Урок литературного чтения в 4-м классе. Е.Велтистов "Приключения Электроника"
1. Развивать фантазию ребёнка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра научно-фантастическая литература.
2. Знакомство с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова.
3. Развивать творческие способности учащихся и прививать любовь к книге.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма: урок-практикум.
Оборудование: Мультимедийное оборудование Microsoft Point 2003, Microsoft Excel 2003; компьютер; проектор; книга Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»; толковый словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
I. Целеполагание. Введение в тему и актуализация знаний (Приложение 1)
Вот мы и прочитали повесть Е.С.Велтистова «Приключения Электроника». Сегодня мы с вами на Крыльях Фантазии переносимся в удивительную страну.
II. Обобщение и закрепление раннее изученного материала
Учитель:
— Кто может попасть в эту страну?
— Как вы понимаете слово «фантазия»?
Использование толкового словаря.
Фантазия –
- Способность к творческому воображению; само такое воображение.
- Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
- Прихоть, причуда.
Фантазёр –
- Человек, который любит фантазировать, мечтатель.
- Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.
Фантастика – художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек.
Фантастика исследует в первую очередь поведения человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «Обыкновенной «литературе», и оторвать читателя от будничности, перенести в далёкое будущее.
III. Работа в группах на основе выполненного практикума
1 группа: подготовить презентацию об авторе повести.
2 группа: расположить рисунки повести и «озвучить каждый эпизод». (Выборочное чтение.)
3 группа: подготовить инсценировку фрагмента повести. («Ты – это я»)
4 группа: подготовить сообщение о современных достижениях в области кибернетики.
5 группа: подготовить сообщение о том, чему нас научила эта повесть.
А) Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С Велтистова
Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах.
Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. «Рисунок»
Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю – фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне.
Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г).
За ней вышли и другие произведения. Их было немало:
«Тяпа, Борька и ракета»(1962г),
«Глоток солнца» (1967),
«Гум – гам»(1970г),
«Победитель невозможного»( 1975г),
«Ресси неуловимый друг «( 1971 г),
«Миллион и один день каникул» (1979г),
«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г),
«Новые приключения Электроника»(1988).
Как возник мальчик из чемодана?
Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к тёплому морю. Несёт чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжёлый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто – то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет:» Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошёл в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. Велтистов – фантаст обладал настоящим умением говорить о сложном просто.
Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы.
Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю – сказкой , спроецированной в электронный век. [1]
Б) Физминутка (фонограмма «До чего дошёл прогресс…»)
В) Работа над повестью (коллективная работа 2 группа, иллюстрация) (Приложение 2)
Выборочное чтение по вопросам.
1.иллюстрация: При каких обстоятельствах исчез сюрприз?
2. иллюстрация: Почему за Сергеем бежали люди?
3. иллюстрация: Что показал рентген?
4. иллюстрация: С кем беседовал Громов?
5. иллюстрация: Где встретился Электроник с медведем?
6. иллюстрация: Какую фигуру нарисовал Электроник на уроке геометрии?
7. иллюстрация: Как Серёга попал в необычную страну? Кто его спас?
8. иллюстрация: Чему была удивлена бабушка?
Г) Инсценировка повести («Ты – это я») 3 группа
Д) Тест по повести «Проверь себя» (Приложение 3)
1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
(Алиса, Карлсон, Громов)
2.Что находилось в чемодане?
(Электроник, спящая красавица, кукла)
3.Какая была фамилия у друга Громова, который искал с ним Электроника?
(Светловидов, Галустян, Куклачёв)
4. К какому экзамену в «Новых приключениях» готовились Сыроежкин и Электроник?
(алгебра, физика, анатомия).
5. Куда спрятал Серёжа своего друга дав ему полную стопку книг?
(в шкаф, под кровать, в холодильник)
6. Что любил поесть Электроник?
(часы, обычная еда)
7. Как звали друга- собаку Электроника?
(Ресси, Чарли, Тошка)
8. На каких языках умел разговаривать Электроник?
(немецкий, звериный)
9. Какие черты характера присущи Электронику?
(злость и трусливость, доброта и внимание)
10. Какую вещь спрятал Серёжа, показывая фокус рыжему мальчику?
(спичку, часы, машинку)
Взаимопроверка на местах.
Е) Сообщение о современных достижениях в области кибернетики
Робот – это машина, автомат, способный заменять человека в осуществлении некоторых производственных операций. Обычно фантастические роботы напоминают человека. В реальности же робот может выглядеть совсем не по-человечески, а вместо разума у них стоит компьютер с ограниченным набором операций.
В 2055 году роботы оставят людей без работы. К 2055 году роботы будут повсюду. Переворот этот будет очень быстрым. В том же 2055 году нацию ожидает знаменательная веха – более половины рабочей силы окажется без работы, и безработица будет постоянно расти. Почти любая «нормальная» работа, которая в 2001 году выполнялась человеком, будет отдана роботу»
Новинка: Интерактивная тележка для покупок.
У тележки есть интерактивный монитор. Микрочип «помнит» где хранятся все товары и сколько они стоят.
Лучше в футбол погонять, чем ходить по магазинам? С этой «умной» тележкой ты в два счета сделаешь все покупки. Не можешь найти овсяные хлопья для завтрака? Бип – бип: стеллаж №11. Тележка проследит, чтобы ты ничего не пропустил по списку!
Новинка:Собака робот.
Робот новейшего поколения «соображает» куда быстрее своих предшественников – оснащён мощным микрочипом. Стоит , например , цифровой камере на кончике собачьего носа сфотографировать твоё лицо , и компьютерный мозг мгновенно сообщит роботу , что перед ним хозяин.
Этот пёс – робот с искусственным интеллектом сам подбегает к источнику подзарядки и не испытывает потребности задирать лапу у ближайшего столба . Он узнаёт тебя – твоё лицо и голос – и выполняет 100 команд!
Новинка: ткань «Люминекс»
В ткань вплетены тонкие гибкие оптические волокна, работающие от батарейки. Если на концах этих волокон поместить светодиоды – что-то вроде крохотных лампочек, — они начнут светиться.
Ищешь модную вещичку? Не волнуйся – мимо не пройдешь: эти вещи светятся! Ткань «люминекс» заставляет сиять плащи, куртки и сумки. Может быть, в один прекрасный день засияет и рабочая одежда.
Ж) Результаты работы групп. 5 группа
Подготовить сообщение о том, чему нас научила эта повесть.
Прочитав книгу «Приключения Электроника», я в который раз убеждаюсь , что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть, даже, несмотря на то, что он робот.
IV. Заключение. Слово учителя
Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из вас. Ведь Электроник остался для нас каким-то загадочным, таинственным. Мне представляется, что каждый из вас и есть Электроник.
V. Домашнее задание
Представьте себя в роли Электроника . Придумайте свою интересную историю.
Конспект урока по литературному чтению В 4 классе Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Образовательные: п ознакомить детей с произведением Е.Велстистова «Приключения Электроника»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Развивающие: Развивать фантазию, учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас через изучение новых слов ; развивать память, устную речь через ответы на вопросы, мышление, творческий потенциал.
Воспитательные: в оспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.
Планируемые на уроке универсальные учебные действия учащихся:
Ориентироваться в своей системе знаний.отличать новое уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Уметь формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Формировать интерес к учению
Тип урока: Формирование нового знания. Организация пространства — Фронтальная работа, индивидуальная работа , работа в парах.
Ребята, посмотрите на гостей. Улыбнитесь им, друг другу, мне подарите свои улыбки. Садитесь. Поднимите руки у кого хорошее настроение,постарайтесь работать так, чтобы хорошее настроение сохранилось на весь урок. А для этого нужно, чтобы вы отбросили страх перед гостями, внимательно слушали меня , одноклассников, активно работали на уроке.
Сегодня я приглашаю вас в страну, которой нет на карте. Для каждого это страна будет своя. Для одного она будет огромной, для другого маленькой и уютной. Но для всех она будет разной и неповторимой. Послушайте песню и попробуйте угадать название страны.Как вы догадались? О чем поется в песне? Роботы пришли на помощь человеку . Издавна люди мечтали. Мечтали обо всём. Когда-то трудно было добывать огонь. 1000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. Сейчас есть зажигалка – бензиновая, газовая и даже электрическая! Люди мечтали о полётах в космос.
Но вот мы живём уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… Наука не стоит на месте, и, то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.
-А что такое «фантазия»? ( воображение, нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.)
Какие однокоренные слова вы бы подобрали к данному слову?
Фантазёр –
1. Человек, который любит фантазировать, мечтатель.
2. Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.
Фантастика – художественная литература, В которой человек попадает в нереальные события, читателипереносятся в далёкое будущее.
Давайте попробуем дать краткую характеристику Страны Фантазия, подобрав прилагательные на каждую букву слова. ( фантастическая, астрономическая, необыкновенная, таинственная, азартная, замечательная, интересная, яркая) Открыли учебники на странице 143. Прочитаем цели и задачи раздела. Первое произведение называется « Приключение электроника». Как вы думаете, о чем эта повесть? Кто такой электроник? Мы в конце урока проверим ваши предположения.
Сегодня мы впервые познакомимся с таким жанром литературы, как научно- фантастическая повесть и с её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым. Сформулируем цели урока.
А чтобы добиться поставленных целей, составим план нашего урока. У вас на партах лежат пункты плана, расположите их в правильном порядке. И так что будет 1.
Каждый пункт плана вы будите оценивать на доске с помощью разноцветных квадратов. Если все понятно, квадрат помещаете здесь, не понятно ..В конце урока мы сделаем вывод, достиг ли урок целей.
Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 г. в Москве.
В школу мальчик пошёл, когда шла уже второй год Великая Отечественная война. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк».
Писатель был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом.
Он был настоящим репортёром, находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву.
Он был настырным. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература» и вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г). Е.СВелтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию.
Как возник мальчик из чемодана?Об этом нам расскажет АняЭтот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к тёплому морю.Несёт чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжёлый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать:
« Может, в чемодане кто – то есть? Может,там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошёл в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю.
Умер Е.С. Велтистов в 1989г. И так подведем итог. Что вы узнали о Евгении Велтистове? Оцените себя.
В тексте вам встретятся слова
Конгресс — собрание ученых.
Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.
Кибернетик — ученый, которые изучает, конструирует электронные, вычислительные и другие машины.
Робот — это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
Что такое кибернетика и т.д. Оцените работу.
Итак, мы начинаем читать 1 главу трилогии «Приключения Электроника», которая называется «Чемодан с четырьмя ручками» Сейчас вы самостоятельно прочитаете повесть, будьте внимательны, даю 7 минут.
Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)
— Как была организована встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса.)
— О чём предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы.)
— Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.)
— Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими ?(Воздушное такси — маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.)
— Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот?
( Робот был похож на обычного мальчика.)
— Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)
-. Что же произошло? ( Робот получил заряд высокого напряжения.)
— Какой электрический заряд получил Электроник? (220 вольт.)
— Как это повлияло на поведение Электроника?
( Прыгает со второго этажа и убегает.)
— Профессор встревожен. Предположите, почему?
( Электроник окажется среди людей.)
— Понравился ли вам отрывок? А что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав эту повесть, сходите в библиотеку.
продолжим работу. Проверим еще раз насколько вы внимательны У вас на партах есть тест, посовещайтесь и выполните.
1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
а)Алиса б) Карлсон в ) Громов
2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?
а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска
3. Какой багаж был у профессора?
а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами
4. Что находилось в чемодане?
а)Электроник б)спящая красавица в) кукла
5. Кто такой Электроник?
а) ученик 4 класса б) кибернетический мальчик в) сын профессора Громова
6. Что случилось с Электроником в гостинице?
а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал
7. Кибернетик – это
а) человек, умеющий умственно считать;
б) специалист по кибернетике;
в) ученый, изучающий космос.
8. Кибернетика – это
а) математическая наука, изучающая большие числа;
б) наука, изучающая непослушных мальчиков;
в) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
Следующее задание, вы работали в парах, теперь работаем индивидуально. Найти в тексте
1 ряд Найдите описание города Дубки.
2ряд. Каким был кибернетический мальчик? Как он выглядел.
Молодцы! Нашли все ответы на вопросы.
Заполним нашу таблицу достижений, оценим выполнение задания.
Давайте подведём итоги:
· Назовите тему урока.
· Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?
· Довольны ли вы своей работой? Возьмите карточки, продолжите предложение.
· Кто сегодня особенно отличился?Кому бы вы поставили 5, за что?
1. Подготовить пересказ текста
2. Нарисовать кибернетического мальчика
3 .Прочитать текст, найти факты, подтверждающие, что повесть – научно- фантастическая.
Спасибо за урок!
Самоанализ урока по литературному чтению в 4 классе
Тема урока Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Урок, который вы посмотрели, входит в раздел страна Фантазия.Ставились следующие цели:
Образовательные: п ознакомить детей с произведением Е.Велстистова «Приключения Электроника»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Развивающие: Развивать фантазию, учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас через изучение новых слов ; развивать память, устную речь через ответы на вопросы, мышление, творческий потенциал.
Воспитательные: в оспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.
Планируемые на уроке универсальные учебные действия учащихся:
Ориентироваться в своей системе знаний.отличать новое уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Уметь формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Формировать интерес к учению
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 4 класса . Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, парная и фронтальные формы организацииучебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока.Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель — ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
В начале урока — я сконцентрировала внимание учащихся на работу.
На этапе целеполагания были созданы условия для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, ребята выдвигали предположения о теме предстоящего урока.
Цели урока сформулированы совместно с учениками. Во время фронтального опроса осуществлялась коммуникативная деятельность учащихся, формировались такие УУД, как умение слушать собеседника, строить понятные для него высказывания, умение выдвигать гипотезы.
Этап изучения нового материала на уроке организован по нескольким направлениям:1) представленная учениками презентация (биография Велстистова) способствует развитию информационных компетенций (формирование умений преобразовывать нужную информацию с помощью информационных технологий). Рассказ заранее подготовленного ученика о том, как появился электронный мальчик, продемонстрировал развитие познавательных УУД учеников (способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное). 2) Организация работы в парах, индивидуальная, фронтальная.
Чтение отрывка произведения ребята показали владение методикой медленного «вдумчивого» чтения, продемонстрировали качество чтения -технику и осмысленность. Тест по содержанию текста. Показывает, что дети поняли произведение и разбираются в содержании.
Работа с текстом найти ответы на вопросы.В домашнее задание имеет творческий аспект и носит дифференцированный подход.ребенок может выбрать его по своему уровню развития, по интересу)
На этапе рефлексии Учащиеся анализируют свою деятельность (свои знания, умения, навыки)
Кибернетик
Кибернетика (от греч. kybernetike — «искусство управления», от греч. kybernao — «правлю рулём, управляю», от греч. Κυβερνήτης — «кормчий») — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
В теории информации термин кибернетика впервые был предложен Норбертом Винером в 50-х годах.
Стаффорд Бир назвал её наукой эффективной организации, а Гордон Паск расширил определение, включив потоки информации «во все медиа», начиная со звёзд и заканчивая мозгом. Она включает изучение обратной связи, чёрных ящиков и производных концептов, таких как управление и коммуникация в живых организмах, машинах и организациях, включая самоорганизации. Она фокусирует внимание на том, как что-либо (цифровое, механическое или биологическое) обрабатывает информацию, реагирует на неё и изменяется или может быть изменено, для того чтобы лучше выполнять первые две задачи [1] . Более философское определение кибернетики, предложенное в 1956 Луисом Коуффигнал (Louis Couffignal), одним из пионеров кибернетики, описывает кибернетику как «искусство обеспечения эффективности действия» [2] .
Кибернетика — междисциплинарные исследования структуры регулирующих систем. Кибернетика близко связана с теорией управления и теорией систем. И в зарождении и в развитии во второй половине 20-ого столетия, кибернетика одинаково применима к физическому и социальному (то есть, основанный на языке) системам. Кибернетика является выдающейся, когда система при исследовании вовлечена в замкнутую цепь сигнала, где действие системы в окружающей среде вызывает некоторое изменение в окружающей среде, а это изменение проявляется на системе через информацию/обратную связь, что вызывает изменения в способе поведения системы. Эти «круговые причинные» отношения необходимы и достаточны с точки зрения кибернетики.
Современная кибернетика началась как междисциплинарные исследования, соединяющее области систем управления, теории электрических цепей, машиностроения, логического моделирования, эволюционной биологии, неврологии, антропологии, и психологии в 1940-ых, часто приписывается Конференциям Macy.
Другие области исследований, которые влияли или были под влиянием кибернетики, включают теорию игр, теорию систем (математический эквивалент кибернетики), психология (особенно нейропсихология, бихевиоризм, познавательная психология), философия, и архитектура.
Содержание
Обзор
Термин кибернетика происходит от греческого Κυβερνήτης (kybernētēs, рулевой, правитель, пилот, или руль — однокоренные со словом правительство). Кибернетика — широкая область исследований, но основная цель кибернетики состоит в том, чтобы понять и определить функции и процессы систем, у которых есть цели, и которые участвуют в круговых, причинных цепях, которые двигаются от действия к восприятию и к сравнению с желательной целью, и снова к действию. Исследования в кибернетике обеспечивают средство изучения конструкции и функций любой системы, включая социальные системы, такие как деловое управление и организационное изучение, включая намерения сделать их более эффективными. Кибернетика была определена Норбертом Винером, в одноимённой книге, как исследование контроля и коммуникации животного и машины. Stafford Beer назвал её наукой эффективной организации, а Гордон Паск расширил до включения потоков информации «из любых источников» от звезд до мозгов. Она включает исследование обратной связи, черных ящиков и производных понятий, таких как взаимодействие и контроль в живых организмах, машинах, и организация, включая самоорганизацию. Его цель — то, как что-нибудь (цифровое, механическое или биологическое) обрабатывает информацию, реагирует на информацию, и меняется или может быть изменено, чтобы лучше выполнить первые две задачи. Более философское определение, предложенное в 1956 Louis Couffignal, одним из пионеров кибернетики, характеризует кибернетику как «искусство обеспечения эффективности действия». Новое определение было предложено Louis Kauffman, президентом американского Общества Кибернетики, «Кибернетика — исследование систем и процессов, которые взаимодействуют сами с собой и воспроизводят себя».
Понятия, изучаемые кибернетчиками (cyberneticists или, поскольку некоторые предпочитают, cyberneticians), включают, но не ограничены: изучение, познание, адаптация, общественный контроль, появление, коммуникация, эффективность и взаимосвязь. Эти понятия изучаются другими предметами, такими как инженерное дело и биология, но в кибернетике они отделены от контекста отдельного организма или устройства.
Другие области исследования, которые влияли или были под влиянием кибернетики, включают теорию игр; теорию систем (математический эквивалент кибернетики); психология, особенно нейропсихология, бихевиоризм, познавательная психология; философия; антропология и даже архитектура.
История
Корни Кибернетической теории
Слово Кибернетика сначала использовалась в контексте «исследования самоуправления» Платоном в «Законах» (Произведение Платона написанное в форме диалога. Состоит из 12 книг.), для обозначения управления людьми. Слова управлять govern, и правитель governor связаны с тем же самым греческим корнем через латинских родственников gubernare и gubernator. Слово «cybernétique» также использовалось в 1830 году французским физиком, систематизатором наук Андре Ампером (André-Marie Ampère, 1775—1836), для обозначения науки управления в его системе классификации человеческого знания.
Первая искусственная автоматическая регулирующая система, водяные часы, была изобретена механиком Ktesibios. В его водяных часах вода вытекала из источника, такого как стабилизирующий бак в бассейн, затем из бассейна на механизмы часов. Устройство Ktesibios’s использовало конусовидный поток, для контроля уровня воды в своём резервуаре и регулировки скорости потока воды соответственно, чтобы поддержать постоянный уровень воды в резервуаре, так, чтобы он не был ни переполнен ни осушен. Это было первым искусственным действительно автоматическим саморегулирующим устройством, которое не требовало никакого внешнего вмешательства между обратной связью и управляющими механизмами. Хотя они не ссылались на это понятие как на Кибернетику (они считали это областью инженерного дела), Ktesibios и другие, такие как Heron (Герон Александрийский) и Su Song, как полагают, считаются одними из первых, изучавших кибернетические принципы. Исследование целенаправленных механизмов (от греческого τέλος или telos для конца, цели, или назначение) в машинах с корректирующей обратной связью датируется еще концом 1700-ых, когда паровой двигатель James Watt’a был оборудован управляющим устройством, центробежным клапаном обратной связи для того, чтобы управлять скоростью двигателя. Alfred Russel Wallace идентифицировал это как принцип эволюции в его известной работе 1858. В 1868 James Clerk Maxwell опубликовал теоретическую статью по управляющим устройствам, одном из первых рассмотрел и усовершенствовать принципы саморегулирующихся устройств. Jakob von Uexküll применил механизм обратной связи в своей модели функционального цикла (Funktionskreis), для объяснения поведения животных и происхождение значения вообще.
В начале 20 века
Современная кибернетика началась как междисциплинарные исследования, соединяющее области систем управления, теории электрических цепей, машиностроения, логического моделирования, эволюционной биологии, неврологии в 1940-ых. Системы электронного управления берут начало с работы инженера Bell Telephone Laboratories Harold S. Black в 1927 году по использованию отрицательной обратной связи, для управления усилителями. Идеи также имеют отношения к биологической работе Ludwig von Bertalanffy в общей Теории Систем.
Ранние применения отрицательной обратной связи в электронных схемах включали контроль артиллерийских установок и радарной антенны во время Второй Мировой Войны. Jay Forrester, аспирант в Лаборатории Сервомеханизмов в Массачуссетском технологическом институте, работавший во время Второй Мировой Войны с Gordon S. Brown, над совершенствованием систем электронного управления для американского Флота, позже применил эти идеи к общественным организациям, таким как корпорации и города как первоначальный организатор Школы Индустриального Управления Массачуссетского технологического института в MIT Sloan School of Management. Forrester известен как основатель Системной Динамики. W. Edwards Deming, гуру комлексного управления качеством, для которого Япония назначила свою главный послевоенный индустриальный приз, был молодым специалистом в Bell Telephone Laboratories в 1927 и, возможно, был под влиянием сетевой теории (по-русски — Сетевой анализ). Deming сделал «Понимающие Системы» одним из четырех столпов того, что он описал как «Глубокое Знание» в его книге «Новая Экономика.»
Многочисленные работы возглавляли соединение в этой области. В 1935 российский физиолог Анохин Петр Кузьмич издал книгу, в которой было изучено понятие обратной связи («обратная афферентация»). Исследование и математическое моделирование регулирующих процессов стали продолжительным исследовательским усилием, и две ключевых статьи были опубликованы в 1943. Этими работами были «Поведение, Цель и Телеология» Arturo Rosenblueth, Norbert Wiener, и Julian Bigelow; и работа «Логическое Исчисление Идей, Постоянных в Возбужденной Деятельности» Warren McCulloch и Walter Pitts.
Кибернетика как дисциплина была твердо установлена Wiener, McCulloch и другими, такими как W. Ross Ashby и W. Grey Walter.
Walter был одним из первых, кто построил автономные роботы в помощь исследованию поведения животных. Вместе с США и Великобританией, важным географическим местоположением ранней кибернетики была Франция.
Весной 1947, Wiener был приглашен на конгресс по гармоническому анализу, проведенному в Nancy, Франция. Мероприятие было организовано Bourbaki, французским научным обществом, и математиком Szolem Mandelbrojt (1899—1983), дядей всемирно известного математика Benoît Mandelbrot.
Во время этого пребывания во Франции Wiener получил предложение написать сочинение на тему объединения этой части прикладной математики, которая найдена в исследовании Броуновского движения и в телекоммуникационной инженерии. Следующим летом, уже в Соединенных Штатах, Wiener решил ввести неологизм кибернетика в свою научную теорию. Название Кибернетика было придумано, чтобы обозначить исследование «целенаправленных механизмов» и была популяризировано через его книгу Кибернетика, или исследование контроля и коммуникации животного и машины. (Hermann & Cie, Париж, 1948). В Великобритании это стало центром для Ratio Club.
В начале 1940-ых Джон фон Нейман, более известный для его работы в математике и информатике, вносил уникальное и необычное дополнение в мир кибернетики: клеточные автоматы фон Нейман, и их логическое продолжение Универсальный Конструктор фон Нейман. Результатом этих обманчиво простых мысленных экспериментов стало понятие самовопроизводства, который кибернетика приняла как основное понятие. Понятие, что те же самые свойства генетического воспроизводства относились к социальному миму, живым клеткам, и даже компьютерным вирусам, является дальнейшим доказательством несколько удивительной универсальности кибернетических исследований.
Wiener популяризировал социальные значения кибернетики, провеля аналогии между автоматическими системами (такими как регулироваемый паровой двигатель) и человеческими институтами в его бестселлере The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society (Houghton-Mifflin, 1950).
В то время как не мало исследовательских организаций сосредоточились на кибернетике, Биологическая Компьютерная Лаборатории в университете Иллинойса, Urbana-Champaign, под руководством Heinz von Foerster, был главным центром кибернетических исследований в течение почти 20 лет, начинаясь в 1958.
Падение и возрождение кибернетики
В течение прошлых 30 лет кибернетика прошла цикл взлетов и падений, становясь все более значимой в области искусственного интеллекта и биологических машинных интерфейсов (то есть киборгов), и когда это исследование лишилось поддержки, область в целом сбилась со своего основного направления.
В 1970-ых новая кибернетика проявилась в многих областях, сначала в биологии. Некоторые биологи под влиянием кибернетических понятий (Maturana и Varela, 1980; Varela, 1979; Atlan, 1979), осознали, что кибернетические метафоры программы, на которую базировалась молекулярная биология, представляли собой концепцию автономии невозможно для живого существа. Следовательно, этим мыслителям пришлось изобрести новую кибернетику, более подходящую для организаций, которые человечество обнаруживает в природе — организации, которые он самостоятельно не изобрел. Возможность того что эта новая кибернетика могла также составлять социальные формы организации, оставалась объектом дебатов среди теоретиков на самоорганизации в 1980-ых.
В политологии Проект Cybersyn попытался ввести кибернетически административно-командную экономику в течение начала 1970-ых. В 1980-ых, в отличие от ее предшественника, новая кибернетика интересуется взаимодействием автономных политических фигур и подгрупп, и практического и рефлексивного сознания предметов, создающих и воспроизводящих структуру политического сообщества. Основное мнение — рассмотрение рекурсивности, или само-зависимости политических выступлений, как в отношении выражения политического сознания, так и путями, в которых системы создаются на основе себя.
Geyer и van der Zouwen в 1978 обсуждали много особенностей появляющейся «новой кибернетики». Одна особенность новой кибернетики — то, что она рассматривает информацию как построенную и восстановленную человеком, взаимодействующим с окружающей средой. Это обеспечивает эпистемологическое основание науки, рассматривая это как зависимое от наблюдателя. Другая особенность новой кибернетики — свой вклад к соединению «микромакро-промежутка». Таким образом, это связывает человека с обществом. Geyer и van der Zouwen также отметили, что переход от классической кибернетики к новой кибернетике приводит к переходу от классических проблем к новым проблемам. Эти изменения в размышлении включают, среди других, изменения от акцента на управляемой системе, к управляющей, и фактору, который направляет управляющие решения. И новый акцент на коммуникации между несколькими системами, которые пытаются управлять друг другом.
Недавние усилия в истинном направлении кибернетики, системы контроля и поведения на стадии становления, таких смежных областях, как теория игр (анализ группового взаимодействия), и Metamaterials (исследование материалов со свойствами вне ньютоновых свойств их составляющих атомов), системы обратной связи в эволюции, и метаматериал (изучение материалов со свойствами за Ньютоновскими свойства их составных атомов), привели к возрождению интереса в этом все более актуальной области.
Сфера кибернетики
Объектом кибернетики являются все управляемые системы. Системы, не поддающиеся управлению, в принципе, не являются объектами изучения кибернетики. Кибернетика вводит такие понятия, как кибернетический подход, кибернетическая система. Кибернетические системы рассматриваются абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примеры кибернетических систем — автоматические регуляторы в технике, ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество. Каждая такая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Основные технические средства для решения задач кибернетики — ЭВМ. Поэтому возникновение кибернетики как самостоятельной науки (Н. Винер, 1948) связано с созданием в 40-х гг. 20 в. этих машин, а развитие кибернетики в теоретических и практических аспектах — с прогрессом электронной вычислительной техники.
Кибернетика является междисциплинарной наукой. Она возникла на стыке математики, логики, семиотики, физиологии, биологии, социологии. Ей присущ анализ и выявление общих принципов и подходов в процессе научного познания. Наиболее весомыми теориями, объединяемыми кибернетикой, можно назвать следующие:
Кроме средств анализа, в кибернетике используются мощные инструменты для синтеза решений, предоставляемые аппаратами математического анализа, линейной алгебры, геометрии выпуклых множеств, теории вероятностей и математической статистики, а также более прикладными областями математики, такими как математическое программирование, эконометрика, информатика и прочие производные дисциплины.
Направления
Кибернетика — более раннее, но используемое все ещё общее обозначение для многих предметов. Эти предметы также простираются в области многих других наук, но объединены при исследовании управления системами.
Чистая кибернетика
Чистая кибернетика изучает системы управления как понятие, пытаясь обнаружить основные её принципы.
В биологии
Кибернетика в биологии — исследование кибернетических систем в биологических организмах, прежде всего сосредотачиваясь, как животные приспосабливаются к их окружающей среде, и как информация в форме генов передаются от поколения к поколению. Также имеется второе направление — киборги.
Теория сложных систем
Complexity Science attempts to analyze the nature of complex systems, and the reasons behind their unusual properties.
В компьютерной науке
Компьютерная наука напрямую применяет концепты кибернетики для управления устройствами и анализа информации.
В инженерии
Кибернетика в инженерии используется, чтобы проанализировать отказы систем, в которых маленькие ошибки и недостатки могут привести к сбою всей системы.
В экономике и социологии
История
Впервые термин предположительно был употреблён Платоном в смысле искусства управления кораблём или колесницей.
Термин в современном его значении ввёл Норберт Винер, считающийся отцом-основателем кибернетики (наряду с Колмогоровым), как отдельной самостоятельной науки. Само слово использовалось и ранее. Некоторые задачи кибернетики были поставлены А. А. Богдановым в его организационной науке «тектология», впоследствии забытой современниками.
В СССР в философский словарь 1954-го года издания попала характеристика кибернетики как «реакционной лженауки» [3] . В 1960-е и 1970-е гг. на кибернетику делалась большая ставка, как на техническую, так и на экономическую.
Значение слова кибернетик
Как и при исследовании явлений асимметрии, явления, прежде относившиеся к совершенно разным областям знания, объединяются воедино благодаря применению идей и методов кибернетики.
В одиночку, парами, целыми группами со всех сторон корабля сходились астрономы и тектонофизики, гравиметристы и инженеры, художники и математики, биологи и кибернетики, пилоты и биофизики.
В одиночку, парами, целыми компаниями со всех концов корабля сходились астрономы и тектонофизики, гравиметристы и инженеры, художники и математики, металлурги и кибернетики, пилоты и биофизики.
Так, например, данные сетевого графика строительства мощной Бурштынской тепловой электростанции ежедекадно передавались по проводам в виде цифровой шифровки в Киевский институт кибернетики.
Я же вам все время толкую, что все системы становятся тождественными итеративным системам, если передача возмущений равна нулю, а все целое идет к адаптации так же, как эти системы, — с обидой в голосе сказал главный кибернетик.
Я догадываюсь, что имеет в виду доктор Лауда, — заметил заместитель главного кибернетика Зорахан.
Хорпах в одном углу зала разговаривал с Лаудой и врачами, отдельно сгруппировались кибернетики.
Приглашение посетить Институт философии АН СССР, где в то время утверждали, что кибернетика лженаука, американский ученый игнорировал.
Китов считал своим учителем, привели его к убеждению, что принятая в нашей стране официальная трактовка кибернетики как буржуазной лженауки является неправильной.
Однако посольство Лямблии нажало на Форин Оффис, и профессора все же пригласили на Всемирный конгресс кибернетики в Оксфорде.
А потом ему понадобились колеса, рычаги, самолеты, и электричество, и ядерная энергия, и полупроводники, и кибернетика.
Кибернетик и Физик стали обсуждать детали этого проекта, чертили на песке какие-то формулы, но Райков их уже не слушал.
Его, единственного из людей, кого слушался Рэсси, провожали, как важную персону: Таратар и кибернетик Светловидов приехали на аэродром, а мама даже пробралась в самолет и, тревожно оглядываясь, защелкнула на его поясе тяжеленную бляху ремня.
Вопрос о возможности использования математических методов в процессе доказывания в более широком плане возник в современных условиях в связи с развитием теории информации и кибернетики.
Специалисты по ядерным двигателям, по антигравитации, сварке металлов и пластмасс, кибернетике, сжижению газов.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: kibernetik
Задом наперед читается как: китенребик
Кибернетик состоит из 10 букв