Деривационный канал
Сходненский деривационный канал — канал в городе Москве, на границе районов Южное Тушино и Покровское-Стрешнево. Основным назначением канала является сброс избытка воды, поступающей в черту города из реки Волги посредством канала им. Москвы, от судоходных шлюзов № 7 и 8 в Покровском-Стрешневе и № 9 во Мнёвниках. Начинаем нашу прогулку от метро Тушинская, недалеко от метро находится стадион «Красный Октябрь»
Обойдя стадион вышли на улицу Циалковского. Тут находится Московское машиностроительное предприятие им. В. В. Чернышёва. Одно из ведущих предприятий российского оборонно–промышленного комплекса, специализирующееся на выпуске авиационных двигателей.
Дворец культуры «Красный Октябрь» (когда-то принадлежал заводу «Красный Октябрь» ныне предприятие В.В.Чернышёва)
Напротив дворца культуры разбит благоустроенный сквер имени Циолковского
В центре сквера установлен бюст Константину Эдуардовичу Циолковскому
Видно, что сквер благоустроен: выложены дорожки, много детских площадок, установлены фонари освещения и лавочки
Пройдя чуть далее видим здание Префектуры Северо-Западного административного округа г. Москвы. Перед зданием установлен танк Т-34
Перед танком находится фонтан
Далее дворами идём к Большой Набережной улице, по пути замечаем трансформаторную будку в стиле Хохлома
Большая Набережная улица большую свою часть, с одной стороны улицы, закрыта забором из колючей проволоки, тут проходит территория Шлюза №7 канала имени Москвы
И вот спустя ещё пару минут мы вышли к Деривационному каналу
Длина канала составляет примерно 2,4 километра
Пешеходный мост-плотина через Деривационный канал
Служит для регулирования стока Химкинского водохранилища через Деривационный канал в реку Сходню и далее в Москву-реку
С моста-плотины видно постройки Шлюза №7, но подойти ближе не получится — забор!
Теперь давайте прогуляемся вдоль Деривационного канала
По берегам прогуливается много горожан, оно и понятно вода манит людей :). Кто-то прогуливаясь кормит уток
По берегам катается много велосипедистов
Пройдясь немного по вытоптанной тропинке начинается благоустроенная дорожка из плитки
На берегу стоят домики принадлежащие Общественному центру здоровья. Секция закаливания и зимнего плавания «Восточный мост»
Технологический переход через Деривационный канал, две трубы теплотрассы.
По берегам много граждан которые делают шашлыки
Вдоль канала гулят изрядное количество родителей с колясками, благо установлены лавочки и можно присесть отдохнуть
А вот купаться всё-таки запрещено в канале, но когда запрещающие знаки кого-то останавливали :):)
Восточный Тушинский мост через Деривационный канал
Под мостом пройти нельзя, поэтому переходим мост через улицу Свободы
Мост назван по расположению в восточной части канала, по аналогии с Западным мостом. В 2009 г. проведена глобальная реконструкция.
Главная транспортная артерия района
Вид с моста на Деривационный канал
Спускаемся с моста на прогулочную дорожку
По берегам канала установлено много лестниц в воду, наверное когда-то тут можно было купаться в любом месте.
Продолжаем прогуливаться по берегу канала
Вечером вдоль канала становится многолюднее, граждане после рабочего дня выходят прогуляться
Дальше благоустроенная дорожка заканчивается и снова начинается вытоптанная дорога
По вечерам на берегу появляются собачники
Трубы машиностроительного предприятия им. В. В. Чернышёва
Семиэтажное административное здание
Гуляя вечером вдоль канала, если повезет с погодой, то можно встретить красивый закат (нам не повезло)
И вот мы подошли к Западному Тушинскому мосту
С 1970-х годов практически не используется как автомобильный мост (но никто не мешает заехать на него) по причине закрытия движения по Сходненской улице южнее моста. По сути мост тупиковый
Вид с моста на канал
На берегу стоят испытательные сооружения завода «Красный Октябрь»
На канале расположена Сходненская ГЭС, построенная в 1939 году и использующая для своей работы перепад высот в начале и конце деривационного канала. Напорный узел Сходненской ГЭС
Ну, а далее спустившись с Западного Тушинского моста вышли на улицу Сходня и сели на трамвай до метро Сходненская
ДЕРИВАЦИОННЫЙ КАНАЛ
искусственный водоток, сооружаемый вдоль русла реки или в обход озера. Д. к. устраиваются: 1) в русле реки для судоходства с целью обхода препятствий (пороги, узкие извилистые места); 2) от устья реки, впадающей в озеро, до истока реки, вытекающей из него, с целью обхода озера, опасного или трудно проходимого для речных судов; 3) при использовании водной энергии рек для подвода воды к гидростанции в целях увеличения используемого напора воды.
Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941
Деривационный канал. От Восточного моста — до моста Западного
У Восточного моста есть много достопримечательностей: сквер Салют, Чайхона №1, аварийный поворотный круг трамвая №6. А еще раньше перед Чайхоной стояла Доска почета тружеников Тушина, среди которых была фотография моей подруги Лиды.
И конечно нельзя не упомянуть старые проходные завода ТМЗ, где осуществлялось строительство летных экземпляров пилотируемых орбитальных кораблей многоразового использования «Буран». А ведь планы были грандиозные. На 1994 год был запланирован первый пилотируемый полет корабля в программе «Буран». Корабль должен был быть оборудован системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами.
Экипаж состоял бы из двух космонавтов — Игоря Волка (командир) и Александра Иванченкова (бортинженер), а в период штатной эксплуатации на «Буране» могли летать до 10 человек. Это ограничение было вызвано мерами безопасности: в случае аварийной ситуации на орбите к «Бурану» должен был пристыковаться специальный корабль «Союз ТМ» (с одним космонавтом-спасателем), который мог эвакуировать только двух человек. Именно поэтому в первых испытательных полетах «Бурана» на нем должны были летать только два космонавта.
В 1993 г. вышло правительственное решение о полном прекращении работ по программе «Энергия-Буран». Программу закрыли, потому что более 10 лет инженеры, рабочие и испытатели безуспешно пытались добиться ответа от заказчика «Энергии-Бурана»: что же будет возить на орбиту «Буран»?
Деривационный канал
Дерива́ция (от лат. (b) derivatio — отведение, отклонение) в гидротехнике (b) — отвод воды от русла реки в различных целях по каналу [1] или системе водоводов.
/> Пример гидротехнического сооружения, отводящего воду из реки Сырдарьи (b) . Романовский оросительный канал в Голодной степи (b) (Туркестан (b) ), построенный на средства Великого князя Николая Константиновича (b) /> Общий вид головного сооружения оросительного Романовского канала в Голодной степи (b)
В более широком смысле под деривацией понимают совокупность гидротехнических сооружений, отводящих воду из реки, водохранилища или другого водоёма и подводящих её к другим гидротехническим сооружениям [2] .
Различаются такие типы деривационных сооружений — безнапорные (канал, тоннель, лоток) и напорные (трубопровод, напорный тоннель). Напорный тип применяется в том случае, если имеются существенные (более нескольких метров) сезонные или временные колебания уровня воды в месте её забора.
Современные деривационные каналы и водотоки имеют протяжённость в десятки километров и пропускную способность в несколько тысяч м³/с.