Командировка—2022: какие документы оформлять
Отправляя сотрудника в командировку, работодатель должен учитывать разные детали. Разберемся, чем командировка отличается от выполнения работы в другой местности, какие сотрудники вправе отказаться от нее и что нужно предусмотреть при подготовке документов.
- Что такое командировка
- Служебная командировка или выполнение работы в другой местности?
- Кого можно и кого нельзя отправлять в командировку
- Как оформить командировку: необходимые документы
Что такое командировка
Ключевые правила, раскрывающие специфику служебных командировок, содержатся в ст. 166 ТК РФ. В ней говорится, что служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Из ст. 166 ТК РФ следует, что:
- Служебная командировка должна нести производственный характер.
- Направить в служебную командировку можно только тех лиц, которые оформлены по трудовому договору, а не по договору гражданско-правового характера.
- Не признаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Такой характер работы прописан в трудовом договоре.
- Длительность служебной командировки должна быть целесообразной. В Письме Минфина России от 28.04.2010 № 03-03-06/1/304 говорится, что «в случае если большую часть рабочего времени и большую часть трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работники выполняют в иностранном государстве, фактическое место работы сотрудников будет находиться в иностранном государстве и такие работники не могут считаться находящимися в командировке».
В Письме Минтруда от 09.06.2017 № 14-2/ООГ-4733 даются уточнения относительно дистанционных работников: «Поездка работника, направляемого в командировку на основании письменного решения работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой». Следовательно, поездка дистанционного работника в головной офис работодателя является служебной командировкой.
Факт того, что сотрудник работает дистанционно, должен быть зафиксирован в трудовом договоре как место работы (ст. 57 ТК РФ).
Поездка в филиал организации за пределы постоянной работы тоже расценивается как командировка. На это указывает п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749). В этом случае работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Служебная командировка или выполнение работы в другой местности?
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Как в данном случае разграничивать понятия «служебная командировка» и «выполнение работы в другой местности в течение длительного времени»?
Разъяснения по этому вопросу дает Письмо Минфина России от 28.04.2010 № 03-03-06/1/304: если в течение длительного времени значительную часть своих функций работник выполняет вне места постоянной работы (за границей, например), то служебную поездку нельзя считать командировкой. В данном случае лучше заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе работника на определенный период времени на работу в другой местности.
Кого можно и кого нельзя отправлять в командировку
- беременные женщины
- работники в возрасте до 18 лет
- женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет (ч. 2 ст. 259 ТК РФ)
- инвалиды (ч. 2 ст. 167 ТК РФ)
- матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет (ч. 3 ст. 259 ТК РФ)
- работники, имеющие детей-инвалидов (ч. 3 ст. 259 ТК РФ)
- работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 259 ТК РФ)
- мужчины, воспитывающие несовершеннолетних детей без матерей, а также опекуны и попечители несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ)
- работники, с которыми подписан ученический договор, если поездка ему не соответствует (ч. 3 ст. 203 ТК РФ)
Данных работников следует в письменной форме ознакомить с правом отказаться от направления в командировку!
Как оформить командировку: необходимые документы
Прежде всего компании, которые направляют своих сотрудников в служебные командировки, должны иметь Положение о командировках. В этом локальном нормативном акте прописываются размер суточных, размер компенсации расходов и другие важные детали.
Ранее в комплект обязательных командировочных документов входили служебные задания и командировочные удостоверения. Но с 8 января 2015 года эти документы упразднены (п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595). Теперь направление работника в служебную командировку производится на основании правового акта (приказа, распоряжения) работодателя.
Обязательные документы | Необязательные документы |
---|---|
Приказ о направлении в командировку | Служебное задание |
Приказ о привлечении к работе в выходной (праздничный) день (при необходимости) | Отчет о выполнении служебного задания |
Авансовый отчет | Командировочное удостоверение |
Служебная записка (если поездка осуществляется на личном или служебном транспорте) |
Приказ о направлении в командировку
Работник направляются в командировку на определенный срок на основании письменного решения работодателя. Поэтому обязательно издается приказ, в котором отражается основная информация: кто направляется, в какие сроки и куда, с какой целью. Если сотрудник едет в командировку на служебном или личном транспорте, рекомендуется упомянуть это в приказе.
Поскольку унифицированной формы нет, придется разработать форму приказа самостоятельно. За основу можно взять форму Т-9 или форму Т-9А при направлении в командировку нескольких сотрудников.
Сотрудник знакомится с приказом под подпись.
Служебное задание
Действующее законодательство не предусматривает обязательное оформление этого документа. Но если ваш документооборот его предусматривает, то его придется оформлять.
Служебное задание содержит перечень задач командированного сотрудника. Унифицированной формы нет, поэтому ее нужно разрабатывать самостоятельно.
Где указывать цель командировки, если нет служебного задания?
Достаточно приказа о направлении в командировку, в котором и будет указана эта цель. Несмотря на изменения, некоторые работодатели по-прежнему продолжают оформлять служебное задание и командировочное удостоверение. Поскольку запрета нет, можно действовать по старой схеме, но это нужно отразить в локальном нормативном акте, утвердить форму документа и порядок его составления.
Что должно быть в приказе, если не применяется командировочное удостоверение и служебное задание?
В приказе о направлении в командировку следует указать:
- наименование работодателя;
- ФИО и должность работника;
- структурное подразделение, в котором работает работник;
- место, срок и цель командировки;
- основание издания приказа.
Отчет о выполнении служебного задания
Этот документ не является обязательным. Тем не менее для работодателей он служит подтверждением производственного характера поездки.
В отчете сотрудники описывают, что они сделали за период нахождения в командировке.
Авансовый отчет
По возвращении из командировки работник передает работодателю авансовый отчет (форма N АО-1) об израсходованных суммах, на основании которого производится окончательный расчет.
К авансовому отчету прилагаются фактические расходы по проезду, расходы на проживание и документы об иных расходах, связанных с командировкой.
С Контур.Тревел сотрудники сами заполнят авансовые отчеты, а дальше они автоматически появятся в 1С вместе с билетами
С указанной даты фактический срок пребывания работника в командировке определяется по проездным билетам, представляемым им по возвращении.
Авансовый отчет предоставляется в течение трех дней с момента возвращения из командировки.
Служебная записка
Этот документ потребуется, если сотрудник едет в командировку на служебном или личном транспорте. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, в этом случае фактический срок пребывания в командировке указывается в служебной записке, к которой прикладываются документы, подтверждающие использование транспорта для проезда к месту командирования и обратно: путевой лист, маршрутный лист, счета, квитанции, кассовые чеки и иные документы.
В Письме Минфина России от 26.05.2015 № 03-03-05/30168 уточняется, что «подтверждением фактического срока пребывания работника в служебной командировке могут являться любые первичные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которые свидетельствуют о факте нахождения работника в пути к месту командирования и обратно».
В служебной записке указываются дата и время убытия в командировку, а также дата и время прибытия из нее.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Отправляем работника в командировку: пошаговое руководство
Как правило, в хозяйственной деятельности предприятия не обойтись без служебных командировок. Какие действия должен предпринять бухгалтер, чтобы при проверке не возникало вопросов относительно обоснования и оформления командировочных расходов? Какие документы должен предоставить работник по окончании командировки? В данной статье рассмотрен порядок документального оформления командировки работника хозрасчетного предприятия
Отправляя работника в командировку, предприятие должно позаботиться о подготовке пакета документов, необходимых для отнесения расходов по такой командировке в состав расходов, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий.
Напомним, что согласно Налоговому кодексу Украины (далее — НКУ) к составу фактических расходов на командировку могут быть отнесены расходы физических лиц, находящихся в трудовых отношениях с налогоплательщиком.
Вопросы, связанные с определением командировочных расходов, регулируются пп. 140.1.7 ст. 140 НКУ. Указанная норма НКУ обязывает оформлять командировку приказом и соответствующими первичными документами. Последнее чаще всего регулируется на предприятии Положением о командировках коллективного договора1, которое является внутренним локальным нормативным документом, определяющим не только порядок оформления расходов на командировку, но и прочие организационные вопросы, связанные с командировкой.
Пользуйтесь консультацией: Бизнес эмиграция из Украины на примере 9 стран: виза, вид на жительство, расходы
Итак, отправляя работника в служебную командировку, следует:
• оформить приказ о командировке;
• оформить командировочное удостоверение;
• оформить справку-расчет аванса на командировку;
• выдать командированному работнику аванс согласно справке-расчету;
• зарегистрировать командировку в Журнале регистрации командировок.
По прибытию из командировки работник оформляет Отчет об использовании средств, выданных на командировку, или под отчет в порядке и по форме, установленной приказом ГНАУ «Об утверждении формы Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, и Порядка его составления» от 23.12.2010 г. № 996 (далее — Приказ № 996) и предоставляет его в бухгалтерию в законодательно определенные сроки. На основании отчета бухгалтерия проводит окончательные расчеты с работником и отражает на счетах бухгалтерского учета операцию по служебной поездке работника.
Рассмотрим документальное оформление командировки работника предприятия на примере.
Согласно Положению о командировках работник направляется в служебную командировку на основании приказа о командировке руководителя предприятия (Приложение 12).
Минфин в своем письме от 04.05.2011 г. № 31-07230-16-25/11433 отмечает, что если работник во время пребывания в командировке не осуществлял никаких расходов, связанных с такой командировкой, и как следствие — у него нет первичных документов, то сумма суточных будет определяться только согласно приказу. Вместе с тем, осторожный налогоплательщик не ограничиться одним приказом о командировке для подтверждения суточных расходов, а позаботится о наличии подтверждающих документов, к которым можно отнести и командировочное удостоверение.
Кроме того, бухгалтерия предприятия выдает командированному лицу аванс на основании сметы расходов (Приложение 2). В смете расходов определяются суммы предполагаемых к выдаче: суточные, расходы по найму жилого помещения, на проезд и прочее.
ГНАУ в своем письме от 06.10.2011 г. № 1033/5/15-1416 отмечает, что размер суточных расходов для работников предприятий, которые не финансируются (содержатся) за счет бюджета, устанавливается в соответствии с приказом о командировке предприятия и с учетом требований п. 140.1 ст. 140 НКУ.
Напомним, что пп. 140.1.7 ст. 140 НКУ устанавливает размер суточных в следующих размерах:
• не более 0,2 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки — для командировок по Украине;
• не более 0,75 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки — для командировок за границу.
То есть нормами Положения о командировках или приказом может быть установлен размер суточных до граничных размеров, установленных НКУ.
При получении денежного аванса подотчетное лицо должно быть ознакомлено с:
• нормативными ограничениями наличного обращения, а также с требованиями документального оформления таких операций (письмо НБУ от 14.02.2003 г. № 11-113/336);
• обязательствами перед предприятием (предоставление первичных и подтверждающих расходы документов, отчета о командировке);
• финансовыми санкциями (за несвоевременное предоставление Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, несвоевременный возврат остатка денежных средств, выданных на командировку, излишне израсходованные денежные средства, полученные на командировку).
Командированному лицу выдается также командировочное удостоверение (Приложение 3), по форме, разработанной предприятием и установленной Положением о командировках.
Пользуйтесь консультацией: Как украдут твою компанию и как этого не допустить: 10 фактов, о которых должен знать каждый директор
Напомним, что форма командировочного удостоверения на данный момент не утверждена, оно не является обязательным документом согласно действующему законодательству. Однако на сегодняшний день этот документ является единственным первичным документом, подтверждающим факт командировки3. Поэтому предприятия на основе «старой» формы могут разработать и утвердить свою форму командировочного удостоверения. ГНАУ (сайт ГНАУ, Единая база налоговых знаний) разъясняет, что соответствующим первичным документом, определяющим, в частности, сумму суточных может быть командировочное удостоверение.
При направлении и прибытии из командировки работник регистрируется в Журнале регистрации командировок (Приложение 4). Напомним, что форма Журнала регистрации командировок установлена Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина Украины от 13.03.1998 г. № 59, обязательной для применения только предприятиями, учреждениями и организациями, финансирующимися за счет бюджетных средств.
Согласно пп. 170.9.2 ст. 170 НКУ Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (далее — Отчет), предоставляется по форме, установленной центральным органом ГНС (форма утверждена Приказом № 996), до окончания пятого банковского дня, следующего за днем, в котором командированный работник завершает командировку.
При наличии излишне израсходованных средств их сумма возвращается налогоплательщиком в кассу или зачисляется на банковский счет предприятия до или во время представления указанного отчета.
Если расходы, понесенные в командировке, были оплачены наличными средствами с использованием платежных карточек, то указанный выше отчет и возврат излишне израсходованных сумм предоставляется до окончания третьего банковского дня, следующего за днем, в котором командированный работник завершает командировку.
Если командировочные расходы оплачены только с использованием платежных карточек, т.е. в безналичной форме, то срок предоставления отчета не должен превышать 10 банковских дней, а при наличии уважительных причин работодатель может продолжить срок до 20 банковских дней (в случае выявления расхождений между соответствующими отчетными документами) (пп. 170.9.3 ст. 170 НКУ). Соответствующие нормы могут быть установлены также в Положении о командировках коллективного договора, с которыми работник должен быть ознакомлен до отбытия в командировку. В примере Р. В. Скворцов должен представить отчет до 02.12.2011 г. включительно (Приложение 5).
В Отчете содержится информация о полученных из кассы предприятия сумм наличности, фактически осуществленных расходах, а также об остатке подотчетных сумм или их перерасходе. Кроме того, к отчету должны прилагаться оригиналы документов (расчетные квитанции, кассовые и товарные чеки, проездные документы, акты закупки, квитанции к приходным ордерам и т. п.), подтверждающие расходы по командировке. Отчет служит основанием для списания с подотчетного лица средств, выданных на командировку, и возмещения перерасхода.
На основании отчета о командировке бухгалтерия отражает операции, проведенные в связи с выполнением служебного задания, в бухгалтерском учете.
Согласно НКУ расходы на командировку могут быть включены в состав налоговых расходов при наличии документов, подтверждающих связь командировки с хозяйственной деятельностью плательщика налога на прибыль. В примере договор с ООО «Три сумки», заключенный Р. В. Скворцовым, а также документы удостоверяющие изучение им рынка мясной продукции в Днепропетровске являются основанием для включения расходов по командировке в налоговые расходы.
Руководство ПАО «Ландик» на основании бизнес-плана на 2012 г. приняло решение провести ряд мероприятий по расширению рынка сбыта собственной мясной продукции. Для изучения рынка, конкурентоспособности продукции, а также для заключения хозяйственных договоров на реализацию товара в продовольственных супермаркетах ООО «Три сумки» менеджер Р. В. Скворцов был направлен в служебную командировку в Днепропетровск.
Положением о командировках коллективного договора ПАО «Ландик» регламентированы: порядок направления в командировку; сроки предоставления отчетов; размер суточных; порядок возмещения командировочных расходов; прочие вопросы, связанные с направлением работника в командировку.
размер суточных ПАО «Ландик» составляет 70 грн за каждый календарный день.
На предприятии:
— издан приказ о служебной командировке (Приложение 1);
— составлена смета расходов на командировку (Приложение 2);
— оформлено удостоверение на командировку (Приложение 3);
— командировка зарегистрирована в Журнале регистрации командировок (Приложение 4);
— оформлен Отчет об использовании средств на командировку или под отчет (Приложение 5);
— на основании отчета отражены операции по командировке в бухгалтерском и налоговом учете (Таблица).
Наказ
21.11.2011 м. Київ № 40/К
Про службове відрядження
1. Відрядити менеджера відділу маркетингу Скворцова Р. В. у відрядження терміном на чотири доби (з 22.11.2011 р. по 25.11.2011 р.) до м. Дніпропетровськ на ТОВ «Три сумки» з метою вивчення ринку збуту м’ясної продукції у м. Дніпропетровськ та укладення договору купівлі-продажу.
2. Керівнику відділу кадрів Калач І. Р. забезпечити документальне оформлення та реєстрацію відрядження відповідно до Правил ведення документообігу.
3. Головному бухгалтеру Івановій І. С. забезпечити видачу авансу на відрядження згідно з Положенням про відрядження, та остаточно розрахуватися зі Скворцовим Р. В. після повернення з відрядження.
Підстава:
— бізнес-план ПАТ «Ландик» на 2012 г.
— завдання на службове відрядження менеджеру відділу маркетингу Скворцову Р. В. від 18.11.2011 р.
Додаток: кошторис витрат на відрядження.
Директор Васнєцов Васнєцов П. І.
З наказом ознайомлені:
21.11.2011 р. Скворцов Скворцов Р. В.
21.11.2011 р. Калач Калач І. Р.
21.11.2011 р. Іванова Іванова І. С.
Фінансово-бухгалтерська служба ПАТ «Ландік»
Кошторис витрат на відрядження до
м. Дніпропетровськ менеджера Скворцова Р. В.
1. Добові за чотири дні відрядження з 22.11.2011 р. по 25.11.2011 р. відповідно до Положення про відрядження: 4 70,00 = 280,00 грн.
2. Вартість проїзду автобусним маршрутом Магдалинівка – Дніпропетровськ до місця відрядження та назад: 120,00 2 = 240,00 грн.
3. Вартість проживання у готелі м. Дніпропетровськ: 3 доби 200,00 = 600,00 грн.
4. Вартість службових переговорів — 100,00 грн.
Загальна сума витрат: 1220,00 грн.
Додаток 3
ПОСВІДЧЕННЯ ПРО ВІДРЯДЖЕННЯ
ВиданоСкворцову Роману Володимировичу
(прізвище, ім’я, по батькові)
менеджеру відділу маркетингу ПАТ «Ландик»
м. Магдалинівка
(посада, місце роботи)
відрядженому до м. Дніпропетровськ
(пункти призначень)
ТОВ «Три сумки»
(найменування підприємства, установи, організації)
Термін відрядження «_4___» дні
Мета відрядження___ укладення договору купівлі-продажу,
вивчення ринку збуту м’ясної продукції
м. Дніпропетровськ
Підстава: наказ від «_21_»__листопада 2011 р. №__40/К
Начальник відділу кадрів __Калач
(підпис)
Відмітки про вибуття у відрядження, прибуття до місця постійної роботи
Вибув з ___ м. Магдалинівка . Прибув до м. Дніпропетровськ ___.
«_22__» _листопада __2011_ р. «__22_» _листопада___ ___2011_ р.
МП Васнєцов ___ МП _Кураєв
підпис підпис
Вибув з __ м. Дніпропетровськ ___ . Прибув до _м. Магдалинівка .
«__25_» __ листопада __2011 р. «__25_» листопада ___2011 р.
МП __Кураєв/печатка МП __Васнєцов / печатка
підпис підпис