Как обеспечивается безопасность лифтов
В этой статье поговорим о безопасности лифтов. Мы настолько привыкли к лифтам, что даже порой не задумываемся об их состоянии, о своей безопасности, о том, проводится ли своевременное обслуживание лифтов наших домов. А между тем данные вопросы отнюдь не праздны. Как нам и нашим близким не попасть в аварию в лифте? Как предотвратить аварийные ситуации, на что следует обратить внимание? Что еще нужно знать о лифтах? На эти и другие вопросы ответим в данной статье.
При своевременном обслуживании, выполняемым надлежащим образом, лифт становится одним из самых безопасных транспортных средств. Строгий технический контроль и безотказная работа системы безопасности лифта полностью исключают любую возможность для наступления несчастных случаев.
На территории РФ действует регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», который устанавливает минимальные требования к обеспечению этой безопасности, и на основании которых принимаются международные стандарты, являющиеся обязательными к исполнению. Начиная с 13 мая 2013 года, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет надзор за безопасностью лифтов в РФ, а надзор над выпускаемыми в обращение лифтами — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Для предотвращения аварийных ситуаций в лифтах служат в первую очередь ловители и ограничители скорости. Ловители устанавливаются на кабине или на противовесе, и в случае наступления опасной ситуации производят захват направляющих с целью остановки кабины лифта, и прочного неподвижного ее удержания на любой высоте в шахте.
Что касается ограничителей скорости, то это аппараты, контролирующие скорость движения кабины лифта и противовеса. Ограничитель скорости срабатывает когда предельная скорость опускания кабины превышает регламент для конкретного типа лифта на предельно допустимое отклонение, и автоматически приводит в действие ловители.
Ловители установлены на всех современных лифтах, а если шахта лифта находится над помещением или проходом, где могут находиться люди, если перекрытия под шахтой лифта недостаточно прочны, то ловителями оборудуют и противовесы. Безаварийность в этом случае гарантируется надежностью срабатывания ограничителя скорости, который должен регулярно проверяться, и при необходимости регулироваться.
Лифты, скорость которых составляет 1 м/с и больше, а также лифты больниц и учреждений лечебно-профилактического профиля оборудуют ловителями плавного торможения. Путь торможения регламентируется правилами, и соответствующая настройка ловителей осуществляется согласно приведенным в них таблицам.
Ограничитель скорости представляет собой центробежный регулятор, внецентренные массы которого при определенной частоте вращения зацепляются за башмак и останавливаются. Механизм связан с канатом ограничения скорости и натяжным устройством, расположенным в приямке. Когда скорость превышает допустимое значение, контактное устройство отключает лебедку и останавливает лифт до выяснения причин возникновения опасной ситуации.
Ограничитель связан с ловителем, который захватывает направляющую и останавливает подвижные части лифта, удерживая кабину неподвижно и прочно. По характеру нарастания усилия в элементах ловителей в период остановок кабины или противовеса различают ловители жесткого (мгновенного) действия и плавного торможения.
В случае пожара, после поступления сигнала «Пожар» от системы пожарной сигнализации здания, лифт переходит автоматически в режим «Пожарная опасность». В этом режиме лифт начинает двигаться на этаж входа в здание пожарных.
В режиме «Пожарная опасность» лифт не реагирует на вызовы, и из любого текущего положения начинает движение на этаж входа пожарных в здание, автоматически закрыв двери. Это нужно для того, чтобы своевременно осуществить пожаротушение.
По прибытии кабины на этаж входа в здание пожарных, лифт остается в состоянии остановки с открытыми дверьми и выводится из режима «Пожарная опасность». Из режима «пожарная опасность» в режим «нормальная работа» лифт также может быть переведен вручную из машинного помещения.
Для информирования людей о том, что лифт, прибывший на посадочный этаж, не может быть использован для перевозки пассажиров, на посадочном этаже должен быть размещён индикатор «Вход запрещён». Индикатор включается при прибытии лифта на посадочный этаж.
Профилактика и бдительность
Жильцам домов оборудованных лифтами, и другим пользователям любых лифтов стоит быть бдительными, и не упускать из виду признаки износа ходовой части лифта, коими являются следующие:
кабина при движении отклоняется от вертикали;
кабина движется с рывками;
присутствует звук трущихся металлических элементов;
кабина вибрирует при движении;
остановка происходит не точно (более 35 мм) в посадочном проеме.
Лучше всего нажать на кнопку «вызов», и сообщить диспетчеру о признаках износа ходовой части. Также кнопку «вызов» следует нажимать, если кабина застряла, и не нужно пытаться выбраться из кабины самостоятельно, это чревато падением в шахту.
Вообще, срок эксплуатации лифта с момента установки составляет 25 лет, и по истечении этого срока вся система безопасности и ходовая часть лифта должны диагностироваться отделом технического контроля, который затем установит допустимый срок дальнейшей эксплуатации лифта и его судьбу. Раз в 12 месяцев должно проводиться техническое освидетельствование лифта, а раз в месяц — осмотр.
Одним из важнейших средств обеспечения безопасной эксплуатации лифтов является их диспетчерский контроль и используемые для этого диспетчерские системы. Если регулярность технических проверок будет нарушена, и эксплуатация износившейся ходовой части будет продолжена, то жизнь пассажиров лифта окажется под угрозой.
Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Защитные средства при работе на лифтах
Защитные средства — это приборы, устройства и приспособления, предназначенные для защиты от опасных явлений, которые могут возникать при работе на лифтах и других электроустановках. К этим средствам относятся изолирующие штанги, электроизмерительные клещи, указатели напряжения, инструмент с изолированными рукоятками, резиновые диэлектрические перчатки, галоши, боты, коврики, изолирующие подставки, переносные заземлители, временные ограждения, предупредительные плакаты, изолирующие колпаки и накладки, защитные очки, светофильтры, брезентовые рукавицы, предохранительные пояса, страхующие канаты и веревки, защитные каски и т.д.
Изолирующие защитные средства делятся на основные и дополнительные. Основными называются такие защитные средства, изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение электроустановок и с помощью которых допускается касание токоведущих частей, находящихся под напряжением. Дополнительными называются такие защитные средства, которые не могут при данном напряжении защитить от поражения электрическим током. Они являются дополнительной мерой к основным средствам за-щиты, а также служат для защиты от поражения током при прикосновении, действии шагового напряжения, воздействии электрической дуги и продуктов ее горения.
К основным защитным средствам в электроустановках, рассчитанных на напряжение до 1000 В, относятся изолирующие штанги, электроизмерительные клещи, диэлектрические перчатки, инструмент с изолирующими рукоятками, указатели напряжения.
К дополнительным защитным средствам, применяемым в электроустановках напряжением до 1000 В, относятся диэлектрические галоши, боты, диэлектрические резиновые коврики, изолирующие подставки. Защитные средства, находящиеся в эксплуатации и в запасе, хранят и перевозят в условиях, обеспечивающих их исправность и пригодность к применению без предварительного восстановительного ремонта. Защитные средства предохраняют от увлажнения, загрязнения и механических повреждений. Защитные средства, выполненные из бакелита, пластических материалов, дерева, хранят в закрытых помещениях, а из резины — в закрытых помещениях и специальных шкафах, на стеллажах, в ящиках, отдельно от инструмента. Резиновые защитные средства должны быть защищены от воздействия масел, бензина и других продуктов переработки нефти, а также от прямого воздействия солнечных лучей. Защитные средства, изготовленные из резины и находящиеся в запасе, хранят в отапливаемом помещении при температуре 0. 20°С. Указатели напряжения и электроизмерительные клещи хранят в футлярах.
Учет всех изолирующих и предохранительных средств осуществляют так, чтобы можно было просто и удобно проследить их местонахождение и проконтролировать периодичность осмотров и испытаний, которым они подвергаются. Проверка наличия и состояния защитных средств, находящихся в эксплуатации, производится уполномоченными на это лицами с квалификационной группой по технике безопасности не ниже IV. Результаты проверки регистрируют в журнале учета и содержания средств защиты с указанием даты и фамилии проверяющего.
Защитные средства, находящиеся в индивидуальном пользовании, также учитывают в журнале учета и хранения защитных средств с записью даты выдачи, наименования и номера защитных средств, а также подписью лица, получившего их. Все защитные средства при приеме в эксплуатацию проверяют независимо от заводского испытания и подвергают периодическим контрольным осмотрам, электрическим и механическим испытаниям в установленные сроки и по определенному для них режиму испытаний. Внеочередные испытания защитных средств производят при наличии признаков неисправности, после ремонта или замены какой-либо части.
Перед каждым применением защитного средства персонал обязан убедиться в его исправности, проверить отсутствие внешних повреждений, очистить и обтереть от пыли, проверить по штампу, для какого напряжения допустимо применение данного средства и не истек ли срок его периодического испытания. Пользоваться защитными средствами, срок испытания которых истек, запрещается.
Контрольные вопросы
1. Какими нормативными документами по технике безопасности следует руководствоваться при проведении работ на лифтах?
2. Какие мероприятия должен выполнить электромеханик перед началом проведения работ на лифте?
3. Какую группу по электробезопасности должны иметь лица, производящие электроизмерительные работы на лифтах?
4. Какую группу по электробезопасности должен иметь персонал, выполняющий работы с электрическим инструментом?
5. На какое напряжение должны быть рассчитаны светильники, применяемые для работы в помещениях с повышенной опасностью?
6. Какие изолирующие защитные средства относятся к основным и дополнительным?
Сигнализация лифтов: для чего нужна и как работает
Проекты современных многоэтажных зданий предусматривают в обязательном порядке установку на лифте звуковой и световой сигнализации, которая обычно является частью общей многоуровневой системы безопасности помещения. Устанавливают ее только в шахте, в самой кабине есть только световые табло и звуковая связь.
Звуковые системы оповещения
Связано это с тем, что именно в шахтовых лифтах чаще всего возникают возгорания из-за мусора или замыкания в проводке, и именно там огонь может прекрасно распространяться вертикально, захватывая и задымляя все этажи. По пожарной безопасности в первую очередь следует предотвращать пожары в шахте лифта, и не давать возможности им разгореться. Для этого и необходима установка сигнализации в подъемном пассажирском устройстве.
Характеристика
Противопожарная система представляет собой систему компонентов, которые в случае возникновения возгорания способны подавать звуковые, световые или визуальные сигналы. Кроме того предусмотрено и изменение режима работы лифта.
Важной частью сигнализационной системы является автоматический извещатель, содержащий как минимум один датчик, реагирующий на любое изменение содержания веществ в воздухе. При обнаружении дыма, отравляющих веществ горения, он передает информацию в центральную часть установленного в здании противопожарного оборудования.
Оно в свою очередь перенаправляет сигнал в систему, управляющую кабиной лифта. Происходит переключение обычного режима в специальный, который предусмотрен для каждого типа кабины отдельно. Он зависит от установленной общей системы пожарной сигнализации в помещении, и включает несколько программ работы лифта.
В некоторых случаях возможно использование ручного переключателя в качестве запасного варианта. До поступления сигнала, устройство работает в обычном режиме – «нормальная работа».
Устройство лифта
Назначение звуковой и световой сигнализации
Составляющие автоматической пожарной сигнализации
В ситуации пожара в многоэтажном здании пользоваться лифтом запрещено. Однако, хотя об этом информируют специальные наклейки, люди все же в первую очередь бегут к кабине, что совершенно не правильно. Кроме того, возгорания в шахте возникают внезапно, и зачастую в кабине могут находиться пассажиры, которые будут подвержены большой опасности. Для обеспечения безопасности людей система сигнализации дает управлению сигнал, служащий основанием для автоматического спуска кабины вниз, и открывания дверей.
Исключения составляют лишь специальные лифтовые устройства, предназначенные для подъема пожарных расчетов к очагу пожара. Они переводятся в специальный режим функционирования.
Система связи и сигнализации лифтов состоит из следующих компонентов:
- световые и звуковые поэтажные сигналы и нумераторы;
- устройство для звонка и(или) связи с диспетчером, аварийными службами;
- световое стеклянное табло, показывающие точное расположение кабины лифта при помощи цифр и надписей.
Табло оснащено 2 лампами, освещающее его изнутри. На этажных площадках, расположенное возле дверей кабины и вызывной кнопки табло может сигнализировать сообщение «занято» в ситуации перегруза в смешанных типах лифта. В грузовых кабинах такой сигнал возникает при любом движении кабины либо открывании дверей. Они также оснащаются звуковым нумератором, состоящим из специальных электромагнитов. Их количество должно соответствовать числу этажей в здании.
Пассажирские устройства в основном имеют световые сигналы в виде стрелок и цифр, оповещающие об этаже, на котором находится в данное время кабина, и направлению ее движения (вверх, вниз).
Звуковые устройства необходимы для связи с обслуживающим персоналом в случаи неисправности лифта или внезапной остановки кабины. Они входят во внутреннюю систему управления.
Иногда на лифте система звуковой и световой сигнализации может иметь прибор для установления двусторонней связи. Питание такого устройство происходит автономно. Следует уточнить, что конструкции лифтов с высотой подъема, превышающей 25 м, имеют специальную проводку. Она при необходимости обеспечивает двустороннюю переговорную связь между кабиной лифта, нижним этажом и машинным отсеком.
Что происходит с лифтом при сработке пожарной сигнализации
Как только в систему поступает сигнал о возникшем возгорании в помещении, то автоматически запускается программа по принудительному спуску кабины и обеспечения свободного выхода находящихся там людей.
Осуществляются следующие этапы работы пассажирского и(или) грузового лифта:
- все последующие, после сигнала пожарной сигнализации вызовы, системой игнорируются, и не подлежат регистрации;
- ранее поступившие вызовы с этажных площадок аннулируются;
- кабина автоматически переводится в специальный режим;
- лифты с ручной системой закрывания дверей (решетки): при открытых дверях остаются на месте, при закрытых – начинают движение на этаж, зафиксированный в системе;
- во время направления кабины к назначенному этажу все промежуточные остановки должны пропускаться.
Если кабина была остановлена сработавшим устройством пожарной безопасности, то она должна оставаться без движения, и находиться на данном участке шахты. Реверс привода дверей может быть выведен из строя из-за высокой температуры или густого задымления, что станет препятствием для закрывания створок кабины. Во избежание подобной ситуации он отключается.
Время, в течение которого все лифты переводятся в специальный режим функционирования не должно превышать установленных 15 минут, после последнего обычного рейса. При повреждении гидропривода это временное ограничение отключается самостоятельно.
Система группового управления всеми лифтами в здании, даже при поломке одного из них, должна обеспечивать спуск остальных кабин на необходимый этаж, без препятствий. Прибыв на назначенное место, после открывания дверей самой кабины и шахты, все устройства переводятся в нерабочее положение. Лифты с ручным приводом по прибытии на конечный этаж также должны иметь открытый замок, после чего отключаются от питания.
Когда в систему управления поступает сигнал от пожарной сигнализации лифтов, о снятии угрозы пожара, все устройства переводятся в состояние обычной работы. Кроме того, существует возможность ручного переключения лифтов из работы «специальный режим (пожар)» в положение «нормальная работа». Выполнить его может только уполномоченное на такие действия лицо. Допуск к нему других людей ограничен.
В тех ситуациях, когда пожарный сигнал еще не снят, а лифты необходимо включить, представитель УК жилого здания или собственник помещения может сам установить переключать на нормальный режим работы. Однако это возможно только после согласования с представителями пожарной службы.
Лифты и пожарная сигнализация находятся в тесном взаимодействии, чем обеспечивается оптимальное функционирование кабины в случаи обнаружения источника возгорания. Подобные устройства необходимы для своевременного оповещения людей в здании о пожаре, а также для предотвращения несчастных случаев при проведении эвакуации. При соблюдении всех правил пользования и оптимальном функционировании технических систем лифт является наиболее безопасным устройством для перемещения людей и грузов.
Итак, подытожим. Системы пожарной сигнализации и дымоудаления устанавливаются в шахтах лифта, в самом лифте пожарная сигнализация не предусмотрена. Если начался пожар, то кабина лифта просто опускается на первый этаж и открываются двери.
Датчики лифта обзорное описание лифтовых сенсоров
Лифты с кабельным управлением классифицируются как промышленные и гражданские для жилых домов. Такие устройства, исходя из назначения, имеют различные нормы и требования безопасности. Обычно работающие от электродвигателей лифты представлены вертикальными транспортными средствами, которыми перемещаются люди или товары между этажами зданий. Независимо от конструкций и технологий такого оборудования, датчики лифта находят применение всегда. Рассмотрим лифтовые датчики в базовом ассортименте, который применяется практически к любым системам подъёма.
Основные типы транспортных устройств
Четыре основных типа механизмов движения лифта используются на практике:
- Тяговые (редукторные или безредукторные).
- Гидравлические. .
- Подъёмные.
Тяговые лифты с редуктором используют червячные передачи для управления механическим движением кабины лифта путём «намотки» стальных тросовых подъемников на приводной вал.
Приводной вал таких конструкций прикреплён к приводу редуктора и приводится в действие с помощью высокоскоростного двигателя. Также используются тяговые подъёмники без редуктора, которые являются низкоскоростными, электрическими с высоким крутящим моментом, где приводной вал непосредственно прикреплён к валу электродвигателя.
Гидравлические лифты используют гидравлические системы, а не прямую тягу. Пневматические / вакуумные лифты не имеют кабелей и часто устанавливаются в местах, которые уже в габаритных размерах, чем шахты традиционных лифтов.
Подъёмные лифты являются самоподъёмными механизмами благодаря использованию двигателя внутреннего сгорания или электрического мотора. Эта конфигурация относится, в первую очередь, к промышленным тяговым лифтам.
Датчики транспортного оборудования – лифтов
Производится много продуктов, предназначенных для комплектации промышленных тяговых лифтов. Важными комплектующими являются средства автоматики лифтов, в частности, датчики (сенсоры) разного назначения. Рассмотрим ряд таких изделий для расширения кругозора механика.
Датчики-термостаты
Этими приборами оснащается блок управления системы лифта, а применяются термостаты как элементы защиты от перегрева, чем предотвращают выход системы из строя.
Датчик-термостат из серии 2450CM: керамическое исполнение, малые размеры, обширный выбор креплений, экономически эффективный, имеет функцию ручного сброса
Прецизионные терморегуляторы имеют:
- опции автоматического и ручного сброса,
- фенольные или керамические корпуса,
- различные монтажные кронштейны,
- варианты клемм.
Конструктивно термостат состоит из базового блока, механической конфигурации и может настраиваться на определённый температурный допуск.
Цифровые датчики скорости лифта с эффектом Холла
Датчики скорости используются для контроля скорости двигателя лифта. Основой датчиков скорости лифтов выступают несколько технологий. Благодаря этому обнаруживаются изменения магнитного поля с последующей выдачей электронного сигнала для интерфейса системы управления.
Цифровой датчик скорости серии LCZ: доступны разные диаметры и длины; простота установки и настройки; энергетически эффективный прибор; малое энергопотребление
Применяемые технологии позволяют также определять скорость, направление или положение движущегося железосодержащего металла или магнитного объекта. Зондирование осуществляется без контакта с объектом, плюс сенсор не содержит движущихся частей, что сводит к минимуму механический износ датчика или объекта.
Цифровые датчики скорости и направления с эффектом Холла
Сенсоры скорости и направления используются для контроля скорости и положения двигателя лифта. Информация о скорости обеспечивается цифровыми прямоугольными выходными импульсами. Информация о направлении обеспечивается с помощью квадратурного выхода с сигналами, сдвинутыми по фазе на 90° относительно друг друга.
Сенсоры скорости и направления серии SNG-Q: чувствительный воздушный зазор 0 – 2 мм; диапазон температур -40 / +150ºC; частота 3Гц – 20 кГц; электрическая помехоустойчивость; герметичное исполнение
При квадратурном выходе целевое направление определяется сдвигом фазы выходного опережения / запаздывания. Этот продукт предназначен для приложений, где технология ИС двойного дифференциального датчика Холла позволяет расширить возможности обнаружения мелких объектов цели. Высокая точность обеспечивается двойной интегральной технологией датчика Холла.
«Умные» (smart) датчики положения
Датчики положения линейной конфигурации применяются в лифтовых системах для более точного контроля положения пола. Когда лифт приближается к полу, движение замедляется с последующей «подтяжкой» на достигнутый уровень.
В конструкции сенсора используется комбинация технологии ASIC (интегральная схема для конкретного приложения) и массива МР (магниторезистивных) датчиков для определения положения магнита, прикрепленного к движущемуся объекту.
«Умные» сенсоры положения серии SPS: детектор горизонта пола без питания; функция самодиагностики; возможности перепрограммирования; диапазон измерения 0 – 35 мм, 0 – 75 мм, 0 – 225 мм
MR-матрица измеряет выходной сигнал MR-датчиков, установленных вдоль направления движения магнита. Выход и последовательность датчика MR определяют ближайшую пару датчиков MR к центру расположения магнита.
Выход МР датчиков затем используется для определения положения магнита между ними. Как правило, «умный» сенсор положения прикреплён к полу, а магнит закрепляется на подъёмнике. Когда линейный массив обнаруживает магнит, лифт замедляется и останавливается.
Герметичные датчики температуры
Герметичные датчики температуры используются под внедрение в области обмотки статора электродвигателя и на подшипниках с целью предотвращения перегрева и выхода мотора из строя. Температурные датчики внедряются как в конструкциях двигателей основного привода, так и в конструкциях двигателей управления дверями лифта.
Герметичный сенсор температуры типа 500: диапазон рабочих температур от -40°C до 300°C; обширный выбор разъёмов и типов выводов обеспечивает гибкость применения измерительных приборов
Герметичные сенсоры температуры предназначены для совершенства характеристик компонентов и систем в целом, обеспечивая:
- повышенную надежность,
- повторяемость операций,
- точность исполнения действий,
- скорость реакции на опасность.
Широкий выбор вариантов корпусов датчиков лифта, значений рабочих сопротивлений, числа функциональных выводов обеспечивает гибкость использования для каждого отдельного случая применения.
Тензодатчики нагрузки лифтового оборудования
Тензодатчики нагрузки предназначены для определения веса груза на площадке лифта. Приборы предотвращают начало процесса движения лифта на случай перегрузки оборудования. Низкопрофильные «блинные», покрытые фольгой, тензодатчики предназначены для измерения нагрузок в диапазоне 2,5 — 230 000 кг.
Тензодатчик нагрузки 41 серии: низкопрофильное исполнение; измерение нагрузки массой 2,5 — 230 000 кг; диафрагмы-стабилизаторы смещения; сварная конструкция, высокий уровень производительности
Модель тензодатчика, что на картинке выше, разработана с резьбовым отверстием, полностью проходящим через центр ячейки. Здесь используются две стабилизирующие мембраны, приваренные к чувствительному элементу, выступающему неотъемлемой частью тензодатчика, фактически не подлежащему демонтажу или замене.
Концевые датчики лифта выключатели типа «микро»
Промышленные и другие лифты содержат концевые выключатели для определения положения лифта или пола лифта. Долговечные, надёжные концевые выключатели подходят:
- для многих промышленных применений,
- сельскохозяйственного оборудования,
- транспортного оборудования,
- для других вариантов техники.
Концевые выключатели компактные серии NGC: хорошая герметичность внутреннего содержимого; настраиваемые параметры; компактная опция для двухполюсного переключения
Компактные металлические или пластиковые корпуса концевых выключателей идеально подходят для оборудования с ограничениями пространства. Доступен обширный ассортимент приводов, контактных блоков и опций подключения.
Герметичные магниторезистивные датчики лифта
Герметичные датчики с эффектом Холла и магниторезистивные сенсоры используются для контроля положения дверцы лифта в открытом / закрытом положении. Момент, когда лифтовые двери полностью открываются, определяется сенсором, сбрасывающим таймер момента закрывания дверей. Когда же лифтовые двери надёжно закрыты, сенсор определяет такое состояние и подаёт сигнал на готовность лифта к началу движения.
Магниторезистивные сенсоры серии SR3, SR4: цифровой выход; долговечные, снижающие затраты на ремонт и обслуживание; совместимость с проводниками разного исполнения
Сенсоры обеих конфигураций построены из тонколистового проводящего материала с выходными соединениями по направлению протекания тока. Прочный пластиковый корпус с эпоксидным покрытием позволяет использовать приборы в условиях потенциально агрессивных сред.
При помощи информации: Honeywell
КРАТКИЙ БРИФИНГ
Z-Сила — публикации материалов интересных полезных для социума. Новости технологий, исследований, экспериментов мирового масштаба. Социальная мульти-тематическая информация — СМИ .