Как работать со звуком
Перейти к содержимому

Как работать со звуком

Начинающему звукорежиссеру. Первые шаги работы со звуком — советы, полезная информация.

Вступление. Как-то достаточно давно, мы сотрудничали с одной рекламной «конторой» в предоставлении удаленных начиток «из рук в руки» (тогда еще даже и в проекте не было нашего прекрасного сайта онлайн дикторов)… И вот, от них поступает звонок с просьбой, обучить их молодого звукорежиссера – конечно же «качественно», естественно «быстро», ну и безусловно – «подешевле»… Забегая наперед, отмечу – сотрудничество не состоялось, т.к. после объяснений, что звукорежиссура это серьезный процесс, нужно знать и понимать основы, учить «мат. часть» и много-много практиковаться – раздался ответ: «Не чудите! Наша девочка – очень смышленая! Она ловит все на лету! Просто скажите ей – на какие там кнопки нужно нажимать!»

Первые шаги в звукорежиссуре. С чего же все-таки нужно начинать?

Изначально, каждый соискатель должен четко определиться – на что он готов ради освоения профессии звукорежиссера. Мы понимаем, что здесь речь не идет о 5-летнем обучении в ВУЗах или дорогостоящих частных курсах… а мы обсуждаем – самообразование на безвозмездных началах.

Начинающему звукорежисссеру - первые уроки по работе со звуком

Еще стоит отметить, что говоря о звукорежиссуре в «рекламе», зачастую это понятие – примитивизируется. Отчасти, такой подход обучения тоже довольно справедлив, но, чтобы получить действительно качественно звучащий материал (пусть даже и рекламный) – Вам все равно придется изучить такие азы как – компрессия, эквализирование, реверберация и т.д.

Чем мы можем помочь начинающему звукорежиссеру – по делу?

Эта статья была написана не зря. Т.к. мы решили более глубоко раскрываться в советах начинающим звукорежиссерам. Обещаем, что будем дополнять эту заметку новой информацией, а ниже представляем разделы, которые уже готовы к изучению.

Советы начинающему звукрежиссеру - с чего начинать обучение!

Что такое – динамическая компрессия и зачем она нужна?

Процесс и описание динамической компрессии, достаточно широко раскрыт в статье: Обработка голоса. Программы и запись голоса, динамическая компрессия. Каждому начинающему звукорежиссеру, мы рекомендуем тщательно извучить этоу статью, к которой, кроме описания самого процесса, выведены советы по настройке компрессора для голоса, а также указаны тестовые (начальные) параметры настроек. Для закрепления материала, стоит прочитать статью – Почему плавает громкость начитки и может отличаться у разных дикторов? Если, после прочтения первого маериала, у нашего молодого звукорежиссера почти сразу созреет ответ на вопрос в названии второй статьи – то можно считать, что Вы потратили время не зря и материал – успешно усвоен!

Форматы файлов, диапазон частот, глубина кодирования, битрейт.

У нас подготовлен материал о а форматах файлов автоответчиков, а также широко рассмотрены аспекты глубины кодирования, диапазона частот и битрейт. Мы рекомендуем прочитать эту заметку, чтобы понимать – что вообще это такое: Форматы файлов автоответчиков. Диапазон частот и глубина кодирования.

Ознакомившись со статьй о глубине кодирования и диапазонах частот, перейдите к изучению вот этого обзора: Обзор эффектов для программной и железной обработки голоса.

Мы уверенны, что даже после беглого прочтения предоставленных материалов – Вы поймете, что первые шаги в звукорежиссуре – Вы уже начали делать. Кому-то станет интересно и он продолжит свое движение в направлении основ звука, а кто-то бросит сразу, осознав, что «это не мое». Все люди разные, потому и разных профессий – очень много )))

Звукорежиссура для чайников #1. Предисловие ⁠ ⁠

Звукорежиссура для чайников #1. Предисловие Звук, Звукозапись, Запись, Звукорежиссура, Обработка звука

В последнее время, в мире стали популярны такие направления как озвучивание (фильмов, сериалов и т.п.), пение и создание музыкальных композиций.

Но в итоге, любое из этих направлений приводит к работе со звуком.

Я попробую рассказать простым и понятным языком как осуществляется такая работа.

Я не специалист в данной области (всего лишь любитель), именно поэтому вам представится возможность узнать, как «видит звук» простой самоучка, а посему не будет сложной терминологии. При этом, я ставлю себе целью объяснить и разжевать эту информацию так, чтобы было понятно даже человеку, который в принципе не планирует (и не имеет интереса) заниматься чем-то подобным.

В данном «курсе» вы узнаете какое «железо» (оборудование) лучше всего использовать, каким программным обеспечением пользоваться и как лучше оборудовать помещение для записи (если у вас чисто случайно не завалялась собственная студия звукозаписи).

Помимо вышеупомянутых моментов, мы рассмотрим и само озвучивание (его еще часто называют озвучанием) и создание музыкальных композиций (как с нуля так и с использованием семплов и лупов (наборы готовых звуков)). Пение я буду описывать в общих чертах как отдельное направление, но работу со звуком, после получения готовой аудиодорожки с голосом, будем рассматривать подробно.

На этом предисловие окончено. Надеюсь, что эта информация окажется полезной людям, которые всегда мечтали озвучить свой любимый фильм (на который кроме субтитров ничего больше нет), тем кто хочет самореализоваться как музыкант (не умеешь играть на гитаре? — не беда, стань музыкантом «железа»), и тем, кто умеет петь, но не умеет перенести свой голос на электронный носитель (или просто не знает как убрать с записи крики детей, живущих в соседней квартире).

Для озвучки: Микрофон и две программы:

1) для чистого голоса Sound Forge Pro 11.0

2) для сведения звука Vegas Pro 13.0

и нехуй тему даже создать с большим количеством букафф))

Звукозапись прямиком в нейроны⁠ ⁠

Звукозапись прямиком в нейроны Звук, Звукозапись, Чугун, Кувалда, Странности, Юмор, Старое фото, Необычное, Картинка с текстом, Повтор

Ответ на пост «Поработаю на пикабушников бесплатно»⁠ ⁠

Всем привет, поддержу и я всех)

Я звукорежиссёр. Может найдутся здесь музыканты, певцы, авторы, которым необходима помощь со сведением/мастерингом. Готов посотрудничать на безвозмездной или условно безвозмездной основе)

Всех такое бесит?⁠ ⁠

Звуки в фильмах такое себе.

Всех такое бесит? Звукорежиссура, Фильмы, Звук, Громкость, Doge, Мемы

Большой диктофон изнутри или студия звукозаписи⁠ ⁠

Меня тут попросили рассказать о моей студии звукозаписи, штош. Моим 10 подписчикам и другим любопытствующим посвящаяется.

Большой диктофон изнутри или студия звукозаписи Звукозапись, Студия звукозаписи, Звукорежиссура, Длиннопост

Кто к нам обращается? Есть две основные категории — профи и обычные люди.
Профи — это дикторы, шоу мэны, видеографы, музыканты, продюсеры. В общем все те, кто свой хлеб зарабатывает в развлекательной индустрии.
Обычные люди — те, кто хочет побыть в роли артиста, записать свою песню для друзей и близких, сделать оригинальное творческое поздравление и т.д. То есть те люди, которые не зарабатывают на творчестве.

Большой диктофон изнутри или студия звукозаписи Звукозапись, Студия звукозаписи, Звукорежиссура, Длиннопост

Что бы проще было понять чем студия звукозаписи отличается от домашней "студии" нужно рассматривать её как единый механизм из оборудования, программного обеспечения и помещений.

Каждый пункт играет огромную роль в формировании звука. Например, если помещение не было спроектировано правильно именно для работы со звуком, в нём будет очень сложно записывать с микрофонов, так как чистый звук источника будет дополнен звучанием помещения. При прослушивании будет казаться, что звук не собранный, размытый и обработать эти недочёты практически невозможно, без ущерба для записанного аудио.

На фотках ниже — тон-зал, специальное помещение для записи с высокой степенью развязки от конструкций здания. По сути это комната внутри комнаты, защищённая от вибраций и шума извне.

Большой диктофон изнутри или студия звукозаписи Звукозапись, Студия звукозаписи, Звукорежиссура, Длиннопост

На следующих фотках контрольно-аппаратная комната. В неё поступают все сигналы из тон-зала для записи.

Большой диктофон изнутри или студия звукозаписи Звукозапись, Студия звукозаписи, Звукорежиссура, Длиннопост

Оборудование на студиях, зачастую выше классом, чем у домашних мастеров, кроме того на студиях гораздо шире выбор тех же микрофонов, не говоря про остальное. С програмным обеспечением тут у всех всё по разному, но софт используется такой, какой любой может использовать хоть в студии, хоть дома. Это очень удобно.

На скрине ниже видны каналы аудиодорожек, почти каждый вертикальный сегмент это отдельная аудио дорожка.

Большой диктофон изнутри или студия звукозаписи Звукозапись, Студия звукозаписи, Звукорежиссура, Длиннопост

Большой диктофон изнутри или студия звукозаписи Звукозапись, Студия звукозаписи, Звукорежиссура, Длиннопост

Каждой дорожке при необходимости назначается обработка и уровень громкости, это нужно для того, что бы они в совокупности звучали чётко и сбалансировано. Грубо говоря, что бы скрипка не звучала громче барабанов.

Получилось очень длинно, и я наверное описал только по верхам и то местами заумно, хотя старался написать максимально просто. Если есть вопросы, прошу в комментарии. Писатель из меня так себе, уж извениде за ожипке. ))

Ответ Shagaih в «В Нижневартовске мужчина избил врача после осмотра его покрытой жены»⁠ ⁠

А самое интересное, что у нас в поликлинике, к примеру, есть два специалиста моего профиля: я и женщина лет 30. Кстати, в хиджабе! Мужчин не принимает (в государственной, на минуточку, поликлинике! Рук-ву пох откровенно). Так вот, самым большим шрифтом напечатал объявление и повесил на дверях кабинета, что в поликлинике есть также и врач ЖЕНЩИНА, в таком-то кабинете, мол, чтоб страждущие шли сразу туда, а не спрашивали «а почему врач мужчина».

Но нет! Подавляющее большинство женщин стремятся именно ко мне: и взрослые, и молодые, и в миниюбках, и даже еще больше — в хиджабах! Спокойненько открывают свои животики, светят своими стрингами (некоторые почему-то на прием в них приходят). За всю жизнь лишь один раз было, когда муж с женой пришли на прием, сам прием прошел, но ее не пустил, наверное, пошли к женщине, хотя записана была на прием ко мне.

Я это к чему? К тому, что достаточно большому числу женщин, даже внешне кажущимся религиозными и такими правоверными, совершенно пох, кто осматривает их животы, поясницы и ягодицы. А некоторые, как я давно понял, специально к врачу мужчине и идут.

Как записать звук на пластиковую банку⁠ ⁠

Ответ на пост «В Нижневартовске мужчина избил врача после осмотра его покрытой жены»⁠ ⁠

Истенно верующий, напавший в Нижневартовске на врача, даёт показания. Говорит, что врач делал комплименты его жене. Идиот не учел, что камера в кабинете записывает звук и никаких комплиментов врач не говорил.

Как обработать голос в программе Adobe Audition⁠ ⁠

Гайд за 1 минуту

Хотелось бы узнать у владельцев котиков, как их питомцы реагируют на эти волшебные звуки⁠ ⁠

Как был сделан этот звук⁠ ⁠

Лучший аппаратный лимитер для глухих диджеев⁠ ⁠

Лучший аппаратный лимитер для глухих диджеев

Трейлерные звуки⁠ ⁠

Трейлерные или, как их еще называют, «кинематографичные» звуки — это те эпичные звуки, которые вызывают бурю эмоций и заставляют нас бежать в кинотеатры. Мы слышим их в каждом трейлере фильмов или игр.

Звук — очень эффективный инструмент для создания эмоций. Не зря фильмы (и вообще видеоролики) называют АУДИО-визуальными произведения и говорят, что звук несёт 50% важности. Но говоря о Трейлерных звуках, процент важности и ответственности бесспорно выше.

Трейлерные звуки Звук, Звукорежиссер, Звукозапись, Фильмы, Видеомонтаж, Видео, Длиннопост, Своими руками

Они обладают ярко выраженной эмоциональной нагрузкой и непростой комплексной структурой. Благодаря этому они стали такими популярными в трейлерной музыке, когда необходимо за короткий промежуток времени успеть окунуть зрителя в нужную атмосферу, ошеломить, заинтриговать, испугать и, конечно же, заинтересовать «что будет дальше?».

Если вы занимаетесь видео и желаете сделать свои произведение более яркими, то, конечно же, тоже можете использовать их сами, но есть нюансы. Попробуем разобраться.

Возможно вы замечали, что зачастую трейлерная музыка имеет схожие черты, особую узнаваемую структуру. С годами индустрия выкристаллизовала эффективные способы формирования эмоций у аудитории и поэтому сейчас нам зачастую приходится слышать в рекламе фильмов музыку, написанную по уже сформировавшимся и устоявшимся шаблонам. И более того — даже звуки, из которых состоит трейлерная музыка тоже имеют свои признаки.

Трейлерные звуки Звук, Звукорежиссер, Звукозапись, Фильмы, Видеомонтаж, Видео, Длиннопост, Своими руками

Чтобы разобраться в них, есть смысл каким-либо образом разделить эти звуки, т. к. их многообразие может запутать. Буду называть звуки на английском языке — так, как их называют в звуковых библиотеках.

Итак, для себя я делю их на следующие группы:

1. Различные удары: Hit, Boom, Impact, Slam

2. Звуки для движений и перемещений: Whoosh/swish

3. Грозные звуки Braaam и подобные им

4. Нарастающие звуки Riser/Uplifter и, наоборот, спадающие по интенсивности звуки Downer/Downlifter

5. Продолжительные фоновые звуки Atmosphere/Drone

Есть и другие звуки, составные и производные. А эти можно назвать «базовыми».

Конечно же, чтобы было понятнее, лучше эти звуки слышать.

Я сделал видеоролик про то, как отличить одни звуки от других, в каких случаях их применять в своих видеороликах, где вообще брать такие звуки и каким образом можно сделать такие звуки своими руками. Приятного просмотра!

Как услышать звуки 150-летней давности?⁠ ⁠

Как услышать звуки 150-летней давности? Наука, Изобретения, Звукозапись, Познавательно, Длиннопост, Звук, Популярная механика

Существует легенда, будто под конец жизни нобелевский лауреат Гульельмо Маркони увлекся странной идеей. Он считал, что звуковые колебания не затухают полностью, а продолжают блуждать в виде волн за порогом слышимости. И тогда любой звук, когда-либо изданный, можно восстановить, если иметь достаточно чувствительный приемник. Изобретатель радио мечтал о временах, когда можно будет услышать реальный голос Иисуса, произносящего Нагорную проповедь. Конечно, Маркони заблуждался — звуки растворяются в атмосфере навсегда, и извлечь их оттуда невозможно. Но от такой красивой мечты не стоит отказываться совсем. Есть шанс, что звучание прошлых эпох не потеряно для нас окончательно.

Однажды физик Карл Хабер услышал по радио интервью барабанщика группы Grateful Dead, который сетовал на постепенное разрушение уникальных аудиоархивов — записей экзотических языков и музыки, сделанных этнографами на рубеже XIX и XX веков на восковые цилиндры. Но теперь они слишком хрупки — прикосновение звукоснимателя разрушит их прежде, чем удастся извлечь хоть какое-то содержание.

Дэвид Джоунс, «Изобретения Дедала», «У стен есть уши» (New Scientist, 1965): «Нет ли такого естественного процесса, который бы запечатлел звуки древних языков и донес их до нашего времени? Находясь под впечатлением вокальных упражнений маляров, ремонтировавших его квартиру, Дедал высказал догадку, что возможность раскрыть эти тайны нам предоставляет нехитрое штукатурное ремесло. Дедал отмечает, что под действием звука мастерок, как любая плоская пластина, вибрирует — соответственно, когда поющий работник ведет мастерком по сырой штукатурке, на ней остается фонографическая запись его песни. После высыхания поверхности запись можно проиграть, проведя звукоснимателем в том же направлении».

У Хабера, который в Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли разрабатывал кремниевые детекторы для ЦЕРН, родилась идея использовать не механическое, а оптическое сканирование поверхности цилиндра — такое же, как для проверки детекторов. Получив детальную компьютерную модель звуковой дорожки, можно запрограммировать движение по ней виртуального звукоснимателя и специальными алгоритмами преобразовать его в реальный звук.

В 2010 году с помощью этого метода удалось восстановить речь изобретателя телефона, которая была записана в 1885-м: «Это мой голос… Александр Грэхэм Белл». Спустя два года в лаборатории Хабера извлекли звук из записи, сделанной Томасом Эдисоном в 1878 году на оловянной фольге, фрагмент которой в довольно потрепанном виде сохранился до наших дней.

. Звуковая дорожка представляет собой неровную борозду на поверхности. Метод 2D-сканирования последовательно измеряет ширину дорожки, что сходно с функцией реального звукоснимателя, в любой момент времени контактирующего с дорожкой в двух точках. Однако 3D-сканирование позволяет измерить также и глубину и тем самым реконструировать полную форму борозды. Это существенно увеличивает объем информации, которую можно извлечь, что особенно важно при работе со старыми, изношенными носителями. Конфокальная микроскопия позволяет регистрировать свет, отраженный лишь от точки, непосредственно находящейся в фокусе объектива. Свет от точек, находящихся выше и ниже, отсекается диафрагмой с малым отверстием и не влияет на построение изображения. За счет этого можно последовательно просканировать образец и из точек, находящихся в разных плоскостях, создать трехмерную реконструкцию поверхности звуковой дорожки с высоким разрешением.

А самой ранней аудиозаписью человеческого голоса, дошедшей до нас, считается несколько секунд песенки Au Clair de la Lune. Ее напел 9 апреля 1860 года французский изобретатель фоноавтографа Эдуард-Леон Скотт де Мартивилль. Интересно, что он создавал свой аппарат с целью получить лишь визуальное отображение звука по типу сейсмографа и опции проигрывания в устройство не закладывал. Тем не менее Хаберу с коллегами удалось проанализировать следы на закопченной бумаге (!) и восстановить звучание.

Технология Хабера не требует прямого контакта с носителем, но она позволяет услышать даже те звуки, которые никто не планировал воспроизводить. По сути, речь идет о расшифровке следов акустических волн, оставленных тем или иным образом на твердых поверхностях. А таких следов может сохраниться немало. Эта идея впервые в явном виде была высказана Дэвидом Джоунсом в его «Колонке Ариадны», рубрике безумных изобретений, которую в 1960-х он вел в журнале New Scientist (позднее они легли в основу книги «Изобретения Дедала»).

С тех пор идея охоты за звуками прошлого завладела умами многих впечатлительных энтузиастов. Некоторые археологи всерьез увлеклись «палеофонографией» и ищут виброакустический сигнал на поверхности древних гончарных изделий. Эта тема обыгрывалась в сериале «Секретные материалы», а «Разрушители мифов» посвятили ей отдельный эпизод. Однако до недавнего времени рассчитывать приходилось лишь на традиционные звукосниматели. А с их помощью извлечь скрытый аудиосигнал практически нереально. Разработанная Хабером технология вооружила нас гораздо более эффективным инструментом. Она позволяет уловить даже самые слабые колебания, застывшие в глине, краске или любом другом сохранившемся покрытии. И тогда… кто знает, на каких языках заговорят стены?

Статья «Затерянные звуки» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2014).

Теория звука и акустики понятным языком

теория звука и акустики понятным языком

Автозвук

Мир домашних развлечений довольно разнообразен и может включать в себя: просмотр кино на хорошей домашней кинотеатральной системе; увлекательный и захватывающий игровой процесс или прослушивание музыкальных композиций. Как правило, каждый находит что-то своё в этой области, или сочетает всё сразу. Но какими бы не были цели человека по организации своего досуга и в какую бы крайность не ударялись — все эти звенья прочно связаны одним простым и понятным словом — «звук». Действительно, во всех перечисленных случаях нас будет вести за ручку звуковое сопровождение. Но вопрос этот не так прост и тривиален, особенно в тех случаях, когда появляется желание добиться качественного звучания в помещении или любых других условиях. Для этого не всегда обязательно покупать дорогостоящие hi-fi или hi-end компоненты (хотя будет весьма кстати), а бывает достаточным хорошее знание физической теории, которая способна устранить большинство проблем, возникающих у всех, кто задался целью получить озвучку высокого качества.

Далее будет рассмотрена теория звука и акустики с точки зрения физики. В данном случае я постараюсь сделать это максимально доступно для понимания любого человека, который, возможно, далёк от знания физических законов или формул, но тем не менее страстно грезит воплощением мечты создания совершенной акустической системы. Я не берусь утверждать, что для достижения хороших результатов в этой области в домашних условиях (или в автомобиле, например) необходимо знать эти теории досканально, однако понимание основ позволит избежать множество глупых и абсурдных ошибок, а так же позволит достичь максимального эффекта звучания от системы любого уровня.

Общая теория звука и музыкальная терминология

звуковая волна

Что же такое звук? Это ощущение, которое воспринимает слуховой орган «ухо» (само по себе явление существует и без участия «уха» в процессе, но так проще для понимания), возникающее при возбуждении барабанной перепонки звуковой волной. Ухо в данном случае выступает в роли «приёмника» звуковых волн различной частоты. Звуковая волна же представляет собой по сути последовательный ряд уплотнений и разряжений среды (чаще всего воздушной среды в обычных условиях) различной частоты. Природа звуковых волн колебательная, вызываемая и производимая вибрацией любых тел. Возникновение и распространение классической звуковой волны возможно в трёх упругих средах: газообразных, жидких и твёрдых. При возникновении звуковой волны в одном из этих типов пространства неизбежно возникают некоторые изменения в самой среде, например, изменение плотности или давления воздуха, перемещение частиц воздушных масс и т.д.

длина волны

Поскольку звуковая волна имеет колебательную природу, то у неё имеется такая характеристика, как частота. Частота измеряется в герцах (в честь немецкого физика Генриха Рудольфа Герца), и обозначает количество колебаний за период времени, равный одной секунде. Т.е. например, частота 20 Гц обозначает цикл в 20 колебаний за одну секунду. От частоты звука зависит и субъективное понятие его высоты. Чем больше звуковых колебаний совершается за секунду, тем «выше» кажется звучание. У звуковой волны так же имеется ещё одна важнейшая характеристика, имеющая название — длина волны. Длиной волны принято считать расстояние, которое проходит звук определённой частоты за период, равный одной секунде. Для примера, длина волны самого низкого звука в слышимом диапазоне для человека частотой 20 Гц составляет 16,5 метров, а длина волны самого высокого звука 20000 Гц составляет 1,7 сантиметра.

Человеческое ухо устроено таким образом, что способно воспринимать волны только в ограниченном диапазоне, примерно 20 Гц — 20000 Гц (зависит от особенностей конкретного человека, кто-то способен слышать чуть больше, кто-то меньше). Таким образом, это не означает, что звуков ниже или выше этих частот не существует, просто человеческим ухом они не воспринимаются, выходя за границу слышимого диапазона. Звук выше слышимого диапазона называется ультразвуком, звук ниже слышимого диапазона называется инфразвуком. Некоторые животные способны воспринимать ультра и инфра звуки, некоторые даже используют этот диапазон для ориентирования в пространстве (летучие мыши, дельфины). В случае, если звук проходит через среду, которая напрямую не соприкасается с органом слуха человека, то такой звук может быть не слышим или сильно ослабленным в последствии.

В музыкальной терминологии звука существуют такие важные обозначения, как октава, тон и обертон звука. Октава означает интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2. Октава обычно очень хорошо различима на слух, в то время как звуки в пределах этого интервала могут быть очень похожими друг на друга. Октавой также можно назвать звук, который делает вдвое больше колебаний, чем другой звук, в одинаковый временной период. Например, частота 800 Гц, есть ни что иное, как более высокая октава 400 Гц, а частота 400 Гц в свою очередь является следующей октавой звука частотой 200 Гц. Октава в свою очередь состоит из тонов и обертонов. Переменные колебания в гармонической звуковой волне одной частоты воспринимаются человеческим ухом как музыкальный тон. Колебания высокой частоты можно интерпретировать как звуки высокого тона, колебания низкой частоты – как звуки низкого тона. Человеческое ухо способно чётко отличать звуки с разницей в один тон (в диапазоне до 4000 Гц). Несмотря на это, в музыке используется крайне малое число тонов. Объясняется это из соображений принципа гармонической созвучности, всё основано на принципе октав.

Рассмотрим теорию музыкальных тонов на примере струны, натянутой определённым образом. Такая струна, в зависимости от силы натяжения, будет иметь «настройку» на какую-то одну конкретную частоту. При воздействии на эту струну чем-либо с одной определённой силой, что вызовет её колебания, стабильно будет наблюдаться какой-то один определенный тон звука, мы услышим искомую частоту настройки. Этот звук называется основным тоном. За основной тон в музыкальной сфере официально принята частота ноты «ля» первой октавы, равная 440 Гц. Однако, большинство музыкальных инструментов никогда не воспроизводят одни чистые основные тона, их неизбежно сопровождают призвуки, именуемые обертонами. Тут уместно вспомнить важное определение музыкальной акустики, понятие тембра звука. Тембр — это особенность музыкальных звуков, которые придают музыкальным инструментам и голосам их неповторимую узнаваемую специфику звучания, даже если сравнивать звуки одинаковой высоты и громкости. Тембр каждого музыкального инструмента зависит от распределения звуковой энергии по обертонам в момент появления звука.

Обертоны формируют специфическую окраску основного тона, по которой мы легко можем определить и узнать конкретный инструмент, а так же чётко отличить его звучание от другого инструмента. Обертоны бывают двух типов: гармонические и негармонические. Гармонические обертоны по определению кратны частоте основного тона. Напротив, если обертоны не кратны и заметно отклоняются от величин, то они называются негармоническими. В музыке практически исключается оперирование некратными обертонами, поэтому термин сводится к понятию «обертон», подразумевая под собой гармонический. У некоторых инструментов, например фортепиано, основной тон даже не успевает сформироваться, за короткий промежуток происходит нарастание звуковой энергии обертонов, а затем так же стремительно происходит спад. Многие инструменты создают так называемый эффект «переходного тона», когда энергия определённых обертонов максимальна в определённый момент времени, обычно в самом начале, но потом резко меняется и переходит к другим обертонам. Частотный диапазон каждого инструмента можно рассмотреть отдельно и он обычно ограничивается частотами основных тонов, который способен воспроизводить данный конкретный инструмент.

В теории звука также присутствует такое понятие как ШУМ. Шум — это любой звук, которой создаётся совокупностью несогласованных между собой источников. Всем хорошо знаком шум листвы деревьев, колышимой ветром и т.д.

От чего зависит громкость звука? Очевидно, что подобное явление напрямую зависит от количества энергии, переносимой звуковой волной. Для определения количественных показателей громкости, существует понятие — интенсивность звука. Интенсивность звука определяется как поток энергии, прошедший через какую-то площадь пространства (например, см2) за единицу времени (например, за секунду). При обычном разговоре интенсивность составляет примерно 9 или 10 Вт/см2. Человеческое ухо способно воспринимать звуки достаточно широкого диапазона чувствительности, при этом восприимчивость частот неоднородна в пределах звукового спектра. Так наилучшим образом воспринимается диапазон частот 1000 Гц — 4000 Гц, который наиболее широко охватывает человеческую речь.

звуковое давление

Поскольку звуки столь сильно различаются по интенсивности, удобнее рассматривать её как логарифмическую величину и измерять в децибелах (в честь шотландского учёного Александра Грэма Белла). Нижний порог слуховой чувствительности человеческого уха составляет 0 Дб, верхний 120 Дб, он же ещё называется «болевой порог». Верхняя граница чувствительности так же воспринимается человеческим ухом не одинаково, а зависит от конкретной частоты. Звуки низких частот должны обладать гораздо бОльшей интенсивностью, чем высокие, чтобы вызвать болевой порог. Например, болевой порог на низкой частоте 31,5 Гц наступает при уровне силы звука 135 дБ, когда на частоте 2000 Гц ощущение боли появится при уже при 112 дБ. Имеется также понятие звукового давления, которое фактически расширяет привычное объяснение распространение звуковой волны в воздухе. Звуковое давление — это переменное избыточное давление, возникающее в упругой среде в результате прохождения через неё звуковой волны.

Волновая природа звука

волновая природа звука

Чтобы лучше понять систему возникновения звуковой волны, представим классический динамик, находящийся в трубе, наполненной воздухом. Если динамик совершит резкое движение вперёд, то воздух, находящийся в непосредственной близости диффузора на мгновение сжимается. После этого воздух расширится, толкая тем самым сжатую воздушную область вдоль по трубе. Вот это волновое движение и будет впоследствии звуком, когда достигнет слухового органа и «возбудит» барабанную перепонку. При возникновении звуковой волны в газе создаётся избыточное давление, избыточная плотность и происходит перемещение частиц с постоянной скоростью. Про звуковые волны важно помнить то обстоятельство, что вещество не перемещается вместе со звуковой волной, а возникает лишь временное возмущение воздушных масс.

Если представить поршень, подвешенный в свободном пространстве на пружине и совершающий повторяющиеся движения «вперёд-назад», то такие колебания будут называться гармоническими или синусоидальными (если представить волну в виде графика, то получим в этом случае чистейшую синусойду с повторяющимися спадами и подъёмами). Если представить динамик в трубе (как и в примере, описанном выше), совершающий гармонические колебания, то в момент движения динамика «вперёд» получается известный уже эффект сжатия воздуха, а при движении динамика «назад» обратный эффект разряжения. В этом случае по трубе будет распространяться волна чередующихся сжатий и разрежений. Расстояние вдоль трубы между соседними максимумами или минимумами (фазами) будет называться длиной волны. Если частицы колеблются параллельно направлению распространения волны, то волна называется продольной. Если же они колеблются перпендикулярно направлению распространения, то волна называется поперечной. Обычно звуковые волны в газах и жидкостях – продольные, в твердых же телах возможно возникновение волн обоих типов. Поперечные волны в твердых телах возникают благодаря сопротивлению к изменению формы. Основная разница между этими двумя типами волн заключается в том, что поперечная волна обладает свойством поляризации (колебания происходят в определенной плоскости), а продольная – нет.

Скорость звука

скорость звука

Скорость звука напрямую зависит от характеристик среды, в которой он распространяется. Она определяется (зависима) двумя свойствами среды: упругостью и плотностью материала. Скорость звука в твёрдых телах соответственно напрямую зависит от типа материала и его свойств. Скорость в газовых средах зависит только от одного типа деформации среды: сжатие-разрежение. Изменение давления в звуковой волне происходит без теплообмена с окружающими частицами и носит название адиабатическое. Скорость звука в газе зависит в основном от температуры — возрастает при повышении температуры и падает при понижении. Так же скорость звука в газообразной среде зависит от размеров и массы самих молекул газа, — чем масса и размер частиц меньше, тем «проводимость» волны больше и больше соответственно скорость.

В жидкой и твёрдой средах принцип распространения и скорость звука аналогичны тому, как волна распространяется в воздухе: путём сжатия-разряжения. Но в данных средах, помимо той же зависимости от температуры, достаточно важное значение имеет плотность среды и её состав/структура. Чем меньше плотность вещества, тем скорость звука выше и наоборот. Зависимость же от состава среды сложнее и определяется в каждом конкретном случае с учётом расположения и взаимодействия молекул/атомов.

Скорость звука в воздухе при t, °C 20: 343 м/с
Скорость звука в дистиллированной воде при t, °C 20: 1481 м/с
Скорость звука в стали при t, °C 20: 5000 м/с

Стоячие волны и интерференция

Когда динамик создаёт звуковые волны в ограниченном пространстве неизбежно возникает эффект отражения волн от границ. В результате этого чаще всего возникает эффект интерференции — когда две или более звуковых волн накладываются друг на друга. Особыми случаями явления интерференции являются образование: 1) Биений волн или 2) Стоячих волн. Биения волн — это случай, когда происходит сложение волн с близкими частотами и амплитудой. Картина возникновения биений: когда две похожие по частоте волны накладываются друг на друга. В какой-то момент времени при таком наложении, амплитудные пики могут совпадать «по фазе», а также могут совпадать и спады по «противофазе». Именно так и характеризуются биения звука. Важно помнить, что в отличие от стоячих волн, фазовые совпадения пиков происходят не постоянно, а через какие-то временные промежутки. На слух такая картина биений различается достаточно чётко, и слышится как периодическое нарастание и убывание громкости соответственно. Механизм возникновения этого эффекта предельно прост: в момент совпадения пиков громкость нарастает, в момент совпадения спадов громкость уменьшается.

стоячие волны

Стоячие волны возникают в случае наложения двух волн одинаковой амлитуды, фазы и частоты, когда при «встрече» таких волн одна движется в прямом, а другая – в обратном направлении. В участке пространства (где образовалась стоячая волна) возникает картина наложения двух частотных амплитуд, с чередованием максимумов (т.н. пучностей) и минимумов (т.н. узлов). При возникновении этого явления крайне важное значение имеет частота, фаза и коэффициент затухания волны в месте отражения. В отличие от бегущих волн, в стоячей волне отсутствует перенос энергии вследствие того, что образующие эту волну прямая и обратная волны переносят энергию в равных количествах и в прямом и в противоположном направлениях. Для наглядного понимания возникновения стоячей волны, представим пример из домашней акустики. Допустим, у нас есть напольные акустические системы в некотором ограниченном пространстве (комнате). Заставив их играть какую-нибудь композицию с большим количеством баса, попробуем изменить местоположение слушателя в помещении. Таким образом слушатель, попав в зону минимума (вычитания) стоячей волны ощутит эффект того, что баса стало очень мало, а если слушатель попадает в зону максимума (сложения) частот, то получается обратный эффект существенного увеличения басовой области. При этом эффект наблюдается во всех октавах базовой частоты. Например, если базовая частота составляет 440 Гц, то явление «сложения» или «вычитания» будет наблюдаться также на частотах 880 Гц, 1760 Гц, 3520 Гц и т.д.

Явление резонанса

резонатор

У большинства твёрдых тел имеется собственная частота резонанса. Понять этот эффект достаточно просто на примере обычной трубы, открытой только с одного конца. Представим ситуацию, что с другого конца трубы подсоединяется динамик, который может играть какую-то одну постоянную частоту, её также впоследствии можно менять. Так вот, у трубы имеется собственная частота резонанса, говоря простым языком — это частота, на которой труба «резонирует» или издаёт свой собственный звук. Если частота динамика (в результате регулировки) совпадёт с частотой резонанса трубы, то возникнет эффект увеличения громкости в несколько раз. Это происходит потому, что громкоговоритель возбуждает колебания воздушного столба в трубе со значительной амплитудой до тех пор, пока не найдётся та самая «резонансная частота» и произойдёт эффект сложения. Возникшее явление можно описать следующим образом: труба в этом примере «помогает» динамику, резонируя на конкретной частоте, их усилия складываются и «выливаются» в слышимый громкий эффект. На примере музыкальных инструментов легко прослеживается это явление, поскольку в конструкции большинства присутствуют элементы, называемые резонаторами. Нетрудно догадаться, что резонатор служит цели усилить определённую частоту или музыкальный тон. Для примера: корпус гитары с резонатором ввиде отверстия, сопрягаемого с объёмом; Конструкция трубки у флейты (и все трубы вообще); Циллиндрическая форма корпуса барабана, который сам по себе является резонатором определённой частоты.

Частотный спектр звука и АЧХ

ачх

Поскольку на практике практически не встречаются волны одной частоты, то возникает необходимость разложения всего звукового спектра слышимого диапазона на обертоны или гармоники. Для этих целей существуют графики, которые отображают зависимость относительной энергии звуковых колебаний от частоты. Такой график называется графиком частотного спектра звука. Частотный спектр звука бывает двух типов: дискретный и непрерывный. Дискретный график спектра отображает частоты по отдельности, разделённые пустыми промежутками. В непрерывном спектре присутствуют сразу все звуковые частоты. В случае с музыкой или акустикой чаще всего используется обычный график Амплитудно-Частотой Характеристики (сокращённо «АЧХ»). На таком графике представлена зависимость амплитуды звуковых колебаний от частоты на протяжении всего спектра частот (20 Гц — 20 кГц). Глядя на такой график легко понять, например, сильные или слабые стороны конкретного динамика или акустической системы в целом, наиболее сильные участки энергетической отдачи, частотные спады и подъёмы, затухания, а так же проследить крутизну спада.

Распространение звуковых волн, фаза и противофаза

звук-волна

Процесс распространения звуковых волн происходит во всех направлениях от источника. Простейший пример для понимания этого явления: камешек, брошенный в воду. От места, куда упал камень, начинают расходиться волны по поверхности воды во всех направлениях. Однако, представим ситуацию с использованием динамика в неком объёме, допустим закрытом ящике, который подключён к усилителю и воспроизводит какой-то музыкальный сигнал. Несложно заметить (особенно при условии, если подать мощный НЧ сигнал, например бас-бочку), что динамик совершает стремительное движение «вперёд», а потом такое же стремительное движение «назад». Остаётся понять, что когда динамик совершает движение вперёд, он излучает звуковую волну, которую мы слышим впоследствии. А вот что происходит, когда динамик совершает движение назад? А происходит парадоксально тоже самое, динамик совершает тот же звук, только распространяется он в нашем примере всецело в пределах объёма ящика, не выходя за его пределы (ящик закрыт). В целом, на приведённом выше примере можно наблюдать достаточно много интересных физических явлений, наиболее значимым из которых является понятие фазы.

фаза звуковой волны

Звуковая волна, которую динамик, находясь в объёме, излучает в направлении слушателя — находится «в фазе». Обратная же волна, которая уходит в объём ящика, будет соответственно противофазной. Остаётся только понять, что подразумевают эти понятия? Фаза сигнала – это уровень звукового давления в текущий момент времени в какой-то точке пространства. Фазу проще всего понять на примере воспроизведения музыкального материала обычной напольной стерео-парой домашних акустических систем. Представим, что две такие напольные колонки установлены в неком помещении и играют. Обе акустические системы в этом случае воспроизводят синхронный сигнал переменного звукового давления, притом звуковое давление одной колонки складывается со звуковым давлением другой колонки. Происходит подобный эффект за счёт синхронности воспроизведения сигнала левой и правой АС соответственно, другими словами, пики и спады волн, излучаемых левыми и правыми динамиками совпадают.

А теперь представим, что давления звука по-прежнему меняются одинаковым образом (не претерпели изменений), но только теперь противоположно друг другу. Подобное может произойти, если подключить одну акустическую систему из двух в обратной полярности («+» кабель от усилителя к «-» клемме акустической системе, и «-» кабель от усилителя к «+» клемме акустической системы). В этом случае противоположный по направлению сигнал вызовет разницу давлений, которую можно представить в виде чисел следующим образом: левая акустическая система будет создавать давление «1 Па», а правая акустическая система будет создавать давление «минус 1 Па». В результате, суммарная громкость звука в точке размещения слушателя будет равна нулю. Это явление называется противофазой. Если рассматривать пример более детально для понимания, то получается, что два динамика, играющие «в фазе» — создают одинаковые области уплотнения и разряжения воздуха, чем фактически помогают друг другу. В случае же с идеализированной противофазой, область уплотнения воздушного пространства, созданная одним динамиком, будет сопровождаться областью разряжения воздушного пространства, созданной вторым динамиком. Выглядит это примерно, как явление взаимного синхронного гашения волн. Правда, на практике падения громкости до нуля не происходит, и мы услышим сильно искажённый и ослабленный звук.

Самым доступным образом можно описать это явление так: два сигнала с одинаковыми колебаниями (частотой), но сдвинутые по времени. Ввиду этого, удобнее представить эти явления смещения на примере обычных круглых стрелочных часов. Представим, что на стене висит несколько одинаковых круглых часов. Когда секундные стрелки этих часов бегут синхронно, на одних часах 30 секунд и на других 30, то это пример сигнала, который находится в фазе. Если же секундные стрелки бегут со смещением, но скорость по-прежнему одинакова, например, на одних часах 30 секунд, а на других 24 секунды, то это и есть классический пример смещения (сдвига) по фазе. Таким же образом фаза измеряется в градусах, в пределах виртуальной окружности. В этом случае, при смещении сигналов относительно друг друга на 180 градусов (половина периода), и получается классическая противофаза. Нередко на практике возникают незначительные смещения по фазе, которые так же можно определить в градусах и успешно устранить.

Волны бывают плоские и сферические. Плоский волновой фронт распространяется только в одном направлении и редко встречается на практике. Сферический волновой фронт представляет собой волны простого типа, которые исходят из одной точки и распространяется во всех направлениях. Звуковые волны обладают свойством дифракции, т.е. способностью огибать препятствия и объекты. Степень огибания зависит от отношения длины звуковой волны к размерам препятствия или отверстия. Дифракция возникает и в случае, когда на пути звука оказывается какое-либо препятствие. В этом случае возможны два варианта развития событий: 1) Если размеры препятствия намного больше длины волны, то звук отражается или поглощается (в зависимости от степени поглощения материала, толщины препятствия и т.д.), а позади препятствия формируется зона «акустической тени». 2) Если же размеры препятствия сравнимы с длиной волны или даже меньше её, тогда звук дифрагирует в какой-то мере во всех направлениях. Если звуковая волна при движении в одной среде попадает на границу раздела с другой средой (например воздушная среда с твёрдой средой), то может возникнуть три варианта развития событий: 1) волна отразится от поверхности раздела 2) волна может пройти в другую среду без изменения направления 3) волна может пройти в другую среду с изменением направления на границе, это называется «преломление волны».

Отношением избыточного давления звуковой волны к колебательной объёмной скорости называется волновое сопротивление. Говоря простыми словами, волновым сопротивлением среды можно назвать способность поглощать звуковые волны или «сопротивляться» им. Коэффициенты отражения и прохождения напрямую зависят от соотношения волновых сопротивлений двух сред. Волновое сопротивление в газовой среде гораздо ниже, чем в воде или твёрдых телах. Поэтому если звуковая волна в воздухе падает на твердый объект или на поверхность глубокой воды, то звук либо отражается от поверхности, либо поглощается в значительной мере. Зависит это от толщины поверхности (воды или твёрдого тела), на которую падает искомая звуковая волна. При низкой толщине твёрдой или жидкой среды, звуковые волны практически полностью «проходят», и наоборот, при большой толщине среды волны чаще отражается. В случае отражения звуковых волн, происходит этот процесс по хорошо известному физическому закону: «Угол падения равен углу отражения». В этом случае, когда волна из среды с меньшей плотностью попадает на границу со средой большей плотности — происходит явление рефракции. Оно заключается в изгибе (преломлении) звуковой волны после «встречи» с препятствием, и обязательно сопровождается изменением скорости. Рефракция зависит также от температуры среды, в которой происходит отражение.

В процессе распространения звуковых волн в пространстве неизбежно происходит снижение их интенсивности, можно сказать затухание волн и ослабление звука. На практике столкнуться с подобным эффектом достаточно просто: например, если два человека встанут в поле на некотором близком расстоянии (метр и ближе) и начнут что-то говорить друг другу. Если впоследствии увеличивать расстояние между людьми (если они начнут отдаляться друг от друга), тот же самый уровень разговорной громкости будет становиться всё менее и менее слышимым. Подобный пример наглядно демонстрирует явление снижения интенсивности звуковых волн. Почему это происходит? Причиной тому различные процессы теплообмена, молекулярного взаимодействия и внутреннего трения звуковых волн. Наиболее часто на практике происходит превращение звуковой энергии в тепловую. Подобные процессы неизбежно возникают в любой из 3-ёх сред распространения звука и их можно охарактеризовать как поглощение звуковых волн.

Интенсивность и степень поглощения звуковых волн зависит от многих факторов, таких как: давление и температура среды. Также поглощение зависит от конкретной частоты звука. При распространении звуковой волны в жидкостях или газах возникает эффект трения между разными частицами, которое называется вязкостью. В результате этого трения на молекулярном уровне и происходит процесс превращения волны из звуковой в тепловую. Другими словами, чем выше теплопроводность среды, тем меньше степень поглощения волн. Поглощение звука в газовых средах зависит ещё и от давления (атмосферное давление меняется с повышением высоты относительно уровня моря). Что касательно зависимости степени поглощения от частоты звука, то принимая во внимание вышеназванные зависимости вязкости и теплопроводности, поглощение звука тем выше, чем выше его частота. Для примера, при нормальной температуре и давлении, в воздухе поглощение волны частотой 5000 Гц составляет 3 Дб/км, а поглощение волны частотой 50000 Гц составит уже 300 Дб/м.

В твёрдых средах сохраняются все вышеназванные зависимости (теплопроводность и вязкость), однако к этому добавляется ещё несколько условий. Они связаны с молекулярной структурой твёрдых материалов, которая может быть разной, со своими неоднородностями. В зависимости от этого внутреннего твёрдого молекулярного строения, поглощение звуковых волн в данном случае может быть различным, и зависит от типа конкретного материала. При прохождении звука через твёрдое тело, волна претерпевает ряд преобразований и искажений, что чаще всего приводит к рассеиванию и поглощению звуковой энергии. На молекулярном уровне может возникнуть эффект дислокаций, когда звуковая волна вызывает смещение атомных плоскостей, которые затем возвращаются в исходное положение. Либо же, движение дислокаций приводит к столкновению с перпендикулярными им дислокациями или дефектами кристаллического строения, что вызывает их торможение и как следствие некоторое поглощение звуковой волны. Однако, звуковая волна может и резонировать с данными дефектами, что приведет к искажению исходной волны. Энергия звуковой волны в момент взаимодействия с элементами молекулярной структуры материала рассеивается в результате процессов внутреннего трения.

В следующей статье я постараюсь разобрать особенности слухового восприятия человека и некоторые тонкости и особенности распространения звука.

Как начинающему музыканту выбрать аудиоредактор: обзор простых программ

ТОП-6 разработок для новичков для записи, редактирования и микширования музыки.

Как начинающему музыканту выбрать аудиоредактор обзор простых программ

Вполне вероятно, что ваша дебютная песня захватит все чарты — осталось ее записать. В этом деле поможет аудиоредактор. Новичкам достаточно базовых функций, вроде склейки, обрезки и захвата голоса с микрофона. Я составил ТОП-6 программ, которые подходят под это описание. Рекомендую также перейти по ссылке и познакомиться с полным рейтингом лучших аудиоредакторов – https://audiomaster.su/top-luchshih-audioredaktorov.php.

Три критерия «того самого» аудиоредактора для музыканта-новичка

Стандартом считается Ableton Live. Здесь можно создавать новые лупы и сэмплы, применять мощные эффекты, обрабатывать неограниченное количество дорожек. Когда-нибудь вы повстречаетесь, а пока советую освоить программу для редактирования аудиофайлов, отвечающую этим критериям:

  1. Наличие базовых инструментов для записи и монтажа: нарезка, смешивание, удаление посторонних шумов. Любителям электроники нужно обратить внимание на коллекцию виртуальных инструментов.
  2. Удобный интерфейс на русском языке. Spectral Resonator и Spectral Time, Mood Reel и Drone Lab — ничего непонятно, но звучит круто! Разобраться с профессиональными терминами проще на родном языке. Можно найти обучающие статьи или посмотреть видеоурок на YouTube.
  3. Доступная стоимость. Не все готовы тратить на хобби много денег. Вдруг не окупится? К тому же в поисках подходящего ПО вы можете перебрать кучу вариантов, что сильно ударит по кошельку.

Шесть аудиоредакторов для начинающих — от самых простых до продвинутых

Можно ли найти простой, удобный и при этом бесплатный аудиоредактор на русском? Да. Вопрос в том, будет ли он удовлетворять ваши потребности. Выполнить запись и сведение — легко, а вот создать бит с нуля — вряд ли.

1. АудиоМАСТЕР

Аудиоредактор АудиоМАСТЕР

АудиоМАСТЕР — программа для редактирования музыки, которая будет работать даже на слабых ПК. Вы можете записать голос и аранжировку отдельно, а после совместить их между собой, предварительно избавившись от пауз.

  • сбалансируйте громкость, добавьте эффекты нарастания/затухания, выровняйте перепады;
  • проведите частотную обработку звука, в помощь 10-полосный эквалайзер: поиграйте с ползунками вручную или используйте пресет (подавление шума, усиление басов, повышение разборчивости речи и другие);
  • измените темп звучания;
  • создайте объемный звук за счет вращения каналов;
  • используйте фоновые аудиофильтры (дождь, самолет, лесные птицы и т.д.) или эффекты для голоса.

Продвинутых опций там немного, но для новичка есть все. Радует возможность дозаписи в готовый файл и неплохие опции для улучшения звука. Сжатие протекает без потери качества.

Что по минусам? В пробной версии АудиоМАСТЕРа действуют ограничения, однако этого хватит, чтобы оценить возможности редактора в целом и прикинуть, подходит он или нет. Стоимость лицензии — от 690 рублей.

2. Audacity

Аудиоредактор Audacity

Бесплатный аудиоредактор. Рабочая панель располагается сверху, ниже — диаграмма звукового файла и строка состояния. Для повышения точности обработки можно увеличить масштаб.

  • перемещение дорожек;
  • многоканальная запись звука, громкость и силу звучания легко регулировать прямо в режиме реального времени;
  • частотный анализ;
  • панель микшеров;
  • устранение помех и шипения;
  • стандартные фильтры (реверберация, усиление, эхо и прочие).

Чтобы расширить инструментарий приложения, скачайте нужные плагины. Их можно найти на сайте разработчика. Например, для сохранения трека в формате MP3 требуется модуль LAME MP3. В этом главный недостаток Audacity — новичкам сложно разобраться с установкой расширений.
Иногда при считывании микрофона возникают ошибки. Но если вы не готовы платить, на этот недостаток можно закрыть глаза.

3. WavePad

Аудиоредактор WavePad

Аудиоредактор WavePad имеет две версии — для домашнего и коммерческого использования. Первая абсолютно бесплатна, но проигрывает по функционалу. Для снятия ограничений нужно заплатить $35. Если вы находитесь в поисках своего стиля, в этом нет необходимости.

Основных опций будет достаточно:

  • копирование, обрезка, удаление отдельных частей;
  • создание и устранение тишины;
  • микширование нескольких треков;
  • наложение эффектов: эхо, искажение, фланжер, радио, хор и т.д.;
  • графический эквалайзер;
  • настройка частоты дискретизации;
  • пакетная обработка файлов.

Как и в случае Audacity, для расширения возможностей (сведение звуковых дорожек, запись на CD, способы конвертации) нужна загрузка VST-плагинов. Так как перевод на русский отсутствует, для изучения интерфейса понадобится немного времени.

4. MAGIX Music Maker

Звуковой редактор Magix Music Maker

MAGIX Music Maker — отличный выбор для начинающих битмейкеров. Звуковой редактор предлагает стильный интерфейс, который сочетает функции звукозаписывающей студии и аудиоредактора. Можно создавать треки в различных стилях, от хип-хопа до рока. В библиотеке есть ударные, синтезаторы, басы и даже струнные ансамбли.

  • подключить синтезатор или гитару и «оцифровать» собственную мелодию;
  • создать уникальный бит;
  • записать вокальную партию;
  • изменить громкость, длительность;
  • добавить эффекты.

В премиум-версии (за 10 900 рублей) есть Song Maker AI — искусственный интеллект. С его помощью можно создать уникальные композиции на основе 49 шаблонов. На официальном сайте редактора представлена куча видеоуроков.

Из недостатков — нельзя обработать локальные треки. В свободной версии небогатый выбор музыкальных инструментов, который неплохо расширить. Но стоимость лицензии (от 5000 ₽) заставляет задуматься: «А оно мне надо?». Поэтому перед покупкой нужно как следует сопоставить плюсы и минусы этого варианта.

5. Adobe Audition

Аудиоредактор Adobe Audition

Профессиональная программа для работы со звуком. Понравится тем, кого не впечатлили предыдущие варианты по количеству опций и настроек. Adobe Audition подходит для широкого спектра работ: первичная обработка, запись голоса, сведение и мастеринг.

  • мультитрековый режим обработки — чтобы не запутаться в дорожках, раскрасьте их разными цветами;
  • улучшение четкости и звука;
  • шумоподавление, удаление вокала;
  • мощный эквалайзер;
  • встроенный набор битов;
  • пакетная конвертация аудио.

Хотя Adobe публикует материалы для обучения, лучше начать с упрощенной версии. При установке откроется 100 Гб в облачном хранилище, Adobe Portfolio, Adobe Fonts и доступ к бесплатным обновлениям. Пробный период 30 дней, стоимость подписки — 2 434,80 руб/месяц.

К сожалению, Adobe Audition предъявляет высокие требования к системе, поэтому подойдет не всем — перед покупкой советуем тщательно изучить технические характеристики.

6. FL Studio

FL Studio

Эта программа для редактирования звуковых дорожек пользуется популярностью среди профессионалов в том числе. В ней можно создавать проекты любой сложности. Файловый браузер обеспечивает доступ к семплам, лупам и плагинам — здесь их более 80. Также доступны:

  • подключение и запись звука с внешних устройств — микрофона или музыкальных инструментов;
  • спектральный анализ треков;
  • диджейский пульт для микширования треков;
  • генератор мелодий для Piano Roll;
  • управление высотой тона;
  • настройка реверберации.

Примечательно, что у FL Studio есть мобильное приложение, и оно ничуть не хуже. За обновления не нужно доплачивать. А вот стоимость продукта начинается от $99, что не так воодушевляет. Добавьте к этому отсутствие перевода на русский — если вы не готовы тратить время на обучение, не лучший выбор. Однако, приложив достаточно усилий, вы получите универсальный инструмент для идеального звука.

Дорогу осилит идущий. У вас нет возможности пройти специальные курсы? Тогда освойте простенький аудиоредактор, а после двигайтесь в сторону профессиональных ПО в своем темпе. Не забывайте работать над ошибками — без этого нет развития. Дерзайте!

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ КОНТЕНТ

Эта статья написана читателем SAMESOUND. Вы тоже можете поделиться собственным опытом или рассказать о каких-то интересных вещах. Давайте попробуем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *