Акт о выявленных недостатках товара
Формирование акта о выявленных недостатках товара происходит тогда, когда от поставщика приходят некачественные товарно-материальные ценности, оборудование, приборы, техника.
Бланк имеет довольно широкую сферу применения и может использоваться в самых разных областях бизнеса. Стоит отметить, что акт обычно не является самостоятельным документом, а относится к неотъемлемым приложениям к какому-либо договору: купли-продажи, поставки и т.д.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
В какой момент нужно составлять акт
Условие о надлежащем качестве товара всегда прописывается в договорах, составляемых между организацией-поставщиком и компанией-покупателем. Чтобы исполнить этот пункт, товар проходит многоступенчатую проверку.
Но иногда производитель/поставщик продукции не в силах отследить весь объем выпускаемых или поставляемых товаров. И тогда оформление акта о выявленных недостатках товара происходит непосредственно при приеме-передаче от изготовителя к покупателю.
Также акт может быть использован и внутри компании, например, когда товар поступает из производственного цеха на склад предприятия.
Значение бланка
Акт о выявленных недостатках товара – документ совершенно необходимый при обнаружении низкого качества какой-либо продукции.
На основе акта получатель товара в дальнейшем может написать претензию изготовителю и получить возмещение по понесенным убыткам.
Помимо этого, акт дает возможность исполнить две бухгалтерские операции:
- Продавец может получить некачественный товар обратно и списать его.
- Покупатель – принять доставленный товар к учету в объеме качественных товарно-материальных ценностей.
При этом в случае, когда недостатки будут выявлены в ходе использования товара, на основании акта он также может быть списан с учета организации.
Создание комиссии, задачи
Чтобы зафиксировать факт наличия недостатков товара и оформить акт по всем установленным нормам, в компании должна быть создана особая комиссия (отдельным распоряжением или приказом директора).
В состав комиссии следует включить не меньше двух человек.
В состав комиссии следует включить не меньше двух человек.
В нее должны войти работники нескольких не связанных между собой отделов предприятия, которые имеют достаточную профессиональную подготовку и квалификацию для того, чтобы удостоверить недостаток товара.
Недостаток товара могут удостоверять, например, инженер, технолог, специалист по сбыту, юрист и бухгалтер.
Если есть реальная потребность, к участию в оценке качества товара может быть приглашен и эксперт со стороны.
В комиссии желательно выделить председателя и рядовых членов – председатель при этом будет нести максимальную ответственность за содержание документа.
Особенности формирования акта, общие моменты
Если вам дано задание по составлению акта о выявленных недостатках товара, а вы не имеете четкого понимания о том, как именно его сделать, прочитайте приведенную ниже информацию и ознакомьтесь с примером – по этому образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Прежде чем начать детальное описание этого конкретного акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем таким бумагам.
- В силу того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – лучше составлять акт по его типу.
- Акты можно формировать на обычном листе бумаги (лучше А4 формата) или на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании).
- Акт составляется в двух идентичных экземплярах,
- первый из которых отправляется предприятию-изготовителю/поставщику товара,
- второй остается у организации-заказчика/покупателя.
Образец акта о выявленных недостатках товара
Акт не особенно сложен с точки зрения его структуры и содержания.
Вначале документа следует отвести несколько строчек под резолюцию директора предприятия. Затем акту присваивается номер и ставится дата его составления.
После этого идет основой раздел. Сюда первым делом вписывается:
- состав комиссии, которая участвует в составлении акта;
- ссылка на документ, который послужил основанием для ее создания (приказ или распоряжение руководителя организации).
Ниже находится таблица (можно оформить списком), в которую следует внести:
- основные идентификационные характеристики товара (его название, тип, номер, модель, количество, цену (за единицу и общую), дату поступления и т.д.);
- выявленные недостатки.
Под таблицей нужно указать:
- мероприятия, которые провела комиссия для того, чтобы найти дефекты: визуальный осмотр, разборку, экспертизу и т.п.;
- ответственных лиц;
- находился ли товар на гарантийном обслуживании;
- какие в дальнейшем с ним необходимо произвести действия (отремонтировать, списать, вернуть поставщику и пр.).
В заключение акт должен быть подписан всеми членами комиссии и по необходимости проштампован.
Как провести экспертизу при приемке товара
Перед тем как принять товары, работы или услуги, заказчик должен проверить, соответствуют ли они требованиям контракта. Для этого он проводит экспертизу.
При этом, если в рамках одного контракта поставщик проводит несколько поставок, проверить нужно каждую из них.
Например, птицефабрика заключила годовой контракт на поставку комбикорма для кур. По его условиям поставщик должен поставлять товар ежемесячно. Это значит, что для каждой из 12 поставок заказчик должен провести отдельную экспертизу.
Когда заказчик подписывает документ о приемке, он подтверждает, что товары, работы или услуги соответствуют требованиям. Поэтому, если он сделает это до того, как провести экспертизу, он не сможет предъявить претензии поставщику. Единственное исключение — некоторые товары или услуги, которые можно оценить только в процессе потребления. Например, ремонт квартир или строительство дорог.
Что нужно проверить при приемке товаров, работ или услуг
Для каждой закупки заказчик может установить свои критерии проверки. Эксперты могут проверять все товары — такая проверка называется сплошной — или выбирать только часть из них. Выборочные проверки чаще всего проводят при крупных поставках, например, при закупке двух тонн офисной бумаги эксперты не будут проверять каждый лист, а возьмут на пробу несколько из них из разных упаковок.
При этом эксперты смотрят не только на качество товара, например, соответствует ли он ГОСТу или техническим условиям, но и на его комплектацию и количество. Также они проверяют, предоставил ли поставщик подлинные сертификаты или лицензии.
Например, при приемке товаров эксперты обращают внимание на:
- целостность упаковки,
- брак,
- условия транспортировки,
- сроки годности,
- сопроводительные документы,
- сертификаты и лицензии.
Существует два вида экспертизы: внешняя и внутренняя. Какую из них провести заказчик решает самостоятельно.
Как провести внешнюю экспертизу
Для проведения такой экспертизы заказчик привлекает сторонние экспертные организации или отдельных экспертов. Он должен заключить с ними договор и указать в нем:
- требования к экспертам,
- сроки проверки,
- методы, по которым ее нужно проводить,
- формы документов о приемке,
- ответственность эксперта,
- стоимость, включая налоги и сборы.
Все затраты на то, чтобы привлечь внешних экспертов, заказчик должен взять на себя. Он не может включить их в стоимость контракта.
Кто может проводить внешнюю экспертизу
Заказчик может привлечь к такой экспертизе как физическое, так и юридическое лицо. Правительство прописало в законе список требований ко внешним экспертам. Ими не могут быть:
- бывшие сотрудники, которые работали в компании меньше двух лет назад;
- организации или экспертов, которые имеют имущественные интересы или могут оказывать давление на заказчика;
- близкие родственники, например, родители, братья и сестры, даже неполнородные, или супруги;
- организации, которые имеют больше 20% акций, вкладов или долей компании поставщика или заказчика;
Также заказчик может установить и собственные требования к эксперту, например, к его образованию или стажу работы.
Если эксперт не соответствует требованиям закона или договора, заказчик должен его заменить.
Как провести внутреннюю экспертизу
В этом случае проверка проводится внутри компании: одним сотрудником или комиссией из пяти или более человек.
Перед тем, как провести экспертизу, заказчик должен подписать приказ в котором перечислит:
- имена и должности ответственных за проведение экспертизы: одного сотрудника или комиссии;
- их обязанности;
- методы, при помощи которых нужно проводить проверку;
- сроки проверки;
- порядок действий при обнаружении недостатков.
Такой приказ может действовать только на одну закупку или на несколько закупок сразу.
Кто может проводить внутреннюю экспертизу
Никаких требований к образованию и должности внутренних экспертов нет. Заказчик может создать для этого отдельную комиссию, или поручить проверку любому сотруднику, например, контрактному управляющему.
Что делать с результатами экспертизы
По результатам проверки эксперты составляют заключение. При проведении внутренней экспертизы это заключение можно включить в документы о приемке, а при проведении внешней нужно составить для него отдельный документ.
В заключении нужно указать:
- кто проводил экспертизу,
- критерии проверки,
- соответствуют ли товары или услуги всем требованиям,
- нарушения, если их выявил эксперт.
Если экспертиза выявила нарушения, заказчик может направить поставщику требование устранить недостатки в определенные сроки. Также он может расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если прописал в нем такое условие. В этом случае он должен опубликовать свое решение в ЕИС и уведомить об этом поставщика в течение трех дней.
Однако, если заказчик выявил нарушения впервые, поставщик может устранить их в течение десяти дней после уведомления. В этом случае расторгнуть контракт нельзя.
Если товары или услуги прошли проверку, заказчик может подписать акт приемки. В этом акте нужно должны быть:
- список товаров, работ или услуг, которые закупил заказчик;
- их стоимость;
- заключение экспертизы с документами и выводами;
- подпись эксперта или представителя комиссии.
Ответственность за результаты экспертизы
Внешние эксперты, которые проверяют товары, работы или услуги, несут ответственность за свое решение. Например, если эксперт выпишет ложное заключение, которое причинит поставщику ущерб больше, чем 2,25 млн рублей, он может заплатить штраф до 300 тыс. рублей.
Если ущерб небольшой, такой штраф составит от 30 до 50 тыс. рублей для физических лиц, и от 100 до 150 тыс. рублей для юридических. Иногда суды запрещают экспертам заниматься закупками в течение шести месяцев или даже года.
Ответственность за приемку несет и заказчик. Например, если он не составит документ о приемке, или откажется его подписывать без веских оснований, на него могут наложить штраф до 20 тыс. рублей.
Такие штрафы суд может выписать в течение года после того, как участники закупки или эксперты совершат нарушение.
Ищите нужные вам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех основных площадках и анализируйте их с помощью онлайн-сервиса Контур.Закупки.
Порядок документального оформления возврата бракованного товара поставщику
Порядок документального оформления операций по возврату бракованного (некачественного) товара поставщику и отражение данных операций в бухгалтерском учете организации зависит от момента выявления брака, в частности до принятия такого товара к учету (до перехода права собственности на него) или после.
Если бракованный (некачественный) товар выявлен до принятия товаров к учету, то организация-покупатель составляет и направляет в адрес поставщика: акт о выявленных расхождениях, претензионное письмо и расходную накладную на возврат товаров поставщику с пометкой «возврат товара». При этом до момента возврата бракованных (некачественных) товаров поставщику эти товары учитываются на забалансовом счете 002.
Если бракованный (некачественный) товар выявлен организацией-покупателем после принятия этих товаров к учету, то возврат такого товара оформляется как обратная реализация. При этом в адрес поставщика покупатель выставляет: акт о выявленных недостатках, претензионное письмо, товарную накладную или иной документ, применяемый им для реализации товаров, а также счет-фактуру. При этом в бухгалтерском учете возврат бракованного товара покупатель отражает проводками, соответствующими обычной реализации.
Обоснование вывода:
В первую очередь необходимо отметить, что определение брака продукции не содержится в бухгалтерском законодательстве, но по своей сути брак представляет не что иное, как продукцию, которая в силу своего низкого качества не может быть использована по прямому назначению или ее использование связано с дополнительными расходами по исправлению дефектов.
Продажа изготовленной продукции осуществляется, как правило, по договорам купли-продажи. Разновидностью такого договора является также договор поставки.
В соответствии с нормами ст. 513 ГК РФ установлена обязанность покупателя по принятию товаров. Покупатель (получатель) товаров в соответствии с п. 2 ст. 513 ГК РФ обязан в срок, определенный законом, договором поставки или обычаями делового оборота, проверить количество и качество принятых товаров. Порядок приемки товаров может быть установлен, в частности, договором поставки. О выявленных несоответствиях и недостатках товаров покупатель (получатель) обязан незамедлительно уведомить поставщика.
В соответствии со ст.ст. 469 и 475 ГК РФ в ГК РФ содержится перечень ситуаций, в которых покупатель вправе отказаться от исполнения своих обязательств по договору, вернуть товар поставщику и потребовать возврата денежных средств, если товар был оплачен. К таким ситуациям относится, в частности, поставка товара ненадлежащего качества.
Как следует из п. 2 ст. 475 ГК РФ, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Если товар возвращается продавцу по перечисленным обстоятельствам, то можно говорить о том, что продавец не исполнил договор поставки надлежащим образом, поэтому, по сути, в указанных ситуациях происходит частичное или полное расторжение договора поставки (купли-продажи).
При этом отменяется изначальный переход права собственности на данный товар от поставщика к покупателю.
Смотрите также постановления Девятнадцатого ААС от 08.12.2011 N 19АП-4037/11, ФАС Московского округа от 05.04.2010 N КА-А40/2672-10, от 28.01.2010 N КА-А40/14851-09, от 06.07.2009 N КА-А40/2935-09, ФАС Поволжского округа от 03.06.2009 N А65-10290/2008, от 14.05.2008 N А55-15140/2007, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 N А66-7216/2008, от 07.11.2008 N А56-6327/2008, письма Минфина России от 02.06.2010 N 03-03-06/1/370, от 03.06.2010 N 03-03-06/1/378, от 05.02.2010 N 03-03-06/1/51, ФНС России от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182.
Отметим, что в случае если возвращается товар, уже принятый к учету (т.е. когда факт перехода права собственности на товар подтвержден соответствующими первичными документами), то возврат такого товара рассматривается как заключение сторонами нового договора купли-продажи (поставки), в соответствии с которым право собственности на товар передается первоначальному владельцу товара (поставщику) (смотрите, например, п. 4 письма ФНС России от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182, постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2008 N Ф03-А24/08-2/710). При этом сторонами оформляются первичные документы, сопровождающие приемку-передачу товара и подтверждающие новый переход права собственности на товар.
Соответственно, если бракованный (некачественный) товар на учет не принят, имеется в виду частичное принятие на учет товаров, поступивших от поставщика, то речь идет о частичном расторжении договора поставки (купли-продажи). И при возврате такого товара считается, что право собственности на товар, не соответствующий условиям договора, не перешло к покупателю.
Таким образом, в целом, существуют два случая, когда выявляется бракованный (некачественный) товар:
некачественный товар выявляется до принятия на учет товаров, поступивших от поставщика и до перехода права собственности на него;
некачественный товар выявляется после принятия товаров на учет покупателем и право собственности на такой товар перешло к покупателю.
Как следует из вопроса, организация выявила бракованный (некачественный) товар до принятия товаров на учет и планирует вернуть его поставщику.
Поставщик же настаивает на принятии всей партии товара на учет, в том числе и бракованного (некачественного), с последующим его возвратом поставщику.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации вопрос о правильности того или иного подхода не стоит. Поскольку вне зависимости от того, в какой момент был выявлен бракованный (некачественный) товар — до принятия к учету всей партии или после, покупатель вправе вернуть бракованный (некачественный) товар поставщику и требовать либо возврата денежных средств, либо замены на качественный товар.
Вместе с тем, учитывая последовательность и логику развития событий в рассматриваемой ситуации, поскольку бракованный (некачественный) товар был выявлен все-таки до принятия всей партии товара к учету, полагаем, что организация-покупатель вправе не принимать к учету бракованный (некачественный) товар и настаивать на его возврате, а также замене на качественный товар или возврате денежных средств.
Если же организация-покупатель примет решение пойти навстречу поставщику и принять к учету всю партию товара, то она также не лишается своего права настаивать на возврате бракованного (некачественного) товара, а также замене на качественный товар или возврате денежных средств.
При этом документальное оформление рассматриваемых действий в обоих случаях отличается и будет таким, как описано ниже.
Документальное оформление
В первую очередь отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В силу п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Соответственно, формы первичных документов могут быть разработаны хозяйствующим субъектом самостоятельно.
При этом на основании п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов должны содержать обязательные установленные реквизиты.
При этом с 1 января 2013 года упразднена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
Соответственно, каждая организация может самостоятельно разработать и утвердить в своей учетной политике формы первичных учетных документов, которые она будет использовать, либо применять используемые ранее формы первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм, утвердив их своим приказом.
Возврат бракованного товара осуществляется в соответствии с порядком, установленным договором поставки (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 N 17АП-17424/16 и Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2015 N Ф09-7183/15 по делу N А60-267/2014).
При отсутствии в договоре условий возврата бракованной продукции следует исходить из положений ГК РФ о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ).
В соответствии с п. 2.1.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее — Методические рекомендации), в случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
Таким образом, в случае выявления некачественного товара организация-покупатель должна оформить соответствующие документы, порядок оформления которых зависит от того, в какой момент был выявлен бракованный товар:
до принятия на учет товаров покупателем (до перехода права собственности к покупателю);
после принятия товаров на учет покупателем (после перехода к покупателю права собственности на товар).
Рассмотрим данные варианты более подробно.
Если товар несоответствующего качества выявлен в момент приемки товара на склад, то покупатель должен оформить претензию поставщику, а также акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ (форма ТОРГ-2).
Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
На основании соответствующего акта покупателем составляется претензия поставщику. Унифицированной формы претензионного письма не установлено, и организации следует разработать форму такого письма самостоятельно.
Порядок и форма выставления такой претензии должны быть установлены договором.
Соответственно, претензия может быть составлена в произвольной форме, но при этом она должна содержать следующие данные:
ссылку на договор;
вид некачественного товара, номер партии и упаковки;
ссылку на акт о браке;
требования покупателя относительно бракованного товара;
вывод независимой экспертизы (если она проводилась);
в чем состоит брак и его причины;
количество некачественного товара;
требования покупателя относительно бракованного товара (возврат, замена и т.п.).
В п. 2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, указано, что покупатель при возврате продавцу некачественных товаров оформляет в его адрес расходную накладную.
Соответственно, возврат некачественного товара поставщику организация может оформлять в том числе расходной накладной.
Форма расходной накладной на сегодняшний день законодательно не установлена, поэтому для оформления возврата товаров покупатель может использовать самостоятельно утвержденную форму (при соблюдении требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Кроме того, при закреплении в учетной политике использования унифицированных форм первичных учетных документов при возврате товара может оформляться накладная на отпуск материалов на сторону (по форме М-15) или товарная накладная (по форме N ТОРГ-12).
На накладной целесообразно сделать пометку «Возврат товаров».
Таким образом, в случае обнаружения покупателем при приемке товаров несоответствия поставляемых товаров условиям договора по качеству (при обнаружении бракованных товаров) покупатель оформляет:
акт об установленном расхождении по количеству и качеству (покупатель вправе применить формы N ТОРГ-2 (для российских товаров), N ТОРГ-3 (для импортных товаров), подписанный специально созданной комиссией;
претензионное письмо с приложением акта об установленном расхождении по количеству и качеству;
письмо-согласие с претензией поставщика или согласие, подтвержденное иным образом (согласно условиям конкретного договора);
товарную накладную с пометкой «на возврат» (может быть применена форма N ТОРГ-12, если данная форма утверждена в организации в качестве первичного документа (письмо УФНС России по г. Москве от 21.09.2012 N 16-15/089421@). Или, например, накладная по форме М-15, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 21.09.2012 N 16-15/089421@).
В ситуации, если бракованный (некачественный) товар выявляется после принятия всей партии товаров, поступивших от поставщика (вариант, на котором настаивает поставщик), документальное оформление возврата такого товара имеет определенные особенности.
Так, в письме УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037667 было сказано, что после завершения процедуры передачи товара право собственности на него переходит к покупателю. Последующее изменение собственника влечет налоговые последствия в виде признания операции по передаче товара реализацией. Процесс перехода прав собственности на товар определяется по мере подписания первичных документов, подтверждающих соблюдение условий приемки-передачи товара.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах УФНС России по г. Москве от 19.04.2007 N 19-11/036207, от 19.04.2007 N 19-11/36207.
Соответственно, если возврат товара осуществляется по соглашению сторон договора, после его приемки покупателем и подписания соответствующих первичных документов, то будет иметь место обратная реализация этого бракованного (некачественного) товара.
В случае оформления возврата товаров в качестве обратной реализации покупатель отражает в своем налоговом учете доход от реализации (ст. 249 НК РФ) и расход в виде стоимости реализованных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ).
Фактически финансовый результат будет равен нулю с учетом позиции ФНС, отраженной в письме от 17.07.2009 N 3-2-06/77.
Аналогичная позиция применительно к НДС и порядку выставления счетов-фактур прослеживается и в письмах Минфина России от 07.04.2015 N 03-07-09/19392, от 01.04.2015 N 03-07-09/18038.
Смотрите также постановление Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-4261/15.
Таким образом, в случае обнаружения покупателем несоответствия поставляемых товаров условиям договора по качеству (при обнаружении бракованных товаров) после принятия их к учету покупатель оформляет:
акт о выявленных недостатках (браке) (покупатель вправе применить формы N ТОРГ-2 (для российских товаров), N ТОРГ-3 (для импортных товаров), подписанный специально созданной комиссией;
претензионное письмо с приложением акта о выявленных недостатках (брака);
письмо-согласие с претензией поставщика или согласие, подтвержденное иным образом (согласно условиям конкретного договора);
товарную накладную (форма N ТОРГ-12) или иной документ, в соответствии с учетной политикой покупателя применяемый им для реализации товаров;
счет-фактуру от покупателя на «обратную» реализацию поставщику бракованного (некачественного) товара.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете организации-покупателя порядок отражения возврата некачественного товара зависит от того, обнаружен брак непосредственно при приемке товара или после его принятия на балансовый учет организации.
В соответствии с п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, приобретенные товары принимаются на учет с отражением на счете 41 «Товары» по фактической себестоимости, равной договорной цене товара (без учета НДС).
Если брак обнаружен при приемке товара, то бракованный товар принимается к учету на забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке согласно товаросопроводительным документам (простой записью по дебету счета 002). При возврате товара поставщику стоимость товара списывается с забалансового учета простой записью по кредиту счета 002.
При выявлении брака не всей партии приобретенных ценностей, а только их части, по дебету счета 002 отражается только часть бракованных материалов (товаров), а ценности надлежащего качества принимается к учету с отражением на счетах 10 «Материалы» и 41 «Товары» соответственно.
Если возврат бракованного (некачественного) товара происходит после принятия его к учету, в качестве обратной реализации покупатель отражает в бухгалтерском учете проводки, соответствующие обычной реализации.
При этом на стоимость бракованного товара покупатель предъявляет поставщику претензионное письмо.
Расчеты по претензиям учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 02 «Расчеты по претензиям».
На основании Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н, доходы от реализации товаров признаются в качестве доходов организации от обычных видов деятельности.
В регистрах бухгалтерского учета покупателя — плательщика НДС будут отражены следующие операции:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 02 «Расчеты по претензиям» Кредит 90, субсчет «Выручка» — отражена стоимость отгруженных товаров, подлежащих возврату поставщику;
Дебет 90, субсчет «НДС» Кредит 68, субсчет «НДС» — начислен НДС со стоимости отгруженных материалов;
Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41 — списана стоимость возвращенного товара.
В целях избежания претензий со стороны налоговых органов во время налоговой проверки, а также конфликтов с поставщиком по вопросу документального оформления обнаруженного брака рекомендуется при заключении договора поставки (купли-продажи) четко прописать порядок возврата и порядок перехода права собственности в случае выявления бракованного товара.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Возврат товара продавцу (поставщику).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
14 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Приемка товара по количеству и качеству
Процедура приемки товара явля ется краеугольным камнем в отношениях между поставщиком и покупателем. Для поставщика важно определить момент перехода рисков гибели или повреждения товара и «привязать» к нему момент, когда покупатель должен произвести определенные действия, направленные на получение товара. Покупатель в свою очередь заинтересован в том, чтобы получить товар надлежащего качества, а не кота в мешке.
ГК РФ предписывает, чтобы порядок передачи и условия проверки качества товара, которые будут применяться поставщиком и покупателем, были одними и теми же и чтобы они соответствовали правилам, установленным законом, иными правовыми актами. То есть согласование условий и порядок приемки товаров по количеству и по качеству должны быть прописаны в договоре поставки. И чем точнее в договоре будет описан весь процесс, начиная с получения товара от поставщика или перевозчика и заканчивая составлением актов и рекламаций, тем меньше у сторон шансов стать участниками судебного разбирательства.
Один из способов обезопасить себя от недоразумений, связанных с приемкой товара, – это следовать « Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденной постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6 (далее – Инструкция П-6), и «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7 (далее – Инструкция П-7).
Вышеуказанные инструкции максимально точно описывают порядок приема передачи продукции по количеству и качеству, а учитывая широкую номенклатуру продукции у нас на остатках, достаточно сложно учесть и отразить в договоре все возможные нюансы приема-передачи товара.
Приемка товара по количеству
Инструкцией П-6 прямо установлены возможные места приемки товаров цитата: «по весу брутто и по количеству мест продукции, поставляемой в таре». Такими местами могут выступать:
склад поставщика – при вывозе продукции получателем (самый простой вариант – получатель (или уполномоченн ое им лиц о ) пересчитывает товар и удостоверяет своей подписью количеств о указанн ое в товарной накладной);
склад покупателя(получателя) – при доставке продукции поставщиком. В этом случае при обнаружении расхождений между фактическими данными и данными, указанными в сопроводительных документах, покупатель обязан потребовать от перевозчика составления соответствующего акта. В этом случае приемка товара должна производиться как минимум двумя сотрудниками, назначаемыми руководителем организации.
В акте о недостаче продукции необходимо указать:
— наименование и адрес отправителя (поставщика);
— дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной;
— дата отправки продукции со склада отправителя;
— дата прибытия продукции (время доставки) продукции на склад получателя;
— сведения о том, что взвешивание проводилось на исправных и прошедших поверку весах;
— состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции;
— точное количество недостающей продукции (каким способом определено ее количество) и ее стоимость;
— заключение о причинах и месте образования недостачи.
Инструкция П-6 также регламентирует сроки приемки продукции. Учитывая ассортимент номенклатуры представленный на складах нашей компании, необходимо руководствоваться частью «а» пункта 9:
«Приемка продукции производится в следующие сроки:
а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре,- в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их;…»
Если выразиться проще, то сроки приемки продукции равны срокам выгрузки транспортного средства. Хочу еще раз обратить внимание, что сложность изложения инструкции связана с тем, что она описывает все возможные варианты передачи товара, а также все возможные виды транспорта.
Если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то покупатель обязан:
— приостановить дальнейшую приемку;
— обеспечить сохранность продукции, не допуская при этом ее смешивания с другой однородной продукцией;
— составить акт с подписями всех проверяющих и вызвать для участия в продолжении приемки и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя либо изготовителя. Если отправитель (изготовитель) находится в другом городе, то обязанность вызова его представителя должна быть установлена специальными правилами либо договором.
Не стоит забывать, что вышеуказанные действия производятся покупателем только в случае передачи товара на складе покупателя (т.е. когда мы производим доставку), если имеет место самовывоз , то приемка покупателем по количеству производится на нашем складе!
Для иногородних и одногородних отправителей Инструкцией П-6 предусмотрен различный порядок реагирования на вызов представителя. Так, иногородний отправитель (изготовитель) обязан в течение 24 ч ответить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в дальнейшей приемке. Отсутствие ответа в указанный срок дает покупателю право осуществить приемку в еще до истечения срока явки представителя (три дня без учета времени, необходимого для проезда). Представитель одногороднего отправителя обязан явиться не позднее чем на следующий день.
Даже если представитель отправителя не явился по вызову получателя, последний должен привлечь к проверке представителя либо другого предприятия, либо общественности. Получатель имеет право провести одностороннюю проверку только в случае, если отправитель дал на это свое согласие. Заме чу однако, что на практике стороны часто стараются закрепить за собой право односторонней приемки товара с составлением соответствующего акта и предоставлением его поставщику в дальнейшем вместе с претензией уже в ходе обсуждения условий договора. У нас в компании это не практикуется.
Акт должен быть составлен в тот же день, когда проводилась приемка и была выявлена недостача, подписан членами комиссии (состоящей, как правило, не менее чем из трех человек) и утвержден руководителем организации-получателя.
П риемка товара по качеству
В процессе выгрузки товара из транспортного средства или при получении его на складе поставщика получатель обязан осуществить первый этап проверки качества товара – осмотр на предмет наличия внешних повреждений тары (упаковки) либо самого товара. Инструкция П-7 предписывает получателю товара в ходе приемки груза от органов транспорта проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке.
Приемка по качеству и комплектности товара производится, как правило, на складе получателя. Сроки на проведение этой процедуры по обыкновению устанавливаются договором поставки .
Для выявления скрытых недостатков Инструкция П-7 предоставляет получателю четырехмесячный срок. При обнаружении таких недостатков покупатель должен в пятидневный срок составить соответствующий акт.
В Инструкции П-7 дано и определение скрытых недостатков товара: « Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции ».
Например гнутый хлыст балки или швеллера не является «скрытым» недостатком, т. к. этот недостаток возможно было обнаружить при « обычной для данного вида продукции проверке» в момент получения продукции, а вот непровар шва у электросварной трубы будет считаться «скрытым» недостатком.
В случае выявления дефектной или некомплектной продукции, как и при приемке по количеству, получатель обязан приостановить приемку, составить акт, в котором будет указано количество осмотренной продукции и характер выявленных дефектов, а также вызвать представителя отправителя (для одногороднего – обязательно, для иногороднего – в предусмотренных правилами или договором ситуациях).
Сроки явки представителя, оформление его полномочий и порядок участия в приемке продукции аналогичны установленным Инструкцией П-6 . Если представитель отправителя так и не явился, получатель вправе привлечь к участию в приемке товара по качеству эксперта торгово-промышленной палаты своего региона.
Приемка продукции по качеству и комплектности должна производиться в точном соответствии со стандартами, техническими условиями и другими обязательными для сторон правилами и нормами.
Это значит что фразы типа «металл ржавый» или «мне не нравится продукция» не могут являться основанием для отказа от приемки или вызова представителя. Т. е. любое несоответствие по качеству должно иметь ссылку на соответствующий пункт ГОСТа сведения об измерительных приборах которыми это несоответствие было выявлено.
Например, согласно пункта 4.9 ГОСТ 3262-75 толщину стенки у трубы измеряют микрометром соответствующему ГОСТ 6507-90 или стенкомером по ГОСТ 11358-89 с обоих концов трубы, контроль наружного диаметра проводят гладкими микрометрами по ГОСТ 6507-90, калибрами-скобами по ГОСТ 2216-84 или ГОСТ 18362-73, а длину труб измеряют рулеткой по ГОСТ 7502-89. Поэтому когда клиент у себя на объекте измеряет рулеткой или линейкой толщину стенки трубы, как ему кажется выявляет несоответствие и при этом желает вызвать представителя поставщика,- будем вынуждены его разочаровать. Все измерения должны производиться строго соответствующим инструментом!
Также раздел 2 («Технические требования») все того же ГОСТа 3262-75 содержит подробные описания допускаемых отклонений по качеству и список не допустимых дефектов.
На основе полученных результатов приемки продукции по качеству и комплектности составляется акт о фактическом качестве и комплектности товара. Перечень сведений, которые должны содержаться в этом документе, фактически совпадает с приведенным выше перечнем, касающимся проверки продукции по количеству, с учетом, конечно же, того факта, что приемка проводилась в отношении качества и комплектности.
Следует отметить, что арбитражные суды не принимают в качестве доказательства несоответствия полученного товара обещанному качеству акты, составленные с нарушением требований, установленных Инструкцией П-7 .
Акт подписывается всеми членами комиссии, если же кто-то из них не согласен с ним, об этом делается соответствующая отметка. Точно так же составляется и акт о скрытых недостатках продукции. Если между отправителем и получателем возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их появления, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз или другой компетентной организации. Отправитель или изготовитель вправе опротестовать заключение эксперта в вышестоящей организации или суде. Копия заявления направляется другой стороне.
Итак подытожим тезисно:
При самовывозе передача товара по количеству происходит у нас на складе и после того как машина его покинула вероятность удовлетворения претензии клиента очень мала;
При доставке товара клиенту передача по количеству происходит в месте получения продукции. Все претензии по количеству предъявляются только в присутствии нашего водителя (который является нашим представителем). После того как машина покинула склад клиента вероятность удовлетворения претензии клиента по количеству, опять же очень мала;
Для подачи претензии по качеству у клиента есть больше времени (обычно оговаривается договором поставки), для «скрытых» дефектов срок до 4 месяцев;
Претензии по качеству принимаются только при наличии ссылки на конкретный пункт ГОСТа или иного НТД.
В заключение хочу добавить, что не смотря на то что мы являемся приверженцами строгого выполнения формальностей, мы всегда готовы к диалогу и найти выход из запутанных ситуаций. Например клиент покупает у нас с доставкой 6 тонн арматуры, а на объекте у него отсутствуют соответствующие крановые весы. Есть следующие варианты:
мы предоставляем ему фотографии весов отгружаемого товара;
представитель клиента лично присутствует при отгрузке на складе и вместе с нашей машиной следует к себе на объект.