Реле и предохранители
Возможно эта тема и бесполезная, но кому-то может покажется интересной, познавательной и даже полезной))
В общем вкратце о реле и блоке предохранителей:
Основной блок был вынесен в наиболее удобное место к водителю — с левой стороны от руля. Он легко открывается через кнопку под регулятором фар.
Другие два блока — расположены в центральной консоли приборной панели. Один из предохранителей находится отдельно от всех остальных (в нише за основным, монтажным блоком).
1. Основной монтажный блок с предохранителями и реле:
Реле:
К1 — реле контроля исправности ламп
К2 — реле очистителя ветрового стекла
K3 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
К4 — реле включения ближнего света фар
К5 — реле включения дальнего света фар
К6 — дополнительное реле
К7 — реле включения обогрева заднего стекла
K8 — резервное реле (на автомобилях семейства ВАЗ-2110 не устанавливается)
Предохранители:
F1 — 5 А — Лампы освещения: номеров, приборов, габаритов на приборной панели, левые габариты, подсветка багажника
F2 — 7,5 А — Ближний свет в левой фаре
F3 — 10 А — Дальний свет в левой фаре
F4 — 10 А — Правая передняя противотуманная фара
F5 — 30 А — Стеклоподъемники дверей
F6 — 15 А — Переносная лампа, прикуриватель
F7 — 20 А — Вентилятор радиатора, звуковой сигнал
F8 — 20 А — Обогрев заднего стекла
F9 — 20 А — Омыватель и очиститель лобового стекла
F10 — 20 А — Резервый
F11 — 5 А — Габарит с правой стороны
F12 — 7,5 А — Ближний свет в правой фаре
F13 — 10 А — Дальний свет в правой фаре
F14 — 10 А — Противотуманная фара, левая
F15 — 20 А — Обогрев сидений
F16 — 10 А — Аварийный сигнал, поворотники
F17 — 7,5 А — Стоп сигнал, подсветка замка зажигания, освещение салона
F18 — 25 А — Прикуриватель, подсветка бардачка, отопитель салона
F19 — 10 А — Лампа заднего хода, контроль исправности стоп сигнала
F20 — 7,5 А — Задние противотуманные фары
Предохранитель задних противотуманных фар:
2. Блок реле и предохранителей в центральной консоли:
Предохранители:
1 — 15 А — модуля зажигания, контроллера
2 — 15 А — клапана продувки адсорбера, датчика скорости автомобиля, датчика кислорода (подогрева) и датчика расхода воздуха
Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять
Машины год от года становятся все умнее – они уже самостоятельно вращают рулем, меняют жесткость подвески, делают водителю массаж пятой точки и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля, скромная «рабочая лошадка» – это реле, практически не изменившее свою конструкцию аж с 1831 года, когда впервые было изобретено… Что обычному автовладельцу полезно знать о реле?
Как устроено и применяется реле
К ак известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.
Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.
Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.
В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.
Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.
Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:
Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.
Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.
К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…
Что нужно знать о работе реле?
Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…
Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.
Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».
Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.
Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.
Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.
В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.
Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.
Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.
Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.
Проверка реле
При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.
Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).
На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.
Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.
Замена реле в холодильнике
Холодильник — сложное устройство, состоящее из множества конструктивных элементов, каждый из которых выполняет определённые функции. Иногда детали выходят из строя, что отражается на работе бытовой техники. Рассмотрим, что такое реле, почему оно ломается, каким образом можно диагностировать проблему и как заменить механизм.
Что такое реле и зачем оно нужно?
Пусковое реле — деталь холодильника, которая заводит двигатель с помощью тока и регулирует его дальнейшую работу. Таким образом, этот элемент запускает компрессор. Внешне механизм напоминает маленькую коробочку, которая закреплена на компрессорном кожухе.
Если температура в камерах холодильного устройства становится слишком высокой, происходит замыкание термостата. Он подаёт напряжение на пусковое реле, которое заводит двигатель для запуска процесса интенсивного охлаждения.
Даже малейшая неисправность этого конструктивного элемента может существенно повлиять на работу двигателя. Поломки приводят к замыканию и перегреву мотора. Это связано с важнейшей функцией механизма — защитой двигателя от перебоев в работе. Если устройство испытывает сверхнормативные нагрузки, реле просто отключает мотор для предупреждения перегрева.
Причины поломок
Реле — это не очень сложное устройство, поэтому если оно сломалось, провоцирующих факторов может быть немного. Самые распространённые причины поломок:
- перегорание нагревающей спирали;
- потеря упругости пружинной пластины;
- сердечник и подвижные контакты не могут замкнуть цепь или клинят.
Способы диагностики неисправности
Диагностировать поломку реле очень просто, ведь это отражается на работе всего холодильного оборудования. Признаки:
- не запускается двигатель холодильника;
- двигатель запускается, но работает непродолжительное время (не более 10 минут), после чего отключается;
- двигатель с трудом запускается, но не может работать в нормальном режиме.
Важно! Иногда двигатель продолжает работать в прежнем режиме, не отключаясь.
Выявить неисправности реле можно при отсоединении от него контактов и их подключении напрямую к двигателю. Более трудоёмким процессом является полная замена элемента.
Диагностика может быть затруднительной. Это связано с тем, что неисправности реле по своим признакам очень похожи на проявления утечки хладоносителя.
Инструкция по замене
Если при проведении диагностики было установлено, что перебои в работе холодильника связаны именно с поломкой реле, деталь стоит заменить. Можно обратиться к профессионалам, но произвести замену под силу даже новичку. Достаточно придерживаться всех рекомендаций специалистов и выполнять все манипуляции крайне осторожно.
- Открыть специальную крышку или добраться до моторного отсека другим доступным способом.
- Определить, где находится реле, и снять с него защитный клапан.
- Аккуратно отсоединить деталь от контактов двигателя.
- Внимательно осмотреть пусковую коробочку. Важно, чтобы на ней не было механических повреждений.
- С помощью мультиметра проверить сопротивление позистора и теплозащиты.
- Если обнаружилось, что деталь перегорела, стоит осуществить проверку сопротивления компрессорных обмоток.
- При допустимом сопротивлении установить исправный механизм.
После всех манипуляций важно проверить работу холодильника. Нужно подключить его к сети и послушать, как функционирует мотор. Если всё в порядке, деталь была заменена правильно и именно в её поломке была причина неисправности всей техники. Если проблемы остались прежними, дело в других элементах, вышедших из строя. В таком случае лучше привлечь профессионального мастера.
Контакты реле: разрешается ли включать или отключать?
Разрешается ли включать или отключать контакты реле – это распространенный вопрос среди начинающих электриков, которым приходится подключать этот прибор. Ведь это устройство является автоматическим выключателем, который при достижении опасных условий разъединяет электрические цепочки.
В настоящее время имеется большое разнообразие реле (переключателей), которые отличаются по конструкционным особенностям, скорости срабатывания и другим характеристикам. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, следует подробно рассмотреть устройства такого типа.
Где используется реле?
Этот прибор приобрел широкое распространение в промышленной отрасли. Применяется он с целью автоматизации каких-либо действий, а также для предотвращения поломок электрических установок. На сегодняшний день используются как электроника, где за функционирование отвечает специальная схема, так и аналогичные приборы, которые работают от резисторов.
Таблица №1. Разновидности переключателей по принципу работы.
Вид | Описание |
---|---|
Электромагнитные | Позволяют выполнять включение и выключения различных приборов, работающих от электричества. Кроме того, они используются для прекращения подачи электроэнергии и увеличения контактов. Управление устройством зависит от нескольких причин: степени напряжения в общей сети, мощности, нагрузки и количества соединений.Чаще всего эти устройства используются при наличии энергоемких производственных электроустановок, где они функционируют при ручных настройках. Поэтому в целях автоматизации устройства не применяют. |
Электротепловые | Эти устройства представляют собой систему, состоящую металлических пластинок, которые ко всему являются контактами. Принцип функционирования основан на том, что сплав металлов расширяется при воздействии тепла. В зависимости от сплава, существуют приборы, которые отличаются по степени расширения. В основном их применяют в качестве системы защиты, ведь при нагревании происходит разъединение контактов. |
Временные | Это устройство применяются с целью управления оборудованием на производстве. В приборы встраиваются специальные схемы замедления, которые отличаются по интервалам времени, поэтому пользователь может самостоятельно настраивать это оборудование. |
Видео – Как работает реле?
Из истории
Многие исторические источники утверждают, что первые устройства, которые по принципу функционирования были похожи на электромагнитные переключатели, появились еще в 30-х годах 18 века в Америке. Создали их с целью получения нового телеграфного аппарата. Так, уже через несколько лет эти устройства поступили в массовую продажу. Тем не менее, первые приборы не выполняли таких функциональных задач, как современные разновидности.
По другим данным отмечали, что первое реле в те же годы появилось в России тоже в процессе разработки нового телеграфа. Тем не менее, это устройство имело слишком много соединений, кабелей, поэтому использовать его было нецелесообразно. К концу 30-х годов 18 века это устройство было официально запатентовано под называнием реле, изобретаем этого устройства стал С. Морзе.
Устройство переключателя и принцип функционирования
Наиболее примитивное устройство состоит из сердечника с обмоткой, пружины возврата и элементов, которые соединяют выключатель – основы, каркаса. При поступлении тока происходит срабатывание электромагнита, что позволяет получить соединение контакта с якорем. Подобные действия замыкают электрическую цепочку.
Если подача тока останавливается или снижается до минимума, то пружина возврата перемещает якорь на место, благодаря чему цепочка размыкается. Только кроме основных компонентов, в состав новых приборов входит резистор для обеспечения слаженной работы и конденсатор, предотвращающий последствия колебаний напряжения.
Так, цепочки, которые подключены с использованием переключателя называют управляемыми, а линию поступления сигнала называют управляющей. Как правило, соединения реле являются дополнительным усилением, потому что они замыкают мощные цепочки за счет подачи минимального напряжения.
Принцип функционирования приборов еще зависит от типа, ведь некоторые из них предназначены для переменного тока, а другие для постоянного тока. Переключатели переменного тока срабатывают от частоты сигнала. Приборы постоянного тока функционируют в следующих ситуациях:
- Магнитоэлектрические – проявляют восприимчивость к полярности тока, в зависимости от того, подается он на плюсовой или минусовой контакт. Движущийся элемент при этом отклоняется по сторонам.
- Нейтральные – даже когда ток движется в двух направлениях, происходит колебание якоря в одну сторону.
Характеристики реле
Вне зависимости от принципа функционирования, существуют определенные характеристики, по которым отличаются устройства:
- Период срабатывания. Это промежуток времени, за который сигнал поступает на вход, а затем воздействует на цепочку.
- Мощность коммутации. Это мощность цепочки или прибора, который находится под управлением реле.
- Мощность при срабатывании. Так называют минимальное значение, при котором происходит срабатывание прибора.
- Уставка. Значение тока срабатывания, которое изменяется.
- Значение тока, напряжения и при втягивании, отпадания. Величины характеризуются наименьшими и наибольшими значениями электричества, при которых движущийся элемент возвращается на место и происходит разрыв цепи.
Классификация переключателей и применение
Реле – это надежное устройство коммутации, поэтому оно получило распространение в различных сферах. Часто эти переключатели используют в промышленном оборудовании, бытовых электроприборах.
По областям применения, устройства подразделяют на группы:
- контроль работы электронных и электрических систем;
- защита оборудования;
- автоматизация процессов.
Разновидности и назначения устройств
Современное оборудование делают таким образом, чтобы оно срабатывало при определенных значениях тока, который поступает на входные зажимы. Для того, чтобы разобраться с этим оборудованием, мы рассмотрим различные виды приборов.
Реле постоянного тока
Эти устройства могут быть электромагнитными, где происходит движение якоря к сердечнику из-за образования электромагнитного поля в катушке. Кроме того, они могут быть индукционными, где магнитное поле формируется в движущемся элементе.
Из плюсов такого оборудования следует отметить отличную устойчивость к колебаниям напряжения, прочим помехам. Главным минусом является необходимость установки питающего блока, из-за чего увеличивается цена прибора и его становится сложнее подключить.
Такие переключатели чаще всего требуются для управления автоматикой транспорта (в основном железнодорожного).
Реле переменного тока
В данном случае уже не требуется установка специального питающего блока, ведь устройство подсоединяется в сеть с переменным током, над которой будет осуществляться контроль. Тем не менее, у них тоже имеются некоторые отрицательные стороны:
- во время работы часто возникают вибрации, которые приходится устранять;
- эти приборы уступают предыдущим по степени восприимчивости.
Цены на реле напряжения
Из-за вышеперечисленных недостатков, переключатели в основном используют в бытовых электрических приборах и промышленном оборудовании с минимальной мощностью.
Электромагнитные
Это самый популярный вид из всех существующих на рынке устройств. Такое распространение обуславливается некоторыми преимуществами:
- Возможность коммутации электрических сетей мощностью до четырех кВт, но при этом переключатель имеет минимальные габариты.
- Высокая степень устойчивости к высокому напряжению и другим помехам, которые возникают во время работы.
- Безопасность использования. Так, между катушкой с обмоткой и контактами имеется надежный изоляционный слой, который соответствует стандартам безопасности.
- Минимальный уровень выделения тепла.
Тем не менее, такие устройства тоже имеют определенные недостатки:
- низкая скорость функционирования;
- наличие ограниченного ресурса электромагнитной катушки;
- при срабатывании контактов возникают помехи;
- возникают проблемы при коммутации токов большой нагрузки.
Электронные устройства
За последние годы взамен стандартным, начали выпускать электронные устройства. Их главным положительным качеством является точность определения напряжения, нагрузки, мощности и прочих параметров. Поэтому устройства часто используют при подключении мощных электроустановок. Тем не менее, они не вытеснили с рынка аналогичные приборы только из-за чрезмерной стоимости и меньшего срока эксплуатации.
Переключатель времени
Здесь принцип работы основывается на постепенном замедлении. Происходит это с помощью маятника, электрических двигателей или магнитного поля. Выдержка времени замедления тоже отличается, она бывает от нескольких секунд до суток. Применяются подобные реле как для автоматизации бытового оборудования, так и промышленного.
Тепловые переключатели
Принцип работы тепловых приборов основан на воздействии тепла на контакты, которые изготавливаются из различных сплавов металлов. В зависимости от типа оборудовании, эти контакты отличаются степенью расширения. Тепло при этом выделяется как от тока, так и от нагревательного элемента. Чаще всего такие устройства используются с целью предотвращения перегрева приборов.
Цены на тепловые реле
Как переключатель обозначают на схемах?
Для того, чтобы выполнить ремонтные работы устройства или собрать новое, необходимо знать его точное обозначение на стандартных схемах. В таблице, представленной ниже, имеются основные графические обозначения, с которыми предстоит ознакомиться.
Таблица №2. Обозначение реле на схемах.
Иллюстрация | Описание |
---|---|
На графических изображениях обмотка представляет собой прямоугольник с двумя выходами для питания. Кроме того, на схемах это оборудование часто отображают буквой – К. | |
На схеме, контакты устройства коммутации обозначаются, как и контакты любого другого переключателя. | |
Поляризованные устройства коммутации на схемах выглядят как прямоугольники, но только на одном из выходов стоит точка. Внутри самого прямоугольника располагается буква Р, что подтверждает полярность. | |
Часто во внутренней части прямоугольника оставляют значения некоторых характеристик. Например, изображения с двумя линиями под наклоном – это обозначение двойной обмотки катушки. |
Контакты устройства
В зависимости от особенностей конструкции, контакты бывают:
- Разомкнутыми. До тех пор, пока напряжение не поступает на сердечник, контакты остаются разомкнутыми. Затем после подачи напряжения, происходит их замыкание.
- Замкнутыми. Замкнутые контакты функционируют наоборот, потому что они размыкаются только после поступления импульса.
- Перекидными. В этом случае при отсутствии тока, центральный контакт, закрепленный на сердечнике, считается общим и замыкается с неподвижными контактами. После срабатывания он вместе с движущимся элементом перемещается в сторону этого контакта, где замыкается с ним.
Важно. Многие переключатели имеют сразу несколько групп контактов, что позволяет выполнить подключение к нескольким цепочкам с целью управления.
Схема подключения реле напряжения: пошаговая инструкция
Здесь мы рассмотрим процесс подключения устройства с другими элементами электрощита. Кроме того понадобится подготовить следующее:
- переключатель напряжения;
- проводники с сечением до 6 миллиметров;
- монтажная рейка для установки прочей автоматики;
- саморезы.
Шаг 1: выключаем автоматику и выкручиваем пробки.
Шаг 2: фиксируем переключатель напряжения на планку с помощью креплений, которые располагаются в задней части корпуса.
Шаг 3: с помощью специального тестера необходимо обнаружить на контактах автоматических выключателей фазу.
Цены на различные виды мультиметров
Шаг 4: далее необходимо сделать разрез проводки, которая отходит от главного автомата в квартиру.
Шаг 5: далее оставшийся конец провода от автоматического выключателя необходимо подключить к реле напряжения на контакт входа.
Шаг 6: другой конец проводника после обрезки следует подсоединить к контакту выхода.
Шаг 7: далее отрезок провода необходимо подключить нейтральному проводнику на автомате. В современных щитках подключение осуществляют на нулевую шину.
Шаг 8: оставшийся конец необходимо подключить к нейтральному контакту переключателя.
Существует и другой вариант устройства, который подключается к розетке. В этом случае с процессом монтажа справится каждый человек, потому что прибор напоминает стандартный тройник.
Другая схема подключения реле
На изображении, которое находится ниже, можно найти схему подключения реле нагрузке и сети. Так, на первый силовой контакт необходимо подключить питание, на второй подключается нагрузка, а нейтраль ставят на другой вывод нагрузки.
Описанным выше способом происходит подключение силовой части. Далее необходимо выполнить сборку управляющей линии: необходимо питающий блок или аккумулятор (для реле постоянного тока) подсоединить к сердечнику. В случае с устройством переменного тока, схема практически не отличается, только придется подать на сердечник переменное напряжение.
Далее мы рассмотрим пример управления релейным устройством центрального замка автомобиля, где имеется управление с двумя полями.
Получается, что для того, чтобы привести в движение активатор, необходимо выполнить подключение плюса и минуса к катушке. Чтобы вернуть якорь на место, потребуется изменить полярность. Делается это с помощью двух реле и пяти контактов.
При подаче напряжения к левому реле, происходит подача плюса по нижнему проводнику. Через замкнутые контакты от правого реле происходит соединение нижнего проводника с отрицательным выводом. Если подать напряжение на сердечник правого реле, то полярность буде в обратном порядке.
Это распространенный случай, когда приходится не только включать реле на нагрузку, но и создавать всевозможные схемы подключения с переплюсовками.
Видео – Как подключить реле?
Возможные ошибки при подключении
Для того, чтобы избежать ошибок при подключении реле, необходимо рассмотреть их подробнее:
- Распространенной ошибкой является использование того или иного релейного устройства в цепи, которое для него не подходит. Из-за такой халатности наблюдается выход из строя переключателя уже после первого срабатывания.
- Еще одной проблемой является установка реле, которое не предназначено для погодных условий этой местности. В таком случае не следует рассчитывать на длительную эксплуатацию прибора.
Важно. Выполнить подключение реле получится, используя готовые схемы. Работать в этом случае рекомендуется внимательно, чтобы не перепутать контакты, иначе устройство не будет функционировать.