Современные профессиональные стандарты специалистов по государственным закупкам 2022 г.
Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок — это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, которые необходимы для деятельности по контролю и управлению госзакупками.
Утвердили новый профстандарт для специалиста в закупочной сфере 08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
1. Общие сведения о профстандарте
Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
. Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок: обеспечение и проведение; экспертиза результатов, приемка контракта (договора); контроль.
Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.
Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав
Подготовка закупочной документации
Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора)
Составление планов и обоснование закупок
Осуществление процедур закупок
Экспертиза результата госзакупок. Приемка контракта
Проверка соблюдений условий контракта (договора)
Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора)
Контроль в сфере закупок
Аудит и контроль
Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них
Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:
1) Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
2) Подготовка закупочной документации.
3) Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).
В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):
1) специалист по закупкам;
2) агент по закупкам;
4) работник контрактной службы;
5) специалист контрактной службы.
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
2. Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы) Требования к опыту практической работы Не предъявляются Особые условия допуска к работе Нет Другие характеристики Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок
Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок 08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:
Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
Характеристика обобщенных трудовых функций: консультирование в сфере госзакупок;
экспертиза в сфере госзакупок; организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
Сведения об организациях — разработчиках профстандарта. Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.
3. Современные профессиональные стандарты в сфере закупок
Профессиональный стандарт возник в Трудовом кодексе в 2012 г. Министерство труда вводит две специальности для работающих в сфере закупок:
1) № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам,
2) № 626н — эксперт.
Исполнители определены ПП № 584 от 27.06.2016. Для фирм с долевым участием государства свыше 50% в том же постановлении предусмотрено поэтапное применение квалификационных требований в срок до 01.01.2020.
Профстандарт контрактного управляющего с 2020 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников, согласно письму министерства экономики и развития от 06.04.2016 № Д28и-841.
В 44-ФЗ требуется наличие образования в сфере закупок. Поэтому эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК. В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.
Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39)
4. Профессиональный стандарт «Специалист»
С 2020 соблюдается профстандарт специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в контрактной сфере.
Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности. Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам: уровень
5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).
Составлены требования к образованию и обучению специалистов:
Среднее, дополнительное профессиональное.
Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:
2) Не менее 3 лет.
4) Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.
5. Профессиональный стандарт «Эксперт»
Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции — такой же перечень.
Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:
6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).
Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование с опытом практических навыков не менее 3 лет.
Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное и не менее 4 лет работы.
Для максимальной ступени придется получить такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5 лет, в том числе менее 3 на руководящих должностях.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Профстандарты для специалистов по госзакупкам: измениться ли что-то в 2021 году
До 2020 года все государственные и муниципальные заказчики, а также госкорпорации и госкомпании с долей государства более 50% должны были перейти на профстандарты. С начала 2020 года прием новых сотрудников проводится в строгом соответствии с требованиями профстандарта, а действующим необходимо повысить квалификацию. Квалификационные требования к сфере закупок сегодня регламентируют 2 профстандарта, которые были введены 10.09.2015 года следующими приказами:
●Приказ Минтруда от 10.09.2015 года № 625н — профстандарт специалиста по госзакупкам;
●Приказ Минтруда от 10.09.2015 года № 626н — профстандарт эксперта по госзакупкам.
Они устанавливают требования к трудовым функциям, образованию и обучению специалистов в сфере государственных и муниципальных закупок.
Но в конце 2019 года Минтруд предложил актуализировать профстандарты для специалистов и экспертов по госзакупкам и разместил новые проекты , который на сегодняшний день еще не утверждены.
Что надо знать кадровику про обязанности специалиста по закупкам
Что надо знать кадровику про обязанности специалиста по закупкам
Обязанности специалиста по закупкам в зависимости от уровня квалификации и структуры организации включают в себя:
- документационное и информационное обеспечение;
- проведение процедуры;
- прием результатов и экспертизу;
- контроль стадий.
Какие НПА регламентируют деятельность контрактного специалиста
Профессиональные стандарты (ПС) в закупочной сфере используются для описания должностных обязанностей специалиста по закупкам по 223-ФЗ и 44-ФЗ и разработаны для обеспечения принципа профессионализма.
«Закупочные» профстандарты распространяются на коммерческие организации, если речь идет о выплате компенсаций и льгот за конкретную профессию, специальность (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). В иных случаях это рекомендательные документы. ПС специалиста в сфере закупок обязателен для заказчиков, работающих по ФЗ-44.
- положением о контрактной службе, разработанным на основании типового положения;
- решением о создании комиссии по осуществлению закупок;
- положением о приемочной комиссии, если заказчиком принято решение о ее создании (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ);
- регламентом взаимодействия структурных подразделений при проведении закупок.
Требования к специалисту
Специалист по закупкам — стартовая должностная позиция и профессионально-квалификационный уровень. Для подготовки документов и выполнения обязанностей специалиста по госзакупкам высшего образования и опыта не требуется: достаточно среднего профессионального.
При создании закупочной комиссии преимущество у лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, — ч. 5 ст. 39 ФЗ-44.
Знания и умения, необходимые для специалиста начального уровня, приведены в подразделах 3.1.1–3.1.3 отдельно для каждой функции.
Начиная с обобщенной функции 3.2 «Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» растут требования к образованию и опыту работы. Контрольные действия (п. 3.4) выполняют специалисты с магистратурой, профильным дополнительным образованием и опытом не менее 5 лет в закупках.
Квалификационный стандарт обязателен к использованию, как и точное соответствие названия должности профстандарту, если работник получает льготы, выплаты и компенсации (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
Обязанности и должностная инструкция специалиста по закупкам
Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги (пп. 3.1.1) в стандарте состоит из следующих действий:
В должностной инструкции появляется раздел 2 с перечислением функций, информация об обязанностях выглядит следующим образом:
Необходимые знания и умения в тексте ЛНА размещают либо пофукционально, либо переносят в общую часть документа. На практике используется ДИ в двух структурных вариантах:
Права и ответственность
Права и ответственность находятся в заключительных частях ДИ. Текст сформирован на основе действующего законодательства. В конце сведения об утверждении ЛНА, использованных документах и реквизиты профстандарта.
Требования к специалисту и эксперту в сфере закупок.
Как известно, с 1 июля 2016 года, работодатель обязан применять требования к квалификации и профессиональные стандарты к работнику, который будет заниматься закупочной деятельностью, если таки требования и стандарты установлены (ст. 195.3 ТК РФ). На данный момент, профессиональные стандарты «специалист в сфере закупок» и эксперт в сфере закупок», введены Приказами Минтруда России № 625н и 626н – соответственно.
Давайте же разберемся, какие требования должен предъявлять работодатель к соискателю, желающему работать в сфере закупок и какими профессиональными качествами должны обладать специалист и эксперт в сфере закупок.
Специалист в сфере закупок.
Согласно профессионального стандарта, установленного Приказом Минтруда РФ № 625н, специалист в сфере закупок занимается контролем и управлением закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Исходя из этого, профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков действующих в рамках 44-ФЗ, но и 223-ФЗ.
Трудовые функции выражены в четырех пунктах (обобщенные трудовые функции), каждый из которых имеет конкретизирующие подпункты (трудовые функции):
Справедливости ради стоит отметить, что не все перечисленные трудовые функции относятся одновременно к заказчикам, работающим по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Например, обоснование закупок предусмотрено нормами Закона № 44-ФЗ, а Закон № 223-ФЗ таких мер не предусматривает, однако не возбраняется прописать возможность данной процедуры в положении о закупке. Также, контроль в сфере закупок находится в ведении государственных и муниципальных органов, а не заказчиков.
Однако, воспользовавшись данными из раздела III Приказа Минтруда РФ № 625н, мы можем сопоставить обобщенные трудовые функции, указанные в Приказе с возможными наименованиями должностей, профессий, перечисленных в разделе.
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
- специалист по закупкам;
- работник контрактной службы;
- контрактный управляющий.
Для осуществления этими работниками их функциональных обязанностей установлены требования о наличии среднего профессионального образования, а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
- старший специалист по закупкам;
- консультант по закупкам;
- работник контрактной службы;
- контрактный управляющий.
Для этих работников планка требований к образованию уже выше, — требуется высшее образование (бакалавриат), а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:
- ведущий специалист;
- работник контрактной службы;
- заместитель руководителя подразделения;
- руководитель подразделения;
- руководитель контрактной службы;
- контрактный управляющий.
Здесь, разумеется, требуется уже высшее образование, соответствующее уровню «специалитет», «магистратура» и дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок). Кроме того, требуется наличие опыта практической работы не менее 4 лет.
4. Контроль в сфере закупок:
- советник;
- заместитель;
- руководитель.
Так же, как и в третьем пункте, эти работники должны иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование (полученное по программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. Кроме того, есть и требования к опыту практической работы, а именно – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.
Проанализировав эти данные, можно прийти к выводу, что для осуществления закупок по 223-ФЗ, теоретически может хватить одного сотрудника – «ведущего специалиста», который может осуществлять сразу три обобщенных трудовых функции. Безусловно, если заказчик располагает возможностью разделить функции между несколькими работниками, — каждый из них будет выполнять свой набор таких функций, соответствующий его профессиональному уровню.
Как мы уже выяснили ранее, — четвертая обобщенная трудовая функция ни коим образом не относится к заказчикам, работающим по 44-ФЗ или 223-ФЗ, а осуществляется представителями государственных или муниципальных органов.
Стоит отметить также, что для каждой обобщенной функции установлен уровень квалификации, который увеличивается по мере усложнения функциональных обязанностей.
Эксперт в сфере закупок.
В общих сведениях, обозначенных в Приказе Минтруда РФ № 626н, указано, что основной целью вида данной профессиональной деятельности является изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
Здесь имеется уже три категории обобщенных трудовых функций, которые в свою очередь, включают трудовые функции. Для удобства восприятия, выразим эту информацию в схеме.
Как и в случае рассмотрения профессионального стандарта «специалист в сфере закупок», обратимся к разделу III, но уже Приказа Минтруда РФ № 626н таким же образом сопоставив обобщенные трудовые функции с возможными наименованиями должностей, профессий, представленными в этом разделе.
1. Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
- консультант по закупкам;
- старший специалист по закупкам;
- контрактный управляющий.
Для осуществления данных функциональных обязанностей, сотрудник должен обладать высшим образованием на уровне бакалавра, иметь дополнительное профессиональное образование, полученное по программам повышения квалификации в сфере закупок, а опыт практической работы должен составлять не менее трех лет в сфере закупок. И, такой работник должен соответствовать 6 уровню квалификации.
2. Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
- эксперт по закупкам;
- контрактный управляющий.
Здесь работник соответствует 7 уровню квалификации, имеет высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура), прошел дополнительное профессиональное образование по программам повышения и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. А опыт практической работы этого работника в сфере закупок должен составлять не менее 4 лет.
3. Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
- заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
- руководитель/директор (управления, департамента, организации);
- контрактный управляющий;
- руководитель контрактной службы.
Работник, осуществляющий данные функции должен соответствовать 8 уровню квалификации, иметь высшее образование (специалитет, магистратура), пройти дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовке в сфере закупок. Опыт практической работы должен составлять не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3 лет.
В основном, функции, обозначенные в данном профессиональном стандарте, применяются сотрудниками различных контролирующих органов. Заказчиками может реализовываться разве что функция по экспертизе исполнения и экспертизе результатов исполнения контракта. При том, это относится только к заказчикам, действующим по Закону № 44-ФЗ, — в частности, согласно ч.3 и ч.4 ст. 94, заказчик обязан провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза может проводиться как своими силами, так и с привлечением экспертов или экспертных организаций. Функцию по проведению экспертизы силами заказчика может исполнять его контрактный управляющий, уровень квалификации которого как раз соответствует требованиям стандарта.
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.
Возьмем для примера данную трудовую функцию и рассмотрим, — какой же работник может ее выполнять согласно профессионального стандарта «эксперт в сфере закупок». согласно части 3.2.2 профессионального стандарта, работник выполняет определенный набор трудовых действий, обладает необходимыми умениями, вооружен набором необходимых знаний, а также соответствует определенным этическим нормам.
Трудовые действия, которые осуществляет работник, заключаются в осуществлении экспертизы выполнения контракта, соответствия выполненного контракта установленным в контракте условиям, осуществлении проверки соответствия качества товаров, работ, услуг, установленным в контракте условиям. Кроме того, данный работник занимается составлением и оформлением по результатам экспертизы, документа в виде заключения.
Из рассмотренных нами трудовых действий, вытекают требования к необходимым умениям работника, который должен уметь использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций. И, само собой разумеется, выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта и результаты выполненного контракта, также, выявлять нарушения качества товаров, работ, услуг. А по результатам проведения экспертизы – составлять и оформлять заключение.
Для того, чтобы выполнять упомянутые нами трудовые функции, работник должен обладать необходимыми знаниями:
- требований законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
- основ гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;
- экономических основ и особенностей ценообразования на рынке по направлениям;
- основ бухгалтерского учета в части применения к закупкам;
- основ статистики в части применения к закупкам;
- особенностей составления закупочной документации;
- порядка установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям);
- особенностей претензионной работы;
- методологии проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
- этики делового общения и правил ведения переговоров;
- дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка;
- требований охраны труда.
Важной чертой настоящего профессионала, помимо безукоризненного выполнения поставленных задач, конечно же является соблюдение им этических норм. Так, эксперты в сфере закупок должны:
- соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком;
- соблюдать этику делового общения;
- занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;
- выполнять экспертизу объективно и беспристрастно, без чета личных интересов;
- не скрывать и не игнорировать достоверные факты, которые опровергают логику проводимых исследований и расчетов при экспертизе;
- не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем;
- не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком;
- не совершать действий, которые наносят урон репутации организации;
- не совершать действий, которые дискредитирую профессию и репутацию коллег;
- не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.
Как мы можем убедиться, профессиональные стандарты не просто описывают трудовые функции, которые должен выполнять тот или иной работник, а приводят в соответствие этим трудовым функциям различные профессиональные качества, которым должны соответствовать специалист в сфере закупок и эксперт в сфере закупок. Рассматривая своего рода портрет работника, работодатель сможет наиболее точно сориентироваться в выборе искомого им специалиста. А последний, в свою очередь имеет ориентиры, опираясь на которые он сможет не только привести свой профессиональный уровень в соответствие занимаемой должности, но и понимать, какие шаги необходимо предпринять для дальнейшего профессионального и карьерного роста.
Подробно ознакомиться с профессиональными стандартами вы можете по ссылкам: