Кто может быть обладателем исключительного права на товарный знак
Перейти к содержимому

Кто может быть обладателем исключительного права на товарный знак

Право на товарный знак

В любом бизнесе применение товарных знаков исключительно важно. Современный рынок перенасыщен множеством продукции, им всем необходима индивидуализация. В противном случае потребители не смогут сориентироваться среди широкого ассортимента и разнообразия товаров. Очень важно иметь представление о том, как оформляется исключительное право на товарный знак, а также, какие гарантии он предоставляет.

Что такое исключительное право на товарный знак?

Товарный знак – это обозначение, которое используется для индивидуализации и различения товаров различных производителей или индивидуальных предпринимателей.

В качестве примеров можно привести такие торговые знаки, как Renault, BMW, Siemens, Nescafe и прочие. Для большинства сфер и работ существует свой метод индивидуализации – знак обслуживания. Например, для средств мобильной связи это «Мегафон».

Применительно к исключительному праву в юридическом контексте действуют только эти два термина – знак обслуживания и товарный знак. На практике, как профессиональной деятельности, так и в обыденных процессах используются такие термины, как: логотип, бренд, слоган, торговая марка и прочие.

Ключевые признаки товарного знака:

  1. Способность к различению. В качестве товарного знака Роспатент никогда не зарегистрирует общеупотребительное словосочетание или слово, которое будет характеризовать товар. Например, «Вкусный хлеб» — в таком случае никто не может обладать правом на такие выражения и слова.
  2. Новизна. Если знак обслуживания или товарный знак уже похожи на существующее обозначение, то исключительное право на такой знак оформить не получится. Однако, если выпускается продукция совершенного типа и производитель хочет использовать свой товарный знак с уже имеющимся, то это законом не запрещается. В качестве примера можно привести Puma, который можно применить для любой продукции, за исключение спортивной обуви и одежды.

Готовые работы на аналогичную тему

Главное правило: товарный знак не должен создавать путанице в голове у потенциального потребителя и не должен маскироваться под известный аналог, исключительное право которого охраняется законом.

Право на товарный знак охраняется государством. Защитой исключительных прав на знаки обслуживания и товарные знаки занимается патентное ведомство Роспатент, а точнее его одно подразделение – Федеральный институт промышленной собственности.

Само по себе исключительное право на товарные знаки есть объект, которым его владелец расппоряжается на свое усмотрение: продает, отдает и прочее.

Действие исключительного права на товарный знак начинается с того момента, когда он прошел регистрацию в государственном патентном ведомстве, а срок его действия ограничен 10 годами, по истечению которых данное право можно продлевать неоднократно. Процедура продления и сама регистрация товарных знаков облагается пошлинами.

На сегодняшний день товарных знаков, что зарегистрированы в Российской Федерации, великое множество, они существуют в самых разнообразных формах. Поэтому создание уникальной символики и названия становится действительно нетривиальной задачей.

Виды и примеры товарных знаков

Сегодня существует целое множество товарных знаков, которые можно классифицировать на такие виды:

  1. Словесные. К словесным товарным знакам, на которые юридическое или физическое лицо может получить исключительное право, можно отнести отдельные слова и словосочетания. Они набираются фирменным и оригинальным шрифтом. Например, Coca-Cola.
  2. Изобразительные. Сюда можно отнести визуальные символы товара, которые в большинстве случае являются их логотипами. Например, надкушенное яблоко на гаджетах корпорации Apple или оригинальный персонаж пингвин на продукции торговой марки Linux.
  3. Смешанные. Данные товарные знаки могут содержать слова и визуальные элементы, которую зачастую соединяются в логотип. Например, звездочка и уникальное написание Mercedes-Benz.
  4. Звуковые. Некоторые товарные знаки можно индивидуализировать только по комбинации определенных звуков. Например, мелодия Intel.
  5. Иные. К таким товарным знакам можно отнести те, которые не попадают в вышеперечисленные категории. Например, голографические, обонятельные и прочие.

Кто может обладать исключительным правом на товарный знак?

Исключительным правом на товарный знак может обладать индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Собственниками для фирменных наименований могут выступать только коммерческие компании.

Гражданский Кодекс Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 1484 закрепляет за правообладателем, иными словами за лицом, на которого товарный знак зарегистрирован, исключительное право пользования на этот знак любыми способами, что не противоречат действующему законодательству. Владелец может распоряжаться как сами товарным знаком, так и исключительным правом на этот знак.

Основной способ применения исключительного права на товарный знак – это размещение специальных обозначений на упаковках продукции компании, в его визуальном оформлении, а также в рекламе (начиная от вывесок и заканчивая объявлениями в интернете). Целью данного метода является индивидуализация продукции предприятия, выделение его ассортимента однородных товаров и создания яркого впечатления о нем. Вышеперечисленные мероприятия помогают стимулировать сбыт продукции.

Поскольку товарный знак – это лицо товара, применение его без разрешения правообладателя запрещается законом и наносит большой ущерб бизнесу. Также негативно влияет и создание аналогов, которые хоть каким-то образом похожи на этот товарный знак и вводят таким образом покупателя в заблуждение. Защита права на товарный знак предполагает запрет на регистрацию и применение схожих обозначений.

Но это еще не значит, что никто, кроме обладателя права на товарный знак, не может им пользоваться. Такую возможность дает заключение специального договора об отчуждении исключительного права на определенный объект интеллектуальной собственности, лицензионного договора или специального договора экономической концессии. Все операции, которые связаны с передачей права на товарный знак другим лицами или его отчуждением, проходят регистрацию в Роспатенте.

Исключительное право на товарный знак может состоять только из трех компонентов:

  1. Право на использование товарного знака любым разрешенным законом способом.
  2. Право на законное распоряжение исключительным правом на товарный знак.
  3. Право выносить запрет на использование товарного знака третьими лицами.

Необходимо иметь в виду, что исключительное право на товарный знак распространяется только на те категории продукции, которые отображены в заявке на регистрацию. Данные категории, которые указаны в Международной классификации товаров и услуг, выбираются заявителем. Похожее обозначение после регистрации может использоваться производителями другого вида продукции, но не того типа товаров и услуг, что производятся правообладателем.

Товарный знак, который прошел регистрацию, должен активно использоваться. Если он долгое время является пассивным, лежит мертвым грузом и не выполняет каких-либо полезных функций для производственной деятельности компании, то заинтересованное лицо может прекратить действие товарного знака, если оно не применялось на протяжении трех лет подряд.

Рассмотрение подобных дел является компетенцией Суда, что занимается интеллектуальными правами первой инстанции. Подобные дела встречаются наиболее часто в его практике, поскольку некоторые хитрые предприниматели стараются взять как можно больше уникальных товарных знаков, чтобы в дальнейшем осуществлять торговлю исключительными правами на них.

Как узаконить исключительное право на товарный знак?

При создании любой компании ей присваивается имя или же фирменное наименование. Если в будущем возникает необходимость, то разрабатывается также коммерческое обозначение или создаются бренды, что могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

Зарегистрировав товарный знак, его владелец обеспечивает его законодательной охраной от недобросовестных конкурентов. В соответствии со статьей 1484 Гражданского Кодекса РФ, первый, кто подал заявку на регистрацию, получает закрепление исключительного права на товарный знак. Только после этих действий закон может запретить применение данного товарного знака другими физическими и юридическими лицами в каких-либо коммерческих целях.

Благодаря регистрации товарного знака в компании создается специальный нематериальный актив, которыми она имеет право распоряжаться в соответствии с действующим законодательством. Исключительное право на товарный знак можно перепродать, заключить на него лицензионный договор, а также использовать в качестве залога при получении займа.

Зарегистрировав исключительное право на товарный знак и сочетание в нем различных графических элементов, предприятие получает уникальную фирменную символику, которая полностью готова для использования на упаковках товаров и в рекламных кампаниях.

На логотип, который является результатом творческой деятельности дизайнера, распространяется не только исключительное, но и авторское право. С создателем логотипа заключается договор на формальную передачу прав на его применение, чтобы в будущем у компании не возникало проблем из-за неравномерного и неэффективного использования логотипа.

Способы передачи прав на товарный знак

Товарный знак (ТЗ) — это объект интеллектуальной собственности. Его обладатель может распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе передавать права на использование другим лицам.

Иногда права на ТЗ передают на взаимовыгодных условиях, например, при заключении договора франчайзинга. Правообладатель приумножает доходы за счет взносов франчайзи, которые в свою очередь получают возможность быстрого открытия бизнеса под известным брендом.

В некоторых случаях передача происходит, если товарный знак больше не нужен бизнесу владельца. Например, при ребрендинге или смене вида деятельности. В этой ситуации можно передать права на ТЗ полностью новому владельцу. Или остаться правообладателем, но позволить другим предпринимателям работать с знаком и повышать узнаваемость своего бренда.

Расскажем, какие есть способы передачи прав на товарный знак, чем они отличаются и поможем определиться — как выбрать самый выгодный вариант.

Договор уступки (отчуждения) товарного знака

Обладатель товарного знака может отдать исключительные права на ТЗ по договору уступки. Такая возможность зафиксирована в ст.1488 ГК РФ. Сделку можно провести только с юрлицом или ИП.

Таким образом можно «отдать» знак на все оформленные под ним классы МКТУ или часть из них. Право на использование товарного знака может передаваться нескольким лицам, но только в отношении неоднородных товаров и услуг. Знаком смогут пользоваться сразу несколько субъектов, но каждый из них будет иметь право применять ТЗ только на определенный класс МКТУ.

Регистрацией подписанного договора занимается Роспатент.

  • 1700 успешных регистраций
  • Экономия 30% на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте

Специалисты компании PATENTUS занимаются вопросами регистрации товарного знака и защиты прав на него. Поможем правильно выбрать товарный знак, подать заявку в Роспатент и получить положительное решение, ускорить регистрацию, зарегистрировать ТЗ в другой стране. Разработаем стратегию, обеспечим юридическую защиту и поможем взыскать максимальную компенсацию с нарушителя, которой хватит на покрытие издержек и потерь.

Процедура регистрации отчуждения товарного знака

Если вы хотите уступить права на ТЗ, то вам необходимо:

  1. Составить договор. В документе нужно указать данные свидетельства о регистрации ТЗ, стоимость и порядок оплаты приобретателем права, а также условия передачи ТЗ.
  2. Уплатить госпошлину. Плату за регистрацию договора в размере 13,5 тысяч рублей может внести как правообладатель, так и приобретатель.
  3. Собрать документы для подачи в Роспатент. Нужно заполнить заявление о регистрации договора отчуждения исключительного права, приложить чек об уплате пошлины и непосредственно договор. Договор или выписка из него, в которой содержатся существенные условия, подаются в трех экземплярах — два для старого и нового правообладателей, третий — для хранения в Роспатенте. Если документы подает представитель, на него оформляют доверенность и включают ее в комплект документов.
  4. Подать документы в Роспатент и дождаться завершения процедуры. Средний срок ожидания 2–3 месяца. Прошлый и настоящий правообладатель получают Уведомление о регистрации, экземпляр договора и приложение к действующему свидетельству на ТЗ.

Результат — внесение изменений в реестр и полный переход права новому обладателю. Если владелец товарного знака уступал права только для части услуг или товаров, оформляется новое свидетельство на ТЗ.

Лицензионный договор

Этот договор позволяет правообладателю сохранить право на знак за собой. В отличии от договора уступки приобретатель не становится владельцем знака. Заключив лицензионный договор — он получает право на его использование.

Как и договор отчуждения, лицензионный договор возможно заключить только с юрлицом или индивидуальным предпринимателем. Документ должен быть зарегистрирован в Роспатенте.

Лицензия может быть исключительной, позволяющей только одному лицу пользоваться товарным знаком. Или неисключительной, если правообладатель (лицензиар) оформил несколько лицензий для разных предпринимателей.

Особенности лицензионного договора

Стороны самостоятельно устанавливают и отражают в документе условия использования ТЗ, а именно:

  • перечень услуг и товаров, в отношении которых будет использоваться знак;
  • размер и порядок перечисления лицензионного вознаграждения;
  • другие нюансы.

Позже эти условия можно изменить, оформив дополнительные соглашения к договору. Как и договор, допсоглашения нужно зарегистрировать в патентном ведомстве.

Передача товарного знака по лицензионному договору возможна на любой срок. Единственное условие — срок действия договора не может превышать срок действия права на ТЗ. Если не прописать срок действия в документе, лицензионное соглашение будет считаться заключенным на 5 лет.

Возможно досрочное расторжение, если лицензиат нарушил условия использования ТЗ или другие пункты соглашения.

Процедура заключения и регистрации лицензионного договора

Регистрация происходит по следующему алгоритму:

  1. Разработка договора.
  2. Уплата пошлины в размере 13,5 тысяч рублей.
  3. Передача комплекта документов в Роспатент: заполненное заявление о регистрации, 3 экземпляра договора или выписки из него с существенными условиями, чек об оплате госпошлины.
  4. Получение Уведомления о регистрации предоставления прав.

Обычно с момента подачи заявления и документов в Роспатент до получения Приложения к свидетельству проходит 2–3 месяца.

Договор франчайзинга

По договору франчайзинга (коммерческой концессии) передаются сразу несколько прав: на использование знака, наименования и стиля, секретов производства. Франчайзер (продавец франшизы) остается полноправным владельцем ТЗ. Франчайзи (приобретатель) получает возможность на законных основаниях вести дело по технологиям и стандартам франчайзера, а еще он может использовать его коммерческое обозначение и товарный знак.

В документе необходимо отразить все условия соглашения:

  • размер паушального взноса — разовой выплаты при покупке франшизы;
  • размер и периодичность роялти — выплат франчайзеру от прибыли франчайзи;
  • порядок взаимодействия сторон;
  • территорию действия соглашения;
  • права и обязанности франчайзи и франчайзера;
  • срок действия договора;
  • основания для досрочного расторжения;
  • другие условия.

Договор коммерческой цессии можно сделать бессрочным, тогда срок его действия будет зависеть от периода действия права на товарный знак.

Алгоритм регистрации договора франчайзинга

Документ регистрируют в Роспатенте. Для этого необходимо:

  1. Подготовить договор.
  2. Оплатить пошлину в размере 14 800 рублей.
  3. Подать комплект документов в Роспатент.
  4. Получить заключение и уведомление о регистрации.

При наличии полного комплекта документов и их соответствия требованиям закона Роспатент зарегистрирует договор в течение 2–3 месяцев.

К примеру, для компании «Сан Скул» (сеть детских садов) мы зарегистрировали товарный знак в 2015 году, в 2016 году — первый договор франчайзинга. В 2022 году компания «Сан Скул» владеет сетью из 116 детских садов в России.

Договор залога на товарный знак

С помощью права на ТЗ можно обеспечить различные финансовые обязательства, например, кредитные. Оформить договор залога может только юридическое лицо, на чье имя выдано свидетельство на знак.

При заключении этого соглашения правообладатель продолжает в полной мере пользоваться товарным знаком, а вторая сторона (залогодержатель) не может использовать ТЗ. Полная передача прав на товарный знак держателю залога происходит только в том случае, если владелец не исполнит свои финансовые обязательства.

В договоре залога прописывают:

  • стоимость знака;
  • ограничения на использование ТЗ правообладателем (устанавливаются по желанию и соглашению сторон);
  • сроки исполнения обязательств;
  • обстоятельства, при которых ТЗ переходит к залогодержателю;
  • другие условия.

Как и другие виды договоров, документ обязательно регистрируют в Роспатенте. В организацию необходимо предоставить:

  • заявление о регистрации;
  • 2 экземпляра договора или выписки с существенными условиями, а также копию для хранения в Роспатенте;
  • чек на оплату пошлины в размере 13,5 тысяч рублей.

Сроки ожидания Уведомления о регистрации составляют 2-3 недели.

Чем мы можем помочь

Вы можете самостоятельно подобрать подходящий тип соглашения. Несложно оплатить пошлину, собрать и передать документы в Роспатент. Но часто возникают ситуации, когда срок регистрации договора затягивается. Чиновники и государственные эксперты далеко не сразу сообщают о неверном оформлении документов или других проблемах. Также нужно составлять максимально точные запросы и ответы для патентного ведомства. Поэтому, лучше воспользоваться поддержкой опытных специалистов. С их помощью срок регистрации точно не затянется и вы сможете корректно передать права на ТЗ.

Наши эксперты успешно решают вопросы регистрации объектов интеллектуальной собственности. Они оперативно выполняют весь комплекс работ по организации законной передачи прав на ТЗ:

  • разрабатывают договор на передачу товарного знака, соответствующий интересам сторон и требованиям законодательства;
  • помогают получить скидку 30% на государственную пошлину;
  • готовят и подают документы в Роспатент;
  • сопровождают на всех этапах делопроизводства;
  • получают и передают заказчику оригиналы документов.

Компания PATENTUS — эксперт в сфере защиты ИС. Оставьте заявку на сайте или позвоните нам — наш консультант свяжется с вами и поможет разобраться в вопросах передачи права.

Пресс-центр Комментарии экспертов

Компания в рамках программы лояльности участвует в совместном проекте по продвижению бренда. При этом товарные знаки партнеры используют без лицензионных соглашений, ведь последние еще нужно регистрировать. Выясним, насколько безопасно предпринимать совместные маркетинговые усилия без лишних формальностей.

В ходе реализации программ лояльности у компаний часто возникает необходимость использовать товарные знаки и фирменные наименования друг друга. Это нужно для получения максимальной отдачи: привлечения новых клиентов и получения прибыли от участия в программе лояльности.

Перед компаниями — участницами совместных маркетинговых проектов часто возникает вопрос, каким образом корректно оформить возможность размещения товарных знаков партнера без использования лицензионных соглашений. Дело в том, что их регистрация в Роспатенте занимает длительное время и влечет дополнительные денежные траты. При этом участники программ лояльности или других подобных совместных проектов не продают и не предоставляют для использования друг другу свои товарные знаки ни по франшизе (договор коммерческой концессии), ни иным способом. Они стараются популяризировать совместную маркетинговую программу и повышать узнаваемость своих брендов в рамках общего проекта.

Ограничения в законе

Право на фирменное наименование.

Исключительное право юридического лица на фирменное наименование установлено статьей 1474 ГК РФ, оно может использоваться в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого внесено в ЕГРЮЛ, получает исключительное право на его использование. Реализуется такое право

ПОНЯТНО, ЧТО…

… по лицензионному договору (соглашению) правообладатель дает разрешение на использование товарного знака в объеме, предусмотренном договором, а другая сторона принимает на себя обязанность вносить правообладателю обусловленные договором платежи или осуществлять другие действия, преду­смотренные соглашением.

путем участия правообладателя в различных гражданско-правовых сделках, совершении иных юридических действий. Это означает, что только правообладатель может помещать свое фирменное наименование на документах, в рекламных проспектах и объявлениях, на товарах и упаковке, а также использовать его иными способами.

Право на товарный знак. Исключительное право на товарный знак, то есть на обозначение, индивидуализирующее товары, удостоверяется свидетельством (ст. 1477 ГК РФ). Обладателем такого права может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 1478 ГК РФ). При этом товарный знак должен быть зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков (ст. 1481 ГК РФ).

Статья 1489 ГК РФ предусматривает, что обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар, правообладатель) по лицензионному договору предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право его использования в определенных договором пределах. Иначе говоря, с указанием или без указания территории, на которой допустимо использование товарного знака, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности и прочее.

Лицензиат обязан обеспечить соответствующее качество производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак правообладателя. Имейте в виду: требования к качеству товаров устанавливает правообладатель. Поэтому он вправе контролировать соблюдение этого условия. При этом по требованиям к лицензиату как изготовителю оба несут солидарную ответственность (п. 2 ст. 1489 ГК РФ).

Из приведенных норм ГК РФ прямо следует, что речь в Кодексе идет только о такой правовой конструкции лицензионного договора (соглашения), когда одна сторона за плату предоставляет другой стороне право использования товарного знака.

Способ продвижения товаров

Крупные компании заинтересованы в передаче лицензий на использование своих товарных знаков. Внося в лицензионные договоры дополнительные условия (о передаче лицензиатам оборудования, технологии производства, научно-технических достижений и об установлении соответствующих ограничений), они превращают другие предприятия в своеобразные филиалы, которые пользуются их товарным знаком, реализуют их продукцию. И берут за это дополнительные денежные суммы. Тем самым, компания-правообладатель расширяет возможности сбыта своей продукции, не вкладывая собственных средств в организацию розничной торговли. За счет этого быстрее осваиваются новые рынки.

Просто УЧТИТЕ

Договор об отчуждении, лицензионный договор, другие договоры о распоряжении исключительным правом на товарный знак должны быть заключены в письменной форме и подлежат госрегистрации (ст. 1490 ГК РФ).

Две сложности

Нужно ждать. Срок регистрации лицензионного договора (соглашения) на объект интеллектуальной собственности в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте) установлен законом и составляет два месяца с момента подачи заявления о регистрации (п. 9.8 , утв. приказом Минобрнауки России от 29.10.2008 № 321).

Нужно платить. Этот вопрос регулирует (утв. постановлением Прави­тельства РФ от 10.12.2008 № 941).

Так, пошлина за регистрацию лицензионного договора (лицензионного соглашения) на товарный знак составляет 13 500 руб. (НДС не облагается). Плюс 11 500 руб. за каждый товарный знак свыше одного. А пошлина за регистрацию лицензионного договора за один патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец составляет 1650 руб. (НДС не облагается). Плюс 850 руб. за каждый патент, свидетельство свыше одного.

Право на размещение товарных знаков

Пункт 3 ст. 1484 ГК РФ устанавливает общее правило на запрет использования чужого товарного знака без разрешения правообладателя. Между тем последний вправе использовать «интеллектуальный актив» по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель вправе распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233), если ГК РФ не предусмотрено иное (ст. 1229).

Получается, что правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

5 ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА

1. На товарах (на этикетках, упаковках и пр.) при производстве, предложении к продаже, продаже, демонстрации на выставках и ярмарках, хранении, перевозке, ввозе в Россию и пр.

2. При выполнении работ, оказании услуг.

3. На документах на товар.

4. В предложениях о продаже товаров (работ, услуг), в объявлениях, на вывесках, в рекламе.

5. В Интернете (в доменном имени и др.).

Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 1484, п. 2

Письменное согласие

Когда товарный знак используется самим правообладателем либо другими лицами с его согласия, то о нарушении исключительного права на товарный знак речь не идет (ст.1487 ГК РФ). Следовательно, участники совместного маркетингового проекта вправе ввести в соответствующий договор или соглашение пункт, в котором будет предусмотрена возможность использования товарного знака одной (нескольких, каждой) из сторон без лицензионных соглашений, требующих регистрации в Роспатенте. Вот пример возможной формулировки:

В связи с участием Компании в Программе лояльности (совместном проекте) в течение срока действия настоящего договора Компания вправе размещать товарные знаки Банка на документах и материалах Программы (совместного проекта).

Использование товарных знаков сторон по настоящему договору не является использованием прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности по смыслу положений законодательства РФ об охране прав на объекты интеллектуальной собственности.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Имейте в виду и коммерческое обозначение

Юрист группы технологий и инвестиций юридической фирмы VEGAS LEX

Коммерческое обозначение, как и товарный знак, в смежном маркетинговом проекте должно использоваться на основании договора.

В пункте 2 ст. 1539 ГК РФ говорится, что недопустимо использовать коммерческое обозначение способом, который может ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу. Вполне очевидно, что недопустимо и несанкционированное использование чужого коммерческого обозначения, поскольку правообладатель предоставляет либо нет другим лицам право на его использование (п. 5 ст. 1539 ГК РФ). При этом законодатель предусматривает две формы передачи права: в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия либо по договору коммерческой концессии. Но в ст. 1539 ГК РФ речь идет об использовании коммерческого обозначения в предпринимательской деятельности непосредственно для извлечения прибыли. При реализации же совместного маркетингового проекта коммерческое обозначение размещается, чтобы повысить узнаваемость бренда. Значит, речь идет об ином использовании, чем это подразумевает п. 5 ст. 1539 ГК РФ.

Таким образом, участники маркетингового проекта могут оформить правоотношения любым способом, не противоречащим закону. В том числе предусмотрев в соглашении право использования принадлежащих им коммерческих обозначений.

Что такое исключительное право?

Исключительное право – это право использовать объект интеллектуальной собственности и распоряжаться им в установленных законом пределах. Правообладатель имеет право по своему выбору разрешать иным лицам использовать объект или запрещать его использование.

Для понимания сути исключительного права необходимо отличать его от права авторства, предусмотренного для некоторых объектов интеллектуальной собственности. Первое право означает возможность правообладателя получать экономические выгоды от использования объекта. Обладатель второго права может быть указан в качестве автора, творческим трудом которого создан объект.

Примером появления двух разных видов права может служить создание изобретения работником предприятия в ходе исполнения им своих трудовых обязанностей. По общему правилу, если сторонами не достигнуто иное соглашение, автором изобретения становится работник, в то время как исключительным правом наделяется предприятие. Именно предприятие получает возможность выбора: монопольно использовать изобретение, отказаться от его использования, разрешить использование третьим лицам или уступить удостоверенное патентом право иному лицу. Изобретатель, в соответствии с законом, имеет право на вознаграждение, установленное соглашением с работодателем (или законодательством при отсутствии такого соглашения), но основные экономические выгоды получает патентообладатель (предприятие).

Основные различия двух упомянутых прав показаны в таблице.

Исключительное право

Право авторства

К какому виду гражданских прав относится?

Неимущественное (личное) право

К каким объектам применимо?

Ко всем объектам интеллектуальной собственности

К объектам авторского права, изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам и селекционным достижениям

Кто может быть правообладателем?

Физические и юридические лица

Только физические лица

Может ли правообладатель использовать объект, запрещать его использование, выдавать лицензии?

Может ли право быть отчуждено?

В пределах установленных законом ограничений

В зарубежной практике указанные два права часто определяются как «экономическое» и «моральное». На наш взгляд, такое разделение помогает легче понять суть различий между ними.

В юридической литературе иногда высказывается мнение о том, что термин «исключительное право» не вполне удачен, поскольку не очень точно отражает сущность предмета и может породить смешение с не связанным с ним понятием «исключительная лицензия». Как бы то ни было, мы придерживаемся терминологии, установленной действующим законодательством.

Объекты и субъекты исключительного права

Как указано в таблице выше, исключительное право применимо ко всем объектам интеллектуальных прав, то есть к любым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, прямо перечисленным в статье 1225 ГК РФ.

Субъектами исключительного права в отношении разных объектов могут выступать как единственное юридическое или физическое лицо, так и несколько таких лиц (совместное владение).

Законом установлены ограничения в отношении некоторых объектов. Например, Гражданский кодекс предусматривает единственный случай, когда исключительное право может принадлежать лишь одному лицу. Этот случай вполне очевиден: речь идет о фирменном наименовании, то есть зарегистрированном в ЕГРЮЛ названии фирмы. Понятно, что названием компании не может владеть никто, кроме этой компании. Есть также ограничение на обладание правами на товарный знак: поскольку этот объект предназначен для коммерческой деятельности, из числа возможных правообладателей исключены физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

NB! Одним из объектов исключительного права выступает авторское право, применимое к произведениям науки, искусства, литературы, исполнениям, фонограммам и т.д. Несмотря на сходство в названии, его нельзя смешивать с упомянутым выше правом авторства, которое относится к личным неимущественным правам непосредственного создателя произведения или разработчика технического решения.

Например, если архитектурный проект был непосредственно создан группой архитекторов, работающих в компании «АБВ», то исключительное право на объект авторского права может принадлежать компании, а право авторства на объект авторского права – членам группы.

Как можно использовать исключительное право?

Смысл исключительного права состоит в возможности монопольно использовать объект права (применять по назначению запатентованное техническое решение, маркировать свою продукцию товарным знаком, воспроизводить в коммерческих целях фонограмму и т.д.) и распоряжаться им. Распоряжение исключительным правом включает возможность:

  • продать, подарить или иным образом уступить право;
  • передать право в залог;
  • разрешить иным лицам временное использование объекта права, выдав лицензию, и т.д.

Наличие исключительного права по сути означает запрет третьим лицам использовать объект права. Разрешением использовать объект считается только прямое письменное указание правообладателя.

В некоторых случаях законодательством могут быть установлены ограничения на объем прав, предоставляемых обладателю исключительного права. Так в отношении географических указаний (ГУ) и наименований места происхождения товара (НМПТ) установлен запрет на распоряжение зарегистрированным обозначением: объект можно использовать, но нельзя его отчуждать. Не предусмотрено законом и преоставление другому лицу права использования НМПТ и ГУ.

Как зарегистрировать исключительное право?

Для возникновения исключительного права не всегда нужна его государственная регистрация. Например, авторское право возникает само при создании соответствующего произведения. При этом оно автоматически действует на территории всех стран-участников Бернской конвенции 1986 г., то есть в подавляющем большинстве стран мира.

Важно оговориться, что во многих случаях правообладателю бывает нелегко доказать свое первенство в создании произведения, а это является решающим фактором для признания права. Поэтому во многих странах существуют процедуры депонирования объектов авторского права.

В России автор может депонировать произведение в специально аккредитованной организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами. (Такое депонирование не является условием возникновения права, но может быть принято во внимание судом как доказательство приоритета в спорах об авторских правах.) Для таких объектов авторского права, как программа для ЭВМ или база данных, предусмотрена добровольная регистрация права в Роспатенте.

Для тех объектов исключительного права, для которых предусмотрена регистрация, законом установлен уполномоченный государственный орган, осуществляющий такую регистрацию. Заявление на регистрацию по установленной форме должно быть подано в такой орган. Уполномоченный орган проводит провеего рку поданных документов и предполагаемого объекта права на предмет соответствия применимому законодательству и выносит решение о регистрации или отказе в регистрации.

Таблица ниже представляет сведения о необходимости регистрации исключительного права для различных объектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *