Повышение квалификации
Основная цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях в профессии, обучить работе в новой программе или на новом оборудовании. Еще повышение квалификации проводят для увеличения мотивации работников.
Чем повышение квалификации отличается от переподготовки
Повышение квалификации и переподготовка — это дополнительное профессиональное образование. Они не заменяют высшее или среднее специальное образование, а дополняют его.
Переподготовка — получение теоретических и практических знаний с нуля. Чаще всего переподготовку проходят, чтобы работать в смежной области. Например, преподаватель математики может пройти переподготовку на бухгалтера и начать работать по новой специальности.
После прохождения переподготовки специалисту выдают диплом о профессиональной переподготовке установленного законом образца. По этому диплому специалист может работать в новой сфере, если для работодателя важно наличие документа об образовании.
При повышении квалификации работник получает знания в сфере, в которой работает. В отличие от переподготовки, повышение квалификации короче. Например, бухгалтера отправляют на однодневное повышение квалификации, чтобы он научился работать в новой учетной программе. После такого обучения ему выдадут не диплом, а удостоверение.
Кто обязан регулярно проходить повышение квалификации
Обычно работодатель сам решает, отправлять ли своих работников учиться и как часто. Но в некоторых отраслях работодатели по закону обязаны отправлять сотрудников на повышение квалификации. Например, медицинские работники обязаны минимум раз в пять лет проходить повышение квалификации и сдавать аттестацию.
В трудовом кодексе нет полного списка категорий работников, которым нужно регулярно проходить повышение квалификации. Эти нормы устанавливает закон или подзаконный акт в каждой конкретной сфере. Например, в образовательной — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По этому закону педагоги должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в три года и только в образовательных учреждениях, у которых есть лицензия.
Как часто нужно отправлять работника на повышение квалификации
Если нормативный акт обязывает направлять сотрудников на повышение квалификации, то в нем же будет написано, как часто это нужно делать.
Если такой обязанности в законе нет, работодатель сам определяет, как часто отправлять сотрудников на обучение. Например, юристу нужно постоянно следить за обновлениями в законах и судебной практике, а автослесарь может реже обновлять знания.
Ориентироваться можно на то, как часто меняется ваш вид деятельности, какие требования предъявляют к своим сотрудникам конкуренты. Еще важно получать обратную связь от подчиненных. Иногда они сами могут прямо сказать, чтобы пора отправлять их на обучение.
Рекомендуем отправлять работников на курсы повышения квалификации в следующих ситуациях:
- После долгого перерыва в работе. Например, когда сотрудница вышла из декрета.
- После обновления компьютерных программ. Например, если переходите работать на другое программное обеспечение.
- После обновления оборудования. Например, если на предприятии теперь будут работать на новых станках.
- Если произошли значительные изменения в законах и других нормативных актах, которые регулируют вашу деятельность.
Если для вашей отрасли важно отправлять сотрудников на повышение квалификации, рекомендуем определить, как часто планируете это делать и в какой форме, и зафиксировать это в положении о повышении квалификации.
Формы повышения квалификации
Варианты повышения квалификации различаются по нескольким критериям.
По длительности повышение квалификации может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочное повышение квалификации может идти всего пару часов или дней, а долгосрочное может длиться несколько недель.
По форме проведения повышение квалификации может быть очным, заочным и дистанционным. На очном обучении работник лично присутствует на курсах, тренингах, семинарах. На заочном часть тем объясняют преподаватели, а остальные обучающийся изучает самостоятельно по материалам, которые предоставляет образовательная организация. При дистанционном обучении все занятия проходят онлайн. Например, приглашенные эксперты проводят для сотрудников компании серию вебинаров на тему делового общения.
В зависимости от организатора обучение может быть внутренним — на территории и силами работодателя — или внешним, когда обучение проводит сторонняя организация.
Обычно внутри компании проводят краткосрочное тематическое обучение. Например, менеджеров обучают работать с клиентами, которые не заинтересованы в услугах компании.
Для долгосрочного обучения по специфическим темам чаще всего находят сторонние образовательные учреждения. Проводить повышение квалификации могут и коммерческие, и государственные учреждения, у которых есть лицензия на образовательную деятельность.
Как оформить повышение квалификации сотрудника
Если решили отправлять сотрудника на повышение квалификации и определились с форматом, надо составить приказ о направлении работника на курсы. В приказе укажите ФИО работника, дату начала и окончания обучения, форму обучения. Если обучение будет внешним, в приказе нужно написать наименование учебной организации.
Когда сотрудник пройдет повышение квалификации в образовательной организации и аттестацию после него, ему выдадут удостоверение.
Копию удостоверения сотрудник приносит работодателю
Работодатель может заключить соглашение с сотрудником о том, что после окончания обучения он обязан отработать в организации определенный срок. Например, год или два. Если работник уволится раньше этого срока, он будет обязан возместить часть суммы, которую потратили на его обучение.
Что важно запомнить
- Обычно сам работодатель решает, отправлять ли работников с их согласия повышать квалификацию и в какой момент. Но в некоторых случаях такая обязанность возникает по закону. Например, у педагогов или медицинских работников.
- В отличие от переподготовки, повышение квалификации не дает право работать в новой сфере, если для этого нужен документ об образовании.
- Работодатель может отправить сотрудников на повышение квалификации в образовательную организацию или провести ее самостоятельно.
Предложение Тинькофф
Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
- Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов
- Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации
Комментарий к ст. 196 TК РФ
1. Несмотря на то что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет сам работодатель, условия и порядок ее проведения определяются коллективным или трудовым договором, соглашением.
2. Определяя формы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников, работодатель должен учесть мнение представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).
3. Обязанность проведения работодателем повышения квалификации работников может быть обусловлена предусмотренными в установленном порядке соответствующими требованиями к выполнению определенных видов деятельности (например, это касается педагогических работников; лиц, работающих на опасных производственных объектах, и др.).
4. В целях создания необходимых условий работникам для совмещения работы с обучением работодатель предоставляет им соответствующие гарантии, как предусмотренные законодательством (см. комментарий к ст. ст. 173 — 177 ТК), так и установленные коллективно-договорным путем, локальными нормативными актами. Например, не привлекать таких работников к сверхурочным работам и не направлять их в длительные командировки, предоставлять возможность работать на условиях неполного рабочего времени, устанавливать более удобные графики работы, компенсировать затраты на приобретение учебно-методической литературы и т.д.
Судебная практика по статье 196 TК РФ
ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 196 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬИ 54 ОСНОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
По мнению заявителей, оспариваемые пункты приняты с превышением компетенции Правительства Москвы, противоречат федеральному законодательству (статьям 3, 5, 6, 21, 65, 81, 82, 196, 197, 252, 423 Трудового кодекса РФ, статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции»), не соответствуют требованиям правовой определенности.
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка В.В. Даньщикова оспаривает конституционность части первой статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Нарушение своих конституционных прав заявительница усматривает в том, что суды общей юрисдикции не применили в ее деле норму пункта 3 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», как улучшающую положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации. В своих постановлениях суды указали, что действующее трудовое законодательство не возлагает на работодателя обязанность переобучить работников, должности которых сокращаются, с целью обеспечения их дальнейшего трудоустройства.
СТАТЬЕЙ 196, СТАТЬЕЙ 249 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЕЙ 56 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 196 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
Части первая и вторая статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации, относя к прерогативе работодателя определение необходимости дополнительного профессионального образования работника и его осуществление на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, позволяют работодателю повысить подготовку работника в целях эффективного использования его труда, а работнику — приобрести дополнительные преимущества на рынке труда и тем самым направлены на обеспечение баланса интересов сторон трудового договора.
После прохождения обучения Завалишин А.В. обратился к работодателю с заявлением о компенсации затрат на обучение в размере 36 850 руб., в удовлетворении которого ему было отказано письмом командира войсковой части . от 9 февраля 2015 года N 361 со ссылкой на отсутствие у ФКУ «УФО Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» денежных средств на эти цели, а также на положения статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что необходимость прохождения профессиональной подготовки и переподготовки работника определяется работодателем и осуществляется лишь в учебных заведениях, с которыми ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» заключены договоры на оказание образовательных услуг.
После прохождения обучения Мхитарян О.А. обратился к работодателю с заявлением о компенсации затрат на обучение в размере 39 950 руб., в удовлетворении которого ему было отказано письмом командира войсковой части . от 9 февраля 2015 года N 360 со ссылкой на отсутствие у ФКУ «УФО Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» денежных средств на эти цели, а также положения статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что необходимость прохождения профессиональной подготовки и переподготовки работника определяется работодателем и осуществляется лишь в учебных заведениях, с которыми ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» заключены договоры на оказание образовательных услуг.
После прохождения обучения Яницкий В.С. обратился к работодателю с заявлением о компенсации затрат на обучение в размере 32 750 руб., в удовлетворении которого ему было отказано письмом командира войсковой части . от 26 февраля 2015 г. N 638 со ссылкой на отсутствие у ФКУ «УФО Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» денежных средств на эти цели, а также на положения статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что необходимость прохождения профессиональной подготовки и переподготовки работника определяется работодателем и осуществляется лишь в учебных заведениях, с которыми ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» заключены договоры на оказание образовательных услуг.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «Мировая Техника» к Зеленину С.О. о возмещении им затрат, понесенных работодателем на его обучение, суд первой инстанции, сославшись в том числе на положения статей 196 — 200 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, включая ученический договор, а также статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации о возмещении затрат, связанных с обучением работника, исходил из того, что между сторонами по делу ученический договор не заключался, после прохождения курсов Зеленин С.О. не приобрел новой специальности или квалификации, позволявших выполнять новый вид профессиональной деятельности, полученные в периоды обучения знания и навыки позволили ему занимать должность менеджера отдела продаж сельскохозяйственной техники без изменения профессии и специальности. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обучением на курсах Зеленин С.О. повысил профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации, в связи с чем понесенные работодателем на повышение квалификации затраты не относятся к расходам, которые могут быть взысканы с работника.
После прохождения обучения Андриенко М.С. обратился к работодателю с заявлением о компенсации затрат на обучение в размере 75 255 руб., в удовлетворении которого ему было отказано письмом командира войсковой части 25030-4 от 14 июля 2015 г. N 2566 со ссылкой на отсутствие у ФКУ «УФО Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» денежных средств на эти цели, а также на положения статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что необходимость прохождения профессиональной подготовки и переподготовки работника определяется работодателем и осуществляется лишь в учебных заведениях, с которыми ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» заключены договоры на оказание образовательных услуг.
Статья 196 ТК РФ. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации (действующая редакция)
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 196 ТК РФ
1. В комментируемой статье работодателю предоставлено право для собственных нужд определять необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования. Формами подготовки работников являются профессиональное образование и профессиональное обучение.
2. В ст. 2 Закона об образовании профессиональное образование определено как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
В Российской Федерации установлены в соответствии со ст. 10 Закона об образовании следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
3. Согласно ст. 2 Закона об образовании профессиональное обучение представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
В Рекомендации МОТ N 88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» определено, что термин «профессиональное обучение» означает любой вид обучения занятию, дающий возможность приобрести или развить знания и мастерство либо технического или профессионального характера, либо необходимые для выполнения функций младшего руководящего персонала, независимо от того, преподаются они на предприятии или вне его, и включает профессиональное переобучение.
4. Согласно ст. 12 Закона об образовании образовательные программы определяют содержание образования. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации, т.е. уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
В Российской Федерации по соответствующим уровням профессионального образования и по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному профессиональному образованию — дополнительные профессиональные программы.
К числу основных профессиональных образовательных программ относятся:
1) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
2) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом об образовании не установлено иное.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
5. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования, а также могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки. Соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены Приказом Минобрнауки России от 17.09.2009 N 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.09.2003 N 276-ст, установлены Приказом Минобрнауки России от 17.02.2011 N 201.
Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.
6. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Законом об образовании.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Законом об образовании, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения либо дополнительные профессиональные программы или типовые программы профессионального обучения либо дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения либо дополнительные профессиональные программы.
В письме Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 разъясняется, что типовые и примерные программы будут разрабатываться для следующих случаев, установленных Законом об образовании:
— Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 7 ст. 76 Закона об образовании);
— Примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (ч. 3 ст. 81 Закона об образовании);
— Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 82 Закона об образовании);
— Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 3 ст. 85 Закона об образовании).
7. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в т.ч. дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в т.ч. аудиторную и самостоятельную работу), практику. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования утверждено Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154.
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утверждены Приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291.
8. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464.
Формы получения образования и формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Также указанными стандартами устанавливаются сроки получения среднего профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования. Содержание среднего профессионального образования должно обеспечивать получение квалификации.
Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.
Образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования организуется в соответствии с утвержденными образовательной организацией учебными планами, календарными учебными графиками, в соответствии с которыми образовательной организацией составляются расписания учебных занятий по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования.
Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.
Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в т.ч. отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.
Освоение образовательных программ среднего профессионального образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего профессионального образования, выдается диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего профессионального образования и квалификацию по соответствующей профессии или специальности среднего профессионального образования.
9. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.
К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
10. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в т.ч. для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения утвержден Приказом Минобрнауки России от 18.01.2013 N 292. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Лица в возрасте до восемнадцати лет допускаются к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования.
К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования.
Профессиональное обучение женщин и лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется только по тем профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.
Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.
Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц. Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций утверждены Минобрнауки России. Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) представляет собой организацию или структурное подразделение организации, осуществляющей деятельность по реализации практико-ориентированных образовательных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов и (или) согласованных с работодателями и обеспечивающих освоение квалификации, востребованной на рынке труда. Результаты подготовки по данным программам соответствуют 3 — 6-му квалификационным уровням. Реализуемые Центром образовательные программы должны обеспечивать получение и (или) совершенствование квалификаций соответствующих уровней.
11. Качество образования и эффективность функционирования учебных центров профессиональной квалификации тесно связаны с их ориентацией на требования организаций — заказчиков и потребителей выпускников и развитием различных форм участия организаций — заказчиков и потребителей выпускников в образовательном процессе, его кадровом, методическом, материально-техническом, финансовом обеспечении. При этом следует иметь в виду, что квалификация представляет собой уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, что предусмотрено в ст. 2 Закона об образовании. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утв. Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н, разработаны в соответствии с п. 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513. В данном Перечне указывается квалификация, присваиваемая по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
12. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
13. Дополнительное образование представляет собой вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2 Закона об образовании).
В ст. 76 указанного Закона предусмотрено, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. В структуре указанной программы должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В структуре данной программы должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом об образовании и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Например, Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников утверждены Приказом Минобрнауки России от 15.01.2013 N 10.
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в т.ч. посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.
Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Законом об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в т.ч. зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка имеет индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как: самостоятельная работа с учебными изданиями; приобретение профессиональных и организаторских навыков; изучение организации и технологии производства, работ; непосредственное участие в планировании работы организации; работа с технической, нормативной и другой документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
Образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется организацией.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенных учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
14. Условия и порядок осуществления работодателем профессионального образования, профессионального обучения, а также дополнительного профессионального образования работников устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях либо в индивидуальных трудовых договорах. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых профессий или специальностей определяются работодателем в соответствующем локальном нормативном акте, издаваемом с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном в ст. 372 ТК.
15. Работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием осуществления определенных видов деятельности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии со ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить (среди прочих документов) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Одним из минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, к работам по организации подготовки проектной документации, а также к работам по организации строительства является требование к повышению квалификации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров, что предусмотрено в ч. 2 ст. 43.4 Закона о прокуратуре.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях. Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях утверждены Приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н.
Обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень предусмотрена в ст. 48 Закона об образовании.
В ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлено, что продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в соответствующих образовательных учреждениях дополнительного профессионального, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» работники организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие руководство горными и взрывными работами, проходят повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет и при необходимости профессиональную переподготовку в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки данных лиц.
В п. 2.11 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 03.01.1973 N 2, предусмотрена обязанность работников речного транспорта повышать теоретические и практические знания по своей специальности самостоятельно и через соответствующую курсовую сеть, учебные комбинаты и факультеты повышения квалификации при средних и высших учебных заведениях.
16. О гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим работу с получением образования, см. коммент. к ст. ст. 173 — 177 ТК.
17. О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, см. коммент. к ст. 187 ТК.
Повышение квалификации сотрудников: зачем, почему и как
Специалисты Современной научно-технологической академии часто в своей практике сталкиваются с запросами от потенциальных слушателей курсов. Люди иногда не совсем понимают, для чего требуется повышение квалификации, в какой момент нужно ее проходить, кому больше нужен документ о повышении – самому работнику или работодателю, должна ли организация оплачивать обучение. Давайте во всем разберемся.
Что такое повышение квалификации?
Само понятие квалификации законодательно было закреплено в ТК РФ совсем недавно, чуть более десяти лет назад. В статье указано, что квалификация – это уровень знаний, умений, профессионального опыта и навыков работника.
Повышение квалификации – это вид дополнительного профессионального образования/обучения работников, в ходе которого идет повышение уровня теоретических знаний, совершенствование практических умений и навыков в соответствии с требованиями профстандартов по данной специальности. Обучение реализуется в виде курсов разной длительности и интенсивности.
Существует отдельная категория образовательных учреждений, которые занимаются предоставлением услуг в области дополнительного профессионального образования. У официальной организации обязательно должна быть получена лицензия на осуществление ее деятельности, сведения о лицензии всегда размещаются в открытом доступе на сайте. Это делается для того, чтобы каждый мог удостовериться, что учебное заведение работает в строгом соответствии с законодательством РФ и предоставляет качественные услуги и официальные документы, подтверждающие пройденные курсы.
У СНТА лицензия на образовательную деятельность бессрочная, выдана 25.10.2013 года, ее актуальность можно проверить на сайте Рособрнадзора. Сама Академия регулярно и успешно проходит процесс проверки Департаментом образования.
Учреждения дополнительного образования — это обычно многопрофильные и многоуровневые организации, в них разрабатываются и осуществляются сотни обучающих программ в самых разных направлениях и отраслях трудовой деятельности. Например, только по направлению «Бухгалтерское дело» в СНТА представлены несколько десятков курсов повышения квалификации по отдельным аспектам бухгалтерской работы.
Цель повышения квалификации — дать слушателю самую последнюю актуальную информацию об изменениях, нововведениях, достижениях отрасли, научить его новым практическим методам работы.
Посещать курсы повышения квалификации могут только люди, имеющие высшее или среднее профессиональное образование. Для подтверждения наличия образования СНТА просит предоставить диплом.
Когда повышать квалификацию и кому за нее платить
Есть отдельные категории профессий, работников которых законом обязали проходить повышение квалификации с определенной периодичностью (один раз в три года или один раз в пять лет) – госслужащие, адвокаты, судьи, пилоты, врачи, педагоги и некоторые другие. В этом случае работодатель выбирает учебный центр и оплачивает обучение.
Если такой обязанности нет, то работодатель сам принимает решение об отправке сотрудника на обучение, ориентируясь на специфику профессиональной деятельности: часто ли в ней происходят изменения, меняются требования, появляются новые методики для увеличения эффективности работы и т.д. В некоторых ситуациях отправить своего работника повышать квалификацию просто необходимо. Например:
- после длительного перерыва в работе, самый распространенный вариант, когда сотрудник возвращается из декретного отпуска;
- после обновления производственного или компьютерного оборудования;
- после введения значительных изменений в профессиональной области.
Если компания регулярное обучение сотрудников воспринимает как обязательный и необходимый вектор своего развития, то обычно заранее составляются списки работников, требуемых курсов и закладывается под них бюджет. Соответственно, сотрудник проходит обучение за счет компании, предварительно при направлении на учебу стороны подписывают соглашение об обучении и возмещении затрат со стороны работника при увольнении без уважительных причин.
СНТА также сотрудничает с работодателями напрямую, компании могут заказать групповое обучение штатного персонала на своей территории, а при коллективной заявке на курсы действует лояльная система скидок.
Если в компании не предусмотрено системное образование сотрудников, но вы, как специалист, чувствуете, что пришла пора фундаментально актуализировать свои знания, что имеющихся умений и навыков для грамотной работы и решения профессиональных задач не хватает, или для эффективной работы требуется освоить новые инструменты и технологии, то можно обратиться к непосредственному руководителю с запросом отправки вас на курсы повышения квалификации. Потребуется четкая аргументация и обоснование необходимости пройти дополнительное обучение. Если вы сумеете донести нужность образования, то, скорее всего, компания пойдет навстречу и оплатит обучение полностью и предложит поделить расходы. В случае отказа, нужно самостоятельно принять решение о целесообразности прохождения курса, но надо понимать, что учеба — это инвестиция в себя на будущее, на долгосрочную перспективу, которая обязательно принесет вам материальную выгоду, поспособствует увеличению доходов и повышению ценности вас, как специалиста, на рынке труда.
В СНТА для индивидуальных слушателей тоже предусмотрены программы скидок и есть вариант оплаты обучения в рассрочку на 12 месяцев. После обучения слушатель вправе получить налоговый вычет по понесенным расходам.
Обучение в СНТА
В Академии на настоящий момент реализуются курсы по 36 профессиональным направлениям, а количество разработанных программ по повышению квалификации достигает нескольких сотен. В СНТА могут обучаться как педагоги, кадровики, косметологи, так и горные инженеры, метрологи или судостроители. Учебные программы имеют разную интенсивность и разное количество академических часов: минимальные рассчитаны на 16, максимальные на 250 часов.
Процесс обучения проходит в интерактивном формате с использованием самых последних дистанционных медиатехнологий. Каждому слушателю заводится свой личный кабинет на образовательной платформе, через него идет доступ ко всей учебной базе. Часть курсов предполагает консультации с преподавателями через Скайп. К студенту прикрепляется наставник, с ним можно согласовывать все учебные вопросы и решать возникающие трудности по ходу курса.
СНТА отдельно продумала момент удобства для тех, кто проживает в ином часовом поясе. Во-первых, личный кабинет работает круглосуточно, то есть можно осваивать учебные материалы абсолютно в любое время, во-вторых, в Академии в непрерывном режиме организована работа телефонной линии службы поддержки пользователей.
Академия предоставляет очень гибкие условия обучения и максимально старается адаптироваться под каждого слушателя. Например, на прохождение образовательного плана дается определенный период, но по запросу через куратора время можно увеличить или уменьшить. Если работодатель требует, чтобы в программе курса имелась определенная дисциплина, то ее добавят по согласованию с куратором.
По окончании обучения после успешной сдачи итогового экзамена в формате тестирования слушателю высылается курьером или Почтой России удостоверение установленного образца о повышении квалификации, которое имеет юридическую силу на территории РФ. Доставка документов осуществляется бесплатно.
Условия поступления максимально просты, Академия действует согласно закону и запрашивает скан-копии только тех документов, которые нужны для подтверждения личности и имеющегося образования. Никаких вступительных испытаний нет.
Иногда специалисту сложно понять, какую программу повышения квалификации выбрать, перечень каких дисциплин будет наиболее полезным и нужным в профессиональной деятельности, какое количество часов будет оптимальным. Консультанты СНТА имеют огромный опыт в подборе курсов, исходя из потребностей и задач, стоящих как перед самим сотрудником, так и перед его работодателем. Побеседовать можно по телефону, позвонив самостоятельно в Академию, либо заказав звонок через форму обратной связи, через электронную почту или путем переписки в онлайн-чате на сайте. Специалисты Академии с готовностью ответят на все вопросы, рассчитают стоимость обучения и помогут подать документы на курс.
Вся информация об СНТА представлена на сайте, в специальном разделе можно ознакомиться со сведениями юридического характера, проверить наличие образовательной лицензии, изучить страницу с ответами на часто встречающиеся вопросы потенциальных слушателей, почитать про направления и запросить учебные планы.