За что несет ответственность старший машины
Перейти к содержимому

За что несет ответственность старший машины

Удостоверение старшего машины

Старший машины несет ответственность за правильное использование машины, перевозку личного состава, сохранность перевозимого груза и за соблюдение водителем Правил дорожного движения.

Перечень нарушений, за которое изымается удостоверение:

Употребление спиртных напитков при выполнении задачи.

Отклонение от маршрута движения или использование машины в личных (корыстных) целях.

Отдача водителю команд (приказаний), противоречащих требованиям Правил дорожного движения, приказов Министра МЧС России, других нормативных правовых документов, определяющих порядок использования автомобильной техники.

Управление машиной вместо водителя (отстранение водителя от управления машиной).

Нарушение Правил дорожного движения, приведшее к дорожно-транспортному происшествию или созданию аварийной обстановки по вине или из-за попустительства старшего машины. МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

(должность, звание, подпись, фамилия, инициалы)

«___» __________20___г. М.П.

(должность, звание, подпись, фамилия, инициалы)

«___» __________20___г. М.П.

(должность, звание, подпись, фамилия, инициалы)

«___» __________20___г. М.П.

Левая сторона Правая сторона

старшего машины № _____

Воинское звание ____________________________

(учреждение МЧС России)

Место для фотографии

(3 х 4 см.) Выдано ВАИ

Действительно до:«___» ___________20___г.

(воинское звание, подпись, фамилия, инициалы) Старший машины обязан:

Накануне дня выезда получить инструктаж у командира (начальника штаба) воинской части;

перед выездом из парка удостовериться в исправности машины, готовности водителя к рейсу, наличии у него положенных документов, изучить особенности маршрута движения, опасные места на маршруте и ознакомить с ними водителя;

принять машину у дежурного по парку;

знать и точно выполнять Правила дорожного движения, порядок использования автомобильной техники, правила перевозки людей и различных грузов;

знать и строго соблюдать нормы посадки на машины людей, нормы погрузки на машины перевозимого груза и правила его крепления;

уметь пользоваться картой, схемой маршрута и ориентироваться на местности;

прекращать использование машины и принимать необходимые меры в случае заболевания или переутомления водителя, а также в случае его алкогольного или наркотического опьянения;

по окончанию использования машины подписать путевой лист, записать показания спидометра, время и место отпуска машины и сдать машину дежурному по парку.

За что несет ответственность старший машины

Отправление и следование подразделений (команд)

246. В служебные командировки направляются подразделения, как правило, во главе со своими командирами. При отправлении в командировку солдат и сержантов разных подразделений из них создается команда и назначается начальник команды из числа сержантов, прапорщиков или офицеров. Командиру подразделения (начальнику команды) в полку выдаются командировочное удостоверение и список личного состава подразделения (команды) с указанием вида и номера оружия, количества выданных боеприпасов, заверенные подписью начальника штаба полка и гербовой печатью воинской части. Кроме того, указываются порядок следования и питания в пути, к какому времени, куда и в чье распоряжение направляется подразделение (команда), требования безопасности, правила хранения и применения оружия, а также даются другие указания, связанные с выполнением подразделением (командой) поставленной задачи.

247. Подготовкой подразделения (команды) для следования в служебную командировку руководит командир того подразделения, от которого оно выделяется.

В установленное время подразделение (команда) под руководством назначенного командира подразделения (начальника команды) прибывает к дежурному по полку. Дежурный по полку проверяет состав и обеспеченность подразделения (команды) и докладывает о его готовности начальнику штаба или командиру полка.

Начальник штаба или командир полка осматривает подразделение (команду), проверяет его готовность, инструктирует командира подразделения (начальника команды), а при необходимости и весь личный состав, направляемый в служебную командировку, обеспечивает своевременную отправку подразделения (команды), выделяя в необходимых случаях транспортные средства.

248. Командир подразделения (начальник команды) отвечает за своевременное выполнение задачи личным составом, соблюдение воинской дисциплины и требований безопасности, а также за сохранность оружия, боеприпасов и другого военного имущества.

По прибытии к месту назначения командир подразделения (начальник команды) докладывает лицу, в распоряжение которого назначено подразделение (команда), а по возвращении — начальнику штаба полка.

249. При перевозке людей и опасных грузов как в составе колонны, так и одиночными машинами на каждую машину назначается старший машины. При направлении в рейс двух и более машин назначается начальник колонны. При следовании на машинах командиры подразделений (начальники команд) исполняют обязанности начальника колонны (старшего машины). В других случаях старшие машин назначаются при необходимости по решению командира полка.

Начальник колонны (старший машины) назначается из числа офицеров, прапорщиков или сержантов, знающих правила дорожного движения. Он отвечает за выполнение поставленной задачи, правильное использование машин (машины) и соблюдение требований безопасности.

Начальник колонны (старший машины) обязан:

перед началом движения машин (машины) проверять соблюдение норм посадки людей и погрузки груза;

контролировать порядок посадки (погрузки), высадки (выгрузки) и размещения личного состава (груза) на машинах (машине);

во время движения машин (машины) следить за соблюдением водителями (водителем) маршрута, установленной скорости движения, правил дорожного движения, а также за соблюдением личным составом, находящимся в машинах (машине), воинской дисциплины и требований безопасности.

Начальнику колонны (старшему машины) запрещается самому управлять машиной или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной; отдавать команды, принуждающие водителя (водителей) нарушать правила дорожного движения и превышать установленную скорость.

Перевозка личного состава на необорудованных, а в зимнее время на открытых машинах запрещается.

Должностные лица, организующие данную перевозку, или их прямые начальники инструктируют начальников колонн (старших машин) и водителей о цели, порядке, сроках выполнения задания и требованиях безопасности движения. Командиры подразделений, кроме того, инструктируют водителей машин о соблюдении правил эксплуатации машин, правил дорожного движения и поведения во время рейса. Водителям категорически запрещается передавать управление машиной кому бы то ни было.

При следовании подразделения (команды) железнодорожным, водным и воздушным транспортом необходимо руководствоваться указаниями, изложенными в главе 12 настоящего Устава.

250. Военнослужащие роты, проходящие военную службу по призыву, направляющиеся для выполнения служебных заданий, а также для коллективного посещения культурно-досуговых учреждений и мест отдыха, следуют в составе команды во главе со старшим, назначенным командиром роты из числа офицеров, прапорщиков или сержантов.

Старший из числа офицеров или прапорщиков собирает личный состав команды, выстраивает и осматривает его, составляет список команды и докладывает о ее готовности командиру роты или лицу, его замещающему.

Старший из числа сержантов строит команду, представляет ее на осмотр старшине роты или лицу, его замещающему, и получает от него список команды за подписью командира роты. Кроме того, старший из числа сержантов, проходящих военную службу по призыву, получает для себя увольнительную записку, в которой указывается общее число военнослужащих команды, следующих с ним.

Получив разрешение, старший представляет команду дежурному по полку и ведет ее к месту назначения.

251. При убытии из подразделения двух и более военнослужащих из их числа всегда назначается старший. Команды следуют к месту назначения в пешем порядке строем (кроме следования в общественные учреждения для отдыха) под руководством старшего.

Во избежание несчастных случаев команды, следующие в пешем порядке строем, должны иметь в ночное время сигнальные фонари в голове и хвосте колонны, а в дневное время — сигнальные флажки.

СТАРШИЙ МАШИНЫ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЛЮДЕЙ

При перевозке личного состава на каждый автомобиль командиром воинской части назначается старший машины из специально подготовленных офицеров, прапорщиков, сдавших зачеты по знанию Правил дорожного движения, обязанностей старшего машины, руководящих документов, регламентирующих эксплуатацию автотранспорта. На автомобиле, предназначенном для перевозки детей, старшим машины назначаются только офицеры. Фамилия старшего машины и количество перевозимого личного состава указывается в путевом листе.

Старшему машины подчиняется весь личный состав, перевозимый на автомобиле, включая водителя. Он отвечает за правильное использование автомобиля, за соблюдение водителем Правил дорожного движения, дисциплины и требований безопасности всем личным составом, находящимся в автомобиле.

Старший машины обязан:

  • перед выездом в рейс получить инструктаж у начальника штаба или командира воинской части о целях, сроках и порядке выполнения задания, маршруте движения и требованиях безопасности;
  • знать Правила дорожного движения, требования руководящих документов, регламентирующих эксплуатацию автотранспорта;
  • изучить особенности маршрута движения, знать опасные места дорог (крутые повороты, спуски, подъемы, населенные пункты, железнодорожные переезды и т.д.) и ознакомить с ними водителя;
  • проверить оборудование автомобиля местами для размещения личного состава, исправность тента, наличие и исправность сигнализации между кузовом и кабиной, освещение кузова, наличие аптечки и огнетушителя, исправность запорных устройств бортов;
  • убедиться в готовности водителя и автомобиля к выполнению поставленной задачи и проверить наличие у водителя положенных документов, обратив особое внимание на допуск водителя к перевозке личного состава;
  • проинструктировать перевозимый личный состав о правилах посадки (высадки), порядке размещения и соблюдении мер безопасности во время движения;
  • назначить старшего по кузову, который размещается в левом переднем углу кузова и проинструктировать его о поддержании дисциплины и порядка в кузове автомобиля; в открытом автомобиле назначить наблюдателя, который размещается в правом переднем углу кузова и проинструктировать его о порядке наблюдения за сигналами начальника колонны, объектами (целями) воздушного пространства и доклада о них старшему машины; назначить старших левого и правого бортов из числа солдат, сидящих на крайних местах у заднего борта и проинструктировать их о наблюдении за состоянием крепления бортовых запоров во время движения, наружном наблюдении местности на маршруте и сзади идущим автомобилем;
  • лично руководить за посадкой в автомобиль, высадкой личного состава, раненых и больных из автомобиля;
  • находиться во время движения в кабине водителя и руководить его действиями в пути;
  • следить за поведением личного состава во время движения, не разрешать сидеть на бортах и стоять в кузове автомобиля, не допускать посадку и высадку до полной остановки автомобиля;
  • не допускать курения в автомобиле, а также перевозку посторонних лиц;
  • отстранять от управления автомобилем водителя, находящегося в болезненном или переутомленном состоянии, а также в случае его наркотического или алкогольного опьянения;
  • в случае вынужденной остановки автомобиля для этого выбрать открытое место, просматриваемое в обоих направлениях движения на расстояние не менее 100 метров, и вывести личный состав в безопасное место.

При перевозке детей бортовым автотранспортом кроме старшего машины назначается не менее двух взрослых сопровождающих в кузове автомобиля.

Обязанности старшего машины

В современных условиях военная служба непосредственно связана с повседневной эксплуатацией различных видов военной техники. В условиях Вооруженных Сил и других предусмотренных законом воинских формирований дополнительной гарантией обеспечения безопасности вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является выполнение функций старшим машины, назначаемым в соответствии с действующими нормативными актами.

Права и обязанности старшего машины определены Наставлением по автомобильной службе СА и ВМФ (введено в действие приказом Министра обороны СССР от 1 сентября 1977 г. , а также Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно Наставлению по автомобильной службе (ст. 23) старший машины назначается командиром воинской части (подразделения) из специально подготовленных офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин) при перевозках личного состава, взрывоопасных грузов, а также при направлении военной машины в дальние рейсы и в других случаях. Старший машины отвечает за выполнение возложенного на него задания. Ему подчиняется весь личный состав, следующий на машине, включая водителя. Старший машины несет ответственность за правильное использование машины и сохранность груза, за соблюдение водителем Правил дорожного движения, а также дисциплины и мер безопасности всем личным составом, находящимся в машине.

Если вместе с водителем в рейсе находится его непосредственный или прямой начальник, то старший машины не назначается, а его функцию выполняет начальник. После издания приказа о назначении старшим машины он должен быть проинструктирован непосредственным начальником.

В соответствии с названными выше актами старший машины обязан:

  • принять машину в парке от дежурного по парку;
  • перед выходом машины из парка удостовериться в ее исправности, готовности водителя к рейсу и наличии положенных документов, изучить особенности маршрута движения, знать опасные места дорог, ознакомить с ними водителя;
  • знать и соблюдать нормы погрузки на машины перевозимого груза и правила его крепления, а при перевозке боеприпасов, взрывчатых веществ, горючего и других опасных грузов
  • правила, установленные ст. 259 вышеназванного Наставления;
  • уметь пользоваться картой, схемой маршрута и ориентироваться на местности;
  • отстранять от управления водителя, находящегося в болезненном или переутомленном состоянии, а также в случае его алкогольного или наркотического опьянения и принимать необходимые меры к своевременному выполнению задания, а при отсутствии такой возможности докладывать старшему начальнику о сложившейся обстановке и действовать по его указанию;
  • по окончании работы сделать отметку в путевом листе о выполнении задания, подписать путевой лист и сдать машину и путевой лист дежурному по парку;
  • знать Правила дорожного движения;
  • при перевозке людей разъяснять личному составу правила безопасности и порядок их соблюдения, знать и точно выполнять нормы посадки и правила перевозки, руководствуясь соответствующими статьями Строевого устава Вооруженных Сил РФ;

Старшему машины категорически запрещается: брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной, отдавать команды, принуждающие водителя нарушать Правила дорожного движения и установленную скорость движения.

Командиром воинской части в приказе и командиром подразделения при инструктаже могут быть определены дополнительные обязанности старшему машины, исходя из особенностей выполняемого задания.

Старший машины несет дисциплинарную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации военной машины. В случае причинения материального вреда в процессе исполнения возложенных на него обязанностей он может быть подвергнут материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 25 июня 1999 г.

Если допущенное нарушение правил вождения или эксплуатации повлекло уголовно наказуемые последствия, то наступает уголовная ответственность по ст. 350 УК РФ.

Объектом преступления по ст. 350 УК РФ является установленный порядок вождения и эксплуатации военных машин, обеспечивающий возможность предупреждения причинения вреда жизни и здоровью как участникам движения, так и другим гражданам. Этот порядок определен воинскими уставами, наставлениями по вождению и эксплуатации соответствующих видов военной техники, инструкциями, приказами.

Порядок вождения и эксплуатации военных машин определяется также в руководствах и инструкциях по эксплуатации отдельных видов техники.

В этих документах указывается на особенности обращения с машинами в соответствии с актами, регламентирующими правила обращения с военной техникой, включая Правила дорожного движения, действие которых распространяется на порядок эксплуатации и вождения боевых, специальных и транспортных машин в условиях, предусмотренных этими Правилами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *