Как составить акт несоответствия поставленного товара?
В каких случаях необходимо составить акт несоответствия поставленного товара
При приемке товара ответственное лицо обязано проверить его соответствие сопроводительным документам. Встречаются недовес, недостача, пересортица; товар может оказаться не того качества, которое ожидалось, частично или полностью потерять свои свойства.
При выявлении отклонений, согласно ст. 513 ГК РФ, необходимо сразу поставить в известность поставщика. Далее требуется составить акт о несоответствии товара. Покупатель может потребовать возврата денег, замены несоответствующего товара. Для составления акта назначается комиссия.
В каких случаях можно односторонне расторгнуть договор поставки без суда, а в каких необходимо обращаться в суд, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Как составить акт о несоответствии поставленного товара
Для отражения несоответствия по товару отечественного производства предусмотрена унифицированная форма ТОРГ-2, а по импортным товарам — ТОРГ-3.
Использование унифицированных форм стало необязательным с 01.01.2013 года. Можно применять бланки, разработанные предприятием. Основное условие — наличие в них обязательных реквизитов. Какие реквизиты являются обязательными, установлено ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалетрском учете». Новый стандарт применяется с 01.01.2022 года, кроме одной нормы об обязательности хранения документов на территории РФ. Данное положение вступает в силу с 01.01.2024 г. Подробнее об этом мы писали в статье.
Подробно о новом стандарте ФСБУ 27/2021 мы рассказывали в статье «Как работать по новому ФСБУ 27/2021».
Скачать бланк ТОРГ-2 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Вам помогут:
- «Унифицированная форма ТОРГ-2 — бланк и образец»;
- «Унифицированная форма ТОРГ-3 — бланк и образец».
О том, какие обязательные реквизиты должен содержать документ, вы можете прочесть в статье «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».
В ТОРГ-2 кроме названия организации укажите структурное подразделение, его адрес — это может быть отдельный склад. В акт заносятся реквизиты договора и товаросопроводительных документов. Грузоотправитель, производитель и поставщик указываются в отдельных строках. Особое внимание уделяется состоянию тары, мест: упаковке, контейнеру, вагону и др. Об их состоянии следует сделать подробные записи.
Отклонения по количеству (весу) и качеству указываются в соответствующих разделах акта. В форме подробно описывается характер выявленного несоответствия: недовес, недостача, излишки, бой, брак и т. д. В акт вносятся данные только по тому товару, по которому выявлены расхождения.
В заключение комиссия указывает предполагаемую причину отклонения и выносит решение, например о предъявлении претензии поставщику, о чем вносится запись. Акт подписывают члены комиссии и представитель поставщика.
Составить претензию к поставщику вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Итоги
При обнаружении несоответствия поставленного товара отечественного происхождения сопроводительным документам необходимо составить акт по форме ТОРГ-2. Специально созданная комиссия осматривает состояние тары, товара и вносит данные в соответствующие разделы документа. Акт послужит основанием для требования покупателя о замене товара или возврате денег.
Инструкция: оформляем акт о расхождениях (форма ТОРГ-2)
Если поставленная продукция не соответствует условиям договора, составляют акт о расхождении в количестве и качестве при приемке товара. После этого можно выставлять претензию поставщику. Несоответствия актирует специальная комиссия.
Когда заполняют ТОРГ-2
Поставку и приемку товаров стороны заверяют первичными учетными документами. К примеру, поставку продукции подтверждают товарной накладной по форме ТОРГ-12. А в Постановлении Госкомстата № 132 от 25.12.1998 разъясняется, что такое ТОРГ-2 и для чего нужен — это акт о расхождении количества и качества при приемке товарно-материальных ценностей.
То есть если покупатель при приемке выявляет расхождения по количеству или качеству номенклатуры, то он не подписывает товарную накладную и сразу же актирует обнаруженные недостатки. Для такого актирования и используют ТОРГ-2 — унифицированную форму из Постановления ГКС № 132. А если поставляли импортные товары, расхождения по ним актируются формой ТОРГ-3.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как покупателю учесть возврат брака. Используйте эти инструкции бесплатно.
Когда возвращаете поставщику качественный товар, оформите это как обратную реализацию. Для этого надо составить новый договор поставки, где покупатель становится продавцом, а продавец — покупателем.
Учет обратной реализации точно такой же, как и учет обычной продажи. Необходимо начислить НДС и выставить счет-фактуру на отгрузку. Такую выручку признают для налога на прибыль, а стоимость указанных позиций списывают в расходы (письма Минфина № 03-03-06/1/79496 от 06.11.2018, № 03-03-06/1/67181 от 20.08.2021).
Обязательна ли унифицированная форма
По правилам, при выявлении расхождений в количестве и качестве при приемке товаров составляется фиксирующий документ. Но для этого не обязательно использовать унифицированную форму из постановления ГКС (информация Минфина № ПЗ-10/2012). С 01.01.2013 организации вправе заполнять бланки собственной разработки. Но только при условии, что включили в них все обязательные реквизиты для первички и закрепили в учетной политике (ч. 2 ст. 9 402-ФЗ от 06.12.2011).
На каком основании составляют акт
Основанием для актирования расхождений является приказ или распоряжение руководителя компании. Конкретные сроки составления акта о выявленном расхождении при приемке товара по количеству не утверждены. Но по нормам гражданского законодательства, покупатель обязан незамедлительно проинформировать поставщика об обнаруженных несоответствиях (п. 2 ст. 513 ГК РФ).
После того как расхождения заактируют, заказчик выставляет поставщику претензию. То есть ТОРГ-2 — это юридическое основание для начала претензионной работы.
Как составить ТОРГ-2
Очевидно, что при приемке товара могут возникнуть количественные расхождения и качественные несоответствия. Если ассортимент принимают только по количественному признаку, то проверяют сопроводительные документы — транспортную и товарную накладную, расчетную документацию. Если сверяют не только количественные, но и качественные показатели, ориентируются не только на сопроводительные документы, но и на условия договора поставки.
Выявленные расхождения актирует специальная комиссия, которую назначает руководитель. Участие поставщика в процедуре обязательно: продавец обязательно присылает своего представителя для фиксации несоответствий. В некоторых случаях привлекают независимых экспертов (если для приемки требуется экспертиза).
Инструкция, как составить акт несоответствия поставленного товара заказчику:
- Впишите название и адрес организации-покупателя, коды ОКПО и ОКДП, структурное подразделение.
- Укажите документ-основание и его реквизиты. Проставьте порядковый номер и дату составления актового документа.
- Отметьте место приемки поставленного, сопроводительные документы, сведения о вызове представителя продавца.
- Укажите названия и адреса грузоотправителя, производителя, поставщика и страховой компании.
- Сошлитесь на контракт: нужны его номер и дата. Еще понадобятся реквизиты счета-фактуры, коммерческого акта, ветеринарного свидетельства, железнодорожной накладной (при необходимости).
- Пропишите способ доставки, дату отправления и приемки.
- На второй и третьей страницах ТОРГ-2 напишите сведения о состоянии транспорта, упаковки и ассортимента, условия хранения. Отметьте дату вскрытия тары и выявленные расхождения. Укажите, как определили количество и другую необходимую информацию.
- Приведите заключение комиссии.
- Подпишите составленный документ у руководителя организации и всех членов комиссии, у главного бухгалтера и у представителя продавца.
- Обозначьте решение руководителя.
Актируют только те товарно-материальные ценности, по которым обнаружили несовпадения. Если несоответствий по товару из партии нет, включать его в документ не надо. А в конце следует написать «По остальным ТМЦ расхождений нет».
Если потребуется составление ТОРГ-12 на возврат, то его формируют в четырех экземплярах:
- для бухгалтерии;
- для предъявления претензии продавцу или транспортировщику;
- для представителей продавца и транспортной компании, каждому — по одному экземпляру.
Так выглядит образец заполнения формы ТОРГ-2 в 2022 году:
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Как составить акт по приемке товара по количеству и качеству при расхождении, несоответствии требованиям
Организация торговли приобрела товар, который был поставлен транспортом поставщика на склад покупателя. При приемке выявлены товары, не соответствующие заявленному качеству и с расхождением по количеству. Требуется составить соответствующий документ.
Пояснения к заполнению акта
1. Приемку товара необходимо осуществлять, руководствуясь Положением о приемке товаров по количеству и качеству (иное может быть предусмотрено договором) <*> .
2. Факт выявленных расхождений, несоответствий оформляется актом, подписанным лицами, производившими приемку товара, в случае обнаружения при приемке <*> :
— недостачи товара, несоответствия отдельных грузовых мест массе брутто, указанной в транспортных или сопроводительных документах;
— несоответствия качества, маркировки поступившего товара, тары или упаковки обязательным для соблюдения требованиям, образцам (эталонам), договору.
Форма акта не определена. Следовательно, организация должна разработать ее самостоятельно, указав в ней все обязательные сведения <*> . За основу организация может взять форму акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей <*> .
3. Акт составляется в день выявления недостачи (ненадлежащего качества) товаров <*> .
4. Акт — документ, который в рассматриваемом случае составляется комиссией и подтверждает установленный факт <*> .
5. Заголовком к тексту акта является содержание актируемого события, дата должна соответствовать дате актируемого события и проставляться должностным лицом, подписавшим документ <*> .
6. При выявлении недостачи, несоответствии качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям в случае необходимости составления двустороннего акта вызов представителя продавца является обязательным. Такой вызов осуществляется посредством направления последнему уведомления не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящегося товара — безотлагательно после обнаружения несоответствия, если иные сроки не установлены договором. Уведомление направляется по телеграфной, телетайпной, факсимильной либо иному средству срочной связи <*> .
Напомним, что уведомление должно содержать ряд обязательной информации <*> .
7. В акте делаются отметки <*> :
— о несогласии с содержанием акта (при этом мнение излагается в письменном виде и прилагается к акту);
— отказе лица, принимавшего участие в приемке товаров по количеству и качеству, от подписания акта;
— предупреждении лиц, участвующих в приемке, об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
8. Все лица, участвующие в приемке, должны подписать акт <*> . При подписании акта указывается распределение обязанностей членов комиссии без указания их должностей. Первой проставляется подпись председателя комиссии, подписи членов комиссии располагаются в алфавитном порядке <*> .
9. Акт утверждается руководителем юридического лица, осуществлявшего приемку товаров (ИП), не позднее следующего дня после составления акта. Если приемка товаров производилась в выходной или праздничный день, акт приемки утверждается указанными лицами в первый рабочий день после выходного или праздничного дня <*> .
Акт можно утвердить двумя способами: посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи или издания распорядительного документа (составления протокола). При утверждении посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», наименования должности лица, включая видовое (институт, предприятие, комитет и т.п.) или сокращенное наименование организации, его собственноручной подписи, расшифровки подписи и даты утверждения <*> .
Примечание
Образец акта приведен в качестве примера и может служить основой при разработке собственной формы.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Какой акт составляется при обнаружении недостающей емкости
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
от 27 декабря 2018 г. N 469-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРИЕМА, ОБРАБОТКИ, ДОСТАВКИ И ВРУЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ
ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ КАТЕГОРИИ «ПРОСТОЕ»
В целях оптимизации процесса оказания услуги по пересылке внутренних почтовых отправлений категории «простое» приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое» (далее — Порядок).
2. Директорам макрорегионов и директорам УФПС — филиалов ФГУП «Почта России» обеспечить исполнение Порядка структурными подразделениями филиалов.
3. Признать утратившим силу Порядок приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое» (редакция N 1), утвержденный первым заместителем генерального директора по инфраструктуре 26.02.2018 N 14-лна.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора по операционному управлению М.Ю. Волкова.
Первый заместитель генерального
директора по инфраструктуре
к приказу ФГУП «Почта России»
от 27.12.2018 N 469-п
ПРИЕМА, ОБРАБОТКИ, ДОСТАВКИ И ВРУЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ПОЧТОВЫХ
ОТПРАВЛЕНИЙ КАТЕГОРИИ «ПРОСТОЕ»
Настоящий Порядок приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое» (далее — Порядок) устанавливает общие правила приема, обработки, доставки и вручения внутренних простых почтовых отправлений и обязателен для исполнения филиалами ФГУП «Почта России» и их структурными подразделениями.
2. Перечень нормативных документов
Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи».
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в Российской Федерации».
Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234.
Приказ Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 12 мая 2003 г. N 56 «Об определении номиналов почтовых марок, обозначенных буквами «А» и «В».
Приказ Федерального агентства связи от 12.08.2011 N 215 «Об установлении государственного знака почтовой оплаты, применяемого для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке в пределах территории Российской Федерации заказных писем массой 20 грамм».
Памятка для работников УФПС, занимающихся распространением филателистической продукции, утвержденная приказом Федеральной службы почтовой связи РФ от 23.10.1996 N 89.
Почтовые правила, принятые Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992.
Инструкция по организации изготовления и доставке, приему, обработке, пересылке, вручению, ответных внутренних почтовых отправлений (ОВПО) и дополнительных услуг, утвержденная приказом ФГУП «Почта России» от 12.04.2013 N 136-п.
Порядок приема, обработки, пересылки и доставки почтовых отправлений «Трек-открытка» и «Трек-письмо» (редакция N 2), утвержденный первым заместителем генерального директора по инфраструктуре ФГУП «Почта России» 15.10.2018 N 78-лна.
Особые условия к почтовым отправлениям разряда «Правительственное», утвержденные приказом ФГУП «Почта России» от 01.12.2015 N 599-п.
Приказ ФГУП «Почта России» от 10.11.2011 N 412-п «О введении разряда почтовых отправлений «Президентское».
Приказ ФГУП «Почта России» от 27.02.2006 N 76 «О введении нового разряда почтовых отправлений» (разряд «Воинское»).
Порядок обеспечения ФГУП «Почта России» условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, утвержденный приказом ФГУП «Почта России» от 14.12.2015 N 634-п.
Порядок оформления, обработки и направления досылаемых и возвращаемых внутренних почтовых отправлений, утвержденный заместителем генерального директора по операционному управлению ФГУП «Почта России» 01.12.2017 N 1.9.3.1.2-05/196-нд.
Приказ ФГУП «Почта России» от 07.06.2006 N 268 «О введении в действие нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».
Приказ ФГУП «Почта России» от 30.11.2017 N 474-п «Об оптимизации перечня и унификации наименований дополнительных услуг».
Порядок обработки исходящих и транзитных почтовых отправлений и почтовых емкостей, утвержденный приказом ФГУП «Почта России» от 25.01.2017 N 28-п.
Инструкция по оформлению, учету, выдаче, обмену, восстановлению, хранению и уничтожению служебных удостоверений почтальонов ФГУП «Почта России», утвержденная приказом ФГУП «Почта России» от 31.05.2016 N 233-п.
Инструкция о предоставлении услуг по доверенности в отделениях почтовой связи, утвержденная первым заместителем генерального директора по финансовым, правовым и административным вопросам ФГУП «Почта России» 14.09.2017 N 1.9.3.1.2-05/146-нд.
Порядок оказания почтальонами услуг почтовой связи и сетевых услуг, утвержденный первым заместителем генерального директора по финансовым, правовым и административным вопросам ФГУП «Почта России» 29.05.2017 N 1.9.3.1.2-05/63-нд.
Порядок оформления сопроводительных документов при приеме внутренних партионных почтовых отправлений, утвержденный генеральным директором ФГУП «Почта России» 23.03.2011 N 3.2.2-05/8-нд.
Порядок использования франкировальных машин нового поколения ФГУП «Почта России», утвержденный приказом ФГУП «Почта России» от 29.06.2016 N 288-п.
Инструкция о порядке действий работников ФГУП «Почта России» при обнаружении почтовых отправлений с сомнительными государственными знаками почтовой оплаты, недействительных международных ответных купонов и ответных внутренних почтовых отправлений», утвержденная заместителем генерального директора по корпоративной безопасности ФГУП «Почта России» 10.11.2017 N 1.9.3.1.2-05/186-нд.
Порядок проведения входного контроля и приемки партионных почтовых отправлений от корпоративных клиентов, утвержденный первым заместителем генерального директора по финансовым, правовым и административным вопросам ФГУП «Почта России» 31.10.2017 N 1.9.3.1.2-05/183-нд.
Порядок абонирования ячейки абонементного почтового шкафа, утвержденный первым заместителем генерального директора по финансовым, правовым и административным вопросам ФГУП «Почта России» 20.10.2016 N 1.9.3.1.2-05/85-нд.
Порядок формирования данных в программном обеспечении при приеме партионных почтовых отправлений и информационного обмена между структурными подразделениями ФГУП «Почта России», утвержденный приказом ФГУП «Почта России» от 15.12.2014 N 443-п.
Временный порядок приема, обработки, перевозки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений «Отправлений 1-го класса», категории «Простое», «Заказное» по внутригородским тарифам, утвержденный руководителем Департамента бизнес-приложений ФГУП «Почта России» 30.03.2015.
Инструкция по учету количества услуг в объектах почтовой связи ФГУП «Почта России», утвержденная приказом ФГУП «Почта России» от 04.12.2018 N 386-п.
Регламент работы с обращениями пользователей услугами ФГУП «Почта России», утвержденный первым заместителем генерального директора по инфраструктуре ФГУП «Почта России» от 28.02.2018 N 15-лна.
3. Термины, определения и сокращения
В настоящем Порядке используются следующие термины, определения и сокращения:
Абонентский почтовый шкаф — специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений.
Абонементный почтовый шкаф — устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный срок адресатами для получения почтовых отправлений, периодических печатных изданий, извещений о вручении РПО и переводов денежных средств, отправлений «Директ-мейл».
АОПП — авиационное отделение перевозки почты.
АСКУ 1С — автоматизированная система коммерческого учета 1С.
Блок (почтовый блок или блок с портретами) — одна или несколько почтовых марок, отпечатанных в один и более рядов на специальном листе и окруженных более широким, чем у марок, полем. Блоки, как правило, выпускаются по случаю какого-либо события или юбилея, и поэтому их называют памятными. На поле блока в ряде случаев делается памятная надпись и указываются даты. Блоки могут иметь номера, тогда они называются номерными почтовыми блоками.
Внутренний номер Корпоративного клиента — номер, используемый Корпоративным клиентом при оформлении заказа физическим лицом.
Внутригородское почтовое отправление 1-го класса, принятое по внутригородским тарифам, — внутреннее почтовое отправление «Отправление 1-го класса», отправляемое отправителем в пределах одного административного центра субъекта Российской Федерации (включая административные центры муниципальных районов субъектов Российской Федерации), вес и размер которого определены Временным порядком приема, обработки, перевозки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений «Отправлений 1-го класса», категории «Простое», «Заказное» по внутригородским тарифам.
Государственные знаки почтовой оплаты (ГЗПО) — почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:
— почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
— оттиски ГЗПО, наносимые франкировальными машинами;
— знаки в информационной системе организации федеральной почтовой связи, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа;
— иные знаки почтовой оплаты, наносимые на почтовые отправления.
Графическое изображение — любые изображения, выполненные машинным (компьютерная графика) способами, которые несут в себе разнообразную информацию.
Доставочный участок — территория, обслуживаемая почтальоном.
ИС — информационная система.
Код акции — специальные кодовые слова или цифры, дающие право на скидки при оформлении заказа.
Корпоративный клиент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившее в письменной форме договор на оказание услуг почтовой связи с ФГУП «Почта России».
КПШ — календарный почтовый штемпель.
Лицевание письменной корреспонденции — подборка письменной корреспонденции по адресной стороне в положение, удобное для штемпелевания и чтения адреса.
Мейлер — способ упаковки письма путем сложения прямоугольного листа бумаги вдоль его большей стороны таким образом, чтобы линии сгиба были параллельны меньшей стороне листа. Допускается сложение нескольких листов бумаги. Письменное сообщение должно размещаться на внутренней стороне мейлера. Не допускается вложение внутрь мейлера отдельных листов, не являющихся одновременно упаковкой (собственно мейлером).
МПКТ — мобильный почтово-кассовый терминал, состоящий из мобильного телефона с программным обеспечением для оформления платежей и передачи их на сервер и контрольно-кассовой машины для печати фискальных чеков.
МСЦ — магистральный сортировочный центр.
Ответное внутреннее почтовое отправление (ОВПО) — почтовое отправление с указанием адреса получателя ОВПО, с ответами респондентов, вложение, размеры, вес и упаковка которого определяются Инструкцией по организации изготовления и доставке, приему, обработке, пересылке, вручению ответных внутренних почтовых отправлений (ОВПО) и дополнительных услуг.
Операционное окно — рабочее место, организуемое в отделениях почтовой связи и оказывающее клиентам (физическим и юридическим лицам) услуги, перечень, которых определен распорядительным документом ФГУП «Почта России».
ОПС — отделение почтовой связи — структурное подразделение почтамта, предоставляющее населению, организациям, предприятиям и учреждениям услуги почтовой связи и другие услуги.
Партионные почтовые отправления — почтовые отправления, сдаваемые отправителем по списку партионной почты ф. 103-ф согласно условиям Договора.
Партия — почтовые отправления, включенные в Список партионной почты ф. 103-ф.
ПЖДП — прижелезнодорожный почтамт.
Письменная корреспонденция — простые и регистрируемые почтовые карточки, письма, бандероли, секограммы, мелкие пакеты. Для целей настоящего Порядка используются следующие виды внутренних почтовых отправлений: почтовая карточка; письмо; бандероль; секограмма; Трек-открытка; Трек-письмо категории «простое».
Почтовая карточка — почтовое отправление в виде письменного сообщения на специальном бланке, пересылаемое в открытом виде.
Почтовый шкаф опорного пункта — специальный запирающийся шкаф, предназначенный для временного хранения почтовых отправлений на доставочных участках или для получения адресатами почтовых отправлений.
ПОУПС — Правила оказания услуг почтовой связи.
Почтамт — обособленное структурное подразделение филиала ФГУП «Почта России».
Производственная зона — это часть помещения ОПС, логика построения, конфигурация и комплектация которого подчинена организации производственных процессов в ОПС.
Простое почтовое отправление — почтовое отправление, принимаемое от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемое (вручаемое) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения.
Секограмма — почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых.
СЗД ФМ — система защиты доходов с использованием франкировальных машин.
Трек-отправления — «Трек-открытка» и «Трек-письмо», простые внутренние почтовые отправления с возможностью отслеживания основных этапов прохождения с помощью ШПИ.
УОПП — участок обмена и обработки почты.
Уполномоченное лицо (уполномоченный представитель) — представитель адресата или отправителя почтового отправления, действующий на основании закона или в рамках доверенности.
УФПС — управление федеральной почтовой связи — филиал ФГУП «Почта России».
ФМ — франкировальная машина нового поколения, применяемая совместно с СЗД ФМ и представляющая собой комплекс специализированного оборудования — аппаратных средств и программного обеспечения, предназначенный для проверки статуса ФМ, подключаемой к СЗД ФМ посредством модемной связи или Интернета, контроля ввода аванса и состояния счетов клиента ФГУП «Почта России», проверки подлинности оттиска клише ФМ, а также для управления специальными функциями ФМ и формирования необходимых отчетов.
ЦОЮЛ — Центр обслуживания юридических лиц — специализированное ОПС или выделенная зона ОПС, организованные в рамках реализации на сети почтовой связи модели обслуживания корпоративных клиентов (МОКК). Предназначены для приема и обработки потоков партионной почты и оказания прочих услуг почтовой связи для юридических лиц.
4. Общий порядок приема простых почтовых отправлений
4.1. Почтовые отправления категории «простое» (далее — простые почтовые отправления), оплаченные почтовыми марками, опускаются отправителями в почтовые ящики и могут сдаваться почтальону во время обхода им доставочного участка.
4.2. Выемку из почтовых ящиков простых почтовых отправлений осуществляют в соответствии с графиком выемки (дни недели и время), указанном на почтовом ящике.
4.3. Простые почтовые отправления, которые из-за нестандартных размеров невозможно опустить в прорезь почтовых ящиков, Трек-отправления, а также простые почтовые отправления с оттисками ФМ подлежат сдаче отправителями в операционные окна ОПС.
4.4. Прием простых почтовых отправлений по месту нахождения инвалида осуществляется в соответствии с требованиями Порядка обеспечения ФГУП «Почта России» условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи.
4.5. Прием, обработка, доставка и вручение простых почтовых отправлений разряда «Правительственное», «Президентское», «Воинское» осуществляется в соответствии с требованиями, установленными отдельными локальными нормативными актами ФГУП «Почта России» для конкретного разряда почтового отправления.
4.6. Прием, обработка, доставка и вручение простых ОВПО осуществляется в соответствии с Инструкцией по организации изготовления и доставке, приему, обработке, пересылке, вручению, ответных внутренних почтовых отправлений (ОВПО) и дополнительных услуг.
4.7. Прием почтовых отправлений Трек-отправления осуществляется в соответствии с Временным порядком приема, обработки, пересылки и доставки почтовых отправлений «Трек-открытка» и «Трек-письмо».
4.8. Прием, обработка, доставка и вручение простых почтовых отправлений «Отправление 1-го класса», принимаемых по внутригородским тарифам, осуществляется в соответствии с Временным порядком приема, обработки, перевозки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений «Отправлений 1-го класса», категории «Простое», «Заказное» по внутригородским тарифам.
4.9. В простых почтовых отправлениях пересылаются письменные сообщения, деловые бумаги, фотографии, рукописи, малоценные печатные издания.
4.10. Простые почтовые отправления принимаются от отправителей в упакованном виде.
Упаковка почтовых отправлений должна соответствовать характеру вложения, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при обработке и пересылке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других отправлений и причинения какого-либо вреда имуществу и работникам почтовой связи.
4.11. Простые почтовые отправления принимаются к пересылке в почтовых конвертах, полиэтиленовых пакетах и конвертах, изготовленных в соответствии с ГОСТ Р 51506-99 «Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля», ГОСТ 12302-2013 «Межгосударственный стандарт. Пакеты из полимерных пленок и комбинированных материалов. Общие технические условия» соответственно, Техническими требованиями к конвертам немаркированным для отправлений «Отправление 1-го класса», Техническими условиями ТУ 45-0001-01-03. Конверты почтовые.
Для пересылки письменных сообщений могут использоваться мейлеры, изготовленные в соответствии с Техническими требованиями к упаковке внутреннего письма в виде мейлера.
Бандероли могут пересылаться в бумажной упаковке, соответствующей Техническим требованиям к бумаге крафт. Бандероли, пересылаемые в бумажной упаковке, должны иметь с двух сторон (адресной и противоположной) прокладки из фанеры или плотного картона.
Секограммы могут пересылаться в бумажной упаковке по аналогии с бандеролями, иной упаковке отправителя (в гофрокартонных, картонных коробках), обеспечивающих отсутствие доступа к вложению.
4.12. Разрешается нанесение внутреннего номера Корпоративного клиента/кода акции/графического изображения слева или выше адресного блока адресата на расстоянии как минимум 5 — 7 мм от адреса, при условии отсутствия какого-либо воздействия текста, графики, цифр, нанесенных отправителем, на адресный блок.
При нанесении внутренних номеров Корпоративных клиентов должны быть исключены 6-значные коды.
Допускается нанесение отправителем рисунка на левую часть лицевой стороны (под адресным блоком отправителя) и левую часть оборотной стороны конвертов, использующихся для пересылки письменной корреспонденции.
— нанесение на упаковку почтовых отправлений конфиденциальной информации (паспортные данные, номер ИНН, номер социального страхования, данные других документов, удостоверяющих личность, персональную информацию по кредитным, коммунальным и прочим платежам, выписки пенсионных, страховых, банковских счетов и т.п.), надписей с использованием ненормативной лексики, товарных знаков, не принадлежащих отправителю;
— нанесение на упаковку отметок, похожих на служебные отметки оператора почтовой связи (исключения составляют почтовые отправления разряда «Межоператорское»);
— повторное использование стандартной упаковки;
— повторное использование упаковки отправителя в случае, если на ней имеются следы предыдущей почтовой обработки (опечатывания, служебных отметок, этикеток, стикеров, оттисков КПШ), вскрытия.
В случае обнаружения запрещений, указанных выше, работник объекта почтовой связи отказывает в приеме почтовых отправлений и возвращает такие отправления Корпоративному клиенту.
4.13. В случае возникновения подозрений о наличии в почтовом отправлении запрещенных к пересылке предметов или веществ простые почтовые отправления:
— в ОПС — принимаются от отправителя в открытом виде;
— вынутые из почтовых ящиков — возвращаются отправителю без гашения марок. В случае отсутствия адреса — передаются в число нерозданных почтовых отправлений.
4.14. Основанием для отказа в приеме простого почтового отправления может служить:
— отсутствие подтверждения полной оплаты услуги;
— наличие во вложении предметов и веществ, запрещенных к пересылке. Перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке во внутренних почтовых отправлениях, установлен Федеральным законом «О почтовой связи»;
— превышение предельных размеров и массы отправления, установленных для конкретного вида почтового отправления.
4.15. Пересылка внутренних простых почтовых отправлений оплачивается отправителем в соответствии с тарифами на услуги почтовой связи, установленными ФГУП «Почта России» и действующими на дату приема отправления.
4.16. Оплата пересылки внутренних простых почтовых отправлений производится ГЗПО.
4.17. Почтовые марки и оттиски ФМ должны быть нанесены на адресную сторону почтовых отправлений в правом верхнем углу.
При нанесении ГЗПО на отправление запрещается:
— наклеивать почтовые марки одну на другую или на неадресной стороне почтового отправления;
— одновременно наносить оттиск ФМ на почтовые отправления, имеющие на адресной стороне почтовую марку с литерой, определяющей оплаченный тариф, или почтовую марку, наклеенную или нанесенную типографским способом.
Нанесенные на почтовое отправление почтовые марки или почтовые марки с литерой, определяющей оплаченный тариф, должны быть погашены оттиском КПШ таким образом, чтобы их нельзя было использовать повторно (приложение N 1 к настоящему Порядку), при этом дата и время (при наличии) на оттиске КПШ должны соответствовать дате ее фактической выемки из почтового ящика или фактической дате и времени ее приема в ОПС.
При гашении почтовых марок и блоков с портретами оттиск КПШ не должен загрязнять изображение лица, а при штемпелевании художественных почтовых карточек (открыток) и конвертов оттиск КПШ не должен ставиться на рисунок.
4.18. В случае приема простых почтовых отправлений с нанесенными почтовыми марками, номинал которых обозначен литерой «А» или «В», и весом выше 20 грамм, необходимо осуществить доклейку почтовых марок до соответствующего тарифа на пересылку простого письма/простой почтовой карточки весом выше 20 граммов, установленного ФГУП «Почта России».
4.19. Адреса на почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, должны быть указаны на русском языке и арабскими цифрами, а на пересылаемых в пределах территории республик в составе Российской Федерации могут оформляться на государственном языке соответствующей республики при условии повторения адресов на русском языке.
Реквизиты адреса пишутся в следующем порядке:
— для юридического лица — полное или краткое наименование (при наличии) юридического лица, для физических лиц — фамилия, имя, отчество (последнее при наличии);
— название улицы, номер дома, номер квартиры;
— название населенного пункта (города, поселка и т.п.);
— название республики, края, области, автономного округа (области);
4.20. Простые почтовые отправления могут быть адресованы:
— «До востребования» с указанием на почтовом отправлении: наименования ОПС (включает в себя наименование населенного пункта и почтовый индекс), фамилии, имени, отчества (при наличии) адресата;
— на абонементный ящик с указанием на почтовом отправлении наименования ОПС (включает в себя наименование населенного пункта и почтовый индекс), номера ячейки абонементного почтового шкафа, фамилии, имени, отчества (при наличии) адресата или полного наименования юридического лица.
Адрес получателя размещается в правой нижней части почтового отправления, а адрес отправителя — в левом верхнем углу.
5. Прием простых почтовых отправлений от физических и юридических лиц
5.1. Выемка простых почтовых отправлений из почтовых ящиков
5.1.1. Выемка простой письменной корреспонденции осуществляется в соответствии с графиком выемки.
Простые почтовые отправления, вынутые из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи, в административных центрах субъектов Российской Федерации, в которых имеются МСЦ, подлежат сдаче и штемпелеванию в МСЦ.
Простые почтовые отправления, извлеченные из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи, в административных центрах субъектов Российской Федерации, в которых функции МСЦ выполняют почтамты, подлежат сдаче и штемпелеванию в почтамтах.
Простые почтовые отправления, извлеченные из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи, на территории субъекта Российской Федерации, расположенных в муниципальных районах, подлежат сдаче и штемпелеванию в районных почтамтах при осуществлении механизированной выемки или сдаче в ОПС при осуществлении выемки почтальонами при обходе доставочного участка.
Простые почтовые отправления, извлеченные из почтовых ящиков, расположенных при входе в объект почтовой связи (в случае осуществления выемки корреспонденции работниками этого объекта почтовой связи) или внутри объекта, подлежат штемпелеванию в данных объектах почтовой связи.
5.1.2. После выемки простых почтовых отправлений из почтового ящика работник объекта почтовой связи осуществляет следующие операции:
— доставляет и передает ответственному лицу объекта почтовой связи (ОПС/МСЦ/почтамт) простые почтовые отправления, вынутые из почтовых ящиков;
— лицует почтовые отправления;
— проверяет оболочку почтовых отправлений на наличие дефектов;
— проверяет соответствие вложения виду отправления путем физического ощупывания пальцами рук. При возникновении подозрений о наличии запрещенных к пересылке предметов или веществ простые почтовые отправления подлежат возврату отправителю в соответствии с п. 5.1.7 настоящего Порядка;
— проверяет подлинность ГЗПО в соответствии с требованиями Инструкции о порядке действий работников ФГУП «Почта России» при обнаружении почтовых отправлений с сомнительными государственными знаками почтовой оплаты, недействительных международных ответных купонов и ответных внутренних почтовых отправлений;
— проверяет полноту оплаты, оформление и порядок адресования;
— наносит оттиск КПШ на почтовые марки/литеры.
Вынутые из почтового ящика простые почтовые отправления, в том числе адресованные «г. Москва 101300», «г. Москва 103400», «Полевая почта» и индексом «ЮЯ», не имеющие подтверждения полной оплаты услуги, возвращают отправителю без гашения почтовых марок. При отсутствии адреса — передают в число нерозданных почтовых отправлений.
Вынутые из почтовых ящиков простые почтовые отправления без адресов или с неполными, неясными, сокращенными адресами, с отсутствующими или поврежденными адресами, не позволяющими направить данные почтовые отправления по назначению или вернуть отправителям, передают на временное хранение в число нерозданных почтовых отправлений.
Вынутые из почтового ящика простые почтовые отправления с поврежденной (измятой или загрязненной) оболочкой подлежат следующей обработке:
— на оборотной (неадресной) стороне почтового отправления делается отметка «Вынуто из почтового ящика поврежденным (измятым или загрязненным)»;
— отметка подтверждается подписью работника, осуществляющего обработку почтовых отправлений, и оттиском КПШ;
— восстанавливается целостность оболочки с целью исключения доступа к вложению (оклеиваются места разрыва, пореза оболочки клеевой лентой с нанесенным логотипом — наименованием УФПС);
— почтовое отправление передается на дальнейшую обработку и отправку с ближайшим почтовым обменом.
5.1.3. Вынутые из почтовых ящиков ОВПО, изготовленные с нарушением Инструкции по организации изготовления и доставке, приему, обработке, пересылке, вручению ОВПО и дополнительных услуг, считаются недействительными и подлежат передаче, согласно указанной Инструкции, в число невостребованных почтовых отправлений.
5.1.4. Вынутые из почтовых ящиков простые почтовые отправления разряда «Воинское» с не полностью указанными адресами, содержащими исправления, знаки, не относящиеся к адресам, имеющие сокращенные названия, адресованные за пределы Российской Федерации и превышающие установленную предельную массу (20 г), возвращают отправителям. При отсутствии адресов отправителей — передают в число нерозданных почтовых отправлений.
5.1.5. Вынутые из почтовых ящиков почтовые отправления с оттисками клише ФМ, подтверждающими оплату услуг почтовой связи, а также Трек-отправления возвращают отправителю, а в случае отсутствия адреса отправителя — передают в число нерозданных почтовых отправлений.
5.1.6. Вынутые из почтовых ящиков почтовые отправления категории «заказное» или «с объявленной ценностью», оплаченные ГЗПО, возвращают отправителю без гашения почтовых марок. В случае отсутствия адреса отправителя — передают в число нерозданных почтовых отправлений.
5.1.7. На возвращаемые по адресу отправителя почтовые отправления оформляют ярлык ф. 20 в соответствии с Порядком оформления, обработки и направления досылаемых и возвращаемых внутренних почтовых отправлений, и передают в доставку почтальонам.
Нанесение ярлыка ф. 20 на оболочку почтового отправления осуществляется таким образом, чтобы исключить повреждение упаковки и нанесенных на нее знаков почтовой оплаты.
Доставка простых почтовых отправлений, возвращаемых по адресу отправителя, осуществляется в соответствии с разделом 8 настоящего Порядка.
5.2. Прием простых почтовых отправлений на операционных окнах ОПС
5.2.1. При приеме простых почтовых отправлений на операционных окнах ОПС оператор осуществляет следующие действия:
— проверяет состояние упаковки почтового отправления (при отсутствии упаковки — предлагает отправителю приобрести конверт или пакет соответствующего размера);
— проверяет соответствие вложения виду отправления (в том числе путем пальпации при подаче почтового отправления в упакованном виде);
— предлагает отправителю приобрести и наклеить почтовые марки (при необходимости);
— проверяет правильность оформления почтового отправления, порядок адресования почтовых отправлений, соответствие веса и полноту оплаты в соответствии с тарифами на пересылку, действующими на момент приема (при несоответствии суммы платы установленным тарифам, предлагает отправителю приобрести марки на недостающую сумму);
— проверяет подлинность ГЗПО в соответствии с требованиями Инструкции о порядке действий работников ФГУП «Почта России» при обнаружении почтовых отправлений с сомнительными государственными знаками почтовой оплаты, недействительных международных ответных купонов и ответных внутренних почтовых отправлений;
— при необходимости производит денежный расчет с отправителем и выдачей ему сдачи и оригинала оформленной на ПКТ квитанции на продажу упаковки/ГЗПО/оказание дополнительных услуг.
В случае выявления неоплаченных или не полностью оплаченных простых почтовых отправлений, а также при выявлении дефектности оболочки и/или при возникновении подозрений о наличии запрещенных к пересылке предметов или веществ почтовые отправления подлежат возврату отправителю для переоформления или доплаты стоимости тарифа за пересылку (доклеивания почтовых марок) без гашения марок.
5.2.2. Прием Трек-отправления осуществляется в соответствии с Порядком приема, обработки, пересылки и доставки почтовых отправлений «Трек-открытка» и «Трек-письмо».
5.3. Прием простых почтовых отправлений почтальоном при обходе доставочного участка
5.3.1 Почтальон при приеме простых почтовых отправлений от отправителя:
— проверяет состояние упаковки почтового отправления (при отсутствии упаковки предлагает отправителю приобрести конверт или пакет соответствующего размера);
— проверяет соответствие вложения виду отправления (в том числе путем пальпации при подаче почтового отправления в упакованном виде);
— проверяет порядок адресования (при необходимости предлагает отправителю заполнить адресные данные на почтовом отправлении);
— предлагает отправителю приобрести и наклеить почтовые марки (при необходимости) и осуществляет данные операции при согласии отправителя;
— оформляет квитанцию на МПКТ на оказание дополнительных услуг <1> или оформляет квитанцию ф. N 47 <2> на оказание дополнительных услуг: указывает фамилию и инициалы отправителя, наименование дополнительной услуги, например: «Наклеивание марок на письменную корреспонденцию или бланк уведомления о вручении работником ОПС» или «Продажа конверта», указывает сумму платы за услугу — рубли прописью, копейки цифрами, проставляет свою должность, дату, подпись и на оборотной стороне квитанции ф. N 47 оттиск КПШ;
<1> Печать квитанций на МПКТ за оказание дополнительных услуг при приеме простой письменной корреспонденции на дому возможна только после доработки данного функционала в МПКТ.
<2> На основании п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Закон N 54-ФЗ», формы бланков строгой отчетности могут применяться до 1 июля 2019 года.
— получает денежные средства от отправителя простой письменной корреспонденции;
— производит денежный расчет с отправителем и выдачей ему сдачи (при необходимости) и оригинала оформленной квитанции на МПКТ или оригинала оформленной квитанции ф. N 47;
— наносит оттиск КПШ на почтовые марки.
5.3.2. Прием Трек-отправления почтальоном осуществляется в соответствии с Порядком приема, обработки, пересылки и доставки почтовых отправлений «Трек-открытка» и «Трек-письмо».
5.3.3. По возвращении в ОПС почтальон сдает простые почтовые отправления начальнику ОПС (заместителю начальника ОПС) или ответственному лицу ОПС в соответствии с Порядком оказания почтальонами услуг почтовой связи и сетевых услуг.
5.4. Прием простых почтовых отправлений от юридических лиц
5.4.1. Прием простых почтовых отправлений от юридических лиц осуществляется в выделенных ОПС в рамках заключенного договора по спискам ф. 103-ф, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, на электронном носителе информации <3> и 2-х экземплярах на бумажном носителе.
<3> Списки ф. 103-ф в электронном виде формируются клиентом в соответствии с последней (действующей) редакцией PTM 0003 «Структура и формат файлов данных партионной почты».
5.4.2. Обязательным условием для приема простых почтовых отправлений является согласованный между юридическим лицом и ФГУП «Почта России» График передачи корреспонденции в ОПС приема, разработанный с учетом равномерного поступления простых почтовых отправлений в ОПС приема в рамках заключенного договора.
5.4.3. Простые почтовые отправления, сдаваемые на франкирование, должны быть подсортированы клиентом по купюрам веса (весовому диапазону).
5.4.4. Оператор ОПС должен иметь возможность однозначно соотнести простые почтовые отправления с конкретными списками ф. 103-ф.
Простые почтовые отправления, сдаваемые клиентом в емкостях (коробках, ящиках), при наличии в емкости отправлений из разных списков ф. 103-ф, могут быть разделены картоном или иным материалом для ее однозначной идентификации при проведении входного контроля.
Сдача емкостей (коробок, ящиков) с простой письменной корреспонденцией должна осуществляться таким образом, чтобы ОПС приема имело возможность соотнести емкости (корреспонденцию в них) с конкретными списками ф. 103-ф.
5.4.5. При приеме партионных простых почтовых отправлений с нанесенным оттиском ФМ ответственный работник ОПС:
— проверяет данные доверенности и документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица отправителя партионных почтовых отправлений, в соответствии с условиями договора;
— получает от отправителя (уполномоченного лица) партионных простых почтовых отправлений списки ф. 103-ф на бумажном и электронном носителе (если данное условие оговорено в договоре);
— проверяет наличие организации — отправителя в списке организаций — владельцев ФМ, закрепленных за ОПС;
— проверяет подлинность оттиска ФМ в соответствии с Инструкцией о порядке действий работников ФГУП «Почта России» при обнаружении почтовых отправлений с сомнительными государственными знаками почтовой оплаты, недействительных международных ответных купонов и ответных внутренних почтовых отправлений»;
— осуществляет проведение входного контроля в соответствии с требованиями Порядка проведения входного контроля и приемки партионных почтовых отправлений от корпоративных клиентов;
— составляет Акт входного контроля с указанием принятого решения о приеме или возврате партии;
— проставляет на каждом листе списка ф. 103-ф оттиск КПШ и подпись и передает один экземпляр списка отправителю (его уполномоченному представителю);
— при необходимости (в случае оказания дополнительных услуг) оформляет (печатает) и выдает отправителю (его уполномоченному представителю) квитанцию ПКТ или квитанцию формы N 47 БН;
— транспортирует и передает на рабочие места дальнейшей обработки принятые простые почтовые отправления.
5.4.6. При приеме партионных простых почтовых отправлений на франкирование ответственный работник ОПС осуществляет следующие операции:
— проверяет наличие организации-отправителя в списке организаций, закрепленных за ОПС (точка сдачи) в рамках заключенного договора;
— проверяет данные доверенности и документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица отправителя партионных простых почтовых отправлений, в соответствии с условиями договора;
— получает от отправителя партионных простых почтовых отправлений списки ф. 103-ф на бумажном и электронном носителе;
— проверяет в СЗД ФМ наличие денежных средств на счете отправителя простых почтовых отправлений. При отсутствии денежных средств простые почтовые отправления не подлежат приему на франкирование, списки ф. 103-ф и простые почтовые отправления возвращаются клиенту, в случае его присутствия. При отсутствии клиента ответственный работник ОПС уведомляет об отсутствии денежных средств на счете отправителя начальника ОПС для принятия дальнейшего решения;
— осуществляет проведение входного контроля в соответствии с требованиями Порядка проведения входного контроля и приемки партионных почтовых отправлений от корпоративных клиентов;
— составляет Акт входного контроля с указанием принятого решения о приеме или возврате партии;
— транспортирует и передает почтовые отправления на рабочие места по франкированию письменной корреспонденции;
— осуществляет франкирование простых почтовых отправлений в соответствии с требованиями Порядка использования франкировальных машин нового поколения ФГУП «Почта России». При этом франкирование почтовых отправлений необходимо осуществлять в рамках конкретного списка ф. 103-ф с применением динамических весов (при наличии) или с помощью внесения веса почтового отправления вручную в ФМ для одной тарифной группы (франкирование партии осуществляется в рамках тарифных групп и списка ф. 103-ф);
— сверяет общее количество отправлений и общую сумму платы за пересылку, указанные в списке ф. 103-ф, и фактически профранкированные простые почтовые отправления на ФМ (количество/сумма). При выявлении расхождений информации о количестве и сумме письменной корреспонденции, представленной в отчете, сформированном ФМ после франкирования партионной почты, и в списках ф. 103-ф, составляется Акт проверки списка ф. 103-ф в 2-х экземплярах, в соответствии с требованиями Порядка проведения входного контроля и приемки партионных почтовых отправлений от корпоративных клиентов. Ответственное лицо вносит изменения в списки ф. 103-ф на основании Акта проверки списка ф. 103-ф и запрашивает у отправителя исправленные и подписанные списки ф. 103-ф в соответствии с корректировками путем направления ему электронного письма. В случае отказа в представлении исправленного списка ф. 103-ф простые почтовые отправления возвращаются отправителю с сопроводительными документами;
— проставляет на каждом листе списка ф. 103-ф оттиск КПШ и подпись и передает отправителю (его уполномоченному представителю) один экземпляр: список ф. 103-ф (откорректированный при необходимости), Акта входного контроля и Акта о расхождении (при наличии);
— при необходимости (в случае оказания дополнительных услуг) оформляет (печатает) и выдает отправителю (его уполномоченному представителю) квитанцию ПКТ или квитанцию формы N 47 БН;
— транспортирует и передает на рабочие места дальнейшей обработки принятые простые почтовые отправления.
5.4.7. При приеме партионных простых почтовых отправлений, оплаченных марками, ответственный работник ОПС дополнительно к операциям, указанным в пункте 5.4.4 настоящего Порядка:
— производит визуальную проверку подлинности ГЗПО в соответствии с требованиями Инструкции о порядке действий работников ФГУП «Почта России» при обнаружении почтовых отправлений с сомнительными государственными знаками почтовой оплаты, недействительных международных ответных купонов и ответных внутренних почтовых отправлений;
— наносит оттиск КПШ на почтовые марки.
5.4.8. Прием партионных простых почтовых отправлений «Трек-отправление» осуществляется по списку ф. 103 в соответствии с Порядком приема, обработки, пересылки и доставки почтовых отправлений «Трек-открытка» и «Трек-письмо».
5.4.9. После осуществления приема партионных простых почтовых отправлений, на основании данных списков ф. 103-ф/ф. 103 и квитанций за оказанные дополнительные услуги:
5.4.9.1. Начальник специализированного ОПС или ОПС с выделенной зоной обслуживания юридических лиц (ЦОЮЛ) осуществляет ежедневный ввод в АСКУ 1С данных ф. 103-ф/ф. 103 и дополнительных услуг, оказанных юридическому лицу <4>.
<4> Внесение данных в АСКУ 1С осуществляется в соответствии с требованиями «031105_Инструкция по работе с формой 103 в АСКУ».
5.4.9.2. Начальник ОПС (не ЦОЮЛ) ежедневно направляет ф. 103-ф/ф. 103 и квитанции за оказанные дополнительные услуги в Группу/Отдел контроля учета операций в отделениях почтовой связи для ввода данных в АСКУ 1С <5>.
<5> Отправка списков ф. 103-ф на бумажных носителях в Группу/Отдел контроля учета операций в отделениях почтовой связи из ОПС осуществляется до реализации функционала в ЕАС ОПС.
Отправка списков ф. 103-ф/ф. 103 и квитанций на оказанные дополнительные услуги из ОПС производится ежедневно или в начале следующей рабочей смены (в зависимости от организации маршрутов обмена почтой).
6. Обработка исходящих простых почтовых отправлений в ОПС
места приема и в транзитных объектах почтовой связи (АСЦ,
ЛЦ, МСЦ, АОПП, ОПП, ПЖДП, УОПП)
6.1. Простая письменная корреспонденция, принятая на операционных окнах ОПС и почтальонами при обходе доставочного участка, а также вынутая из почтовых ящиков после гашения марок подлежит передаче в производственную зону ОПС для дальнейшей обработки и отправке с ближайшим почтовым обменом.
6.2. Порядок обработки исходящих простых почтовых отправлений в ОПС места приема и в транзитных объектах почтовой связи (АСЦ, ЛЦ, МСЦ, АОПП, ОПП, ПЖДП, УОПП) осуществляется в соответствии с требованиями Порядка обработки исходящих и транзитных почтовых отправлений и почтовых емкостей.
6.3. Порядок проверки подлинности ГЗПО в ОПС места приема, в транзитных объектах почтовой связи (АСЦ, ЛЦ, МСЦ, АОПП, ОПП, ПЖДП, УОПП), а также ОПС места вручения, осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке действий работников ФГУП «Почта России» при обнаружении почтовых отправлений с сомнительными государственными знаками почтовой оплаты, недействительных международных ответных купонов и ответных внутренних почтовых отправлений.
7. Обработка входящих простых почтовых отправлений
7.1. Почтовые емкости с простыми почтовыми отправлениями принимаются от сопровождающего их почтового работника в ОПС ответственными работниками, на которых возложены функции по приему и отправке почты.
7.2. Ответственный работник ОПС, принимающий почту, осуществляет следующие операции:
— проверяет у сопровождающего почту (водителя) удостоверение ф. 81 и получает от него накладные ф. 23, ф. 23-а, ф. 24;
— сверяет номера простых почтовых емкостей с номерами, указанными в накладных ф. 23, ф. 23-а, ф. 24, осматривает наружное состояние почтовых емкостей, взвешивает их и сверяет с весом, указанным на адресном ярлыке почтовой емкости, проверяет целостность и номера пломбы (при наличии);
— составляет акт ф. 51 в случае обнаружения несоответствия количества поступивших почтовых емкостей с количеством, указанным в накладных ф. 23/ф. 24/ф. 23-а, несоответствия веса почтовой емкости с весом, указанным на адресном ярлыке почтовой емкости, или поступлении почтовой емкости в дефектном виде;
— составляет извещение ф. 30 на почтовые емкости, поступившие с нарушениями оформления;
— проставляет подпись за принятые простые почтовые емкости в накладной ф. 23-а (ф. 24) и проставляет оттиск КПШ, при этом дата и время на оттиске КПШ должны соответствовать фактическому времени поступления почтовых емкостей в ОПС, при составлении акта ф. 51 — указывается номер акта;
— передает принятые почтовые емкости на рабочие места обработки почтовых отправлений.
7.3. Принятые почтовые емкости с простой письменной корреспонденцией подлежат регистрации в информационной системе ОПС в соответствии с Руководством пользователя.
На рабочих местах обработки почтовые емкости и постпакеты вскрываются. Простые почтовые отправления, извлеченные из почтовых емкостей/постпакетов, подлежат просчету или взвешиванию для учета в соответствии с Инструкцией по учету количества услуг в объектах почтовой связи ФГУП «Почта России».
7.4. При обнаружении повреждения упаковки простого почтового отправления работник ОПС, осуществляющий обработку поступивших почтовых отправлений:
— восстанавливает целостность оболочки с целью исключения доступа к вложению (оклеивает места разрыва, пореза оболочки клеевой лентой с нанесенным логотипом — наименованием УФПС);
— наносит оттиск штампа о поступлении почтового отправления в поврежденном виде (приложение N 3 к настоящему Порядку) и оттиск КПШ на оборотную сторону упаковки (при отсутствии штампа — делает отметку вручную и проставляет оттиск КПШ).
7.5. Далее работник ОПС:
— проверяет подлинность ГЗПО в соответствии с требованиями Инструкции о порядке действий работников ФГУП «Почта России» при обнаружении почтовых отправлений с сомнительными государственными знаками почтовой оплаты, недействительных международных ответных купонов и ответных внутренних почтовых отправлений;
— проставляет оттиск КПШ на оборотной стороне поступивших простых почтовых отправлений (при невозможности проставить оттиск КПШ проставляется дата поступления от руки);
— осуществляет досыл почтовых отправлений, поступивших с адресом, не входящим в зону обслуживания данного ОПС, при этом оформляет ярлык ф. 20 в соответствии с требованиями Порядка оформления, обработки и направления досылаемых и возвращаемых внутренних почтовых отправлений;
— отсортировывает из общего количества поступивших почтовых отправлений почтовые отправления с нанесенным логотипом «Трек-отправление» и осуществляет по ним регистрацию операции «Обработка» с атрибутом «Прибыло в место вручения» в ИС, установленной в ОПС, в соответствии с Руководством пользователя;
— сортирует почтовые отправления по доставочным участкам, ячейкам абонементных почтовых шкафов и в картотеку «До востребования». Хранение простых почтовых отправлений в картотеке «До востребования» осуществляется по фамилии адресатов в алфавитном порядке.
7.6. При поступлении в адресное ОПС простых почтовых отправлений с оттисками КПШ, проставленными в МСЦ/почтамтах, повторное штемпелевание не осуществляется. Исключение составляют почтовые отправления, поступившие с адресами, не входящими в зону обслуживания данного ОПС, и почтовые отправления с отсутствующими или нечитаемыми оттисками КПШ.
При выявлении факта нарушения срока отправки из МСЦ/почтамтов простых почтовых отправлений (поступивших спустя 12 часов и более со времени, указанного на оттиске КПШ) и фактов некачественного штемпелевания почтовых отправлений составляется извещение ф. 30.
8. Доставка и вручение простых почтовых отправлений
8.1. Простые почтовые отправления опускаются в исправные ячейки абонентских шкафов, почтовые абонентские ящики, почтовые шкафы опорных пунктов, групповые абонентские шкафы в соответствии с указанными на них адресами.
Простые почтовые отправления, адресованные на ячейку абонементного почтового шкафа, опускаются в ячейки абонементных почтовых шкафов в соответствии с указанными на них адресами только после проверки факта абонирования ячейки клиентом.
Простые почтовые отправления, адресованные «До востребования» передаются в картотеку «До востребования».
8.2. Простые почтовые отправления, которые из-за нестандартных размеров невозможно опустить в ячейки абонентских шкафов, почтовые абонентские ящики, почтовые шкафы опорных пунктов, подлежат выдаче в ОПС. При этом в ячейки абонентских шкафов, почтовые абонентские ящики, почтовые шкафы опорных пунктов опускается извещение ф. 22
с приглашением адресата в ОПС для получения поступившей на его имя почты.
8.3. Порядок доставки почтовых отправлений «Трек-открытка» и «Трек-письмо» осуществляется в соответствии с п. 8.1 настоящего Порядка. При этом почтальон по возвращении из доставки дополнительно сдает недоставленные почтовые отправления «Трек-открытка» и «Трек-письмо» ответственному работнику ОПС.
Ответственный работник ОПС:
— регистрирует в ИС, установленной в ОПС, операцию «Недоставка» по недоставленным почтовым отправлениям «Трек-открытка» и «Трек-письмо» с указанием причины недоставки:
— Отсутствие улицы, дома, квартиры;
— Отправление не поместилось в п/я;
— Неверный адрес/адрес не существует;
— регистрирует операцию «Доставка» с атрибутом «Доставлено в почтовый ящик» по доставленным почтовым отправлениям «Трек-открытка» и «Трек-письмо».
8.4. Простые почтовые отправления, которые не удалось опустить в почтовый ящик адресата, возвращают в ОПС и хранят до обращения адресата в течение 30 дней. Исчисление срока хранения должно производиться со следующего рабочего дня ОПС, следующего за днем поступления почтового отправления.
8.5. Хранение в ОПС недоставленных простых почтовых отправлений осуществляется в картотеке, сформированной по доставочным участкам в ящиках на стеллажах, до обращения адресата. Внутри ячейки хранение осуществляется по дате поступления почтовых отправлений в ОПС и по фамилии адресатов в алфавитном порядке.
8.6. Вручение простых почтовых отправлений в ОПС, указанных в п. 8.2 настоящего Порядка, за исключением адресованных «До востребования», осуществляется при предъявлении адресатом (его уполномоченным представителем) документа, удостоверяющего личность (с целью его идентификации), без получения от него расписки о получении почтового отправления.
8.7. Вручение простых почтовых отправлений, адресованных «До востребования», осуществляется при предъявлении адресатом (его уполномоченным представителем) документа, удостоверяющего личность.
При этом работник ОПС:
— сверяет данные об адресате, указанные на простом почтовом отправлении с данными документа, удостоверяющего личность. При вручении почтового отправления уполномоченному представителю по доверенности работник ОПС проверяет доверенность на действительность, сличает данные документа, удостоверяющего личность получателя, с данными доверенности об уполномоченном представителе, а информацию об адресате, указанную на почтовом отправлении (фамилия, имя, отчество), — с данными доверенности о доверителе;
— выписывает извещение ф. 22 в соответствии с приложением N 4 настоящего Порядка;
— предлагает адресату (уполномоченному представителю) внести данные документа, удостоверяющего личность, в извещение ф. 22, указав фамилию, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе. В случае отказа адресата (уполномоченного представителя) работник ОПС вносит необходимую информацию в извещение ф. 22 самостоятельно <6>;
<6> До 01.01.2019 для обеспечения фиксирования сведений в ф. 22 организация федеральной почтовой связи вправе предложить адресату или его уполномоченному представителю заполнить соответствующие сведения в ф. 22. После 01.01.2019 — это обязанность оператора почтовой связи.
— при вручении уполномоченному представителю — проставляет отметки «По доверенности в ОПС» с указанием номера и даты совершения (удостоверения) доверенности в соответствующем поле извещения ф. 22;
— выдает простое почтовое отправление, проставляет подпись и дату вручения на извещении ф. 22.
8.8. По истечении срока хранения в ОПС неполученные адресатами (их уполномоченными представителями) простые почтовые отправления, в том числе адресованные на ячейку абонементного почтового шкафа или «До востребования», передаются в число невостребованных почтовых отправлений в почтамт.
При осуществлении передачи неврученных простых почтовых отправлений в почтамт в число невостребованных работник ОПС оформляет ярлык ф. 20 в соответствии с требованиями Порядка оформления, обработки и направления досылаемых и возвращаемых внутренних почтовых отправлений.
9. Особенности доставки простых почтовых отправлений
при неисправном или отсутствующем почтовом ящике адресата
9.1. В случае отсутствия или неисправности (сломан/отсутствует замок, сломана/отсутствует дверца почтового ящика, почтовый ящик запирается с помощью щеколды/проволоки и прочее) ячейки абонентского почтового шкафа или почтового абонентского ящика адресата почтальон:
— оформляет уведомление на чистом бланке извещения ф. 22 с приглашением адресата в ОПС для получения поступивших на его имя простых почтовых отправлений. В уведомлении не должны быть указаны конкретные данные о простой письменной корреспонденции и иной конкретной информации;
— оставляет уведомление в доступном месте для адресата — при отсутствии абонентского почтового шкафа или почтового абонентского ящика адресата;
— опускает уведомление в ячейку абонентского почтового шкафа или почтового абонентского ящика адресата — при неисправности ячейки абонентского почтового шкафа или почтового абонентского ящика;
— возвращает в ОПС недоставленные простые почтовые отправления.
9.2. По возвращении в объект почтовой связи почтальон сдает недоставленные простые почтовые отправления, которые не удалось вручить адресату по причине отсутствующего или неисправного почтового ящика или ячейки абонентского почтового шкафа. При этом на оболочке (неадресной стороне оболочки) простых почтовых отправлений проставляет отметку о причинах недоставки, например, «отсутствие п/я» или «неисправен п/я».
10.1. Ответственность ФГУП «Почта России» определяется Федеральным законом «О почтовой связи», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора на оказание услуги, заключенного между ФГУП «Почта России» и пользователями услуг.
10.2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуги ФГУП «Почта России» несет ответственность перед пользователями. Ответственность ФГУП «Почта России» наступает за нарушение контрольных сроков пересылки простых почтовых отправлений.
10.3. Порядок возмещения убытков пользователям определяется в соответствии с Регламентом работы с обращениями пользователей услугами ФГУП «Почта России».
10.4. ФГУП «Почта России» не несет ответственности за утрату, порчу (повреждение), недоставку отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.
10.5. За нарушение контрольных сроков пересылки простых почтовых отправлений или нарушение установленных требований по оказанию услуги работники ФГУП «Почта России», по вине которых причинен ущерб, несут материальную и иную, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственность.
10.6. Пользователи несут уголовную, административную и иную, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственность за вред, причиненный другим пользователям или работникам, занятым обработкой почтовых отправлений, вследствие вложения в отправления предметов и веществ, запрещенных к пересылке, или в результате ненадлежащей упаковки пересылаемого вложения.