Порядок расследования несчастных случаев на производстве
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Из этой статьи вы узнаете все о расследовании и учете несчастных случаев на производстве: основы классификации происшествий, кого включать в комиссию, как долго она работает, какую документацию оформлять, какими нормативными документами руководствоваться. А также причины несчастных случаев на производстве и порядок расследования профессиональных заболеваний.
Несчастные случаи: определения, классификация, причины
1. Основные определения
ФЗ №125 от 24.06.1998 г. называет несчастным случаем на производстве событие, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного и:
— утрате работоспособности (частично либо полностью, временно либо постоянно);
— возникновению необходимости выполнять работу по другой профессии или специальности (временно либо постоянно);
либо к смерти.
Травмы, связанные с производством, это травмы произошедшие:
— при выполнении пострадавшим производственного задания на предприятии, в организации либо за пределами ее территории;
— во время пребывания в транспорте организации-страхователя (например, по дороге на работу, домой).
В этом Законе речь идет только о застрахованных в Фонде работниках. Однако установленный ТК РФ порядок расследования несчастных случаев на производстве распространяется на всех лиц, работающих по распоряжениям либо приказам работодателей, независимо от наличия страхования.
″ Как определить, кто виноват в несчастном случае?
Прежде всего, комиссия по расследованию несчастных случаев устанавливает лиц, которые допустили нарушение государственных требований по охране труда. А вот следственные органы, и в конечном итоге, суд определяет лиц, виновных в тех или иных правонарушениях. Смотрите видео с ответом на этот вопрос:
2. Как классифицировать несчастные случаи (НС)?
Несчастные случаи могут быть связанные и не связанные с производством
2.1 Несчастные случаи связываются с производством. Это НС, произошедшие:
— при выполнении выданных работодателями распоряжений в рабочее или нерабочее время;
— в момент обслуживания (очистки, смазки, другого ухода) средств производства, соблюдения установленных в организации правил внутреннего распорядка;
— в ходе перевозки работников транспортом, который принадлежит работодателю либо используется в его интересах (существует договоренность с владельцем этого транспорта);
— в командировке, при работе вахтовым методом, на судне и при других подобных обстоятельствах;
— в ходе работ, призванных предотвратить аварии, несчастные случаи, катастрофы на объектах работодателя либо смягчить их последствия;
2.2 Несчастные случаи не связываются с производством.
Это травмирование либо смерть, которые наступили исключительно из-за алкогольного опьянения либо токсического отравления и в ходе противозаконных действий. В эту категорию входят самоубийства, а также смерти, которые спровоцированы обострениями общих заболеваний.
НС, которые не относятся к этим категориям (произошли в нерабочее время, когда работники не выполняли работ в интересах работодателей), классифицируются как бытовые.
В случае травмирования застрахованного в Фонде работника НС является страховым. Первые 2 дня нетрудоспособности по этим НС оплачивает предприятие, остальные – Фонд.
″ Что делать специалисту по охране труда, если работник своевременно не сообщил о производственной травме?
Работник своевременно не сообщил о несчастном случае, а спустя некоторое время в организацию поступает больничный лист, с указанием в нем «Производственная травма». Согласно ТК РФ работодатель обязан провести расследование несчастного случая. В этом случае работник должен написать заявление в комиссию по расследованию несчастных случаев, либо на имя работодателя. В заявлении должно быть указана характер травмы, дата и время кода она была получена и тот факт, что работник не указал этот случай своевременно. На основании заявления формируется комиссия. Согласно Трудового Кодекса расследование НС проводится в течении 1 месяца с момента поступления заявления.
3. Причины несчастных случаев на производстве
ТК РФ выделяет основные причины несчастных случаев на производстве:
— падение при передвижении, с высоты;
— утрата целостности зданий, конструкций, которая сопровождается падением, разлетом частей, кусков;
— противоправные действия окружающих;
— влияние экстремальных температур (обморожения, ожоги);
— асфиксия (попадание в дыхательные пути сыпучих материалов, воды, их сдавление);
— контакт с биологическими объектами;
— действие тока;
— влияние излучений и др.
Расследование несчастных случаев на производстве кратко: численность и состав комиссии, сроки, распределение обязанностей
Численность и состав комиссии
Расследует НС комиссия, состоящая как минимум из 3 человек, которые прошли соответствующее обучение по охране труда руководителей и специалистов.
Расследует легкие НС (одиночные и групповые) комиссия, состоящая из представителей:
— службы ОТ предприятия (как вариант – привлеченный на договорных основаниях сторонний специалист);
— работодателя (председатель);
— профсоюза или другого объединения работников.
Обстоятельства и причины одиночных и групповых тяжелых и смертельных НС расследует комиссия, в состав которой в дополнение к этим 3 лицам включены:
— госинспектор труда;
— сотрудник органов самоуправления федерального или местного значения (председатель);
— представитель территориального профсоюзного объединения;
— сотрудник Фонда.
В комиссию нельзя включать ответственных за ОТ на этом участке лиц и непосредственных руководителей работ.
Сроки расследования несчастных случаев на производстве
Порядок расследования несчастных случаев на производстве выделяет для работы комиссии:
— при НС с легким исходом – 3 дня;
— при НС с тяжелыми последствиями, смертельным исходом – 15 дней;
— при сокрытых НС, а также тех, о которых работодателя уведомили не вовремя либо когда последствия проявились спустя какое-то время, – 1 месяц.
Если нужно получить экспертные, медицинские заключения, информацию от органов дознания и т. д., сроки расследования несчастных случаев на производстве увеличиваются. Это решение принимает председатель комиссии, расследование продляется не более, чем на 15 дней, если имеется решение суда – на больший срок (не более 15 дней).
Порядок расследования
Основные моменты порядка расследования несчастных случаев на производстве устанавливает ст. 229.2 ТК РФ.
Организуют расследование и учет несчастных случаев на производстве работодатели. Они:
— утверждают состав комиссии приказом или распоряжением;
— уведомляют указанные в ТК РФ организации о НС, а затем – о его последствиях;
— предоставляют помещения, материалы, транспортные средства, связь, защитную одежду, проч.;
— организовывают доставку членов комиссии на объекты, фото- и видеосъемку, составление карт, чертежей и др.;
— уведомляют родственников или близких людей пострадавших о тяжелых и смертельных НС.
— изучает обстоятельства травмирования и документирует их;
— опрашивает очевидцев, свидетелей;
— затребует и изучает заключения экспертов, медиков, другую документацию;
— если нужно, продлевает срок расследования несчастного случая на производстве;
— изучает документацию по ОТ: материалы обучения, копии удостоверений, документы о выдаче спецодежды, спецобуви, защитных средств и др.
— выявляет причины несчастного случая на производстве;
— определяет нарушенные требования ОТ;
— разрабатывает мероприятия, которые помогут устранить эти нарушения;
— выявляет нарушителей;
— связывает НС с производством (либо не связывает);
— совместно с профсоюзом определяет % вины пострадавших, которые будут получать выплаты из Фонда;
— называет организацию, которой следует взять НС на учет;
— оформляет материалы расследования, организовывает их передачу на хранение работодателю.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве: оформление документов
По итогам расследования составляются:
— акт Н-1: 1 экземпляр – для пострадавшего, 2 – для работодателя, 3 – для Фонда. Для незастрахованных в Фонде пострадавших третий экземпляр делать не нужно. Количество актов для групповых НС определяется по принципу: количество актов Н-1 = количеству пострадавших. Работодатель хранит акты минимум 45 лет;
— материалы расследования. Это: приказы об организации работы комиссии, протоколы осмотра мест происшествий, опроса пострадавших, фотографии, видео, экспертные заключения, выписки и т. д.
Расследование несчастных случаев на производстве кратко: что делать специалисту по ОТ (руководителю организации)?
Получив информацию о травме, специалист по ОТ должен:
— убедиться, что пострадавший получил первую помощь, транспортирован в больницу;
— убедиться, что место НС сохранено в первоначальном виде (если это возможно). В противном случае должны быть сделаны фотографии, эскиз либо проведена видеосъемка;
— убедиться, что информация о происшедшем передана в соответствующие организации, либо организовать ее передачу;
— подготовить проект приказа о назначении комиссии для расследования НС;
— организовать предоставление затребованных материалов по ОТ;
— проконтролировать реализацию рекомендованных комиссией мероприятий;
— убедиться, что в нужные организации передано сообщение о последствиях НС.
Порядок расследования профессиональных заболеваний
Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.
Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.
1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.
2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.
— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию;
— выявляет причины наступления ПЗ;
— устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.;
— разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ;
— формирует акт в 5 экз.
4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.
Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.
В этой статье собраны основные моменты расследования несчастных случаев на производстве: кратко перечислены действия комиссий по расследованию НС и ПЗ, специалистов по ОТ предприятия, работодателя, освещены главные понятия по НС и ПЗ, приведены ссылки на основную нормативную документацию.
Порядок расследования и оформения несчастных случаев на производстве по новым правилам 2022 года
На волне нововведений по охране труда с 01.09.2022 также вступит в силу новое положение о расследовании несчастных случаев на производстве, утвержденное приказом Минтруда от 20.04.2022 № 223н (далее – Положение № 223н). Действующее до 01.09.2022 Положение глобально не менялось с 2002 года.
Основание для проведения РНС
В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации к расследованию несчастных случаев относят, если работником были получены:
- телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
- тепловой удар;
- ожог;
- обморожение;
- отравление;
- утопление;
- поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными;
- повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
- иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
При этом указанные события должны произойти:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
- при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном, рыбопромысловом) в свободное от вахты и судовых работ время;
- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
- если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий».
Также стоит напомнить, что в соответствии с абзацем 18 части 3 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан провести «расследование и учет несчастных случаев на производстве…в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Для исполнения данного указания с 2002 года введен нормативный акт — Положение, регламентирующее порядок проведения РНС. За 20 лет активного развития сферы охраны труда в Российской Федерации подошел черед изменений и до Положения о РНС. Теперь это риск-ориентированный документ, включающий в себя целый ряд нововведений. Рассмотрим их подробнее.
- электроэнергетики и теплоснабжения;
- использования атомной энергии;
- железнодорожного транспорта;
- имеющих особый режим охраны;
- дипломатических представительств и консульств.
А также если данные НС произошли:
- на находящихся в полете воздушных судах;
- с гражданами, привлекаемыми к мероприятиям по ликвидации последствий катастроф и других чрезвычайных ситуаций природного характера;
- с дистанционными работниками.
- наличии уважительной причины от участия в работе комиссии;
- невозможности исполнять свои обязанности по причине болезни (иного повреждения здоровья) либо смерти;
- по причине увольнения (освобождения от занимаемой должности).
- комиссия сформирована не в установленном порядке;
- неправильно квалифицирован НС;
- неправильно указаны фактически обстоятельства возникшего НС;
- член комиссии отказался подписать акт о РНС;
- намеренно изменена степень тяжести и последствий НС.
Алгоритм проведения расследования несчастных случаев
В соответствии со статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации определены следующие действия для работодателя при возникновении НС:
- Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
- Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
- Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).
- В установленный срок произвести информирование компетентных органов, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом — также родственников пострадавшего.
- Принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Для упрощения выполнения законодательных требований работодателю проще всего будет разработать собственное Положение о расследовании НС, но это требование не является обязательным. Оно лишь оптимизирует порядок действий внутри организации при возникновении несчастных случаев.
Сделаны по изменениям от 01.03.2022 и 01.09.2022
Формы документов для расследования несчастных случаев
Новое Положение №223н содержит целый блок приложений с формами всех необходимых документов для оформления проведения РНС, а именно:
Все формы достаточно понятны и имеют пояснения в тех местах, где необходимо указать ту или иную информацию.
Ответственность за непроведение РНС
Случившийся факт | Ответственность |
---|---|
При сокрытии НС и не уведомлении в установленные сроки компетентных органов (ГИТ, ФСС и др.) | На основании ст.15.34 КоАП РФ грозит штраф для: |
- должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.;
- юридических лиц – от 5000 до 10 000 руб.
1) при причинении тяжкого вреда здоровью работника грозят:
- штраф до 400000 руб.;
- обязательные работы от 180 до 240 часов;
- исправительные работы – до 2 лет;
- принудительные работы – до 1 года;
- лишение свободы – до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового;
2) при возникновении НС со смертельным исходом:
- принудительные работы – до 4 лет;
- лишение свободы – до 4 лет (с лишением права занимать должности и заниматься определенной деятельностью);
3) при НС со смертельным исходом 2 и более лиц:
- принудительные работы – до 5 лет;
- лишение свободы до 5 лет (с лишением права занимать должности и заниматься определенной деятельностью).
Вывод
Определенный вывод можно сделать на основании грозящей ответственности при возникновении НС – лучше не доводить работу специалиста по охране труда до расследования НС. Это всегда непростой период в работе, когда сквозь эмоции и переживания приходится с трезвым рассудком пытаться разобраться в случившемся, установить причины и виноватых. И для этого должен послужить обновленный нормативный акт – Положение №223н, оптимизированное под реалии настоящей действительности.
Порядок расследования аварий и инцидентов на ОПО: пять новшеств
Осенью вступят в силу изменения, внесенные в порядок расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения. Анализируем новшества и разъясняем, как реагировать на их введение.
Расследование причин аварий и инцидентов на ОПО регулируется:
• ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ[1];
• ст. 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ[2];
• Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения[3].
Приказом Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. № 126[4] внесены поправки в Порядок. Поправки преследовали три цели:
1. Конкретизировать срок проведения технического расследования причин аварии на ОПО (аварии ГТС) комиссией по техническому расследованию причин аварии.
2. Дать Ростехнадзору законную возможность обязывать эксплуатирующую ОПО организацию расследовать аварии, информацию о которых служба получила не из официального оперативного сообщения, а иными способами (из обращений граждан, общественников, СМИ, социальных сетей).
3. Уточнить отдельные формулировки Порядка и исправить ошибки.
Не все поправки повлияют на проведение расследования аварий и инцидентов, некоторые носят чисто редакторский характер. Мы не будем их брать во внимание и рассматривать в этой статье.
❶ Уточнены сроки проведения технического расследования аварии.
Действующий Порядок — «постгильотинный» нормативный акт. Он вступил в силу 1 января 2021 г. Сразу выяснилось, что применение ряда его требований делает невозможной работу комиссии в силу того, что нарушена логика определения сроков отдельных этапов расследования. Эту проблему благодаря одному из постоянных подписчиков мы поднимали на страницах журнала[5]. Напомним ее суть.
Специалисты Ростехнадзора в процессе пересмотра нормативки «вместе с водой выплеснули и ребенка», сделав формулировку по сроку технического расследования аварии в п. 12 Порядка неопределенной. В старом Порядке[6] была корректная четкая формулировка: 30 календарных дней с момента подписания приказа о создании комиссии и до момента подписания акта. В пришедшем ему на смену документе срок расследования не установлен, зато установлен период от завершения расследования и до составления акта – не более 30 календарных дней:
10 декабря 2021 г. мы передали номер с публикацией, посвященной проблеме применения Порядка, начальнику правового управления Ростехнадзора Дмитрию Яковлеву, который чуть ранее помог нашей редакции, разъяснив, какие все-таки сроки расследования нужно соблюдать.
25 мая 2022 г. был опубликован Приказ № 126 о внесении изменений в Порядок[7]. Он вступит в силу 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 января 2027 г.
Алгоритм проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения с 1 сентября 2022 г. станет таким же простым, как и в старом Порядке.
❷ Уточнены цели технического расследования аварии.
Новая редакция Порядка обязывает с 1 сентября в ходе расследования установить не тех, кто виновен в аварии, а тех, кто допустил нарушения требований промышленной безопасности или требований к обеспечению безопасности ГТС, и суть нарушений:
Обратите внимание!
И если раньше комиссия устанавливала только меры по недопущению подобных аварий и профилактические меры по их предупреждению, то теперь комиссии нужно дополнительно выяснять, какие меры были предприняты, чтобы локализовать последствия аварии.
Итак, после 1 сентября 2022 г. комиссия в ходе проведения технического расследования причин аварии на ОПО или ГТС должна установить:
• обстоятельства и причины аварии;
• размер причиненного вреда;
• допущенные нарушения требований промышленной безопасности (требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений);
• лиц, допустивших эти нарушения;
• меры, которые приняты для локализации аварии и ликвидации ее последствий;
• меры по предупреждению подобных аварий
и зафиксировать эти выводы в материалах дела: акте расследования аварии и других документах.
❸ Техническое расследование причин аварий может начаться по итогам проверки.
До 1 сентября 2022 г. единственным основанием для назначения комиссии, с которого начинается любое расследование аварии, было оперативное сообщение о случившемся.
Но не все эксплуатанты добросовестны. Бывает, что единственным источником информации о случившейся аварии является пост в соцсети или сообщение, пересылаемое в мессенджере.
С 1 сентября все изменится. Закон о госконтроле[8] гармонизирован с Порядком, и Ростехнадзор получил законное право инициировать расследование аварии после получения информации не только из оперативного сообщения, но и из других источников:
Способ реагирования надзорных ведомств на информацию об авариях, афишированную в сети, установлен ст. 58 Закона о госконтроле.
[1] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 11 июня 2021 г.; далее — Федеральный закон № 116-ФЗ).
[2] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 11 июня 2021 г.; далее — Федеральный закон № 117-ФЗ).
[3] Утв. Приказом от 8 декабря 2020 г. № 503 (далее — Порядок).
[4] Приказ Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. № 126 «О внесении изменений в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. № 503» (далее — Приказ № 126).
[5] Подберезина С. Г. О сроках расследования причин аварий // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы. Ответы — 2021. — № 6. — С. 65.
[6] Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480; далее — старый Порядок.
[8] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 6 декабря 2021 г.; далее — Закон о госконтроле).
Т. Н. Гордюшина,
специалист по охране труда ООО «СтройИндустрия»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 4, 2022.
Нарушений безопасности движения
Учет, контроль соблюдения сроков расследования, анализ нарушений безопасности движения осуществляется с использованием автоматизированной системы управления безопасностью движения (далее – АС РБ (НБД).
1. Учету в системе АС РБ (НБД) подлежат:
транспортные происшествия и иные события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, указанные в Положении Минтранса;
нарушения правил перевозки опасных грузов, указанные в Классификаторе нарушений безопасности перевозок опасных грузов на железных дорогах, утвержденном Департаментом безопасности движения и экологии МПС России 28 мая 1999 г.;
нарушения безопасности движения, подлежащие корпоративному учету и не относящиеся к транспортным происшествиям и событиям, указанным в Положении Минтранса (далее – корпоративные нарушения).
2. К корпоративным нарушениям относятся:
неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;
неисправности пути, железнодорожного подвижного состава, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в результате которых допущена задержка поезда на перегоне, хотя бы по одному из путей или на станции сверх времени, установленного графиком движения, на один час и более;
отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за технических неисправностей;
неисправность пути, потребовавшая выдачи диспетчером поездным по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии движения на участке или ограничения скорости движения поездов до 15 км/час.
3. Дежурный аппарата главного ревизора обязан внести сведения о допущенных нарушениях безопасности за отчетные сутки в автоматизированную систему АС РБ (НБД) до 1-00 час. суток, следующих за отчетными.
4. Учет нарушений безопасности движения осуществляется в соответствии с указанными в техническом заключении классификацией нарушения безопасности движения и виновностью.
5. Изменения в учете нарушений безопасности движения могут быть выполнены по результатам экспертиз или дополнительных испытаний с обязательным последующим разбором причин нарушения безопасности движения.
6. За Московской железной дорогой учитываются нарушения безопасности движения по ответственности территориальных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», осуществляющих деятельность на полигоне железной дороги, а также нарушения безопасности движения по виновности сторонних организаций и физических лиц, произошедшие на полигоне железной дороги.
7. Нарушения безопасности движения с участием работников железных дорог стран СНГ и Балтии оперативно учитываются территориально за структурными подразделениями территориальных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД» по типу отказавшего технического средства: неисправность пассажирского вагона – за эксплуатационным вагонным депо, неисправность локомотива – за эксплуатационным локомотивным депо, неисправность моторвагонного подвижного состава – за моторвагонным депо.
8. Учет нарушений безопасности движения по регионам осуществляется следующим образом:
по виновности структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» (кроме ОАО «Центральная ППК» и АО «РЖДстрой»), а также подразделений ООО «ТМХ-Сервис» и ООО «СТМ-Сервис», осуществляющих свою деятельность на полигоне железной дороги, учитываются за тем регионом, где территориально находится указанное подразделение;
по виновности ОАО «Центральная ППК», АО «РЖДстрой», Московской дирекции пассажирских обустройств, Московской дирекции скоростного сообщения, Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта, железных дорог стран СНГ и Балтии, сторонних организаций (за исключением ООО «ТМХ-Сервис» и ООО «СТМ-Сервис») и физических лиц – за тем регионом, на котором произошло нарушение безопасности.
9. Для повышения качества служебного расследования и оформления материалов по нарушениям безопасности движения, исключения фальсификации документов каждое сформированное дело по нарушению безопасности движения проверяется ревизором по безопасности движения поездов дорожных отраслевых ревизоров по безопасности движения аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, который делает отметку о принятии нарушения безопасности движения к учету.
10. Сведения о нарушениях безопасности движения заносятся в книгу формы РБУ-7 каждого структурного подразделения территориального подразделения функционального филиала ОАО «РЖД», материалы расследования хранятся в данном подразделении.
11. Проведение служебного расследования и оформления материалов по нарушениям безопасности движения осуществляется в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 8 мая 2015 г. № 1185р «Об утверждении Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД», распоряжением ОАО «РЖД» от 17 ноября 2015 г. № 2703р «Об утверждении Положения о порядке учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД», в автоматизированной системе управления безопасностью движения», распоряжением ОАО «РЖД» от 12 декабря 2013 г. № 2744р «Об утверждении Положения об организации расследования и учета допущенных нарушений безопасности движения в локомотивном комплексе».
12. Порядок информирования о нарушениях безопасности движения органов управления железной дороги, территориальных подразделений, региональных центров безопасности, территориальных органов МЧС России и Ространснадзора, органов прокуратуры, внутренних дел и местного самоуправления установлен Инструкцией по организации аварийно-восстановительных работ на Московской железной дороге, утвержденной распоряжением Московской железной дороги от 11 апреля 2012 г. № МОСК-415/р.
13. Для расследования нарушения безопасности движения образуется комиссия. Состав комиссии определяется в зависимости от первоначальной информации о последствиях и возможных причинах допущенного нарушения безопасности движения, назначается начальником железной дороги (первым заместителем начальника железной дороги, заместителем начальника железной дороги — главным ревизором по безопасности движения поездов) или заместителем начальника железной дороги (по территориальному управлению).
14. С целью организации работы комиссии издается оперативный приказ, который содержит сведения о нарушении безопасности движения, составе комиссии, дате, времени, месте сбора комиссии, отправлении дежурной автомотрисы. Форма приказа прилагается (Приложение № 1).
15. Оперативный приказ издает и с помощью имеющихся средств связи (телефон, смс-сообщения, факс) доводит до членов комиссии:
старший диспетчер по управлению перевозками (руководитель смены) диспетчерского центра управления перевозками службы движения Московской дирекции управления движением (далее – старший ДГП) – по поручению начальника железной дороги (первого заместителя начальника железной дороги); при этом регистрация приказа в рабочее время с 9-00 до 20-00 осуществляется в отделе документационного обеспечения службы управления делами, в остальное время суток, а также в выходные и праздничные дни – старшим ДГП в соответствии с распоряжением Московской дирекции управления движением от 23 января 2013 г. № МОСК Д-15/р «О порядке передачи приказов начальника Московской железной дороги»;
инженер 1-й категории (сменный) отдела технического анализа аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги (далее – дежурный аппарата главного ревизора) – по поручению заместителя начальника железной дороги – главного ревизора по безопасности движения поездов;
дежурный технолог по региону железной дороги – по поручению заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению).
16. При возникновении на полигоне железной дороги транспортных происшествий (крушения, аварии, происшествия при перевозке опасных грузов) и до получения из Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» оперативного приказа первого вице-президента ОАО «РЖД» о составе комиссии ОАО «РЖД», старший ДГП согласовывает с руководителями железной дороги предварительный состав комиссии от железной дороги, дату, время и место сбора членов комиссии, осуществляет информирование членов комиссии о начале ее работы.
17. При возникновении на полигоне железной дороги нарушений безопасности движения, расследование которых организует заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению), дежурный технолог по региону железной дороги согласовывает с заместителем начальника железной дороги (по территориальному управлению) состав комиссии, оповещает членов комиссии и в течение 1 часа после получения информации о нарушении безопасности направляет дежурному аппарата главного ревизора копию оперативного приказа об образовании комиссии по расследованию нарушения безопасности.
18. При столкновении железнодорожного подвижного состава с автотранспортным средством на железнодорожном переезде, в результате которого имеются значительные повреждения инфраструктуры, подвижного состава, служебное расследование возглавляет заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению), в работе комиссии участвуют первые руководители причастных территориальных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД».
19. В связи с тем, что границы обслуживания локомотивных бригад не совпадают с границами регионов железной дороги и с границами железных дорог в целом, в случае неисправности локомотива (моторвагонного подвижного состава):
оперативное расследование и организация движения поездов в целях минимизации последствий события возлагается на заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению) того региона, где произошел случай;
основное расследование нарушения безопасности движения (с оформлением соответствующих документов) проводит заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) того региона, где расположено эксплуатационное локомотивное (моторвагонное) депо приписки локомотивной бригады.
20. В случае поступления информации о причастности к нарушению безопасности движения подрядной организации, выполняющей строительно-монтажные работы на инфраструктуре ОАО «РЖД», в комиссию по служебному расследованию включается заместитель главного инженера железной дороги.
21. При выявлении причастности к нарушению безопасности движения сторонней организации, арендующей имущество ОАО «РЖД», в комиссию по служебному расследованию включается представитель территориальной дирекции (центра) — балансодержателя.
22. Работа комиссии железной дороги считается завершенной после оформления и подписания технического заключения. Председатель комиссии обеспечивает согласование результатов расследования (технического заключения) с заместителем начальника железной дороги – главным ревизором по безопасности движения поездов.
23. По результатам осмотра и других действий на месте не позднее 48 часов с момента нарушения безопасности движения составляется акт служебного расследования.
24. При крушении и аварии составляется акт служебного расследования формы РБУ-1, при крушении или аварии грузового поезда со сходом железнодорожного подвижного состава – акт формы РБУ-1 Ксх.
25. По случаям иных событий, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, составляется акт служебного расследования формы РБУ-3, для регистрации признаков схода железнодорожного подвижного состава в грузовом поезде – акт служебного расследования формы РБУ-3 Ксх.
26. Акт служебного расследования и техническое заключение составляются руководителями территориальных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД» и их структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги, имеющих непосредственное отношение к допущенному нарушению безопасности движения (далее – территориальные подразделения функциональных филиалов ОАО «РЖД», структурные подразделения соответственно).
27. Техническое заключение, оформленное в соответствии с Методическими рекомендациями по написанию технических заключений при расследовании нарушений безопасности движения, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 16 июля 2012 г. № 1396р, подписывается председателем и членами комиссии, указанными в соответствующем оперативном приказе, в срок от 3-х до 7-ми суток (в зависимости от классификации нарушения безопасности) с даты возникновения нарушения безопасности.
28. При оформлении материалов нарушения безопасности движения не допускается использование факсимиле и электронных подписей членов комиссии по служебному расследованию.
29. Члены комиссии, несогласные с выводами, сделанными в техническом заключении, могут изложить и заверить подписями свое особое мнение. В этом случае председатель комиссии составляет комментарий к особому мнению, который вместе с особым мнением прилагается к техническому заключению.
30. Перечень необходимых документов для формирования материалов расследования нарушения безопасности приведен в разделе VI Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 8 мая 2015 г. № 1185р.
31. Копии материалов расследования в 10-дневный срок с момента нарушения безопасности движения предоставляются в аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги ответственному работнику за учет данных о нарушениях безопасности движения.
32. Хранение оригиналов материалов расследования осуществляется в территориальных подразделениях функциональных филиалов ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях, проводивших расследование.
33. Заместители начальника железной дороги (по территориальному управлению) ежемесячно при проведении совещаний по рассмотрению состояния безопасности движения осуществляют проверку качества составления технических заключений по допущенным случаям нарушений безопасности движения с дачей принципиальной оценки председателям комиссий по расследованию. При выявлении нарушений данные технические заключения отменяются с уведомлением руководителей аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и руководителей территориальных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД», причастных к расследованию.
34. Руководители территориальных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД» при получении информации об отмене технического заключения проводят разбор каждого случая некачественного проведения расследования нарушений безопасности движения.
35. В случае, если технические заключения, подписанные одним и тем же председателем комиссии, будут отменены более 3 раз в течение одного календарного года, дальнейшее пребывание в занимаемой должности указанного руководителя считать нецелесообразным.
36. Ведение и анализ реестра отмененных технических заключений при расследовании случаев нарушений безопасности движения осуществляется ответственным работником аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги (Приложение № 2).
37. Разбор обстоятельств и причин нарушений безопасности движения проводится в сроки, исчисляемые с даты подписания технического заключения:
руководителем структурного подразделения территориального подразделения – в 3-дневный срок по всем нарушениям безопасности движения;
руководителем территориального подразделения функционального филиала ОАО «РЖД» – в 5-дневный срок по всем нарушениям безопасности движения (при отсутствии особого мнения по техническому заключению), за исключением отцепок вагонов от грузовых поездов в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс;
заместителем начальника железной дороги (по территориальному управлению) – в 5-дневный срок по всем нарушениям безопасности движения (при наличии особого мнения по техническому заключению), за исключением отцепок вагонов от грузовых поездов в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс;
начальником железной дороги – в 7-дневный срок по нарушениям безопасности движения, указанным в пунктах 7-9 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 8 мая 2015 г. № 1185р, за исключением затоплений, пожаров, нарушений целостности конструкций сооружений инфраструктуры, вызвавших полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более, изломов рельсов под железнодорожным подвижным составом, отцепок вагонов от поездов на промежуточных железнодорожных станциях из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа.
38. По случаям неисправности локомотивов разбор обстоятельств и причин нарушений безопасности движения проводит заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) того региона, где расположено эксплуатационное локомотивное (моторвагонное) депо приписки локомотивной бригады.
39. При нарушении сроков расследования нарушение безопасности учитывается за структурным подразделением, проводившим оперативное расследование.
40. При установлении виновности в нарушении безопасности движения работников других железных дорог – филиалов ОАО «РЖД» и сторонних организаций телеграммы в адрес причастных визируют руководитель территориального подразделения функционального филиала ОАО «РЖД», ревизор по безопасности движения поездов дорожных отраслевых ревизоров по безопасности движения аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, подписывает заместитель начальника железной дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов или первый заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов.
41. Информирование владельцев (собственников) железнодорожного подвижного состава, которым нанесен ущерб, а также сторонних организаций о факте нарушения безопасности движения осуществляется в суточный срок с момента возникновения нарушения безопасности движения. Председатель комиссии направляет в адрес этой организации уведомление с помощью любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено, с предложением принять участие в расследовании и в суточный срок с момента его получения проинформировать о своем решении. В уведомлении указываются обстоятельства нарушения безопасности движения, дата, время и место сбора комиссии, ее состав и сроки расследования.
42. В случае если нарушение безопасности движения произошло по виновности работников сторонней организации, в техническом заключении обязательна подпись представителя сторонней организации. При отказе от участия в служебном расследовании (или неприбытии) представителя сторонней организации, в техническом заключении и протоколе расследования должен быть отмечен факт неприбытия или отказа с указанием реквизитов уведомления сторонней организации о нарушении безопасности движения и сообщения об отказе от участия в расследовании.
43. Нарушения безопасности движения по ответственности сторонних организаций учитываются по результатам разбора и только при наличии у указанной организации договора на осуществление деятельности в сфере перевозок, технического обслуживания и строительно-монтажных работ на инфраструктуре ОАО «РЖД». При этом в аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги руководителем территориального подразделения функционального филиала ОАО «РЖД», причастного к нарушению безопасности движения, предоставляется заявка на ввод данных по предприятию в справочник сторонних организаций внутреннего ведения АС РБ (НБД) (Приложение № 3).
44. Ведение отчетности по допущенным нарушениям безопасности движения на железной дороге осуществляется следующим образом:
1) За отчетные сутки учет нарушений безопасности движения производится на основе данных автоматизированной системы АС РБ (НБД) на 1-00 час суток, следующих за отчетными, с составлением справочного материала дежурным аппарата главного ревизора;
2) За отчетную неделю учет нарушений производится на основе данных автоматизированной системы АС РБ (НБД) на 1-00 час. пятницы, с составлением справочного материала ответственным работником аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги;
3) За отчетный месяц учет нарушений производится на основе данных автоматизированной системы АС РБ (НБД) на 1-00 час. 13-го числа месяца, следующего за отчетным, с составлением справочного материала ответственным работником аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги.
Согласовано: | |||
НЗ-РБ | ____________________ | Ю.Д.Овсянников | ____________ |
РБЗ-1 | ____________________ | Д.М.Кровяков | ____________ |
РБЗ | ____________________ | Н.В.Диков | ____________ |
РБИ | ____________________ | О.Б.Рогачева | ____________ |
Приложение № 1
к Порядку проведения служебного расследования нарушений безопасности движения
ФИЛИАЛ ОАО «РЖД» |
МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОПЕРАТИВНЫЙ ПРИКАЗ |
«___» _____________________ г. №__________
В соответствии с Положением об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 8 мая 2015 г. № 1185р, для расследования случая ____________________________________________________________________, произошедшего _____________________________________________________, ____________________________________________________________________образовать комиссию в следующем составе:
Сбор комиссии _________________________________________________
____________________________________________________________________.