Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55966 — 2014 (CEN/TS 81-76:2011) "Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2014 г. N 95-ст)
В настоящее время решение проблемы доступности зданий и сооружений, создания безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения являются актуальной задачей.
Реализация мероприятий по созданию безбарьерной среды предусматривается Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами, сводами правил в области строительства, стандартами.
Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» содержит специальные требования к лифтам, обеспечивающим транспортировку инвалидов и других маломобильных групп населения, а лифтовая промышленность поставляет такие лифты в здания и сооружения.
Таким образом, все большее число лиц с физическими ограничениями получает возможность активно участвовать в социально-экономической жизни общества.
Менее изучены проблемы эвакуации маломобильных групп населения из зданий и сооружений при возникновении чрезвычайных обстоятельств (пожар, землетрясение, затопление и т.п.).
Анализ чрезвычайных обстоятельств в зданиях и сооружениях показал, что сокращение времени эвакуации людей из зданий, а иногда и спасения людей, целесообразно осуществлять с использованием лифтов.
В программах разработки международных стандартов ИСО, европейских стандартов предусмотрено создание нормативных документов в области использования лифтов для эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуациях.
Настоящий стандарт устанавливает требования к лифтам, которые могут быть использованы для эвакуации маломобильных групп населения из зданий, а также формирует требования к условиям, при которых будет обеспечена безопасность эвакуации.
Принципиально важным при этом является наличие стратегии эвакуации людей из здания, системы сигнализации, информирующей об опасных факторах в здании, наличие в здании специально подготовленных людей — «помощников по эвакуации».
При выполнении этих условий эвакуация может быть начата до прибытия профессиональных спасателей, пожарных, что позволяет более успешно защитить здоровье и жизнь людей в чрезвычайных ситуациях.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения из зданий и сооружений (эвакуационные лифты) при возникновении чрезвычайных ситуаций.
1.2 Настоящий стандарт устанавливает условия для функционирования лифтов, используемых для эвакуации, а также процедуры эвакуации с использованием обученного персонала.
1.3 Лифты, используемые для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения, не заменяют основные эвакуационные пути в зданиях, не влияют на их параметры и характеристики.
1.4 Настоящий стандарт не определяет число и основные параметры используемых для эвакуации лифтов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51631-2008 (EН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
ГОСТ Р 52382-2010 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных
ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности
ГОСТ Р 53770-2010 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры
ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 маломобильные группы населения (МГН): Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п. [1].
3.2 инвалид: Человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [1].
3.3 зона безопасности: Часть здания, сооружения, изолированное помещение для защиты людей с ограниченными возможностями передвижения, не успевшие эвакуироваться за необходимое время, от опасных факторов экстремальных явлений (таких как пожар, землетрясение и т.д.) в течение времени до завершения спасательных работ [1].
3.4 эвакуационный путь (путь эвакуации): Путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей [2].
3.5 администрация здания: Физические или юридические лица, несущие ответственность за безопасность и управление зданием, а также за обеспечение эвакуации из здания в соответствии со стратегией эвакуации.
3.6 стратегия эвакуации из здания: Документально оформленный план по обеспечению безопасной эвакуации из здания.
3.7 чрезвычайная ситуация: Условия, создавшиеся в здании, при котором требуется полная или частичная эвакуация людей из здания.
3.8 помощник по эвакуации: Лицо, назначенное администрацией здания, для оказания помощи людям в процессе эвакуации и при необходимости, для управления эвакуационным лифтом.
3.9 эвакуационный лифт: Пассажирский лифт, предназначенный для использования при эвакуации лиц с ограниченными физическими возможностями в чрезвычайных ситуациях под управлением помощника по эвакуации или спасательной службы.
3.10 назначенный этаж: Этаж, определенный стратегией эвакуации из здания лиц с ограниченными физическими возможностями, для перемещения из кабины эвакуационного лифта к безопасному выходу из здания или в зону безопасности.
3.11 автоматическая система сигнализации здания: Средства обнаружения и сигнализации о возникновении чрезвычайных ситуаций и наличии опасных факторов, влияющих на работу лифта.
3.12 переключатель эвакуационного лифта: Переключаемое вручную устройство, служащее для подачи сигнала в систему управления эвакуационного лифта, размещаемое на этаже или в кабине лифта.
4 Перечень существенных опасностей
4.1 Общие сведения
Раздел содержит перечень существенных опасностей, опасных ситуаций и событий, учитываемых при разработке требований настоящего стандарта и реализации средств и мер для уменьшения или исключения рисков.
4.2 Существенные опасности
Существенные опасности, учитываемые в настоящем стандарте приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 — Перечень существенных опасностей, связанных с условиями окружающей среды в здании.
Пункты настоящего стандарта
1 Затопление внутри здания
2 Чрезвычайная ситуация за пределами шахты лифта
3 Недостаточное число лифтов для эвакуации и (или) их параметры
4 Дым или высокая температура, опасные факторы чрезвычайной ситуации в зоне безопасности
5 Трудности для нахождения зоны безопасности
6 Неоказание помощи людям в зоне безопасности
7 Дым или высокая температура в шахте лифтов для эвакуации
Таблица 2 — Перечень существенных опасностей для эвакуационного лифта
Пункты настоящего стандарта
1 Застревание эвакуационного лифта в шахте
2 Ошибка человека
3 Ненадлежащая конструкция и размещение органов управления лифта
4 Ненадлежащая информация
4.3 Условия для безопасного использования эвакуационного лифта:
a) здание не имеет конструктивных повреждений, возникших вследствие взрыва, наводнения, удара молнии, землетрясения и т.п.;
b) шахта и кабина эвакуационного лифта свободны от влияния опасных факторов чрезвычайных обстоятельств;
c) строительные конструкции обеспечивают надлежащую противопожарную защиту эвакуационного лифта от опасных факторов пожара;
d) конструкция здания обеспечивает минимизацию риска проникновения воды в шахту лифта;
e) здание оборудовано средствами обнаружения и сигнализации о пожаре в зонах работы эвакуационного лифта и зонах безопасности, возникновении чрезвычайной ситуации и наличии опасных факторов, влияющих на работу лифта;
f) энергоснабжение эвакуационных лифтов должно производиться как для электроприемников I категории согласно 1.2.17 и 1.2.18 или особой группы электроприемников 1 категории [3];
g) эвакуационный лифт должен быть обеспечен системой аварийного энергоснабжения, позволяющей при отключении основного источника энергоснабжения доводить кабину лифта до ближайшего этажа с зоной безопасности;
h) безопасная эвакуация из здания обеспечивается обученным и квалифицированным персоналом, находящимся в помещениях здания.
5 Требования к использованию лифта для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения
5.1 Основные параметры и размеры эвакуационных лифтов
5.1.1 Минимальные размеры кабины лифта должны обеспечивать возможность размещения и транспортировки пользователя, использующего кресло-коляску, а также сопровождающего-помощника по эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 51631 (таблица 1, тип лифта 2).
5.1.2 Размеры кабины лифтов, в которых предусматривается эвакуация людей с использованием носилок должны выбираться по ГОСТ Р 53770.
5.1.3 Ширина дверного проема кабины эвакуационных лифтов должна быть не менее 800 мм.
5.1.4 Скорость эвакуационного лифта определяется с учетом предусмотренного стратегией эвакуации здания нормативного времени эвакуации.
При использовании эвакуационных лифтов в качестве лифтов для пожарных после прибытия пожарных подразделений скорость должна соответствовать пункту 5.2.5 ГОСТ Р 52382.
5.2 Основные требования к эвакуационному лифту
5.2.1 Эвакуационный лифт должен соответствовать применимым общим требованиям безопасности по ГОСТ Р 53780, специальным требованиям ГОСТ Р 51631, ГОСТ Р 52382, а также требованиям настоящего стандарта.
5.2.2 После получения сигнала из системы автоматической сигнализации здания эвакуационный лифт должен работать следующим образом:
a) все вновь поступающие приказы в кабине лифта и вызовы с этажных площадок не регистрируются и не принимаются для исполнения;
b) все ранее зарегистрированные приказы в кабине лифта и вызовы с этажных площадок аннулируются;
c) находящийся на любом этаже лифт с автоматическими дверями должен закрыть двери и без промежуточных остановок следовать на основной посадочный (назначенный) этаж;
d) лифт, движущийся в направлении от основного посадочного (назначенного) этажа, должен остановиться на ближайшем этаже без открывания дверей, изменить направление движения и без промежуточных остановок следовать на основной посадочный (назначенный) этаж;
e) лифт, движущийся в направлении основного посадочного (назначенного) этажа, должен продолжить свое движение без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж;
f) лифт, остановившийся в результате срабатывания устройств безопасности, должен оставаться без движения;
g) выход из строя эвакуационного лифта не должен препятствовать возвращению остальных лифтов, связанных с ним системой группового автоматического управления на основной посадочный (назначенный) этаж;
h) по прибытии на основной посадочный (назначенный) этаж двери кабины лифта с автоматическими дверями должны открыться и оставаться в открытом положении;
i) для информирования о том, что эвакуационный лифт может быть использован для целей эвакуации все сигналы о запрещении использования лифта на основном посадочном (назначенном) этаже и на остальных этажах должны быть выключены;
j) помощник по эвакуации имеет возможность включить эвакуационный лифт в работу для целей эвакуации при помощи выключателя, расположенного рядом со входом в лифт на основном посадочном (назначенном) этаже или в кабине лифта.
5.2.3 Аппараты и устройства лифта, расположенные на этажных площадках и дверях шахты лифта (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т.п.) должны быть защищены от воздействия опасных факторов чрезвычайной ситуации для того, чтобы обеспечить работу эвакуационного лифта в режиме эвакуации.
5.3 Сигналы для перевода лифта в режим эвакуации
5.3.1 Входной сигнал из системы сигнализации здания
Эвакуационный лифт должен быть связан с системой сигнализации здания о возникновении чрезвычайной ситуации и о наличии опасных факторов, влияющих на работу лифта.
5.3.1.1 Сигнал от переключателя эвакуационного лифта.
Переключатель эвакуационного лифта должен быть трехпозиционным и иметь соответствующую маркировку каждого положения:
1) положение 1 маркируется знаком «выключено»
2) положение 2 маркируется знаком «вызов лифта»
3) положение 3 маркируется знаком «эвакуация» или «эвакуационное обслуживание».
5.3.1.2 Переключатель эвакуационного лифта должен устанавливаться на основном эвакуационном (обычно на основном этаже входа в здание) вблизи входа в эвакуационный лифт на расстоянии не более 2,0 м по горизонтали от края дверного проема лифта на высоте 0,9 — 1,8 м.
Допускается установка переключателя эвакуационного лифта в кабине лифта на панели управления или рядом с ней в нише с запираемой крышкой.
5.3.1.3 В зданиях без ограничения доступа (в общедоступных зданиях) переключатель эвакуационного лифта должен быть расположен в охраняемой зоне или закрыт запираемой крышкой.
5.3.1.4 При установке переключателя эвакуационного лифта в положение 3 лифт, находящийся в режиме «пожарная опасность» по ГОСТ Р 52382 переводится в режим «эвакуация».
5.3.1.5 При возвращении переключателя эвакуационного лифта в положение 1 лифт переходит в режим «пожарная опасность» по ГОСТ Р 52382, если продолжается сигнал из системы автоматической сигнализации здания.
5.3.1.6 Решение о применении для включения эвакуационного лифта автоматической системы сигнализации здания и/или переключателя эвакуационного лифта принимается в соответствии с действующими строительными нормами и учитывается при заказе лифта.
5.4 Требования к интерфейсу эвакуационного лифта
Интерфейс лифта обеспечивает информационную и электрическую совместимость эвакуационного лифта с системой автоматической сигнализации здания и (или) переключателем эвакуационного лифта.
5.4.1 Работа эвакуационного лифта при прерывании соединения системы автоматической сигнализации здания и системы управления лифта.
При нахождении переключателя эвакуационного лифта в положение «эвакуация» прерывание соединения системы автоматической сигнализации здания и системы управления лифта не должно прерывать работу лифта в режиме «эвакуация».
5.4.1.1 Диспетчерский интерфейс.
Любой диспетчерский интерфейс должен реализовываться в виде нормально открытых контактов, которые в режиме «эвакуация» открыты.
Контакт, обеспечивающий подачу сигнала в систему управления лифта, должен обеспечиваться поставщиком системы автоматической сигнализации здания.
5.4.1.2 Последовательный интерфейс.
Последовательный интерфейс должен обеспечивать передачу информации с использованием стандартизованных протоколов.
5.4.1.3 Если во время или после получения сигнала на эвакуацию лифт получает сигнал о приостановке работы в режиме «эвакуация» программа его работы состоит в следующем:
— лифт должен завершить выполнение последней команды, остановиться и направиться без промежуточных остановок на основной эвакуационный этаж. По прибытии на основной эвакуационный этаж лифт должен открыть двери, затем закрыть двери и выключиться из работы. Эвакуационные сигнальные устройства в кабине и на этажах должны дать сигнал «эвакуация приостановлена»,
— должно быть предотвращено возвращение лифта в режим нормальной работы до тех пор, пока все связанные с приостановкой работы лифта датчики не будут деактивированы, а переключатель аварийного лифта не будет установлен в положение «выключено»,
— возвращение лифта в режим «эвакуация» должно быть возможно только тогда, когда все связанные с приостановкой работы лифта датчики не будут деактивированы, а переключатель эвакуационного лифта переключен в положение «включено» и затем в положение «эвакуация».
5.4.1.4 Если в течение реализации режима «эвакуация» какая-либо из зон безопасности становится опасной, режим «эвакуация» должен быть приостановлен.
Информация о наличии опасности в зоне безопасности определяется и передается в систему управления лифта помощниками по эвакуации на этажах или системой автоматической сигнализации здания, если она оборудована соответствующими датчиками на этажах.
5.5 Устройства управления и сигнализации на этажах и в кабине лифта
5.5.1 Сигнальные устройства на этажах.
5.5.1.1 Идентификация эвакуационного лифта.
На высоте от 1,8 до 2,5 м от пола на каждой этажной площадке этажной площадки над или около каждой двери шахты эвакуационного лифта должны быть установлены световые сигнальные устройства размером не менее 60 х 30 мм. Сигнальное устройство должно иметь зеленый фон и использовать черный и белый цвет как указано на рис. 1.
5.5.1.2 Сигнальное устройство эвакуационного лифта на этаже.
Сигнальное устройство, приведенное на рисунке 1 должно быть освещено, если лифт находится в режиме «эвакуация».
Если по указанным в 5.4.1.4 причинам работа лифта в режиме «эвакуация» приостанавливается, то на сигнальном устройстве должна появиться надпись «эвакуация приостановлена».
5.5.2 Устройства управления в кабине.
Управление лифтом в режиме «эвакуация» осуществляется только через кнопочные аппараты на панели управления в кабине, которые при работе в нормальной режиме закрыты крышкой.
Другие аппараты управления должны быть отключены.
5.5.3 Сигнальные устройства в кабине лифта.
В кабине лифта должно быть табло, информирующее о местоположении кабины лифта и информационное табло. Информационное табло должно размещаться над или на панели управления или на табло местоположения кабины и соответствовать 5.5.1.1 и рисунку 1.
Сигнальное информационное табло должно быть размещено на высоте 1,6 — 1,8 м от пола кабины и иметь высоту не менее 30 — 60 мм.
5.6 Система связи в кабине
5.6.1 Кабина эвакуационного лифта должна быть оборудована средствами для подключения к системе двухсторонней переговорной связи в режиме «эвакуация», обеспечивающей связь между кабиной лифта, основным эвакуационным этажом, машинным помещением лифта или местом размещения устройства управления лифта без машинного помещения.
5.6.2 Переговорное устройство в кабине и на основном эвакуационном этаже должно быть в виде встроенного микрофона без применения телефонной трубки.
5.6.3 Проводная связь переговорных устройств должна быть смонтирована в лифтовой шахте и (или) в машинном помещении (при его наличии).
В случае расположения машинного помещения на некотором расстоянии от шахты лифта (например, для гидравлических лифтов) проводная связь должна быть проложена в пожарозащищенном коробе с уровнем защиты аналогичном пожарозащищенности шахты лифта.
5.6.4 В тех случаях, когда основной эвакуационный этаж совпадает с этажом входа пожарных в здание переговорная связь может быть реализована в соответствии с ГОСТ Р 52382 (пункт 5.7).
Если основной эвакуационный этаж не совпадает с этажом входа пожарных в здание, то основной эвакуационный этаж должен быть оборудован собственным переговорным устройством.
5.7 Работа эвакуационного лифта при получении сигнала из системы сигнализации здания
5.7.1 Направление лифта на назначенный этаж.
При получении сигнала из системы сигнализации здания кабина лифта автоматически направляется на назначенный этаж.
На назначенном этаже двери лифта открываются, обеспечивая выход пассажиров и позволяя персоналу убедиться, что в кабине не осталось пассажиров.
5.7.2 Работа лифта в режиме эвакуации.
Перевод лифта в режим эвакуации осуществляется помощником по эвакуации с использованием переключателя эвакуационного лифта.
Работа лифта в режиме эвакуации осуществляется только в соответствии с командами помощника по эвакуации.
5.7.2.1 Работа лифта под управлением помощника по эвакуации.
a) при получении сигнала на эвакуацию:
1) если лифт находится на основном эвакуационном этаже в результате выполнения требований ГОСТ Р 53780 (пункт 5.5.3.22) для перевода лифта в режим эвакуации помощник по эвакуации должен использовать переключатель эвакуационного лифта по 5.3.1.1;
2) если лифт не находится на основном эвакуационном этаже помощник по эвакуации использует переключатель эвакуационного лифта для направления лифта на основной эвакуационный этаж.
По прибытии кабины лифта на основной эвакуационный этаж:
— двери кабины должны открыться;
— на всех этажах загорается сигнальное устройство, описанное в 5.5.1.1 и все сигнальные устройства, запрещающие вход в лифт, должны быть выключены;
— в кабине лифта загорается сигнал, информирующий о местоположении кабины лифта по 5.5.3;
— вызовы лифта на этажах аннулируются;
— система переговорной связи по 5.6 находится в рабочем состоянии.
b) при нахождении кабины лифта на основном эвакуационном этаже:
1) двери кабины остаются открытыми до получения новой команды от помощника по эвакуации,
2) при входе помощника по эвакуации в кабину лифта он осуществляет управление при помощи кнопок приказа в кабине.
c) при нахождении лифта в режиме эвакуации:
1) может быть зарегистрирован только один приказ;
2) во время движения кабины может быть зарегистрирован новый приказ, а предыдущий приказ должен быть аннулирован. Кабина должна направляться на этаж, соответствующий новому приказу;
3) кабина, движущаяся в соответствии с зарегистрированным приказом должна остановиться на этаже и открыть двери;
4) двери кабины должны быть открыты до тех пор, пока не будет зарегистрирован новый приказ в кабине.
Кнопка закрытия двери должна быть выведена из работы.
Кнопка открытия двери не отключается.
Однако, если после регистрации нового приказа двери закрываются, а кнопка открытия двери дает команду на открытие двери, любой зарегистрированный приказ должен быть аннулирован,
5) устройства контроля дверного проема, на работу которых могут оказать влияние такие факторы как дым и высокая температура, должны быть отключены;
6) зарегистрированный приказ должен быть визуально идентифицирован на панели управления;
7) местоположение кабины должно быть отражено на информационных табло в кабине и на основном эвакуационном этаже как при наличии основного электроснабжения, так и при подключении аварийного источника электроснабжения;
8) кабина лифта должна оставаться на этаже выполнения последнего приказа до тех пор, пока не будет зарегистрирован новый приказ;
9) переговорная связь по 5.6 должна функционировать не менее 1 часа во время эвакуации, в том числе при прекращении подачи электропитания.
5.7.2.2 Вывод эвакуационного лифта из режима эвакуации.
Эвакуационный лифт может быть выведен из режима эвакуации в любое время при получении сигнала от переключателя эвакуационного лифта или из системы автоматической сигнализации здания.
6 Подтверждение выполнения требований безопасности и (или) защитных мер
Требования безопасности и защитные меры раздела 5 должны быть подтверждены с использованием методов, приведенных в таблице 3.
ГОСТ Р 51631-2008
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
4 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к европейскому стандарту ЕН 81-70:2003 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Специальные применения пассажирских и грузопассажирских лифтов. Часть 70. Доступность лифтов для людей, включая людей с физическими ограничениями" (ЕН 81-70:2003 "Safety rules for the construction and installations of lifts — Particular applications for passenger and goods passenger lifts — Part 70: Accessibility to lifts for persons including persons with disability"). При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены в тексте стандарта курсивом. Стандарт дополнен приложением Н.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5)
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования безопасности, а также требования обеспечения безопасного входа (выхода) и использования пассажирских лифтов лицами, относящимися к инвалидам и другим маломобильным группам населения (далее — инвалиды).
Требования настоящего стандарта распространяются на лифты, оборудованные автоматическими горизонтально-раздвижными дверями кабины и шахты.
Настоящий стандарт также устанавливает требования доступности лифтов для лиц, использующих кресла-коляски с ручным и электрическими приводами с максимальными габаритными размерами, указанными в ГОСТ Р 50602 и приложении Н.
Общие положения доступности приведены в приложении А.
Категории ограничений жизнедеятельности — в соответствии с приложением В, таблица В.1.
Настоящий стандарт устанавливает дополнительные технические требования минимизации опасностей, которые возникают на лифтах, предназначенных для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения.
Необходимость выполнения соответствующих требований настоящего стандарта определяется с учетом категорий физических ограничений лиц, обслуживаемых лифтом.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003 Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа риска (ИСО/ТС 14798:2000 "Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа риска", IDT)
ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 точность остановки кабины: Расстояние по вертикали между уровнем пола кабины и уровнем этажной площадки после остановки кабины [1].
3.2 смешанное простое кнопочное управление: Управление, применяемое на одиночных лифтах, имеющих одну кнопку вызова лифта на этажной площадке и выполняющий одновременно одну из команд: вызов с этажа или приказ из кабины.
3.3 собирательное управление: Управление, применяемое на одиночных или групповых лифтах, которое регистрирует несколько приказов из кабины, запоминает и выполняет их в логической последовательности, а также регистрирует все вызовы с этажей и распределяет их между лифтами для обеспечения лучшего обслуживания пользователей.
3.4 управление на этаж назначения: Управление, применяемое на одиночных или групповых лифтах, при котором команда на этаж назначения регистрируется на этажной площадке (обычно на основном посадочном этаже).
3.5 управление разового включения: Управление, предусматривающее включение соответствующих устройств управления или функции только на одну поездку для обслуживания инвалидов.
3.6 маломобильная группа населения (МГН): Лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или ориентации в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: лица с временным нарушением здоровья, лица старших возрастов, лица с детскими колясками [2].
3.7 инвалид: Лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением функций зрения и слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты [2].
3.8 доступность лифта для инвалидов и маломобильных групп населения: Возможность для лиц, относящихся к маломобильным группам населения, безопасно и без посторонней помощи входить (въезжать в кресле-коляске) в кабину лифта, выходить (выезжать в кресле-коляске) из кабины лифта, осуществлять управление лифтом с этажной площадки и в кабине лифта.
4 Важнейшие опасности и препятствия для обеспечения доступности
Важнейшие опасности, опасные ситуации и опасные события, относящиеся к области применения настоящего стандарта, установленные в результате анализа риска и требующие принятия мер по уменьшению или полному устранению риска, — в соответствии с ГОСТ Р ИСО/ТС 14798.
Перечень опасных ситуаций и опасных событий, которые могут представлять опасность для лиц, пользующихся лифтом, приведены в приложении С.
Примечание — Опасности, связанные с аллергическими реакциями людей, не рассматриваются. Материалы, способные вызвать аллергическую реакцию, приведены в приложении D.
Рекомендации по конструкции лифтового оборудования, учитывающие его использование лицами с нарушением функций зрения, приведены в приложении Е.
5 Требования безопасности и/или защитные меры
5.1 Общие требования
Требования безопасности и/или защитные меры, приведенные в настоящем стандарте, являются дополнением к требованиям [2].
5.2 Двери кабины и шахты лифта
5.2.1 Ширина дверного проема лифта (в свету) должна быть не менее 800 мм.
Примечание — Рекомендуемые размеры дверного проема лифтов, обеспечивающие различный уровень доступности для пользователей в креслах-колясках, приведены в таблице 1.
Двери кабины и шахты лифта должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными.
5.2.2 На всех этажах, обслуживаемых лифтом, должен быть обеспечен беспрепятственный доступ пользователей к лифту.
5.2.3 Должна быть предусмотрена возможность регулирования времени задержки начала закрытия дверей кабины и шахты лифта в пределах от 2 до 20 с в зависимости от особенностей обслуживаемых пользователей.
Могут быть предусмотрены средства для сокращения этого времени при помощи установки в кабине кнопки закрытия дверей кабины и шахты лифта.
Средства регулирования времени закрытия дверей должны быть недоступны для пользователей.
5.2.4 Привод автоматических дверей кабины и шахты лифта должен обеспечивать предотвращение или снижение до безопасного уровня воздействия закрывающихся створок дверей на пользователя, находящегося в дверном проеме.
Устройство контроля дверного проема (при наличии) должно обеспечивать контроль проема на высоте от 25 до 1800 мм от порога двери кабины лифта.
5.3 Размеры, оборудование, точность остановки кабины
5.3.1 Размеры кабины
Минимальные внутренние размеры кабины лифта с учетом размеров используемых кресел-колясок должны соответствовать приведенным в таблице 1.
Таблица 1 — Минимальные внутренние размеры кабин лифта
Минимальные размеры кабины
Ширина кабины 1000 мм;
глубина кабины 1250 мм;
ширина дверного проема 800 мм
Кабина доступна для одного пользователя в кресле-коляске
Лифты типа 1 обеспечивают доступность для пользователей в кресле-коляске по ГОСТ Р 50602, а также в кресле-коляске с электрическим приводом класса А в соответствии с [3] и приложением Н
Ширина кабины 1100 мм;
глубина кабины 1400 мм;
ширина дверного проема 800-900 мм
Кабина доступна для пользователя в кресле-коляске и одного сопровождающего лица
Лифты типа 2 обеспечивают доступность для пользователей в кресле-коляске с ручным приводом по ГОСТ Р 50602, а также в кресле-коляске с электрическим приводом классов А и В в соответствии с [3] и приложением Н
Ширина кабины 2000 мм;
глубина кабины 1400 мм;
ширина дверного проема 1100 мм
Кабина доступна для пользователя в кресле-коляске и нескольких других пользователей. Обеспечивается также маневрирование (разворот) кресла-коляски в кабине
Лифты типа 3 обеспечивают доступность для пользователей в кресле-коляске с ручным приводом по ГОСТ Р 50602, а в кресле-коляске с электрическим приводом классов А, В и С в соответствии с [3] и приложением Н.
Лифты типа 3 обеспечивают возможность маневрирования в кабине пользователя в кресле-коляске по ГОСТ Р 50602, а также в кресле-коляске с электрическим приводом в соответствии с [3] и приложением Н
Примечание — Ширина кабины — расстояние по горизонтали между внутренними поверхностями конструктивных стен кабины, измеряемое параллельно передней стенке кабины. Декоративные или защитные панели, поручни (при их наличии) должны находиться внутри этого размера.
Глубина кабины — расстояние по горизонтали между поверхностями передней и задней конструктивных стен кабины, измеряемое перпендикулярно к ширине. Декоративные или защитные панели, поручни (при их наличии) должны находиться внутри этого размера.
Размеры кабины лифта измеряют между конструктивными стенами кабины. Толщина любых декоративных элементов, уменьшающих минимальные внутренние размеры кабины, приведенные в таблице 1, должна быть не более 15 мм.
Размеры кабины лифтов, оборудованных входными проемами в передней и одной из боковых стен, должны позволять пользователю въехать в кресле-коляске в кабину и выехать из нее.
5.3.2 Оборудование кабины
5.3.2.1 На одной из боковых стен кабины должен быть оборудован поручень. Размер части поручня, предназначенного для рук пользователя, должен составлять от 30 до 45 мм с минимальным радиусом закругленной части 10 мм. Расстояние между стеной кабины и предназначенной для рук пользователя частью поручня должно быть не менее 35 мм. Высота от пола кабины до верхней части поручня, предназначенной для рук пользователя, должна быть (900±25) мм. Если на той стене кабины, где расположен поручень, установлен также пост управления, то для предотвращения затруднений при использовании кнопок поста управления поручень может состоять из двух частей.
Конструкция торцевых частей поручня должна предусматривать предотвращение риска повреждения рук пользователей.
5.3.2.2 При оборудовании кабины откидным сиденьем должны быть обеспечены:
а) высота расположения сиденья над уровнем пола кабины (500±20) мм;
в) глубина сиденья от 300 до 400 мм;
c) ширина сиденья от 400 до 500 мм;
d) несущая нагрузка на сиденье должна быть не менее 100 кг.
5.3.2.3 Если размеры кабины лифта (типы 1 и 2 в соответствии с таблицей 1) не позволяют пользователю в кресле-коляске развернуться в кабине, должно быть предусмотрено устройство (например небольшое зеркало), с помощью которого пользователь сможет увидеть возможные препятствия при выезде из кабины задним ходом.
Стеклянное зеркало в кабине должно быть изготовлено из безопасного стекла по [1].
При установке на стенах кабины зеркал или отделке стен материалами с высокой отражающей способностью должны быть приняты меры для предупреждения оптических затруднений для пользователей с нарушением функций зрения (например, применяют декоративное стекло или обеспечивают расстояние по вертикали от нижнего края зеркала на стене кабины до пола кабины не менее 300 мм).
5.3.3 Точность остановки кабины
Точность остановки кабин лифтов, предназначенных для транспортировки пользователей в креслах-колясках, должна быть в пределах ±20 мм.
5.4 Устройства управления и сигнальные устройства
Требования к конструкции устройств управления и сигнальных устройств приведены в таблице 2.
Примечание — Указания по конструкции других устройств, превышающих требования 5.4, например, указание по устройствам управления очень больших размеров (XL), приведены в приложении G.
Перечень стандартов к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов"
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов».
Перечень сгенерирован на основе документа, полученного 29.05.2013 на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.
ГОСТ Р 51631-2000
3 Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России в
соответствии с федеральной комплексной программой «Социальная поддержка
инвалидов», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
16 января 1995 г., № 59
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ГОСТ Р 51631-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛИФТЫ
ПАССАЖИРСКИЕ
Технические
требования доступности для инвалидов
Passenger lifts.
Technical requirements of accessibility for disabled persons
Дата введения 2001-07-01
1
Область применения
Настоящий
стандарт распространяется на пассажирские лифты, предназначенные для
оборудования жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений, отвечающих
требованиям [1 — 5] и других федеральных,
ведомственных и региональных нормативных документов на проектирование жилых,
общественных и промышленных зданий и сооружений.
Стандарт
устанавливает технические требования к конструкции, системам управления и
устройствам лифтов и лифтовых узлов зданий и сооружений, которые обеспечивают
их доступность для пассажиров-инвалидов с нарушением сенсорных функций (зрения
и слуха) или статодинамической функции, включая инвалидов, пользующихся
креслами-колясками и другими вспомогательными техническими средствами
передвижения, а также для пассажиров, относящихся к маломобильной группе
населения (далее — пользователи).
Требования
настоящего стандарта являются обязательными.
Примечание — Требования настоящего стандарта
могут быть частично или полностью использованы при модернизации находящихся в
эксплуатации пассажирских лифтов с целью обеспечения их доступности для
пассажиров-инвалидов.
2
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
5746-83 Лифты электрические пассажирские. Основные параметры и размеры
ГОСТ
22011-95 Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия
ГОСТ
26334-84 Лифты электрические. Ряды грузоподъемности и скорости
ГОСТ
28911-98 Лифты и грузовые малые лифты. Устройства управления, сигнализации
и дополнительные приспособления
ГОСТ
30471-96/ГОСТ Р 50602-93
Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
ГОСТ 30475-96
(ИСО 6440-85)/ГОСТ
Р 50653-94 (ИСО 6440-85) Кресла-коляски. Термины и определения
3 Определения и
сокращения
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с
соответствующими определениями:
3.1.1 система управления, дверь комбинированная, кабина,
кабина проходная, кнопка вызова, кнопка приказа, кнопочное управление,
кнопочный пост управления, команда управления, лифт, лифт пассажирский,
полезная площадь пола кабины: Согласно [6].
3.1.2 доступность лифта (лифтов) для пассажиров-инвалидов: Возможность
для пассажиров-инвалидов перемещаться в пределах лифтового холла, вызвать лифт
и при помощи лифта беспрепятственно перемещаться на нужный этаж (уровень)
здания (сооружения).
3.1.3 инвалид: Лицо, имеющее нарушение здоровья со
стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и
вызывающее необходимость его социальной защиты.
3.1.4 кресло-коляска: По ГОСТ 30475/ГОСТ Р 50653.
3.1.5 маломобильная группа населения: Лица преклонного
возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения,
беременные женщины и т.п.
3.1.6 пассажирский лифт, доступный для инвалидов: Пассажирский
лифт, отвечающий установленным требованиям доступности для пассажиров-инвалидов
и маломобильных групп населения.
3.1.7 пользователь: Инвалид или лицо, относящееся к
маломобильной группе населения, являющиеся пассажиром лифта, доступного для
инвалидов.
3.1.8 сопровождающий: Лицо, оказывающее помощь
пользователю при входе и выходе из кабины лифта, а также при управлении ею.
3.1.9 ширина кабины лифта: По ГОСТ 5746.
3.1.10 глубина кабины лифта: По ГОСТ 5746.
3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:
КК — кресло-коляска;
ЛДИ — пассажирский
лифт, доступный для инвалидов.
4 Общие требования
4.1 ЛДИ должны отвечать требованиям настоящего стандарта по их
доступности для пользователей, а также требованиям ГОСТ 22011 [6], в том числе по безопасности.
4.2 В зависимости от расстройства функций организма
пользователей, для транспортирования которых предназначен ЛДИ, должна быть
обеспечена возможность их транспортирования в положении сидя, стоя и сидя в КК
с одним сопровождающим или без него.
Определение
габаритных размеров кабины ЛДИ следует проводить с учетом минимальных размеров
площадки, приведенных в таблице 1,
необходимой для размещения пользователя в КК (без сопровождающего или с ним).
Положение
пользователя при транспортировании
Минимальные
размеры площадки, необходимой для размещения пользователя (ширина´глубина), мм
Сидя в КК *** без сопровождающего
Сидя в КК *** с сопровождающим, находящимся
позади КК
Сидя в КК *** с сопровождающим, находящимся
сбоку КК
* Для ЛДИ, предназначенных для оборудования общественных и
промышленных зданий, рекомендуется принимать размеры площадки 900´1250 мм.
** Для ЛДИ, предназначенных для оборудования общественных и
промышленных зданий, рекомендуется принимать размеры площадки 900´1600 мм.
*** Габаритные размеры КК по ГОСТ 30471/ГОСТ Р 50602.
4.3 ЛДИ, предназначенные для транспортирования пользователей в
КК, должны иметь:
— ширину кабины
— не менее 1100 мм;
— ширину
дверного проема — не менее 800 мм.
Размеры
(внутренние) кабины ЛДИ (ширина´глубина),
которые позволяют инвалиду в КК маневрировать в кабине, рекомендуется принимать
не менее 1950´1400 мм.
4.4 Минимальная ширина (в свету) входного проема в кабину ЛДИ,
предназначенного для транспортирования пользователей в КК, должна быть 800 мм.
Примечание — При проектировании новых зданий
и реконструкции старых рекомендуется принимать ширину дверного проема ЛДИ не
менее 900 мм.
4.5 Грузоподъемность ЛДИ определяется в соответствии с 3.2 и
3.3 [6] в зависимости от площади пола кабины. В полезную площадь
кабины не входит площадь, занимаемая плинтусами и проекцией поручней.
Рекомендуется
основные параметры и размеры ЛДИ принимать по ГОСТ 5746 и ГОСТ
26334.
При определении
грузоподъемности ЛДИ массу пользователей при их транспортировании без
сопровождающего следует принимать, кг, не менее: 120 — при транспортировании
сидя или стоя; 155 — при транспортировании в КК.
Примечание — При транспортировании в КК в
общественном и промышленном здании и сооружении рекомендуется принимать 225 кг.
Массу
сопровождающего следует принимать не менее 100 кг.
4.6 Для обеспечения возможности перемещения пользователя в
положении сидя кабина ЛДИ может быть оборудована откидным сиденьем размерами,
мм:
500 ± 10 — высота над уровнем пола кабины.
Сиденье должно размещаться
у стены кабины и при освобождении автоматически возвращаться в откинутое
положение.
4.7 Точность остановки кабины ЛДИ должна быть в пределах ±15
мм.
4.8 Двери кабины и шахты ЛДИ должны быть
горизонтально-раздвижными, открывающимися и закрывающимися автоматически.
В ограниченных
(обоснованных) случаях допускается использование распашных дверей шахты и
комбинированных (распашная — раздвижная) дверей кабины при выполнении следующих
требований:
— должна быть
обеспечена возможность беспрепятственно открывать и закрывать двери;
— двери должны
сохранять открытое положение до тех пор, пока пользователь после посадки или
высадки не произведет действия, предусмотренные для их закрытия. Закрытие
дверей должно быть автоматическим;
— усилие,
прилагаемое к ручкам двери шахты, открываемой вручную — не более 40 Н;
— размеры
посадочной площадки перед ЛДИ должны позволять пользователю открыть дверь
кабины и шахты и выполнить маневр для перемещения;
— глубина кабины
должна быть увеличена по сравнению с кабиной лифта, оснащенной
горизонтально-раздвижными дверями на величину, которая необходима для открытия
комбинированной двери (дверей при проходной кабине);
— в глухих,
выполненных из непрозрачного материала, дверях шахт и (или) кабин лифтов должно
быть выполнено смотровое отверстие, отвечающее требованиям 5.1.9, 5.1.10 и
5.5.17 [6]. Нижний край
смотрового отверстия должен быть размещен на высоте 1000 — 1100 мм над уровнем
порога.
4.9 Цвет окраски дверей шахты и кабины ЛДИ должен быть
контрастным относительно цветов передней стены шахты и стен кабины
соответственно.
4.10 Поверхность пола кабины ЛДИ, на котором размещается
пользователь, должна быть изготовлена из материала, препятствующего скольжению.
На посадочных
площадках следует обеспечить условия, предотвращающие опасность скольжения и
травмирования пользователя. Использование полированных материалов в качестве
отделки пола кабины лифта и посадочных площадок не допускается.
4.11 Цвет окраски порога кабины ЛДИ должен контрастировать с
цветом пола посадочной площадки и пола кабины. Цвет пола кабины должен
контрастно отличаться от цвета пола посадочной площадки.
4.12 Как минимум, на одной из боковых стенок кабины ЛДИ должен
быть установлен горизонтальный поручень, доступный для пользователя.
Рабочая часть
поручня, если она некруглой формы, должна иметь минимальный и максимальный
описанные диаметры 30 и 50 мм.
При выполнении
поручня круглой формы его диаметр (40 ± 5) мм.
Поручень не
должен загораживать панель управления в кабине. Допускается в зоне размещения
панели управления делать разрыв поручня.
Зазор между
поручнем и стенкой кабины — не менее 40 мм.
Поручень должен
быть расположен на высоте 900 — 1100 мм над уровнем пола кабины.
4.13 Освещенность кабины ЛДИ должна быть не менее 100 лк на
уровне пола. Освещенность должна быть равномерно распределена, т.е. не
допускается сфокусированное освещение.
4.14 Окраска элементов кабин ЛДИ и посадочных площадок должна
быть матовой и не должна создавать бликов.
4.15
Напротив дверей шахты ЛДИ на каждой посадочной площадке должен быть указан
номер этажа, доступный для зрительного восприятия пользователя из кабины.
Высота цифр номера этажа — не менее 170 мм.
5 Требования к
устройствам систем управления, сигнализации доступных для инвалидов
пассажирских лифтов и средствам информационного обеспечения пользователей
5.1
Система управления ЛДИ должна быть кнопочная, соответствовать ГОСТ 28911 и отвечать требованиям доступности для
пользователей с нарушением статодинамической функции и (или) функции зрения и
слуха.
5.2 В систему
управления и сигнализации ЛДИ могут входить следующие элементы, установка и
исполнение которых зависят от физических расстройств функций организма
пользователей, на обслуживание которых рассчитан лифт:
а) элементы управления и контроля:
— кнопочные посты управления, включающие:
кнопки вызовов на посадочных площадках, кнопки приказов в кабине,
кнопки открытия и закрытия дверей или
кнопка экстренной остановки (кнопка <Стоп> в соответствии с 6.3.4 [6] в кабине, кнопки аварийного
вызова;
— элементы контроля свободы дверного
проема;
б) элементы сигнализации в кабине и на
посадочных площадках:
— световые указатели направления движения
в кабине и на посадочных площадках;
— световые указатели местоположения кабины;
— звуковые и световые сигналы в кабине;
5.3
Кнопки на кнопочных постах вызовов на посадочных площадках и управления в
кабине ЛДИ должны быть не менее:
— высотой или шириной при прямоугольном
исполнении 20 мм;
— диаметром при круглом исполнении 25 мм;
— площадью 490 мм 2 .
5.4 На
кнопочном посту в кабине ЛДИ кнопка приказа для движения на основной посадочный
этаж должна быть выделена каким-либо из следующих способов или одновременно
несколькими способами, указанными ниже
а) высота или размеры кнопки превышают
высоту или размеры других кнопок;
б) расстояние от кнопки до соседних кнопок
больше расстояния между другими кнопками;
в) на лицевой поверхности кнопки делается
выступ (рельеф звезды, точки и т.п.), который чувствуется при прикосновении
пальца;
г) вертикальная ось кнопки смещена
относительно вертикальной оси других кнопок;
д) сигнал о регистрации принятия приказа
отличается от сигнала регистрации приказа для движения на другие этажи.
Допускается применение других способов
выделения кнопки приказа для движения на основной посадочный этаж.
Примечание — Световой сигнал о регистрации
приказа может быть зеленого цвета.
5.5
Кнопки на кнопочных постах управления должны быть нажимного типа с подвижным
толкателем.
Допускается использование других типов
кнопок, усилие воздействия на которые для их срабатывания находится в пределах,
указанных в 5.6.
Подвижная часть кнопки должна визуально и
(или) осязательно выделяться на панели управления в кабине и на посту вызовов
на посадочной площадке.
5.6
Срабатывание элементов управления и контроля следует проводить при приложении
усилия на подвижную часть кнопок не менее 2,5 Н и не более 5,0 Н.
5.7
Расстояние между подвижными частями соседних кнопок нажимного типа или частями
кнопок, воспринимающими воздействие пользователя у кнопок другого типа, должно
быть 10 — 15 мм.
Допускается увеличение этого расстояния,
но оно должно быть не более 100 мм.
5.8 Горизонтальные оси кнопок вызовов на посадочной площадке и
кнопок управления в кабине следует размещать относительно уровня пола
посадочной площадки и кабины на расстоянии, мм:
— для нижней
кнопки — не ниже 900;
— для верхней
кнопки — не выше 1200.
5.9 Вертикальные оси кнопок на кнопочном посту управления в
кабине должны находиться на расстоянии 300 — 500 мм от внутреннего угла со
стороны входного проема.
5.10 Цвет кнопочного поста управления в кабине должен
контрастно отличаться от цвета стенки кабины.
5.11 Цвет панели кнопочного поста вызовов на посадочной площадке
должен контрастно отличаться от цвета передней стены шахты, на которой он
установлен.
5.12 Цвет кнопок должен контрастно отличаться от цвета панели
кнопочного поста управления в кабине и панели кнопочного поста вызовов на
посадочных площадках.
5.13 Обозначения на кнопках <Стоп>, открытие и закрытие
дверей и аварийного вызова, а также номер этажа, для движения на который
предусмотрена кнопка приказа на кнопочном посту управления в кабине, могут быть
размещены на лицевой стороне кнопки или рядом с ней на панели. Номер этажа
должен быть рельефно обозначен арабскими цифрами высотой не менее 12 мм. Высота
рельефа и толщина должны быть (1,0 ± 0,2) мм.
У ЛДИ,
предназначенных для транспортирования пользователей с нарушением функций
зрения, эта информация должна располагаться на панели с правой стороны от
кнопки.
5.14 После нажатия кнопок, включая кнопку аварийного вызова на
посту управления в кабине ЛДИ или вызовов на посадочной площадке, должна быть
подана информация о принятии команды системой управления лифта.
5.15 При остановке ЛДИ на каком-либо этаже в кабине должен
включаться световой указатель с цифровым изображением, высвечивающий номер
соответствующего этажа, и световой индикатор направления движения кабины
(стрелка — вверх или стрелка — вниз).
5.16 Для информирования пользователей с нарушением функций
зрения о регистрации вызова (приказа) и направлении движения кабины ЛДИ после
ее остановки визуальная информация внутри кабины и на посадочных площадках
должна дублироваться звуковой информацией.
При этом
звуковая информация о дальнейшем движении вверх или вниз должна различаться.
Звуковые
сигналы, извещающие о направлении движения кабины ЛДИ, должны подаваться: один
раз — при движении кабины вверх и два раза — при движении кабины вниз.
Звуковые сигналы
должны быть в пределах 35 — 55 дБА.
Длительность одного сигнала — не менее 0,5 с.
Вместо звукового
сигнала можно применять речевой информатор номеров этажа, на котором совершена
остановка кабины ЛДИ, а также речевой оповещатель направления движения кабины,
который воспроизводит слова «вверх» или «вниз».
5.17 Для слепоглухих пользователей должна обеспечиваться
информация как для слепых.
5.18 Указатели местоположения и направления движения кабины ЛДИ
следует размещать в ее верхней части над дверным проемом или сбоку от него.
Рекомендуется горизонтальное исполнение указателей.
5.19 Указатель направления движения кабины ЛДИ на посадочных
площадках должен размещаться относительно уровня пола на расстоянии не менее
1800 мм и не более 2500 мм.
5.20 Стрелки, указывающие направление движения кабины ЛДИ,
должны иметь размеры, мм:
— в кабине —
ширина и высота … 40 — 60;
— на посадочных
площадках — ширина … не менее 50 мм, высота … не менее 70 мм.
5.21 Высота цифр в указателях местоположения кабины ЛДИ должна
быть не менее 40 мм.
5.22 Кабина ЛДИ, имеющая два выхода (проходная кабина), должна
быть оснащена двумя комплектами управляющих и сигнальных устройств,
размещенными возле каждой двери.
5.23 Для обеспечения возможности беспрепятственного входа и
выхода пользователя в прибывающую по вызову или приказу кабину ЛДИ должна быть
обеспечена выдержка времени не менее 10 — 15 с перед автоматическим закрыванием
дверей кабины и шахты.
5.24 Закрытие дверей кабины ЛДИ, в которой находится
пользователь, должно выполняться при нажатии кнопки приказа для движения на
нужный ему этаж.
5.25 В случае начала закрытия автоматических дверей кабины ЛДИ
и шахты при нахождении в дверном проеме пользователя, должно быть обеспечено
реверсирование направления движения створок. Повторное закрытие дверей может
начаться не ранее чем через 5 с, если в кабине лифта и проеме отсутствует
пользователь. Если пользователь вошел в кабину, то должно выполняться
требование 5.24.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Библиография
[1] СНиП
21.01-97 Противопожарная безопасность зданий и сооружений
[2] СНиП 2.08.01-89 Жилые здания
[3] СНиП 2.08.02-89 Общественные
здания и сооружения
[4] СНиП 2.09.02-85
Производственные здания
[5] СНиП 2.09.04-87
Административные и бытовые здания
[6] Правила
устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ), 1992
г.
1 Область применения. 1
2 Нормативные
ссылки. 2
3 Определения и
сокращения. 2
4 Общие требования. 2
5 Требования к устройствам
систем управления, сигнализации доступных для инвалидов пассажирских лифтов и
средствам информационного обеспечения пользователей. 4
Приложение А Библиография. 7
Ключевые
слова: лифт пассажирский,
инвалиды, доступность, технические требования, кабина, посадочная площадка,
устройства управления и сигнализации, средства информационного обеспечения
пользователей