Сколько выделяют уровней регулирования трудовых отношений в россии
Перейти к содержимому

Сколько выделяют уровней регулирования трудовых отношений в россии

Сколько выделяют уровней регулирования трудовых отношений в россии

ТК РФ Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 5 ТК РФ. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (действующая редакция)

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. ТК, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Таким образом, Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который, хотя и не является в целом законом о труде, содержит ст. ст. 25 и 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала ТК и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд; право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает — на период действия чрезвычайного положения — возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

4. Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30.12.2001 с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет ТК. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110).

6. В систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

7. Регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. Посредством постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтруда России.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровней. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

9. В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями — физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

10. Трудовой кодекс выделяет в качестве источников трудового права нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя — физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

11. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.03.2005 N 3-П признал ст. 279 ТК (в ред. до принятия Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Выплата компенсации, как указал Конституционный Суд РФ, — необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

Верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14.12.2000 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22.09.1988 N 1111 «О работе по совместительству», который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

12. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

К ВОПРОСУ О МНОГОУРОВНЕВОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Правовое регулирование трудовых отношений относится к разряду многоуровневых явлений. Анализ этих уровней имеет существенное практическое и научное значение, поскольку на современном этапе одной из задач в сфере экономического развития Российской Федерации является необходимость создания предпосылок для стабильного развития экономики.

Трудовое право оказывает активное воздействие на социально- экономические отношения, его роль в этом взаимодействии может быть как тормозящей, так и стимулирующей прогресс экономического и социального развития общества2 . Как указано в Концепции модельного Трудового кодекса, на правовом уровне стратегическое значение для развития трудового законодательства могут иметь основные положения, характеризующие: цель, задачи, принципы трудового законодательства3 .

Роль принципа многоуровневости, как и любого принципа правового регулирования трудовых отношений, заключается в том, что он является фундаментом всего здания трудового права, определяет создание и реализацию норм трудового законодательства.

2Курилов В.И. Социально-правовые средства формирования поведения работников в сфере несамостоятельного труда // Правоведение. 1998. № 2. С. 83.

3Концепция модельного Трудового кодекса, принятая на шестнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ № 16-7 от 9 декабря 2000 года) // Сайт Всеобщей Конфедеpации Пpофсоюзов ( http://www.vkp.ru) .

Значение принципа многоуровневости многоаспектно. Во-первых, многоуровневость правового регулирования трудовых отношений является особенностью источников трудового права. Во-вторых, принцип многоуровневости является преломлением в данной отрасли принципа федерализма. И, в-третьих, множественность уровней правового регулирования объясняется также тем, что в трудовом праве возможна и необходима дифференциация условий труда и норм, в том числе и в связи с особенностями конкретной территории, отрасли экономики, организации. Эти особенности могут быть климатическими, социально-экономическими и т. д. Наличие нескольких уровней правового регулирования трудовых отношений позволяет наиболее адекватно и полно отразить эти особенности.

Возможность различной регламентации одних и тех же общественных отношений ставит вопрос об обоснованности вводимой дифференциации. Представляется, что следует присоединиться к мнению А. Ф. Нуртдиновой, полагающей, что существование определенных различий в правовом регулировании однотипных отношений (их элементов) вполне допустимо. Оно объясняется различными представлениями о должном и справедливом и неизбежно при демократическом способе управления4 . Кроме того, единообразие правового регулирования трудовых отношений не всегда гарантирует достижение состояния социальной справедливости и равенства.

Многоуровневость в трудовом праве проявляется в следующем: правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на международном, федеральном уровне, уровне субъектов РФ, муниципальном, локальном и индивидуально-договорном уровнях.

Взаимодействие между названными уровнями основывается на принципе in favorem. Этот принцип имеет универсальное значение. Любой нормативный акт, стоящий на более низкой ступени в иерархии источников трудового права, может, как правило, только улучшать положение работника по сравнению с нормативными актами более высокого уровня. На этом принципе основано центральное коллизионное правило трудового права5 , согласно которому предпочтение отдается нормам, устанавливающим более благоприятные условия труда для работников. Оно основано на признании допустимости изменения положения работника только в сторону улучшения.

4 Нуртдинова А.Ф. Повышение гарантий работников // Сайт для менеджеров по персоналу «HRM.RU» (http://www . begin.ru).

Своеобразие этого коллизионного правила состоит в том, что оно, с одной стороны, запрещает ухудшение положения работника, с другой – допускает установление работнику дополнительных по сравнению с законодательством льгот и преимуществ. В трудовом законодательстве это правило нашло отражение, в частности, в ст. 8 ТК, признающей недействительными локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями; в ст. 57, допускающей включение в содержание трудового договора условий, не ухудшающих положение работника по сравнению с Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Однако следует заметить, что принцип in favorem не следует абсолютизировать, поскольку он имеет некоторые ограничения6 . Во- первых, необходимо учитывать пределы компетенции нормосоздающего органа или управомоченного субъекта конкретного уровня. Например, несмотря на то, насколько выгодные условия для работников планируется предусмотреть в коллективном договоре, в его содержание согласно ст. 41 ТК РФ могут включаться нормативные положения, только в случае, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении в нем этих положений. Во- вторых, предоставление дополнительных льгот работникам по сравнению с имеющимися на вышестоящих уровнях может негативно отразиться на положении работодателя или иных обязанных по отношению к работнику субъектов. В связи с этим подобное улучшение положения работников целесообразно проводить за счет средств того уровня, на котором вводятся дополнительные льготы. Например, на муниципальном уровне акт органа местного самоуправления может предоставить дополнительные льготы и преимущества работникам только в случае их финансирования за счет местного бюджета.

5 Аленина И.В. Коллизии в трудовом праве: Дис. канд. юрид. наук. Омск, 2000. С. 166.

6 Аленина И.В. Указ. соч. С. 167.

На основе исследования особенностей, пределов правового регулирования трудовых отношений на внутригосударственных уровнях, взаимосвязей и соотношения источников правового регулирования, характеризующих исследуемые уровни, представляется возможным указать на следующую закономерность взаимодействия уровней между собой.

Принцип приоритета правового акта, улучшающего положение работника, действителен лишь при описании взаимоотношений разноуровневых актов, в то время как взаимодействие актов одного уровня правового регулирования трудовых отношений основывается на оценке их юридической силы. Данный вывод находит подтверждение в статьях 5, 6, 8, 9, 57 ТК РФ.

Так, очевидно, что при противоречии федерального закона и подзаконного нормативного правового акта или закона субъекта РФ и подзаконного акта регионального уровня в форме улучшения положения работника подзаконными актами, принцип in favorem не применим. Данная точка зрения находит подтверждение в юридической литературе7 . В то время как при оценке нормативно-правового акта федерального уровня и локального нормативного акта, улучшающего положение работника по сравнению с законодательством, применению подлежит акт локального уровня, несмотря на то, что в юридической литературе локальные нормативно-правовые акты традиционно относятся к подзаконным.

7 Лушникова М.В., Лушников А.М., Тарусина Н.Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. История, теория и практика: Сравнительно-правовое исследование. Ярославль, 2001. С. 308; Штивельберг Ф.Б. Дифференциация трудового права на различных уровнях правового регулирования // Проблемы правового регулирования трудовых отношений. Ч. 1. Сб. материалов научной конференции. 23-24 сентября 2004 г. Омск, 2004. С. 62.

Относительно социально-партнерских актов следует отметить, что в силу их существенной специфики как источников правового регулирования, отсутствия четко выраженного мнения законодателя по вопросу соотношения между собой коллективного договора и соглашений, а также соотношения коллективных соглашений, принадлежащих к разным уровням социального партнерства между собой, вышеуказанные закономерности на них не распространяются.

Так, законодатель весьма скуп в описании взаимодействия социально-партнерских актов различных видов и уровней. Статья 9 ТК РФ закрепляет, что коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Часть 3 ст. 41 позволяет сделать предположение о запрете включать в коллективный договор условия, снижающие уровень льгот и гарантии для работников по сравнению с закрепленными, в том числе, в коллективных соглашениях.

Взаимодействию коллективных соглашений, принятых на различных уровнях, посвящено лишь положение ст. 48 ТК РФ: в тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений. Указанная статья не дает ответ на вопрос, следует ли при заключении коллективного соглашения ориентироваться на условия коллективных соглашений более высокого уровня, с целью не допустить ухудшения положения работника.

Принцип многоуровневости правового регулирования трудовых отношений призван содействовать созданию необходимых правовых условий для достижения оптимального баланса интересов сторон трудовых отношений с учетом их неравного положения на рынке труда, усилении реальной защиты трудовых и социальных прав работников при учете интересов работодателя в повышении эффективности производства.

Следует отметить, что соотношение между уровнями, долю каждого из них в правовом регулировании трудовых отношений определяет государство путем принятия императивных и диспозитивных норм.

В этой связи важным представляется правильно выбрать критерии подхода к установлению пределов вмешательства государства в регулирование трудовых отношений. Исходным критерием должно быть рассмотрение трудового права как права охраны труда, как права защиты более слабой стороны в трудовых отношениях, которой традиционно считается работник8 . Здесь необходимо отметить, что трудовое право в свое время отпочковалось от гражданского права именно в связи с развитием коллективного, совместного производства как отрасль, содержащая обязательные нормы – гарантии по технике безопасности и охране труда, закрепляющие право на ежегодный оплачиваемый отпуск, норму оплачиваемого времени, четкий перечень оснований для прекращения трудового договора для работодателя и др. 9

Таким образом, разумное, сбалансированное сочетание правового регулирования трудовых отношений на государственных и негосударственных уровнях, несомненно, будет способствовать смягчению противостояния между трудом и капиталом, сохранению так называемого «социального мира». Многоуровневость позволяет подойти к правовому регулированию трудовых отношений не только с позиции работника, но и работодателя.

8 Киселев И. Я. Трудовое право России. М.: НОРМА, 2001. С. 283.

9 Сыроватская Л. А. Нужен ли новый Трудовой кодекс? // Правоведение. 1997. № 2.С. 47.

Список литературы

1. Аленина И. В. Коллизии в трудовом праве: Дис. канд. юрид. наук.Омск, 2000.

2. Киселев И. Я. Трудовое право России. М.: НОРМА, 2001.

3. Концепция модельного Трудового кодекса, принятая на шестнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ № 16-7 от 9 декабря 2000 года) // Сайт Всеобщей Конфедеpации Пpофсоюзов (http://www.vkp.ru).

4. Курилов В. И. Социально-правовые средства формирования поведения работников в сфере несамостоятельного труда // Правоведение. 1998. № 2.

5. Лушникова М. В., Лушников А. М., Тарусина Н. Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. История, теория и практика: Сравнительно-правовое исследование. Ярославль, 2001.

6. Нуртдинова А. Ф. Повышение гарантий работников // Сайт для менеджеров по персоналу «HRM.RU» (http://www. begin.ru).

7. Сыроватская Л. А. Нужен ли новый Трудовой кодекс? //Правоведение. 1997. № 2.

8. Штивельберг Ф.Б. Дифференциация трудового права на различных уровнях правового регулирования // Проблемы правового регулирования трудовых отношений. Ч. 1. Сб. материалов научной конференции. 23-24 сентября 2004 г. Омск, 2004.

Трудовые отношения

Трудовые отношения

Трудовые отношения – это отношения в рамках трудового права, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовыми отношениями являются те коммуникации, которые выполняются в соответствии с письменным договором. Устное заключение контрактов между работником и нанимателем в РФ не допускается. Работодатель может разрешить сотруднику приступить к работе без подписанного контракта — но в течение 3 дней после начала специалистом деятельности соответствующий документ должен быть составлен (равно как и необходимые приложения к нему).

Значимость письменного контракта особенно явно прослеживается в том, что законодательство РФ предполагает достаточно высокую защищенность сотрудников от возможных увольнений.

Признаки трудовых отношений

Регулирование трудовых отношений осуществляется на основании законодательно принятых норм, отраженных в ТК РФ и иных актах. В этих документах выделен ряд признаков, характерных для отношений, возникающих в процессе выполнения труда:

  • основанием отношений является соглашение, принятое по воле обеих сторон; исполнение функций работника возможно исключительно путем личного участия;
  • плата за труд назначается в соответствии с должностью, специальностью, квалификацией, что отражается в штатном расписании;
  • трудовые отношения имеют в своем основании подчинение работника тому трудовому распорядку, который определен внутри организации работодателя;
  • со стороны работодателя обеспечению подлежит не только оплата, но и создание необходимых трудовых условий, что предусмотрено законодательными и локальными актами.

Оформление трудовых отношений возможно не только в рамках трудового договора, но и в качестве гражданско-правовых договоров, что требует точного разграничения сфер воздействия каждого из этих документов.

Особенности трудовых отношений

Помимо существующих признаков, существует ряд особенностей, которые отличают трудовые отношения от тех, основой которых являются гражданско-правовые договора. Особенности трудовых отношений заключаются в:

  • исключительно индивидуальном исполнении возложенных функций, то есть третьи лица могут стать исполнителями работ лишь в гражданско-правовых отношениях;
  • выполнении обязанностей по определенной должности или специальности;
  • выполнении работы с полным подчинением внутреннему распорядку организации, при наличии договора гражданской сферы во главу ставится лишь результат, но не процесс;
  • обязательном обеспечении условий, в которых будет выполняться трудовая функция.

Правовое регулирование трудовых отношений, возникающих в результате наличия гражданско-правовых договоренностей, регулируются в большей мере ГК, акты регулирующие трудовые отношения, отражены в ТК.

Виды трудовых отношений

В связи с тем, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора, виды трудовых отношений можно определить исходя из видов таких договоров. Оформление трудовых отношений осуществляется на основании:

  • договора, срок которого не определен;
  • договора с определенным сроком, который не может превышать 6 лет, за исключением тех случаев, которые оговорены федеральным законодательством.

Зачастую, субъекты трудовых отношений, заключают договора без определения даты, в которую произойдет прекращение трудовых отношений.

Установление сроков в таких договорах возможно лишь тогда, когда характер выполняемых работ не может осуществляться на протяжении неопределенного периода. К таким работам относится сезонный, временный труд и т.д.

Отсутствие оговорки о сроках в заключенном соглашении, является основанием для признания такого договора бессрочным.

Трудовые отношения возникают на основе договора. Однако, даже при наличии срока его завершения, продолжение со стороны работника выполнения его функциональных обязанностей, станет основанием для утраты срочности договора и перехода его к статусу заключенного на неопределенные сроки.

Классификация данного типа отношений возможна и по другим критериям.

В зависимости от места работы, заключаются основные договора и соглашения о совместительстве. Стороны могут договориться о временном характере работ, который ограничивается двухмесячным сроком, о сезонных работах. Работник может быть трудоустроен к физическому лицу, осуществлять выполнение работы на дому или подписать контракт о несении государственной службы.

Принципы трудовых отношений

Общественные отношения, отнесенные к разряду трудовых, имеют следующие принципы:

  • свободы труда, в том числе и выбора профессионального рода занятий;
  • запрещение принудительных работ и дискриминаций;
  • защиты от потери работы и содействии в процессе трудоустройства;
  • обеспечения прав работников и их равенства;
  • осуществления оплаты труда путем установления справедливого уровня зарплаты;
  • обеспечения равных возможностей к карьерному продвижению;
  • объединение субъектов отношений для осуществления собственной защиты;
  • возможности управления организацией в законных формах;
  • сочетание рабочих отношений с иными взаимосвязанными;
  • социального партнерства; обязательности возмещения причиненных работнику вредных последствий;
  • определение гарантий государства по предоставлению круга прав работникам;
  • обязательности применения государственной защиты к правоотношениям;
  • предоставления возможности создавать коллективные трудовые отношения;
  • обязательности соблюдения трудовых договоров;
  • обеспечения деятельности профсоюзов;
  • защиту достоинства работников на период трудоустройства;
  • обеспечения обязательным социальным страхованием.

Благодаря установленным на законодательном уровне принципам, достигается защита прав работников, их коллективов и работодателей от неправомерного неисполнения обязанностей со стороны субъектов отношений. Такие принципы нашли свое отражение в ТК РФ и ряде нормативных актов.

Условия трудовых отношений

Отношения, возникающие в обществе и нацеленные на выполнение определенного вида работ в рамках предприятий и организаций, а также найма физическими лицами, относятся к разряду трудовых.

Существуют некоторые различия между этим видом отношений и теми, которые возникают в результате гражданско-правовых договоренностей.

Акты, регулирующие трудовые отношения, включают в себя весь объем нормативной базы, связанной с установлением процесса по приему на работу, выполнению трудовых функций и прекращению таких действий. Наибольшая важность присуща ТК РФ.

Легализация трудовых отношений является одним из важнейших государственных направлений деятельности.

Важность этой функции заключается в создании занятости населения, основанной на охраняемых со стороны государства отношениях. Российская система государственных органов нацелена на создание новых рабочих мест, контроль за существующими отношениями трудоспособных лиц и работодателей, а также надзор за соблюдением правил по прекращению трудовой деятельности. Легализация трудовых отношений — метод учета иностранных лиц, находящихся в трудовых отношениях с работодателями.

Ряд нормативных актов государства определяют условия, при которых должен осуществляться тот или иной вид труда. Установленные законом нормативы подлежат соблюдению со стороны субъектов правоотношений.

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *