Какие условия должны выполняться при пересечении промысловых трубопроводов с автомобильными
Перейти к содержимому

Какие условия должны выполняться при пересечении промысловых трубопроводов с автомобильными

Какие условия должны выполняться при пересечении подземных промысловых трубопроводов с автомобильными и железными дорогами?

Googleplay Apple Windows

Разделы сайта

Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» — отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» — выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.

Билеты

На странице билетов добавляется кнопка «Билеты», нажимая — разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.

Полезнае ссылки

«Полезные ссылки» — нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.

В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.

  • Первая кнопка выводит форму входа в систему для зарегистрированных пользователей.
  • Вторая кнопка выводит форму обратной связи через нее, Вы можете написать об ошибке или просто связаться с администрацией сайта.
  • Третья кнопка выводит инструкцию, которую Вы читаете. 🙂
  • Последняя кнопка с изображением книги ( доступна только на билетах) выводит список литературы необходимой для подготовки.

Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» — для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Селектор тестов все вопросыСелектор Тестов один вопросПоследняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

Билеты

На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

69. Какие условия должны выполняться при пересечении подземных промысловых трубопроводов с автомобильными и железными дорогами?

Трубопроводы должны заключаться в защитные кожухи из стальных или железобетонных труб.

Ответ указан в нормативно-технической документации :

Пункт 891 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года N 534 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»

891. Участки подземных промысловых трубопроводов в местах пересечения рек, автомобильных, железных дорог должны быть уложены в защитные кожухи из стальных или железобетонных труб. Необходимость установки защитных кожухов в местах прокладки промысловых трубопроводов через ручьи, болота и озера устанавливается по согласованию с владельцами данных участков.

Промышленная безопасность – приоритет любой компании, занимающейся эксплуатацией опасного производственного объекта. Внимание! Аттестация в Ростехнадзоре для инженерно-технического персонала организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, является обязательным и приоритетным направлением. Более подробно о необходимости её прохождения можно найти в разделе «Правовая информация» на нашем сайте.Материал может быть использован для подготовки к аттестации по промышленной безопасности для сдачи в Едином портале тестирования Ростехнадзора.Энциклопедия знаний по промышленной безопасности. Ответы со ссылками на нормативно-техническую документацию.

СНиП 2.05.06-85 : Переходы трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

6.2. Подводные переходы трубопроводов через водные преграды следует проектировать на основании данных гидрологических, инженерно-геологических и топографических изысканий с учетом условий эксплуатации в районе строительства ранее построенных подводных переходов, существующих и проектируемых гидротехнических сооружений, влияющих на режим водной преграды в месте перехода, перспективных дноуглубительных и выправительных работ в заданном районе пересечения трубопроводом водной преграды и требований по охране рыбных ресурсов.

Примечание: 1. Проектирование переходов по материалам изысканий, срок давности которых превышает 2 года, без производства дополнительных изысканий не допускается.

2. Место перехода следует согласовывать с соответствующими бассейновыми управлениями речного флота, органами по регулированию использования и охране вод, охраны рыбных запасов и заинтересованными организациями.

6.3. Границами подводного перехода трубопровода, определяющими длину перехода, являются:

для многониточных переходов — участок, ограниченный запорной арматурой, установленной на берегах;

для однониточных переходов — участок, ограниченный горизонтом высоких вод (ГВВ) не ниже отметок 10 %-ной обеспеченности.

6.4. Створы переходов через реки надлежит выбирать на прямолинейных устойчивых плессовых участках с пологими неразмываемыми берегами русла при минимальной ширине заливаемой поймы. Створ подводного перехода следует, как правило, предусматривать перпендикулярным динамической оси потока, избегая участков, сложенных скальными грунтами. Устройство переходов на перекатах, как правило, не допускается.

6.5. При выборе створа перехода трубопровода следует руководствоваться методом оптимального проектирования с учетом гидролого-морфологических характеристик каждого водоема и его изменений в течение срока эксплуатации подводного перехода.

Приопределенииоптимального положения створа и профиля перехода расчет следует производить по критерию приведенных затрат с учетом требований, предъявляемых к прочности и устойчивости трубопровода и охране природы.

6.6. Прокладка подводных переходов должна предусматриваться с заглублением в дно пересекаемых водных преград. Величина заглубления устанавливается с учетом возможных деформаций русла и перспективных дноуглубительных работ.

Проектная отметка верха забалластированного трубопровода при проектировании подводных переходов должна назначаться на 0,5 м ниже прогнозируемого предельного профиля размыва русла реки, определяемого на основании инженерных изысканий, с учетом возможных деформаций русла в течение 25 лет после окончания строительства перехода, но не менее 1 м от естественных отметок дна водоема.

При пересечении водных преград, дно которых сложено скальными породами, заглубление трубопровода принимается не менее 0,5 м, считая от верха забалластированного трубопровода до дна водоема.

При глубине подводных переходов, для которой отсутствуют освоенные технические средства разработки траншей, и невозможности переноса створа перехода, что должно быть обосновано проектом, допускается, по согласованию с соответствующими бассейновыми управлениями, уменьшать глубину заложения трубопроводов и укладывать их непосредственно по дну. При этом должны предусматриваться дополнительные мероприятия, обеспечивающие их надежность при эксплуатации.

6.7. Переходы нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через реки и каналы следует предусматривать, как правило, ниже по течению от мостов, промышленных предприятий, пристаней, речных вокзалов, гидротехнических сооружений, водозаборов и других аналогичных объектов, а также нерестилищ и мест массового обитания рыб.

При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается располагать переходы нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через реки и каналы выше по течению от указанных объектов на расстояниях, приведенных в табл. 4*, при этом должны разрабатываться дополнительные мероприятия, обеспечивающие надежность работы подводных переходов.

6.8. Минимальные расстояния от оси подводных переходов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов при прокладке их ниже по течению от мостов, пристаней и других аналогичных объектов и от оси подводных переходов газопроводов до указанных объектов должны приниматься по табл. 4* как для подземной прокладки.

6.9. При пересечении водных преград расстояние между параллельными подводными трубопроводами следует назначать исходя из инженерно-геологических и гидрологических условий, а также из условий производства работ по устройству подводных траншей, возможности укладки в них трубопроводов и сохранности трубопровода при аварии на параллельно проложенном. Минимальные расстояния между осями газопроводов, заглубляемых в дно водоема с зеркалом воды в межень шириной свыше 25 м, должны быть:

не менее 30 м для газопроводов диаметром до 1000 мм включ.;

50 м для газопроводов диаметром свыше 1000 мм.

На многониточном переходе нефтепровода и нефтепродуктопровода, на котором предусмотрена одновременная прокладка нескольких основных трубопроводов (основных ниток) и одного резервного (резервной нитки), допускается прокладка основных ниток трубопроводов в одной траншее. Расстояние между параллельными нитками, прокладываемыми в одной общей траншее, и ширина траншеи назначаются в проекте исходя из условий производства работ по устройству подводной траншей и возможности укладки в нее трубопровода.

6.10. Минимальные расстояния между параллельными трубопроводами, прокладываемыми на пойменных участках подводного перехода, следует принимать такими же, как для линейной части магистрального трубопровода.

6.11*. Подводные трубопроводы на переходах в границах ГВВ не ниже 1 % обеспеченности должны рассчитываться против всплытия в соответствии с указаниями, изложенными в разд. 8.

Если результаты расчета подтверждают возможность всплытия трубопровода, то следует предусматривать:

на русловом участке перехода — сплошные (бетонные) покрытия или специальные грузы, конструкция которых должна обеспечить надежное их крепление к трубопроводу для укладки трубопровода способом протаскивания по дну;

на пойменных участках — одиночные грузы или закрепление трубопроводов анкерными устройствами.

6.12. Ширину подводных траншей по дну следует назначать с учетом режима водной преграды, методов ее разработки, необходимости водолазного обследования и водолазных работ рядом с уложенным трубопроводом, способаукладки и условиями прокладки кабеля данного трубопровода.

Крутизну откосов подводных траншей следует назначать в соответствии с требованиями СНиП III-42-80*.

6.13. Профиль трассы трубопровода следует принимать с учетом допустимого радиуса изгиба трубопровода, рельефа русла реки и расчетной деформации(предельного профиля размыва), геологического строения дна и берегов, необходимой пригрузки и способа укладки подводного трубопровода.

6.14. Кривые искусственного гнутья в русловой части подводных переходов допускается предусматривать в особо сложных топографических и геологических условиях. Применение сварных отводов в русловой части не рекомендуется.

Примечание. Кривые искусственного гнутья на переходах должны располагаться за пределами прогнозируемого размыва этих участков или находиться под защитой специального крепления берегов.

6.15. Запорную арматуру, устанавливаемую на подводных переходах трубопроводов, согласно п.4.12* следует размещать на обоих берегах на отметках не ниже отметок ГВВ 10%-ной обеспеченности и выше отметок ледохода.

На берегах горных рек отключающую арматуру следует размещать на отметках не ниже отметок ГВВ 2 %-ной обеспеченности.

6.16. Проектом должны предусматриваться решения по укреплению берегов в местах прокладки подводного перехода и по предотвращению стока воды вдоль трубопровода (устройство нагорных канав, глиняных перемычек, струенаправляющих дамб и т.д.).

6.17. При ширине водных преград при меженном горизонте 75 м и более в местах пересечения водных преград трубопроводом следует предусматривать прокладку резервной нитки. Для многониточных систем необходимость строительства дополнительной резервной нитки независимо от ширины водной преграды устанавливается проектом.

Примечания: 1.При ширине заливаемой поймы свыше500 м по уровню горизонта высоких вод при 10%-ной обеспеченности и продолжительности подтопления паводковыми водами свыше 20 дней, а также при пересечении горных рек и соответствующем обоснованиив проекте (например, труднодоступность для проведения ремонта) резервную нитку допускается предусматривать при пересеченииводных преград шириной до 75 ми горных рек.

2. Диаметр резервной нитки определяется проектом.

3. Допускается предусматривать прокладку перехода через водную преграду шириной свыше 75 м в одну нитку при условии тщательного обоснования такого решения в проекте.

4. При необходимости транспортирования по трубопроводу вязких нефти и нефтепродуктов, временное прекращение подачи которых не допускается, следует предусматривать прокладку нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через водные преграды шириной менее 75 м в две нитки.

6.18. При проектировании подводных переходов, прокладываемых на глубине свыше 20 м из труб диаметром 1000 мм и более, следует производить проверку устойчивости поперечного сечения трубы на воздействие гидростатического давления воды с учетом изгиба трубопровода.

6.19. Подводные переходы через реки и каналы шириной 50 м и менее допускается проектировать с учетом продольной жесткости труб, обеспечивая закрепление перехода против всплытия на береговых неразмываемых участках установкой грузов или анкерных устройств.

6.20. На обоих берегах судоходных и лесосплавных рек и каналов при пересечении их трубопроводами должны предусматриваться сигнальные знаки согласно «Правилам плавания по внутренним судоходным путям», утвержденным Минречфлотом РСФСР, и «Правилам охраны магистральных трубопроводов», утвержденным Советом Министров СССР.

6.21. На болотах и заболоченных участках должна предусматриваться подземная прокладка трубопроводов.

Как исключение, при соответствующем обосновании допускается укладка трубопроводов по поверхности болота в теле насыпи (наземная прокладка) или на опорах (надземная прокладка). При этом должна быть обеспечена прочность трубопровода, общая устойчивость его в продольном направлении и против всплытия, а также защита от теплового воздействия в случае разрыва одной из ниток.

6.22. При соответствующем обосновании при подземной прокладке трубопроводов через болота II и III типов длиной свыше 500 м допускается предусматривать прокладку резервной нитки.

6.23. Прокладку трубопроводов на болотах следует предусматривать, как правило, прямолинейно с минимальным числом поворотов.

В местах поворота следует применять упругий изгиб трубопроводов. Надземную прокладку на болотах следует предусматривать в соответствии с требованиями, изложенными в разд. 7.

6.24. Укладку трубопроводов при переходе через болота в зависимости от мощности торфяного слоя и водного режима следует предусматривать непосредственно в торфяном слое или на минеральном основании.

Допускается прокладка трубопроводов в насыпях с равномерной передачей нагрузки на поверхность торфа путем устройства выстилки из мелколесья. Выстилка должна покрываться слоем местного или привозного грунта толщиной не менее 25 см, по которому укладывается трубопровод.

6.25. Размеры насыпи при укладке в ней трубопровода диаметром свыше 700 мм с расчетным перепадом положительных температур на данном участке следует определять расчетом, учитывающим воздействие внутреннего давления и продольных сжимающих усилий, вызванных изменением температуры металла труб в процессе эксплуатации.

6.26. Наименьшие размеры насыпи должны приниматься:

толщина слоя грунта над трубопроводом не менее 0,8 м с учетом уплотнения грунта в результате осадки;

ширина насыпи поверху равной 1,5 диаметра трубопровода, но не менее 1,5 м;

откосы насыпи в зависимости от свойств грунта, но не менее 1:1,25.

6.27. В случае использования для устройства насыпи торфа со степенью разложения органического вещества менее 30 % необходимо предусматривать защитную минеральную обсыпку поверх торфа толщиной 20 см.

Насыпь из торфа и минерального грунта для защиты от размыва и выветривания должна быть укреплена. Материалы и способы укрепления насыпи устанавливаются проектом.

6.28. При проектировании насыпи должно быть предусмотрено устройство водопропускных сооружений: лотков, открытых канав или труб. Дно водопропускных сооружений и прилегающие откосы должны быть укреплены.

Количество и размеры водопропускных сооружений определяются расчетом с учетом рельефа местности, площади водосбора и интенсивности стока поверхностных вод.

6.29. Участки трубопроводов, прокладываемые в подводной траншее через болота или заливаемые поймы, а также в обводненных районах, должны быть рассчитаны против всплытия (на устойчивость положения). Для обеспечения устойчивости положения следует предусматривать специальные конструкции и устройства для балластировки (утяжеляющие покрытия, балластирующие устройства с использованием грунта, анкера и др.) .

6.30. При закреплении трубопровода анкерными устройствами лопасть анкера не должна находиться в слое торфа, заторфованного грунта или лёсса, пылеватого песка или других подобных грунтов, не обеспечивающих надежное закрепление анкера, а также в слое грунта, структура которого может быть подвержена разрушению или нарушению связности в результате оттаивания, размывов, выветривания, подработки или других причин.

6.31*. Переходы трубопроводов через железные и автомобильные дороги следует предусматривать в местах прохождения дорог по насыпям либо в местах с нулевыми отметками и в исключительных случаях — при соответствующем обосновании в выемках дорог.

Угол пересечения трубопровода с железными и автомобильными дорогами должен быть, как правило, 90 °. Прокладка трубопровода через тело насыпи не допускается.

6.32*. Участки трубопроводов, прокладываемых на переходах через железные и автомобильные дороги всех категорий с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов, должны предусматриваться в защитном футляре (кожухе) из стальных труб или в тоннеле, диаметр которых определяется из условия производства работ и конструкции переходов и должен быть больше наружного диаметра трубопровода не менее чем на 200 мм.

Концы футляра должны выводиться на расстояние:

а) при прокладке трубопровода через железные дороги:

от осей крайних путей —50 м, но не менее 5 м от подошвы откоса насыпи и 3 м от бровки откоса выемки;

от крайнего водоотводного сооружения земляного полотна (кювета, нагорной канавы, резерва) -3 м;

б) при прокладке трубопровода через автомобильные дороги — от бровки земляного полотна -25 м, но не менее 2 м от подошвы насыпи.

Прокладка кабеля связи трубопровода на участках его перехода через железные и автомобильные дороги должна производиться в защитном футляре или отдельно в трубах.

6.33*. На подземных переходах газопроводов через железные и автомобильные дороги концы защитных футляров должны иметь уплотнения из диэлектрического материала.

На одном из концов футляра или тоннеля следует предусматривать вытяжную свечу на расстоянии по горизонтали, м, не менее:

от оси крайнего пути железных дорог общего пользования . 40

то же, промышленных дорог . 25

от подошвы земляного полотна автомобильных дорог . . 25

Высота вытяжной свечиот уровня земли должна быть не менее 5 м.

6.34*. Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети, должно быть не менее 2 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 1,5 м от дна кювета, лотка или дренажа.

Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под автомобильными дорогами всех категорий, должно приниматься не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,4 м от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.

При прокладке трубопровода без защитных футляров вышеуказанные глубины следует принимать до верхней образующей трубопровода.

Заглубление участков трубопровода под автомобильными дорогами на территории КС и НПС принимается в соответствии с требованиями СНиП II-89-80*.

6.35. Расстояние между параллельными трубопроводами на участках их переходов под железными и автомобильными дорогами следует назначать исходя из грунтовых условий и условий производства работ, но во всех случаях это расстояние должно быть не менее расстояний, принятых при подземной прокладке линейной части магистральных трубопроводов.

6.36. Пересечение трубопроводов с рельсовыми путями электрифицированного транспорта под стрелками и крестовинами, а также в местах присоединения к рельсам отсасывающих кабелей не допускается.

6.37. Минимальное расстояние по горизонтали в свету от подземного трубопровода в местах его перехода через железные дороги общей сети должно приниматься, м, до:

стрелок и крестовин железнодорожного пути и мест присоединения отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных дорог. 10

стрелок и крестовин железнодорожного пути при пучинистых грунтах . 20

труб, тоннелей и других искусственных сооружений на железных дорогах . 30

Федеральный Закон "О безопасности трубопроводов"

Настоящий Федеральный закон принимается в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций на трубопроводах промысловых и магистральных.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

требования к объектам технического регулирования, указанным в части 2 настоящей статьи;

правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения настоящего Федерального закона;

правила и формы оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает требования к следующим объектам технического регулирования на стадиях проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, ремонта, ликвидации (утилизации) и консервации:

Требования настоящего Федерального закона распространяются на трубопроводы промысловые и магистральные, транспортирующие жидкие (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, конденсат газовый, ШФЛУ (широкую фракцию легких углеводородов)) и газообразные (газ) углеводороды.

3. Трубопроводы промысловые и магистральные, запроектированные, строящиеся или принятые в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны соответствовать требованиям, установленным на момент проектирования, строительства и принятия в эксплуатацию этих трубопроводов. К этим трубопроводам применяются требования настоящего Федерального закона в части соблюдения допустимых расстояний при застройке прилегающих территорий и требований к трубопроводам при их эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, ликвидации (утилизации) и консервации.

4. Настоящий Федеральный закон не может применяться в отношении объектов, которые не идентифицированы в качестве объектов технического регулирования настоящего Федерального закона.

Статья 3. Термины и определения

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие термины и определения:

1) авария — разрушение трубопровода, неконтролируемый взрыв и (или) выброс жидких или газообразных веществ, транспортируемых по трубопроводу, сопровождающийся одним или несколькими из следующих событий:

— воспламенение транспортируемого вещества, его паров или газовоздушной смеси;

— загрязнение водного объекта сверх установленных предельных допустимых концентраций вредных веществ;

— утечка транспортируемого жидкого вещества в количестве 25 тонн и более;

2) газораспределительная станция — комплекс зданий, строений и сооружений, включающий оборудование, средства и системы для снижения давления, очистки, одоризации и учета расхода газа;

3) газоизмерительная станция — комплекс зданий, строений и сооружений, включающий оборудование, средства и системы для измерения физико-химических показателей газа;

4) инцидент — отказ или повреждение оборудования или технических устройств на объектах трубопровода (промыслового, магистрального), отклонение от режима технологического процесса, которые сопровождаются утечками транспортируемого жидкого вещества количеством менее 25 тонн, без воспламенения транспортируемого вещества, его паров или газовоздушной смеси, без загрязнения водных объектов сверх установленных предельных допустимых концентраций вредных веществ;

5) компрессорная станция — комплекс зданий, строений и сооружений, включающий технологическое оборудование, средства и системы для создания или поддержания разности давлений в различных сечениях труб линейной части трубопровода при транспортировке газа;

6) ликвидация (утилизация) — стадия жизненного цикла выводимого из эксплуатации трубопровода (промыслового, магистрального), которая предусматривает повторное промышленное использование отходов производства и потребления, а для неутилизируемых его частей — их захоронение и уничтожение;

7) линейная часть трубопровода — сооружение, предназначенное для перемещения транспортируемого вещества по трубам, соединенным между собой;

8) магистральный трубопровод — комплекс зданий, строений, и сооружений, предназначенный для обеспечения транспортировки, хранения, сдачи и (или) перевалки на другой вид транспорта жидких и газообразных углеводородов от мест подключения к трубопроводу магистральному трубопроводов промысловых до мест передачи жидких и газообразных углеводородов получателям;

9) многониточный трубопровод — два или более совместно проложенных магистральных (промысловых) трубопровода и их участки с общими насосными (перекачивающими), компрессорными, газораспределительными станциями или приемо-сдаточными пунктами;

10) морской трубопровод — участок трубопровода, расположенный в акватории моря и на участках берега от уреза воды до запорной арматуры линейной части трубопровода;

11) насосная (перекачивающая) станция — комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенный для приема, хранения и подачи транспортируемого жидкого вещества в линейную часть трубопровода;

12) обвалование — сооружение в виде земляного вала, установленного размера, вокруг резервуарного парка (резервуарной станции) или емкостей насосных станций для защиты окружающей территории от аварийного розлива нефти;

13) одоризационная установка — установка для придания запаха газу, подаваемому потребителю;

14) особые природные условия — условия, характеризующиеся наличием горных массивов, водных объектов, процессов затопления и подтопления, многолетней мерзлоты, просадочных и чрезмернопучинистых грунтов, опасных геологических процессов, в том числе наличием районов с сейсмичностью свыше 6 баллов по шкале MSK-64 и иных природных факторов;

15) охранная зона — территория или акватория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль линейной части трубопровода и вокруг других объектов трубопровода магистрального и промыслового в целях обеспечения регламентированных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения;

16) подводный переход — участок (составляющая) линейной части трубопровода, предназначенный для пересечения естественных и искусственных водных объектов;

17) перевалочная база — комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенный для приема, накопления, хранения, учета и перевалки на другой вид транспорта жидких углеводородов, транспортируемых по магистральному и промысловому трубопроводу;

18) получатель — лицо, которое осуществляет приемку жидких и газообразных углеводородов для последующей транспортировки, переработки и (или) потребления;

19) приемо-сдаточный пункт — комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенный для осуществления учетно-отчетных операций при приеме и сдаче жидких углеводородов, транспортируемых по магистральному и промысловому трубопроводу;

20) промысловый трубопровод — комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенный для обеспечения транспортировки, хранения, сдачи и (или) перевалки на другой вид транспорта жидких и газообразных углеводородов с рабочим давлением 1,2 мегапаскалей (МПа) и более от мест их добычи до мест подключения к трубопроводу магистральному или до мест их погрузки в другие виды транспорта или передачи их получателям;

21) резервуарный парк (резервуарная станция) — комплекс сооружений, включающий одиночный резервуар или группу (группы) резервуаров, предназначенных для приема, хранения и откачки углеводородов, транспортируемых по линейной части трубопровода, размещенный на территории, ограниченной по периметру обвалованием или ограждающей стенкой;

22) реконструкция — совокупность организационных и технических мероприятий, результатом которых явилось изменение параметров объектов капитального строительства трубопровода (промыслового, магистрального);

23) ремонт — совокупность организационных и технических мероприятий, осуществляемых с целью восстановления установленных эксплуатационных характеристик трубопровода (промыслового, магистрального);

24) средства для предупреждения аварий — средства, предназначенные для гашения волновых и вибрационных процессов (гидроударов, провалов и пульсаций давления) в трубопроводах магистральных и промысловых;

25) техническое обслуживание — совокупность организационных и технических мероприятий, осуществляемых с целью поддержания работоспособности и исправности трубопровода (промыслового, магистрального) при эксплуатации;

26) транспортировка — процесс перемещения (изменения места нахождения) жидких и газообразных углеводородов по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования (без погрузочно-разгрузочных работ);

27) трубопровод — технологический комплекс, состоящий из линейной части и насосных (перекачивающих), компрессорных, газораспределительных, газоизмерительных, резервуарных станций, предназначенный для транспортировки газообразных и жидких веществ;

28) трубопровод запроектированный — трубопровод (промысловый, магистральный), проектная документация которого получила положительное заключение государственной экспертизы;

29) эксплуатация — использование трубопровода (промыслового, магистрального) по назначению, определенному в проектной документации;

30) эксплуатирующая организация — организация, обеспечивающая эксплуатацию трубопровода (промыслового, магистрального).

Статья 4. Правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения настоящего Федерального закона

1. Идентификация объектов технического регулирования для целей применения настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

2. Объект может быть идентифицирован в качестве объекта технического регулирования, если установлена тождественность характеристик объекта основным терминам и определениям, используемым в статье 3, а также требованиям, установленным в статье 2 настоящего Федерального закона.

3. Идентификация объекта технического регулирования для целей применения настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации путем исследования материалов идентификации на стадиях: подготовки проектной документации, проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, приемки в эксплуатацию, получения разрешения на ввод эксплуатацию, оценки соответствия при эксплуатации; ликвидации (утилизации) объекта.

4. К материалам идентификации относятся:

проектная и рабочая документация;

материалы государственной экспертизы проектной документации;

материалы государственной экологической экспертизы в случаях, определенных законодательством об охране окружающей среды;

разрешение на строительство;

сведения государственного земельного кадастра;

материалы приемки в эксплуатацию;

разрешение на ввод в эксплуатацию;

материалы оценки соответствия при эксплуатации;

материалы приемки работ по ликвидации (утилизации) объекта.

Использование иных материалов в качестве материалов идентификации не допускается.

Статья 5. Общие положения

1. Линейная часть трубопроводов промысловых и магистральных должна быть проложена подземно (подземная прокладка). Прокладка трубопроводов на опорах (надземная прокладка) и в насыпи (наземная прокладка) допускается для линейной части промысловых и для линейной части магистральных трубопроводов в особых природных условиях.

2. Средства систем контроля и управления и площадки, на которых они размещены, должны быть защищены от несанкционированного проникновения посторонних лиц соответствующими инженерно-техническими средствами.

3. На трубопроводах промысловых и магистральных запрещается установка сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на известных путях массовой миграции животных.

4. Планировка территорий насосных (перекачивающих), компрессорных, газоизмерительных, газораспределительных и резервуарных станций трубопроводов промысловых и магистральных должна обеспечивать проезд противопожарной техники.

5. Насосные (перекачивающие), компрессорные, газоизмерительные, газораспределительные и резервуарные станции трубопроводов промысловых и магистральных должны быть оборудованы средствами для предупреждения аварий и обустроены подъездными дорогами, связывающими станции с дорогами общего пользования и обеспечивающими беспрепятственный проезд персонала и аварийных служб в любое время года.

6. На морских трубопроводах должны устанавливаться средства для предупреждения аварий, а также запорная арматура, которая в случае аварии или при ремонтных работах, позволяла бы отключать морской трубопровод от станционных объектов морской добычи и других трубопроводов. Запорная арматура на берегу должна быть размещена за пределами уреза и прибойной зоны. Все участки морского трубопровода должны быть защищены от воздействия якорей и другого подводного оборудования морских судов, рыболовной деятельности, ледовых и иных нагрузок.

7. Не допускается физический контакт нового участка морского трубопровода и существующих участков морских трубопроводов и кабелей. Расстояние в свету между пересекающимися морскими трубопроводами должно быть не менее 0,3 метров.

Расстояния между осями вновь прокладываемых параллельных участков морских трубопроводов должны составлять не менее:

15 метров — для участков морских трубопроводов, прокладываемых на поверхности морского дна;

5 метров — для участков морских трубопроводов, прокладываемых в одной траншее на морском дне.

8. Силовые кабели и кабели связи должны быть изолированы от участков морского трубопровода по всей длине. Конструкция морских трубопроводов должна обеспечивать возможность проведения их внутритрубной диагностики.

9. Не допускается размещение трубопроводов промысловых и магистральных:

в тоннелях железных и автомобильных дорог;

на автомобильных и железнодорожных мостах.

10. Размещение трубопроводов промысловых и магистральных на землях и акваториях особо охраняемых природных территорий допускается только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Статья 6. Охранные зоны

1. Для контроля технического состояния и уменьшения возможности повреждения, вокруг трубопроводов промысловых и магистральных устанавливаются охранные зоны:

вдоль трасс линейной части трубопроводов, транспортирующих нефть, нефтепродукты, газ — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси линейной части трубопровода (промыслового и магистрального) с каждой стороны;

вдоль трасс линейной части трубопроводов, транспортирующих сжиженные газы и широкие фракции легких углеводородов, в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на расстоянии в 100 метрах от оси линейной части трубопровода с каждой стороны для магистральных трубопроводов и 25 метров для промысловых трубопроводов;

вдоль трасс линейной части многониточных трубопроводов — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов;

вдоль подводных переходов и морских трубопроводов — в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны;

вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, а также для хранения и дренажа нефти, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции -в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 50 метров во все стороны;

вокруг насосных (перекачивающих), компрессорных, газораспределительных и резервуарных станций трубопроводов промысловых и магистральных, узлов измерения продукции, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов и иных объектов и сооружений — в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны;

вокруг устройств электрохимической зашиты, выходящих за пределы охранной зоны линейной части трубопроводов, в виде участка земли шириной 5 метров от ограждения.

2. Минимальная ширина полосы отвода земель для цели строительства и размещения объектов одного подземного трубопровода приведена в приложении N 1 настоящего федерального закона.

3. В охранных зонах трубопроводов промысловых и магистральных запрещается производить действия, способные привести к их повреждению, в частности:

возводить жилые и хозяйственные строения, здания и сооружения, не предусмотренные проектной документацией;

открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной линии передачи, ограждений узлов линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать и включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов, если эти действия не связаны с обслуживанием трубопроводов и коммуникаций в техническом коридоре;

высаживать деревья и кустарники;

повреждать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающие территории и окружающую местность — от аварийного разлива транспортируемой продукции;

бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами судам и другим плавучим средствам, производить подводно-технические, дноуглубительные и землечерпальные работы, кроме работ, необходимых для обеспечения судоходства (по согласованию с эксплуатирующей организацией) и технического обслуживания трубопроводов;

сооружать запруды на реках и ручьях;

разводить огонь и размещать источники огня;

устраивать туристические стоянки, стоянки автомобильного транспорта, тракторов, механизмов, допускать скопление людей;

предоставлять земельные участки для индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного строительства; рыть погреба; копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метров;

складировать корма, удобрения, сено и солому, располагать полевые станы, содержать скот;

огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала, машин и механизмов эксплуатирующей организации для технического обслуживания и ремонта трубопроводов;

несанкционированно подключаться к действующим трубопроводам;

устраивать свалки, выливать растворы кислот и щелочей;

устраивать пляжи, причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов.

4. В охранных зонах трубопроводов промысловых и магистральных запрещается производить любые работы и действия без письменного разрешения, выдаваемого эксплуатирующей организацией, кроме:

действий, осуществляемых в установленном порядке соответствующими органами государственной власти, которые направлены на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, жизни и здоровья людей, охраны имущества и окружающей среды;

комплекса агротехнических работ для выращивания полевых сельскохозяйственных культур с обработкой почвы сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину не более 0,3 метров;

работ, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры месторождений полезных ископаемых, железнодорожного и автомобильного транспорта (с уведомлением эксплуатирующей организации).

5. При ведении строительных работ или иной деятельности, в ходе которой возможно повреждение трубопровода (промыслового, магистрального), в том числе при строительстве мостов и других несущих сооружений, пересекающих участки трубопровода, организацией, ведущей эту деятельность, должны быть предусмотрены меры по недопущению нарушений безопасных условий эксплуатации трубопровода, в том числе охранных зон. Указанные меры безопасности должны быть согласованы с организацией, эксплуатирующей трубопровод.

6. Не допускается препятствовать проведению аварийных, ремонтных работ в охранных зонах трубопроводов промысловых и магистральных.

7. Правительству Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона установить минимальные расстояния от смежных зданий, строений и сооружений до трубопроводов промысловых и магистральных.

Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до трубопроводов промысловых и магистральных без согласования с организацией — собственником трубопроводов промысловых и (или) магистральных или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации -собственнику трубопроводов промысловых и (или) магистральных или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту трубопроводов промысловых и магистральных, ликвидации последствий возникших на них аварий и инцидентов. Данное положение распространяется на правоотношения, возникающие с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 7. Линейная часть трубопровода

1. Линейная часть магистральных (промысловых) трубопроводов должна быть оборудована узлами пуска и приема очистных, разделительных и диагностических устройств.

2. Все элементы линейной части трубопроводов, оснащенных узлами приема и пуска очистных устройств, должны обеспечивать беспрепятственное прохождение очистных устройств по трубопроводам.

3. На трубопроводах промысловых и магистральных с диаметром линейной части более 300 миллиметров должна быть установлена отключающая запорная арматура с интервалом не более 30 километров между узлами запорной арматуры.

4. Запорная арматура линейной части магистральных трубопроводов, установленная вне станционных объектов, должна быть оборудована инженерно-техническими средствами защиты от несанкционированного проникновения и управления.

5. По обе стороны от узла запорно-регулирующей арматуры (кроме обратных клапанов) должны быть установлены средства измерения давления.

6. Линейная часть трубопровода, предназначенная для транспортировки жидких опасных веществ, должна быть оснащена средствами защиты от превышения проектного давления.

7. Расстояния между осями линейной части смежных магистральных (промысловых) трубопроводов приведены в приложении N 2 настоящего федерального закона.

Статья 8. Противокоррозионная защита

1. Линейная часть трубопроводов промысловых и магистральных и насосные (перекачивающие), компрессорные, газораспределительные, газоизмерительные и резервуарные станции должны быть защищены от коррозионного воздействия защитными покрытиями и средствами электрохимической защиты.

2. В целях защиты от блуждающих токов должна быть обеспечена электрическая изоляция линейной части магистрального трубопровода от компрессорных, насосных, газораспределительных, газоизмерительных и резервуарных станций с помощью изолирующих вставок или предусмотрены меры по совместной защите линейной части и станций магистрального трубопровода.

Статья 9. Линейная часть трубопроводов промысловых и магистральных, транспортирующих сжиженные углеводородные газы

1. Запорная арматура на линейной части промысловых и магистральных трубопроводов сжиженных газов должна быть стальной.

2. Каждый узел запорной арматуры линейной части промысловых и магистральных трубопроводов сжиженных газов должен иметь технологическую обвязку, обеспечивающую возможность перепуска и перекачки сжиженного газа из одного участка линейной части трубопровода в другой и подключения технических устройств при утилизации.

3. На переходах через железные и автомобильные дороги должны быть предусмотрены специальные технические решения по контролю концентрации углеводородов при возникновении утечек из линейной части промысловых и магистральных трубопроводов сжиженных углеводородных газов.

4. Линейная часть промысловых и магистральных трубопроводов сжиженных углеводородных газов диаметром 300 миллиметров и более должна быть оснащена узлами приема и пуска очистных устройств. Места установки узлов приема и пуска очистных устройств определяются проектом, в зависимости от протяженности линейной части трубопроводов.

5. При эксплуатации линейной части промысловых и магистральных трубопроводов сжиженных газов эксплуатирующей организацией должны предусматриваться меры по предотвращению образования двухфазного потока.

Статья 10. Компрессорные, газораспределительные и газоизмерительные станции

1. Компрессорные станции должны быть оснащены инженерно-техническими системами защиты и аварийного отключения со стравливанием сжатого газа из коммуникаций.

2. Компрессорные станции должны быть оснащены устройствами автоматической защиты от превышения давления.

3. В производственных помещениях компрессорных, газораспределительных и газоизмерительных станций, где возможно появление неконтролируемых утечек газа, должны присутствовать средства автоматического контроля и сигнализации загазованности атмосферы.

4. Газораспределительные станции, предназначенные для газоснабжения населенных пунктов, должны быть оборудованы одоризационными установками с целью своевременного обнаружения и устранения утечки газа.

5. Компрессорные и газораспределительные станции должны быть оснащены системами электроснабжения для обеспечения их бесперебойного функционирования по прямому назначению.

Статья 11. Насосные (перекачивающие) станции

1. Насосные (перекачивающие) станции должны быть оснащены средствами для предупреждения аварий, инженерно-техническими средствами защиты оборудования и трубопроводов от превышения разрешенного (проектного) давления.

2. Для насосных (перекачивающих) станций промысловых трубопроводов факельная система должна обеспечивать сжигание газов на высоте не менее 10 метров от земли при продувке технологического оборудования насосной станции и располагаться на расстоянии не менее 60 метров от ближайшего здания, сооружения и оборудования насосной станции.

3. Узлы подключения промысловых трубопроводов и линейной части магистральных трубопроводов к насосным (перекачивающим) станциям должны оборудоваться дистанционно управляемой арматурой, на них должны быть предусмотрены пожарные извещатели, охлаждение и автоматическое пожаротушение.

4. Средства для предупреждения аварий должны обеспечивать гашение вибрационных и гидравлических ударных нагрузок, а также вынужденных колебаний и резонансных явлений, возникающих в трубопроводах вследствие следующих причин:

— несанкционированных отключений электроэнергии,

— сбоев систем автоматики и управления;

— срабатывания запорной арматуры;

— быстрых коммутационных переключений;

— ошибок обслуживающего персонала.

5. Размещение средств для предупреждения аварий осуществляется в местах, удобных и безопасных для обслуживания.

6. Средства для предупреждения аварий должны быть энергонезависимыми.

Статья 12. Резервуарные парки (резервуарные станции)

1. В резервуарных парках должна быть предусмотрена автоматическая защита от превышения допустимого уровня наполнения в резервуарах и превышения разрешенного (проектного) давления на технологических трубопроводах.

2. Резервуарный парк и емкости насосных станций должны быть оснащены средствами защиты от разлива продуктов на территорию.

С этой целью территория, на которой размещается резервуарный парк (резервуарная станция) или емкости насосных станций, должна быть ограничена по периметру обвалованием или ограждающей стенкой установленного размера.

3. На резервуарном парке для каждого резервуара должна быть предусмотрена система контроля скорости наполнения и опорожнения резервуара, а также минимального и максимального допустимого уровня наполнения.

4. Все электропроводящие части резервуаров, входящих в состав резервуарной станции, должны быть заземлены.

5. На резервуарных парках должны быть предусмотрены пожарные извещатели, система охлаждения и система автоматического пожаротушения.

6. Резервуарный парк должен быть оборудован подъездными путями, с количеством путей: не менее двух — для резервуарного парка, включающего одиночный резервуар; и не менее четырех — для резервуарного парка, включающего группу (группы) резервуаров.

Статья 13. Перевалочные базы

1. Перевалочные базы, имеющие в своем составе резервуарные парки, должны отвечать требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.

2. При сливо-наливных операциях скорость движения нефти или нефтепродуктов должна ограничиваться требованиями электростатической безопасности в зависимости от электрофизических свойств нефти, диаметра и материала приемо-раздаточного патрубка. Налив нефти должен проводиться без разбрызгивания,

3. Во избежание гидравлического удара и аварии на трубопроводах промысловых (магистральных) открытие-закрытие задвижек при сливо-наливных операциях должно проводиться в строго определенном порядке.

4. Перевалочные базы должны быть оборудованы молниезащитой и защитой от статического электричества.

5. Объекты перевалочных баз должны быть оборудованы автоматической системой пенного пожаротушения и системой орошения стенок резервуаров.

6. Балластные, подтоварные, производственно-дождевые, хозяйственно-бытовые воды баз, перед выпуском их в водоемы, должны направляться на очистные сооружения и проходить очистку до принятых санитарных норм.

7. Подготовительные и огневые (газоопасные) работы на объектах перевалочных баз должны выполняться с выводом этих объектов из эксплуатации.

8. Перевалочные базы, имеющие в своем составе речные, морские пирсы и причалы с наливными коммуникациями, должны быть укомплектованы подготовленным персоналом, соответствующим оборудованием и устройствами для задержания, сбора и откачки с поверхности воды на берег аварийно-разлитой нефти.

9. Налив нефтепродуктов в емкости должен проводиться по системе устройств, оборудованных ограничителями налива.

Статья 14. Опознавательные и сигнальные знаки

1. Трассы трубопроводов промысловых и магистральных на местности должны быть обозначены опознавательными знаками в виде столбиков со щитами-указателями с интервалами не менее 1000 метров, а также на углах поворотов в горизонтальной плоскости и пересечениях с другими трубопроводами и коммуникациями.

Для обозначения трубопровода допускается использовать опоры вдольтрассовых линий электропередач или воздушных линий технологической связи, с указанием расстояния от опоры до оси трубопровода, а также контрольно-измерительные колонки катодной защиты.

2. Места пересечения трубопроводов промысловых и магистральных с судоходными и сплавными реками, а также каналами должны обозначаться на берегах сигнальными знаками, которые вносятся в перечень судоходной обстановки и в речные лоцманские атласы (карты).

Трассы морских трубопроводов указываются в извещениях мореплавателям и наносятся на морские карты.

Подводные переходы через судоходные и сплавные водные пути должны быть оборудованы предупредительными знаками обозначения охранной зоны подводных переходов.

Подводные переходы через судоходные и сплавные водные пути, на которых разрешено движение в темное время суток, должны быть оборудованы освещенными в темное время суток в навигационный период предупредительными знаками.

3. В местах пересечения трубопроводов промысловых и магистральных с автомобильными дорогами должны быть установлены дорожные знаки, запрещающие остановку транспорта.

4. Место пересечения газопровода с другими надземными и подземными коммуникациями обозначают знаком "Газопровод высокого давления".

Подводные переходы газопроводов через судоходные и сплавные реки, а также каналы должны быть оборудованы знаками, распознаваемыми в любое время суток.

Переходы газопроводов через несудоходные преграды и овраги должны быть оборудованы знаками обозначения трассы.

5. На ограждении насосных (перекачивающих), компрессорных, газораспределительных и резервуарных станций, а также на ограждении запорной арматуры и элементов линейной части трубопроводов промысловых и магистральных, выступающих над поверхностью земли, должны быть установлены знаки, предупреждающие об опасности.

6. Все надземные переходы промысловых и магистральных трубопроводов балочного типа должны иметь предупредительный знак "Проход и проезд запрещен".

7. Требования к опознавательным, предупредительным и сигнальным знакам для обозначения трасс промысловых и магистральных трубопроводов, подводных переходов и мест пересечений с другими трубопроводами и коммуник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *