Кому подчиняется внутренний аудитор
Организационная структура, подотчетность и полномочия внутреннего аудита в Обществе
В случае принятия решения советом директоров об организации функции внутреннего аудита в самом Обществе организация внутреннего аудита, структура и штатная численность структурного подразделения внутреннего аудита определяется в зависимости от масштаба деятельности Общества и с учетом организационной структуры Общества.
С учетом целей и задач, масштаба деятельности Общества внутренний аудит может быть организован посредством:
— назначения руководителя внутреннего аудита — должностного лица Общества, отвечающего за организацию и осуществление внутреннего аудита в Обществе, и создания отдельного структурного подразделения внутреннего аудита, возглавляемого руководителем структурного подразделения. Для достижения целей внутреннего аудита рекомендуется определить непосредственную подчиненность руководителя структурного подразделения внутреннего аудита должностному лицу, отвечающему за организацию и осуществление внутреннего аудита в Обществе, — руководителю внутреннего аудита в Обществе;
— создания отдельного структурного подразделения внутреннего аудита, возглавляемого руководителем структурного подразделения, который отвечает за организацию и осуществление внутреннего аудита в Обществе (руководителем внутреннего аудита в Обществе).
При определении требований к руководителю внутреннего аудита рекомендуется руководствоваться положениями Профессионального стандарта «Внутренний аудитор» и особенностями организационной структуры Общества.
Во внутренних документах Общества рекомендуется закрепить, что руководитель внутреннего аудита в целях предотвращения конфликта интересов, обеспечения условий его независимости и объективности назначается на должность и освобождается от занимаемой должности единоличным исполнительным органом Общества на основании решения совета директоров, административно подотчетен единоличному исполнительному органу Общества и функционально — совету директоров Общества <42>.
<42> Полномочия совета директоров в области внутреннего аудита рекомендуется определить в уставе Общества в соответствии с настоящими Рекомендациями.
Административная подотчетность означает:
— выделение необходимых средств в рамках утвержденного советом директоров Общества бюджета внутреннего аудита;
— получение отчетов о деятельности внутреннего аудита;
— оказание поддержки во взаимодействии с подразделениями Общества;
— администрирование политик и процедур деятельности внутреннего аудита.
Функциональная подотчетность означает:
— утверждение советом директоров политики внутреннего аудита;
— утверждение советом директором плана деятельности внутреннего аудита и одобрение бюджета на организацию и осуществление внутреннего аудита на отчетный период;
— информирование совета директоров о ходе выполнения плана деятельности внутреннего аудита в течение отчетного периода, но не реже одного раза в год <43>, в том числе обеспечение прямого доступа руководителя внутреннего аудита к председателю комитета по аудиту по вопросам деятельности внутреннего аудита;
<43> Если иная периодичность не установлена в законодательстве Российской Федерации.
— утверждение советом директоров решения о назначении, освобождении от должности, а также определение вознаграждения руководителя внутреннего аудита;
— рассмотрение советом директоров существенных ограничений полномочий внутреннего аудита или иных ограничений, способных негативно повлиять на осуществление внутреннего аудита;
— рассмотрение советом директоров заключения о надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления в Обществе.
В целях обеспечения независимости и объективности внутреннего аудита совету директоров и единоличному исполнительному органу Общества рекомендуется исключить факторы, влекущие возникновение у руководителя внутреннего аудита, руководителя и работников структурного подразделения внутреннего аудита конфликта интересов любого рода, в том числе вызванного такими обстоятельствами, как:
— совмещение руководителем внутреннего аудита управления функциональными направлениями деятельности Общества, обществ, его контролирующих, и (или) его подконтрольных обществ, требующими принятия управленческих решений (включая членство в коллегиальных исполнительных органах);
— совмещение должности руководителя внутреннего аудита, руководителя структурного подразделения внутреннего аудита Общества с должностью руководителя внутреннего аудита или руководителя структурного подразделения внутреннего аудита в обществах, его контролирующих, и (или) его подконтрольных обществах;
— участие (членство) руководителя внутреннего аудита, руководителя и работников структурного подразделения внутреннего аудита Общества в органах управления Общества, обществ, его контролирующих, и (или) его подконтрольных обществ (советах директоров и его комитетах).
Кроме того, совету директоров и единоличному исполнительному органу Общества рекомендуется предусмотреть следующие меры, направленные на обеспечение независимости и объективности внутреннего аудита:
— в целом не рекомендуется, но в случае выполнения руководителем внутреннего аудита функций, находящихся вне сферы деятельности внутреннего аудита, а именно: управления рисками, внутреннего контроля, комплаенс-контроля, — совмещение руководителем внутреннего аудита вышеуказанных функций требует одобрения советом директоров Общества, при этом не допускается совмещение его должности с должностью руководителя структурного подразделения внутреннего аудита Общества, а также структурных подразделений, находящихся в его ведении;
— разграничение полномочий и обязанностей внутреннего аудита от деятельности других структурных подразделений Общества, а именно:
— на руководителя структурного подразделения внутреннего аудита не могут быть возложены обязанности, не связанные с осуществлением внутреннего аудита в Обществе;
— в состав структурного подразделения внутреннего аудита не могут входить подразделения и работники, деятельность которых не связана с осуществлением внутреннего аудита в Обществе;
— обеспечение объективности и независимости руководителя внутреннего аудита, руководителя и работников структурного подразделения внутреннего аудита в целях предотвращения потенциальных и существующих конфликтов интересов и предвзятого отношения, включая запрет на проведение проверки тех областей, за которые аудитор нес ответственность в течение года, предшествующего проверке;
— ежегодное подтверждение руководителем внутреннего аудита и руководителем структурного подразделения внутреннего аудита факта организационной независимости внутреннего аудита Общества.
К полномочиям работников Общества, осуществляющих внутренний аудит, целесообразно отнести, включая, но не ограничиваясь:
— беспрепятственный доступ (при соблюдении требований законодательства Российской Федерации) к документам, бухгалтерским записям, информационным ресурсам, материалам заседаний коллегиальных органов и другой информации о деятельности Общества в рамках выполнения своих должностных обязанностей, в том числе в электронной форме, ознакомление с проектами решений и решениями совета директоров и исполнительных органов Общества;
— право руководителя внутреннего аудита на участие в заседаниях совета директоров, его комитетов и заседаниях (совещаниях) исполнительных органов Общества;
— право производить при проведении аудиторских проверок фото- и видеофиксацию фактов хозяйственной деятельности Общества, запрашивать и получать доступ к активам <44>, а также проводить интервью, задавать работникам вопросы, необходимые для достижения целей аудиторской проверки;
<44> Для инвентаризации, осмотра, проверки наличия, работоспособности, оценки их стоимости и иных мероприятий, связанных с осуществлением внутреннего аудита.
— использование информационных ресурсов и программного обеспечения Общества для целей внутреннего аудита;
— право привлекать сторонних экспертов для решения отдельных задач в рамках осуществления деятельности внутреннего аудита.
Кому подчиняется внутренний аудитор
Главная База знаний
Публикации
Статьи российских авторов
А.Сонин "Внутренний аудит: кому подчиняться?"
Публикации
А.Сонин "Внутренний аудит: кому подчиняться?"
Раздел: Функционирование СВА
Алексей Сонин, дипломированный внутренний аудитор,
Председатель Совета российского Института внутренних аудиторов (ИВА),
член Экспертного совета при ФСФР РФ
Службы внутреннего аудита российских компаний относительно молоды. Но независимо от того, как долго существует в компании внутренний аудит, задачей первостепенной важности, от решения которой во многом будет зависеть эффективность работы внутренних аудиторов, является формирование правильной структуры подчиненности данного подразделения.
О независимости службы внутреннего аудита
Независимость и объективность — качества, отличающие службу внутреннего аудита от других подразделений. Под независимостью понимается организационная независимость, которая в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Объективность подразумевает такое личностное качество внутреннего аудитора, как беспристрастность в оценках и выводах. При этом независимость внутреннего аудита важна не сама по себе, а как первоочередная предпосылка объективности, поскольку степень организационной независимости службы внутреннего аудита оказывает непосредственное влияние на объективность внутренних аудиторов.
Абсолютная независимость внутреннего аудита вряд ли достижима, поскольку внутренние аудиторы являются сотрудниками компании и их профессиональный и карьерный рост зависит от руководства компании. Говоря о независимости, мы имеем в виду создание такой структурной подчиненности, при которой менеджмент компании не будет оказывать непосредственное давление на внутренних аудиторов.
Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) в своих «Концептуальных основах управления рисками организаций» подчеркивает, что «подразделение внутреннего аудита организуется таким образом, чтобы обеспечивалась его объективность в оценке деятельности организации и неограниченный доступ к высшему руководству и аудиторскому комитету совета директоров, а уровень подчинения главного аудитора в рамках организации должен позволять подразделению внутреннего аудита эффективно выполнять свои функции»1.
Выполнению этой задачи в наибольшей степени отвечает функциональное подчинение службы внутреннего аудита совету директоров (комитету по аудиту) компании. «Для того чтобы внутренний аудит мог выполнять свои обязанности, руководитель внутреннего аудита должен быть подотчетен руководителю соответствующего уровня в организации. […] В идеальном случае руководитель внутреннего аудита должен быть в функциональном подчинении у совета директоров (наблюдательного совета) и в административном подчинении у генерального директора организации»2.
Если в компании нет совета директоров или аналогичного органа, службу внутреннего аудита следует подчинить и функционально, и административно высшему исполнительному органу компании.
Как показал недавний опрос крупных российских компаний, проведенный совместно российским Институтом внутренних аудиторов (ИВА) и российским отделением Ассоциации аудита и контроля информационных систем (ISACA) в 2005 г.3 , в последнее время наблюдается заметный рост числа компаний, в которых внутренний аудит функционально подотчетен совету директоров или комитету по аудиту. Около 45% руководителей служб внутреннего аудита (СВА) предприятий, принявших участие в опросе, функционально подчиняются комитету по аудиту или непосредственно совету директоров. Безусловно, следует принимать во внимание специфику предприятий-респондентов: большая часть из них уделяет серьезное внимание внедрению передовых подходов в области корпоративного управления, многие представлены на иностранных и российских фондовых биржах или планируют размещение ценных бумаг на бирже в недалеком будущем.
Кому подчиняться?
Заметим, что вопрос подчиненности руководителя службы внутреннего аудита как способа обеспечения независимости внутреннего аудита является одним из наиболее дискуссионных в практике деятельности как российских, так и иностранных внутренних аудиторов. На вопрос «кому должен подчиняться внутренний аудит, чтобы быть максимально эффективным?» нет универсального ответа. Ответ определяется сочетанием многих факторов, среди которых выделим профессионализм совета директоров и компетентность менеджмента, характер взаимоотношений и степень взаимодействия совета директоров и исполнительных органов компании, уровень развития корпоративной культуры в компании.
Немаловажным является и то, какие задачи решает в компании внутренний аудит. Если его основной задачей является осуществление контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение высшему исполнительному руководству компании, поскольку в данном случае служба внутреннего аудита есть инструмент контроля над деятельностью менеджмента со стороны высшего исполнительного руководства.
В случае если внутренний аудит рассматривается как компонент системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение внутреннего аудита именно совету директоров (комитету по аудиту). Совет директоров (комитета по аудиту) способствует обеспечению максимальной степени независимости внутреннего аудита от менеджмента компании. Со своей стороны внутренний аудит (наряду с внешним аудитором) позволяет совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны, поскольку роль объективного источника информации для совета директоров (комитета по аудиту) внутренний аудит сможет выполнять лишь при условии максимальной независимости от исполнительного руководства (включая вопросы назначения на должность, вознаграждения, оценки работы руководителя и сотрудников службы внутреннего аудита и т. п.).
В качестве справочных приведены данные о функциональной подчиненности/подотчетности СВА по результатам ряда исследований, проводившихся среди крупных российских и иностранных компаний частного сектора (см. таблицу).
Функциональная подчиненность/подотчетности СВА в иностранных (исследования NACD и IIA) и российских (исследования ИВА-РИД и ИВА-ISACA) компаниях
Национальная ассоциация корпоративных директоров США (NACD), 2000 | Международный Институт внутренних аудиторов(IIA), 2003 | ИВА-РИД, 2003 | ИВА-ISACA, 2005 | |
Совету директоров (комитету по аудиту) | 29% | 53% | 37% | 46% |
Генеральному директору | 26% | 22% | 48% | 27% |
Финансовому директору | 38% | 19% | 15% | 19% |
Другое | 7% | 6% | 8% |
Когда подчинение совету директоров «не работает»?
Является ли подчинение службы внутреннего аудита совету директоров гарантией ее независимости и способствует ли оно максимизации ее полезности для компании?
Многое зависит от роли, состава и профессионального уровня членов совета директоров. Подчинение внутреннего аудита совету директоров оправданно в том случае, если, во-первых, совет директоров является самостоятельным органом, а не номинальным проводником идей и предложений исполнительного руководства организации; во-вторых, в состав совета директоров входят независимые директора; в-третьих, члены совета директоров осознают роль и значение внутреннего аудита в компании.
Однако, как показывает практика российских компаний, даже при выполнении всех этих условий подчинение службы внутреннего аудита совету директоров, к сожалению, не всегда приводит к положительным результатам. Во-первых, в некоторых случаях исполнительное руководство начинает считать внутренних аудиторов «засланными казачками», «глазами и ушами совета директоров» и не склонно выстраивать с ними эффективные рабочие отношения, что многократно усложняет работу внутреннего аудита и, безусловно, не может не сказываться на конечных результатах его деятельности. Во-вторых, есть риск, что, будучи подотчетной совету директоров, а не исполнительному руководству, служба внутреннего аудита начнет играть самодостаточную роль и станет, по сути, «бесконтрольной». Ведь совет директоров (комитет по аудиту) не может осуществлять текущий контроль (мониторинг) действий СВА. И здесь многое будет зависеть от руководителя службы внутреннего аудита компании.
Значимость фигуры руководителя СВА
На сегодняшний день во внутреннем аудите наблюдается дефицит высокопрофессиональных руководящих кадров. При этом, говоря о профессионализме, мы имеем в виду не только профессиональные знания, но и соответствующую «закалку». В случае ее отсутствия есть риск, что руководитель СВА, находясь между «молотом» исполнительного руководства и «наковальней» совета директоров, может прийти к заключению, что благорасположение менеджмента важнее абстрактных выгод от независимости. Следствием этого будет являться потеря фундаментального качества внутреннего аудита — объективности.
Обратным случаем является ситуация, когда служба внутреннего аудита, находясь «под зонтиком» совета директоров, начинает работать в «клубном» режиме, выполняя не самые сложные задания и снимая сливки, т. е. занимаясь вопросами, лежащими на поверхности и не требующими большого объема аналитической работы и порой нелегких обсуждений с менеджментом. При этом желание исполнительного руководства понять, чем занимается СВА и каков результат выполнения поставленных перед ней задач, воспринимаются не иначе, как попытка оказать влияние на деятельность внутренних аудиторов.
Поэтому так важно, чтобы руководитель службы внутреннего аудита являлся фигурой соответствующего калибра и смог завоевать доверие совета директоров и уважение менеджмента компании. Правильный выбор позволит также снять вопрос о текущем контроле за деятельностью СВА. Контроль будет осуществляться на уровне периодических отчетов руководителя СВА перед советом директоров (комитетом по аудиту) и высшим исполнительным руководством, а также в рамках участия руководителя СВА в заседаниях совета директоров (комитета по аудиту).
Учитывать специфику
В вопросе подчиненности службы внутреннего аудита следует также учитывать специфику организации. Так, во многих компаниях с существенной долей государственного участия в состав советов директоров не входят независимые директора. (Представитель государства в совете директоров, по определению, не может считаться независимым директором.) Как признают сами компании, независимые директора могут быть приглашены в советы директоров лишь в случае соответствующего решения Правительства РФ. Но даже если в состав совета директоров избираются независимые директора, их реальное влияние на деятельность совета невелико. В большинстве случаев представители государства в совете директоров голосуют единым блоком в соответствии с директивами, полученными от своих ведомств. Высшее должностное лицо (президент, генеральный директор) может назначаться напрямую главным акционером (государством), что, с одной стороны, повышает ответственность высшего должностного лица перед главным акционером, а с другой — усиливает отстраненность совета директоров от контроля за деятельностью исполнительного руководства. Кроме того, представители государства в советах директоров часто являются высокопоставленными чиновниками федерального или регионального уровней, что может привести к излишней политизированности их позиции.
Перечисленные факторы не способствуют эффективному взаимодействию совета директоров и службы внутреннего аудита в компании с существенной долей государственного участия. В самом неблагоприятном случае внутренний аудит может превратиться в некий инструмент политического воздействия, используемый отдельными членами или советом директоров в целом.
Или, например, представим достаточно распространенную ситуацию, когда владелец компании фактически управляет ею, совмещая функции собственника и менеджера. Если при этом создан совет директоров, он играет чисто консультативную роль. Оптимальной в этом случае представляется подотчетность службы внутреннего аудита владельцу компании, а не совету директоров.
Заключение
Какие выводы можно сделать?
Во-первых, вопрос подчиненности службы внутреннего аудита должен решаться с учетом специфики конкретной компании. Во-вторых, для того чтобы внутренний аудит стал неотъемлемым звеном хорошего корпоративного управления, необходимо, чтобы функционирование самих советов директоров отвечало современным требованиям. В-третьих, советам директоров (комитетам по аудиту) следует со всей тщательностью подходить к вопросу выбора (назначения) руководителя столь значимой для компании службы, как внутренний аудит.
И еще одно наблюдение из практики работы комитетов по аудиту как российских, так и иностранных компаний. Во многих случаях успех их деятельности в итоге оказывается под вопросом по причине того, что в составе комитетов не было людей, обладающих качествами и навыками, абсолютно необходимыми для эффективного выполнения обязанностей члена комитета по аудиту. К ним относятся способность комплексно смотреть на ситуацию, умение и (что крайне важно) желание задавать «неудобные» вопросы и выслушивать разные точки зрения, нацеленность на поиск решений. Именно такие качества и навыки вырабатываются во внутренних аудиторах, не говоря об их практической подготовленности в вопросах финансового учета, внутреннего контроля, анализа рисков. Вот почему внутренний аудит является прекрасной кузницей кадров для советов директоров и комитетов по аудиту, а в их составе все чаще трудятся профессионалы, имеющие за плечами богатый опыт работы внутренними аудиторами.
Функции и методы внутреннего аудита: что дают и кто выполняет
В крупных компаниях нередко создают особые аудиторские подразделения для внутреннего контроля за деятельностью менеджмента и предприятия в целом. Это позволяет высшему руководству, собственникам и инвесторам оценивать сохранность активов и контролировать работу управленцев. В статье вы узнаете, какие бывают функции у службы внутреннего аудита, кто их может выполнять и какие методы аудита позволяют СВА управлять рисками, контролировать ведение бухучета и выявлять мошенников в компании.
Основные функции внутреннего аудита
Внутренний аудит — это признак правильно выстроенной системы корпоративного управления. И одновременно весьма эффективный механизм информирования руководства о работе всех подсистем в организации.
У внутреннего аудита есть 2 составляющие. С одной стороны — это функция, которая должна быть выстроена в любой крупной компании, и которая дает независимый взгляд на состояние системы внутреннего контроля, а также бизнес-процессов в целом. С другой — это направление деятельности, которое строится не как управленческая функция, а как определенный порядок действий по предотвращению различных рисков для бизнеса.
Нужна ли такая функция в компании, решается на уровне совета директоров или собственников. Реализуют ее высшие исполнительные органы или отдел внутреннего аудита. При этом руководитель отдела напрямую подчиняется высшему руководству, тому же совету директоров, что обеспечивает объективность и независимость его работы.
Существует заблуждение, что служба внутреннего аудита сродни некой карающей инстанции или внутренней «полиции» в компании. Так бывает, если до ее создания работала ревизионно-контрольная служба. Но внутренний аудит не ставит перед собой цель кого-то наказать или уволить. Он скорее анализирует, насколько менеджмент контролирует и решает проблемы, выполняются ли общекорпоративные цели, соблюдаются разработанные процедуры и стандарты ведения бизнеса. В этом смысле аудит дает объективный взгляд и при этом приносит добавочную стоимость менеджменту.
Внутренний аудит выполняет множество других функций, которые условно разделяют на 3 группы:
- контрольные
- информационно-аналитические
- методологические и консультационные.
Что контролирует внутренний аудит:
- надежность и эффективность работы системы внутреннего контроля (соблюдается ли порядок проведения финансово-хозяйственных операций и контрольных проверок в компании);
- выполнение внутренних регламентов, требований учетной политики и решений высшего руководства;
- достоверность информации, на основе которой разрабатывались решения менеджмента;
- деятельность различных звеньев управления;
- корректность ведения бухгалтерского и налогового учета, а также составления финансовой отчетности (соблюдаются ли законодательные и нормативные требования);
- сохранность имущества компании.
К аналитическим функциям внутреннего аудита относится:
- информирование высшего руководства об эффективности работы подразделений и выявленных нарушениях в компании;
- расследование отдельных инцидентов и подозрений в мошенничестве;
- подготовка к внешнему аудиту, к проверкам налоговой и других контролирующих органов;
- анализ внутренних потоков материальных средств, насколько исполняются бюджеты и сметы;
- оценка влияния факторов внутренней и внешней среды на деятельность организации.
Отдел внутреннего аудита участвует в разработке методик ведения налогового и бухучета, согласно требованиям законодательства. Анализирует эффективность системы управленческого учета, тарифной политики. Консультирует руководство, как устранить нарушения, оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность управления в компании. Все это составляет методологическую и консультационную функцию СВА.
Утвержденные функции, задачи и структура отдела внутреннего аудита обычно закрепляются во внутреннем регламенте «Положение об организации деятельности СВА».
Кто выполняет функции службы внутреннего аудита
Какие функции будет выполнять отдел аудита, решает топ-менеджмент и собственники компании. Набор задач будет зависеть от целей, которые стоят перед руководством, вида деятельности компании, объема ресурсов и существующей системы управления.
Функции внутреннего аудита могут выполнять:
- отдельные специалисты в штате (внутренний аудитор или ревизор)
- отдел, служба или департамент внутреннего аудита
- приглашенные эксперты или аудиторские фирмы.
Собственный отдел внутреннего аудита позволяет высшему руководству и собственникам постоянно контролировать деятельность подразделений, оценивать решения менеджеров и удостоверяться в том, что активы приносят прибыль, а не убытки. К тому же штатный внутренний аудитор консультирует руководителей, бухгалтеров и финансистов, что повышает эффективность их работы и снижает риск штрафов при внешних проверках.
Иногда в крупных предприятиях часть функций внутренних аудиторов выполняют ревизионные группы, которые работают при бухгалтериях (следят за операциями в бюджете, обнаруживают неточности в документах). На государственных предприятиях в Украине или России ревизионные проверки может проводить постоянно действующая Счетная палата, а в Казахстане — Счетный комитет.
Если внутренние проверки в компании проводятся от случая к случаю, функции внутреннего аудита могут отдать на аутсорсинг — поручить приглашенному независимому эксперту или обратиться в аудиторско-консалтинговую фирму. Плюс такого подхода в том, что компании не придется постоянно содержать сотрудников СВА. А недостаток — сторонним экспертам потребуется больше времени на погружение во внутренние процессы компании.
Методы внутреннего аудита на примерах
При аудите экономической и хозяйственной деятельности предприятия, СВА используют различные методологические приемы. Выбор методики обычно зависит от поставленных задач от руководства, проблематики и области проверки.
Условно методы внутреннего аудита разделяют на группы по целям, сфере применения и способам проверки.
Вот общая классификация методов внутреннего аудита:
Классификационный признак
Группы методов
По сфере применения
- Общие
- Частные
По целевой функции внутреннего аудита
- Общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, моделирование и пр.)
- Конкретные (научно-практические)
По способу проверки информации, содержащейся в документах
- Методы документальной проверки
- Методы фактической проверки
По форме отображения информации в учетных документах
Методы проверки отдельного бухгалтерского документа
- Формальная проверка
- Арифметическая проверка
- Нормативная проверка
Методы проверки фактов хозяйственной деятельности, отраженных в нескольких взаимосвязанных документах
- Встречная проверка
- Взаимный контроль
Методы проверки однородных фактов хозяйственной деятельности
- Восстановление учетных записей по документам
- Контрольное сличение остатков
- Составление обратных калькуляций (метод обратного счета)
- Хронологический анализ
- Сравнительный анализ
- Другие
Разберем, в каких случаях их применяют.
- Общенаучные методы используют при анализе финансово-хозяйственной деятельности и выявлении различных нарушений.
Например, метод индукции и сравнения часто используют при расследовании дел о хищениях. Аудитор сопоставляет данные бухгалтерского учета, учетные записи, выявляет противоречия или нарушения в бухгалтерских записях и документах. А с помощью экономического анализа определяет размер штрафа за нанесенный ущерб компании.
- Во время проведения внутренних проверок СВА может применять и специфические методы, которые бывают общими и частными. Общие приемы используют при документальных проверках (это может быть формальная, нормативная, счетная или встречная проверка документов). А частные методы — при тематических аудитах.
Например, обнаружили недостачу или излишки продукции на складе. В таком случае, изучается достоверность использования материалов, сравниваются данные в балансе и налоговых декларациях, анализируется движение денежных средств и материальных активов с выявлением остатков на определенную дату.
- Когда аудитор работает со стоимостными характеристиками, он может применить выборочные методы сбора информации.
Например, монетарную выборку или PPS (probability proportional to size) аудитор использует, чтобы сократить риск искажений при проверке документов с более высокими показателями. Или использует репрезентативную выборку, если данных слишком много.
- При оценке рисков специалист может использовать метод рейтинга процессов. Наиболее рискованным будет считаться тот процесс, на реализацию которого негативно влияет больше всего факторов.
Кстати, для эффективного управления рисками Институт внутренних аудиторов в исследовании «Риск-ориентированный аудит процессов» рекомендует использовать составление карт процессов, анализ системы управления, рисков и внутреннего контроля. И не забывать про методы работы «в поле». Эти инструменты особенно подходят для международных финансовых организаций и банков, работающих в сложных экономических условиях.
Единой методики проведения аудита не существует. К тому же любая компания может разработать собственную методику аудита, которая будет соответствовать ее целям и специфике деятельности. Но существует база, на которой строятся все приемы и процедуры в СВА. Например, общая методология внутреннего аудита описана в Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита и в Международных стандартах аудита.
Таким образом, функции и методы внутреннего аудита позволяют высшему руководству компании контролировать менеджеров, своевременно получать прозрачную информацию о деятельности организации и совершенствовать различные стороны ее деятельности.
Не менее важно, кто эту функцию в компании будет выполнять. Идеально, если ее возглавит профессионал, который сможет выстроить функцию внутреннего аудита как управленец: наберет команду, выстроит план и методологию работы, наладит коммуникацию с менеджментом и сотрудниками. А простые проверки превратит в творческий процесс, направленный на решение вопросов управления, экономической политики и стратегических целей компании.
Внутренний финансовый аудит: организация и проведение
Чтобы улучшить функционирование системы внутреннего контроля, в компании формируют ревизионную службу, подразделение внутреннего аудита и службу внутреннего контроля. Данные контрольно-ревизионные подразделения взаимосвязаны между собой, являются единым целым, однако у каждого из них свои цели и задачи.
В статье рассмотрим актуальные вопросы, связанные с организацией службы внутреннего аудита. Вы узнаете, кто может быть внутренним аудитором, как правильно и рационально организовать службу внутреннего аудита, на что обращать внимание в ходе этого процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Под внутренним аудитом понимают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности компании и ее бизнес-процессов, которая регламентируется внутренними документами организации.
Общая цель внутреннего аудита — содействовать органам управления компании в повышении эффективности управления организацией, совершенствовании ее финансово-хозяйственной деятельности.
Цели внутреннего аудита в конкретной компании устанавливают во внутреннем нормативном документе (регламенте, Положении о внутреннем аудите и т. д.).
Основные задачи внутреннего аудита:
- организация и функционирование системы внутреннего аудита для определения уровня эффективности работы подразделений и организации в целом;
- удовлетворение потребности органов управления компанией в части предоставления контрольной информации о функционировании бизнес-процессов, достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Задачи внутреннего аудита конкретной компании определяют с учетом имеющихся ресурсов, особенностей и приоритетов деятельности.
Собственники компании уделяют большое внимание бюджетированию и выполнению утвержденных планов, поэтому в организации налажена система внутреннего аудита. Задачи внутреннего аудита: проверять бухгалтерскую отчетность, контролировать достоверность разрабатываемых бюджетов, обоснованность используемых экономических методик.
Для эффективного выполнения этих задач в функционал внутреннего аудитора были внесены соответствующие нормы, определяющие его права и обязанности в данном вопросе.
Положение о внутреннем аудите компании дополнили разделами, оговаривающими функционал внутреннего аудита в части проверки выведения плановых данных, сопоставления их с фактом, оценки отклонений. Были прописаны права и обязанности внутренних аудиторов в отношении этих вопросов.
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ВНУТРЕННИМ АУДИТОРОМ?
Однозначно не работники бухгалтерии. Дело даже не в недоверии. Просто получится, что они будут проверять сами себя. Заблуждаясь в каком-либо вопросе, они не выявят ошибку при проверке. Ни о какой независимости проверяющего в данном случае не может быть и речи.
Работники других подразделений также не могут быть внутренними аудиторами в силу квалификации и собственной заинтересованности.
Все доводы свидетельствуют о том, что внутренний аудит проводит или специальный работник самой организации — внутренний аудитор, или специальное подразделение организации — служба внутреннего аудита.
Справится один специалист или нужна целая структура (служба, отдел), зависит от:
- требований руководства предприятия;
- целей и задач, поставленных перед внутренним аудитом.
ПРИМЕР 1
Компания занимается производством продуктов питания. Оборот компании составляет около 500 млн руб. в год. Численность персонала превысила 100 человек. Предприятие имеет два филиала, расположенных в разных областях региона.
Руководство компании помимо ежемесячного контроля бухгалтерской отчетности хотело бы периодически получать информацию о достоверности формируемых управленческих отчетов, бюджетов, а также об эффективности бизнес-процессов в филиалах.
С учетом такого объема работ было принято решение организовать отдел внутреннего аудита, так как один человек не справится со всеми поставленными задачами. Для начала в штат отдела ввели двух специалистов.
Нередко количество внутренних аудиторов рассчитывают исходя из нормирования трудовых процессов по данной специальности и с учетом периодичности исполнения обязанностей (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно).
ПРИМЕР 2
Чтобы определить потребность в аудиторах для формируемой службы внутреннего аудита, численность сотрудников службы рассчитали в соответствии с функциональным содержанием труда (см. таблицу).
При расчете ежегодных и ежеквартальных функций исходили из 247 рабочих дней, что дает среднемесячное число рабочих дней в размере 20,58 (247 раб. дн. / 12 мес.).
Расчет численности сотрудников службы внутреннего аудита в соответствии с функциональным содержанием труда
Функции
Периодичность исполнения
Трудоемкость (рабочих часов в день)
Пересчет ежегодных и еженедельных временных норм работ в среднедневные рабочие часы
Проверка платежной дисциплины (порядка согласования платежей, сумм, получателей)
Анализ договоров с покупателями и поставщиками (стоимость, сроки, условия, подписанты и т. д.)
Сверка данных бухучета, требующих особого контроля, с утвержденными плановыми показателями
Подготовка ежедневного отчета о контроле совершенных операций и сделок
Консультирование, подготовка развернутых мотивированных ответов
Анализ эффективности бизнес-процессов в филиалах и на предприятии в целом
Контроль работы с дебиторской и кредиторской задолженностью
Презентация результатов работы руководству предприятия
Всесторонний анализ показателей бухгалтерской отчетности, проверка взаимосвязи показателей, выполнения плана
(30 ч / 20,58 раб. дн. в месяце)
Оформление отчета по результатам внутреннего аудита
(3 ч / 20,58 раб. дн.)
Анализ рабочей документации
(100 ч / 20,58 раб. дн.)
Проверка правильности расчета налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, страховым взносам
(40 ч / 20,58 раб. дн.)
Проверка операций с капитальными вложениями, основными средствами, нематериальными активами
(24 ч / 20,58 раб. дн.)
Проверка операций с запасами, фактического наличия запасов путем инвентаризации
(16 ч / 20,58 раб. дн.)
Проверка расчетов по оплате труда и прочим операциям, расчетов с подотчетными лицами
(16 ч / 20,58 раб. дн.)
Проверка кассовых операций, фактического наличия денежных средств путем инвентаризации
(6 ч / 20,58 раб. дн.)
Проверка формирования выручки, себестоимости, финансового результата
(16 ч / 20,58 раб. дн.)
Проверка операций по кредитам и займам полученным
(3 ч / 20,58 раб. дн.)
Разработка предложений по усовершенствованию методологии ведения бухучета, системы бухучета, автоматизации процессов
(32 ч / 20,58 раб. дн.)
Презентация результатов работы руководству предприятия
(2 ч / 20,58 раб. дн.)
Всесторонний анализ показателей годовой бухгалтерской отчетности, проверка взаимосвязи показателей, выполнения плана
(24 ч / 247 раб. дн. в году)
Презентация результатов работы за год руководству (общее количество)
(6 ч / 247 раб. дн. в году)
Итого
25 ч 55 мин
Таким образом, общая среднедневная трудоемкость функций по внутреннему аудиту исходя из запланированных объемов работ составляет 25 ч 55 мин ежедневно. С учетом восьмичасового рабочего дня понадобится не менее трех специалистов.
На основании этого расчета в штатное расписание формирующейся службы внутреннего аудита ввели три штатные единицы.
Важный момент: служба внутреннего аудита должна быть максимально независимой, подчиняться только собственникам и руководителю компании (возможно, заместителю руководителя). Это позволит избежать возможного давления на аудиторов со стороны разного ранга руководителей данной организации.
Требования к квалификации внутреннего аудитора в разных компаниях могут отличаться:
- высшее экономическое и высшее юридическое образование;
- знание определенных языков;
- наличие профессионального аттестата;
- опыт работы и т. д.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9, 2020.