Поставки автозапчастей в РФ возобновят с помощью параллельного импорта
Ретейлеры и автодилеры нашли решение одной из главных проблем, с которой столкнулись российские автомобилисты после введения санкций. Найдено сразу несколько маршрутов и способов поставить в Россию автомобильные запчасти, в том числе оригинальные. Некоторые пути используются уже сейчас. Впрочем, сильно снизить цены вряд ли получится. Подробности – в материале РЕН ТВ.
Найти в России новый двигатель для своего «Порше» автовладелец Евгений Корнюхин так и не смог. В наличии двигателя нет, и ждать не меньше года. Пришлось гнать автомобиль на ремонт за тысячи километров в Казахстан.
«То есть, чтобы вы понимали, здесь он стоил где-то 700-800, двигатель в сборе. Там он вышел мне под ключ в 500», – сообщил Евгений.
Такая разница в цене возникла из-за ухода европейских, американских и японских поставщиков оригинальных запчастей с российского рынка. Деталей на складах все меньше, и снижать цены на них никто не спешит.
«Буквально вчера-позавчера столкнулся с тем, что цены, которые были у нас в январе-феврале, сейчас просто помножены на 2, некоторые пункты – на 3», – сообщил автоэксперт, руководитель компании автоподбора Василий Прозоров.
В списке самых труднодоступных на российском рынке – детали для двигателей. Их не хватает более чем у половины станций техобслуживания. В дефиците – моторные масла, свечи, фильтры, электроника, а также тормозные системы, амортизаторы и ремни ГРМ.
С чем у российских водителей не должно возникнуть проблем, так это с автомобильными дисками. Их хватает и в нашей стране, где работают несколько крупных производителей. А вот сегмент фирменных дисков из Европы и раньше был небольшим. Просто потому что не выдерживал ценовую конкуренцию по сравнению с российскими и китайскими коллегами.
А вот восстановить поток автозапчастей в страну должен параллельный импорт. В Минпромторге считают, что он позволит ввозить детали без разрешения и сертификатов от производителей, через Китай, Казахстан и Турцию. Только за последний месяц поставки от турецких бизнесменов выросли в 3-4 раза.
«Думаю, этот спрос будет только расти. Пока это будет продолжаться, Турция станет для России очень хорошим партнером и рынком, а цены на наши аналоги не будут повышаться… Мы уже над этим работаем», – отметил экономист Хайдар Ялмыз из Анкары.
Еще один путь решения проблемы – переход с оригинальных запчастей на аналоги. Такие детали уже разрешили использовать при ремонте по ОСАГО. Эксперты подсчитали – их износостойкость, конечно, ниже, чем у оригинальных. Но только с помощью аналогов автосервисы смогут выполнять обязательства по ремонту и укладываться в срок.
«Я хочу сразу сказать, чтобы люди не пугались. За качество по закону отвечает страховая компания. Она возлагает эти обязанности, конечно, на станции и проверяет их. Поэтому, в принципе, ремонт этими запасными частями – это хорошая и правильная практика, которая позволит больше автомобилей направлять на ремонт», – сообщил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Но для этого автозапчастей должно хватать. А список Минпромторга, который включил в себя более 8 тысяч деталей, сами страховщики считают недостаточным. По их мнению, перечень надо расширять и включать вообще все детали от всех производителей.
«Сейчас многие бренды ушли и захлопнули дверь. И надо исходить из того, что надо помочь стране насытить рынок современными автомобилями и необходимыми деталями», – сообщил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцэер.
Подорожание автозапчастей, скорее всего, приведет и к увеличению цены за страховку. Тарифный коридор по ОСАГО у некоторых автостраховщиков уже повысился на треть.
Ранее также сообщалось, что российские вагоностроители показали высокий уровень импортозамещения.
Техобслуживание подорожает в два раза: что будет с рынком автозапчастей
Большинство крупнейших производителей автомобильных запчастей прекратили поставки в Россию. Об этом Autonews.ru сообщили в Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК). По словам представителей ассоциации, это связано с резким падением курса рубля, неопределенностью с перспективами работы на российском рынке и проблемами с логистикой. Проблему с прекращением поставок запчастей еще и со стороны автобрендов подтвердили, в свою очередь, официальные дилеры в России. По оценкам участников рынка, запасов запчастей хватит на 1-2 недели, после чего в стране возникнет дефицит.
Автозапчасти для СТО подорожали в два раза
«Запасы запчастей пока есть на складах российских компаний, которые сотрудничают с ведущими производителями запчастей, — рассказал Autonews.ru директор АДАК Алексей Певхенен. — Этих запасов хватит на 1-2 недели. После чего начнется дефицит компонентов, которые необходимы при обслуживании автотранспорта. Автопарк просто встанет, его нечем будет обслуживать. При этом глобальные оптовые компании поставляют автозапчасти на СТО, в магазины и так далее».
По оценкам эксперта, если проблема поставок не будет оперативно решена на глобальном уровне, уже в марте-апреле начнутся сложности с покупкой самых популярных расходных материалов. Это масляные и воздушные фильтры, тормозные колодки, диски, амортизаторы, элементы подвески. В АДАК отметили, что автомобилисты обычно проходят техобслуживание два раза в год — весной и осенью. «Весной спрос на техобслуживание будет повышен, поэтому в марте-апреле, дефицит будет точно», — считает Певхенен.
Новости 22 декабря 2021 В России назвали автомобили, которыми выгоднее всего владеть. Таблица
Новости 29 июля 2021 Названы самые дешевые в обслуживании автомобили в России. Таблица
При этом, по оценке участника рынка, большинство дистрибьюторов резко повысили цены: в 1,5-2 раза. «В некоторых случаях отпускная цена со складов выросла в два раза. Продавцы не знают, когда им возобновят поставки, поэтому будут распродавать то, что есть с максимальной маржинальностью», — сообщили в АДАК.
Как рассказал Певхенен, один из крупнейших производителей запчастей и автокомпонентов — Bosch — с конца прошлой недели заблокировал поставки все свои на московские склады из Германии. По его словам, с того момента ни один контрагент Bosch ничего не смог получить со склада компании в Москве. Такая ситуация, по словам эксперта, характерна для подавляющего большинства дистрибьюторов, которые работают по аналогичной схеме с другими производителями.
«Поставки в России остановлены. Крупные поставщики автозапчастей не отгружают в адрес своих партнеров и контрагентов свою обычную номенклатуру. Причин несколько. Кто-то не понимает, что будет дальше с курсом рубля. По текущим ценам продавать их невыгодно, цены нужно будет адаптировать под новые реалии. Но многие не понимают, по какой цене можно продавать эти запчасти, — отметил Певхенен. — А у кого-то просто нет возможности завезти запчасти в страну. Перевозчики готовы везти запчасти до Польши, то есть до границы с Белоруссией. А дальше просто боятся».
В ответ на это в Bosch сообщили Autonews.ru, что продолжают выполнять свои обязательства по поставке товаров, «насколько это возможно».
«Ситуация быстро меняется, мы следим за развитием событий и корректируем нашу работу с учетом меняющихся обстоятельств», — сказали в пресс-службе компании.
По словам эксперта, в дефиците окажется полная номенклатура популярных автозапчастей. Дело в том, что локализованного производства автокомпонентов в России до сих пор не налажено: автокомпании организовали собственные заводы с локализованным производством и наладили цепи поставщиков, однако большинство партнеров — иностранные.
«Собственного производства автозапчастей у нас практически нет. Больше всего поставщиков есть у АвтоВАЗа, есть свои производства запчастей у Kia, Hyundai, Toyota. В Калуге мелкие компании-поставщики также локализовали производство запчастей. Но это не касается крупных технологических операций. При этом все запчасти идут не на продажу, а на сборочные конвейеры. Даже если некоторые заводы еще производят нужные запчасти, то они поставляют только на сборочные предприятия. Их не получится купить просто для обслуживания автомобилей. Для «АвтоВАЗа» с наибольшей локализацией ситуация получше. Но их самые новые модели построены новых платформах и вот к ним запчастей просто не будет», — считают в АДАК.
Источники Autonews.ru в ряде автоконцернов подтвердили, что основные запчасти, например сложную электронику вынуждены импортировать. По словам производителей, поставки ключевых автокомпонентов встали и поэтому у них нет возможности ни собирать новые модели, ни отгружать нужные запчасти для ремонта.
О том, как работают сейчас производители в АДАК рассказали на примере Volvo. «У производителя Volvo есть свой склад автозапчастей в Москве. С прошлой недели оптовая программа по покупке запчастей Volvo не работает. Единственные, кто их получают, это дилеры марки. К ним приезжает реальная машина с конкретным VIN-номером и только под нее центральный склад Volvo отгружает конкретный набор запчастей. При этом свои склады они не пополняют».
«Мы говорили об этих проблемах много лет. Если нам закроют поставки автокомпонентов, то авторынок встанет. Ведь машины нужно обслуживать постоянно. Некоторые страны могут начать наращивать поставки, чтобы зайти в этот сектор, например, Китай. Но на то, чтобы настроить номенклатуру и поставки уйдет очень много времени. Оперативно закрыть все необходимые объемы они не смогут», — считает представитель АДАК.
Автоэксперты рассказали о судьбе рынка автозапчастей в России
Многие иностранные производители и поставщики запчастей для автомобилей из западных стран приостановили импорт комплектующих в Россию в том числе из-за санкций против Москвы и курсовых колебаний. «Известия» выяснили, стоит ли ожидать восстановления поставок и по каким ценам, ведь детали подорожали в диапазоне от 30 до 100%.
Ситуация на рынке сейчас
Руководитель маркетплейса автозапчастей и аксессуаров ПЭК:MALL Кирилл Савченко рассказал, что за месяц стоимость автозапчастей в России увеличилась на 15–100% — в зависимости от категории. Автомобильные шины подорожали на 40–80%. В результате стоимость ремонта и обслуживания, например, грузовой техники выросла на 60%.
«Запасы локальных поставщиков на российском рынке пустеют, возможность доставлять новые товары в страну ограничена. Возросли сроки доставки и стоимость перевозки. Плюс, на российском рынке начинает формироваться дефицит контейнеров. На территории РФ находились десятки тысяч контейнеров глобальных операторов, которые приостановили прием заявок на перевозку грузов в/из нашей страны», — добавил эксперт.
Он напомнил, что на поставки оригинальных запчастей ряда иностранных брендов введены ограничения: речь о Volvo, Scania, MAN, Bosch. Кроме того, производители шин Bridgestone, Continental и Michelin также приостановили работу заводов и поставки в Россию.
В пресс-службе группы компаний (ГК) «АвтоDOM» также считают, что на автомобильную отрасль в целом повлияли нарушения в цепочках поставок. Рост цен на комплектующие в России составил от 50 до 100%, содержать автомобиль стало дороже. Однако дилеры регулярно пополняли собственные запасы запчастей и комплектующих, формирование которых началось еще во время пандемии, когда предприятия приостанавливали отгрузку в связи с ростом заболеваемости COVID-19.
Сейчас поставщики продолжают работать в штатном режиме, часть из них поднимает стоимость в соответствии с закупочной ценой. Многие автопроизводители, которые заявляли о приостановке деятельности в России, не сообщали, что окончательно планируют прекратить работу.
В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» отметили, что в середине марта доля оригинальных комплектующих и расходников в России сократилась с 30 до 20%, в связи с чем может использоваться система параллельного импорта для приобретения оригинальных запчастей.
«Пока невозможно прогнозировать, как именно будет осуществляться закупка оригинальных деталей», — констатировали в «АвтоСпецЦентре».
Генеральный директор службы курьерской доставки nePochta Александр Плеханов отметил, что сейчас поставки запчастей для иномарок представляют собой большую проблему. Из-за отказа некоторых компаний поставлять детали в Россию и нарушения логистических цепочек заказывать нужные детали и расходники стало сложно, а из-за санкций и роста доллара к рублю — подорожало буквально всё: от элементов кузова до моторного масла.
В сложившейся ситуации Национальный автомобильный союз (НАС) попросил премьер-министра Михаила Мишустина приостановить действие техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и разрешить ввоз автомобильных запчастей под декларацию, а не под сертификат, сообщил вице-президент союза Антон Шапарин.
Это позволит быстро снять бюрократические процедуры и насытить рынок, потому что сертификация может занимать месяцы, прежде чем товар окажется на полке магазина, а сейчас этого времени просто нет, заключил он.
Виды автозапчастей и отличия в их поставках
Директор по развитию автомобильного дилера «Нижегородец» Алексей Макаров сообщил, что есть два вида запчастей: оригинальные и неоригинальные, которые поставляют оптовые игроки.
Если говорить про неоригинальные, то у автодилеров никаких перебоев с их поставками нет. Что касается оригинальных, которые поставляются от официальных представительств, то здесь «ситуация 50 на 50», указал он.
«Часть представительств приостановили отгрузки и поставляют запчасти только для выполнения гарантийных ремонтов, в последнем случае можно со 100%-ной уверенностью утверждать, что производителем будут полностью соблюдены обязательства», — сказал Макаров. Однако, отметил он, есть нюанс: если раньше при осуществлении гарантийного ремонта запчасти приходили экспресс-доставкой в течение 2–3 дней по предзаказу, то сейчас срок доставки — более семи дней. Некоторые представительства брендов разрешили автодилерам приобретать запасные части на стороннем рынке из-за отсутствия таковых на складах. С наступлением кризиса автомобильные дилеры закупили большое количество запчастей класса «А», а также масла и других материалов, поэтому на данный момент себя чувствуют более менее уверенно, отметил директор по развитию «Нижегородца».
Перспективы
Александр Плеханов спрогнозировал следующие варианты развития событий в случае продолжения в течение еще нескольких месяцев ситуации с дефицитом деталей вкупе с высокими ценами.
Так, по его словам, ухудшится ситуация с угоном автомобилей.
«Автомобили угоняют для их разбора на запчасти и последующей продажи. Сейчас машины тоже угоняют, но число угонов не идет ни в какое сравнение с 1990-ми, когда эта проблема носила массовый характер. К сожалению, если ситуация с поставками не изменится, откат к 1990-м будет ждать нас с высокой долей вероятности», — считает эксперт.
Вслед за этим специалист допустил и подорожание охраняемых парковок.
Кроме того, по его словам, вырастет число подделок автозапчастей, потому что проверить их происхождение непросто и сейчас, а в условиях долговременного дефицита и роста спроса этому вряд ли будет уделяться пристальное внимание. По крайней мере если речь идет о небольших фирмах, торгующих подержанными деталями и занимающихся демпингом, отметил гендиректор nePochta.
«Соответственно, можно ожидать появление и развитие «серого» рынка автозапчастей», — посетовал он.
Также специалист считает, что начнется развитие параллельного импорта — ввоза в Россию оригинальных товаров через альтернативные каналы. Ранее, 11 апреля, в Минпромторге сообщили «Известиям», что намерены легализовать параллельный импорт только для тех брендов, которые заявили о прекращении или приостановке своей деятельности в России.
Снятие запрета на параллельный импорт автозапчастей, по словам Александра Плеханова, выглядит сейчас логично. Он сказал, что реализация этой меры вызывает ряд вопросов, но ее неоспоримый плюс — то, что российский рынок не останется без автозапчастей, у автомобилистов сохранится возможность выбора по приемлемым ценам.
Специалист добавил, что из-за «активного применения аналогов оригинальных автозапчастей не самого лучшего качества» начнется рост поломок автомобилей, вынужденное снижение межсервисного интервала для обращения в пункты техобслуживания (ТО), как следствие, рост заказов на ремонт, с которым сервисы просто не смогут справиться из-за отсутствия деталей.
«Причина данного явления кроется в том, что многие автомобилисты, стараясь найти нужные им детали по адекватным ценам, предсказуемо обратят внимание на азиатский рынок аналогов. Уже сегодня на условном «Алиэкспресс» можно по частям собрать себе хоть целиком BMW нового поколения. Однако уровень этих деталей всё же уступает оригиналам. Да, они полностью подходят для автомобилей по всем техническим допускам, но срок их службы кратно ниже, а выход из строя становится менее предсказуемым», — рассказал он.
Это может привести к усложнению поломок автомобилей, ведь часто наиболее сложные из них связаны с тем, что в машинах намешан «микс из родных и неродных деталей», заключил он.
В то же время заместитель главного редактора издания «За рулем» Никита Гудков полагает, что в долгосрочной перспективе у рынка запчастей в России перспективы весьма неплохие.
«На фоне дефицита и подорожания новых автомобилей будет увеличиваться срок службы подержанных машин. Их будут списывать неохотно. Значит, им будет требоваться больше деталей и расходников. Качество всех этих комплектующих будет падать — то есть их, в свою очередь, будет требоваться всё больше и больше», — отметил он.
Он допустил, что произойдет некоторое перераспределение номенклатуры: будут брать меньше деталей, не относящихся к категории критически важных и подлежащих восстановлению — например, кузовных панелей, но от покупки тормозных колодок или ремней газораспределительного механизма (ГРМ) никуда не деться.
Он подчеркнул, что сложнее спрогнозировать, что будет в краткосрочной перспективе. На многие детали цены сейчас выросли спекулятивно, и даже относительная стабилизация курсов валют пока не приводит к «отыгрыванию» цен обратно, констатировал он. Никита Гудков объяснил это дефицитом многих позиций. По его словам, здесь невозможно отловить тенденции — например, у многих марок есть запас основной номенклатуры запчастей на российских складах на несколько месяцев, у других — уже закончились даже масляные фильтры.
«Успех восстановления поставок зависит не столько от валют или санкций — скорее от изворотливости и смекалки логистических подразделений компаний. Кто сумеет быстрее вернуть поставки всеми правдами и неправдами, тот и будет на коне», — считает он.
Главред «За рулем» добавил, что фактическое разрешение параллельного импорта является палкой о двух концах. С одной стороны, выбор деталей будет шире, а цены — ниже. С другой — эксперты индустрии говорят о серьезном риске роста контрафакта, то есть падении качества запчастей вплоть до угрозы безопасности движения, заключил он.
Кирилл Савченко полагает, что в ближайшие два месяца отрасль автозапчастей ждет масштабная перестройка.
В ПЭК:MALL рассчитывают, что рынок пополнится новыми компаниями, которые уже заключают контракты на поставку комплектующих.
«Привлечь бизнес поможет опустевшая ниша и возможная отмена запрета на параллельный импорт. Важно, чтобы категория автозапчастей попала в перечень товаров Минпромторга, по которым может быть разрешен ввоз без проверки права на интеллектуальную собственность. Если ранее некоторые категории автозапчастей могли ввозить только официальные правообладатели, теперь такая возможность будет у любого игрока рынка», — заявил Савченко.
Иные последствия
В ГК «АвтоDOM» отметили, что сейчас дилеры сформировали резерв автомобилей и комплектующих, которого достаточно, чтобы в ближайшее время удовлетворить спрос со стороны потребителей. На то, чтобы отладить новые логистические цепочки, может уйти несколько месяцев, но без комплектующих российский рынок не останется, полагают там.
По мнению Антона Шапарина, в краткосрочной перспективе рынок ждут локальные дефициты, в том числе из-за разрыва логистических цепочек и прекращения поставок со стороны крупнейших поставщиков. Это уже болезненно ударяет по российскому рынку: встают не только сборочные конвейеры, которые без запчастей не могут, но и автосервисы, посетовал он.
Сейчас рынок лихорадочно ищет новых поставщиков, в том числе из Азиатско-Тихоокеанского региона, новые логистические цепочки, проверяются и выстраиваются новые маршруты в том числе отправки денег, потому что, например, выяснилось, что топ-7 китайских банков не работает с Газпромбанком, добавил вице-президент НАС.
Все эти проблемы будут преодолеваться, по его словам, в течение ближайшей пары месяцев путем проб и ошибок. Далее на рынок должны прийти новые поставщики компонентов, и здесь возникает проблема — сертификация. По большому количеству типов компонентов предусмотрена обязательная сертификация, которая сейчас недоступна, потому что, например, нужно присылать образцы в Россию.
В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» заявили, что многие страны — производители запчастей для машин, которые не вводили санкции в отношении российского бизнеса, готовы не только поставлять комплектующие регулярно и в полном объеме, но и расширять ассортимент. Например, об этом сообщили корейские бренды Mando, Kortex, Sangsin, CTR2. Кроме того, на сегодняшний день у автодилеров нет дефицита автомобилей, заключили там.
Технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов сообщил, что в феврале российский рынок автозапчастей попал в «идеальный шторм», столкнувшись с дефицитом запчастей или завышенными на них ценами, а сегодня некоторые комплектующие уже значительно подешевели.
«В онлайн-магазинах ценники уменьшились на 20–30% по сравнению с февралем — месяцем ажиотажа и повышенного спроса. Это произошло по двум причинам: стабилизация курса валют, а также быстрая реакция авторитейла на отказ импортных поставщиков от партнерства с российскими дилерами. Система параллельного импорта показала свою эффективность — спустя всего месяц договоры с новыми поставщиками были заключены, а логистические цепочки выстроены», — сказал он.
Рязанов рассказал, что прежде всего Китай успешно нарастил объемы продаж в Россию за счет освободившейся доли европейских, японских и американских производителей. Во-вторых, Южная Корея, несмотря на то что поддержала санкции против РФ, отношения с дилерами не прекращала и поставки запчастей осуществляла в срок. О возвращении на российский рынок в конце марта также сообщили автоконцерны Toyota, Lexus и Nissan.
«Скорее всего, их примеру последуют и другие бренды, которые не захотят терять такой огромный рынок сбыта, как Россия», — полагает он.
Таким образом, по словам техдиректора Fresh Auto, склады будут пополняться на регулярной основе, а стоимость запчастей не будет рекордно завышаться.
Запчасти из параллельного импорта оказываются оригинальными только по названию
Разрыв логистических цепочек между Россией и Западом породил дефицит запчастей для иномарок в нашей стране. В ответ на это правительство разрешило «параллельный импорт» автокомпонентов, то есть привоз их по частным каналам через третьи страны. И запчасти начали снова появляться — правда, их цена выросла, а работоспособность вызывает вопросы. Как выяснил корреспондент «МК», даже оригинальный лейбл на коробке теперь не означает гарантированного качества.
В середине июня доступ к запчастям появился и у ряда официальных дилеров, и у независимых сервисов. Если судить по интернет-маркетплейсам запчастей (тем, которые позволяют выбрать по каталожному номеру нескольких поставщиков и заказать деталь), поставляют их те же оптовики, что и раньше. Какими путями едут в Россию запчасти, остается коммерческой тайной этих оптовиков (так, представители двух фирм-импортеров отказались раскрыть схему).
Цены на оригинальные запчасти значительно выросли, при этом появились новые марки неоригинальных деталей, которые удерживают цены на «докризисных» значениях. Например, если оригинальное лобовое стекло на японский кроссовер заявлено по цене около 60 тысяч рублей, то неоригинал встречается и за 6 — 7 тысяч.
— Ушли многие знакомые нам марки «солидного неоригинала», — рассказали «МК» в недилерском сервисе, работающем с японскими авто. — Вместо них появились новые, но качество пока неизвестно, мы не можем ничего гарантировать, потому что с ними не работали. Привозите, мы поставим под вашу ответственность и скажем большое спасибо — заодно поэкспериментируем. Готовы даже бесплатно потом еще раз поменять — работа за наш счет, запчасти за ваш…
Сервисы пока лишь экспериментируют с новыми неоригинальными запчастями тормозной системы (колодки, диски), подвески. А вот с запчастями по двигателю и трансмиссии, с тормозными суппортами и цилиндрами сложнее: здесь мастера продолжают категорически советовать оригинал. Просто потому что, например, снять и разобрать, а потом собрать и поставить двигатель — это лишних много десятков тысяч рублей (и они пропадут, если запчасть окажется некачественной). Не говоря уж о возможности «запороть» мотор некачественными компонентами — тут ущерб достигнет уже сотен тысяч.
— Анекдот в том, что оригинал, как мы выяснили, тоже бывает разный, — рассказывает Сергей Сенин, специалист по капремонту двигателей. — Например, в одной и той же коробочке от авопроизводителя могут быть сальники, произведенные в Японии или в Индии. И японские сальники хорошие, а индийские полная дрянь. Вплоть до того, что они даже разного размера, невооруженным глазом видно, что они не взаимозаменяемые. Кто обманывает — индийские продавцы или японская фирма — неизвестно, но факт тот, что даже оригинал ничего не гарантирует.
Еще одна заметная проблема, как рассказали «МК» представители сервисов — смазочные материалы. Поставки фирменных масел возобновились, но если раньше можно было проследить пути распространения от российских представительств фирм, то теперь никаких способов определить подлинность масла не осталось. Как рассказали «МК» в сервисе по японским автомобилям, уже были случаи, когда после замены масла буквально через 500 — 1000 км двигатель начинал требовать дорогостоящего ремонта.
— Более или менее надежными местами для покупки масла остаются крупные дилеры, у которых закупаются сервисы, — говорит владелец автомастерской Сурен Баблоян. — Но там вам канистры не продадут, обычно у них торговля идет бочками. Поэтому, если вы меняете масло сами, можно скинуться с коллегами по автоклубу, например, и приобрести бочку — это будет самое надежное. А супермаркеты, АЗС и, тем более, придорожные магазины теперь в группе риска.
Добавим еще одно: на данный момент меньше всего выбор запчастей оказывается у официальных дилеров. Ряд европейских марок пока не дал «добро» своим дилерам на параллельный импорт компонентов, а оригинальные поставки уже почти подошли к концу. А значит — уже скоро «понтовые» официальные сервисы окажутся на одной поляне с более проворными неофициалами.