Каков объект регулирования трудового права обществознание 9 класс
Перейти к содержимому

Каков объект регулирования трудового права обществознание 9 класс

Урок обществознания "Труд и трудовое право". 9-й класс

Цель урока: сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве.

Задачи урока:

  • развитие и совершенствование навыков работы обучающихся с различными информационными источниками;
  • продолжение формирования основ правовой культуры обучающихся;
  • воспитание у обучающихся уважения к труду, трудолюбия, понимания важности трудовых отношений в развитии общества.

Оформление доски: Тема урока, план изучения новой темы, задачи для учащихся, основные понятия, домашнее задание.

Основные понятия: Труд, трудовое право, трудовые отношения, трудовой договор, рабочее время.

Оборудование: Конституция РФ, учебники, трудовой кодекс Российской Федерации.

Тип урока: изучение нового материала (лекция с элементами беседы).

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие, подготовка к уроку.

II. Вводное слово учителя.

Объявление темы урока, его целей.

III. Изучение нового материала.

Задачи для учащихся: Выяснить, характеризует ли человека его отношение к труду.

Почему право на труд является одним из важнейших прав человека в современном обществе?

Как поступить на работу?

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

IV. Роль труда в жизни человека.

Урок начинается с фронтальной беседы:

  • Что такое труд?
  • Зачем надо трудиться?
  • Что мы приобретаем или теряем благодаря труду?
  • Может ли человек прожить без работы?
  • Что такое трудолюбие?
  • Что говорится в Конституции о праве на труд?
  • Право на труд- это право или обязанность?
  • Приведите примеры пословиц и поговорок, где бы говорилось о труде.

В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда – серьезный и ответственный шаг. От того, какую работу ты выберешь, будет зависеть рост благосостояния твой и твоей семьи, возможности реализации твоих интересов, перспективы творческого роста, новые дружеские и деловые контакты.

В отношении к труду проявляется сущность человека, его нравственные позиции. Трудолюбие признано народом одним из самых ценных моральных качеств людей. С другой стороны – в мотивах труда, в желании или нежелании работать, в готовности трудиться на совесть отражаются особенности экономической системы.

Труд – как лакмусовая бумажка. Отношение к труду лучше многих слов говорит о человеке и обществе.

V. Трудовое право.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения. В Конституции РФ закреплены основные принципы трудовых отношений. Главным трудовым актом трудового права является Кодекс законов о труде РФ (Трудовой кодекс).

Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. Они устанавливают правила приема на работу и увольнения, продолжительность труда и отдыха, санкции за нарушения трудовой дисциплины, поощрения за хороший труд. Если рабочая сила является товаром, то нормы трудового права защищают тружеников от эксплуатации со стороны хозяина-предпринимателя, государства, совета директоров и т.д. оно стоит на страже интересов добросовестных тружеников, которые не требуют невозможного, но твердо добиваются главного: справедливой оплаты труда, гарантий от незаконных увольнений, создания нормальных условий труда.

Трудовые правоотношения.

Трудовой договор.

Трудовые отношения отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством… (ст. 15 ТК РФ)

Собравшись продавать свою рабочую силу, свои умения и талант работодателю, проще говоря, поступая на работу, вы должны заключить трудовой договор. (Показ фрагмента видеоурока «Трудовые отношения», в котором рассматриваются порядок и правила заключения трудового договора).

В трудовом договоре непременно указываются все существенные условия работы: размер и сроки выдачи зарплаты, продолжительность трудового дня, ежегодного отпуска, оснащенность рабочего места, различные льготы, в частности, женщинам, людям со слабым здоровьем. На вас трудовой договор возлагает обязанности выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовой договор заключается лично, он выражает ваше и работодателя взаимное добровольное соглашение. По общему правилу трудовой договор заключается с 16-летнего возраста. В исключительных случаях по согласованию с соответствующими органами с 15-летнего возраста. Договор может быть заключен на определенный срок или бессрочно.

Основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах.

Прежде чем приступить к работе, нужно основательно взвесить, договор, какого вида заключить.

VI. Закрепление (решение задач по теме урока).

Решение задач.

  1. Если вы решили во время каникул поработать, куда вы обратитесь? Какие документы подготовите для приема на работу?
  2. Какие условия должны быть соблюдены при приёме на работу учащихся?
  3. Должен ли гражданин, впервые ищущий работу и не имеющий профессии, представить в службу занятости следующие документы:
  • Паспорт;
  • Трудовую книжку;
  • Справку о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы;
  • Документ об образовании;
  • Справку о состоянии здоровья.

Согласны ли вы с этим перечнем документов? Если нужно, внесите свои коррективы.

  1. Научно-производственное объединение опубликовало объявление с приглашением на работу нескольких специалистов. При этом были указаны требования к желающим поступить на работу. Среди них были:
  • Возраст – не старше 30-40 лет;
  • Пол – мужской;
  • Образование – высшее;
  • Национальность – русский;
  • Не принадлежащий к каким-либо партиям.

Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свой ответ обоснуйте.

VII. Домашнее задание: §. 39.

  • Основания возникновения трудовых отношений
  • Стороны трудовых отношений

VIII. Итоги урока.

Выставление оценок за работу на уроке.

Таким образом, каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы можете свободно выбирать профессию, место работы.

В трудовых правоотношениях все равны: и работник, и работодатель. Закон регулирует их поведение и защищает права работников. Если гражданин считает, что права нарушены, можно обратиться в суд за их защитой.

В заключение хочется сказать, что трудовой кодекс Российской Федерации должен стать настольной книгой в каждой семье.

Основные объекты трудовых правоотношений

В современном правовом поле рассматриваются различные виды правовых отношений, в том числе, связанные с процессом осуществления трудовой деятельности.

Трудовые правоотношения – это добровольные юридические связи, возникающие между работодателем и работником в процессе осуществления функций предприятия.

Данные отношения регулируются требованиями:

  • трудового законодательства;
  • трудового договора (индивидуального или коллективного);
  • внутреннего распорядка, существующего на предприятии (организации, учреждении).

Заключение трудовых правоотношений обязывает работника выполнять взятые на себя обязанности, а работодателя – обеспечивать ему условия для их выполнения и производить вознаграждение согласно договорным условиям. Целью в данном случае являются:

  • с одной стороны (работодателя) — получение прибыли от организованного им труда и использования трудовых умений и усилий наемного персонала;
  • с другой стороны (работника) — получение вознаграждения в виде зарплаты, премий, бонусов, оплаты отдыха или обучения и так далее.

Кроме обязанностей в рамках трудовых отношений оговариваются также права сторон.

Как и любая правовая норма, трудовые правоотношения рассматривают обязательные элементы, такие как субъекты, объекты и содержание отношений, а также условия для их возникновения и прекращения.

Что входит в объекты трудовых отношений

Современная экономика, юриспруденция и философия имеют несколько разных точек зрения на то, что же подпадает под данное определение.

Наиболее принятая формулировка гласит, что объект трудового правоотношения – это сумма профессиональных навыков, способностей, опыта и умений работника, которые он готов предоставить в распоряжение работодателя, нуждающегося в них для осуществления проводимой им деятельности. В свою очередь работодатель готов оплачивать получаемые результаты труда или усилия наемных работников.

Кстати! Спрос и предложение на объект трудовых правоотношений регулируются рыночными предложениями или деятельностью государства.

Объектом является именно процесс труда, т.е. выполнение работником определенных операций для получения результата.

Существует точка зрения, согласно которой, объектом правовых отношений является непосредственно результат, т.е. овеществленный труд. В данном случае считается, что материальные ценности являются непосредственным результатом живого труда и неразрывно с ним связаны. Однако, существующие правовые отношения в данной области демонстрируют достаточно ситуаций, опровергающих данную формулировку.

В качестве примеров можно рассмотреть ситуации, когда работодатель оплачивает работнику потраченное время и усилия, не получив материального результата, в том числе:

  1. Профессии интеллектуального труда (например, исследования, обучение, аналитическая работа);
  2. Деятельность в непроизводственной сфере (например, организация охраны или контролирующие функции);
  3. Почасовой труд (медсестра за рабочую смену может обслужить 20 больных или не принять ни одного человека, ее труд все равно будет оплачен);
  4. Если результаты отсутствуют не по вине наемного лица (простои, отсутствие заказов и так далее, когда работник все равно получает свою зарплату согласно трудовому договору);
  5. Ежегодные отпуски и выплата компенсации за отпуск при увольнении (согласно законодательству регулярно оплачивается нерабочее время).

Перечисленные ситуации невозможны, если заключаются не трудовые взаимоотношения, а договор подряда между исполнителем и заказчиком.

В ряде источников объектом трудовых правоотношений называют фактическое поведение наемных лиц, которое регулируется их правами и обязанностями, и обусловлено занимаемой должностью, специальностью или уровнем квалификации. Для иллюстрации можно взять чтение преподавателем лекции. В данном случае не будет никакого материального результата, но наемное лицо свои обязанности выполняет, т.е. ведет себя в соответствии с принятым трудовым соглашением.

Согласно еще одному определению, объектами трудовых отношений являются блага материального или духовного (интеллектуального) характера, ради создания которых и заключаются данные правоотношения. Объект должен обладать полезным эффектом, который потребляется непосредственно во время исполнения трудовых обязанностей (например, выступление певца на сцене) или по окончании трудового технологического процесса (все материальные предметы).

Трудовая деятельность, т.е. объект трудовых правоотношений, может рассматриваться как товар специфического характера. Данная характеристика связана с тем, что каждый вид деятельности имеет свою стоимость и эта стоимость меняется в зависимости от колебаний спроса и предложения.

Особенность объекта (трудовых обязанностей) состоит в том, что он обладает жесткой привязкой:

  • с одной стороны — к личности человека, обладающего необходимой квалификацией;
  • с другой стороны — к предприятию и непосредственно работодателю, который нуждается в данном конкретном труде и, соответственно, человеке.

При изменении любой из сторон, например, при переходе работника на другое предприятие или при найме менее квалифицированного сотрудника, существенно меняется один из основных критериев, а именно уровень оплаты. За одну и ту же работу можно получать различную зарплату, точно также за одинаковое вознаграждение может производиться продукция различного качества.

В настоящее время широкое распространение получает дистанционный труд, для которого теряется значение таких ограничений, как правила внутреннего распорядка, трудовой дисциплины. Наемный рабочий самостоятельно определяет время работы и отдыха, но все это делает в рамках трудового договора.

Классификация объектов трудовых правоотношений

Существует несколько видов классификации объектов трудовых правоотношений, в том числе, по их характеру, уровню и так далее.

В зависимости от воплощения трудовых усилий различают:

  • Материальные предметы, т.е. вещи, как продукты потребления, средства производства и так далее, а также денежные средства (заработная плата).
  • Продукты духовного или интеллектуального творчества, существующие в объективном воплощении (фильмы, книги, рекламные продукты и так далее).
  • Реальные действия и получаемые результаты (концерты, организация мероприятий по охране труда, ревизионная или бухгалтерская деятельность).
  • Имущественные и неимущественные блага (акции, доли в уставном фонде, здоровье, жизнь, достоинство).

По уровню организации и исполнения различают объекты микро- и макроуровней.

На микроуровне в перечень объектов включаются:

  • трудовые функции;
  • оплата и материальное стимулирование;
  • нормы трудозатрат;
  • охрана труда и создание условий для его осуществления;
  • продолжительность рабочего времени, выходных и отпусков.

На макроуровне обеспечиваются следующие составные части объектов правоотношений:

  • законодательство в области регулирования труда и его оплаты;
  • системы социального страхования;
  • контроль и ограничение рамок, в которых функционирует рынок труда;
  • создание стандартов в области безопасности труда;
  • планирование общественного и государственного сектора по вопросам труда;
  • гарантии занятости;
  • социальная защита;
  • обучение и развитие персонала;
  • доступ к интеллектуальным продуктам и ценностям;
  • информационная безопасность;
  • разрешение трудовых споров.

Все перечисленные объекты, имеющие отношение к организации трудовых правоотношений, по форме исполнения можно разделить на:

  • организационные;
  • технологические;
  • социально-экономические.

Но в данной классификации все группы тесно переплетаются между собой и могут одновременно относиться к нескольким градациям.

Таким образом, понятие объекта трудовых правоотношений не остается постоянным, оно изменяется в соответствии с развитием экономической теории и изменением реальных условий трудовых отношений.

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с особенностями трудовых правоотношений, разъяснить некоторые правила поведения в трудовой сфере.

— сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве;

— познакомить с понятийным аппаратом по теме;

— развивать умения поиска и извлечения нужной информации в различных источниках;

— формировать у учащихся опыт работы с правовыми документами и их анализа, применять знания по трудовому праву на практике;

— способствовать формированию таких качеств личности как уважение к труду, ответственность, осознанный выбор профессии;

— продолжать формировать правовую культуру учащихся

Задачи урока:

Познакомить учащихся с особенностями труда как одного из основных видов деятельности человека, основными требованиями трудовой этики в современном обществе, правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность несовершеннолетних.

Способствовать формированию социальной и правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентация в социальных ролях; восприятие текстов научного, публицистического стилей; социальная компетентность и учёт позиций других людей.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения данного урока у учащихся должны сформироваться следующие образовательные компетенции:

1. Учебно-познавательные компетенции. Учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав несовершеннолетних и учатся их применять в конкретных жизненных ситуациях. Также повышается уровень правовой культуры учащихся.

2. Информационные компетенции. Учащиеся формируют навык поиска и отбора необходимой информации, а также ее применения для решения конкретных задач.

3. Коммуникативные компетенции. В ходе урока учащиеся овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в группе, навыками правильного выражения своих мыслей, навыками аргументированно отстаивать свою точку зрения.

4. Социально-трудовые компетенции. Под данными компетенциями в частности понимается владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, работника). Учащиеся примеряют на себя роль работников, что позволяет им овладеть навыками поведения, характерными для данной социальной роли. Также учащиеся осознают значимость труда в жизни человека.

Основные понятия урока: трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, дисциплина труда.

Оборудования урока: компьютер, проектор, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, раздаточный материал ( трудовой договор, бланк заявления, таблица ( работник имеет право, права работодателя, картинка трудовой договор, тексты о правах сказочных героев, карточки ( что такое трудовые отношения), схемы стороны трудового договора), таблица

( увольнение по инициативе работодателя) , текст « Значение труда в жизни человека, статьи ( основание для прекращения трудового договора),

Обществознание. 9 кл. Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев Просвещение, 2017

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-практикум

План урока :

1.Понятие « труд». Роль труда в жизни человека.

2.Правовое регулирование трудовых отношений:

А) понятие трудового права

Б) источники трудового права

В) работник и работодатель: права и обязанности

Г) трудовой договор

3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.

Приветствие, подготовка к уроку.

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Определение темы урока: ( притча)

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» — решили они. И присвоили их себе. Снова ничего!

А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

Учитель: Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?

Ученики: предполагаемый ответ ( Это тема нашего сегодняшнего урока.)

Учитель: Действительно, сегодня мы будем говорить об очень важных для каждого человека вопросах — трудовых правоотношениях . Вы уже знакомы с некоторой информацией о труде и трудовом праве, и сегодня наверняка узнаете что-то новое.

2. Изучение новой темы

Учитель: О роли труда в развитии человека и общества вы многое знаете из уроков истории.

Беседа с учащимися

Учитель: Почему труд считают необходимым условием жизни общества?

Ученики: предполагаемый ответ (без пищи, одежды, жилища общество существовать не может)

Учитель: Здесь уместно вспомнить всем известную пословицу о труде.

— Как вы думаете какую?

Ученики: (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

Учитель: Что же такое труд?

Труд – это деятельность человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых для удовлетворения потребностей.

Беседа с учащимися по вопросам новой темы.

Учитель: Какую роль труд играет в жизни человека?

Ученики: ( Примерные варианты ответов: средство для поддержания жизненных потребностей человека; способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса; участие в развитии общества и т.д.)

как характеризуют человека следующие качества:

— потребность и привычка трудиться;

— увлечённость и удовлетворённость трудовым процессом;

— заинтересованность в достижении конечного результата труда?

Учитель : Все эти психологические качества, несомненно, характеризуют человека как зрелую личность со сложившимися ценностными ориентирами, стремящуюся реализовать себя в целенаправленной деятельности.

«Ничто так, как труд, не облагораживает человека, — писал Л.Н. Толстой.

-Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство».

И напротив, отрицательно характеризуют человека стиль жизни, возводящий безделье в нравственную норму. Эта черта называется праздностью.

Учитель: В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.

— В каких документах изложены основные принципы трудовых правоотношений?

Учитель : работа с книгой , стр. 133-134 ( Международный пакт 1973 года)

Выберите ключевые слова , характеризующие труд (труд свободно выбирается, и сна труд свободно соглашается)

Учитель: назовите документы , относящиеся к отрасли «трудовое право»

Учащиеся : Конституция РФ, Трудовой Кодекс, локальные акты

Учитель: Правильно ребята, а какой документ в этой иерархической лестнице является основополагающим?

Учащиеся: ( Конституция РФ).

Учитель: А почему?

Ученики: Потому, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативно – правовым актам.

Работа с юридическим документом ( Конституция)

Учитель: Ребята, у Вас на столе лежит Конституция РФ. Ваша задача — узнать, что отмечено в Конституции РФ о праве на труд?

Какая статья закрепляет это право?

Учащиеся: Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

5. Каждый имеет право на отдых.

Учитель: все эти нормы являются юридической гарантией права на свободный труд.

Большинство людей в нашей стране сейчас работают на предприятиях и организациях, которые основаны на частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных организаций.

Учитель: как называются отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем?

Работа с термином: ( раздается карточка с определением ) выделите ключевые характеристики трудовых отношений

Термин: трудовые отношения, это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда , предусмотренных ТК.

Учитель: Назовите участников труда на предприятии.

Какие отношения между ними складываются?

Ученики: Работник и работодатель. Между ними складываются трудовые правоотношения.

Учитель: Трудовые правоотношения — это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права.

Работа с документом «Трудовой договор»

Задание: изучите трудовой договор, выделите его основные части( предмет трудового договора, права и обязанности сторон, условия охраны труда, режим рабочего времени и отдых, социальное страхование работника, гарантии и компенсации, ответственность сторон, прекращение договора, юридические адреса, подписи)

Учитель: согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений осуществляется в системе социального партнерства.

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями — защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений. Работники и работодатели через своих представителей заключают коллективный договор, которые регулируют социально-правовые отношения. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Работа с юридическим документом ( ТК РФ)

Учитель: Ребята , перед вами схема, которую надо дополнить, для этого нужно разделиться на пары :

1 пара– изучает права и обязанности работника;

2 пара- изучает права и обязанности работодателя;

Учитель раздает карточки о правах работника и работодателя

Учащиеся: Заполняют схему, после чего идет обсуждение

Учитель: Ребята, а вы знаете, какой документ является основным документом о трудовой деятельности?

Ученики: предполагаемые ответы – трудовая книжка

Учитель: правильно, основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах. (показ трудовой книжки)

Учитель показывает и обучает, как написать заявление о приеме на работу, бланки на столах учащихся

Учитель: основания для увольнения, порядок увольнения ( предупредить за 2 недели работодателя личным заявлением). ( учитель раздает карточки «Основание для прекращения трудового договора»), а также работа с карточками по вопросу увольнения по инициативе работодателя)

Учитель: Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защищать свои права. Поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим трудовые права несовершеннолетних.

Работа с текстами о Буратино и Ленивице

Особенности правового положения несовершеннолетних ( работа с текстом)

Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд гарантий для несовершеннолетних работников.

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и составляет:

– для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;

– для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.

Так, в ст. 265 ТК РФ перечислены работы, на которых запрещается использование труда лиц, не достигших 18 лет. К ним относятся:

– работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы.

– работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работы в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

– переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Согласно ст. 268 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается:

– направлять в служебные командировки;

– привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

— не могут привлекаться к работам– по совместительству, вахтовым методом– в религиозных организациях.

Видео право на труд

3. Закрепление изученного.

Работа с текстом задания ОГЭ

Раздаю картинки «Трудовой договор»

Учитель: Ребята, для закрепления изученного на уроке, предлагаю вам решить познавательные задачи.

Ролевая игра «Прием на работу». Мини-сцены:

Работодатель (предлагает работу в ночное время суток, разгружать фуры со строительными материалами) и ученик школы, 14 лет.

Режиссер, съемочная группа киножурнала «Ералаш» и девочки 14 лет. (без оплаты труда – «за славу», без одобрения родителей)

Ученики: В ходе урока мы выяснили, что каждый гражданин России имеет право на труд, имеет право свободно выбирать профессию и место работы.

4 Домашнее задание:

Учитель: Ребята, запишите домашнее задание — по материалам п. 17 составить синквейн на тему « Труд. Трудовое право» ( раздать памятки)

5 Итоги урока:

Учитель: Самые активные учащиеся получают…….

Я Вас оценила, теперь Ваша очередь оценить наш урок.

Что для вас было самым трудным?

Что для вас было самым интересным?

Как знания, полученные на уроке вы , сможете применить в жизни и когда?

Всем спасибо за работу. Хочу пожелать вам, чтобы в жизни вы выбрали такую работу, которая приносила бы вам радость и удовольствие, чтобы вы поняли, что не таскаете камни, и не просто зарабатываете деньги, а возводите храм! Храм своего счастья, благополучия и счастливого будущего!

Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

а) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора

б) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю

в) Ленивица выполняла свои обязанности в соответствии с трудовым договором

г) Права Метелицы были нарушены

Свой выбор аргументируйте

Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.

«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».

2. Договор является договором по основной работе.

3. Вид договора: на неопределенный срок.

4. Срок испытания: 3 месяца.

5. Права и обязанности работника:

участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время;

соблюдать трудовую дисциплину;

бережно относиться к театральному инвентарю.

6. Права и обязанности работодателя:

вовремя выплачивать зарплату;

обеспечивать безопасные условия труда.

7. Особенности режима рабочего времени:

ненормированный рабочий день;

работать 7 дней в неделю.

8. Работнику устанавливается зарплата в размере 2 золотых монет в месяц.

9. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.

Адреса и подписи сторон:

Работник: Буратино, актер,

адрес: дом папы Карло.

Карабас Барабас, директор кукольного театра,

адрес: ул. Кукольная,10.

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

А) Трудовой договор можно признать недействительным

б) Нарушены права работодателя

в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере

г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника

Свой выбор аргументируйте

Трудовые отношения, это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда , предусмотренных ТК.

Работа с текстом К.Д. Ушинского «Значение труда в жизни человека»

Труд не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.

Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте; но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.

«В поте лица твоего снеси хлеб твой!» — сказал Господь человеку, оставляя его за вратами рая и открывая перед ним широкую землю: труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы и, наконец, его наслаждения и его счастья.

Ушинский К. Д. Избранные произведения. — Вып. 3. Принципиальные вопросы русской педагогики / Под ред. В. Я. Струминского. — М., 1946. — С. 130.

Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль фрагмента? В чем значение труда для жизни человека?2. Как вы понимаете слова о том, что «труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной»? 3. Что означают слова «смерть овладевает человеком заживо»? В каком случае это происходит? 4. Что дает основание утверждать, что труд личный, свободный и есть жизнь? 5. Нет ли противоречия между словами о том, что труд тяжел и что труд — условие свободы, наслаждения и счастья? Аргументируйте свой ответ.

Ответы на вопросы к тексту.

Труд – это необходимое условие не только для развития человека, но и для сохранения его достоинства.

Труд- это важнейший признак человеческой природы, проявляющийся как в телесной, так и в духовной жизни, в системе человеческих ценностей.

Личный и свободный труд и есть жизнь, без труда смерть овладевает человеком заживо, т. е. жизнь теряет смысл и её наполняет мрачная апатия, или по словам Ушинского, «скотские наслаждения».

(5). Если бы труд был забавой, легкой игрой, он не оказал бы того благотворительного воздействия на личность, какое порождается усилиями. Связанные с сознанием необходимости достичь той или иной цели в жизни.

Конспект урока "Право на труд. Трудовые отношения"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Калабаева Надежда Александровна

Цель урока: формирование представления учащихся о роли труда в жизни человека, об основных нормах правового регулирования трудовых отношений, в том числе в отношении несовершеннолетних граждан; создание условий для овладения учащимися необходимыми для жизни правовыми знаниями в области трудового законодательства.

  1. Охарактеризовать права и обязанности работника и работодателя.
  2. Выяснить роль трудового договора в отношениях между работником и работодателем.
  3. Раскрыть особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
  4. Развивать навыки практической работы с источником (работа с ТК РФ).
  5. Способствовать развитию правовой культуры учащихся – граждан Российской Федерации.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные Научатся определять трудовые правоотношения; иллюстрировать примерами значимость заключения трудового договора; узнают особенности трудовых отношений несовершеннолетних; узнают понятия работник, работодатель, принудительный труд.

Познавательные – научатся объяснять особенности труда по Конституции РФ; характеризовать основные виды прав и обязанностей работника и работодателя; объяснять, какие документы необходимы при устройстве на работу.
Регулятивные – научатся составлять план действий; владеть навыками самоконтроля.
Коммуникативные – вступать в диалог и осуществлять взаимодействие с учащимися, учителями; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, парной, фронтальной работы.

Личностные – формировать правовое самосознание; умение приводить примеры трудового правоотношения, выделяя основные права и обязанности субъектов трудового права.

Знать определение трудовых правоотношений; иллюстрировать примерами значимость заключения трудового договора; знать особенности трудовых отношений несовершеннолетних; знать понятия работник, работодатель, принудительный труд

Познавательные – объяснять особенности труда по Конституции РФ; характеризовать основные виды прав и обязанностей работника и работодателя; объяснять, какие документы необходимы при устройстве на работу.
Регулятивные – составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Коммуникативные – вступать в диалог и осуществлять взаимодействие с учащимися, учителями; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, парной, фронтальной работы.

Личностные – формирование правового самосознания; умение приводить примеры трудового правоотношения, выделяя основные права и обязанности субъектов трудового права.

Основные понятия урока : трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, работник, работодатель.

Оборудование урока : компьютер, проектор, раздаточный материал (статьи из Трудового Кодекса РФ, образец трудового договора, печатные задания), учебник.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся :

коллективная, групповая, индивидуальная.

Технологии проведения урока : элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Прошу вас не смущаться и работать в обычном режиме. Давайте с самыми лучшими пожеланиями и улыбкой начнем этот урок. Я желаю всем нам плодотворной работы.

II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала. Создание проблемной ситуации.

Ребята, давайте попробуем определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Я называю вам определение, а вы попробуйте догадаться, о чем я говорю.

Совокупность общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения. (право)

Целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. (труд)

А вот следующий вопрос – межличностные, деловые, приятельские. Это виды чего? (отношения)

Итак, право, труд, отношения. Как мы можем объединить данные понятия?

Правильно, трудовые правоотношения.

А теперь давайте обратимся с вами к одной притче.

Три человека возили в тележках камни.

У одного из них спросили:

— Что ты здесь делаешь?

Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:

Тот же вопрос задали второму. Он ответил:

— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.

Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:

О чем эта притча? Как вы ее понимаете? Предполагаемый ответ — об отношении человека к труду, к своей работе.

Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?

Анализируют притчу. Высказывают предположение о теме урока Предполагаемый ответ — Право на труд, роль труда в жизни человека, трудовые отношения.

А какие пословицы вы знаете о труде?

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Без труда нет плода.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Всякая работа мастера хвалит.

Где много слов, там мало дела.

Глаза боятся, а руки делают.

Какую цель мы с вами поставим? Предполагаемый ответ- выяснение роли труда в жизни человека, раскрытие смысла трудовых правоотношений.

Итак, проводя собственные исследования, к концу урока постарайтесь дать ответ на следующий вопрос: Какую роль труд играет в жизни человека и в чем смысл трудовых отношений?

III. Изучение нового материала.

По подсчётам учёных, треть жизни люди проводят на работе.

Сегодня нам приходится слышать в домах разговоры родителей, по телевизору, на улице о сокращении рабочих мест, продолжительности рабочей недели, выплате или задержке заработной платы.

Итак, ребята. В начале урока мы выяснили, о каких отношениях сегодня пойдет речь.

Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренным трудовым законодательством и другими НПА.

Как вы думаете, какие источники регулируют трудовые отношения?

(Международные документы, Конституция РФ, ТК РФ)

Скажите, а между какими участниками могут возникать данные отношения?

(Работник и работодатель.)

Вы поделены сегодня на четыре группы. В каждой группе есть капитан. Капитан будет руководить работой группы. Каждая группа сегодня будет выполнять задания. Капитаны, подойдите ко мне, я даю вам первый пакет заданий.

Задание 1. Выполняя первое задание, вам необходимо изучить статьи ТК РФ, которые содержатся в ваших пакетах, и выяснить, какими правами и обязанностями обладают работники и работодатели в нашей стране. Вам нужно вставить пропущенные слова в предложения. Приложение 1 и 2

1 группа – права работников

-право на предоставление ему работы, обусловленной …

-право на своевременную и в полном объёме выплату…

-право на …………………., обеспечиваемый установлением …

-право на создание профсоюзов и вступление в них для…

— право на защиту своих трудовых прав и законных интересов всеми …

2 группа – обязанности работников

-соблюдать требования по охране …

3 группа – права работодателей

Работодатель имеет право:

— заключать, изменять и расторгать …

— требовать от работников исполнения …

-привлекать работников к …

-создавать объединения работодателей в целях…

-поощрять работников за …

4 группа – обязанности работодателей

-знакомить работников с …

Итак, группы могут приступить к выполнению задания. Время на выполнения задания – 5 минут. Время пошло.

Капитаны выбирают участника, который представит нам ответ, подготовленный группой. По одному участнику от каждой группы подходят к доске и оглашают нам свои ответы. А мы проверяем. Группы внимательно следят за ответами.

После того, как определены две стороны трудовых правоотношений – работник и работодатель, необходимо выяснить, что является следующим этапом, какая наша следующая задача? Верно, это составление трудового договора.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Задание 2. Капитаны берут по второму пакету заданий. Ваша задача – ознакомиться с образцом трудового договора и ответить на вопросы. Приложение 3 и 4

Что включает в себя предмет трудового договора? Что прописано во втором и третьем пунктах договора?

Какие особенности в договоре имеют режим рабочего времени и время отдыха?

Какие особенности оплаты труда, изменения, расторжения договора и разрешения споров?

Что включают в себя седьмой и восьмой пункты договора?

Время на выполнения задания – 5 мин.

Капитаны выбирают участника, который представит нам ответ, подготовленный группой. По одному участнику от каждой группы подходят к доске и оглашают нам свои ответы. А мы проверяем. Группы внимательно следят за ответами.

Ребята, вы уже все взрослые, и в скором времени вам предстоит устроиться на работу, а может уже у кого-то сейчас возникает такое желание.

Сейчас мы будем рассматривать вопрос, который связан напрямую с вами – какие возможности устроиться на работу в нашей стране у несовершеннолетних?

Задание 3 . Капитаны получают третий пакет заданий, по ним каждая группа по очереди показывает ситуацию из жизни несовершеннолетних, а другая группа должна будет дать ответ на поставленный вопрос. Для того, чтобы найти ответы на вопросы, необходимо обратиться к ТК РФ. Приложение 5 и 6 На подготовку и распределение ролей вам дается 5 мин.

Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить её на работу в качестве уборщицы игрового зала.

— Леша, мне так нужна работа на летний период, но я мало что умею, ведь я только закончила 10- ый класс.

— Я работаю в казино. Могу взять тебя на работу, ты будешь мыть полы в игровом зале.

Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор? Поясните свой ответ. Нет, работа в подобных заведениях, которые могут отрицательно влиять на нравственность подростка, запрещена ТК (ст. 265).

Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем.

— Я приносил вам заявление об устройстве на работу.

— Как вас зовут, сколько вам лет?

— Меня зовут Ваня, мне 15лет. Мне очень нужны деньги. Возьмите меня работать по ночам сторожем. Я справлюсь.

Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы? Поясните свой ответ. Нет. Ночная работа запрещена для несовершеннолетних (ст. 268 ТК).

Сироткин, 16 лет, и Мальцев, 17 лет, приняты на работу на автозавод учениками слесаря. В течение первых двух месяцев они работали по 7 часов в день. Затем им поручили работу на полуавтомате, и мастер распорядился, чтобы Сироткин и Мальцев работали по 8 часов в день. Инженер по технике безопасности указал мастеру на нарушение закона. Мастер возразил, сказав, что им присвоен третий разряд и они уже не являются учениками.

— Ну что, первые два месяца вы работали по 7 часов в день, со следующего месяца будете работать 8 часов в день.

-Вы не имеете право. Мы же несовершеннолетние.

— Ты нарушаешь ТК РФ!

— Ничего я не нарушаю, я им присвоил третий разряд, они уже не ученики.

Кто прав в данной ситуации? Поясните свой ответ. (Неправ мастер. Норма рабочего времени для несовершеннолетних 16 лет составляет 7 часов независимо от должности несовершеннолетнего. Ст. 94 ТК.)

В марте 17-летняя Ольга была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы.

-Здравствуйте, слушаю вас.

-Дело в том, что в июле я бы хотела пойти в отпуск.

-А когда вы устроились на работу?

-Нет, вы не можете пойти в отпуск, пока не проработаете 6 месяцев.

-Но я несовершеннолетняя, мне только 17 лет.

-Это не имеет значения.

Права ли администрация завода? Поясните свой ответ.

Администрация не права, т.к. несовершеннолетний работник может получить ежегодный оплачиваемый основной отпуск в удобное для него время (Ст. 267 ТК).

Итак, после того, как вопрос прозвучит, вы можете поднимать руки.

Ну а теперь задание всем. Найдите в статье 65 ТК РФ документы, которые необходимо предъявить для заключения договора.

IV. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения» Приложение 7

1. Документ, подтверждающий трудовую деятельность:

1) трудовая книжка; 3) Трудовой кодекс РФ;

2) трудовой договор; 4) коллективный договор.

2. Обязанностью работника является:

1) создание профессиональных союзов; 3) соблюдение трудовой дисциплины;

2) повышение своей квалификации; 4) выплата заработной платы.

3. Обязанностью работодателя является:

1) создание профессиональных союзов; 3) соблюдение трудовой дисциплины;

2) повышение своей квалификации; 4) своевременная выплата заработной платы.

4. Заполните пропуск в предложении.

Для подростка в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет продолжительность ежедневной работы не должна составлять более _______ часов в неделю.

5. Что является объектом трудовых правоотношений?

1) результат трудовой деятельности; 3) работник;

2) работодатель; 4) взаимные права и обязанности сторон.

V . Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведение итогов урока. Заполнение оценочного листа.

Итак, ребята, что мы узнали сегодня на уроке?

А какой вопрос вызвал затруднения во время работы?

Как знания, полученные на уроке вы, сможете применить в жизни и когда?

Итак, Какую же роль труд играет в жизни человека и в чем смысл трудовых отношений?

Самые активные учащиеся получают оценки…….

Я Вас оценила, теперь Ваша очередь оценить наш урок. Заполните, пожалуйста, лист «Оцени свою работу на уроке». Приложение 8

VI. Домашнее задание:

Базовый уровень для всех учеников — § 20, Заполнить пропуски в трудовом договоре. Приложение 9

Повышенный уровень (по выбору учеников).

Составьте задачи (ситуации) на нарушение норм трудового права в отношении несовершеннолетних, используя ТК РФ. Продумайте и запишите правовые пути их решения.

Всем спасибо за работу. Хочу пожелать вам, чтобы в жизни вы выбрали такую работу, которая приносила бы вам радость и удовольствие, чтобы вы поняли, что не таскаете камни, и не просто зарабатываете деньги, а возводите храм! Храм своего счастья, благополучия и счастливого будущего!

ТК РФ Статья 21. Основные права и обязанности работника

Работник имеет право на:

заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом , иными федеральными законами;

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;

подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом , иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом , иными федеральными законами и коллективным договором формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом , иными федеральными законами;

возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

Работодатель имеет право:

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом , иными федеральными законами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;

создавать производственный совет (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) — совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;

реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом , иными федеральными законами и коллективным договором формах;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Группа 1 Права работника:

-право на предоставление ему работы, обусловленной …

-право на своевременную и в полном объёме выплату…

-право на …………………., обеспечиваемый установлением …

-право на создание профсоюзов и вступление в них для…

— право на защиту своих трудовых прав и законных интересов всеми …

Группа 2 Обязанности работника:

-соблюдать требования по охране …

Группа 3 Работодатель имеет право:

— заключать, изменять и расторгать …

— требовать от работников исполнения …

-привлекать работников к …

-создавать объединения работодателей в целях…

-поощрять работников за …

Группа 4 Работодатель обязан:

-знакомить работников с …

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР № 15

г. Санкт-Петербург «25» февраля 2020 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Clubtk.ru», именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице Генерального директора Воронова Андрея Викторовича , действующего на основании Устава с одной стороны,

и гражданка Сидорова Ирина Федоровна, именуемая в дальнейшем «Работник», действующий от своего имени, с другой стороны, в дальнейшем совместно именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона», заключили в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации настоящий Трудовой договор о нижеследующем:

1. Предмет Трудового договора

  1. Работник принимается на работу в Общество с ограниченной ответственностью «Пион» на должность: менеджер по рекламе
  2. Место работы: 123456, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 1
  3. Настоящий Трудовой договор является договором по основной работе.
  4. Настоящий Трудовой договор заключен на неопределенный срок.
  5. Дата начала работы «26» февраля 2020 года.
  6. Продолжительность испытания при приеме на работу – 3 месяца .

2. Права и обязанности Работника

  1. Работник имеет право на:
  1. изменение и расторжение настоящего Трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и настоящим Трудовым договором;
  2. предоставление ему работы, обусловленной настоящим Трудовым договором;
  3. рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда;
  4. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с настоящим Трудовым договором и Положением об оплате труда Работодателя;
  5. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  6. полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
  7. профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными документами Работодателя;
  8. объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
  1. участие в управлении организацией Работодателя предусмотренное Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
  2. защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
  3. разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
  4. возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
  5. обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами:
  6. негосударственное пенсионное обеспечение на условиях и в порядке, предусмотренном Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников Работодателя;
  7. Работник также имеет иные права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
  1. Работник обязан:
  1. добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим Трудовым договором, должностной инструкцией и не допускать действий, препятствующих другим работникам исполнять свои трудовые обязанности;
  2. исполнять нормативные документы и распоряжения Работодателя, а также поручения вышестоящих и непосредственных руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий и правила внутреннего трудового распорядка Работодателя;
  3. соблюдать трудовую дисциплину;
  4. соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда и пожарной безопасности;
  5. бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя) и других работников;
  6. незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя);
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей, если Работник допущен в установленном порядке к работе со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
  8. Работник выполняет иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, соглашениями, а также нормативными документами Работодателя.

3. Права и обязанности Работодателя

  1. Работодатель имеет право:
  1. заключать, изменять и расторгать Трудовой договор с Работником в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
  2. вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
  3. поощрять работника за добросовестный труд;
  4. требовать от Работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, иных нормативных и распорядительных документов Работодателя;
  1. привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
  2. принимать локальные нормативные акты;
  3. создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;
  4. привлекать при необходимости Работника к выполнению должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

3.1.9 Работодатель осуществляет иные права и функции, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и нормативными документами Работодателя.

  1. Работодатель обязан:
  1. соблюдать трудовое законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и настоящего Трудового договора;
  2. предоставлять Работнику работу, обусловленную настоящим Трудовым договором;
  3. обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие

государственным нормативным требованиям охраны труда;

  1. обеспечивать Работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;
  2. выплачивать в полном размере причитающуюся Работнику заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка Работодателя;
  3. предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
  4. знакомить Работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;
  5. своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  6. рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
  7. создавать условия, обеспечивающие участие Работника в управлении Работодателя, предусмотренное Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
  8. осуществлять обязательное социальное страхование Работника в порядке, установленном федеральными законами, предоставлять социальные гарантии и льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  1. возмещать вред, причиненный Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  2. исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами и настоящим Трудовым договором.
  1. Режим рабочего времени и времени отдыха
  1. Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, с двумя выходными (суббота и воскресенье).
  2. Режим рабочего времени определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка Работодателя.
  3. Работнику устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
  4. Отпуск предоставляется Работнику в течение календарного года в соответствии с графиком отпусков.
  5. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
  6. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.
  7. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у Работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у Работодателя.
  8. По семейным обстоятельствам или иным уважительным причинам Работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, если это не отразится на нормальном ходе работы Работодателя.
  1. Оплата труда
  1. За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Трудовым договором, Работнику устанавливается:
  1. должностной оклад в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей ежемесячно;
  2. выплаты компенсационного и стимулирующего характера, согласно соответствующему положению об оплате труда;
  3. премии за основные результаты хозяйственной деятельности согласно соответствующему положению о премировании;
  4. единовременные премии за выполнение особо важных производственных заданий разового характера по распоряжению Работодателя.

5.1.5 иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными документами ООО «Clubtk.ru».

  1. Изменение и расторжение Трудового договора, разрешение споров
  1. Каждая из сторон настоящего Трудового договора вправе ставить перед другой стороной вопрос о его изменении. Изменения оформляются дополнительным соглашением к настоящему Трудовому договору и подписываются обеими сторонами.
  2. Настоящий Трудовой договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
  3. В случае возникновения спора между Сторонами они подлежат урегулированию путём непосредственных переговоров Работника и Работодателя. Если спор между Сторонами не будет урегулирован, то он разрешается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  4. Настоящий трудовой договор вступает в силу со дня подписания его Сторонами.

7. Иные условия Трудового договора

7.1. Настоящий Трудовой договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

7.2. В части, не предусмотренной настоящим Трудовым договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, уставом и иными нормативными документами Работодателя.

8. АДРЕСА И ПОДПИСИ СТОРОН

Общество с ограниченной ответственностью Сидорова Ирина Федоровна

«Clubtk.ru» Паспорт: серия______№_______

Адрес: 123456, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 1

Воронов / А.В. Воронов Сидорова / И.Ф. Сидорова

Я, Сидорова Ирина Федоровна при приеме на работу (до подписания трудового договора), в соответствии с частью 3 статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации, под роспись ознакомлена с должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда, положением о премировании, перечнем информации, составляющей коммерческую тайну.

Трудовой договор на руки получила.

Дата 25 февраля 2020 г. Сидорова / И.Ф. Сидорова

Изучите образец трудового договора и ответьте на вопрос (-ы). Что включает в себя предмет трудового договора? Что прописано во втором и третьем пунктах договора?

Изучите образец трудового договора и ответьте на вопрос (-ы). Какие особенности в договоре имеют режим рабочего времени и время отдыха?

Изучите образец трудового договора и ответьте на вопрос (-ы). Какие особенности оплаты труда, изменения, расторжения договора и разрешения споров?

Изучите образец трудового договора и ответьте на вопрос (-ы).Что включают в себя седьмой и восьмой пункты договора?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *