Какие существуют требования к группе
Перейти к содержимому

Какие существуют требования к группе

Требования к формированию групп для единой групповой работы

1. Группа должна быть гетерогенной по учебным возможностям
/сильные, средние, слабые/ и психологическим особенностям детей
/разговорчивый и молчаливый и так далее/.

2, Учет желаний учеников и межличностных отношений при комплектовании групп. С этой целью обычно проводят социометрическое исследование, предлагая ученикам ответить на вопрос: "С кем ты хотел бы работать вместе на уроке? Почему?

3. Группы должны быть временными, иначе сложно будет добить­ся сплоченности всего коллектива класса. Но и очень часто менять со­став групп нерационально, так как группы в своем становлении прохо­дят стадию конфликтных отношений, дети адаптируются друг к другу примерно в течение десяти уроков. Таким образом, группа должна быть постоянной в течение двух — трех месяцев. Можно сформировать группы и таким образом, чтобы на уроках различных предметов они были раз­ными. Эти группы могут быть постоянными в течение года, но каждый ученик будет одновременно являться членом разных групп.

4. Оптимальная величина группы 3-6 человек. Как показывает
практика, в группах большего состава сложно наладить сотруд­ничество. Такие группы обычно распадаются на более мелкие.

5. В каждой группе выбирается /назначается/ консультант — хоро­шо успевающий ученик, собранный, требовательный. Он координирует
работу группы. Учитель специально инструктирует консультантов пе­ред уроком. Желательно, чтобы через роль консультанта прошли все ученики класса.

Как же лучше построить урок, на котором предполагается группо­вая работа? Приведем структуру группового занятия, описанную М.Д.Виноградовой и И.Б Первиным.

Структура группового занятия.

1. Вводная часть /фронтальная работа/:
а/постановка познавательной задачи;

б/ инструктаж о последовательности работы;

в/ раздача дидактических материалов по группам.

2. Собственно групповая работа:
а/знакомство с материалом;

б/ планирование работы в группе;

в/ распределение заданий между участниками работы;

г/ индивидуальное выполнение заданий;

д/ обсуждение индивидуальных результатов работы учащихся;

е/ обсуждение общего задания группы;

ж/ подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть /фронтальная работа/:

а/ сообщения о результатах работы в группах;

б/ анализ выполнения познавательной задачи;

в/ общий вывод о групповой работе и достижении поставленной за­дачи.

(Витковская И.М. Организация сотрудничества младших школьников в учебной деятельности. Учебно-методическое пособие к спецкурсу. Псков. 1997. с. 21-25)

Приложение №13

Г.А. Цукерман

I. Цели организации совместной учебной работы самих детей:

1) дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подго­товленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров непри­ятно искажается становление характера;

2) дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромно го авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;

3) дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учитель­ских функций, которые составляют основу умения учиться. В I классе — это функция контроля и оценки, позже — целеполагание и планирование;

4) дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспита­ние»; строить и человеческие, и деловые отношения детей.

II. Общие правила организации всякой групповой работы:

1) при построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы-общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя «мелочей», не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать (но как и когда возражать недопустимо); как помогать, а как просить о помощи — без проработки всех этих «ритуалов» взаимодей­ствия до автоматизма невозможно организовать более сложные — свободные и творческие формы совместной работы учащихся;

2) вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцептируй форму взаимодействия (например, речевые клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» «Почему ты так думаешь?». ). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль;

3) по-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку(например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. ;

4) как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только поэтому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостат­ки и захотеть, с ними справляться. И обязательно учитывать первое противопоказание (см.I);

5) для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получить опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух таких девочек, привязан­ных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго (с надеждой расширить круг их общения);

6) при оценке работы группы следует подчеркивать не столько учени­ческие, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжела­тельность, дружелюбие, вежливость, приветливость.

Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок. ;

7) групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четверками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим" вместе, удобно было смотреть друг на друга:

Дети смогут сами подготовить класс к работе по составленному учите­лем плану расстановки парт, если их с первых дней в школе приучать ориентироваться в плане класса, находить свое место, место любого другого ученика.

III. Основные противопоказания:

1) Не допустима пара из двух «слабых» учеников.

2) Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь сесть вместе);

3) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение «индивидуалиста» кому-то помочь или получить чью-то помощь);

4) нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока (по крайней мере в 1-м классе): это может привести к повышению утомляемости; .

5) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. Но «бороться» — мягко: шестилетки не в силах долго удерживать произвольную саморегуляцию, увлекшись зада­чей. В классе полезен «шумомер» — звуковой сигнал, говорящий о превы­шении допустимого уровня шума;

6) нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Обидчик сам должен найти себе товарища для работы на уроке (договориться на перемене и сообщить учителю).

(Виды общения в обучении. Томск. 1993. с. 159-161.)

Вопросы для самоконтроля

1. Обоснуйте положение, что урок — основная форма органи­зации обучения.

2. Перечислите основные типы уроков.

3. Почему именно комбинированный урок является типич­ным в обучении младших школьников?

4. Перечислите требования, предъявляемые к современному
уроку.

5. Перечислите преимущества использования групповой работы на уроке.

6. Какими особенностями должны отличаться дети в группе, чтобы их совместная деятельность была успешной?

Тема 8.2Домашняя учебная работа младших школьников (*)

Вопросы к теме

1. Сущность домашней учебной работы, ее дидактические
функции.

2. Виды домашних заданий.

3. Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий.

4. Помощь семье в руководстве домашней учебной работой
младших школьников.

Рекомендуемая литература

1. Засобина Г.А. Практикум по педагогике. М., 1986.

2. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 201-209.

3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 2. Глава10. с. 219-225.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 16. §4

5. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 2. Глава 15.

Задания

1. Прочитайте ситуацию (ситуация из сб. Г.А.Засобиной и др.
Практикум по педагогике. М., 1986. С. 56)

Учитель математики одной московской школы на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, а иногда и 4 задачи, а ты можешь выбрать любую из них, Конечно, проверять так труднее, но интересней. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение — придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий. Время от времени устраивается конкурс самостоятельно сочиненных задач: у кого са­мая трудная, самая четкая, самая остроумная?

Ответьте на вопросы:

—С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов
своей работы?

—Сформулируйте ряд условий, необходимых для успешного
перенесения в свой опыт тех же приемов работы.

—Разработайте рекомендации учителю начальных классов по
методике задавания уроков на дом.

2. Составьте несколько вариантов дифференцированного домашнего задания по любому учебному предмету.

3. Предложите 6-8 различных вариантов проверки одного из домашних заданий.

4. Составьте руководство для детей по выполнению домашних заданий.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие недостатки в деятельности учителя начальных классов
по организации домашней учебной работы учащихся вы видите в
современной школе? Что нужно делать для того, чтобы преодолеть эти недостатки?

2. Если бы вам предложили отказаться от задавания домашних
заданий, согласились бы вы? Почему?

3. Раскройте процесс формирования у учащихся учебных уме­ний, обеспечивающих успешное выполнение домашней учебной
работы.

Тема 8.3 Экскурсия — одна их форм организации обучения младших школьников (*)

Вопросы к теме

1. Своеобразие экскурсии как формы организации учебной ра­боты.

2. Виды экскурсий.

3. Значение экскурсий в обучении младших школьников.

4.Подготовка и проведение экскурсии.

5. Руководство учителем работой учащихся на экскурсии.

Рекомендуемая литература

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987.

2. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 210-216.

3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 2. Глава10.§4 с. 217-219

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 16. §4. с. 288-289

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1982.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 2. Глава 13.

Задания

1. Сделайте выписки о значении и месте экскурсии в педагоги­ческом опыте Ш.А. Амонашвили и В.А.Сухомлинского из книг, указанных в списке основной литературы.

2.Разработайте план экскурсии по одной из тем любого учебно­го предмета.

3.Сформулируйте, какие обучающие, развивающие и воспитательные задачи решал В.А. Сухомлинский, организуя экскурсию в природу. (Приложение № 14 )

Создание групп в социальных сетях

Группы помогают выстраивать коммуникацию и растить посланников бренда. Разбираемся, что главное при их создании, какие существуют требования и технические ограничения.

Группы в социальных сетях все еще являются эффективным инструментом продвижения бизнеса. С их помощью формируют лояльную аудиторию, продвигают товары и услуги, получают обратную связь от пользователей. Альтернативой групп являются публичные страницы компаний. В них меньше коммуникаций с подписчиками и другие правила ведения. Страницу компании можно создать в любой соцсети в РФ, группу — только в Фейсбуке, Вконтакте и Одноклассниках. Подробно рассмотрели создание групп в социальных сетях: технические требования, возможности и ограничения.

Вконтакте

Типы групп: открытая, закрытая и частная. В открытую может вступить любой пользователь, материалы группы — в открытом доступе. В закрытую группу вступают по приглашению администратора или после одобрения заявки на вступление. Материалы закрыты от пользователей, но группу можно найти через поиск. Частную группу нельзя найти через поиск. Название, публикации и участники будут доступны только после личного приглашения администратором группы.

Страница группы называется стеной. Настраивайте статус стены в соответствии с целями группы:

  • открытая — писать и комментировать могут все;
  • закрытая — администраторы и редакторы пишут, комментарии запрещены;
  • ограниченная — администраторы и редакторы пишут, комментируют все;
  • выключена — стена не отображается, старые записи сохранены, но не показаны.

Возможности группы:

1. Индивидуальная обложка. На ней отображается закрепленный пост, описание группы и wiki-меню.

2. Приложения. Добавляйте приложения, чтобы расширить функциональность. Пользователи смогут купить билеты или сделать заказ, не покидая соцсеть. ВК предлагает каталог готовых приложений или можно сделать собственное. Доступно 14 вариантов готовых приложений: афиша, пожертвования, доставка еды, чат, билеты в кино, вакансии, рассылки, карты, вики-разметка, запись на прием, онлайн-запись, билеты на мероприятие, магазин товаров и статус заказа.

3. Короткий адрес. Используйте ссылку вида vk.me/имя_группы. Указывайте ссылку в рекламных материалах, на визитках, в рассылке. С помощью сервиса vk.com/print создавайте наклейки с коротким адресом и QR-кодом.

ВКонтакте.png

Распечатайте наклейки и разместите у себя в магазине или офисе, если группа в ВК — основной канал коммуникации с клиентами.

4. Трансляции. Проводите живые трансляции для вовлечения участников группы. Для трансляций через десктопы дополнительное оборудование не требуется, для мобильной трансляции воспользуйтесь приложением VK Live.

5. Интернет-магазин. В разделе настроек включите режим «Товары», в группе появится блок с продукцией. Заполните карточки товаров и выберите категории, чтобы продукция отображалась в общем товарном каталоге Вконтакте. Массовую загрузку товаров производите с помощью API ВК. Создавайте подборки товаров по категориям, коллекциям, назначению и пр. Подайте заявку на включение вашей группы в топ сообществ магазинов.

6. Экспорт в Твиттер. В группах с закрытой или ограниченной стеной возможен автоматический экспорт постов в один аккаунт Твиттер. Если пост удалить из ВК, он также удалиться и из Твиттера.

Требования к изображениям:

  • Обложка — 795х200px или 1590x400px;
  • Изображения товара — минимальная длина одной стороны — 400px, максимальная — 7000px;
  • аватар — одна сторона — 200px, другая — от 300 до 500px;
  • изображение для поста — 510х510px;
  • сообщение со ссылкой — 537х240px.

Facebook

Типы групп: общедоступная, закрытая и секретная. Настройки такие же, как в Вконтакте.

Руководство. Две роли: администратор и модератор. У администратора полные права. Модератор утверждает или отклоняет запросы на вступление и публикации, блокирует участников, удаляет комментарии.

Возможности:

2. Выбор типа группы. Всего 16 вариантов.

Фейсбук.png

3. Группы категории «Продажа и покупки» позволяют добавлять товары. В группах «Социальное обучение» есть модули с образовательными ресурсами. Порядок расположения модулей определяет администратор. Есть возможность отслеживать, как участники выполняют модули.

4. Создавайте фотоальбомы, видеозаписи и мероприятия.

5. Бизнес-страница. Привяжите официальную страницу компании, чтобы участники группы следили за новостями и анонсами.

Требования к изображениям:

  • обложка для группы — 820х250px для десктопной версии, 640х360px — для мобильной, размер — до 8 Мб, желательно расширение — png;
  • фотография профиля — 180х180px;
  • изображение для поста — 1200х630px.

Одноклассники

Типы групп. В Одноклассниках только один тип сообщества — группы. Они могут быть в восьми вариантах: публичная страницы, компания, место, известная личность или коллектив, группа по интересам, мероприятие, доска объявлений, магазин. Выберите тип, который наиболее подходит для целей бизнеса. Если требуется официальная группа, выбирайте публичную страницу или компанию, если хотите создавать лояльную аудиторию, открывайте группу по интересам.

Группы бывают открытыми, когда любой пользователь видит публикации группы, и закрытыми, когда пользователи видят посты только после вступления. В разделе «Управление» выберите участников, которые могут оставлять комментарии: все, только участники или никто. Включите опции «скрывать нецензурную лексику» и рекламу в ленте. Запретите или разрешите оставлять ссылки под постами в группе.

Руководство. Есть две роли: администратор (супермодератор) и модератор (редактор). Первый назначает участников модераторами и имеет полные права на управление группой вплоть до ее удаления. Модератор обслуживает группу, публикует и удаляет посты, работает со статистикой. Еще есть статус аналитика — участник только с доступом к статистике группы.

Возможности группы:

1. Официальный статус. Официальные группы отмечены специальным значком и отображаются выше в результатах поиска по соцсети. Чтобы получить официальный статус, подайте запрос в форму системы Jira. Одновременно попросите присвоить группе короткое название. Его передадут официальной группе, даже если оно будет занято.

2. Тема оформления. Группы с численностью более 10 тысяч участников могут создать индивидуальные темы оформления. Задайте главное изображение, а фон замостите фотографиями, чтобы получился симметричный рисунок.

3. Встроенный виджет iFrame — кастомизированный виджет, который автоматически добавляет анонсы статей с вашего сайта. Для активации создайте на поддомене страницу https с параметрами: фиксированная ширина — 608 px, максимальная высота — 430 px. Официальные группы СМИ могут использовать виджет бесплатно, остальные группы — за деньги.

Одноклассники.png

4. Бот. Создавайте ботов для отслеживания сообщений в групповых чатах и ответов на них. Боты работают на основе методов Graph API.

5. Трансляции. Прямые трансляции делятся на два вида: профессиональные и стримы. Профессиональные трансляции создавайте в разделе «Прямой эфир». Снимайте с качеством HD, разрешение 1280×720 (16:9), частота кадров в секунду выше 24. Рекомендуем использовать камеру и микрофон. Установите таймер начала и окончания и запись трансляции при необходимости. Когда начнется трансляция, всем участникам группы придет оповещение. Для съемки стрима не нужно профессиональное оборудование, только приложение OK Live. Трансляция стрима в группу возможна под аккаунтом администратора или модератора.

6. ОК-постинг — сервис для размещения лонгридов. Максимальный размер поста — 100 блоков.

7. Денежные переводы — опция для получения оплаты на счет группы. Привяжите банковскую карту и настройте уведомления о переводе.

8. Фотоконкурсы — инструмент для проведения и автоматического подсчета голосов. Для запуска создайте новый альбом и выберите тип фотоконкурс.

9. Приложения. С помощью конструктора разрабатывайте приложения в виде теста, рассылки, заявки или анкеты.

10. Каталог групп включает лучшие группы в соцсети. Подайте заявку в Каталог, если в группе уникальный контент, и новые посты добавляются ежедневно.

Какие существуют требования к группе

Успех любого путешествия во многом зависит от того, в какой мере каждый член группы обладает качествами, обязательными для руководителя и всех участников (определенный туристский опыт, физическая подготовка, волевые качества, дисциплинированность, готовность прийти на помощь товарищу и т. п.), обязательными только для руководителя (хорошие организаторские способности, чувство высокой ответственности за жизнь участников путешествия и т. п.) или только для участников (исполнительность и т. п.). Немаловажную роль в походе играют и такие качества, как умение хорошо петь, быть рассказчиком веселых историй и т. п.
С подобными требованиями к руководителю и участникам путешествия туристы знакомы, однако, при комплектовании туристских групп не в достаточной мере учитываются те или иные индивидуальные качества, не принимается во внимание вопрос психологической совместимости участников в период путешествия. Как показывает анализ случаев аварийности и травматизма в туризме, происшедшие ошибки в поведении, технике и тактике туристов в определенной степени были связаны с ухудшением психологического климата в группе, с низкими волевыми качествами участников путешествия.
Поэтому в настоящих рекомендациях рассматриваются вопросы комплектования туристской группы. В данных рекомендациях рассматриваются вопросы комплектования групп только для участия в самодеятельных туристских путешествиях по категорийным маршрутам. Однако некоторые разделы и особенно «Психологическая совместимость» представят определенный интерес и для многочисленных участников других путешествий.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКТОВАНИЮ ГРУППЫ

Комплектование группы — один из важных этапов подготовки путешествия. Иногда среди туристов можно услышать два мнения. Одни говорят, что туристское путешествие начинается с определения цели путешествия, другие — с комплектования группы. И те, и другие правы. Выбор цели туристского похода или путешествия и комплектование группы тесным образом связаны друг с другом и, действительно, в практике организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий мы постоянно встречаемся с этими двумя подходами к решению вопроса: «С чего начать?.
Руководителю группы прежде чем отдать предпочтение! тому или иному подходу, сначала следует узнать принципиальные отличия, которые они имеют.
1. Выбрана цель, намечены район путешествия и основа нитки маршрута определенной сложности. И только затем в соответствии с поставленной целью в группу подбираются туристы, имеющие необходимый опыт, физическую подготовку и т.п.
Здесь руководитель группы должен исходить из того, что определенная цель похода — оздоровительная, экскурсионная, спортивная, учебная и т. д. — должна быть четко сформулирована и доведена до сведения каждого участника заранее, прежде чем он даст свое окончательное согласие на участие в подобном мероприятии. Это позволит руководителю собрать в группу только единомышленников, избежать возможных споров в процессе движения о дальнейшей трассе маршрута и графике движения. Тогда ни один из участников не будет ожидать от маршрута того, что не предусмотрено его целью.
Подобный подход отвечает практике организации подавляющего числа путешествий по категорийным маршрутам, а также значительному числу походов выходного дня и многодневных походов.
2. Выявлены желающие принять участие в туристском походе. Только тогда, в зависимости от их опыта, физической подготовки, возраста, интересов и т. п. руководителем группы определяется цель похода, район его проведения и конкретный маршрут. К моменту окончательного оформления группы поход будет иметь свою цель. Однако в данном случае цель похода, единую для опытных и начинающих туристов, пожилых и молодых, любителей движения «в темпе», грибников и т. п. установить сложнее. Как правило, она определяется большинством. Для остальных предстоит выбор: либо пойти по малоинтересному для них маршруту, либо остаться дома. Поэтому в процессе комплектования группы руководитель может столкнуться со значительным отсевом среди записавшихся участников.
Подобный подход отвечает практике организации незначительного числа походов выходного дня, еще реже — многодневных походов, не требующих от участников определенного туристского опыта, необходимого для преодоления естественных препятствий. Такая ситуация чаще всего складывается в туристских секциях, только начинающих свою деятельность и еще не имеющих широкого туристского актива.
Подготовку к путешествию следует начинать с того, что один из туристов (иногда два-три человека, образующие так называемую инициативную группу), еще заранее наметив цель очередного путешествия и район его проведения, приступает к разработке конкретного маршрута требуемой категории сложности, к сбору предварительных сведений об основных наиболее трудных препятствиях, к примерному расчету сроков путешествия и периода его проведения, определению способов транспортировки группы к исходному (или отправке с конечного) пункту активной части маршрута.
Затем начинается этап комплектования группы. Предварительная разработка маршрута позволяет руководителю грамотно, аргументированно и достаточно полно доложить всем приглашенным участникам намечаемого путешествия основные данные по маршруту. Руководителю следует знать, что чем качественнее будет сделано первое выступление, тем больший авторитет он приобретет в глазах группы.
До сих пор встречаемое в некоторых документах и туристской литературе положение, что руководитель избирается группой, следует считать правильным только для тех туристских коллективов, которые лишь недавно начали свою деятельность и где туристский актив еще не выявлен. В подавляющем большинстве случаев при организации походов и, особенно, путешествий по категорийным маршрутам, роль руководителя определена сразу: им является инициатор проведения путешествия по данному, избранному именно им маршруту. Если туриста устраивает и маршрут, и руководитель — он может стать участником данного путешествия.
Как правило, все туристы, выступающие в роли руководителей путешествий, особенно по маршрутам высоких категорий сложности, завоевывают себе это право своим туристским опытом, авторитетом, активностью, репутацией требовательного, но чуткого к запросам группы человека и другими положительными качествами. Иногда среди начинающих или малоопытных туристов встречаются руководители, которые вполне естественное для небольшого туристского стажа отсутствие достаточного авторитета пытаются заменить чем-то «особым». В результате серьезная разработка обычного маршрута подменяется ставкой на его особую оригинальность, на повышенную скорость преодоления отдельных участков и т. п. Такой руководитель всегда терпит жестокое поражение, поскольку весь этот искусственный авторитет рассыпается при первом же рассмотрении заявочных материалов маршрутно-квалификационной комиссией (МКК), и тогда группа вынуждена либо значительно упрощать маршрут, либо из-за недостатка времени на разработку нового — терять туристский сезон.

Какие же требования предъявляются к руководителю туристского путешествия?

Правила говорят, что руководители путешествий должны быть грамотными, физически подготовленными людьми, обладающими необходимыми организаторскими способностями. Руководитель несет ответственность за подготовку группы к путешествию и безаварийное прохождение маршрута. Руководителем путешествия может быть лицо, достигшее 18-летнего возраста (кроме путешествий по маршрутам V—VI категорий сложности, где минимальный возраст руководителя составляет 20 лет).
Руководитель самодеятельного туристского путешествия должен иметь достаточный опыт проведения путешествий в данном виде туризма, уверенно владеть техникой исполнения необходимых приемов преодоления естественных препятствий, знать правила обеспечения безопасности. Все это позволит ему возглавить движение группы на самых сложных и опасных участках.
Руководитель должен быть волевым, способным поддерживать в группе сознательную, но твердую дисциплину, опираясь на полное единодушие туристской группы, достигнутое в результате участия всех членов группы в обсуждении важнейших вопросов. Руководитель обязан хорошо знать опыт и возможности каждого участника путешествия, что даст ему возможность принимать наиболее правильное решение при определении состава разведывательной группы, выделении наблюдателя при преодолении особо опасного участка, назначении участников, первыми преодолевающих наиболее сложные места (переправы, пороги, ледопады, водосливы, лавино- или камнепадоопасные участки, полыньи и т. д.), порядка чередования связок на горном маршруте.
Первая обязанность руководителя путешествия — забота о безопасности членов группы, предупреждение случаев аварийности и травматизма при движении по маршруту. Его долг — не только самому заботиться об этом, но и воспитывать такое же отношение у всех участников, настойчиво прививать им чувство ответственности за здоровье и жизнь своих товарищей. Для этого нужен и личный пример, и постоянное напоминание о мерах безопасности.
Подобную воспитательную работу в условиях путешествия руководитель группы должен строить так, чтобы у участников сложилось твердое убеждение в строгой обязательности соблюдения всех правил безопасности. Порядок и безопасность должны быть гарантированы строгим единоначалием, поддерживаемым единой волей всей группы, подчинением авторитету руководителя.
Участники должны выполнять все указания руководителя, отвечающего за их безопасность. Проявление недисциплинированности на маршруте — чрезвычайное происшествие, которое может иметь опасные последствия. Руководителю группы необходимо помнить, что любое нарушение правил безопасности должно стать предметом самого широкого и серьезного разбора в группе.
Настойчиво требуя дисциплинированности от участников, руководителю следует знать, что нельзя все сводить к простой необходимости выполнять те или иные правила, инструкции или положения. Более важно у каждого члена группы воспитывать самодисциплину. При умелом проведении руководителем воспитательной работы, способствующей формированию чувства долга и ответственности за безопасность, всякое нарушение кем-либо из туристов мер безопасности будет восприниматься остальными участниками как грубое нарушение моральных принципов советского туризма.
Следует отметить, что большинство случаев аварийности и травматизма в туристских путешествиях обусловлено ошибками руководителя. Не говоря уже о возможной плохой тактической и технической подготовленности, здесь может сыграть роль недостаточный авторитет, слабая требовательность, а иногда и халатность руководителя. Не лишним будет напомнить, что руководитель путешествия несет юридическую ответственность за те случаи аварийности, которые произошли по причине недостаточной подготовленности группы, неправильных решений и действий руководителя.
К сожалению, не так редки случаи срыва путешествий по причинам, зависящим от туристов. Известно об этом становится из докладов ПСС ибо подавляющее большинство этих случаев так иди иначе связано с нарушением существующих Правил и основополагающих постановлений и инструкций по самодеятельному туризму.
В Правилах говорится, что руководитель путешествия обязан обеспечить подбор участников туристской группы по их туристской квалификации, физической и технической подготовленности, что он обязан организовать всестороннюю подготовку участников туристской группы к путешествию. Однако анализ чрезвычайных происшествий на туристских тропах показывает, что значительное число случаев аварийности и травматизма связано с включением в состав групп туристов, не обладающих требуемым Правилами туристским опытом, необходимым для прохождения данного маршрута, физически неподготовленных для преодоления тех или иных препятствий, характерных для выбранной трассы. В том, что такие туристы все-таки выходят в сложные для них путешествия, вина, как правило, не столько МКК, сколько самой группы и, в первую очередь, ее руководителя.
К числу причин, отрицательно влияющих на правильность подбора участников предстоящего путешествия, прежде всего относится спешка, вызванная значительным запозданием , в принятии руководителем решения о проведении путешествия. При этом за две недели собирается группа, дорабатывается маршрут и уже накануне выезда начинаются просьбы к МКК как можно быстрее рассмотреть заявочные материалы. Но ведь Правила предусматривают, что заявочные книжки на совершение путешествий I—III категорий сложности представляются в МКК не позднее, чем за месяц до начала путешествия, а по маршрутам IV—VI категорий сложности — за полтора месяца до начала путешествия. При спешной, недостаточно серьезной подготовке к путешествию члены туристской группы часто и относятся к своему участию в нем так же легкомысленно. В результате накануне путешествия два-три человека могут отказаться от участия в походе. Но так как путешествие начинается уже через несколько дней и поскольку в связи с отказом нескольких участников нарушается минимально допустимый состав группы (а путешествие с неполным составом группы, не оговоренным с МКК, автоматически приводит к незачету путешествия), то объявляется срочный поиск недостающих участников.
Знакомство с материалами разборов групп — нарушителей существующих Правил показывает, что в значительном большинстве случаев в результате подобных срочных самовольных, без ведома МКК, замен в группы зачисляются лица, туристский опыт которых не соответствует сложности маршрута. Отсюда повышенное число чрезвычайных происшествий в таких группах и самый строгий подход со стороны дисциплинарных подкомиссий к подобным нарушениям. Итоги разбора, даже при благополучном исходе путешествия, всегда одинаковы: руководителю группы пройденный маршрут для выполнения разрядных нормативов не засчитывается, справка о совершении путешествия не выдается.
Поэтому туристу, решившему выступать в качестве руководителя, рекомендуется начинать подготовку к путешествию за четыре-пять месяцев, а к комплектованию группы — за три-четыре месяца до намечаемого срока выхода группы на маршрут. Ведь все приглашенные к путешествию туристы должны осмыслить факт своего участия в нем, вжиться в предстоящий маршрут, продумать характер своего участия в нем, заранее уточнить и согласовать период своего отпуска.
Пожалуй, самая значительная ошибка при комплектовании группы связана с включением в группу незнакомых людей, когда уже только в походе выясняется, что это случайно пришедшие в туризм люди, не соблюдающие правила социалистического общежития. Порою такая ошибка выявляется очень большой ценой.
Так, группа туристов из Таллинна, путешествуя по Северному Тянь-Шаню по маршруту V категории сложности, оставила заболевшего товарища Р. Тамминга одного на Солнечной поляне в ущелье реки Левый Талгар всего в 6—7 ч ходьбы от туристской базы.
Человек, который не мог двигаться, которому требовался заботливый уход, срочная транспортировка для оказания квалифицированной медицинской помощи остался лежать под деревом в спальном мешке без палатки. Положив рядом несколько открытых банок консервов и котелок воды, все остальные участники ушли на шесть дней заканчивать маршрут. Только через трое суток больного, находившегося уже в состоянии крайнего истощения, случайно обнаружили туристы, следовавшие по плановому маршруту, которые оказали Р. Таммингу необходимую помощь.
У киевских туристов при прохождении перевала Хо-кель (Западный Кавказ) произошел срыв руководителя группы А. Ханоха. Поскольку страховка осуществлялась не основной, а вспомогательной веревкой, последняя лопнула и А. Ханох, пролетев по скалам около 200 м, упал в бергшрунд. Оставшиеся трое туристов, решив, что он разбился насмерть, не спустившись к упавшему, пошли дальше. Только на следующее утро А. Ханох, получивший множественные ушибы, очнулся и пополз вниз, где его встретили другие туристские группы.
Подобных случаев, чрезвычайных для советского туризма, несовместимых с нашей туристской этикой — единицы. Но их необходимо знать веем туристам и особенно руководителям групп, чтобы более ответственно подходить к организации и проведению путешествий, более внимательно относиться к комплектованию туристских групп.
Руководитель туристского путешествия по категорийным маршрутам должен быть для участников их тренером, спортивным воспитателем-наставником. Как тренеру и наставнику ему недостаточно иметь только высокую спортивную квалификацию. Он должен быть авторитетным, способным увлечь личным примером и, что очень важно, владеть основами педагогики и психологии, быть умелым воспитателем, воспитывать у членов группы стремление к еще большему росту роли туризма как важного фактора коммунистического воспитания трудящихся и учащейся молодежи.
Участники путешествия должны быть убеждены, что руководитель справедлив, что он предъявляет высокие требования не только к членам группы, но и к себе и всегда стремится к расширению собственных познаний, совершенствованию моральных качеств, опыта и туристского мастерства.
Важные черты личности и поведения руководителя — скромность, требовательность и чуткость, уравновешенность и оптимизм. Руководитель должен уметь обратить внимание участников на такие мелочи, которые в обычных условиях называются «личным делом» человека, но в условиях туристского путешествия приобретают общественный характер. Это и малейшее недомогание одного из участников, отсутствие аппетита и т. п. Ведь ослабевший участник повлияет на темп движения группы, на весовые характеристики их рюкзаков, поскольку в данном случае потребуется разгрузка заболевшего и т. д.
При подборе участников предстоящего путешествия руководитель должен знать следующее.
В качестве участников к путешествиям по маршрутам I категории сложности допускаются лица не моложе 14 лет; по маршрутам II категории сложности — не моложе 15 лет. Возраст участников путешествий по маршрутам III категории сложности должен быть не менее 16 лет, IV категории сложности — не менее 18 лет, а V и VI категорий сложности — не менее 20 лет.
При комплектовании группы следует учитывать, что участники предстоящего путешествия обязаны пройти всестороннюю подготовку до начала путешествия: прослушать цикл лекций или ознакомиться с инструкциями по вопросам правопорядка при прохождении маршрута, природоохранных законов, правил пожарной безопасности в лесу, безопасности на воде, предупреждения травматизма, обморожения и оказания первой медицинской помощи. В период подготовки к путешествию по маршрутам высших категорий сложности пройти специальный медицинский осмотр, а также сделать в случае необходимости профилактические прививки и предъявить руководителю справки о состоянии здоровья.
Наряду с определенным опытом технической подготовки и опытом проведения туристских путешествий, о чем будет более подробно сказано ниже, все участники должны обладать высокими моральными и физическими качествами, которые особенно необходимы при проведении сложных длительных путешествий, связанных, например, в условиях высокогорья или Арктического бассейна с ограниченным количеством топлива, большим весом рюкзаков, частыми усложнениями метеоусловий. Недостаточно высокий уровень этих качеств, слабая выносливость и закалка могут привести в этих условиях к заболеванию участника. Поэтому, в соответствии с Правилами, при комплектовании групп, насчитывающих 15 и более человек, совершающих путешествия по маршрутам высших категорий сложности, в обязательном порядке должен быть включен медицинский работник, имеющий необходимый опыт путешествий в данном виде туризма. Разумеется, самое серьезное внимание профилактике заболеваний, а при необходимости и их своевременному лечению, необходимо уделять и в группах, меньших по количеству участников. К сожалению, со стороны руководителя путешествия вопросам медицинской подготовки туристов, и, особенно, методам оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшему, обычно уделяется слишком мало внимания. Необходима проверка на практике умения оказывать доврачебную помощь не только туристом, назначенным в группе «врачом», но и любым другим участником. Поскольку в понятие «первая (доврачебная) помощь» входит не только оказание необходимой помощи непосредственно на месте происшествия, но и весь комплекс мероприятий, связанных с доставкой пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, руководитель должен требовать от участников практических навыков в выполнении указанных мероприятий.
Участники категорийных путешествий по всем видам туризма должны уметь плавать, знать приемы спасения утопающих и уметь оказывать доврачебную помощь. Руководитель, комплектуя группу, еще в самом начале предпоходной подготовки должен лично практически проверить всех участников на умение плавать.
Руководитель и участники путешествия должны знать, что к туристам, нарушившим существующие Правила, в зависимости от степени и характера нарушения применяются следующие меры воздействия:
• незачет участия (руководства) в данном путешествии;
• частичная или полная дисквалификация (лишение спортивных званий или разрядов);
• запрещение участия (руководства) в путешествиях выше определенной категории сложности на определенный срок, аннулирование зачета ранее пройденных путешествий с соответствующим понижением в спортивном разряде или звании;
• сообщение по месту работы виновного с целью рассмотрения его проступка в общественных организациях. В необходимых случаях виновный может быть привлечен к судебной ответственности.
Руководитель при комплектовании группы должен обращать особое внимание на такие качества, как осторожность и аккуратность. Осторожность необходима туристу для контроля всех действий на сложных участках маршрута, для принятия решения о выборе оптимального пути, выполнения приемов передвижения и страховки и т. д. Осторожность — это не трусость. В роли контролера она поможет предугадать и своевременно предупредить своих товарищей о возникновении критической ситуации. Аккуратность — необходимое требование к туристу. Каждая лишняя складка на брюках, плохо завязанные шнурки на ботинках, незастегнутый спасательный жилет могут порой послужить причиной травматизма, а то и аварии.
Наконец, чувство ответственности — качество, которое имеет особое значение в борьбе за безаварийность. Находясь в одной связке, плывя в одной байдарке, турист берет на себя ответственность за жизнь напарника, за обеспечение безопасности всего путешествия, т. е. ответственность за всю группу. Эта взаимная ответственность друг за друга и чувство ответственности перед группой является одним из краеугольных камней, на котором основан моральный кодекс туризма.
Турист морально ответственен и перед коллективом, который направил его в данное путешествие. Ведь никто иной как этот коллектив обеспечит проведение поисково-спасательных и транспортировочных работ в случае, если с туристом случится беда. Этим доверием нужно дорожить и ясно сознавать, что при нарушении техники и тактики туризма, правил страховки, допуская неоправданный риск, турист тем самым подводит и свой коллектив.
Выполнение указанных общих требований при подборе участников путешествия поможет руководителю создать крепкий дружный коллектив, непринужденную, но рабочую обстановку в группе, позволит легче перенести большое многодневное физическое и психическое напряжение, и, следовательно, больше увидеть, почувствовать, познать.

Все для аналитиков

Относительно состава групп функциональных и нефункциональных требований до сих пор нет согласия. Разные авторы и эксперты могут как добавлять, так и исключать подгруппы требований. Например, часто ограничения объединяют с бизнес-правилами, а бизнес-требования объединяют с ключевыми потребностями.

Существует прекрасная методика FURPS+, позволяющая создать качественную документацию при разработке ПО сколь угодно большой сложности.

Все вышесказанное относится только к дисциплине «Управление требованиями» в рамках методологии RUP. В рамках ГОСТ и определения требований другие и сами требования разбиваются на совершенно другие группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *