Куда выделяются деньги из бюджета
Перейти к содержимому

Куда выделяются деньги из бюджета

Откуда берутся деньги на госзакупки и как правильно их тратить

Источник финансирования в закупках — это ключевой момент, который напрямую влияет на порядок организации и проведения контрактных процедур. Большинство заказчиков до сих пор путаются, по какому закону можно потратить деньги от грантов или субсидий. Давайте окончательно разберемся в вопросе.

Абсолютно все государственные компании, предприятия и учреждения обязаны проводить закупки в соответствии с действующим законодательством о контрактных системах. Исключений, увы, не предусмотрено. Получаешь бюджетное финансирование — трать деньги по установленным регламентам и алгоритмам.

Но ведь госорганизации финансируются не только за счет бюджета. Источников довольно много: это и субсидии, и гранты, и приносящая доход деятельность, инвестиции, заемные капиталы и прочие источники. Как правильно потратить конкретные деньги, чтобы избежать наказания? Напомним, что за нарушение контрактного законодательства предусмотрены довольно крупные штрафы. Итак, обо всем по порядку.

Бюджетные деньги

В состав бюджетных средств следует относить:

  1. Субсидии на выполнение государственного и муниципального задания — это средства бюджета, которые выделяются бюджетным, автономным или казенным учреждениям на основании соглашения, устанавливающего порядок, правила и условия предоставления и использования данной субсидии. Ключевое назначение данного вида финансирования — достижение количественных и качественных показателей исполнения госзадания. Простыми словами, учреждение за счет этих денег должно выполнить назначенное количество работ или услуг, которые определил учредитель на соответствующий год.
  2. Субсидии на иные цели (целевое финансирование) — это вид финансирования, который направляется на выполнение конкретной цели. Условия, объем финансирования, цели, порядок предоставления и использования закрепляет соглашение между учредителем и получателем средств. Такие цели обычно носят непостоянный (разовый) характер, например капитальный ремонт, приобретение имущества. Иными словами, целевые субсидии направляют на такие расходы, которые нельзя учесть в субсидии на выполнение госзадания.
  3. Субсидии на капитальные вложения в строительство, покупку госсобственности — это капитал, за счет которого учреждение-получатель должно произвести строительство (возведение, сооружение) капитального объекта, который в дальнейшем будет включен в перечень государственной собственности. Также данный вид финансирования может быть направлен на организацию и проведение закупочных процедур по приобретению капитальных объектов (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и прочее), которое в дальнейшем станет объектом госсобственности.
  4. Доведенные лимиты бюджетных обязательств — это ограниченный объем финансирования, доведенный до получателя бюджетных средств — казенного учреждения. В рамках данного объема лимитов учреждение вправе принимать обязательства (заключать договора, контракты, производить закупки), необходимые для выполнения основного вида деятельности.

Если закупки осуществляются за счет бюджетных источников финансирования, то применение закона № 44-ФЗ становится обязательным. Однако есть исключения!

Автономное учреждение, государственное или муниципальное, значения не имеет, вправе производить закупки за счет помощи от субсидии на выполнение госзадания в рамках закона № 223-ФЗ. А вот субсидии на капитальные вложения, полученные автономным учреждением, придется использовать уже по закону № 44-ФЗ.

Небюджетные средства

Бюджетное финансирование — не единственный источник, за счет которого госорганизации могут осуществлять расходы. Внебюджетные средства включают в себя:

  1. Доходы от осуществления предпринимательской деятельности — это самостоятельный заработок предприятия. Напомним, что любой экономический субъект вправе вести предпринимательскую деятельность, помимо основной деятельности, для выполнения которой было создано учреждение. Даже казенные учреждения могут вести деятельность, приносящую доход. Однако тратить эти средства они не вправе.
  2. Субсидии и(или) гранты, полученные госорганизацией на конкурсной основе. Это отдельный вид финансирования, который можно получить только при участии в специальных мероприятиях, например конкурсах. К тому же для получения такой помощи в придется выполнить определенные условия и требования, а также соответствовать определенным критериям, заявленным организаторами конкурсов.
  3. Пожертвования и безвозмездные поступления — это деньги, которые поступают на счета российских учреждений в качестве благотворительной помощи. Жертвователем может выступать как юридическое лицо, так и физическое, то есть простой гражданин. Средства зачисляются на основании договора о пожертвовании, в котором может быть обозначена конкретная цель, на что можно потратить данные деньги.
  4. Доходы от иной деятельности (не связанной с ведением предпринимательства) — такие доходы также могут возникнуть в деятельности госкомпании. Например, доходы от реализации имущества. Обратите внимание, что речь идет об имуществе, приобретенном за счет средств предпринимательской деятельности либо переданном на безвозмездной основе от не взаимозависимых лиц. Правила расходования денег, полученных от реализации госимущества, утверждает учредитель (собственник данного имущества).

Такие средства предприятие вправе тратить по нормам закона № 223-ФЗ. Но для применения данной привилегии есть важное условие. Учреждение обязано разработать, утвердить и опубликовать на площадках ЕИС положение о проведении закупок. Обратите внимание, что данное положение требуется опубликовать в конце года, предшествующего году, в котором будут производиться закупки данного характера. Простыми словами, чтобы организация могла работать по 223-ФЗ в 2020 году, опубликовать Положение о закупках требуется еще в 2018 году.

Средства ОМС

Средства ОМС — это отдельный источник финансирования учреждений сферы здравоохранения, которые оказывают медицинские услуги. Порядок и условия выделения средства данной категории определяет закон № 326-ФЗ. Данные деньги могут расходоваться строго по целевому назначению.

Порядок проведения закупок за счет средств ОМС зависит от категории государственного, муниципального заказчика. Так, например, бюджетные и казенные учреждения должны расходовать капитал в строгом соответствии с законом № 44-ФЗ. А если получателем средств Фонда обязательного медицинского страхования является автономное учреждение здравоохранения, то закупки следует проводить по 223-ФЗ.

Евдокимова Наталья

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

На что уходят наши налоги

Налоги – настолько обыденная часть реальности, что многие даже не задумываются, для чего мы их платим. А стоило бы! Ведь это наш вклад в развитие государства и улучшение качества жизни каждого гражданина.

За чей счет живет государство? За счет каждого, кто работает в нашей редакции, за ваш, уважаемые читатели, и за счет вон того парня тоже. Возможно, это прозвучало несколько провокационно, но то, что бóльшая часть бюджета страны формируется из налоговых поступлений, – не преувеличение, а неоспоримая истина.

Посудите сами, из 37,9 трлн рублей, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2020 году, 21 трлн рублей – налоги. Самые крупные источники средств от физлиц – НДФЛ и НДС (по 4,3 трлн рублей), затем – акцизы (1,8 трлн), а также имущественные налоги (1,4 трлн).

Консолидированный бюджет РФ – это совокупность всех уровней российской бюджетной системы, за исключением государственных внебюджетных фондов (пенсионного, фондов обязательного медицинского и социального страхования), без учета трансфертов между ними (дотаций, субсидий, субвенций, которые переходят из федерального бюджета в региональные, а из регионального – в местные с целью выравнивания бюджетной обеспеченности).

Для сравнения, доходы, полученные от продажи нефтегазовой продукции, составили 7,9 трлн рублей, то есть чуть больше 1/5 всех поступлений.

С 1 января 2021 года вступил в силу закон о налогообложении процентов по банковским вкладам, начал действовать дифференцированный подоходный налог (теперь при сумме доходов от 5 млн рублей ставка 15%), повысились табачные акцизы. Выходит, налоги растут. Но улучшается ли при этом жизнь населения страны? На что вообще правительство тратит такие огромные средства?

Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетная система РФ – это система экономических отношений, которая объединяет государственные бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на основании государственного устройства и функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отечественной бюджетной системе существует три уровня:

  • федеральный,
  • региональный,
  • местный.

Несмотря на то что НДФЛ по уровню управления относится к федеральным налогам, распределяется он между региональным (85%) и местным (15%) бюджетами. Имущественные налоги полностью отправляются в бюджет муниципального образования, в котором зарегистрировано имущество, НДС – в федеральный, акцизы – в бюджеты разных уровней. То есть большая часть налогов оседает в регионах, а федеральный бюджет (далее – ФБ) формируется в основном за счет нефтегазовых доходов.

Составление и рассмотрение проектов по расходованию бюджетов каждого уровня, их утверждение и контроль исполнения осуществляются соответствующими органами власти с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.

Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит по ставке 6,9% в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки», и мы вернем все проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика, а деньги мы зачислим на карту либо отправим курьером.

Что такое федеральный бюджет

ФБ с материальной точки зрения – это финансы, которые находятся в распоряжении правительства РФ. Но если говорить о юридическом понятии, то это закон, которым утверждаются плановые доходы и будущие расходы государства на исполнение обязательств перед населением.

О каких обязательствах идет речь? Это защита граждан от внешних врагов, охрана правопорядка внутри страны, создание благоприятных условий для жизни и развития. Документ содержит информацию о том, сколько правительство планирует потратить на армию, содержание полиции, здравоохранение, социальные программы и т. д. за год.

Об исполнении ФБ за год правительство отчитывается перед Государственной Думой не позднее 1 августа следующего года. Также есть промежуточные отчеты в течение года – за первое полугодие, а затем – за 9 месяцев.

На что тратит деньги правительство страны

В 2020 году наибольшую долю расходов ФБ составляли межбюджетные трансферты (39%), обеспечение государственных и муниципальных организаций товарами и услугами, необходимыми для полноценного функционирования (17%), и оплата труда работников этих учреждений (14%).

На военные нужды ушло 4,6 трлн рублей – тут мы были почти впереди планеты всей, а точнее – на четвертом месте в мире (согласно докладу SIPRI – Стокгольмского международного института исследований проблем мира). Радует, что такое же место в 2020 году мы занимали по расходам на гражданскую науку. Правда, сумма по этой статье значительно меньше – 549,6 млрд руб.

На борьбу с последствиями пандемии COVID-19 в 2020 году было потрачено 2,86 трлн рублей, в том числе на вакцинацию, содержание и лечение заболевших, помощь семьям с детьми. Расходы в области здравоохранения в целом – 4,4 трлн рублей, на поддержку национальной экономики – около 3,5 трлн.

В бюджете 2021 года наибольшее внимание уделено социальной сфере. На расходы в области медицины, образования, материальной поддержки населения и т. д. планировали потратить около 5,6 трлн рублей, или 26% от общего объема расходов.

Плановые траты на поддержание экономики – 3,3 трлн, на армию – 3,1 трлн рублей. Расходы на гражданскую оборону, правоохранительную деятельность, защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на четвертом месте (2,4 трлн рублей).

Замыкает пятерку ключевых направлений бюджета здравоохранение – запланирован 1,1 трлн рублей.

Оценивать итоги 2021 года пока рано, с официальным докладом мы сможем ознакомиться не раньше августа 2022 года.

Закон о ФБ на новый 2022 год президент подписал 06.12.2021 г. Приоритетные статьи расходов традиционно – оборона и социальная сфера. Более 5 трлн рублей планируется вложить в субсидирование авиаперелетов для дальневосточников, развитие и повышение доступности медицинской помощи в селах, капремонт студенческих общежитий, обеспечение инвалидов жильем, ремонт и строительство дорог, спортплощадок, борьбу с безработицей, индексацию пенсий, пособий, МРОТ и прожиточного минимума.

Карта «Халва» – универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 8,5%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства до 500 000 рублей и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!

Как расходуются средства в регионах

За последние годы наибольший прирост расходов в регионах был зафиксирован в здравоохранении и социальной политике. Что вполне ожидаемо на фоне пандемии и борьбы с ее последствиями.

Немалые суммы ежегодно тратятся на образование, эта сфера регулярно дофинансируется из ФБ.

Положительная динамика наблюдается по статье «национальная экономика». Рекордные расходы на дороги и транспорт наблюдаются в Москве.

Ну и конечно, никуда без поддержания жилищно-коммунального хозяйства. В региональные и местные бюджеты включаются расходы на переселение граждан из аварийного жилья, содержание и ремонт, реконструкцию жилищного фонда, развитие и модернизацию коммуникаций.

Для чего нужны отчисления в государственные внебюджетные фонды

Помимо НДФЛ работодатель за каждого сотрудника делает взносы в государственные внебюджетные фонды: 22% в пенсионный (ПФР), 2,9% в фонд социального страхования (ФСС), 5,1% – обязательного медицинского страхования (ФОМС). Итого 30%.

Таким образом, за сотрудника, который получает 50 тысяч рублей, организация платит 15 тысяч рублей ежемесячно. Согласитесь, это была бы неплохая прибавка к зарплате? Но эти средства нужны государству для гарантии пенсионного обеспечения, бесплатной медицины и выплаты пособий – все это мы получаем благодаря существованию перечисленных фондов.

Доходы региональных фондов консолидируются в федеральных, а затем возвращаются в регионы в размерах, необходимых для того, чтобы исполнить обязательства перед населением.

Можно ли отказаться от налогов

В 1789 году один из лидеров войны за американскую независимость, Бенджамин Франклин, написал в своем письме к французскому физику Ж.-Б. Леруа: «В этом мире неизбежны только смерть и налоги».

За двести с лишним лет в этом плане ничего не изменилось. Эликсира вечной молодости до сих пор не придумали, а налоги – явление, без которого невозможно существование современной цивилизации. Порассуждаем, чем грозит отказ от них.

Если говорить о частных случаях, уклонение от обязательных платежей влечет за собой штрафы и даже уголовную ответственность с реальным лишением свободы. Серьезность наказания зависит от наличия умысла, статуса неплательщика и суммы долга.

Если же говорить об отказе в более глобальном смысле, последствия могут быть куда ужаснее.

Практически все блага, которыми окружает нас государство, созданы за счет налогоплательщиков. Иначе откуда возьмутся средства на строительство и ремонт дорог, поддержку социально слабых слоев населения, оплату труда работникам бюджетных организаций – врачам, полицейским, учителям. О порядке, бесплатном образовании и медицине придется забыть, а значит, многие не смогут позволить себе и своим детям обучение в школах и профессиональных учебных заведениях, лечение; возрастет уровень безграмотности и смертности населения.

Отказ от содержания постоянной армии и развития оборонно-промышленного комплекса может показаться отличной идеей, но может ли позволить себе подобный ход наша страна? Армия бережет нас не только от внешних посягательств, но и от внутренних революционных потрясений.

Хотя, возможно, без налогов и защищать будет нечего – государство просто перестанет существовать как таковое, наступит полная анархия, ведь правительство работает не за «спасибо», а получает зарплату из бюджета.

Так что налоги необходимы для обеспечения нормальной жизни общества, как бы ни было неприятно расставаться с честно заработанными деньгами.

Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?

1 сентября в рамках просветительского марафона «Новое знание» мэр Москвы Сергей Собянин в ответ на нарастающее недовольство жителей регионов в отношении Москвы, которая, по их мнению, живёт за счёт регионов, заявил , что на самом деле всё обстоит иначе. Москва является крупнейшим донором для регионов. Ведь только за 2020 г. столица пополнила государственные внебюджетные фонды на 2,9 трлн руб. Причём около половины собранных средств было потрачено на выплату пенсий и медицинское обеспечение жителей других регионов.

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

За счёт чего пополняется бюджет

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

    Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Структура доходов Москвы

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

В доходе бюджета РФ около четверти поступлений составляют перечисления из Москвы. Далее идёт Московская область и Санкт-Петербург. В этих субъектах функционируют и зарегистрировано наибольшее количество предприятий, организаций и производств. Москва и Санкт-Петербург являются самыми крупными городами России с наибольшей численностью населения. Объёмы поступающих в бюджет налогов, особенно НДФЛ и налога на прибыль, в этих городах намного больше, чем в других.

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

Нюансы уплаты налогов

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

Однако далеко не все регионы оставляют себе более половины налоговых поступлений. Другая ситуация складывается с «нефтяными» субъектами РФ, где большая часть налогов поступает в федеральный бюджет, а не в региональный. Например, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — лидер по добыче нефти в России. На долю ХМАО приходится более 40% объёма всей нефтедобычи в стране. Среди российских компаний лидерами по добычи нефти являются «Роснефть» (47%), «Сургутнефтегаз» (21%), «Лукойл» (14%). При этом из них в ХМАО зарегистрирован только «Сургутнефтегаз». «Роснефть» и «Лукойл» зарегистрированы в Москве.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

От чего зависит благосостояние регионов?

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

В выигрышном положении находятся те регионы, на территории которых не просто функционируют, а зарегистрированы крупнейшие системообразующие предприятия или масштабные торговые сети. Кроме того, богатство того или иного субъекта РФ определяют не только налоговые поступления.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

    количество и масштабность работающих и зарегистрированных на его территории организаций;

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Почему деньги на салют не отдадут пенсионерам

Государственный бюджет России похож на бюджет семьи, только в размере 147 миллионов человек. Даже в небольшой семье праздники часто планируют заранее: покупают подарки, зовут гостей. А в государстве, чтобы всё работало, планируют еще заблаговременнее: госбюджет формируют на три года вперед и корректируют каждый год. Но когда случаются непредвиденные события, кажется, важнее не отмечать праздники, а потратить деньги на нуждающихся.

Христина Вячеславовна Пешкова (Белогорцева)

Деньги планируют и тратят заранее

В этом году в связи с пандемией коронавирусной инфекции в России отменили празднование Дня Победы. При этом в Воронеже, Смоленске, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Севастополе и других городах всё равно запустили праздничные салюты.

Это событие вызвало негодование:

Люди писали в соцсетях и на форумах, что государство должно было не тратить деньги на празднование Дня Победы, а направить их на помощь нуждающимся. Вот о каких суммах шла речь — это стоимость контрактов на салюты на сайте госзакупок:

  • 1,9 млн ₽ — Якутия (две закупки на два салюта);
  • 1,5 млн ₽ — Воронежская область;
  • 1,2 млн ₽ — Ямало-Ненецкий округ.

Деньги на это запланировали выделить из фонда правительства на заседании, которое прошло в ноябре 2019 года. А предусмотрели эти траты и распределили их по регионам еще раньше — в законе «О федеральном бюджете».

Всего правительство выделило регионам на празднование Дня Победы 339 млн рублей

Дело в том, что бюджет в России планируют заранее, а сама Россия — федеративное государство, где регионы обладают некоторой самостоятельностью. Такая же структура у США, Мексики, Индии.

В России 85 регионов, и каждому нужны деньги. Представьте семью, в которой 85 детей, и всем им нужны деньги на обед в школе, занятия в кружках и электросамокаты. И все 85 детей прибегают и просят деньги у родителей в один день, а те придумывают, кому и сколько дать, что важно оплатить сейчас, а что подождет. В России никто не копит деньги и не планирует бюджет на месяц вперед, но, если бы семья копила, она бы заранее начала откладывать на электросамокаты для стольких детей.

Так и с бюджетом: деньги на салют ко Дню Победы запланировали заранее, задолго до пандемии коронавируса.

А еще каждый регион составляет свой бюджет, в котором пишет, условно: нам нужен миллион рублей на салют, а еще два миллиона на дорогу. Госдума или законодательный орган этот бюджет утверждает, но сразу деньги регионам не дает. Деньги поступают из федерального казначейства, которое переводит их раз в месяц и квартал, — в зависимости от предоставленных смет.

Чтобы успеть всё в срок, к празднованию готовятся заранее. Сначала объявляют тендер, находят исполнителя, тот привозит салют, потом казначейство переводит деньги администрации, а та расплачивается с исполнителем.

Так Якутия объявила о поиске исполнителя по салюту ко Дню Победы 18 февраля 2020 года — за полтора месяца до объявления режима самоизоляции:

Может быть, в трудный момент власти Якутии и хотели бы отдать эти деньги нуждающимся пенсионерам, но не могли этого сделать:

  • деньги они получают постфактум, и им нужно расплачиваться с поставщиками;
  • мероприятия планируют заранее, поэтому этих денег уже нет.

Возможно, власти Якутии могли бы сказать поставщикам: «Извините, мы отменяем сделку, платить за салют не будем, у нас коронавирус». Но поставщик — это компания с сотрудниками, которые получают зарплату, тратят эти деньги в магазинах, кафе и транспорте и являются частью экономики страны.

Деньги распределяют точно по статьям расходов

Возникает вопрос: если местные власти не могут отказаться от салюта и раздать деньги пенсионерам, может быть, это может сделать правительство — они же всё решают. Например, перекинуть деньги с одной статьи расходов на другую.

Но правительство тоже не может так делать, иначе бюджет сломается. Представьте:

Администрация Тамбовской области рассчитывает получить десять миллионов на новую школу. Они ищут подрядчиков, проводят тендеры, трубят об этом по телевидению. Но тут им приходит письмо из правительства: мы подумали и решили, что перекидываем эти деньги на другую статью расходов, Липецкой области нужнее построить бассейн.

Еще каждое ведомство отвечает в рамках своих обязанностей. Если ведомство занимается ремонтом дорог, оно не может получить деньги, а потом сказать: «Давайте мы отдадим их на лекарства для больниц». Ведомство по ремонту дорог даже не знает, а нужны ли в больницах те или иные лекарства, а может, там уже переизбыток и нужны халаты для врачей. Каждый занимается своим делом, так и с бюджетом.

Это утрированные примеры, но расходы из одной статьи запрещено переносить в другие, это нарушает бюджетные правила. А правила существуют не просто так — чтобы всё работало и не ломалось, нужно:

  • бюджет планировать заранее на три года вперед;
  • деньги распределять точно по статьям и ведомствам;
  • корректировать бюджет каждый год.

Это как если бы семья решила все деньги отдать пожилым родителям, что очень благородно, но потом обнаружила, что нет денег на выпускной ребенка — вроде бы и торжество, но как его пропустить.

Христина Вячеславовна Пешкова (Белогорцева), доктор юридических наук:

У Дня Победы есть не только финансовая сторона, но и морально-этическая. Для меня странно, если бы мы не отмечали День Победы — я считаю, что это значимый праздник для нашей страны в целом. Считаю, мы можем сделать друг другу подарок в виде парада и салюта, вспомнить тех, кто защитил нашу жизнь и свободу. Я думаю, если бы мы не делали этого ежегодно, это было бы просто не по-человечески.

Нельзя забрать деньги с одной статьи расходов в другую

Бюджет России планируется заранее и распределяется по разным статьям расходов: социальная помощь, здравоохранение, образование, государственный долг, культура, оборона.

Иногда люди говорят так: «Зачем такие траты на музеи и парки, ничего с ними не будет, лучше раздайте деньги нуждающимся».

В теории, наверное, можно отказаться от расходов на музеи и раздать эти деньги людям, но тогда все, кто работает в музейной сфере, останутся без работы. Музеи закроют, а люди, которые ехали со всего мира увидеть Эрмитаж, уже не поедут в Россию. Пострадает туристическая отрасль, а там тоже люди, которые получают зарплаты и тратят их в магазинах и, например, кафе. Тогда общепит станет зарабатывать меньше, начнут закрываться заведения. А поставщики продуктов в эти заведения потеряют своих клиентов.

Это пример на пальцах, но каждая сфера, на которую в бюджете заложены деньги, составляет часть экономики страны. И если перестать финансировать одну из сфер, экономика рухнет.

Такая же история с требованиями раздать деньги из бюджета всем жителям России. Это можно сделать в теории. Люди получат деньги, а отрасли не получат финансирование. А дальше всё, как с музеями: учреждения и предприятия начнут закрываться, люди останутся без работы, цены в магазинах резко вырастут, деньги быстро закончатся, а экономика развалится.

Без планирования можно тратить только резервный фонд

Не только салюты во время коронавируса стали темой для возмущения. Например, в прошлом году, когда по всей России начались природные пожары, говорили, что государство должно раздать деньги пострадавшим.

Если говорить о чрезвычайных ситуациях, то в госбюджете есть одно местечко, деньги откуда можно тратить экстренно, без предварительного планирования. Это резервный фонд правительства, резервный фонд президента. Такие резервные фонды могут быть не только у федеральных властей, но и у губернаторов.

Деньгами из резервного фонда можно пользоваться, когда наступает чрезвычайная ситуация. Эту ситуацию нельзя спланировать заранее, поэтому здесь разрешено действовать по факту. Но это возможно, потому что есть основной бюджет, который закрывает текущие расходы, а фонд — это как заначка на черный день. Его не тратят, пока не случилось что-то серьезное, как например, пандемия коронавируса.

Именно из резервного фонда последние месяцы выплачивали субсидии, гранты, материальную помощь — всё, о чём говорил президент в своих обращениях. Из резервного фонда также выплачивали материальную помощь пострадавшим при пожарах в прошлом году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *