Автомобильная система предотвращения столкновений: предназначение и принцип работы
Внезапно появившийся на дороге пешеход или незамеченное препятствие, провоцирующее ДТП – ситуации, которых опасается любой водитель. Чтобы снизить риски, производители современных машин разработали систему автоматического предотвращения столкновений. Каждый автоконцерн реализует ее по-своему, но принцип у всех одинаков. Насколько эффективно и полезно данное нововведение, мы расскажем ниже.
Назначение системы
Система, в зависимости от ее уровня и стоимости машины, распознает неподвижные и динамичные объекты, а также дорожную разметку, и предупреждает водителя о том, что дистанция между автомобилем и препятствием стремительно сокращается. Как правило, для этих целей есть световые индикаторы, звуковые сигналы и текстовые уведомления на экране бортового компьютера.
Если водитель растерялся и не успел отреагировать, система включает функцию сброса скорости или автоматического торможения. Это очень полезно в непредвиденных ситуациях, например, когда другой автомобиль решил не уступать дорогу, хотя был обязан по правилам поступить именно так, или когда пешеход спонтанно счел, что успеет перебежать проезжую часть. Даже если столкновение все-таки случится, то, по крайней мере, минимизируются последствия аварии.
Пока что система совершенствуется и не является законодательно обязательным атрибутом автомобиля, но существенно облегчает жизнь водителю.
Как реализуется предотвращение столкновений
На благо системы работают три основные технологии: Data Fusion, Distance Alert и Pedestrian Detection System. Первая управляет элементами, обнаруживающими тревожную ситуацию, вторая — следит за статичными препятствиями и другими машинами, а третья – за людьми, которые могут появиться на дороге.
Чтобы распознать опасную ситуацию и выдать предупреждение, используются специальные радары и камеры. В более старых системах были исключительно радары, которые не всегда правильно оценивали происходящее и автоматически активировали тормоза, когда это было совсем не нужно. После жалоб водителей, не по своей воле замерших посреди оживленной магистрали и получивших справедливые нарекания других участников дорожного движения, разработчики принялись усовершенствовать систему и добавили камеры.
Теперь процесс предотвращения столкновений происходит так:
- Непрерывно работающие камеры и радары фиксируют препятствие, которое находится на критическом расстоянии от машины, и система включает предупреждающий индикатор, а также звуковой сигнал, чтобы человек за рулём успел отреагировать.
- Далее система повышает давление в гидроприводе и подводит колодки поближе к дискам, чтобы скорость постепенно сбросилась и тормозить было легко.
- При отсутствии каких-то ответных действий со стороны водителя система переходит к полному торможению.
Последнее происходит не всегда: некоторые системы только сбрасывают скорость, вверяя остановку человеку. Это происходит в таких ситуациях, как:
- критическое сближение с другим транспортом;
- выезд автомобиля на другую полосу на неподобающей скорости и без активации поворотника;
- попытка находящейся впереди машины перестроиться и занять место в одном ряду с контролируемым системой авто.
Недостатки системы
Система предотвращения столкновений обладает не только достоинствами, но и рядом недостатков, с которыми продолжают бороться производители:
- ею невозможно пользоваться в туманную погоду: камеры плохо фиксируют препятствие;
- снег и дождь также негативно отражаются на работе, система может увидеть препятствие там, где его нет;
- в бюджетных моделях машин камеры не настолько хороши, чтоб считывать дорожную разметку и работать при плохом освещении;
- если разметка изначально нанесена безграмотно или полустерта, это дезориентирует технологию Distance Alert и мешает ей предотвратить столкновение.
Несмотря на некоторые недочёты, полиция отмечает, что данная система сокращает аварийные ситуации на 20%. И это при том, что она есть далеко не в каждой машине.
Технологии, улучшающие работу системы
Работу системы могут улучшить дополнительные технологии, например, круиз-контроль АСС. Ею очень удобно пользоваться на оживленных городских улицах, где часто возникают заторы и приходится маневрировать. Радары измеряют расстояние от контролируемой машины до впереди стоящей и сообщают, что дистанцию пора увеличить.
Технология экстренного торможения Active City Stop – работает на лазерных детекторах, которые могут помочь обнаружить препятствие в непогоду. Однако она эффективно работает только в связке с вышеописанными технологиями: сама по себе снижает скорость не очень качественно, и тормозит при условии, что машина едет 15 км/ч (что, как вы понимаете, бывает достаточно редко).
Что такое ACC, BSD, FCW и другие автомобильные аббревиатуры
С развитием автомобилестроения автомобили из года в год оснащаются новыми технологиями, а чтобы автолюбителям было проще их запомнить, автопроизводители придумывают для них различные аббревиатуры.
В связи с тем, что некоторые технологии разрабатывались разными автопроизводителями не зависимо друг от друга, у каждого такого автопроизводителя одна и та же технология может иметь своё наименование и соответственно аббревиатуру, что не редко вводит в заблуждение многих автолюбителей.
Более того, многие автолюбители до сих пор не знают, что означает та или иная аббревиатура. Поэтому в этой статье я расшифрую наиболее распространённые автомобильные аббревиатуры и коротко расскажу о технологиях, которые в них зашифрованы.
ACC (Adaptive Cruise Control)
ACC это адаптивный круиз-контроль. Эта система служит для поддержания постоянной заданной скорости движения автомобиля. Она следит за движущимися впереди автомобилями и автоматически снижает скорость, когда на вашей полосе движения появляется движущийся медленнее вашего автомобиль. Если такой автомобиль ускоряется или перестраивается на другую полосу движения, система автоматически разгоняет ваш автомобиль до заданной скорости.
ACC (Automobile Air Conditioning)
ACC или чаще всего просто AC это автомобильная система кондиционирования воздуха, позволяющая охлаждать воздух в салоне, а также очищать его от влаги и посторонних запахов. В современных автомобилях является составной частью системы вентиляции и отопления салона.
ACC (Active Cylinder Control)
Система управления цилиндрами, которая при необходимости изменяет рабочий объем двигателя, для чего в свою очередь этого временно отключает несколько цилиндров двигателя. Такое конструктивное решение позволяет существенно снизить расход топлива и уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу. В автомобилях Volkswagen эта система называется ACT (Active Cylinder Technology).
BSD (Blind Spot Detection)
BSD это система контроля слепых зон. Она оснащена камерами и датчиками, которые следят за всем происходящим вокруг вашего автомобиля. Если вы, например, решили перестроиться на другую полосу движения и при этом не заметили обгоняющий вас автомобиль, то система предупредит вас об этом звуковым сигналом.
ABS (Anti-lock Braking System)
Антиблокировочная система тормозов или ABS это система, которая позволяет сохранять управляемость автомобиля при нажатии водителем на педаль тормоза.
ESC, VSC, DSC, ESP (Electronic Stability Control, Vehicle Stability Control, Dynamyc Stability Control, Electronic Stability Program)
ESC, VSC, DSC, ESP это системы стабилизации, которые разработаны разными автопроизводителями, в силу чего имеют разные наименования. Все эти системы служат для предотвращения заноса автомобиля посредством контроля тяги, но, не смотря на то, что суть их одна и та же, у каждого автопроизводителя принцип действия такой системы может несколько отличается от других.
BAS (Brake Assistant System)
BAS это помощник или система экстренного торможения. В случае угрозы столкновения система анализирует силу нажатия водителем на педаль тормоза и скорость автомобиля, после чего поняв, что водитель нажал на педаль тормоза не достаточно сильно, она усиливает торможение. Работает в паре с системами ABS и ESP.
TCS (Traction Control System)
Система TCS очень напоминает упомянутые выше системы стабилизации ESC, VSC, DSC и ESP, но это не совсем одно и то же. Эта система наиболее совершенна и способна контролировать скорость вращения каждого отдельного колеса, что существенно повышает её эффективность.
FCW (Forward Collision Warning)
FCW это система предупреждения о возможном столкновении. В отличие от системы контроля слепых зон, эта система контролирует полосу движения автомобиля на десятки метров вперёд и в случае обнаружения препятствия сначала подаёт предупреждающий водителя звуковой сигнал, а при отсутствии реакции водителя самостоятельно применяет экстренное торможение.
HUD (Head-Up Dispay)
Эта технология позаимствована из авиации. Её суть заключается в том, что вся наиболее важная информация проецируется на лобовое стекло автомобиля, что позволяет водителю не отвлекаться от дороги.
LDW (Lane Departure Warning)
LDW это система предупреждения о выезде за пределы полосы движения. Система оснащена камерами по обе стороны автомобиля, которые следят за дорожной разметкой и если автомобиль отклонился от курса, то система предупреждает об этом водителя либо звуковым сигналом, либо вибрацией в рулевом колесе.
LKA (Lane Keep Assist)
LKA это ассистент или помощник, который работает совместно с системой LDW и помогает водителю удерживать автомобиль в своей полосе движения. Например, если водитель отвлёкся и автомобиль отклонился от заданной траектории, то LKA временно возьмёт управление автомобилем на себя.
HDC (Hill Descent Control)
HDC это система контроля спуска, которая обычно применяется на внедорожниках. Эта система позволяет при движении вниз по крутому склону просто задать траекторию движения и убрать ногу с педали акселератора, после чего система всё сделает сама. Она сама затормозит, когда это необходимо и сама заблокирует или наоборот разблокирует необходимые колёса.
SRS (Supplemental Restraint System)
SRS это система пассивной безопасности, которой обычно называют подушки безопасности, являющиеся всего лишь частью этой системы.
OBD (On-Board Diagnostics)
Многие считают, что OBD это спрятанный в салоне автомобиля разъём, который служит для подключения к автомобилю различного диагностического оборудования. На самом деле OBD это наименование системы, которая выявляет и позволяет диагностировать различные неисправности в автомобиле.
Nissan Patrol (2017 год). Руководство — часть 63
Система предупреждения о возможности фронтального
столкновения (FCW) предупреждает водителя при помощи
звукового сигнала и светового сигнализатора, если ваш ав-
томобиль находится слишком близко к другому автомоби-
лю, находящемуся на этой же полосе движения.
Система FCW функционирует, если ваш автомобиль движет-
ся со скоростью более 5 км/ч.
Световой индикатор обнаружения движущегося
впереди автомобиля
Выключатель системы FCW
Система FCW использует сигналы от датчика A, рас-
положенного под передним бампером и измеряющего рас-
стояние до движущегося впереди автомобиля. Если система
определяет, что ваш автомобиль слишком приближается к
автомобилю, движущемуся впереди по той же полосе, то на-
чинает мигать индикатор обнаружения автомобиля впереди,
и раздается предупреждающий звуковой сигнал.
Дооснащение: Адаптивная система поддержания безопасной дистанции Distronic. Код 239
Наконец то дошли руки написать про самую интересную систему в MFA платформе и не только.
Установил я ее еще в осенью прошлого года, езжу пол года и полет нормальный!
Для начала давайте разберемся, что такое DISTRONIC
[Общие функциональные условия]
Наименование "DISTRONIC PLUS" изменилось, начиная c ÄJ17/2 оно звучит следующим образом "функция поддержания безопасной дистанции системы DISTRONIC".
Забегая вперед, скажу в MFA платформе не существует активных систем мониторинга мертвых зон и контроля полосы, да это грустно…
Блок управления DISTRONIC анализирует дорожное движение перед а/м, оценивая данные встроенного радара дальнего действия. Полученные данные служат для реализации следующих функций:
ТЕМПОМАТ
SPEEDTRONIC (кроме кода 460 (Исполнение для Канады) и кроме кода 494 (Исполнение для США))
DISTRONIC PLUS
Предупреждение о дистанции
Система адаптивного торможения
Блок управления DISTRONIC постоянно сравнивает заданные и фактические значения и анализирует соответствующие команды со стороны водителя. Для реализации автоматического регулирования дистанции и скорости блок управления DISTRONIC передает после анализа всех входных параметров соответствующие команды разгона, замедления и переключения требуемой передачи.
Блок управления DISTRONIC расположен по центру за эмблемой марки в облицовке радиатора. Эмблема марки закрывает блок управления DISTRONIC от сторонних воздействий (например, грязи, льда или насекомых).
В результате блок управления DISTRONIC выполняет по отдельности следующие задачи:
Прием входящих значений
Обработка входных параметров
Отправка выходных значений
Запрос водителя через рычаг системы TEMPOMAT (S40/4)
Намерение водителя выполнить обгон на основании включении указателя поворота
Прием входящих значений
Модуль управления DISTRONIC принимает помимо прочего следующие входные сигналы по кан шине:
— Режим работы двигателя / трансмиссии
— Статус системы DISTRONIC PLUS
— Положение селектора АКП / передача МКПП
— Статус стояночного тормоза
— Приводной момент двигателя
— Тормозной момент
— Ускорение / скорость поворота вокруг вертикальной оси
— Положение педали
— Скорость движения/ускорение
— Угол рулевого колеса
— Распознавание объекта
Получающиеся из этого функции приведены в соответствующих описаниях функционирования (см. также электрическую блок-схему или функциональную схему)
Обработка входных параметров
Входящие значения обрабатываются встроенными микропроцессорами, затем происходит передача соответствующих выходных параметров
Отправка выходных значений
Модуль управления DISTRONIC передает помимо прочего следующие выходные значения по шине данных
— Запрос на увеличение/уменьшение крутящего момента двигателя
— Команда включения повышенной передачи / ограничения передачи
— Запрос на увеличение/уменьшение тормозного момента
— Запрос на подачу звуковых сигналов, системных и предупреждающих сообщений
— Запрос на выполнение операций PRE-SAFE® (с кодом 299 (Система PRE-SAFE®))
DISTRONIC, общие сведения
DISTRONIC постоянно регулирует скорость а/м и автоматически поддерживает установленную водителем заданную скорость этого DISTRONIC анализирует команды водителя и текущий режим движения.
Скорость автомобиля при активном поддержании безопасной дистанции должна быть от 30 до 200 км/ч
Свойства радарного датчика (диапазон распознавания):
s < 30 м с углом охвата = 30°
s = 30 — 100 м для угла распознавания = 16°
s = 100 — 200 м для угла распознавания = 12°
В блок управления DISTRONIC интегрированы следующие компоненты:
Блок подрулевых переключателей MRM, который я уже установил давным давно — > Ассистент контроля полосы
Но ниже пару номеров для MFA только с кодами 239 +476 (контроль полосы):
A2469008701 (замена A2469007906)
Радарный датчик (Дорестайлинг A2469001103, A2469008208, A2469003110, A2469006610 и Рестайлинг A2469003712)
Держатель для радарного датчика (A2466220014 или A1176220300)
Фиксаторы для радара в держателе 3 штуки (A0019912571)
Винты (2 штуки A0009907511 и 2 штуки A0029846029)
Проводка для радара (A2465408305)
Замена блока ESP (но можно его не менять, но тогда будет не комфортное торможение на низкой скорости)
Но лучше конечно заменить.
Вообще существует три вида блоков ESP для MFA:
ESP Basic — для всех машин
ESP Premium — с поддержкой Distronic
EPS Plus — для AMG машин
Блок управления EPS Premium A0004312500 (старые номера A0094314812, A0094314212, A0094316712, A0094312412, A0094315512, A0084317812, A0084319512, A0084316912)
В статье по замене тормозных трубок я поменял сразу блок ESP на Premium
Стеклянная звезда в решетку радиатора (A1648880411)
Так как у меня с завода был установлен радар системы о предупреждения о столкновении, то переделка проводки будет не значительная, точнее только разъём, так как подключение и радара FCW и Distronic одинаковое
Далее установить физически в машину, бампер снимать не потребуется…
Блок подрулевых переключателей давно был установлен
По хорошему еще нужно менять блок системы стабилизации ESP, но не менял езжу прекрасно на этом, возможно в будущем заменю.
Далее начинается самое сложное…это кодирование и настройка данной системы:
— Привязка радара к машине
— Кодирование системы Дистроник
— Калибровка радара
Естественно делал все сам без посторонней помощи…
После привязки и настройки системы, необходимо кататься и калибровать радар, регулировать физически с помощью регулировочных винтов.
Катался я очень долго часа 3, но оно того стоило!
Это самая лучшая система придуманная Mercedes/
Я теперь 90% времени за рулем езжу только на ней.
Выставил скорость и она едет сама, сама тормозит, сама разгоняется.