном статусе.

Роскомнадзор контролирует следующие направления:

  • Документы, в которых содержатся персональные данные. Также выполняется контроль над условиями их хранения.
  • Системы, осуществляющие обработку данных (ПК и программы).
  • Наличие локальных нормативных актов.
  • Исполнение положений этих актов.
  • Сайт организации.

Относительное нововведение – проверка сайтов. Нарушением, к примеру, будет являться сбор персональных данных без указания информации о том, как они будут использоваться.

Точного перечня бумаг, подлежащих надзору, не существует. Однако можно назвать примерный ряд бумаг:

  • Учредительная документация (ИНН, устав и прочее).
  • Уведомление о том, что фирма работает с ПД.
  • Перечень ПД, сбор которых осуществляется.
  • Перечень работников, у которых есть доступ к данным.
  • Приказ о допуске таких сотрудников к ПД.
  • Инструкции для специалистов, которые работают с данными.
  • Положение об ответственности сотрудников за разглашение ПД.
  • Документ об обработке ПД.
  • Бумаги, свидетельствующие о защите информации (план мероприятий и прочее).
  • Соглашение о неразглашении ПД.
  • Письменное согласие лиц на обработку.
  • Журналы инструктажей относительно мер безопасности.
  • Журналы учета носителей сведений.

Роскомнадзор также может затребовать и другие документы.

Продолжительность проверки

Мероприятие длится на протяжении 20 рабочих дней. При наличии сопутствующих обстоятельств этот срок может быть продлен еще на 20 дней. Однако продление актуально только для тех случаев, когда на это есть серьезные основания. Плановые выездные проверки не могут длиться более 50 часов в отношении компаний, в которых работает до 100 сотрудников. Продолжительность этих проверок для малых фирм со штатом до 15 сотрудников составляет 15 часов.

Особенности подготовки к проверке

Для успешного прохождения проверки рекомендуется нанять сотрудника, который будет отвечать за верность оформления всех документов, связанных с информационным направлением. Необходимость эта связана с тем, что для подготовки нужно проверять правильность огромного объема документации. Проще озаботиться этим вопросом заранее. Однако вариант с наймом сотрудника актуален только для больших предприятий.

Маленьким компаниям можно воспользоваться услугами стороннего эксперта. Рассмотрим план по подготовке к проверке:

  1. Установление наличия уведомления о работе с ПД, направленного в Роскомнадзор. Отправлять это уведомление нужно перед началом работы с данными.
  2. Проверка соответствия деятельности информации, прописанной в едином реестре.
  3. Назначение лица, ответственного за работу с ПД.
  4. Составление Политики фирмы в отношении обработки ПД.
  5. Подготовка сотрудников к контрольному мероприятию. В ходе нее работники знакомятся с бумагами, касающимися обработки данных, устанавливаются правила поведения.
  6. Проверка правильности хранения документов, ограниченности доступа к ним.
  7. Проверка системы безопасности: наличие замков и сейфов.

Для подготовки бумаг можно использовать специальные онлайн-сервисы.

Как осуществляется проверка

Сначала в компанию направляется уведомление о предстоящей проверке. В документе нужно указать сроки проведения, а также реквизиты приказа, на основании которого осуществляется мероприятие. Сначала инспекторы проверяют документы, связанные с информационным направлением. Затем в компанию направляется запрос. Ответить на него нужно на протяжении 10 дней. Руководитель должен направить в контролирующий орган копии документов. Их требуется заверить подписью.

Если в процессе проверки были обнаружены недочеты, назначается выездная проверка. В компанию приезжает минимум два инспектора. Они должны предъявить удостоверение, а также копию приказа, на основании которого проводится мероприятие.

Результаты проверки

В результате проверки оформляется акт. Если в ходе мероприятия были обнаружены ошибки, информация о них включается в документ. Ответственное лицо компании лично знакомят с актом. Альтернативный вариант – отправка документа заказным письмом. Об итогах проверки руководитель может узнать на сайте надзорного органа.

Можно ли обжаловать результаты проверки?

Результаты контрольного мероприятия можно обжаловать в течение 15 дней. Для этого в Управление отсылаются возражения. Руководителю для успешного исхода дела нужно подготовить обоснованные аргументы в защиту своей позиции. Он может сослаться на отсутствие уведомления в срок, привлечение к мероприятию специалистов без аккредитации, нарушение сроков проведения. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней.

Проверки по защите персональных данных: как проходят и можно ли оспорить

Роскомнадзор проверяет всех, кто собирает персональные данные: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и простых людей. Инспектор должен проводить проверку по правилам. Если он их нарушит, результаты проверки можно оспорить. Рассказываем, как проходит проверка, как себя вести и как оспорить результаты.

  • Автор: Марина Сенинг
  • Иллюстратор: Ануш Микаелян
  • Редактор: Ирина Ситникова

К кому могут прийти с проверкой

Роскомнадзор проверяет людей, предпринимателей и компании, которые собирают, хранят, обрабатывают и передают чужие персональные данные.

Персональные данные — это любая информация, которая позволяет идентифицировать человека:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • адрес прописки, проживания;
  • электронный адрес;
  • номер телефона;
  • национальность;
  • политические и религиозные убеждения;
  • биометрические данные: отпечатки пальцев, идентификация по голосу, результаты медицинских анализов, фотография.

Работодатели собирают персональные данные, когда оформляют сотрудников на работу. Авторы рассылок — когда человек подписывается на письма. Продавцы — когда просят покупателей оставить имя и номер телефона для того, чтобы отправлять предложения по скидкам.

Если вы собираете номера телефонов друзей, закон вас не касается. Но если у вас есть блог и вы собираете электронные адреса читателей для рассылки, вы становитесь оператором персональных данных.

Что проверяет Роскомнадзор

  1. Как оператор соблюдает требования закона «О персональных данных».
  2. Документы с правилами обработки персональных данных сотрудниками компании или индивидуальным предпринимателем (ч.1 ст. 18.1 закона 152-ФЗ).
  3. Программы и технику, с помощью которых оператор обрабатывает персональные данные: компьютер, принтер, сканер программа «1С:Предприятие».

Бизнесмена могут проверить по плану, неожиданно или просто наблюдать за ним:

  1. Плановые проверки проводят только удалённо — Роскомнадзор просит прислать ему нужные документы.
  2. Внеплановые проверки всегда проводят на месте — ревизоры приезжают на работу или домой к оператору.
  3. Наблюдение за оператором — сотрудники Роскомнадзора тайно наблюдают за бизнесменом со стороны.

Плановая проверка

Роскомнадзор проводит плановую проверку раз в три года, по графику. Ищите себя в сводном плане проверок на сайте Генпрокуратуры.

Некоторых Роскомнадзор проверяет чаще — раз в два года:

  1. Если оператор собирает биометрические и специальные персональные данные: национальность, состояние здоровья, политические взгляды.
  2. Если оператор отправляет персональные данные за рубеж.
  3. Если оператор собирает персональные данные в государственных информационных системах — реестрах и инфосистемах министерств России. Например, Единая сеть обращения граждан или Реестр федерального имущества.

Что делать при плановой проверке

1. Вовремя подготовьте документы. Роскомнадзор предупреждает оператора о проверке не позже, чем за три рабочих дня до начала: отправляет приказ по почте или электронным письмом. Вместе с приказом оператор получает список документов, которые нужно отправить инспектору. Документы можно отправить по почте или электронным письмом. На бумажных документах нужно расписаться и поставить печать, на электронных — поставить электронную подпись.

У оператора есть пять рабочих дней, чтобы ответить на запрос и прислать документы. Датой подачи документов считается день, когда инспектор их получил. Если оператор опоздает, Роскомнадзор придёт к нему с внеплановой проверкой.

2. Следите за сроками проверки. У инспектора есть 20 дней, чтобы провести проверку. Если их не хватит, он может продлить срок ещё на 20 дней, но только один раз. Максимальный срок проверки — 40 дней.

3. Проверьте акт проверки. Инспектор составляет акт в двух экземплярах. В акте он перечисляет нарушения или указывает, что их нет. Один экземпляр инспектор отправляет оператору по почте или электронным письмом не позднее 10 дней со дня подписания акта проверки.

Чем грозит плановая проверка

Если инспектор найдёт ошибки или неточности, он отправит оператору письмо — даст три рабочих дня на пояснения. Если оператор не ответит, Роскомнадзор придёт с внеплановой проверкой — в офис или домой к оператору.

Если инспектор найдёт нарушения, то вместе с актом пришлёт предписание, где будет сказано, что нужно исправить. В предписании будет указан срок — максимум шесть месяцев со дня выдачи. Оператор должен вовремя исправиться и подтвердить это документами — принести их лично или отправить письмом. Если он нарушит предписание, Роскомнадзор придёт к нему с внеплановой проверкой.

Роскомнадзор может запретить собирать и обрабатывать персональные данные до того, как оператор исправится. Если он продолжит работать с персональными данными несмотря на запрет, его могут оштрафовать.

Внеплановая проверка

Роскомнадзор может прийти с внеплановой проверкой в любое время, но только если для этого есть основания:

  1. Оператор не исправил нарушения, которые у него нашли во время наблюдения за ним, плановой или предыдущей внеплановой проверки.
  2. Люди пожаловались, что оператор нарушает их права (ст. 14-17 закона «О персональных данных»);
  3. Президент, правительство Российской Федерации или прокурор поручили проверить оператора.
  4. Сотрудники Роскомнадзора нашли нарушения во время наблюдения за оператором.

Как себя вести во время внеплановой проверки

1. Проверьте документы ревизоров. Изучите удостоверения сотрудников, приказ и запрос с перечнем документов для проверки. В приказе должно быть указано, кто проводит проверку, по каким причинам, что будут делать сотрудники Роскомнадзора, сроки и условия выездной проверки. Сверьте фамилии и должности сотрудников Роскомнадзора из приказа с данными удостоверений.

2. Предоставьте информацию по запросу. Предоставьте инспекторам документы и покажите технику, перечисленную в запросе. Важно уложиться в срок, который указан в запросе — максимум два дня с момента вручения. Если во время проверки окажется, что нужны дополнительные документы, инспектор может вручить вам дополнение к запросу.

Если передаёте документы на бумаге, сделайте копии, заверьте печатью и подписью. Если отправляете их в электронном виде — подпишите электронной подписью. Если не успеваете в срок, напишите и отправьте в Роскомнадзор объяснительную.

3. Присутствуйте при проверке. Вы имеете право присутствовать при проверке, давать сотрудникам Роскомнадзора пояснения, отвечать на их вопросы.

4. Не мешайте проверяющим. В правилах сказано, что оператор должен свободно пускать ревизоров в помещение и к компьютеру, предоставлять необходимые документы. Если вы будете мешать, откажетесь показывать документы или отвечать на вопросы, сотрудники Роскомнадзора составят акт о воспрепятствовании проведению выездной проверки и через пару месяцев придут ещё раз. Если вы будете сильно мешать, могут вызвать полицию.

5. Следите за сроками. Инспектор предупреждает оператора о проверке не позднее, чем за 24 часа. Роскомнадзор может проводить внеплановую проверку не дольше 10 дней. Если нужно, срок могут увеличить еще на 10 дней, но только один раз. Максимальный срок проверки — 20 дней.

6. Проверьте правильность составления акта. В акте должна быть информация о выявленных нарушениях или об их отсутствии. Если нарушения есть, в акте должны быть указаны статьи закона и пункты нормативных актов, которые оператор нарушил.

Проверяющий составляет акт проверки в двух экземплярах и прилагает к нему справки, протоколы и пояснения оператора. Акт должны подписать представитель Роскомнадзора и оператор. Если вы откажетесь расписываться, ревизор сделает об этом пометку. Проверяющий отдаёт оператору под расписку один экземпляр акта с копиями приложений.

Оператор должен сделать пометку в журнале по учёту проверок о том, что ознакомился с актом. Если такого журнала нет, инспектор сделает об этом запись в акте.

Если оператора не будет на месте, Роскомнадзор приостановит проверку, но не более чем на месяц. Если за это время ничего не изменится и проверяющий не сможет застать оператора на месте, он составит акт о невозможности проведения проверки. В течение трёх месяцев после составления акта Роскомнадзор может прийти с проверкой ещё раз, но уже без предупреждения.

Чем грозит выездная проверка

Если Роскомнадзор найдёт нарушения, вместе с актом проверки оператору дадут предписание об устранении нарушений. Он должен будет исправиться в течение установленного срока — максимум шесть месяцев со дня выдачи предписания. Оператор должен будет показать инспектору документы, которые подтверждают, что он исправил нарушения. Их можно отправить по почте, электронным письмом или принести в региональное управление Роскомнадзора.

Роскомнадзор может запретить собирать и обрабатывать персональные данные до того, как оператор исправится. Если он продолжит работать с персональными данными несмотря на запрет, его могут оштрафовать.

Наблюдение за оператором

Сотрудники Роскомнадзора могут наблюдать за оператором только по заданию. Для этого должны быть причины:

  • президент, правительство или руководитель федерального Роскомнадзора поручили наблюдать за оператором;
  • кто-то пожаловался на оператора в Роскомнадзор;
  • в печатных или в интернет-СМИ появилась информация, что оператор нарушает закон «О персональных данных».

За оператором наблюдают тайно — никто его не предупреждает. Сотрудники Роскомнадзора смотрят, какую информацию оператор публикует в интернете и СМИ, какие документы отправляет в Роскомнадзор. Они могут просто посмотреть сайт и понажимать на кнопочки про согласие на обработку персональных данных.

Чем грозит наблюдение

Если сотрудники Роскомнадзора нашли нарушения, есть два варианта:

  1. Роскомнадзор присылает оператору требование уточнить, заблокировать или удалить недостоверные или полученные незаконным путём сведения. Обычно на это дают 10 дней. Если оператор не исправит нарушения, его оштрафуют.
  2. Роскомнадзор приезжает к оператору с внеплановой проверкой.

Когда проверку могут продлить

Роскомнадзор может продлить плановую проверку на 20 дней, внеплановую — на 10 дней. Увеличить срок проверки можно только один раз. Для этого должны быть причины:

  1. Во время проверки Роскомнадзор получил от правоохранительных органов документы, из которых видно, что оператор нарушает закон.
  2. На территории, где проходит проверка, произошло наводнение, затопление или пожар.
  3. Во время проверки оказалось, что нужно проверить больше документов, у компании сложная структура, сложный механизм обработки персональных данных.

Если Роскомнадзор продлевает срок проверки, он издаёт приказ и в течение трех рабочих дней отдаёт копию оператору.

Как обжаловать результаты проверки

Любое нарушение правил сотрудником Роскомнадзора — повод подать жалобу. Вы можете пожаловаться на ревизоров, если:

  1. Сотрудники Роскомнадзора не показали вам приказ о проведении проверки или свои удостоверения.
  2. К вам приехали с выездной проверкой и попросили выйти из помещения.
  3. К вам приехали с выездной проверкой и не слушают ваши объяснения.
  4. Проверка проходит дольше, чем это прописано в правилах.
  5. Вам не показали акт о результатах проверки.
  6. Роскомнадзор запретил вам собирать и обрабатывать персональные данные, а вы считаете, что ничего не нарушали.

Если вы не согласны с результатами проверки, можете прийти в Роскомнадзор и пожаловаться на проверяющих устно. Но лучше подать письменную жалобу. Её можно отправить бумажным или электронным письмом. Если вы отправляете жалобу по электронной почте, поставьте электронную подпись.

Если вы жалуетесь на сотрудников регионального Роскомнадзора — отправляйте жалобу в региональное управления Роскомнадзора. Если жалуетесь на проверяющих из федеральной службы — в федеральный Роскомнадзор.

Сотрудники Роскомнадзора обязаны ответить в течение 30 дней со дня регистрации жалобы. Они могут согласиться с претензией полностью, частично или вообще не согласиться.

Если вы подавали жалобу в региональный Роскомнадзор и он с ней не согласился, пишите в федеральную службу. Если и там не найдёте понимания — идите в суд.

Какие штрафы грозят нарушителям

Нарушение Граждане Индивидуальные предприниматели Должностные лица Юридические лица Статья закона
Оператор незаконно собирает персональные данные или собирает те персональные данные, которые ему не нужны 1 000 ₽ – 3 000 ₽ 1 000 ₽ – 3 000 ₽ 5 000 ₽ – 10 000 ₽ 30 000 ₽ – 50 000 ₽ п 1. ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор обрабатывает персональные данные без письменного согласия или неправильно его составил 3 000 ₽ – 5 000 ₽ 3 000 ₽ – 5 000 ₽ 10 000 ₽ – 20 000 ₽ 15 000 ₽ – 75 000 ₽ п. 2 ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор не опубликовал документ, где сказано, как он обрабатывает и защищает персональные данные 700 ₽ – 1 500 ₽ 5 000 ₽ – 10 000 ₽ 3 000 ₽ – 6 000 ₽ 15 000 ₽ – 30 000 ₽ п. 3 ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор не дал человеку информацию об обработке его данных 1 000 ₽ – 2 000 ₽ 10 000 ₽ – 15 000 ₽ 4 000 ₽ – 6 000 ₽ 20 000 ₽ – 40 000 ₽ п. 4 ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор не стал исправлять, блокировать или удалять неверные, устаревшие или незаконно полученные персональные данные, несмотря на требование их владельца или сотрудника Роскомнадзора 1 000 ₽ – 2 000 ₽ 10 000 ₽ – 20 000 ₽ 4 000 ₽ – 10 000 ₽ 25 000 ₽ – 45 000 ₽ п. 5 ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор обрабатывает персональные данные вручную, неправильно их хранит и не защищает компьютер, флешки, диски с персональными данными. В результате кто-то их уничтожил, изменил, скопировал, распространил 700 ₽ – 2 000 ₽ 10 000 ₽ – 20 000 ₽ 4 000 ₽ – 10 000 ₽ 25 000 ₽ – 50 000 ₽ п. 6 ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор вовремя не подал нужные документы или информацию в Роскомнадзор Предупреждение или штраф 100 ₽ – 300 ₽ Предупреждение или штраф 100 ₽ – 300 ₽ Предупреждение или штраф 300 ₽ – 500 ₽ Предупреждение или штраф 3 000 ₽ – 5 000 ₽ ст. 19.7 КоАП РФ

Коротко о проверках по защите персональных данных

Роскомнадзор может прийти с проверкой к любому оператору персональных данных: в компанию, к индивидуальному предпринимателю или обычному человеку. Оператора могут проверить по плану, неожиданно или просто наблюдать за ним:

  1. Плановая проверка. Раз в три года Роскомнадзор просит оператора прислать необходимые документы, проверяет их и составляет акт. Если проверяющий найдёт нарушения, оператора могут оштрафовать или прийти к нему с внеплановой проверкой.
  2. Внеплановая проверка. Сотрудники Роскомнадзора приезжают туда, где оператор работает с персональными данными — в офис или домой. Инспектор проверит документы и технику оператора и если найдёт нарушения, потребует исправить. Если оператор не исправится, его могут оштрафовать.
  3. Наблюдение за оператором. Проверяющие тайно следят, что оператор публикует в интернете и какие документы отправляет в Роскомнадзор. Если сотрудники Роскомнадзора найдут нарушения, они потребует их исправить или придут с внеплановой проверкой.

Любое нарушение проверяющими правил проведения проверок — повод обжаловать её результаты. Если Роскомнадзор не согласится с жалобой, можно подать в суд.

Проверка Роскомнадзора: как к ней подготовиться, чтобы избежать штрафов

Как подготовиться к проверке Роскомнадзора и избежать штрафа. Что проверяет Роскомнадзор и как часто – узнайте в нашей статье.

С 27 июля 2006 года в Российской Федерации действует Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Этот закон регулирует деятельность многих организаций в стране, а за исполнением требований законодательного акта следит Роскомнадзор. На практике многие организации узнают о хитросплетениях законодательства непосредственно во время аудита, который проводит контролирующий орган.

Как часто проводятся проверки Роскомнадзора

Федеральная служба по надзору в сфере связи проводит несколько видов аудита. Проверки можно разделить по срокам:

Плановые проверки проводятся по утвержденному Плану, опубликованному на сайте регионального Управления Роскомнадзора в Плане деятельности управления. При плановом аудите служба присылает уведомление о проверке не позднее чем за 3 дня до ее начала.

Внеплановый аудит, как правило, назначается после выявления нарушений в деятельности организации, которая осуществляет сбор и обработку персональных данных пользователей, или жалоб пользователей на незаконную обработку данных. О проведении такой проверки федеральная служба уведомляет всего за 24 часа до ее начала.

Начиная с 2016 года, Роскомнадзор внедрил практику систематического наблюдения. Это значит, что сайт организации – оператора связи – с определенной частотой проверяется на соответствие требованиям № 152-ФЗ. Федеральная служба не публикует список организаций, которые будут подпадать под интерес в выделенный период, но разделяет сферы деятельности, которые находятся под пристальным контролем: это государственные и муниципальные органы, учреждения образования, финансово-кредитные организации, организации здравоохранения и пр.). Если федеральная служба обнаруживает нарушения на сайте в ходе систематического наблюдения, то выносит предписание об их устранении в положенный срок. Кроме того, может быть назначена дополнительная внеплановая проверка.

Аудит может быть документарным. Это значит, что федеральная служба по надзору в сфере связи запрашивает список документов, копии которых требуется предоставить в территориальное управление Роскомнадзора.

Нередко проверка осуществляется в формате инспекционного визита.

Что проверяет Роскомнадзор

Стоит выделить несколько ключевых вопросов, которые во время аудита обращают на себя внимание контролирующего органа:

Наличие Уведомления об обработке персональных данных и соответствие указанной в нем информации. Роскомнадзор отслеживает актуальность Уведомления, поэтому в случае смены цели обработки персональных данных или ответственного лица необходимо предупреждать федеральную службу.

Соответствие документа о защите персональных данных требованиям законодательства. Их достаточно много: в организации должны регулярно проводиться внутренние мероприятия по проверке и защите персональных данных, данные должны уничтожаться по достижении цели их получения и обработки, а доступ к помещениям и носителям информации должен быть контролируемым. Причем все эти действия должны быть подкреплены документально.

Соответствие формы согласия на обработку персональных данных.

Наличие разрешения на обработку специальных категорий персональных данных.

Соблюдение условий Положения о локализации хранения персональных данных.

Осведомленность сотрудников о положениях законодательства РФ о работе с персональными данными и локальными актами организации.

Как готовиться к проверке персональных данных Роскомнадзора

Так как аудит бывает плановым и внеплановым, организациям рекомендуется всегда быть наготове. Кроме того, есть несколько мер, которые помогают подготовиться и пройти аудит.

Можно прибегнуть к помощи сторонних специалистов, которые осуществляют сбор необходимой информации, разработку и утверждение пакета документации. Этот метод подходит для тех, кто только начинает работу. В законодательной базе регулярно фиксируются изменения, а федеральная служба строго следит за соблюдением требований законодательства.

Самостоятельная подготовка к аудиту не всегда проходит успешно, так как отсутствие квалифицированных специалистов и знаний тонкостей законодательства приводят к ошибкам.

Использование специальных сервисов помогает существенно снизить риски ошибок. Например, сервис проверки контрагентов позволяет провести комплексную проверку на благонадежность и снижает потенциальные угрозы для бизнеса.

Подготовка к аудиту Роскомнадзора выглядит следующим образом:

Внутренняя проверка, которая поможет проанализировать процесс обработки персональных данных в организации. Выделяются список информационных систем, в которых осуществляется процесс сбора и обработки персональных данных, цели обработки, категории данных и субъектов, данные которых собирает организация.

Назначение лиц, ответственны за организацию и процесс сбора персональных данных и их безопасность.

Разработка и утверждение документации, закрепляющей внутренний порядок работы с персональными данными.

Составление и направление уведомления о намерении осуществлять обработку и сбор данных в Роскомнадзор.

Специальные инструменты, в число которых входит и сервис проверки контрагентов, упрощают процесс сбора и обработки персональных данных и повышают безопасность этого процесса для бизнеса.

При выявлении нарушений федеральная служба по надзору в сфере связи оформляет акт с предписание об устранении и передает информацию в суд. Нарушения в области персональных данных караются штрафами от Роскомнадзора в размере до 200 000 рублей должностным лицам, до 6 000 000 рублей – организациям.

Успешно пройти проверку вполне реально, для этого важно разработать полный пакет документации, регулярно его актуализировать и изучать успешный опыт прохождения аудита сторонними организациями, работающими в смежных сферах.

Как подготовиться к проверке РКН по персональным данным: полное руководство

Доброго времени суток, Хабр! Мы компания «Информационный центр». Наше основное направление – информационная безопасность (она же – ИБ). В ИБ мы занимаемся практически всем: аудитом, проектированием систем защиты, аттестацией, комплаенсом, пентестами, есть свой SOC, даже с гостайной работаем. Поскольку мы базируемся во Владивостоке, изначально мы работали больше в Приморском крае и в дальневосточных регионах страны, но в последнее время география наших проектов все дальше раздвигает немыслимые нами в момент основания границы.

В первой своей статье мы хотели бы рассмотреть такую сторону ИБ, как комплаенс (англ. complience – соблюдение, соответствие). И поговорим мы о том, что нужно сделать, чтобы полностью соответствовать российскому законодательству о персональных данных.

Чего там нового в законодательстве?

По теме проверок по защите персональных данных было написано немало статей и многие из них вышли раньше 2015 года. Чтобы как-то въехать в настоящие реалии, в первую очередь необходимо проанализировать, что же поменялось за последние годы в законодательстве.

242-ФЗ

Сначала давайте вспомним небезызвестный 242-ФЗ. В 2015 году он наделал много шуму в связи с необходимостью локализации персональных данных граждан РФ на территории РФ. Спустя четыре года единственным крупным пострадавшим от этого закона является социальная сеть Linkedin.

Но была в 242-ФЗ и другая сторона, не растиражированная так активно в СМИ.

В 242-ФЗ были очень важные в контексте проводимых РКН проверок по персональным данным изменения: на деятельность Роскомнадзора в сфере защиты прав субъектов персональных данных с 1 сентября 2015 года не распространяется федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Что это значит? Для операторов персональных данных, как можно догадаться, – ничего хорошего. Теперь, как уже показала практика, — сильно уменьшилось количество плановых проверок и соразмерно увеличилось количество внеплановых. Об этом говорят и планы проверок Роскомнадзора, опубликованные в конце 2015 года (и в последующих годах) на сайте ведомства. Плановых проверок по персональным данным там — раз, два и обчелся, в отличие от предыдущих годов.

Основная проблема внеплановых проверок в том, что о них нельзя узнать с хорошим временным запасом и, как следствие, — нельзя как можно лучше подготовиться. Например, раньше, когда публиковался план проверок, каждый мог скачать его и узнать, находится ли организация в нем или нет. И врасплох можно было застать только те немногие организации, дата проверки у которых значилась январем-февралем. Остальные имели возможность нормально подготовиться, даже если до этого момента в организации по защите персональных данных совсем ничего не делалось. Сейчас лучше, конечно же, быть готовым к проверке Роскомнадзора по персональным данным в любой момент, то есть всегда держать наготове актуальный комплект документации по защите персональных данных.

13.11 КоАП РФ

Другое важное законодательное изменение это изменение статьи 13.11 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных». Эти изменения полностью преобразовали наказание за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных. Ранее статья 13.11 не разбивалась на части, и максимальный штраф был предусмотрен в размере 10 тысяч рублей для юридических лиц. Сейчас же здесь имеется 7 частей (да еще и планируется расширение), по одной из которых (нарушение правил обработки специальных категорий персональных данных) предусмотрен максимальный штраф для юридических лиц – 75 000 рублей. К тому же, при выявлении проверяющими разных нарушений – наказания по разным частям статьи КоАП теоретически могут складываться. Почему «теоретически»? Раньше на сайтах региональных управлений РКН в разделе «Новости» постоянно публиковались новости о том, что регулятор проверил условно 3 организации на выполнение законодательства о персональных данных, у организации №1 все хорошо, организацию №2 оштрафовали на 3 тысячи рублей, организацию №3 оштрафовали на 5 тысяч рублей. Можно было собрать такие новости в кучу за год и подбить некоторую статистику по штрафам. Сейчас же таких новостей нет. Если у кого-то имеются данные по штрафам за нарушение 152-ФЗ после изменений в 13.11 КоАП РФ, то можете поделиться такой информацией в комментариях.

Здесь стоит сразу отметить, что в первоначальном тексте законопроекта по изменению статьи 13.11 КоАП РФ изначально фигурировали более значительные суммы штрафов, например, там где в итоге максимальный штраф был установлен в 75 000 рублей, изначально планировалось наказывать аж на 300 000 рублей. Солидно, но до сумм за нарушение GDPR все равно далеко. Но, несмотря на то, что суммы штрафов в итоге сильно уменьшились, к сожалению, некоторые продавцы услуг по защите персональных данных до сих пор пытаются запугать цифрой «300 000». Будьте бдительны.

Итак, мы убедились, что возросшая вероятность внеплановой проверки и многократно возросшие штрафы за нарушение 152-ФЗ неплохо так стимулируют быть готовыми к проверке в любой момент. Давайте же разбираться, что нам нужно для этого сделать.

Виды проверок

Прежде чем мы перейдем к непосредственным шагам по подготовке к проверкам, давайте посмотрим, какие виды проверок бывают и как проходит типичная проверка.

В целом, проверки можно разделить на 2 вида: документарные и выездные.

Документарные проверки

Документарная проверка чаще всего начинается с того, что в организацию приходит письмо из местного управления РКН с каким-либо требованием. Если в вашей организации, например, не подавали уведомление о её внесении в реестр операторов персональных данных, то вам могут напомнить, о том, что неплохо бы это уведомление все-таки подать. Закон ведь требует. Или обосновать, почему ваша организация может обрабатывать персональные данные без уведомления (в 152-ФЗ предусмотрен ряд исключений). Если уведомление ваша организация всё же подавала, то вам могут напомнить о том, что в реестре время от времени появляются новые поля и их тоже необходимо заполнять. Например, необходимо указать местонахождение ЦОДа и то, является ли он арендуемым или собственным. И да, база данных 1С на компьютере главбуха в понимании Роскомнадзора это ЦОД.

Вас также могут попросить прислать по почте копии документов, регламентирующих защиту персональных данных в организации — приказы, инструкции, модель угроз и вот это все.

Итак, вы получили такое письмо от Роскомнадзора, что делать?

На самом деле тут проще сказать чего категорически не следует делать — игнорировать эти письма. К сожалению, на практике многие поступают именно так. Кто-то забывает ответить, кто-то не знает, что писать в ответ и не отвечает, а кто-то надеется, что про них забудут и все спустится само собой на тормозах. Нет, не забудут, не в этом случае.

Может у каких-то ведомств и распространена такая практика — написать письмо в организацию «для галочки» и забыть, но только не у РКН. Поэтому отвечать желательно в установленный в письме срок, иначе организация будет наказана по статье 19.7 КоАП РФ «Непредставление или несвоевременное представление сведений информации в государственный орган». Можно зайти на сайт своего регионального управления Роскомнадзора (%номер _региона%.rkn.gov.ru) в раздел «Новости». В 2016 году добрая половина новостей была посвящена привлечению юридических лиц к ответственности по той самой статье КоАП РФ. Причем в каждой новости могло фигурировать до 10-15 организаций. Сейчас такие новости тоже есть, но меньше, связано это, скорее всего с тем, что сам РКН стал менее активно рассылать «письма счастья».

Штраф по 19.7 КоАП РФ небольшой — 3-5 тысяч рублей, но тут нужно помнить, что после того как вы заплатите штраф, затребованные в изначальном письме сведения все равно придется предоставить.

Если по содержанию присланного вам письма что-то непонятно, то в конце обычно указан исполнитель письма и его контактные данные. Всегда можно позвонить и уточнить, что же регулятор все-таки от вас хочет.

Про документарные проверки, пожалуй, добавить нечего, перейдем к выездным.

Выездные проверки

Из самого названия уже становится ясно, что проверяющие как минимум два-три раза окажутся на вашей территории. По нашему опыту можем сказать, что процесс проверки выглядит примерно так:

  • проверяющие приезжают в организацию, знакомятся с руководителем, вручают ему уведомление о проверке, делают запись в журнале проверок юридического лица контролирующими органами (отсутствие такого журнала, кстати, это уже нарушение);
  • затем представители РКН просят предоставить документацию, которая имеется в организации по защите персональных данных, тут-то вы и тащите всю эту гору документов — приказы, инструкции, положения, политики, модель угроз;
  • бегло ознакомившись с составом документов, проверяющие либо просят выделить им помещение, где они будут их изучать, либо просят предоставить копии всей документации и удаляются в свои кабинеты изучать предоставленную вами информацию;
  • в процессе ознакомления с документами могут возникать вопросы по их содержанию или пожелания по внесению в них каких-либо изменений;
  • в один из дней проверки, представители РКН обязательно пройдутся по кабинетам, где обрабатываются персональные данные, осмотрят места хранения ПДн на бумажных носителях — шкафы, сейфы, полки (тут наверняка вам намекнут на необходимость приобретения запираемых железных шкафов, если ПДн хранятся как-то иначе), также могут посмотреть информационную систему;
  • в конце проверяющими делается запись в том же журнале учета проверок об итогах проверки (выявлены замечания или нет) и вручается акт по итогам проверки.

Во-первых, ни в коем случае не нужно идти с проверяющими на конфликт и как-либо препятствовать проведению проверки («терять» ключ от кабинета с документами и тому подобные уловки). Да, проверяющие тоже могут ошибаться. Яркий пример такой ошибки, связанной с чрезмерным увлечением запретами всего и вся случилась у нас в Приморском крае в 2015-2016 годах. Синдром вахтера никто не отменял, и в процессе проверки могут предъявляться совершенно противоправные и необоснованные требования. Но это никак не отменяет простых правил человеческого общения. Если вы с чем-то не согласны, выскажите это спокойно, попросите ссылку на законодательство, чем обусловлено сомнительное требование.

Во-вторых, неважно какие претензии будут высказаны проверяющими во время проверки, важно только то, что будет написано в акте по итогам проведенной проверки. Приведу простой пример, на одной из проверок представители РКН утверждали, что необходимо разделять информационные системы персональных данных «Бухгалтерия» и «Кадры» и в документах соответственно их описывать раздельно. Требование совершенно ничем не подкреплено законодательно, а само определение ИСПДн из 152-ФЗ не запрещает объединять информационные системы и описывать их так, как мы этого сами захотим. Мы можем в лечебном учреждении объединить документально систему с медицинскими данными с теми же кадробухами, и сказать, что это у нас одна ИСПДн. Правда в этом случае нужно помнить, что вероятно кадробухов придется защищать по более высокому уровню защищенности персональных данных, который будет определен для части информационной системы с медициной. Но вот бухгалтерию отделять от кадров и для каждой системы отдельно плодить горы приказов, инструкций и моделей угроз даже с точки зрения здравого смысла совсем не правильно. Так вот, главное в этой истории то, что в акте по итогам проверки было написано «нарушений законодательства не было выявлено». И это перечеркивает все словесные неправомерные замечания проверяющих.

В-третьих, обязательно необходимо проинструктировать всех своих сотрудников, участвующих в обработке каких-либо персональных данных что можно, а что нельзя делать и говорить во время проверки. Например, можно обрабатывать ПДн в соответствии с инструкциями и правилами, но нельзя разбрасывать на рабочем столе копии паспортов сотрудников.

Уведомление оператора персональных данных

Первое место по рейтингу причин, по которым выдаются предписания о нарушении законодательства, по итогам проверок занимает указание неполных или несоответствующих действительности сведений в уведомлении оператора персональных данных на портале персональных данных или отсутствие такого уведомления. А значит первое, что нам нужно сделать — выяснить, попадает ли наш случай обработки персональных данных под случаи, в которых оператор может не подавать уведомление в Роскомнадзор. Такие исключения перечислены в разделе 2 статьи 22 федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Все пункты перечислять не будем, так как там есть и весьма экзотические, но вот наиболее применимые из них для большинства организаций:

  • уведомление можно не подавать, если ПДн обрабатываются только в соответствии с трудовым законодательством;
  • уведомление можно не подавать, если вы обрабатываете персональные данные клиентов, которые являются стороной договора с вами, и при этом их ПДн не передаются третьим лицам без соответствующего согласия субъекта;
  • персональные данные обрабатываются только в неавтоматизированном режиме (то есть без использования средств вычислительной техники).

Как проверить наличие уведомления в реестре и что делать дальше

Далее, не зависимо от того, какой результат мы получили на предыдущем этапе, нужно проверить, есть ли запись о вашей организации в реестре операторов персональных данных. Здесь легко можно найти запись в реестре по названию или ИНН организации.

Дальше ваши действия должны выглядеть примерно следующим образом.

Если организация попадает под исключения и уведомления нет — отлично, так и должно быть! Ничего не делаем.

Если организация попадает под исключения, но уведомление есть в реестре. Что ж, возможно кто-то несколько лет назад, например, по указанию уже ушедшего на пенсию руководителя, направил это уведомление. Но это можно исправить. Предусмотрена процедура по исключению организаций из реестра операторов ПДн. Для этого нужно просто написать письмо в территориальное управление Роскомнадзора с указанием номера уведомления и описанием причин, почему ваша организация не обязана находиться в реестре операторов персональных данных. Затем в том же письме просим удалить соответствующую запись из реестра. Ждем 30 дней. Проверяем. Если запись осталась в реестре, созваниваемся с Роскомнадзором и уточняем получено ли и отработано ли ваше письмо.

Если организация не попадает под исключения, но уведомления в реестре нет — срочно идем заполнять уведомление! Почему срочно? Да потому что по закону уведомление необходимо заполнять до начала обработки персональных данных, если такая обработка не попадает под все те же исключения из 22 статьи закона №152-ФЗ «О персональных данных». О том, как правильно и грамотно заполнить уведомление с нуля или прокачать уже существующее планируется одна из следующих статей.

Ну и последний вариант: организация не попадает под исключения, но уведомление в реестре есть. Хотел бы я тут написать, как и в первом случае, что ничего не нужно делать, но нет. Не зря я выше сказал, что помимо отсутствия уведомления как такового, одной из частых причин предписания по итогам проверки и выписывания штрафа по статье 13.11 КоАП РФ является несоответствие данных в уведомлении тому, что происходит на самом деле. Например, указаны не все категории обрабатываемых персональных данных или не указаны меры по обеспечению безопасности ПДн. Причин такому несоответствию может быть много, но вот две основные:

  • уведомление заполнялось давно и в организации действительно с тех пор изменились многие условия обработки персональных данных;
  • уведомление заполнялось для галочки без должного анализа ситуации и сбора информации.

После заполнения формы о внесении изменений (или первичного уведомления) необходимо распечатать получившийся на выходе документ, подписать, поставить печать (если есть) и отправить аналоговым письмом в территориальное управление Роскомнадзора. Только на основании бумажного письма будет внесена запись в реестр или внесены изменения в уже существующую запись.

Документация к проверке

Хотелось оставить этот торжественный момент на конец статьи. Но что уж там, раз уже перешли к разговору о комплекте необходимой документации, то вот ссылка на наш комплект шаблонов. В архиве 4 папки и шаблон «Модели угроз». Здесь мы будем говорить только о документах из папок «Общее» и «ПДн». «Общее» — это документы, которые могут применяться плюс-минус для любых информационных систем, а «ПДн» это чисто роскомнадзоровская часть. Полное описание состава документов в архиве можно посмотреть у нас на сайте.

Статья получилась итак достаточно объемная, поэтому разбирать из каких конкретно требований появился тот или иной документ (или раздел документа) здесь не будем. Это тема для отдельной статьи. Давайте пройдемся по общим моментам.

Состав документов

Итак, первым делом перед специалистом, которому поручили подготовиться к грядущей проверке встает вопрос – а какие вообще документы нужны. Специалист обращается к законодательству и… Не находит практически ничего полезного. Ну не то чтобы прям совсем ничего. Да, наверное, специалист наткнется на постановление Правительства РФ от 21.02.2012 №211 и скажет: «Вот, вы были не правы, вот, есть же список документов!». Да, есть. Только специалиста здесь ждет своего рода ловушка. Если обзавестись только документами из этого списка, организация получит предписание по итогам проверки, потому что список не перекрывает и малой части требований законодательства. Плюс в списке встречаются такие несуразности как, например, необходимость отдельно утверждать перечень ИСПДн. Зачем для этого делать отдельный документ, когда можно перечислить ИСПДн в «Положении об обработке и защите ИСПДн» или в «Политике информационной безопасности» — непонятно. Ну и наконец, постановление №211 относится только к государственным и муниципальным органам, поэтому к большинству операторов ПДн – не применимо. И, кстати, в нашем наборе документов по постановлению 211 нет, так как большинство вопросов итак учтены в других документах.

Хорошо, давайте посмотрим, что там у нас есть еще в законодательстве.

В федеральном законе «О персональных данных» напрямую говорится только о необходимости разработки «Модели угроз безопасности» (хотя «напрямую» тоже не совсем верно сказано, в законе написано, что нужно определять угрозы безопасности ПДн) и о публикации «Политики в отношении обработки персональных данных».

О процессе разработки Модели угроз мы, возможно, также подробнее напишем в одной из последующих статей.

Все остальное описано неоднозначно, примерно в таком духе:

Оператор обязан принимать меры… К таким мерам могут, в частности, относиться:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

И так далее. Поскольку прямого указания выпускать тот или иной документ нет, читать и понимать 152-ФЗ следует именно так: если написано про осуществление внутреннего контроля, то для выполнения этого требования должны быть разработаны документы, определяющие план, порядок такого контроля, а также некие акты или журналы, в которых отражены результаты контроля. Проверяющих не устроит рассказ о том, что вы выполнили требование по назначению ответственного за организацию обработки персональных данных просто устно обозначив такую ответственность одному из сотрудников. Должен быть документ! В этом конкретном случае — приказ о назначении такого ответственного.

Если есть ответственный, то ему полагается инструкция – за что он отвечает, и какие у него есть права и полномочия. Часто такую инструкцию называют «должностной», что на наш взгляд в большинстве случаев не совсем правильно. Ведь «ответственный за организацию обработки персональных данных» это, как правило, не отдельная должность, а лишь дополнительная обязанность, которая возлагается на того или иного сотрудника.

В общем и целом нам необходимо досконально изучить законодательство по защите персональных данных, выискивая намеки на необходимость наличия различных документов. При этом можно написать одно «Положение об обработке и защите персональных данных», а можно сделать отдельно «Положение об обработке. » и «Положение о защите. ». Здесь уже как кому больше нравится.

Содержание документов

Хорошо, с составом документов понятно, а что там с содержанием? А с этим еще хуже. Есть редкие рекомендации регуляторов, как например здесь, но это скорее исключения. В целом здесь можно дать такие общие рекомендации:

  • Описания ИСПДн, систем защиты, технологических процессов обработки ПДн и прочих индивидуальных вещей должны быть конкретными, отражающими реальную картину происходящего. Если это все будет описано слишком общими и абстрактными фразами, можно получить претензию от проверяющего.
  • Различные перечни (субъектов ПДн, самих ПДн) должны соответствовать действительности.
  • Документы должны быть актуальными. Если ответственным за организацию обработки персональных данных назначен давно уволившийся сотрудник, то это гарантированное предписание.
  • Журналы должны быть хотя бы минимально заполнены. Хотя бы те журналы, по которым не получится обосновать их абсолютную чистоту. Например, есть журнал учета обращений субъектов ПДн. На самом деле не такая уж и редкая ситуация когда к оператору никто никогда не обращался с подобными запросами. А есть журнал учета инструктажей по информационной безопасности. И вот уже если этот журнал чистый – могут быть вопросы.
  • Письменное согласие субъекта на обработку его персональных данных должно соответствовать статье 9 закона «О персональных данных». Так, например, многие забывают указать в согласии юридический адрес оператора, которому дается согласие. Также нужно помнить, что согласие должны быть сознательным и конкретным. Раньше многие любили добавлять фразу «даю свое согласие на передачу моих персональных данных третьим лицам». Сейчас такая практика пресекается, необходимо указать какие именно ПДн будут передаваться, кому именно и с какой целью.
  • Все причастные сотрудники к тому или иному документу должны быть ознакомлены с этим документом. Например, все допущенные к обработке персональных данных должны быть под роспись ознакомлены с приказом, утверждающим соответствующий список.

Заключение

Давайте подытожим, что нам нужно сделать, чтобы подготовиться к проверке РКН по вопросам выполнения законодательства в сфере защиты персональных данных и успешно ее пройти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *